Урок литературного чтения в 4 классе по фгос. славянский миф

Презентация на тему «Славянская мифология»

  • Скачать презентацию (0.75 Мб)
  • 109 загрузок
  • 2.4 оценка

ВКонтакте

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему «Славянская мифология» по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов14
  • Аудитория
  • Словалитература мифы славянские мифы история литературы русская литература
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 1Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой… А.С.Пушкин
  • Слайд 2Верхний мир (Правь) Средний мир (Явь) Нижний мир (Навь)
  • Слайд 3Вот ветры, Стрибожьи внуки, Веют с моря стрелами На храброе войско Игорево! Разве бы запеть тебе, Вещий Боян, Велесов внук! Тогда, при Олеге Гориславиче, Горе сеялось и растилось усобицами, Погибало добро Дажьбожия внука…
  • Слайд 4ВЕЛЕС Один из величайших богов древнего мира. Велес — податель богатства, достатка. Велес следит за исполнением законов и договоров. Велес мог принимать любые обличья. Чаще всего его изображали мудрым стариком, защитником растений и животных
  • Слайд 5СВАРОГ С древнего языка санскрита слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». Сварог сварганил (сварил, создал) землю. Сварог — источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир.
  • Слайд 6“Царь-солнце”, бог плодородия и солнечного света, первопредок славян(славяне по тексту «Слова о полку Игореве» — даждьбожии внуки). ДАЖДЬБОГ
  • Слайд 7Самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. У Перуна серебряная голова и золотая борода. Летя на своей пылающей колеснице по небу, он пользуется луком, чтобы прокалывать облака вспышками молнии. Он может вызвать дождь и гром. Топор и молот – его любимые виды оружия. ПЕРУН
  • Слайд 8СЕМАРГЛ Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал Семаргл, оставался выжженный след. Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным.
  • Слайд 9Бог ветра. Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками». Стрибог может вызвать и укротить бурю. Его обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света. СТРИБОГ
  • Слайд 10ЯРИЛО Апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жизни. В селениях появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Это — Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений: 1) весенний свет и тепло; 2) юная, стремительная и неуправляемая сила; 3) страсть и плодородие.
  • Слайд 11Славянская богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. ЛАДА Лада покровительствовала семье и браку, ее праздник приходился на весну, когда парни с девушками зажигали костры и водили хороводы.
  • Слайд 12Бог любви, сын Лады. Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца. Лель возжигал сердца людей своим ярым пламенем. ЛЕЛЬ
  • Слайд 13МАКОШЬ Богиня всей Судьбы, а также покровительница женских рукоделий; попечительствует урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Ткать Пряжу Судеб Макоши помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов — добрыми или злыми.
  • Слайд 14МОРАНА Могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти. Морана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/mifologiya

Открытый урок литературного чтения в 4 классе Мифы Древней Греции

Открытый урок литературного чтения в 4 классе

Тема: «Мифы Древней Греции»

(«Арион», «Икар и Дедал»)

Цель: Познакомить учащихся с содержанием и воспитательным значением древнегреческих мифов, привить интерес учащихся к произведениям фольклора.

Задачи:

Учить детей добиваться нахождения истины при самостоятельном поиске по заданиям учителя;

Составлять план, выделяя смысловые части;

Правильно организовывать работу учащихся по записи в рабочей тетради;

Добиваться ясного, четкого ответа, правильности доказательств.

Оборудование:интерактивная доска, проектор, в/ф «Икар и Дедал», учебные картины с изображением героев древнегреческих мифов.

Ход урока:

I Организационная часть урока.

Цели: постановка задач совместно с учащимися:

а) работа в группе;

б) распределение обязанностей;

в) выполнение требований, предъявляемых к каждому члену группы.

II Повторение ранее изученной темы

Цели: повторение и обобщение темы предыдущего занятия

Задачи:

Организация коллективной игры-викторины;

Мотивация учащихся на изучении новой темы;

Стимулирование учебной активности учащихся в ходе этапа.

Игра «Я знаю» (Ученики называют произведения фольклора, зачитывая отрывки – басни, сказки, пословицы, загадки.)

Чтение наизусть героической песни.

III Новая тема урока «Мифы народов мира».

Цели: определить значение и роль мифов Древней Греции.

Задачи: изложение учебного материала;

Проверка усвоения новый знаний и закрепление материала

Чтение названия раздела.

Вводная беседа.

Что такое миф? Это повествование, не основанное на реальных фактах; обычно его герои — существа сверхъестественные, а значит, мифы — истории выдуманные. Однако часто именно благодаря мифам можно понять местные обычаи или явления природы. Мифы — это народные сказания о легендарных героях, богах, явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки.

Чтение установочной статьи о мифах – с.38 (статью читает ученик: задание и содержание).

Учитель: Как вы думаете, какая страна является родиной мифов? (Древняя Греция.) Есть на свете удивительная страна Греция. Но так называем её мы. А у самих греков зовётся она Элладой. Вот так представляли древние греки свою страну. В древние времена это было большое государство.

Много веков назад трудолюбивые жители Эллады – эллины – создали прекрасные города – Афины, Микены, Тиринф, Спарту, Фивы… Все народы Европы считают себя потомками и наследниками величайшей эллинской культуры. Но есть и другое наследие, полученное нами от этого народа. Это мифы о богах и героях, созданные эллинами много веков назад.

Они открывают перед нами страницы удивительной жизни.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/otkrytye-uroki/2401-otkrytyj-urok-literaturnogo-chtenija-v-4-klas.html

Литературное чтение по теме «Мифы Древней Греции» 4 класс

Тема : Мифы Древней Греции

Цели: познакомить с мифами Древней Греции

Задачи:

— формирование понятия о мифе; чтение, анализ и сравнение мифов разных народов о сотворении мира;

— развитие мышления, внимания, воображения, речи;

— воспитание познавательного интереса, любовь к чтению, к книгам, истории.

Оборудование : учебные картины с изображением героев древнегреческих мифов ,карточки, тест, спикеры .

Ход урока:

Приветствие

на казахском языке «Салеметсіз бе оқушылар!»

на греческом языку « Хайрете, пайдес! Калой кай агатой!»

на русском языке «Здравствуйте ребята!»

На каких языках я с вами поздоровалась (ответы детей)

-Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные! Так говорили ученикам учитель древнегреческой школы каждое утро, встречая их.

Ребята

-Как вы понимаете эти слова?

«Надежда — это сон наяву». Так говорил древнегреческий философ Аристотель.

II. Постановка целей урока.

-Какие надежды у вас на урок?

-Почему мы начали урок именно с этого высказывания?

1) мы изучаем мифы древней Греции;

2) герои произведения, которое вы читали дома, тоже надеялись на лучшее.

Работать на уроке мы будем в различных амплуа, где выполняя различные роли.

III. Актуализация опорных знаний.

Давайте с вами поговорим что такое миф

Миф – древнее народное сказание о богах и героях, о происхождении жизни на земле.

