Инсценировка на уроке русского языка в начальной школе

Методическая разработка (3 класс) по теме: Веселые сценки в начальной школе

ВЕСЁЛЫЕ  СЦЕНКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                     Стрекоза и Муравей на новый лад

Попрыгунья  Стрекоза

Вечер весь кино смотрела,

Оглянуться не успела-

Закрываются глаза.

На удобной  на кроватке

Стрекозе сон снится сладкий,

Будто все её тетрадки

В идеальнейшем порядке.

Утром надо просыпаться,

Снова в школу отправляться.

Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она.

-Не оставь меня, кум милый,

Мне учиться-нету силы.

В общем, я хочу сказать:

Дай домашнюю списать.

-Кумушка, мне странно это.

Ну, скажи мне по секрету,

Что ты делала вчера?

-Отдыхала до утра!

Я на улице гуляла,

Дома пела да плясала,

Поиграть ещё успела,

Полежала да поела,

Посмотрела «Ералаш»…

Ты списать когда мне дашь?

Иль тебе тетрадки жалко?

-Ну, ты, Стрекоза, нахалка!

-Знаю, дедушка Крылов

Обожает муравьёв.

Нас же, бедных стрекозей,

Не считает за людей.

(Стрекозей иль стрекозят-

Как там верно говорят?)

-Да, мне крупно повезло,

Что не стал я стрекозлом.

Получить образованье

Невозможно без старанья.

Мораль сей басни ты усвой:

Учись, не будь ты стрекозой!

У Лукоморья

Дуб

-Знакомьтесь, я тот дуб зелёный,

Златая цепь на мне висит.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит, цепью всё гремит!

Кошка

-Не кот, а кошка, между прочим,

А Пушкин просто был поэт.

Он не зоолог, это точно,

И для него различий нет,

Что кот, что кошка молодая…

А я два века уж страдаю!

Русалка

-Поэтом был великим Пушкин,

Но няню доброй звал подружкой

И выпить кружку предлагал.

Что там он в кружку наливал?

Об этом вам я не скажу,

Но вот я на ветвях сижу,

Хоть в море я должна резвиться.

Как я мечтаю утопиться!

Там 30 витязей прекрасных,

А здесь проходит жизнь напрасно.

Царевна

-Подумаешь, сидит на ветке,

А я вот — за решёткой, в клетке,

В темнице 200 лет сижу

И с бурым волком лишь дружу!

Баба-яга

-А у меня беда с избою-

Идёт, бредёт сама собою.

Кругом невиданные звери,

Вдруг поцарапают мне двери!

Ах, бедная моя избушка!

Ну, попадись мне, дядя Пушкин!

Пушкин

-Меня вы звали? Я пришёл!

Дуб

-Отец родной!

Русалка

-Ты нас нашёл!

Баба-яга

-Я все претензии снимаю,

Подумаешь, изба гуляет!

Кошка

-А я согласна быть котом!

Царевна

-А мне темница — отчий дом!

-Ты только нас тут не бросай,

Живи здесь, сказки сочиняй!

Пушкин

-Тут без меня поэтов много,

А мне пора идти в дорогу-

Хочу Дантесу сдачи дать.

А вам желаю не скучать

И сочинять стихотворенья.

Прощайте! Всем моё почтенье!

А что у вас?

 Кто на даче отдыхал,

     Кто покупки совершал…

     Мама Лена платье шила,

     Мама  Ира суп варила,

     Мама Таня песню пела,

     Мама Надя фильм смотрела.

     Дело было вечером, делать было нечего…

     Галка села на заборе, кот забрался на чердак,

     Вдруг сказала мама Лора просто так:

     — А у нас в тетради «пять», а у вас?

     — А у нас «трояк» опять, а у вас?

     -А у нас вчера сыночек сочинение писал,

     Я придумала вступленье, дальше папа сочинял.

    — Ну, а наш играет в фишки и кричит всё «У-е-фа»!

      От таких ужасных криков разболелась голова!

     Мой сынок вчера подрался да по полу повалялся,

     Два часа штаны стирала да рубашку зашивала!

      -А у нас не любит дочка вставать в школу по утрам,

       И теперь мечтаем с папой мы купить подъёмный кран!

      -Наш не любит вермишель-это раз,

       Убирать свою постель-это два,

       А, в четвёртых, попросила я ребёнка пол помыть,

       Отвечает: — Не успею, надо срочно роль учить!

       — Ну, а я мечтаю очень снова стать такой, как доча,

        Скинуть лет бы двадцать пять и ребёнком стать опять!

       -Я б на прыгалке скакала!

       — Я бы в классики играла!

       -Эх, а я бы всем мальчишкам понаставила бы шишки!

       -Ну, а я на рубль — двадцать целый день могла питаться!

       -Да, когда детьми мы были, это время не ценили!

       -Наши школьные года улетели навсегда!

       -Мне пора, ведь надо дочке что-то там нарисовать.

       -Ну, а мне велел сыночек 2 рифмовки написать!

       -Мне — задачки две решить да костюм до завтра сшить!

       -Мамы разные нужны, мамы всякие важны!

  Дело было вечером, спорить было нечего!

Волк и семеро козлят

 Я расскажу вам сказочку. Жила коза с козлятами,

       А были те козлятушки отличными ребятами:

       Любили прыгать и скакать и в игры разные играть,

       Все мультики смотрели, учиться не хотели.

       Их папа деньги приносил, в командировках часто был,

       А мама дома оставалась, детьми, хозяйством занималась.

       -Вы, козлятушки, вы, ребятушки, — говорила всегда им матушка,-

       Не скачите вы, не кричите вы, а садитесь, уроки учите вы!

Ну всё, мне это надоело! А ну-ка, быстро  все за дело!

       Давайте-ка, ученички, все открывайте дневнички!

  -Нам ничего не задавали!

  -А может, вы не записали, что нынче задали учить?

