Дидактические игры по изо в начальной школе

Дидактические игры на уроках ИЗО

4

«Дидактические игры на уроках ИЗО»

  1. Урок по теме: «Палитра осени»

Цель: развивать зрительную память, формировать знания цветоведения (названия цветов, цвета смешивать, чтобы получить определенный цвет) совершенствовать навыки работы кистью.

Материал: карточки — задания с указанием, какие цвета надо смешать, чтобы получить третий, и наоборот: есть цвет, нужно определить, какие два цвета смешали, чтобы получить данный цвет.

Каждый ученик получает карточку — задача, на которой он должен выполнить задание:

1. Два прямоугольника раскрашенные, например, один желтым, другой — коричневым цветом, между ними поставлен знак «+», а третий прямоугольник остается раскрашенным.

Ученики смешивают на палитре два указанных цвета, получают третий и раскрашивают им прямоугольник;

2. Прямоугольник, раскрашенный цветом начала осени, например зеленовато-желтым, рядом с ним — два прямоугольника, соединении знаком «+».

Примечание: Чтобы заинтересовать детей. Можно создать игровую ситуацию: дождем смыло цвета с некоторых осенних листьев (вместо прямоугольников раздать изображения листьев), предлагается учащимся восстановить их цвет.

2.Урок по теме: «Пейзажи» «Художник – волшебник»

Цель: приобретение навыков работы с акварелью по сырому бумаги. Вливание одного цвета краски к другой для получения нового цвета.

Материал: два листка бумаги: один простой, другой — смоченный водой, вода, краски, кисточка, стакан.

Сначала учитель вводит детей в игровую ситуацию:

— Мы все художники — волшебники, создаем на бумаге чудеса. Сейчас я вам покажу, как это делается. У меня два листка бумаги. Это — обычная бумага, а это — смоченный волшебной водой. У вас на партах в стаканах стоит волшебная вода.

Я беру бумагу, смоченную волшебной водой бумага должна находиться в стадии высыхания, кисточкой рисую три лепестка малиновой краской, цвета будут расплывчатыми), затем — три лепестка фиолетовой краской. Видите, как цвета влияют друг на друга.

Вот и вышли волшебные цветы.

— Теперь давайте сделаем бумагу волшебным. Возьмите кисточку и опустите в воду и смочите им бумагу. Положим кисть, держите руки над бумагой, закройте глаза и медленно двигайте и говорите: «Раз, два, три, бумага волшебный. Смотри! ». Так надо сказать 2-3 раза.

Ученики повторяют волшебные слова, а бумага тем временем подсыхает.

— Теперь мы можем создавать волшебные цветы. Возьмем тонкий кисточку, обмакните в желтую краску, разрисуем три лепестка желтой краской, потом — три лепестка красной краской, потом рисуем зелень.

В конце урока подводится итог работ. Дети смотрят, у кого вышли необычные цветы на бумаге.

3.Урок по теме: «Перевоспитание грязнули»

Цель: закрепить знание правил работы с акварелью.

Материал: измазана краской кукла.

В начале урока из-под стола учителя появляется измазана краской кукла.

— Дети, а вы ее ни о чем не хотите спросить?

Ученики задают различные вопросы, и среди них — следующее:

— Почему ты такая замазана?

— Это простая история, — ответила Грязнуля. — Только отмыться не могу. Мы с Незнайкой рисовали красками осенние листья. Я торопилась и все испортила.

— А что ты делала, расскажи нам.

— Я начала рисовать листок клена, весь закрасила зеленой краской, а потом вспомнила, что на кончиках он покраснел. Стала я кончики красить красной краской, а получился какой-то грязь. Рядом с зеленым листком лежал желтый. Я стала желтый красить. А зеленая краска потекла в желтую. Вот посмотрите, что получилось. (Она показывает рисунок).

— Как вы думаете, дети, почему в Бруднулькы такой рисунок получился?

— Она не знает правил работы с акварельными красками, — дружно отвечают дети.

— А вы мне назовите их, дети, покажите приемы работы. А я их постараюсь запомнить.

— А как быть с твоим внешним видом? Что нужно сделать грязнули, дети

(Дети предлагают помыть руки, сделать прическу, сменить одежду. Учитель получает другую, чистую грязнуля).

— А сейчас, грязнуля, слушай правила работы с акварелью.

— Какая же я теперь Грязнуля? Стала совсем чистой. Дети, назовите мне как-то по-другому.

Дети вспоминают правила работы с акварельными красками:

1) акварель нужно развести, прежде чем рисовать, проверить цвет на бумаге;

2) цвета не должны перекрывать друг друга, иначе будет грязь;

3) если рисовать акварелью, где рядом есть еще краска, которая не просохла, краска растечется;

4) рисовать акварелью можно и по влажной бумаге, тогда краска расплывается, и получается, что мы смотрим на рисунок через влажную стекло;

5) нужно знать правила смешивания цветов: красный и синий цвета дают при слиянии фиолетовый, красный и желтый — оранжевый, синий и желтый — зеленый.

Дети подходят к доске и активно показывают кукле, что они умеют.

— Я все поняла, — говорит Грязнуля. — Спасибо, дети.