Как вы думаете .какая страна является родиной мифов? (Древняя Греция) О Древней Греции нам расскажет Лера

IV. Работа по теме урока.

Есть на свете удивительная страна Греция Но так называем ее мы. А у самых греков зовется она Элладой. Вот так представляли древние греки свою страну. В древние времена это было большое государство .

Много веков назад Трудолюбивые жители Эллады- эллины- создали прекрасный город – Афины, Микены, Тиринф, Спарту, Фивы… Все народы Европы считают себя потомками и наследниками величайшей эллинской культуры. Но есть и другое наследие, полученное нами от этого народа. Это мифы о богах и героях, созданные эллинами много веков назад.

Они открывают перед нами страницы удивительной жизни. Греция –страна необыкновенной красоты. Можете себе представить, что мы наслаждаемся теми же видами, которыми наслаждались поэты и художники на протяжении столетий

-Какое впечатление на вас произвела Греция?

Давайте и мы на корабле «Арго» перенесёмся из нашего реального, будничного мира в удивительный фантастический мир Древней Эллады, где живут и действуют наши мифологические герои.

Чтобы сесть на корабль и отправиться в плаванье мы должны приобрести билеты

А стоимость билета это ответ на вопрос .

Каждой группе задаю по вопросу

  1. С какими мифами мы с вами познакомились на прошлом занятие.

  2. Чем мифы отличаются от сказок ( реальное события)

  3. Что общего у мифов и сказок.( происходит борьба добра и зла и всегда побеждает добро)

  4. Кто, согласно греческой мифологии, построил лабиринт Минотавра? (Дедал)

И так мы свами приобрели билеты и отправились в плаванье по интересной красивой стране Греции

Чтобы наше путешествие было интересным и увлекательным мы свами будем не просто наблюдателями но будем выполнять определенное задание приготовленном капитаном . А капитаном на нашем судне буду я( Фуражку одеть)

1 задание

Ребята мы с вами познакомились с несколькими мифами . Чтобы нам вспомнить о чем велась в них речь и кто их главные герои . Мы с вами сейчас почитаем методом Буксир .

У вас на столе лежат листочки из данных мифов . Возьмите листочек номер 1 ,2,3,4.

( В конверте будет лежать отрывки мифов которые мы с вами закрепляем Ваша задача продолжить чтение вместе со мной )

Молодцы я точно уверено что моя команда меня не подведет и мы ни когда не сядем на мель .И так наше плаванье продолжается

Ой ребята ! Вы немного устали , слышите шум моря Послушайте как оно нас завет. ( Лиза выходит и под музыку Море волнуется раз море волнуется 2 море волнуется 3 морская фигура замри) Виде физминутки

Молодцы ребята сейчас мы отправляемся в путешествие и задание будет такое

2 задание

У вас на столе карточки 4 цветов Я бы хотела чтобы вы узнали из какого мифа эти строки .

Карточка 1 Страшен огромный змей, большими кольцами выгибает он свое длинное тело, извиваются и шипит отвратительное пятнистое чудовище. (Борьба Ра с Апостолом)

Карточка 2 Но по дороге, на одной из стоянок «Арго» у берега невидимой земли, Геракл ушел далеко в прибрежный лес, не вернулся во время на корабль, и аргонавты отплыли без него. (Геракл Освобождает Прометея)

Карточка 3 Спокойно и ровно взмахивай руками ,не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не намочить крылья и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. (Дедал и Икар)

Карточка 4 Скоро увидел он вход в пещеру и, отбросив лук и стрелы, вошел в нее. В пещере было темно, ощупью пробирался он вперед ( Подвиг Геракла)

Молодцы ребята

3 задание которое я вам приготовила это постер

2 группа оцените 1 группу с помощью смайликов, 3 группа оценивает с помощью прием «Большой палец» 2 группу, 4 группа оценивает 3 группа приемом «Апплодисменты», 4группа оценивает 1 группа светофором.

Конверт №1 В данном конверте имена героев относящиеся к вашему мифу ,но усложняется задание тем что есть герои относятся не к вашему мифу . Ваша задача найти своих героев и при выступление дать характеристики . На это задание 5 мин .

Вы молодцы с задание справились . И наше путешествие продолжается .

4 задание Тест

Мине –тест

1. Миф-это:

а) произведение, созданное фантазией народа, в котором рассказывалось о происхождении мира, явлениях природы, о деяниях богов и героев;

б) произведение устного народного творчества, повествование, основное на вымысле;

в) произведение, в котором переплетаются реальное и фантастическое.

2. Главный бог в греческой мифологии:

а) Геракл; б) Аполлон; в) Зевс; г) Посейдон.

3. Супруга главного бога в греческой мифологии:

а) Афина; б) Гера; в) Афродита; г) Акмена.

4. Что вы сами думаете о мифах?

а) интересные сказки;

б) с помощью мифов, люди пытались объяснить вещи, которым не могли дать научное объяснение;

в) людям, за весь период существования человечества, надо было во что-то верить, вот они и придумывали себе Богов и героев, чтобы жить было интересней;

г) мифы придуманы богами для своего прославления.

5) Кто, по греческой легенде, изобрел крылья для человека?А) ИкарБ) Прометей

В) Дедал

Молодцы ребята.

И так мы приплыли в нашу гавань . Мы с вами спускаемся на берег и полюбуемся красотами данной страны . (3 картинки) 3 выступающих о Греции ( Распечатать 3 картинки и описать их)

Греция является колыбелью одной из древнейших цивилизаций, которая органично сочетает старинные памятники культуры, архитектуры и литературы. Даже спустя тысячелетия Эллада считается образцом творчества и культуры стран Европы и Азии.

Здания, которые были построены много веков тому назад, сражают своей красотой и величием.

По мифам их построили циклопы, благодаря чему и прижилось название «циклопического» архитектурного стиля построек. Микенская эпоха оставила след, воплощенный в удивительных усыпальницах и строениях.

Классический стиль, ярко проявленный в виде изумительного Акрополя, по праву считается «золотым» периодом.

В Греции четко разграничены понятия храма и святилища. Храмом считалось непосредственно само культовое сооружение, а святилище являлось центральной частью храма, где оракулом хранились и оберегались священные предметы.

Эллинские старинные храмы Храм Гефеста

Храм бога огня Гефеста возвышается на самой вершине горы под названием Агора. Строение отлично сохранилось до наших дней. Побережье моря у горы украшают развалины храма, построенного в честь Посейдона, которые воспеты в творчестве многих писателей, оставляя неизгладимый след в памяти и массу впечатлений.

Храм Зевса

Читайте также:  Внеклассное мероприятие по профориентации для учащихся начальной школы. сценарий

Необыкновенно величественный храм Зевса – верховного греческого божества носит название Олимпийон, несмотря на то, что от него остались одни колонны и развалины, все равно впечатляет своим размахом и размерами.

Каждый греческий город имеет свой Акрополь, который представляет собой мощную крепость, расположенную в самом центре, предназначение которых заключалось в защите храмов. На сегодняшний день многие крепости разрушены, являя собой лишь руины, но даже они несут историю и передают уникальное величие истории Греции.

