Викторина на тему «деревья и кустарники» для детей 5-7 лет

деревья и кустарники

Лексическая тема «Деревья и кустарники»

Ожидаемый результат изучения темы

Дети должны знать:

— названия основных (нашей местности) деревьев, их классификацию (лиственные, хвойные, смешанные, фруктовые, лес – бор – чаща — сад);

— внешнее сходство и различие деревьев;

— название частей дерева (корни, ствол, ветви, крона, листья, иголки, сук, пень, кора, почки, цветки, семена, плоды);

— зависимость роста и развития от погодных условий;

— название распространенных в нашей местности кустарников;

— отличия леса от парка, рощи, лесопосадки, городских посадок, тайги, сада;

— правила поведения в лесу;

— отличать деревья по строению;

— применять полученные знания на практике.

Контрольные вопросы по теме «Деревья и кустарники»

  1. Чем дерево отличается от кустарника?

  2. Какие деревья вы знаете?

  3. Чем они отличаются, чем похожи?

  4. Какие кустарники вы знаете? Какие из кустарников цветут весной?

  5. Какие деревья, кустарники растут на участке детского сада, на ближайшей улице?

  6. На какие виды можно разделить деревья по особенностям листьев? (Хвойные, лиственные.)

  7. Как можно назвать деревья, растущие в саду? (Садовые, плодовые.)

  8. Какие части можно выделить у всех деревьев?

  9. Как можно узнать, сколько лет дереву? (По кольцам на спиле ствола.)

  10. Почему корни деревьев уходят глубоко в землю или широко закрепляются почти по поверхности земли?

  11. Почему лиственным деревьям так важно сбросить листву на зиму?

  12. Какие деревья называются вечнозелеными? Почему?

  13. Зачем семенам многих деревьев нужны крылышки? (Для того, чтобы они разлетались по окрестностям.)

  14. Кто из лесных обитателей любит березовый сок? (Дятел, бабочка, шмель, муравей.)

  15. Кто из лесных обитателей любит семена шишек? (Медведь, лось, бурундук, белка, дятел, клест.)

  16. Какой лесной зверек объедает кору осины? (Заяц.)

  17. Какие звери и птицы любят ягоды рябины? (Медведь, лось, белка, бурундук, снегирь, свиристель.)

  18. Какие грибы растут под определенными деревьями? (Подберезовик, подосиновик, белый гриб, маслята.)

  19. Почему леса надо охранять?

  20. Что было бы, если бы из городов убрали все деревья?

  21. Люди, каких профессий заботятся о лесе и зеленых насаждениях в городах?

Источник: http://zubareva.ucoz.ru/publ/zabotlivym_roditeljam/kontrolnye_voprosy_po_temam/derevja_i_kustarniki/13-1-0-93

Экологическая викторина для детей подготовительной группы «Знатоки природы»

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о природе, о красоте леса и его богатствах, о лекарственных растениях.

Задачи:

Образовательные: Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать поступки окружающих.

Развивающие: Развивать логическое мышление детей через решение проблемных ситуаций.

Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в команде.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально — коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка; эмблемы для участников команд; картинки с правилами поведения в лесу; пазлы «силуэты деревьев»; дидактическая игра «С какого дерева лист?»; плоды деревьев: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны; ягодный кроссворд; картинки с грибами съедобными несъедобными; зелёная и красная карточка; картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Предварительная работа: разучивание стихов, песен; чтение произведений российских писателей; беседы о растениях, насекомых, птицах и животных, их повадках и особенностях; рассматривание иллюстраций и книг о природе.

Ход деятельности:

Дети заходят в зал и команды занимают свои места.

Воспитатель:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце – доброте.

Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Сегодня мы собрались в зале, чтобы показать свои знания о природе нашего края, о животных и растениях, об их особенностях. А называется наша викторина «Знатоки природы». Соревноваться будут три команды. Команда «Зайчата», «Лисята» и команда «Бельчата».

Для каждой команды будут даваться задания. Правила проведения: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды.

Представляем вам жюри нашей викторины: …

Воспитатель: Девочки и мальчики, лес – это богатство нашей Земли! Это дом для животных, птиц и насекомых. В лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят своё потомство. Растения очищают воздух, радуют своей красотой. Из деревьев человек изготавливает мебель и строит дома. Лес кормит нас грибами, ягодами и орехами.

Воспитатель: Давайте для начала вспомним правила поведения в лесу.