4. Урок на тему: «Хоровод красок»

Цель: закрепить основные цветовые понятия, правила смешения красок.

Источник: https://multiurok.ru/files/didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-izo.html

Уроки Совы Филиновны

Среди различных видов деятельность младшие школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре.

В процессе занятий развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. Формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения.

В ходе изобразительной деятельности ученик вынужден производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка, сравнивать, сопоставлять части рисунка между собой. Необходимы еще и специальные графические умения, т.е. умение владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, кистью, красками и т.д.

Применение игр с нетрадиционными художественными техниками способствует расширению художественного образа в детских работах. Нетрадиционные техники изображения, сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у детей эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение, способствуют улучшению детских рисунков по содержанию и качеству исполнения.

«Волшебное яйцо»

Цель: развитие воображения.

Каждому ребенку выдается шаблон в виде яйца, который он обводит на листе бумаги. Затем ему предлагается дорисовать овал так, чтобы получился новый предмет.

«Рисование по опорным точкам»

Цель: развивать глазомер, уверенность руки и точность движений.

Взрослый предварительно рисует контур предмета точками и предлагает провести по ним сплошную линию. Затем ребенок раскрашивает предмет по своему усмотрению.

«Монотипия»

Цель: ослабить эмоциональное возбуждение у аффективных, возбудимых, расторможенных детей.

Ребенку предлагается нарисовать цветовые пятна на лист, (лист согнуть пополам). Закрыть полученные пятна другой половиной листа и разгладить его, получив тем самым одинаковые цветовые пятна. Рассмотреть их и дорисовать до образа.

«Штриховка контурно изображенных предметов»

Цель: учить детей штриховать в зависимости от направления контура.

Предложить ребенку перевести через тонкий лист бумаги какое-нибудь животное, а затем заштриховать его разнообразной штриховкой по желанию следуя направлению контура.

«Графическая музыка»

Цель: учить воспринимать музыку и находить соответствующие образы.

Ребенку предлагается под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета. Одна и та же линия может использоваться в создании нескольких образов.

«Кляксография»

Цель: развивать умение видеть образ, проявлять самостоятельность и творчество в создании образа.

Ребенку предлагается поставить кляксы, используя гуашь, тушь или акварельную краску, и, направляя лист бумаги, дать краске растечься. Увидев образ, дорисовать его элементы.

«Рисование спиралеобразными линиями»

Цель: учить наращивать скорость движения.

Можно подготовить контурный рисунок, а ребенок будет рисовать по нему спиралеобразными линиями, используя фломастеры или цветные карандаши.

Источник: http://uroki-sovy.ru/index.php/izo/56-didakticheskie-igry-na-urokakh-izo

Дидактические игры и упражнения для дошкольников по ИЗО

РАСТЕНИЯ

Дидактические игры

1. «Зеленые иголочки».

Цель: закрепить умение быстро ориентироваться на листе бумаги, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок карандаша.

Материал: карточки с вариантами изображения елочки, расположенные по нарастанию уровня трудности.

Правила игры: дорисовывать елочки по порядку, добиваться сходства частей, брать новую карточку (более сложный вариант) только после получения балла за предыдущее задание.

Творческое задание к дидактической игре:

  • нарисовать еловый лес, чтобы в нем каждая елка была не похожа на другие.
  • нарисовать под елками ежей, чтобы каждый еж был похож на «свою» елку (цветом, формой иголок).
  • нарисовать елочки «семьями» (разной величины, но похожей конфигурации).
  • нарисовать, какие елки растут на Луне и Марсе.

2. «Где растут грибы?»

Цель: закрепить знания о грибах смешанного и елового леса, их признаках, внешнем виде, учить быстро подбирать нужные карточки с грибами, срисовывать их, добиваясь сходства, подбирать нужные цвета и оттенки.

Материал: карточки со съедобными и ядовитыми грибами (боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, сыроежка; мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб).

Художественный  материал: акварель, гуашь, мелки, фломастеры и т. д.

Правила игры: брать только по одной карточке, возвращать карточку сразу после того, как гриб нарисован и раскрашен, не рисовать ядовитых грибов.

Творческое задание к дидактической игре:

  • нарисовать, какие грибы сушатся на веревочке у домика белки;
  • узнать по внешнему виду названия грибов в корзинке у ежа и раскрасить их.

Упражнения для перехода на более высокий уровень сложности:

  • нарисовать картинку по клеткам (дается образец, дети должны отсчитать нужное количество клеток, закрасить требуемым цветом);
  • «написать» елочки (грибы, цветы) в тетради в крупную клетку;
  • сделать самому игру в подарок малышам.

ЖИВОТНЫЕ

I. Подготовительные игровые упражнения

1. «Составь животное из фигур».

Цель: учить подбирать из набора шаблонов геометрические фигуры, наиболее подходящие по форме, величине для данного животного, составлять фигуры животного, соблюдая пропорции.

Материал: карточки с животными (для проверки), шаблоны различной величины и формы.

Задание: дети составляют животных и наклеивают их из цветных шаблонов, затем сравнивают (с карточками), выясняя, похожи ли они на изображения настоящих животных.

Читайте также:  Праздник цветов. сценарий для начальной школы, 1 класс

2. «Утенок растет».

