Внеклассное мероприятие для младших школьников «народные промыслы россии»

Внеклассное мероприятие в начальной школе. народные промыслы россии — ВашПедагог

14.05.2018

Открытый классный час

Тема: «Народные промыслы Подмосковья»

Цели урока:

— познакомить учащихся с народными промыслами Подмосковья; с географией народных

промыслов Подмосковья;

— выявить художественную и культурную ценность народных промыслов;

— вспомнить историю создания и развития промыслов и ремесел на Руси;

— раскрыть характер основных видов народных изделий Подмосковья, их историко-культурную значимость;

— привить любовь к истории и географии родного края, художественным ценностям.

Оборудование: схема-карта географии народных промыслов Подмосковья, выставка изделий народного творчества мастерских Подмосковья, выставка, мультимедиа, презентация.

  1. Вводное слово учителя с выступлениями учащихся

Нам кажется, что всё красивое, необыкновенноенаходится где-то очень далеко. Мы стремимся посетитьзаграничные страны, не задумываясь о том, что прекрасное, окотором мы не знаем, может находится совсем рядом. Сегоднямы поговорим о Подмосковье.

— Что же такое Подмосковье? (ответы детей)

— Подмосковье — территория вокруг Москвы (ближнее Подмосковье и дальнее Подмосковье), иногда Подмосковьем называют Московскую область.

— На доске вы видите схему- карту Московской области.

— А как вы думаете, Клин относится к Подмосковью? (прикрепляю на карту на место города герб города Клин)

— В этом году наш город отмечает семисотлетие со дня основания.

— Совсем рядом с нами развиты промыслы, которые прославляют Россию и радуют своей работой россиян и жителей других государств.

— Наш классный час — ярмарка посвящен народным промыслам Подмосковья, на котором мы постараемся раскрыть их историческую и культурную значимость.

1-й уч-ся:

Внимание, внимание!

Народное гуляние!

Торопись честной народ,

Всех вас ярмарка зовет!

2-й уч-ся:

Ярмарка открыта,

Народом площадь вся покрыта.

Вся деревенская краса,

Вот так и мечется в глаза…

3-й уч-ся:

Коль на ярмарку пришли,

Так гуляйте!

Неразменные рубли – разменяйте!

4-й уч-ся:

Эй, народ, честной да удачливый,

На нашу ярмарку поворачивай.

Все ряды с утра позахвачены.

Уйма всякого добра,

Всякой всячины!

5-й уч-ся:

Что душа твоя желает,

Все на ярмарке найдешь,

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!

6-й уч-ся:

Тары-бары, растабары,

Есть хорошие товары.

Не товары – сущий клад,

Разбирайте нарасхват.

II. Основная часть урока.

  1. Открытие ярмарки- аукциона.

— Наш класс был разделен на группы. Каждая группа должна была подготовить материал об истории отдельных промыслов Подмосковья по плану.

(Группы учащихся в русских народных костюмах предоставляют товары народных промыслов)

— Сейчас мы поговорим с вами народном промысле, который называется Гжель. Ребята как вы думаете почему именно такие цвета используются в росписи керамики.

1 группа “Гжель”

Крик-реклама:

Молоко и лед! Кто возьмет?!

Ягоды, цветы дивной красоты!

Предлагаем каждому

Посуду очень важную!

Подходи, народ, не зевай!

Торопись, народ, занимай

Очередь за чашками, супницами,

Вазами с цветами искусными!

История промысла (по плану)

— Когда произносишь слово Гжель – перед глазами возникает сине-белая посуда.

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку

Легко перенесла!

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой

Не встретите на свете вы

Красоты такой!

— Гжель — один из самых известных народных художественных промыслов России. Мало кто знает, что изначально Гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области. Гжель – это небольшое подмосковное село. 

— Гжель – это особое направление керамики. Но не всегда гжель была сине-голубого цвета. В 18 веке роспись изделий напоминала раскрашенный рисунок. Темно-вишневой краской намечался контур изображения, а затем картинка расписывалась синими, желтыми, зелеными красками. И только на рубеже 19 века изделие приобрело сине-белый цвет.

— Давайте на схеме-карте отметим место данного промысла. (Обозначаю на карте картинкой Гжель)

— Ребята как вы думаете, что означает слово папье-маше?

Папье-маше

2-я группа “Миниатюра Федоскино”

Крик-реклама:

“Подходите! Поглядите!

Краски яркие купите!

Настроение цвета возьмите,

Красоту рисунка оцените!”

“Радует богатством и весельем,

Свежим и веселым настроением!”

История промысла (по плану)

— Старинное село Федоскино под Москвой – родина русской миниатюрной живописи на лакированных изделиях из папье-маше. В 1795 году в этом селе началось производство модных в ту эпоху лакированных табакерок, а в дальнейшем и производство шкатулок.

Изначально здесь производили шляпы и портсигары. В те времена козырьки для шляп делали из папье-маше. Затем купцы обнаружили, что шкатулки продаются лучше, особенно если их красиво расписать.

Кстати, президент России подарил на свадьбу принцу Чарльзу и Кэтрин именно федоскинскую шкатулку.

— Давайте обозначим данный промысел на схеме-карте.

— А теперь мы остановимся около лавки, где торговали самым желанным подарком, для русских красавиц.

3 -я группа “Шали Павловского Посада

Крик-реклама:

“Это вам не просто шали!

Это Подмосковья дали!

Каждый в красоте такой

Будет чуточку другой!”

“Как? Вы до сих пор не знали

Про прекраснейшие шали?

Подходите, примеряйте,

И на праздник надевайте!”

История промысла (по плану)

— В старину ткать и прясть умели в каждом доме. Ткацкими изделиями славилось Подмосковье издавна. В старинном городе Павлове ткали из шелка и шерсти. Изделия получались красивые, добротные.

Но главное, чем было богато Павлово – это набивные платки и шали. Русские умельцы создавали удивительные платки с набивными яркими цветами на черном, вишневом, кремовом поле.

Характерный мотив в рисунках павловских шалей – растительный орнамент. Чаще это розы, полевые цветы.

Как платок, ты раскинулся, Павлов-Посад

В палисадниках мальвы и розы,

Все в ромашках луга и реки синева,

А над Клязьмой кусты и березы.

Здесь создали платки, и все краски земли

Мастера положили на шали.

И известны всем в мире цветные платки,

А похожих отыщешь едва ли

Лето красное ярко цветет на платках,

Словно зарево шали красивы.

В этих ярких узорах и пышных цветах.

Самобытный характер России.

— Обозначим этот промысел на карте.

— Ребята, а у вас есть любимые игрушки? А раньше мечтой многих ребятишек была деревянная игрушка – матрешка.

4-я группа “Сергиев Посад – город русской игрушки. Матрешка.”

Крик-реклама:

А кому игрушки надо?!

Детям радость и услада!

К взрослым счастье и покой

В дом придут с такой семьей!

Это вам не “Чупа-чупс”!

Развивайте русский вкус.

Каждая матрешка

Загадочна немножко.

Есть еще для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка –

Красавица девица,

У нее сестрицы –

Каждая сестрица

Для маленькой темницы.

