Классификация современных подвижных игр

Классификация подвижных игр

Поиск Лекций

Тема 2.2. Характеристика подвижных игр

ПЛАН

1. Значение подвижных игр во всестороннем развитии личности дошкольника.

2. Классификация подвижных игр.

3. Требования к подбору подвижных игр.

Вопросы:

1. Раскройте значение подвижных игр во всестороннем развитии личности дошкольника.

2. Какова классификация подвижных игр для дошкольников?

3. Какие требования предъявляются при подборе подвижных игр?

4. Раскройте методику проведения считалок.

5. Раскройте методику проведения жеребьевки.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Подобрать и выучить пять считалок.

2. Изготовить одно пособие для жеребьевки.

Литература:

1. Барсукова Л. С. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста: Учебное пособие по специальности «Дошкольное образование».Москва, 2014. – 94с.

2. Степаненкова Э. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М:Мозаика синтез,2009 – 54с.

Характеристика подвижных игр

Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

Значение подвижных игр во всестороннем развитии личности дошкольника

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания.

Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений.

Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение.

Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами.

Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям.

Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение.

В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств.

Классификация подвижных игр

Подвижные игры классифицируются по следующим признакам:

· по возрасту;

· по содержанию (от самых простых, элементарных, до сложных полуспортивных игр);

· по преобладающему виду движений (игры с бегом, прыжками, катанием, бросанием и ловлей, метанием);

· по физическим качествам (на развитие ловкости, быстроты, выносливости, гибкости);

· по видам спорта (игры, подводящие к баскетболу, игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, бадминтону, футболу, хоккею);

· по признаку взаимоотношений играющих (игры с соприкосновением с противником…);

· по организационной форме (для занятий физкультурой, для активного отдыха, для физкультурно-оздоровительной работы);

· по подвижности (малой, средней и большой подвижности – интенсивности) – классификация М.М.Конторовой, Л.Н.Михайловой;

· по сезону (летние, зимние);

· по месту занятий (для спортивного зала, спортивной площадки, помещений, местности);

· по способу организации играющих: командные и некомандные, игры-эстафеты.

Специалисты в области дошкольной педагогики отдают предпочтение классификации, предложенной П.Ф.Лесгафтом, Е.А.Покровским и В.В.Гориневской. Подвижные игры делятся на:

· сюжетные («Кот и мыши», «У медведя во бору»…);

· бессюжетные (Ловишки, Салки…);

· игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит до флажка», «Чье звено скорее построится»);

· бессюжетные с использованием предметов («кегли», «Серео», «кольцебросы», «Бабки»…);

· игры-забавы, аттракционы («Бег в мешках», «Ложка с шариком»…);

· игры с элементами спорта (городки, бадминтон, хоккей, баскетбол…).

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений.

Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человека, передающегося от поколения к поколению.

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта.

Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих.

Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать подвижные игры и упражнения не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений.

Источник: https://poisk-ru.ru/s38638t6.html

Классификация подвижных игр Подготовила: воспитатель по физкультуре Зотова М.А. — презентация

1 Классификация подвижных игр Подготовила: воспитатель по физкультуре Зотова М.А.<\p>

2 «Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни» П. Ф. Лесгафт Игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами<\p>

3 Особенность подвижной игры Большая свобода действий, Меньшая регламентация движений, чем это принято при традиционных занятиях физическими упражнениями.<\p>

4 Цель: всестороннее развитие детей всестороннее развитие детей<\p>

5 Образовательные развитие внимания, памяти, ориентации раскрытие потенциальных возможностей и творческой инициативы ребенка расширение кругозора развитие связной и звуковой культуры речи формирование ОБЖ<\p>

6 Воспитание волевых качеств (воля, целеустремленность, выносливость) Нравственных качеств личности (сопереживание, взаимопомощь, отзывчивость) Воспитательные<\p>

7 Оздоровительные усиление всех жизненно важных функций, обменных реакций вовлечение всех мышечных групп в работу, усиливание кровообращения активизация работы легких, способствование насыщению организма ребенка кислородом, повышение общего жизненного тонуса. содействие развития гибкости скелета, суставов, скелетных мышц через интенсивную мышечную деятельность, увеличение их мускульной силы, развитие координации движений<\p>

8 Оздоровительные развитие моторики ребенка, уменьшение заторможенности, умение соразмерять движения в соответствии с задачей. использование разнообразных действий и движений в игре для активизации деятельности всей двигательной области коры головного мозга. создавать у детей повышенный тонус всего организма<\p>

9 Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст По возрасту<\p>

10 По формированию физических качеств (Е.Н. Вавилова) По формированию ловкости По формированию быстроты По формированию выносливости По формированию силы<\p>

11 По двигательному содержанию Ходьба Прыжки Лазание Ползание Равновесие Метание Бег<\p>

12 По использованию пособий и снарядов (Н. Н. Кильто) С использованием предметов С использованием снарядов<\p>

13 По степени физической нагрузки Большой подвижности Средней подвижности Малой подвижности<\p>

14 По сложности Элементарные Сюжетные Бессюжетные : Игры с элементами соревнований: Игры-забавы: Игровые упражнения:<\p>

15 По сложности Сложные Спортивные: Городки Бадминтон Настольный теннис Хоккей, Футбол<\p>

16 Организация подвижных игр<\p>

17 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/659629

Классификация подвижных игр

Классификация подвижных игр.

