Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности

«Учет типа темперамента детей педагогами ДОУ в воспитательно- образовательном процессе» Маханькова И.Н., психолог МКДОУ « Детский сад « Колосок» Маханькова. — презентация

1 «Учет типа темперамента детей педагогами ДОУ в воспитательно- образовательном процессе» Маханькова И.Н., психолог МКДОУ « Детский сад « Колосок» Маханькова И.Н., психолог МКДОУ « Детский сад « Колосок»<\p>

2 Учебно-воспитательный процесс в ДОУ построен таким образом, что у воспитателя нет возможности заниматься с каждым ребенком в отдельности, но выделять среди воспитанников представителей четырех типов темперамента и учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при оценке детских игр и т.д. он может. Такой личностно – ориентированный подход существенно повысит эффективность учебно- воспитательного процесса с дошкольниками.<\p>

3 В процессе воспитания не следует ставить задачу изменить тип темперамента, так как каждый тип хорош по-своему. Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы и методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям типа темперамента дошкольника. Воспитатель должен так организовывать и направлять деятельность каждого ребенка, чтобы формировались положительные стороны, и избегать появления отрицательных сторон, присущего ему темперамента.<\p>

4 Немецкий психолог Г. Айзенк определяет темперамент по двум основным критериям: экстраверсия – интроверсия и эмоциональная стабильность – нестабильность. Каждому виду темперамента он дает следующие характеристики: Холерик – чувствительный, беспокойный, агрессивный, раздражительный, изменчивый, оптимистичный, активный. Сангвиник – общительный, открытый, разговорчивый, отзывчивый, непринужденный, жизнерадостный, склонный к лидерству, беспечный. Флегматик – пассивный, осмотрительный, вдумчивый, мирный, контролируемый, внушающий доверие, ровный, спокойный. Меланхолик – тревожный, легко расстраивающийся, сдержанный, необщительный, тихий, пессимистичный, склонный к рассуждениям, негибкий.<\p>

5 Из характеристики темпераментов ясно, что нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково. Очевидно, этим и можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди. Родители в таких случаях часто говорят: «Мы же их воспитываем одинаково». Именно одинаково, а надо было воспитывать не одинаково, учитывая и природный тип нервной системы, который мог быть различным, и условия жизни, которые изменились с момента появления первого ребенка. Чистых темпераментов не бывает, но есть ведущий.<\p>

6 флегматик Он нетороплив, сдержан, достаточно скуп на эмоции, отличается вдумчивостью, осмотрительностью и осторожностью, ему не свойственны резкие перепады настроения и он всегда и всё старается делать правильно, только получается это у него невероятно медленно, и часто может выводить из себя взрослых. Дети-флегматики никогда не устраивают капризы на пустом месте и легко контролируют свое поведение. У них есть один серьезный недостаток некоторая пассивность. Они с трудом самостоятельно принимают какие-либо решение, из-за чего иногда создается впечатление, что они безразличны ко всему, что происходит вокруг. Их медлительность способна довести взрослого до белого коленья, особенно в моменты, когда необходимо что-то сделать быстро, поэтому стоит учитывать эту их особенность. Дайте дополнительное время ребенку, чтобы он мог проснуться, позавтракать и вовремя выйти из дома, это ему просто необходимо, чтобы раскачаться и начать действовать, не нужно подгонять своего флегматика, это только усложнит задачу успеть вовремя в садик, школу, на работу. Маленький флегматик в общении спокойный, ровный, постоянный, он очень привязывается, легко подчиняется, не стремится к лидерству, не конфликтен, но не любит делиться своими игрушками, бережет их, при этом не стремиться забирать и чужие игрушки.<\p>

7 флегматик Если конфликт все же с другим ребенком возникает, то флегматик, как правило, либо спокойно и медленно уступает, либо спокойно и упорно сопротивляется. Друзей у ребенка-флегматика, как правило, немного, но если он нашел друга по душе, то будет ему бесконечно предан. В играх отдает предпочтение малоподвижным: конструктор, кубики, шашки и т.д., может долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжках, лепить, рисовать, смотреть мультики. В общение с детьми мало активен, молчалив, сдержан, не азартен. Опеку взрослых переносит спокойно, даже равнодушно, не стремиться перечить. В целом, покладист, но иногда бывает невероятно упрям. Ему нелегко даются любые перемены, поэтому адаптацию в садике, на новом месте жительства проходит сложно, она порой может затягиваться на длительный срок. Обучается флегматик медленно, на усвоение новой информации ему требуется больше времени, чем другим детям, но зато усвоенное однажды, он запомнит раз и навсегда, на всю жизнь. Воспитателям и родителям таких малышей необходимо учитывать при организации распорядка дня: игр, занятий, досуга, что их деткам требуется немного больше времени и помнить о том, что переучивать ребенка-флегматика занятие бесполезное и оно обреченно на провал.<\p>

8 холерик Он активный непоседа, баловник, эмоционален, подвижен, напорист и неусидчив. Ему необходимо везде поспеть, всё исследовать, проверить, ничего не упустить, если что-то вдруг случится без него, он невероятно расстроится. Миллион дел, которые ему просто необходимо сделать, причем, сразу безотлагательно, частенько выматывают ребенка-холерика, из-за чего он становится раздражительным и порой даже агрессивным, его неумение остановиться и сосредоточиться приводит к тому, что он устает и эмоционально, и физически. Отличительной чертой ребенка-холерика является недостаточность внимания, неумение доводить начатое дело до конца, неусидчивость и непоседливость, они не дают маленькому холерику сосредоточиться и часто становятся причиной его несдержанности и конфликтности. Чаще всего дети-холерики точно знают, чего хотят, и упорно и настойчиво добиваются этого, не мытьем, так катаньем. Заставить маленького холерика делать, что либо, против его воли, практически, невозможно, как говориться, себе дороже…<\p>