В начале XX века в Сергеевом-Посаде началось изготовление новой токарной куклы – матрешки. Похожа она на простую крестьянскую девочку. В большой кукле пряталось целое семейство – одна другой меньше. Теперь матрешка составляет один из основных видов изделий города. Матрешка стала символом Руси, а Сергиев Посад родиной русской матрешки – разъемной куклы с забавным сюрпризом.

История промысла (по плану)

7-я группа. Клинская елочная игрушка.

Крик-реклама

Не ходите никуда, подходите все сюда

Диво дивное, чудо чудное, а не товар

Гляди не моргай, рот не разевай!

Ворон не считай, товар покупай!

Все товары хороши! Что угодно для души!

Предприимчивые крестьяне быстро переняли секреты стекольного производства и открыли в своих избах кустарное производство стеклянных изделий. В кустарных условиях было легко производить маленькие изделия, такие как бусы или серьги. Именно бусами и любили украшать рождественские ели.

Технология производства за 150 лет не сильно изменилась. Мастерство стеклодувов передавалось из поколения в поколение. Поэтому елочную игрушку можно отнести к народным промыслам.

— А сейчас я вам предлагаю подумать над эскизом украшения новогоднего шара, посвященного семисотлетию города Клина.

— Каждая группа получила конверт, в котором вам предлагаются варианты оформления.

— Попробуйте создать свой эскиз. В вашем распоряжении 5 мин.

— Приготовьтесь представить свою работу.

Наш город Клин становится всё краше,

Растет и хорошеет с каждым днем

И оттого на сердце так отрадно,

Что с Вами в этом городе живем.

— Мы познакомились с некоторыми народными промыслами Подмосковья. Узнали, что и наш город славится своими мастерами-стеклодувами. Попробовали создать свой эскиз праздничного новогоднего шара.

— У нас в городе уже есть традиция. В этом году в нашем городе будет проходить 3 фестиваль народных художественных промыслов России.

— Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными “действующими лицами” в торжественных случаях. А небольшие сувениры – знаки памяти о национальной культуре народа или даже целой страны.

— Узнать, беречь, уважать прошлое, интересоваться тем, что создали руки человека, помнить, что без прошлого не может быть настоящего, к каждому названию, каждому памятнику культуры относиться бережно, с любовью – это наше с вами задача.

Источник:

Внеурочное мероприятие по географии Турнир знатоков «Народные художественные промыслы России»

Внеурочное мероприятие по географии

(в рамках недели географии)

Турнир знатоков

«Народные художественные промыслы России»

Цель: способствовать формированию познавательного интереса к национальной культуре, художественного вкуса, чувства уважения к истории своей Родины, формированию толерантности обучающихся

Форма проведения : игра

Участники: учащиеся 8-9 классов

Оборудование и материалы:

  • 2 стола для команд
  • компьютер
  • проектор
  • жетоны с баллами
  • карточки с правилами игры для групп
  • презентация «Народные промыслы России»
  • музыкальное сопровождение
  • оформление для каждого тура игры

Предварительная подготовка:

  • Знакомство с темой игры
  • Формирование 2 творческих групп
  • Рекомендация литературы для подготовки к игре:

Богуславская И.Я Дымковская игрушка. Л., 1988

Пересторина В. Вятские кружева. Горький, 1982

Перминова Н. Каповая шкатулка. Горький, 1984

Серия «История России» Народные промыслы. Москва, 2004

Правила игры:

  • коллективное обсуждение вопросов
  • Отвечающий назначается лидером группы
  • Соблюдение конструктивных взаимоотношений в группе
  • Соблюдение временных рамок при обсуждении вопроса (1 мин)
  • За правильный четкий ответ группа получает 5 баллов
  • Право перехода ответа другой группе при неправильном ответе
  • Бонусная система при толерантном взаимоотношении внутри группы и между группами (1 балл), за экономию времени (0, 5 баллов)
  • Штрафные баллы при нарушении порядка, и при нарушении 1-4 правил (0,2 балла)

Ход игры:

Учитель:

Позвольте мне прочитать вам хорошее и доброе стихотворение о народном искусстве. Автором его является Татьяна Фролова

Ведь тема нашей игры? (ответ ребят).

Древний промысел не забыт-

украшать жилище и быт.

До сих пор у каждой избы

Чудеса российской резьбы.

До сих пор плетут пояски,

В деревнях в ходу туески,

Кружевные над домом венцы,

Точат ложки, шкатулки, ларцы.

Источник: http://65-school.ru/bez-rubriki/vneklassnoe-meropriyatie-v-nachalnoj-shkole-narodnye-promysly-rossii.html

Внеклассное мероприятие «Город Мастеров под названием «Русские чудеса»»

Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию на тему:

Город Мастеров под названием «Русские чудеса»

(Русские ремёсла)

Цель: — расширить представление детей о народных промыслах;

— учиться художественному видению окружающего мира;

— укрепление эмоциональной связи детей с историей своего народа;

— воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Ход урока

(Звучит песня «Русское чудо» в исполнении Л. Зыкиной.)

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости!

Мы рады приветствовать вас на брянской земле в г. Мастеров.

Русский народ издавна поражал весь мир то победами своими героическими, то девицами-красавицами, то невиданными доселе открытиями, то умелыми руками.

Русским чудом стали называть и русскую удалую тройку — символ России, и русский простор, и загадочную русскую душу, и русское гостеприимство.

Сегодня мы познакомимся с презентацией проекта «Русские чудеса», чудеса эти происходят с самыми простыми вещами, когда те оказываются в руках народных мастеров-умельцев.

(Слайд 1)

Ученик1:- На уроках Брянского края, мы говорили о мастерах, живущих в сёлах Брянского края, которые любили украсить свои дома резьбой наличников, карнизов, а домашнее убранство – вышитыми полотенцами, расписной посудой, самодельными игрушками с затейливыми узорами.

Есть села, в которых все, от мала до велика, изготавливают красивые, необычные вещи. Это и называют народным промыслом. Давайте более подробно узнаем о народных промыслах по изготовлению посуды.

Как и из чего изготавливали посуду? Какие элементы росписи и цвета красок использовали в своём мастерстве? В каких городах и селах занимались народным промыслом?

Ученик2: — Так как в России народных художественных промыслов очень много , мы решили выбрать наиболее известные это – Гжель, Городецкая роспись, Хохлома, Дымка. Учитель предложил нам разделиться на 4 группы и найти ответы на эти вопросы. Каждая группа должна была собрать материал об одном из перечисленных выше народных промыслов.

Цель нашего проекта:

-узнать историю возникновения этих народных промыслов;

-определить расположение городов и сёл, которые славятся этими народными промыслами;

-узнать способы изготовления и виды росписи и как они отразились в песнях, частушках, стихотворениях, загадках и т.д.

Ученик3: Нами была проделана большая работа:

  1. С учителем мы посетили сельскую библиотеку, где познакомились с литературой по теме, добывали необходимую информацию в сети интернет.

  2. Использовали источники интернета.

  3. Расспрашивали своих бабушек.

  4. Собирали изделия данных видов промысла.

  5. На уроках изобразительного искусства и технологии, побывали в роли мастеров, где изготавливали изделия и украшали их элементами росписи.