Цель: учить увеличивать и уменьшать изображения, рисуя по клеткам.

Материал: картинка с изображением утенка, карточки с маленькими, большими и средними клетками.

Задание: дети, в зависимости от задания, выбирают карточку с клетками нужной величины и, используя образец, создают изображение.

3. «Мы недавно из пруда, дайте полотенце!»

Цель: упражнять в изменении фактуры животных (щенок) и птиц (утенок, гусенок) в зависимости от задания.

Материал: карточки с изображением животных (птиц) без фактуры. Карточки с изображением различных линий.

Задание: дети, в зависимости от ситуации, изображенной на карточке, создают с помощью линий и штрихов соответствующую фактуру животному (птице).

4. «Составь ежа из палочек».

Цель: учить схематичности передачи образа, умению отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.

Материал: палочки (можно использовать счетные палочки, цветные бумажные полоски и наклеивать их на лист; можно фломастером рисовать изображение из палочек).

Задание: дети выкладывают изображения из палочек или рисуют фломастером, или наклеивают изображения из полосок.

5. «Ежи и дикобразы».

Цель: учить регулировать амплитуду движения руки и силу нажима, передавать индивидуальность образа каждого животного.

Материал: картинки с изображением ежей и дикобразов (с различными по длине и направлению иголками).

Задание: дети выбирают карточку и срисовывают животное. В случае неудачных попыток берут соответствующий трафарет или карточку, где иголки изображены точками, и по точкам выполняют изображение самостоятельно.

II. Дидактические игры

1. «Цирковые акробаты».

Цель: учить быстроте реакции в подборе частей тела животного, исходя из карточки-образца, передавать разнообразные движения при помощи различного расположения шаблонов.

Материал: карточки-образцы или «подвижные» игрушки из картона, шаблоны.

Правила дидактической игры: выполнять рисунок с помощью шаблонов по образцу. Самостоятельно придумать как можно больше вариантов акробатических фигур (за каждый вариант — 1 балл). Выигрывает тот, у кого больше баллов.

2. «Забавные картинки».

Цель: упражнять в быстром составлении разрезных картинок с последующим рисованием по клеткам (4, 9, 12 частей).

Материал: карточки разрезные

(4, 9, 12 частей), картинки-образцы, карточки (чистые) с клетками для рисования по клеткам.

Правила игры: быстро составлять изображение по образцу из 4, 9 и 12 частей, а затем взять чистую карточку (4 клетки) и нарисовать картинку.

3. «Бегемотики».

Цель: научить детей на глаз подбирать шаблоны (части одежды) для бегемотиков разной величины, выполнять декоративные украшения по образцу и по заданию.

Материал: бегемотики из картона разных размеров и цвета и «готовая одежда» (шаблоны).

Правила игры: как можно быстрей «одеть» бегемотиков в «готовую одежду» (за каждого бегемотика —  балл) и разукрасить одежду по образцу или по заданию воспитателя (например, используя синий, красный и черный цвета).

III. Упражнения для перехода на более высокий уровень сложности

1. «Парикмахерская для Шарика».

Цель: учить рисовать разнообразные собачьи «прически», используя знакомые приемы и придуманные новые варианты.

2. «Нарисуй рыбкам разную чешую».

Цель: учить придумывать изображение фактуры по заданию воспитателя.

3. «Как зверята играют?»

Цель: передавать движения животных, не используя или частично используя шаблоны.

4. «Где чей хвост?»

Цель: учить логически думать и подбирать хвосты методом исключения, рисовать по образцу.

5. «Нарисуй сказочных птиц (зверей) древнего мира (будущего) и назови их».

Цель: учить придумывать новые изображения, используя опыт и знания о различных художественных материалах.

Е. Казарина

Источник: https://vscolu.ru/didakticheskie-igry/didakticheskie-igry-i-uprazhneniya-v-izobrazitelnoj-deyatelnosti.html

Художественно-дидактические игры на уроках изобразительного искусства в начальных классах : Начальная школа

Дидактическая игра получила всеобщее признание. Учителя давно и успешно включают игры в уроки математики, русского языка, естествознания. На уроках же изобразительного искусства и художественного труда в силу их “практической” направленности и малого запаса времени от использования игр в большинстве случаев отказываются.

И не в том ли причина раннего затухания у детей интереса к рисованию, что оно нередко преподается неинтересно, без учета специфики искусства? [4, с.24] Возможности игры в роли активного участника учебного процесса уникальны.

В игре развиваются у ребенка мышление, память, воображение, внимание, способности, начинают формироваться волевые качества личности, зачатки характера [3, с. 57].

Опыт многих педагогов убеждает, что дидактические игры необходимы на уроках изобразительного искусства. Во-первых, для ребенка рисование, одно из любимых занятий дошкольного детства, становится школьным предметом и приобретает новую окраску.

И необходимо сделать так, чтобы оно не превратилось в будничную, скучную обязанность, а сохранило в своей сущности праздник творчества, момент раскрытия всего, что волнует, захватывает ребенка, время встречи с прекрасным и проникновения в него [1, с.44].

Включение дидактических игр в систему педагогических ситуаций вызывает у детей особый интерес к пониманию окружающего мира, положительно сказывается на продуктивно-изобразительной деятельности учащихся и их отношении к занятиям [2, с.136].

