Каким должен быть режим ребенка 1-2-3 года

Режим дня ребенка в 1 год и 6 месяцев

Полтора годика — возраст, в котором многие детки начинают проявлять характер. Для взрослых важно сохранить дистанцию, показать «кто в доме главный». Разумеется, не стоит наказывать кроху за малейшую провинность и устанавливать в семье жесточайшую диктатуру: действовать надо тактично, проявляя максимум терпения.

Питание полуторагодовалых малышей

Основная часть дневного рациона приходится на обед — почти треть всей пищи, завтрак и ужин — около четверти суточного меню, а полдник — приблизительно 20 %. Практически все детки к этому времени имеют достаточно зубиков, чтобы самостоятельно прожевать еду, поэтому вам больше не придется ее перетирать, можно лишь слегка помять вилкой.

Хотя многие взрослые склонны перевести 1,5-годовалого малыша на общий стол, воздержаться от этого следует по следующим причинам:

  • ЖКТ ребенка все еще плохо воспринимает жареную пищу;
  • под запретом консервированные продукты, в том числе рыбные и мясные консервы, всевозможные салаты;
  • крохе нельзя кушать копчености и солености — в таком раннем возрасте легко нарушить деятельность пищеварительной системы, потом ее будет крайне сложно восстановить.

Помимо основных продуктов, которые уже введены в рацион (см. нашу предыдущую статью) в меню можно добавить:

  • овощные салаты, компоненты которых обработаны крупной теркой, порция может достигать 40–50 г;
  • цветная капуста и горошек;
  • ячневая и пшенная каши;
  • твердый сыр;
  • бутерброды с маслом, для разнообразия можно иногда предложить вареную колбаску, разумеется, отличного качества.

Читать ещё  Режим дня ребенка в 10 месяцев

Ежедневно крохе необходимо как минимум 100–130 г свежих фруктов. Постарайтесь не ограничиваться одним видом: меню ребенка должно быть разнообразным. Обязательно помимо соков и чая предлагайте малышу компоты, полезен будет и сок шиповника.

Умственное развитие ребенка в 1,5 года

Малыши в полтора годика отлично ориентируются во многих бытовых вопросах. Более того, они с готовностью осваивают цифровую технику: смартфоны и ПК, с удовольствием просматривая фотографии или отвечая на звонки. Естественно, если у них есть доступ к этим гаджетам. Конечно, по возможности стоит ограничивать кроху в этих увлекательных занятиях.

К этому возрасту малыша желательно научить следующим действиям:

  • различать простейшие геометрические фигуры — треугольник, шар, квадрат;
  • безошибочно собирать пирамидку;
  • различать несколько цветов;
  • рисовать на бумаге простые фигуры — они еще не совершенны, чаще всего это зигзаги, короткие линии, созданные карандашом или ручкой.

Часто можно наблюдать, как сосредоточенно малыш перелистывает страницы книги. Если в ней есть рисунки, он может указывать на персонажей, комментировать их действия. Старайтесь периодически приобретать для крохи новую литературу, которую затем чередуйте, чтобы у крохи постоянно присутствовал интерес к книжкам.

Моделирование жизненных ситуаций

Ребенку еще предстоит много узнать. Формирование его поведения происходит на основе ежедневных занятий членов семьи, а также посторонних взрослых, за которыми он наблюдает на улице, в магазинах и других заведениях. Возможные варианты игр:

  • ухаживание за куклой или мягкой игрушкой (для мальчиков);
  • игра с машинкой, которую ребенок тащит за веревочку или возит по полу;
  • забавы в песочнице — постарайтесь купить малышу хотя бы простой набор игрушек (формочки, ведерко, лопатку, грабельки).

Читать ещё  Что делать, если учитель придирается к ребенку

Играйте с малышом в магазин, театр, цирк или другие ролевые представления, стараясь, чтобы из каждого занятия он получал хотя бы немного новой информации.

Воспитание ребенка

Задача взрослых — добиться, чтобы малыш точно понимал запреты и разрешения. Основной вид воздействия — интонации голоса: ласковые или гневные, спокойные или возбужденные. Здоровый ребенок настроен благожелательно, он быстро забывает о конфликтных ситуациях, способен мгновенно переключать внимание с одного события на другое. Другие особенности:

  • живой интерес к поступкам других людей;
  • конфликтность при совместных играх со сверстниками;
  • плаксивость во время длительной разлуки с мамой — ребенок еще не готов долго оставаться без нее;
  • реакция на слышимую музыку — дети танцуют или пытаются подпевать.

Малыш с удовольствием общается, теперь он не только случает, что говорят старшие, но и пытается им отвечать, с готовностью вступает в диалог.