Храм Парфенон Храм Геры

Имеет свое расположение ближе к Северо-западному углу Великой Олимпии. Храм находится на склоне, оттенен, словно спрятан от людских взглядов, растущими террасами. Как известно по научным летописям, храм был построен в 1096-1095 годах до н.э. Но по мнению археологов храм возведен в 600 году н.э.

Храм Геры очень много раз перестраивали, переделывали в музейное здание. Частично храм был уничтожен сильным землетрясением в середине IV века. И с этого времени его больше не восстанавливали. Величественная архитектурная постройка сохранилась до наших дней очень плохо.

Храм – олицетворение надежды, продолжения рода, сохранения брака является главным историческим центром в Паэстум.

Спасибо Молодцы

Рефлексия

Мы с вами сегодня на уроке провели разные виды работ по теме Мифы Древней Греции . Я бы хотела узнать где кораблик знаний ваш сегодня остановился

Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе повторного чтения

И так ребята мы с вами по путешествовали по реке Нил . Окунулись в мифологию этой страны полюбовались ее красотами и я на правах капитана хотела поблагодарит вас за сплоченную команду и за хорошую работу. Наградить вас пальмовой ветвью .

И дом. задание будет такое проявить свое творчество, подготовить ЭССЕ о богах Древней Греции.

Приложение1

Приложение 2

БИЛЕТПутешествие на корабле «Арго»по реке Нил
БИЛЕТПутешествие на корабле «Арго»по реке Нил
БИЛЕТПутешествие на корабле «Арго»по реке Нил
БИЛЕТПутешествие на корабле «Арго»по реке Нил
БИЛЕТПутешествие на корабле «Арго»по реке Нил

Приложение 3

Мине –т ест

1. Миф-это:

а) произведение, созданное фантазией народа, в котором рассказывалось о происхождении мира, явлениях природы, о деяниях богов и героев;

б) произведение устного народного творчества, повествование, основное на вымысле;

в) произведение, в котором переплетаются реальное и фантастическое.

2. Главный бог в греческой мифологии:

а) Геракл; б) Аполлон; в) Зевс; г) Посейдон.

3. Супруга главного бога в греческой мифологии:

а) Афина; б) Гера; в) Афродита; г) Акмена.

4. Что вы сами думаете о мифах?

а) интересные сказки;

б) с помощью мифов, люди пытались объяснить вещи, которым не могли дать научное объяснение;

в) людям, за весь период существования человечества, надо было во что-то верить, вот они и придумывали себе Богов и героев, чтобы жить было интересней;

г) мифы придуманы богами для своего прославления.

5) Кто, по греческой легенде, изобрел крылья для человека?А) ИкарБ) Прометей

В) Дедал

Приложение 4

Храмы древней Греции

Греция является колыбелью одной из древнейших цивилизаций, которая органично сочетает старинные памятники культуры, архитектуры и литературы. Даже спустя тысячелетия Эллада считается образцом творчества и культуры стран Европы и Азии.

Здания, которые были построены много веков тому назад, сражают своей красотой и величием.

По мифам их построили циклопы, благодаря чему и прижилось название «циклопического» архитектурного стиля построек. Микенская эпоха оставила след, воплощенный в удивительных усыпальницах и строениях.

Классический стиль, ярко проявленный в виде изумительного Акрополя, по праву считается «золотым» периодом.

В Греции четко разграничены понятия храма и святилища. Храмом считалось непосредственно само культовое сооружение, а святилище являлось центральной частью храма, где оракулом хранились и оберегались священные предметы.

Эллинские старинные храмы

Храм Гефеста

Храм бога огня Гефеста возвышается на самой вершине горы под названием Агора. Строение отлично сохранилось до наших дней. Побережье моря у горы украшают развалины храма, построенного в честь Посейдона, которые воспеты в творчестве многих писателей, оставляя неизгладимый след в памяти и массу впечатлений.

Храм Зевса

Необыкновенно величественный храм Зевса – верховного греческого божества носит название Олимпийон, несмотря на то, что от него остались одни колонны и развалины, все равно впечатляет своим размахом и размерами.

Каждый греческий город имеет свой Акрополь, который представляет собой мощную крепость, расположенную в самом центре, предназначение которых заключалось в защите храмов. На сегодняшний день многие крепости разрушены, являя собой лишь руины, но даже они несут историю и передают уникальное величие истории Греции.

Храм Парфенон

Храм Геры

Имеет свое расположение ближе к Северо-западному углу Великой Олимпии. Храм находится на склоне, оттенен, словно спрятан от людских взглядов, растущими террасами. Как известно по научным летописям, храм был построен в 1096-1095 годах до н.э. Но по мнению археологов храм возведен в 600 году н.э.

Храм Геры очень много раз перестраивали, переделывали в музейное здание. Частично храм был уничтожен сильным землетрясением в середине IV века. И с этого времени его больше не восстанавливали. Величественная архитектурная постройка сохранилась до наших дней очень плохо.

Храм – олицетворение надежды, продолжения рода, сохранения брака является главным историческим центром в Паэстум.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/litieraturnoie-chtieniie-po-tiemie-mify-drievniei-grietsii-4-klass.html

Конспект урока по литературному чтению в 4-ом классе Тема: Мифы Древней Греции. Древнегреческий Миф «Орфей и Эвридика» Цель: познакомить учащихся с жанром древней литературы мифом

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Конспект урока по литературному чтению в 4-ом классе

Тема: Мифы Древней Греции. Древнегреческий Миф «Орфей и Эвридика»

Цель: познакомить учащихся с жанром древней литературы – мифом.

Задачи:

— Образовательные: дать понятие о мифе как жанре; учить выделять факты и

события в мифах; развивать мышление, воображение, целостное

восприятие произведения;

— Развивающие: содействовать привитию интереса к уроку литературного

чтения, расширять кругозор учащихся;

— Воспитывающие: воспитание уважительного отношения к высказываниям

своего одноклассника; воспитание добросовестного отношения к учебе.

Оборудование: музыкальный центр, проектор, иллюстрации к тексту, выставка книг.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о мифах Древней Греции.

— Давайте вспомним, что такое миф?

Задание:

На доске карточки со словами, из которых вы должны сложить определение мифа.

(Это определение ребята складывают из карточек на доске)

Ответ:

Миф – это рассказ, порожденный фантазией, в котором дается объяснение явлений и фактов.

Учитель:

Значит, сегодня на уроке мы будем читать не просто рассказы, а источники священных знаний в те далекие-далекие времена.

Задание:

Закройте глаза, и мы с вами окажемся в Древней Греции.

( В это время звучит музыка из оперы «Орфей и Эвридика» и звучат слова учителя)

Учитель:

Мифы были сложены древними греками в те далекие времена, когда люди только начинали всматриваться в окружающий мир пытались его понять и объяснить.

Бесконечно давно, две с половиной тысячи лет тому назад, греческие дети, сидя на теплом песке у городских ворот или каменных плитах храмов, слушали, как нараспев, пощипывая в лад струны тихой кифары, слепые певцы начинали свои удивительные повествования. С одним из них мы сейчас познакомимся.

(Дети открывают глаза и на экране видят название мифа и иллюстрацию с главными героями)

И называется он « Орфей и Эвридика»

  1. Подготовка к восприятию текста.