Во-вторых, уроки изобразительного искусства, как правило, проводятся по расписанию последними, и дети к этому времени уже устают. Игра восстановит физические силы ребенка, создаст радостное рабочее настроение.

Художественно-дидактические игры.

2-й класс.

По учебнику Кузина В. С., Кубышкиной Э. И. “Изобразительное искусство в начальной школе. 1–2 классы”

I-я четверть. Мы рисуем осеноь.

Урок 2. Осенние подарки природы.

Вид занятий: лепка с натуры с использованием натурных моделей – фрукты, овощи, муляжи.
Задача урока: закрепление умения работать с объемом, массой, передача формы, очертания овощей и фруктов; развивать умение анализировать, рассуждать, систематизировать впечатления, знания.

Игра “Узнай на ощупь”.

Дидактическая задача: развитие способности воспринимать предметы через их форму и цвет. Игровая задача: узнать, что это за овощ или фрукт, не ошибиться. Материал: набор фруктов и овощей, мешочек из ткани.

Игровые действия. В мешочке лежат овощи и фрукты. Дети поочередно подходят, опускают руку в мешочек, ощупывают предмет. Нужно о нем рассказать какой он формы, твердый или мягкий, какая у него поверхность, гладкая или шероховатая, какого цвета он обычно бывает, а в конце сказать, что же это за овощ или фрукт. Тот, кто правильно выполнил задание, получает жетон в форме фрукта или овоща.

Урок 4. Осенний узор.

Задание и вид занятий: узор в полосе из декоративных ягод, плодов, листьев, декоративное рисование.
Задача урока: формирование понятий об орнаменте и его элементах.

Игра-эстафета “Веселый узор”.

Дидактическая задача: закрепление понятий об орнаменте и его элементах; развитие эстетического восприятия, чувства ритма, формы, цвета. Материал: наборы трафаретов овощей, фруктов, цветов, листьев, ягод. Игровые действия. На классной доске перед каждой командой прикрепляется чистая полоса бумаги для коллективной работы над созданием узора. По команде учителя к своим полосам подходят первые представители от каждой команды-ряда, выбирают и прикрепляют первый элемент узора. Затем выходят вторые представители, третьи и т. д. Каждый выбирает и прикрепляет один элемент узора, соблюдая ритм, учитывая форму и цвет. Выигрывает та команда, учащиеся которой правильно, красиво и быстро справятся с работой, не нарушая правил игры. Правило: участник эстафеты выходит прикреплять свой элемент узора только тогда, когда предыдущий участник сядет на свое место.

Такие игры-эстафеты являются и своеобразными физкультурными паузами, так как дети имеют возможность двигаться.

II-я четверть. По дорогам сказки.

Урок 12, 13. Иллюстрирование сказки “Гуси-Лебеди” (или другой с действующим героем – сказочной птицей).

Задание и вид занятий: тематическое рисование, иллюстрация к сказке.
Задачи урока: развитие наблюдательности, зрительной памяти и логического мышления; формирование композиционных навыков, осуществление смысловой взаимосвязи всех элементов композиции.

Игра-викторина “Из какой сказки прилетела птица?”

Дидактическая задача: настроить детей на собственное изобразительное творчество на тему сказки, активизировать воображение, оживить в памяти образы из прочитанных сказок.
Игровая задача: вспомнить название сказок.

  1. Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка

    Золотого петушка. (А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке.)

  2. − Пип! Пип! – пропищал птенец и вывалился из яйца. Но какой же он был большой и гадкий! (Г. -Х. Андерсен. Гадкий утенок.)
  3. Князь у синя моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод

    Лебедь белая плывет. (А. С. Пушкин Сказка о царе Салтане.)

  4. − Вот мой дом! – сказала ласточка. – А ты выбери себе самый красивый цветок внизу, я посажу тебя туда, и ты заживешь прекрасно. (Г.-Х. Андерсен. Дюймовочка.)
  5. – Ох, беда, конек! – сказал. – Царь велит достать Жар-птицу В государскую светлицу.

    Что мне делать, горбунок? (П. П. Ершов. Конек-горбунок.)

  6. Повадилась к царю Выслову в сад летать жар-птица: на ней перья золотые, а глаза восточному хрусталю подобны. Летала она в тот сад каждую ночь и садилась на любимую Выслава-царя яблоню, срывала с нее золотые яблочки и опять улетала. (Русская народная сказка “Иван-царевич и серый волк”.)
  7. А гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крали; девочка догадалась, что унесли они ее братца, и бросилась их догонять. (Русская народная сказка “Гуси-лебеди”.)
  8. Журавль хлоп-хлоп клювом стучал-стучал – ничего не попадает! А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и съела. (Русская народная сказка “Лиса и Журавль”.)

III-я четверть. Мои друзья.

Урок 19, 20. Декоративная полоса “Игрушки”, коллективный фриз по мотивам дымковской, филимоновской игрушек (аппликация).

Задание и вид занятий: декоративная аппликация, создание орнаментальной полосы по мотивам дымковской, филимоновских игрушек.
Задачи урока: углублять представление о добром и красивом мире сказочных зверей в древнем народном и современном декоративно-прикладном искусстве.