(Воспитатель показывает картинки, а дети объясняют, что не правильно делают мальчики и девочки.)

Физкультминутка.

Воспитатель: Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимать ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседание.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

Ребёнок 1: Богатство лесов береги и храни,

Тебе благодарными будут они!

Ребёнок 2: Дерево, зверек, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Воспитатель: Вопросы для всех команд:

  1. Какие деревья называются хвойными?
  2. Почему деревья называются лиственными?
  3. Какие деревья не меняют цвет кроны?
  4. В какое время года деревья меняют окраску листьев?
  5. В какое время года на деревьях распускаются листочки?
  6. У какого дерева ствол белый?

Воспитатель: А сейчас вы должны собрать пазлы и по силуэту определить, что это за дерево и назвать его.

Воспитатель: Дидактическая игра «С какого дерева лист?» (Каждой команде даётся листов по количеству детей).

Воспитатель: Подвижная игра «Детки с ветки» (Собрать плоды деревьев, которые заданы: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны).

Воспитатель: В лесу растут не только деревья и кустарники, но и разные травы. Нужны ли нам они, расскажут ребята.

Ребёнок 3: Много трав растет полезных

На земле страны родной!

Помогают от болезней:

Липа, мята, зверобой!

Ребёнок 4: Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем!

Соберем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку!

— Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник.)

— Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха? (Лекарство от кашля.)

— Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. (Чистотел.)

— Какие растения помогут укрепить волосы? (Крапива, лопух, ромашка.)

— Какое растение кроме мать-мачехи помогает от кашля? (Ромашка.)

— Настой какого растения пьют для возбуждения аппетита? (Одуванчик.)

— Чай из какого растения действует успокоительно? (Мята.)

— Лекарственное растение от 99 болезней. (Зверобой.)

— Какое растение применяют для полоскания при воспалительных процессах полости рта, зубной боли? (Тысячелистник.)

Воспитатель: А теперь предлагаю решить «Ягодный кроссворд».

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)

  1. На припеке у пеньков много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,

Разгребаем стебельки — собираем огоньки. (Земляника.)

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка —

Ягодка… (морошка)

Осень им румянит щечки

И морозить, и мочить, и варенье варить,

И в морс годится – не даст простудиться.

Наклонись-ка, погляди-ка не поспела ли… (Брусника.)

  1. Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (Черника.)

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с… (Малиной.)

Воспитатель: Приглашаю вас совершить путешествие «По страницам сказок».

  1. Какое дерево растёт у лукоморья, в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», по которому кот учёный ходит и сказки рассказывает? (Варианты: сосна, дуб, клён, тополь.)
  2. Из какого цветка, в сказке «Дюймовочка», Ганса Христиана Андерсена, появилась маленькая, маленькая девочка? (Варианты: из колокольчика, из лилии, из тюльпана, из пиона)
  3. Какое дерево, в русской народной сказке «Гуси-лебеди», спрятало и укрыло детей? (Варианты: слива, груша, яблоня, черёмуха.)
  4. За кустами каких цветов, ухаживали Кай и Герда в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева»? (Варианты: за кустами роз, за кустами пионов, за кустами хризантем, за кустами астр.)
  5. Под каким деревом белка грызёт орешки и песенки поёт, в сказке «О царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина? (Варианты: под сосной, под елью, под лиственницей, под дубом.)
  6. Из какой травы плела Элиза рубашки для своих братьев, в сказке Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди»? (Варианты: из папоротника, из багульника, из медуницы, из крапивы.)

Воспитатель: Поиграем в игру «Съедобное – не съедобное» (называются грибы, а дети поднимают зелёную карточку, если гриб съедобный и красную, — если несъедобный).

Воспитатель: В лесу кроме деревьев и других растений, живут разные птицы и животные. Без них трудно представить лес. Все они наши верные помощники и друзья.

Ребёнок 5: Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо!

Ребёнок 6: Приучите птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Воспитатель: А сейчас мы проверим, как вы хорошо знаете птиц. На столах лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, мальчики отбирают зимующих, а девочки перелётных.

Воспитатель: «Кто где живёт?» (посмотрев на экране изображение животных, дети называют их жилище).

Ребёнок 7: Милый лес, добрый лес!

Читайте также:  Трудовая деятельность в лагере

Говорим тебе спасибо

За прекрасный воздух твой

За рябину и калину,

За ромашку, зверобой.

Ребёнок 8: На одной большой планете

Нам с тобою вместе жить.

Будем взрослые и дети

Дружбой этой дорожить!

