Викторина для школьников 10-11 класса с ответами

Литературная викторина для учащихся 10 класса Составила учитель русского языка и литературы Белкина Татьяна Алексеевна МБОУ «Макуловская СОШ» Верхнеуслонского. — презентация

1<\p>

2 Литературная викторина для учащихся 10 класса Составила учитель русского языка и литературы Белкина Татьяна Алексеевна МБОУ «Макуловская СОШ» Верхнеуслонского района Республики Татарстан<\p>

3 И.С.Тургенев Н.А.Некрасов Ф.М.Достоевский Л.Н.Толстой А.П.

Чехов ЗАВЕРШЕНИЕ<\p>

4 Кто внушал будущему поэту, что сочинять стихи может «либо пьяница горький, либо круглый дурак»?<\p>

5 ТАБЛИЦА Дом В.П.Тургеневой на Остоженке 37<\p>

6 Ранние тургеневские произведения подписаны псевдонимом «Т.Л.».

Что он означает?<\p>

7 ТАБЛИЦА<\p>

8 Какую «аннибалову клятву»дал в юности Тургенев и следовал ей всю жизнь?<\p>

9 ТАБЛИЦА<\p>

10 В «Евгении Онегине» А.С.Пушкина мать Татьяны «звала Полиною Прасковью». Аналогичная история произошла и в жизни Тургенева, и русская девушка не только сменила имя, но и превратилась во француженку.

Кто она?<\p>

11 ТАБЛИЦА Полина Виардо<\p>

12 Отец Евгения Базарова гордится, что во время Отечественной войны 1812 года щупал пульс у знаменитого поэта, своего тёзки. У кого именно?<\p>

13 ТАБЛИЦА<\p>

14 Н.А.

Некрасов 100 Как зовут Мужичка с ноготок, героя одного из известных стихотворений поэта, и сколько ему лет?<\p>

15 ТАБЛИЦА Влас, ему «…шестой миновал»<\p>

16 Почему поэт назвал Волгу «…рекою рабства и тоски»?<\p>

17 ТАБЛИЦА<\p>

18 Кого Некрасов считает своим учителем: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!»?<\p>

19 ТАБЛИЦА<\p>

20 Какое прозвище и почему получил герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Савелий?<\p>

21 ТАБЛИЦА<\p>

22 В сказочном зачине «Кому на Руси жить хорошо» семь мужиков названы «временно-обязанными». Что это означает?<\p>

23 ТАБЛИЦА<\p>

24 Какой приметой петербургской природы Достоевский назвал одну из ранних своих повестей?<\p>

25 ТАБЛИЦА<\p>

26 Как погиб Мармеладов, герой романа «Преступление и наказание»?<\p>

27 ТАБЛИЦА<\p>

28 Если предшественники Достоевского изображали Петербург зимой или осенью как город холода и мороза, тумана и слякоти, то каким он предстаёт в «Преступлении и наказании»?<\p>

29 ТАБЛИЦА<\p>

30 Чьё Евангелие попадает в руки Родиону, напоминая о его преступлении?<\p>

31 ТАБЛИЦА<\p>

32 Что сделал Раскольников, говоря: «Я не тебе …, я всему страданию человеческому …»?<\p>

33 ТАБЛИЦА<\p>

34 О каком муравейном братстве и зелёной палочке сохранил писатель память на всю жизнь?<\p>

35 ТАБЛИЦА<\p>

36 Что сделал Толстой для осуществления своей мечты о новой системе воспитания человека?<\p>

37 ТАБЛИЦА<\p>

38 Что сделал Толстой, прежде чем описывать Бородинское сражение?<\p>

39 ТАБЛИЦА<\p>

40 Есть ли в «Войне и мире» любовные треугольники? Какие?<\p>

41 ТАБЛИЦА<\p>

42 Что это за роковое число 666, которое высчитывает Пьер?<\p>

43 ТАБЛИЦА Апокалипсическое число, которое, по мнению Пьера, означает гибель Наполеона.<\p>

44 Какой город, давший материал для многих чеховских произведений (в том числе и для «Ионыча»), является родиной писателя?<\p>

45 ТАБЛИЦА В этом доме родился А.П.Чехов<\p>

46 Какая премия Российской Академии наук была присуждена Чехову в 1888 году?<\p>

47 ТАБЛИЦА<\p>

48 Какое имение и где приобрёл Чехов на писательские гонорары, прожив там несколько лет, открыв школу, занимаясь врачебной практикой?<\p>

49 ТАБЛИЦА<\p>

50 В чьи уста вложены слова, близкие автору: «Вся Россия – наш сад!»?<\p>

51 ТАБЛИЦА<\p>

52 Почему Чехов отказался от звания почётного академика?<\p>

53 ТАБЛИЦА<\p>

54 Использованная литература 1. Л.Л.Бельская. Литературные викторины. М.: Просвещение, 2003, 301 с. 2. В.А.Ильина. Литературные викторины. Волгоград: Учитель- АСТ, htm post_6022. html titles.php?author=31&dtls_books=1

Источник: http://www.myshared.ru/slide/855986/

Сто занимательных вопросов по истории.Викторина для 10-11 классов

100 «занимательных» вопросов

по истории.

Викторина для 9-11 классов.

Цель: вызвать интерес к предмету, способствовать качественному усвоению фактического материала.

Участники: учащиеся 9, 11 классов. Играют две команды (сборные).

Ход игры:

Конкурс №1. «Разминка».

Условия: команда отвечает на вопросы ведущего быстро, не задумываясь. По 7 вопросов для каждой команды. За каждый верно угаданный вопрос 1 балл. Вопросы лежат в конвертах разного цвета. Команды сами выбирают конверт и отвечают на вопросы из этого конверта.

Вопросы из конверта №1.

