Внеклассное мероприятие «крылатые слова», 3 класс

Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему «Крылатые слова»

Урок: Занимательная математика

Тема: Крылатые слова

Цель: Формирование знаний учащихся и навыков в изучении новой темы.

Задачи: -познакомить учащихся с понятием «крылатые слова»

— научить распознавать их в тексте

— развивать логическое мышление и устанавливать связь между словами

— воспитывать любовь к предмету русского языка, умение работать в команде.

Оборудование: рабочие тетради, шары с правилами внутри для игры «Кто быстрей», коробки для игры «Угадай», карта острова «Заниматика, демонстрационный материал по теме, «Дерево знаний »для рефлексии.

План:

  1. Организационный момент

  2. Повторение изученного

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление изученного

  5. Итог урока и домашнее задание

Ход урока

Деление на группы «Хочу», «Могу», «Буду».

-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Я прошу вас из поприветствовать .

-Сегодня у нас непростой урок: мы с вами отправляемся на остров «Заниматика». Мы с вами будем путешествовать по этой стране и чтобы не заблудиться у нас есть карта острова «Заниматика» и еще у нас есть тетради, в которых мы сейчас запишем дату нашего отправления.

— Возьмите тетрадь, откройте и запишем на верхней строчке число, ниже классная работа.

2. Повторение изученного.

— К нам на урок пришли гости, как и всегда Шрек и Китти. Китти сказала Шреку, о том что она чуть подзабыла правила, которые мы проходили, потому что их давно не повторяла.

— Давайте напомним им и за одно сами повторим правила русского языка, которые мы изучали (Проведение повторения в виде игры «Кто быстрее!»)

— В шарике темы, вам нужно их взорвать и дать им определение (Темы: синонимы, антонимы, имя существительное, части речи, глагол, состав слова, падежи, род имен прилагательных).

— Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. И мы напомнили Шреку и Китти правила которые изучали.

3. Изучение новой темы.

— Хотя тема нашего урока «Крылатые слова», речь наша пойдет не об отдельных словах, а о целых выражениях, которые состоят из нескольких слов. Что это за выражения? Почему их называют «крылатыми»?

В руссом языке существует немало таких выражений. Да вы и сами из немало знаете. Эти выражения можно заменить одним словом. Давайте попробуем, проверим свои силы! Я буду читать одно из выражений, а вы попробуйте заменить его одним словом. Например: во весь дух- быстро.

Морочить голову- … (мешать)

Через час по чайной ложке- … (медленно)

Рукой подать — …( близко)

Куда Макар телят не гонял -… ( далеко)

Понимать буквально эти выражения нельзя, иначе может произойти недоразумение, как это случилось с героем одного небольшого стихотворения. Послушайте его, пожалуйста!

Замолчи, Петрусь, говорят!

Прикуси язык, говорят!

Он язык прикусил

И сильней заголосил.

— Что случилось Петрусем? Почему это произошло?

— Как надо понимать выражения «прикуси язык»?

Некоторые устойчивые обороты, ставшие крылатыми, были взяты их русских народных сказок. Многие из них вам знакомы.

— А сейчас давайте поиграем в игру «Угадай».Вы должны объяснить как вы понимаете эти выражения!

Каждой группе раздать по одному конверту, в котором находиться такие выражения:

  1. Делать из мухи слона ( преувеличивать)

  2. Родился в рубашке ( удачливый человек)

  3. Как снег на голову ( неожиданно)

  4. Слышно как муха летит ( полная тишина)

  5. Бить баклуши ( заниматься пустяками)

  6. Сидеть сложа руки ( бездельничать)

  7. Толочь в ступке ( бездельничать)

  8. Остаться с носом ( потерпеть неудачу)

  9. Зарубить на носу ( запомнить)

  10. Ни рыба ни мясо ( медленный человек)

— Молодцы! Вы очень хорошо поработали. А теперь запишите определение «Крылатых слов».

Крылатые слова – это устойчивые обороты, которые можно заменить одним словом. Например: лезть из кожи вон – стараться.

— А сейчас, чтобы вы и ваши ручки отдохнули, проведем музыкальную физминутку.

— Очень хорошо! Садимся по местам и продолжаем нашу работу.

Следующее задание:

— Вы должны внимательно послушать и найти «крылатые слова» с названиями животных встречающихся в этих четверостишиях?

По узкой тропинке

Гусиным шажком

Гусиное войско

Шагает гуськом. ( А. Санин)

Заяц зайцу говорит:

— Мне бы волчий аппетит!

— В аппетите мало толку,

Нам бы зубы как у волка! ( В.Викторов)

— Чем больше вы будете знать таких выражений, тем богаче и красочнее становится ваша речь.

— А что значат эти выражения:

1. медвежья услуга

2. поет от счастья душа

3. как из ведра льет

4. уши вянут

— Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных. Какие, по вашему, названия животных могут быть вписаны вместо точек:

( показывать листы с выражениями, а дети продолжают)

Голоден, как … ( волк)

Хитер, как … ( лиса)

Труслив, как … ( заяц)

Неповоротлив, как … ( медведь)

Нем, как … ( рыба)

— Некоторые обороты, ставшие крылатыми, были взяты из русских сказок. Многие из них вам знакомы. Из каких сказок появились, например, такие выражения:

— Встань передо мною, как лист перед травой … ( Сивка-Бурка)

Кому корешки, а кому вершки… ( Мужик и медведь)

Битый небитого везет … ( Лиса и волк)

По щучьему велению, по моему хотению … ( Щука или по щучьему велению)

4. Закрепление изученного.

