Внеклассное занятие на тему: вежливость, 3 — 4 класс

Внеклассное занятие «В мире вежливости и доброты»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»

Подготовила:

учитель начальных классов

Вакуленко Лариса Викторовна

п. Пангоды

2015 год

Цель: воспитание вежливой, доброжелательной личности, интеллектуально подкованной в вопросах вежливости и доброты.

Задачи:

  • Воспитание толерантности
  • Привитие навыков вежливого общения в обществе
  • Воспитание доброжелательного отношения к людям
  • Развитие навыков понимания нравственных ценностей человека

Используемые основные технологии и формы работы:

  • Информационно-коммуникативная технология
  • Проблемная технология
  • Игровая технология
  • Личностное  ориентирование
  • ИКТ
  • Групповая форма
  • Фронтальная форма
  • Индивидуальная форма

УУД

Личностные УУД– действия ученика в той или иной социальной роли и в межличностном общении:

  • применять нормы морали и этики в ситуации выбора;
  • применять нормы морали и этики в оценке действий других людей;
  • применять нормы морали и этики в оценке событий;
  • анализировать свое поведение с точки зрения морали и этики;
  • выстраивать «Я-концепцию»;
  • понимать цель воспитания вежливости и добра;
  • понимать ценность знаний о вежливости и доброте;
  • формировать будущий образ жизни.

Регулятивные УУД – действия, организующие учебную деятельность:

  • организовать рабочее место;
  • ставить воспитательную цель;
  • составлять план работы в достижении поставленной цели;
  • прогнозировать результат своих достижений в достижении цели;
  • контролировать результат проделанной работы;
  • корректировать способы выполнения действий;
  • давать оценку деятельности и ее результата.

Познавательные УУД – познавательные действия,  логические, действия постановки и решения проблем:

познавательные:

  • находить необходимую информацию методом информационного поиска;
  • преобразовывать информацию;
  • структурировать знания;
  • строить речевые высказывания в устной и письменной формах;

логические:

  • анализировать с целью выделения признаков;
  • синтезировать (выделять целое из частей);
  • сравнивать и выбирать основания для сравнения;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить логическую цепь рассуждений;
  • выдвигать гипотезы и  обосновывать их;
  • доказывать;

действия постановки и решения проблемы:

  • формулировать проблему;
  • создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД – действия при общении и сотрудничестве с другими людьми:

  • учитывать позицию других людей;
  • вступать в диалог;
  • сотрудничать в коллективе (определять свою роль, роль другого, принимать эти роли);
  • корректировать действия свои и партнера;
  • разрешать конфликты;
  • ясно выражать свои мысли.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Вступительное слово классного руководителя. Освещение темы урока.

  — Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся.

— Сегодня у нас с вами необычный урок- урок вежливости и доброты.

— Что такое добро и вежливость? Сегодня мы с вами попытаемся  ответить на этот вопрос.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожжённою солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой)

2.Освоение   нового   материала

1) Постановка проблемы Выдвижение гипотез Составление плана действий

Учитель: Вы мечтаете стать взрослыми и получить определённую специальность.
– Какую профессию вы хотели бы выбрать для себя по окончании школы? (Дети делятся своей мечтой.

)
– Но кем бы вы ни стали, хотелось бы, чтобы вы выросли очень хорошими людьми: вежливыми, добрыми, отзывчивыми. А этому тоже надо учиться. Знаете ли вы, что означают слова: вежливость и доброта.

Что, по-вашему, эти слова означают?
– Что нужно сделать, чтобы правильно сформулировать толкование этих слов?(Обратиться к словарю)

2) Работа с толковыми словарями

Дети ищут и зачитывают значение слов

Ожегов: Вежливый – ВЕ'ЖЛИВЫЙ, -ая, -ое; -ив. Соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Вежливое обращение.
Ожегов:Доброта, отзывчивость – душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Даль: Вежливый, соблюдающий светские, житейские приличия, учтивый, услужливый, предупредительный. Голь мудрена, нужда вежлива. Нужда вежлива, голь догадлива.

Даль: Добро  В духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу.)

Я же предлагаю вам открыть Словарь вежливых слов. Это так называется игра.

3) Поэтическая игра «Словарь вежливых слов»

1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (спасибо)2. Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … (добрый день)

3. Если больше есть не в силах

Скажем маме мы … (спасибо)

4. Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь … (здравствуйте)

5. Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (прости пожалуйста)

6. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят … (до свидания)

– Что вы вспомнили благодаря игре? Какие ещё вы знаете вежливые слова? Используете ли вы их в своей речи?

Вывод: Значит, мало знать их, нужно ими пользоваться.

4) Беседа по известным произведениям

-А сейчас я прочитаю вам рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово». Вы внимательно послушаете и ответите на вопрос.

В. Осеева «Волшебное слово»

Учитель: Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые, взрослые люди.

Послушайте стихотворение Агнии Барто «Признание»

ПРИЗНАНИЕ

Поди узнай,Поди пойми,Что стало с парнемЛет восьми!Он всех, в один несчастный день,Чуть не довел до слез.Его зовут – стоит как пень,Как будто в землю врос.— Смотри не пей воды сырой! —Советует сосед.Один стакан, потом второй

Андрюша пьет в ответ.

Поди узнай,Поди пойми,Что стало с парнемЛет восьми!— Придешь обедать к трем часам,—Ему сказала мать.Он пробурчал: — Я знаю сам…—А сам явился в пять.  — Ну что с тобой, Андрюшенька? —И сын признался ей:— Когда я вас не слушаюсь,

Я выгляжу взрослей!

Учитель: Прав ли мальчик? Грубость, неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания.

5) Инсценирование двух ситуаций детьми .

Учитель: А теперь давайте рассмотрим несколько ситуаций. Поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры. Что такое манера?

Работа с толковым словарями.

(Ожегов манера – МАНЕРА, -ы, ж. 1. Способ что-нибудь делать, та или иная особенность поведения, образ действия человека.

Первая ситуация. Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?

Вторая ситуация. Вася и Коля едут в трамвае. На остановке входит старушка. Ваши действия? 