Учитель:

Давайте, с вами познакомимся с героями мифа.

(У ребят на парте лежат листочки с пояснением названий мифических героев, на экране появляются изображения этих героев)

Мифологический словарь:

Орфей — фракийский певец. Он изобрел музыку и стихосложение.

Эвридика – нимфа, жена Орфея.

Харон – перевозчик, который на челноке переправляет через реки подземного царства души умерших.

Аид – владыка подземного мира и царства мертвых.

Персефона – ведает не только земным плодородием, но и владычествует над умершими, предаваемыми земле, жена Аида.

Гипнос – божество, олицетворение сна.

Зевс – царь и отец богов и людей.

Учитель:

Вы познакомились с героями этого мифа. Как вы думаете, о чем может пойти речь в мифе «Орфей и Эвридика»?

Ответы:

Что кто-то из героев умрет и попадет в царство мертвых.

( Читают хорошо подготовленные дети по небольшим отрывкам)

Учитель:

Даю совет – Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг.

Учитель:

Что больше всего взволновало вас в этом произведении? Что показалось наиболее удивительным, поразило вас?

Ответы: царство мертвых, смерть Эвридики, любовь Орфея.

Учитель:

Давайте вспомним основные события мифа.

(Составляем план и учитель записывает его на доске, а ребята отмечают в тексте части произведения)

Задаю наводящие вопросы:

— Как звали главных героев и кем они были?

— Что случилось с Эвридикой?

— Что почувствовал Орфей после смерти любимой, что он попытался сделать, чтобы ее вернуть?

План:

А) Орфей и Эвридика

Б) Смерть Эвридики

В) Горе Орфея

Г) Орфей отправляется в царство мертвых

Д) Во дворце Аида

Е) Просьба Орфея

Ж) Путь из царства мертвых

З) Память об Эвридики

Учитель:

А сейчас мы с вами попытаемся разобраться в этом мифе, что хотели в нем объяснить древние греки, для этого мы будем отвечать на вопросы, которые вы сейчас получите. На эту работу у вас три минуты.

А поможет выполнить вам это задание наш план.

( Вопросы напечатаны по группам. Раздаются ребятам.

Они находят ответы из текста.

Работа производится в парах.)

Вопросы:

— За что полюбила Эвридика Орфея?

— Почему счастье Орфея и Эвридики не было долговечным?

………………………………………………………………….

— В чем изливал Орфей свою тоску? Какое воздействие оказывали

эти песни на окружающих?

— Почему Орфей решил сам отправиться в царство мертвых?

…………………………………………………………………..

— Что подействовало на Харона, и он перевез Орфея в царство мертвых?

— С какими мифическими героями повстречался Орфей в Царстве Аида?

……………………………………………………………………..

(После ответа на этот вопрос ребята записывают в мифический

словарь новых героев: Керры, Ламия, Эмпуза.)

………………………………………………………………………

— Почему Аид и Персефона отпустили Эвридику?

— Назовите причину, по которой Аид запретил Орфею оглядываться?

……………………………………………………………………….

— Почему не сбылось желание Орфея? Почему он вновь был лишен возлюбленной?

Выбери наиболее точный, по-твоему , ответ:

— за то, что оглянулся на Эвридику;

— потому что не сдержал слово;

— за недоверие к словам Аида о том, что Эвридика будет идти следом.

Как ты думаешь, оглянулся бы встревоженный Орфей на Эвридику, если бы был абсолютно уверен в том, что Аид выполнит свое обещание?

Учитель:

— Какое человеческое чувство заставило Орфея шагнуть в бездну «Мертвого царства»?

Ответ:

Любовь.

— Почему именно любовь? А сейчас нам нужно уметь любить, быть верным и преданным?

Учитель:

Сегодня на уроке мы рассматривали только один взгляд древних греков взгляд на любовь, но ведь кроме любви в этом мифе рассматривается и вопрос о смерти.

Чтобы понять взгляд древних греков на этот вопрос я вам предлагаю

ответить на пятый вопрос на стр.22.

А кто желает познакомиться с взглядами древних греков на другие явления и факты человеческой жизни, может взять книги из библиотеки или воспользоваться книгами с нашей выставки.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/178921.html

Профессор Знаев

Цели урока: познакомить с историей создания славянской азбуки; проанализировать особенности кириллицы, ее отличия от современного алфавита; воспитание уважения к великому прошлому России.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания.

Составьте вопросы по заданным ключевым словам для учащихся класса, дайте ответ.

*Летопись

* «Повесть временных лет»

*Пимен,1603г.-А.С.Пушкин,1825.

*Нестор. Д.С.Лихачев.

*Н.Кончаловская,1966г.

(Примерные вопросы и ответы: что такое летопись? Летопись- это книга, в которой запись событий велась по годам. Когда и кем была создана летопись «Повесть временных лет»? В начале 12 века монах Киево-Печерского монастыря Нестор составлял эту повесть.

До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть :» — плод творчества нескольких поколений летописцев. В чем особенность записей? Буквы написаны отдельно, некоторые слова сокращены и над ними стоит особый значок-«титло»; промежутков между словами почти нет.

Такой шрифт назывался «уставом». Каждая буква тщательно, аккуратно выписана, словно нарисована. Что содержала летопись? Она рассказывала о происхождении русского государства, о его великих деятелях. Какая связь этих двух имен Пимен и Пушкин? Дети читают монолог летописца монаха Пимена из трагедии А.С.

Пушкина «Борис Годунов» (сцена «Ночь, Келья в Чудовом монастыре»). Эта сцена происходила в келье Чудова монастыря в 1603г. Таким увидел и услышал летописца Пимена Пушкин. Являлся ли Нестор первым летописцем? Нет. Первым был Никон. Д.С.Лихачев был одним из лучших знатоков древнерусской литературы, переводчиком «Повести временных лет».

Чтение детьми отрывка из книги Натальи Кончаловской «Наша древняя столица».) Вся беседа проходит с опорой на репродукцию картины В.М.Васнецова «Нестор-летописец».

2. Постановка учебной проблемы. (Запись на доске)

-«Повесть временных лет» писалась на территории Русского государства, зачем Д.С.Лихачев переводил этот текст, на какой язык? — А почему летописание началось на Руси в 11 веке, а не раньше? На эти вопросы давайте найдем ответы.

3. Работа с учебником. Комментированное чтение текста из «Повести временных лет» (перевод Д.С.Лихачева) «Изобретение славянской азбуки».

Читайте также:  Прогулки в группе раннего возраста зимой

Слово учителя: Кирилл (Константин)(827-869) и Мефодий (ум.885) -братья, родом из г. Солуни в Македонии, греки. В 862 году в Моравии составили славянскую азбуку.

Вопрос о том, какую азбуку изобрели братья для славян, — глаголицу или т.н. кириллицу, — спорный.

Кириллица видоизменение древнегреческого алфавита с добавлением букв (нет йотированных гласных), а глаголица отличается начертанием букв, происходит от греческой скорописи 8-9вв.

