Внеклассное мероприятие на тему: «вода» 2 класс

Внеклассное мероприятие «Вода — водица»

учитель биологии Концевая Л.Г.

Цели:

  • Ознакомить со значением экологически чистой воды в жизни человека.
  • Рассмотреть причины загрязнения водоёмов.
  • Воспитывать бережное и экономное отношение к воде.
  • экран; глобус; презентация;
  • музыкальное сопровождение (шум воды),
  • фотографии реки Камышлак;
  • карточки со словами: бытовой мусор, нефть, водные животные,
  • мазут, отходы заводов и фабрик, водные растения;
  • слайды о природе;
  • слайды о воде;
  • голубая ткань и камни (имитация реки)

Ученик 3: Я прочитала о нашей реке

— река в Озинском районе, левый приток Камелик. Длина 60 км. Берет начало в отрогах Общего Сырта на границе с Казахстаном,впадает в Камелик у села Кузябаево. В бассейне реки многочисленные пруды, озера. Основные притоки: правый — Солянка, левый — Безусак.

Жила – была задорная, звонкая речка. Она весело стремилась меж берегов на встречу с другой, более крупной рекой. Была она не очень широкой, зато славилась своей глубиной. Питали речку подводные ключи да вешние воды. Текла речка извилистой змейкой по широким степным просторам.

Радуясь сама, она радовала все живое, что встречалось на ее пути. По левому берегу ей встречались села и хутора, в которых жили трудолюбивые люди. По правому берегу мелькали огороды, на которых эти люди выращивали необходимые для них овощи и картофель. Речка охотно отдавала им воду.

Люди рыли арыки, и вода, затекая в них, орошала благодатную землю. Осенью, собирая богатый урожай, жители сел благодарили речку за то, что она им помогала. Речка была для людей поилицей и кормилицей. Вода в речке настолько чиста, что люди брали ее для питья и других хозяйственных нужд.

Ходили за водой с ведрами на коромысле. Набирая воду, люди нагибались зачерпнуть живительную влагу. Тем самым они как бы кланялись речке. Летом речка была любимым местом для детворы. С утра до вечера речка слышала заливистый детский смех. Да и взрослые вечером спешили к речке смыть с себя дневную усталость.

Всех радовала речка. Парни, на спор, пытались достать дно, но это редко кому удавалось: настолько глубока была речка.

Но вот однажды пригнали много большой техники и перегородили речку плотиной. Билась речка об эту преграду, да не смогла пробить. Растеклась тогда она, как слеза по щеке, по правому берегу, заливая на своем пути огороды. На месте огородов образовалось большое водное зеркало, которому дали название Разлив.

Пошумела речка, пошумела да утихла. Стала она ровной, как стекло, обездвиженной. Отяжелели ее воды, стянули ее тина и ил, забив родники. И, стала речка заполняться только талой водой, несущей с собой мусор и почву. Теперь там, где раньше не достать было дна, в период «большой» воды речку можно перейти вброд по пояс.

Слайд: снимок реки из космоса

Кроме реки, около села имеется еще несколько водоемов: пруды — Пушкинский , Нестереновский, Гасинские, Мальцевский, Северный, Ягупов; речки – Хаулька (мы называем ее Хахулька), Кривая и Щучья, озера Большой и Малый Морец

Пушкинский пруд представляет собой три соединенные чаши. Одна, самая глубокая, 16 м. глубиной около плотины. Две другие — чуть мельче, но не намного, одна напротив бывшей водокачки, другая ближе к Ушакову.

Вырыт пруд на месте широкого дола проходящего через сад жившего когда-то там помещика. На дне огромного котлована работали скрепера, загребали грунт, затем он грузился на машины. Часть грунта шла на укрепление берега.

Нестереновский пруд, как и все другие, является разрытым долом, перегороженным плотиной. Пруд назван по фамилии управляющего первым отделением, который руководил земляными работами.

Озеро Морец естественного происхождения, славится своей лечебной грязью.

  • бытовой мусор,
  • водные животные,
  • мазут,
  • водные растения

Рассмотрим анализ образцов воды полученный при изучении элективного курса по химии «Тайны воды»

  • Мы проводили анализ воды из трех источников: 1-вода из реки, 2- вода из скважины на территории села, 3 -вода из системы водоснабжения.
  • При выявлении химических загрязнителей воды определили их наличие

Вывод: Самая жесткая — вода из скважины, самая мягкая – речная вода.

  • пройдёте мимо;
  • позовёте взрослых;
  • сообщите в общество по охране природы.
  1. Закрывайте водопроводные краны (500 литров воды вытекает из незакрытого крана в течение суток, если струйка толщиной лишь со спичку).

  2. Своевременно ремонтируйте краны.

  3. Не засоряйте водоёмы.

  4. Не оставляйте мусор на берегу.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/vneklassnoe_meropriyatie_voda_-_vodica-5054.htm

Классный час на тему «Вода – источник жизни» для 2 класса

Конкурс «Методическая копилка педагога — 2016»

Номинация «Методическая копилка педагога начальной школы»

Конспект–презентация классного часа «Вода – источник жизни» для учащихся 2 класса. 

Цель: расширить представления учащихся о свойствах и значении воды в жизни человека и природы.

Задачи:

1. Учить детей наблюдать за окружающим миром, понимать его законы и проблемы.

2. Закрепить знания учащихся о воде как веществе природы, о трёх состояниях воды.

3. Развивать познавательные интересы учащихся; речь, воображение, мышление.

4. Прививать детям навыки личной гигиены и безопасного поведения на воде.

5. Воспитывать чувство бережного отношения к природе, показывать необходимость природоохранных мероприятий.

Ход занятия

1. Вступительная беседа. Сообщение темы занятия.