9 сангвиник Он энергичный, ловкий, жизнерадостный, подвижный, приятный и легкий в общении, улыбчивый и разговорчивый. Это шустрый непоседа, он любит прыгать, бегать, скакать, ползать, в общем, двигаться любыми доступными в данный момент способами. Ему почти всегда весело, он легко и непринужденно буквально за пару-тройку минут может обаять как окружающих его детей, так и взрослых. Ребенок-сангвиник легко знакомится, заводит новых друзей, поэтому он быстро и безболезненно привыкает к детскому саду, спортивной секции. Ни новая обстановка, ни новый коллектив, не напрягают и не смущают юного сангвиника, напротив, ему нравится заводить новые знакомства, изучать новые места, он любит перемены, более того, без новых впечатлений он начинает скучать и грустить. Сангвиники дружелюбны, уступчивы, не капризны, часто становятся душой компании, они с легкостью могут уступить первенство другому ребенку, они не конфликтны и готовы дружить со всеми.<\p>

10 сангвиник Ребенок-сангвиник может расстроиться и расплакаться из-за пустяка, но быстро успокаивается и улыбка тут же сменяет слёзы. Он не злопамятен, отходчив и легко переключается с одного занятия на другое. Детям-сангвиникам нравится познавать мир, причём, в различных его проявлениях. Они любят учиться, обучаются легко. Ребенка-сангвиника не нужно долго упрашивать, т.к. он любит, когда его просят и хвалят. Дети-сангвиники очень любят взаимодействовать с взрослыми людьми, им нравится учиться у них, в отличие от детей-холериков, сангвиники могут легко соглашаться, пробовать разные варианты выполнения задания и не будут отказываться от Вашей помощи, используйте это желание: больше времени уделяйте ребенку, и не забывайте его хвалить..<\p>

11 Меланхолик – это вечный страдалец, Пьеро на все времена. Он невероятно обидчив, даже самый незначительный повод может вызвать у него слёзы, оставить в его душе глубокий, порой неизгладимый след. Если же вдруг в его жизни долгое время не происходит ничего, что способно огорчить или вызвать его раздражение, меланхолик легко сам додумает и представит с такой яркостью не случившееся несчастье, что будет упиваться и страдать ни чуть не меньше, чем от реально произошедшего. Это о них можно сказать «нам трудности не нужны, мы их легко создадим себе сами». Настроение меланхолика очень изменчиво, но он старается скрывать это и не проявлять внешне свои чувства. Довольно редко меланхолик рассказывает о своих переживаниях, хотя имеет склонность погружаться в них надолго и со всей отдачей. Он часто грустен, печален, подавлен, не уверен в себе, тревожен и склонен к невротическим расстройствам, при этом он сильно тянется к людям, чутко и отзывчиво реагирует на движение чужих душ, он способен на эмпатию и сострадание. Жизненная позиция меланхолика малоактивна, он с удовольствием примет пассивную роль и будет беспрекословно следовать след в след за тем, кто согласится взять на себя роль проводника, наставника, спрятавшись за его спину от невзгод и потрясений..<\p>

12 Меланхолик Эмоции свои выражают слабо, но ярко, страдают от души и со вкусом, они довольно часто тревожны по отношению к самим себе и к близким им людям. Меланхолик очень тяжело переносит пренебрежение к своим чувствам (страдание входит в их число) и попытки вывести его из состояния апатии и грусти может быть воспринято как грубое вмешательство. Излишняя ранимость, склонность к само сожалению и высокая мнительность позволяют меланхолику поверить в то, что Вы, якобы, специально и сознательно стремитесь его обидеть, вывести из равновесия и нарушить покой его внутреннего мира, который служит меланхолику крепостью, за стенами которой он прячется порой от реальной жизни, пребывая в иллюзиях и мечтаниях. Тонко чувствующие и мягкие по натуре очень часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. Главное, что необходимо меланхолику для гармоничного общения с другими людьми, это осознание того факта, что мир в целом не злой, просто люди живущие в нём разные и отличаются от него. В целом меланхолики высоко эмоциональны и чувственны, способны к сопереживанию, эмпатии, их отличает мягкость и послушание, доброжелательность, а также повышенная ранимость, высокая мнительность и замкнутость, уход в себя..<\p>

13<\p>

14 Рекомендации по работе с Сангвиником — нужно формировать устойчивые привязанности и интересы, — формировать усидчивость, неторопливость, -не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, -необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца; -воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их интересами; — не следует ругать его за некоторую рассеянность, несерьезность при выполнении заданий, стоит учитывать его личностную особенность, такую как несобранность, неспособность сосредотачиваться и долго удерживать внимание; — чаще хвалите, поощряйте его на завершение любого начатого дела, обращайте его внимание на то, как он выполнил задание, если хотите чтобы он переделал некачественно выполненное задание, просто спокойно попросите, чтобы он сделал его так, чтобы ему самому понравилось; — постарайтесь приучить сангвиника к порядку: выполняйте все запланированные с ним дела поочередно, не перескакивайте с одного дела на другое;<\p>