Ученик: Результатом нашего проекта стало создание наглядного пособия для учащихся начальной школы «Народные промыслы России».

И сейчас, каждая группа представит свой народный промысел по плану:

План на доске:

  1. История создания промысла.

  2. Изделия.

  3. Материалы изготовления.

  4. Особенности росписи.

  5. Творческое представление.

(1 группа – Хохлома)

1уч. – Мы хотим вам рассказать о народном промысле «Хохлома».

(Слайд 2)

2 уч. — В Поволжье на Руси находились самые большие центры по изготовлению расписных деревянных изделий. А на продажу все изделия свозили в село под названием Хохлома. Поэтому и вся деревянная посуда получила название хохломской.

Читайте также:  Фольклор для детей 6-7 лет

(Слайд 3)

3уч. — Деревянную хохломскую посуду делают с особыми хитростями: сначала покрывают глиной и мелом, сушат, натирают металлическим порошком, расписывают, а поверху наносят олифу. После закалки в горячей печке масляная поверхность желтеет, и посуда начинает выглядеть, словно золотая.

(Слайд 4)

4 уч. — Эти изделия отличаются простыми силуэтами, округлыми толстыми стенками. Часто из хохломской посуды изготавливают целые наборы — для кофе, чая, для блинов, ягод, варенья и мёда.

Подлинная красота форм и узоров всегда вызывала всеобщую любовь к искусству «золотой Хохломы».

В своё время иностранные купцы, у которых бойко шла торговля хохломскими изделиями, захотели наладить такое же производство у себя за рубежом.

(Слайд 5)

Учитель .- Ну и как, получилось?

5 уч. — А вот и нет, ничего не получилось и не могло получиться: русское умение оказалось для иностранцев недостижимым. А хохломскую школу каждый мастер, наверное, начинал проходить с изготовления ложек. Вот они у нас какие яркие, расписные, нарядные. Купят, бывало, такую ложку за пятачок, а от неё не только польза, но и удовольствие смотреть на такую красоту!

Ну, а мастерству игры на ложках выучиться не сложно — была бы тренировка.

(Слайд 5)

Исполнение русской народной песни «Русские сапожки»

Учитель: -С каким промыслом познакомили нас мастера?

Учитель: А теперь попросим следующих мастеров и мастериц представить свой промысел.

(2 группа гжель)

1уч. — Мы хотим вам рассказать о народном промысле «Гжель»

(Слайд 6)

2уч. — Стихотворение:

А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель.

Под Москвою мы живём,

Глину месим и поём.

И игрушки и посуду

Прославлять и вам здесь будем.

Очень любим синий цвет,

Потому что краше нет.

Небо гжельское такое

Лучезарно-голубое.

В речке синяя водица,

Так и хочется напиться.

Ну а только лето будет

Голубица там и тут,

Вот поэтому нас люди

Гжелью синею зовут.

Чашки, блюдца, самовары

Знают люди всей земли.

Мы и к вам полно товару

Посмотреть привезли.

3 уч. — Небо у нас в Гжели действительно, как нигде в России, — синее-синее. Вот и придумали мы перенести эту синеву на белый фарфор. Наши изделия ни с какими не спутаешь. Всё голубое да синее: и цветы, и люди, и птицы, и трава. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они весёлые да красивые.

(Слайд 7, 8)

4уч. — Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. Мастера у нас большие – фантазёры. Какую посуду делают – глаза разбегаются.

Учитель: Чем интересна гжельская роспись?

(3 группа Городецкая роспись )

1уч. Мы хотим вам рассказать о народном промысле «Городец»

(Слайд 9)

2 уч. — Приехали мы к вам из старинного-старинного городка, что на реке Волге, — Городца. Когда-то в нашем городе строили корабли парусные, да не простые, а дивно разукрашенные, со всякими резными фигурками и узорами. На носу русалки, их называли Берегинями.

(Слайд 10, 11)

3уч. — И дома у нас в Городце украшали и украшают по сей день такой же богатой резьбой, и стоят они, как сказочные терема.

Сплошь в затейливых узорах у нас и мебель, и прялки, и сани, и другие домашние вещи. Мастерят у нас и деревянные игрушки, и посуду деревянную. А уж как всё это расписывают!

(Слайд 12)

4уч. — Самое примечательное в росписи – это конь. Красивый, гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами.

Его рисуют на дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, досточках которые вешают на стены.

(Слайд 13, 14)

5уч. — И обязательно окружают яркими сказочными цветами. Здесь же иногда рисуют людей, диковинных птиц и зверей. И получается как будто мчатся кони в каких то сказочных весёлых садах. В Городце всегда любили сказки, поэтому и изделия получаются такими сказочными.

(Слайд 15)

Частушки:

(Хором)Наши доски расписные,

Посмотрите вот какие,

Все хотим вам показать

И подробно описать.

Рисовали мы цветы

Не бывалой красоты

Красоте той нет конца

Это всё из Городца.

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан.

До чего ж красивый он.

Три девицы молодые

Под розанами стоят.

«Где же хлопцы удалые?»

Во все стороны глядят.

(Хором) Кто рисует Городец

Ах, какой он молодец.

И листочки и цветы

Это всё для красоты.

Учитель: -С каким промыслом познакомили нас мастера?

(4группа Дымка)

Звучит громкая музыка, и на сцену вбегают нарядные девочки, изображающие дымковские игрушки — «барынь». Танец — кадриль.

Учитель. О, что это за гости к нам пожаловали?

Барыни.(хором). Мы — барыни из села Дымкова.

(Слайд 16)

Учитель. Известный промысел — игрушки!

Барыни (хором). Да!

Учитель Ребята, а из чего сделаны такие яркие игрушки? (Ответ — из глины). Верно, это расписные глиняные игрушки. Ну, расскажите о себе.

1-ая барыня. В селе Дымково, что возле города Вятка, издавна занимались лепкой да раскраской глиняной игрушки — петушков, индюков, всадников, лошадок, оленей.

(Слайд 17)

2-ая барыня. Эти игрушки отличались своей нарядностью: по белому фону их расписывали геометрическим орнаментом из кругов, полосок, клеток, волнистых линий.

(Слайд 18)

3-я барыня. Но самой известной дымковской игрушкой была женская фигурка — барыня, водоноска, девушка в кокошнике. Поэтому в женских фигурках больше всего деталей — нарядные причёски, головные уборы, оборки, передники, муфты, зонтики, сумочки.

(Слайд 19)

1-ая барыня. Дымковские кони, индюки были одновременно и настоящими, и фантастическими. (Указывает на изобретения игрушек). Смотрите, у индюка хвост, словно как у павлина.

(Слайд 20)

2-ая барыня. А вот — белый конь раскрашен ярко-синими яблоками-кругами, а у оленя рога красные с золотом.

(Слайд 21)

3-я барыня. Во всех этих красочных образах так и видятся присущие русскому народу удаль, оптимизм, склонность к сказкам и песням.

Учитель. А как изготавливают дымковские фигурки?

1-ая барыня. Сначала их лепят из глины, затем высушивают при комнатной температуре. Сушат по-разному — от 2-3 дней до 2 недель, в зависимости от размера. Затем игрушки обжигают в печах.

