Внеклассное мероприятие в начальной школе «блокада ленинграда»

Мероприятие «Блокада Ленинграда»

Внеклассное мероприятие «Блокада Ленинграда»

Цель: воспитание патриотизма, гордости за страну, народ

Задачи:1) Знакомство с героическими событиями блокадного Ленинграда

               2) Формирование представления о долге перед Родиной,

               3) Пробуждение в детях чувства сострадания и гордости за народ,

               4) Сформировать понятие «блокада»,

               5) Воспитание уважения к старшему поколению.

Ход

УЧИТЕЛЬ. 27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда. Прошло 70 лет. Сейчас это день объявлен Днем воинской славы России.

Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше выступление.

  Время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Ученик  

Опять война

Опять блокада?

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить…»

И может показаться: правы

И убедительны слова

Но даже если это правда

Такая правда – не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Ученик:

22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза.  В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию.

Ученик:

Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев.

Ученик:

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на этот город с целью стереть его с лица земли.

Ученик

Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения.

Ученик

А женщины рыли окопы вокруг города.

Ученик  

Солдаты устанавливали противотанковые укрепления.

Ученик

Началась эвакуация мирных жителей.

Ученик

Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной.

Ученик

Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты.

Ученик

Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город.

Ученик

Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище.

Ученик

Чтобы как-то обезопасить людей, предупредить их, на стенах домов делали надписи: «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле».

Ученица

Домов затемненных громады

В зловещем подобии сна

В железных ночах Ленинграда

Осадной поры тишина

Но тишь разрывается воем

Сирены зовут на посты

И бомбы свистят над Невою

Огнем обжигая мосты.

Ученик

Как бы ударом страшного тарана

Здесь половина дома снесена

И в облаках морозного тумана

Обугленная высится стена.

Ученица

И пусть я все забуду остальное-

Мне не забыть, как на ветру дрожа,

Висит над бездной зеркало стенное

На высоте шестого этажа.

Ученик

Город Ленинград называют музеем под открытым небом.

Трудно представить его без граненых шпилей Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Инженерного замка, без круглого златоглавого купола Исаакиевского собора. Они радуют глаз даже в ненастный осенний день.

Но когда фашисты так близко, эти яркие шпили становятся прекрасными ориентирами для вражеских артиллеристов и летчиков. Решили тогда их срочно замаскировать.

Ученик

Купол Исаакия и шпиль Петропавловского собора решили покрыть серой краской.

Ученик

Многие памятники не успели снять с пьедесталов и спрятать. Тогда решили обложить их мешками с песком и обнести толстыми досками, как этот памятник Николаю I и Петру I – основателю нашего города.

Ученик

Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод.
На 12 сентября наличие основных продуктов питания составляло:

Хлебное зерно и мука на 35 суток;

Крупа и макароны на 30 суток;

Мясо и мясопродукты на 33 суток;

Жиры на 45 суток;

Сахар и кондитерские изделия на 60 суток.

Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.

Ученик

Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду.

Ученик

Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом.

Ученик

Вагоны у пустых вокзалов стынут

И паровозы мертвые молчат

Ведь семафоры рукавов не вскинут

На всех путях, ведущих в Ленинград!

Луна скользит по небу одиноко

Как по щеке холодная слеза

И темные дома стоят без стекол

Как люди, потерявшие глаза.

Ученица

Лютует беспощадная зима

Снарядов гул висит над Ленинградом

И, словно люди, падают дома

Лежат в снегу дома и люди рядом

Но далеко, за лесом, там,

Где белый лед сомкнулся с белым небом

Уже идут, идут машины к нам

Идут по Ладоге машины с хлебом.

Ученик

А когда лёд стал толще продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев.

Ученик

Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь.

Часто лед трескался и машины тонули.

Ученик

На Дороге жизни хорошо знали шофёра Максима Твердохлеба.

В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям на новогоднюю ёлку. Ехать пришлось ночью. Но фашисты не спали. Два «мессера» атаковали грузовик и изрешетили его пулями. Разбилось смотровое стекло, водителя ранило в руку, из машины повалил пар.

Можно было выскочить из машины! Но как же детишки?

Отважный шофёр довёл машину до берега, в ней потом насчитали 49 пробоин. Ленинградские дети получили на новогодней ёлке мандарины. (слайд 25-26)

Ученик

Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г!

Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть было нечего.

Ученик

Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.

Ученик

Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель…

Ученик

За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.

Ученица

Я в гору саночки толкаю. Еще немного — и конец. Вода, в дороге замерзая, Тяжелой стала, как свинец. Как хорошо, что ты замерзла, Святая невская вода! Когда я поскользнусь под горкой На той тропинке ледяной, Ты не прольешься из ведерка,

Я привезу тебя домой.

Ученик

Но в те дни не затихала культурная жизнь города. Давал представления блокадный театр.

Работала Публичная библиотека.

Работали школы.

Ученик

Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту.

Ученик

Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки.

Помогали в госпиталях.

Разбирали письма на почте.

Многие мальчики и девочки были награждены медалями.

Ученик

К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней.

Ученик

18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта.

Ученик

И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей.

Ученик

А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!

Ученик

Горожане собрались у репродуктора, чтобы услышать радостную новость.

Пришла долгожданная победа! Конец войне!

Ученик

В честь Победы дан салют. Небо осветилось не прожекторами и взрывами, а праздничным фейерверком.

Ученица

Свой город отстояв ценою бед

Не сдали Ленинграда ленинградцы

Да, в нем ключи чужих столиц хранятся

Ключей к нему – в чужих столицах нет!

Он встал, как страж, на сумрачном заливе

Вонзая шпили в огненный рассвет

Есть города богаче, есть счастливей

Есть и спокойней, но прекрасней – нет!

Ученик

Улицы, ограды парапеты

Толпы, толпы.. Шпиль над головой

Северным сиянием победы

Озарилось небо над Невой.

Ученица

Гром орудий, но не грохот боя

Лица, лица… Выраженье глаз

Счастье, радость… Пережить такое

Сердце в состоянье только раз.

Ученик

Рыдают люди и поют

И лиц заплаканных не прячут

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут…

Учитель:

За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

     Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась  здесь  фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»

 В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби.

      За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость,

проявленные в борьбе с немецко–фашистскими захватчиками городу Ленинграду присвоено почётное звание  «ГОРОД – ГЕРОЙ»!

Материал предоставлен Плаксиной Ю.Б., Давлетшиной О.В.

Источник: http://aleksandrova-el.ucoz.ru/load/metodicheskaja_kopilka/meroprijatie_blokada_leningrada/2-1-0-21

Внеклассное мероприятие «Блокада Ленинграда

Тема мероприятия:«Блокада Ленинграда».

Цели мероприятия:

  • дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады;
  • создать условия для более глубокого ознакомления детей и подростков событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
  • формировать гражданское самосознание, уважение к историческому прошлому нашей Родины;
  • вызвать у школьников чувство сопереживания с трагической судьбой ленинградцев, восхищение и гордость за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом;
  • воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам;
  • повышать интерес к военной истории, литературе.

Задачи мероприятия:

  • познакомить ребят с понятием блокада;
  • пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы;
  • объяснить, почему в обществе бережно охраняется традиция посещать кладбище, мемориальные комплексы, сохранять могилы героев, павших за Отечество, воспитывать гордость за свое отечество.

Основные знания:

  • Блокада Ленинграда длилась 900дней и ночей;
  • Дорога жизни;
  • 1944 г. — полное снятие блокады.

Наглядность: мультимедийная презентация.

Техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Ход мероприятия:

Война – тяжелое испытание для любого народа. Наша страна не раз защищала свои земли от нападений врагов.

Сегодня мы с вами поговорим о таком важном периоде в ходе Великой Отечественной войны, как блокада Ленинграда! Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа.

Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. 8 сентября 1941 г.

над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. В кольце оказалось 2 млн.887 тыс. человек.

Ученица:

8 сентября, обычный день недели 8 сентября, обычный день недели,Начало осени, красивое и яркое,Сентябрьский ветерок, и голуби летели,И лес к себе манил людей подарками,И тишиной, и свежестью дыхания.

Привычно занималось утро раннее…Так было до того или потом,Но в этот год беда стучалась в дом.В том 41-ом памятном годуЖелезным обручем сковало красоту,Безжалостный, губительный охват,Жизнь ленинградцев превративший в ад, –БЛОКАДА.

