Внеклассное мероприятие «сталинградская битва», 7-9 класс

Внеклассное мероприятие «Герои Сталинграда»

Урок-воспоминание «Герои Сталинграда».

«Победоносная защита Сталинграда является одним из подвигов, о которых

история всегда будет рассказывать с величайшим благоговением…»

(Томас Манн, немецкий писатель)

Цели:

-пополнить знания об истории нашей Родины;

— расширять представления учащихся о Сталинградской битве,

— формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время,

— воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Задачи:

воспитание у подрастающего поколения чувства любви к Родине, гордости за свою страну, уважительного отношения к государственным и общественным ценностям;

формирование у учащихся личностных качеств и свойств патриотов, защитников Отечества на основе национальных, культурно-исторических и воинских традиций;

формирование глубокого осознания учащимися гражданского и воинского долга перед своим Отечеством, воспитание готовности к службе в Вооруженных силах Российской Федерации;

сохранение памяти о воинской славе России, ее героях, содействие проявлению учащимися заинтересованности в изучении исторического наследия своей Родины;

побуждение учащихся к использованию в качестве примера для подражания в своей жизни дел и поступков героев былых времен;

популяризация интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, необходимого для службы в рядах Вооруженных сил.

Оборудование:

компьютер, интерактивная доска;

мультимедийная презентация;

карта военных действий,

отрывок из документально-исторический фильм «Сталинградская битва»

Дата – 3 февраля 2014 года.

Ход урока:

Звучит музыкальная композиция № 1. «Горячий снег». Слайд № 1

Ведущий – учитель:

Вступительное слово. 2 февраля мы отметили 71-летнюю годовщину победы советских войск в Сталинградской битве. Сегодня на уроке мужества мы перелистаем страницы истории Сталинградской битвы.

Сталинградская битва – одна из крупнейших битв Второй мировой войны. Она продолжалась 200 дней. Красная Армия перехватила у противника стратегическую инициативу и удержала её до конца войны. Это была победа не только армии, но и всего советского народа в результате несгибаемой стойкости, мужества и массового героизма на фронте и в тылу. Эта битва имеет свою хронологию:

Слайд №2. Основные даты: 1 период: 17 июля – 12 сентября 1942 года – наступление немцев; 2 период: 13 сентября – 18 ноября 1942 года – оборонительные бои на улицах Сталинграда, 3 период: 19 ноября 1942 года – 2 февраля 1943 года – контрнаступление советских войск, победа Красной Армии.

Летом 1942 г. обстановка складывалась далеко не в пользу нашего государства. Имея полное превосходство в силах, противник вел бешеное наступление. Гитлеровцы считали, что они легко овладеют Сталинградом силами только 6-й армии до 25 июля. Но упорное сопротивление советских войск спутало планы врага

Слайд № 3-карта боевых действий).

Слайд №4. Цель фашистских захватчиков: овладеть промышленным городом, предприятия которого выпускали военную продукцию; выйти к Волге, по которой в кратчайшие сроки можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть.

Слайд № 5. Этот замысел Гитлер планировал осуществить силами одной 6-й полевой армии фельдмаршала Паулюса всего за неделю.

Потеря Сталинграда имело бы крайне тяжелые последствия для России. В те годы основным источником нефти для страны был Кавказ. Главной артерией, по которой «черное золото» поступало в центр страны, была Волга, по ней переправляли и донской хлеб.

Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность – сырья, экономику в целом электроэнергии, население тепла и хлеб. Потому, не считаясь с потерями, гитлеровцы основные удары летом-осенью 1942 года нацелили на Сталинград.

И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, стойкость в обороне, твердая решительность в наступлении, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство народов нашей страны, стали священными для защитников Сталинграда…

Слайд № 6. В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и преумножили лучшие традиции российского воинства.<\p>

Слайд № 7.

И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, стойкость в обороне, твердая решительность в наступлении, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство народов нашей страны, стали священными для защитников Сталинграда…

Слайд № 8 – изображение скульптуры «Стоять насмерть».

Слайд № 9 — Кого же можно назвать героем? Кто может точно ответить на этот, кажущийся совсем простым, вопрос?

Энциклопедия скажет, что герой – это человек исключительной доблести и храбрости.

Многие люди скажут, что герой – это сильный телом и духом человек.

Но что же ответит война на этот вопрос? Война нарисует нам странный образ героя – голодный, уставший, босоногий солдат, беззаветно любящий свою Родину, свою семью.

А кто для Вас является героем? В чем смысл героизма? Кто он-герой?

Просмотр видеофрагмента об истории Сталинградской битвы (слайд №10)

Слайд №11

Подвиг Матвея Путилова

Матвей Мефодьевич Путилов, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии. 25 октября 1942 года на нижнем поселке завода «Баррикады» Матвей получил приказ ликвидировать разрыв линии связи. Во время поиска места обрыва связист получил ранение в плечо осколком мины.

Уже у самой цели вражеская мина раздробила вторую руку бойца. Теряя сознание, Матвей Путилов сжал концы провода зубами, тем самым восстановив связь. Этот подвиг был совершен в районе школы №4 по улице Прибалтийской.

Матвей Путилов был посмертно награжден орденом Отечественной войны.

Слайд №12

Подвиг Николая Сердюкова

Николай Филиппович Сердюков, слесарь завода «Баррикады», младший сержант, командир отделения 44-го Гвардейского стрелкового полка Донского фронта. 13 января 1943 года в бою у Старого Рогачика, был ранен, но продолжал сражаться. Продвижение в этом районе сковывали 3 немецких ДЗОТа, расположенные на высотке. Вместе в двумя бойцами Николай Сердюков отправился на штурм немецких позиций.

Две огневые точки были уничтожены гранатами, но оба товарища Николая при этом погибли. Чтобы уничтожить третью огневую точку, Николай Сердюков бросился вперед и закрыл амбразуру ДЗОТа собственным телом. Получив короткую передышку, бойцы отделения уничтожили оставшихся в живых гитлеровцев.

Николаю Сердюкову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, также он был награжден орденом Ленина.

Слайд №13

Подвиг Михаила Паникахи

Михаил Паникаха, рядовой Тихоокеанского флота. 2 ноября 1942 года районе поселка завода «Красный Октябрь» позиции дивизии были атакованы фашистскими танками.

Михаил Паникаха с двумя бутылками с зажигательной смеси ползком приблизился к атакующим танкам, но пулей одна бутылка была разбита, пламя охватило красноармейца.

Объятый пламенем Михаил Паникаха с оставшейся бутылкой бросился на головной танк противника и лег сверху машинного отделения. Танк сгорел вместе с экипажем, а остальные машины отступили

Слайд №14

Подвиг Виктора Рогальского

Виктор Андреевич Рогальский, младший сержант. 10 августа 1942 в группе штурмовиков прикрывал переправу через Дон. От прямого попадания зенитного снаряда его самолет загорелся, но охваченный огнем самолет продолжал штурмовать цель. Виктор Рогальский направил объятую пламенем машину на скопление бронетехники противника, уничтожив до десятка танков.