Учитель: Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.

ПОСЛУШАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, РАССКАЗ ОБ ОДНОМ МАЛЬЧИКЕ И СДЕЛАЙТЕ СВОЙ ВЫВОД О ЕГО ПОСТУПКЕ.

4. Самопроверка

– Можно ли в нашем классе принять следующие правила вежливости и доброты (обсуждение в группах)
– На экране  плакаты с правилами вежливости и доброты. Как вы их понимаете?

1) Добро, сделанное в тайне, отплатится  явно.2) Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.

3) Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.

Можете ли вы сформулировать правила вежливости и доброты для себя.

 – Я предлагаю вам, ребята, послушать одну притчу. Она называется «В больнице». 

(ПРИТЧА—  жанр  литературы, по основным признакам похожий на  басню. Это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать,  чему-то научить, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.)

«В больнице».

В больнице в одной палате лежали два тяжелобольных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.

Что там видно в окне? — как-то спросил тот, что лежал у двери.

О! — оживился первый. — Я вижу небо, облака, напоминающие зверушек, озеро и лес вдалеке…

Каждый день, лежащий у окна, рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном.

Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, молодых людей, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.

 В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, — думал он. — За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу видеть  только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»

Однажды,  лежащий у окна, сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля.

 Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал. Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.

Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери.

 Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:

Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?

Медсестра печально улыбнулась:

Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.

Но зачем, же он?… Зачем же он рассказывала мне всё это?

Он, видимо, просто хотел вас немного приободрить…»

Обсуждение притчи:

-Как часто в жизни мы бываем похожими на такого вот соседа по палате, который абсолютно равнодушен ко всему происходящему и думает только о себе?

— А если бы каждый человек на всем земном круглом шарике начал бы замечать какие-то мелочи (а из мелочей складывается жизнь), которые могут  так или иначе повлиять на других людей, улучшить им настроение, насколько бы стало больше добрых, отзывчивых людей! Ведь ничего не стоит сказать человеку доброе слово, комплимент, подарить свою улыбку! Давайте попробуем начать в своей жизни делать каждый день по одному доброму делу. И не важно, какое это будет дело, пусть даже какая-то мелочь, — например, можно оказать помощь однокласснику,  помочь пожилому человеку перейти дорогу, да что угодно, было бы только твое желание!  Представляете, насколько изменится тогда мир?! Стремясь сделать мир лучше, ты возвысишь собственную жизнь.

5. Творческое задание

Нарисуйте свою ладошку и напишите на ней одно вежливое или доброе слово. Прикрепите к солнышку свои ладошки.

6. Подведение итогов Рефлексия

– Продолжите предложения: Я узнал … Я понял … Мне понравилось … Мне не понравилось …
Все ли знания вы получили о вежливости и доброте? Разговор на эту тему мы продолжим на других занятиях.

Перед тем, как нам расстаться,

И уйти всем по домам,

Хочется нам попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

ПРИЛОЖЕНИЕ1

«Волшебное слово» — В.А. Осеева

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.- Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:- С тобой что-то случилось?- Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому. — Убежишь?- Убегу! Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!- Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…Павлик засопел от обиды.

— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.- Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик.-Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

— Что же, не берёт тебя брат?- А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…Павлик раскрыл рот.- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза…- А какое слово?Старик наклонился к самому уху мальчика.

Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.- Я попробую, — усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..»Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:- Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…Лена широко раскрыла глаза.

Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:- Ка-кую тебе?- Мне синюю, — робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.»Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»Павлик отворил дверь в кухню.

Старушка снимала с противня горячие пирожки.Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:- Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.Бабушка выпрямилась.Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.- Горяченького…

горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.»Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата.

Читайте также:  Устный журнал ко дню победы, 8 класс

Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:- Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.- Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!- Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.- Пожалуйста, — повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!»Помогло! Опять помогло!»

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/vnieklassnoiezaniatiievmirieviezhlivostiidobroty

Конспект классного часа 3-4 класс. Будем вежливыми!

Конспект классного часа “Будем вежливыми! “, 3-4 классАвтор: Лаврух Наталья Александровна, ОГКОУ «Шуйская школа-интернат VIII вида», г. Шуя Ивановской области, учитель начальных классов.

Данный материал можно применять для классных часов, внеклассных мероприятий в коррекционных и общеобразовательных школах в 3-4 классах. Конспект классного часа “Будем вежливыми! “
Цель: Расширить и обогатить знания учащихся о правилах вежливости.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать представления о нравственных нормах общения.

2. Закреплять знания о вежливых словах.

3. Познакомить с особенностями приветствия в разных странах.

Воспитательные:

1. Формировать культуру и навыки речевого общения.

2. Способствовать формированию доброго и уважительного отношения к людям.

3. Учить уважать личность каждого.

Развивающие:

1. Развивать коммуникативные качества.

2. Развивать память и мышления учащихся.

3. Тренировать в употреблении вежливых слов.

Коррекционные:

1. Способствовать коррекции психических функций детей.

2. Формировать навыки поведения, соответствующие принятым в обществе нормам поведения.

Материал для занятия: Надписи со словами «Вежливый человек», «Здравствуйте», «Спасибо», «Благодарю», «Вежливость», цветные буквы «Будем вежливыми», два мешочка с мягким и острым содержимым, два листа бумаги, два конверта со словами.

Оформление доски: цветными буквами выложена надпись «Будем вежливыми», надпись «Вежливый человек».

Ход классного часа «Будем вежливыми!»
Педагог: Дорогие дети, у нас сегодня необычное занятие, сегодня к нам пришло много гостей.

Мы должны вести себя на занятии хорошо, показать себя воспитанными и вежливыми. А кто же это такой – вежливый человек? (На доске написано «Вежливый человек»)

Как вы думаете, какой он – вежливый человек? (Ответы детей)

Сегодня мы еще больше узнаем о вежливости, о вежливых словах и поучимся быть вежливыми. Тема нашего классного часа: «Будем вежливыми!»