Расписание дня по часам

А теперь составим примерный режим полуторагодовалого ребенка на основе представленной выше информации. Итак, расписание:

  • 07:00 — пробуждение;
  • 07:00–07:30 — водные процедуры, малыш самостоятельно умывается, чистит зубки под присмотром мамы;
  • 07:30–08:00 — рисование, доверьте крохе толстые фломастеры, находитесь рядом, чтобы присматривать за малышом;
  • 08:00–08:30 — завтрак, в полтора года многие малыши с удовольствием кушают сами, постарайтесь приучить кроху есть аккуратно, не разбрасывая еду за пределы тарелки;
  • 08:30–09:00 — уборка комнаты;
  • 09:00–09:30 — чтение книги, развивающие игры;
  • 09:30–11:30 — прогулка по улицам города, посещение продуктовых магазинов, забавы с другими детками в песочнице;
  • 11:30–12:00– возвращение домой, мытье рук после улицы;
  • 12:00–12:30 — обед;
  • 12:30–15:00 — тихий час, мама в этом время тоже может отдохнуть;
  • 15:00–16:00 — малыш самостоятельно играет, желательно, чтобы мама в это время находилась поблизости;
  • 16:00–18:00 — прогулка, можно пойти в парк или посидеть на лавочке у дома, наблюдая за тем, как кроха учится взаимодействовать с другими малышами;
  • 18:00–19:00 — возвращение домой, уборка комнаты, игры с взрослыми;
  • 19:00–19:30 — ужин вместе с родными;
  • 19:30–20:00 — пение песенок с мамой или папой;
  • 20:00–20:30 — подготовка к купанию, водные процедуры;
  • 20:30–21:30 — массаж, одевание, укладывание спать.

Читать ещё  Режим дня ребенка в 3 года

В те моменты, когда вам необходимо что–то сделать на кухне, старайтесь озадачивать малыша.

Поручите ему «покормить» куклу или построить из кубиков гараж для машин, прочитать Мишке или Зайке сказку на ночь или спеть им песенку.

Вы удивитесь, заметив, с каким удовольствием кроха выполняет эти нехитрые обязанности. Именно в такие моменты он приучается заботиться о других, проявлять ответственность.

Во всякой семье бывают конфликты между малышом и родителями. В некоторые моменты кажется, что терпение уже на пределе. Ни в коем случае нельзя срываться. Только ласка и любовь станут вашими лучшими помощниками в воспитании спокойной и уравновешенной личности. Удачи!

Источник: http://OnWomen.ru/rezhim-dnya-rebenka-v-poltora-goda.html

Распорядок дня ребенка в 2 года: сколько он должен спать, режим кормления и прочие вопросы + фото и видео

В возрасте 2 лет ребёнок имеет свои предпочтения и вкусы. Это уже совсем не беспомощный малыш, которого родители видели ещё год назад. Он вырос и многому научился. Детские психологи отмечают, что это время возрастного кризиса, из которого кроха выйдет более повзрослевшим и эмоционально устоявшимся.

Маме и папе важно постоянно оценивать его текущее состояние, вовремя приходить на помощь и создавать условия, которые будут максимально способствовать полноценному и всестороннему развитию. Распорядок дня — одно из них.

Сколько должен спать двухлетний малыш? Как правильно организовать часы его бодрствования и график питания?

Сон ребёнка в 2 года

Во время сна ребёнок восстанавливает не только физические, но и психологические силы, справляется с эмоциями, которых так много у маленького исследователя.

Достаточное количество отдыха — это одно из главнейших условий своевременного развития малыша. Есть педиатрические нормы, по которым в этом возрасте карапуз должен спать 12–13 часов в сутки.

Из них 10–11 часов приходится на ночной сон и 1,5–2,5 — на дневной.

Изучая нормы, родителям важно помнить о том, что все дети разные. Одни восстанавливают силы быстрее, другим на это нужно больше времени.

Продолжительность сна может зависеть от активности ребёнка, его эмоционального состояния, насыщенности часов бодрствования.

Если отклонение от приведённых выше цифр находится в пределах 1–1,5 часов, нужно принять это как физиологическую особенность.

Если во время ночного просыпания малыш решил поиграть, не нужно идти у него на поводу

Если ребёнок здоров и его ничто не беспокоит, то ночной сон не должен прерываться. Если всё же малыш просыпается по ночам, причиной этому могут быть неправильно созданные условия для отдыха.

По мнению известного украинского педиатра Комаровского Е. О., самой частой ошибкой является слишком высокая температура и низкий уровень влажности в комнате, где спит кроха. Когда в помещении жарко и сухо, у него пересыхают слизистые оболочки носа и рта, и он просыпается попросту от жажды. Если вовремя не создать оптимальные условия, то желание пить ночью превращается в рефлекс.

Большинство педиатров сходятся на том, что улучшить ночной сон поможет выполнение следующих рекомендаций:

  • создание спокойной обстановки в семье;
  • планирование активных мероприятий в первой половине дня, если ребёнок очень эмоционален;
  • соблюдение режима и укладывание малыша спать в одни и те же часы;
  • проведение большого количества времени на свежем воздухе.

Что делать, если кроха отказался от дневного сна?

Возраст двух лет является переломным. Это проявляется буквально во всём: малыш начинает капризничать, пытаться противостоять воле родителей, драться. Иногда он вовсе отказывается от дневного сна. Этому может быть несколько причин.