  Признайтесь сами, иль звонить придётся мне другим козлятам,

  Послушным, умненьким ребятам!

  -Не надо, вспомним мы сейчас!

  -Читать нам надо целый час!

  -И выучить стихотворение,

  -И написать два сочинения!

  -Поделку по труду доделать,

  -Доклад на завтра нужно сделать!

  -Ещё, к большому сожаленью, учить таблицу умноженья!

  -Но ты ведь, мама, нам поможешь?

  -Мы сами сделать всё не сможем!

  -Мы ничего не понимаем и эту тему мы не знаем!

  -ВСЁ! Кончилось моё терпенье!

   Ученье ваше-мне мученье!

  Я на концерт пошла, в ДК!

   -А мы?!

   -Учитесь! Всё, пока

  -Слышите, стучится кто-то, посмотрю-ка я  в глазок…

  Кто-то серый да лохматый!

  -Братцы, да ведь это волк!

  -Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся,

   Ваша мать пришла, молочка принесла!

  -Хватит, волк, не притворяйся, заходи к нам, не стесняйся!

-Запирайте, братцы, дверь!

-Всё, попался, хищный зверь!

-Ну-ка, быстро раздевайся, за уроки принимайся!

-Три задачки мне реши!

-Подточи карандаши!

-Поучи стишок со мной!

-Нарисуй пейзаж морской!

-Сочини-ка мне рассказ в полтора десятка фраз!

-Расскажи про атамана, как он в речке утонул!

-Заодно про Чингисхана!

ПОМОГИТЕ!  КАРАУЛ!!!

-Что такое? Что случилось?

-Мама! Помоги скорей!

-Не пойму, как получилось-было семь с утра детей, этот, кажется, восьмой…

Что случилось с головой? Не возьму я что-то в толк!

-Мама! Да ведь это волк!

-Бывший волк! Теперь — козёл! Был я раньше очень зол,

А теперь – нежней цветочка, быть хочу твоим сыночком! Не гоните!

-Так и быть-оставайся с нами жить!

Отдохнула я часок…Что ж, давайте свой урок!

Былина о добрых молодцах

              Подымалося красно солнышко,

              Красно солнышко да над школою,

              И вставали-то добры молодцы,

              Открывали они очи ясные,

              Собиралися в путь-дороженьку,

              В путь-дороженьку в школу славную,

              На тяжёлую на работушку,

              Да к учителю на съедение.

              Уж такие они распрекрасные,

              Добры молодцы, ясны соколы,

              По плечу им дела богатырские,

              Всё умеют на свете делати.

              Всё читают, считают родимые

              И в тетрадочках пишут летопись.

              Нет ни отдыха им, ни спасения,

              Всё с утра и до ночи учатся.

              То не полюшко, поле бранное,

              Это класс родной, белокаменный,

              То не резвы-то, резвы коники,

              Это в третьем «Б» ясны соколы

              Скачут, носятся по коридорчику

              С богатырскими криками, посвистом,

              Да по стеночкам жмутся девицы,

              Красны девицы, раскрасавицы.

 Как вставала Людмила Борисовна,

                Обращалась к народу русскому,

                Уста сахарны слово молвили,

                Слово звонкое, да напрасное:

               -Ой, вы, гой-еси, добры молодцы,

                Добры молодцы, ясны соколы,

                Вы сдавайте работу домашнюю,

                Похваляйтеся, кто как выполнил.

                Опечалились тут добры молодцы,

                Залилися слезами горючими,

                Резвы ноженьки подкосилися,

                Белы рученьки заломилися.

                И поведали тут ясны соколы

                О своей о нелёгкой судьбинушке,

                Как с утра они в школу отправились

                По неезженой по дороженьке.

 Вдруг напало на них злое полчище,

                И врагов было там немерено,

                То ли хан Батый с Золотой Ордой,

                То ли сам Змей-Горыныч с жёнами.

                Завязался тогда уж неравный бой,

                И сложили враги буйны головы.

                Но в бою том, в пылу сражения,

                Смертью храбрых погибла домашняя

                По труду, рисованию, чтению-

                Вот такое уж вдруг невезение!

                Ты прости, свет-Людмила Борисовна

                Да не гневайся ты, пожалуйста.

                Их послушав, Людмила Борисовна

                Вдруг достала перо волшебное

                И зачем-то черкнула в летопись

                Цифры-лебеди раскрасивые.

                Сразу видно — не красна девица,

                Никакого в ней нету почтения.

                К богатырским делам, славным подвигам

                Нету должного уважения.

                Опустилося красно солнышко,

                Ясный месяц на небе светится,

                Спят в кроватушках ясны соколы,

                Снятся ночью им подвиги славные,

Читайте также:  Викторина к 23 февраля с ответами для школьников 8-9 класса

                А ещё снятся девицы красные,

                 Кажду ночь снятся девицы разные:

                Лиза, Вика, Алёна и Анечка ,

                Лена, Юля, Олеся и Танечка,

                Соня, Женя и Настя с Тахминою,

                Снятся Маша ещё с Эвелиною.

                Если вдруг нападут злые вороги,

                Змей Горыныч иль чудище злобное,

               Защитят всех девиц добры молодцы,

               Заслонят их собой ясны соколы.

               Но за это должны красны девицы

               Обогреть их в минуту трудную,

                Подсказать, дать списать заданьице-

               Уж такая их доля женская.

               Рассказали мы вам былинушку

               Да о славных делах класса третьего,

               Класса третьего в школе горьковской.

               Но пора говорить: «До свиданьица!»

              Восточная сценка на 8 марта (с переводом)

 -Хэллоу, гарем!                                            (Привет, девчонки!)

   —  Курбан  гарем талды!                                   (Скоро 8 Марта!)

    -Шахер-чурек торчок!                                    (Мне кажется, Шахер-чурек в меня влюбился!)

  — Талмуд бардак!                                               (А я правило не выучила!)  