Пройдёт время, вы окончите школу, станете взрослыми людьми, будете работать. Но кем бы вы не стали, прежде всего, вы должны вырасти по настоящему хорошими, культурными людьми, добрыми, отзывчивыми, смелыми и, конечно, вежливыми.

Как вы думаете, вежливыми рождаются или становятся? (Дети отвечают)

Этому надо учиться с детства.

Я вам предлагаю вспомнить некоторые правила вежливости, которые помогут вам быть вежливыми и внимательными и помогут в жизни. Вежливый человек приятен для окружающих. Вежливый и умеющий общаться человек может в жизни многого достичь.

Для того чтобы стать вежливым, вы, ребята, как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

(Достаю два мешочка).

– Давайте потрогаем оба эти мешочка.

– Что вы почувствовали, расскажите свои ощущения. (Один мешочек мягкий, тёплый.)

-Мягкий, как что? (Как мягкая игрушка, шарик.)

– Вам было приятно трогать этот мешочек? (да)

– А теперь потрогаем другой мешочек?

– Что же вы почувствовали? (В мешочке что-то острое, его неприятно трогать).

– Ребята, вот так и слова бывают добрые и злые, их можно не только услышать, но и почувствовать. Добрые, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

Среди вежливых слов есть
Слова-приветствия. Отгадайте загадки.

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…» (Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)

(Олеся Емельянова)

Каким из этих слов вы можете поздороваться с другом, а со взрослым человеком?

(Вешаю на доску надпись «Здравствуйте»)

Здороваться – желать здоровья, проявлять доброжелательность, уважение к людям.

Улыбка очень украшает это слово. Если ты здороваешься с взрослым человеком, то нужно назвать его по имени-отчеству. С учителями и воспитателями здоровайся первым.

Давайте попробуем поздороваться с нашим воспитателем, психологом, учителем физкультуры.

(Дети называют слова-приветствия).

Если вы встретились с кем-то утром, можно сказать «Доброе утро».

А если днем? (Добрый день).

А если вечером? (Добрый вечер).

Ученик:

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

С добрым утром!- я кричу.

Добрый день! –кричу я вслед

Всем идущим на обед!

“Добрый вечер!” – так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

(О. Дриз)

Люди в разных странах по-разному приветствуют друг друга.

– Полинезийцы здороваются очень ласково: обнюхиваются, трутся носами и поглаживают друг друга по спине.

– Лапландцы тоже трутся носами.

– Иранцы, пожав друг другу руки, прижимают собственную правую к сердцу.

-Китайцы слегка наклоняются и пожимают руку, как вы думаете, кому? (себе).

– Американцы хлопают друг друга по спине.

-Французы целуют в щёку.

-Русские пожимают друг другу руку.

Давайте еще раз повторим слова-приветствия: здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

ИГРА «Вежливые прятки».Выбирается водящий. Его задача — узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово приветствия: «Здравствуй», «Добрый вечер», «Добрый день» и т. д. Задача водящего — узнать ученика по голосу.

Теперь вспомним
Слова-благодарности. Отгадайте загадки.

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»(Спасибо!)

(Олеся Емельянова)

(Вешаю табличку «Спасибо»).

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: Спаси вас Бог! Так говорили человеку в знак уважения и благодарности, чтобы у него все было хорошо. Позже эти слова для краткости слились в одно и приобрели современное звучание. Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».

Ученик:

Спасибо маме за заботу

И папе за его работу,

Сестре и брату за компанию

И бабушке за понимание.

Спасибо всем учителям,

И воспитателям и няням,

Спасибо, что гордятся нами

И добрым учат нас делам.

Есть еще одно слово, которым можно поблагодарить человека. Отгадайте загадку.

Дал Ивану царь Гундей

За спасенье пять гвоздей,

А Иванушка царю

Говорит: «…» (Благодарю!)

(Олеся Емельянова)

(Вешаю табличку «Благодарю»)

Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».

Оно состоит из двух частей — благо и дарю. Благо означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, человека за его доброе отношение. Благодарю – это подарок, дар, т. е. дарю тебе благо. Вот и получилось всем нам знакомое слово – благодарю. Это слово, к сожалению, сейчас мало употребляют.

Давайте повторим слова благодарности: спасибо, благодарю.

Теперь вспомним
Слова-извинения. Отгадайте загадку.

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини!)

(Олеся Емельянова)

А еще как можно сказать? (Прости, я виноват, мне стыдно, не сердитесь, пожалуйста).Игра «Кто больше?»Давайте разделимся на две команды, каждая из которых получит лист бумаги. На листе участники команды должны написать как можно больше различных слов-извинений. Выигрывает та команда, которая придумает больше слов.

Давайте запомним эти слова-извинения и будем говорить их, когда мы кому-то специально или нечаянно причинили боль или неприятность.

Теперь поговорим о
Словах прощания

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…» (До свиданья!)

(Олеся Емельянова)

При прощании еще можно еще сказать «пока». Что можно сказать другу, а что взрослому человеку?

Все эти слова
Вежливые.

Табличка «Вежливость».

До ХVI века «вежа» означало «знаток», ведает, значит знает. Вежливым считался тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Игра «Вежливо – невежливо». Если то, что я говорю, вежливо – хлопайте ладошами два раза, невежливо – топайте ногами 2 раза.

Поздороваться при встрече с директором —

Не поздороваться с воспитателем —

Толкнуть друга и не извиниться —

Тебе помогли и ты сказал спасибо —

Сказать «пока» учителю —

При уходе из школы сказать «до свидания» –

После обеда сказать спасибо –

Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее настроение.

А теперь поговорим о том, как мы относимся друг к другу в повседневной жизни.

Давайте посмотрим две сценки и определим, в какой сценке ученики обращаются друг к другу вежливо.

Сценки детей.

1. – Эй, Илья.

– Чего тебе, Никита.

– Я сегодня ручку забыл. У тебя есть запасная?

– Есть.

– Дай мне.

– На бери.

2.- Здравствуй, Илья.

– Здравствуй, Никита.

– Я сегодня ручку забыл. Скажи, пожалуйста, у тебя есть запасная?

– Есть.