Слайд №15

Ханпаша Нурадилов

Пулеметчик Ханпаша Нурадилов во время боёв в районе Серафимовича в сентябре 1942 командовал пулемётным взводом. В бою 12 сентября 1942 года он был тяжело ранен, но продолжал бой, уничтожив 250 фашистов и 2 пулемёта. В этом бою Нурадилов погиб. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд №16

Танковый таран Михаила Нечаева

Танковый таран капитана Михаила Нечаева. Этот бой произошел в районе станицы Тацинской, где располагался гитлеровский аэродром. 26 декабря 1942 года в районе хутора Новоандреевского пять танков Т-34 под командованием Нечаева вступили в бой с наступающими немецкими танками.

Они уничтожили семь машин противника, потеряв при этом четыре своих танка. Капитана Нечаев направил последний объятый пламенем, с заклинившей башней Т-34 на головную машину противника, таранив ее. В страшном взрыве погибли оба танка.

Капитану Михаилу Ефимовичу Нечаеву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд №17

Анна Бесчастнова

Медсестра Анна Бесчастнова вынесла с поля боя сотни раненых красноармейцев. Молодая девушка-санитарка на своих плечах выносит раненого солдата с поля боя.

Девятнадцатилетняя санитарка 269-го стрелкового полка 10-й дивизии войск НКВД Аня Бесчастнова во время уличных боёв в городе вынесла с поля боя 50 раненых бойцов и командиров, а когда враги окружили подразделение, она заменила пулемётчика и сражалась с врагом.

Слайд №18

Сергей Маркин

Сергей Сергеевич Маркин – механик-водитель 102-й танковой бригады. 20 ноября 1942 года его бригада сражалась в районе станицы Клетской. В ожесточенной схватке весь экипаж его танка погиб, а сам Сергей Маркин был смертельно ранен.

Истекая кровью, Сергей Маркин выбрался из горящей машины и написал на броне танка своей кровью: «Я умираю.

Моя Родина, партия победят!» За героизм, проявленный в бою, старший сержант Маркин Сергей Сергеевич был награжден орденом Отечественной войны I степени

Слайд №19

Гуля Королева

Гуля (Марионелла) Владимировна Королева, санинструктор медико-санитарного батальона 280-го стрелкового полка. На войну пошла добровольцем, до войны была киноактрисой.

23 ноября 1942 года во время боя за высоту 56,8 в районе хутора Паньшино она вынесла с поля боя 50 раненых бойцов, а на исходе дня с группой бойцов пошла в атаку на высоту. Ворвавшись в окопы противника, Гуля Королева несколькими бросками гранат уничтожила 15 солдат и офицеров.

Получив смертельное ранение, Королёва сражалась до конца. Была награждена орденом Красного Знамени посмертно

Слайд №20

Снайпер Василий Зайцев

Слава снайпера пришла Василию Григорьевичу Зайцеву во время Сталинградской битвы. Только в период с 10 ноября по 17 декабря 1942 года Зайцев уничтожил 225 солдат и офицеров противника, в том числе 11 снайперов. Особо известным эпизодом стал снайперский поединок Василия Зайцева с немецким «сверхснайпером» майором Кёнингом, прибывшем в Сталинград для борьбы с советскими снайперами

Слайд№21. Дом Павлова – дом солдатской Славы. Сейчас это жилое здание. 58 дней и ночей 25 бойцов 42 полка держали оборону здания, превратив его в неприступную крепость на Волге и не дали фашистам выйти к Волге на этом участке

Слайд №21-22 – дом Павлова. Цена Победы – цена войны.

Слайд №23

Медалью «За оборону Сталинграда» награждено более 707 тыс. участников битвы. Ордена и медали получили 17550 воинов и 373 ополченца.

Слайд №24

Звания Героя Советского Союза удостоены 127 человек.

Слайд №25

«Город-герой» 10 ноября 1961 года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил переименовать город Сталинград в город Волгоград.

8 мая 1965 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ об утверждении Положения о почетном звании,  в этот же день с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» оно было присвоено городу Волгограду.

Слайд №26

Война давно уже закончилась, но подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне навсегда остается в истории и нашей памяти. Память о подвигах нашего народа хранят ветераны войны, мемориальные доски, обелиски, целые архитектурные ансамбли и вы увидели, как в памятниках современного Волгограда запечатлен подвиг народа…

Слайды № 27- 28 – памятные места Сталинграда.

Слайд № 29 Не только в стране, но и за рубежом известен «Дом Павлова». Простой, ничем непримечательный сталинградский дом, отмеченный на карте фельдмаршала Паулюса как крепость.

Неприступной крепостью сделали этот дом несколько солдат под командованием сержанта Я.Ф. Павлова и лейтенанта И.Ф. Арсеньева. У них не хватало боеприпасов, продовольствия, воды.

Они были почти отрезаны от своих и 58 дней отбивали нападения врага, прикрывали расположенный рядом, в здании мельницы, наш наблюдательный пункт.

Небольшая группа советских воинов, обороняя этот дом, уничтожили столько гитлеровцев, сколько они не теряли при взятии некоторых крупных европейских городов. Выстояв в кромешном аду, защитники дома 24 ноября вместе со своей дивизией перешли в стремительное наступление.

Слайд № 30-31 – изображение музея – диарамы «Сталинградская битва» и памятника Неизвестному солдату.

«Открытые степному ветру, Дома разбитые стоят.

На шестьдесят два километра В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой,

Спасибо за внимание! Помните героев нашей Отчизны, любите славную историю нашего Великого Отечества!

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/vneklassnoe_meropriyatie_geroi_stalingrada_072807.html

Внеклассное мероприятие «Герои Сталинграда»

МКОУ «Большовская средняя общеобразовательная школа городского округа город Михайловка Волгоградской области».

Внеклассное мероприятие «Герои Сталинградской битвы».

8 класс.

Подготовила учитель истории

Цыканова Марина Александровна

х. Большой 2015 г.

Внеклассное мероприятие «Герои Сталинградской битвы».

8 класс.

Цель: Организация внеклассного мероприятия, в память о победе русского народа в Сталинградской битве.

Задачи:

  • расширить знаний учащихся об исторических событиях победы в Великой Отечественной Войне;
  • воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к ветеранам и память о великой победе:
  • формировать умение находить информацию на заданную тему;
  • способствовать воспитанию чувства гордости за героическое прошлое малой Родины;
  • вызвать эмоционально-нравственный отклик на события Сталинградской битвы и чувство восхищения родным городом.

Техническое оснащение: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, программа PowerPoint, презентация.

Читайте также:  Конспект урока литературного чтения во 2 классе. обобщение по разделу «и в шутку и всерьез»

Предварительная работа: разучивание стихов, подготовка сообщений по теме “Герои Сталинградской битвы”.

Ход мероприятия.

На  старой, милой  нам  Земле

Есть  много  мужества. Оно

Не  в  холе, воле  и  тепле,

Не  в  колыбели  рождено…

К. Симонов

Учитель: 70 лет прошло с момента Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., но ее отголоски слышны до сих пор.

Сколько жизней унесла эта война, сколько разрушений оставила после себя, сколько изломанных судеб… Вся страна работала на победу и в тылу, и на фронте люди проявляли массовый героизм и отвагу.

https://www.youtube.com/watch?v=zqKMaQTYPrQ

И все это ради дальнейшей жизни других поколений, целых народов и стран, ради мира на Земле.