Нам, живущим, не понять,Что чувствовал ребёнок, угасая,Везя на санках умершую матьИ губы от бессилия кусая…Звучат сирены, метронома звукТревожит память деточек блокадных,Им выпало без счёта адских мук,Труда для фронта без речей парадных,Им выпало, но люди не сдались,Не сдался город, взрослые и дети!Их памяти, живущий, поклонисьИ расскажи – пусть помнят! – наши дети.

/Г. Станиславская/

Надвигались холода. Остановился транспорт, не было топлива, электричества. Замерз водопровод. Но главным врагом стал голод.

Ученик:

Ленинград.

Вместо супа — бурда из столярного клея,

Вместо чая — заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад…

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах — Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!

 …Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось ещё восемьсот.

/Ю. Воронов/.

Ленинградские дети! Они были мужественны и стойки. Вместе с взрослыми трудились, боролись и… учились! Учились, несмотря ни на что.

Опасен и тяжёл был путь в школу. Ведь на улицах рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

Читайте также:  Игры на новогоднем празднике в начальной школе

В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Дети и учителя шатались от голода. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Ученик:

В школе.
Девчонка руки протянулаИ головой – на край стола…Сначала думали – уснула,А оказалось – умерла.Ее из школы на носилкахДомой ребята понеслиВ ресницах у подруг слезинки,То исчезали, то росли.Никто не обронил ни слова,Лишь хрипло, сквозь метельный сон,Учитель выдавил, что сноваЗанятья после похорон.

/Ю. Воронов/

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым: 

  • Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.
  • Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.
  • В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.
  • Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах.
  • Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.

Ведь вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжёлая и сверхтяжёлая артиллерия вела планомерный и ожесточённый обстрел жилых кварталов города.

Ученик:

Чёрное дуло блокадной ночи…Холодно,  холодно,  холодно очень…Вставлена вместо стекла картонка…Вместо соседнего дома –  воронка…Поздно.А мамы всё нет отчего-то…Еле живая ушла на работу…Есть очень хочется… Страшно…Темно…Умер братишка мой… Утром…Давно…Вышла вода… Не дойти до реки…Очень устал…Сил уже никаких… Ниточка жизни натянута тонко…

А на столе – на отца похоронка…

/Н. Радченко/

Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Из-за блокады прекратился подвоз топлива и продовольствия.

В ноябре 1941 года рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а дети, иждивенцы и служащие – по 125 грамм. Другие продукты по карточкам почти не выдавались.

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.

И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.

22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Ученик:
О, да! Иначе не могли Не те бойцы, не те шоферы,Когда грузовики вели По озеру в голодный город.На Ленинград, на Ленинград! Там на два дня осталось хлеба,Там матери под темным небом Толпой у булочной стоят,И дрогнут, и молчат, и ждут…Прислушиваются осторожно:“К заре, сказали, привезут… 

Гражданочки, держаться можно!”

А было так: на всем ходуМашина задняя осела. Шофер вскочил, шофер на льду:Ну, так и есть – мотор заело. Ремонт на пять минут – пустяк!Поломка эта — не угроза.Но рук не разогнуть никак: Их на руле свело морозом.Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться? А хлеб? Две тонны. Он спасетШестнадцать тысяч ленинградцев.И вот в бензине руки он смочил, Поджег их от мотора.И быстро двинулся ремонтВ пылающих руках шофера.

 Шестнадцать тысяч матерей Пайки получат на заре… Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам!

Ольга Берггольц писала:

…Война ещё идёт, ещё – осада.

И, как оружье новое в войне,

сегодня Родина вручила мне

медаль «За оборону Ленинграда».

22 декабря 1941 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1мил.500 тысяч ленинградцев были представлены к награде, из них 15 тысяч 249 детей.

Почти два с половиной года – 900 дней и ночей войска Ленинградского фронта вместе с жителями героически отставали город Ленинград. Тысячи преданных ему сыновей и дочерей стояли насмерть. И Ленинград не сдался. Выстоял.Взять его фашисты так и не смогли.

Освобождение пришло 27 января 1944 года.

Блокада города была полностью снята!

Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Все выбежали на улицу, кричали: «Ура!»,- поздравляли друг друга. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Ленинградский салют В холода, когда бушуют снегопады,В Петербурге этот день особо чтут, –Город празднует День снятия блокады,И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!В честь бессмертия не выживших детей… Беспощадная фашистская осадаПродолжалась девятьсот голодных дней.