  1. Ребёнку физиологически не нужно спать днём. Если он легко просыпается, быстро засыпает и хорошо себя чувствует, можно не волноваться. Но речь идёт только о здоровых детках, для которых несвойственны нервные срывы, плохое самочувствие, беспричинные капризы, возбудимость. Если такие моменты присутствуют, то причина отказа от сна кроется в чём-то другом. Единственной рекомендацией здесь будет научить малыша расслабляться днём — просто полежать спокойно в течение некоторого времени.
  2. Темперамент ребёнка. Педиатры часто говорят о гиперактивных детях, которые очень эмоциональны, возбудимы и импульсивны. При этом они быстро устают и тяжело засыпают. Возможные меры по исправлению ситуации — строгий режим, отсутствие сильных потрясений и консультация невролога.

    В возрасте 2 лет малыш может отказаться от дневного сна

  3. Эпизодическое переутомление или перевозбуждение. Сюда можно отнести какое-то мероприятие, стресс или накопленную усталость. Нежелание спать днём может стать ответной реакцией детского организма на ранние вставания или излишнюю эмоциональную насыщенность в течение нескольких дней подряд. От родителей в этом случае требуется давать ребёнку больше отдыхать, делать перерыв между активными действиями, укладывать в постель чуть раньше того момента, когда малыш сам захочет спать.
  4. Крохе некуда девать энергию. Это может случаться, если он по каким-то причинам меньше гулял на воздухе или отдал предпочтение спокойным пассивным играм. Если такое происходит часто, может помочь кружок или секция по интересам ребёнка, увеличение длительности прогулок.
  5. Смещение распорядка дня — разное время пробуждения и укладывания. Наладить ситуацию можно с помощью соблюдения времени для игр и отдыха.
  6. Сбой режима сна. Часто дети засыпают в транспорте. Иногда даже нескольких минут такой дрёмы достаточно, чтобы нарушить привычный ритм. Нужно стараться отвлекать ребёнка во время поездок и соблюдать чёткие ритуалы перед укладыванием в постель.
  7. Физический дискомфорт. Слишком высокая или низкая температура в комнате, тугая одежда, жёсткое постельное бельё, перестановка мебели — всё это может повлиять на желание малыша отправляться в кровать.
  8. Плохое самочувствие или болезнь. Нужно найти и устранить причину, а иногда просто переждать, как, например, в случае с режущимися зубками.
  9. Серьёзные изменения в жизни ребёнка. Сильно поменять настроение может рождение братика или сестрички, переезд, первый поход в детский сад. В неординарных ситуациях нужно проявлять по отношению к малышу больше ласки и внимания.

Если ребёнок не хочет ложиться спать вечером

Кроха может не хотеть идти в кровать вечером по разным причинам. Американский психолог Алан Фромм их классифицировал.

  1. Укладывание в постель воспринимается как расставание с любимым занятием или родителями.
  2. Ребёнок видит, что взрослые ещё не ложатся и недоумевает, почему так происходит.
  3. У малыша попросту не было возможности устать.
  4. Имеет место страх темноты.
  5. Отказ от сна — попытка манипулирования взрослыми.
Читайте также:  Стихи по пдд для детей детского сада 5-7 лет

Для того чтобы вовремя переключить внимание ребёнка и не допустить перевозбуждения перед отдыхом, маме и папе нужно научиться замечать первые признаки усталости. Среди них:

  • беспричинный плач;
  • зевота;
  • сосание пальца или игрушки;
  • замедленные движения;
  • агрессивные действия;
  • чрезмерная активность.

Как только некоторые из этих моментов начинают проявляться, самое время настроить кроху на сонный лад. Можно лечь рядом с малышом и почитать ему книгу, погладить головку или сделать массаж спины. Ребёнку будет приятно самостоятельно выбрать пижаму, сказку или игрушку, с которой он пойдёт в постель.

Многие родители ещё с более раннего возраста заводят определённый вечерний ритуал — действия, повторяющиеся каждый день в одной и той же последовательности. Это может быть тихая игра, собирание игрушек, колыбельная, пожелание спокойной ночи всем домашним, разглядывание в окно тёмной улицы с рассказом о том, что все деревья и собачки уже спят.

Ритуал перед сном не должен занимать более 30 минут

Если, несмотря на все старания, малыш упорно не засыпает в установленное время, можно немного изменить режим: сделать подъём более ранним и наполнить время бодрствования бо́льшим количеством активных игр.

Чем заняться с двухлетним карапузом во время бодрствования?

В двухлетнем возрасте основным занятием для ребёнка становится изучение окружающего мира.

Это наблюдение за природой, участие в домашних делах, слушание сказок, рассматривание картинок, складывание пазлов, собирание конструктора и многое-многое другое, на чём взрослые могут даже не заострять внимание.