«Историческая газета «№7 (103) апрель 2008 предполагает, что они ничего не изобретали, а лишь унифицировали (собрали вместе), то, что сумели найти в странствиях: к 26 буквам греческой азбуки добавили 14 русских (русские письмена Кирилл обнаружил в Херсонесе) и 3 буквы из еврейского алфавита. Впрочем, сама греческая азбука- это упрощенная финикийская, а финикийцы взяли ее у пеласгов. А пеласги, древнейшее население Греции, могли придти на Пелопонесс с севера. Получается, что Кирилл и Мефодий вернули славянам их же азбуку, но в уже упрощенном виде, через несколько тысячелетий? Известно, что Кирилл перевел Евангелие, Апостол, Псалтирь и богослужебные книги, а Мефодий-канонические книги Ветхого и Нового Завета (сопровождается показом Библии). Таким образом, первые переводы были церковных книг, значит, это был древнецерковнославянский язык.

24 мая объявлен днем славянской письменности.

Для перевода церковных книг Кириллу и Мефодию пришлось создать много новых слов, которых не было в разговорной речи. Попробуйте определить, из каких слов были составлены новые сложные слова:

благодать, благословение, благодарность, благоразумие, благочестие, благородство

(задание в тетради по чтению к учебнику «В океане света»)

4. Практическая работа.

Прочитайте славянскую азбуку-кириллицу. Найдите среди этих букв 14, которые за тысячу лет ушли из нашего алфавита. (Ответ: зело, ижеи, гервь, омега, ять, (и), юс малый, юс большой, йотов юс малый, йотов юс большой, кси. пси, фита, ижица.)

5. Исследовательская деятельность. Работа по группам)

Перед вами фрагмент ежедневной рабочей газеты «Правда» №1 от 22 апреля 1912года. В ней мы видим еще употреблялись такие буквы как — ер -,-ерь-,-ять-. Букву -ять- называли буквой «облитой слезами бесчисленных поколений русских школьников»;до какого времени она существовала? Что обозначали и как читались буквы ер — и ерь-?

Дайте ответ, изучив фрагменты статей А.Леонтьева (уч. рус, яз.4кл., Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина)

«Около тысячи лет назад, в эпоху Киевской Руси, все слоги русского языка оканчивались на гласный звук. Например, в слове овца было три слога и писалось оно так: овьца. Буква ь (ерь) в древнерусском языке обозначала краткий гласный звук, похожий на (и). Поэтому слово мышь тогда звучало как мыши, пять-как пяти.

А буква ъ (ер) тоже не всегда была «беззвучным» твердым знаком. В древнерусские времена она обозначала звук, средний между (у) и (ы). А слова писались так: баранъ, сънъ (сон), пълкъ (полк). Кстати, в родственном болгарском языке сохранились этот звук и буква. Название страны так и пишется: България

Л.В.Успенский «Слово о словах» гл. «Буква-пугало и ее соперники» ( Дидактический материал. Л.Ю.Комиссарова, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, к учебнику «Русский язык» 4 класс).

«Все, наверное, слышали про букву-страшилище, букву-пугало, про знаменитый «ять», облитый слезами бесчисленных поколений русских школьников. Однако далеко не все теперь знают, что это было такое.

В нашем нынешнем письме существуют два знака для звука «е»: — е — и-э -, или -э оборотное: Но до 1928 года в русской азбуке была и еще одна буква -е-:

По причинам, которые вам сейчас покажутся совершенно неясными, слово семь писали именно так: семь, а слово съмя совершенно иначе, через ять-.

Всмотритесь в этот небольшой список примеров.

В мелком пруду пиши мелком
Ели высоки и мы ели суп
Это не мой кот этот кот немой.

В примерах правого столбца вместо буквы — е- прежде всегда писался -ять-.

Попробуйте, произнося эти предложения по нескольку раз подряд, расслышать разницу в звуках -е- в левом и правом столбцах.»

Комментарий учителя: с 12в после мягких согласных перед твердым в сильной позиции под ударением (э) переходил в (о) т.о. -е- в -ё-.

6. Итог.

Назовите основные, ключевые вопросы, которые были рассмотрены на уроке.

7. Домашнее задание. (Тетрадь по чтению)

Благодаря Кириллу и Мефодию славянская речь научилась быть строгой, чистой, правильной. Мы говорим НЕ Тянуть убогую житуху, А Влачить жалкое существование. Попробуйте «перевести» на разговорный русский язык пословицы: Устами младенца глаголет истина. Денег нет, на полати преть. Десятью примерь да прикинь, однова отрежь. Орефья в людях хаят, да дома жалят.

Источник: http://znaew.ru/index.php/konsp-urok-nach-shkola/3270-urok-literaturnogo-chteniya-v-4-klasse-izobretenie-slavyanskoj-azbuki

Методическая разработка урока литературного чтения для 4 класса по теме «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».

Цель урока: дать представление о легенде  как жанре фольклора. 

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: Формирование читательских умений: осознанно читать информацию, ориентироваться в тексте произведения, находить в нём ответы на прямой вопрос, приводить  доказательства  цитатами из текста; оперировать литературоведческими понятиями; знание жанров устного народного творчества, определение жанра произведения по косвенным признакам; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).

Личностные результаты: эмоционально воспринимать легенду

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

строить рассуждения, подводить под понятие.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу, формулировать цель урока под руководством учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, полно и точно выражать свои мысли.

Оборудование

1. мультимедийный проектор,  физическая карта России,

2. презентация в формате MS.ppt.,

3. раздаточный материал «Жанры литературы»