Дворкина Н.И., Лубышева Л.И. Физическое воспитание детей 5–6 лет на основе подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств [Текст]: методическое пособие / Н.И. Дворкина, Л.И. Лубышева. – М.: Советский спорт, 2007. – 80 с.

В книге собраны подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста. В отличие от предыдущих изданий подобного рода, игры классифицированы по видам развиваемых физических качеств детей. Даны подробные методические указания по выбору игры, объяснению правил для детей данной возрастной группы, распределению ролей, судейству.

Также представлены облегченные и усложненные варианты игр. Приведены планконспекты отдельных игровых занятий для старших дошкольников.

Книга будет интересна не только инструкторам по физической культуре дет­ских садов, но и учителям, работающим в начальных классах общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования, работникам детских оздоровительных лагерей.

Для удобства практического использования игры классифицируются. Различают элементарные подвижные игры и спортивные игры – баскетбол, хоккей, футбол и др.

Подвижные игры имеют правила. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т.д.).

По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробушки и кот») и условный (ловишки, пятнашки, перебежки).

В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения.

Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям.

По характеру игровых действий различают игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.

В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например «Сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле.

Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается» и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков.

Самых маленьких детей таким образом подводят к играм.

Выбор игры

Подбирая игру, воспитатель обращается прежде всего к Программе воспитания и обучения в детском саду.

Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач.

Программные требования являются критерием и для подбора народных и традиционных для данного региона подвижных игр, для варьирования двигательных заданий в знакомых играх.

Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует выбирать среди них такие, которые содержат незнакомые движения, чтобы не задерживать детей.

Двигательное содержание игр должно сочетаться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль не удастся как следует провести в помещении. Важно также учитывать погодные условия.

Для зимней прогулки, например, подойдут динамичные игры. Но иногда скользкая площадка мешает бегу с увертыванием. Летом удобно соревноваться в быстром беге, но в очень жаркую погоду такие соревнования лучше не проводить.

Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.

На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры, но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые.

Создание интереса к игре

Во всех возрастных группах во время игры надо поддерживать интерес детей к ней. Особенно важно создать его в самом начале, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей. Иногда это одно и то же. Можно, например, задать детям интригующий вопрос: «Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!..»

Огромный эффект имеет использование атрибутов. Например, воспитательница надевает маску-шапочку: «Смотрите, дети, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть!» – или: «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик… Ловите его!» Или: «Угадайте, кто прячется за моей спиной?» – говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой.

В старших группах приемы создания интереса используются главным образом при разучивании. Это могут быть стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.

Объяснение игры

Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным.

Все средства выразительности – интонация голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация – должны найти целесообразное применение в объяснениях, для того чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры – это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.

Содержание объяснения зависит от возраста, подготовленности детей и вида игры.

Для детей младшего возраста объяснение ведется поэтапно, т.е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа. Например, игра «Самолеты»: «Сидят на скамейке летчики, ждут команды, чтобы отправиться в полет. Вот приходит командир.

 – Воспитательница надевает фуражку: – Готовьтесь к полету!» Или игра «Воробушки и кот»: «Лежит на лавочке кот, греется на солнышке. Очень хочется ему поймать какую-нибудь птичку.

А в это время воробушки расправили крылышки и полетели искать зернышки…»

Предварительное объяснение игры для старших дошкольников происходит с учетом возросших психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия.

Принципиально важной является последовательность объяснения, аналогичная арифметической задаче: сначала условие, потом вопрос.

На практике, к сожалению, распространена такая ошибка: воспитатель сначала назначает ребенка на главную роль, и когда он начинает объяснять правила, дети уже теряют интерес, и игра не удается. То же самое получается, когда перед объяснением правил детям раздают атрибуты.

Нужно использовать следующую последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Специально разучивать слова при объяснении не следует – дети естественно запомнят их в ходе игры.

Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В остальном схема действий воспитателя сохраняется.

Распределение ролей в игре

Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль – всегда соблазн. Поэтому при распределении ролей могут случиться разные конфликты.

Распределение ролей следует использовать в воспитательных целях. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение со стороны воспитателя, который доверяет им выполнить важное поручение. Назначение на главную роль – наиболее распространенный прием.

Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован. Например: «Дети, пусть первым ловишкой будет Алеша – у него сегодня день рождения. Это наш ему подарок. Согласны?» Или: «Маша первая услышала зазывалочку и быстро прибежала.

Она и будет затейница…» Или: «Ларочка загадала лучшую загадку про нашу игру. Пусть она назначит лису…»

Для назначения на ведущую роль часто используются считалочки. Они предупреждают конфликты: на кого выпало последнее слово, тот и будет водить. По-настоящему считалочки понятны старшим детям: за рукой считающего ревниво следят все. Поэтому делить слова на части нельзя. Считалочка должна быть безукоризненной в педагогическом смысле.

Распределить роли можно при помощи «волшебной палочки», всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей и др.), при помощи перехваток и т.д.

Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил. Например: «Быстрее всех прибежал к скамейке Вова. Сейчас он будет ловить», – или: «Дети, смотрите, какая Света молодчина: и от волка легко увернулась, и Валю выручила. Пусть теперь она будет волком…»

Руководство ходом игры

В целом контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов.

Педагогу необходимо следить за движениями дошкольников: поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером. Но большое количество замечаний о неправильном выполнении отрицательно сказывается на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.

То же самое касается правил. Охваченные радостным настроением или образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо упрекать их за это, а тем более исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно.

В доброжелательных реакциях воспитателя особенно нуждаются ослабленные дети.

Некоторых из них иногда, придумав удобный повод, нужно исключить из игры на некоторое время (например, помочь воспитателю подержать второй конец веревочки, под которую подлезают «цыплятки»).

Повторение и продолжительность игр для каждого возраста регламентированы программой, но воспитатель должен уметь оценивать и реальную ситуацию. Если дети во время бега покашливают, значит, они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.

Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре.

С детьми младшего возраста обязательно непосредственное участие педагога, который чаще всего сам выполняет главную роль; в знакомых играх исполнение главной роли поручается детям.

Руководство детьми старшего возраста опосредованное. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется определенное число играющих.

Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить.

Варьирование и усложнение подвижных игр

Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными.

Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

– увеличить количество повторений и общую продолжительность игры; – усложнить двигательное содержание («воробушки» из домика не выбегают, а выпрыгивают); – изменить размещение играющих на площадке (ловишка находится не сбоку, а в середине площадки); – сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный); – провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);

– усложнить правила (в старшей группе можно выручать пойманных, увеличить число ловишек и т.п.).

Таблица 1

Примерный план-конспект игровых занятий для старших дошкольников

Время проведения: первая половина дня.
Место проведения: физкультурный зал.
Одежда и обувь: короткая спортивная форма.
Физкультурный инвентарь: 3 волейбольных мяча, шнур длиной 6 м, маски для «щуки» и «зайцев».
Основные задачи:

Содержание занятий Время проведения, мин. Организационно­методические указания
Подготовительная часть (10 мин.)
Построение в шеренгу. Равнение. Сообщение задач урока 1 Проверить интервал и построение в шеренгу точно по линии. Следить за осанкой
Поворот налево. Поворот кругом 30 сек. Выполнять поворот точно по команде
Ходьба на месте, колени высоко подняты 30 сек. Спину держать прямо, колени поднимать выше
Ходьба (обычная) в колонне по одному 30 сек. Руки точно в стороны
Ходьба на носках, руки в стороны 30 сек. Дыхание не задерживать
Ходьба на пятках, руки за спину 30 сек.
Ходьба с ускорением 30 сек.
Бег в чередовании с ходьбой 30 сек. Бежать, не наталкиваясь друг на друга, соблюдая дистанцию
Перестроение в полукруг 30 сек.
Основная часть (25 мин.)
Подвижная игра «Запрещенное движение»Играющие встают в полукруг, руководитель находится перед ними. Он показывает движения, которые выполняют на зарядке, дети повторяют за ним. Перед игрой условливаются об одном или двух «запрещенных» движениях, которые занимающиеся не должны делать. Кто ошибется, делает один шаг вперед. Перестроение в круг 6 Следить за правильным выполнением упражнений. По окончании игры отметить детей, которые ни разу не ошиблисьПоложить веревку по кругу
Подвижная игра «Ежик»Дети произвольно располагаются на площадке и свободно перемещаются, увертываясь от мяча, который метает водящий. Если мяч коснется ноги какоголибо игрока, тот становится «ежиком» и вместе с водящим старается осалить остальных путем передачи мяча. Игру можно закончить, когда все, кроме двухтрех самых ловких игроков, окажутся «ежиками» 10 Бросать мяч в голову запрещено – можно только от плеча и изза головы
Подвижная игра «Охотники и зайцы»Начертить или выложить шнуром круг диаметром 5–6 м. Дети распределяются на две подгруппы. Одна становится в круг – это «зайцы», другая равномерно распределяется за кругом – это «охотники». У одного из «охотников» мяч. Он бросает мяч, стараясь попасть в «зайцев». Тот, в кого попали мячом, выходит из круга 10 Бросать мяч можно только в туловище и в ноги. Как только «охотники» попадут мячом во всех «зайцев», дети меняются ролями.Следует целиться точнее
Подвижная игра «Караси и щука»Одного ребенка выбирают «щукой». Остальные играющие распределяются на две подгруппы: одна из них образует круг – это «камушки», другая – «караси», которые плавают внутри круга. «Щука» находится за кругом. По сигналу воспитателя «щука» вбегает в круг и старается поймать «карасей». «Караси» прячутся за «камушки» – приседают за кем­нибудь из играющих, стоящих по кругу. «Щука» ловит тех «карасей», которые не успели спрятаться, и уводит их за круг. После 2–3 повторений подсчитывают количество пойманных. Выбирают новую «щуку». Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра продолжается 5 Для повторения игры выбирают новую «щуку» и меняют местами детей, стоящих в кругу и образующих круг
Заключительная часть занятия (5 мин.)
Игра «Угадай по голосу»Ребята становятся в круг вместе с руководителем, в центр круга выходит водящий, который закрывает глаза. Играющие идут по кругу, выполняя движения, которые им показывает руководитель, и говорят: «Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!» – делают полный поворот и продолжают движение в ту же сторону, после чего продолжают: «А как скажем: “Скок, скок, скок”, – эти три слова произносит только тот ребенок, на которого указал руководитель, – угадай, чей голосок?» Водящий должен угадать, кто сказал: «Скок, скок, скок». Если он угадал, узнанный становится ведущим 4 Игра малой подвижности на восстановление дыхания. Следить, чтобы дети точно выполняли движения в такт словам. Обязательно отметить детей, которые сразу отгадали … по голосу. Воспитывать чувство товарищества и коллективизма
Подведение итогов занятия
Задание на дом: повторить подвижные игры «Ежик», «Охотники и зайцы» дома (на прогулке) с друзьями, родителями 1 Поблагодарить детей за активность в игре. Кратко отметить успехи каждого ребенка

Источник: http://sportfiction.ru/articles/klassifikatsiya-podvizhnykh-igr/

Значение подвижной игры

Методика обучения подвижным играм

План:

Значение подвижной игры

Классификация подвижных игр

Содержание подвижных игр во второй младшей группе

Содержание подвижных игр в средней группе

Содержание подвижных игр в старшем дошкольном возрасте

Значение подвижной игры

Подвижная игра — это эмоционально окрашенная, сознательная, активная деятельность детей, характеризующаяся решением двигательных задач и выполнением игровых правил.

В учреждении дошкольного образования подвижная игра — незаменимое средство физического воспитания. От игры дети получают удовольствие, испытывают «мышечную радость». Эмоциональный фон игры позволяет добиваться высокой двигательной активности.

Это способствует приобретению и совершенствованию разнообразных двигательных навыков, повышает тренированность участников, положительно сказывается на качественной и количественной сторонах двигательной деятельности.

Подвижные игры активизируют функциональное развитие органов и систем организма, стимулируют совершенствование функций различных анализаторов, нервных процессов, содействуют сохранению баланса процессов возбуждения и торможения.

В подвижных играх заложены большие возможности личностного развития ребенка.

При целенаправленном педагогическом воздействии подвижные игры наряду с воспитанием двигательных способностей, стимулируют развитие способности к самовыражению, самостоятельности, творчеству, самоутверждению.

Совместная игровая деятельность придает первоначальное направление ценностным ориентациям, которые часто оказываются устойчивыми в дальнейшей жизни и нередко предопределяют общую направленность личности.

Возникновение игр подвижного характера, как и игр вообще, уходит корнями в далекое прошлое. Исторически у каждого народа накапливались свои национальные игры.

Они вовлекали в активную двигательную деятельность целые группы играющих, проводились, как правило, на улице, благодаря чему становились важным средством оздоровления.

Постепенное развитие педагогической мысли позволяло осуществлять отбор из числа народных игр наиболее целесообразных в воспитательном отношении. Научно обоснованные взгляды на использование подвижных игр в педагогическом процессе изложены в системе физического образования П.Ф.

Лесгафта. Он раскрыл физиологическое и психологическое значение игр, их роль в обеспечении сознательных действий, развитии умений управлять движениями. Игры ученый рассматривал как упражнения, посредством которых ребенок готовится к жизни.