Важно постоянно разговаривать с крохой и всё ему объяснять, поддерживать и стимулировать его любознательность. Наблюдая за тем, что интересно малышу, можно добавлять тематические игрушки и пособия, и наоборот, откладывать те, которые вызывают неприятные эмоции.

Большую часть в играх ребёнка двух лет составляют рассматривание и наблюдение

Важное место в жизни ребёнка занимают прогулки. Свежий воздух очень полезен для физического состояния. А разнообразить гуляние можно посещением детских площадок, рисованием мелками, собиранием цветов, листьев, каштанов, желудей, камешков.

При хорошей погоде педиатры рекомендуют гулять 2 раза в день по 1,5–2 часа. Летом, когда на улице тепло и темнеет поздно, это время можно увеличить.

Выходить на улицу первый раз лучше перед обедом — кроха нагуляет хороший аппетит и сон, а во второй — незадолго до ночного отдыха. Эту прогулку можно сделать менее активной, чтобы перед укладыванием в постель нервная система успокоилась и не было эмоционального напряжения.

Прогулки на свежем воздухе имеют ключевое значение для полноценного сна ребёнка

Все процессы, которые возбуждают ребёнка, такие как активные игры, развивающие занятия или плавание в бассейне, лучше проводить утром. Во-первых, карапуз ещё не устал за день, а во-вторых, до ночного сна эмоциональное равновесие успеет нормализоваться.

А вот время купания зависит от того, какой эффект оно оказывает на малыша. Большинство детей эта процедура успокаивает, поэтому является частью ритуала перед уходом на отдых вечером. Но иногда она действует наоборот: ребёнок активно играет в ванной и сильно возбуждается.

Таких деток можно купать после дневного сна.

Режим питания в 2 года

Сколько раз должен есть ребёнок в 2 года? Некоторые врачи считают, что четырёхразового питания достаточно: завтрак, обед, полдник и ужин. Другие рекомендуют добавлять к этим приёмам пищи ещё и второй завтрак. Ориентир должен быть таким: если кроха с аппетитом кушает в обед, то второй завтрак не помешает.

Начиная примерно с двух лет для детей характерна бо́льшая избирательность в вопросах еды: формируются пищевые пристрастия, любимые продукты могут перейти в разряд ненавистных, а меню составляется только из определённого набора блюд.

Если малыш активен и весел, ему хватает энергии, такая ситуация не должна вызывать опасений. Но если есть какие-то тревожные звоночки или спорные моменты, лучше обсудить это с врачом.

Педиатры говорят, что такое отношение к пище — явление временное, и если не заострять на этом много внимания и не заставлять ребёнка силой есть «нужные» для родителей продукты, это проходит.

Для двухлетнего возраста свойственна избирательная любовь к тем или иным продуктам

Привить правильные пищевые привычки поможет несколько хитростей:

  • выбирайте продукты в магазине вместе с ребёнком;
  • позволяйте малышу «помочь» вам приготовить еду: перемешать салат или добавить в него нужные ингредиенты;
  • предоставляйте крохе «выбор без выбора»: вместо вопроса «Будешь ли ты есть кабачок?» спросите «Ты будешь кабачок или брокколи?»;
  • красиво оформляйте блюда, ведь интереснее съесть, например, грибочек из яйца, чем просто яйцо;
  • исключайте небольшие перекусы яблоком, печеньем, соком, йогуртом и т. д. между основными приёмами пищи.

В ежедневный рацион ребёнка нужно включать мясо, фрукты, овощи, крупы, молочные продукты. Оптимальным считается такое соотношение: на каждые 4 грамма углеводов должно приходиться по 1 грамму белков и жиров.

  1. Углеводы — каши, овощи, фрукты, хлеб.
  2. Белки — мясо (в том числе птица и субпродукты), молочные продукты, рыба, яйца.
  3. Жиры — сливочное и растительное масла, жир из продуктов животного происхождения.

Придерживаться таких рекомендаций важно, но без фанатизма. Нужно помнить, что малыш примерно в 2 года вступает в первый возрастной кризис. Он начинает осознавать себя как личность и проверять границы своих возможностей. Поэтому «Не хочу!» и «Не буду!» большинство родителей слышит очень часто.

Важно отвлекать ребёнка от таких проявлений «взрослости», мягко настаивая на своём, ведь соблюдать режим питания очень важно. Во-первых, это позволяет крохе проголодаться к нужному времени. А во-вторых, от графика кормления зависит основной режим дня и такая важная его составляющая, как дневной сон.

Примерный распорядок дня для двухлетнего ребёнка

Распорядок дня двухлетнего малыша заметно отличается от более раннего возраста.

Увеличивается время бодрствования: примерно 5,5 часов между ночным и дневным снами, около 6 часов после дневного отдыха до ночного укладывания.

Если родители планируют в скором времени отдавать ребёнка в детский сад, то есть смысл составлять режим таким образом, чтобы малышу было легче адаптироваться к новому ритму.