Читайте также:  Сценарий нового года для 5, 6, 7 и 8 классов

Игра “Подбери подружек”.

Дидактическая задача: закреплять умение узнавать и отличать игрушки разных народных промыслов. Игровая задача: быстро и правильно подобрать подружек.

Игровые действия. Учащиеся делятся на команды. На столе перемешаны дымковские и филимоновские игрушки. Каждая команда должна отобрать игрушки определенного вида. Побеждает та команда, которая сделает это правильно и быстро.

Урок 22. Мы любим спорт.

Задание и вид занятий: лепка фигуры человека в движении по воображению, памяти, частично с натуры.
Задачи урока: развитие умения уловить и передать пропорции, соотношения, пластику человеческого тела в объеме.

Игра-пантомима “Живые скульптуры”.

Дидактическая задача: наблюдать в натуре позы фигуры человека во время ходьбы, бега, спортивных занятий; активизировать образы, имеющиеся в опыте. Игровая задача: как можно точнее изобразить скульптуру, стараться быть неподвижным.

Игровые действия. Ведущий изображает скульптуру какого-либо спортсмена (бегуна, лыжника, боксера, штангиста и др.). Тот учащийся, который первым отгадает, какого спортсмена изобразил “скульптор”, становится ведущим.

IV-я четверть. С чего начинается Родина?

Урок 30. Цветы нашей Родины.

Задание и вид занятий: рисование с натуры (натурная постановка).
Задачи урока: учить рисовать с натуры цветы, используя правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с его размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета (композиция); развитие художественного вкуса, наблюдательности.

Игра “Узнай цветок”.

Дидактическая задача: развитие способности к анализу, обобщению; формирование умения рассуждать, делать выводы. Игровая задача: отгадать загадки.

Игровые действия. Отгадайте загадки о цветах. Расскажите, по каким признакам вы догадались, что это за цветок.

Урок 31. Праздничный салют.

Задание и вид занятий: выполнение работы в смешанной технике “коллаж”, создание выразительной открытки-плаката, композиция на заданную тему, использование надписи.
Задачи урока: развитие умения использовать подручные материалы для художественного творчества, знакомство с техникой “коллаж”.

Кроссворд “Угадай ключевое слово”.

Дидактическая задача: пополнение запаса художественных терминов. Игровая задача: решить кроссворд и прочитать ключевое слово.

Игровое действие. Сегодня мы будем работать в новой интересной смешанной технике. Как она называется, и какие материалы и инструменты нам понадобятся, вы узнаете, разгадав кроссворд, а отгаданное ключевое слово и есть название техники.

  1. Рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зерен кварца, полевых шпатов и мелких частиц иных твердых минералов.
  2. Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах, маскарадах.
  3. Белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющееся в воде. Употребляется как приправа к пище.
  4. Тончайший металлический лист, употребляющийся в технике, для тиснения, для упаковки пищевых продуктов.
  5. Общее название для тканых, трикотажных и некоторых нетканых материалов.
  6. Режущий инструмент из двух раздвигающихся лезвий с кольцеобразными ручками.

В выделенном столбике читаем ключевое слово “коллаж”. Коллаж – в изобразительном искусстве: наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры, другого цвета; произведение, выполненное таким способом. [Ожегов С. И. Словарь русского языка]

Использованная литература:

  1. Ежова Е. Ю. Игра в обучении изобразительному искусству детей шестилетнего возраста. // Начальная школа. − 1990. − №10. – C. 44–47
  2. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя / Б. П. Юсов и др.; Под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Народная асвета, 1992. – 191 с.
  3. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1–3 классах: Пособие для учителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1983. – 191 с.
  4. Кузин В. С. Психология. Учебник для сред. спец. учебных заведений. − М.: Рандеву – АМ: Агар, 1999. – 303 с.

Источник: http://www.poznanie21.ru/current/primary/595676644.php

Дидактические игры по ИЗО деятельности

Дидактические игры и упражнения по цветоведению.

Цель: Познакомить детей с понятием «колорит», возможными сочетаниями цветов и их эмоциональном воздействии на человека.

Дидактическая игра «Шарфики и шапочки»

Описание игры : Эти мишки собрались на прогулку. Шарфики они уже завязали, а шапочки перепутали. Помоги им разобраться, где чья шапочка. Как же это узнать? Посмотри на шарфики (это подсказки). Подбери шапочки по цвету шарфиков. Выбери шапочку для мишутки с желтым шарфиком (синим, зеленым…).

Назови цвета шапочек по порядку — сверху вниз: зеленая, желтая… А теперь наоборот — снизу вверх — фиолетовая, оранжевая… Вспомни какого цвета твоя шапочка? Посмотри на мишек и скажи, по цвету они одинаковые или разные. (Это разные оттенки коричневого цвета.

) Какой мишка тебе нравится больше всех?

Дидактическая игра «Цветное чаепитие у Маши и Даши»

Описание игры: Куклы приглашают подружек на чай. Помоги им сервировать стол. Посмотри: посуды много-много, а кукол — две. Значит, всю посуду нужно разделить поровну на два сервиза. Но не просто так: это Маше, а это Даше. Давай подумаем вместе, как лучше распределить посуду.