    -Вах!                                                                 (Очень плохо)

   -Чалма-кирдык!                                                (Не сносить тебе головы)

   -Кукиш, чувак!                                                (Непереводимая игра слов)

   -Айда урюк!                                                     ( Пошли в столовую, купим пиццу)

   -Урюк кирдык!                                                 (Столовая не работает)

   -Шайтан!                                                           (Какая жалость!)

   -Тс-с, ханума топ-топ!                                     (Тихо, училка идёт)

   -Гарем, равняйсь!                                            (Здравствуйте, дорогие ребята)

   -Кранты базар!                                                 (Послушайте меня внимательно)

   -Караван-сарай?                                               (Кто сегодня будет дежурить?)

   -Урус-шакал…                                                  (Я плохо себя чувствую)

   -Что, курдюк-синдром?                                   (Что, насморк?)

   -Нет, башка  бабах!                                           (Нет, лёгкое недомогание)

   -Юлишь, ишак?                                                ( А ты не обманываешь?)

   -Во те крест!                                                     (Клянусь Аллахом!)

   -Шахер-чурек, айда ишак!                               (Шакер-чурек, дежурить будешь ты)

   -Опять ишак?                                                    (А почему я?)

   -А кто-дед  бабай?                                            (Ну не Пушкин же)

   -Аллах акбар!                                                     ( Да здравствует 8 Марта!)

                                   Используемые ресурсы:

Восточная сценка на 8 марта -Голобородько В.В., Ивлева И.Л  «Мельпомена за школьной партой»  М: Илекса Терра-Букс Гимназия,2002 г.

( с изменениями)

Остальные сценки — переделанные произведения С.Михалкова, А.Пушкина, И.Крылова

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/08/07/veselye-stsenki-v-nachalnoy-shkole

Лингвистические сказки для инсценировки на уроках русского языка

Портрет прилагательного

Всем привет! Позвольте представиться — меня зовут Прилагательное. Несмотря на мое имя, можно понять, что я к чему-либо присоединяюсь. Например, с моим другом Существительным мы бываем ну просто — неразлучны. Хотя я — вполне самостоятельный, не обращаясь ни к чьей помощи, могу отвечать на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Обозначаю я признак предмета.

В предложении могу быть определением и сказуемым. Вот вам такой пример: «Над городом взошло яркое солнце». Ну, где я? Ну что тут думать? Конечно, слово «яркое» — это я. И в этой позиции я — определение. У меня есть постоянный морфологический признак — разряды по значениям. То есть я могу быть качественным — обозначать качество предмета (например: синяя лента).

Могу быть относительным — называть признаки, выражающие отношение одного предмета к другому (прошлогодние письма). А могу быть притяжательным, то есть показывать, чей это предмет, кому он принадлежит (мамин шарф).

Скажу честно, что быть качественным для меня очень утомительно, так как в этих случаях ко мне «приклеиваются» вредные степени сравнения (яркий — ярчайший — наиболее яркий), полные и краткие формы (зеленый — зелен), появляются синонимы (длинная — бесконечная) и антонимы (кислый — сладкий) и я даже сочетаюсь с наречиями (слишком молодой).

А постоянные мои морфологические признаки — это род, число и падеж. Ну вот, с правилами покончено. Вот и замечательно! Отмечу без ложной скромности, что без меня и ваша речь, и ваши книги, и ваша пресса были бы никуда не годными. Представьте, что вы говорите: «Мой пес Чип убежал на улицу, вернулся, и мне пришлось его искупать, чтобы он стал таким, как раньше».

А теперь сравните то же, но с моим присутствием: «Мой добрый, умный, живой пес Чип убежал на соседнюю улицу, вернулся мокрый и грязный, и мне пришлось его искупать, чтобы он стал чистеньким и красивым, как раньше». Правда, так гораздо лучше? Получается портрет Чипа.

А какие стихи пишут с моей помощью поэты! Вспомним хотя бы Пушкина: Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный …. Нравится? Мне тоже. Ни один писатель не может обойтись без меня, особенно когда описывает пейзаж. А каким вы, молодежь, меня видите? «Классным», «прикольным» и так далее. В общем, вы без меня — это все равно, что я без вас. Так что относитесь ко мне с вниманием, и я всегда буду с вами. Счастливо!

Странник
Голос за кадром: Это было много лет тому назад, лет сто, а может, чуточку меньше. В маленькой избушке на лесной опушке жили старик Словарь со старухой Морфологией. Были у них дети – Части речи: Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Наречие, Числительное постарше были и вместе со Словарем и Морфологией в школу ходили, ребят уму-разуму учили.

Были у Словаря и Морфологии детишки и поменьше: Предлог, Союз и Частица. Они оставались дома по хозяйству хлопотать. Пока родители и старшие братья с работы придут, они все в доме приберут, обед приготовят. По вечерам все собирались дома, пили чай с вареньем, мирно беседовали о том о сем. Дружная была семья.

Однажды вечером к ним постучали в дверь.

Частица: Чу! Кто-то стучит.
Глагол: Ох! Пойду отворю.
Голос за кадром: На пороге появилось маленькое существо, грязное, непричесанное, в лохмотьях.
Существо: Здравствуйте, добрые люди!
Словарь: Здравствуй, странник! Просим к столу.

Мы тебя чайком угостим, а ты нам расскажешь, кто ты, откуда и куда путь держишь.
Существо: Зовут меня Междометие, хожу я по свету уже давно, родню ищу. Проходил мимо, узнал, что тут части речи живут, решил зайти посмотреть.

Частица: Ой! Господи! Боже мой! Ты, вот такой, да к нам в семью?! Да что ты умеешь?
Существо:

Разрешите доложить Всем без исключения, Что могу я говорить Только лишь с волнением. Выражаю поощренья, Похвалу, упрек, запрет, Благодарность, восхищенье, Возмущение, привет… Те, которых гложет страх,

Произносят слово «

Ах!».Кто пасует пред бедой,

Произносит слово «

Ой!». Кто отстанет от друзей,

Произносит слово «

Эй!». Кто задерживает вдох,

Произносит слово «

Ох!». У кого захватит дух,

Произносит слово «

Ух!». Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья.