15 Рекомендации по работе с Сангвиником — ребенку можно и нужно постоянно напоминать, подсказывать, учить его, он способен принимать даже доброжелательный контроль с Вашей стороны; — следует также обратить внимание на желание ребенка-сангвиника нравиться всем без исключения, это стремление, быть хорошим всегда и для всех, может негативно отразиться на его поведении в дальнейшем; — говорите сангвинику и о важности привязанности к родным и близким, к друзьям и приятелям, научите относиться его серьезно к дружбе; — помогите ему освоить навыки общения и научите его ценить дружбу, быть верным преданным другом и внимательно относиться к друзьям-ровесникам; — пластичность нервной системы ребенка-сангвиника часто приводит его к резким переменам настроения, поэтому приучайте его понимать и принимать все чувства, которые он испытывает; — для ребенка-сангвиника очень важен ваш положительный пример.<\p>

16 Рекомендации по работе с Холериком -энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, — ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал; — важно исключить перевозбуждение ребенка, добиваться от него сдержанного поведения; — давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке; — особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий требований взрослого; -надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие; — необходимо поощрять страстность в работе, энергию и активность, разумную инициативность; -количество запретов сводится до минимума, но требуются их неукоснительное выполнение, — поручения даются кратковременные, постепенно удлиняя их, — заполнять время ребенка самыми разнообразными делами; — важно осознать взрослому, что холерику сложно, почти невозможно справляться с импульсивностью, подверженностью вспышкам гнева, драчливостью и неспособностью к самоконтролю, все эти качества очень мешают ему;<\p>

17 Рекомендации по работе с Холериком -почаще устраивайте прогулки, походы, соревновательные подвижные игры, т.к. ребенку необходимы простор и свобода, — учите его доводить начатое дело до логического конца, но учтите, что в вашем понимании и в понимании холерика они будут разными, потому что каждый холерик считает, что любой имеющийся на сегодняшний день результат его деятельности достоин похвалы; — хвалите своего холерика, но не перехваливайте; — у маленького холерика должна быть его собственная обязанность: убирать игрушки, помогать накрывать на стол, поливать цветы, в соответствии с возрастом, но обязательно его обязанность, личная; — не ругайте его при посторонних, не наказывайте в момент крика, плача, истерики, дайте ему время остыть и только после этого спокойно и мирно объясните, что он сделал не так и как надо поступать в той или иной ситуации. Иногда пояснение на счет последствий поступка ребенка-холерика следует вообще перенести на следующий день, так как он и сам бы очень хотел научиться держать себя в руках, если бы это было возможно, но он пока не в силах это сделать, наберитесь терпения и запаситесь спокойствием, помоги ребенку; — ровное и спокойное общение с ребенком; — учитесь контролировать в первую очередь, свои эмоции и прежде, чем сказать что-то ребенку-холерику в порыве гнева или страсти, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов и задумайтесь, а помогут ли ваши эмоции, окрики и нотации вырулить ситуацию и погасить зарождающейся конфликт.<\p>

18 Рекомендации по работе с Флегматиком: – развивать большую подвижность, активность, — побуждайте его принимать участие в соревновательных играх; — не допускать, чтобы он проявлял равнодушие и безразличие к деятельности, вялость, инертность; -не позволяйте часами отсиживаться в уголочке со своими любимыми игрушками, занятиями, такое поведение в детском возрасте, может привести к пассивности и инфантильности в будущем; -его следует чаще заставлять не только работать в определенном темпе, но и вызывать у него эмоциональное отношение к тому, что он делает сам и к тому, что делают его сверстники; — учить его мечтать и фантазировать; — приучайте его к отзывчивости и чуткости по отношению к другим и учите его помогать окружающим; — не торопите его, помните о том, что он не может комфортно жить в условиях дефицита времени; — не давите на него, чаще поощряйте и хвалите его и ни в коем случаи никогда не называйте его «копушей» и т.д., особенно при посторонних.<\p>

19 Рекомендации по работе с Меланхоликом: — он требует повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта; — важно считаться с его ранимостью, с быстрой утомляемостью; -следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, — выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, — развивать активность и смелость; — учитывать, что чрезмерная строгость и резкое повышение требований еще больше затормаживает его, снижает работоспособность; -Во время занятий его следует чаще спрашивать, создавая при этом спокойную обстановку, большую роль играют одобрение, похвала, подбадривание; -необходимо развивать общительность, через общественную деятельность; постепенно вводить его в коллектив; -нуждается в постоянной тренировке, без которой подвижность нервных процессов может быть снижена. Тренировка процесса торможения протекает по таким правилам: — вхождение в работу требует запаса времени, спешка тормозит ребенка; -в требованиях и указаниях использовать только спокойный, ровный тон; — любую нагрузку давать на положительном эмоциональном фоне; — попытки же вывести их из состояния хандры и страдания могут сопровождаться серьезными обидами и спровоцировать у них новую волну тревоги и волнения, стоит крепко подумать, прежде чем предложить меланхолику помощь в поднятии их настроения и жизненного тонуса.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/979004/

Учет типа темперамента в воспитании ребенка

Физиологической основой темперамента является тип нервной деятельности человека. По мнению отечественного физиолога И.П. Павлова, сочетание таких свойств нервных процессов, как сила, уравновешенность и подвижность, дают возможность выделить четыре типа нервной системы.

Тип нервной системы / темперамент Свойства нервных процессов
«безудержный»/холерик Сильный, неуравновешенный, подвижный
«живой»/сангвиник Сильный, уравновешенный, подвижный
«спокойный»/флегматик Сильный, уравновешенный, инертный
«слабый»/меланхолик Слабый, неуравновешенный, инертный или подвижный

Возникновение и развитие свойств темперамента происходит постепенно, в соответствии с закономерностями психики ребенка, с одной стороны, и в соответствии со специфическими особенностями созревания каждого из четырех типов НС, с другой.