Классификация подвижных игр

Подвижные игры чрезвычайно богаты и разнообразны по содержанию. Разнообразие подвижных игр с давних пор приводило исследователей к необходимости группировать их, классифицировать. Классификация игр осуществлялась по разным параметрам:

· по принципу организации детей — игры одиночные и командные;

· возрастному принципу — для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;

· видам движений — игры с бегом, прыжками, равновесием, метанием, лазаньем;

· двигательным способностям — развивающие скоростно-силовые способности, быстроту, выносливость, ловкость;

· степени интенсивности движений — большой, средней и малой подвижности;

· особенностям содержания — подвижные игры с правилами, сюжетные и бессюжетные; элементы спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона и т.д.).

Наиболее значимой для развития моторики ребенка является классификация, в основу которой положены особенности содержания подвижных игр. Подвижные игры с правилами (сюжетные и бессюжетные) широко распространены в практике детских садов. Характерным для этого вида игр является то, что они строятся на основании опыта детей, их знаний об окружающей жизни.

Базой для развертывания сюжета являются знакомые образы (зайчики, лисички, птички и т.п.), эпизоды из жизни людей, явлений природы. Ребенок подражает им в игре. Бессюжетные игры содержат двигательно-игровые задания, не связанные с разыгрыванием сюжета, в них отсутствуют игровые действия.

Каждый ребенок выполняет конкретное двигательное задание, требующее самостоятельности, быстроты, ловкости.

Комплексное использование сюжетных и бессюжетных подвижных игр предусматривает умелое руководство ими. При организации подвижной игры особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, его педагогическое предвидение.

Вызывая у ребенка интерес к игре, педагог должен замечать и выделять существенные факторы в развитии детей, реальные изменения в знаниях, умениях, навыках. Большое внимание уделяется правильному выбору игры: учитывается время и место ее проведения, количество играющих, имеющийся у них двигательный опыт.

Педагогическая наблюдательность позволяет педагогу выбирать нужные методы руководства игрой, корректировки двигательного поведения детей.

В первой младшей группе проводятся игры с простым и доступным сюжетом. Герои игр хорошо известны детям (кошка, мышки, птички). С ними дети встречались в жизни или знакомились с помощью сказок, картинок. В игре малышей привлекает сам процесс действия: пробежать, догнать, бросить.

Управление развитием движений осуществляется здесь посредством сюжета, который полностью зависит от творчества воспитателя. Все дети играют одинаковые роли, при этом каждый ребенок действует индивидуально, в зависимости от своих двигательных возможностей. Одно и то же движение выполняется в разных ситуациях.

Во время игры взрослый старается заинтересовать детей, показать им образец движений, учит действовать по сигналу, подчиняться простым правилам. Ведущие роли педагог играет сам, делая это эмоционально и образно. Оживляют игру различные атрибуты: медальоны с изображениями животных, шапочки, «сказочные» домики.

С их помощью дети легко входят в образ, подражают герою. Большой интерес вызывают у малышей игры с текстом. Слова раскрывают содержание игры, помогают ребенку соблюдать ее правила.

Игровые упражнения («прыгнем через ручеек», «забросим мяч в домик») дают детям возможность освоить некоторые сложные для них виды движений (метание, прыжки и др.). Наряду с косвенными приемами здесь используются приемы прямого обучения. Воспитатель показывает упражнение, следит за его выполнением, в случае необходимости предлагает повторить еще раз, поощряет детей за старание.

Содержание подвижных игр во второй младшей группе

Во второй младшей группе подвижные игры отличаются несложным сюжетом и простыми правилами, но движения, которые в них включаются, становятся более разнообразными (взобраться на куб, подпрыгнуть и достать игрушку и т.п.). Малышей необходимо учить играть. Существенным моментом, влияющим на ход игры, является объяснение воспитателя.

Оно дается детям эмоционально, выразительно, используется образный сюжетный рассказ, способствующий лучшему перевоплощению ребенка в игровой образ. Воспитатель играет вместе с детьми, выполняя одновременно главную и второстепенную роль, следит за размещением играющих, их взаимоотношениями, образным выполнением двигательных действий, учит малышей действовать сообща.

Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно детям. Это повышает их двигательную активность. Одну и ту же игру повторяют без изменений 2—3 раза, затем в нее включаются новые правила и новые движения, изменяются условия проведения. Вариативное содержание знакомой игры усиливает ее воспитательную ценность.

Постепенно педагог приучает малышей выполнять в игре ответственные роли (назначая на роль, необходимо соблюдать очередность).

При выполнении детьми игрового упражнения воспитатель объясняет и показывает его, останавливаясь на тех моментах, которые вызывают затруднения у большинства. В этом возрасте ребенок может повторить игровое упражнение лишь в общих чертах.

Содержание подвижных игр в средней группе

В среднем дошкольном возрасте большинство игр имеет развернутые сюжеты, определяющие содержание движений и характер взаимоотношений играющих. Значительное место занимают игры, в которых действия персонажей соответствуют реальной действительности.