– Дай мне, пожалуйста, ручку.

– Возьми.

– Спасибо!

Какие вежливые слова назвали ребята? (Ответы детей)

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, каждому человеку. Есть солнце большое, оно на небе.

А есть маленькое солнце. Оно светит в каждом из нас. Это доброта. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им. Надо пользоваться словами, от которых у всех становится теплее, радостнее на душе.

Оно может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору.

А сейчас давайте вспомним некоторые правила поведения. Игра «Собери предложение».Класс делится на 4 команды, каждой из которой выдаются слова в конвертах. Из слов нужно составить предложения, которые являются правилами поведения. Каждая команда зачитывает получившееся у них предложение.

С друзьями разговаривай вежливо, приветливо.

Помогай другу, не забывай делиться.

Останови товарища, если он поступает плохо.

Не дерись и не обижай других

Эти правила нам также следует запомнить.

Игра «Кулачки».Представьте, что вас обидели и вам хочется подраться – вы сильно напрягаете кулачки.

Но тут вспоминаете, что нужно быть добрым человеком и уметь прощать – расслабляете кулачки.

(повторяем 3-4 раза).

Добро и вежливость обязательны в нашей жизни. Доброта и вежливость служат для выражения уважения людей друг к другу. Вежливость должна стать тем, без чего не обойтись.

Тогда не только всем окружающим будет легко и просто с вами, но и вы будете чувствовать себя легко в любой ситуации. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают принятые правила поведения.

Вежливый человек – очень внимательный, воспитанный, с ним приятно общаться.

Я думаю, то, о чём мы говорили сегодня, надолго запомнится вам, и вы, в какой бы ситуации ни оказались, будете вести себя согласно правилам вежливости.

Кто же он такой – вежливый человек? Работа в парах. Учащиеся должны выбрать на своих карточках, которые находятся на партах, слова про вежливого человека и привесить их на доску под словом «Вежливый человек»:

Грубый

приветливый

умеет извиняться

говорит добрые слова

обижает других

дерется

помогает людям

добрый

воспитанный

умеет здороваться

умеет благодарить

ленивый

жадный

Учащиеся еще раз читают, кто такой вежливый человек.

Большое спасибо всем, кто подготовил и разыграл сценки, выучил стихи, точно и правильно отвечал на все вопросы. Рефлексия. Что узнали нового?

Что было интересно?

Что понравилось?

Кому было интересно, повесьте на доску зеленые листочки, а кому неинтересно, трудно – желтые. Дети под музыку «Если добрый ты» вешают листочки.

Источник: http://www.slavkrug.org/konspekt-klassnogo-chasa-3-4-klass-budem-vezhlivymi/

Внеклассное мероприятие на тему «О вежливости»

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы

«Этикет и вежливые слова»

Этот конспект внеклассного мероприятия направлен на закрепление знаний о правилах поведения человека среди других людей, на воспитание культуры поведения школьников.

Цель: систематизировать знания о правилах поведения, об этикете.

Задачи:

1) закрепить знания о правилах поведения человека среди других людей

2) расширять кругозор, обогащать словарный запас

3) воспитывать уважение, доброту, культуру поведения

Оборудование: костюмы героев, компьютер, диски с песнями, лекарство-витамины

Методические приемы:беседа – диалог, инсценирование сказки, игра «Вежливо – невежливо», подведение итогов.

Ход мероприятия:

-Добрый день, ребята, приготовились – руки подняли вверх. Все дружно скажем:

Солнышко, солнышко,

Мы твои лучи,

Быть людьми хорошими – ты нас научи!    

-Молодцы, посмотрите вы все улыбнулись и у всех стало хорошее настроение, даже у тех, кто был грустным!

Читайте также:  Летняя аппликация для детей 4-5 лет

— Дети, а вы знаете, что для того чтобы быть вежливым, надо знать этикет. Сейчас мы с вами разберемся, что такое этикет.

 Человеку надо много знать: на каком  расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом, как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах и много другие. Люди придумали правила для всех случаев поведения и называли их этикетом. Что же такое этикет?

Что такое этикет? Это каждый знает. То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает? Пошутили мы друзья, в этом нет сомненья. А теперь серьезное дадим определенье.

Чтение стихотворений детьми.

1. Этикет – это правила поведения человека среди других людей.

Человек, который знает все правила этикета и соблюдает их, называется культурным, воспитанным.

2. Этикет – серьезный он

Так не топайте как слон.

Здесь поклон, вам – привет,

Вот что значит этикет.

3. Будь опрятным, не кричи,

Словно по весне грачи.

Не дерзи, улыбнись,

После танца поклонись.

4. И хоть нам не много лет,

Уже знаем этикет.

Все хотим изучить.

И воспитанными быть!

Мы часто слышим выражение «Вежливый человек. Какого человека называют вежливым?

Вежливый — соблюдает правила приличия, воспитанный, учтивый.

В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными».

— Каким должен быть человек, чтобы про него могли сказать «вежливый»?

— А теперь давайте с вами разобьемся на группы и поиграем в игру, и узнаем кто из вас знает добрые и вежливые слова.

У вас на парте лежит листок со стихотворением. Подчеркните те слова , которые вы считаете важными, дорогими, добрыми, замечательными, скромными, влиятельными.

1группа

  Слон муравью уступает дорогу;

—  Доброе утро! Спешим понемногу?

А муравей: — Ах, спасибо, спешу.

Как вы любезны! Прощенья прошу.

2 группа   

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: Привет!

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик,Здравствуй!

3группа   

В небе красивый закат догорал,

Ласковый ветер с травою играл,

Суслик сказал: — Уважаемый крот,

День угасает и ночь настаёт,

Скоро взойдёт золотая луна…

Доброй вам ночи. Спокойного сна.

 4 группа 

 Театр открывается! К началу всё готово!

Билеты предлагаются за вежливое слово!

До свиданья! Здравствуйте!

Доброй ночи! И рассвета!

Замечательной зари!

И  кассир даёт билеты –

Не один, а целых три.

5 группа

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он: —  Извини!