Если распорядок дня дома идентичен тому, что принят в детском саду, ребёнку будет легче в период адаптации

Если родители разделяют мнение некоторых современных психологов и не собираются отдавать малыша в детский сад рано, режим можно немного сместить так, как это будет удобно со «взрослой» точки зрения. Главное, соблюдать основные составляющие: время сна и бодрствования, прогулки.

Примерный распорядок дня ребёнка в зависимости от посещения детского сада — таблица

Как помочь малышу научиться соблюдать распорядок дня

В первую очередь режим предполагает подъём и отход ко сну в одно и то же время. Ложиться спать вечером нужно не позже 22 часов — это позволит полностью восстановиться, что имеет важное значение для нервной системы.

Активные игры помогут ребёнку выплеснуть энергию, а недолгие развивающие занятия начнут понемногу готовить кроху к умственным нагрузкам.

Сильно влияют на качество отдыха прогулки на свежем воздухе, поэтому нужно стараться выходить на улицу даже в не очень хорошую погоду.

При составлении режима дня нужно обязательно учитывать темперамент малыша. У более активных детей период бодрствования может длиться меньше, чем у спокойных. Если при корректировке времени отхода ко сну родителям приходится будить ребёнка, делать это нужно аккуратно, учитывая фазы сна.

Непосредственно перед ночным сном активные игры проводить не нужно. После вечерней прогулки можно уделить время чтению книг, рассматриванию картинок, рисованию или лепке.

Важно следить за тем, достаточно ли в рационе малыша продуктов, богатых кальцием. Дело в том, что в это время идёт активный процесс роста костей, а у некоторых ещё и зубов.

На это требуется много минерала, недостаток которого может проявляться в повышенной нервной возбудимости.

Во время установления режима обстановка в доме должна быть максимально спокойной: лучше какое-то время не приглашать гостей, а также избегать конфликтов. Если активные мероприятия неизбежны, следует планировать их в первой половине дня.

В результате правильно организованного режима дня иммунная система малыша становится менее восприимчивой, адаптация к новым условиям проходит легче, закладывается понятие самодисциплины.

Комаровский о режиме дня ребёнка — видео

В 2 года развитие ребёнка происходит ускоренными темпами. Он меняется практически каждый день. Это может сопровождаться перепадами настроения, сбоями сна, капризами. Родителям нужно запастись большим терпением и беззаветной любовью, и тогда малыш успешно преодолеет этот этап взросления.

Источник: https://pediatriya.info/dvuhletniy-malyish-uzhe-vzroslyiy-no-eshhyo-takoy-malenkiy/

Режим дня для ребенка от года до двух лет

Добавлено 25.05.2015

  Режим очень важен для здоровья малыша. Правильно подобранный режим способствует благополучному развитию нервной системы малыша,   а также закладывает и формирует у него нужные привычки. Выбор дневного режима для  ребенка этого возраста тесно связан с режимом его сна.

Дети, перешагнувшие свой «годовалый юбилей», обычно по-прежнему предпочитают спать 2 раза в день. Продолжительность дневного сна в общей сложности составляет около 3-х часов, а ночного – 10-11 часов.

Исходя из потребности в двухразовом дневном сне, можно рекомендовать такой режим дня для малыша в возрасте от года до полутора лет:

8:00  Доброе утро! Пробуждение,  умывание

8:10 – 8:30 Завтрак

8:30 – 9:00 Игра или развивающие занятия
   9: 00 — 11:00 Прогулка

11:15 — 11:25 2-ой завтрак (легко усваивающиеся продукты, такие как: фрукты, сок, печенье, творожный сырок, кукурузные хлопья, тертая морковь, сухофрукты)

11:30 – 13:00 1-ый дневной сон

13:00 – 14:00 Гимнастика. Игра. Развивающие занятия

14:00 – 14:25 Обед

14:30 – 16:00 Прогулка

16:10 – 17:40 2-ой дневной сон

17:50 – 18:00 Полдник

18.00 – 19:15 Игра или прогулка

19:20 – 19:40 Ужин 

19:50 – 20:40 Игра

20:40 – 21:00 Подготовка ко сну

21:00 – Спокойной ночи!    

После полутора лет малыш переходит на одноразовый дневной сон.

Можно порекомендовать следующий приблизительный режим дня для детей, которые готовы перейти или уже перешли на одноразовый дневной сон:

8:00 Доброе утро! Пробуждение

8:10 – 8:30 Завтрак

8:30 – 8:45 Развивающее занятие

8:45 – 9:15 Игра

9:15 – 9:30 Гимнастика

9:30 – 9:50 Игра

10:00 – 10:10 2-ой завтрак (легко усваивающиеся продукты, такие как: фрукты, сок, печенье, творожный сырок, кукурузные хлопья, тертая морковь, сухофрукты)

10:20 – 12:20 Прогулка

12:30 – 12:55 Обед

13:00 – 15:30/16:00 Дневной сон

16:30 – 16:45 Полдник

17:00 – 19:00 Прогулка

19:00 – 19:20 Ужин

19:20 – 20:40 Игра

20:40 – 21:00 Подготовка ко сну

21:00 Спокойной ночи!