Проводя сюжетную подвижную игру, воспитатель сообщает детям ее название, излагает содержание, особо выделяя правила игры, подчеркивает смысл и особенности действий каждого персонажа, показывает движения, которые могут вызвать у играющих затруднения.

Важно убедиться, что дети поняли условия игры, хорошо представляют ее двигательное содержание. Затем воспитатель распределяет роли среди играющих. Роль водящего вначале поручается активному, энергичному ребенку, который может с ней справиться, а затем поочередно остальным детям группы.

Выбор ребенка на главную роль мотивируется педагогом. В игре взрослый действует наравне со всеми играющими, оценивает правильность выполнения движений, двигательное поведение детей, регулирует физическую нагрузку.

При повторении знакомой игры создаются ее варианты: изменяются движения, которые выполняют дети, включаются правила, требующие выдержки, самообладания, видоизменяется форма организации играющих.

В игровых упражнениях создаются условия для достижения определенного результата. Игровым заданиям («кто скорее», «кто бросит дальше», «чье звено быстрей построится») придается соревновательный характер. Такие задания стимулируют детей к быстрым движениям, приучают к ответственности за свои действия в коллективе, ведут к достижению общей цели.

Содержание подвижных игр в старшем дошкольном возрасте

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста занимательность сюжета уже не имеет такого большого значения, увеличивается количество игр, в которых нет образов. Правила игр усложняются, формируют у ребенка умение управлять своим поведением.

Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, решительность, выдержку, действовать в соответствии с интересами команды. Применяются все виды подвижных игр, в том числе бессюжетные, игры-эстафеты.

При объяснении игры воспитатель раскрывает ее содержание от начала до конца, затем с помощью вопросов уточняет правила, закрепляет стихотворные тексты, если они есть в игре, предлагает кому-либо из детей повторить содержание.

После этого педагог указывает местоположение играющих и распределяет роли, назначает водящего, руководствуясь определенными педагогическими задачами (поощрить новенького ребенка, показать на примере активного, как важно быть смелым), предлагает самим детям выбрать водящего, выбирает водящего «волшебной палочкой», считалочкой.

В ходе игры он следит за действиями и взаимоотношениями детей, выполнением ими игровых правил, с помощью различных приемов повышает физическую нагрузку: увеличивает расстояние для пробегания, изменяет продолжительность интенсивных движений в играх с увертыванием, рационально использует текст игры (полностью текст воспроизводится только в начале игры, в дальнейшем он сокращается и дети произносят лишь слова, побуждающие к действию), назначает сразу двух-трех водящих (в этом случае повышается не только физическая нагрузка, но и эмоциональная насыщенность игры). При подведении итога игры педагог анализирует, как детям удалось достичь успеха, почему «ловишка» быстро поймал одних игроков, а другие ему не попались. К обсуждению итогов привлекаются дети. Это приучает их к анализу своих поступков. При повторном проведении игры дошкольники учатся самостоятельно создавать ее варианты: придумывают новые сюжеты, более сложные игровые задания и правила, создают различные комбинации движений.

В старшем дошкольном возрасте широко используются игры-эстафеты. Для участия в них формируются две или три команды, равные по числу участников. Педагог четко и последовательно объясняет содержание и правила игры, условия определения победителя.

Прежде чем начинать соревнование, необходимо провести репетицию, чтобы каждый понял, что от него требуется, и приспособился к игре. Вначале детям предлагаются простые эстафеты с разными видами движений (с бегом, прыжками на двух ногах), затем парные и встречные (от простых эстафет они отличаются тем, что дети выполняют движения в парах).

Однако не следует проводить только командные игры и игры-эстафеты. Не менее интересны для старших дошкольников и игры с увлекательным сюжетом.

Источник: https://mykonspekts.ru/1-42143.html

Подвижные игры (6)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЮжноУральский Профессиональный институт

Реферат по физической культуре за 3 семестр

Подвижные игры.

Выполнила: Каримова Оля

студент 2 курса Д-1-07

Факультет дизайна и рекламы

Кафедра: дизайн среды

Проверил: Туманов В. А.

Челябинск

2009

Введение.

Существует огромное количество игр, но подвижные игры могут заинтересовать не только детей, но и взрослых. В этом реферате я поясню разнообразие игр, выбор велик.

Рассмотрим каждую игру в отдельности, также выясним, чем отличается спортивная игра от подвижной.

Что это такое? Классификация подвижных игр: игры-сцеплялки, игры на реакцию, игры-перетягивания, догонялки, поисковые игры, спортивные игры, игры с мячом, игры на меткость, игры на воде, прыгательные игры.

Определение.

Подвижные игры (ПИ) это игры направленные на общефизическое развитие детей и подростков.