Чтец 1:

Там, где двести дней и ночейБушевала великая битва,Там кровью тысяч людейКаждый метр земли был пропитан.Там сила советских солдатСокрушала фашистскую силу,-Там давно уже пушки молчатИ поля от пожарищ остыли.

Там сегодня над Волгой-рекой,На священной земле Сталинградской,Рвётся к солнцу цветок полевой,Из-под каски пробитой солдатской.Жизнь! Мы славим величье её.Жить! — вот благо и счастье людское.

За него, за счастье твоё и моё

Свои жизни отдали герои.

Учитель: С 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года на территории волжских степей шли тяжёлые, кровопролитные бои. По продолжительности и ожесточенности, по количеству участвующих и погибших в них людей эта битва превзошла все известные ранее истории сражения.

Сталинградская битва – беспримерный подвиг народа.… На Сталинградской земле советские люди выдержали самое трудное испытание…

Захват Сталинграда был важен для Гитлера по нескольким причинам. Во-первых, это был главный промышленный город на берегах Волги(жизненно важный транспортный маршрут между Каспийским морем и северной Россией).

Во-вторых, захват Сталинграда мог обеспечить безопасность на левом фланге немецких армий, наступающих на Кавказ.

И в-третьих, сам факт, что город носил имя Сталина — главного врага Гитлера, делал захват города выигрышным ходом.

Исегодня мы будем говорить о мужестве, которое проявили участники Сталинградской битвы в ходе сражения.

Звучит отрывок песни Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа» (из кинофильма «Белорусский вокзал»)

Учитель: Да. За ценой не стояли наши солдаты, бились на смерть, до последней капли крови.

Чтец 2.

День за днём Сталинградцы сражались.

В небывалом, кровавом бою.В эти грозные дни отстояли онии Отчизну, и Волгу свою.Мы с тобой пораженья не знали,Был наш лозунг: «Ни шагу назад!»До последнего насмерть стояли,

Но не сдали врагу Сталинград.

Учитель: Девизом защитников стали слова: «Ни шагу назад! Стоять на смерть! За Волгой для нас земли нет!» В ожесточенных кровопролитных боях рождались тысячи героев показывающие образцы мужества, отваги, самоотверженности.

Кто же они настоящие герои Сталинграда?

Ученик 1

Василий Зайцев — снайпер. Лично уничтожил 242 фашиста из них 11 немецких снайперов. В Зайцеве сочетались все качества, снайпера — острота зрения, чуткий слух, выдержка, выносливость, военная хитрость. Он умел выбирать лучшие позиции, маскировать их. Немцы доставили в Сталинград самого лучшего снайпера, чтобы уничтожить Зайцева. Но вскоре фашистский снайпер был застрелен в нелегком поединке.

Ученик 2

Михаил Паникаха. 2 октября 1942 года в боях при Сталинграде совершил героический подвиг. На окоп, в котором он находился, двигались вражеские танки.

Взяв две бутылки с горючей жидкостью, Михаил пополз в сторону главного немецкого танка. Пуля попала в одну из бутылок, жидкость моментально разлилась по телу бойца и воспламенилась.

Вспыхнув факелом, Михаил бросился на решётку моторного люка и разбил об неё вторую бутылку. Немецкий танк остановился….

Ученик 3

Матвей Путилов — связист штаба. В разгар боя нужно было исправить повреждённую связь. Две предыдущие безуспешные попытки восстановить связь закончились гибелью связистов.И тогда Матвею Путилову была поставлена задача восстановить проводную телефонную связь. Осколком мины его ранило в плечо.

Превозмогая боль, он дополз до места обрыва провода, но был вторично ранен: ему раздробило руку. Теряя сознание и не имея возможности действовать рукой, сжал концы проводов зубами, и по его телу прошёл ток. Связь была восстановлена.

Умер Матвей Путилов с зажатыми в зубах концами телефонных проводов.

Ученик 4

Снайпер Пётр Гончаров  в боях уничтожил 445 фашистов. После Сталинградской битвы он стал наставником снайперов.

Отмечая новый 1944 год со своими боевыми друзьями, он сказал: «Немецкому ефрейтору Гитлеру по причине моих выстрелов пришлось снять с котлового довольствия 402 фрица. А если прибавить сюда и работу моих молодых товарищей, снайперов нашего полка, счёт перевалит за 1000.

Пётр Гончаров продолжал учувствовать в боях и погиб под Кривым рогом 31 января 1944 года. 10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза. (Посмертно)

Ученик 5

Снайпер Анатолий Чехов защищал Дом Павлова. В Сталинграде он уничтожил 256 гитлеровцев. В то время ему было всего 19 лет. За время службы в армии  подготовил 20 снайперов. В 1943 году под Киевом ему оторвало взрывом стопу, он перенес 12 операций. Поправившись, Чехов пошел работать на электромеханический завод. О нем создан документальный фильм «И помнит мир спасенный».

Ученик 6

Алексей Ващенко.Это было 5 сентября 1942 года. Шёл кровопролитный бой на правом  фланге 272-го стрелкового полка НКВД. Гитлеровцы бросили сюда большое количество танков и пехоты. Четвёртая рота автоматчиков должна была атаковать врага и перейти в наступление. Но в это время из дзота открыл огонь вражеский станковый пулемёт. Атака была сорвана.

Тогда Алексей Ващенко встал во весь рост и рванулся к вражеской огневой точке. Алексей был ранен. Полуживой, он дополз до дзота и закрыл его своим телом. Это привело врага в замешательство и дало возможность роте перейти в наступление. Наш земляк Николай Сердюков повторил его подвиг, также закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота и обеспечив этим атаку.

Учитель: Говоря о героях Сталинграда, нельзя не упомянуть и о нашем земляке, участнике Сталинградской битвы Шишкине Иване Яковлевиче.

Иван Яковлевич Шишкин родился в хуторе Моховом в крестьянской семье. С семи лет был погонщиком быков. Работал в колхозе в поле, со скотиной. Заслужил награды в мирное время: орден «Знак Почета», звание «Почетный колхозник». До войны был внештатным корреспондентом газеты «Призыв».

Прошел всю войну. Участник Сталинградской битвы. Имеет два ордена Великой Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За оборону Сталинграда». Имеет благодарственные письма от Верховного главнокомандующего за битвы на Одере, Висле.

После войны вернулся в родной хутор. Работал секретарем партийной организации. На общественных началах строил клуб. Затем семь лет им заведовал. Был заводилой и инициатором интересных мероприятий. Сам всегда принимал в них участие.

Потом работал в колхозе шофером на ГАЗ – 51. Возил зерно с поля на ток. Стаж пятьдесят лет. Имеет много почетных грамот.

Чтец 3

Ах, война, что ты сделала подлая,Вместо свадеб — разлуки и дым.Наши девочки платьица белыеРаздарили сестрёнкам своим.Сапоги, ну куда от них денешься?Да зелёные крылья погон.Вы наплюйте на сплетников, девочки,Мы сведём с ними счёты потом.Пусть болтают, что верить вам не во что,Что бредёте войной наугад,До свидания, девочки! Девочки,

Постарайтесь вернуться назад

.