   При выборе режима для малыша желательно учитывать его индивидуальные особенности и привычки. (Например, кроха любит подольше поспать в первый дневной сон, а второй сон у него получается короче).

Соблюдение режима создает жизненный ритм, облегчает ребенку засыпание, переход от одного занятия к другому, помогает маме наилучшим образом распределить свое время между уходом за малышом и выполнением других дел, да  и на личный отдых маме тоже нужно выкроить время.

Но не стоит подходить к режиму как к непреложному закону, нарушение которого грозит вам штрафом.  Режим дня должен быть гибким и может варьироваться в зависимости от самочувствия, вашего и ребенка, от погоды и других обстоятельств.

Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/zdorove_i_uhod/id/1050/

Режим дня ребенка с 1 до 3 лет

Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания.  На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.

  • Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует.
  • Режим составлен оптимально, если время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадают с потребностями ребенка в данный момент.  
  • В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми, перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.
  • При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.
  • Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.
Читайте также:  Есенин «берёза» стих читать

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

  • ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
  • частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
  • отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
  • трудность сформирования культурно-гигиенические навыков,  опрятности.  

Режим дня ребенка от года – до года и шести месяцев (1,5 лет)

Особенности возрастного периода

На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений.

Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется.

Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.

Сон

Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель.

Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час – у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время.

При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут.

В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.

 В летнее время года рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе – на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон  немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.

Кормление

Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления.

Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде.

После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.

В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться  ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.

Бодрствование

Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.

Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-360 . Постепенно, один раз в 5 дней, температуру воды снижают на 10 и доводят до  240. Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.

Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.

Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).

В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой.

Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата.

Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.

Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:

Кормление: 7.30, 12, 16.30, 20.

Бодрствование: 7 – 10, 12 – 15.30, 16.30 – 20.30.

Сон: первый 10 – 12, второй 15.30 – 16.30, ночной сон 20.30 – 7.

Прогулка: после обеда и полдника.

Купание: 19.

Режим дня ребенка от года и шести месяцев (1,5 лет)  до 2 лет

Особенности возрастного периода

Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела.

Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка).

Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

Сон

После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.

Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон — 10 – 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном – это приводит к утомлению и плохому засыпанию.

Кормление

Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа.

Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 – 13 часов.

Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.

Бодрствование

Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 – 5,5 часов.

Во время игры в этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.

Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок такая же, как и в предыдущей возрастной группе.

Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое.

Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 10, от 35-370 и доводится до 24 – 280. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты.

Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.

К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.

Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление: 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование: 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.

Сон: 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка: после завтрака  и полдника.

Купание: 18.30.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Особенности возрастного периода

Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого.

Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки.

Третий год – это период развития самостоятельности и творческой деятельности.

Сон

На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда это в этом время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.

Кормление

Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).

Бодрствование

Каждый период бодрствования занимает 6 — 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна.

Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 — 30 минут.

  Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.

Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время года, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.

Водные процедуры включают себя обливания, но для ослабленных детей может быть использование обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну ребенка на третьем году проводят один раз в неделю перед ночным сном.

Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.

В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным их повторением.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Читайте также:  Аппликация из ниток снеговик

Кормление: 8, 12.30, 16.30, 19.

Бодрствование: 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.

Сон: 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка: 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания: после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание: перед ночным сном.

Источник: https://7gy.ru/rebenok/normy/519-rezhim-dnya-rebenka-ot-goda-do-3.html

Доктор Комаровский о режиме дня у ребенка

Можно растить ребенка, придерживаясь режима и распорядка, а можно относиться к этому более свободно, отталкиваясь от сиюминутных потребностей малыша.

Однако специалисты утверждают, что дети, которые с рождения приучены к определенному режиму, реже болеют, лучше переносят стрессы, легче адаптируются к новой для себя обстановке.

Нужно ли соблюдать режим, и какого распорядка придерживаться, рассказывает известный педиатр Евгений Комаровский.

Пища, сон, вода, ощущение безопасности — это то, в чем дети действительно нуждаются. В режиме же, как в таковом, физиологической и психологической потребности ни у одного ребенка в мире нет, говорит Евгений Комаровский.

Если чадо спит и ест тогда, когда ему захочется, даже среди ночи, то очевидно, что мама и папа не будут высыпаться, и довольно быстро превратятся в вялых и мало на что способных людей с признаками нервного истощения. Поскольку ребенку все-таки очень нужны здоровые и полноценные родители, разумнее ввести режим дня, причем сделать это как можно раньше. В идеале — сразу после выписки из роддома.

Режим — отличный способ упорядочить жизнь семьи, в которой растет грудной ребенок, а также заранее подготовить малыша к будущему посещению садика и школы, ведь там все по режиму. Однако родителям предстоит несколько раз за первые годы менять распорядок дня, поскольку разные возраст требует разного подхода к организации режима.

На самом первом этапе жизни составлять режим ребенку следует с обязательным учетом норм сна, которые имеют существенные возрастные отличия. Новорожденному, к примеру, требуется не менее 18 часов сна в сутки, ребенку в полгода достаточно 14,5 часов, а годовалому малышу -13,5 часов. Однако многое зависит и от темперамента самого ребенка.