Возраст человека непосредственно влияет на проявление темперамента. В дошкольном возрасте наиболее ярко обнаруживаются обладатели уравновешенного, инертного и слабого типов, так как они контрастируют с возрастными особенностями дошкольников:

– высокая чувствительность;

– быстрое восстановление сил;

– слабость процессов возбуждения и торможения;

– неуравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Жизненными показателями силы/слабости НС являются:

– сон (скорость засыпания, глубина сна);

– реакция на голод (крик, плач, спокойствие, вялость);

– восстановления сил (быстрое, медленное).

Жизненными показателями силы возбуждения является:

– длительность сохранения высокого уровня работоспособности при длительной напряженности;

– устойчивость положительного эмоционального фона;

– проявление смелости в непривычных условиях;

– устойчивость внимания типов темперамента детей дошкольного возраста.

Психологическая характеристика типов темперамента.

Тип нервной системы Тип темперамента Психологическая характеристика типа Акцент в воспитании
СильныйУравновешенныйПодвижный сангвиник Живо, с большой энергией отвлекается на все, привлекающее внимание; мимика живая, движения быстрые, выразительные; чувства и отношения к чему-либо не скрывает; слабые звуковые и световые раздражители не замечает; энергичен; работоспособность высокая; активно принимается за все новое; соображает быстро; речь эмоциональная; чувства, интересы, предпочтения изменчивы; легко заводит новые знакомства; легко адаптируется к новым условиям; быстро переключается с одного занятия на другое; навыки вырабатываются быстро; экстраверт – формировать устойчивые интересы;– учить доводить начатое до конца;– формировать критическое отношение к результатам своего труда;– обращать внимание на качество выполнения задания;– предлагать игры, требующие точности, сдержанности
СильныйНеуравновешенныйИнертный Холерик Ни замечает слабые звуковые и световые сигналы; вспыльчив, нетерпелив; в эмоциях несдержан; стремления устойчивы; настойчив; испытывает трудности переключения внимания;мимика и речь эмоциональны; темп умственной деятельности высок – развивать способность считаться с чувствами окружающих;– направлять энергию на полезные дела;– укреплять процесс торможения через включения в спокойную деятельность;– развивать сдержанность
СильныйУравновешенныйинертный флегматик Малоэмоционален; при больших неприятностях остается спокоен; мимика, движения бедные; энергичен, работоспособен; отличается самообладанием, терпеливостью; внимание сосредотачивает медленно; склонен к стереотипизации навыков, привычек; с трудом приспосабливается к новому; малообщителен; темп работы низкий. – постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры с малой, потом средней, а потом высокой подвижностью;– учитывать низкий темп выполнения задания
Слабый меланхолик Повышенная чувствительность; малейший повод может вызвать слезы; чрезмерно обидчив и восприимчив к несправедливости; мимика невыразительна; голос тихий; робок, тревожен, самооценка занижена; малоэнергичен; ненастойчив; работоспособность низкая; внимания легко отвлекаемое; к новым условиям привыкает долго; малообщителен; – чаще давать положительную оценку, подбадривать;– создавать ситуации успеха;– организовывать совместную деятельность с успешными детьми

Каждый тип темперамента имеет черты, которые при определенных обстоятельствах могут становиться недостатками. Задача психолога – помочь родителям и педагогам выработать такие меры воздействия на ребенка, которые не «ломали» бы его природные качества, а развивали положительные, сильные стороны.

Источник: http://tvorchlitsey.ru/nmd/sozdanie-materialov/862-uchet-tipa-temperamenta.html

Учет темперамента в учебно-воспитательной работе

Среди различных направлений и форм перестройки народного образования едва ли не главное, узловое значение приобрела индивидуализация учебно – воспитательного процесса.

Сейчас стали по – настоящему осознавать всю глубину отчуждённости, которую многие дети испытывают по отношению к школе. Более того, становится очевидным, что эта отчуждённость – закономерное следствие того, что сама школа во многом отчуждена от ученика.

И проявляется это прежде всего в игнорировании индивидуальности школьника.

Почему детям трудно учиться? Как помочь преодолеть им школьные трудности, начиная с первого класса? Эти вопросы стоят передо мной все 18 лет педагогической практики. В связи с этим меня заинтересовала проблема изучения и диагностики темперамента, учёт его в учебно-воспитательной работе.

Каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах.

Зная темпераменты учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого школьника, чтобы постепенно менее резко проявлялись свойства темперамента, которые мешают ребёнку в его учебной работе и поведении, и закреплялись положительные свойства его темперамента. В результате будут воспитываться (приобретаться) нужные качества обеспечивающие гармоническое развитие каждого учащегося.

Задача данной работы – определение личностных (темпераментных) особенностей учащихся с целью помощи педагогу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании; разработка индивидуальных рекомендаций для учителя.

Для определения типа темперамента лучше всего использовать 2 метода: наблюдение и Личностный опросник Айзенка.

Наблюдение – метод, наиболее подходящий в педагогической работе, особенно метод направленного наблюдения по определённой схеме или программе наблюдения. Эта схема указывает, на какие явления, а также на какие формы поведения и в каких ситуациях следует обратить особое внимание.

Средством диагностики, позволяющим дать наиболее быстрый результат, является опросник, как один из методов многомерного шкалирования. Следует, однако, отметить, что опросники, в принципе не применимы к исследованию дошкольников и учеников 1–2-х классов. Дело в том, что многие содержащиеся в них вопросы просто непонятны детям и, кроме того, им труднее, чем взрослым, оценивать своё поведение.

Диагностическое обследование индивидуальных особенностей темперамента учащихся проводится фронтально. Методическое обеспечение – «Методика экспресс – диагностики характерологических особенностей личности».

В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кэттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).

Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (детский вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с детьми каждого типа.

Обработку тестирования следует начинать с определения достоверности ответов испытуемых. Если ответы совпадают с указанными в ключе, то каждому из них приписывается 1 балл.

Если сумма баллов по показателю искренности ответов составляет 5 или 6, то полученные результаты подвергаются сомнению (возможно, испытуемый был при ответах ориентирован лишь на социальное одобрение).

Если сумма баллов более 7, то данные тестирования считаются недостоверными и дальнейшая обработка результатов не проводится. При сумме баллов 0 – 4 ответы достоверны.

На чистом листе бумаги вычерчиваются две взаимно перпендикулярные оси экстравертированности и нейротизма, как это обозначено на рис. 1, со значениями шкал 0 – 24. Точка пересечения осей соответствует значению 12.

Подсчитывается сумма баллов по показателю экстраверсии – интроверсии. Баллы за ответы по данному показателю начисляются также, как и по показателю «искренности ответов» (за каждый ответ, совпадающий с показателем экстраверсии в ключе опросника, присваивается 1 балл).

Эмоциональная неустойчивость

Эмоциональная устойчивость

Рис. 1. Двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма Г. Айзенка.

Определив место испытуемого в двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма, можно делать предположение о наличии у него определённых черт характера .

На основе данных тестирования экспериментатор пишет заключение, в котором отмечает уровневые характеристики показателей по каждому испытуемому и тип темперамента.

При групповой форме обследования берутся отдельные, выборочные компоненты индивидуально – психологических качеств личности.

Для группового обследования подбираются методы, удовлетворяющие следующим условиям: непродолжительность проведения, возможность быстрого и правильного понимания инструкции и интерпретации показателей учащихся, лёгкость обработки результатов.

Перед работой рекомендуется беседа с детьми, во время которой даётся минимум психологической информации о рассматриваемом вопросе, пробуждается интерес к предстоящей работе.

Если задачей является обсуждение личностных качеств, например, темпераментных, нежелательно рассказывать о них перед тестированием, чтобы исключить возможность осознанного или неосознанного искажения результатов. Предварительная характеристика предстоящего теста даётся в общих выражениях: «Сейчас мы будем изучать некоторые особенности, о которых подробнее расскажу после окончания работы…».

Нестабильный

Стабильный

Рис. 2. Взаимосвязь двух основных измерений личности по Г. Айзенку («Круг Айзенка»).

Значительно сэкономить время и снизить вероятность ошибок при тестировании и обработке материала помогает изложение условий выполнения и обработки теста на доске или отдельных листах, которые выдаются каждому учащемуся.

Перед началом работы необходимо добиться полного понимания инструкции каждым учащимся. После начала работы все ответы на вопросы и пояснения непонятного делаются индивидуально.

При выполнении тестов желателен постоянный контроль, чтобы исключить «заимствование» результатов соседями по столу, обсуждения и взаимных подсказок.

Следует помнить, что диагностика не является самоцелью – она должна быть либо информационной, либо познавательной, либо служить средством для более адекватной и целенаправленной обработки рекомендаций по развитию, совершенствованию и коррекции.

Ход диагностической работы.

  1. Инструктаж.

  2. Проведение теста Айзенка. (Описание методики дано в приложении).

  3. Обработка результатов.

  4. Градация результатов и нахождение «соответствующих точек» на шкале интро-экстраверсия, эмоциональная стабильность; определение типа темперамента.

  5. Отбор данных, где балл по шкале «ложь» больше 3.

На основе данных, полученных в ходе тестирования даются рекомендации о путях самокоррекции свойств личности, показании которых оказались чрезмерно высокими либо слишком низкими. 

Индивидуальный подход и тип темперамента.

Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий. Специально изучалось, как по – разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога.

Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью типа нервной системы после такой оценки бывали заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы.

Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики.

Учителя знают, что изменения школьного расписания, замена одного урока другим нарушают нормальную работу класса. Некоторые ученики легко и быстро осваиваются с такого рода изменениями, другие медленно. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту.

Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому же предмету.

В тоже время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на уроках.

Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети – холерики и дети с меланхолическим темпераментом. В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся – холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс.

От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы.

При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль за поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах.

Это только усилит его возбуждение.

На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность.

Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищённым в коллективе.

На занятиях этих учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.

Внимание учителя должны привлекать учащиеся – флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания – они спокойны, никому не мешают. У флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость.

У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость.

В соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях «тепличного» воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и определённую саморегуляцию, самовоспитание.

Растущему человеку необходимо постепенно научиться сознательно регулировать своё поведение и деятельность. У представителей разного типа темперамента это происходит по – разному.

Так, если холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергичность действий, то флегматику легче, чем холерику, выработать усидчивость, выдержку и хладнокровие.

Темперамент сказывается в том, что для одного ученика нужны одни приёмы выработки тех или иных психических качеств, а для другого – другие.

Показательно, что черты темперамента могут проявляться в разных сферах жизни (например, в условиях школы и дома) в разной степени; определённые проявления темперамента могут ограничиваться в то или другое русло под воздействием вырабатываемых установок и привычек. Другими словами, темперамент сказывается на чертах поведения, но не предопределяет их; первостепенное значение имеют воспитательные воздействия и вся система отношений растущего человека к окружающему миру.

Задача учителя заключается не в том, чтобы попытаться переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы путём систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и корректировать отрицательные черты, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности детей в классе мы можем создавать детям наиболее благоприятные условия обучения, устранять причины возможной дезадаптации, а следовательно, помогать ребёнку справляться с его психологическими трудностями, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать интересной его жизнь.