Учитель: Бились с врагом до конца и женщины в белых халатах. Каждый день был наполнен стонами и плачем, болью и ужасом, кровью и отчаянием. И каждую минуту шла борьба этих «сестричек» за самое дорогое — за человеческую жизнь.

Ученик 8:

Во время Сталинградской битвы Людмила Родионова, после тяжелого ранения в голову, оказала помощь 70 раненым. В холодной воде на переправе наших войск на правый берег Волги осенью 1942 года под непрерывной бомбёжкой мужественно спасала тонувших.

Ученик 9:

420 раненых вынесла с поля боя Мария Кухарская. В атаки она ходила позади бойцов, чтобы их видеть. Они свято верили в неё. Знали, что ни одного не проглядит, ни одного не бросит.

Ученик 10:

Медсестра Маша Мелихова не только делала перевязки. Она отдавала тяжелораненым и свою кровь. Это милосердие, участие, сострадание, удесятеряло силы солдат, и было настоящим подвигом.

Ученик 11:

Всем известно имя Гули Королевой. 24 ноября 1942 года во время боев вынесла 100 раненых воинов с поля битвы. Она подносила бойцам гранаты, а когда настал критический момент боя, повела за собой бойцов. Дважды раненная, она не оставила поле боя, в своем последнем бою лично уничтожила 15 фашистов и погибла смертью героя.

Чтец 4:

Я был и пионером и солдатом,

Но галстук заменяли мне бинты.

Ревела смерть над нашим медсанбатом

И с визгом обрывались с высоты.

А я страдал отважно и упрямо,

Срывал повязки в яростном бреду.

Я иногда кричал по-детски: «МАМА!»

Так было в 41-м том году.

Учитель: Детям в годы войны пришлось наравне со взрослыми работать в тылу врага, ухаживать за ранеными, выносить их с поля боя, помогать задерживать шпионов, захватывать у фашистов оружие, совершать совсем не детские подвиги. Многие погибли в борьбе за Родину, отдавая самое дорогое, что у них было, свою жизнь.

Ученик 12:

Самым юным защитником города был Серёжа Алешков. Этот шестилетний мальчик-сирота как мог помогал бойцам. Приносил им пищу, подносил снаряды, патроны, в перерыве между боями пел песни, читал стихи, разносил почту. Его героический подвиг спас жизнь командиру полка.

Когда советские войска форсировали Днепр, боец Алёшков увидел, как над блиндажом, где находился командир, взметнулось пламя. Он бросился к блиндажу, но вход завалило, и в одиночку ничего нельзя было сделать.

Боец под сильным огнём добрался до сапёров, и только с их помощью удалось извлечь из-под груды земли раненого командира.

Ученик 13:

В захваченном фашистами хуторе Вербовка действовал «босоногий гарнизон». Этот отряд состоял из подростков 10 — 14 лет. Их было 20 человек, и они бесстрашно действовали против
врага, сея панику среди захватчиков.

«Мы клянёмся всё время бить фашистов, по-всякому вредить им. Мы будем мстить за расстрелянных и замученных женщин, детей, стариков. Кровь за кровь! Никто из нас не испугается, не отступит и не изменит.

За измену и трусость – смерть» — такой была клятва маленьких героев большой войны…

Мальчишек схватили и жестоко пытали, а затем на
глазах у хуторян расстреляли. Казалось земля плакала по этим детям, которые погибли за Родину, по этим настоящим маленьким мужчинам. Десять ангелов улетели в небо…

Учитель: Сегодня, говоря о победе и воздавая признание и благодарность победителям, мы никогда не должны забывать о тех, кто навсегда остался лежать под Сталинградом. К сожалению, их оказалось немало. 

Объявляется минута молчания…

В памяти нашего народа это время живет не только как время коренного перелома в войне, но и как ужас, как незабываемое горе.

Это событие и сейчас еще напоминает о себе едва ли не в каждом доме пожелтевшими треугольниками солдатских писем, страшными листками «похоронок», сохранившимися боевыми наградами, фотографиями погибших на фронте, умерших от ран, болезней и без вести пропавших родственников. Мы не имеем права забывать об этом. Это наша история, это наша память

Звучит запись песни «Горячий снег» (музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова).

Источник: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/meropriyatia/vnieklassnoie-mieropriiatiie-gieroi-stalinghrada

Внеклассное мероприятие по теме: «Сталинградская битва»

Внеклассное мероприятие по теме:

«Сталинградская битва».

Авторская разработка учителя истории и обществоведениявысшей квалификационной категории МБОУ гимназии №7 Бугульминского муниципального района РТ

Галеевой Альфии Рамиловны

Цели:

  • воспитание гражданственности и патриотизма;
  • развитие интереса к героическим событиям прошлого своей Родины;
  • демонстрация межпредметных связей истории, литературы, искусства, информатики.

Задачи:

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления при решении конкурсных заданий и самостоятельной деятельности учащихся;
  • прививать интерес к изучению истории и истории родного края.

Воспитательные:

  • пробудить интерес к изучению истории Великой Отечественной войны;
  • способствовать укреплению чувства товарищества;
  • вызвать чувство гордости за героическое прошлое своего Отечества;
  • воспитать у учащихся уважение к истории, культуре своего народа.

Оборудование:

  1. Компьютер и медиапроектор с экраном для демонстрации слайдов.
  2. Компьютерный учебник. М.: “Клио Софт”, История России. XX век. 2002.
  3. Таблица подсчета итогов конкурса.

Состав участников конкурса:

  1. Команды старших классов (ученики 10-11классов)
  2. Жюри (учителя истории, администрация гимназии, участник Великой Отечественной войны – Винокуров А.А.).
  3. Группы поддержки.

Условия конкурса:

С целью углубленного изучения материала тема объявляется за месяц до начала конкурса. Предлагается подготовить газету по теме «Сталинградская битва» в форме презентации.

Итоги конкурсов обозначаются на “Таблице подсчета итогов конкурса”. По ходу игры команды набирают баллы. Побеждает команда, которая набирает наибольшее количество баллов.

Победители определяются не только в командном, но и в личном зачете.

«Сталинградская битва»

В зале звучит воздушная тревога

Ученик: Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.Зарю, что шли по травам и кустам,Обшарили немецкие бинокли.Такою все дышала тишиной, Что вся земля еще спала, казалось.Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось?

Читайте также:  Конспект занятия по пдд в подготовительной группе детского сада по фгос. тема: улицы города

Голос Левитана на всю страну объявляет о внезапном нападении фашисткой Германии на Советский Союз. Затем звучит один куплет песни «Священная война»

Ученица: Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой Нам выдал общую бедуНа всех, на все четыре года.Она такой вдавила следИ стольких наземь положила,Что 20 лет и 30 летЖивым не вериться, что живы.

Ученик: 22 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар.

Это была смертоносная лавина закованных в крупповскую сталь, прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Они уже захватили Европу. 189 дивизий (5,5 млн. чел.), около 5 тыс. самолетов, свыше 3 тыс.

танков, изрыгающих огонь и свинец- все это двигалось на наших, дедушек и бабушек, которые были также молоды, как мы с вами.