Некоторые малыши отказываются от дневного сна после 2 лет, но прекрасно выбирают положенные им 12-13 часов сна в ночное время.

Попытки родителей все-таки заставить малыша спать в светлое время суток при этом заканчиваются полным фиаско — даже если чадо начинает спать днем, то существенно ухудшается количество и качество сна ночью.

А потому составление режима потребует от родителей гибкости и понимания индивидуальных особенностей собственного ребенка.

Режим питания удобен для родителей, но есть в нем и свои минусы, говорит Евгений Комаровский. У ребенка начинает вырабатываться желудочный сок именно тогда, когда по привычному для него режиму наступает время обеда или ужина.

Но по мере взросления, обстоятельства могут меняться, в садике будет другой режим и время обеда сместится на часок, в школе — свой режим и чаду придется снова приспосабливаться.

Выработка желудочного сока при отсутствии пищи не идет на пользу организму.

Это позволит снизить вероятность развития гастрита, язвы желудка и других малоприятных недугов.

Режим прогулок очень важен для малыша и для школьника старшего возраста. Отказываться от прогулок на свежем воздухе нельзя даже во время болезни, особенно если эта болезнь — респираторная. Единственный повод не пойти на улицу — высокая температура. Но как только жар спадает, то, несмотря на насморк и кашель, нужно отправляться на улицу.

Во время болезни режим ребенка может сбиваться, и это совершенно нормально, утверждает Евгений Комаровский. При правильно организованном распорядке чадо довольно быстро вернется в привычную «колею» после выздоровления.

Приблизительный режим может быть следующим.

В этом возрасте потребность во сне — от 18 до 20 часов (в зависимости от темперамента малыша). При этом ночной сон (около 12 часов) может быть прерван на 1-2 кормления. Днем малыш спит 4-5 раз, каждый эпизод сна продолжается около 2 -2,5 часов.

Среднее число кормлений — 6-7, промежуток между приемами пищи — от 2,5 до 3,5 часов. «Подогнать» этот примерный план под конкретные часы и минуты любая мама сможет исходя из режима дня семьи. Если домочадцы ложатся рано (в 21-22 часа), то водные процедуры и последнее кормление должно приходиться на 20.30. При этом подразумевается, что семья встает в 5.00.

У детей в этом возрасте увеличиваются промежутки бодрствования между эпизодами сна, поэтому режим потребует родительской корректировки. Учитывая, что малыш может не спать уже по 1,5-2 часа, то количество эпизодов сна сокращается до 3-4, продолжительность каждого эпизода — 1,5-2 часа.

Ночью крохе положено около 11 часов сна с пробуждением для кормления. Кушают дети в этом возрасте 5-6 раз в сутки через каждые 3,5-4 часа. При корректировке важно не смешать вечерние процедуры (купание, массаж и последнее кормление должны остаться в то же время, что и раньше).

Ночная потребность во сне в этот период остается прежней — 11 часов. Дневные периоды длятся по 1,5-2 часа. Однако количество этих дневных периодов может быть уменьшено до 3. Бодрствует ребенок по 2-2,5 часа.

Ночью с полугода он может уже не кушать, во всяком случае биологической необходимости в ночном кормлении с 6 месяцев уже нет. Поэтому количество приемов пищи тоже сокращается — до 5 раз в день. Между пищей кроха уже способен выдерживать четырехчасовые интервалы. Общая потребность во сне — около 15 часов в сутки.

Это уже активный и любознательный малыш, который достаточно большие интервалы времени проводит в бодрствовании. Количество приемов пищи — 4-5 в сутки. От кормления по ночам стоит категорически отказаться. Спит кроха ночью около 10 часов.

Днем он должен ложиться спать 3 раза, но иногда это количество уменьшается до 2 (ближе к 9 месяцам). Периоды игр и активного познания мира между эпизодами дневного сна могут длиться до 3 часов, главное, не допускать, чтобы малыш переутомлялся и оставался без сна большее количество времени.

Кушать такой малыш может уже 4 раза в день с интервалами в 4 часа. Количество дневного сна сокращается до 2 раз, но промежутки увеличиваются — до 2,5 часов на каждый сон.

Потребность в ночном сне — 10 часов. В этом возрасте важно включить в режим более продолжительные, чем ранее прогулки и развивающие занятия.

В этом возрасте важно откорректировать режим в соответствии с режимом дошкольного учреждения, которое родители выбрали для своего ребенка. Для этого маме нужно нанести визит в садик, поговорить с воспитателями, записать часы завтрака, обеда, полдника, часы занятий и прогулок.

В среднем дети такого возраста кушают 4 раза в день (с учетом ужина, который в детсадовском режиме отсутствует). Спать днем кроха должен 2 раза, с постепенным переведением на 1 сон (к 2-2,5 годам). Продолжительность каждого «тихого часа» – 1,5-2 часа. Потребность в ночном сне — 10-11 часов.