Предлог (удивленно): Вот тебе на!
Союз (возмущенно): Тьфу! Ерунда какая!
Существительное: Батюшки! Страсть! Ужас! Беда! Что мы с ним делать будем?
Прилагательное: У-у-у, страшное такое и к нам в семью захотело?!
Старуха Морфология: Дети, а, может, возьмем его к себе в семью? Смотрите, он ведь не такой, как все, он – особый!
Глагол: Ой, знаем – знаем. И нет в нем ничего особого. Вот мы все что-нибудь обозначаем.
Существительное: Да – да! Я, например, предмет.
Прилагательное: Ну, а я его признак.
Глагол: Я – действие.
Числительное: Ох, а я – число или количество предметов.
Наречие: Ну а я – признаки действий или признаки признаков.
Местоимение: Ой, а я, к вашему сведению, люблю указывать на предметы, признаки, количества, но не на­зываю их.
Существительное: Вот, видите, матушка. Увы, но у междометий только одно на уме да на языке: Ах! Ох! Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Караул!
Глагол: Поэтому и живут они отдельно от нас.
Междометие: Если бы вы так не кричали, то заметили бы, что употребили меня в своей речи уже много раз. Пожалуйста, примите меня в свою семью.
Существительное: Да, наверное, нам без него никак не обойтись.
Словарь: Сводите-ка его, ребятки, в баню, да хорошенько отмойте, а спать мы его за печкой уложим, там свободный уголок есть.
Голос за кадром: Подумали части речи и приняли Междометие в свою семью, но поселили они его за печкой отдельно от всех. Так и живет до сих пор Междометие за печкой, в стороне от других частей речи: и от самостоятельных, и от служебных.

Части речи
  Действующие лица: Ведущий, Существительное, Прилагательное, Местоимение, Числительное, Глагол, Наречие, Предлог, Союз, Грамматика.
Ведущий: За горами высокими, за морями глубокими есть славная и благодатная земля.

Издавна под голубым небом там выращивают золотые хлеба. Лелеют цветущие сады, составляют лучшие в мире песни.  Обладательница этого края – Речь Мелодичная. Государство ее разделено на княжества со странными названиями: Лексика, Фонетика, Грамматика, Стилистика.

Однажды княгиня Грамматика вызвала своих детей — дочь и сына Синтаксис и велела им:

Читайте также:  Змея своими руками

Грамматика: Соберите во дворец всех моих вельмож, хочу услышать, какой строй и порядок они дают в княжестве, чем занимаются мои подданные, умеют ли уважать согласие и единство …

  И пришли во дворец вельможи и каждый сказал слово о себе и своей семье.

 Имя существительное: Я поздравляю тебя, пресветлая княгиня, от имени многочисленного, самого важного, чаще всего применяемого племени слов. Мы, существительные, называем всё: предметы, явления, чувства … Вот посмотрите: светит (что?) солнце, кругом (кто?) дети.

Лес, поле, река, море, хлеб, роса, машина … Мама и папа, бабушка и дедушка, друг и товарищ … Страны и планеты, океаны и галактики — всё отвечает на вопрос: кто? что? Как солнце и вода порождают всё живое на земле, так и мы питаем речь. И в предложении можем быть любыми членами ..

.

Имя прилагательное: Всё, что сказал мой брат существительное, — правда. Но не следует забывать и другие племена. Без меня, прилагательного, не скажешь, что цветок — красивый, девушка — красивая, старая мама — нежная, а Родина — дорогая. Что молодость — прекрасная, детство — незабываемое, а старость — мудрая. Бог — милосердный, земля — ​​святая, хлеб — насущный, наука — нужная, воровство — позорное, а книга — бесценная … Ведь важно знать не только, кто мы, а какой, которая, которое, которые мы.

Местоимение: Я не могу хвастаться, как Существительное и Прилагательное, потому что мы, Местоимения, не так многочисленные и не такие яркие и пышные.

 Нас немного, мы маленькие, но всегда готовы прийти на помощь ближнему, заняв его место в речевом потоке.

Я и Ты, Мы и Вы, Он, Она, Оно, Они — все мы, Местоимения, верно служим Матушке Речи и, как знаменательные ее части, добросовестно выполняем свою синтаксическую роль …

Числительное: Всем хочется богато жить. А если хочешь быть богатым —должен уметь считать деньги. Поэтому без нас, Числительных, нечего и браться хозяйничать! А знали бы вы, сколько тысячелетий существует наша материнская речь, когда основан Киев, в каком году крестили Русь, сколько лет прожил Тарас Шевченко? И количество, и порядок при счете — за все это в ответе мы, Числительные.

Глагол: А без меня вообще нельзя представить жизнь. Со мной солнце светит, земля родит, люди работают, дети играют, учатся, растут. Я и хлеб пеку, и одежду шью, и в море плаваю, и Отечество люблю, и города строю, и зло наказываю.

 Вместе с Существительным мы — грамматическая основа предложения, его главные члены: Подлежащее и Сказуемое …

Наречие: Да, брат Глагол. Ты — движение, действие, мысль, прогресс. Но знали бы все, где, когда, как и с какой целью ты завершаешь свои дела, если бы не мы, скромные Наречия? Днем и ночью, летом и зимой, давным-давно, в прошлом и настоящем — всегда рядом с тобой я, Наречие. И, несмотря ни на что, остаюсь неизменяемым.