Посуда одинаковая по цвету или разная? А какого цвета одежда у кукол? Какая посуда больше подходит кукле с красным бантиком? (Чайник и чашки с блюдцами в красный горошек, красная сахарница с белыми горошками и вазочка с красным цветком.

) А какую посуду нужно отобрать для куклы в синем? Назови, что каждая из кукол поставит на стол для своих гостей.

Дидактическая игра «Пестрый клоун»

Описание игры: Клоун готовится к выступлению. Помоги ему нарядиться. У клоуна в одежде всегда все наоборот. Один рукав зеленый, а перчатка на этой же руке красная. Другой рукав красный, а перчатка на этой руке зеленая. Давай посмотрим вместе.

Что у клоуна на голове? Где зеленый колпак? Какой помпон нужно к нему пришить? (Красный.) А какой помпон подойдет для красного колпака? (Зеленый.) Найди такой же цвет на зонтике. Покажи такую же по цвету перчатку. На какую руку клоун ее наденет? Покажи и назови все красное.

Где красный башмак? На какую ногу клоун его обует? Назови цвет пуговицы и найди этот цвет на зонтике.

Дидактическая игра « Волшебные цвета»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы. Материал: карточки с разными цветами. Описание игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза.

Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху. Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом .

Дидактическая игра «Подбери цвет к предмету»

Источник: http://nashideto4ki.ru/18311-didakticheskie-igry-po-izo-deyatelnosti.html

Дидактические игры по изо для закрепления материала

Шахтерское дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа № 10 «Сокол» управления образования администрации города Шахтерска

Игры для закрепления материала

на занятиях по изобразительной деятельности

Воспитатель-методист:

Супрунова С.В.

Угадай цвет

Материал: жетоны из бумаги или картона 6 цветов – красного, желтого, синего, оранжевого, фиолетового (одинаковое количество каждого цвета) , мешочек.

Ход игры

Дети по очереди вытягивают из мешочка по жетону так, чтобы никто не мог увидеть его цвет. Вытянув свой жетон, ребенок называет три каких-то предмета этого цвета, остальные дети отгадывают. Какого цвета жетон достали из мешочка.

Можно, например,сказать так: «Я могу закрасить….»

Предметы, которые называются, не должны повторяться.

Разноцветные тройки

Материал: для каждого ребенка – картонные шапочки или эмблемки основных цветов и тех, которые получились при смешивании. Атрибутов синего, и красного цвета должно быть вдвое больше, чем оранжевого, зеленого и фиолетового.

Ход игры

Детей распределяют на две группы: первая – основные цвета, вторая – на цвета, получившиеся при смешивании. Под музыку дети водят хоровод, со сменой темпа музыки дети «перемешиваются». Взрослый считает до пяти, на счет «пять» дети должны образовать правильные тройки по принципу: два основных цвета и один получившийся при смешивании.

Например: красный, желтый, оранжевый.

После окончания музыки все останавливаются, смотрят, какие тройки получились. Дети должны сами увидеть ошибку, если тройка подобралась не правильно (например, красный , желтый, зеленый). Затем делают обмен атрибутами и игра продолжается. Ее можно закончить в общем большом кругу, поблагодарив друг друга и дружными аплодисментами.

Подбери по цвету

Материал : для каждого ребенка – большая карта с тремя кружочками основных цветов; круглые карточки с контурным изображением предметов (для младших детей – предметы, раскрашенные цветами, получившимися при смешивании) .

Ход игры

Ребенок называет два из трех основных цветов, которые есть на большой карте. Определяет цвет, который образовался при смешивании. Например: желтый и синий – получился зеленый. Ребенок подбирает карточки с изображением предметов, которые могут быть зеленого цвета, раскрашивает их и выкладывает в секторе между желтым и синим кружочком. Таким же способом заполняет другие сектора.

Вариант. С одной большой картой могут играть трое детей, соревнуясь, кто заполнит свой сектор быстрее.

Игры – вопросы

Подбери слово

Рассвет – розовый , бледный, …..

Солнце – ласковое, теплое, апельсин,…..

Небо — …

Туча — …

Дождь -…

На что похоже

Снежинка – звездочка, цветочек,….

Иней — замерзлые слезки,…..

Весенняя капель – весна, звон,…

Угадай цвет слова

Весна – зеленая, светло — синяя,…

Ночь – фиолетовая , черная,…

Бабочка – красный, белый, радужный,…

Ромашка – белая, …

Прояви сочувствие

Подбери ласковые слова:

Цветок – цветочек,…

Дождь – дождик, барабанщик,…

Снег – снежок, пушистик,…

Пожалей за что – не будь

Небо – плачет дождем,…

Земля – замерзает от холода,…

Цветочек – обижен ветром,….

Полезно? Поделись с другими:

Источник: https://www.InfoUroki.net/didakticheskie-igry-po-izo-dlya-zakrepleniya-materiala.html

Художественно-дидактические игры на уроках изобразительного искусства в начальных классах — 17 Мая 2014 — МУДРЫЙ ГНОМ

Дидактическая игра получила всеобщее признание. Учителя давно и успешно включают игры в уроки математики, русского языка, естествознания. На уроках же изобразительного искусства и художественного труда в силу их «практической” направленности и малого запаса времени от использования игр в большинстве случаев отказываются.