  1. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Бумага и фарфор были изобретены в Китае).

  2. Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр).

  3. В какой библиотеке были несгораемые книги? (В библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги).

  4. Когда вулкан помог людям? (В период восстания Спартака гладиаторы спрятались на вершине вулкана Везувий, а потом по отвесной скале спустились на веревках, сплетенных из лоз дикого винограда, который там рос).

  5. Где и когда самые мирные домашние животные вдруг «пожирали людей»? (В Англии в период огораживания возникла поговорка «овцы пожирали людей»).

  6. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (Это разные названия одного города).

  7. Кто из правителей Англии оказывал покровительство пиратам и работорговцам? (Елизавета I).

Вопросы из конверта №2.

  1. Когда войну выиграла всего одна лошадь? (Троянский конь один сделал то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско).

  2. В каких странах были длинные стены? (В Китае – Великая Китайская стена; стены, соединяющие афинский порт Пирей с Афинами).

  3. Когда в истории в особом почете была обувь? (Крестьянская война в Германии в 1525 г., когда восставшие шли под знаменем, на котором был начертан деревенский башмак. Восстание так и стало называться «Под знаменем башмака»).

  4. Когда и кем открыто восхвалялась глупость? (В книге средневекового ученого Э. Роттердамского «Похвальное слово глупости»).

  5. Кто «основал» государство, которого никогда не было? (Томас Мор описал несуществовавшее государство «Утопия»).

  6. Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? (В обиходе мы пользуемся цифрами, которые были изобретены в Индии, а в Европу они пришли с арабами, поэтому получили название «арабские»).

  7. По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной).

Подведение итогов.

Конкурс №2. «Правители земли русской».

Условия: ведущий зачитывает вопрос для обеих команд одновременно. Та команда, которая быстрее подняла руку и отвечает первой. Если ответ не верный, соперники могут заработать дополнительный балл. Верный ответ – 1 балл.

Вопросы:

  1. Какую фамилию носил Петр I? (Он из рода Романовых).

  2. Какой русский царь любил плотничать? (Петр I).

  3. О ком писал русский летописец:»Легко и неслышно ходил он в походах. Как барс. Не возил он с собой и шатра, но спал подложив седло под голову. В бою был открыт и смел»? (Князь Святослав).

  4. Кого из русских царей прозвали «Миротворцем»? (Александра II ).

  5. Когда Русью правил «денежный мешок»? (В XIV веке – князь Иван Данилович по прозвищу Калита, т. е. «денежный мешок»).

  6. Кого из русских царей прозвали «Тишайший»? (Алексей Михайлович).

  7. При каком правителе в России официально появился герб с двуглавым орлом? (Иван III).

  8. Кто первым на Руси принял титул «Государя всея Руси»? (Иван III).

Подведение итогов.

Конкурс №3.

Условия: Обе команды получают карточки с одинаковым текстом. Ваша задача – закончить предложение, вставив подходящие по смыслу понятия, даты, имена. За каждое правильное слово (понятие, дату) вы получаете 1 балл. На задание 3 минуты.

  1. Главным весенним праздником славян-язычников был (была) ____________ (масленица).

  2. Монгольских сборщиков дани называли __________ (баскаками).

  3. Столкновение войск Ивана III и монгольского хана Ахмата в 1480 г. Вошло в историю как _________________ («стояние на реке Угре»).

  4. Первые постоянные военные отряды, появившиеся в середине XVI в. Назывались _______________ (стрельцы).

  5. Русский царь _____________ (Иван Грозный) известен также как шахматист, сочинитель церковной музыки и писатель.

  6. Среди претендентов на русский престол в Смутное время был польский королевич ____________ (Владислав).

  7. Династия Романовых утверждается на престоле в ___________ (1613 г.).

  8. Историки называют XVII в. ______________ («бунташным»).

Подведение итогов.

Конкурс №4. «Имена».

Условия: На карточках даны имена и прозвища. Ваша задача – соотнести имена и прозвища.

Андрей «Александр Македонский русской истории»

Василий Боголюбский

Владимир Большое Гнездо

Всеволод Вещий

Иван Калита

Олег Красное Солнышко

Святослав Мудрый

Ярослав «Пардус»

Святой

Темный

(Олег – Вещий; Святослав – «Пардус», «Александр Македонский русской истории»; Владимир – Святой, Красное Солнышко; Ярослав – Мудрый; Всеволод – Большое Гнездо; Андрей – Боголюбский; Иван – Калита; Василий – Темный).

Подведение итогов.

Конкурс №5. «Крылатые выражения».

Условия: вы должны объяснить крылатые выражения.

«Остаться с носом». Проситель в царской Росс, когда обращался в учреждение или суд, то приносил подношение для ускорения рассмотрения дел. Если его «подарок» не принимался, то он уходил со своим подношением, или носом, обратно, т. е. с тем, что принес. Означает «уйти ни с чем, ничего не добиться».

«Работать спустя рукава». Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались очень низко, почти до колен. Работать в такой одежде было совершенно невозможно. Означает «работать плохо, неаккуратно».

«Зарубить на носу». Нос – это памятная дощечка, бирка для записей. Ее носили с собой и делали зарубки на память. Означает «запомнить надолго».

«Бить баклуши». Чтобы сделать деревянную ложку или чашку, требовалось отколоть чурку-баклушу. Это было легкое дело, оно поручалось подмастерьям. Особого умения оно не требовало. Употребляется в значении «делать пустое, никчемное дело, заниматься ерундой».

Подведение итогов.

Источник: https://multiurok.ru/files/sto-zanimatiel-nykh-voprosov-po-istorii-viktorina-.html

Викторина для 9-11 классов «100 «занимательных» вопросов по истории»

Рейтинг:  4 / 5

100 «занимательных» вопросов

по истории.