2-ая барыня. Игрушки накаливают и оставляют прямо в печах для просушки. А затем покрывают ослепительно белым слоем мела, разведённого на молоке.

3-я барыня. А уже потом по этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. Для раскраски одной фигурки применяют от 4 до 8 цветов. Особенно ярко и нарядно расписывают юбки барышень.

Учитель. Я знаю, что у нас в стране существуют целые танцевальные ансамбли, где танцоры выступают в костюмах дымковских игрушек. Это говорит о вашей высокой степени привлекательности, милые барыни.

1-ая барыня. В селе Дымково особенная глина, из которой такие игрушки выходят неповторимыми. Для того, чтобы начать изготовление поделок, глину сначала особым образом готовят: её смешивают с речным песком, просеянным через сито.

2-ая барыня. Но, кроме того, что дымковская игрушка нарядна, она ещё и полезна.

Учитель. Конечно, наверное, она служила для украшения крестьянских домов, да?

3-я барыня. Не только. Ведь дымковская глина ещё называется музыкальной.

Учитель. Музыкальной? Как так, почему?

1-ая барыня. А потому что на Руси, как известно, живёт самый музыкальный народ. Если у нас нет музыкальных инструментов, то их делают из того , что найдётся под рукой. Вот и из дымковской глины наловчились делать весёлые свистульки.

(Слайд 22)

2-ая барыня. Даже целые ярмарки устраивали, на которых свистульки продавали, так они и назывались — ярмарки-свистуньи. Проводились они в мае и длились по 3-4 дня.

3-я барыня. К этой ярмарке умельцы всегда старались приготовить свой лучший товар — наиболее яркий и весёлый.

Учитель: Чем интересен этот промысел?

— Итак, все группы предоставили свой отчёт . Наше наглядное пособие готово. Всем спасибо за работу, надеюсь вам понравилось.

— А как вы думаете, всё ли мы узнали о народных промыслах ?

Уч. — Нет

— Я предлагаю вам пополнить наш альбом новой информацией:

— узнать какие ещё существуют народные промыслы России и чем знамениты они.

Конец.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/vneklassnoe-meropriyatie-gorod-masterov-pod-nazvaniem-russkie-chudesa.html

1 Внеклассное театрализованное открытое мероприятие для учащихся начальной школы. — презентация

1 1 Внеклассное театрализованное открытое мероприятие для учащихся начальной школы<\p>

2 2 Тема: Народные промыслы России Форма проведения: Творческая игра Оборудование: русские народные костюмы для участников и двух ведущих мольберты (магнитные) плакат для приклеивания стикеров голосования с изображениями трех смайлов – веселого, безразличного и грустного. ученические столы перчаточная кукла «Петрушка» шест с ленточками (карусель) платки, шали русские народные инструменты (ложки, трещотки, дудочки, рожки, балалайка) музыкальное сопровождение – баян или аккордеон (учитель музыки) самовар, связки баранок<\p>

3 3 Цели и задачи Цели: сплочение и укрепление коллектива класса углубление и расширение представлений учащихся о народных промыслах России и особенностях декоративно-прикладного искусства русского народа Задачи: развитие художественно-творческих способностей, образного и ассоциативного мышлений, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности, активности и самостоятельности учащихся, умений и навыков художественной деятельности формирование устойчивого интереса к ценностям народного творчества своей страны<\p>

4 4 Актуальность мероприятия Научно-технический прогресс наряду с преимуществами вносит и определенные трудности в процессы образования и воспитания, связанные с дефицитом общения между учащимися, предпочитающими «живому» общению с одноклассниками и активным играм – компьютерные игры и общение в различных социальных сетях посредством Интернета, ведущие к обособленности и пассивности в реальной жизни и в процессах обучения. Уменьшить негативные последствия злоупотребления продуктами высоких технологий (компьютеры, планшеты, мобильные телефоны) позволяют методы активной педагогики – интерактивные формы обучения и воспитания.<\p>

5 5 В целях закрепления знаний по декоративно- прикладному искусству в 5-м классе учащиеся были побуждены к исследовательской работе. Они по желанию распределились на шесть групп по количеству промыслов. Семикаракорский фарфор Гжель Глиняная игрушка Городецкая роспись Платки и шали Матрешки Для реализации целей был выбран метод проектов. По завершению исследовательской работы ответственные за группы представили свои проекты с наглядными пособиями по каждому промыслу. Подготовительный этап<\p>

6 6 Содержание мероприятия Ведущие мероприятия в русских национальных костюмах приглашают гостей посетить их ярмарку и выдают каждому стикер для оценки впечатления от мероприятия.<\p>

7 7 Дети в роли купцов-зазывал предлагают свой товар и знакомят посетителей с народными промыслами.<\p>

8 8 После ознакомления гостей со всеми промыслами «Петрушка» предлагает желающим поучаствовать в играх и конкурсах: разгадывание загадок по промыслам перетягивание каната катание на импровизированной карусели конкурсы на лучшего танцора и музыканта<\p>

9 9 По завершению игр и конкурсов «Петрушка» угощает участников баранками и приглашает всех на чаепитие.<\p>

10 10 На магнитном мольберте размещен плакат с тремя смайлами – веселым, безразличным и грустным. Каждый посетитель покидая ярмарку приклеивает свой стикер возле смайла, соответствующего эмоции, полученной от посещения ярмарки, и таким образом итоги мероприятия получают оценку и наглядность. Вывод Совместная деятельность и активные методы обучения и воспитания позволяют достичь поставленных целей и добиться желаемых результатов.<\p>

11 11 Настоящее мероприятие разработано, подготовлено и проведено Найдиной Стеллой Юрьевной педагогом и воспитателем школы-интерната 2 г. Каменск-Шахтинский Ростовской области совместно с коллективом педагогов школы и учащихся 5-го класса.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1276275/

Народные промыслы

Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатно

Крышковец Людмила Павловна.

Цели: промыслов;и полховской; познакомить школьников с историей развития народных обобщить знания о народных мастерах; рассказать о видах матрешек: загорской, семеновской развивать воображение, творчество; воспитывать познавательный интерес к народномуискусству, чувство гордости за мастеров нашей страны.Ход праздника.

Группа девочек исполняет первый куплет частушек.Велика наша Россия,И талантлив наш народ.Об умельцах наших славныхНа весь мир молва идёт.Ведущий. К нам прибыли гости из старинной слободыДымково, которая расположена недалеко от города Хлыново (такраньше назывался город Вятка) и привезли вам вподарок дымковскую игрушку. 1 гость.

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!В ней нету цвету дымного,Сырости сырой,В ней что-то есть от радуги,От капелек росы.В ней что-то есть от радости,Гремящей, как басы!Она глядит не прянично – Ликующе и празднично.В ней молодость-изюминка,В ней удаль и размах.2 гость.

Дымковская игрушка называется так потому,что родилась она в Слободе Дымково. Игрушка была самым ярким

украшением ярмарки, где проходило праздничное

гулянье с озорным и веселым названием свистунья. -Ведущий. А почему свистунья?Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Однажды к городу подошли враги. Всем грозиланеминуемая гибель. Тогда вятичи придумалихитрость. Все жители города, даже самые малыедети, получили по глиняной свистульке.

