Внеклассное мероприятие на тему русские традиции для начальных классов

Традиции русского народа Автор-составитель – Гаврутенко Татьяна Витальевна, учитель нач. классов МБОУ «Первомайская сош» Бийского района 29 января 2014. — презентация

1 Традиции русского народа Автор-составитель – Гаврутенко Татьяна Витальевна, учитель нач. классов МБОУ «Первомайская сош» Бийского района 29 января 2014 год<\p>

2 Цели: 1. узнать о жизни наших предков; 2. выявить традиции русского народа<\p>

3 ТРАДИЦИИ В переводе [с латинского- передача,повествование]- исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления.<\p>

4 Какие традиции были у наших предков осенью? В старину на Руси наши предки справлять Осенины.Они начинались в Семенов день 14 сентября и заканчивались 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. И вот, убрав урожай, крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное, внуки на несколько дней оставались у бабушки с дедушкой.<\p>

5 ЗИМНИЕ ТРАДИЦИИ Колядки Масленица<\p>

6 Народными играми и потехами славян были борьба, кулачный бой, бег взапуски.<\p>

7 ВЕСЕННИЕ ТРАДИЦИИ Пасха Жаворонки Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. В этот день, согласно народному календарю, зима кончается весна начинается. Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник.<\p>

8 Убранство русской избы Большой стол Самовар Длинные лавки Домотканые половики Русская печь<\p>

9 Восточные славяне жили в небольших поселках. Их дома представляли собой землянки, оборудованные печами. Чем отличаются дома древних славян от современных домов?<\p>

10 Славяне были гостеприимными и добрыми людьми. Когда славянин уходил из дому, он обычно не закрывал дверь, чтобы гости могли войти и отдохнуть после долгой дороги. Кроме того, славянин всегда оставлял на столе хлеб и молоко, чтобы гости могли поесть.<\p>

11 Рассмотрите рисунок славянского посёлка. Опираясь на него, ответь на следующие вопросы: 1) Из чего славяне строили дома? 2) Для чего нужна ограда вокруг посёлка? Ров с водой? 3) Почему славяне строили свои поселения чаще всего на берегу реки? 4) Каких животных они приручили? Для чего? 5) Сравни поселение древних славян с современным селом. Чем они отличаются и что есть общего между ними?<\p>

12 Русская одежда Сарафан Кофта с орнаментом Кокошник или лента Холодник (короткая безрукавка) Русские люди были очень суеверными, поэтому каждый элемент орнамента что-то обозначал.<\p>

13 Домашняя утварь ухват лопатка сковородник чугунок мутовка крынка скалка кочерга<\p>

14 Основа их хозяйственной деятельности – пашенное земледелие. Основным пахотным орудием была соха (на севере) и рало (на юге), которые имели железные рабочие части. По иллюстрации назовите другие занятия восточных славян.<\p>

15 Профессиональными занятиями восточных славян были торговля и ремесло.<\p>

16 Известна любовь славян к музыке (музыкальные инструменты — гусли, волынки, гудки, дудки)<\p>

17 А вот грамоты наши предки не знали, не умели книги читать и письма писать. В те далёкие времена на границе государства Византия и славянской земли в городе Солуни жили два брата. Они говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.<\p>

18 Спасибо за внимание!<\p>

19 Ссылки jpg 5. jpg jpg 10. xg2os/Ty6rn6F7gII/AAAAAAAADIg/DxpOzhSxRFc/s1600/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9+%D1%80% D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA+(19).bmphttp://1.bp.blogspot.com/-lht3i- xg2os/Ty6rn6F7gII/AAAAAAAADIg/DxpOzhSxRFc/s1600/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9+%D1%80% D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA+(19).bmp jpg 14. jpg jpg 17. jpg 18. jpg<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/935831/

Внеклассное занятие «Традиции моего народа» 1 класс

2.

Основная часть

Русские народные традиции и промыслы бережно хранятся и возрождаются мастерами. Пока не забыты народные художественные промыслы и развивается прикладное искусство, живы и национальные традиции нашей страны.

Русь, с незапамятных времен, славилась своими мастерами. Еще в далеком прошлом, во времена правления князей и царей, заморские купцы приезжали на русские ярмарки, чтобы полюбоваться и приобрести наши товары.

В странах Европы шла молва о невиданных мехах, которыми богаты русские леса, о драгоценных камнях, которые хранят наши земли, и о мастерах, таких искусных, что нет им равных во всем мире! Наших мастеров не раз приглашали цари заграницу, но никто не соглашался.

Ведь Родина одна и наши предки хранили тайны народного мастерства.

Заграничные послы, посещавшие нашу Родину, всегда привозили домой какой-то подарок из России. Это могла быть красавица матрешка, расписной платок, головной убор в драгоценных камнях, яркая дымковская игрушка или посуда в хохломской росписи.

Наших народных промыслов большое количество. Какие из них вы, возможно, знаете?

Самые известные это:

  • Хохломская роспись
  • Гжель
  • Жостовская роспись
  • Русская матрешка
  • Дымковская игрушка

Так же, как и народные промыслы, у русского народа есть и национальные праздники. Какие вы знаете?

Масленица, Пасха, Святки, День Петра и Февронии, Иван Купала и др.

Сейчас конец зимы и начало весны, а это значит, что русский народ встречает Масленицу!

Масленица

Зима всегда была испытанием для нашего человека: холодно, голодно, темно. Потому приход весны являлся очень радостным событием, которое обязательно нужно было отпраздновать. Древние верили, что молодой Весне сложно одолеть старую коварную Зиму.

Чтобы помочь Весне прогнать Зиму, устраивали веселые гулянья на Масленицу.Прощаясь с Зимой, древние славили Ярилу — бога весеннего солнца и плодородия. Ярило представлялся русичам в образе молодого мужчины, ежегодно умиравшего и вновь воскресавшего.

Ярило, воскреснув, дарил людям солнце, а солнечное весеннее тепло — это первый шаг на пути к обильному урожаю.

Масленица: почему так называется?

Наиболее вероятна и распространена следующая версия: на Масленицу люди старались задобрить, то есть умаслить весну. Поэтому празднования так и назвали — «Масленицей».