Есть салют у нас весной – на День Победы, Он цветами красит небо всей стране,Но особо почитают наши деды

Тот салют в голодно-белом январе…

(Т. Варламова)

Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников. Сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, холода, воздушных налётов и артиллерийских обстрелов врага.

Более 400 тысяч их покоится ныне на мемориальном Пискарёвском кладбище у ног символической фигуры матери — Родины.

Героическая оборона Ленинграда вошла в летопись Великой Отечественной войны как одна из самых славных её страниц.

Ученик:

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут…

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады. 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Нет!” – заявляем мы войне, всем злым и чёрным силам…

Должна трава зелёной быть, а небо синим-синим!..

Ты слышишь, друг, звенят ручьи, поют на ветках птицы.

На замечательной земле нам довелось родиться.

Так пусть она цветёт всегда, пускай шумит садами.

Пусть люди смотрят на неё влюблёнными глазами!

4

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/vnieklassnoie-mieropriiatiie-blokada-lieninghrada.html

Образовательный портал

ГБОУ СОШ 137, Струнова Алла Сергеевна

Внеклассное мероприятие «Посвящается».

Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения.

Задачи.

1.  Привлечь внимание к истории нашей Родины.

2.  Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.

3.  Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны.

*Всем героическим защитникам Ленинграда,

Всем участникам прорыва и снятия блокады любимого города,

Всем, пережившим страшную 900дневную блокаду,

Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых

ПОСВЯЩАЕТСЯ!

Звучит куплет песни «Не надо войны».

(Не надо войны, не надо смертей.

Зачем же сиротами делать детей.

Зачем эти беды и слёзы нужны.

Не надо войны, не надо войны!)

*В сердцах наших жить будут вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно,

И ею с тобой мы сильны!

Ведущий.

1941 год

Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие всё, что встаёт на их пути.

Искажённые ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И… всюду трупы людей,  которые ещё недавно думали о будущем,  мечтали о любви и счастье.

Всё это и  есть война – самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории  всего человечества.

*Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слёзы да страдания несёт всем она!

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучает и друзей!

Ведущий.

22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер.  Он намеревался захватить нашу страну всего за 6 недель.

Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Долго учить детей в школах не собирались. Достаточно было, чтобы дети знали правила уличного движения, дабы не мешать движению машин; умели подписываться; знали таблицу умножения до 25.

27 января 1944 года. Что это за дата?

27 января 1944 года.   Это день, который знают и чтут ленинградцы. Это день полного снятия немецко-фашистской блокады Ленинграда.

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду.  Вот выдержка из секретного документа: «Фюрер ре-шил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта.

Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны  нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время осады:

150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб.

(Таблички не доске)

8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

В городе постепенно иссякали запасы топлива, воды, за которой ходили на набережную Невы, делая прорубь и набирая воду подчас под обстрелами.

Смерть входила во все дома.

Запасы продовольствия таяли с каждым днём.

С осени 1941 года начался голод.  Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием.  Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки…

Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев.

Мамы берегли драгоценный кусочек – дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали.

(Кусочек блокадного хлеба порезан на маленькие кубики.Раздаётся детям.)

Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.

Печальна история 11летней ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады города вела дневник. В него она записывала даты смерти своих родных. Этот дневник – документ, свидетельство тех страшных дней.

(Портрет Тани Савичевой.Страницы дневника.)

Большая семья Савичевых, в которой Таня была самой младшей, жила на Васильевском острове.

Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.

Таня была эвакуирована в другой город. Эшелон, в котором находилась Таня, неоднократно попадал под бомбёжки.

«Встречать эшелон к станции вышло много народа. Раненых бойцов привозили постоянно. Но в этот раз людей предупредили, что в одном из вагонов будут находиться дети из блокадного Ленинграда. Поезд остановился. Но из открывшейся двери никто не выходил.  Те, кто решился  заглянуть внутрь, очень долго не могли прийти в себя. Вид у детей был страшен: кости, кожа, дикая тоска в огромных глазах».

Все 125 детей были физически истощены.

Два года Таня ещё жила. Но её часто мучили головные боли, у неё открылся туберкулёз – страш-ное заболевание. А незадолго до смерти девочка ослепла.

Девочке поставлен памятник.

