Внеклассное мероприятие в начальной школе. князь владимир

Конспект внеклассного мероприятия «Князь Владимир. Крещение Руси»

Инфоурок › Начальные классы › Конспекты › Конспект внеклассного мероприятия «Князь Владимир. Крещение Руси»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд 2 слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд Описание слайда:

Устный журнал «Князь Владимир. Крещение Руси»

8 слайд Описание слайда:

СЕГОДНЯ ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ 1000-ЛЕТИЕ ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА. ТАЙНА КРЕЩЕНИЯ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА И РУСИ.

9 слайд Описание слайда:

Исторические личности Княгиня Ольга Святослав

10 слайд Описание слайда:

«Радуйся, Владимире, державы Российския просветителю». Святой апостол Павел заповедует нам: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и… подражайте вере их» (Евр.13,7).

Внимая зову святого Апостола, мы славим и ублажаем сегодня просветителя и крестителя Руси равноапостольного великого князя Владимира.

День Святого Владимира есть кладезь духовной силы, из которого мы черпаем живую воду, которая может оживотворить и нас, и нашу Родину.

11 слайд Описание слайда:

Язычество. Кумиры. Бог Солнца- Даждьбог Бог грома и молний- Перун Бог ветра- Стрибог Бог огня- Сварог Бог скотоводства- Велес

12 слайд Описание слайда:

Издавна Русь была языческой. Славяне поклонялись многим богам, лесным и водяным духам. Из-за того, что у каждого племени был свой бог – люди воевали и ругались друг с другом.

13 слайд Описание слайда:

Кумиры- это изображения языческого божества

14 слайд Описание слайда:

След в истории

15 слайд Описание слайда:

След в истории Пир у князя Владимира. Карзин Н. Как пишет Нестор-летописец, Владимир созвал бояр и старых мудрых людей городских и рассказал, как к нему приходили проповедники из разных стран. Сказал также о том, как удивил его грек своей проповедью о другом свете, о воскресении людей и о жизни вечной.

16 слайд Описание слайда:

А церковная служба у греков в главном храме Константинополя, древнем Софийском соборе, произвела на них неизгладимое впечатление.

17 слайд Описание слайда:

…ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом…

18 слайд Описание слайда:

…знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах.

19 слайд 20 слайд 21 слайд Описание слайда:

Возвратившись в Киев, великий князь Владимир прежде всего крестил двенадцать своих сыновей.

22 слайд Описание слайда:

Затем Владимир послал глашатаев по всему городу сказать: «Если не придет кто на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб — противен мне да будет!».

23 слайд 24 слайд Описание слайда:

Радуясь обращению в христианство своего народа, князь Владимир воскликнул: «Христе Боже, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны!».

25 слайд 26 слайд Описание слайда:

После крещения Владимир велел «опрокинуть идолы языческих богов — одних изрубить, а других — сжечь».

27 слайд Описание слайда:

Князь Владимир сильно изменился после крещения. Он продолжал оставаться победоносным полководцем и мудрым строителем государства, но в отношении к людям стал примером доброты, милосердия и сострадания.

28 слайд Описание слайда:

Одно время он не решался даже утверждать приговоры о справедливом наказании преступников. О перемене в жизни князя Владимира говорят такие его слова: «Боюсь греха!». Равноапостольный князь Владимир. Икона 19 века

29 слайд Описание слайда:

Заповеди Святого писания: Не убий Не укради Не обманывай Не будь завистлив Почитай родителей своих Люби ближнего своего Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Просящему у тебя – дай.

30 слайд Описание слайда:

Владимир Красное Солнышко 962-1015 г.

31 слайд Описание слайда:

Русь сплотилась и стала единой Соседние страны признали Киев Обогатились культура и ремесла Распространилась письменность Изменились нравы людей Крещение КИЕВА Крещение НОВГОРОДА Крещение городов и деревень 2 века принятия христианства Период “ДВОЕВЕРИЯ” КРЕЩЕНИЕ РУСИ СЕРЕДИНА IX ВЕКА 955 ГОД 988 ГОД КНЯГИНЯ ОЛЬГА ВЛАДИМИР СВЯТОЙ ВРЕМЯ ЗНАЧЕНИЕ УЧАСТНИКИ ХОД

32 слайд Описание слайда:

Сразу же начали открываться школы, потому что христианской стране нельзя было без учения книжного

33 слайд Описание слайда:

Спасибо за работу! Желаю успехов в новом учебном году!

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-vneklassnogo-meropriyatiya-knyaz-vladimir-kreschenie-rusi-635711.html

Внеклассное мероприятие «Крещение руси»

МБОУ ЦО №20

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ ПОСВЯЩЕННОГО КРЕЩЕНИЮРУСИ

СОСТАВИЛА аНИКИНА О.И.

Крещение Руси.