По второй версии такое название праздника появилось уже после принятия христианства. За неделю до Великого Поста нельзя есть мясо, но можно употреблять молочные продукты. Поэтому люди пекли блины и обильно поливали их маслом. Отсюда, дескать, и название, связанное с маслеными блинами.

Масленица: традиции

Первый блин – комом, говорим мы, и порой не знаем, что первоначально это выражение имело несколько иной смысл и звучало иначе. Первый блин – комам. То есть медведям. Наши предки называли этот праздник Комоедицей.

Именно медведей, этих царей русского леса, задабривали румяными блинками, развешивая лакомство на ветках деревьев.

Медведь-батюшка считался у славянских племен заступником, а потому покормить его было почетной и обязательной традицией.

Но почему на масленицу пекут именно блины, и при этом праздник называется не Блинницей, а Масленицей? Все это легко объяснить, если вспомнить, что нашим предкам о таком привычном для нас изобретении, как холодильник, можно было только мечтать. Масло приходилось хранить в погребах. Чтобы оно не прогоркло и не пропало, в конце зимы еду начинали обильно сдабривать маслом. Отсюда и название: жирная Масленица, широкая Масленица.

Наши предки поклонялись не только животным, они верили в силы природы. Блинами призывали на землю Ярилу, бога весеннего солнца и плодородия. Ярило относился к богам, которые умирали зимой и снова воскресали по весне. Его представляли в виде прекрасного молодого мужчины на белом коне.

Вечный жених, пробуждавший землю к жизни, наполнявший ее плодородными соками, пламенем любви согревающий сердца людей. Празднование Масленицы было символом победы над зимой, над морозом, над смертью и ледяным бесчувствием.

Жизнь в те времена была гораздо более суровой, и сохранить семью, скот и хозяйство в целости и сохранности в течение разорительных холодов было огромным достижением, радостью и прекрасным поводом для последующего праздника.

Блины раньше были совсем другими, не похожими на те, к которым мы привыкли. Молодухи набирали в ладони муку и макали сжатые ладони в воду, получившийся пресный комок теста выпекался в печи. Испеченные круглые солнышки были почти мистическими атрибутами встречи весны. Откусить от этой лепешки означало впустить в себя весну, тепло солнца и радость обновления.

Кроме выпекания блинов были и другие масленичные обряды, связанные с поклонением солнцу. Так, например, производились различные ритуальные действия, основанные на магии круга (солнце — круглое). Молодежь, да и взрослые тоже, запрягали лошадей, готовили сани и по несколько раз объезжали село по кругу.

Кроме этого, украшали деревянное колесо яркими лентами и ходили с ним по улице, закрепив на шесте. Во время всеобщих гуляний обязательно водили хороводы, которые тоже являлись ритуалом, связанным с кругом, то есть с солнцем.

Символизировал солнце и огонь: русичи зажигали деревянное колесо и катали его по дороге, скатывая с пригорка. Колес зажигали много: того, кто смог прокатить свое колесо без единого его падения, ожидали в текущем году счастье, удача и достаток.

Считалось также, что тот, кто плохо веселится на Масленицу, будет неудачлив до следующей Масленицы.

Еще одним непременным участником масленичных гуляний был медведь. Люди надевали на одного из мужчин медвежью шкуру, после чего ряженый пускался в пляс вместе со своими односельчанами.

Масленица и медведь — какая между ними связь? Все просто: зимой медведь спит в берлоге, а весной — просыпается. Проснулся медведь — значит, весна пришла. Животные — они ведь все изменения природы нутром чуют.

Обрядив мужика в медвежью шкуру, люди угощали его и плясали ритуальные танцы, подражая просыпающемуся после зимней спячки медведю.

Конечно же, изготавливалось чучело Масленицы из соломы, обряженное в женскую одежду. В течение всей масленичной недели чучело Масленицы было главным героем гуляний: его возили с собой, катаясь на санях, и носили, устраивая праздничные шествия.

Чучело Зимы

Многие ошибочно думают, что в последний день масленичной недели сжигают чучело Масленицы, но нет — это не Масленицу сжигают, а надоевшую Зиму-Марену провожают! В былые времена мужчины и женщины, взяв со своего двора по пучку сломы, складывали их в одну кучу, из которой потом всем селом делали куклу, наряжали ее «по-бабски» — в яркие юбки, кофты, платок нарядный повязывали, да и возили по всему городу в санях, приветствуя и чествуя Сударыню-масленицу. А после — сжигали на костре, бросая в огонь блины, в качестве поминального кушанья. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу. 

Бывало, вместо чучела масленицы, возили в санях нарядную девушку или ярко накрашенную старуху, а в конце праздника вывозили сани за город и вываливали «пассажирку» в сугроб под всеобщий смех и улюлюканье, тем самым как бы «хороня Масленицу». 

Масленичные игры для детей

Игра 1.  Сковорода.

На полу (на земле, на снегу) начертите круг. Это сковорода. Все игроки (и взрослые, и дети) берутся за руки

и прыгают на одной ноге, пытаясь толкнуть друг друга в круг. Кто попал в круг, тот «спекся» на сковороде. Задача игроков – в него не попасть.

Игра 2. Скоморошки.

Наденьте на ребенка (детей) шапочку скомороха. Можно пришить бубенчики к обычной яркой шапочке. Попросите скоморошков показать, как медведи ходят, как гуси ходят,  как петушки прыгают, как козлики бодаются, как солнышко по небу катится, и так далее. В конце игры после выполнения задания скоморошки пляшут под веселую музыку вместе со всеми.

Игра 3. Шапочки.

Игра для мальчиков. Играют двое. Они надевают на голову шапки. Шапка должна сидеть на голове свободно. Задача – сделать так, чтобы шапка противника упала с его головы, но не уронить свою шапку.

Игра 4. Продавец счастья.

Переоденьтесь в продавца счастья. Можете взять в руки игрушечную птичку или обезьянку или музыкальную шкатулку (подражая артистам на ярмарке). В коробку положите записочки – их будут вытягивать «покупатели».

Выкрикивайте как на ярмарке: «Продается счастье! Продается счастье!». Когда ребенок, выполняющий роль покупателя, вытаскивает записку, зачитывайте ее.