Нашей земле готовили печальную участь.

Ученица: Гитлер заявил без околичностей: «Нам не достаточно разгромить русскую армию и захватить Ленинград, Москву и Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить ее народ».

Самые плодородные земли и месторождения полезных ископаемых заранее были поделены между захватчиками. В первую очередь подлежали уничтожению самые крупные города Москва, Ленинград, Сталинград, как «следы варварской цивилизации». Вопрос, как быть с нашим народом, тоже был решен с арийской беспощадностью.

Было определено, сколько людей, где и как уничтожить, скольким сохранить жизнь, превратить в рабов Рейха.

Ученик: Время для нападения было выбрано «удачно». Заранее с нами был заключен мир на 10 лет. Поезда с нашей пшеницей мирно следовали в Германию. Армия находилась в состоянии реорганизации. Высший командный состав ослаблен репрессиями, вызванными системой доносов. Правительство и, прежде всего, Сталин не желали верить в возможность коварного нападения немцев. Из-за опасения спровоцировать сильного врага к ответным действиям армия и флот СССР даже не приводились в боевую готовность, несмотря на неоднократные предупреждения разведки.
Ученица: Война шла 1418 дней, почти 4 года. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Разорены города, села, выжжены нивы, оборваны мечты и надежды советских людей. Вместе с тем это были годы мужества и беззаветной любви к Родине.Тебе не раз враги грозили.Тебя сметали — не смели.Любовь моя, земля Россия,Тебя порушить не могли.Тебя топтали — не стоптали.Тебя сжигали — не сожгли.Мы все с тобою испытали И даже больше, чем могли.Прошел 1941 год, суровый, тяжелый и беспощадный для нашей страны, но мы смогли выстоять, выжить и остановить врага у стен Москвы. Наступил 1942 год. Наши войска были сосредоточены под Москвой. Но у немцев были свои планы.

Ученик: Гитлер издал приказ войскам выстоять, было организовано их снабжение по воздуху. Впрочем, удалось переправить только треть необходимого снаряжения и продуктов. У непрошеных гостей начинались голод и паника.

12 декабря генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн со своей группой армии «Дон» тоже двинулся в сторону окруженных, но 10 января советские войска силами трех фронтов сумели приступить к ликвидации врага в Сталинградском котле. Окруженные армии сдались, и наши войска подошли к Сталинграду. Их глазам предстала страшная картина.

Черное, искореженное железо и оплавленный камень… на 50 километров вокруг тракторного завода ни одного целого дома… 46 тысяч жителей вычеркнуто из числа живых.

А теперь обратим внимание на статистические данные:

  • Во время Сталинградской битвы продолжительность жизни рядового – один день.
  • Продолжительность жизни командира взвода- 3 дня.
  • Командир роты- 5 дней.
  • Командир батальона- 7 дней.
  • Командир полка- 11 дней.
  • Каждые двадцать минут погибал один военнослужащий.
  • При освобождении Сталинграда мирных жителей оставалось всего 7 тысяч человек, в центре города лишь 7 .

Ученица: Мы сегодня собрались в этом зале, чтобы вспомнить о той войне, которая унесла множество жизней.

А также Сталинградскую битву, занимающую одну из главных ролей в истории второй мировой войны.

Нашу игру сегодня будет судить жюри, в состав которого входят учителя гимназии и ветеран Великой Отечественной войны.

II. Устный отборочный тур

Ученик: Каждый из участников выбирает себе вопрос по воле судьбы и отвечает сразу. За правильный ответ получает определенный значок.

Вопросы отборочного тура.

  1. Когда немецкие войска вошли в большую излучину Дона? (июль 1942 год)
  2. Дата издания приказа №227 «Ни шагу назад!»? (28 июля 1942г.)
  3. Чему соответствует эта дата: 13 сентября-18 ноября 1942 года? (оборонительные бои на улицах Сталинграда)
  4. Дата приказа о контрнаступлении Юго-западного и Донского фронта? (19 ноября 1942г.)
  5. Дата соединения Юго-западного, Донского и Сталинградского фронтов в районе города Калач? (23 ноября 1942 год)
  6. Когда был освобожден город Калач? (23 ноября 1942 год)
  7. Какую группу армий сформировали немецкие войска для прорыва окружения в районе Котельниково? («Дон»)
  8. Когда советские войска предложили капитулировать немецким войскам во главе с Паулюсом? (8 января 1943 год)
  9. Как отреагировало на предложение о капитуляции немецкое командование? (отказ)
  10. Какому фронту 9 января 1943 года была поручена ликвидация немецких войск во главе с Паулюсом? (Донской фронт)
  11. Что произошло 26 января 1943 года? (у Мамаева кургана войска 21-й армии соединились с войсками 62-й армии)
  12. Когда Жуков был назначен заместителем Верховного Главнокомандующего? (26 августа 1942 год)
  13. Сколько стран участвовало во второй мировой войне? (61)
  14. Назовите основных союзников СССР в годы второй мировой войны?
  15. Как называется план нападения Германии на СССР, по которому немецкая армия делилась на группы армии «Север», «Центр», «Юг»?

( «план Барбаросса»)

  1. Кто являлся Наркомом обороны СССР в начале войны? (Тимошенко)
  2. Как называется германский генеральный план, согласно которому подлежало выселению и уничтожению 120-140 млн. человек? (Ост)
  3. Как немцы называли операцию по захвату Москвы? (Тайфун)
  4. Кому принадлежат слова: «Великая Россия, а отступать некуда, позади Москва»? (Политрук Клочков)
  5. Как звали генерала 6-ой армии немецких войск, который вынужден был сложить оружие и сдаться в плен со своей армией под Сталинградом? (Паулюс)
  6. Как называется господствующая под Сталинградом высота, которая переходит из рук в руки несколько раз? (Мамаев Курган)
  7. Назовите условное название операции Красной армии под Сталинградом? (Уран)
  8. Самое крупное танковое сражение второй мировой войны? (Прохоровка)
  9. Когда был открыт второй фронт? (6 июня 1944)
  10. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? (900)
  11. День Победы – 9 мая. Почему вторая мировая война завершилась 2 сентября? (военные действия продолжались с Японией)
  12. Какая конференция посвящена проблемам послевоенного развития и устройства Европы и мира? (Потсдамская)

III. Формирование команд(команды формируются из победителей отборочного тура)

IV. Проведение конкурсов с участниками.Даты, события, участники «Сталинградской битвы».

Вопросы для конкурсантов

  1. Дата битвы у завода «Баррикады». (11 ноября 1942г)
  2. О чем говориться в приказе №1 от 14 октября 1942 г. главного командования сухопутных войск Германии? ( «Сами русские в ходе последних боев были серьезно ослаблены и не могут зимой 1942/43г. располагать такими же силами, какие имелись у них прошлую зиму» В этом приказе говориться о том, что нужно было удержать все рубежи и отражать все попытки со стороны противника прорвать их).
  3. Какой город был освобожден 29 декабря 1942 г.? (Котельниково).
  4. Когда советские войска вступили в Сталинград? (25 января 1943 г).
  5. Псевдоним Жукова в годы войны? ( Константинов)
  6. Псевдоним Ватутина в годы войны? (Федоров).
  7. Псевдоним Рокоссовского в годы войны? (Донцов).
  8. Псевдоним Василевского в годы войны? (Михайлов).
  9. Кто был начальником генерального штаба СССР? ( Василевский)
  10. Какую должность занимал А.И. Родимцев? (командир 13-й гвардейской армии)
  11. Командир авиации дальнего действия? (генерал Голованов)
  12. Настоящая фамилия Гитлера (Шикльгрубер).
  13. Настоящая фамилия Сталина (Джугашвили)
  14. Как назывался план контрнаступления советских войск под Сталинградом? («Уран»).
  15. Как назывался план немецких войск советскими войсками? («Кольцо»)
  16. Когда Сталинград был объявлен в осадном положении? (25 августа 1942г.)