Воспитатель: Где бы ни жил человек: в городе или в загородной местности, он всегда окружён растениями и животными. Но к сожалению, люди не всегда бережно относятся к природе.

Вырубая леса и загрязняя воду в реках, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река – дом. Из-за людей некоторые растения и животные навсегда исчезли, а многие стали редкими.

А куда занесены редкие виды животных и растений?

Дети: В Красную книгу.

Воспитатель: Красная книга – это справочник об исчезающих животных и растениях. Почему именно красный цвет?

Дети: Сигнал, опасность…

Воспитатель: Да, действительно — красный цвет – сигнал тревоги и запрета, понятный людям всего мира. Всех животных и растения, которые занесены в эту книгу, необходимо охранять. Люди создают заповедники, парки, в которых охота запрещена.

Воспитатель: Наша экологическая викторина подходит к концу, просим жюри подвести итоги, и выявить победителей.

Ребёнок 9: Любите родную природу —

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша, с тобою

Навеки родная земля.

Ребёнок 10: На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Источник: https://dohcolonoc.ru/utrennici/11789-ekologicheskaya-viktorina-dlya-detej-podgotovitelnoj-gruppy.html

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему: Викторина «Что? Где? Когда?» на тему «Деревья нашего участка»

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №56 комбинированного вида Колпинского района Санкт – Петербурга

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности с детьми

старшей – подготовительной группы

«ДЕРЕВЬЯ НАШЕГО УЧАСТКА»

«ВИКТОРИНА ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Подготовила:

воспитатель первой категории

Пшенникова Ольга Анатольевна

Санкт – Петербург 2016 г.

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми

старшей – подготовительной группы

«ДЕРЕВЬЯ  НАШЕГО  УЧАСТКА»

Участники: дети старшей – подготовительной группы, 5-7 лет

Количество: 20 детей

Длительность: 30 минут

Педагогический замысел: в рамках игровой деятельности закрепить знания детей о многообразии растительного мира на площадке детского сада.

Образовательная область Социально – коммуникативное развитие

Задачи:

— развивать чувство коллективизма;

— совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;

— побуждать к игровому общению со сверстниками;

— развивать потребность в деловом и интеллектуальном общении с взрослым;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Образовательная область Познавательное развитие

Задачи:

— развивать познавательную активность, инициативность;

— способствовать дальнейшему познанию ребёнком мира живой природы;

— закреплять знания о многообразии растительного мира на территории детского сада;

— содействовать развитию у детей устойчивость внимания в процессе выполнения заданий.

Образовательная область Речевое развитие

Задачи:

— способствовать пониманию на слух монологической речи;

— способствовать развитию связной, грамматически правильной монологической речи;

— обогащение активного словаря по теме.

Образовательная область Физическое развитие

Задачи:

— прививать желание делать физкультминутку;

— способствовать развитию координации движений.

В НОД использовались методы:

  • Метод вопросов.
  • Игровые – игровая мотивация, загадки.
  • Метод повышения эмоциональной активности – игровая ситуация.
  • Практические – физкультминутка.
  • Метод похвалы.

Предварительная работа

  • Чтение художественных произведений: Н.М.Грибачев «Рыжие листья», К.Ушинский «Дети в роще».
  • Чтение японской сказки «Ивовый росток».
  • Заучивание стихотворений: С.Есенин «Берёза», «Клён, ты мой опавший»; П.Воронько «Липка», «Берёза», «Ива», «Осина»;

 С. Погореловский «Лес», Н.Нищева «Осенние листья».

  • Рассматривание картин и беседы по их содержанию: И.И.Левитан «Золотая осень», И.С.Остроухов «Золотая осень», И.И.Шишкин «Полесье».
  • Наблюдения за сезонными изменениями в природе.
  • Загадывание загадок о деревьях.
  • Разучивание считалок.
  • Беседа о деревьях на экологической тропе детского сада.
  • Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Найди такоё же листочек», «Четвёртый лишний».
  • Рисование: «Золотые берёзы», «Лес, точно терем расписной…»
  • П.игра «Кто первый добежит до клёна, берёзы,…»
  • Создание гербария «Кустарники и деревья нашего края».
  • Создание альбома речетворчества «Удивительная тропинка».
  • Просмотр дома телеигры «Что? Где ? Когда?».

Принципы работы с детьми

— Создание непринуждённой обстановки, в которой ребёнок чувствует комфортно.