Детство немыслимо без игры. Подвижная игра – способ трансформации детской энергии в навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.

Индивидуальные ПИ вырабатывают у детей также бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке.

Так как для большинства ПИ необходимо достаточно большое количество играющих, то игровой процесс, кроме следования правилам игры как таковой, включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.

Кроме того, что ПИ оказывают всесторонне развивающее воздействие на организм, они еще и очень увлекательны и разнообразны по содержанию. Если надоедает одна игра, всегда на выбор есть еще множество других.

Что это такое?

Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет?

Все закономерно. Самой Природой заложено в детей такое поведение. Ребенок познает мир, развивается, организм растет, укрепляются мышцы, нарабатываются двигательные навыки и рефлексы. Достичь этого сидя на одном месте невозможно. Потому сами дети выбрали для себя наиболее физиологичный способ достижения этой цели — подвижные игры.

Присмотритесь, редко можно застать детей спокойно сидящими на лавочках с книжками – они предпочитают бегать, прыгать, шумно играть. Сознание ребенка нацелено на движение. Но просто бегать и прыгать, естественно скучно, потому вокруг них сформировались определенные правила, и просто двигательная активность переросла в игру.

У разных народов мира есть свои уникальные игры, не похожие на игры остальных народов, но есть и универсальные игры, хорошо известные детям всего мира.

Дети, чаще всего сами являются авторами игр. Буквально все — исторические факторы, география региона, особенности национальной культуры и быта, религия, общественные отношения и пр. может стать темой и сюжетом для игры.

Движение это жизнь. А для детей это еще и основа будущего здоровья.

Игра для взрослых и игра для детей совершенно разные вещи. И если для взрослых это чаще всего хобби или развлечение и отдых после работы, то для ребенка игра намного более важна.

В младшем возрасте это практически единственно занятие, доступное ребенку. Играя с малышом, взрослые «рассказывают» ему о мире. К примеру: «Дай мне красный шар, — просят ребенка. И тот должен среди игрушек выбрать именно шар, и именно красный, показывая взрослому, что он уже что-то умеет и чего-то достиг.

Взрослея информации становиться больше, она усложняется, и вместе с ней усложняются игры. Бег, лазание, катание с горок, прыжки и прочее – характерный набор «уличных» игр для детского сада. По мере взросления ребенка к просто бегу или просто прыжкам добавляются правила и сам процесс становиться более осмысленным.

Появляются ограничения, условия, делающие занятия более интересными и захватывающими. В подростковом возрасте на первый план выходит соперничество: кто дальше, кто больше, кто сильнее, быстрее и т.д.

Так же появляется стимул и простор для творчества – не всегда для любимых игр можно найти инвентарь в магазине, а иногда такового и нет вовсе в продаже, и он делается своими руками. Говоря о подвижных играх, мы будем рассматривать игры для категории от 7-8 лет и выше. То есть, по существу о подростковых.

В таких играх правила обычно уже четко развиты, а сами играющие достаточно сознательны для их соблюдения. Для тех читателей, кого интересуют игры для детей дошкольного возраста, в конце статьи мы приведем все необходимые ссылки.

Игры различных народов несут в себе черты национальной культуры и традиций. И некоторые составляющие жизни взрослой (такие, как охота, животноводство и пр.) нашли свое отражение в их правилах. В статье приведены правила игр различных регионов и областей, ранее входивших в состав СССР и других народов мира.

Несмотря на то, что инвентарь для ряда нижеописанных игр географически уникален, при желании дети других регионов сами смогут заменить подручными аналогами. Например, оленьи рога в игре «Охота на оленей» несложно сделать из веток и т.д.

Практически все взрослые люди играли в те или иные игры, правила которых приведены ниже. Но память хранит общие черты, сам факт присутствия тои или иной игры в детстве. И, читая эту статью Вы, возможно, будете поражены, тому как много можно незаметно забыть.

Классификация подвижных игр.

Существует несколько классификаций подвижных игр.

Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространства, по системе подсчета очков, по игровым прелюдиям и наказанию, по общему сюжету и т.д. В данной статье мы разобьем сходные по каким-либо признакам игры на следующие основные категории.

Игры-сцеплялки. Игры, в которых присутствует специфическое построение, сохраняющееся на протяжении всего игрового процесса.

Игры на реакцию.

Игры-перетягивания. Силовые игры, общей целью которых является необходимость перетянуть противника определенным образом.

Догонялки. Всевозможные игры с общей игровой механикой – водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков и игры эстафеты.

Поисковые игры. Игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов.

Спортивные игры. Игры по мотивам популярных игровых видов спорта: футбола, хоккея и т.д.

Игры с мячом. Мяч – атрибут множества игр. Наиболее яркие их представители выделены в статье в отдельную группу.