V. Литературный конкурс.Зачитываются стихи, посвящённые Великой Отечественной войне. Участники называют автора и название стихотворения.

Литературный конкурс.

К. Симонов «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грусть Желтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди. Когда других не ждут,Позабыв вчера.Жди, когда из дальних местПисем не придет,Жди, когда уж надоестВсем, кто вместе ждет.

Твардовский «В Теркин» «Переправа»

И плывут бойцы куда-то.Притаив штыки в тени,И совсем свои ребятаСразу – будто не они,Сразу будто не похожиНа своих, на тех ребят.Как-то все дружней и строже,Как-то все тебе дорожеИ родней, чем час назад…

В. Высоцкий.

Нынче вырвалась, словно из плена, веснаПо ошибке окликнул его Я:«Друг, оставь покурить! — а в ответ – тишина…Он вчера не вернулся из бояНаши мертвые нас не оставят в бедеНаши павшие – как часовые…Отражается небо в лесу, как в воде, — И деревья стоят голубые.Нам и места в землянке хватало вполне,Нам и время текло – для обоихВсе теперь одному – только кажется мне – Это я не вернулся из боя!

Р. Рождественский «Реквием»

Вечная Слава Героям! Вечная Слава!Вечная Слава Героям! Слава Героям! Слава!Но зачем она им, эта слава – мертвым?Для чего она им, эта слава – павшим?Все живое – спасшим.

Себя не спавшимДля чего она им, эта слава мертвым?И бессмертные гимны, прощальные гимныНад бессонной планетой плывут величаво…Пусть не все герои – те, что погибли,Павшим Вечная Слава! Вечная Слава!Вспомним всех поименно, горем вспомним своим.

Это нужно – не мертвым! Это надо – живым!Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе…Есть великое право: забывать о себе!Есть высокое право пожелать и посметь Стала Вечною Славой мгновенная смерть!

Ю. Друнина «Зинка»

С каждым днем становилось горшеШли без митингов и знамен.В окруженье попал под ОршойНаш потрепанный батальон.Зинка нас повела в атаку,Мы пробились по черной ржи,По воронкам и буеракам,Через смертные рубежи.

Исаковский «Русской Женщине»

За все ты бралась без страха,И, как в поговорке, какой,Была ты и пряхой и ткахой,Умела иглой и пилой.Рубила, возила, копала – Да разве всего перечтешь?А в письмах на фронт уверяла,Что будто б отлично живешь.

М. Джалиль «Варварство»

Но звук автоматаСумел вдруг прерватьПроклятье, что бросилаИзвергам мать!У сына дрожалиРучонки и губки.Он плакал в подолЕё выцветшей юбкиВсю душу ееНа куски разрывая,Сын будто кричал, Уже все понимал:«Стреляют! Укрой!Не хочу умирать!»Нагнувшись, взялаЕго на руки мать…

К. Симонов.

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,Как шли бесконечные, злые дожди,Как кринки несли нам усталые женщины,Прижав, как детей, от дождя их к груди.Как слезы они вытирали украдкою,Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!»И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на Великой Руси!

VI. Музыкальный конкурс.

Ученица: От Бреста до Москвы, потом обратно. Сколько пройдено дорог. И всюду с воинами шагала песня.

Ученик: Песня жила в душе солдата. Песня звала на подвиг, приближала победу. Отгадайте название песни или назовите строчку из нее.

Звучат фрагменты песен военных лет

VII.Конкурс « Кто это?» Кто из участников второй мировой войны изображен на этих фотографиях. (Компьютерный учебник. М.: “Клио Софт”, История Росси. XX век 2002. Иллюстрации из альбома: А.Гитлер, Э.Манштейн, Ф.Паулюс, И.В.Сталин, Г.К.Жуков, К.К.Рокосовский, А.М.Василевский)

VIII. Конкурс «Бугульма и Бугульминский район в Великой Отечественной войне».

  1. Сколько бугульминцев участвовало в Великой Отечественной войне? (14883)
  2. Сколько бугульминцев погибло на войне? (4475)
  3. Какой самолет был построен на средства, собранные трудящимися города и района? («Бугульминский колхозник»)
  4. На постройку, какой танковой колонны бугульминцы за короткий срок собрали 350 тыс. рублей? («Комсомолец Татарии»)
  5. Перечислить бугульминцев – Героев Советского Союза (П.З. Монаков, Н.П. Сентюков, Г.Г. Гафиатуллин, А.П.Рудаков, И.Н. Никитин, В.С. Графов, М.Х. Халиуллин, В.А. Медноногов, И.Н. Конев).
  6. Где 352-я дивизия начала свой славный путь? (под Москвой).

IX. Конкурс « Интервью с ветераном А.А.Винокуровым».

X. Конкурс газет
Жюри объявляет победителей конкурса в командном и личном зачёте. Награждение.
Учитель:Я хочу, чтоб на нашей планетеНикогда не печалились дети.Чтоб не плакал никто, не болел,Только б хор наш ребячий звенел.Чтоб навек все сердцами сроднились.Чтоб забыла планета Земля,

Что такое вражда и война.

Источник: http://l.120-bal.ru/doc/30841/index.html

Внеклассное мероприятие «Из истории Сталинградской битвы» | Открытый класс

Внеклассное мероприятие по теме

«Из истории Сталинградской битвы»

Цель мероприятия:

продолжить развивать умения и обобщать полученные знания по истории Сталинградской битвы, которая стала переломным событием Великой Отечественной войны       

Задачи:

1) выяснить значение Сталинградского сражения обращаясь к примерам подвигов советских солдат;                                                                         

2) показать умение работать с дополнительной литературой;

3) на примере Сталинградской битвы показать мужество и стойкость солдат Красной армии; продолжить воспитание любви к своей родине и городу через  обращение к истории нашего края; привить интерес к изучению нашего города и          района в период Сталинградской битвы путем знакомства с подвигами наших земляков и бойцов Красной Армии.

Тип мероприятия:повторительно – обобщающее в форме неролевой игры.

Читайте также:  Рассказы о папе для детей

Методы проведения:

 методы письменной работы – воспроизведение названий памятников и памятных мест (конкурс № 5), воспроизведение фамилий земляков, которые участвовали в Сталинградской битве (конкурс № 7), воспроизведение названий улиц Кировского района (конкурс № 8); методы устной работы – соотнесение исторических личностей и исторического периода (конкурс №1), быстрые ответы на вопросы викторин (конкурс №2 и конкурс №6), ответы с размышлением (конкурс №4), работа с хронологическим материалом – соотнесение дат и событий (конкурс №3), работа с картой Кировского района — обозначение улиц, которые названы именами героев Сталинградской битвы.