Если ребенок не приучен к режиму, и в свои 8-10 месяцев устраивает родителям ночные «бдения» у кроватки с громкими требованиями еды, игрушек и внимания, то Комаровский советует родителям решительно начать устанавливать «диктатуру». На установление режима уйдет около 2-3 дней, после чего мамы и папы таких малышей смогут навсегда забыть о бессоннице.

В дневное время с ребенком нужно максимально много гулять и не давать ему высыпаться. Если он очень хочет спать, все равно следует будить и вести чадо на улицу.

Кормить в течение двух «переломных» суток следует скудно, впроголодь. Вечером устраивать прохладную ванну, после чего первый раз за день давать ребенку достаточный объем пищи.

Когда он все съест и сразу ляжет спать, можно не волноваться — проспит такой карапуз 6-8 часов беспробудным сном.

Однако тут тоже важно избежать «перегибов», подчеркивает Евгений Комаровский. Питание по часам — не означает, что если мама опоздала с приготовлением обеда на 20 минут, то она преступник и безответственный член семьи. Режим должен быть достаточно гибким и все участники процесса — и взрослые, и дети — должны уметь под него подстраиваться. Неизменной должна быть очередность действий.

Не страшно опоздать на обед, если ребенок заигрался на улице, страшно вообще пропустить обед, хотя если малыш не хочет есть, то можно и пропустить. Главное, чтобы потом, даже если он попросит кушать, не давать ему ничего до следующего запланированного приема пищи.

Соблюдение режима — не сложность для ребенка. Это куда сложнее для его родителей, поскольку иногда от них детский режим будет требовать достаточной строгости. Выпуск программы доктора Комаровского на тему «Режим дня у ребенка» смотрите далее.

Источник: http://www.o-krohe.ru/komarovskij/rezhim-dnya/

Рекомендации педиатров – режим дня ребенка в 1 год и 3 месяца

Прежде чем устанавливать режим дня для своего малыша, стоит помнить о том, что каждый ребенок индивидуален.

Даже если ребенок развивается по своему возрасту, у него могут быть какие-либо особенности: некоторым деткам нужно больше спать, а каким-то, наоборот, больше бодрствовать; кому-то в 1 год достаточно одного дневного сна, а кто-то до полутора лет спит два раза.

Поэтому в первую очередь при составлении примерного режима дня смотрите на поведение ребенка, чтобы он чувствовал себя комфортно в составленном вами графике. Все же есть примерный режим дня ребенка в 1 год 3 месяца.

Дети в возрасте примерно от года уже хотят самостоятельно, к 1 году и 3 месяцам ребенок уже умело приседает, наклоняется. Может сам кушать ложкой, называть простые слова типа «мама», «папа».

Реагирует на просьбы взрослого принести какой-либо знакомый предмет. Режим дня является достаточно специфическим и индивидуальным.

Правильное развитие ребенка напрямую зависит от правильно составленного режима дня.

Сон

Педиатры советуют детей в возрасте от 1 года и до 1,6 месяца укладывать ребенка спать днем два или три раза. Первый утренний сон должен длиться 2 часа, обеденный сон тоже 2 часа. Перед сном следует прекратить активные игры. Будет хорошо, если вы приучите ребенка к определенному ритуалу перед сном.

Например, умывание, сказка перед сном или колыбельная. Укладывать ребенка нужно в одно и то же время, он привыкает к определенным часам, и потом без проблем будет засыпать по расписанию.

Пока ребенок не привык, будить тоже необходимо вовремя, а потом, когда малыш засыпает сам по расписанию, не придется его будить, он сам знает, когда ему проснуться.

В теплую и хорошую погоду стоит совмещать сон и прогулки на воздухе, это будет очень полезно для ребенка. Если нет возможности выйти на улицу, укладывать спать нужно хотя бы с раскрытой форточкой.

Бодрствование

Бодрствовать ребеночек в 1 год 3 месяца должен около 4-4,5 часов, иначе он может перетрудиться. Бодрствование заключается в активных играх, прогулках на воздухе, банных процедур.

Детки в возрасте от года до полутора лет любят смотреть книжки с яркими понятными картинками, рисовать, складывать пирамиды из кубиков, перекладывать какие-нибудь вещи из одной емкости в другую, кстати, это способствует развитию мелкой моторики.

В возрасте 1 года и 3 месяцев малыши любят помогать родителям по дому (пытаются помыть полы, протереть пыль, подмести). Ни в коем случае не нужно мешать ребенку, пусть помогает вам.

Пусть потом вам придется еще раз убираться, малыш должен знать, что он вам нужен, что он может помочь. Иначе в будущем он может категорически не воспринимать просьбы о помощи, так как привыкнет к тому, что делать ничего не нужно.

Источник: http://MalyshUhod.ru/vospitanie/rekomendacii-pediatrov-rezhim-dnya-rebenka-v-1-god-i-3-mesyaca.html

Ссылка на основную публикацию