Оборудование:

1) запись на доске

ок. 960–1015 гг. – годы жизни Великого князя Владимира;

980 г. – религиозная реформа;

988 г. – начало крещения Руси.

2) Мультимедийная установка для просмотра презентации.

  1. Вступительное слово учителя (слайд 2).

— В 2015 году отмечается 1000-летие со дня смерти Крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира (ок. 960–1015).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О проведении мероприятий, посвященных памяти святого равноапостольного Великого князя Владимира – Крестителя Руси» и Распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден и реализуется план мероприятий по подготовке и проведению юбилейных торжеств, посвященных памяти этого выдающегося исторического деятеля.

— Сегодня и мы с вами поговорим об этом выдающемся человеке, его жизни и той роли, которую он сыграл в истории нашей страны.

  1. Выступление подготовленных учеников.

1-й ученик (слайд 3).

— Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину. Здесь и родился будущий великий князь. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги.

Летом 969 года, незадолго до своего окончательного отъезда на Дунай, князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Старшему, Ярополку, достался Киев, Олегу – Древлянская земля.

В это время в Киев пришли новгородцы, просившие себе князя. «Абы пошел кто к вам?» – насмешливо спросил их Святослав. Новгородцы, по совету дяди Владимира по матери, Добрыни, попросили себе на княжение Малушиного сына. Святослав согласился.

Так Владимир еще ребенком сделался новгородским князем.

2-й ученик (слайд 4, 5, 6)

— Вскоре Святослав погиб (это произошло весной 972 года), и его сыновья стали княжить в своих землях совершенно самостоятельно. Около 977 года между Ярополком и Олегом началась война, в результате которой Олег погиб.

Напуганный этим известием Владимир бежал из Новгорода «за море», надо полагать, к варягам, в скандинавские земли или Прибалтику. Спустя некоторое время во главе наемного варяжского войска он вновь появился в Новгороде (захваченном к тому времени наместниками Ярополка). Так началась война между Владимиром и его братом.

Успех в войне сопутствовал Владимиру. Летом 978 года он осадил Киев. Ярополк бежал в город Родню (в устье реки Рось, притока Днепра), который также был осажден войсками Владимира.

В окружении Ярополка нашелся предатель, некий Блуд; Владимир вступил с ним в переговоры, и Блуд уговорил Ярополка прекратить сопротивление и сдаться на милость брата. «Сбылась-де мечта твоя. Веду к тебе Ярополка. Приготовься убить его», — такие слова передал Блуд Владимиру.

И Владимир решился на братоубийство. Когда Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху». Следовавший за князем Блуд проворно затворил двери, не дав ворваться на помощь Ярополку его слугам. С этого злодейского убийства и начинается киевское княжение Владимира, которое продолжалось долгих тридцать семь лет.

3-й ученик (слайд 7, 8).

— Летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками.

Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства.

Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон – поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши.

«И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», – рассказывает летопись.

При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства.

Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т.

н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде.

4-й ученик (слайд 9, 10).

— Летописи и жития святого Владимира содержат подробный и яркий рассказ о крещении киевского князя. Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон.

Затем в Киев явился и греческий философ, убеждавший Владимира в преимуществах православного вероучения. Владимир избрал «добрых и смысленных мужей» и отправил их в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы.

Вернувшись в Киев, «мужи» рассказали о красоте византийского богослужения: «Не знали – на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах».

Посоветовавшись с боярами и «старцами градскими» (представителями городского самоуправления), Владимир соглашается с тем, что византийская вера лучше всех остальных.

5-й ученик (слайд 11, 12).

— Крещению Руси предшествовали такие события: в 987 году в войсках византийского императора вспыхнул бунт. Он обратился к Владимиру с просьбой о помощи. Князь согласился послать войско в Византию, но потребовал, чтобы император отдал ему в жены свою сестру Анну.

Этот брак поднял бы международный авторитет киевского князя: до сих пор еще не одна византийская принцесса не становилась супругой какого-либо европейского правителя. Император потребовал в ответ, чтобы Владимир принял христианство и крестил свою страну.

Был подписан соответствующий договор, и русский отряд разгромил мятежников. Однако император не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир захватил центр владений Византии в Крыму – Херсонес (Корсунь), получив удобную базу для последующих нападений на империю с моря.

Император был вынужден уступить.

В 988 году Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе, отдав Корсунь в качестве выкупа за невесту.

После возвращения Владимира в Киев (989 год) начинается крещение народа.

6-й ученик (слайд 13).

— Летопись рассказывает о свержении Владимиром языческих кумиров, поставленных им самим за несколько лет до этого.

«Придя в Киев, повелел Владимир кумиров ниспровергнуть: одних изрубить, а других огню предать.

Перуна же повелел привязать к хвосту конскому и волочить его с Горы… и приставил 12 мужей бить его жезлием… Когда же тащили его к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо не приняли еще святого крещения».