Учитель:

а) Послушайте стихотворение:

Посмотри, мой милый друг,Что находится вокруг:Небо светло-голубое,Солнце светит золотое,Ветер листьями играет,Тучка в небе проплывает.                                                 Поле, речка и трава,                    Горы, воздух и листва,                    Птицы, звери и леса,                    Гром, туманы и роса,                    Человек и время года –                    Это всё вокруг – природа.

– Что относится к природе? Как вы это поняли?

– Что такое «живая» и «неживая» природа? Приведите примеры.

б) Отгадайте, о чём сегодня мы будем говорить (слайд 1).

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода).

2. Какая бывает вода. (Кроссворд) (слайд 3).

– Мы уже знаем о свойствах и состояниях воды. Отгадав загадки, вы узнаете о природных явлениях, связанных с водой.

Утром капельки воды На траве увидишь ты, В каплях лепестки цветов, В каплях листики кустов. Пьёт из капельки оса.Эти капельки… С неба облако спустилось И у речки поселилось. Как причудливо, красивоБело–сказочное диво. Этот утренний обманНазывается…
Я и туча, и туман,И ручей, и океан,И летаю, и бегу,И стеклянной быть могу! Пушистая лошадка, А может бегемот, А может просто ваткаНад нами вдаль плывет.
Лёгкий, белый и пушистый, А на солнышке искристый, Лишь зимой у нас бываетИ в ладошке быстро тает. Мороз на воду опустился И мир вокруг преобразился. Там где раньше все текло,Превратилось все в стекло.
Пляшет Туча. Грянул Гром. Туча сыплет серебром.По полям и нивам –Лейкой торопливой.

– Какое ключевое слово появилось в кроссворде? (Снежинка).

– Попробуйте составить самостоятельно загадку об этом природном явлении.

– Итак, повторите, в каком состоянии  бывает вода в природе?

– Какие явления природы связаны с водой?

4. Память воды (слайды 4 – 8)

5. Уникальные свойства воды

– Как вы думаете, какие свойства есть у воды?

(Вода – это жидкость без цвета, формы, запаха и вкуса. Она текуча и прозрачна, растворяет многие вещества, принимает форму сосуда, в который налита. Вода единственное вещество на Земле, которое может находиться в трёх состояниях – жидком, твёрдом и газообразном).

6. Соотношение поверхностей суши и воды на Земле

Соленая вода морей и океанов покрывает ⅔ земного шара. Запасов же пресной воды гораздо меньше – всего около 3% от общего объема воды на земле. При этом около 2% пресной воды в мире находится в прудах, ручьях, реках и озерах. Остальные запасы cосредоточены в подземных источниках, ледниках и снежных покровах.

7. Вода – наш друг и враг

а) Значение воды (Стихотворение И. Воробьёвой «Это я», см. приложение № 2, используется по усмотрению учителя. На слайдах дети рассматривают варианты использования воды в жизни человека, в работе промышленных предприятий) (слайды 12 – 16).

(После просмотра дети приводят примеры использования воды человеком)

Мировой океан – это что–то вроде гигантского котла центрального парового отопления Земли! Солнце всё лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдаёт своё тепло Земле. Без него на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет всё живое: и звери, и птицы, и леса, и поля…

Есть у Мирового океана и другая задача – он поит Землю, ведь воду пьёт всё живое. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Вода также кормит человечество. Хотя на Земле много воды, к сожалению, не вся она пригодна для наших нужд, потому что в океанах и морях вода солёная, а человеку для использования нужна только пресная. Если представить себе, что вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана.

Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает электрический ток. И моет всех тоже вода. Умываются люди, машины, принимают душ города и дороги. А ещё вода – самая широкая, самая удобная дорога.

Без воды не могут работать заводы и фабрики, ведь без неё е замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книг и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты – ничего не сделаешь без воды.

б) «Где вода, там и беда» (слайд 17).

– Посмотрите на фотографии. О чём они рассказывают. Согласны ли вы с заголовком слайда?

– Вода может быть человеку и другом, и врагом (наводнения, цунами). Необходимо быть осторожным на воде. (Правила поведения на водоёмах в разное время года. Высказывания детей).

8. Экологическая страница. Берегите воду! (слайды 18 – 24).

а) «…И, конечно, тревожно,Что порой мы безбожноНе храним, что имеем,Не щадим, не жалеем.Ни за что не в ответе,Словно самую малость Нам на этой планетеЖить и править осталось.Не хозяева вроде,Так добро своё губим.А гордимся природойИ Отечество любим». (А. Яшин)

– Посмотрите на фотографии и скажите, в чём опасность этих действий человека для водоёмов. Подумайте, как можно исправить нанесённый ущерб.

– Что можете сделать вы для сохранения водных запасов Земли?

б) – Человек широко использует воду для своих нужд. Очень часто люди наносят непоправимый вред природе, загрязняя воду промышленными отходами. Это приводит к экологическим катастрофам. Необходимо помнить: вода – источник жизни на Земле. Берегите воду!

(Выставка рисунков детей на тему «Берегите воду!»).

в) Творческое задание: послушайте сказку. Возможно, она покажется вам знакомой.

Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришёл бы невод обратно не «с одною тиною морскою», а ещё и с… ржавыми банками, битыми бутылками, разными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенную «лысую» шину. В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а, известное дело, золотая. И, известное дело, заговорила бы она человечьим голосом.

– Подумайте, что бы сказала тогда рыбка?

9. Подведение итогов. Игра «Топаемхлопаем».

а) А теперь поиграем. Я буду произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте, если не согласны – потопайте.

  • На Земле 4 океана. 
  • Для питья годится и пресная, и солёная вода.
  • При помощи воды добывается электрический ток.
  • Самое солёное море – Мёртвое.
  • На Земле 300 морей.
  • Байкал – самое глубокое озеро в мире.
  • Синего моря не существует.
  • Без воды нет жизни.
  • Аральское и Каспийское море на самом деле – озёра.
Читайте также:  Сладков. отчего у лисы длинный хвост? читать

В Чёрном море вода чёрная, в Красном – красная, в Жёлтом – жёлтая.