Подкравшись к врагам, они подняли отчаянныйсвист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки натеремах, шатались деревья и замертво падаликони. Кочевники решили, что их окружаютподоспевшие на выручку дружины, и в страхебежали от города.

С тех пор и отмечают горожане свой праздник –свистунью. И ни один праздник не обходится безярких игрушек.Каждый из гостей читает прибаутку, связанную сигрушкой, которую они представляют.Бока крутые, рога золотые,Копыта с оборкой, на спине сидит Егорка.Утка- Марфутка бережком идет,Уточек-Марфуточек купаться ведет.

Индя-индя-индючок, ты похож на сундучок,Сундучок не простой, красный, белый, золотой.Исполняется второй куплет частушек.Я куплю себе свистульку,Буду трели выводить.Мастеров из славной ДымкиНикогда нам не забыть!Ведущий. рассказали об этой Спасибо, гости дорогие. Интересно вы намудивительной игрушке.

А сейчас отгадайте загадку, и вы узнаете, кто еще кнам прибыл на праздник.Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,АМатрешка.всего одна игрушка.Кто матрешку сделал, я не знаю.Но известно мне, что сотни летВместе с Ванькой-встанькой, как живая,Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,В нивах шумных, в сказочном лесу?Создал образ неуемной страсти,Истинную русскую красу.На щеках навел зари румянец,Неба синь всплеснул в ее глазаИ, пустив в неповторимый танец,Он, должно быть, весело сказал:«Ну и ой, гуляй теперь по свету,Весели себя, честной народ».

И матрешка через всю планетуДо сих пор уверенно идет.Ведущий матрёшки. показывает иллюстрацию первой русскойВ России матрёшки появились в конце XIX века. Встаринной подмосковной усадьбе Абрамцевособирались многие замечательные художники.

Попала к ним как-то японская деревянная игрушка,изображающая японца, а в ней мал-мала-меньше –фигурки всех членов его семьи. Вот тогда художникипопросили знаменитого мастера игрушек ВасилияЗвёздочкина выточить игрушку, похожую на эту, нотолько свою, русскую матрёшку.

Потом её расписалхудожник Сергей Малютин. Вот так и родиласьрусская матрёшка. Игрушка изображала женщину всарафане, с петухом в руке, в ней находилисьфигурки девочек.В класс входят три девочки, в руках иллюстрацииматрешек.

1 гостья — держит в руках загорскую матрешку.

Я пришла к вам из Загорска. Сейчас этот городназывается Сергиев Посад. Он находится недалекоот Москвы Загорские матрёшки отличаются от похожих игрушек из города Семёнова прежде всего нарядом.На голове у них разноцветные платки в цветочек илигорошек. На кофточку надет сарафан с различнымицветами по подолу.

Матрёшка как бы идёт поцветущему лугу.2 гостья – держит в руках семёновскую матрёшку.Семёновских матрешек расписывают иначе. Ихможно узнать по большому яркому букету цветов,который занимает почти весь фартук. У этихматрешек на голове разноцветные платки, крайкоторых тоже украшен.

А какие только истории с ними не случались!Послушайте одну . Долго бродил по лесусемёновский мастер Евгений Безруков. Он искалдерево, из которого мог бы вырезать матрёшкувысотой один метр. Нашёл, вырезал и потом принёсготовую игрушку на фабрику сувениров. Началиоткрывать её, а в ней – целых 70 матрешек.

Икаждая – в неповторимом наряде!3 гостья – держит в руках полховскую матрёшку. Есть такое село в Нижегородской области – Полхов-Майдан. Село большое, около 700 дворов, и чуть лине в каждом доме точат и красят «тарарушки» — такназывают мастера свои поделки – матрёшки. Урожаив здешних местах были всегда плохие, народ жилголодно.

Спасал мужика только лес да умелые руки:мастерили деревянную посуду, и продавали её наярмарках. Украшать рисунком деревянные изделиястали позже, но рисовали так, как нигде нерисовали, по-своему. Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плечкрутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшкезадорный, удалой вид. Ещё обратите внимание нароспись.

Платок на ней ярко-красный, юбкафиолетовая. Глаза чуть сощурены и хитро такпосматривают. Самое яркое пятно – это фартук.

Расцвёл на нём чудо-букет.

Девочки исполняют песню «Весёлые матрёшки» (сл.В.Некрасовой, муз. Ю.Слонова).Мы – весёлые матрёшки,Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,Ладушки, ладушки!В сарафанах наших пёстрых,Ладушки, ладушки,Мы похожи, словно сёстры,Ладушки, ладушки!Завязали мы платочки,Ладушки, ладушки,Раскраснелись наши щёчки,Ладушки, ладушки!Чтение ведущим стихотворения о матрёшках с ихпоказом.

Много кукол деревянных,Круглолицых и румяных,В разноцветных сарафанахНа столе у нас живут,Всех «матрешками» зовут.Кукла первая толста,А внутри она пуста.Разнимается онаНа две половинки,В ней живёт ещё одна Кукла в серединке.Эту куколку открой – Будет третья во второй.

Половинку отвинти,Плотную, притёртую, И сумеешь ты найти. Куколку четвёртую.Вынь её да посмотри:Кто в ней прячется внутри?Прячется в ней пятаяКуколка пустая – В ней живёт шестая,А в шестой — седьмая.Эта кукла меньше всех, Чуть побольше, чем орех.Вот, поставленные, в ряд,

Сёстры-куколки стоят.

Исполняется третий куплет частушек.Наша русская матрёшкаНе стареет сотню лет.В красоте, в таланте русскомВесь находится секрет. Ведущий. Спасибо, вам, матрёшки, за интересный рассказ!А теперь словогостям из Гжели!В класс входят трое детей, они держат в рукахиллюстрации с изделиями из Гжели. Читаютстихотворение И.Кадухиной.1 гость.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,Животные и птицы невиданной красы.Деревня в Подмосковье прославилась теперь.Известно всем в народе её названье – Гжель.2 гость. Гордятся в Гжели жители небесной синевой, Не встретите на свете вы красоты такой.Голубизну небесную, что сердцу так мила,Кисть мастера на чашку легко перенесла.3 гость.

У каждого художника есть свой узор любимый,И в каждом отражается сторонушка родимая.Её трава шелковая, её цветы весенние – И мастерство волшебное достойно восхищения.Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.Ведущий. гжельский фарфор.

Гжельские Всенародным признанием пользуетсяузоры хранят очарование зимних красок природы. Вних есть нежность, чистота и тихая радость отглубины синего цвета на белизне фарфора. Художники передают эту красоту с помощью волшебного мазка. Особая выразительность этогомазка — это постепенный переход от тёмного ксветлому оттенку синего цвета.

Такие цветаполучаются сразу от одного прикосновения кистью.Из одинаковых, на первый взгляд, элементовполучаются оригинальные и неповторимыепроизведения.

Исполняется четвёртый куплет частушки.

В Гжели делают посуду – Сколько радости для глаз!Подрастают мастерицы,Может быть, и среди нас. Спасибо вам, гости дорогие! А сейчас посмотрим,кто ещё к нам пожаловал. Входят дети с иллюстрациями изделий городецкихмастеров. Читают стихотворение И.Кадухиной.1 гость.