Князь повелел сплавить идола вниз по течению Днепра, причем проследить, чтобы он не приставал к берегу, пока не пройдет днепровских порогов. Так Русь распрощалась со своим главным языческим богом. После этого последовало крещение киевлян.

Летопись приводит слова, с которыми Владимир обратился к своим подданным: «Если кто не придет завтра на реку – богат ли, или убог, или нищий, или раб – да будет противник мне». Крещение киевлян происходило в водах реки Почайны, притока Днепра.

Совершали таинство священники «царицыны» (то есть приехавшие на Русь с царевной Анной) и «корсунские» (то есть привезенные князем из Корсуни).

7-й ученик (слайд 14).

— Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Нет сомнений, что он искренне и всей душой принял новую веру. Летопись и княжеское житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. Услыхав слова Писания: «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут» (Мф.

5, 7), Владимир начал творить множество добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что ему потребно, – едой, питьем или деньгами. Более того, узнав, что больные и немощные не могут добраться до его двора, князь повелел развозить для них по городу пропитание.

«И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: “Где больной или нищий, не могущий ходить?” И тем раздавать все, что им нужно», – рассказывает летописец. Его милостыни бедным не знали меры.

«Красным Солнышком» прозвал Владимира русский народ.

8-й ученик (слайд 15, 16).

— При этом князь продолжал оставаться победоносным полководцем, мужественным воином, мудрым главой и строителем государства. При святом князе Владимире Киевская Русь достигла расцвета, и ее влияние распространилось далеко за ее пределы.

Читайте также:  Урок литературного чтения в 4 классе по фгос. славянский миф

При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси. Заложены города Владимир (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.) и многие другие.

Владимир стал возводить храмы. С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников.

Следуя этому правилу, князь Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников.

В 1007 году святой Владимир перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна.

9-й ученик (слайд 17, 18).

— Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси, что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы в земле Русской, проводилась она насильственно. Первыми учителями на Руси были как византийцы, так и болгары, в том числе учившиеся на Афоне.

В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко – легендарный князь русских былин, которому несли службу все русские былинные богатыри. Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли.

Князь Владимир скончался в сельце Берестовом близ Киева 15 июля 1015 года.

Русские люди начали чтить память своего Крестителя уже в XI веке. А причисление князя Владимира к лику святых происходит в XIII веке.

Наверное, этому способствовало и то обстоятельство, что именно в день памяти святого Владимира (15 июля) была одержана одна из славных побед русского оружия — битва на Неве, в которой дружина новгородского князя, потомка Владимира Святого, Александра Ярославича (Александра Невского), разгромила шведское войско.

Учитель (слайд 19, 20, 21).

— Мощи святого князя Владимира, как и мощи блаженной княгини Ольги, разделили трагическую участь Киевской Десятинной церкви, разрушенной татарами в 1240 году. На многие столетия гробница святого князя оказалась погребенной под развалинами храма.

В 1635 году киевский митрополит Петр Могила, казалось бы, обнаружил драгоценную святыню – два саркофага, в одном из которых, по его предположению, находились мощи святого Владимира. «В воспоминание будущим родам» святитель извлек из гроба главу и кисть правой руки.

Впоследствии глава была положена в главный храм Киевской Печерской лавры во имя Успения Пресвятой Богородицы, кисть — в Киевский Софийский собор. Часть святых мощей оказалась в Москве, в Успенском соборе.

Выступая на торжественном приеме по случаю 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира 28 июля 2015 г. президент России В.В. Путин сказал: «В эти дни Россия, весь православный мир отмечают праздник Крещения Руси.

Значение этого события – обретение народом веры и духовной опоры – невозможно переоценить. Очевидно, что Крещение стало ключевым поворотом всей российской истории, государственности и нашей культуры.

В церковную традицию, в память народа Крещение Руси навсегда вошло с именем и делами святого равноапостольного князя Владимира. Князю Владимиру суждено было стать государем великим.

Его выбор был прозорливым и предельно ответственным и послужил истоком становления России как уникальной страны-цивилизации. Русь окрепла, возросла могуществом и авторитетом в глазах близких и дальних соседей, на равных вела разговор с народами и Запада, и Востока».

  1. Ученица читает стихотворение.

О. Чумина. Крещение Руси

В Киеве стольном

Народ, собираясь с утра,

Толпился в волненье и страхе невольном

У вод темно-синих Днепра…

Сияли хоругви парчой золотою,

Дымились кадила окрест,

Сиял, вознесенный над всею толпою,

В руках архипастыря крест.

