Внеклассные мероприятия по экологии в начальной школе

Внеклассные мероприятия по экологии в начальной школе

Богданова Любовь Ивановна

МОУ АСОШ №2 г. Андреаполь

Учитель начальных классов

Внеклассные мероприятия по экологии в начальной школе

Богданова Любовь Ивановна учитель начальных классов

Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи:

Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Формировать культуру поведения в природе.

Обогащать представления об окружающем мире.

Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость

рационально относиться к компонентам неживой природы.

Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье.

Оборудование:

мультимедийный проектор,

Красная книга,

плакаты с предупредительными знаками,

картинки с изображением животных,

карточки с заданиями,

чай из лекарственных трав,

сообщения уч-ся,

плакат «Правила гигиены».

Ход мероприятия

Ребята, что такое глобус?

Вступление

Держа в руке глобус, ученик рассказывает

Самая прекрасная, родная, Разноцветная, веселая, живая, Ты для нас, как мать, одна на свете,

Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками Красота твоя бесследно исчезает. Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы ни жили на планете, За твою судьбу мы все в ответе. Мы твои помощники, друзья,

Мы, Земля, с тобой одна семья.

Звучит голос Земли:

— Мне радостно слышать вас и обидно .

Учитель:

— Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный. Что случилось?

Голос Земли:

Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда-то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать любит своего ребенка.

Как же я была прекрасна в то время!

Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание, но на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных.

Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами.

Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя! У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/gpd/23948-vneklassnye-meroprijatija-po-jekologii-v-nach.html

Экологическое воспитание в начальной школе. Разработки внеклассных мероприятий

ВВЕДЕНИЕ

Экология – это наука, изучающая взаимоотношения животных и растений с окружающей средой.

К мысли об охране природы человек пришел очень давно, еще в XI–XII вв. Но в наши дни эта проблема приобрела глобальный характер. Стали редкими многие растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы почвы. Требуемые для восстановления экологического благополучия затраты подчас исчисляются миллиардами.

Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности сберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.

Данное пособие включает в себя подробные разработки мероприятий по экологии в форме занятий. Для поддержания и развития познавательного интереса учащихся в пособии представлены различные формы проведения этих занятий: путешествия, игры, соревнования, викторины, КВН, практикумы.

С целью развития мышления, наблюдательности учащихся в структуру мероприятия включены нестандартные текстовые задания, загадки, кроссворды, ребусы.

В данное пособие включены экологические сказки и рассказы, экологические проблемные ситуации, которые способствуют развитию экологической культуры младших школьников.

Для развития эмоциональной сферы учащихся, воспитания бережного отношения к природе в план занятия включены литературные и музыкальные произведения. Данные произведения являются не фоном занятия, а источником, содержащим в себе экологическую проблему, ситуацию.

Учитель может заимствовать полностью предлагаемые разработки данных мероприятий, либо использовать их частично, творчески реализуя в собственной педагогической практике.

Содержание

Введение    3

1 класс

Занятие 1. Тема: Осень – золотая пора    4

Занятие 2. Тема: Лесные загадки зимушки-зимы    15

Занятие 3. Тема: Изменения в природе весной    26

Занятие 4. Тема: Красное лето – яркая песня природы    38

Занятие 5. Тема: Охрана растений    50

Занятие 6. Тема: Путешествие в город Огород    59

Занятие 7. Тема: Зимующие птицы. Как им помочь?    69

2 класс

Занятие 8. Тема: Путешествие к грибу-грибовичу    79

Занятие 9. Тема: Как вести себя в природе    87

Занятие 10. Тема: Лекарственные растения – замечательное богат-ство природы. Охрана лекарственных растений    93

Занятие 11. Тема: Многообразие рыб и их охрана    104

Занятие 12. Тема: Комнатные растения. Уход за ними    110

Занятие 13. Тема: Лесные тайны    117

Занятие 14. Тема: Тайны Царства насекомых    129

3 класс

Занятие 15. Тема: Путешествие по лесу    136

Занятие 16. Тема: Угроза исчезновения животных. Создание Крас-ной книги.    144

Занятие 17. Тема: Судьба природы – наша судьба    159

Занятие 18. Тема: Вода и жизнь. Охрана воды    165

Занятие 19. Тема: Природа – наш дом    174

Занятие 20. Тема: Роль насекомых в природе. Охрана насекомых    183

Занятие 21. Тема: Красавица народная Волга-матушка    191

4 класс

Занятие 22. Тема: Природа в музыке и поэзии    198

Занятие 23. Тема: Воздух и его охрана    203

Занятие 24. Тема: Зимой в лесу (практическая работа)    211

Занятие 25. Тема: В царстве Берендея    215

Занятие 26. Тема: Путешествие в город Экоград    225

Занятие 27. Тема: Жизнь в море и океане. Охрана морей.    233

Занятие 28. Тема: Заочное путешествие по заповедникам нашей страны    241

Занятие 29. Тема: Все растения важны, все растения нужны    250

Литература    265

Источник: https://www.UchMag.ru/estore/e46394/

Внеклассные мероприятия по экологии в начальной школе

Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи:

  • Учить детей быть ответственными за свои поступки.
  • Формировать культуру поведения в природе.
  • Обогащать представления об окружающем мире.
  • Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость
  • рационально относиться к компонентам неживой природы.
  • Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • Красная книга,
  • плакаты с предупредительными знаками,
  • картинки с изображением животных,
  • карточки с заданиями,
  • чай из лекарственных трав,
  • сообщения уч-ся,
  • плакат «Правила гигиены».

Ход мероприятия

Ребята, что такое глобус?

Вступление

Держа в руке глобус, ученик рассказывает

Самая прекрасная, родная,

Разноцветная, веселая, живая, Ты для нас, как мать, одна на свете,

Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками

Красота твоя бесследно исчезает. Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы ни жили на планете,

За твою судьбу мы все в ответе. Мы твои помощники, друзья, Мы, Земля, с тобой одна семья.

Звучит голос Земли:

— Мне радостно слышать вас и обидно .

Учитель:

— Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный. Что случилось?

Голос Земли:

Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда-то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать любит своего ребенка.

Как же я была прекрасна в то время!

Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание, но на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных.

Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами.

Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя! У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.

Учитель

— Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется?

(С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность).

Презентация.

СЛАЙД № 1

Тема нашего занятия так и звучит «Планета в опасности».

Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, а также совершим путешествие по станциям и поработаем в группах

— Какие же задачи мы поставим перед собой, чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты?

И что угрожает нашей планете Земля?

На все эти вопросы ответите вы сами.

— Сегодня вы окажетесь в роли ученых — специалистов: ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету. Что они изучают?

Задания для групп.

1. Ботаники расскажут, что угрожает «легким нашей планеты » — растениям.

2. Зоологи расскажут о состоянии «братьев наших меньших» — животных.

3. Географы расскажут о том, что угрожает «крови», т.е. почве, воде и воздуху.

(Учащиеся читают, затем от каждой группы выступает представитель с отчетом)

Выступают ботаники

— У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой.

Ветреница алтайская! Они уменьшают содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов высших растений. Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.

Выступают зоологи

Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!

Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!

Читайте также:  Брейн-ринг по химии, физике, 8-11 класс

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим — люди уничтожили их.

Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу — развлекается. Иногда слышишь: «Человек — царь природы!»

Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы?

Представить себе это невозможно… без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить.

Выступают географы

Без воды и не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях — добывает ток. И моет всех тоже вода. А ещё вода самая широкая и удобная дорога, по ней плывут суда и везут тяжелые грузы и пассажиров. Но почти вся вода содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению.

Пресных вод приходится очень мало. Поэтому воду нужно беречь. Человек, запомни навсегда: Символ жизни на Земле — вода! Экономь её и береги — Мы ведь на планете не одни!

СЛАЙД № 2

Признаки грозной беды.

1. Вырубка лесов. Ботаники

2. Гибель животных. Зоологи

3. Загрязнение воды. Географы

4. Загрязнение воздуха.

5. Накопление мусора.

6. Отравление почвы.

Учитель

Кто виноват во всех причинах болезни планеты ? (Человек )

— Видно, люди забыли о том , что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. за тех животных, растениях, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем селе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.

Ведь у каждого из нас только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший : » Все мы пассажиры большого корабля по имени » Земля «, значит пересесть из него просто некуда.

— Что имел в виду автор этих строк ? (Ответы детей )

— Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же добиться гармонии человека и его планеты?

— Я думаю, что нам следует прислушаться и придерживаться такого правила: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.»

— Я уверена, что первые три пункта этого правила вы выполняете.

Интересно, а как вы приводите себя в порядок ?

— Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими.

— Вспомним правила гигиены здоровья.

— А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране?

(Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга)

Итак, отправляемся в путешествие.

СЛАЙД №3

1. Станция «Лесная почта»

Каждой группе дается задание.

На эту станцию часто приходят письма от животных, растений, которые просят у вас совета. Вам нужно внимательно прочитать их и дать ответ устно на некоторые из них и помочь им.

Письмо №1

На день рождения Кате подарили щенка. Наконец- то сбылась ее мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу, о щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: «Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице».

Правильно ли поступила девочка?

Письмо №2

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

— Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.

Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

— А я и не знал об этом.

Что сказала бабушка внуку?

Письмо № 3

Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.

Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?

Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.

— Наша природа богата лекарственными растениями, которыми лечатся люди и животные

СЛАЙД № 4

2. Станция «Лесная Аптека» на службе человека.

Добрый врач, бывалый врач

Чуть услышит стон и плач В ранний час и полночь

Поспешит на помощь.

— Какая группа больше напишет лекарственных растений? (Рассказывает ученик)

Дерево, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.

СЛАЙД № 5

Физминутка

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня, Бережет нашу природу

От коварного огня?

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор, А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Кто из вас в реке купался

И на пляже загорал? А когда домой собрался

Мусор за собой убрал?

На привале кто в лесу

Жег засохшую сосну? А потом так поспешил

Что костер не затушил?

Кто, гуляя на лугу,

Зря не топчет там траву, Насекомых кто не лови

И цветы совсем не рвет?

Кто животных, птичек любит?

Кто кормушки мастерит Кто природу охраняет? За порядком кто следит?

СЛАЙД № 6

3. Станция «Маленькие тайны природы»

Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую).

Почему крапива сильно «жжется»? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку, вызывает жжение).

Какой зверь на земле самый чистоплотный? (Барсук. Около норы чисто, туалет — глубокая ямка устраивается в нескольких метрах от норы, чистит шерсть).

На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего? (Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов, муравьи опрыскивают тело птицы пахнущей муравьиной кислотой).

Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость, раз попробовав, птица запоминает яркого жучка).

Назовите самого прожорливого хищника планеты (Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама).

Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят).

Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

Если случится тебе простудиться, появится кашель, поднимется жар. Подвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)

Чтение примет на плакате!

СЛАЙД № 7

4. Станция » Музыкальный калейдоскоп».

Наши ученые вспомнят песню: зоологи — песни, в которых поётся о животных

  • Ботаники — о цветах, растениях,
  • Географы — о погоде, воде, воздухе

Спойте строчку, а можно и 1 куплет, песни.

(«У природы нет плохой погоды»; «Что мне снег, что мне зной»; «Снег кружится, летает, летает»; «Мороз снежком укутывал, смотри, не замерзай»; «От улыбки в небе радуга проснётся»

СЛАЙД № 8 *

5. Станция «Природные синоптики».

На заранее разрезанных листочках записаны приметы. Нужно их «собрать». За быстроту — 1 балл, за правильность — 2 балла.

  • В январе/ к вечеру/ потеплело — к осадкам. (3 листка)
  • В феврале усилился ветер к вечеру — к осадкам.
  • В январе к вечеру усилился мороз — к ясной погоде.

Экология — наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой

Игра «Закончи чистоговорку на экологическую тему».

Ять-ять-ять — Природу нужно охранять. Ля-ля-ля — Мы спасём тебя, Земля. Ождь-ождь-ождь — Не нужен нам кислотный дождь. Я-я-я — Наука экология.

Итог занятия

  • Что угрожает нашей планете?
  • Как решить проблему с болезнью нашей планеты?
  • Как вы должны заботиться о природе? (о птицах, о чистоте, на речке — мусор, битые стекла)
  • Какие экологические катастрофы вы видите в нашем селе? (асф. завод)
  • Как их можно устранить?

Я уверена, что вы уже сейчас начнете заботиться о своей планете.

СЛАЙД № 9

Земля — наш дом

(3 ученика рассказывают стихотворения)

Я речь свою веду о том,

Что вся Земля — наш общий дом, — Наш добрый дом, просторный дом, — Мы все с рожденья в нем живем. Земля не спит и каждый день Глядит в глаза своих детей. Тебе и мне глядит в глаза, И нам с тобой молчать нельзя.

Ещё о том веду я речь, Что мы наш дом должны сберечь. И мы докажем, что не зря На нас надеется Земля.

Ребята понравилось вам мероприятие? Давайте украсим нашу планету цветами! Вы хорошо работали, Спасибо вам!

Мы Вас чаем угощаем, и здоровья всем желаем! (Чай из лекарственных трав)

Анкета для жителей села

«Экологическая грамотность и культура поведения в природе.

1.Знаете ли вы, что такое экология?

2.Знакомо ли вам понятие «Охрана окружающей среды»?

3.Связаны ли эти понятия между собой?

4.Слышали вы когда- нибудь об экологических катастрофах?

5.Считаете ли вы себя ответственным за состояние

 окружающей среды?

6.Знаете ли вы охраняемые  растения своего края?

7.Нуждается ли природа в нашей защите?

8.Участвуете ли вы в акциях по охране природы?

9.Любите ли вы отдыхать на природе?

10.Разжигаете ли вы костры в лесу?

Читайте также:  Новогодние поделки своими руками для украшения интерьера

11.Слушаете ли вы громкую музыку?

12.Оставляете вы после себя мусор или не затушенный костёр?

13.Считаете ли вы, что обычная уборка территории — это природоохранная акция?                                    

  14.  Принимаете ли вы участие в благоустройстве прилегающих к вашему дому территорий?

Источник: http://gagago.ru/vneklassnie-meropriyatiya-po-ekologii-v-nachalenoj-shkole.html

Внеклассное мероприятие по экологии 3-4 класс

Сценарий экологического праздника в начальной школе

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы.

Сценарий «Экологический утренник » для 3-4 класса

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы пригласили вас на экологический утренник. Что такое экология? Это наука об охране природы, о бережном отношении к окружающему миру, к Земле.

Само слово «экология » образовалось из двух греческих слов: «экое «, что значит «дом «, и «логос » — наука. Поэтому можно сказать, что экология — это наука о доме.

Для человечества домом является вся наша огромная и в то же время такая маленькая планета Земля.

Ведущий 2. Экологией занимаются сейчас ученые во всем мире. Это слово часто звучит по радио, телевидению, появляется в газетах. Почему? Потому что наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом.

Ученик 1.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть природы храм —

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток.

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

Ведущий 1. С каждым годом скудеют краски лугов и лесов. Цветы исчезают. И мы теряем красоту. Хозяйственная деятельность человека изменяет условия жизни растений.

Ученик 2.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Остается там каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «стой «.

Нам казалось все мало, все мало,

А потом, в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели.

Ведущий 2. Запомните правило! Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из цветов, которые выращены человеком.

Ученик 3.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Ученик 4.

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.

Ведущий 1. Запомните правило! В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания. Идет человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются хрупкие травы.

Ученик 5. Но не только красоту теряют люди. Ведь во многих травах и цветах скрыты великие силы исцеления.

Сценка

Девочка-ромашка.

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой!

Травяная ведьма.

Я хочу тебе, дружок,

Дать в букет еще цветок.

Девочка-ромашка.

Разгадала твой обман!

Посмотрите, вот дурман —

Ядовитая трава.

Разболится голова

От подарка твоего.

Забирай назад его!

Ведущий 2. Ох, уж эта травяная ведьма… Так и норовит сделать гадость. То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.

Травяная ведьма.

Я одумалась, ребята,

Лучше вместе в лес пойдем.

Соберем шалфей и мяту,

Нежных ландышей нарвем.

Дома их поставим в воду.

Девочка-ромашка.

Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем

От таких лихих, как эта,

Собирательниц букетов.

В книгу Красную они

Уж давно занесены.

Мы их рвем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

Ведущий 1. Запомните правило! Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Девочка-ромашка. Ребята! А кто знает, что такое Красная книга природы? (Это книга, в которую заносятся редкие виды животных и растений. Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять надо особенно бережно!)

Жалобная книга природы. Я — «Жалобная книга природы «. Я — тревожный рассказ о том, как порой трудно живется цветам, деревьям, птицам, рыбам, животным. Мой автор — сама природа. Мои читатели — люди с добрым, честным, отзывчивым сердцем. Я — крик о помощи. Кто прочитает меня внимательно, научится понимать, ценить и беречь природу. Станет ее Другом и Помощником.

Игра «Узнай это растение «

Ведущий 2. Очень многие растения, которые нас окружают, мы называем сорными, или сорняками. А ведь многие из них являются лекарственными.

Ведущий 1. Название этого растения — сложное слово. На высоком стебле белые шапки соцветий с мелкими цветочками. Каждый лист рассечен на множество долек. Поэтому кажется, что листьев этих очень много.

Растет эта трава везде: на лугу, у дороги, на лесной поляне. В народе ее уважают. С древних времен это растение использовали для остановки кровотечения, заживления ран, при зубной боли. Оно улучшает аппетит.

Догадались, о каком растении речь? (О тысячелистнике.)

Ведущий 2. Это растение — великан. У него огромные добродушные листья и корзинки плодов с семенами. Плоды имеют шипы-крючочки, с помощью которых цепляются за одежду людей и шерсть животных. Так и расселяются по всей Земле.

По подобию таких шипов люди придумали застежку-липучку. А корни этого растения используют в парфюмерии и в медицине. Что это за растение? (Репейник, он же — лопух.

) А какие выражения вы знаете, в которых используется название этого растения? ( «Пристал, как репейник «, «Вот лопух! «)

Ведущий 1. Это растение растет вдоль дорог. Отсюда и его название. Оно не боится вытаптывания, потому что надежно укрепилось своим густым пучком корней, прижало к земле свои упругие листья.

Цветки у него невзрачные и крошечные, но каждое растение дает 60 тыс. семян, которые приклеиваются к ступням и разносятся по всему свету. Так оказалось оно вместе с европейцами и в Америке. Индейцы дали ему название «след бледнолицых «. Назовите это растение.

(Подорожник.) Как его используют люди? (Для обработки ран, порезов.)

Страницы: 1

Источник: http://www.school-essays.info/vneklassnoe-meropriyatie-po-ekologii-3-4-klass/

Внеклассное мероприятие «Путешествие по экологической тропе» в начальной школе

Внеклассное мероприятие «Путешествие по экологической тропе» в начальной школе

Киселева Г.В., Антонова Т.Г., учителя начальных классов Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа

Цели и задачи:

формирование представлений и элементарных знаний об экологии;анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;развитие индивидуальных способностей учащихся;воспитание бережного отношения к природе;формирование познавательных интересов во внеурочное время.

^

Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.Учиться защищать природные ресурсы.Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Оборудование:

аудиозапись птиц;выставка книг “Природа – твой дом”; оформление стенда “Охрана окружающей среды”;индивидуальные творческие задания; анкеты;клей; цветные карандаши; мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”;карточки – знаки отличия индивидуальных достижений.

^

Учитель – Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.

^ Лес

– Жил был лес.

Слайд 2 Птицы

– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись птиц филина, кукушки, дятла, соловья)– Каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья) Послушай песню о соловье .

Слайд 3 Звери

– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)

Слайд 4 Человек

– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

^ Вырубка леса

– Стал человек тогда вырубать лес.

Слайд 6 Пожар в лесу

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

Слайд 7 Загрязнение водоемов.

– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

Слайд 8 Воздух

– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

^ Засорение отходами

– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

Слайд 10 Просьба леса

– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу. Дерево, цветок и птицаНе всегда умеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни.– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

^

Слайд 11

– Почему в лесу никто не живет?Ученик– Человек разрушил жизнь леса.Учитель– Давайте подумаем, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека? Ученик– Экология.

^

Экология — наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой.

-Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа. Держа в руке глобус, ученик рассказываетСамая прекрасная, родная, Разноцветная, веселая, живая, Ты для нас, как мать, одна на свете,Мы твои заботливые дети.Но порой, под нашими рукамиКрасота твоя бесследно исчезает.Задыхаются от грязи океаны,Звери, птицы, травы погибают.Где бы мы ни жили на планете,За твою судьбу мы все в ответе.Мы твои помощники, друзья,Мы, Земля, с тобой одна семья.– Чтобы помочь лесу, вы согласны, ребята, прогуляться по лесной тропе и исправить ошибки человека?

Читайте также:  Сценарий конкурсной программы к 8 марта, 10-11 класс

Группы

1. Ботаники. Учёные, изучающие растения.

2. Зоологи. Учёные, изучающие животных.

3. Географы. Учёные, изучающие почву, воду и воздух.

Задание 1

Но вы сегодня все друг другу будете помогать.– У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья. Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай – и узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

^ .Весной зеленела, летом загорела,

Осень в сад пришла, красный факел зажгла. Ответ (Рябина)

2.Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. Ответ (Берёза)

3. Зимой и летом – одним цветом. Ответ (Ёль)

4.Никто её не пугает,

А она вся дрожит. Ответ (Осина)

5. С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.А меня все ж обижают,Шкурку тонкую сдирают. Ответ (Липа)

6. Живет в низинке,

Плетет корзинки. Ответ ( Ива)

^

– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.

Задание 2

Учитель– Кого ещё не хватает в нашем лесу?Ученик– Не хватает птиц и зверей.УчительНа столе у вас лежат конверты. Собери картинку из пазлов, наклей на лист бумаги, отгадай кто это и прикрепите на доску.Какую птицу вы прикрепили на доску?

Задание 3

Сейчас каждому задание. Вырезать животное, не повредив ему ни какой части тела, прикрепить на доску.

Задание 4

Давайте поиграем с жителями леса. Кто быстрее вытащит змею. Первая играет команда биологов, вторая команда зоологов, и команда географов.Цель игры: Под музыку все гуляют по лесу , как музыка закончилась, достают змею, первым кто вытащит змею из–под стульев, победил.

^

– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят нас за помощь и хотят проверить ваше домашнее задание, кроссворд.

Задание 5

Слайд 14 Кроссворд

Отгадаем кроссворд все вместе.

^

Как называется верхний плодородный слой земли?Водяной поток, протекающий по четко обозначенному руслу?Как по — другому можно назвать зверей?Назови одним словом деревья, травы, кустарники.Житель планеты, наделенный разумом.То, что изучают географы.Что нам ночью ярко светит с неба?Учитель– Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии.

^

Учитель– Нужно ли охранять природу? – Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии.

В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений, ученики школ помогать взрослым посильным трудом.

Задание 6

Биологи, изучением чего занимаются? Зоологи, изучением кого занимаются? Географы чем занимаются?На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Придумай знак – напоминание о поведении человека в лесу, биологи для растений, зоологи для животных, географы для воды, воздуха и почвы. Повесь его в нашем лесу (на доску).

Слайд 16 Итог урока

Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.(Музыкальный клип).

7 . Завершение путешествия

Учитель

– Вот и подошла к концу наша прогулка по лесу. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять.

Источник: http://shkolnie.ru/geografiya/64714/index.html

Внеклассное мероприятие по экологии для учащихся 2-4 классов » Понемногу обо всём»

Общешкольное мероприятие в рамках недели экологии

Познавательно – развлекательная игра

«Понемногу обо всем…»

для учащихся 2 – 4 классов.

Подготовили ученики 4 «А»

Учителя: Жила ИВ

Цель: формирование экологических знаний, чувства ответственности за состояние окружающей среды, воспитание любви к природе, родному краю, развитие внимания и наблюдательности, сплочение детского коллектива.

Задачи:

— ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;

— прививать экологическое мышление;

— сформировать основы экологической культуры;

— научить решать экологические задачи и проблемы;

— познакомить и развивать знания по разработке и составлению проектных работ.

1. Вступление.

На фоне негромко звучащей мелодии двое учащихся читают стихотворение:

1 уч.

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живём,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес —

Полно таинственных чудес.

2 уч.

По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветёт,

В степи ковыль, как нежный шёлк

Расчёсывает ветерок.

Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит —

Большой, как дом, на волнах спит:

3 уч.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки.

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

Чтоб был в источнике нарзан,

С полянки — земляника,

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с природой дикой.

4 уч.

Ты — тоже часть её чудес,

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течёт,

И по весне сирень цветет.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться.

— Дорогие ребята! Мы очень часто слышим и произносим слово «экология». Что же это за наука? – А это наука о взаимоотношениях в природе и об отношении к ней человека.