Ход урока 

Этапы урока Формируемые УУД Действия учителя Деятельность учащихся Форма работы
Приветствует учащихсяДоброе утро. Я приветствую вас и желаю вам на уроке плодотворной работы и интересных открытий. Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Индивидуальная
  1. Актуализация знаний, целеполагание
Предметные результаты:знание жанров устного народного творчества, определение жанра произведения по косвенным признакам.Регулятивные УУД: формулируют цель урока под руководством учителяКоммуникативные УУД:полно и точно выражают свои мысли.Познавательные УУД:строят рассуждения. Выберите жанры устного народного творчества: загадка, пословица, рассказ, скороговорка, стихотворение, потешка, легенда.Попробуйте дать определение каждому жанру.Предположите, относится ли «легенда» к жанрам устного народного творчества.Выясним определение жанра «легенда»(Легенда-произведение фольклора. В легенде повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки).Сегодня мы познакомимся с произведением«Легенда о покорении Сибири Ермаком».Как вы думаете, о чём мы будем читать?Поставьте цель урока. АнализируютДают определенияВысказывают предположения.Дают определение жанра легендаФормулируют учебную цель совместно с учителем и определяют задачи:- определить жанр нового произведения;- узнать о походе Ермака в Сибирь;- установить подлинность описываемых событий. Работа в парахИндивидуальная работа со словарями «Книгочей»Л.А.Ефросининой
  1. Усвоение новых знаний и способов действий
Предметные результаты:осознанно выразительно читают, используя разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)Личностные результаты: эмоционально воспринимают легендуПознавательные УУД: строят рассуждения.Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме Предлагает прослушать «Легенду о покорении Сибири Ермаком», ответить на вопросы по содержанию:- Что беспокоило царя?- Кто помог найти Ермака?- С какой просьбой обратился царь?- Прочитайте монолог Ивана- царя.Предлагает рассмотреть репродукцию картины В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» — учебник, с. 37. Выполнить задание:- Найдите Ермака. Каким его изобразил художник? А каким он изображен в тексте? Читают текст легенды, находят ответы на вопросы.Знакомятся с понятием монолог. Находят монолог в тексте. Выразительно читают.Рассматривают репродукцию, сопоставляют произведение изобразительного искусства и литературное произведение. Индивидуальная
  1. Применений знаний и способов действий
Предметные результаты: относят произведение к легенде, описывают героев и события, работают с географической картойПознавательные УУД: подводят под понятиеКоммуникативные УУД: слушают и понимают речь других Предлагает провести исследование, составить кластер (см. Приложение).Исследовательская работа- Исходя из понятия легенды, мы должны доказать, что произведение является/не является легендой. Проводят исследование, представляют доказательства, составляют кластер. Работа в группах(наблюдение, практическая работа, работа с картой)
Предметные:умение ориентироваться в тексте произведения, доказывать свою точку зрения цитатами из текста, составлять план прочитанного.Регулятивные УУД:умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,оценивать результаты своей деятельности Предлагает восстановить план легенды (названия частей перепутаны), доказать цитатами из текстаОрганизует оценочные высказывания обучающихся Восстанавливают правильное расположение частей плана, доказывают правильность с опорой на текст произведенияОценивают результаты учебно-познавательной деятельности Индивидуальная
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу. Комментирует д.з. (по выбору)- пересказ по плану- составление кроссворда Записывают задание в дневник Индивидуальная

Приложение

Исследование легенды 

Этапы исследования
I этап исследования (1 группа учащихся)Историческая личность: доказать или опровергнуть существование исторической личности
Гипотеза: доказать или опровергнуть существование в истории Ермака, Ивана Грозного.Ученики работают с информацией о данных личностях в детской энциклопедии «Я познаю мир» на страницах 242, 248 приемом «сжатие текста», зачитывают доказательство. Заносят в кластер: Историческая личность Учитель  дополняет рассказ учащихся.                    Вывод: Ермак и Иван Грозный являются историческими личностями. Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводыМетоды исследования: наблюдение.
II  этап исследования (2 группа)Временные рамки: необходимо найти соответствие дат событий, описанных в легендах, и  дат, представленных в энциклопедии «Кто такой?»
Гипотеза: временные рамки в легенде совпадают/не совпадают с историческими событиями.Дату исторического события необходимо найти в тексте легенды. Ученики работают со статьями энциклопедии «Кто такой», находят даты жизни Ивана Грозного (1530-1584), его правление  и  завоевание Ермаком Сибири (1581 год)Заносят в кластер: Временные рамкиВывод:  временные рамки легенды совпадают с историческими событиями, следовательно, соответствуют действительности. Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы.Методы исследования: наблюдение.
III этап исследования (3 группа)Географическое место: найти на физической карте России географические названия, встречающиеся в легенде
Гипотеза: географические названия в легендах реальны/не реальны (есть на современной географической карте России).Ученики находят/не находят на карте России карте географические названия, которые встречаются в легенде: Уральские горы, Дон, Сибирь, реку Иртыш.Заносят в кластер:  Географическое местоВывод: наше предположение подтвердилось. Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы.Методы исследования: практическая работа.
IV этап исследования (4 группа)Художественный стиль произведения: доказать стиль «сказочного» языка произведений
Гипотеза: В легенде повествуется о каком-либо событии в форме сказки. Вспомните  и назовите, что характерно для стиля «сказочного» языка.Учащиеся доказывают/опровергают условия сказочного стиля произведения, отмечая свои результаты в кластере: Сказочный стильДостаточно доказать два условия сказочного стиля. Развитие умения осуществлять умозаключение на основе раннее приобретённых знаний
Таблица доказательств литературного стиля произведения
Повторяющиеся определения.Думал-думал,  царь-батюшка…Определения перед определяемым словом.Смерти не боится…, заболел царь.Краткие формы прилагательных и глаголов.Слег, слыхал,…повидали…Нравственные ценности народа:Отдать жизнь за родину (службу верную для Руси святой сослужу)Вывод: произведение написано в форме сказки Развитие способностей к практическому применению изученного материала
 Кластер  Осмысление новых знаний, умений, качеств, критический анализ полученной информации

Источник: https://e-koncept.ru/2016/76615.htm

Конспект урока литературного чтения в 4 классе Никитин Русь.doc — Конспект урока литературного чтения 4 класс «Никитин. Русь»

Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатно

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.

Чудиново Орловского района Кировской областиКонспект урока «Литературное чтение» Предметная область «Филология»для 4 класса УМК «Школа России» Урок разработан на основе Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования и авторскойпрограммы Л.Ф. Климановой, М.В.Бойкиной, В.Г. Горецкого,М.В. Головановой. Составитель урока: Зонова Н.Н.

,учитель начальных классоввысшей квалификационной категории

1

2017г.Тема. Иван Саввич Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.Цель для учителя: обучение основам анализа произведения.Задачи: Обучающие: познакомить со стихотворением «Русь» И.С.

Никитина; учитьпонимать поэтические произведения о Родине;Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебногоматериала, развивать навык осмысленного чтения, развивать память, речь,образное и логическое мышление;Воспитательные: воспитывать патриотические чувства; побуждать учащихся космыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутреннейпозиции.Цель для ученика: формирование умений выразительного чтения и анализапроизведенияПланируемые результаты:предметные: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;аудиоприложения к учебнику, осознанно, правильно, выразительно читать вслух;видеть языковые средства, использованные автором;Регулятивные – умения эмоционально откликаться на произведениелитературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задачурока, планирование действий по выполнению задач урока), корректироватьсвою деятельность. Познавательные – умения анализировать лирический текст, находить опорныеслова, видеть картины Родины, создавать свой текст на основе ключевыхвыражений, сопоставлять и отбирать информацию;

2

Коммуникативные – осмысление правил взаимодействия в группе и паре,деление полномочий в группе и паре при выполнении заданий; пользоватьсясловарем, слушать и слышать других.

личностные: чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение оперировать понятиями «любовь к Родине, к родному краю», «гордость за свою страну», уважение к языку, культуреРесурсы: Информационный материал: Л.В.Климанова Литературное чтение часть 2 М.«Просвещение» 2014, М.В. Бойкина Л.А.

Виноградская Литературное чтение«Рабочая тетрадь» Москва «Просвещение» 2016, Толковый словарь, Словарьантонимов и синонимов, раздаточный материал – карточки с заданием дляработы в парах и группах, методическая литература для учителя С.В.КутявинаПоурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф.Климановой и др.(«Школа России»).

Демонстрационный материал: выставка книг о Родине, картины художников с изображением просторов нашей РодиныИнтерактивный материал и оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, интерактивная презентация, видеоклип песня «С чего начинается, Родина?», аудиоприложение к учебнику Л.В.Климанова Литературное чтение часть 2 М.