б) Молодцы! (слайд 25).

Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли.
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… ВОДЫ!

10. Отдохнём и поиграем.  Что бы это значило? (Слайд 26).

– Объясните, что обозначают эти устойчивые выражения.

  • «С лица воду не пить» (важна не внешность человека, а характер и поступки);
  • «Толочь воду в ступе»,
  • «Носить воду решетом» (заниматься бесполезным трудом);
  • «Льёт как из ведра» (проливной дождь, ливень);
  • «Что с гуся вода» (всё сходит с рук, прощается человеку);
  • «Вода и камень точит» (упорство и настойчивость помогают добиться своей цели).

Продолжите фразу: «Сегодня я понял…» (слайд 27).

Конспект-презентация классного часа «Вода – источник жизни» 

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/o-mir/19135.html

Пусть вода остаётся прозрачной Внеклассное мероприятие. — презентация

1 Пусть вода остаётся прозрачной Внеклассное мероприятие<\p>

2 Голубая планета 3/4 поверхности нашей планеты занимает вода 3/4 поверхности нашей планеты занимает вода Увидев Землю из космоса, космонавты удивились : Земля была голубой!<\p>

3 «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что необходима для жизни. Ты – сама жизнь…» Антуан де Сент-Экзюпери<\p>

4 «Вода – одно из начал всего существования на Земле»<\p>

5 Аномальные свойства воды Вода — растворитель Конвекция воды Поверхностное натяжение<\p>

6 22 марта Всемирный день воды Вода – важнейший источник, обеспечивающий жизнедеятельность человека. Надо привлечь внимание к проблемам воды, к необходимости сохранения и рационального ее использования.<\p>

7 Где вода – там жизнь Вся практическая деятельностьчеловека связана с использованием воды. Велика роль воды в развитии цивилизаций.<\p>

8 Вода во Вселенной Венера – около 1%. Марс – кристаллики льда. льда. Юпитер – грозы, ураганы. ураганы. Облака в созвездии Ориона и Кассиопеи.<\p>

9 Сколько воды на Земле? Мало! Земная кора и атмосфера — по 1,5 млрд. куб.км. 60 млн. куб. под землей. 24 млн. куб. в ледниках.<\p>

10 Дефицит пресной воды Нехватка питьевой воды Нехватка питьевой воды Изменение состояния пресных водных экосистем Изменение состояния пресных водных экосистем Сточные воды промышленных предприятий Сточные воды промышленных предприятий «Всюду где пьет толпа, родники отравлены» Ф. Ницше Ф. Ницше<\p>

11 «Не лейте зря воды…» оборотное промышленное оборотное промышленное водоснабжение; водоснабжение; городское водопользование с городское водопользование с комплексом подготовки комплексом подготовки питьевой воды; питьевой воды; оросительные системы на оросительные системы на полях; полях; обязательные зоны рекреации обязательные зоны рекреации на водохранилищах. на водохранилищах. Система рационального водопользования:<\p>

12 Как вернуть воду людям? безотходные безотходные технологии технологии очистка различными очистка различными методами методами прекращение сброса прекращение сброса сточных вод сточных вод переход на замкнутое переход на замкнутое водоснабжение водоснабжение<\p>

13 Для личных нужд и нужд технических отстаивание отстаивание кипячение кипячение вымораживание вымораживание Методы очистки воды в быту:<\p>

14 Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» Впервые в нашей стране установлен и законодательно установлен и законодательно закреплен экономический закреплен экономический механизм охраны окружающей среды. механизм охраны окружающей среды. Водный кодекс РФ регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду.<\p>

15 Декларация — Пусть это будет посаженное твоими руками дерево. — Или не загубленный уголок природы. — Вовремя потушенный пожар или костер. — Заботливо расчищенный ручеек. — Защищенные гнезда и муравейники. Наша жизнь и наше будущее Зависят от каждого из нас, И надо действовать сегодня, Надо действовать сейчас! Сохранность природы зависит от нашей культуры, нравственности и милосердия!<\p>

16<\p>

17<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/732492/

Сайт отдела образования

ПодробностиКатегория: Внеклассная работаСоздано 01.01.2012 14:27Автор: Администратор сайтаПросмотров: 18122

Tags: мероприятие | начальные классы | экология

Внеклассное мероприятие

«Вода и жизнь. Охрана воды»

 Автор: учитель начальных классов Шмаровского филиала МОУ «Оборонинская сош» Бородина Елена Анатольевна.

Цели: рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; выделить экологические проблемы и способы охраны воды; развивать речь, внимание; воспитывать бережное отношение к воде, к водоемам, желание экономить пресную воду.

Оборудование: схемы «Соотношение соленой и пресной воды», «Вода – важное для организма вещество», запись песни «Живи, родник!», пословицы и высказывания известных людей, ученых о воде.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Послушайте загадку и отгадайте: Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто такая я? (Вода) Сегодня мы будем говорить о воде, о бережном отношении к ней.

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде.

Первая капелька. В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Вторая капелька. Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

Третья капелька. На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда.

Капельки (вместе). Без меня вам не умыться,

Не наесться, ни напиться!

Учитель. Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Благодаря повседневному обращению с водой мы так привыкли к ней и к ее разнообразным проявлениям в природе, что часто не замечаем отличительных свойств воды.

А ведь именно этими свойствами объясняется то, что наши озера и реки не промерзают зимой до дна, что сильные весенние паводки сравнительно редки, что, замерзая, вода может производить большие разрушения и тд.

Многие привычные нам явления природы связаны именно с особенностями воды, выделяющими ее среди других веществ.