Например: «Ваше счастье на Кудыкиной горе», «Найдешь клад и купишь две конфетки», «Ваше счастье в Вашем доме» и т.д.

Игра 5. Горшки.

Впереди сидит на корточках «горшок». Сзади него стоит «продавец». Он предлагает свой товар, выкрикивает: «Кому горшки? Кому горшки?».

Покупатель (один игрок – взрослый) присматривается к  горшкам, ведет диалог – задает вопросы: «А хорош ли горшок?» Выбирает понравившийся горшок и торгуется о цене (можно продавать горшок и за 10 хлопков, и за 5 прыжков и т.п.). Если цена не устраивает, то покупатель идет дальше выбирать горшок.

Если цена устраивает, то покупатель и продавец бьют по рукам и сразу же бегут по кругу в ту сторону, куда они стояли лицом. Кто прибежит первым на свое место – тот хозяин горшка. Если опоздал – становишься покупателем. Так игра продолжается. Затем продавцы и горшки меняются ролями.

Игра 6.  Карусель.

Возьмите длинную палку (можно взять гимнастическую палку или рейку из хозяйственного магазина). Привяжите к ее концу разноцветные атласные ленты одинаковой длины. Позовите детей и взрослых: «Кто хочет на нашей карусели с ленточками пробежаться?». Каждый берет один конец ленты, натягивает его и карусель кружится.  Можно говорить слова в ритм движениям:
Игра 7. Барыня.

Выбирается ведущий (взрослый). Играть можно с детьми 5-6 лет и старше. Маленькие дети тоже могут участвовать, но им придется помогать отвечать на вопросы (отвечать вместе с ними).

Ведущий говорит:

«К Вам  барыня пришла, голик, да веник принесла. Велела не смеяться и  не улыбаться, «Да» и «нет» не говорить, Черное и белое не называть.

Вы поедете на бал?»

Нельзя в ответ на любые вопросы ведущего говорить слова «да», «нет».  Например, можно ответить так: «я передумал» (но нельзя ответить  «нет»). Эта игра учит детей управлять своим поведением и своей речью. Если игрок ошибся, то он  отдает фант ведущему и выполняет смешное задание.

В начале занятия мы говорили о русских ярмарках и сегодня мы с вами сами попробуем сделать предмет посуды и распишем его одной из наших национальных росписей. Расписывать мы будем деревянную ложку. Одной из самых ярких росписей является хохломская роспись. Посмотрите, у меня в руках ложки и чашка с этой росписью.

Послушайте историю о том, как появилось это ремесло на Руси.

Проверим, кто был внимательным, скажите, какие краски мы будем использовать при украшении наших ложек?

Молодцы! Приступайте к работе.

Формы организации:

  • коллективная;
  • индивидуальная;

Методы:

Предлагают свои варианты.

Отвечают на поставленный вопрос.

Слушают рассказ учителя.

Играют в игры предложенные учителем.

Слушают легенду о появлении хохломской росписи.

Черная, желтая, красная, зеленая, золотая, белая краски.

Открывают необходимые краски, берут в руки ложки и начинают рисовать узоры по образцу.

Источник: https://multiurok.ru/files/vnieklassnoie-zaniatiie-traditsii-moiegho-naroda-1.html

Внеклассное мероприятие для 2 класса «Русское гостеприимство, старинная русская кухня»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 54

г.о. Тольятти

Выполнила: учитель начальных классов Муранова Галина Петровна

Конкурс-викторина на тему «Старинная русская кухня, гостеприимство русского народа»

(мероприятие по теме «Моя Родина – Россия»)

Цели и задачи:

познакомить со старинным обычаем русского народа — гостеприимство;

познакомить с правилами поведения за столом, которые существовали у наших предков;

развивать у детей творческое воображение и умение составлять пословицы, старинные правила поведения по картинкам.

Оформление: на доске пословицы, картинки с изображением старинных правил поведения за столом, изображения старинных блюд.

Ход мероприятия:

Учитель: Предлагаю прочитать пословицы, записанные на доске и ответить на вопрос: о каком старинном русском обычае идёт речь?

На доске: хозяин весел – и гости рады.

Гостю щей не жалей, погуще влей!

Гость доволен – хозяин рад.

Для дорогого гостя и ворота настежь.

Много гостей – много и новостей.

Что есть в печи, на стол мечи!

Учитель:

Приходи куманёк, приходи дорогой.

Уж как я тебя угощу!

Покушай, мой голубчик.

Этот обычай называется: (дети хором) гостеприимство.

Рассказ учителя:

Как любили раньше принимать гостей! На именины, на свадьбы, праздники звали родственников, соседей, просто односельчан. Но не только! Бывало, вечерней порой вдруг кто-то «стук-стук» в окно.

«Кто там, входи! – отвечают хозяева. Заходил странник, совсем незнакомый человек, и просился переночевать. Его тут же усаживали к столу. Выставляли перед ним всё, что было в доме из еды. Если же он приходил во время ужина, то, помолясь, говорил: Хлеб, соль.

А хозяин отвечал: — Добро пожаловать, хлеба-соли откушать. Гостя старались не только накормить, но и поговорить с ним. Он часто рассказывал о своих бедах и несчастьях, а хозяева сочувствовали ему. Они старались успокоить его. И оставляли на ночлег.

Таким гостеприимными были и богатые,: и бедные люди.

Учитель:

Посмотрите на изображение чашки и составьте поговорку из слов, записанных на ней.

Дети составляют из слов: Рубить! не дрова пить – чай. (Чай пить – не дрова рубить!).

Учитель:

Любили в старину чаёвничать. С маленьким кусочком сахара выпивали по 10 стаканов. С мужика уж пот льётся градом, а он – «Уф!», оботрётся да снова за чай.

Сидели за чаем и вели неспешные беседы о жизни, рассказывали разные истории. Если появлялся в доме гость, даже поздним вечером, тут же ставили самовар.

И садились за чай с гостем, хотя сами только недавно вышли из-за самовара. Таков был обычай!

Викторина-конкурс: Кто лучше всех сочинит правило поведения за столом.