Предлог: Я хоть и не имею самостоятельного значения, но выполняю важную и благородную миссию. Я слова между собой соединяю, дружбе их способствую. Без меня не выглянешь в окошко, не расскажешь о кинофильме, не сядешь за стол, не пойдешь в школу, не поделишься с другом.
Союз: Мы с предлогом — служебные, верно служим нашей речи. Например, я, Союз, соединяю однородные члены предложения, а простые предложения связываю в сложные.
Грамматика: Вы порадовали меня, господа, убедив в том, что ее величество Речь Мелодичная будет жить и процветать вечно. Ибо все вы живете дружно, в единстве и гармонии. А в единстве — сила народа.
Все: Боже, нам единство подай.

Брат Числительное

Собрались утром Части речи за столом. Сели завтракать, а Числительное забыли разбудить. Все позавтракали, потому опаздывали в школу на уроки. И вдруг из спальни появилось заспанное Числительное: — Почему вы меня не разбудили? Я тоже спешу в школу на урок в 6 класс. — Подумаешь, он спешит, — скептически засмеялось Существительное.

— Без тебя дети на уроке прекрасно обойдутся. — Я тоже так думаю, — поддержало его Прилагательное. — Зачем ты ученикам? — засмеялся Глагол. — Если не будет меня, то дети не будут знать, во сколько идти в школу. Они не будут знать, какой сегодня день недели, день месяца, год. И самое главное — они не будут знать, сколько денег надо просить у матери.

чтобы купить себе мороженое или шоколадку, — вот так сказало Числительное.  И все Части речи унило замолчали. А Существительное украдкой взглянуло на часы, не исчезли ли случайно с циферблата цифры.

— Как хорошо, все цифры на месте, — облегченно произнесло Существительное.

И все Части речи схватили свои портфели и помчались в школу, чтобы рассказать ученикам, какое почетное место в царстве Грамматики занимает их брат Числительное.

Родительская любовь

Когда-то давным-давно в далеком королевстве жил король Прилагательное Великий. И имел он трех сыновей-принцев. Старшего звали Прилагательное Качественный, среднего — Прилагательное Относительный, а молодого — Прилагательное Притяжательный. Жили королевичи и горя не знали, потому что отец любил одинаково всех.

С детства вместе играли в прятки, как подросли — вместе ходили в школу. Всегда друг другу помогали и никогда не расставались. Казалось, что братья и дальше будут оставаться лучшими друзьями, но судьба решила иначе. Дни шли за днями, годы — за годами, королевичи выросли, а король состарился. Тогда и начались распри относительно родительского престола.

Ведь правитель в стране должен быть один, а вот претендентов на это место трое. Долго королевичи НЕ признавались, что каждый из них стремится занять родительское место. Они и дальше любезно общались, но однажды терпение лопнуло. — Именно я стану королем, — уверенно сказал Прилагательное Качественный. — Почему это ты? — недовольно спросили его братья.

— Потому что я старший, — ответил королевич. — К тому же, мои подданные — важнейшие из Прилагательных. Ведь именно они обозначают признак предмета, который может быть выражен в большей или меньшей степени! — Если уж на то пошло, — перервал разговор брата Прилагательное Относительный, — то важнейшие подвергнуты у меня.

Могут Качественные Прилагательные обозначать признак предмета относительно других предметов или явлений? Нет! А вот Относительные прилагательные могут и материал, и время, а также место указать … — А как же они укажут, что предмет принадлежит человеку или животному? — вступил в разговор Прилагательное Притяжательный.

— И кто из ваших подданных, братья, пишется с большой буквы? Есть ли среди них те, что отвечают на вопросы чей? или чья ?. Самый старший из принцев уже хотел что-то ответить, но в комнату вошел король. — Дорогие мои сыновья, — сказал Прилагательное Великий. — Никто из вас без трона не останется, потому что каждый из вас — самый главный.

А отдать престол кому-то одному — значило бы оставить русский язык без огромной группы необходимых и таких красивых слов. Вы же помните о том, зачем нужны Прилагательные? Для того, чтобы сделать речь красивее, а предметы описать ярче и детальнее.

Королевичи опустили головы. Только сейчас они поняли, какой бесполезной и ненужной была ссора. Поэтому братья обнялись и снова стали жить по-прежнему — дружно и счастливо.

Источник: https://intolimp.org/publication/linghvistichieskiie-skazki-dlia-instsienizatsii.html

Методика использования приёмов инсценирования на уроках литературы

Методика использования приёмов инсценирования на

уроках литературы

Ещё в начале 20 века многие передовые учителя на уроках чтения начали использовать активные творческие приёмы: рисование, лепку и драматизацию. Даже в Программах по русскому языку, выпущенных в 1920 году, был самостоятельный раздел «Драматизация». В то же время несколькими педагогами под руководством Е.

Соловьёвой вышли методические рекомендации «Игра – драматизация в школе».

Исключительное значение авторы данных рекомендаций придавали драматизации всего прочитанного детьми произведения, так как «драматизация есть последствие того психологического процесса, при котором всё виденное, слышанное и прочитанное вновь продумывается, переживается и воспроизводится при помощи слова, интонации, жеста, мимики, позы, группировки».

Ценность приема драматизации (инсценирования), по мнению ученых-методистов, определяется тем, что он помогает учащимся зримо увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающее воображение школьников, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.

Приём драматизации обеспечивает яркость внешних представлений, которые можно рассматривать как важную форму наглядности. Драматизация для детей, способствуя их отождествлению с героями произведения, служит средством, которое обостряет восприятие морального опыта, отраженного в книге.

Участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и но и поведения.

Инсценирование предлагается использовать на пропедевтическом этапе изучения драматургии, отсутствие опыта чтения драмы в 6-7 классах — не препятствие для инсценировки . Оно возможно и на всех этапах обучения как способ «анализа и обобщения литературных впечатлений».

И даже на «завершаю­щих этапах анализа», так как трансформация текста тем успешнее, чем более читатель ориентируется в нем, имеет «осязаемое представление» о героях, задействованы его зрительские впечатления, опыт знакомства с жанром.

Нет однозначного мнения и относительно трансформации литературного текста благодаря приемам театральной условности.