Читайте также:  Конспект занятия в детском саду по пдд на тему: «улицы города». средняя группа

И не в том ли причина раннего затухания у детей интереса к рисованию, что оно нередко преподается неинтересно, без учета специфики искусства? Возможности игры в роли активного участника учебного процесса уникальны. В игре развиваются у ребенка мышление, память, воображение, внимание, способности, начинают формироваться волевые качества личности, зачатки характера.

Опыт многих педагогов убеждает, что дидактические игры необходимы на уроках изобразительного искусства. Во-первых, для ребенка рисование, одно из любимых занятий дошкольного детства, становится школьным предметом и приобретает новую окраску.

И необходимо сделать так, чтобы оно не превратилось в будничную, скучную обязанность, а сохранило в своей сущности праздник творчества, момент раскрытия всего, что волнует, захватывает ребенка, время встречи с прекрасным и проникновения в него [1, с.44].

Включение дидактических игр в систему педагогических ситуаций вызывает у детей особый интерес к пониманию окружающего мира, положительно сказывается на продуктивно-изобразительной деятельности учащихся и их отношении к занятиям [2, с.136].

Во-вторых, уроки изобразительного искусства, как правило, проводятся по расписанию последними, и дети к этому времени уже устают. Игра восстановит физические силы ребенка, создаст радостное рабочее настроение.

Художественно-дидактические игры.

2-й класс.

По учебнику Кузина В. С., Кубышкиной Э. И. «Изобразительное искусство в начальной школе. 1–2 классы”

I-я четверть. Мы рисуем осеноь.

Урок 2. Осенние подарки природы.

Вид занятий: лепка с натуры с использованием натурных моделей – фрукты, овощи, муляжи.
Задача урока: закрепление умения работать с объемом, массой, передача формы, очертания овощей и фруктов; развивать умение анализировать, рассуждать, систематизировать впечатления, знания.

Игра «Узнай на ощупь”.
Дидактическая задача: развитие способности воспринимать предметы через их форму и цвет.
Игровая задача: узнать, что это за овощ или фрукт, не ошибиться.
Материал: набор фруктов и овощей, мешочек из ткани.
Игровые действия. В мешочке лежат овощи и фрукты.

Дети поочередно подходят, опускают руку в мешочек, ощупывают предмет. Нужно о нем рассказать какой он формы, твердый или мягкий, какая у него поверхность, гладкая или шероховатая, какого цвета он обычно бывает, а в конце сказать, что же это за овощ или фрукт.

Тот, кто правильно выполнил задание, получает жетон в форме фрукта или овоща.

Задание и вид занятий: узор в полосе из декоративных ягод, плодов, листьев, декоративное рисование.
Задача урока: формирование понятий об орнаменте и его элементах.

Игра-эстафета «Веселый узор”.
Дидактическая задача: закрепление понятий об орнаменте и его элементах; развитие эстетического восприятия, чувства ритма, формы, цвета.
Материал: наборы трафаретов овощей, фруктов, цветов, листьев, ягод.
Игровые действия.

На классной доске перед каждой командой прикрепляется чистая полоса бумаги для коллективной работы над созданием узора. По команде учителя к своим полосам подходят первые представители от каждой команды-ряда, выбирают и прикрепляют первый элемент узора. Затем выходят вторые представители, третьи и т. д.

Каждый выбирает и прикрепляет один элемент узора, соблюдая ритм, учитывая форму и цвет. Выигрывает та команда, учащиеся которой правильно, красиво и быстро справятся с работой, не нарушая правил игры. Правило: участник эстафеты выходит прикреплять свой элемент узора только тогда, когда предыдущий участник сядет на свое место.

Такие игры-эстафеты являются и своеобразными физкультурными паузами, так как дети имеют возможность двигаться.

II-я четверть. По дорогам сказки.

Урок 12, 13. Иллюстрирование сказки «Гуси-Лебеди” (или другой с действующим героем – сказочной птицей).

Задание и вид занятий: тематическое рисование, иллюстрация к сказке.
Задачи урока: развитие наблюдательности, зрительной памяти и логического мышления; формирование композиционных навыков, осуществление смысловой взаимосвязи всех элементов композиции.

Игра-викторина «Из какой сказки прилетела птица?”
Дидактическая задача: настроить детей на собственное изобразительное творчество на тему сказки, активизировать воображение, оживить в памяти образы из прочитанных сказок.
Игровая задача: вспомнить название сказок.

  1. Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка

    Золотого петушка. (А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке.)

  2. − Пип! Пип! – пропищал птенец и вывалился из яйца. Но какой же он был большой и гадкий! (Г. -Х. Андерсен. Гадкий утенок.)

  3. Князь у синя моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод

    Лебедь белая плывет. (А. С. Пушкин Сказка о царе Салтане.)

  4. − Вот мой дом! – сказала ласточка. – А ты выбери себе самый красивый цветок внизу, я посажу тебя туда, и ты заживешь прекрасно. (Г.-Х. Андерсен. Дюймовочка.)