Под стройное пенье церковного клира

Свершался крещенья обряд,

И кротким сияньем душевного мира

Светился Владимира взгляд…

И долго глядел он на город с холмами,

На веры святой колыбель,

На Днепр, заалевший под солнца лучами,-

Руси вековую купель.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/vnieklassnoie-mieropriiatiie-krieshchieniie-rusi.html

Внеклассное мероприятие в 1 классе «Кто такие Богатыри»

Цель: Изучение образов защитников Родины, былинными богатырями.

Задачи:- учить детей характеризовать героев былин;

— развивать у детей интерес к истории нашей Родины.

-воспитывать чувство гордости за свой народ, пробуждать желание стать в будущем защитником своей страны.

Предварительная работа: чтение сказок и былин; рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова, беседа.

Материалы:

— альбомный лист ;

— карандаши, листы с изображением богатырей;

— плакат с названием темы «Кто такие богатыри»;

— таблички со словами: ГЕРОЙ, БЫЛИНА;

— репродукция картины Васнецова «Три богатыря».

Ход занятия

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живём, стояли непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие места занимали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди.

Среди них были и наши предки – славяне: светловолосые, голубоглазые, высокого роста, мускулистые. Они были храбрые воины.

А в те далекие годы война – обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях.

Прошли столетия, и центром земли Русской стал город Киев. Там правил великий князь Владимир Красное Солнышко. При нем границы Руси хорошо оборонялись, вражда затихла.

В те далекие времена русичи (так звали древних славян) славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

— Кто такие богатыри? (заслушиваются ответы детей)

— Назовите имена богатырей, которых вы знаете? (заслушиваются ответы детей)

— С кем воевали богатыри и за что? (заслушиваются ответы детей)

Богатырь – человек безразмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри.

Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. Илья Муромец – крестьянский сын, он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства.

С удивительной легкостью держит он в руке «палицу булатную сорока пудов» (640 кг).

Совсем по-другому выглядит Добрыня Никитич. Он из рода княжеского, происхождения знатного, художник В.М. Васнецов показал его городскую стать (стройность) и изящество воинского снаряжения. А вот Алеша Попович (он сын священника) врага побеждает не силой богатырской, а сметливостью, хитростью да ухваткой. Вот какие они разные – богатыри русские.

Илья Муромец по праву считается главным среди богатырей русских. Он самый сильный, мудрый, рассудительный. За ним всегда последнее слово, он идет на самые трудные дела. Служение святой Руси, отстаивание ее чести и независимости, защита справедливости – вот смысл его богатырских подвигов.

Сразился Илья Муромец с Соловьем-разбойником, а разбойник-то как свиснет по-соловьиному, так и гибнет все живое вокруг. Сшиб Илья Муромец Соловья каленой стрелой и привез с собой в Киев, тем самым очистив путь к стольному граду.

Воспитатель. Вольга – воин, племянник и правая рука великого князя киевского Владимира, а Микула – богатырь-пахарь. Пахал Микула поле, и была у него соха (сельскохозяйственное орудие для вспахивания земли), позолоченная да булатная. Подъехал к нему Вольга со своею дружиной и позвал его в товарищи.

Микула согласился, но попросил дать ему время соху убрать. Послал Вольга на помощь сначала пять могучих молодцов, потом десять, потом всю дружину храбрую, но те, сколько, ни старались, не могли соху из земли выдернуть.

А Микула подошел, пихнул соху, и полетела она под облака, а как упала назад – ушла в землю по самую рукоять.

Бой Добрыни со Змеем – его первый богатырский подвиг. Коварный Змей, пролетая над Киевом, хватает Забаву и уносит её в своё царство. Великий князь Владимир просит Добрыню, известного своей храбростью, спасти племянницу. Трое суток длится бой. Добрыня побеждает чудовище и освобождает девушку.

Теперь поговорим о богатырском обмундировании. Как называются эти предметы? Для чего они предназначались? (заслушиваются ответы детей, дети рассматривают оружие и обмундирование богатырей, высказываются о том, что они знают об этом)

4.Физкультминутка

Богатырь, он таков: Показывают «силача».

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял, Имитируют движения.

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал,

Подрастаем мы, смотри, Дети из положения, сидя медленно поднимаются

Станем, как богатыри!

5.Раскрашивание рисунка

Ребята, а вы хотите разукрасить богатырей? (Да, хотим.)

Тогда, я предлагаю вам, ребята, нарисовать того богатыря, который вам наиболее понравился, или раскрасить портреты воинов, которые я вам приготовила.

Рисунки пока черно-белые, но, с вашей помощью, он может стать реальной цветной картинкой повествующей о храбрости, доблести и доброй силе настоящих богатырей, всегда готовых помочь и придти на помощь любому кому потребуется совладать с вражьей силой.

Вы обратили внимание на то, что одежда и оружие богатырей украшены различными узорами?! Узоры наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи хозяину, владеющему данной вещью.

Символ солнца на щите или мече был призван помогать отражать удары врага; знак проросших семян на одежде всегда говорил о пожелании богатства и благополучия.

Чем больше таких знаков, тем надёжнее защита, тем быстрее сбудется пожелание.

Молодцы, все справились, а теперь подойдите ко мне.

6.Рефлексия.Сегодня на занятии мы говорили о героях.Ребята, что вам на занятии больше всего понравилось? (ответы детей)

Спасибо ребята, мы хорошо позанимались и потрудились.

Список использованной литературы
Мосалова Л.Л. « Конспекты занятий по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Источник: https://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/vneklassnoe-meropriyatie-v-klasse-kto-takie-bogatiri.html

Князь Владимир и Святая Русь

Тематический классный час «Князь Владимир и Святая Русь»

Методическая разработка для 5 класса

Цель:

ознакомление обучающихся с личностью Владимира Святого, с историческими событиями, связанными с крещением Руси.

Задачи:

развивать умение давать оценку историческим событиям, явлениям, развивать образное мышление;

воспитывать толерантность, чувство патриотизма и уважения к прошлому своей страны;

способствовать формированию ориентиров добра, истины, любви.

Форма мероприятия: путешествие в прошлое.

Ход классного часа

Благодать сошла Господня. Озарился свет Христов. Веры свет горит сегодня,

Став основой из основ.1

Учитель: Более тысячи лет прошло с того времени, как Русь приняла Святое Крещение. Это произошло при князе Владимире, которого прозвали в народе Красное Солнышко. До правления князя Владимира жители Древней Руси исповедовали язычество. Язычество предполагает многобожие, поклонение идолам, жертвоприношения.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся на тысячу лет назад, в то самое время, в котором жил князь Владимир, прозванный Крестителем, Святым. А между тем жизнь Владимира была далеко не святой.

Обагрив руки кровью брата, насильно взяв в жены полоцкую княжну Рогнеду, умертвив безвинных ее отца и братьев, восхваляя языческих богов и принося им богатые жертвы, Владимир представляется личностью противоречивой.

Давайте познакомимся с ним поближе.

Ученик: В 963 г. у Святослава Игоревича и простой ключницы Малуши родился сын, которого нарекли Владимиром. Бабушкой Владимира была княгиня Ольга, которая приняла крещение еще в 957 году. Воспитывал его дядя, брат матери Добрыня, язычник по вере. Восьмилетним мальчиком князь Владимир стал править в Новгороде, а в 980 г. взял Киев.

В пору своей юности Владимир был ярым язычником и образ жизни вел соответствующий – у него было пять жен и многочисленные наложницы. На киевских холмах князь установил идолов шести языческих божеств: Перуна, Дажбога, Стрибога, Хорса, Мокоши и Симаргла. Этим идолам приносились и человеческие жертвы.

Постепенно Владимир склонился к принятию новой веры. Он начал понимать, что ему нужна религия, которая поможет укрепить единство государства, усилить его.

Ученик:

Поклонялись люди небу, Птицам, дереву, камням: Их душа искала веру. Бог избрал Себе славян. Как собрать Руси державу, Воедино всех сплотить? Выбор веры – не товара,

Нужно истину вместить!

Учитель:  Летописец Нестор в «Повести временных лет» рассказывает о том, что к Владимиру пришли послы из четырёх разных государств с целью рассказать о своей вере. Владимир выслушал всех. Однако сделать выбор князь не смог. О том, что было дальше, мы узнаем из исторического источника – отрывка из «Повести временных лет».

По рассказу летописи, князь решил послать верных людей познакомиться с верой бога в разных странах. Самое сильное впечатление произвело на послов богослужение в православном храме Святой Софии. Возвратившись в Киев, они с восторгом рассказывали о том, что видели и слышали там.

«Мы не знали, говорили они, — были мы в то время на небе или на земле: на земле нет такой красоты, какую мы там видели. О ней забыть нельзя и рассказать трудно!»2

Читайте также:  Внеклассное мероприятие для младших школьников «народные промыслы россии»

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/vneklassnaja-rabota/96795-knjaz-vladimir-i-svjataja-rus.html

Преподавание в начальной школе. vo_vremena — Учебное занятие по окружающему миру. Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси

С этим файлом связано 184 файл(ов). Среди них: 0-0-0-97-20, 0-0-0-96-20, 0-0-0-95-20, 0-0-0-93-20, 0-0-0-92-20, 0-0-0-91-20, 0-0-0-90-20, 0-0-0-89-20, 0-0-0-88-20, 0-0-0-87-20 и ещё 174 файл(а).
Показать все связанные файлы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Излучинская общеобразовательная начальная школа №2»

Тема «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси»

Учебное занятие по окружающему миру 4 класс (1-4)Садыговой Елены Николаевны,учителя начальных классовпгт. Излучинск, 2010 г.