— Угадайте, что это? Назовите крылатые выражения с этим словом:

1. Его вешают, приходя в уныние;

Его задирают, задаваясь;

Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела …. ( нос)

Не ладоши, а хлопают, если что-то не понимают;

Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди и любопытные…. (уши)

  1. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека;

Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез;

На него бросают слова и деньги, кто из не ценит … ( ветер)

  1. За него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказаться;

Его проглатывают, когда человек не хочет говорить;

Он хорошо подвешен у человека, который легко и бойко говорит … ( язык)

— Мы с вами подведем итоги нашей работы.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чем вам понравился урок?

— Что было непонятно?

Самооценка работы по «Дереву знаний»

  1. Домашнее задание:

  2. — Я думаю, что вам не составит труда самим подобрать крылатые слова, которые пришли к нам из какого-либо произведения. Пусть это будет вашим домашним заданием.

-Всем спасибо за урок! До свидания!

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-russkomu-iazyku-na.html

Внеклассные мероприятия по русскому языку

Фильтр по целевой аудитории

Урок письма на тему «Письмо ветерану»Цели урока: формирование навыков написания письма, культуры общения; развитие письменной речи учащихся; нравственно-этическое и патриотическое воспитание.  

Целевая аудитория: для 8 класса

27.03.2011olgamatveeva2566

Внеклассное мероприятие «Язык — друг мой!» (сценарий).

Внеклассное мероприятие разработано для 7-9 классов.

(Перед началом мероприятия учащиеся делятся на команды, придумывают название, девиз.)

Я рада видеть вас на нашем сегодняшнем мероприятии, название которого — «Язык мой- друг мой».

Вам, ребята, предоставиться возможность выяснить, является ли русский язык вашим другом, можете ли вы быть с ним на «ты».

Для того чтобы это узнать, я предлагаю вам выполнить несколько конкурсных заданий.

Но вначале прошу представиться каждую команду.

(Представление команд)

Позвольте мне представить наше жюри.

(Представляются члены жюри)

Я желаю успехов обеим командам! Начнём!

Целевая аудитория: для 7 класса

26.03.2011mayami3050

Исследовательский проект «В каждом слове – чудесный клад»

Одна из серьезнейших проблем современной школы — резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.

Исследовательский проект «В каждом слове – чудесный клад» направлен на повышение интереса к изучению русского языка, развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся через работу со словарями и справочной литературой. Оригинальность – в создании учащимися собственного произведения с исследованием жизни слова в русском языке.

Цели и задачи проекта: Вызвать у детей интерес к изучению русского языка, к его неисчерпаемым богатствам посредством словарей разных типов; вдохновить учащихся на создание собственного произведения, посвящённого СЛОВУ.

Развивать познавательную, коммуникационную, творческую компетенции, активизировать самостоятельную деятельность учащихся по отбору, анализу и обобщению изученного материала;  способствовать сплочению семьи, единению семьи и школы; 

 воспитывать любознательность, чуткость к красоте и выразительности родной речи; расширять жизненные познания детей.

     

Целевая аудитория: для 8 класса

24.03.2011Клюка3032

Интелектуальная игра для 6-7 классов в форме презентации из 34 слайдов.

Цели мероприятия: пополнение словарного запаса учащихся, развитие орфографической зоркости, закрепление в игровой форме полученных знаний, развитие творческих способностей, повышение интереса к предмету.

Предлагаются такие задания, как «Орфографическая дуэль», «Анаграммы», «Корректор», «Собери пословицы».

Имеются вопросы для болельщиков. Игра может быть использована в рамках предметной недели.

Целевая аудитория: для 6 класса

22.03.2011ленвита7645

Сценарий к внеклассному мероприятию. Интеллектуальная игра «Мир лексики».

Данная разработка урока представляет собой обобщающее повторение раздела «Лексика и фразеология русского языка». Она включает в себя работу с фразеологическими единицами, поговорками, лексикой,помогает научить обучающихся решать занимательные задачи на логическое мышление по русскому языку.

Целевая аудитория: для 5 класса

Источник: https://www.uchportal.ru/load/190-5

Крылатые слова

Урок внеклассного чтения

по теме:

«Крылатые слова»

Цели урока:

1. познакомить с происхождением, значением фразеологических оборотов;

2. развивать выразительную, логически завершенную речь учащихся, расширять словарный запас;

3. прививать любовь к родному языку;

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы и цели урока.

Хотя тема нашего урока и называется «Крылатые слова», речь пойдет не об отдельных словах, а о целых выражениях, которые состоят из нескольких слов. Что это за выражения? Почему их называют «крылатыми»? Чтобы ответить на эти вопросы, надо выполнить несколько заданий.

III. Открытие нового знания

№1.Первое из них – прочитать и озаглавить рассказ.

       (Чтение рассказа учителем)

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего «приятеля» дома не оказалось. Уехал, говорят, к тетке на воскресенье.

─ Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, ─  растерялись мы.

─Вот пустомеля, ─  возмутился дед, все время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

Ничего, ребятишки, успокоил нас дед, со мной пойдете.

И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы еще.

Читайте также:  Классификация современных подвижных игр

1) Каким выражением из текста вы могли бы озаглавить рассказ?

(Попались на удочку)

2) Что означает это выражение?

(Давать себя обмануть)

3) Можно ли дать такую иллюстрацию к этому заглавию? Почему? (приложение№1)

(Это выражение употребляется в переносном значении, поэтому рисунок не подойдет)

4) Какие выражения, употребленные в переносном значении, вам встретились в тексте?

(пальчики оближешь; развесить уши; потерять голову; собаку съесть; одним духом; морочить голову; плакать в три ручья; быть не в своей тарелке; ни в сказке сказать, ни пером описать)

Как вы их понимаете?

5) Назовите другие, знакомые вам, выражения и объясните, что они означают.

  №2. В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда называют крылатыми словами. Они нам встретились в тексте, вы их немало привели сами. Это устойчивые обороты, которые можно заменить одним словом, например:

во весь дух ─ быстро;

морочить голову ─ обманывать;

через час по чайной ложке – медленно;

рукой подать – близко;

куда Макар телят не гонял – далеко

https://www.youtube.com/watch?v=H-Obifxoxcg

зарубить на носу – запомнить;

куры не клюют – много;

душа в пятки ушла – испуг;

          №3 Если мы дадим рисунки к таким оборотам, понимая их буквально, получатся смешные изображения. Как вы думаете, к каким устойчивым оборотам нарисовал художник эти иллюстрации? (приложение №2)

─ Значит, буквально их понимать нельзя, иначе может произойти недоразумение, как это случилось с Петрусем из стихотворения Н.Силкова «Прикусил язык»

(читает стихотворение учащийся)

Замолчи, Петрусь,

Говорят!

Прикуси язык,

Говорят!

Он язык прикусил

И сильней заголосил.

─ Что случилось с Петрусем?

─ Почему это произошло?

─ Как надо понимать выражение прикусить язык?

№4.Чтение стихотворений учащимися с устойчивыми оборотами.

а) Мухи белые летели,

   На дворы, на крыши сели.

   Не сочтете белых мух,

  Что летают словно пух. 

                                                               М. Рыльский

─ Почему снежинки названы белыми мухами?

Выступление учащегося:

Почему появилось выражение белые мухи, объяснить легко: летящие снежинки похожи на летающих мух. Так обычно говорят о первом снеге; настоящие же мухи появляются весной, в теплое время, а белые мухи означают начало зимы, холода.

б) За домом, едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой – засучив рукава.

                                                      В. Викторов

Выступление учащегося:

Историю многих устойчивых оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были длиннее на 40 сантиметров.

Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами, будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава.

О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.

в) Жил-был гусак – большой чудак:

   Он задирался просто так.

   Но вдруг гусак

  Попал впросак –

  Гусак нарвался

  На собак.

                          С. Баруздин

Выступление учащегося:

Выражение попал впросак возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься, будешь невнимательным, попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят попал впросак – «попал в неудобное положение».

г)     Ноги в руки.

 Как это принято у змея,

Кусают за ногу

Гадюки.

А потому

При встрече с ней

Берите, дети,

Ноги в руки!

                            Б. Захадер.

Почему такой странный совет дает вам писатель Б.Захадер?

Что означает выражение брать ноги в руки?

№5.  Инсцинирование выражения  шиворот на выворот.(Костюмы)

Русская история дала жизнь многим таким выражениям. Хорошо вам известный оборот шиворот на выворот родился в далекие времена и был связан с унизительным наказанием.

Провинившегося боярина сажали спиной вперед на старую лошаденку, предварительно шутовски обрядив его: богатую боярскую одежду с расшитым воротником – шиворотом – надевали  наизнанку, шиворот на выворот. В таком виде виновного везли по улицам.

И теперь мы говорим  шиворот на выворот, если оденемся не так. Но ведь можно сказать: весь рассказ у него вышел шиворот на выворот; Ты все делаешь шиворот на выворот и т.п.

№6. Объяснение выражения «кричать во всю ивановскую»

Как понимаете смысл? (очень громко)

А с чем это связано, объяснит вам ________________ (выступление учащегося).

Все вы, конечно, слышали выражение кричать во всю ивановскую. А связано это выражение с Московским кремлем. Площадь в кремле, на которой стоит колокольня Ивана великого, называли Ивановской.

На этой площади специальные люди – дьяки – оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал на всю Ивановскую.

(приложение №3)

№7. Физминутка.

Руки на парту положу,

Голову опускаю.

Я устал, я отдыхаю

И в мертвой тишине я засыпаю.

Я просыпаюсь, голову поднимаю,

Посадку проверяю

И работу продолжаю.

Сядем тише воды и ниже травы.

─ Какие выражения, употребленные в переносном значении, вам встретились в тексте физминутки? Как вы их понимаете?

№8. Частушки.

1) Миша очень долго слушал,

    Что Сережа говорит,

    А когда уж спохватился –

    На ушах лапша висит.