— Создание благоприятной предметно – пространственной среды

— Положительная оценка деятельности детей, что способствует эмоциональной отдаче, хорошему настроению.

Материал:

          — Четыре стола. Каждый стол разделен на 5 секторов.

          — Карточки с вопросами (по одному в каждом секторе).

          — На каждом столе стоит волчок.

          — Номерной знак команды.

          — «Золотые», шоколадные медали для команды победителей.

           — «Серебряные» шоколадные медали для остальных участников.

Программное содержание

Игры и упражнения Развивающие задачи
Приветствие                                    
  • Создание позитивного настроения
  • Концентрация, активизация внимания детей
Игра – викторина«Деревья нашего участка»
  • Развивать внимание, сосредоточенность, сдержанность, ответственность за свои поступки
  • Способствовать развитию мыслительных умений: анализировать делать выводы
  • Способствовать регулированию эмоционального состояния
  • Воспитывать умение работать сообща
Физкультминутка «Листочки»
  • Стимулировать развитие слухового внимания
  • Развивать умение координации  речи с движением
РефлексияПодведение итогов викторины
  • Способствовать формированию умения анализировать деятельность и результат работы

Ход совместной деятельности с детьми

Занятие проходит в форме викторины «Что? Где? Когда?».

Дети сидят за четырьмя столами. На каждом столе стоит волчок, лежат карточки с вопросами (по одному в каждом секторе).

Приветствие: Ребята, у нас сегодня с вами необычное занятие. Оно будет проходить в виде игры «Что? Где? Когда?», в которой определятся сильнейшие игроки группы.  Знатокам команды – победительницы будут вручены золотые медали. Тема нашего необычного занятия «Деревья нашего участка».

Педагог напоминает:

— только обдуманное решение и согласованные действия могут привести к победе;

— не следует торопиться с ответом, прежде нужно обсудить его;

— необходимо договориться, кто и как будет отвечать;

 — обсуждение прекращается по сигналу.

— за каждое нарушение игровых правил, команда может лишиться одной фишки.

Выбирают капитанов команд.

Правила игры. Волчок заводит команда, давшая правильный ответ на предыдущий вопрос.

— Стрелка указывает на карточку с вопросом.

—  На обдумывание  ответа детям даётся 1 минута.

— Команда, приготовившая ответ, поднимает свой номерной знак.

— Капитан команды называет игрока, который будет отвечать на вопрос.

— За правильный ответ и за дополнение к ответу команда получает фишку.

— По окончании игры подсчетом фишек определяется победившая команда.

Начало викторины. Вопросы викторины:

  1. Как называется дерево с белой корой? (Берёза)
  2. Какие съедобные грибы растут в лесу? (белый гриб, лисички, волнушки, подосиновик, подберёзовик и др.)
  3. Чем отличаются деревья от кустов? (Дерево имеет один ствол, а у куста стволов много)
  4. Какие деревья нашего участка являются медоносами? (Клён, липа)
  5. Загадка: Осень в сад к нам пришла,

                 Красный факел принесла.

                 Здесь дрозды, скворцы снуют

                 И, галдя, её клюют.

                 Ягоды не сладость,

                 Зато глазу радость

                 И садам украшенье,

                 А друзьям угощенье.     (Рябина)

  1. Как называется гриб, который растёт под берёзой? (Подберёзовик)
  2. У какого дерева весной можно брать сладкий сок? (У берёзы)
  3. Загадка: Эта грядка для цветов.

                 Для пионов, ноготков.

                 Этот островок в саду

                 Поливать сейчас пойду.       (Цветник)

                Плоды крылатые,

                А лист – ладошкой

                С длинной ножкой.             (Клён)

  1. Из  плодов, какого растения делают настойку, полезную для сердца?       (Из плодов боярышника)
  2. Плоды, какого дерева становятся сладкими после первых        морозов?        (Плоды рябины)
  3. Загадка: Меня в лесу оставили,

                          Весь век торчать заставили:

                           В  ушанке заячьей – зимой,

                           А летом – с бритой головой.                (Пенёк)

  1. Когда листва с деревьев опадает?                       (Осенью)
  2. На каком дереве растут желуди?                          (На дубе)
  3. Самое высокое дерево нашего участка?    (Тополь)
  4. Лиственница – это хвойное дерево или лиственное?   (Хвойное)
  5. Чем отличается лиственница от ели? (Ель круглый год стоит в иголках, а лиственница сбрасывает иголки на зиму)
  6. На государственном флаге Канады изображен лист, какого дерева?   (Клёна)
  7. Загадка: Никто не пугает, а всё дрожит.     (Осина)
  8. Загадка: На ветках плотные комочки,
Читайте также:  1 сентября для младших школьников

                            В них дремлют клейкие листочки.      (Почки)

Между 10 и 11 вопросами проводится физкультминутка «Листочки»

Мы листочки, мы листочки,

Мы осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

3. Рефлексия

— Наша викторина подошла к концу. Давайте подсчитаем, сколько фишек набрала каждая команда (подсчет фишек). Награждение команды – победителей  «золотыми» медалями. Все остальные участники награждаются «серебряными» медалями.