«Просвещение» 2014Технологии,ориентированного, используемые на уроке: технология личностно­ развивающего проблемного обучения; технологияоценивания образовательных достижений (учебных успехов), здоровьесберегающих технологий, информационные и коммуникативные технологии элементытехнология деятельностного метода; технологии; элементы проектной

Читайте также:  Русская народная сказка «зимовье» текст

3

ХОД УРОКА. I.Организационный момент. 1) Создание психологического комфорта на уроке. Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мысленнопожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи. Подумайте: какхорошо, что мы все здесь сегодня вместе. Мы спокойны и добры, приветливы иласковы. Глубоко вдохните и выдохните.

Выдохните обиду, беспокойство,вдохните чистый воздух, тепло ваших сердец. Я желаю вам хорошегонастроения. (доска) «Пусть в сердце навсегда поселится добро»2. Постановка задач урока. Фронтальная беседа: ­ Любите ли вы, когда вам читают вслух? ­Подумайте: всякое ли чтение хочется слушать? (Конечно, не всякое, а тольковыразительное).

­Чем же оно отличается от простого чтения вслух? … ­Прежде всего, тем, что выразительное чтение хочется слушать. А почему?Потому, что чтец так умеет передать голосом смысл читаемого, что мы нетолько слышим, что он произносит, но и видим, представляем в своёмвоображении всё, о чём рассказывается в тексте.

Мы смеёмся и грустим,радуемся и огорчаемся, сочувствуем героям и переживаем всё с нимипроисходящее, словом, как бы становимся участниками событий.Значит, если ты хочешь, чтобы тебя слушали, надо уметь читатьвыразительно. Но умение не приходит само собой, умение – это результатучения. Работая на уроке, мы будем учиться…

? Презентация (приложение)Слайд 2 Дети: говорить и читать выразительно. А для этого учиться понимать произведение.

4

­ А что это значит? (представить героев, картины, увидеть их; понятьчувства героев и автора произведения; осознать свои чувства, выразить своёотношение к героям и событиям).

Будем не просто вдумчивым читателем, но ичитателем критиком ВЧ­ЧК (доска)­ Какие инструменты чтеца помогут, чтобы мы могли радовать слушателейсвоим чтением? (дыхание, голос, дикция)3. Речевая разминка. Слайд 3 Проверь свою дикцию: проследи, ясно и чётко ли ты произносишь текст.

­ Прочитайте стихотворение и вслушайтесь в свой голос:(про себя, шёпотом, с интонацией восхищения) Родина.Если скажут слово родина, сразу в памяти встаётСтарый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот.У реки берёзка­скромница и ромашковый бугор…А другим, наверно, вспомнится свой родной московский двор.

Или степь от маков красная, золотая целина…Родина бывает разная, но у всех она одна! З. Александрова­ О какой Родине говорит нам автор?­ Верно, у человека есть большая и малая Родина. Как вы это понимаете?­Как называется та Родина, которая для всех одна? (Россия) ­Есть вещи, которые человек не может выбрать сам. Он появляется на свет.Растет.

А потом узнает, что его Родина называется Россией. Наша Родина самаябольшая страна в мире. Это страна с древней историей. С первых дней жизнинас окружают родные люди. Потом появляются друзья, одноклассники…II. Целеполагание и мотивация Проблемный вопрос: Что включает в себя слово «Родина»? Слайд 4

5

Видеоклип «С чего начинается Родина?» (Приложение)­Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте задачи урока, тему.­Правильно, о Родине, о нашем доме — России. Мы должны понять,почувствовать, что мы сами – россияне ­Что для вас значит Родина?Родина – это страна, в которой мы родились и живем.

Наша Родина – это бескрайние просторы лесов, полей, морей и рек. Это земля, на которой жили, трудились наши бабушки и дедушки. Земля, которую наши прадеды защищали от врагов. Родина – это наш край, наше село. Родина – это место, где живу я и мои родные.Это место, где стоит наша школа.

Это место, по которому люди скучают, находясь в чужой стороне.­ В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок –село,деревняродился.улица,город,дом, где он или Это наша «малая Родина» ­ земля, на которой мы живем, любим, радуемся.

Измножества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина,Что значит Родина для поэта И.С.Никитина? Наша задача сегодня на уроке:разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многихроссиян. Слайд 5 III. Актуализация знаний.1) Проверка домашнего задания.

Проект Мальцевой Дарьи «Россиискромный уголок» (Приложение 1) ­ Внимательно послушайте. Подумайте, какие чувства владели Дашей, когда онаписала сочинение. Какие чувства возникли у вас? Презентация «России скромный уголок» (Приложение)

6

У каждого человека должен быть свой родной уголок на этой огромнойЗемле – местечко, которое нужно любить, защищать, куда тянет прийти вновь ивновь. Каждый должен знать свои корни, свою историю, свои традиции. Дляменя – это маленькая скромная деревенька Барабаны, прилегающая к Кузнецам.

Здесь жили и растили своих детей мои прадедушка Дмитрий Григорьевич ипрабабушка Августа Федоровна, здесь прошли годы детства и юности моихродных. Когда – то они в память о себе и деревне посадили эти тополя ичеремухи, теперь это уже могучие деревья, которые напоминают о томнезабываемом времени. Здесь красиво во все времена года.

Иногда стоитневообразимая тишина, а чаще это шум ветра, шелест листвы, пение птиц. Наполях, поднимаясь в небо, трепеща крылышками, заливаются жаворонки, апотом их сменяют своей трелью соловьи. Встанешь на пригорок – диву даешься! Какие поля. Какой простор! Рядомлес, где грибы, ягоды.

Все это Родина моя, земля моя родная! Посмотрите на эту вековую ель, полюбуйтесь вместе со мною, протянулараскидистые лапы, приветствует всех. А дальше березовая роща. Стоят белые красавицы, шелестят своими листочками, тихо, неслышнопадают на землю золотисто – оранжевые листья.

До того налились и пропиталисьсолнцем, что к осени стали сами как солнышки. Обнимешь березку,прижмешься к ней, поделишься сокровенной тайной и на душе легко, отрадно. Ниже открывается полянка, где собирается вся наша большая семья.Весной здесь распускаются купальницы, от их красоты нельзя оторвать глаз, акакой они источают аромат.

Дышишь – не надышишься. В овраге журчит речка Семушка. Бежит в ней светлая холодная вода, т. к.бьют ключи, когда – то прабабушка полоскала здесь белье. А вот и родник. Пословам родных, БРАЛИ ЭТУ ВКУСНУЮ ВОДИЦУ, СТАВИЛИ САМОВАР,

7

ПИЛИ ЧАЙ. Родник существует давно. Я уверена, что он сохранится и напоитлюбого, будь то грибник или просто прохожий.Когда я вырасту, никогда не буду скрывать, откуда я родом. А если волеюсудьбы занесет меня далеко от родного дома, то я точно знаю, что буду ужаснотосковать по родным местам, потому что они всегда будут греть мою душу.заставлять ее цвести.