    Имея литературно-театральную природу, они совмещают репродукцию и творчество (преобразующее воспроизведение); играют важную роль в системе литературной и сценически-игровой деятельности школьников. Читая, учащиеся овладевают комплексом читательских умений.

Инсценируя, самостоятельно получают знания, осваивают игровые способы деятельности. Игра родственна учебной деятельности функционально: формирует «новые знания и умения или прежние знания приобретают новые качества».

Инсценирование произведений литературы предполагает умение соотносить и понимать художественный язык, содержательные и структурные компоненты произведения, а значит и способствует формированию читательской компетентности.

Для перевода повествования в диалог, «писательского идеального образа в читательский идеальный образ» необходимы умения образной конкретизации и образного обобщения.

Подготовка к инсценированию осуществляется в следующем порядке:

— восприятие текста произведения, который предстоит драматизировать;

— проверка качества восприятия;

— характеристика героев произведения с привлечением текста;

— анализ действий и слов одного из героев в названной учителем ситуации; 

— демонстрация поведения героя;

— анализ соответствия показа смыслу отрывка из литературного произведения;

— установление и устранение причин несоответствия этюда прочитанному произведению.

Ученые отмечают, что использовать инсценирование необходимо при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как басня, сказка.

Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить: выбрать эпизод, который может быть прочитан детьми по ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить, сколько нужно учеников, чтобы прочитать сценку по ролям.

Только после этого можно предложить детям найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию из реплик и подготовиться к чтению. В заключение эпизод читается по ролям учениками, вызванными к доске.

Драматизация развернутой формы – самый  сложный вид драматизации. Она содержит в себе все средства драматической выразительности, и поэтому вводится не сразу, а постепенно.

В зависимости от целей урока, этапа  обучения, подготовленности класса к развернутой драматизации, учитель может драматизировать  один эпизод, несколько эпизодов, связанных между собой или все произведение целиком, если это посильно детям.

https://www.youtube.com/watch?v=SMKKhsP85EU

Обязательным элементом работы над инсценированием является анализ результатов творческой деятельности. Драматизация, по мнению исследователей, может стать средством формирования коллектива, интересным и полезным мероприятием для воспитания личностных качеств учащихся.

В драматической форме, отмечают ученые, образ, созданный из элементов действительности, воплощается и реализуется снова в действительность, хотя и в условную; стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, находит своё полное осуществление.

Драматизация для детей, способствуя их отождествлению с героями произведения, служит средством, которое обостряет восприятие морального опыта, отраженного в книге.

Участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и но и поведения.

Привлекая детей к театральной деятельности, мы развиваем в них активное отношение к миру, создаём базу для действий не только эмоциональных, словесных, но и физических.

Драматизация также способствует развитию речи учащихся, являясь одним из способов воспитания ребёнка. Она влияет на речь детей в силу двух причин:

1) создания на уроке естественной ситуации речевого общения;

2) использования в качестве основы для инсценирования лучших образцов детской литературы.

При использовании приёма драматизации на уроках чтения и литературы нужно иметь в виду, что существуют формы драматизации различной сложности, развивающие творческую деятельность детей, которые следует вводить постепенно, всё более усложняя их с учетом возрастных особенностей учащихся и целей урока. Это:

  • анализ иллюстраций с точки зрения выразительной мимики и пантомимики изображенных на них героев;
  • постановка индивидуальных и групповых «живых картин» (эта форма драматизации, известная  в методике  русского языка ещё с начала 20 века. «Живая картина — это момент из художественного произведения, запечатленный не на полотне, а  в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите»);
  • подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности;
  • чтение по ролям;
  • драматизация развёрнутой формы.
Читайте также:  Поделки из коктейльных трубочек своими руками. астры. мастер-класс с пошаговыми фото

Использованиевсех этих видов инсценирования предполагает определенные этапы:

1. Восприятие материала, который предстоит драматизировать.

2. Анализ произведения (обстановка, образы героев, их поступки).

3. Постановка исполнительских задач («Что нужно передать, разыгрывая сцену?»).

4. Выбор выразительных средств («Как это сделать?»).

5. Пробы, анализ.

6. Подведение итогов, внесение корректив.

7. Заключительный показ и его анализ.

Ученые выделяют следующие условия эффективного использования приёмов драматизации на уроках литературы:

  • ясное осознание цели использования на уроках каждого из приёмов драматизации;
  • соблюдение последовательности (этапов) работы;
  • использование иллюстративного материала;
  • проведение распределение ролей сразу после проведения подготовки, перед завершающим этапом инсценировки;
  • выработка у детей отношения к драматизации как к искусству переживания, а не изображения;
  • оценка и анализ любого вида драматизации, используемого на уроке, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся;
  • систематичность использования приемов драматизации в процессе обучения.

Как показывают исследования, учащиеся с увлечением занимаются сценически-игровой деятельностью. 80% учащихся средних классов предпочли сценически-игровой вариант контрольных проверок собственно литературным заданиям, что свидетельствует о стремлении школьников к активным формам учебной деятельности и овладении приемами одной из них.

  Таким образом, инсценирование, по мнению исследователей, углубляет восприятие произведения; развивает умение вдумчивого чтения; активизирует творческие способности школьников; приучает их к самостоятельности суждений, поиску собственного видения произведения искусства; расширяет знания о смежном с литературой виде искусства — театре.

Источник: https://multiurok.ru/files/mietodika-ispol-zovaniia-priiomov-instsienirovanii.html

Урок-инсценировка

Негосударственное частное общеобразовательное учреждение

гимназия «Росток»

г.-к. Анапа Краснодарского края

Урок-инсценировка во 2 «А» классе

Тема: «Человек без друзей, что дерево без корней»

Подготовили и провели:

учитель начальных классов

Бауэр Ирина Евгеньевна,

классный руководитель

Василенко Наталия Анатольевна

г.-к. Анапа

2017

Тема урока: «Человек без друзей, что дерево без корней».