— Вы, ребята, молодцы!

Потрудились от души

Вы все думали, решали

На вопросы отвечали

Где-то верно, где-то нет,

Но всегда был готов ответ

Вас с победой поздравляю,

Умницами быть желаю.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/06/15/viktorina-chto-gde-kogda-na-temu-derevya-nashego-uchastka

Лексическая тема: «Деревья и кустарники» — PDF

21 сентября 28 сентября. Тема недели: Волшебница осень. Рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить

Подробнее

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ». ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза,

Подробнее

Тема: «Деревья». Цель: содействовать развитию лексико-грамматической системы языка, становлению самостоятельного развернутого высказывания у дошкольников с речевой и (или) познавательной патологией (общее

Подробнее

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области Выполнили: М.Р. Головня Т.В. Петелина р.п.белый Яр 2016 Удивительные факты

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 Конспект по рисованию в старшей группе 5 «Кленовый лист» Выполнила: воспитатель Ганина Нелля Юрьевна Г.Одинцово Интеграция образовательных

Подробнее

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малышок» г. Советский» Консультация «Осень» (дидактические игры для ознакомления с окружающим миром) Подготовили: Воспитатели

Подробнее

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 26 города Дубны Московской области Конспект комплексной непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы Осенний

Подробнее

Конспект НОД «Береза символ России» Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира. Задачи: Расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 11 Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Деревья» Воспитатель:

Подробнее

Консультация для родителей Тема ОСЕНЬ 1.Поговорите с ребенком о том, какое время года наступило. Можно задать ему вопросы и предложите дать на них полные ответы. Объясните, как нужно отвечать на ваши вопросы.

Подробнее

Осень Для детей 4-5 лет 1. Рекомендую рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). 2. Обратить внимание на

Подробнее

Кареева Наталья Андреевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2» г. Енисейска Красноярского края КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» НА ТЕМУ «БЕРЕЗА

Подробнее

Познавательно исследовательская деятельность Во время прогулки в старшей группе «Солнышко» «В гости к березке». Цель: Расширить знания детей о березе. Задачи: Обучающая: Обратить внимание на красоту природы;

Подробнее

начинка, долька, сухофрукты, изюм. Лексическая тема: «Фрукты» Существительные: фрукты, абрикос, персик, персик, банан, яблоко, груша, слива; сад, кисть, дерево, кожура, косточка; варенье, мармелад, джем,

Подробнее

ГБОУ школа интернат 3 г. Армавира Краснодарского края Коррекционное занятие по развитию представлений об окружающем мире и развитию речи в 1 классе на тему: «Времена года. Осень» Подготовила: Учитель дефектолог

Подробнее

О чём поговорить с ребёнком осенью? (составление осенних рассказов и заучивание осенних стихов по пиктограммам, осенние раскраски, штриховки) 1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило.

Подробнее

Группа: Технологическая карта занятия по развитию речи в средней группе Количество детей: 12 детей Тема: «Зелёный дом» Задачи: Развивающая задача продолжать развивать диалогическую речь; Обучающая задача

Подробнее

Пальчиковые игры на тему «ДЕРЕВЬЯ» Деревья Вот деревья: Клен, рябина, липа, Дуб, береза, вяз, Ясень, тополь, елка, пихта, Мы в лесу встречаем вас. Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами.

Подробнее

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Теремок» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Человек и деревья» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатель Горьковенко Светлана

Подробнее

ПРОЕКТ «Деревья нашего детсада» Цель: Создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей; Изучение жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой, а так же природоохранная

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/48609464-Leksicheskaya-tema-derevya-i-kustarniki.html

Конспект занятия на тему: «Деревья и кустарники»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» (рисование), «Социализация»

Цель: учить различать деревья и кустарники.

Задачи:

1.Учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему.

2.Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).