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах неизменные инстинкты, запутают в них всё человеческое. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город  и… в конце концов – сдадут его.

Гитлер заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя!»

Но гитлеровцы просчитались.

-Ленинград не боялся смерти, смерть боялась ленинградцев.

Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

*И снова мир с восторгом слышит

Салюта русского раскат.

О, это полной грудью дышит

Освобождённый Ленинград!

*Мы помним осень, 41-ый,

Прозрачный воздух тех ночей,

Когда, как плети, часто, мерно

Свистели бомбы палачей.

*Но мы, смиряя страх и плач,

Твердили, диким взрывам внемля:

«Ты проиграл игру палач,

Едва вступил на нашу землю!»

*А та зима… Ту зиму каждый

Запечатлел в душе навек –

Тот голод, тьму, ту злую жажду

На берегах застывших рек.

*Кто жертв не предал дорогих

Земле голодной петербургской –

Без бранных почестей, нагих,

В одной большой траншее братской?!

*Но позабыв, что значит плач,

Твердили мы сквозь смерть и муку:

«Ты проиграл войну, палач,

Едва занёс на город руку!»

Ведущий.

В осаждённом городе продолжали работать 39 школ. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг.

В школах, бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…

Дети шатались от голода.  Умирали не только дома, на улице, по дороге в школу. Но случалось – прямо в классе.

*Девчонка руки протянула,

Уснула.

А оказалось – умерла…

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон.

Видео  о детях военного времени «Воспоминание» (м/ф).

Ведущий.

Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе.

С Большой Земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера.

Но поздней осенью Ладога замёрзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.

И тогда проложили автомобильную трассу. От неё зависело спасение жителей города.

*И было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

Ну, так и есть: мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк,

Поломка эта – не угроза.

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь – опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

Читайте также:  Сценарии летних праздников в детском саду

А хлеб – две тонны! Он спасёт

16 тысяч ленинградцев!

И вот в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

16 тысяч матерей

Пайки получат на заре  —

125 блокадных грамм

С огнём и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб. И тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь!

Ведущий.

В декабре 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».

На фоне песни «Медаль за оборону Ленинграда» читается стих «Моя медаль».

*… Осада длится, тяжкая осада,

Невиданная ни в одной войне.

Медаль за оборону Ленинграда

Сегодня Родина вручает мне.

*Не ради славы, почестей, награды

Я здесь жила и всё могла снести:

Медаль «За оборону Ленинграда»

Со мной, как память моего пути.

*Ревнивая, безжалостная память!

И если вдруг согнёт меня печаль, —

Я до тебя тогда коснусь руками,

Медаль моя, солдатская медаль.

*Я вспомню всё и выпрямлюсь, как надо,

Чтоб стать ещё упрямей и сильней…

Взывай же чаще к памяти моей,

Медаль «За оборону Ленинграда».

*Война ещё идёт, ещё осада.

И как оружье новое в войне,

Сегодня Родина вручила мне

Медаль «За оборону Ленинграда».

Ведущий.

Вечером 27 января 1944 года над Ленинградом грохотал праздничный салют. Армии Ленинградского, Волховского, второго Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область.

Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец.

*Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий.

Смеялись, пели, обнимались люди…

Ведущий.

Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял или родственника, или друзей…

*Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье,

И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания.  Зажжены свечи. Метроном.

Минута молчания – в ней не 60 секунд.  В ней  — 900 блокадных дней и ночей.

 Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.

*Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это верно, что достали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже, если это правда,

Такая правда –

Не права.

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили.      Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память – наша совесть.

Она,

Фонограмма песни «Дети блокады» (исполняют две девочки)

За  мужество  и  героизм,  проявленные  жителями  блокадного  города, Ленинград  получил  званиеГород-Герой.

Награждён  орденом  Ленина  и медалью «Золотая Звезда».

Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/site/3095—lr—.pdf

Внеклассное мероприятие для 5 класса «Блокада Ленинграда»

Сценарий мероприятия, посвященного годовщине снятия блокады Ленинграда для учащихся 5-х классов.

Цель:

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  1. Познакомить ребят с понятием блокада;

  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Оборудование: интерактивная доска, презентация «Блокада Ленинграда», видеоролики «Блокада Ленинграда», «Дневник Тани Савичевой»

-Презентация «Блокада Ленинграда»

Звучит тихая музыка

Вика Королёва:

Вспомним всех поимённо,

горем

вспомним

своим…

Это нужно —

не мёртвым!