А теперь мы поговорим с вами о правилах поведения за столом. На доске картинки (свинья за столом, лошади ржут за столом, телёнок с коровой, петушиная семья за столом, цыплёнок бегает по столу)

Учитель предлагает детям к каждой картинке сочинить своё правило.. Например, нельзя за столом вести себя подобно свинье, раскидывать всё на столе. Отсюда и поговорка: посади свинью за стол, она и ноги на стол. И так к каждой картинке. Победителя награждают грамотой.

Учитель:

Вот ещё правила.

  • Хозяин дома садился за стол первым. Только после него можно было садиться остальным.
  • Нельзя было садиться за стол с немытыми руками.
  • Горячую еду: похлёбку, щи ставили в одной большой миске посреди стола. Каждый должен был есть не спеша, не обгоняя других.

Учитель:

А почему нельзя было садиться за стол с немытыми руками, и нельзя было спешить во время еды?

(Высказывания детей)

Учитель дополняет: Как только ты сел за стол с грязными руками, тут же рядом с тобой пристраивалась всякая нечисть: домовой, бес, леший. Посмотрите на картинку, как они сидят с разинутыми ртами. Это они ждут, что ты ошибёшься. Как только ты заспешил и забыл заесть хлебом ложку супа, как они уже тут как тут –ам!

И схватили лишнюю ложку еды к себе в рот! Ты думаешь, что ешь сам, ан нет – подкармливаешь беса. Вот за то, что кормишь беса и получай ложкой по лбу! Так что при еде строго нужно было соблюдать правило: ложку супа – кусочек хлеба, ещё ложку – ещё кусочек откуси. А уж руки-то мыть обязательно, если не хочешь угодить чёрту и другой нечисти.

А вот и загадка:

Всех кормлю с охотою, а сама безротая? (ложка)

Конкурс-викторина: старинная русская кухня

На доске запись:КАБЛЩИПИНКИИНЫШАРОБАГИРА.

Здесь зашифрованы 5 самых любимых блюд, попробуйте назвать их.

Победитель награждается.

Учитель:

Загадывает загадки:

И бело, и черно,

И кисло, и пресно,

И вкусно, и солоно,

И всем людям мило.

Меня бьют,

И колотят, и режут,

А я всё терплю –

Людям добром плачу.

Дети отвечают и читают пословицу.

На доске пословица: Покуда есть хлеб да вода – всё не беда!

Учитель: А какой продукт был самый главный, самый почитаемый?

Без чего не обходился ни приём дорогого гостя, ни встреча молодых в день свадьбы?

Чем поздравляли маму, когда рождались сын или дочь?

Что брали с собой в дальнюю дорогу?

(Дети отвечают хором)

Ученик:

К хлебу в старину относились свято. В каждом доме, в каждой избе на самом видном месте под иконами стоял стол, а на нём лежал каравай хлеба с солонкой. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Хлеб нельзя было выбрасывать. А если вдруг кто-то обронит кусок хлеба, то тут же поднимет его и обязательно поцелует!

Почему нельзя выбрасывать хлеб?

Ученик:

Оказывается, рядом с тем, кто любит это делать, всегда чёрт. Как только ты бросил кусок хлеба, чёрт – раз! – и схватил его. А потом-то и будет самое страшное. Когда ты умрёшь, то душа твоя попадёт к чёрту. А это значит, что она будет вечно кипеть в котле с горячей смолой. Это всё1 потому, что ты плохо обращался с хлебом.

А хлеб это святое. Поэтому хлеб никогда не выбрасывали, а даже крошки собирали в ладошку – и в рот.

Так относились к хлебу в старину.

Учитель: Сколько пирожков можно съесть натощак?

У простого народа основной пищей были:

_ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _

Похлёбка

Репа

Капуста

Назовите пропущенные названия блюд.

Поговорим о репе и капусте, ведь эти овощи круглый год. Репу пекли в печи и делали из неё каши. Тогда и родилась поговорка: «проще пареной репы».

Вспомните загадки о капусте и репе.

Ученик:

Настоящим народным продуктом была и капуста. Она всегда была на будничном и праздничном столе.

Ну а царицей всех горячих блюд из капусты были ________. Их ели ив царских хоромах, и в купеческих домах, и в бедных крестьянских избах. Правда, у богатых ели «богатые» щи, сваренные с мясом, а у бедных чаще были «пустые щи» на воде. Хорошая или плохая была хозяйка в доме – это можно было узнать не по её нарядам, не по её разговорам. Как вы думаете, а как же?

На доске пословица: Не та хозяйка хороша, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит.

Учитель: Что означает эта пословица?

Когда в России 300 лет тому назад появилась картошка, стали варить похлёбку. Это тоже старинное русское кушанье.

Каши из пшена, гречки, ячменя – это вам известно. А были в старину ещё и рыбные каши: сельдяная, лососевая, осетровая. А какие каши из овощей вы знаете?

На доске вывешивается пословица: Каша – мать наша.

Каши варили и для разных событий: на свадьбы, на похороны. В древности даже свадебный пир назывался кашей.

В России были и особенно праздничные блюда.

(На доску вывешиваются рисунки с изображением блинов, вареников и пельменей.)

Пельмени на русский стол пришли от татар и народа коми. Слово «пельмянь» в переводе с языка коми означает «хлебное ухо». Это хлебное ухо делали с разными начинками: с мясом, с мясом и капустой, с картошкой.

Конкурс на быстрое составление пословиц

На доске половинки пословиц, учитель предлагает собрать из них пословицы.

Пот на спине, так и в тереме тоска.

Хлеб да вода — а ссору выводит.

Сколько ни думай, а лучше молодецкая еда.

Так и хлеб на столе. хлеба – соли не придумаешь.

Хлеб-соль дружбу водит, Если хлеба ни куска,

Проведение конкурса «Меню старинных блюд»

(В него можно включить и яйца, и сметану, и творог)

Чтение учеником стихотворения А.К. Толстого «Пир горой!»

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коль пир, так пир горой!

Рассказ учителя:

В старину цари, бояре, князья любили устраивать пиры. Вот например, как пировал царь Иван Грозный.

Гостей у него было 700 человек.