Продолжительность:40 минут.

Возраст детей:9, 11 класс.

Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя:

Сталинградская битва была важнейшим шагом на пути к победе в Великой Отечественной войне. В этой битве с особой силой проявилось духовное единство, моральная стойкость советских людей. Память о Сталинграде придавала силы нашим бойцам, а в нашего противника вселяла страх.

Сталинград — не просто символ воинского героизма. Его оборона и восстановление стали доказательством того, что храбрость и любовь к Отечеству способны творить чудеса, что сила духа сильнее смерти.

Мы с вами – наследники славы защитников Сталинграда, которой мы должны быть достойны.

         Этап №1. «Узнай своего героя» (разделение класса на команды).

Учитель раздает учащимся  карточки с фамилиями героев Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы (это 1 команда), а так же карточки с именами героев Царицына, гражданской войны (2 команда).

Фамилии: С. Минин, Я. Ерман, С. Буденный, Н. Бекетов, Н. Руднев, И. Сталин, Ф. Миронов, П. Бахтуров, В. Хальзунов, И. Тулак, А. Снесарев, О. Ковалева, В. Ефремов, П. Шурухин, П. Гончаров, К. Недорубов, П. Болото, Я. Павлов, М. Паникаха, В. Каменщиков, Н. Гастелло, Н. Сердюков.

После разделения класса на 2 команды учитель говорит правильность состава команд. За верный ответ 1 балл. Подведение итогов.

 Этап №2. Викторина.

Вопросы для 1 команды: (за верный ответ – 1 балл)

  1. Дата оборонительного периода (17 июля – 18 ноября 1942г.)
  2. Командующий 64 армии (Чуйков)
  3. Девиз защитников Сталинграда  («Ни шагу назад!  Стоять насмерть!»)
  4. Командующий в полевой немецкой армии, наступавшей на Сталинград (Паулюс).
  5. Когда подписан приказ №227? (28 июля 1942 г.)
  6. Какой оборонительный объект в городе на картах значился как высота 102,0? (Мамаев Курган)
  7. Как называлась операция по окружению немецких войск под Сталинградом? («Уран»).
  8. Какие фронты принимали участие в контрнаступлении? (Юго-Западный, Донской, Сталинградский).
  9. Кто руководил осуществлением операции «Кольцо»? (Рокоссовский).

   10) Когда была учреждена медаль «За оборону Сталинграда? (22 декабря      1942 г.).

   11) Когда Сталинград получил звание город – герой? (8 мая 1965 г.)

Вопросы  для 2команды: (за верный ответ 1 балл)

  1. Дата наступательного периода (19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г.)
  2. Командующий 64 армии (Шумилов).
  3. Девиз защитников Сталинграда («За Волгой для нас земли нет!»)
  4. Командующий 4 танковой немецкой армии, наступавшей на Сталинград (Гот).
  5. Смысл приказа №227 (Ни шагу назад! До последней капли крови защищать каждую пядь советской земли!).
  6. Где находится остров Людникова? (в районе завода «баррикады», узкая полоска земли между Волгой и заводом).
  7. Как называлась операция по расчленению и уничтожению окруженных немцев? («Кольцо»).
  8. Командующие фронтами (Юга – Западный – Ватутин, Донской – Рокоссовский, Сталинградский — Еременко).
  9. Кто координировал действие советских войск в ходе Сталинградской битвы? (Жуков) 

   10)  Сколько человек награждены медалью «За оборону Сталинграда»?

( 750 тыс.)

   11)  Сколько человек получили звание Героя Советского Союза в                                    .            Сталинградской битве? ( 127 чел. )

         Этап №3. «Военный календарь »

   На карточках даны даты и события Сталинградской битвы, их нужно  соотнести. Учитывается быстрота и правильность выполнения – 5 баллов.

1. 12 июля 1942 г. – 4. образован Сталинградский фронт;   

2. 14 июля 1942 г. – 6. в городе и области введено осадное положение;

3. 17 июля 1942 г. – 5. начало Сталинградской битвы;

4. 23 августа 1942 г. – 10. массированная воздушная бомбардировка города;

5. 19 ноября 1942 г. – 8. начала контрнаступления советских войск (операция

                                      «Уран»)                                   

6. 16 декабря 1942 г. – 2. начало Среднедонской наступательной операции

                                       «Малый Сатурн» 

7. 8 января 1943 г. – 3 предъявлен ультиматум Паулюсу;

8.10 января 1943 г. – 9. начало осуществление операции «Кольцо»

                                    (уничтожение окружённых немцев)  

9. 31 января 1943 г. — 7. пленение Паулюса; прекратила существование южная

                                    группировка немцев;     

10. 2 февраля 1943 г. – 1. прекратила сопротивление северная группировка   

                                      немцев; окончание Сталинградской битвы.           

           Этап №4. «Герои Сталинградской битвы».

По предложенным учителем сведениям команды угадывают героя. За верный ответ – 5 баллов.

1. 28 сентября 1942 г. в бою совершил подвиг воин 1-й роты 193 СД. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей смесью воспламенилась от попадания пули. Охваченный пламенем, он бросился к танку, разбил о его броню вторую бутылку и лег на танк. Умирая, боец уничтожил танк врага вместе с экипажем.

Как звали бойца? (Михаил Паникаха).

2. Небольшая группа солдат захватила бой в районе площади 9 января и превратила его в оперный пункт. Немцы подвергли дом обстрелу, бомбили с воздуха, непрерывно атаковали, но бойцы 58 дней отражали врага и не позволили немцам прорваться к Волге на этом участке.

Кто возглавил оборону дома? (Сержант Яков Павлов).

Как называется дом сейчас? (Дом солдатской славы).

3. В одном из боев в середине октября 1942 г. бессмертный подвиг совершил связист штаба 308 СД. В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи ему раздробило обе руки. Истекая кровью, боец дополз до места разрыва линии связи, и, теряя сознание, зубами соединил оба конца. Его катушка как символ героизма в сражении за Сталинград  передавалась лучшим связистам 308 СД.

Как звали связиста? (Матвей Путилов).

4. Снайпер 284 СД лично уничтожил 242 немца, а обученным им снайперскому делу воины уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Чтобы уничтожить этого снайпера немецкое командирование доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Конингса. Он был убит снайпером через 4 дня.

Как звали снайпера? (Василий Зайцев).

5. 23 июня 1942 г. в излучине Дона разгорелись ожесточенные бои. Командир отделения и три его бойца – бронебойщика 33 гвардейской СД заняли оборонительный рубеж неподалеку от станицы Клетской. 15 танков было уничтожено, 8 из которых уничтожил командир отделения.

Как звали командира? (Петр Болото).

6. 18 августа 1942 г. в бою у станицы Клетской 2 бойца из 93 полка 76 СД закрыли своими телами амбразуру вражеского дзота, предвосхитив подвиг А. Матросова – открыли счет Сталинградских «доматросовцев».