Викторина для 9-11 классов.

Цель:вызвать интерес к предмету, способствовать качественному усвоению фактического материала.

Участники:учащиеся 9, 11 классов. Играют две команды (сборные).

Ход игры:

Конкурс №1. «Разминка».

Условия: команда отвечает на вопросы ведущего быстро, не задумываясь. По 7 вопросов для каждой команды. За каждый верно угаданный вопрос 1 балл. Вопросы лежат в конвертах разного цвета. Команды сами выбирают конверт и отвечают на вопросы из этого конверта.

Вопросы из конверта №1.

  1. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Бумага и фарфор были изобретены в Китае).
  2. Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр).
  3. В какой библиотеке были несгораемые книги? (В библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги).
  4. Когда вулкан помог людям? (В период восстания Спартака гладиаторы спрятались на вершине вулкана Везувий, а потом по отвесной скале спустились на веревках, сплетенных из лоз дикого винограда, который там рос).
  5. Где и когда самые мирные домашние животные вдруг «пожирали людей»? (В Англии в период огораживания возникла поговорка «овцы пожирали людей»).
  6. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (Это разные названия одного города).
  7. Кто из правителей Англии оказывал покровительство пиратам и работорговцам? (Елизавета I).

Вопросы из конверта №2.

  1. Когда войну выиграла всего одна лошадь? (Троянский конь один сделал то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско).
  2. В каких странах были длинные стены? (В Китае – Великая Китайская стена; стены, соединяющие афинский порт Пирей с Афинами).
  3. Когда в истории в особом почете была обувь? (Крестьянская война в Германии в 1525 г., когда восставшие шли под знаменем, на котором был начертан деревенский башмак. Восстание так и стало называться «Под знаменем башмака»).
  4. Когда и кем открыто восхвалялась глупость? (В книге средневекового ученого Э. Роттердамского «Похвальное слово глупости»).
  5. Кто «основал» государство, которого никогда не было? (Томас Мор описал несуществовавшее государство «Утопия»).
  6. Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? (В обиходе мы пользуемся цифрами, которые были изобретены в Индии, а в Европу они пришли с арабами, поэтому получили название «арабские»).
  7. По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной).

Подведение итогов.

Конкурс №2. «Правители земли русской».

Условия: ведущий зачитывает вопрос для обеих команд одновременно. Та команда, которая быстрее подняла руку и отвечает первой. Если ответ не верный, соперники могут заработать дополнительный балл. Верный ответ – 1 балл.

Вопросы:

  1. Какую фамилию носил Петр I? (Он из рода Романовых).
  2. Какой русский царь любил плотничать? (Петр I).
  3. О ком писал русский летописец:»Легко и неслышно ходил он в походах. Как барс. Не возил он с собой и шатра, но спал подложив седло под голову. В бою был открыт и смел»? (Князь Святослав).
  4. Кого из русских царей прозвали «Миротворцем»? (Александра II ).
  5. Когда Русью правил «денежный мешок»? (В XIV веке – князь Иван Данилович по прозвищу Калита, т. е. «денежный мешок»).
  6. Кого из русских царей прозвали «Тишайший»? (Алексей Михайлович).
  7. При каком правителе в России официально появился герб с двуглавым орлом? (Иван III).
  8. Кто первым на Руси принял титул «Государя всея Руси»? (Иван III).

Подведение итогов.

Конкурс №3.

Условия: Обе команды получают карточки с одинаковым текстом. Ваша задача – закончить предложение, вставив подходящие по смыслу понятия, даты, имена. За каждое правильное слово (понятие, дату) вы получаете 1 балл. На задание 3 минуты.

  1. Главным весенним праздником славян-язычников был (была) ____________ (масленица).
  2. Монгольских сборщиков дани называли __________ (баскаками).
  3. Столкновение войск Ивана III и монгольского хана Ахмата в 1480 г. Вошло в историю как _________________ («стояние на реке Угре»).
  4. Первые постоянные военные отряды, появившиеся в середине XVI в. Назывались _______________ (стрельцы).
  5. Русский царь _____________ (Иван Грозный) известен также как шахматист, сочинитель церковной музыки и писатель.
  6. Среди претендентов на русский престол в Смутное время был польский королевич ____________ (Владислав).
  7. Династия Романовых утверждается на престоле в ___________ (1613 г.).
  8. Историки называют XVII в. ______________ («бунташным»).

Подведение итогов.

Конкурс №4. «Имена».

Условия: На карточках даны имена и прозвища. Ваша задача – соотнести имена и прозвища.

Андрей                        «Александр Македонский русской истории»

Василий                      Боголюбский

Владимир                  Большое Гнездо

Всеволод                     Вещий

Иван                             Калита

Олег                            Красное Солнышко

Святослав                    Мудрый

Ярослав                        «Пардус»

                                     Святой

                                     Темный

(Олег – Вещий; Святослав – «Пардус», «Александр Македонский русской истории»; Владимир – Святой, Красное Солнышко; Ярослав – Мудрый; Всеволод – Большое Гнездо; Андрей – Боголюбский; Иван – Калита; Василий – Темный).

Подведение итогов.

Конкурс №5. «Крылатые выражения».

Условия: вы должны объяснить крылатые выражения.

«Остаться с носом». Проситель в царской Росс, когда обращался в учреждение или суд, то приносил подношение для ускорения рассмотрения дел. Если его «подарок» не принимался, то он уходил со своим подношением, или носом, обратно, т. е. с тем, что принес. Означает «уйти ни с чем, ничего не добиться».

«Работать спустя рукава». Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались очень низко, почти до колен. Работать в такой одежде было совершенно невозможно. Означает «работать плохо, неаккуратно».

«Зарубить на носу». Нос – это памятная дощечка, бирка для записей. Ее носили с собой и делали зарубки на память. Означает «запомнить надолго».