2) На уроке пения

    Разделились мнения.

    Вася пел, Никита слушал,

    А Сережа бил баклуши.

3) Лучше выучить урок

    И потратить время впрок,

    Чтобы в школе мне потом

    Не упасть бы в грязь лицом.

4) На уроке я сижу,

    В облаках летаю,

    А как нужно отвечать –

    Ничего не знаю.

5) В перемену булки ели

    Мы в столовой нашей.

    Очень вкусные они,

     Не оттянешь за уши.

6) А сегодня на уроке

    Была тема новая,

    Ничего я не запомнил –

    Голова садовая.

─ Какие устойчивые сочетания встретились в частушках?

─ Как вы понимаете их смысл?

№9. Некоторые устойчивые обороты, ставшие крылатыми, были взяты из русских сказок. Многие из них вам знакомы.

а) Из каких сказок появились, например, такие выражения:

встань передо мной, как лист перед травой;

рожки да ножки;

кому корешки, а кому вершки;

битый небитого везет;

по щучьему велению;

остаться у разбитого корыта;

да только воз и ныне там.

─ Как вы понимаете эти обороты?

б) Закончите следующие крылатые слова, взятые из сказок:

поди туда – не знаю куда,…

скоро сказка сказывается, …

это все присказка, …

─ Как объяснить эти выражения?

№10. Некоторые обороты включают  слова, называющие домашних и диких животных. Какие, по-вашему, животные могут быть вписаны вместо точек?

(выведено на экран мультимедийным проектором)

голоден, как…              неповоротлив, как…

хитер, как…                 надут, как…

труслив, как…            нем, как…

№11. Инсцинирование стихотворения В. Орлова «Ни пуха, ни пера» (костюмы)

Рано утром                                 Через час,

Мама-квочка                              Едва живой,

В класс отправил                      Петушок идет домой.

Сыночка.                                   Ковыляет еле-еле

Говорила:                                 Он со школьного двора,

─Не дерись,                             А на нем и в самом деле

Не дразнись,                           Нет ни пуха, ни пера.

Не петушись,

Поспеши,

Уже пора.

Ну, ни пуха

Ни пера!

Что желает сынку мама-квочка, провожая его пожеланием: «Ни пуха, ни пера!»?

─ Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»?

─ Где эти слова употреблены в переносном значении?

№12.   а) Сценка «Три загадки»

Поссорились на перемене ребята.

Один кричит:

─ Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

─ Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать. А они на него напустились:

─ Всё следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!

А дежурный вдруг как крикнет:

─ Стойте, ребята! Разгадайте-ка, свои загадки!

─ Какие такие загадки?─ удивились ребята и разжали кулаки.

─ А вот такие, ─ сказал дежурный. ─ Слушайте! Откуда произошли выражения: где раки зимуют, из кожи вон лезет, спит с открытыми глазами?

                                                                                                  Н. Сладков.

б)Чтение стихотворения В. Рубцова «Где раки зимуют»

Нынче папа из-за драки

Наказал меня опять.

Место, где зимуют раки,

Всё грозится показать.

Обещает, обещает,

Но доводит до угла.

И про раков забывает,

У него свои дела.

Я в углу, стою у печки

И таю одну мечту:

Продолблю зимой на речке лед,

Как только подрасту.

Всё в речном подледном мраке

Хорошенько разгляжу,

Где зимуют эти раки,

Сам я папе покажу.

Какие устойчивые сочетания встретились в сценке ив стихотворении?

─ Как вы поняли их смысл?

Объяснение выражений из сценки и стихотворения (учащиеся).

а) Выражение я покажу тебе, где раки зимуют связано с историей нашего народа. Многие  помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют.

На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел.

Отсюда и пошло: если хотят кого-то наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».

б) Два других оборота  — лезть вон из кожи и спать с открытыми глазами – связаны с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне все видят.

№13. Подбор синонимов.

( выведено на экран мультимедийным проектором)

падать духом

  обводить вокруг пальца

  пускать пыль в глаза

  олух царя небесного

  сосать лапу

  сломя голову

  кот наплакал

─ Найдите синонимы.

Учитель зачитывает:

повесить голову, водить за нос (обманывать); голова и два уха (несообразительный человек); класть зубы на полку, что есть духу, капля в море;


IV. Итог урока.

─ Что такое «крылатые слова»? (устойчивые сочетания, употребленные в переносном значении)

─ Почему называются «крылатыми»?

─ С какими новыми оборотами познакомились?

─ Что узнали интересного  из истории создания фразеологических оборотов?

Источник: http://skivrit.ucoz.ru/load/krylatye_slova/1-1-0-3

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Праздник фразеологизмов»

Внеклассное мероприятие, викторина: «Праздник фразеологизмов»

Форма проведения – внеклассное мероприятие.

Продолжительность урока – 90 минут.

Оборудование: компьютер, экран, проектор.

Методическое обеспечение: заранее заготовленные задания, раздаточный материал.

Цель урока:

— расширить представления учащихся о фразеологизмах;

— в игровой форме привлечь внимание учащихся к изучению русского языка;

— обобщить и систематизировать знания,  полученные в результате изучения курса по русскому языку;

— прививать любовь к родному языку;

— закреплять знания и умения, полученные на занятиях.