Венедиктова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов

В разделе «Медиатека» доступен для скачивания электронный вариант диагностики темперамента Айзенка

Источник: http://5psy.ru/obrazovanie/uchet-temperamenta-v-uchebno-vospitatelnoi-rabote.html

Учет особенностей темперамента школьников в учебно-воспитательной работе

Как уже отмечалось выше, учителю необходимо учитывать особенности темперамента учащихся, с целью создания оптимальных для учеников условий обучения.

Преподаватель должен все время помнить, что в результате соответствующего воспитания, педагогического воздействия у учащихся с разным темпераментом можно и нужно воспитывать положительные качества, обеспечивающие гармоничное развитие каждого школьника.

Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети-холерики и дети с меланхолическим темпераментом. Первых надо систематически удерживать от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию, прививать им привычку к более спокойной и равномерной работе.

У вторых надо развивать уверенность в своих силах, поощрять их активность, требовать поступков, связанных с преодолением трудностей. Дети со слабой нервной системой нуждаются в более четком режиме и определенном ритме работы.

Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому же предмету (например, при переходе от выслушивания объяснения к письму и т.п.). В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на уроках.

Некоторые дети легко и быстро осваиваются с резкими изменениями в распорядке школьного дня, другие же – медленно, и их работа разлаживается. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Понятно, что различные особенности темперамента учеников требуют и различной педагогической тактики.

Рассмотрим направления учебно-воспитательной работы с подростками с учетом их типа темперамента.

Для сангвиникахарактерна малая чувствительность, повышенная реактивность, большая импульсивность, энергичность, быстрота ума, быстрый темп речи и движений, высокая работоспособность.

Положительные стороны: хорошо контактирует с людьми, деятелен, из него можно воспитать хорошего организатора, податлив к воспитанию, но в присутствии товарищей.

Отрицательные стороны: неустойчивое настроение, опрометчивость решений, с трудом воспитываются волевые качества. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатывается легкомысленное отношение и непостоянство.

Сангвиник-ученик на уроке излишне подвижен, легко отвлекается, словоохотлив, типична поспешность в выполнении заданий, мимика и речь выразительны. По отношению к нему надо чаще проявлять строгость, над ним должен быть установлен систематический контроль.

В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников — нужно опираться на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности.

Вместе с тем нужно учесть, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиников с большим трудом, нежели у подростков с другим темпераментом. Частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд, нарушениям правил, порядка (не убрал учебники, разбросал вещи, не повесил пальто на вешалку и т.д.

), отсутствие контроля за поведением, действиями способствуют разрушению полезных привычек у сангвиников (затрудняет их формирование).

Податливость и пластичность нервной системы сангвиника, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной стороной: подросток имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитания подростка-сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов.

Сангвиник быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Больше всего ему подходит работа, требующая быстрой реакции. Но сангвиники быстро устают от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, подросток старается ее прекратить, переключиться на другое.

Во всех подобных ситуациях педагогу следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново.

Не следует допускать частой смены деятельности — привычка за все браться и не доводить до конца может стать свойством характера.

Очень важно с малых лет учить ребенка внимательно относиться к сверстникам, способствовать установлению прочных, глубоких взаимоотношений сангвиника со сверстниками, тому, чтобы новые его знакомства не вытесняли старые привязанности. Не следует ограничивать живость и активность сангвиника, однако полезно учить его сдерживать при необходимости свои порывы, считаться с притязаниями других [7].

Ухолерикамного общего с сангвиником, но он менее пластичен, более ригиден, медленнее перестраивается в новой деятельности, обстановке, несдержан, нетерпелив, вспыльчив.

Положительными чертами его является прямолинейность, в критические минуты — решительный напор, трудоспособность.

Отрицательные черты: обижается по пустякам, возможны нервные срывы.

Холерики легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность обучения и воспитания подростка с холерическим типом темперамента нередко усугубляется неправильным отношением к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать его активности, сдерживают его подвижность. Не надо запрещать ему быть активным, не надо читать нотации.

Гораздо целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться так организовать его жизнь, чтобы активность находила полезное применение. Надо считаться с тем, что холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить. Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры» воздействия — окрики, угрозы. От этого возбуждение только усиливается.

С возбудимым подростком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Так как у этих детей от природы слабый тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение. Нужно помочь его «обуздать», и здесь будут уместны шутки, юмор. Подростку-холерику трудно следовать правилам общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями.

Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания.

От школьников-холериков учитель должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность, ровное отношение к товарищам, взрослым.

Во время выполнения учебного задания у холериков следует формировать умение последовательно, по определенному плану вести работу, необходимо от них требовать добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения задания. Важно оценить по достоинству и присущие таким детям решительность, смелость, энергичность, устойчивость их интересов, нередко проявляющуюся инициативность.

Педагогу следует учитывать, что для холерика нужны самовоспитание и воспитание наедине. Требуется вырабатывать тормозные механизмы, переключение внимания; опасно захваливать, так как он сам склонен переоценивать себя [2].

Флегматикотличается малой чувствительностью, малой реактивностью и импульсивностью, медленным протеканием психических процессов, но, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, может выполнять дело, требующее длительного напряжения, проявляя усидчивость, устойчивое внимание и терпение.

Положительные или отрицательные черты у него зависят от условий: в одних возникают положительные черты – выдержка, глубина мыслей и т.д., в других – вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

В процессе учебной работы школьнику-флегматику нередко мешает его медлительность. В тех случаях, когда необходимо быстро сообразить, быстро запомнить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет полную беспомощность. Вместе с тем если уж он запоминает, то надолго и основательно.

Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность флегматичных учеников, бороться с равнодушием, излишним спокойствием и медлительностью, заставлять их работать в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому, к процессу деятельности.

Частой ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ним требований без учета природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым.

Наоборот, такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее действие на ученика, и, вместо того чтобы торопиться, подросток действует еще медленнее. Бывают случаи, когда подросток-флегматик вдруг проявляет нехарактерный для него темп деятельности, но быстрый темп требует от него большого напряжения, а «запасы» этого напряжения невелики.

Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно давать ребенку-флегматику поручения, требующие общения с детьми или со взрослыми. Подобного рода деятельность помогает развить и коммуникативные умения у интровертов.

Если подросток приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период «раскачки» может затянуться. Ученику-флегматику трудно не только начать дело, но и закончить его.

Следует заранее предупредить его о необходимости закончить работу, но не прерывать его резко.

Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности.

Медлительным детям надо создавать такие условия, чтобы вялость, малоподвижность не превратились в леность, а ровность чувств — в их бедность и слабость.

Не следует избегать ситуаций, требующих находчивости, расторопности, но важно и похвалить такого подростка за проявление этих качеств.

В педагогической практике необходимо учитывать инертность и малоподвижность флегматика. Он быстро теряется при ответах (поэтому не следует на него давить), не успевает за всеми, отстает в работе (давать больше времени на работу и ответ), долго вживается в коллектив [1].

Умеланхоликасамая высокая чувствительность, впечатлительность, малая реактивность и импульсивность, ему трудно на чем-то сосредоточиться, он быстро устает.

В нормальных условиях жизни меланхолик – человек глубокий, содержательный, отличается большой тактичностью, может прекрасно справляться с жизненными проблемами.

При неблагоприятных условиях он может превратиться в замкнутого, необщительного, боязливого, тревожного подростка.

В учебной работе меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения. В обучении ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. У учащихся с меланхолическим темпераментом следует развивать общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство дружбы и товарищества.

Подростки со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность и строгость, наказывать — все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на похвалу.

Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки — это лишь закрепит их неуверенность в своих силах. Детям-меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую продуктивность и качество работы, высокую обучаемость.

Надо учесть, что меланхолики — интроверты. Они чаще планируют свои действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность. У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности.

Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их качества — чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживаниям, эмпатии и др. Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной, музыкальной, изобразительной деятельности.

Важно учитывать это в процессе воспитательной работы. В педагогической практике у таких детей необходимо формировать уверенность в своих силах путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечанием «хорошо», «молодец» и т.п.

), не спрашивать новый, только что усвоенный материал, осторожно оценивать их неудачи (они очень болезненно относятся к ним), стараться не отвлекать внимания, создавать спокойную обстановку [4].

Выводы:

Таким образом, на основании вышеизложенного можно заключить, что регуляция поведения и деятельности у представителей разных типов темперамента происходит по-разному. Так, если у холерика легче, чем у флегматика, выработать быстроту и энергичность действий, то у флегматика легче, чем у холерика, выработать выдержку и хладнокровие.

Другими словами, темперамент сказывается на чертах поведения подростков, но не предопределяет их: первостепенное значение имеют воспитательные воздействия и учет особенностей темперамента учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Знание типа темперамента школьников позволит педагогу правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даст возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.

Можно заключить, что темперамент – это, прежде всего, данное природой. В каж­дом типе темперамента есть много положительного, у каждого человека есть запас качеств и свойств, помогающих ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость.

Источник: https://mykonspekts.ru/1-93554.html

Как подойти к процессу воспитания с учетом темперамента ребенка

В процессе взросления каждый ребенок проходит несколько этапов, при которых происходит становление его личности. У всех он проходит по-разному, так как каждый малыш по-своему уникален.

Но, чтобы не возникало проблем с воспитанием, важно подобрать тот способ душевного равновесия, который будет наиболее действенным.

И темперамент ребенка – это то, что в первую очередь должны учитывать все родители.

Важно понимать, что характер и темперамент ребенка тесно взаимосвязаны. Это то, что дано от рождения и никак не изменить. Но ни в коем случае не следует думать, что такие черты характера как агрессия, грубость и т.д. закладываются в ребенке с рождения. На это оказывает влияние в первую очередь воспитание.

Всего выделяют четыре типа темперамента детей дошкольного возраста: холерический, меланхолический, сангвинический и флегматический. Они кардинально отличаются друг от друга и требуют определенного подхода при воспитании малыша. В данной статье мы рассмотрим, как определить тип темперамента у ребенка. Также ознакомимся с тем, какой подход должен быть к детям с учетом темперамента.

Воспитание ребенка-холерика

Холерический тип темперамента часто проявляется в решительности и высокой подвижности ребенка. Поведение такого ребенка предугадать сложно, ведь он быстро загорается какой-то идеей и так же быстро теряет к ней интерес. Часто это обусловлено тем, что малыш сам не знает, чего он хочет.

Если у вашего ребенка темперамент холерического типа, то вы можете столкнуться со следующими проблемами:

  • Агрессия и вспыльчивость. Договориться с таким ребенком очень сложно;
  • С ранних лет такой малыш стремиться к самостоятельности, в его характере ярко выражена тяга к приключениям и риску. В дальнейшем это может привести к травмам;
  • Для такого ребенка важность поручения не играет роли. Его он выполняет «спустя рукава», часто игнорируя все инструкции;
  • Такой ребенок дружелюбный, но чужого мнения он не принимает, из-за чего могут возникнуть проблемы с интеграцией в коллектив;
  • При возникновении сложностей он не стремится их решить. Часто дело заканчивается капризами и истериками с ярко выраженным показательным характером.