Начался пир с угощения жареными лебедями. Много слуг в бархатных костюмах шли строем по двое. На золотых блюдах они несли лебедей. После этого слуги вынесли 300 жареных павлинов. Красивые павлиньи хвосты были украшением этого блюда. После павлинов вынесли кулебяки, курники, блины, оладьи, пирожки… Так гости закусили.

Потом слуги поставили на столы студни, потом – жареных журавлей, петухов, кур, уток с огурцами. Следующие блюда – разные похлёбки. А ещё были рябчики со сливами, гуси с пшеном, тетёрки. К столу подали почки, баранину, карасей , зайцев в лапше, жаворонков в луке. Еду запивали мёдом, бражкой, вином.

А всего было подано 500 кушаний!

На пирах соблюдались обычаи. Когда гости собрались, выходила к ним нарядная хозяйка и кланилась всем в пояс. А гости отвечали ей земным поклоном. После этого начинался «поцелуйный» обряд.

Хозяин дома кланялся гостям и просил поцеловать свою жену. В начале он целовал её сам, а потом по очереди все гости.

Каждый гость подходил к хозяйке с руками за спиной, целовал её, отходил назад, кланялся ей до земли, а она отвечала ему поясным поклоном.

Хозяин за столом сидел на самом видном месте. А хозяйка вместе с гостями сидели за отдельным женским столом.

Пир начинался с того, что хозяин подавал каждому гостю кусочек хлеба с солью. А потом слуги подавили на стол пироги, блины, соленья, кур, гусей и многое другое. Гостям было трудно: ведь нельзя было отказываться от еды, чтобы не обидеть хозяев. Поэтому после пира многим было тяжело, некоторые даже заболевали.

Так принимали гостей только богатые люди. А крестьяне были бедными и не могли устраивать пиры. Но ведь поняли, что все русские люди __________________________________.

А что вам понравилось в этом русском обычае.

Подведение итогов и вручение призов.

Используемая литература:

  1. «В гостях у истории», Лупоядова Л.Ю., Лупоядов В.Н., Скатенок Е.Д., Брянск, изд. «Курсив», 1997;

  2. «Живая Русь», Латышина Д.И., книга 2, Москва, изд. «Центр гуманитарного образования», 1995;

  3. Ж — л «Праздники в начальной школе – 2, 2001», составитель Н.Г. Кувашова, изд. «Учитель», Волгоград, 2001;

Источник: https://doc4web.ru/istoriya/vneklassnoe-meropriyatie-dlya-klassa-russkoe-gostepriimstvo-star.html

Внеклассного мероприятия для начальных классов на тему: Путешествие в страну « Устное народное творчество» — Государственное учреждение «Новоколутонская средняя школа»

Внеклассного мероприятия для начальных классов на тему:

Путешествие в страну   « Устное народное творчество».

 Цель: формировать знания об устном народном творчестве. 

Задачи:
Образовательные:

• Уточнить знания обучающихся о жанрах русского

народного творчества.

• развивать познавательную активность

обучающихся, память, внимание, мышление;

• воспитывать положительную учебную мотивацию; 

• доброжелательное отношение друг к другу.

Методы: словесный, наглядный,

практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная,

коллективная, групповая, игровая.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

— Каждый человек должен любить, уважать традиции,

культуру народа, чтить, ценить людей, совершавших подвиги, знать историю…

— Сегодня мы узнаем частицу нашей истории и для

этого отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество». Кто из

вас знает, что такое «Устное народное творчество»?

Устное народное творчество — это «народная

мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и

печальные песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и

пересмешные сказки, прибаутки, потешки. В давние времена их сочиняли

талантливые люди из народа. Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения

никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и

дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки

своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали

своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть,

для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней,

пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это

переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки

к внукам. 

 Вот

почему произведения, которые передавались устно «из уст в уста» – и называются

устное, создавал эти произведения народ — поэтому народное, творил, придумывал

— поэтому творчество.

Целыми веками жили эти произведения в народной

памяти. Только в конце XVIII века ученые начали понимать ценность устного

народного творчества и стали его собирать и записывать. Теперь мы с вами можем

читать русские народные сказки, отгадывать загадки, проговаривать скороговорки.

— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в

страну «Устное народное творчество». Мы разделимся на 3 команды . Не забывайте,

работать в команде вы должны дружно, помогать друг другу. Тогда все препятствия

мы преодолеем.
2. Основная часть.

1 остановка: Пословицы.

«Без пословицы не проживёшь», – говорит

старинная пословица, с этим трудно не согласиться. Пословицы складывались   задолго

до того, как появилась грамота. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем

родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее,

остроумнее. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. В народных

пословицах отразились все стороны жизни народа. 

Предлагаю вашему вниманию конкурс «Паутина

пословиц». Каждая команда получает конверт с заданием. Нужно соединить начало и

конец пословицы. 

1 команда 

Нет друга —  ищи ,  а нашёл —  береги.

2 команда

Труд кормит,  а лень портит.

3 команда

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

 Конкурс «Закончите пословицы». 

1 команда

Старый друг лучше…(новых двух).

2 команда

Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей)

3 команда

Ученье свет, …(а неученье тьма).

2 остановка: Поговорки

Каждая команда получает конверт с заданием. Вам нужно найти конец поговорки

на картинке.

Труслив как… заяц.

Хитёр как… лиса.

Голоден как… волк.

Здоров как..бык.

Грязный как..свинья.

Колючий как…ёж.

3 остановка: Скороговорки 

— Когда ребёнок уже умеет говорить, но ещё не

все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки или

чистоговорки. Скороговорка – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение

труднопроизносимых стишков и фраз. Вся прелесть скороговорки в том, что её с

первого раза ни за что не проговоришь. У каждой скороговорки своя игра звуков и

слов. Они не повторяются, в этом их секрет. Недаром в народе говорится: «Всех

скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

— Сегодня мы предлагаем вам произнести некоторые

из них.

Скороговорки: 

1

команда:

1)Все бобры для своих бобрят добры. 

2)Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

2

команда

1)Иней лег на ветви ели

Иглы за ночь побелели.

2)Слишком много ножек у сороконожек

3

команда:

1)Белые бараны били в барабаны.

2)Кошка Крошка на окошке

Кашку кушала по крошке.