Задачи:

— обогатить словарный запас учащихся;

— совершенствовать коммуникативные умения;

— выяснить источники происхождения фразеологизмов;

— систематизировать знания по основным разделам русского языка;

— сформировать умение работать в команде;

— развивать логическое мышление, творческую мыслительную деятельность, память;

— повысить языковую культуру;

— сформировать интерес к дисциплине русский язык.

План урока.

Организационный момент.

Приветствие преподавателя.

Постановка целей и задач.

Основная часть (выполнение заданий).

Подведение итогов викторины (определение победителей).

Ход мероприятия

Орг. момент. Вступительное слово.

В мире в настоящее время существует около пяти тысяч языков.

Русский язык занимает пятое место в мире по числу говорящих на нем людей.

Одним из самых богатых, колоритных и образных является русский. Русский язык чрезвычайно богат, гибок, живописен. С русским языком можно творить чудеса!!!

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, игра света, спектральный блеск красок, шум и тень садов, рокот грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения!

Крылатые слова и выражения — это популярные цитаты, образные обороты речи, изречения исторических личностей, ставшие нарицательными именами мифологических и литературных персонажей.

Толковый словарь содержит более 2000 крылатых слов и выражений, имеющих или имевших широкое распространение в русской литературной и разговорной речи. Название «крылатые слова» восходит к Гомеру, который в поэмах «Илиада» и «Одиссея» многократно использует это выражение. Гомер называл слова «крылатыми» потому, что из уст говорящего они как бы летели к уху слушающего.

Изучаются дисциплиной «Русский язык и культура речи» в разделе «Фразеология».

Фразеология – наука об устойчивых словосочетаниях. «Фразис» — выражение, «логос» — слово, учение.

Происхождение фразеологизмов:

  • Исконно русские;
  • Старославянские;
  • Из разных профессий;
  • Из мифологии;
  • Созданные писателем

Знакомство с фразеологизмами.

Пустословить заниматься бесполезной болтовней.

Лясы (балясы) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка; изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую беседу. А умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Так называют опытного человека, которого трудно провести.

Между прочим, и на самом деле был такой сорт хлеба — «тертый калач». Тесто для него очень долго мяли, месили, «терли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица — «не терт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от пословицы, а не от названия хлеба

Разоблачать чьи-нибудь темные делишки. Когда-то говорили «выводить рыбу на чистую воду». А если рыбу, то все понятно: в зарослях камыша или там, где в иле тонут коряги, попавшаяся на крючок рыба легко может оборвать леску и уйти. А в прозрачной воде, над чистым дном — пусть попробует. Так и разоблаченный жулик: если все обстоятельства ясны, от расплаты ему не уйти.

Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить.

Но почему сирота именно «казанская»? Московская или саратовская, от этого сиротское положение радостнее не становится. Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

Так называют человека очень высокого роста, верзилу.

В подмосковном селе Коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве.

А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в России еще не бывало, слава этой дороги возросла еще более.

Смекалистый народ не преминул воспользоваться новинкой и окрестил долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и величает…

Значение: Заниматься пустяками.

Происхождение: Бирюльки – старинная игра, в которой горсть нарезанных соломинок (позднее других мелких вещиц: миниатюрных топориков, ухватиков, багров, кочережек и т. п.) кладут в кучку на стол, после чего играющие по очереди должны вытащить одну из них, не сдвигая при этом с места другие.

Значение: Навязчивая идея, мысль.

Происхождение: Французское выражение «idee fixe» первоначально являлось медицинским термином и обозначало крепко укрепившуюся в сознании человека явно нервную, нелепую мысль.

Значение: Употребляется в случаях, когда сбывается то, о чём было сказано ранее, как бы предугадано.

Происхождение: В старину, желая узнать что – нибудь наперёд, человек мог, не прибегая к помощи ворожеи, гадать себе сам, всматриваясь в собственное отражение в озере, в ручье или просто в чашке с водой.

Викторина «Праздник фразеологизмов»

Сегодня мы с Вами повторим, обобщим и систематизируем знания, которые вы получили ранее на уроках русского.

Участвовать будут 3 команды. За каждый конкурс начисляется по 1 балу. На выполнение задания отводится определенное время.

Конкурс №1
«Доскажи фразеологизм»

Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь.

О них обычно говорят….(водой не разольешь)

Мы исходили городок буквально…..(вдоль и поперек)

И так устали мы в дороге, что еле-еле….(волочили ноги)

Фальшивят, путают слова, поют…..(кто в лес, кто по дрова)

Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо!!! Ведь этим другу

Окажешь……(медвежью услугу)

Конкурс № 2
«Откуда эти строки?»

  • А Васька слушает да ест;
  • От радости в зобу дыханье сперло;
  • А ларчик просто открывался;
  • Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!;
  • В семье не без урода;
  • Чем кумушек считать трудиться

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

(Крылов Иван Андреевич)

  • А счастье было так возможно, так близко!;
  • Без лишних слов;
  • Там русский дух, там Русью пахнет;
  • В надежде славы и добра;
  • Властитель дум;
  • Сказка – ложь да в ней намек

Добрым молодцам урок.

(Пушкин Александр Сергеевич)

  • Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?;
  • Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна;
  • Борзыми щенками брать;
  • Быльем поросло;
  • В детстве мамка ушибла;
  • Чему смеетесь?

Над собой смеетесь;

  • Есть еще порох в пороховницах.

(Гоголь Николай Васильевич)

  • Для пущей верности;
  • Отдавать должное противнику;
  • Приводить в замешательство;
  • Ничтожные пустяки;
  • Призрачное счастье;
  • Громкие речи, которые ничего не значат;
  • Нет повести печальнее на свете, чем повесть…;
  • Быть или не быть Вот в чем вопрос.

(Уильям Шекспир)

Конкурс № 3
Кто больше назовет фразеологизмов со словом «КАК»

как две капли воды

как вкопанный

как говорится

как курица с яйцом

как кот с салом

как у Христа за пазухой

как зеницу ока

как за каменной стеной

как корова языком слизнула

как не бывало

как на грех

как на ладони

как на подбор

как огня

как придется

как Бог на душу положит

как пробка

как собаке пятая нога

как мертвому припарка

как корове седло

как рыбе зонтик

как сапожник

как свои пять пальцев

как с гуся вода

как снег на голову

как гром среди ясного неба

как черт ладана боится

как пить дать

Конкурс № 4
«Скажи одним словом»

Во весь дух (быстро)

Рукой подать (близко)

Сломя голову (быстро)

Прикусить язык (замолчать)

Кот наплакал (мало)

За три девять земель (далеко)

Конкурс 5 «Отгадайте загадки»

1)Он в голове легкомысленного, несерьезного человека;

  • Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез;
  • На него бросают слова и деньги, те кто их не ценит (Ветер)
  1. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное и хлопотливое дело;

  • А потом расхлебывают, распутывая это дело;
  • Ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться;
  • Ее «просит» рваная обувь;
  • Она в голове у путаников (Каша)
  1. Его вешают, приходя в уныние;

  • Его задирают, зазнаваясь;
  • Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (Нос)

4) Не цветы, а вянут;

  • Не ладоши, а ими хлопают, если ничего не понимают;
  • Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные (Уши)

5)Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом;

  • Ее набирают в рот, когда молчат;
  • Ею нельзя разлить неразлучных друзей;
  • В нее прячут концы нечестные люди;

Иногда они выходят из нее сухими (Вода)

6)Его проглатывают, упорно не желая говорить;

  • Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко;
  • За него тянут и дергают, заставляя высказаться;
  • Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего (Язык)

Конкурс 6 «Найдите вторую часть фразеологизма»

  1. Не спеши языком………..(торопись делом)

  2. Два сапога………(пара)

  3. Буря…………(в стакане воды)

  4. С кем поведешься…….(от того и наберешься)

  5. Зарубить себе…….(на носу)

  6. Крокодиловы…(слезы)

  7. За семь верст……(киселя хлебать)

  8. Принять за ……..(чистую монету)

  9. По одежке встречают…..(по уму провожают)

  10. Решетом……(воду носить)

  • развесить уши
  • водить за нос
  • считать ворон
  • в одно ухо влетело, в другое – вылетает
  • обвести вокруг пальца
  • засучив рукава
  1. Конкурс № 8
    «Эти забавные животные»

  • Делить шкуру не убитого….. (медведя)
  • Купить……в мешке (кота)
  • Набить как…..в бочке (сельдей)
  • Считать……(ворон)
  • Брать….за рога (быка)
  • Писать как….(курица лапой)
  • Сесть на любимого…..(конька)
  • Дуется как….на крупу (мышь)
  • Грязный как……(поросенок)
  • Смотреть как…..на новые ворота (баран)
  1. Заключение. Рефлексия.

  2. Мы узнали много фразеологизмов, о которых раньше и не слышали. Поистине, велик и могуч наш русский язык!

  3. Мы усвоили значение понятия «фразеологизм», познакомились с источниками фразеологизмов русского языка.

  4. Необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных.

  5. Ребята, изучайте и открывайте для себя русский язык!!!

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/vneklassnoe-meropriyatie-po-russkomu-yazyku-prazdnik-frazeologizmov.html

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Путешествие по стране Крылатых выражений»

Валеева Раушан Кенжебаевна, учитель русского языка и литературы, стаж — 32 года КГУ «Смирновская средняя школа № 2» Аккайынского района Северо-Казахстанской области

Одной из важнейших составных частей деятельности учителя русского языка является внеклассная работа, занимательные уроки по определенной теме. К сожалению, к 7–8 классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей в силу «наплыва» Интернета. Главной задачей внеклассной работы является развитие интереса к языку и воспитание потребности изучать его.

Интерес и любовь к русскому языку развивается прежде всего на уроках, но внеклассная работа предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.

Данное мероприятие раскрывает проблему развития творческих способностей учащихся по внеурочной деятельности.

Формы работы по активизации познавательного интереса школьников самые разнообразные:

  •  занимательные беседы после изучения большой трудной темы, викторины,
  •  кроссворды, конкурсы,
  •  самые разные виды лингвистических игр.

Как правило, каждый ученик обладает какими-то способностями и талантами. Природа дает детям любознательность и желание учиться.