3. Развивать речь детей, обогащать активный словарь (название деревьев, кустарников, частей объекта).

4.Воспитывать интерес к миру растений.

Материалы и оборудование: схемы «Дерево», « Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А5, карандаш.

Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» , наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников

1.Организационный момент.

В: — Дети посмотрите кто пришёл сегодня к нам в детский сад ?

Да это же Незнайка. Только посмотрите, какой он грустный.

-Что случилось Незнайка ?

(Подносит игрушку к уху, делая вид, что Незнайка что-то шепчет).

Воспитатель: — Оказывается, Незнайка не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в цветочном городе смеются над ним. Давайте, поможем Незнайке разобраться, какое же растение называют деревом, а какое кустарником.

( Дети соглашаются помочь Незнайке.)

2.Чтение схем.

Воспитатель: — Вот посмотрите, перед вами 2 схемы.

Как вы думаете, какому растению

подходит первая схема?

(Дети: Это схема подходит дереву.)

Воспитатель: — А как вы догадались?

(Дети: Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.)

Воспитатель: — Правильно!

А какому растению подходит вторая схема?

( Дети: Это схема подходит кустарнику.)

Воспитатель: — Почему?

(Дети: Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.)

Воспитатель: — По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.

Матвей, как ты думаешь,

чем похожи деревья и кустарники?

( Матвей: У деревьев и кустарников есть корни и листья.)

Воспитатель: — Лера, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?

(Лера: У дерева один ствол, а у кустарника много.)

Воспитатель: — Вот Незнайка, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник. Ребята, Мы немного устали давайте немного отдохнём и Незнайка хочет с вами поиграть.

3.Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

Воспитатель: — А теперь, Незнайка, мы расскажем тебе, какие в природе бывают деревья и кустарники.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/izo-i-ruchnoj-trud/226220-konspekt-zanjatija-na-temu-derevja-i-kustarni.html

Лето. Наблюдения за природой. Деревья и кустарники

Благодатная пора – лето. Наблюдения за природой (деревья и кустарники, цветы, травы, звери, птицы, насекомые, обитателями водоемов) дарят не только этетическое наслаждение, но и обогащают запас общих знаний и речь Вашего малыша.

В теплый солнечный день хорошо пройтись по лесу (саду, парку и т.д.), захватив с собой фотоаппарат. Увиденное сохранится на память и даст материал для развивающих занятий.

Желательно комментировать увиденное небольшими рассказами об объектах живой природы.

Для каждой прогулки можно избрать определенную тему. Тогда Вам проще будет сориентироваться, на что обращать внимание или даже подготовить нехитрый дидактический материал.

Деревья

Дети 5-7 лет должны знать, узнавать и называть по листьям, цветам и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника.  (липа, береза, осина, ель , тополь, клен, яблоня, груша, слива, смородина, крыжовник, малина).

Естественно, что сначала лучше знакомить малыша именно с теми деревьями, которые растут в Вашей местности. Листья, кору, плоды давайте не только рассмотреть, но и потрогать, послушать, понюхать и попробовать на вкус (соблюдая правила безопасности и меры предосторожности).

Этот осязательный, обонятельный, вкусовой и слуховой опыт сложатся в единую картину богатого представления о природе.

Расскажите о том, что летом есть все условия для роста растений (свет, тепло, влага). Можно сравнить дерево и кустарник, предложить игры: «Узнай дерево по описанию», «Назови, с какого дерева лист», «С какого куста ягода?». Описать все невозможно, поэтому здесь приводится лишь несколько примеров, как с пользой и удовольствием познакомить ребенка с природой.

Береза

Читайте также:  Внеклассное мероприятие по профориентации для учащихся начальной школы. сценарий

О чем рассказать?

Это береза. У нее белая кора с черными пятнами. Листочки у березы похожи на сердечки с зубчиками по краю. Ветки тонкие, клонятся к земле. На березе растут сережки, в них зреют семена.

Из этих семян может вырасти много новых березок.  Весной люди собирают березовый сок и пьют его. Из веточек березы делают веники, чтобы париться в бане. Сухая кора березы называется береста.

Раньше на бересте люди писали, а теперь мастерят из нее лукошки, туески и игрушки.

Как еще поиграть?

Слышишь, как заливаются трелями птицы? Много песен, стихов сложено про красавицу-березу. Давай тоже споем о ней песенку.

Интересное

Береза – единственное в мире дерево с белой корой. Даже в жаркий день ствол у березы остается прохладным.