«Бить баклуши». Чтобы сделать деревянную ложку или чашку, требовалось отколоть чурку-баклушу. Это было легкое дело, оно поручалось подмастерьям. Особого умения оно не требовало. Употребляется в значении «делать пустое, никчемное дело, заниматься ерундой».

Подведение итогов.

Источник: http://obrazbase.ru/istoriya/423-viktorina-dlya-9-11-klassov-100-zanimatelnykh-voprosov-po-istorii-20140922

Викторина для 9, 10 классов (мероприятие в рамках декады русского языка и литературы) Конкурсы для болельщиков

Путешествие в страну Читалию

Литературная викторина для 9, 10 классов

(мероприятие в рамках декады русского языка и литературы)

Конкурсы для болельщиков (проводятся в паузах)

1)Названия литературных произведений, в состав которых входят числительные

Ответы:

  • Три толстяка
  • Три мушкетера
  • Три медведя
  • Четыре танкиста и собака
  • Двенадцать стульев
  • Семнадцать мгновений весны
  • Тысяча и одна ночь
  • Петр I
  • Два капитана
  • Волк и семеро козлят
  • Трое в лодке, не считая собаки
  • Сердца трех
  • Пятнадцатилетний капитан

2)Отгадайте загадки.

  • Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колеса)
  • Какой год продолжается всего один день? (Новый)
  • Сколько отверстий в голове? (Семь)
  • Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)
  • С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели, не упоминая ни числа, ни названия дней.

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

  • У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (Одна)
  • Шли рядком: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их? (Трое)
  • Шесть ног, две головы, один хвост – что это? (Всадник на лошади)
  • Может ли дождь идти три дня подряд? (Нет – будут три ночи)
  • Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я – мы )
  • Что принадлежит только тебе, а используется чаще другими? (Имя)
  • Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)
  • Точка с хвостиком. (Запятая)
  • Ложь с намеком. (Сказка)
  • Как можно склонять голову, не опуская ее вниз? (изменять слово голова по падежам)
  • Кто говорит на всех языках? (Эхо)

Первый конкурс – разминка

(Команде, ответившей первой – один балл)

А) Угадай слово по шутливой характеристике

1) Не цветы, а вянут; не белье – а их развешивают очень доверчивые и любопытные. (Уши)

2) Её толкут, носят решетом, в ней прячут концы нечистые люди. (Вода)

3)Он в голове у несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. (Ветер)

4) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваются в не свои дела; им клюют; его задирают; ставят на нем зарубки. (Нос)

5) Проглатывают, за него тянут, дергают. (Язык)

6) Его приходится держать, не занимая руки; за ним можно лезть в карман. (Слово)

Б) Объясните значение металла в людях

1) Стальная воля. (Жесткий, целеустремленный)

2) Железные мускулы. (Сильный)

3) Золотое сердце. (Добрый)

4) Серебряный голос. (Мягкий голос)

5) Оловянные глаза. (Пустые, равнодушные)

6) Бронзовая кожа. (Загорелый)

7) Медный лоб. (Глупый)

8)Луженая глотка. (Громкоголосый, голосистый)
Второй конкурс

Черный ящик (комната забытых вещей, бюро находок)

Команды приносят ответы жюри

1)Перчатки («Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Выстрел»)

2) Кольцо («Дубровский»)

3) Яблоко («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

4) Черевички («Ночь перед Рождеством»)

5) Клюква («Кладовая солнца»)

6) Кукла («Три толстяка», «Дети подземелья»)

7) Волшебные туфли («Маленький Мук»)

8) Хрустальная туфелька («Золушка»)

9) Зеркало («Алиса в стране зазеркалья», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Блиц – турнир

Команды приносят ответы жюри

1)Автор романа «Приключения Робинзона Крузо» (Дефо)

2) С кем встретился Вольга? (Микула Селянинович)

3) Как греки назвали свои сказки (Мифы)

4) Русский баснописец (Крылов)

5) Название болота, где заблудились Настя с Митрашей (Блудово)

6) Как звали Митрашу в «Кладовой солнца» его земляки (Мужичок в мешочке)

7) Прозаические жанры (Повесть, роман, рассказ)

8) Друг Чипа (Дейл)

9) Город, в котором родился Пушкин (Москва)

10) Кто ходит в гости по утрам? (Винни-Пух )

11) Праправнук Абрама Петровича Ганнибала (Пушкин)

12)Преувеличение (Гипербола)

13) С кем сразился Илья Муромец в начале пути? (Соловей-Разбойник)

14) Автор «Путешествие Гулливера» (Джонатан Свифт)

15) Благородный английский разбойник (Робин Гуд)

16) Кличка Насти в были «Кладовая солнца»

17) Кто подковал блоху? (Левша)

18) Имена друзей Д`Артаньяна (Атос, Портос, Арамис)

19) Поэтические жанры (Песня, ода, стихотворение, сонет и т.д.)

20)Герои «Бременских музыкантов»

21) Каким искусством, кроме литературы, увлекался Лермонтов (Музыка, живопись, лепка)

22) Самое лучшее приведение в мире (Карлсон)

23)Имя подлого труса (Леопольд)

24) Образное определение (эпитет)

25) Возраст Тараса Бульбы (60 лет)

26) Автор стихотворения «Узник» (Пушкин)

27) Основатель первого Московского университета (Ломоносов)

28) Автор стихотворения «Бородино» (Лермонтов)
А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Команды приносят ответы жюри

А) Помнишь ли афоризмы?

1) Чего не наблюдают счастливые? (Часов)

2) Где ж лучше? (Где нас нет)

3) Финальные слова комедии («Карету мне, карету!»)

Б) Закончите афоризм!

1) Служить бы рад (прислуживаться тошно)

2) Свежо придание (да верится с трудом)

3)Где, укажите нам, отечества отцы (которых мы принять должны за образцы)

4) Ах, злые языки страшнее (пистолета)

В) Кто это?

1) Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног (Чацкий)

2) Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом! (Фамусов)

3) В мои лета не должно сметь свои суждения иметь (Молчалин)

4) Кто беден – тот тебе не пара! (Фамусов – о Молчалине)

5) И денежный мешок, и метит в генералы. (Скалозуб)

Фэйс-контроль

Определите литературного героя по его словесному портрету, назвать произведение и автора

  1. Девка небольшого росту из себя и уж такое крутое колесо – на месте не посидит… Коса сизо-черная, на конце ленты не то красные, не то зеленые… А одежда такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Камень, а на глаз, как шелк, хоть рукой погладь. (П. Бажов «Уральские сказы», Хозяйка Медной горы)
  2. «Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки никто из нас, «смертных», не видывал. Из отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Видение страшное, омерзительное». (Собака из повести А. Конан Дойля « Собака Баскервилей»)

Надо по смыслу и по рифме угадать имена известных литературных героев

  1. Живут в веках Фонвизин, Пушкин, Гоголь…

Бессмертен их героев длинный ряд.

И в наши дни мы можем вспомнить много

Классических фигур среди ребят:

Иной в науках плохо успевает,

Слаб в алгебре, в грамматике профан…

Кого, друзья, сей муж напоминает?

Ах, батюшки, да это ж…(Митрофан)

  1. А этот с виду скромен и приличен,

Но истинный портрет его таков:

Ленив, как Осип, груб, как…(Городничий)

И пуст, как настоящий…(Хлестаков)

  1. А здесь по буквенному знаку

Воображением живым

Вы нарисуете собаку

С ее хозяином немым. (Муму, Герасим)

Вы добавляйте остальные:

За куплей странной застаем

Мы всем известного героя. (Чичиков)
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Команды выстраиваются в шеренгу. Игрок одной команды чередуется с игроком другой команды. Игра идет по принципу «Слабое звено». Выигрывает команда, где осталось больше игроков

Кто из героев романа «Евгений Онегин»…

  1. «Острижен по последней моде, как денди лондонский одет»? (Онегин)
  2. «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива»? (Татьяна)
  3. «Всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела»? (Ольга)
  4. «Красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт»? (Ленский)
  5. «Лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил»? (Дядя Онегина)
  6. Каким было отчество Татьяны Лариной? (Дмитриевна)
  7. Место прогулок Онегина перед обедом. (Бульвар)
  8. Полководец, скульптурное изображение которого хранилось в кабинете Онегина. (Наполеон)
  9. Мать Татьяны была «без ума» от автора романов… (Ричардсон)
  10. Щеки (устар.). (Ланиты)
  11. Город, названный в романе «ярмаркой невест». (Москва)
  12. Оптический прибор, употребляющийся зрителями в театре. (Лорнет)
  13. Жанр музыкально-драматического произведения П.И. Чайковского, написанного по роману. (Опера)

Конкурс капитанов

Продолжите афоризмы

Для команды №1

  1. Люди перестают мыслить, когда…

(…перестают читать.)

  1. Ты навсегда в ответе за всех…

(…кого приручил.)

Для команды №2

  1. Лучше оправдать десять виновных, нежели…

(…обвинить одного невиновного.)

  1. Никогда не беспокой другого тем…

(…что можешь сделать сам.)

Литература

«Предметная неделя литературы в школе» Н.Д. Ильина. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007.

Материал представлен Ивановой Е.А., учителем русского языка и литературы МУО Тумановская сОШ

Источник: http://konesh.ru/viktorina-dlya-9-10-klassov-meropriyatie-v-ramkah-dekadi-r.html

Темы для викторины

Уважаемые участники Декады химии 2013 (10 — 11 классы)! Выберите тему для создания викторины — теста (10 вопросов) Выберите действие «ИЗМЕНИТЬ»и внесите в таблицу свои данные

Тема ФИ учащегося (Ссылка на личную страницу) Название команды, класс, ОУ Ссылка
1 В1. Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений Разина Анастасия 10а класс МБОУ СОШ №26 г.Балаковокоманда «ПоДИМ» ссылка
2 В2. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее Осокина Анастасия 10а класс МБОУ СОШ №26 г.Балаковокоманда «Алмаз» ссылка
3 В3. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) Лукашев Никита 11Б класс МБОУ СОШ №27 г Балаково команда АТОМаны ссылка
Козина Алена Команда «НаДИМ» 10а класс МБОУ СОШ №26 г. Балаково ссылка
4 В4. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная Клепиков Виктор «Молекулы счастья» 11а  МБОУ СОШ №18 г. Балаково ссылка
5 В5. Характерные химические свойства неорганических веществ: – простых веществ: – металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа); – простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния; – оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных; – оснований и амфотерных гидроксидов; – кислот;– солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка)
6 В6. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии Тамбовцева Светлана АУРУМ 11 класс МБОУ СОШ №22 г.Балаково Саратовской области Ссылка 7 В7. Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров Шарабарина Екатерина Команда «Химилы» 10д класс МАОУ Лицей№1 г.Балаково Саратовской области ссылка 9 В9. Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей 10 В10. Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ Кузин Кирилл Команда «Алмаз»11 класс МБОУ СОШ № 26 г. Балаково Саратовской области ссылка

Источник: http://www.openclass.ru/node/348974

Викторина знатоков логики (для учащихся 10-х классов)

Викторина ЗНАТОКОВ ЛОГИКИ

(для учащихся 10-х классов)

Учитель Комбарова С.И.

Цели мероприятия:

  • развитие познавательного интереса к предмету, творческой активности учащихся;

  • развитие у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию;

  • повторение и закрепление основного теоретического материала по теме «Логика», выраженного в неординарных ситуациях;

  • воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.

Оборудование:

На сцене стол, герань, бумага, карандаши, списки, карточки с заданиями, около сцены два стола со стульями для команд знатоков.

Плакаты для оформления зала:

«Где начало того конца, которым оканчивается начало…»

Козьма Прутков

« Логика учит рассуждать и доказывать»

«Логика — это особый, самобытный мир со своими законами, условностями, традициями и спорами»

«Логическое мышление — это не только предмет специальных размышлений, но и то, с чем постоянно сталкивается каждый»

Подготовительная работа:

  1. Домашнее задание группам поддержки:

приготовить зал к викторине (нарисовать иллюстрации к заданиям, плакаты и высказывания по теме «Логика», дружеские шаржи на участников игры).

  1. Домашнее задание командам:

придумать название команды, девиз, приветствия болельщикам и жюри.

в жюри включить учащихся 11-х классов, учителей-предметников, классных руководителей, администрацию.

Ход мероприятия

Ведущий 1:

Добрый день, уважаемые господа! Я вас приветствую на нашем турнире знатоков логики.

Если теория алгоритмов в некотором смысле мать современных ЭВМ и программирования, то логика – их отец. Умение рассуждать, логически мыслить, давать ответы на поставленные вопросы играет важную роль в жизни человека.

Ведущий 2:

Добрый день! У нас в зале находятся две команды знатоков логики. Это учащиеся 10-х классов. Уважаемое жюри – учащиеся 11-х классов, умудренные опытом и познавшие вкус истины на уроках информатики. А также гости и болельщики.

Уважаемые команды, представьтесь, пожалуйста. ( 3 мин.)

Ведущий 1:

Я позволю себе цитату: «Большинство людей по перечисленным им фактам предскажут вам результат.

Но лишь немногие, узнав результат, способны проделать умственную работу, которая дает возможность проследить, какие причины привели к этому результату. Это я называю аналитическими рассуждениями».

Так говорил литературный герой, обладающий железной логикой, один из величайших сыщиков всех времен и народов, отличный боксер, великий криминалист, неплохой скрипач». Итак, о ком идет речь?

(После того, как учащиеся сделают вывод, входят Шерлок Холмс и доктор Ватсон – учащиеся 11 классов).

Шерлок Холмс:

Добрый день, леди и джентльмены! Я приглашен сюда в качестве консультанта. И постараюсь познакомить вас с моим методом, который считаю совершенным. Всякая жизнь – это огромная цепь причин и следствий. Искусство делать выводы и анализировать постигается долгим и упорным трудом.

Ватсон:

По словам моего друга, выходит, что человека, умеющего наблюдать и анализировать, обмануть просто невозможно. Его выводы будут безошибочны. Я с этим столкнулся при первом же знакомстве с Холмсом. Только один пример.

Шерлок Холмс:

Господа, если вы будете столь любезны и выслушаете нас, мы восстановим в памяти эти события. Итак, возвращаемся в прошлое … (задумчиво)

Ватсон:

Мой дорогой, Холмс! Неужели Вы думаете, что наши молодые друзья не помнят историю нашего знакомства, когда Вы безошибочно определили, что я военный врач-англичанин получил рану в Афганистане?

Шерлок Холмс:

Да-да. Помнится, ход моих мыслей не занял и секунды.

Ватсон:

Великолепно! А не попробовать ли вам, господа, разгадать маленькие хитрости моего друга?

Ведущий 2:

В словаре Ожегова можно найти: «Логика – 1. Наука о законах мышления. 2. Ход рассуждений, умозаключений. 3. Разумность, внутренняя закономерность чего-нибудь.

Ведущий 1:

Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Логическая ошибка – ошибка в ходе рассуждения.

Шерлок Холмс:

О, какие великолепные обоснования! А вот теперь попробуйте доказать правильность или ложность следующих рассуждений.

(кто быстрее в командах поднимет руку)

  1. У всех деревьев листья или хвоя. У герани есть листья, значит это дерево. В чем ошибка? Сделайте правильный вывод?

  1. Безударные гласные проверяются ударением. Например: водяной – водянка. Пишу «я».

(Если команда не дала правильного обоснования, то ответ дает Шерлок Холмс:

Шерлок Холмс:

Господа! Это же элементарно! …(Обоснование ответа)

Ватсон:

Друзья! Однако слава пришла к Шерлоку Холмсу после истории с телефонными звонками. Эта история произошла следующим образом.

Ведущий 2:ДЕЛО №1.

(звучит музыка)

Однажды Андрей, Борис, Володя, Даша и Галя договорились вечером пойти в кино. Выбор кинотеатра и сеанса они решили согласовать по телефону. Было также решено, что если с кем-то созвониться не удастся, то поход в кино отменяется.

Вечером у кинотеатра собрались не все, и поэтому посещение кино сорвалось. На следующий день стали выяснять, кто кому звонил.

Оказалось, что Андрей звонил Борису и Володе, Володя звонил Борису и Даше, Борис звонил Андрею и Даше, Даша звонила Андрею и Володе, а Галя звонила Андрею, Володе и Борису.

Шерлок Холмс: (восклицает)

Все ясно! У кинотеатра собрались …

Ватсон:

Стойте, стойте, Холмс! Давайте дадим подумать нашим знатокам.

(Раздать задачу «Дело №1» командам).

ОТВЕТЫ КОМАНД:

Шерлок Холмс:

Да-да-да. У кинотеатра собрались Андрей, Борис и Володя, т.к. они созвонились со всеми, а Галя и Даша не смогли созвониться и поэтому в кино не пришли.

Ведущий 1: ДЕЛО №2.

(звучит музыка)

Это дело возникло на соревнованиях по легкой атлетике. Наши ребята заняли первые четыре места. Но когда девочки стали вспоминать, как эти места распределились между победителями, то мнения разошлись.

Было высказано 3 мнения. Даша сказала, что Андрей был первым, а Володя – вторым. Галя утверждала, что Андрей был вторым, а Борис – третьим. Лена же была убеждена, что Борис был четвертым, а Сергей вторым.

Шерлок Холмс:

Эти утверждения противоречат друг другу!

Ватсон:

Тогда девочки обратились к Ане, которая была судьей на соревнованиях и поэтому хорошо помнила, как распределились места. Аня сказала, что каждая из трех девочек сделала одно правильное и одно неправильное заявление. Друзья, помогите мне восстановить истину.

(раздать задачу «Дело №2» командам)

ОТВЕТЫ КОМАНД:

( Если ответы команд неправильные:

Ватсон: Холмс, помогите восстановить истину.

Шерлок Холмс: Я советую моим молодым коллегам еще раз поразмыслить на досуге над этой задачей, а места распределились так: Андрей – I место, Сергей – II место, Борис – III место, Володя – IV место).

Ведущий 2:ДЕЛО №3. История с амфорой.

(звучит музыка)

Ватсон:

Это дело возникло этим летом, когда Холмс отдыхал в Крыму. Он тогда часто бывал на раскопках и помогал археологам. Однажды он сам откопал старинный сосуд – амфору. Осмотрев ее, археологи высказали предположения: Один сказал, что амфора изготовлена финикийцами в V веке.

Второй сказал, что амфора изготовлена греками в III веке. А третий сказал, что амфора не греческая, а изготовлена в IV веке. После этого амфору долго рассматривал руководитель экспедиции. Он взял лупу и прочитал все надписи.

Закончив осмотр, он сказал, что каждый из археологов прав был только наполовину. Наступила пауза. Все ждали, что руководитель экспедиции подведет итог и скажет, когда и кем эта амфора изготовлена. Но вместо этого он сказал: «Окончательный вывод вы можете сделать сами».

Тогда Холмс сказал: «Вы правы, вывод совершенно очевиден: амфора изготовлена …»

Шерлок Холмс:

Подождите, Ватсон. Пусть знатоки сделают свой вывод.

(раздать задачу «Дело №3» командам)

ОТВЕТЫ КОМАНД:

Шерлок Холмс:

Конечно, вывод совершенно очевиден: амфора изготовлена финикийцами в III веке.

Ведущий 1:Дело №4. Вопросы, интересовавшие Ватсона.

(звучит музыка)

Это дело началось с того, что Холмс познакомился с группой одноклассников из соседней школы. Они посещали три кружка: математический, физический и химический. Списки этих кружков хранились у Холмса, т.к.

ребята избрали его почетным членом всех трех кружков. Ватсон тоже решил организовать кружок юных медиков. В этот кружок он решил пригласить только тех ребят, которые пока ни в какие кружки еще не были записаны.

Ватсон:

Дорогой, Холмс, не будете ли Вы так любезны сказать мне, сколько таких ребят?

Шерлок Холмс:

Всего в классе 36 человек. Математический посещают – 18 человек; физический – 14 человек, химический – 10 человек.

Ватсон: (удивленно)

Как же это может быть? Ведь 18+14+10=42, а в классе только 36 человек!

Шерлок Холмс:

Дело тут просто в том, что некоторые ребята ходят в два, а возможно, и в три кружка.

Ватсон:

Согласен. А как же мы узнаем, сколько человек не посещают никаких кружков?

Шерлок Холмс:

Чтобы это узнать, надо взять списки и подсчитать, сколько ребят посещают по два кружка или даже все три. (Берет списки и считает):

— Все три кружка посещают 2 человека, математический и физический – 8, математический и химический – 5, физический и химический – 3.

А эта картинка поможет ответить на интересующий вопрос: ( склоняются над чертежом)

Ведущий 2:

Пока Холмс объясняет Ватсону свое решение. Пусть знатоки тоже поломают головы над тем, сколько же человек не посещают никаких кружков?

(раздать задачу «Дело №4» командам)

ОТВЕТЫ КОМАНД:

Ватсон: (поднимает голову):

Следовательно, ребят, не посещающих никаких кружков, будет 8. (Громко): Объявляю о создании нового кружка – юных медиков! Милости просим, господа!

Ведущий 2:Дело №5. О политике

(звучит музыка)

Шерлок Холмс:

Друг мой, (обращаясь к Ватсону) Вы даже себе представить не можете, насколько политика – дело тонкое. Я был свидетелем такого случая. Однажды министры иностранных дел России, США и Китая обсуждали за закрытыми дверями проекты соглашения о полном разоружении, представленные каждой из стран. Отвечая затем на вопрос журналистов: «Чей именно проект был принят?», министры дали такие ответы:

России – «Проект не наш, проект не США»;

США – «Проект не России, проект Китая»;

Китай – «Проект не наш, проект России».

Один из них (откровенный) оба раза говорил правду, другой (скрытный) – оба раза говорил неправду, третий (осторожный) – один раз сказал правду, другой раз – неправду.

Ватсон:

Постойте, постойте. Я попробую применить Ваш метод и сказать, представителями каких стран были откровенный, скрытный и осторожный министры.

Ведущий 1:

Знатокам тоже предлагается решить этот вопрос.

(раздать задачу «Дело №5» командам)

ОТВЕТЫ КОМАНД:

Шерлок Холмс:

Ватсон, как Вы думаете, можно надеяться, что мой опыт не пропадет зря?

Ватсон:

Давайте испытаем новое поколение.

Ведущий 2: Конкурс «Кто быстрее!»

По 1 человеку от команды.

  1. В чем состоит закон противоречия?

А) любое утверждение должно предполагать наличие аргументов и фактов, достаточных для его обоснования;

Б) не могут быть одновременно истинны утверждение и его отрицание;

В) если условие А влечет следствие В, но В не выполнено, то не выполнено и само условие А.

  1. В чем смысл двойного отрицания?

А) если истинно А или В, но В не выполнено, то должно выполняться А

Б) двойное отрицание исключает отрицание

В) истинно либо суждение, либо его отрицание

  1. Как формулируется закон тождества?

А) не могут быть одновременно истинны утверждение и его отрицание

Б) любое утверждение должно предполагать наличие аргументов и фактов, достаточных для его обоснования;

В) предмет обсуждения должен быть строго определен и не должен меняться до конца обсуждения.

Шерлок Холмс:

Теперь очередь капитанов.

Ведущий 1:Конкурс «Капитанов»

  1. Какая логическая операция называется дизъюнкцией?

А) логическое умножение

Б) логическое вычитание

В) логическое сложение

Г) отрицание

  1. Какая логическая операция называется импликацией?

А) логическое умножение

Б) логическое вычитание

В) логическое сложение

Г) отрицание

  1. Какая логическая связка соответствует дизъюнкции?

  2. Какая логическая связка соответствует импликации?

  3. Какая логическая связка соответствует конъюнкции?

  4. Какая логическая связка соответствует эквивалентности?

Ведущий 1:Конкурс «Умников и умниц»

(по 1 человеку от команды)

Определите значение истинности высказываний:

А) Наличие аттестата о среднем образовании достаточно для поступления в институт.

Б) Наличие аттестата о среднем образовании необходимо для поступления в институт.

Ведущий 2:

В) Подобие треугольников является необходимым условием их равенства.

Г) Подобие треугольников является необходимым и достаточным условием их равенства.

Ведущий 1:

Д) Треугольники подобны только вы случае их равенства.

Е) Треугольники равны только в случае их подобия.

Ватсон:

Хватит, хватит! Я уже устал рассуждать и доказывать! Пусть жюри вынесет окончательный вердикт.

(Пока жюри совещается, музыкальная пауза)

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЖЮРИ и награждение победителей.

Заключительное слово учителя.

Друзья! Это ваши первые опыты использования логики. Вам еще предстоит более глубокое знакомство с законами логики, формализацией задач и решением их не просто интуитивным методом, а вполне обоснованным научным подходом. И помощником для проведения громоздких преобразований, вывода результатов будет ваш надежный друг компьютер.

Возможно, первые встречи с логикой на уроках информатики и экономики станут решающими в выборе вашей будущей профессии. Дерзайте! И у вас все получится!

Приложение

Задачи для команд

ДЕЛО №1

Однажды Андрей, Борис, Володя, Даша и Галя договорились вечером пойти в кино. Выбор кинотеатра и сеанса они решили согласовать по телефону. Было также решено, что если с кем-то созвониться не удастся, то поход в кино отменяется.

Вечером у кинотеатра собрались не все, и поэтому посещение кино сорвалось. На следующий день стали выяснять, кто кому звонил.

Оказалось, что Андрей звонил Борису и Володе, Володя звонил Борису и Даше, Борис звонил Андрею и Даше, Даша звонила Андрею и Володе, а Галя звонила Андрею, Володе и Борису.

ДЕЛО №2

Это дело возникло на соревнованиях по легкой атлетике. Наши ребята заняли первые четыре места. Но когда девочки стали вспоминать, как эти места распределились между победителями, то мнения разошлись.

Было высказано 3 мнения. Даша сказала, что Андрей был первым, а Володя – вторым. Галя утверждала, что Андрей был вторым, а Борис – третьим. Лена же была убеждена, что Борис был четвертым, а Сергей вторым.

Шерлок Холмс сказал, что эти утверждения противоречат друг другу. Тогда девочки обратились к Ане, которая была судьей на соревнованиях и поэтому хорошо помнила, как распределились места. Аня сказала, что каждая из трех девочек сделала одно правильное и одно неправильное заявление. Кто, какое место занял на соревнованиях?

ДЕЛО №3

Однажды Холмс откопал старинный сосуд – амфору. Осмотрев ее, археологи высказали ряд предположений. Один сказал, сто амфора изготовлена финикийцами в V веке. Второй сказал, что амфора изготовлена греками в III веке. А третий сказал, что амфора не греческая, а изготовлена в IV веке.

После этого амфору долго рассматривал руководитель экспедиции. Он взял лупу и прочитал все надписи.

Закончив осмотр, он сказал, что каждый из археологов прав был только наполовину. Наступила пауза. Все ждали, что руководитель экспедиции подведет итог и скажет, когда и кем эта амфора изготовлена. Но вместо этого он сказал: «Окончательный вывод вы можете сделать сами».

Сделайте этот вывод.

Дело №4

Всего в классе 36 человек. Математический посещают – 18 человек; физический – 14 человек, химический – 10 человек. Все три кружка посещают 2 человека, математический и физический – 8, математический и химический – 5, физический и химический – 3. Сколько человек не посещает ни один из кружков?

Дело №5

Однажды министры иностранных дел России, США и Китая обсуждали за закрытыми дверями проекты соглашения о полном разоружении, представленные каждой из стран. Отвечая затем на вопрос журналистов: «Чей именно проект был принят?», министры дали такие ответы:

России – «Проект не наш, проект не США»;

США – «Проект не России, проект Китая»;

Китай – «Проект не наш, проект России».

Один из них (откровенный) оба раза говорил правду, другой (скрытный) – оба раза говорил неправду, третий (осторожный) – один раз сказал правду, другой раз – неправду. Представителями каких стран были откровенный, скрытный и осторожный министры?

Источник: http://textarchive.ru/c-1607034.html

Ссылка на основную публикацию