Как «обуздать» холерический темперамент вашего ребенка

Родителям ребенка-холерика важно направить его неуемную энергию в нужное русло. Занятие спортом будет наилучшим решением. И дело не в том, что на тренировках он будет больше уставать. Ведь именно занятия спортом развивают дисциплинированность ребенка и умение рассчитать свои силы в нужной ситуации.

Чтобы малыш научился доводить дело до конца, родителям придется постараться. Для формирования этих качеств хорошим решением будет привлечение ребенка к занятиям ручным трудом.

Холерический темперамент ребенка порой мешает ему адаптироваться в обществе. Поэтому больше общайтесь с ним, анализируя сложившиеся ситуации. Старайтесь не слишком критиковать ребенка в публичных местах. Помните, что очень важно обуздать его эмоции, справившись с истерикой.

1) Используем физраствор для промывания носа ребенка: как это сделать правильно и безболезненно.
2) А вы знаете, как отличить гайморит от насморка? Этот вопрос мы рассматривали в этой статье.

Особенности характера ребенка-меланхолика

Несмотря на противоположные характеры меланхолика и холерика, одна существенная черта в их характере общая – эмоциональная неустойчивость. Поэтому методы борьбы с возможными истериками у них одинаковы. Характерными чертами меланхолика являются неуверенность в себе, необходимость в постоянной защите и ободрении, а также боязнь новых начинаний.

Характеру ребенка-меланхолика свойственны следующие черты:

  • Он редко спорит и быстро устает, подвержен чужому влиянию. Даже малейшая неудача способна вывести ребенка из равновесия;
  • Такие дети замкнуты и испытывают постоянную потребность в том, чтобы им сочувствовали;
  • Предпочитают проводить время в одиночестве;
  • Порой слишком требовательны не только к себе, но и другим людям.

У меланхоликов слабый характер. Но такие дети талантливы и в дальнейшем часто проявляют себя в творческих профессиях.

Как подойти к воспитанию ребенка-меланхолика

В процессе воспитания такого ребенка родители сталкиваются с неуверенностью его в своих силах, частыми слезами и жалобами на окружающих. Поэтому важно научить его взаимодействию с коллективом. Начните с разучивания нескольких вежливых фраз и хвалите малыша, если он их использует.

Такому ребенку необходимо ощущать свою важность для вас. Поэтому доверяйте ему ответственную работу. А если его постигла неудача, то тут важно акцентировать внимание на том, что неудача – это лишь повод для дальнейшего движения вперед.

Особенности характера ребенка-флегматика

Дети с флегматическим типом темперамента отличаются малоподвижностью и спокойным характером. Они усидчивы и аккуратны. Но и таким детям не чужды истерики, но вызваны они могут быть другими причинами. Эмоциональные всплески у таких детей наблюдаются при вмешательстве в их личное пространство, например, если вы переложили игрушку.

Флегматики обладают качествами успешных людей – аккуратность, расчетливость и последовательность. Лидером ребенок вряд ли будет, ведь он к этому не стремится, а вот успехи в предпринимательской деятельности возможны.

Из особенностей характера у детей с таким типом темперамента можно выделить следующие:

  • Они очень медлительны. Такие дети сделают все возможное для выполнения поставленной перед ними задачи, но времени у них это займет очень много;
  • У них имеется любимый мультик, история и книга, которые они готовы слушать или смотреть постоянно;
  • Самостоятельно сделать выбор такому ребенку сложно.

При воспитании тут важно не акцентировать внимание на том, что ребенок медлительный. Идеальным вариантом являются соревнования на скорость. И, конечно же, не скупитесь на похвалу!

1) Делаем правильный выбор детской зубной пасты, чтобы сохранить зубы ребенка здоровыми.
2) Когда ребенок должен сесть? Рассмотрим основные моменты в этой статье.

Ребенок-сангвиник – как подойти к процессу воспитания

Таких детей называют ребенок-солнце. И не зря. Ведь они обладают огромным запасом энергии, практически всегда жизнерадостные и наполненные положительными эмоциями, легко вливаются в новый коллектив, с охотой идут на контакт. Лидерские качества в таких детях заложены с рождения.

Из особенностей характера тут можно выделить следующие:

  • Не любит монотонную однообразную работу. Может легко бросить дело, не доведя его до конца;
  • Не слишком разборчив в выборе друзей. В этом плане родители должны постоянно следить за ребенком;
  • О важности порученного задания ребенок может просто забыть, отвлекаясь на другие дела.

При выборе игр с таким ребенком лучше отдать предпочтение тем, которые развивают усидчивость и внимание. Чтобы ему было куда девать свою энергию, запишите ребенка на какую-нибудь секцию. Дети с таким темпераментом способны получать удовольствие от процесса занятия спортом, не стремясь добиться каких-либо вершин.

В данной статье мы рассмотрели основные типы темперамента детей и их особенности. Важно понимать, что определенный тип темперамента в чистом виде встречается крайне редко, а чаще всего происходит их смешивание. Но какой-то из них выражен более ярко, и именно по нему и определяется конечный темперамент.

При воспитании ребенка важно учитывать и свой тип темперамента. Ведь именно различия темпераментов могут спровоцировать ссоры и капризы. Определение темперамента ребенка осуществляется при помощи различных методик и тестов. Они отличаются сложностью. Простейший тест, позволяющий узнать темперамент ребенка, вы сможете пройти на нашем сайте.

Пройти тест для определение типа темперамента ребенка

по 5-ти бальной шкале

(Проало 3, оценка: 5,00 из 5)Загрузка…

Источник: http://LovingMother.ru/vospitanie/xarakter/temperament-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию