Занятие в средней группе «вода в жизни человека»

Учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему: Занятие по экологии «Вода в жизни человека»

Итоговое занятие в средней группе.

«Вода в жизни человека».

Цель: 

Объяснить значимость воды в жизни человека, в природе.

 Задачи:

 Воспитывать бережное отношение к воде.

 Развивать любознательность, мышление, речь детей, умение наблюдать.

 Научить процессу фильтрации воды.

 Предварительная работа: Заучивание стихов о воде, отгадывание загадок, рассматривание карт и картин.

 Словарная работа: Водопроводные трубы, фильтр.

 Материал и оборудование:

 Капли воды, вырезанные из бумаги.

 2 емкости для опытов, воронка, салфетки.

 Карта-схема путешествия.

 Ход путешествия в царство воды.

 Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие. Но сначала отгадайте загадку:

 Она и в озере,

 Она и в лужице,

 Она и в чайнике у нас кипит,

 Она и в речке бежит. шуршит.

 А почему вы так решили?

 Дети: В озере бывает только вода

 Кипятим в чайнике воду.

 В речке – только вода.

 Стук в дверь. Входит девочка в ободке Капельки.

 Воспитатель: Кто ты?

 Девочка: Я — капелька. Зовут меня Капитошка. А пришла я к сестричкам – капелькам, которые живут у вас в группе.

 Воспитатель: У нас в группе? Дети, как вы думаете, где живут у нас капельки?

 Дети: В чайнике.

 В цветочном горшке.

 В кране.

 Воспитатель: Правильно. Давайте покажем Капитошке. Где найдем, мы сделаем отметки.

 Пойдем. Я загадаю загадку, и вы поймете, куда мы подойдем в первую очередь.

 В нашей группе на столе

 В зеленой в стране,

 В расписных горшочках

 Подросли цветочки.

 (уголок природы)

 Куда же мы отправимся путешествовать?

 Дети: К уголку природы.

 Воспитатель: Есть ли здесь вода?

 Дети: Да, есть. В лейке, в земле.

 Воспитатель: А для чего здесь нужна вода?

 Дети: Если земля в горшках будет очень сухая, то цветы погибнут.

 Листья лучше дышат, если их протирать влажной тряпкой.

 Воспитатель: Правильно. Давайте приклеим капельки (покажите на схеме уголок природы) .

 А где же будет следующая наша остановка, узнаете из следующей загадки:

 Спиралью водоросли вьются

 Виляя плавно плавником

 Меж них скалярии снуются,

 Улитку видим за стеклом.

 Куда же мы отправимся сейчас?

 Дети: К аквариуму.

 Воспитатель: как вы определили?

 Дети: Водоросли у нас в группе есть только в аквариуме.

 В стеклянном домике живут наши рыбки.

 Воспитатель: Давайте поближе подойдем к аквариуму. Нужна ли здесь вода?

 Дети: Рыбки без воды не живут.

 Водоросли без воды засохнут

 Воспитатель: Правильно, и здесь живут капельки, сестрички Капитошки. Куда же мы приклеим капельки – значки?

 Дети: На аквариум.

 Воспитатель: Посмотрим на схему. Куда мы последуем дальше?

 Дети: Я думаю, к мойке.

 Воспитатель: Отправляемся к мойке в подсобное помещение. Что вы скажете о воде здесь?

 Дети: Наша нянечка здесь моет посуду.

 Наливает воду из крана для полов.

 Воспитатель: Правильно. Без воды чистой посуды нам было бы не видать. Послушайте стихотворение

 Хороши у нас игрушки:

 Куклы, мишки и хлопушки.

 Пусть игрушки дружат с нами

 Обижать мы их не станем,

 Поиграем и потом

 Все на место уберем.

 Лиза, в каком месте групповой комнаты вы играете? Нужна ли здесь вода?

 Дети: Да, нужна.

 Воспитатель: Для чего?

 Дети: Мы моем игрушки.

 Вода – для стирки белья для кукол.

 Воспитатель: Куда приклеим капельку? (на шкафчик с игрушками)

 Туалетная комната.

 Воспитатель: Для чего мы заходим в эту комнату?

 Дети: Чтобы вымыть руки перед едой.

Моем лицо и руки после сна.

 Просыпаемся – чистим зубы.

 Воспитатель: Что произойдет, если закончится вода в этой комнате?

 Дети: На грязных руках поселятся микробы.

 Воспитатель: Что еще изображено на схеме-карте?

 Дети: Чайник.

 Воспитатель: Какие загадки о чайнике вы знаете?

 Дети:

 ***

 Он начинает песни петь

 Перед тем, как закипеть.

 ***

 Булькает отчаянно

 Он якобы нечаянно

 Вдоволь напыхтится

 И остепенится!

 Вскипел!

 ***

 Жаркий, паркий паровоз

 Нам из кухни чай принес.

 ***

 Пыхтел, сопел

 Нам песни пел

 И щелк – вскипел!

 Воспитатель: Вас  можно частенько увидеть возле чайника. Почему?

 Дети: Очень хочется пить.

 Я сильно люблю чай.

 Воспитатель:

 Без воды нам не умыться,

 Не наесться, не напиться!

 Смею вам я доложить

 Без воды нам не прожить!

 Физкультминутка

 Дождик капнул на ладошку

 На цветок и на дорожку.

 Льется, льется – ой-ой-ой

 Побежали мы домой.

 Воспитатель: Ну вот, Капитошка, сколько у нас в группе живет сестренок – Капитошек, они приносят нам большую пользу. А как они попали к нам в детский сад?

 Дети: По трубе.

 Из реки.

 Воспитатель: Да, дети, вода из большой речки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома. Как называются эти трубы?

 Дети: Водопроводными.

 Воспитатель: Для того, чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить ее зря. Помылись – не забудьте закрыть кран.

 Вчера мы с вами провели эксперимент: на ночь неплотно закрыли кран с водой. А сегодня

рано утром, что мы увидели: вода капала по небольшой капельке, вроде бы ничего страшного, а посмотрите, сколько накапало. Почти целое ведро. Мы, конечно, сразу же кран плотно закрыли.

А если все будут так небрежно относиться к воде, представьте, сколько ее будет вытекать без надобности! У нас в детском саду 6 групп, если все не закроют только по 1 крану.

За ночь вытечет 6 ведер воды, по всем садам города – целое озеро! Вот к чему приведет беспечность.

 А сейчас всех вас и Капитошку приглашаю в нашу волшебную лабораторию. А что делают в лаборатории?

 Проводят опыты.

 Перед вами 2 емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? Посмотрите.

 Дети: в 1-чистая, во 2-грязная.

 Воспитатель: А какую воду вы бы хотели выпить? Эту или эту?

 Дети: Эту (показывают на 1- емкость) .

 Воспитатель: А почему?

 Дети: Воду нужно пить чистую.

 Воспитатель: Давайте вместе очистим эту воду. Сможем мы это сделать? Что для этого нам нужно?

 Дети: Плотную тряпку.

 Салфетку.

 Вату.

 Воспитатель: Возьмем воронку, вложим в нее салфетку и начнем пропускать грязную воду через воронку. Посмотрим что получилось?

 Дети: Вода стала чистой.

 Воспитатель: А что стало с салфеткой?

 Дети: Стала грязной.

 Воспитатель: Этот опыт провела я. А сейчас Зиля очистит грязную воду с помощью ваты. Мы понаблюдаем. Значит, как можно очистить от грязи воду?

 Дети: С помощью ваты.

 Воспитатель: Вата, салфетка, плотная ткань — можно назвать фильтром, так как мы воду фильтровали, то есть очищали от грязи. Повторим, с каким новым словом познакомились?

 Дети: Фильтр.

 Воспитатель: Послушайте стихотворение о воде:

 ***

 Водичка, водичка умой мое личико

 Что бы щечки блестели, чтобы глазки горели

 Чтобы смеялся роток

 Чтобы кусался зубок.

 ***

 Вы слыхали о воде?

 Говорят она везде!

 В луже, в речке, в океане

 И в водопроводном кране.

 Наше путешествие с Капитошкой подошло к концу. Мы с вами посмотрели, послушали, поэкспериментировали. Надеюсь, сделали выводы. Давайте проверим, кто был самым внимательным. Для чего нужна вода?

 Дети: Чтобы пить, стирать, купаться, поливать растения, для животных.

 Воспитатель: Какой бывает вода?

 Дети: чистой и грязной.

 Воспитатель: Что нужно для того, чтобы грязную воду очистить?

 Дети: Фильтр.

 Воспитатель: У Капитошки остались в руках еще капельки.

 Капитошка: Да, дети, я дарю вам на память по 1 волшебной капельке и хочу попрощаться с вами, напомнив о пословице:

 Воду попусту не лей,

 Дорожить водой умейте.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/10/17/zanyatie-po-ekologii-voda-v-zhizni-cheloveka

Конспект занятия «Волшебная вода»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №3

«РЯБИНКА» г. Инза

Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе

«Волшебная вода»

Программное содержание.

ЗАДАЧИ

— развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования

— расширять активный словарный запас детей

— развивать логическое мышление, память.

2. Образовательные:

— познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, течет, безвкусная)

— учить детей играть с водой

— совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.

3. Воспитательные:

воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности

— воспитывать бережное отношение к воде

— воспитывать аккуратность при работе с водой.

Конспект интегрированной образовательной деятельности педагого с детьми второй младшей группы

Тема: «Волшебная вода»

Предварительная работа с воспитанниками:

Беседа на тему «Вода в жизни человека», рассматривание иллюстраций «Вода и её состояния».

Дидактическое обеспечение образовательной деятельности:

— игрушка Капитошка

— ведерочко

— капельки с водой

— прозрачные пластиковые одноразовые стаканчики

— сок яблочный

— трубочки для коктейля

— обручи для физкультминутки

— слайды с изображением состояний воды

— аудиозапись «Капли дождя»

Структура образовательной деятельности:

  1. Введение в игровую ситуацию

а) загадывание загадок;

б) слушание музыкального произведения «Капли дождя»

2. Практическое экспериментирование «Свойства воды»

Физкультминутка «Капельки и тучки»

3. Подведение итогов

Интеграция образовательных областей

  • Познание
  • Коммуникация
  • Социализация
  • Физическая культура
  • Музыка
  • Безопасность
  • Чтение художественной литературы
  • Здоровье
  • Художественное творчество

Задачи:

  • ознакомить детей со свойствами воды: вода течет, вода тяжелая, прозрачная; вода — это жидкость, безвкусная, не имеет запаха
  • уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
  • развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме вода
  • развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы
  • стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

• совершенствовать игровые умения детей, развивать интерес к играм

• формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, умения
работать в группе

  • воспитание любви к природе и бережного отношения к воде
  • учить эмоционально воспринимать окружающее в процессе общения детей друг с другом

• совершенствовать физические качества детей

  • формировать правильную осанку
  • учить осознанно выполнять движения
  • развивать умения координировать свои движения
  • улучшать качество исполнения танцевальных движений;
  • формирование эмоциональной отзывчивости при восприятии музыки
  • умение соотносить звуки с природными явлениями
  • Продолжать укреплять здоровье детей по средствам формирования представлений о ценности здоровья, желания вести здоровый образ жизни.
  1. Художественное творчество

  • Учить рисовать ручеек по представлению, используя нетрадиционные материалы (щетку).
  • закреплять умение рисовать волнистые линии слева направо.
  • создать условия для экспериментирования,
  • развивать творческое воображение.
  • воспитывать интерес к познанию мира.
  1. Чтение художественной литературы:

  • Формирование интереса к книгам по средствам рассматривания иллюстраций, связанных с водой.
  • Развивать умение разгадывать загадки
  • Познакомить с элементарными представлениями о том, как нужно заботиться о своем здоровье
  • Закрепить знания детей о явлениях неживой природы

Оборудование:

  • Игрушка Капитошка
  • Ведерко
  • Капельки воды
  • Прозрачные пластиковые стаканчики
  • сок яблочный
  • трубочки для коктейля
  • обручи для физкультминутки
  • слайды с изображением состояний воды
  • магнитофон
  • аудиозапись «Звуки дождя»

ХОД НОД

Часть I. Введение в игровую ситуацию

(Воспитатель с детьми заходят в зал)

Ребята, поздоровайтесь с гостями. Посмотрите как много гостей в нашем детском саду! (звенит колокольчик)

Ой, Ребятки, вы слышите? Что-то звенит.

Посмотрите, кто к нам пришел в гости? (Капитошка)

— Здравствуй, Капитошка! (Дети здороваются)

— Сегодня в гости к Вам пришел Капитошка. Он хочет проверить какие Вы сообразительные и умные. Только он пришел не с пустыми руками, принес нам подарок – волшебное ведерко.

Давайте посмотрим, ребята, что там внутри? (Дети заглядывают в ведерко)

Ответы детей.

В-ль: — В ведерке водичка, она состоит из капелек.

— Тихо, капелька что-то говорит. Ребята, она хочет, чтобы вы отгадали загадки.

Послушайте:

(Воспитатель читает вслух загадки о воде)

Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, Кто я такая? (Вода)

(Дети отгадывают загадку) Молодцы ребята!

Ребята, сегодня мы с Вами будут говорить о воде и её свойствах.

— Как вы думаете, для чего нужна вода? (Ответы детей)

А теперь давайте послушаем, какую загадку нам загадают другая капелька.

Люди ждут меня, зовут,

а придут к ним – прочь бегут.

(Дождь)

Правильно, дождик. Дождик тоже состоит из капелек воды.

Вы сейчас с Татьяной Юрьевной послушаете, как капает дождик. (Звучит музыка «Капли дождя»)

Т.Ю. набежали тучки, спрятали солнышко, и вдруг начался дождик, забарабанил каплями по листьям и траве.

Капля раз. Капля два

Капли медленно сперва

Кап, кап, кап.

Стали капли поспевать

Капля каплю догонять

Кап, кап, кап.

— Видишь, Капитошка, наши ребятки все про воду знают.

Капитошка давайте вместе отправимся в волшебную стану, где живут капельки, такие как я, все вместе мы образуем воду.

Чтобы попасть в эту страну надо всем закрыть глазки, обойти вокруг себя и произнести волшебное заклинание:

«Глазки Вы сомкните

Вокруг себя обойдите, в Волшебную страну попадите».

(в это время включить картину со звуком воды)

Теперь откройте глазки.

Мы оказались в волшебной стране, где живет Капитошка.

Опыт № 1 (вода течет)

Ребятки, как вы думаете можно налить воду во что-нибудь в стакан, вазу, ведерко (Ответы детей)

Правильно, её можно перелить из одной посуды в другую. Вода течет. Хотите попробовать перелить водичку из одного стаканчика в другой? (Ответы детей).

— Тогда возьмите стаканчик с водой в правую руку и перелейте ее в пустой стакан.

(Дети пробуют аккуратно перелить воду из одного стакана в другой)

Ангелина, ты что сейчас сделала? (перелила водичку)

Получилось? Мы с вами выяснили, что воду можно наливать, переливать. Куда можно налить воду?

Воспитатель: Видишь, Капитошка. У ребят все получилось!

Скорее выходите на коврик!

(На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети — это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «Тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза.)

Капитошка: здорово мы поиграли! Капитошка предлагает снова пройти к столу проделать опыт с водичкой.

Опыт 2 (вода безвкусная)

Читайте также:  Занятие по пдд для детей 2 младшей группы. светофор

— Ребята, перед вами два стаканчика: с соком и водой. Попробуйте

Дети пробуют воду.

Воспитатель: ребята если у неё вкус?

Дети: нет.

Воспитатель: теперь возьмите стаканчики с соком и попробуйте его.

Дети пробуют сок.

Воспитатель: Какой вкус у сока?

Дети: сладкий.

Воспитатель: правильно, ребята. Вода в отличие от сока не имеет вкуса, она

безвкусная. Проговорить с детьми вода безвкусная. Какая вода? Безвкусная.

— Ребята, чтобы не заболеть какую водичку нельзя пить?

(холодную, грязную)

Молодцы ребята!

Вы все правильно говорите. Ни в коем случае нельзя пить холодную и грязную воду.

Вода очень нужна людям.

Капитошка приглашает Вас к экрану, чтобы посмотреть где еще находится вода.

Во время просмотра слайдов воспитатель читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит

Паром чайника шипит,

Без неё вам не умыться

Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Воспитатель ИЗО:

Я тоже была в волшебной стране и знаю мечту Капитошки. Мечта Капитошки – покататься на кораблике. (выполняют мечту Капитошки – рисуют зубными щетками волны для корабликов).

Подведение итога.

А вы знаете ребята, что воду нужно беречь, и когда моешь

руки, нужно сразу закрыть кран. Воды много, но для умывания,

приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить

чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь,

плотно закрывать кран.

А кто мне напомнит с какими свойствами воды мы сегодня познакомились?

(Ответы детей).

— Молодцы ребята! Капитошка, посмотри, какие ребята молодцы! Все запомнили, они теперь все знают. А с тобой нам пора прощаться и из твоей волшебной страны нам надо возвращаться в детский сад. (дети прощаются с Капитошкой).

Ребятки, встаньте, закрывайте глазки и произносите слова

«Глазки Вы сомкните

Вокруг себя обойдите, в детский сад попадите».

Вот мы и снова в детском саду. Вам понравилось в гостях у Капитошки? (Ответы детей)

К сожалению нам пора прощаться и с гостями. Давайте скажем гостям: «До

Свидания

Использованная литература:

  1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Веракса. Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

  2. Интернет ресурсы

11

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konspiekt_zaniatiia_volshiebnaia_voda

№ 2258 Конспект НОД «Вода в жизни человека» в подготовительной группе — Воспитателю.ру — сайт для воспитателей ДОУ

Конспект НОД в подготовительной группе

на тему: «Вода в жизни человека»

г. Уфа, Республика Башкортостан

МБДОУ Детский сад №74

Воспитатель: Биглова Гузял Тимиргалиевна

Тема: «Вода в жизни человека»

Доминирующая область: познавательное развитие                            

Программное содержание: 

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, животных и растений, о свойствах воды. Формировать представление о том, что человек — часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее.

Привлекать детей к экспериментальной деятельности, дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать любознательность, мышление и речь детей. Познакомить с новым видом рисования – кляксографией.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:салфетки, вата, указка, волшебная палочка, буквы, пипетки, кроссворд, глобус, прозрачные стаканы с горячей и холодной водой, сахар — рафинад, масло, фартуки, ложки, тарелки, фильтровальная бумага, альбомные листы, чернила, клеенки.

Ход занятия.

Вос-ль: Ребята, сегодня утром  я обнаружила вот такой кроссворд и конверт с вопросами. Если мы с вами правильно отгадаем кроссворд, то узнаем, о чем будет занятие. 

Я предлагаю вам отгадать по буквам и расположить буквы на магнитной доске.

  • В первой клеточке живет звук, который, спрятался  в слове «Совок» и слышится  в нем на третьем месте (В). Какой буквой он обозначается?
  • Во второй клеточке живет звук, который спрятался  в слове «Гром» и стоит в нем  также на третьем месте (О). какой буквой он обозначается?
  • В третьей клеточке живет звук, с которого  начинается слово «Дорога» (Д). Какой буквой он обозначается?
  • В четвертой клеточке  занимает звук, который стоит на втором месте в слове « Рама»  (А). Какой буквой он обозначается?

Вос-ль: Давайте вместе прочитаем, какое слово у нас получилось?

Дети: Вода.

Вос-ль: Оказывается эти листочки являлись нам подсказками. Капелька – вода в жидком виде, тучка – парообразном, а снежинка – в каком?

Дети: Твердом.

Вос-ль: Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека.                                                                                                                                                     

Ребята, как вы думаете, сколько времени человек  может прожить без пищи?

Дети: Месяц.

Вос-ль: Да мы с вами уже говорили об этом, а без воды?

Дети: День, год….

Вос-ль: А без воды человеку еще труднее жить – без нее он может прожить всего 1 неделю. Как вы думаете, много ли воды на Земле?

Дети: Да

Вос-ль: Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на макет нашей Земли. Как он называется?

Дети: Глобус.

Вос-ль: Каким цветом обозначена вода на глобусе?

Дети: Синим.

Вос-ль: А из чего состоит вода на земном шаре?

Дети: Это — реки, моря, океаны и т.д.

Вос-ль:  Из чего состоят реки, моря и океаны?

Дети: Из воды. 

Вос-ль: А белый цвет что может обозначать?

Дети: Снег, лед.

Вос-ль:  Из чего образован снег и лед?

Дети: Из воды.

Вос-ль: Правильно. Вода — одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Сейчас мы с вами поиграем в игру « Какая бывает вода?». Послушайте правила игры: «волшебную палочку»  держит тот, кто отвечает на мой вопрос: « Какая бывает вода?»

Дети: Горячая, холодная, газированная, морская, пресная, колодезная, водопроводная, сырая, кипяченная, родниковая, дождевая, талая, болотная, приятная, бодрящая, вкусная, невкусная, прозрачная, жесткая, минеральная, теплая, речная, озерная, соленая, сладкая.

Вос-ль: Молодцы, и вправду без воды жизнь представить сложно.

Вы слыхали о воде:

Говорят она везде:

В луже, море, океане.

И водопроводном кране.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Итак, сегодня мы поговорим о воде. Вспомним, какие мы знаем свойства воды. Наденьте, пожалуйста, фартуки и начнем нашу экспериментальную работу.

1. Опыт “Вода растворитель”.

Вос-ль: Я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят два блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.

1. Белый камень в воде тает. (Сахар).

Проверим, правильно ли мы отгадали  первую загадку. (Снимаем салфетку с первого блюдца).

2. Желтое, а не солнце, льется, а не вода, на сковородке шипит и брызгается” (Масло).

Проверим правильно ли мы отгадали  вторую загадку.(Убираем  салфетку со второго  блюдца.)

Ребята, а почему  сахар боится воды?

Дети:  Потому что сахар в воде растворяется, исчезает.

Вос-ль: Давайте проверим так ли это?  Внимательно слушайте меня, что я вам  говорю, а то у нас не получится эксперимента, теперь аккуратно садитесь на свои места, не толкайтесь, не проливайте стаканы с водой. Ребята, у вас на столе по два стакана. В одном стакане горячая вода, а в другом- холодная.  Как можно узнать, что там горячая и холодная вода?

Дети:  Потрогать стакан, попробовать, идет пар..

Вос-ль:  Как вы думаете, в какой воде быстрее растворится сахар — в горячей или холодной? Для этого нам нужно положить в оба стакана по одному куску сахара и посмотреть, в какой воде быстрее растворится сахар  в горячей или холодной. Посмотрите, что происходит с сахаром?

Дети: Он растворяется.

Вос-ль: Давайте уточним, в какой воде сахар растворяется быстрее?

Дети: В горячей воде быстрее растворяется сахар, а в холодной воде медленнее.

Вос-ль: А что нужно сделать, чтоб быстрее растворился  сахар в холодной воде?

Дети: Нужно перемешать ложкой.

Вос-ль: Перемешайте.

Растворяется?  Ребята, а теперь скажите, все ли вещества могут растворяться в воде,  как вы думаете? Если в воду налить масло оно также исчезнет как сахар?  Давайте попробуем в стакан  с водой добавить масло.

Сначала надо освободить один стакан. Перелейте  горячую  воду в стакан с холодной водой. Берите свои пипетки и наберите масло.  И добавьте несколько капель масла в стакан. Что произошло с маслом в воде?

Дети: Масло плавает.

Вос-ль: Да масло на поверхности, не тонет, посмотрите, масло в воде не растворяется, оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. Значит, делаем вывод:  вода, ребята, может служить растворителем, но не для всех веществ, масло в воде  не растворяется.

2. Опыт “Очистка воды”.

Вос-ль: Ребята, посмотрите еще раз на стакан, куда мы наливали масло.  Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно ли пить такую воду?

Дети: Нет.

Вос-ль: Почему?

Дети: Она пахнет маслом и неприятно на вкус.

Вос-ль: Да действительно, такая вода не пригодна для питья.  И что нужно сделать, чтобы вода  стало чистой?  Как вы думаете?

Дети: Очистить.

Вос-ль: А с  помощью чего можно очистить воду? А я вот знаю  — с помощью фильтра. Посмотрите,  как можно сделать самый простой фильтр для очистки  воды.  Бумагу сворачиваем воронкой и устанавливаем в чистый стакан.

Берем вату и кладем внутрь воронки.  Давайте все вместе попробуем сделать фильтр.  Возьмите воронку положите в центр вату. Ребята, теперь необходимо масленую  воду пропустить через фильтр. Пропускаем, льем медленно.

Посмотрите на вату, что-нибудь замечаете?

Дети: Вата не такая чистая, на вате осталось масло.

Вос-ль: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистой.

Вос-ль: Куда же делось масло?

Дети: Все масло осталось на фильтре, на вате.

Вос-ль: Итак, сделаем  с вами вывод: воду можно очистить при помощи фильтра.

Физминутка.

Жил исә безнең биткә,

Агачларны селкетә.

Жил тына, тына, тына.

Агачлар усә, усә.

Вос-ль: Молодцы! Садитесь. Ребята, вода —  это одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали сегодня?

Дети: Вода – жидкость. Вода может быть растворителем. В воде не все вещества растворяются. Воду можно очистить с помощью фильтра. Молодцы! Ребята, без воды невозможно жить на земле, поэтому надо беречь и охранять ее.

Вос-ль: А теперь  мы с вами попробуем порисовать водой. Возьмите пипетки и все подойдите ко мне. Вот посмотрите. У меня чернила — это тоже вода, только она покрашенная. Внимательно посмотрите, как я буду рисовать водой. Беру пипетку, набираю чернила в пипетку, капли распределяю на одну половине листа. Закрываю лист и провожу рукой. Открываем и смотрим, на что похож мой рисунок.

Дети: Бабочка, жук, ваза…

Вос-ль: Такой вид рисования называется кляксография. Теперь вы нарисуйте Молодцы! Покажите свои рисунки гостям. А вечером дома у родителей спросите, что они знают о воде, а завтра мы с вами обсудим другие свойства воды. На этом наше занятие окончено, спасибо за внимание, скажем гостям до свидания.

Источник: http://1.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/mart/no-2258-konspekt-nod-voda-v-zhizni-cheloveka-v-podgotovitelnoy-gruppe/

конспект занятия Вода в жизни человека

«Где вода – там жизнь«

Конспект  открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Петаева Анна Михайловна, воспитатель МАДОУ «Детский сад N88 «Чебурашка», г. Тюмень.

Программное содержание:

Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах – жидкая, твердая, газообразная; дать представления о последствиях связанных с водой.

Развивать речь, мышление, любознательность, умение любоваться красотой воды.

Воспитывать бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу, развивать экологическую культуру.

Материал для занятия: рисунки по теме «Вода», опорные картинки связанные с водой, детские халаты, пластмассовые стаканчики 12 шт., ложечки 12 шт., речной песок, сахар, соль, лед, Капелька.

Ход занятия:

В – Дорогие ребята вы любите путешествовать? (ответы детей) сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие. Нам предстоит плыть по реке. Мы должны с вами выбрать вид водного транспорта, на котором мы будем с вами путешествовать. А какие виды водного транспорта вы знаете? (ответы детей)

В – Интересно, а как выглядит лодка? (ответы детей)

В – А мы сможем на лодке отправиться в путешествие по реке? А все ли поместимся на лодку? Почему?

В – Верно умнички, а как выглядит корабль?

В – Как вы думаете, мы сможем путешествовать по реке?

В – Теперь я все поняла. Чтобы отправиться в путешествие нам необходимо построить корабль, на котором мы поплывем в наше путешествие.

(строим корабль)

В – какой у нас красивый корабль получился. Приглашаю Вас пройти на борт нашего корабля, занимаем свои места. Всем удобно? отправляемся в наше путешествие.

(включается музыка со звуком шума моря, крика чаек)

В — Ребята, послушайте, как плещется вода за бортом нашего корабля, как кричат чайки.

Первая пристань «Знакомство с Капелькой»

В — А вот и наша первая пристань. Прошу выйти вас на берег. Нас встречает Капелька. Здравствуй Капелька. А Капелька нам приготовила задание. Она живет в воде, а кому она нужно мы будем выбирать из этих карточек. Посмотрите сколько много карточек с разными предметами.

(карточки клеем на ватман вокруг сестрицы Капельки, ставим на мольберт) А почему этим предметам вода не нужна?В – Вы очень здорово справились с этим заданием которое, предложила нам Капелька.

Теперь мы знаем, что есть предметы, которым нужна вода, а есть предметы, которым она не нужна.

В –Капелька приглашаем тебя с нами в путешествие. Тогда на борт нашего корабля. Прошу занять места на корабле всем удобно?

В – ребята Капелька мне рассказала такую интересную историю, сейчас я вам ее расскажу.

Читайте также:  День знаний. сценарий линейки

«Жил – был маленький ручеек. Бежал он среди лесов, лугов. На пути встретил незнакомца ну очень похожего на него.

— Ты кто? – спрашивает он.

— Я – ручеек. А ты кто?

-И я ручеек, — отвечает наш ручей. – давай дружить и потечем дальше вместе.

Так, воды многих ручейков слились в одну большую красивую реку. Катит она свои воды многие километры, по пути щедро даря воду людям. Пришел Человек к реке, залюбовался ее чистыми водами и попросил реку поделиться своими дарами. Поставил Человек насосы, чтобы качать воду из реки и подавать ее в водопровод.

Но какой бы, ни казалась чистой вода Человеку, в ней все равно оставались песчинки, частички ила, грязи. Чтобы избавиться от этих «попутчиков» воды, Человеку пришлось построить очистные сооружения и только после очистки отправлять воду в дальнейший путь – в наши водопроводные краны.

Вот так я, Капелька, попала к Вам».

Вот такой долгий и сложный путь проделывает капелька, и она становится драгоценной, так как дорого обходится человеку. Вот мы и подплыли к пристани. А что же нас там ждет.

Вторая пристань «Мини-лаборатория Капельки»

В – Приглашаю вас пройти в мини-лабораторию Капельки. В лаборатории проводят исследования и опыты. В этой лаборатории Капелька нас хочет познакомить с водой поближе.

Надеваем сначало халаты, потом подойдите все ко мне и возьмите колпачки. И садимся удобно за стол. Посмотрите что тут у нас? Возьмите стакан с водой.

Посмотрите, имеет ли вода цвет? Возьмите в руку стакан и посмотрите, видите ли вы свою ладонь?

В – Понюхайте, имеет ли она запах?

В – Попробуйте, имеет ли вода вкус?

В – А теперь насыпьте в стакан с водой ложку сахара и размешайте. Что же произошло с сахаром?

В — Проверьте, растворяется ли в воде песок? Добавляем песок в воду и попробуем размешать, что произошло?

В – ребята посмотрите на карточку и скажите, в каком состоянии изображена вода? (жидкая) а в каком состоянии еще бывает вода? (ответы детей твердая) правильно лед это тоже вода, но замершая.

А когда у нас чайник дома кипит на крышке что образуется? (Газообразная) Умнички пар это тоже вода! Итак, какие свойства мы с вами исследовали в мини-лаборатории Капельки? (смотрим карточки) все подходим ко мне и снимаем колпачки.

Снимаем халаты и вешаем на стул.

В – Умнички. Вот какая волшебница вода. Мы снова садимся в наш корабль и отправляемся дальше, а за следующим поворотом реки нас ждет последняя пристань.

В — А может вы знаете стихотворения, загадки, заклички, поговорки и потешки о воде. (Рассказывают стихотворения, загадки, заклички, поговорки и потешки)

Мы говорим: она течет,

Мы говорим: она играет,

Она бежит всегда вперед,

Но никуда не убегает. (вода)

Воды жалеть кашу не варить.

Идет дождь – даст он рожь.

Вода камень точит.

Не зная броду, не суйся в воду.

Тихие воды глубоки.

Под лежачий камень вода не течет.

Я и туча и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Гонит капля дождевая

Ручеек за ручейком

Те бегут не унывая

В реки быстрые потом.

А потом и синь морская,

А за нею океан

Воду зря не выпуская

Закрывай покрепче кран!

В – Ой как много вы знаете. Молодцы!

Третья пристань «Плохая вода»

— А вот мы с вами приплыли, и это наша последняя пристань, а что ребята случилось с нашей капелькой? Посмотрите она грустная?

В – Оказывается вода не всегда бывает хорошей. Она может не только помогать, но и разрушать, сколько всего может погибнуть. Ребята посмотрите, это ноутбук и мы на нем посмотрим, какая плохая бывает вода. Встаем полукругом. (видео цунами, ливни, разрушение, загрязнение)

В – вот какая бывает вода разрушительная. Ребята, а мы Капельке приготовили сюрприз потешку о водичке.

Водичка, водичка

Умой мое личико

Чтобы глазоньки блестели

Чтобы щечки краснели

Чтоб смеялся роток

Чтоб кусался зубок.

Умнички.

В – Но есть еще источники с очень чистой и полезной водой. Это минеральная вода, она очень полезна для нашего организма. Я приглашаю вас выпить стаканчик минеральной воды. И на этом наше плавание закончено. Спасибо всем.

Источник: http://sundekor.ru/uchebnyj-material/2-kurs/konspekt-zaniatiia-voda-v-zhizni-cheloveka/

Конспект занятия « Ее величество вода»

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе « Ее величество вода» .

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии.

Развивающие: Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы. Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга. Воспитывать бережное отношение к воде. Оборудование: лед, сахар, песок, вода, молоко, мисочки, ложки, баночки, воронки, вата, кисточки и краски.

Ход занятия:

Организационный момент.

  • Дети, давайте возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение. Вспомним наш девиз занятия: С голубого ручейка, Начинается река.

А занятие начинается – с улыбки. 1часть.

А о чем будет сегодня наше занятие, вы узнаете, если отгадаете загадки:

Бежит, бежит, не выбежит,

Течет, течет, не вытечет (вода)

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без ….. (воды)

— О чем все эти загадки? (о воде)

— Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о ее Величестве Воде.

Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит их воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Поэтому, воду надо беречь и охранять .

Ребята давайте вспомним какие свойства воды вы уже знаете?

  1. Вода – это жидкость.

  2. Вода не имеет собственной формы.

  3. У воды нет вкуса и запаха.

Сегодня я на занятие пригласила интересную гостью.

  • Дети, встречайте…(Входит Капелька)

Капелька: Здравствуйте, ребята! Я – Капелька!

Я пришла к вам посмотреть и послушать, что вы обо мне знаете? Кого я могу напоить?

  • Ребята, давайте расскажем Капельке, кому нужна вода.

Я предлагаю поиграть в игру: «Кому нужна вода?»

  • Ребята, а давайте вспомним, для чего человеку нужна вода?

Игра: « Вода в жизни человека». 2 часть.

  • Ребята, а вы знаете, что вода – волшебница. Я хочу вас снова пригласить в нашу волшебную лабораторию. Мы с вами сейчас превратимся в волшебников и продолжим наши опыты с водой. ( Присаживаемся за столы.) 1 опыт.

_ Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки. Одна с сахарным песком, другая с речным песком.

  • Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.
  • В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет? (сахарный песок в воде растворился).
  • Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка. Растворился речной песок в воде или нет? ( Речной песок в воде не растворился.) — Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились? (Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет)
  • Правильно, дети! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Дети закройте глаза( по руке каждого ребенка проводим кусочком льда) .

Что вы почувствовали? (Холод).

Как вы думаете чем я прикоснулась к вашей руке?

(чем то мокрым, холодным, дьдом)

Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить (лед таит, лед превращается в воду).

Так что же такое лед? ( это вода в твердом состоянии, замершая вода).

В каком состоянии может быть вода? ( жидком и твердом).

Возьмите салфетки и протрите руки.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру « хорошо – плохо».

Встаем в круг и я вам буду кидать мяч и спрашивать вода – это хорошо и почему, вода это плохо – почему?

3 опыт:

А теперь давайте продолжим наши опыты с водой.

Пододвиньте к себе поближе два стаканчика один с водой другой с молоком.

Положите в оба стакана по камушку.

В каком стаканчике камушек виден, а в каком нет?( ответы детей)

Как вы думаете почему? В стаканчике с водой камушек виден потому что вода прозрачная бесцветная.

  • — Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (Вода прозрачная, бесцветная)
  • Ребята, как вы думаете, вода может поменять свой цвет. Давайте попробуем.
  • Возьмите кисточки, опустите ее в краску и перемешайте в воде. — Изменила вода свой цвет или нет? (да) — Какого цвета стала вода у ……..? Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? ( Вода может менять свой цвет).
  • Ребята, а как вы думаете, изменит вода свой цвет, если положить в нее варенье. Попробуйте это сделать дома.
  • Капелька, что это у тебя?

Капелька: Надо же! Я испачкалась, когда проплывала мимо завода. Я и вам захватила с собой воды напиться, вот она.

  • Ребята, а нам можно пить такую воду пить? (НЕЛЬЗЯ) Да, нельзя. В такой воде даже рыбы не живут.

Капелька: Что же мне делать? Может, вы мне посоветуете?

  • Ребята, поможем Капельке очиститься?
  • А вы знаете, это можно сделать с помощью фильтра.

Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Если нет салфетки, можно взять марлю или вату. — Возьмем фильтр, поместим в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр.

  • Я очень осторожно буду лить грязную воду в баночку с фильтром.
  • Что мы видим? (вода очищается)

Аккуратно возьмем фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала? ( Вода стала чистая, прозрачная)

— Куда делась грязь? (вся грязь осталась на фильтре)

  • Я вам показала самый простой способ очистки воды, но всю воду в мире нельзя так очистить. Поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы.
  • Дети, с какими новыми свойствами воды мы сегодня с вами познакомились?

( Вода может растворять одни вещества, а другие нет).

Вода прозрачная.

Вода может менять свой цвет.

Вода может быть в жидком и твердом состоянии.

(Воду можно очистить с помощью фильтра).

Капелька: Спасибо вам большое. Я очень рада, что вы так много знаете о воде. Мне пришла пора отправляться дальше в путешествие. А на память я вам дарю своих подружек – капелек. Дружите с ними и берегите их.

  • Спасибо, тебе Капелька! До свидания!
  • Ребята, а закончить наше занятие я хочу следующими словами:

В природе путешествует вода.

Она не исчезнет никогда. То в снег превратится, то в лед, Растает и снова в поход.

Вокруг оглянитесь:

Вас окружает везде и всегда, Эта волшебница – наша вода.

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-zaniatiia-ieie-vielichiestvo-voda.html

Занятие по экологии «Вода в жизни человека»

Цель:

Образовательная: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека; формировать основы целостного восприятия мира, в котором человек и природа тесно связаны друг с другом; углубить и обобщить знания детей о воде как среде обитания рыб, животных, водорослей

Развивающая: развивать представление детей о том, что вода очень нужна для всех существ

Воспитательная: прививать бережное отношение к воде; воспитывать желание заботиться о природе.

Билингвальный компонент: вода — су, река — өзен.

Оборудование: Рисунок речки «Прозрачной», три вырезанных рисунка завода, маркер, атрибут рыбки, невод, глобус, »

Предварительная работа: беседы с детьми о планете Земля как общем доме, чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Ход урока:

Мотивационно — побудительный

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Организационно – поисковый

Сегодня мы отправляемся в чудесный мир природы.

А о чем мы будем говорить на этом занятии, вы узнаете, отгадав загадку.

 Загадка

И бесцветная она,

И, как будто, не вкусна,

Но её, пока живём,

С удовольствием мы пьём.

  (Вода)

Сегодня мы будем говорить о воде и о бережном отношении к ней.

Показ глобуса.

 Кто мне скажет, что это такое? Да, это маленький макет нашей земли.

Скажите, пожалуйста, какого цвета больше на нашей планете? (Голубого)

Правильно ребята, большую часть нашей планеты занимают океаны, моря, озёра и реки.

Давайте скажем слова «вода», «река» на кзахском языке

Воды на нашей планете много, но вся ли она пригодна для питья? Конечно, нет. В морях и океанах вода, соленная ее нельзя пить. Поэтому мы должны, бережно относиться к воде. В пресной и в солёной воде живут рыбы и животные, растут растения.

Но случается, ребята, иногда и вот так. Хотите узнать как?

Рассказ о речке Прозрачной

Текла по равнине речка с чистой пречистой водой. И называлась она Прозрачная. Летом дети купались, рыбу ловили. Построили на ее берегу завод игрушек. Для работы заводу надо много воды, вот и проложили от завода к речке две трубы.

Проводится опыт.

Ребята у вас на столах стоит сок с трубочками. Попробуйте попить сок через трубочку.

 Вот так по одной вода на завод вливается, по другой обратно в речку выливается.

 Вливается чистая, прозрачная вода, а выливается грязная отработанная. И стала речка в этом месте, словно от стыда за творимые безобразия, алее мака.

Ниже по течению построили еще один завод — завод резиновых сапог. И он чистую, прозрачную воду жадно пьет, сбрасывая по трубе обратно грязную, отработанную воду. И стала речка, словно от досады, чернее сходящих с конвейера черных резиновых сапог.

Читайте также:  Устный журнал ко дню победы, 8 класс

Ещё дальше вырос на берегу третий завод — тканей, от чего речка сделалась пестрой — пестрее самого пестрого ситца.

Так — то вот: была речка чистой, называлась даже Прозрачной, да стала грязной, даже разноцветной. Люди сердятся не умыться, не искупаться. А о рыбаках и говорить не приходится. И приключилась с ними вот такая история.

Инсценировка сказки

Жили — были старик со старухой на берегу речки Прозрачной. И вот однажды забросил дед невод и вытащил его не только с травою речною, но и с ржавыми банками и битыми бутылками. Закинул он невод во второй раз и выловил рваный башмак, пластиковые пакеты и прочий мусор. Ну а в третий раз, как и полагается, попалась старику золотая рыбка.

И известное дело заговорила рыбка человеческим голосом. Ну, вот чудо: не стала золотая рыбка просить старика: мол, отпусти меня, старче, в речку. А наоборот, стала молить: только не отпускай меня, старче в речку, лучше отнеси меня домой и отпусти меня в аквариум с чистою, прозрачную водою. Отслужу тебе верой и правдой любую службу.

Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», разноцветной, а хочу остаться рыбкой золотою.

 — Грустная сказка, правда. Но люди любят наш общий дом, со всеми живущими на земле, и стараются сделать так, чтобы таких грустных историй было как можно меньше.

Вот об этом я вам расскажу чуть позже, а теперь давайте отдохнем.

Физминутка. «Рыбки»

Рыбки весело плескались.

В чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся.

То зароются в песке.

Приседаем столько раз.

Сколько рыбок здесь у нас.

Однажды пожаловал на берег Разноцветной самый главный санитарный врач тех мест. На заводах побывал, всё разузнал и очень рассердился. Заводы, говорит, это очень хорошо, но и про людей, и окружающую их природу тоже нельзя забывать.

Разве можно смириться с тем, чтобы купальщики выходили из воды разноцветными попугаями? Как это так людям в речке не искупаться, не умыться, ни рыбу наловить? И приказал срочно на всех заводах построить «водоочистители». Пусть испачканная в цехах вода там же чистится и отмывается.

Послушались на всех трех заводах доброго совета, и красно — черно — зеленые в крапинку потоки, текущие из труб, иссякли. С этой поры речка Разноцветная, вновь стала речкой прозрачной, чистой: можешь купаться, и рыбу наловить и ухи наварить.

Ребята, а как называется наша речка?

Чистая в ней вода?

Весь материал — смотрите документ.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/zanyatie-po-ekologii-voda-v-zhizni-cheloveka.html

Вода в жизни человека. Биологическое и экологическое значение воды :

Вода – источник жизни на Земле, великая природная ценность, покрывающая 71% поверхности нашей планеты, самое распространенное химическое соединение и необходимая основа для существования всего живого на планете. Высокое содержание в растениях (до 90%) и в теле человека (около 70%) лишь подтверждает важность этого компонента, не имеющего вкуса, запаха и цвета.

Вода – это жизнь!

Роль воды в жизни человека неоценима: она используется для питья, пищи, умывания, различных хозяйственных и промышленных нужд.

Вода – это жизнь!Роль воды в жизни человека можно определить по занимаемой ею доле в теле и органах, каждая клетка которых богата водным раствором из необходимых питательных веществ.

Вода – одно из эффективных средств физического воспитания, широко использующееся для личной гигиены, оздоровительной физкультуры, закаливания, водных видов спорта.

Биохимические свойства воды

Сохранение упругости и объема живой клетки было бы невозможным без воды, равно как и значительная часть химических реакций организма, протекающих именно в водных растворах. Незаменимой столь ценную жидкость делает ее теплопроводность и теплоемкость, обеспечивающая терморегуляцию и защищающая от температурных перепадов.

Вода в жизни человека способна растворять некоторые кислоты, основания и соли, представляющие ионные соединения и некоторые полярные неионные образования (простые спирты, аминокислоты, сахара), называемые гидрофильными (с греч. дословно – склонность к влаге).

Не под силу жидкости нуклеиновые кислоты, жиры, белки и некоторые полисахариды — гидрофобные вещества (с греч. – страх влаги).

Биологическое значение воды достаточно велико, так как эта бесценная жидкость является основной средой при протекающих в организме внутренних процессах. В процентном соотношении наличие воды в организме выглядит следующим образом:

Системы организма

Содержание, %

Жировые ткани

25

Кости

До 28

Печень

До 69

Мышцы

75

Почки

До 82

Мозг

До 85

Кровь

92

Интересные высказывания о воде

Интересно по этому поводу высказывание фантаста В. Савченко, одной фразой раскрывшего значение воды: у человека имеется значительно больше мотивов считать себя жидкостью в отличие, к примеру, от 40%-го раствора натрия.

А среди биологов популярна шутка, что в качестве средства собственного передвижения вода «изобрела» человека, основным компонентом организма которого она является. 2/3 ее общего количества содержится внутри клеток и именуется «внутриклеточной», или «структурируемой» жидкостью, которая способна обеспечивать устойчивость организма к влиянию отрицательных факторов внешней среды.

Третья часть воды находится вне клеток, причем 20% этого количества составляет сама межклеточная жидкость, 2% и 8% — соответственно, вода лимфы и плазмы крови.

Значение воды в жизни человека

Значение природного компонента в жизни и быту просто неоценимо, так как без него невозможно существование в принципе.

Вода необходима для жизни потому, что:

  • увлажняет вдыхаемый кислород;
  • помогает организму в качественном усвоении питательных веществ;
  • способствует превращению пищи в энергию и нормальному пищеварению;
  • участвует в проходящем обмене веществ и химических реакциях;
  • выводит излишки солей, шлаки и токсины;
  • отлаживает температуру тела;
  • обеспечивает упругость кожи;
  • регулирует кровяное давление;
  • препятствует возникновению камней в почках;
  • является своего рода «смазкой» для суставов и амортизатором для спинного мозга;
  • оберегает жизненно важные органы.

Круговорот воды в организме

Одно из условий существования всего живого – постоянное содержание воды, количество поступления которой в организм зависит от образа жизни человека, его возраста, физического здоровья, факторов внешней среды.

В течение суток до 6% имеющейся в организме воды подвергается обмену; в течение 10 дней обновляется половина ее общего количества.

Так, в сутки организм теряет воды примерно 150 мл с калом, около 500 мл с выдыхаемым воздухом и столько же с потом и 1,5 литра выводится с мочой. Примерно такое же количество воды (около 3 литров в сутки) человек получает обратно.

Из них треть литра образуется в самом организме во время биохимических процессов, а около 2 литров потребляется с пищей и напитками, причем суточная потребность в исключительно питьевой воде составляет где-то 1,5 литра.

В последнее время специалисты подсчитали, что человек все-таки должен выпивать воды в чистом виде около 2 литров в день, чтобы не допустить даже малейшего обезвоживания организма.

Такое же количество рекомендуют потреблять йоги, знающие истинное значение воздуха и воды.

Абсолютно здоровый человеческий организм в идеале должен иметь состояние водного равновесия, называемое иначе водным балансом.

К слову, немецкие ученые после ряда проведенных на студентах экспериментов выяснили, что большую выдержанность и склонность к творчеству проявляют те из них, кто больше остальных пьет воду и напитки. Вода в жизни человека играет побудительную роль, наполняя энергией и жизненными силами.

По некоторым подсчетам за 60 лет жизни человек в среднем выпивает около 50 тонн воды, что соизмеримо практически с целой цистерной. Интересно знать, что обычная пища наполовину состоит из воды: в мясе ее – до 67%, в кашах – 80%, овощи и фрукты содержат до 90%, хлеб – около 50%.

Ситуации повышенного потребления воды

Обычно человек в день получает около 2-3 литров воды, но существуют ситуации, при которых потребность в ней увеличивается. Это:

  • Повышенная температура тела (более 37°C). С каждым возрастающим градусом воды требуется на 10% больше от общего количества.
  • Тяжелая физическая работа на свежем воздухе, при которой жидкости нужно выпивать 5 – 6 литров.
  • Работа в горячих цехах – до 15 литров.

Дефицит ценной жидкости является причиной возникновения многих заболеваний: аллергии, астмы, избыточного веса, повышенного артериального давления, эмоциональных проблем (депрессии в том числе), а ее отсутствие приводит к нарушению выполнения всех функций организма, подрывая здоровье и делая уязвимым для болезней.

Потеря воды до 2% от общей массы тела (1 – 1,5 литра) вызовет у человека чувство жажды; утрата 6 – 8% приведет к полуобморочному состоянию; 10% обусловят появление галлюцинаций и нарушение глотательной функции. Лишение 12% воды от общей массы тела приведет к гибели. Если без пищи человек способен просуществовать около 50 дней при условии потребления питьевой воды, то без нее — максимум 5 дней.

В действительности большая часть людей выпивает воды меньше рекомендуемого количества: всего лишь третью часть, причем появляющиеся недомогания нисколько не связываются с недостатком жидкости.

Признаки недостатка воды в организме

Первые признаки обезвоживания:

  • головокружение;
  • шелушение и сухость кожи;
  • усталость и вялость;
  • боли в суставах и спине;
  • снижение работоспособности;
  • нарушение пищеварительных и кровообразовательных процессов,
  • увеличение вязкости крови и, как следствие, повышение риска тромбообразования.

Стабильное поступление воды в организм в необходимом количестве способствует обеспечению жизненного тонуса, избавлению от недомоганий и многих серьезных заболеваний, улучшению мышления и координационных действий мозга.

Поэтому появляющуюся жажду всегда нужно стараться утолить.

Лучше при этом пить часто и понемногу, так как большое количество жидкости с целью разового пополнения ежедневной нормы полностью впитается в кровь, что даст ощутимую нагрузку на сердце до момента выведения воды из организма почками.

Водный баланс организма – прямой путь к здоровью

Иными словами, вода в жизни человека при правильно организованном питьевом режиме способна создать приемлемые условия для сохранения необходимого водного баланса. Важно, чтобы жидкость при этом была высокого качества, с наличием необходимых минеральных веществ.

Парадоксальной является ситуация современного мира: вода, источник жизни на Земле, может быть опасна для самой жизни, неся практически с каждой каплей разнообразные инфекции.

То есть полезной для организма может быть только чистая вода, проблема качества которой в современном мире очень актуальна.

Дефицит воды – страшное будущее планеты

Вернее, жизненно важной становится сама проблема наличия питьевой воды, с каждым днем превращающейся во все более дефицитный продукт. Причем значение воды на Земле и ее недостаток в международных отношениях обсуждаются на высшем уровне и часто конфликтным способом.

Сейчас более 40 стран испытывают недостаток воды по причине засушливости многих регионов. Через 15 – 20 лет, даже по самым оптимистичным прогнозам, значение воды на Земле поймет каждый человек, так как проблема ее нехватки затронет 60 – 70% населения планеты. В развивающихся странах водный дефицит вырастет на 50%, в развитых – на 18%.

Как следствие, усилится международная напряженность вокруг темы нехватки водных ресурсов.

Загрязненная вода как результат деятельности человека

Связано это с геофизическими условиями, хозяйственной деятельностью человека, часто непродуманной и безответственной, что значительно увеличивает нагрузку на водные ресурсы и приводит к их загрязнению.

Огромное количество воды уходит на нужды городов и промышленности, которые не только потребляют, но и загрязняют воду, сбрасывая в водоемы ежедневно около 2 млн тонн отходов.

То же самое касается сельского хозяйства, у которого миллионы тонн продуктов жизнедеятельности и удобрений стекают в водоемы с ферм и полей.

В Европе из 55 рек только 5 считаются чистыми, в то время как в Азии все реки чрезвычайно засорены отходами сельскохозяйственного производства и металлами. В Китае недостаток воды испытывают 550 городов из 600; из-за сильного загрязнения в водоемах не выживает рыба, а некоторые реки, впадающие в океан, просто до него не дотекают.

Что течет из кранов

Да и зачем далеко ходить, если качество воды, оставляющее желать лучшего, касается практически каждого человека.

Значение воды в жизни человека велико, особенно актуально это ощущается при ее потреблении, когда санитарные нормы идут вразрез с качеством потребляемой жидкости, в которой присутствуют вредные для здоровья пестициды, нитриты, нефтепродукты, соли тяжелых металлов. Половина населения получает опасную для здоровья воду, вызывающую около 80% всех известных болезней.

Хлор – опасно!

Для избежания возможного заражения какой-либо инфекцией вода хлорируется, что нисколько не умаляет опасность. Наоборот, хлор, уничтожающий множество опасных микробов, образует вредные для здоровья химические соединения и провоцирует такие заболевания, как гастрит, пневмония, онкология.

При кипячении он не успевает раствориться полностью и соединяется с всегда присутствующими в воде органическими веществами. При этом образуются диоксины – очень опасные яды, превосходящие по своей силе даже цианистый калий.Водное отравление намного страшнее пищевого, потому как вода в жизни человека, в отличие от пищи, принимает участие во всех биохимических процессах организма.

Диоксины, накапливаемые в организме, разлагаются очень медленно, практически десятки лет. Вызывая нарушения эндокринной системы, репродуктивных функций, они разрушают иммунитет, обуславливают раковые заболевания и генетические аномалии. Хлор является самым опасным убийцей современности: убивая одну болезнь, он порождает другую, еще страшнее.

После того как в 1944 году началось глобальное хлорирование воды, стали массово проявляться эпидемии сердечных заболеваний, слабоумия и рака. Риск заболевания раком на 93% больше, чем у тех, кто пьет воду нехлорированную. Вывод один: воду из-под крана ни в коем случае пить нельзя. Экологическое значение воды – проблема №1 в мире, так как не будет воды – не будет жизни на Земле.

Поэтому непременным условием сохранения здоровья является ее очистка и соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам.

Источник: https://www.syl.ru/article/169819/new_voda-v-jizni-cheloveka-biologicheskoe-i-ekologicheskoe-znachenie-vodyi

Ссылка на основную публикацию