Велика роль воды и в технике. Невозможно представить такую отрасль промышленности, где бы в том или ином виде, для тех или иных целей не применялась вода. Вода служит источником энергии. Вода переносит тепло. Вода используется как прекрасный растворитель для многих веществ. Вода является средой, в которой протекает огромное количество различных химических процессов.

В истории нашей планеты вода также имеет исключительно важное значение. Пожалуй, никакое другое вещество не может сравниться с водой по своему влиянию на ход тех величайших изменений, которые претерпела Земля за многие сотни миллионов лет своего существования.

Там, где есть жизнь, всегда есть вода. Жизнь без воды невозможна. Какое бы животное или растение мы ни взяли, в него входит вода как одна из главных составных частей. Обитатели водоемов, как правило, содержат в себе больше воды, чем жители суши.

В теле рыб, например, до 70-80% воды, а в медузе – больше 95%. В травянистых растениях суши процент воды доходит до 85. Организмы млекопитающих животных и человека содержит воды меньше. Если масса человека 60 кг, то в его теле содержится около 40 л воды.

В течение года каждый организм потребляет количество воды, во много раз превышающее его массу.

На доске вывешивается схема.

Вода – важное для организма вещество:

  • На 1 кг тела коровы – 600 г воды
  • Утки – 700 г воды
  • У медузы на 100 г тела – 99 г воды

Как замечательно говорили о воде великие люди! Аксаков назвал ее красой природы, Менделеев – кровью природы.

Человек как-нибудь обойдется без нефти, алмазов, изобретет новые двигатели, но без воды он не сможет жить. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого,

целебной и очистительной силой, источником плодородия. Известный французский писатель – летчик Антуан-де Сент-Экзюпери, самолет которого потерпел аварию в пустыне Сахара, — писал так: «Вода!…

У тебя нет нм вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились.

По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете…»

— Ребята прочитайте высказывания великих людей о воде. Объясните данные высказывания.

Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле.

(Леонардо да Винчи)

Капля воды дороже золота. (Д. Менделеев)

Нет на земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой воды.

(В. Песков)

Все народы заботливо и бережно относятся к воде. Прочитайте пословицы, придуманные разными народами. Они жили далеко друг от друга, но все ценили воду. Объясните смысл пословиц.

Вода – мать, а без матери не проживешь. (Китайская пословица)

Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец.

(Английская пословица)

Капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать – образуется пустыня.

(Узбекская пословица)

И мутную воду пьют в невзгоду.

Не плюй в колодец: случится напиться.

Без росы и трава не растет.

(Русские пословицы)

Учитель. Если быстро раскрутить глобус, то покажется, что он одноцветный, голубой. Почему? Что изображено голубым цветом на глобусе? Где больше всего воды на Земле? (Водой заполнены моря и океаны) Может ли человек использовать эту воду? Почему нет? Какая вода нам нужна? (Пресная)

На доске схема «Соотношение соленой и пресной воды»

Пресной воды в природе не так уж много. На каждые 100 литров воды приходится 2 л пресной. Соленой воды в 50 раз больше, чем пресной. Не вся пресная вода может быть использована. Большая часть ее находится в виде недоступных огромных ледников Антарктиды. Этот континент покрыт километровой толщей льда.

Льды Антарктиды содержат 2/3 запасов питьевой воды, оставшаяся 1/3 содержится в реках, озерах. Самое крупное пресное озеро Европы – Ладожское. В озере Байкал, самом глубоком в мире, содержится пресной воды больше, чем во всех пресных озерах земного шара.

Соотношение воды мы видим на схеме: 97% — соленая вода, 2% — ледники, 1% — пресная вода.

Не расходуйте воду напрасно!

Течет река издалека…Течет река… Течет река…

Как хорошо, когда река и широка и глубока!

Над ней – пышнее облака, свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней, и луг прибрежный зеленей!

Течет река… Течет река… Поит поля и города,

Несет и лодки, и суда, и рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне…

Ты хороша, река, весной, и осенью, и в летний зной!

Купанье! Что за благодать! Кому, попробуй, передать!

Приятней плыть в живой волне ребятам или ребятне?

Вся живность счастлива вполне!

Но что такое? Караул! Нет, нет, никто не утонул,

Нет, нет, как раз, наоборот, на мель садится пароход

Средь бела дня, какой скандал! Наверно, лоцман маху дал!

Да нет, далеко от буйка, тут глубока была река

Была. Вот именно – была. Была, да, видимо, сплыла.

Ах, реку мы не узнаем… Река становится ручьем!

Уже и лодки на мели… Пловцы вдруг посуху пошли.

А рыбы? В горе и тоске бедняжки бьются на песке.

Так что же с ней стряслось, с рекой? Увы, друзья, ответ такой:

Дошкольник Сидоров Иван забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажите: какой пустяк. Пустяк. Добро б ручей иссяк,

А то вон из-за пустяка пропала целая река!

Б. Заходер.

— Почему в реке исчезла вдруг вода? Что случилось после того, как в реке стало меньше воды? О чем напоминает каждому из нас это стихотворение?

ВЫВОД: Не расходуйте воду напрасно! Берегите ее!

Источник: http://mordovoobraz.68edu.ru/index.php/metodichka/42-vneklassnaya-rabota/460-voda-i-zhizn

Внеклассное мероприятие о воде

Экологическое путешествие «Вода вокруг нас»

Цель: — формирование элементов экологической культуры, гражданской ответственности за экологическое состояние окружающей среды у подрастающего поколения.

Задачи:1. воспитание бережного отношения к водным объектам;

2. развитие творческих способностей обучающихся;

Действующие лица:
Для ведения праздника: 2 ведущих, для инсценировки сказки «Без чистой воды ни туды, ни сюды» (ведущий, Чистая вода, Грязная вода, Алеша, доктор)

Ход мероприятия:

Ведущий 1:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы пришли к вам, чтобы провести для васэкологическое мероприятие. В последние годы слово «экология « звучит все чаще, все тревожнее. Кто знает, что означает слово экология? ( Ответы детей)

Экология-это целая наука, которая изучает взаимоотношения организмов между собой и с условиями окружающей среды.