Учебное занятие по природоведению 4 класс (1-4)

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цели:

  • познакомить учащихся с жизнью древних славян; сформировать представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русью христианства;
  • развивать познавательную активность учащихся, речь учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал; прививать интерес к истории родного государства;
  • воспитывать уважение к прошлому своей страны.

Учащиеся должны

ЗНАТЬ: УМЕТЬ:

  • жизнь древних славян;
  • деятельность князя Владимира;
  • историю принятия Русью христианства.
  • рассказывать о принятии христианства на Руси;
  • подготовить небольшое сообщение, используя дополнительную литературу об интересных фактах из жизни древних славян, князя Владимира.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

1.0. Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия; настроить учащихся на работу.

  • Проверьте, все ли готово у вас к началу урока?
  • Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поприветствуем их, улыбнёмся гостям, теперь друг другу и начнём наш урок.
  • У меня хорошее настроение, а у вас?

1.1. Эмоционально-психологический настрой(Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона)

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И князь Владимир в ней.

  • Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна?

(Государство Русь)

  • Сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам.
  • Кто такие предки? (лексическое значение слова предки). Приложение №1

предки – это люди, которые жили перед нами.

  • Исходя из этих рассуждений, подумайте, а кто тогда мы с вами?

(по отношению к предкам мы – потомки)

  • Как вы думаете, а нужно ли нам, потомкам, знать, как жили наши древние предки? Зачем?

(знать историю своей семьи, древо семьи)

  • Прежде чем совершить путешествие в историю по нашей великой стране, мы проверим домашнее задание.
  • Кем были наши предки? (славянами)
  • С ними связана тема прошлого урока и домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания

2.0. Цель: проверить знание жизни древних славян.

  • Предлагаю выполнить тест. Назовите тему. Приступайте. Успехов вам!

Проверочное тестирование. Приложение №2

  1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:
  1. восточных славян;
  2. западных славян;
  3. южных славян.
  1. семьями;
  2. в одиночку;
  3. племенами.
  1. Поселение древних славян раскинулось:
  1. в западной части Европы;
  2. в восточной части Европы;
  3. в центральной Европе.
  1. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:
  1. земледелием;
  2. бортничеством;
  3. рыболовством.
  1. Посуду делали Древние славяне из:
  1. Свои дома славяне строили:
  1. из камня;
  2. из кирпича;
  3. из столбов деревьев.
  1. Богом грома и молнии у Древних славян был:
  1. в честь воды;
  2. в честь Солнца;
  3. в честь Земли.
  • Проверьте себя, оцените. (Самопроверка – доска)
  • У кого так же?
  • Поднимите руки у кого нет ошибок; кто допустил ошибки.
  • Кто затруднялся? (рекомендации: прочитать еще раз статью про жизнь древних славян с. 34- 39)
  • Молодцы, вы почти все хорошо приготовили домашнее задание о жизни древних славян.

III.Актуализация опорных знаний

3.0. Цель: подвести учащихся к теме урока, вывести тему урока и целеполагание.

  • В какие времена жили древние славяне? Слайд№2

Ответы детей (во времена Древней Руси)Расскажите об этом времени.

  • Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол.

Тяжелым трудом добывали славяне себе пропитание.
Во времена Древней Руси(На экране появляется тема урока: «Во времена Древней Руси», слайд № 3

  • Что мы должны знать по данной теме?
  • Читаем умения по данной теме.
  • По теме урока вы должны ответить на вопросы, они у вас записаны в технологической карте, найдите, прочитайте: Приложение №3
  • Кто был первым князем на Руси?
  • Где возник г. Киев и кто княжил там?
  • Зачем Владимир крестил Русь?
  • Значение христианства для Руси.

IV . Изучение темы.

4.0. Цель:сформировать у учащихся представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русью христианства.

  • Итак, в путь, изучать новую тему.
  • Откуда мы узнали о жизни древних славян?
  • Чтобы более точно ответить на этот вопрос предлагаю фрагмент театрального представления.

4.1. Театрализация.

  • Сейчас перед вами появится необычный человек. Ваша задача — узнать, кто это и чем он занимается.

В классе гаснет свет, на столе зажигается свеча, и ученик, который одет в костюм монаха, с гусиным пером в руке, изображает, периодически макая пером в чернильницу, пишущего по свитку (свернутая трубкой рукопись) человека и декламирует наизусть переделанное стихотворение М. Богдановича:

На девственном листе, под узеньким окном,

Не спешно буковки вывожу я пером

И между ярко-красными рядами

Вставляю я строку; веселыми цветами

И разноцветными головками зверей

И птиц невиданных – фантазией своей

Искусной вязью, — вдоволь есть сноровки –

Украшу я заставки и концовки

И заголовки все, — ведь некуда спешить!

Порою труд прерву, чтоб лучше заострить

Перо гусиное … и гляну: радость – солнце

Столпами падает на стол через оконце;

И чудится: в них вовсе не остыл

Чуть синеватый дым невиданных кадил!