Березу в давние времена использовали для освещения в избах (лучина), лечения (сок и банные веники), обогрева (дрова),  смазки колес (деготь), храниения и еды (ложки, туески для молока, лукошки для ягод).

И сейчас из березы делают мебель, игрушки. На бересте можно свистеть (получается звонкий писклявый звук).

На пруду

О чем рассказать?

Это пруд. В реке вода течет, а в пруду нет, поэтому говорят, что вода стоячая. Сегодня ветер дует слабо, на воде рябь – малнькие волны. У пруда прохладно.

Скажи, какие деревья здесь растут? У одних листочки – это березы и осинки. Такие деревья называют лиственными. У сосны и ели иголочки – хвоя. Они называются хвойными. Когда придет осень на сосне созреют шишки.

Дятлы, клесты и белки очень любят лакомиться твердыми орешками.

Как еще поиграть?

Представь, что ты стал веселым бельчонком. Ты нашел большой вкусный орешек и сунул его за щеку. Далее выполняется артикуляционное упражнение “Покатай орешек”.

Интересное

Загадка с пояснением “Какое дерево в лесу все время переодевается?”. Если ребенок затрудняется с ответом, то подведите его к осине. Только налетит ветер, листья из зеленых превратятся в серо-серебристые. Кажется, что дерево переоделось.

Еще секунда и осина снова становится зеленовато-бурой, затем снова зеленой. Дрожит осина всеми своими листочками. Может боится осина, что прогонят ее из леса. Ведь древесина из нее мало цениться. Куда ей против берез да сосен тягаться? Вот таится, переодевается все. И все же страшится лесорубов.

 Опасны для нее в молодом возрасте солнце и безводье. Но и этим напасти не ограничатся. Зайцы и мыши очень любят погрызть горькую кору с молодых осинок – дерево гибнет. На самом деле осина дрожит не от страха. Листья осины на длинных черешках.

От порыва ветра неустойчивые листочки вместе с черешками поворачиваются.  Шумит листвой осина, снова наряд свой спешит сменить.

Вишня

О чем рассказать?

Деревья бывают разные. Одни растут в лесу, другие в саду. Тогда их называют садовыми. Это вишня. У вишни темные блестящие листочки. Весной на ней распускаются красивые крупные цветы: белые или розовые). Летом начинают зреть вишенки.

Они становятся красными, а потом малиновыми, почти черными. Вишни круглые, гладкие, блестящие. Внутри – косточка. Из косточек вырастают эти красивые деревья. Нужно много лет и труда, чтобы на вишне появились плоды.

На вкус вишня сладкая, немного кислая, очень вкусная.

Как еще поиграть?

Сделайте объемную аппликацию из пластилина. Для этого нужен пластилин красного и зеленого цветов, пластиковая крышечка (например, от сметаны), бумага для фона.

Положите крышку на лист бумаги (можно выбрать картинку из журнала с листвой или ветками), обведите и вырежьте шаблон для фона, приклейте его на крышечку.

Теперь малыш приступает к лепке: шарики-вишенки, тонкие колбаски-черенки, из толстых колбасок расплющивает лист и прищипывает кончики. Все готовые детали прижимают и примазывают к основе.

Смородина

О чем рассказать?

В саду растут плодовые деревья и кустарники. Летом и осенью они приносят урожай.  У кустарников небольшой рост, много толстых веток, нет центрального ствола, как у древа. Если бы в лесу и в саду были этажи, то верхний этаж занимали бы деревья, они выше всех. Средний – кустарники, а нижний травы, цветы,мхи и грибы.

Еще есть подземный этаж, где у всех растений корни. На всех этажах есть свои обитатели (насекомые, птицы и звери). Это смородина. У нее широкраскинуты ветки, как зеленая шапка. Листочки с неровным зубчатым краем, как ладошка с растопыренными пальцами. Ягоды растут кисточками. Листочки смородины собирают и заваривают чай.

Ягоды едят свежими и готовят варенье, мармелад, шаньги, компот.

Как еще поиграть?

Загадка: Она белая или черная? Красная! А почему зеленая? Потому что еще незрелая. Действительно, смородина бывает таких цветов. На вкус она часто кислая, зато очень полезная. Позовите ребенка собирать смородину, когда она созреет. Занятие это не очень утомительное, ведь можно брать ягоды сразу кистями.

Замечательные возможности для отдыха и познавательного развития дает лето. “Наблюдения за природой. Деревья и кустарники” – лишь первая часть цикла прогулок-бесед. Закреплять полученные на прогулке знания можно в занятиях рисованием, конструированием, лепкой.