6 группа

 Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: — Спасибо!

7 группа

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: — Пожалуйста!

 -Перечислите подчеркнутые слова.  Как можно назвать эти слова ?

(вежливыми)

—  Добрый день! Здравствуйте! Приветствую вас! Каждый из нас  на себе испытал действие этих удивительных слов, сказанных с доброй улыбкой. Как мы обращаемся к человеку? Как мы приветствуем? Очень важно научиться это делать так, чтобы никого не обидеть.

 — Молодцы ребята, вы хорошо справились с первым заданием!

А давайте теперь с вами  отправимся в прошлое и узнаем, откуда взялись вежливые слова и вежливость?

 «Путешествие в прошлое»

— А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?
До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать».

 Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество — качество ценное и обязательное.

Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой, математикой.

Вы растёте, вас ждёт впереди много интересных дел. Пройдёт время, вы окончите школу, станете строителями, агрономами, врачами, учителями. Но кем бы вы не стали.

прежде всего вы должны вырасти по настоящему хорошими, культурными людьми. Добрыми, отзывчивыми, смелыми, вежливыми, милосердными. Этому надо учиться с детства.

Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими, взаимоотношения людей лучше, понятней.

А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы».

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,  Вы место без протеста уступите старухе. Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду 

И ежели вы вежливы, поможете вы маме И помощь ей предложите без просьбы — то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей, 

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее, 

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

А какие вы знаете пословицы о вежливости? 

Доброе слово – слаще меда.

Доброе слово согревает, дурное – огорчает.

Скромность, аккуратность, вежливость украшают человека.

— О чем вы услышали в стихотворении?

— Чему учит это стихотворение?

— Молодцы ребята, а теперь давайте с вами поиграем, чтобы закрепить наши знания и стать еще более вежливыми.

Игра «Будь внимательным».

 Ведущий просит вас, если просьба с вежливым словом – выполняете; если просьба без вежливого слова – не выполняете.

— встаньте, пожалуйста;

-попляшите;

-похлопайте в ладоши, пожалуйста;

-покружитесь, пожалуйста;

-закричите;

-поднимите руки вверх, пожалуйста;

-потопайте ногами;

-руки вперёд;

    -сядьте за парты  красиво, пожалуйста.

— Молодцы, все справились правильно, давайте еще поиграем.

А  сейчас я предлагаю вам игру-викторину  «Доскажи словечко»  

Работа в парах  ( на листочках)

 Найдите ответы на ситуации. Соедините линиями.

 Какие вежливые слова помогают                           здороваюсь с ними, говорю

найти друзей                                                              им «проходите пожалуйста»

Как вежливые слова помогают                                Здравствуй, давай с тобой

мирить, если я обидел друга и                               дружить.

хочу помириться, я могу сказать

Как вежливые слова помогают                                Прости пожалуйста

быть гостеприимными, когда ко

мне приходят гости я всегда

Если вы не знаете имени человека                       Простите пожалуйста  или

к которому обращаетесь, лучше всего                 Будьте добры, скажите..

начните фразу со слов

 Проверяем. Зачитывают. Кто не согласен?

Физпауза  

Игра “Вежливо  — невежливо”.

 Правила. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши. Когда    я читаю  о невежливом поступке   – вы  топаете ногами. Начнем.

 — Поздороваться при встрече

 — Толкнуть и не извиниться

 — Свистеть, кричать, шуметь в школе.

 — Уступить место старшим.

 — Не вставать на обращение учителя.

                  — Помочь поднять упавшую вещь.

                 —  Не уступить место в транспорте.

— Помочь подняться по лестнице.

 — Попрощаться уходя.

Игра «Вежливые слова» (вставить их хором)

Однажды Вова поехал в театр, в трамвае он сел около окна и с интересом стал рассматривать улицу. Вдруг трамвай остановился, и вошла женщина с маленьким мальчиком.

Вова встал и сказал женщине: «Садитесь,…». Женщина очень вежливо поблагодарила Вову: «…». Неожиданно трамвай резко затормозил, Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину.

Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал: «….»

— Молодцы ребята, все играли очень хорошо. Я думаю, что у нас в классе нет не вежливых детей! Я надеюсь, что вы всегда и везде будете соблюдать этикет и пользоваться вежливыми словам и люди будут к вам относиться с уважением и добротой!

А теперь давайте с вами попрощаемся правильно, добрыми словами. Дети говорят. Каждый по вежливому слову:

— До свидания…

— До завтра…

— До встречи…

— До скорой встречи…и т.д.

учитель благодарит за работу детей, а дети за интересное мероприятие учителя.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/vneklassnoe_meropriyatie_na_temu_quoto_vezhlivostiquot-52676.htm

Внеклассные занятия для 3-4 класса Путешествие в город «Добро — Вежливо»

3 класс

Тема: путешествие в город «Добро — Вежливо»

Цель:

воспитание чувства толерантности, коллективизма;

Ход классного часа

Учитель Здравствуйте! (дети встают )Много интересного дел ждет вас сегодня на классном часе. Сегодня мы отправимся в путешествие за 5 морей в город «Добро — Вежливо». Мы поплывем туда на теплоходе, но чтобы попасть на теплоход мы должны назвать вежливые слова. Это будет вашим билетом.

Дети называют вежливые слова и садятся

( здравствуйте, простите. До свидания , пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо, всего доброго)

Учитель Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Первое море , которое мы должны переплыть – «Море вежливых»

Стихотворение «Ежели вы вежливы» С.Я. Маршак

1. Ежели вы вежливы 2. Ежели вы вежливы.

И к совести не глухи В душе, а не для виду

Вы место без потеста В троллейбус вы поможете

Уступите старухе. Взобраться инвалиду.

3 И ежели вы вежливы, 4 И ежели вы вежливы

То, сидя на уроке, Поможете вы маме

Не будете с товарищем И помощь ей предложите

Трещать, как две сороки Без просьбы – то есть сами

5 И ежели вы вежливы

То в разговоре с тетей 6 И ежели вы вежливы

И с дедушкой, и с бабушкой То всех благодарите

Вы их не перебьёте. И мячика у маленьких

Без спросу не берите!

7 И ежели вы вежливы

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником

Пред сильным не робея.

« Аллея приветствий »

Учитель. Наш теплоход подплыл к берегу.(Аутогенная зарядка). Прошу всех закрыть глаза. Мы выходим на берег под ногами горячий песок, идем по песку, он жжет ноги. Мы идем быстрее и вот наконец мы видим впереди зеленую аллею. Называется она

« Аллея приветствий » — откройте глаза, вдохните воздух и послушайте.

( УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СТИХ. )

Что такое здравствуй? – лучшее из слов

Потому что здравствуй – значит будь здоров

Правило запомни. Знаешь — повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра

Значит слово здравствуй — говорить пора.

Ученики читают стихотворение «Невежливая вежливость» И.Кульская

Обещал отцу Петрусь….

Я за вежливость возьмусь..

Буду всех благодарить,

Первым здравствуй говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/vneklassnaja-rabota/1607-vneklassnye-zanjatija-dlja-3-4-klassa-puteshe.html

Путешествие в Страну Вежливости и Доброты Внеклассное мероприятие для 1- 2 классов Донецкая общеобразовательная школа 126 Украина Порошук Ирина Владимировна, — презентация

1 Путешествие в Страну Вежливости и Доброты Внеклассное мероприятие для 1- 2 классов Донецкая общеобразовательная школа 126 Украина Порошук Ирина Владимировна, учитель начальных классов 2010 год<\p>

2 Путешествие в Страну Вежливости и Доброты<\p>

3 ЕСЛИ ДОБРОТА ЖИВЁТ НА СВЕТЕ, РАДУЮТСЯ ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ!<\p>

4 Дорогие дети! Дорога в мою страну будет нелёгкой. Её нужно преодолеть и поддержать друг друга. Дорогие дети! Дорога в мою страну будет нелёгкой. Её нужно преодолеть и поддержать друг друга.<\p>

5 Надеюсь, что вы сможете получить ключи от Страны Вежливости и Доброты.<\p>

6 На каждой остановке вы будете получать части ключа, которые потом сможете сложить в ключ от Страны Вежливости и Доброты На каждой остановке вы будете получать части ключа, которые потом сможете сложить в ключ от Страны Вежливости и Доброты.<\p>

7 Карта путешествия Словарик волшебных слов Городок вежливых людей Сказочная Проделки Проделки Старушки Шапокляк<\p>

8 Карта путешествия Семафор вежливости Музыкальная Народная мудрость Игра для победителя<\p>

9 Итак, отправляемся в путешествие!<\p>

10<\p>

11 Здравствуйте!<\p>

12 Добрый вечер!<\p>

13 Утро доброе!<\p>

14 День добрый!<\p>

15 До свидания!<\p>

16 Пожалуйста!<\p>

17 Спасибо!<\p>

18<\p>

19<\p>

20<\p>

21 Вежливый мальчик всегда дёргает девочек за косички.<\p>

22 Вежливые дети никогда не уступают место старшим Вежливые дети никогда не уступают место старшим.<\p>

23 Проходить на своё место в кинотеатре нужно всегда спиной к тем, кто сидит.<\p>

24 Воспитанные девочки всегда вытирают руки о платье.<\p>

25<\p>

26<\p>

27<\p>

28<\p>

29<\p>

30<\p>

31<\p>

32<\p>

33<\p>

34 Никогда не мойте руки, шею, уши, лицо. Всё равно станут грязными. Зачем зря тратить своё время?<\p>

35 Стричься тоже необязательно: когда постареешь- всё равно облысеешь.<\p>

36 Утром необязательно завязывать шнурки на ботинках, косички на голове – всё равно развяжутся!<\p>

37 Если друг пригласил тебя на День рождения, оставь подарок дома. Он тебе и самому пригодится!<\p>

38 Ни с кем в гостях не разговаривай, только выбирай, что вкуснее- и ешь!<\p>

39 Девочкам нужно всегда ставить подножки, показывать язык и обижать!<\p>

40 Если твой друг упал, покажи на него пальцем, громко смейся, чтобы он видел, что ты не огорчён!<\p>

41 Не спеши первым сесть за стол!<\p>

42 Не перебивай того, кто говорит!<\p>

43 Не разговаривай во время еды!<\p>

44 Не показывай пальцами на других!<\p>

45 Не обижай девочек, не дёргай их за косички!<\p>

46 Извинись, если кого-то нечаянно толкнул!<\p>

47 Уступай место людям преклонного возраста!<\p>

48<\p>

49<\p>

50<\p>

51<\p>

52<\p>

53 Вежливости открываются все двери.<\p>

54 За добрые дела всегда ждёт похвала.<\p>

55 Одно хорошее слово и в мороз согреет.<\p>

56<\p>

57 Растает даже ледяная глыба от слова тёплого Растает даже ледяная глыба от слова тёплого<\p>

58 Спасибо!<\p>

59 Зазеленеет даже пень, Когда услышит<\p>

60 Добрый день!<\p>

61 Если больше есть не в силах, скажем маме мы<\p>

62 Спасибо!<\p>

63 Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече<\p>

64 Здравствуйте!<\p>

65 Когда бранят нас за шалости, говорим<\p>

66 Простите, пожалуйста!<\p>

67 И во Франции, и в Дании на прощание говорят<\p>

68 До свидания!<\p>

69 Использованные материалы: С. Н. Думанская. Классные часы. 1-4 классы. – Харьков. Основа г. Кулик. О. О. Уроки этики. 1 – 4 классы. — Харьков. Основа г. Использованные материалы: С. Н. Думанская. Классные часы. 1-4 классы. – Харьков. Основа г. Кулик. О. О. Уроки этики. 1 – 4 классы. — Харьков. Основа г. Т. А. Бугаева. Сценарии праздников в начальной школе. –Харьков. Основа г. Интернет-ресурсы: jpg — корзина с детьми jpg палатка с мужчиной png — мышка на месяце – Буратино jpg Мальвина -Винни-Пух -грязнуля девочка с косичками (слайд 33) с флажком, дети (слайд 1) смеющийся в белом фартушке html -девочка целует мальчика Леопольд малыш с ложкой стоит на колене в синем костюме jpg jpg png jpg html<\p>