Все в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, апоследствия бездумного отношения к природе могут быть катастрофически. Ведь планета у нас одна. Одна на всех землян. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, продукты, которыми питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает

уверенность в завтрашнем дне. Ученые экологи хотят улучшить состояние окружающей среды. И мы с вами должны помочь им это сделать.

Ведущий 2:

А давайте тему определим сами, после того, как вы отгадаете загадку:Я и туча, и туманИ ручей, и океанИ летаю, и бегуИ стеклянной быть могу?

( Вода)

Эта загадка о воде, и тема нашего мероприятия будет называться « Вода вокруг нас», которое мы проведем в форме экологического путешествия.

Ведущая 1:

Сегодня мы с вами совершим экологическое путешествие, во время которого остановимся на двух станциях:

Первая станция — экологическая сказка на тему: «Без чистой воды ни туды, ни сюды».
Вторая станция- экологическая тропа на тему « Красавице Суре- нашу защиту!», где мы покажем презентацию, приготовленную учащимися нашей школы, в которой вы узнаете много интересного о нашей реке Суре.

Ведущий 2:

Жил был на свете один эколог сказочник. Он был очень серьезным, когда занимался наукой и веселым, когда сочинял сказки. И решил этот необычный эколог написать для людей сказки, в которых рассказал об экологии. Вот, что у него получилось: Экологическая сказка «Без чистой воды не туды, не сюды».

Ведущий:

Одну простую сказку,А может и не сказку,Хотим вам рассказать.Как спорили сестрички-Две разные водички.И спорили так громко,

Пером не описать.

Чистая вода:

Без чистой водички
Ни птички, ни рыбки…

Грязная вода:

В тебе нет керосина,Ни грязи, ни бензина,И все твои подружки,

Пиявки, да лягушки.

Ведущий:

И тут явился мальчик,

А может и не мальчик.

А может это девочка,

Что в общем все равно.

И слушал он водичек,

Двух взвинченных сестричек,

Готовых, все живое.

Вокруг пустить на дно.

( Сестрички обращаются к мальчику)

Грязная вода:

Свет, Алешенька, скажи,Да всю правду доложи:Кто на свете все милееВсех прекрасней и нежнее?У меня есть керосин,Есть и масло и бензин,Есть тяжелые металлы,И другие минералы.Ну, а в этой что водице?Ей со мною не сравниться:Нет ни вкуса в ней, ни цвета,

И, вообще она с приветом!

Алеша:

Соблазнила ты меня,
Выбираю я тебя!

Чистая вода:

Коли я вам не нужнаИ для вас я не важна,Вот попробуйте друзья

Обойдитесь без меня(уходит).

Грязная вода:

Наконец случилось чудоЗдесь одна я плавать буду!Буду я с тобой гулять,И везде сопровождать.Дай-ка я тебя умоюИ в порядок приведу.Будешь ты дружить со мною,

Я тебе, что хочешь дам!

(Умывает Алешу, на его лице остается грязь)
Алеша:

Мне мама говорила полить в саду цветочкиИ протереть листочки,И искупать котенка,А то он стал совсем , совсем,

Похож на поросенка.

Ведущий:

Долго будут мучиться,

Что ж у них получиться?

(Грязная вода поливает цветок, он засыхает.)

Алеша:

Что случилось не пойму?!Отчего и почему,Вдруг такое приключилось?Как же это получилось?Я его и поливал,И листочки протирал.

Как же это все ужасно!

Грязная вода:

Не волнуйся, не грусти,У тебя все впереди!Ты покажешь чудеса.У тебя взойдут леса!А пока забудь про это,Кис, кис, кис!

Ну, где ты? Где ты?

Алеша:

Слушай, милая водица,

Дай ему скорей напиться.

Искупай его скорей,

Чтобы стал он веселей.

(Алеша уходит и на ходу поит кота).

Ведущий:

Мало было им цветка,Добрались и до кота.Что же будет с ним теперь?

Загляни-ка в эту дверь?

(Приходит Алеша, в руках держит скелет кошки).
Алеша:

Бедненький ты мой котенок,Грязный был, как поросенок,А теперь один скелет.

И того почти что нет!

Грязная вода:

Ты нытье мне это брось!Я же все-таки твой гость.Будь поласковей со мной,Напою тебя водой.Будешь ты совсем другой.Не такой, как сейчас-крутой.

(Дает Алеше пить)

Ведущий:

Ну, попался Алексей,
Бедный, бедный ротозей!

Алеша:

Ой, болит, болит живот!Где же доктор здесь живет?

(Входит доктор.)

Доктор:

Я смогу тебе помочь.

Прогони грязнулю прочь!

Я раскрою свой секрет,

Выпишу тебе рецепт:

«Только чистая вода

Помогает нам всегда».

Алеша:

Чистая водичка!Умой скорей мне личико.Возвращайся к нам скорейИ обрадуй всех людейВсем известно: без водыНи туды и ни суды!

(Входит Чистая вода)

Чистая вода:

Я- чистая водичкаУмою твое личико.Чтобы глазки блестели,Чтобы щечки алели,Что б смеялся роток,Что б кусался зубок,Что б цветок прорастал,Что б здоровый он стал,Что б котенок жил,Что б с тобой он дружил,

Что б с тобой он дружил.

Ведущий:

Мораль из этой сказки,

А может и не сказки,

Надеемся, вам будет понятна, господа.

К логической развязке

Пришли мы без подсказки:

Как нам необходима всем

Чистая вода!