4 остановка: Загадки.

-Ум, знания, сообразительность подрастающий

ребёнок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это мудрёный

вопрос, данный человеку для того, чтобы развивать в нём догадливость. Для

загадок нет мелочей, нет ничего неинтересного. Загадка – игра на узнавание,

отгадывание. Разоблачение того, что спрятано и скрыто.

— Предлагаем вам конкурс «Загадочная загадка». 

1. Тёплый, мягкий и

блестящий,

С тёмной корочкой хрустящей.

Спросим мы у детушек-

Что же это? ( хлебушек)

2. Сделан он из молока,

Но тверды его бока.

В нём так много разных дыр.

Догадались? Это…( сыр)

3. Что за белая водица

С фермы к нам в бидонах мчится?

Мы ответ нашли легко.

Это просто….( молоко).

4. В белом мешочке жёлтый камушек (

яйцо)

5. Что за белые крупинки?

Не зерно и не снежинки.

Скисло молоко — и в срок

Получили мы… (творог)

6. Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться? ( каша).

5 остановка: Русские народные сказки. 

В сказках наши предки передавали свои

представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь

народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказка была интересна

древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось

храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы,

рыбы, которые помогают людям. 

А сейчас мы попадем на самую любимую всеми

остановку “Сказка”. Я уверена, что её любят не только дети, но и взрослые.

Проверим, как вы знаете сказки.

1 конкурс « Назови сказку» по иллюстрации.

Дети отгадывают название сказки по иллюстрации.

2 конкурс. «Узнай сказку и её героев» 

Сказки просят:

— А сейчас

Вы, друзья,

Узнайте нас!

1) Отворили дверь козлята

И… пропали все куда – то!

(«Волк и семеро козлят»)

2) В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Реченька, спаси меня,

Реченька, спаси меня!

(«Гуси – лебеди)

3) Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом…

(«Лиса и журавль»)

4) Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка!..

(«Снегурочка»)

5) Румяный круглый паренек,

Сбежал из дома на денек.

С веселой песенкой бродил

И все напасти обходил.

До той поры пока в лесу

Не встретил хитрую лису.

( «Колобок».)

6) Парень слез с любимой печки,

За водой поплелся к речке.

Щуку в проруби поймал-

И с тех пор забот не знал. 

( «По щучьему веленью» )

3.Конкурс

Капитаны должны вставить в названия сказок

пропущенные слова. (Задания для капитанов одинаковые)

Кто из капитанов выполнит задание правильно и

быстро..

1. Поди туда – не знаю куда, __________ то – не

знаю что.

2. Сестрица __________ и братец Иванушка.

3. Иван – царевич и ___________волк.

4. У страха _________ велики.

5. _________ из топора.

Слова для справок: принеси, серый, ясный, каша,

Алёнушка, глаза.

Следующее задание « Исправь ошибку»

По-собачьему велению.

Иван-царевич и зелёный волк.

Мальчик с кулачок.

3. Итог занятия

Наше занятие подошло к концу, но не закончилось наше

путешествие по стране устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к

малой частичке этого волшебного искусства. Я предлагаю вам прочитать эти

интересные книги (показ выставки книг) и продолжить знакомство с устным

народным творчеством.

Большое спасибо всем участникам!

Источник: https://sc0013.astrahanka.akmoedu.kz/documents/view/65e5bcc078f074af3aebe4845415c55d.html

Внеклассное мероприятие на тему: «Ах ты, русская сторонка, ах ты, Родина моя!» | Открытый класс

Submitted by Светлана Николаевна Яшина on пн, 28/11/2011 — 19:01

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 33»

г. Мурома

Внеклассное мероприятие

на тему:

« Ах ты, русская сторонка, ах ты, Родина моя!»

                                                     Разработала

                                                                            учитель начальных классов

Яшина Светлана Николаевна

                                                            2011

Цели:

  • проследить и выявить взаимосвязь таких понятий, как Родина (Отечество) и род человеческий (семья) с исторической и социальной позиции;
  • укрепить отношения между семьей и школой;
  • сплотить детей и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций;
  • укрепить семейные отношения через приобщение к семейным традициям, заложенным старшим поколением;
  • поднять авторитет родителей в глазах ребенка;
  • воспитывать устойчивое, уважительное отношение к родной стране; создать эмоционально—положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине;
  • развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас;
  • прививать любовь, интерес к родному краю, малой родине;

·         развивать эмоции, чувства, речь учащихся;

  • повышение интереса учеников к предмету история.

Оборудование и реквизиты:

  • Рисунок дерева;
  • Карточки с родственными словами: народ, природа, родственник, родной, род, родня и др.
  • Фотографии дедушек и бабушек, семейные реликвии;
  • Вышитые полотенца, подзоры, наволочки;
  •  Муляжи огурцов;
  • Две корзины;
  • Фонограммы песен;
  • Макет избы;
  • Электронная презентация к мероприятию.

Ход праздника:

Ведущий:

— Посмотрите небольшую сценку, подумайте, чему будет посвящено наше внеклассное мероприятие:

-Давайте заглянем в небольшую деревушку, где живут обычные люди.

Автор.У деревенского мальчика Сеньки было всё: были у него мать и отец,

изба высокая, огород, сад, домашние животные. И жил Сенька хорошо. Но

вот появилась у него маленькая сестрёнка, и Сенька решил, что он у

родителей лишний.

Сенька.(выходит вздыхая)

— Теперь я для них совсем лишний.

Дед.

 – Здорово! Куда путь держишь?

Сенька.

 – Здравствуй, деда Никита, я иду в огромный город, где самолёты строят.

Дед.

 – А ты, чтобы не плутать, вон на тот бугорок залезь, с него далеко видно.

Сенька.

 – Ладно.

Автор.

— Полез Сенька на бугор, нагибается низко, даже руками за траву цепляется, чтобы не опрокинуться. Поднимается всё выше, и земля всё шире становится. А когда Сенька поднялся на самый верх, то стало ему далеко видно.

Вокруг разноцветные луга. Берёзы – тонконожки на полянке. Деревенские жители, Сенькины соседи, кто граблями работает, кто на лошадях сено возит. Всех сверху увидел Сенька.