Городецкая роспись по дереву – знаменитыйнародный промыселНижегородского края. Он получил развитие во второйполовине XIX века. Эту роспись трудно спутать скакой-нибудь другой – так велико её своеобразие.

Ниодно городецкое изделие не обходится без пышныхгирлянд, букетов цветов, напоминающих розы,купавки, ромашки.2 гость. Привезли вам поклон и подарки своиСо сторонки родной, где живут журавли.С мест, что Волгой омыты, где рассвет золотой,Где умыты ракиты голубою водой.3 гость.

Городецкая роспись – как её нам не знать.Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.Здесь такие букеты, что нельзя описать.Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.Посмотрите на роспись – сочность красок манит.Городецкая роспись душу нам веселит.Исполняется пятый куплет частушек.

Любовались гости чудом,Громко восхищалися – Городецкой красотойСражённые осталися.Ведущий. Спасибо, гости дорогие, за ваш рассказ! А сейчаспослушайте легенду и отгадайте, о каком народном промысле

она рассказывает.

Когда-то давным-давно от царской немилости игнева сбежал в далёкие леса за Волгу мастеровойчеловек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол,полки, дело дошло и до посуды. Из дерева вырезалон себе чашки, плошки, ложки. Прилетали к немуптицы, он стал их кормить пшеном. Однажды средиразных птиц прилетела к нему жар-птица. Он и еенакормил пшеном.

Когда жар-птица улетала, вблагодарность за доброту взмахнула крылом,коснулась его посуды – и стала она золотой.О каком народном промысле рассказывает эталегенда? Хохломская роспись.А вот и гости, которые нам расскажут об этомнародном промысле.В руках у детей иллюстрации с хохломскимиизделиями..

Они читают стихи И Кадухиной инебольшой рассказ о хохломской росписи.1 гость. Никто жар-птицу не видел, поэтому каждыйхохломской мастер рисует её по-своему. Кроме птиц нарисованных,вырезают и посуду в виде птиц: чаши, ковши.

А ещёкроме птиц, очень любят хохломские мастерарисовать различные сказочные, фантастическиецветы, ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.2 гость. Простые, по форме, а радуют взор.Богат и наряден чудесный узор.По золоту фона затейливой змейкойОрнамент здесь вьётся, попробуй, сумей-ка.

А где-то Кудрины по чёрному полюМерцают, как звёзды, в небесном раздолье.3 гость. Ещё характерен для всей ХохломыЧудесный рисунок волшебной травы.А вот посмотрите, знакомый сюжет.Узнали вы сказку? Узнали иль нет? Исполняется шестой куплет частушек.Золотая Хохлома,Ей не налюбуются:

И в Пари же, и в Нью-Йорке

Хохломой любуются.Ведущий. Спасибо, гости дорогие, за ваше интересноевыступление. Вот и закончился рассказ о народных промыслахРоссии. Посмотрите на эту красоту. Трудно выбрать,какие изделия лучше. Да мы и не будем выбирать –все они хороши! Народная мудрость говорит: «Где труд, там исчастье».

Как вы можете объяснить смысл этой пословицы?Группа девочек повторяет первую частушку.Велика наша Россия,И талантлив наш народ.Об умельцах наших славныхНа весь мир молва идёт. Литература.1. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Вып.4/авт.-сост. Лободина Н.В. и др. – Волгоград: Учитель,2007.2. Стихи И.Кадухиной.3. Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А.

Дымковская игрушка:рабочая тетрадь для уроков труда и ИЗО – Москва:«Мозаика-Синтез», 1998. 4. Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись: рабочая тетрадь поосновам народного искусства. – Москва: «Мозаика-Синтез», 2001.5. Дорожин Ю.Г. Сказочная Гжель: рабочая тетрадь поосновам народного искусства. – Москва: «Мозаика-Синтез», 1999.6. Орлова Л.В.

Хохломская роспись: рабочая тетрадь поосновам народного искусства. — Москва: «Мозаика-

Синтез», 1998.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
— выберите тему — пройдите небольшой тест

— получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/konspekt_folklornogo_prazdnika_na_temu_narodnye_promysly_rossii-18882/23346

Урок презентация на тему Народные промыслы России — скачать бесплатно

Слайд 1
Описание слайда:

Народные промыслы России МОУ «СОШ №2 г. Нариманов» Учитель географии Скибо Т.А.

Слайд 2
Описание слайда:

Цели урока Познакомить с географией народных промыслов России, историей их создания и художественной ценностью. Расширить знания об обычаях русского народа.

Слайд 3
Описание слайда:

Народные художественные промыслы. Изделья из глины. Роспись по дереву. Изделия из металла. Изделье из папье-маше. Кружево. Резьба по кости.

Слайд 4
Описание слайда:

Изделие из глины. Дымковская игрушка. Высота игрушки 20-25 см.. Традиционными дымковскими игрушками считаются петухи, барыни, няньки.

Слайд 5
Описание слайда:

Филимоновская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Тульской области. Основную массу изделий мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи.

Филимоновская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Тульской области. Основную массу изделий мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи.

Слайд 6
Описание слайда:

Гжель. Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики.

Слайд 7
Описание слайда:

Роспись по дереву. Хохломская роспись возникла в 17 веке (Нижегородской области). Выполненную черным и красным (а также, изредка, зелёным, жёлтым) цветом по золотистому фону

Слайд 8
Описание слайда:

Полохов-майданская роспись. В селах Полохов-майдан Нижегородской области делают яркие расписные игрушки-тарарушки – это матрешки, кони-тройки, шкатулки, грибы, вазочки, солонки. Полохов-майданская роспись. В селах Полохов-майдан Нижегородской области делают яркие расписные игрушки-тарарушки – это матрешки, кони-тройки, шкатулки, грибы, вазочки, солонки.

Слайд 9
Описание слайда:

Ложкарный промысел. Этим промыслом занимались крестьяне, жили они на малоплодородных землях (Архангельской, Новгородской, Владимирской).

Слайд 10
Описание слайда:

Русские матрешки Русские матрешки игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Изобретение русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин

Слайд 11
Описание слайда:

Абра́мцево-ку́дринская резьба́ — художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Абра́мцево-ку́дринская резьба́ — художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.

Слайд 12
Описание слайда:

Богородская резьба, богородская игрушка — русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). пос. Богородское Московской области с XVI—XVIII веков. Богородская резьба, богородская игрушка — русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). пос. Богородское Московской области с XVI—XVIII веков.

Слайд 13
Описание слайда:

Роспись по металлу. Жостовская роспись -народный промысел художественной росписи металлических подносов. XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостово.

Слайд 14
Описание слайда:

Финифть — особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль в сочетании с метал.

Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный Финифть — особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль в сочетании с метал.

Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный

Слайд 15
Описание слайда:

Изделье из папье-маше. В Федоскино, Палехе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки.

Слайд 16
Описание слайда:

Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра на папье-маше.

Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра на папье-маше.

Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы

Слайд 17
Описание слайда:

Федоскинская роспись. Производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина).Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни.

Федоскинская роспись. Производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина).Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни.