Ведущий1:

— Ребята, из этой сказки мы поняли, как нам необходима чистая вода!Вода — это удивительное вещество! Она не только дает жизнь, это еще и источник красоты на Земле. Нас радует лесное озеро, успокаивает журчание ручья, удивляют облака, плывущие в небе. Все это благодаря воде. Вода занимает большую часть поверхности Земного шара.

Она содержится в воздухе, в почве, образует океаны, реки, озера. Без воды невозможно существование растений, животных, людей. Пресной воды на Земле очень мало, а люди её расходуют много. С каждым годом воды требуется все больше и больше. Жители древнего Рима тратили всего несколько литров воды в день, а современный житель тратит 350 литров в день.

Очень много воды требуется заводам, фабрикам, сельскому хозяйству. Например, чтобы сделать

сковородку, нужно затратить 25 литров воды. Чтобы вырастить пшеницу, из которой можно испечь лишь одну булку, требуется 200 литров воды. Это 400 полулитровых бутылок воды.

Ведущий 2 :

А теперь мы подъезжаем к следующей станции- учебно-экологической тропе
« Красавице Суре — нашу защиту»

(презентация)

Источник: https://multiurok.ru/files/vnieklassnoie-mieropriiatiie-o-vodie.html

Внеклассное мероприятие «Вода. Влияние воды на здоровье человека»

Автор: Глебова Елена Георгиевна

Цель: сформировать у обучающихся представления о воде — как наиболее значимом веществе на Земле и ее влиянии на здоровье человека.

Задачи:

  • содействовать формированию основных базовых компетенций: учебной, коммуникативной, личностной;
  • развивать умения и навыки самостоятельного учебного труда с информационными источниками, умение анализировать, сравнивать, обобщать, и делать выводы, выступать перед аудиторией;
  • сформировать представления о важности  влияния воды на здоровье человека;
  • развивать стремление к здоровому образу жизни;
  • обеспечить формирование экологически целесообразного поведения в быту

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, кристаллизатор с водой, воздушный шарик с замороженной водой, план поселка, физические карты России и мира, набор тестовых полосок для определения качественных характеристик химического состава воды, пробирки, пробы воды из разных источников.

Ход мероприятия.

1. Вступление

(фрагмент видеофильма «Великая тайна воды»)

Как вы уже поняли, что тема нашего сегодняшнего мероприятия «Вода и ее влияние на здоровье человека»(слайд 1)

2. Вода в природе.

Если посмотреть на глобус или физическую карту мира, то становится очевидным, что большую часть земной поверхности занимают водные объекты, составляющие гидросферу.

Что такое гидросфера? (водная оболочка земли)(слайд 2)

Скажите, а какой воды на Земле больше пресной или соленой? (соленой — 99,5 % и только лишь 0,5% — это пресная вода). Но нас интересует пресная вода! (Кирилл о воде)

3. Физические свойства воды:

Вода – это единственное вещество на Земле, которое может встречаться в 3-х агрегатных состояниях: в жидком – это прозрачная жидкость, не имеющая цвета и запаха, в твердом – в виде льда или снега, в газообразном – в виде водяного пара(слайд 3)

Невозможно найти в природе другое такое вещество, физические свойства которого были бы так необычны, своеобразны, и даже аномальны.

Сейчас мы покажем вам опыт, а вы должны подумать, какое практическое значение этот опыт имеет для мореплавателей?

(опыт с кристаллизатором с водой и ледяным шаром)

Как видите, ледяной шар опустился в воду приблизительно на 90%. Какова же практическая значимость этого опыта? (айсберги в моряхтак же видны над поверхностью на 10% при столкновении может привести к гибели корабля.Так погиб «Титаник» в Атлантическом океане в 1912 году.

Сколько воды в виде пара содержится в классе, если мы знаем, что V=50 м3, а при t=+20 в м3 содержится 17 г воды?       (850 г)

4. Химические состав воды.

Вода – даже самая чистая содержит в своем составе значительное количество ионов различных металлов и анионов неметаллов. Самые распространенные это ионы: кальция, магния. Количество которых определяет жесткость воды.

Для того, чтобы оценить химический состав воды, мы решили взять пробы из разных источников и провести их анализ по некоторым показателям.

Для того чтобы узнать, где брались пробы воды воспользуемся планом поселка и укажем на нем места из которых брались пробы воды(слайд 4). «План пос. Бородинского» раздать на парту по 1 схеме.

Пробы воды брались из 4 источников:

  • Демидовский пруд;
  • родник;
  • речка Шиворонь;
  • водопроводная вода.

Какие виды вод есть в окрестностях?(слайд 5)

По исходным пробам нужно определить органолептические показатели воды(цвет, запах) и используя тест-полоски определить постоянную (GH) и временю жесткость воды (KH), водородный показатель воды (pH), количество нитрат (NO-3) и нитрит ( NO-2) ионов, а также хлорид (CL-) ионов.

(приглашаются 4 обучающихся для проведения анализа)

Пока ребята анализируют пробы и делают выводы,мы проверим ваше домашнее задание. Вам дома предлагалось найти высказывания, пословицы, загадки о воде.(ответы обучающихся)(слайд 6)

Подведем итоги практической работы по анализу проб воды из различных источников. И выводы о качестве воды.

Итак, мы выяснили, что все четыре образца разные по химическому составу. В санитарно-гигиенических требованиях прописанытребования к питьевой воде(слайд 7)

В соответствии с действующими стандартами и нормами под термином питьевая вода высокого качества подразумевается:

вода с соответствующими органолептическими показателями — прозрачная, без запаха и с приятным вкусом;

вода с рН = 7—7,5 и жесткостью не выше 7 ммоль/л;

вода, в которой суммарное количество полезных минералов не более 1 г/л;

вода, в которой вредные химические примеси либо составляют десятые-сотые доли их ПДК, либо вообще отсутствуют (то есть их концентрации настолько малы, что лежат за гранью возможностей современных аналитических методов);

вода, в которой практически нет болезнетворных бактерий и вирусов.