От своей Земли, от её прекрасного широкого вида, почувствовал Сенька в сердце тепло.

Сенька.

 – Вы тут зачем? (поднимаются дед и тетя к нему на бугор)

Тётя.

 – А за тем, зачем и ты.

Дед.

– Землю свою смотрим.

Сенька.

 – Ух, ты! Куда от такой земли уйдёшь? Ведь она моя, и мама моя, и папа, и сестрёнка, и все люди – соседи мои! Потому мои – что я – их!

Автор.

Не знал пока Сенька, что называется это Родиной. Что, где бы он ни был после, хоть у самого дальнего моря, хоть на другой стороне земли, будет он вспоминать свой родной дом, родной уголок, свою малую Родину.

Ведущий:

— Ребята, догадались ли вы, чему будет посвящено наше внеклассное мероприятие? ( Высказывания детей.)

— А наш праздник так и называется «Ах ты, русская сторонка, ах ты, Родина моя!»

Ученик:

Без лугов, без росы и сини

Я не мыслю тебя, Россия.

Я не мыслю тебя, без слова,

Родникового, золотого.

Как веселой весной без мая,

Без курлыканья журавлей…

Сердцем трепетно припадаю

Я к ладоням твоих полей.

Выхожу налегке с рассветом –

Рожь шумит под зеленым ветром.

— С теплым летом, — поют березы.

— С добрым утром, — грохочут грозы.

Ах, Россия, моя Россия!

Мне б счастливца того узнать,

Кто тебе из росы и сини

Имя женское дал сиять.

  (В. Барынкин)

Ведущий:

— Подберите однокоренные слова к слову Родина. ( Родня, родословие, родственник, родной, род). 

   Род, родник, родители, родственники, родные, Родина – какие это теплые и значимые слова. Все они произошли от одного корня – род.  (Ученики называют родственные слова, берут карточки, с записанными на них словами и вешают на доску. Получается дерево, на стволе которого учитель помещает слово Родина.)

— У каждого из нас есть своя родина, Отечество, родной Дом свой. Почему же мы так говорим?

Ученик:

 Ещё Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Отечеством зовём нашу страну потому, что в ней жили наши отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, выучила своему языку. Как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов».

Ведущий:

Известный писатель Василий Михайлович Песков писал:

«Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей.

   Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши далекие деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.

   Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он будет дышать, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его  ноги, будет дороже, и все, что будет выходить из рук его, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, наполненной в веках.

   Давайте же будем помнить об этих корнях».

Ученик:

— А откуда «я», откуда все мы, кто были наши предки, где жили, чем занимались? Где корни твои, мои, наши? Каждый знает, что дерево, даже травинка, без корней умирает. А человек?

Ведущий:

 — Но все ли мы знаем, помним связь своей семьи с историей страны?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили отправиться в путешествие по родословной, заглянуть вглубь веков.

(Звучит фонограммапесни «С чего начинается Родина» на слова М. Матусовского, музыку В. Баснера.)

Ученик:

 Стихотворение В. Бокова «Откуда начинается Россия?».

Откуда начинается Россия? С Курил? С Камчатки? Или с Командор? О чём грустят глаза её степные Над камышами всех её озёр? Россия начинается с пристрастья К труду, к терпенью, к доброте. Вот в чём её звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте. Отсюда все дела её большие, Её неповторимая судьба. И если ты причастен к ней, – Россия

Не с гор берёт начало, а с тебя.

Ведущий:

— С  чего начинается Родина?

Ученик:

Моя Родина начинается с рисунков в пещерах Урала, она в пожелтевших страницах древних рукописей, в сказках русского народа.

Ученик:

   Моя Родина начинается с красоты и величия  родной природы.

«Родина» — мы произносим тихо, И в глазах задумчивых у нас Медленно качается гречиха, И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверное, Чистая, прозрачная до дна, И сережки светятся на вербе, И в траве тропинка не видна. Родина! Отечество святое! Перелески. Рощи. Берега. Поле, от пшеницы золотое, Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена, Разговор в деревне нараспев, Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.

1 страница:

 «Реликвии моей семьи».

Ученица:

  Моя Родина начинается с известных сказок Пушкина, которые мне рассказывала моя любимая бабушка, с колыбельных песен, что пела она мне на ночь, с вкусных горячих пирожков, испеченных ее золотыми руками.

Ведущий:

    Русская земля всегда славилась своими мастерами. Ремесло всегда было в почете. Русский народ талантлив во всем. Этот талант берет свои начала от Бога, от природы и, конечно, от трудолюбия. Нет ни одного дела, которое русский человек не смог бы выполнить. Мастера русские ценятся не только на родине, но и заграницей. 

   Сегодня я хочу вам представить бабушку Пялиной Ани  Зою Ивановну, которая  расскажет о своей бабушке-умелице и покажет вещи, которые хранит их семья как семейную реликвию.

Рассказ Пялиной Зои Ивановны о семейной  реликвии.

   Наш род идет от мастеровых людей. Мой  дед шил сапоги, катал валенки. А бабушка Мария Ивановна, 1909 года рождения, занималась рукоделием. Но заниматься любимый делом она могла только осенью, после уборки урожая, зимой или перед Пасхой, в остальное время ей приходилось много работать по хозяйству.

    Я хотела бы показать вам вещи, которые хранит наша семья как семейную реликвию. Это рушники, подзоры, наволочки, с любовью сделанные руками моей бабушки.

  Все эти вещи украшены всевозможными  причудливыми узорами, связанными крючком, на  некоторых вы можете увидеть  вышивку: строчкой, гладью, через канву.

   Я хотела бы показать и свою первую работу. Так меня учила вышивать моя бабушка. А я, в свою очередь, учу вышивать теперь  свою внучку Анечку.

 Ведущий:

— Хочется поблагодарить Зою Ивановну за интересный рассказ и в благодарность исполнить для нее песню «Барыня».

Русская народная песня «Барыня».

2 страница: « История славных лет».

 Ведущий:

— А может наша Родина в тех людях, которыми она может гордиться?