4.2. Беседа.

  • Ребята, вы узнали кто это? (Летописец.)
  • Верно, это летописец. Задайте ему вопросы.

Дети:

  • Почему вас так называют?
  • Какой документ вы писали? (Летопись.)
  • Какое историческое событие записывали? (Крещение Руси).

Оценим работу летописца. Молодец! Отлично!

Итог:

  • Так откуда мы узнали о временах древней Руси?

(Из летописи)

4.3. Работа со статьей учебника.

Ученик зачитывает статью со страниц (с.9 — 10 Введение в историю).

Беседа о прочитанном.

  • Что вы узнали нового? (Летописец — это человек, который записывал достоверные события в свою рукопись. Он был очевидцем многих событий, которые он описывал. События одного года назывались статьей.)
  • Какого известного летописца времен Древней Руси вы знаете? (Нестор) слайд № 4
  • Верно, это был монах Киево-Печерской Лавры — Нестор. Какой документ он написал? (Летопись “Повести временных лет”.) слайд № 5

Поведите итог работы.

Итог: Летопись является литературным памятником. Именно из таких литературных памятников мы узнали многое о жизни своих предков-славян.

4.4. Сообщение учителя.

  • С давних времён людей волнует вопрос образования Русского государства. “… откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть” – Такой вопрос задаёт Нестор в летописи.
  • Обратимся к карте и послушаем о наших предках, узнаем кто управлял во времена Древней Руси. Посмотрите, послушайте и ответьте на вопросы.

Анимированная карта Древнерусского государства. В 1 половине I тысячелетия нашей эры славяне расселились на обширной территории центральной, южной и восточной Европы. К 9 веку просторы Восточно-Европейской равнины заняли племенные союзы восточных славян. Легендарный князь Рюрик в 862 году овладел Новгородом – центром расселения ильменских славян, спустя 20 лет приемник Рюрика – князь Олег подчинил своей власти Киев и все земли вдоль пути «из варяг в греки». Произвол киевского князя Игоря при сборе дани с древлян вызвало их восстание в 945 году, вдова Игоря Ольга жестоко подавила восстание древлян и упорядочила сбор дани. Воины князя Святослава Игоревича способствовали укреплению международного авторитета древней Руси. При князе Владимире Святославовиче Русь приняла христианство.

  • Назовите князей Киевской Руси. (Князь Рюрик, Олег, Игорь, княгиня Ольга, Святослав, Владимир)

4.5. Работа учащихся по группам Приложение №4

  • Как же происходило образование, объединение поселения славян в единое Русское государство, нас познакомят ребята. Объединитесь в группы, прочитайте задание, после работы каждая группа поделится информацией, что они нового узнали.

1 группа

Кто управлял славянами в Древней Руси?

2 группа

Как была построена столица Руси — Киев?

3 группа

Как попал Аскольд и Дир в Киев?

4 группа

Как Киев стал столицей Киевского государства?

Муз. сопровождение

Обратимся к вопросам данных в начале урока и отметим + все что узнали. Оценивание.

Дополнение учителя

1 группа

  • Существует еще версия откуда взялось слово “Русь”. “Русь” – так называлось племя славян, которое жило на реке Рось, притоке Днепра. Отсюда пошли и русские князья, и название Русь.

Итог:

  • Почему разные племена стали жить вместе?

Давайте сравним по размерам Древнюю Русь с соседними государствами. Слайд №6

Ответы детей.

Она больше, чем соседние государства! Поэтому многие хотели завоевать земли русичей. Реки были полны рыбы, в лесах много дичи и зверья, земли плодородны и богаты. Приходилось обороняться, охранять свои земли, поэтому разные племена и объединились.

ФИЗМИНУТКА

  • Чтобы обороняться, охранять, нужны были сильные люди здоровые. И мы должны быть сильные и здоровые. Давайте отдохнём. Встали, потянулись вверх. Ещё раз….
  • Кем были древние славяне? (Язычниками)
  • Кому поклонялись славяне? (Перуну) Слайд №7
  • Катя расскажет о том, кому поклонялись древние славяне.

4.6. Сообщение ученика Приложение №5

  • Что вы знаете о языческих богах древних славян?

Издревле Русь была языческой. Славяне поклонялись многим богам, лесным и водяным духам. Свои первые знания о других верах они получали от заморских купцов и проповедников, в военных и торговых походах. Слайд №8

4.7. Просмотр фильма «Крещение Руси».

  • При каком князе Русь приняла христианство? (при князе Владимире)
  • Как распространилось христианство на Руси?
  • Вы узнаете, посмотрев фильм «Крещение Руси». Перед вами карточка внимательно изучите, после просмотра ответьте на вопросы.