Важная задача учителя

  •  это повысить уровень знаний по русскому языку;
  •  развивать любознательность, смекалку, находчивость, мышление, внимание.

Научить ребенка навыкам работы в команде, создать бодрое рабочее настроение.

Дети 21-го века ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их интерес, активность, самостоятельность и творческие способности. Прекрасным способом решения такой проблемы являются познавательные уроки, внеклассные мероприятия, развивающие способности детей.

Развитие творческих способностей- это длительная, целенаправленная работа, которая может осуществляться как на уроках, так и во внеурочное время.

Цель данного мероприятия:

  •  воспитание у детей умение видеть новое в известном;
  • умение использовать полученные знания в новых занимательных, видоизмененных условиях.

Содержание методической разработки

Цель: закрепление и обобщение сведений, полученных школьниками при изучении темы «Фразеология», воспитание любви к русскому языку, формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Задачи:

1) повысить интерес к фразеологии 2) уметь правильно пользоваться фразеологическим богатством языка

3) учить опознавать фразеологизмы, понимать их смысл

Оборудование: интерактивная доска, красочные рисунки, музыкальное оформление.

Основные этапы урока:

1) организационный момент 2) введение в тему, постановка проблемы 3) сообщение темы занимательного урока 4) актуализация опорных знаний 5) тренировочные упражнения 6) итог внеклассного занятия

7) домашнее задание.

Развитие неречевых процессов на каждом этапе:

  • развитие логического мышления
  • активизация мыслительной деятельности
  • развитие логического мышления, самоконтроля.
  • развитие внимания, наблюдательности, воображения.

Ожидаемый результат

  • Развитие творческого мышления, активности, совершенствования коммуникативных речевых умений, навыков учащихся для обогащения фразеологического запаса;
  • Привитие любви к слову, повышение интереса учащихся к русскому языку, его красоте и многозначности;
  • Пополнение словарного запаса учащихся;
  • Выявление и поддержка одаренных детей;
  • Поддержка и воспитание веры в свои силы у слабоуспевающих учеников;
  • Развитие творческой личности;
  • Учащиеся научатся самостоятельности, кооперативности, толерантности, чувству товарищества и партнерства,
  • Учатся вести диалог, идти на компромисс;
  • Положительная динамика состояния эмоциональной сферы учащихся.

Методические рекомендации для проведения занятия

1.Занятия рекомендуется проводить после изучения темы «Фразеология»;

2.Использовать как программный, так и внепрограммный материал;

3.Создать условия для использования музыки, видео-, информационных компьютерных технологий, мультимедийного оборудования;

4.Главный момент обучения — развить у учащихся познавательный интерес к теме «Фразеология».

Список используемой литературы:

1) Ашукин. Н.С., Ашукина М.Г. «Крылатые слова»;

2) Галигина И.Д. «Организация внеклассной работы по русскому языку»;

3) Григорян Л.Т. «Язык мой — друг мой»;

4) Жуков В.П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. М., 1989 г.;

5) Журнал «Русский язык и литература в украинских школах»;

6) Иванова В.А. «Занимательно о русском языке»;

7) Республиканский научно-методический журнал «Русский язык в школах и вузах Казахстана»;2010—2012 гг.;

8) Шанский М. М. Занимательный русский язык. М., дрофа, 1996.

Смотреть в формате PDF Скачать

Источник: http://www.azbyka.kz/vneklassnoe-meropriyatie-po-russkomu-yazyku-puteshestvie-po-strane-krylatyh-vyrazheniy

Внеклассное занятие по русскому языку «Крылатые слова» 4 класс

Автор материала: Киселёва Наталья Владимировна

Внеклассное занятие по русскому языку « Крылатые выражения»

Цели.

Познакомить учащихся с понятием «крылатые выражения»

Обучающие цели: 

—   ввести понятие о крылатых выражениях;

-формировать умение употреблять в своей речи слова из разных стилей языка;

— указать на безграничные возможности великого могучего русского языка;

Развивающие:    

—  формирование учебно-познавательной деятельности;

— формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

— развитие речи, умения слушать.

— развитие умения на основе наблюдений делать выводы;

—  развитие интереса к предмету

Воспитывающие:  

— воспитание навыка самостоятельной работы;

— воспитание навыка работы в группах ,в парах;

— воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности

Ход занятия

Актуализация внимания.Сообщение темы и целей занятияСегодня наше внеклассное занятие посвящено интересным выражениям. Речь пойдет о выражениях, которые состоят из нескольких слов. Это « крылатые выражения№.

Что это за выражения, почему их называют «крылатыми» постараемся выяснить.

Формирование знаний.Задание 1.Послушайте текст. Подумайте, какими словами из текста можно его озаглавить?Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики оближешь. Словом будет интересно, мы не пожалеем.

Он на этом деле собаку съел.

Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Побежали домой одним духом собирать снасти. В назначенное время мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке.

Вот так мы с братом попались на удочку.

— Как вы предлагаете озаглавить текст?

— Выберите подходящую иллюстрацию к этому заглавию.

— Какие еще выражения, употребленные в переносном значении, встретились в тексте?

— Как вы их понимаете?

Задание 2.

— В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом.