Сделанные ребенком работы можно будет отправить на конкурсы, выставки в детском саду.  Рисунки и фотографии стоит разместить в домашней стенгазете.  С опорой на иллюстративный материал Ваш малыш сможет рассказать о том, как провел лето.

Наблюдения в природе помогут Вам и Вашему ребенку в подборе новых книг, песенок, инсценировок для домашнего театра.

P.S. Попробуйте вспомнить интересные факты о деревьях и кустарниках, необычные случаи из жизни, которые можно так же рассказать  Вашему ребенку.

Не забудьте фотоаппарат! Приятной прогулки!

Детский психолог

Анна Зубарева

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:

Источник: http://logopedprm.ru/dlya-roditeley/nablyudaem-za-detmi/leto-nablyudeniya-za-prirodoy-derevya-i-kustarniki

Презентация — Деревья, кустарники, травы

Слайды и текст этой презентации

Деревья, кустарники, травы

Прозвенел, друзья, звонок Начинается урок. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать, А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!

Девиз урока: «Мало уметь читать, надо уметь думать»

Назовите части дерева

С какого дерева листочки?клёнС какого дерева листочки?дубС какого дерева листочки?рябинаС какого дерева листочки?берёзаС какого дерева листочки?каштан

Детки с какой ветки?

Разминка « Угадай-ка»

РЯБИНАОсень в сад К нам пришла, Красный факел Зажгла. Здесь дрозды, Скворцы снуют И, галдя, его клюют. 

Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые головки, а с головок слетают легкие пушинки

Любят их белки, Любят их мышки, Любят погрызть их и ребятишки. Их называют ребячьей потехой. Вы узнаёте? Ведь это …ОрехилещинаИВА Кудри в речку опустила И о чём-то загрустила, А о чём она грустит, Никому не говоритНе боится он мороза, Он совсем неприхотливый, А цветы на нём, как розы Ароматны и красивы.

ШиповникЛипа С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня все ж обижают, Шкурку тонкую сдирают.800 летняя липаУ этого кустарника гроздья махровые, То голубые, а то лиловые.

Их в старину называли синелью, Мы называем кустарник …СиреньюПодумай?На какие группы можно разделить эти растения?деревьякустарникитравыдубберёзакедрДеревья       деревьяивалипарябина

Деревья – это растения, у которых один ствол.

ельСравни: в чем сходство и различие?берёзаельЗимой и летом одним цветомкусты       сиреньшиповникЛещина- лесной орех

Кустарники – это растения, у которых много тонких стволов, соединённых вместе у основания, но нет одного главного толс-того ствола.

трава       одуванчикклеверкрапива

Работа по учебнику

Ядовитые растения

Многолетнее травянистое рас-тение. Красивые цветы ещё с древнейших времен привлека-ли к себе внимание своими ценными лекарственными свойствами. В сентябре на стрелке вместо цветов появ-ляются красно-оранжевые, как горошины, ягоды. В это время ягоды ландыша в большом количестве поедаются некото-рыми хищниками для изгнания кишечных паразитов.

Все растение ландыша и ягоды очень ядовиты.ландышДурман обыкновенный Это — высокие травы с цельными листьями, несущими по краям крупные зубцы. Цветы большие, ворончатый складчатый венчик белый. Коробочка усажена шипами. Растёт преимущественно на сырых местах. Всё растение сильно ядовито, особенно семена. Имеет ярко выра-женный неприятный запах.

бузинаУ бузины ядовиты листья, цветки, незрелые плоды. Основные симптомы отравления — головокружение, головная боль, слабость, першение в горле, боли в животе, тошнота, рвота. Препараты из цветков бузины чёрной обладают потогонным, мочегонным, противовоспалительным, дезинфицирующим действием.

Их применяют в виде настоев, напаров, отваров; при простуде, гриппе, заболеваниях верхних дыхательных путей, почек и мочевого пузыря, для полоскания полости рта.вороний глаз Ягода и другие части растения ядовиты. Растение вызывает раздражение желудочно-кишечного тракта, понос, тошноту, рвоту, резкое падение ритма сердца  и остановку сердца.

Не рви в природе неизвест- ные тебе растения! Часто очень красивые расте- ния являются ядовитыми. Не ешь незнакомые ягоды!

Источник: http://lusana.ru/presentation/15819

Ссылка на основную публикацию