Игры на меткость. Различные варианты «войнушки» и стрельбы по мишеням.

Игры на воде.

Прыгательные игры. Игры со скакалкой, резинкой и т.д.

Дополнительное описание (требуемый инвентарь, место проведения, что развивает и т.д.) прилагается непосредственно к правилам каждой конкретной игры.

Правила некоторых игр будут даны в статье с пометкой «авторская». Возможно, в такие игры играл и еще кто-то, но наша дворовая компания считала их «эксклюзивными», придуманными самостоятельно.

Деление условно, так как некоторые игры подходят более чем к одной категории.

Ритуалы, сопровождающие игру

К предыгровым ритуалам относятся жеребьевка, для распределения участников по командам и считалки, для выбора водящего. Подробнее эти процессы описаны на нашем сайте в статье: Славянские народные игры для детей

Кроме этого, по уговору после игры победители могут получать какую-либо награду, или побежденные отбыть определенное наказание.

Например, проигравшая команда катает на своих спинах победителей. Или проигравший становится водящим и т.д.

Внешний вид городов изменился с эпохи средневековья. Но, присмотритесь, изменились ли с той поры сами дети? Несложно даже определить в какие именно игры они играют.

В эту категорию попадают игры, требующие от игроков определенной физической силы, ловкости, быстроты и прочих физических навыков, а так же их развивающие. Отмечу, что если игра попадает, например, в категорию игр на силу, то это не значит, что в нее не могут играть физически слабые игроки, а только то, что сильные будут иметь перед ними определенные преимущества.

Игры-сцеплялки

Сороконожка

Инвентарь: нет

Место проведения: спортзал, открытая площадка.

Минимальное количество игроков: 6-8.

Вид: общегрупповая, командная.

Развивает: координацию, чувство партнера.

В игру можно играть как просто ради забавы, так и несколькими командами. В первом варианте игроки плотно располагаются по кругу, в затылок друг-другу. По команде «Раз, два, три!» каждый медленно опускается на колени стоящему позади игроку. После чего «сороконожка» начинает свое движение.

Сложность в игре состоит в том, что без достаточной координированности и слаженности шаг сделать практически невозможно, так как «сороконожка» перемещается только при синхронном движении всех игроков. Если кто-то выбивается из ритма или путает ноги, то «сороконожка» стремиться рассыпаться и удержать ее от разрывов очень непросто.

В командном варианте игры «сороконожка» не замыкается и каждой из команд надо достичь определенного места раньше другой.

Гималаи. 1938 год. Узнаете игру? В знакомые всем «классики» играют по всему миру с незапамятных времен.

Дракон, кусающий свой хвост

Инвентарь: нет

Место проведения: спортзал, открытая площадка.

Минимальное количество игроков: 9-10.

Вид: общегрупповая, с водящим.

Развивает: координацию, ловкость.

Старинная китайская игра.

Играющие выстраиваются друг за другом. Правую руку кладут на правое плечо стоящего впереди. Первый игрок — голова дракона, последний его хвост.

Цель головы – поймать хвост. Тело дракона (остальные игроки) находится в постоянном движении и послушно следует за го-лозой. Цепочка игроков не должна разрываться.

Тот, по чьей вине произошел разрыв, становится головой. Тело дракона подыгрывает хвосту, не давая голове его ухватить.

Когда голова ловит хвост, последний в колонне игрок идет вперед, становится головой, а новым хвостом — игрок, бывший предпоследним.

Слон

Инвентарь: нет

Место проведения: открытая площадка, двор, школьный коридор

Минимальное количество игроков: 10

Вид: командная.

Развивает: ловкость, координацию, силу

Игроки делятся на две команды. Первая команда выстраивается в «слона»: игроки нагибаются, и каждый последующий обхватывает предыдущего так, что его голова находится в районе талии — подмышки стоящего впереди.

Как только «слон» построен, играющие из второй команды поочередно запрыгивают на его спину, стараясь на ней удержаться. Прыгают так же, как через «козла» на уроке физкультуры. Первый прыгающий должен стараться приземлиться как можно ближе к голове слона, что бы осталось место для других. Не сумевший удержаться в этом кону больше не прыгает.

Обычно после того, как все игроки второй команды отпрыгались, в задачу слона входит пройти определенное расстояние с наездниками на спине. Для игроков, составляющих «слона» цель игры состоит в том, что бы не упасть, для игроков второй команды – причинить «слону» максимальные неудобства и, в идеале, завалить его. Потом команды меняются ролями.

Убедившись в отсутствии перспективы завалить «слона» честно, очередной игрок второй команды с разбега отвешивал хорошего пинка по заднице «слона», отчего «слон» приходил в расстройство и превращался в

Источник: http://works.doklad.ru/view/Szg89ZPB-BA.html

Ссылка на основную публикацию