2) Беседа и вывод: Что значит для Даши Родина?3) ­Прочитайте, что такое родина для Константина Ушинского: Слайд 6 «Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называемРоссию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мызовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нассвоим хлебом, вспоила своими водами.

Много есть на свете хороших государств,но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».Ответьте на вопросы: ­ Что такое Родина для К.Ушинского?Слайд 7Подберите синонимы к слову «Родина» (Отечество, Россия, Отчизна, Русь).IV. Работа по теме урока. Первичное усвоение материала.Физкультминутка. ( Песня – игра с движениями «Если весело живётся») Слайд 8. (Приложение)Слайд 9.

Русским читателям 19 века имя поэта И.С.Никитина стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт­самоучка сразу стал знаменитым. Видимо Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека. Попробуем разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян.1)Знакомство с жизнью и творчеством И.С.

Никитина.Слайд 10. Сообщения учащегося об авторе.

8

Иван Саввич Никитин родился 3 октября в 1824г. в Воронеже в зажиточноймещанской семье. Отец его был купцом­владельцем свечного завода. Учился вВоронежском духовном училище, но не закончил его, т. к. отцу грозилоразорение, и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослойжизни взял на себя маленький Иван Саввич.

Ему пришлось очень многоработать, чтобы заработать на хлебушек. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показатьих другим.

И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принеслоему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, навырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.На слова Никитина написано более 60 романсов и песен. Умер Иван Саввич Никитин 28 октября 1861г. В г.Воронеже.2)Слушание стихотворения..

– Внимательно послушайте стихотворение. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал свои стихи. Какие чувства возникли у вас?(аудиоприложение к учебнику)(Его восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ. (Приложение 2)3)Словарная работа..

­ Объясни значение слов: ( самостоятельная работа в парах на карточках с использованием словаря со следующей проверкой) 1 пара: Найдите значение слов во втором столбике и соедините слово с его значением?Шатер – высокая крыша. ( словарь)Нива – засеянное поле.

9

Мурава – молодая трава.Державная – государственная.Казна – деньги, имущество, принадлежавшие государству. Курган – древний могильный холм.Брань – война, битва. 2 пара: ­ Подбери синонимы (словарь синонимов в учебнике В.П.Канакиной Русский язык 1 часть 4 класс)Белый – молочный, белоснежный, белёсый, бледный.

Чёрный – тёмный, агатовый (глаза), вороной (конь), смоляной (волосы)Родной – родимый, отчий, отеческийПростор ­ ширь, даль, раздолье.3 пара: ­ Подбери антонимы:Глушь – звон. Святой – грешный, греховный. Слава­ бесславие, позор(словарь).

Слайд 11 Проверка: Слово на интерактивной доске, значение зачитать, оно выходит на доску, контроль остальных групп V. Осознание и осмысление информации.

– Как вам кажется, почему так напевно и торжественно звучит это стихотворение, по звучанию своему похоже на протяжную песню? (Поэт писал его былинным стихом)–Неслучайно, чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих. Былины воспевают богатырей – защитников страны.

Могучую, как богатырь, страну поэтхочет восславить стихами, подобными народным. Родина – не только степи, горы. Родина – это народ. И о народе Никитин хочет рассказать, используя приемы, присущие народной поэзии.VI. Первичное закрепление учебного материала.Чтение стихотворения детьми по частям. Работа над содержанием.

10

­ Стихотворение важное, гордое, величавое. Иван Савич Никитин выделяет 3 части в тексте. Выберите тот вариант плана, который вы считаете наиболее удачным? (два варианта на доске) ­ Найдите и прочитайте первую картину.­ Как удаётся автору описать бескрайние просторы русской земли?– Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину? (Ее необъятность).

– Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картин южной картины рисует картины суровой Арктики. ­ Как называется это явление в природе, которое изображено на с.130? Слайд 12(Поэт описывает северное сияние , об этом природном явление ходят легенды. Например индейцы считают, что огни от северного сияния.

это отблески от фонарей, с которыми танцуют души умерших охотников.

)­ Какие литературные приёмы он использует? (сравнение, олицетворение)­ Начиная с четвертого четверостишия выделите устойчивые, характерные для фольклора, эпитеты вместе с определяемыми словами (снег, что белый пух; море синее, мгла непроглядная, поле чистое, старина святая, лях гордый, туча темная, мать сыра земля, свет белый, слава громкая, Русь Могучая…

)­ О каких трудных временах говорит автор во второй части? Вспомните уроки окружающего мира. Прочитайте по цепочке по столбикам.

– О каких победах Руси вспоминает поэт? (Нашествие татаро­монгольского ига, война с Польшей, война с французами)­Как называет он врагов и битву ? (Туча чёрная, гость незваный, гроза, кровавый пир)– В чем усматривает поэт силу России? Почему она победила Францию? (Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)­ Третья заключительная часть. Как её нужно прочитать? Почему? (Здесь поэт пишет о своей гордости настоящим, а не прошлым своей Родины и объясняется влюбви к ней).­ Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал своё произведение?Почему так думаешь?

11

­ Творческая работа с пословицами: (работа в группе) (Приложение 3)«Собери пословицу» Самоконтроль (интерактивная доска) Слайд 13Родина – мать, умей за неё постоять.Нет в мире краше Родины нашей.Велика русская земля­ а везде солнышко.

Выбери пословицу, которая по своему содержанию подходит к произведению И.С Никитина «Русь». Докажи. VII.

Информация о домашнем задании (дифференцированное) Слайд 14Оцените свои силы и выберите задание по силам:– Выразительное чтение стихотворения;– первую часть выучить наизусть­ рассказать о Родине, используя прочитанное произведение и собственные мысли.VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– С каким стихотворением мы сегодня познакомились на уроке и кто его автор?– Какова основная мысль этого произведения? (Поэт пишет о Родине) ­ Что значит для И.С.Никитина Русь?­ Какие чувства воспитывает в читателе? Прочитайте. (Последние 2 строфы)­ Как может проявиться любовь к Родине?Слайд 15.

­Какую пользу мы, как настоящие россияне, можем принестиОтечеству? (Хранить мир в семье. Заботиться о друзьях, так как семья­основа государства,друзья ­ часть Родины, когда мы едины – мы непобедимы)Рефлексия: Слайд 16 Чему мы учились? Что вас удивило? Зачем нам нужен этот урок?

12

 Что вы считаете нужным запомнить?Самооценка: Соедини правильные высказывания : Слайд 17 могу простить обиду сестрёнку братикаЯ не должен защитить себя должен вступиться за Родину мстить за другу, подругеОценка деятельности детей:Активно работали…Красиво и правильно выражали свою мысль…Внимательно слушали своих одноклассников…Показали, какими внимательными читателями и читателями критиками могутбыть…Вывод: ­ Ребята, мы все разные, но мы все вместе живем, учимся, трудимся игордимся своей Родиной — нашим общим домом ­ Россией. Слайд 18. (читаем хором) Берегите Россию, без нее нам не жить. Берегите ее, чтобы вечно ей быть Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой Берегите Россию ­ нет России другой!

13

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
— выберите тему — пройдите небольшой тест

— получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_4_klass_nikitin_rus-179004/203911

Ссылка на основную публикацию