70 и мальчик мальчик целует девочку — htmlдевочка (слайд 13) htmlмальчик (слайд 12) html -девочка (слайд 14) и девочка (слайд 15) — (слайды 36, 39, 40) (слайд 60 ) html -мальчик (слайд 56, 58) html — слайд html — девочки m/malch4.html- мальчик с тортиком мальчик с телефоном пень поет в окошке — семья html html html png png html html html m/malch4. html<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1203500/

Занятие № 65. Тема: Общение с одноклассниками. «Уроки вежливости»

Цели:

  • закреплять навыки правильной речи, соблюдая речевые правила;
  • упражнять в спонтанной речи с соблюдением логических пауз, ритма, интонации;
  • продолжить работу по развитию общих речевых навыков;
  • продолжить работу по развитию лексико-грамматического строя речи;
  • коррекция познавательной деятельности;
  • продолжить обучение релаксации.     

                                              Ход занятия.   

1. Организационный момент.

— Вспомните, какие вежливые слова вы знаете, назовите их.  (Ответы детей.)

2. Сообщение темы занятия.

— Ребята, сегодня на занятии мы поговорим  о вежливости, о том, какие слова вы говорите друг другу при встрече, расставании, игре и совместных делах, когда бываете в гостях.

3. Основная часть.

А) Чтение правил вежливости.  (Работа с карточками.)

Вежливость проявляется в отношениях с людьми.

Вежливый человек не причинит другому человеку неприятностей, не обидит.

Не спорь с товарищами по пустякам.

Не придумывай прозвищ.

Не отвечай на грубость грубостью.

— Давайте дополним эти правила. Что бы вы ещё могли добавить к этим правилам? (Ответы детей.)

Б) Игра «Похвали друга».

— А сейчас мы будем хвалить друг друга. Послушайте, как это сделаю я.

— Оля, ты такая умница, ты очень послушная девочка, я очень, что стала красиво говорить.

(Дети хвалят друг друга.)

В) Игра «Вежливые слова».

Детям предлагаются карточки со стихотворениями и полоски бумаги с написанными словами: спасибо, пожалуйста, простите, добрый день, доброго пути, здравствуйте. Задание: подобрать к слову стихотворение, выразительно прочитать его.

               Спасибо.                                                            Пожалуйста.

За что мы говорим «спасибо»?                      Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?

За, всё, что делают для нас.                             Повторяем его поминутно.

И мы припомнить не смогли бы,                    Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Кому сказали сколько раз.                                Нам становится неуютно.

                 Простите.                                                               Добрый день!

Простите, я больше не буду                             — Добрый день! – тебе сказали.

Нечаянно бить посуду                                        — Добрый день! – ответил ты.

И взрослых перебивать,                                     Как две ниточки связали

И что обещал – забывать.                                  Теплоты и доброты.

А если я всё же забуду, —

Простите, я больше не буду.

            Доброго пути.                                                          Здравствуйте.

Нам желают: «Доброго пути!» —                     — Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

Будет легче ехать и идти.                                   – Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,

Приведёт, конечно, добрый путь                      И, наверно, не пойдёт в аптеку,

Тоже к доброму чему-нибудь.                           И здоровым будет много лет.

— Вежливый  человек всегда внимателен к окружающим. Он старается не причинять неприятностей, не обижать слабых, не оскорблять одноклассников.

Г) Беседа «Почему нельзя придумывать прозвища?».

— Ребята, у вас в классе у детей есть прозвища? Это очень плохо. Особенно, если прозвища связаны с внешним видом или болезнями. Над физическими недостатками людей смеются только глупые и невоспитанные люди.

Вспомните, на какое желание потратила последний лепесток девочка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»?  (Ответы детей.

) Правильно она поступила? А как вы должны себя вести, если рядом с вами человек, у которого плохое зрении, если ваш одноклассник очень полный, если у вашего одноклассника слабое здоровье? (Ответы детей.)

Д) Игра «Волшебное слово».

— Есть волшебное слово «пожалуйста». Выполняйте приказы, только если  я его  добавлю к приказу. Например, встань, пожалуйста. (выполняется) Подойди к доске. (не выполняется)

4. Развитие общих речевых навыков.

Развитие мимических и артикуляторных мышц.

Комплекс №1 – упражнения № 2, 3, 6, 16.

Развитие диафрагмального выдоха.

Комплекс №2 – упражнения № 2, 6, 8.

Развитие голоса.

Комплекс № 3 – упражнения № 8, 12, 13.

Е) Беседа «Уважайте желания других».

— Иногда случается так, что кто-то пристаёт к другим, навязывая им свои желания, заставляя заниматься тем, чем они заниматься не хотят. Бывали у вас такие ситуации? Как вы выходили из создавшейся ситуации? Расскажите об этом.  (Ответы детей.) Как вы думаете, стоит ли так делать? (Ответы детей.)

Ё) Чтение сказки С.Михалкова по ролям «Хочу бодаться».

  Это был ужасно приставучий Козлёнок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:

 — Хочу бодаться! Давай бодаться!..

 — Отстань от меня! – сказал Индюк и важно отошел в сторону.

— Давай бодаться! – пристал Козленок к Поросенку.

 — Отвяжись! – ответил поросенок и зарылся пятачком в землю.

 Подбежал Козленок к старой Овце:

 — Давай бодаться!

 — Отойди от меня! – попросила Овца. – Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!

 — А я хочу бодаться! Давай пободаемся!

 Промолчала Овца и сама отошла в сторону.

 Увидел Козленок Щенка.

 — А ну! Давай бодаться!

 — Давай! – обрадовался Щенок и больно укусил Козленка за ногу.

 — Постой! – заплакал Козленок. – Я хочу бодаться, а ты что делаешь?

 — А я хочу кусаться! – ответил Щенок и еще раз укусил Козленка.