  5. – Ох, беда, конек! – сказал. – Царь велит достать Жар-птицу В государскую светлицу.

    Что мне делать, горбунок? (П. П. Ершов. Конек-горбунок.)

  6. Повадилась к царю Выслову в сад летать жар-птица: на ней перья золотые, а глаза восточному хрусталю подобны. Летала она в тот сад каждую ночь и садилась на любимую Выслава-царя яблоню, срывала с нее золотые яблочки и опять улетала. (Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк”.)

  7. А гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крали; девочка догадалась, что унесли они ее братца, и бросилась их догонять. (Русская народная сказка «Гуси-лебеди”.)

  8. Журавль хлоп-хлоп клювом стучал-стучал – ничего не попадает! А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и съела. (Русская народная сказка «Лиса и Журавль”.)

III-я четверть. Мои друзья.

Урок 19, 20. Декоративная полоса «Игрушки”, коллективный фриз по мотивам дымковской, филимоновской игрушек (аппликация).

Задание и вид занятий: декоративная аппликация, создание орнаментальной полосы по мотивам дымковской, филимоновских игрушек.
Задачи урока: углублять представление о добром и красивом мире сказочных зверей в древнем народном и современном декоративно-прикладном искусстве.

Игра «Подбери подружек”.
Дидактическая задача: закреплять умение узнавать и отличать игрушки разных народных промыслов.
Игровая задача: быстро и правильно подобрать подружек.
Игровые действия.

Учащиеся делятся на команды. На столе перемешаны дымковские и филимоновские игрушки. Каждая команда должна отобрать игрушки определенного вида. Побеждает та команда, которая сделает это правильно и быстро.

Урок 22. Мы любим спорт.
Задание и вид занятий: лепка фигуры человека в движении по воображению, памяти, частично с натуры.
Задачи урока: развитие умения уловить и передать пропорции, соотношения, пластику человеческого тела в объеме.

Игра-пантомима «Живые скульптуры”.
Дидактическая задача: наблюдать в натуре позы фигуры человека во время ходьбы, бега, спортивных занятий; активизировать образы, имеющиеся в опыте.

Игровая задача: как можно точнее изобразить скульптуру, стараться быть неподвижным.
Игровые действия. Ведущий изображает скульптуру какого-либо спортсмена (бегуна, лыжника, боксера, штангиста и др.).

Тот учащийся, который первым отгадает, какого спортсмена изобразил «скульптор”, становится ведущим.

IV-я четверть. С чего начинается Родина?

Урок 30. Цветы нашей Родины.

Задание и вид занятий: рисование с натуры (натурная постановка).
Задачи урока: учить рисовать с натуры цветы, используя правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с его размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета (композиция); развитие художественного вкуса, наблюдательности.

Игра «Узнай цветок”.
Дидактическая задача: развитие способности к анализу, обобщению; формирование умения рассуждать, делать выводы.
Игровая задача: отгадать загадки.
Игровые действия. Отгадайте загадки о цветах. Расскажите, по каким признакам вы догадались, что это за цветок.

Урок 31. Праздничный салют.

Задание и вид занятий: выполнение работы в смешанной технике «коллаж”, создание выразительной открытки-плаката, композиция на заданную тему, использование надписи.
Задачи урока: развитие умения использовать подручные материалы для художественного творчества, знакомство с техникой «коллаж”.

Кроссворд «Угадай ключевое слово”.
Дидактическая задача: пополнение запаса художественных терминов.
Игровая задача: решить кроссворд и прочитать ключевое слово.
Игровое действие.

Сегодня мы будем работать в новой интересной смешанной технике.

Как она называется, и какие материалы и инструменты нам понадобятся, вы узнаете, разгадав кроссворд, а отгаданное ключевое слово и есть название техники.

  1. Рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зерен кварца, полевых шпатов и мелких частиц иных твердых минералов.

  2. Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах, маскарадах.

  3. Белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющееся в воде. Употребляется как приправа к пище.

  4. Тончайший металлический лист, употребляющийся в технике, для тиснения, для упаковки пищевых продуктов.

  5. Общее название для тканых, трикотажных и некоторых нетканых материалов.

  6. Режущий инструмент из двух раздвигающихся лезвий с кольцеобразными ручками.


В выделенном столбике читаем ключевое слово «коллаж”. Коллаж – в изобразительном искусстве: наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры, другого цвета; произведение, выполненное таким способом. [Ожегов С. И. Словарь русского языка]

Использованная литература:

  1. Ежова Е. Ю. Игра в обучении изобразительному искусству детей шестилетнего возраста. // Начальная школа. − 1990. − №10. – C. 44–47

  2. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя / Б. П. Юсов и др.; Под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Народная асвета, 1992. – 191 с.

  3. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1–3 классах: Пособие для учителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1983. – 191 с.

  4. Кузин В. С. Психология. Учебник для сред. спец. учебных заведений. − М.: Рандеву – АМ: Агар, 1999. – 303 с.

Источник: http://xn—-ftbbunegin2a4g.xn--p1ai/news/khudozhestvenno_didakticheskie_igry_na_urokakh_izobrazitelnogo_iskusstva_v_nachalnykh_klassakh/2014-05-17-16

Ссылка на основную публикацию