Ученик:

Действительно, Родина богата верными сынами своими. «Истинный человек и сын Отечества,  — писал древний летописец, — есть одно и то же.…Тот есть прямо благороден, которого сердце не может трепетать от нежной радости при единении имени Отечества».

Ученик:

   Мы родились после войны. Мы выросли под мирным небом. Каким живем  духовным хлебом? Чем дорожим  мы в эти дни? Мы не слыхали взрывов бомб. Мы не знаем, что такое похоронки. Но когда мы расспрашиваем взрослых о войне, то почти в каждой семье кто-то погиб, пропал без вести, умер от ран.

Ведущий:

   Но прадедушка Жени Табакова, к счастью, остался жив и с победой вернулся домой.

Сегодня мама Жени Светлана Владимировна  расскажет нам  о своем  героическом родственнике.

(Рассказ Табаковой Светланы Владимировны о своем дедушке-ветеране ВО войны.)

(Воронин Григорий Филиппович

(1910- 1988)            

Участник  Великой Отечественной войны.

Награжден медалью «За боевые заслуги», орденом «Отечественной войны  ΙΙстепени».)

Ведущий:

Даже в суровые военные годы сердца солдат – защитников Родины согревала простая русская мелодия, исполняемая на гармони или аккордеоне.

    И сегодня  на нашем празднике вы услышите  звучание  аккордеона в исполнении ученицы нашего класса Лисиной Кристины.

Исполнение песен на аккордеоне.

Страница 3:

«Семейная традиция».

Ведущий:

— С чего начинается Родина?

Ученик:

Моя Родина начинается с моей дружной хлебосольной  семьи.

Ведущий: Народная мудрость гласит:  «Не красна изба углами, а красна пирогами». Этот главный принцип семейного благополучия действителен и сейчас. И по русскому обычаю, одна из  наших семей хочет угостить всех своим традиционным блюдом. Встречайте, мама Лисиной Кристины Татьяна Владимировна.

Лисина Татьяна Владимировна:

— Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Летом свеженький, зеленый, прямо с грядки прыг на стол,
    А зимою я – соленый, и вокруг меня – рассол.

(Огурец.)

   Наши предки были  замечательными  мастерами по выращиванию огурцов. Жили они в   селе Большое Акулово возле города Мурома и дальше по берегу реки Оки.

Каждое лето они выращивали и  собирали семена скороспелого муромского огурца. Знатоки хвалили муромский огурец, как могли. И упруг-то он, и ароматен. И кожица тонкая, как у помидора. И воды в меру.

И для солки лучше не сыщешь. Да еще плодовит необычайно и полезен!

   Еще моя бабушка говорила, что огуречный сок помогает для омолаживания кожи лица, для повышения аппетита и даже при всевозможных болезнях с высокой температурой.

  И до сих пор наша семья занимается выращиванием хрустящего овоща.А рецепт его  соления передается женским поколением.

   И сегодня, гости дорогие,  я хочу угостить вас блюдом, приготовленным из чудо-овоща.

Ведущий:

   — Ребята, а вы не хотели бы побывать в роли овощеводов и собрать урожай огурцов?

  Давайте с вами поиграем. Игра так и  называется «Овощеводы». На нашем импровизированном поле растут «огурцы» (муляжи, кирпичики, бруски и др. предметы, напоминающие по форме огурцы).

Разделимся на две команды, и по сигналу первые игроки будут искать огурчики, которые спрятались под «листьями» – лоскутками ткани. Тот, кто найдет один огурчик, бежит с ним к корзине, которая находится рядом с командой. После этого выполнять задание торопится следующий игрок.

Победит та команда, в которой все игроки смогут найти на поле по одному огурчику.

 4 страница: «Родной язык. Фольклор».

Ведущий:

— С чего начинается Родина?

Ученик:

Моя Родина начинается с родного языка, который рождался вместе с русским народом, мужал во время испытаний, впитывал в себя  и русское раздолье, и удаль молодецкую.

Ведущий:

— Неотъемлемой частью устного творчества народа  всегда были частушки, полные веселого задора.

Исполнение частушек.

Я  в деревне живу

Сушки, пряники жую,

Я частушек много знаю

И сейчас для вас спою.

Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать

Нас идут четыре.

Будет вам сейчас гармошка

Полтора часа играть.

А мы с подруженькой на пару

Вам частушки распевать.

Девочки-беляночки,

Где вы набелилися?

Мы вчера коров доили

Молоком умылися.

Эх, топни нога,

Топни, правенькая!

Я не вырасту большая.

Буду маленькая.

У меня в кармане роза.

Роза рассыпучая!

У меня такой характер-

Как крапива жгучая!

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад,

Сапоги мои лежат.

Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат.

Кто бы пел частушки?

          Балалаечка-гудок

           Свое дело знает.

           Она в Жениных руках

           Хорошо играет.

Ведущий:

— А  ведь верно, какая же русская сторонка без красивой народной мелодии?

Игра на балалайке. ( Исполняет Табаков Женя.)

   Посмотрите, как много мы можем сделать! Не надо никуда ходить, что-то искать. Родина – вот она и надо начать с себя, ведь наша Родина, Россия – край, где мы родились – это наш дом.

Ученик:

Русский танец – перепляс, Сколько удали, задора, Сколько радости во взоре, Выходи скорее, друг,

Плясуны, вступайте в круг.

Танец «Кадриль». (Исполняет группа девочек.)

Ведущий:

Народная мудрость звучит так: «Родина краше солнца, дороже золота».

— Как вы понимаете смысл данной пословицы?

  Давайте закончим наш сегодняшний разговор, тем, как здорово, что у нас есть Родина, дом, который каждый должен любить и беречь.       

    Вспомним и сбережём и старую колыбельную нашей бабушки, и мудрый совет старших, и дивный семейный праздник, и любимый танец дедушки, и название родимой деревни, улицы, города, сохраним домашнее ремесло, старую книгу и уникальный рецепт пирога, соления прабабушки, и старенькие поблекшие любительские фотографии и письма. Всё это корни – наша история. Они питают добрыми соками не только настоящее, но и будущее.

-А в заключение, для вас поет Голованова Наташа.

   Праздник окончен.

»  Tags for document:

»

Источник: http://www.openclass.ru/node/254608

Ссылка на основную публикацию