— Есть стихотворение «Ворона», прослушайте его.

Ворона с балкона стащила горбушку.

И клюнула кошку нахально в макушку.

Теперь за воробышком гонится…

Ворона, да ты же разбойница!

— Не напоминает ли вам поведение вороны выходки козлёнка? Как можно охарактеризовать ворону и козлёнка?(невоспитанные, грубые, приставучие, нахальные …)

5. Физминутка.

Сколько ёлочек зелёных,

Столько сделаем поклонов.

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков.

Сколько точек будет в круге,

 Столько раз поднимем руки.

Сколько палочек до точки,

Столько встанем на носочки.

Ж) Игра «Назови ласково».

— Ребята, вспомните, пожалуйста, как вас ласково называет мама? (Ответы детей.)

— Давайте придумаем ласковые имена для мамы. (Мамочка, мамуля , мамка, мамулечка.)

— Давайте скажем ласково: брат — … (братик)

                                                  сестра — … (сестричка)

                                                  папа — … (папочка, папуля)

З) Игра «Подскажи словечко».

— Однажды Вова ехал в автобусе. Он сидел и смотрел в окно. В автобус вошла женщина с малышом. Вова встал и сказал: «Садитесь, …!» Женщина поблагодарила его: «…!» Неожиданно автобус резко затормозил. Вова чуть не упал и сильно толкнул стоящего рядом мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал: «…».

— Можно ли назвать Вову воспитанным мальчиком? Почему вы так думаете? (Ответы детей.)  — Прослушайте другой рассказ.

 Таня сидела в марщрутке. Она всё время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась, боясь испачкаться. Старушка напротив сказала: «Девочка, сиди спокойно, перестань вертеться! Так вести себя нельзя».

Таня ответила: «А что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно».

— Ребята, как вы думаете, можно ли назвать Таню вежливой, несмотря на то, что она в речи употребляет вежливые слова? (Ответы детей.)

— Правильно, ребята, важно не только, что вы говорите, но и как вы это делаете.

И) Беседа по содержанию стихотворения «Невежливая вежливость».

Чтение стихотворения логопедом.

Обещал отцу Петрусь:

— Я за вежливость возьмусь,

Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье:

Видит утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Еле-еле задремал.

А Петрусь как заорет:

— С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

— Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Иринку,

Да как дернет за косынку.

— Ты куда, Иринка, стой!

Я здороваюсь с тобой!

Та отпрянула в сторонку…

Как невежлива девчонка!

Нес парнишка гору книг,

А Петрусь с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи.

— Извините! Добрый вечер!

— Ты, — парнишка, — закричал,

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?

— Чтобы вы посоветовали Петрусе? Почему его посчитали невежливым мальчиком?

6.Релаксация.

Комплекс № 4 – упражнения № 16, 17.

К) Образование прилагательных.

Плохо – плохой                                хорошо – хороший

Добро – добрый                              зло – злой

Правда – правдивый                      вежливость – вежливый и т.д.

7. Подведение итогов занятия.  

Составить пословицы из их частей.

Плохо жить без забот,                                             хуже без ласкового слова.

Доброе слово человеку,                                         что дождь в засуху.

Ласковое слово                                                         и кошке приятно.

Чужого не ругай,                                                       своего не хвали.

От вежливых слов                                                     язык не отсохнет.       

Приложение  65

Вежливость проявляется в отношениях с людьми.

Вежливый человек не причинит другому человеку неприятностей, не обидит.

Не спорь с товарищами по пустякам.

Не придумывай прозвищ.

Не отвечай на грубость грубостью.

   Спасибо                                             Пожалуйста

                Простите                                           Добрый день!

            Доброго пути!                                    Здравствуйте

За что мы говорим «спасибо»?                     Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?

За всё, что делают для нас.                            Повторяем его поминутно.

И мы припомнить не смогли бы,                     Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Кому сказали сколько раз.                                Нам становится неуютно.

Простите, я больше не буду                                         — Добрый день! – тебе сказали.

Нечаянно бить посуду                                                    — Добрый день! – ответил ты.

И взрослых перебивать,                                                 Как две ниточки связали

И что обещал – забывать.                                              Теплоты и доброты.

А если я всё же забуду, —

Простите, я больше не буду.

Нам желают: «Доброго пути!» —                   — Здравствуйте! – ты скажешь  человеку.

Будет легче ехать и идти.                             – Здравствуй! Улыбнулся он в ответ,

Приведёт, конечно, добрый путь                           И, наверно, не пойдёт в аптеку,

Тоже к доброму чему-нибудь.                                И здоровым будет много лет.

                                                 «Хочу бодаться».

Это был ужасно приставучий Козлёнок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:

-Хочу бодаться! Давай бодаться!

-Отстань от меня! Сказал Индюк и важно отошёл в сторону.

-Давай бодаться! – пристал Козлёнок к Поросёнку.

-Отвяжись! Ответил Поросёнок и зарылся пятачком в землю.

Подбежал Козлёнок к старой Овце:

-Давай бодаться!

-Отойди от меня! – попросила Овца. Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!

-А я хочу бодаться! Давай пободаемся!

Промолчала Овца и сама отошла в сторону.

Увидел Козлёнок Щенка.

-А ну! Давай бодаться!

-Давай! – обрадовался Щенок и больно укусил Козлёнка за ногу.

-Постой! – заплакал Козлёнок. – Я хочу бодаться, а ты что делаешь?

-А я хочу кусаться! – ответил Щенок и ещё раз укусил Козлёнка.      

Плохо жить без забот,                                  хуже без ласковых слов.

Доброе слово человеку,                              что дождь в засуху.

Ласковое слово                                              и кошке приятно.

Чужого не ругай,                                            своего не хвали.

От вежливых слов                                          язык не отсохнет.

Авторы: Творческая группа учителей-дефектологов школьных ПКПП г. Полоцка 2007-2008 уч.г.

Источник: http://logopeddoma.ru/news/zanjatie_65_tema_obshhenie_s_odnoklassnikami_uroki_vezhlivosti/2014-06-06-578

Ссылка на основную публикацию