Слайд 18
Описание слайда:

Кружевоплетение. Вологодское кружево – самое известное, оно выплетается там с 1820 года. Особое внимание уделяется штучным изделиям: знаменитым воротникам, пелеринам, шарфам, перчаткам, салфеткам.

Слайд 19
Описание слайда:

Павлово-Посадские платки. шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х гг.

Слайд 20
Описание слайда:

Резьба по кости народный художественный промысел, сформировавшийся и практикуемый в сёлах Холмогорского района Архангельской области. Первые известные изделий, относятся к XVII веку.

Слайд 21
Описание слайда:

Тульское оружейное дела. По указу Петра I в 1712 году в Туле сооружается первый в стране государственный оружейный завод. Тула становится признанным центром производства оружия и металлических изделий.

Слайд 22
Описание слайда:

Заключение урока. Народное декоротивно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров.

И наша планета похожа на гигантский фантастический музей Вечности, главным экспонатом которого является вдохновение, работа мастера.

Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека; они вошли в быт как необходимые предметы.

Слайд 23
Описание слайда:

Домашние задание. §42 Заполнить таблицу.

Слайд 24
Описание слайда:

Литература. Учебник «География 9 класса. Население и хозяйство России» В.П Дронов, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. 2008 г. Дрофа «Уроки, внеклассные мероприятия»Е.С. Туманова, Л.Ю. Романова. 2008 г. Изд-во «учитель»

Источник: https://presentacii.ru/presentation/prezentaciya-na-temu-narodnye-promysly-rossii

Внеклассное мероприятие » В гостях у русских умельцев» : Внеклассная работа

Цели:

  1. Создание представления о характерных особенностях народных промыслов Хохлома, Дымково, Жостово, Гжель, а также таких изделий, как русская матрёшка.

  2. Развитие восприятия, воображения, чувства красоты, гармонии, национального самосознания, творческих способностей.
  3. Формирование интереса к истории и культуре своего народа.

  4. Воспитание уважения к русским мастерам.

Оборудование:

  • изделия народных промыслов: жостовские подносы, хохломская и гжельская посуда, дымковские игрушки, матрёшки;
  • репродукции, изображающие изделия народных промыслов;
  • стенд, к которому прикреплены карточки с изображением отдельных элементов каждого из представленных промыслов;
  • фрагменты видеофильма “Народные промыслы России”.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Зал украшен плакатами, рисунками.

Оформлена выставка изделий народных промыслов России.

Входит коробейник.

Ведущий: — Вы знаете, кто к нам пришёл? Правильно, Коробейник. Ходит он по ярмаркам, продаёт товары. Давайте-ка, заглянем к нему в короб. (вынимает предметы и показывает)

— Здесь и хохлома, и гжель, и дымковские барышни. А поднос-то хорош – жостовский!

Коробейник: — Видите сколько у меня в коробе товара! Хочу пригласить вас на ярмарку – помочь мне товар продать. Да вот сомневаюсь я: сможете ли вы мне помочь, знаете ли вы, как называются мои товары?

Дети: Знаем, знаем! И не только как они называются, но и как, и где они делаются.

Коробейник: — А вот мы сейчас и проверим.

Ведущий: Ни для кого не секрет, что русская матрёшка стала лучшим сувениром из России.

Команда “Русские матрёшки”.

(Выходят девочки в костюмах матрёшек.

Демонстрируют несколько матрёшек, вынимая их одну за другой).

Впервые матрёшка появилась в 90-х гг. XIX в. в Москве.

Самый весёлый базар на Руси в то время был в Сергиевском Посаде. Как только не исхитрялись бойкие торговцы, как не расхваливали свой товар! У кого необычней, к тому и покупателей больше подходит. Казалось, ничем уже не удивить покупателей. Но однажды насторожились продавцы, прислушались покупатели.

Так описывал свой товар крестьянин из села Абрамцево и неторопливо раскладывал перед покупателями деревянных кукол в разноцветных сарафанах. Вдруг переломил одну пополам, а в ней другая, поменьше. Раскрыл её, а из неё ещё одна смотрит. Что за невидаль?

Вот так мастер!

Но не он придумал эту диковинку. Привезла помещица Мамонтова из-за границы японскую игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём японка, а в ней ещё и малыш-японец спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтовым. Попросили они токаря Звёздочкина вырезать из дерева куклу наподобие японской. Художнику Малютину поручили расписать её.

Малютин любил расписывать дерево, часто использовал мотивы русских народных сказок.

Кукла его не была похожа на японскую. Это была девочка в русском сарафане и переднике. Настоящая Матрёна. Так и прозвали куклу матрёшкой.

Многие любовались матрёшкой, но купить могли только богачи.

Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки. Появились матрёшки запорожцы, витязи, мухоморы, но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка.

Матрёшку стали вывозить за границу. И там она всем полюбилась, всех удивила.

Сделать матрёшку можно только на токарном станке, где из выдержанной берёзовой или липовой древесины вытачивают первую, самую маленькую, фигурку, по ней – нижнюю часть фигурки побольше, затем её верхнюю половинку, и так весь ряд многоместной игрушки.

Формы у матрёшки мягкие, округлые, очертания головы плавно переходят в туловище. Основание у фигурки устойчивое.

После того как мастер сделает деревянную заготовку матрёшки, к работе приступает художник.

В каждой местности матрёшку расписывают по-разному. Я вам расскажу о росписи матрёшки из Сергиева Посада. Рисуем матрёшке расписной платочек, глазки, бровки, носик и рот, румяним щёчки. Из-под платочка видны русые волосы, уложенные на прямой пробор. Рисуем ручки. Затем наряжаем матрёшку в расшитую рубашку и сарафан.

Краски яркие, сочные, используем позолоту, лак.

Вот такая она наша русская матрёшка!

(Исполняется танец матрёшек)

Слово предоставляется команде “Дымково”.

(Демонстрируют игрушки: конька, индюка, утку, даму в шляпке и др.)

А появились эти замечательные игрушки в слободе Дымково, недалеко от города Хлынова. Дымковские мастера занимались разными ремёслами, но игрушечное дело было для них самым любимым.

В далёкие времена, 100 и более лет тому назад, устраивались праздничные ярмарки, лучшим украшением которых были дымковские игрушки-свистульки, исполненные в виде сказочных животных. Эти игрушки любили не только дети, но и взрослые, ими украшали свои дома.

(Свистят в игрушки-свистульки)

До наших дней дошла легенда о дымковском коньке. (показ конька)

“Каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами выводят на небо колесницу Солнца. Солнце несёт людям тепло, урожаи, оттого на дымковских игрушках появились яркие круги, полосы”.

Старая дымковская игрушка – сложная ручная работа. Весной собирали красную глину и смешивали её с речным песком. Из полученной глины раскатывали шарики, которые превращали в “блины”, а затем сворачивали “блин” так, чтобы получилась нужная форма игрушки.

Мелкие детали лепили отдельно, а затем прикрепляли к основной фигуре. Делали это искусно, для этой цели у мастериц всегда были под рукой и мокрая тряпка, и острая лучинка. После лепки игрушки сушили несколько дней, затем обжигали в русской печи и остужали.

Следующий этап работы – “отбеливание”: фигурку погружают в раствор мела с молоком. И красная глиняная фигурка становится ослепительно белой.