во весь дух – быстро

морочить голову – обманывать

в час по чайной ложке – медленно

рукой подать – близко

— Что они обозначают?

— Можно ли их понимать в прямом смысле?

Сейчас послушайте учеников. Вот какое недоразумение может произойти.

Замолчи Петрусь, говорят!

Прикуси язык, говорят!

Он язык прикусил

И сильней заголосил!

— Что случилось с Петрусем?

— Почему это произошло?

— Как надо понимать выражение «прикуси язык»?

Мухи белые летели,

На дворы, на крыши сели.

Не сочтете белых мух,

Что летают словно пух.

— Как объясните выражение «белые мухи», что это?

— Почему снежинки называют «белыми мухами»?

Задание 3.

От каждого ряда выйдут по одному ученику и прочитают шуточные стихотворения.

А вы послушайте и найдите устойчивые обороты.

За окном едваПожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава.

Другой, засучив рукава.

— Какой здесь устойчивый оборот?

-Когда эти выражения употребляют?

2) Оказался молодцом,

Смог осилить ношу

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

-Какой здесь оборот? Когда употребляют?

3) Вешать можно на гвозди

Полотенце и трость.

Лампу, плащ или шляпу,

И веревку, и тряпку.

Но никогда и нигде

Не вешайте носа в беде.

-Какой здесь оборот? Когда употребляют?

Задание 4.

Ученики нашего класса получили задание, найти историю некоторых выражений. Давайте их послушаем.

1 ученик.

Историю многих оборотов нам объяснить трудно, появились они очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин , а женщин на больше.

Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить.

Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело, работали – работают – засучив рукава. Хотя рукава могут быть короткие.

2 ученик.

Выражение попал впросак, возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься – попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – попал в неудобное положение.

3 ученик.

Хорошо нам известный оборот шиворот-навыворот родился в далекие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося барина сажали спиной вперед на старую лошаденку.

Богатую одежду с расшитым воротником надевали наизнанку – шиворот-навыворот. В таком виде виноватого возили по улицам. И теперь мы говорим шиворот-навыворот, если оденемся не так.

Но так можно сказать и не только об одежде.

4 ученик.

Все вы конечно слышали выражение кричать во всю Ивановскую. А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого называли Ивановской.

На этой площади специальные люди – дьяки, оглашали указы., распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России.

Что бы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

— Молодца вы хорошо подготовились.

Задание 5.

Послушайте стихотворение.

«Ни пуха, ни пера»

Рано утром Мама-Квочка

В класс отправила сыночка

Говорила: «Не дерись, не петушись».

Поспеши уже пора.

Ну, ни пуха, ни пера.

Через час едва живой

Петушок идет домой

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

— Что пожелала Мама-Квочка, провожая его пожеланием «Ни пуха, ни пера»?

— Почему стихотворение заканчивается словами «Ни пуха, ни пера»?

— Где они употреблены в переносном значении?

Ребята нам покажут сценку « Три загадки»

Поссорились на перемене ребята.

Один кричит:

-Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

— Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:

— Все следишь? Наверное, и спишь с открытыми глазами?

Тут дежурный как крикнет:

— стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки.

— Какие три загадки должны разгадать ребята?

Ответы детей (открыть записи на доске)

Кто сможет объяснить?

Где раки зимуют.

Многие помещики любили полакомиться раками, а зимой их ловить трудно, т.к. раки прячутся под коряги, в норы и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать их ледяной воды. Человек замерзнет, застудит руки и тяжело заболеет. Отсюда и пошло: если хотят кого-то наказать, говорят: « Я покажу, где раки зимуют»

Два других выражения – лезть вон из кожи и спать с открытыми глазами – связаны с животным миром. Линяют, т.е. вылезают из своей кожи раки, змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне все видят.

Не ссорьтесь!

Помните о том,

Что может быть беда

Вдым разругаетесь.

Потом – сгорите от стыда.

Каждая пара получила кроссворд. Разгадайте его.

По горизонтали:

Назови одним словом:

Морочить голову …(обманывать)В час по чайной ложке… (медленно)Закончи фразу:Нем как …(рыба)Голоден как…(волк)По вертикали:

Назови одним словом:

Рукой подать…(близко)Во весь дух…(быстро)Закончи фразу:Хитер как…(лиса)Труслив как …(заяц)МОЛОДЦЫ!Закрепление.- Посмотрите на все рисунки и скажите, с какими выражениями мы познакомились?

— Можно ли их понимать в прямом смысле?

— Так что же это «крылатые выражения»?

1. Многие выражения близкие по значению одному слову. Их употребляют в переносном значении.

2. В крылатых выражениях не разрешается заменять одно слово с другим.

6. Рефлексия.

— Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава работали. Никто не ударил в грязь лицом и не сел а галошу. Я решила наградить вас ценными подарками. Вот неполный перечень: телевизор, компьютер, автомобиль BMW и другие, любезно предоставленные фирмой «Рожки на ножки». Вручение будет сразу, как только рак на горе свиснет.

-Ну, что уши развесили?

-попались на удочку?

Источник: https://VseUroki.pro/doc/vneklassnoe-zanyatie-po-russkomu-yazyku-krylatye-slova-4-klass.html

Ссылка на основную публикацию