Это надо —

живым!

Юля: 27 января 1944 года – это дата снятия фашистской блокады Ленинграда. Это День воинской славы. День памяти. Сегодня мы вспоминаем тех, кто погиб в годы блокады.

Вика: Всем героическим защитникам Ленинграда,

Снежана: Всем участникам прорыва и снятия блокады города,

Юля: Всем, пережившим страшную 900дневную блокаду,

Данил: Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых

Все: ПОСВЯЩАЕТСЯ!

Юля Прокудина:

Полгорода лежит в земле сырой

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим…

Дети с цветами в руках проходят к обелиску с вечным огнем.

— Стук метронома

Минута молчания

— Звучит песня «Ты помнишь» (Вика Королёва, Даша Марченко) (3 мин 45 сек)

Данил: 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашисты атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война. Согласно плану «Барбаросса» Группа армий «Север» двинулась на Ленинград.

Вика Королева:  Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.

Поэтому они хотели стереть его с лица земли. Гитлер назначил время парада немецких войск на Дворцовой площади.

Солдатам и офицерам раздали путеводители по Ленинграду и даже отпечатали пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория».

Данил: 8 сентября 1941 года враг замкнул кольцо вокруг города. Началась блокада.

Юля Прокудина: Блокада Ленинграда продолжалась почти 900 дней. Гитлер бросил к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий.

Святослав Кузнецов:

На Ленинград обхватом с трех сторон

Шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон.

Не приостановил ни на мгновенье

Он сердца ленинградского биенье.

И, видя это, разъяренный враг,

Предполагавший город взять с разбега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом.

Вика Королёва: Голод подкрадывался к городу незаметно. Начались поиски пригодного в пищу. На мельницах вытряхивали мешки из-под муки, бережно собирали мучную пыль.

Снежана: Под огнем врага копали картошку, собирали овощи – всё, вплоть до зеленого капустного листа. Несмотря на все усилия, удержать снабжение населения на прежнем уровне не удалось.

Данил: В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941–1942 годов. За годы блокады от голода, холода, бомбёжек погибло 850 тыс. мирных жителей.

Вика Королёва: Пытал нас враг железом и огнем… «Ты сдашься, струсишь, — бомбы нам кричали, — Забьешься в землю, упадешь ничком. Дрожа, запросят плена, как пощады,

Не только люди — камни Ленинграда!»

Снежана: Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запугают в них всё человеческое. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город, и… в конце концов – сдадут его.

Но этого не случилось.

-Ленинград не боялся смерти, смерть боялась ленинградцев.

Аудиозапись. Звук метронома.

Учитель Голощапова О.А.: «Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

Метроном…

Юля: Сейчас вы слышите стук метронома. По Ленинградскому радио транслировали его равномерные, четкие удары. Этот звук напоминал  биение сердца великого города, успокаивал  и внушал уверенность — если звучит радио, значит, город живет и борется.

Данил: В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке,  Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской.

Снежана: Фашистские бомбардировщики днем и ночью бомбили город. До сегодняшнего дня в Санкт-Петербурге на зданиях сохранились щиты с текстом: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле». 

Свиридова Анжела:

Наш город в снег до пояса закопан.

И если с крыш на город посмотреть,

То улицы похожи на окопы,

В которых побывать успела смерть.

Но в то, что умер город наш, —

Не верьте! Нас не согнут

Отчаянье и страх…

Мы знаем

От людей, сраженных смертью,

Что означает: «Смертью смерть поправ».

Данил: Войска Ленинградского и Волховского фронтов в течение 1942 года проводили операции по снятию блокады города. Но неудачно. На подготовку требовалось около месяца, но Ставка разрешения на отсрочку не дала. 2-я ударная армия завязла в болотах без пополнения и боеприпасов.

Учитель Голощапова О.А.: Мой дедушка участвовал в обороне Ленинграда. Пал смертью храбрых. Отдал свою жизнь за Родину. На память о нём не осталось даже фотографии. Только скупые строчки в «Книге Памяти».

Жернаков Тихон Иванович родился в 1907 г. в с. Петропавловское Курганской области. Призван в Советскую Армию в 1941 г. Воевал на подступах к Ленинграду в 249 стрелковом полку. Богиб в бою в марте 1942 г. при попытке советских войск прорвать блокаду Ленинграда на берегу реки Волхов. Похоронен в г. Кириши Киришского района Ленинградской области.