По-настоящему любит природу лишь тот, кто её знает и, конечно, понимает, кто её умеет видеть и слышать. А ведь, чтобы научиться этому, надо быть очень любопытным, любознательным и конечно, внимательным.

 Итак, мы сегодня проводим игру, развлекательно – познавательную, которая научит вас быть таковыми. Игра на экологическую тему » Понемногу обо всём», 7 станций, на каждой станции 5-7 минут, после возвращаемся в спортзал.

— маршрутные листы

На первой станции.

1) — А знаете ли вы, что родина картофеля Перу и Чили. И рос он в диком состоянии. Позднее перуанцы стали сажать его у своих жилищ. Климат в Перу своеобразный: днем жарко, а ночью холодно. Индейцы замораживали по ночам картофель, а днем сушили его на солнце и называли «чунью», а клубни – «паппо». 

2) А знаете ли, что когда –то

Жил человек пещерный в дебрях седых времен.

Ел лишь сырое мясо в мрачной пещере он.

Но вот однажды зверя к ужину не добыл

И по причине этой голоден очень был.

Стал он жевать коренья, листву, траву жевать.

Ведь неприятно как — то лечь, не поевши спать.

Минули уж столетья с тех давних забытых пор,

И с ними овощи повсеместно соседствуют до сих пор

И полезны, и вкусны — ешьте овощи от души!

1 станция «Отгадай, кто я…»

1. Рос ребенок — не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем.(капуста)

2. Орехи в земле, листья на земле (картошка)

3. Красная девица росла в темнице (морковь)

4. Сидит баба на грядках – вся в заплатках, кто заплатку оторвет, тот заплачет и уйдет (лук)

5. Лежит Егор под межой, накрыт зеленой фатой (огурец)

6. Растет на грядке зеленая ветка, а на ней – красные детки (помидор)

7. Сидит Федосья, распустивши волосья (лук)

8. Кругла, да не луна, с хвостом, да не мышь, красна, а не девица (морковь)

9. Сидит титюшечка, ни зверь, ни птушечка. (лягушка)

10. Маленькая, легкая, а за хвост не поднимешь. (ящерица)

2) «Что растет на грядке?»

Что растет на грядке: огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп для приправы и для проб.

Есть редиска и салат — наша грядка просто клад…

Если слушал ты внимательно – запомнил обязательно.

Отвечай – ка по порядку: что растет на нашей грядке?

3) Собрать пословицу.

Взгляни на цветок и, он согреет твоё сердце.

Большое дерево и от солнца и от ливня укроет.

Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.

Возле леса жить — голоду не видеть.

Кто землю лелеет – того земля жалеет.

Без хозяина земля круглая сирота.

Лес да вода поле красит.

Накормишь землю – она накормит тебя.

2. Станция Экологический светофор

Для проведения мероприятия используются вопросы на желтых, красных и зеленых карточках, которые кладут на разные столы. Учащиеся должны выбрать с каждого стола по одной карточке и ответить на выбранные вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Зеленые карточки — помогаете природе. 2. Красные карточки — ясно, что вредите ей. 3. Желтые карточки — вас предупреждает.

Приложение №1

Вопросы на желтых карточках:

1. Дружат кошки и собаки с песочницей нашей. Утром, ночью там сидят, туалет там отмечают. Днем сидят детишки, играют и строят домишки. В чем тут загвоздка? Несут ребятишек в больницу!

(Дети заразились глистами. Собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице.)

2. Зайку серого найду, Принесу его домой — Будет этот зайка мой.

(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)

3. Завтра утром в лес пойдем И опята, и маслята, И груздочки соберем. Вот наелись мы, ребята!

Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?

(Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов.)

4. Я кузнечика словил, В банку с травкой посадил. Пусть покажет, как трещит, Как усами шевелит.

(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)

5. Огонь траву с цветами вместе выжег Кусты спалил, в зеленый лес вошел. Он, как испуганная стая белок рыжих, Метался со ствола на ствол.

Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?

6. Бережливым будь с водой! Шевельни опять рукой И, как только воду взял, …

11   Скачиваний: 21

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Источник: https://www.InfoUroki.net/vneklassnoe-meropriyatie-po-ekologii-dlya-uchashchihsya-2-4-klassov—ponemnogu-obo-vsem.html

Ссылка на основную публикацию