Какая из проб более всего подходит под этот стандарт? Ее и можно употреблять в пишу.

Кроме этих свойств у воды есть и особенные: она может взрываться.

( фрагмент видеоролика «Взрыв гремучего газа).

5. Влияние воды на здоровье человека.

Мы уже определили, что не всякая вода пригодна для употребления. Известно, что «Вода – это источник красоты, молодости и здоровья». Человеческий организм нуждается в воде(слайд 8)

Вода в организме человека:

  • увлажняет кислород для дыхания;
  • регулирует температуру тела;
  • способствует усвоению питательных веществ;
  • смазывает суставы;
  • участвует в обмене веществ;
  • выводит отходы из организма

Сделайте, пожалуйста, вывод о значении воды в организме.

Говоря о воде нельзя не затронуть тему: «Минеральные воды»(слайд 9)

Минеральными называют воды из подземных источников, которые содержит в себе те или иные растворенные минеральные вещества.

Это дождевая вода, которая много веков назад ушла глубоко в землю, просачиваясь сквозь расщелины и поры разных слоев породы. При этом в ней растворялись различные минеральные вещества, находящиеся в породе.

От просто природной воды из подпочвенных источников и открытых водоемов минеральные воды отличаются составом. Чем глубже они залегают, тем теплее и богаче углекислотой и минеральными веществами. Кроме того, чем глубже проникает в породу вода, тем больше она очищается. В такой воде минеральные вещества накапливаются естественным путем по мере прохождения через геологические фракции.

История использования минеральной воды.

Водами целебных источников люди пользовались с незапамятных времен. Они применяли минеральную воду как в лечебных, так и в профилактических целях, для наружного и внутреннего применения.

Первое упоминание – в индийских Ведах ( XV в. до н.э.)

В античные времена греки сооружали у целебных источников святилища, посвященные богу Асклепию – покровителю медицины.

Древние греки верили, что свою богатырскую силу Геракл приобрел, выкупавшись в волшебном источнике Кавказа.

Именно в Греции археологами обнаружены развалины древней водолечебницы, построенной в VI в. до н.э.

остатки древних бань встречаются и на Кавказе, где не только купались, но и лечились минеральными водами. От поколения к поколению передавались предания о чудодейственной силе воды.

Об этом говорят и названия минеральных источников. Так «Нарзан» в переводе с балкарского значит «богатырский напиток».

История изучения и использования минеральных вод в России связана с именем Петра I, около трехсот лет назад повелевшего своим указом искать в России ключевые воды. Экспедициями на Кавказ были открыты источники Пятигорья и Боржоми. По территории России подземные и минеральные воды распространены неравномерно.

По потребительским свойствам вода делится на(слайд 10)

  • столовая (солей менее 1 грамма в литре);
  • лечебно-столовая (солей от 1 до 10 граммов в литре);
  • лечебно-минеральная (солей более 10 граммов в литре).

К таким водам относятся и воды с высоким содержанием одного или нескольких биологически активных элементов (Fe, H2S, J, Br, F), при этом общая минерализация может быть и невысокой.

Информация о минеральной воде(слайд 11)

Обращаем Ваше внимание, что покупая воду нужно помнить(слайд 12):

  • не следует бояться воды с низким содержанием солей. Более того, именно такая вода подходит для ежедневного употребления, т.к. заведомо не привносит в организм ничего вредного;
  • воздержитесь от покупки, если на этикетке не указано, где находится источник, номер скважины, место розлива, дата розлива и гарантийный срок хранения(в стеклянных бутылках – 2 года, в пластиковых – 18 месяцев);
  • стеклянную бутылку подделать труднее, поэтому фальсификат чаще разливают в полиэтиленовую тару.

6. Заключение.

Итак, сегодня мы поговорили о физических свойствах воды, о ее качественном составе, некоторых особых свойствах, а также о ее влиянии на здоровье человека.

 Скажите одной фразой, что вам сегодня запомнилось больше всего, что нового вы узнали? ( ответы обучающихся)

В заключении хотелось бы сказать:

О воде стихи не умирают

О воде стихи живут века!

Вода как жизнь журчит

Да будет так!

Даздравствует вода!

(Кирилл)

Закончить наше мероприятие мы предлагаем, попробовав лечебно-минеральной воды (Ессентуки-17, Нарзан) и лечебно-столовой воды.

Благодарим за внимание. Желаем здоровья и пусть всегда будет рядом чистая вода!

Источник: https://open-lesson.net/5659/

Сценарий внеклассного мероприятия для 2 класса «Вода России»

Автор материала: Оборина Наталья Юрьевна

Оборина Наталья Юрьевна,

воспитатель ГПД

МАОУ «НОШ № 1» г. Губахи

Всероссийский экоурок «Вода России»

Цели:

Расширить знания учащихся о значении воды для жизни человека, животных.Прививать основы экологических знаний.Познакомить с отрицательным влиянием человека на природу.

Воспитывать привычку бережного отношения к природе, расширять кругозор.

Оборудование: рисунки облака, капелек; глобус, фотографии рек, озёр, морей, океанов, рисунки учащихся на тему «Портреты воды», звуковой файл (журчание воды).

Ход экоурока.

I.Организация внимания учащихся. ( 1-ый слайд)

Ребята, сегодня у нас проходит Всероссийский экологический урок.

II.Основная часть.

2-ой слайд(звучит музыка – журчание ручья)

Учитель читает стих:

Я и тучка, и туман.

Я река и океан.

Я летаю и бегу

И стеклянной быть мог.

Ну что ребята, догадались, о чём мы будем говорить?