Ему было всего 35. А где-то за Уралом осталась молодая вдова и четверо детей: три мальчика и одна девочка.

— Песня «Мама, не плачь»

Снежана: Основной «транспорт» жителей города – детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни.

Юля: Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах.

Кальченко Ваня:

Склонившись под мглой снеговою,

Девчонка с ведерком пустым

Чуть движется… А за Невою

Клубится пожарища дым.

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мертвую мать.

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома,

И щеки белые, как мел.

«Где твоя мама, мальчик?»

-«Дома»

-А где твой дом, сынок?

-Сгорел.

Он сел. Его снежком заносит,

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет.

Карина Бровко: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

(«Женя умерла 28 дек. В 12.00 час утра 1941 года»

«Бабушка умерла 25 января в 3 час дня 1942 года»

«Лека умер 17 марта в 5 час утра 1942 г»

«Дядя Вася умер 13 апр в 2 часа ночи 1942 года»

«Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года»

«Мама умерла 13 мая в 7 ч 30 мин утра 1942 года)

Савичевы умерли все.

Осталась одна Таня

Стук метронома.

Бровко Карина: Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским,

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник — это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница.

«Вновь не должно это все повториться».

Вика Королёва : Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли вместе с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.

Вика: У нас в гостях сегодня уважаемый человек, женщина, чьи детские годы прошли в блокадном Ленинграде. Это Абросимова Александра Ивановна. Мы предоставим ей слово.

Снежана:

Скрипят полозья в городе, скрипят:

Как многих нам уже не досчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

Что слезы вымерзли у ленинградцев.

Юля: Все эти нечеловеческие тяготы, лишения и муки голода наравне со взрослыми переносили дети и подростки. Стук метронома.

Пастухова Саша: «По воду»

Я в гору саночки толкаю.Ещё немного – и конец.Вода, в дороге замерзая,Тяжёлой стала, как свинец.Как хорошо, что ты замёрзла,Святая невская вода!Когда я поскользнусь под горкой,На той тропинке ледяной,Ты не прольёшься из ведёрка,

Я привезу тебя домой.

Данил: Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Писатель Александр Фадеев сказал: «И самый великий подвиг школьников

Ленинграда в том, что они учились».

Вика Королёва: Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще и прибавилась цинга. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Читайте также:  Интересные игры и конкурсы на новый год для детей дома

Бажена:

Девочка руки протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

Оказалось –

Умерла.

Никто

Не обронил ни слова,

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки

После похорон.

(-Песня «Дети войны»)

Снежана: Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. 

Королёва Вика:

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?…

Нам в сорок третьем

Выдали медали.

И только в сорок пятом —

Паспорта.

И в этом нет беды…

Но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно оттого,

Что мы не будем

Ни старше, ни взрослее,

Чем тогда…

  Снежана: С ноября по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ».  Пошли первые грузовики с мукой.

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб, Дорогой жизни многих к многим.Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Юля: С ноября 1941 года рабочие выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом. «125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам!» (показываем хлеб)

Вика Беск. : До наших дней дошли дневники блокадников. Их страницы позволяют видеть жизнь без поправок на то, что будет. Наши герои не знали о неизбежной победе.

Они не знали, выживут ли, что будет с Ленинградом, со страной. Дневники позволяют увидеть, что человеческое достоинство сохранилось в самых отчаянных обстоятельствах.

Вот что рассказал Алеша Глушков:

« В январе умер отец, а через несколько дней скончалась и мать от голода. Я остался с братом Павликом. Он был послабее, и в магазин ходил я.. Я решил продать морской бушлат отцовский…

На рынке ко мне подошел мужчина с рыжей бородкой. Продал я…

… Иду в магазин, возле кассы спохватился, даже в грудь ударило от мысли: карточки-то остались в бушлате. Я бегом на рынок, а рыжей бородки и след простыл…

Рассказал все Павлику, оба долго и горько плакали. Утром рано слышим стук в дверь, входит мужчина с рыжей бородкой. Я сперва подумал, что от голода мерещится…

-Бушлат на рынке ты, сынок, продал? – Тут я понял, что это не сон, и разрыдался.