Как звали бойцов? (Петр Гутченко, Александр Покальчук).

7. В течение 100 дней и ночей на Нижнем поселке завода «Баррикады» в тяжелых условиях сражалась 138СД. 11 ноября немцы прорвались к Волге с южной и северной сторон поселка и дивизия оказалась отрезанной от частей 64 армии. С трех сторон окружал враг, с четвертой была Волга. Этот участок фронта длиной 700м и в глубину 400м простреливался пулеметным огнем.

Кто командовал 138СД? (полковник Людников).

Как называлась эта часть фронта? («остров Людникова»).

8. В дни контрнаступления совершила подвиг санинструктор из 214СД. 23 ноября 1942 г. во время ожесточенных боев около х. Паньшино под огнем противника она оказывала мед.

помощь и вынесла с поля боя 50 тежело раненных бойцов. Она подняла бойцов в атаку и первой ворвалась в окопы противника.

Несмотря на тяжелое ранения, оказавшееся смертельным, она стреляла из автомата до тех пор, пока оружие не выпало.

Как звали санинструктора? (Гуля Королева).

9. Самый юный защитник Сталинграда, сын 142 гвардейского стрелкового полка  47 гвардейской СД. Ему было 6 лет и он помогал бойцам как мог. Однажды он спас жизнь командиру полка Воробьеву, который стал его приемным отцом.

Как звали сына полка? (Сережа Алешков).

10. 19 декабря 1942 г. немцы прорвали линию обороны в районе реки Мышкова. Здесь совершил подвиг бронебойщик 98СД. НА его позиции устремились 5 танков, которые он подбил, но и сам был ранен. Придя в сознание, он увидел еще 4 танка. Он подбил 3 из них и вновь был ранен. Последний – девятый – танк подорвал гранатой. Товарищи нашли его тело возле подбитого танка.

Как звали бронебойщика? (Илья Каплунов).

Этап №5. «Памятные места».

Команды должны вспомнить и записать памятники и памятные места, которые свидетельствуют о Сталинградской битве. За каждый ответ – 1 балл.

  1. Памятник – ансамбль «Мамаев курган».
  2. Музей – панорама «Сталинградская битва».
  3. Развалины мельницы им. Грудинина.
  4. Памятник волжским речникам – пароход «Гаситель».
  5. Памятник комсомольцам – защитникам Сталинграда.
  6. Мемориальный комплекс «Солдатское поле».
  7. Мемориальный комплекс на Аллее Героев – волгоградцы Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена славы, удостоенные звании в Сталинградской битве.
  8. Памятник Михаилу Паникахе.
  9. Памятник 64 армии на Лысой горе.
  10. Памятник соединению фронтов.
  11. Памятник бойцам, погибшим во время Сталинградской битвы, на Площади павших борцов.
  12.  На Площади павших борцов памятник капитану Р. Ибаррури, капитану В. Каменщикову, майору Х. Фатяхутдинову. 
  13. Башни танков на постаментах, обозначающих линию фронта на 19 ноября 1942 г.
  14. Дом Павлова.
  15. Бетонная стена на берегу Волги – «стена Родимцева», на ней надпись: «Здесь стояли насмерть гвардейцы Родимцева. Выстаяв, мы победили!»
  16. Памятник участникам боев за элеватор.
  17. Мемориальная доска на фасаде универмага, которая говорит о том, что 31 января 1943 г. в подвале был пленен генерал – фельдмаршал Паулюс со своим штабом.
  18. Мемориальная доска на фасаде здания медицинской академии, говорящая о том, что 31 января 1943 г. войска Донского фронта завершили разгром южной группировки немцев и воздрузили красная знамя.
  19. Памятник бойцам 64 армии напротив кинотеатра «Авангард».                          

                Этап №6. «Главная высота России». (Викторина).

 Учитель предлагает вопросы об этом памятнике – ансамбле. За верный ответ – 1 балл.

  1. Как долго шли бои за Мамаев курган? (140 дней и ночей).
  2. Когда был открыт памятник? (15 октября 1967 г.).
  3. Кто автор памятника? (Вучетич).
  4. Какие памятники на Мамаевом кургане можете назвать? (Вводная композиция «Память поколений», Алея пирамидальных тополей и площадь «Стоять насмерть!», стены – руины, Площадь героев, монументальный рельеф, зал воинской славы, Площадь Скорби, скульптура «родина – мать зовет»). 
  5. После окончания битвы на Мамаевом кургане была открыта братская могила.  

Когда это произошло и как она выглядела? (8 февраля 1943 г., 2  скрещенные винтовки, потом – постамент с танковой башней).

  1. Какие надписи есть на фигуре воина? («Стоять насмерть!», «Ни шагу назад!», «Каждый дом – это крепость!»).
  2. Сколько фамилий записано в зале Славы на 34 приспущенных знаменах? (7200 чел.).
  3. Что записано на гвардейской ленте в Зале Воинской Славы? (Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной Матерью – Родины.»).
  4. Какие слова написаны на стене в виде знамени на Площади Героев? («Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: Люди ли шли в атаку, смертны ли они?»).
  5. Сколько символических надгробий расположено на насыпи на Мамаевом кургане? (34).

  Этап №7. «Наши земляки – герои Сталинградской битвы».

 Команды должны записать фамилии наших земляков, которые участвовали в битве. За каждый ответ – 1 балл.

В. Ефремов, П. Гончаров, С. Здоровцев, К. Недорубов, Н. Сердюков, С. Филиппов, С. Алешков, В. Каменщиков, Т. Скоробогатова.

Этап №8. «Улицы Кировского района».

Показать по карте Кировского района и назвать улицы, которые были названы в честь героев Сталинградской битвы и Великой Отечественной войны. За верный ответ – 1 балл.

         Улицы им. Быстрова, им.  Каменщикова, им. Каплунова, им.  Лазарева,  

им.  З. Маресевой, им. Танкиста Маркина,  им. Пожарского, им. Капитана Рачкова, им. Тани Скоробогатовой, им. Саши Чекалина, им. 64 Армии, им. генерала Шумилова, им. Денисенко, им. Селищева, им. генерала Апанасенко, им. генерала Доватора, им. Н. Гастелло, им. А. Чехова, им. Козака, им. Никитина, им. Стрельца, им. Федотова.

3.Подведение итогов.

Список использованной литературы.

  1. Битва за Сталинград. Волгоград, 2003.
  2. Бородин А.М., Покровов В.И. Реликвии рассказывают. Волгоград, 1973.
  3. Волгоград – город – герой. Путеводитель по историческим местам города. Москва, 1977.
  4. Волгоград. Четыре века истории. Волгоград,  1989.
  5. Герасимова 1. Эти удивительные сталинградцы. Волгоград, 2002.
  6. Михайлов В.М., Мельникова Ж.М. Для победы в Сталинграде. М., 1973.
  7. Морозова Н.Т., Монахова Н.Д. Путеводитель по Волгограду. Волгоград, 1980.
  8. Подвиг народа: Памятники Великой Отечественной войны, 1941 –1945 г.г. М., 1980.
  9. Прописаны в Волгограде навечно. Сборник. Волгоград, 1975.

Источник: http://www.openclass.ru/node/231253

Ссылка на основную публикацию