— Да, сегодня мы поговорим о волшебной воде. Почему волшебной? Да потому, что вода бывает очень – очень разной. Она может быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячими капельками пара. Вот, она, какая разная! (выключаем музыку)

А кто поможет мне в сегодняшней беседе о воде? (3-ий слайд)

Капа расскажет вам о том, какую огромную ценность представляет пресная вода, какие опасности угрожают ей хх веке, кто и как защищает реки и озёра нашей страны.

Учитель показывает глобус. (Показываю глобус)

— Посмотрите на глобус. Такой видят Землю космонавты из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А всё потому, что этой краски на нём больше всего. Голубым цветом на нём изображены моря, океаны, реки нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша.

4-ый слайд . Всех нас интересует один вопрос : Много ли воды на земле? И поможет нам в этом Капа. (смотрят на слайд-таблицу). Несмотря на то, что наша планета буквально залита водой, лишь 1% ее доступен человеку для использования, остальная часть приходится на долю океанов, льдов и атмосферы.

Учитель. Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Дети читают стихи о воде.

Ученик1: В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В дом туманом к нам вползает.

Ученик 2. На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Ученик 3. Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить,

Без воды нам не прожить!

Ученик 4. В озере её найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница вода!

— Ребята, а вы можете найти воду в природе? Где она бывает? Где путешествует? В каких состояниях бывает вода?

Конечно, можете и знаете! На уроке рисования вам была предложена тема: «Портреты воды».

— Вот какие рисунки к нашему классному часу вы нарисовали.

3. Выставка рисунков учащихся. ( беседа по рисункам)

-А что значит вода для всего живого, для вас?

— Какое бы животное или растение мы не взяли, в него входит вода. (слайд-5, 6)

Вода не только поит, но ещё и кормит – по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни лекарств – ничего не сделать без воды.

(слайд-7) Наша страна богата водными ресурсами и занимает 2 место в мире по запасам пресной воды. Но эти ресурсы распределяются неравномерно, там, где 80% населения сосредоточено лишь 8% пресной воды.(слайд-8), (слайд-9)

К тому же водные ресурсы используются не эффективно и не рационально.(слайд-10)

Огромный ущерб оказывают химические аварии, сточные воды от промышленного производства, вырубка лесов по берегам водоёмов, осушение болот.(слайд-11)

Теперь вы должны понять, насколько важно защищать и беречь водные ресурсы нашей страны. И каждый день вы должны совершать хоть маленькие, но главные шаги по сбережению воды у себя дома, в школе и на природе.

Ребята, а вы знаете, сколько стоит вода в нашей повседневной жизни?

Сейчас Капа наглядно вам покажет. (слайд-12).

Например: На производство 1 пары джинсов уходит – 10 тонн воды, на 1 кг.говядины-

15 тонн воды, на 1кг. бумаги-700 литров воды.

Как вы думаете, ребята, правильно ли мы используем, расходуем воду в быту, дома? Ответить на этот вопрос нам снова поможет Капа.(слайд-13)

Как мы теряем воду?

Когда чистим зубы, мы понапрасну теряем 10 литров воды(ведро), а можно воду набрать в стакан; а когда мы принимаем душ вместо ванны, мы экономим 100 литров воды.

Кто-то из вас подумает, но если беречь воду буду я один, то ничего не изменится.(слайд-14). Да мы можем это сделать все вместе. Ведь водные ресурсы нашей страны действительно нуждаются в защите и охране.

Поэтому,(слайд-15). Министерство природных ресурсов и экологии проводит масштабную федеральную целевую программу «Вода России». В её рамках проводятся: реабилитация водоёмов, строятся новые водохранилища, снижается сброс загрязнённых сточных вод.

(слайд-16) В 2014 году в рамках программы «Вода России» прошла масштабная экологическая акция «Нашим рекам и озёрам – чистые берега!».

170 тысяч человек из 72 регионов России от Сахалина до Калининграда объединились и вышли на субботник, чтобы очистить более 1700 водных объектов. Акция проводится ежегодно.

А знаете ли вы, что означает число 22 марта? 22 марта – Всемирный день воды.(слайд-17)

(слайд-18) Капа подвела итог.

(слайд-19) Капа предлагает поиграть.

Облака, облака, всё летят куда – то,

Облака, облака, белые, как вата,

Поскорей их разгадать нужно нам, ребята!

— Из чего состоят облака?

— Да, из капелек воды.

— На капельках написаны задания по 5-ти категориям. Вы, ребята, выбираете капельку, а я читаю задание, а вы всей командой отгадываете. За правильный ответ – капелька.

5 команд – 5 названий: (5 листков, 5 ручек, капельки), грамоты – 3 гр. за 1 2, 3 места и 2 гр. за участие, 5 листков для творческой работы – нарисовать друга или подругу для Капы и дать имя.) 5 категорий заданий: 1 – творческое задание, 2 – загадки, 3 – интересные факты о воде, 4 – сказки, 5 – брейн-ринг. За правильный ответ – капелька.

Подведём итоги игры. Награждение.

III . Вывод. Подведение итогов.

Вода – одно из главных богатств на Земле. Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, животным, растениям нужна вода. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Берегите её от загрязнения! Экономьте её! Ведь человек – это тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.

( слайд-20 оз. Байкал)

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лёд,

Растает – и снова в поход.

По горным вершинам,

Широким равнинам.

Вдруг в небо взовьётся,

Дождями вернётся.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь…

Вас окружает везде и всегда

Это волшебница, чудо – вода! (слайд-21)

Презентация к экоуроку.

Фотоотчёт с экоурока.

Обсуждение вопросов Отвечаем на вопросы

Рисуем для Капы друзей Ура! мы победили! Готовим книжку-самоделку

Беру капельку-получаю задание У Капы появились друзья

Источник: https://VseUroki.pro/doc/scenariy-vneklassnogo-meropriyatiya-dlya-2-klassa-voda-rossii.html

Ссылка на основную публикацию