Цели:

1. Воспитание добрых качеств, умение дружить и бережно относиться друг к другу.

2.Обогащение словарного запаса с целью формирования ком­муникативной деятельности.

3. Развитие интереса к изучению иностранного языка посредством занимательных форм обучения.

4. Развитие речевых и интеллектуальных способностей, чувств, эмоций и ценностных ориентаций обучающихся.

Задачи:
1) познавательный аспект: расширять с помощью немецкого языка представление обучающихся об окружающем их мире.

2) развивающий аспект: развивать речевую культуру учеников и культуру общения, актерские способности учащихся; способствовать развитию внимания, памяти;

3) учебный аспект: тренировать у учащихся орфографические навыки,

определять тему и жанр произведения;

4) воспитательный аспект: воспитывать у учащихся интерес к изучаемому языку, формировать положительную мотивацию учения, формировать системы моральных и нравственных ценностей (учить дружбе, уважению друг к другу).

Предметные УУД:

-учиться применять знакомые орфографические правила;

-развивать устную речь и технику чтения;

-развивать навыки говорения.

Метапредметные УУД:

-формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-активизировать полученные знания.
Познавательные УУД:

совершенствование навыка выразительного чтения;

-поиск и выделение необходимой информации (анализ, обобщение).

Регулятивные УУД:

-контроль и коррекция; управление своей деятельностью; инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные УУД:

-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; формирование умения работать в парах, группах.
 Личностные УУД:

-учебно-познавательный интерес к учебным предметам; готовность и способность к саморазвитию; уважения мнения собеседника.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – инсценировка, интегрированный урок.

Форма урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: ИКТ, костюмы героев (мышка, лягушка, заяц, медведь), карточки, толковые словари, книги, декорации, песочные часы, бейджики, дерево-дружбы, рабочие тетради, карандаши, линейки, карточки с пословицами.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

1.Организационный момент

Здравствуйте уважаемые гости и ребята!

Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите голову, подарите мне свою улыбку. Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке. Чтобы наш урок прошел интересно, мы многому научились. Пусть девизом нашего урока будут слова:

«Умеешь сам — научи другого».

Дети сидят по группам (3 группы):

В каждой группе:

1.Организатор 2.Контролер 3.Секретарь

4.Оратор

5.Критик

Пословицы и книги висят на второй доске.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Речевая разминка.

Игра «Передай другому»

— прочитайте глазами

— прочитайте шёпотом и медленно

— прочитайте громко и медленно

— прочитайте громко и быстро

-проговорить скороговорку в парах.

Сейчас вы разучили скороговорку.

Как вы ее понимаете?

Проговаривают скороговорку друг другу.

Ответы детей.

Слайд №1

(скороговорка)

«Женя с Жанной подружилась.Дружба с Жанной не сложилась.Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно»

На доске у нас есть карточки со словами, надо составить пословицу и узнать какова тема урока?

«Человек без друзей, что дерева без корней»

Как понимаете эту пословицу?

-Что будем делать сегодня на уроке?

-Как будем работать на уроке?

-Что значит работать в парах, в группах?

Четыре человека у доски собирают пословицу

Говорить о дружбе, о друзьях.

В парах, в группах, самостоятельно.

Уметь договариваться.

Правила читают дети.

Слайд № 2 (тема)

Слайд № 3

(правила работы в группе)

3.Актуализация знаний.

А что для вас значит слово друг?

Друг – это…

Задание группам найти в толковых словарях значение слово друг.

В толковом словаре С.И. Ожегова:

Друг — это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.

Оцениваем друг друга.

Ответы детей

Ищут в толковых словарях С.И. Ожегова, В.И. Даля, И.Л. Городецкой значение слова «друг».

Читают ораторы значение слова «друг».

Читают вывод со слайда.

Слайд № 4.

(Друг – это…)

4.Обобщение и систематизация знаний.

Физкультминутка

5.Применение знаний и умений.

-Послушайте небольшое музыкальное произведение и скажите, как оно называется.

Произведение «Теремок».

Кто сделал эти книжки – малышки? (Раздать книжки)

1.Читаем молча и подчеркиваем непонятные слова, если такие есть.

2.Читаем вслух по абзацам.

Есть непонятные слова. Смотрим в толковом словаре.

Беседуем: Какая тема этого произведения?

Какова главная мысль этого произведения?

Кто главные герои?

Характер героев?

Что они делали? Чем закончилось произведение?

3.Чтение по ролям (7 человек)

Работа в группах.

Детям надо смоделировать обложку к данному произведению.

Взаимопроверка в группах.

Проверка на слайде.

Работа по карточкам.

Каждой группе дан отрывок из сказки «Теремок». Вам надо найти орфограммы, которые вы изучили, обозначить приставки в выделенных словах и суффиксы в подчеркнутых. Обратите внимание на слайд у каждой группы свое задание.

Все понятно, есть вопросы?

Проверка. Читаем и называем орфограммы, приставки, суффиксы. Проверка у доски.

Оцените ответы.

Теремок

Книги сделали дети своими руками.

Читают текст, первый раз читают молча.

Второй раз читают вслух по абзацам.

5 абзацев-5 человек.

Ответы детей

Читают в третий раз – по ролям.

Чтение по ролям:

1.Автор

2.Мышка

3.Лягушка

4.Зайка

5.Лисичка

6.Волк

7.Мишка

Проводит ученик

Чистый лист и рабочая тетрадь с Памяткой моделирования обложки у каждой группы.

Карточки на столах.

Выводы по группам.

Слайд № 5

(Теремок)

Контролеры следят за выполнением заданий с помощью песочных часов

Слайд № 6

(модель обложки)

Слайд №7

(Алгоритм работы по карточкам)

Слайды 8, 9, 10

6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Что делали на уроке, какие виды деятельности использовали? Какие задания мы выполняли, работая над сказкой?

Что же еще мы можем сделать с этим произведением?