(Рассказ сопровождается показом этапов изготовления и элементов игрушек на стенде).

Теперь можно приступить и к раскрашиванию. Для этого потребуются краски особенные, составленные на яйце с квасом. Узоры, казалось бы, и несложные: клетки, полоски, точки, кружки, овалы.

Но мастерицы умеют их так сочетать друг с другом, что игрушка становится яркой, интересной, самобытной.

Кроме того, игрушку украшали сияющими листочками-ромбиками сусального золота, что делало её ещё нарядней, богаче.

Слово предоставляется команде “Хохлома”.

(Демонстрируют деревянную посуду с хохломской росписью).

Названа эта роспись деревянной посуды и мебели по имени села, расположенного в Нижегородской области. В селе Хохлома, на ярмарках продавалась эта замечательная посуда, которую привозили сюда из деревень Сёмино, Кулигино, Новопокровское.

А когда и как родилось это чудо народных умельцев, расскажем вам.

В давние времена жил в Москве мастер-живописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался на Волгу, в глухие леса. Срубил себе избу.

И была она с виду самая обычная, а переступишь через порог – глаз нельзя отвести от мебели да от посуды, что мастер сделал. Как будто солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из простой деревянной посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для этого натирал он посуду оловянным порошком, покрывал льняным варёным маслом и ставил в печку.

От жары масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже.

Слава о мастере разнеслась по всей земле, дошла она и до грозного царя. Повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва.

Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит ярким пламенем изба мастера-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Подхватили его ремесло односельчане. И так много они сделали красивой расписной посуды, что решили продавать её всем, кто захочет.

Из легенды вы уже многое узнали о том, как получается посуда с хохломской росписью. Вытачивается она на токарном станке (на стенде рисунок токарного станка), или вырезается ножом из липы и берёзы. Затем вещь покрывают тончайшим слоем глины, тщательно просушивают, покрывают олифой.

Деревянная посуда с древних времён была в повсеместном употреблении:

Деревянную ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина, и в царском обиходе. Требовалась такая посуда в большом количестве, ведь дерево быстро изнашивалось. Поэтому уже в XVI веке посуда выделывалась на продажу и привозилась на рынки сотнями и тысячами штук.

Самой почётной посудой на столе была солоница. (показ изделия).

В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое.

“Хлеб-соль ешь, а правду режь” — говорит одна.

“Без соли, без хлеба – худая беседа” — вторит другая.

Особое место занимала и деревянная ложка. Взяв определённой величины кусок дерева – баклушу, мастер – ложкарь разрубал её на несколько частей. Затем шла окончательная отделка. Крючком-ножом убиралась внутренняя часть, а поверхность обстругивалась, заглаживалась, и изделие готово.

(рисунок с показом всех операций изготовления ложки).

На выделке ложек трудились всей семьёй. Самые ответственные операции входили в обязанность мужчин, а поверхность ложек отделывали женщины и дети. Затем их отдавали мастеру в окраску.

Теперь за дело принимается художник. Сначала всё изделие надо покрыть серебристым алюминиевым порошком, а уж потом нанести роспись масляными красками.

Расписанную вещь опять покрывают олифой и сушат в печи, после чего серебро даёт золотистый оттенок, а красные узоры ещё ярче пламенеют на золотом и чёрном фоне.

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент.

Вот элементы хохломской росписи (показ образцов со стенда):

“травка”, “яблочко”, “ягодка”, “виноград” и другие.

Самые главные виды росписи: “травка” и “Кудрина”.

(Мальчики отбивают ложками ритм, приплясывают).

Слово предоставляется команде “Жостово”.

В начале XIX в. неподалёку от Москвы в старинных деревнях Жостово, Осташково, Новосильцево возник промысел расписных лаковых подносов.

В 20-е гг. XX в. маленькие мастерские объединились в одну артель, которая впоследствии стала Жостовской фабрикой декоративной росписи.

Начинается рождение подносов с вырубки из железного листа заготовки нужного размера. Затем с помощью мощных прессов заготовке придают нужную форму.

На фабрике существует 26 различных форм подносов: круглая, овальная, прямоугольная, “гитарная”, восьмигранная и др. Острые края формы подгибают, заготовку грунтуют, просушивают, шлифуют и покрывают чёрной краской, а затем лаком.

(Видеофрагменты “Жостовские подносы”).

Жостовская роспись — это цветочная композиция из роз, тюльпанов, астр, георгинов, маков, колокольчиков, ромашек, незабудок. Эти цветы собираются в букеты, гирлянды, венки. Их дополняют листьями и маленькими веточками. Наносится рисунок в определённой последовательности.

Техника Жостовской росписи не проста и чаще всего делится на шесть этапов.

Вначале художник наносит замалёвок. Широкой кистью- пятном- он рисует силуэты будущих цветов. Второй этап росписи – тенёжка (выправка), где роспись проявляется, загорается, оживает. Третий этап – перемалёвка. Рисунок становится объёмнее. Бликовка – четвёртый этап. Она усиливает игру света, подчёркивает форму растений.

(На стенде все этапы росписи).

Заключительные этапы росписи – привязка и чертёжка – изображение мелких веточек, усиков, мягко соединяющих все элементы росписи друг с другом и с чёрным фоном. Вот так шесть приёмов, взявшись за руки, вяжут жостовский букет.

Затем поднос украшается рамкой, лакируется и полируется.

И вот поднос готов. Во многих домах жостовские подносы являются как нужной, полезной вещью, так и украшением на столе или картиной на стене.

(Девочки исполняют танец цветов).

Команда “Гжель”.

(Выходят дети в костюмах “Гжель”. В руках гжельские изделия).

Есть под Москвой село, Гжель называется. В этом районе издавна были обнаружены богатейшие залежи высококачественной глины, что и привело к развитию здесь гончарных промыслов. Впервые эта маленькая деревенька была упомянута 650 лет тому назад в послании великого московского князя Ивана Калиты.

Делают гжельскую посуду из белой глины. Эта посуда белая, а на ней нарисованы сине-голубые цветы.

Гжельские мастера использовали в своей росписи только синий цвет, разные оттенки синего: от голубого, до тёмно-синего и даже фиолетового цвета. Техника росписи, которую и поныне используют гжельские мастера, называют майоликой.

(Фрагменты видеофильма “Гжель”).

Фарфор Гжели многообразен, в нём отразились все стили и смены вкусов прошлых веков.

Но неизменно в нём одно – народный характер, т. к. создавался он в сфере народных мастеров и традиций.

Коробейник: Да, умели русские мастера трудиться. В свою работу они вкладывали всё своё умение. Поэтому изделия получались такими красивыми, так радовали людей.

(Выходят дети, каждый показывает свою поделку).

Ну, спасибо, ребятушки! Вижу, многое вы знаете о народных промыслах. Да и сами кое-что делать умеете! Пойдёмте со мной на ярмарку! Такие изделия мы быстро продадим!

Так давайте на прощанье балалаечку возьмём, вместе все ей подпоём!

Исполняются частушки:

Источник: http://www.poznanie21.ru/current/outdoors/512910720.php

Ссылка на основную публикацию