От радости мы и спасибо не сказали. Не знаю, жив ли тот человек, но в моей душе он живет.

Вика Королёва: В декабре 1942 г. Советское командование разработало операцию прорыва блокады города. В январе 1943 года Блокада Ленинграда была прорвана.

Юля: Полное снятие блокады произошло 27 января1944года. На берегах Невы прогремел торжественный салют.

Снежана:

За залпом залп

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы

Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика-

Гремит салют над Ленинградом.

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе-

Салют!

Сегодня ленинградцы

Плачут

Данил : В память о погибших в годы блокады есть мемориал на Пискарёвском кладбище со словами «никто не забыт и ничто не забыто»

Стих: Юля Прокудина

Проходят дни и месяцы, и годы, но в памяти останется всегда

Война, что принесла лишения, невзгоды и детство ваше забрала.

Присев на скамеечку в сквере, где слышится смех детворы,

Вам вспомнится трудное детство далекой блокадной поры.

Пусть солнце вам ласково светит и звонко поют соловьи.

А дети на нашей планете вовек не узнают войны.

Все: Подвигу ленинградцев жить вечно!

Источник: https://intolimp.org/publication/vnieklassnoie-mieropriiatiie-dlia-5-klassa-blokada-lieninghrada.html

Внеклассное мероприятие по теме «Блокада Ленинграда»

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

1слайд

Задачи:

1.      Познакомить ребят с понятием блокада;

2.      Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

3.      Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

2 слайд. 

       22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения  напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских  захватчиков.

Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душе раздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль.

И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.

Все это и есть война — самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

Что может быть страшнее, чем война?!Лишь слезы да страдания несет она.И счастье разбивает у людей,Любимых разлучает и друзей.

      Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград  с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

    Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.

Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы — более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия» Из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.

На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги.  Начало войны было для нас неудачным. Враги наступали. Их армии шли вперёд.

3слайд

 В августе 1941 года город Ленинград оказался в блокаде, то есть в кольце фашистских полчищ. Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.

     Посмотрите на карту! Земля нарисована коричневым, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды.

       В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны.  

   Этому городу и его отважным жителям  посвящаем мы сегодня наш классный час.

 4 слайд. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.

      Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции.

 5 слайд. Вышел из строя водопровод.

      Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева.

Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети.

Нескончаем людской поток.

 6 слайд. Не было топлива. Не было электричества.

      Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и  всё снова выходило из строя.

7, 8 слайд. Начался голод.

     Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.  

9 слайд. По Ленинграду ходила смерть.

    Смерть входила во все дома. Свыше 650 тысяч ленинградцев погибли от голода.

 10,11 слайд. Хлеб блокадного Ленинграда.

      20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом.

     Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

 12 слайд.

      Представьте хлебную карточку — бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась.

     В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет.

 13-16 слайд.

     Голодная смерть косила людей. Весь мир знает  печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.

при первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала: « Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

17-20 слайд. Но не сдавался город.

     Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.

 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ».  22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб, Дорогой жизни многих к многим.Еще не знают на земле Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)

« Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили

« Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

 И было на всем годуМашина задняя оселаШофер вскочил, шофер на льду.Ну, так и есть, мотор заело.Ремонт на пять минут — пустяк, Поломка эта не угроза,Да рук не разомкнуть никак:Их на руле свело морозом.Чуть разогнешь — опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?А хлеб — две тонны? Он спасетШестнадцать тысяч ленинградцевИ вот в бензине руки онСмочил, поджег их от мотора, И быстро двинулся ремонтВ пылающих руках шофера.Вперед! Как ноют волдыри,Примерзли к варежкам ладони.

 Но он доставит хлеб, пригонитК хлебопекарне до зариШестнадцать тысяч матерей Пайки получат на заре -Сто двадцать пять блокадных граммС огнем и кровью пополамО, мы познали в декабре:Не зря священным даром названОбычный хлеб, и тяжкий грехХотя бы крошку бросить наземь

     Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины.

Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались.

Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

21 слайд. Рушились дома от обстрелов.

     Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища.

В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели.

Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

     Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.

22 слайд.

     Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым

— Ленинградские мал…

Источник: https://www.InfoUroki.net/vneklassnoe-meropriyatie-po-teme-blokada-leningrada.html

Ссылка на основную публикацию