Ответы детей.

7.Инсценировка сказки.

Инсценировка сказки.

Guten Tag!Unser Märchen heiβt “Das Häuschen”. Hört bitte zu, das Märchen fängt an!

Показ сказки на немецком языке.

Слайды

Декорация

8.Рефлексия

(подведение итогов)

Какова тема и цель урока?

Подводя итог нашего урока, напишите на листочках, как вы понимаете слово «дружба».

Оцените свою работу на уроке, показав солнышко или солнышко с облаками.

А теперь поем песню о дружбе на немецком языке.

Ответы детей.

Работа в группах.

Оратор выходит к доске, читает и прикрепляет на дерево- дружбы листочки-ответы.

Весь класс выходит к доске и поет песню.

Наглядность (дерево)

У каждого ученика есть наглядность (солнышко)

Приложение 1

Теремок.

Русская народная сказка.

       Стоял в поле теремок. Прибежала мышка-норушка и постучала: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» Никто не отзывается. Вошла она в теремок и стала там жить. Прискакала лягушка-квакушка: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я мышка-норушка. А ты кто?» — «Я лягушка-квакушка». «Ступай ко мне жить». Прыгнула лягушка-квакушка в теремок и стали они жить вдвоём. 

       Прискакал зайка-попрыгайка: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка. А ты кто?» — «А я зайка-попрыгайка». — «Иди к нам жить». И стало их трое.

Вот пришла лисичка-сестричка: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайка-попрыгайка. А ты кто?» — «А я лисичка-сестричка». — «Иди к нам жить».

И стало их теперь четверо. 

       Пришёл к терему волк-зубами щёлк: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайка-попрыгайка, я лисичка-сестричка. А ты кто?» — «А я волк-зубами щёлк». — «Иди к нам жить». И стали они жить впятером. 

       Вот пришёл к терему мишка косолапый, стучится: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайка-попрыгайка, я лисичка-сестричка, я волк-зубами щёлк, а ты кто?» — «А я мишка-косолапый, я тоже буду с вами жить». Полез мишка в теремок и сломал его. 

       Расстроились зверюшки, а мишка им говорит: «Не печальтесь, я вам новый теремок построю, лучше прежнего». Выбрал мишка большую поляну и стал теремок строить, а звери ему помогали. Построили они новый теремок, большой и красивый, и стали жить в нём все вместе.

Приложение 2

DasHäuschen”.

Darsteller / Действующие лица:

Der Autor/ автор
Der Frosch/ лягушка
Die Maus/ мышка
Der Hase/ зайчик
Der Fuchs/лиса
Der Bär/медведь

(Презентация, Слайд 1)

Der Autor: Guten Tag!Unser Märchen heiβt “Das Häuschen”. Hört bitte zu, das Märchen fängt an!

(Презентация, Слайд 2)

Der Autor: In einem Wald steht ein Häuschen. Da kommt ein Frosch.

(Презентация, Слайд 3)

Der Frosch: Hallo! Wer ist dort?

             Niemand. Kein Wort!

             Hurra!!! Ich bin Frosch.

Das wird mein Haus!

(Презентация, Слайд 4)

Der Autor: Und wer kommt da? Eine Maus! Sie kommt zum Haus.

(Презентация, Слайд 5)

Die Maus: Oh, das schöne Haus!

          Ich will hier wohnen!<\p>

(Презентация, Слайд 6)

Der Frosch: Ich bin Frosch!

Qua, qua, qua! Und wer ist da?

(Презентация, Слайд 7)

Die Maus:  Ich heisse Maus. Und wer wohnt im Haus?

(Презентация, Слайд 8)

Der Frosch:  Das ist mein Haus. Bitte, tritt ein!

(Презентация, Слайд 9)

Der Hase: Guten Morgen, liebe Freunde!

(Презентация, Слайд 10)

Zusammen (Der Frosch, die Maus):Hallo! Wie heisst du?

(Презентация, Слайд 11)

Der Hase: Ich bin Hase. Wie heissen sie?

(Презентация, Слайд 12)

Der Frosch:    Ich bin Frosch.

Die Maus:  Und ich bin Maus.

Zusammen (Der Frosch, die Maus): Wir leben zusammen in diesem Haus!

(Презентация, Слайд 13)

Der Frosch und die Maus: Bitte, tritt ein!

(Презентация, Слайд 14)

Der Autor: Hier in diesem Haus wohnen der Frosch, die Maus und der Hase.

(Презентация, Слайд 15)

Der Fuchs: Was ist das?

Oh, ein schönes Haus. 

(Презентация, Слайд 16)

Zusammen (Der Frosch, die Maus, der Hase): Wer ist dort?

(Презентация, Слайд 17)

Der Fuchs: Ich bin Fuchs. 

(Презентация, Слайд 18)

Der Frosch, die Maus und der Hase: Bitte, tritt ein!

(Презентация, Слайд 19)

Der Frosch, die Maus, der Hase und der Fuchs: Wer ist das?

(Презентация, Слайд 20)

Da geht ein Bär vorbei.   Er sieht das Haus und klopft.

Der Bär: He, Menschen, ich bin Bär! Wessen Haus ist das? Alle gehen von dort hinaus. Das ist mein Haus. Ich wohne allein.
 

(Презентация, Слайд 21)

Alle Tiere: Liebes Bärchen, nein, nein, nein! 
Höflich sei und bitte tritt ein!  

Der Autor: Da wohnen im Haus der Frosch, die Maus,
der Hase, der Fuchs, der Bär

in Freundschaft und Liebe! 

(В конце звучит финальная песня про дружбу) 

So groß wie ein Baum.

So groß wie ein Baum,so stark wie ein Bär,so tief wie ein Fluss,soll unsere Freundschaft sein.so weit wie das Meer,so hoch wie ein Hausso hell wie ein Stern….soll unsere Freundschaft sei.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-instsienirovka.html

Ссылка на основную публикацию