4.8. Первичное закрепление знаний. Приложение №6

Викторина

  1. На какой реке произошло крещение Руси?
  1. Из какой страны пришло христианство?
  1. Почему до Х века на Руси не строили храмы?
  1. Не умели строить
  2. Поклонялись идолам
  3. Не было нужды молиться
  1. Когда было введено христианство?

Подведем итог.

  • Обратимся к вопросам данных в начале урока.
  • В чем культурное значение введения христианства?

Значение крещения Руси Слайд №9

  1. Распространение славянской письменности, грамотности на Руси.
  2. Подъем духовности Руси, появление монастырей.
  3. Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами.
  4. Укрепление государственной власти и порядка в стране.
  5. Приобщение к греческой (византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи.
  6. Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т.д.
  7. Укрепление семьи и нравственных основ жизни. — Отметим + все что узнали.
  • Благодаря какому князю Киев стал городом первых русских храмов, колыбелью христианства на Руси? (Князь Владимир) Слайд №10,11
  • Величайшим национальным героем и духовным вождем русского народа признан – святой равноапостольный великий князь Владимир.

Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие… И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное…

V. Домашнее задание.

5.0. Цель: дать учащимся возможность выбрать и выполнить задания различного уровня сложности.

  • Прочитать и пересказать статью из учебника с. 40 – 45, ответить на вопросы с. 45;
  • Выполнить тест по теме «Во времена древней Руси»;
  • Найти и прочитать былину об Илье Муромце.

Обратите внимание на выставку книг по теме урока.

Рефлексия.

  • А теперь, потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передавайте тепло другу, соединив, свою ладонь с его ладошкой. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.

VI. Итог урока

6.0. Цель: подвести общий анализ урока.

  • Что нового узнали?
  • Кому было трудно?
  • Я думаю, что вы после этого урока станете еще более внимательны друг к другу и к свои родным. Пусть любовь поможет сохранить вашу духовную жизнь, ваши души.

Звучат стихи Н. Гумилева:

Есть Бог, есть мир,

Они живут вовек,

А жизнь людей – мгновенна и убога.

Но все в себе вмещает человек,

Который верит в мир и верит в Бога.

(Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона)

Спасибо за работу!

Список используемых информационных ресурсов

  1. Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. – М., 1986.
  2. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. С.158-190.
  3. Дмитриева О. И. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс: К учебно-метод. комплекту Плешакова А.А. – Вако, 2004.
  4. Плешаков А. А., Крючкова Е.А. Мир вокруг нас: Учебник для 4 класса: В 2 ч. – П., 2009.
  5. Плешаков А. А., Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас для 4 класса»: В 2 ч. – П., 2009.
  6. Саплина Е.В. Введение в историю 4 класс. Учебник. – М, 2005.
  7. Фроянов И.Я. Древняя Русь. – М.-СПб., 1995.
  8. Яценко И.Ф. Окружающий мир: Типовые тестовые задания за курс начальной школы. – Вако, 2010.
  9. Крещение Руси [Электронный ресурс]: http://video.mail.ru/mail/pillot1000/3434/3445.html, 25.03.2010 г.
  10. Видео: анимированная карта Древнерусского государства;
  11. Звуковой файл: колокольный звон.
Читайте также:  Игры в автобусе для лагеря. разные возраста

перейти в каталог файлов

Источник: http://trig.zodorov.ru/prepodavanie-v-nachalenoj-shkole-2-vovremena-poyasnitelenaya-z/file9/index.html

Воскресные школы Шаховского благочиния Московской епархии

МБОУ «Шаховская средняя общеобразовательная школа № 1»

Районный конкурс методических разработок внеклассных мероприятий духовно – нравственного содержания

Святой равноапостальный князь Владимир

7 класс

Учитель Карпович Лариса Анатольевна

п. Шаховская 2011 год

Слово учителя: в 1-2 веках от Рождества Христова на землях, которые сегодня называются Подмосковьем, проживали разные неславянские племена: финно-угорские (родственные современным финнам и карелам) и балтские (литовцам). К 7-8 векам появляются на этих землях восточнославянские племена: кривичи, словене ильменские и вятичи.

Вятичи, как известно, — самое восточное из всех восточнославянских племен, и именно их обычно считают своими ближайшими предками жители многих областей Центральной России. Вятичи же стали основой славянского населения Московского края. Племена вятичей были языческими.

Языческая вера проявлялась во всех сферах жизни вятичей – обрядах погребения, устройства святилищ для поклонения идолам – капищ, в использовании амулетов и оберегов – предметов, использование которых, по мнению язычников, позволяло корректировать свою судьбу.

В найденных на землях Московского края украшениях вятичей 12-13 веков можно увидеть символы языческих верований: знаки плодородия, огня, пожелания блага, небосвода, солнца и др. В изображениях на предметах домашнего обихода, найденных при раскопках курганов, можно увидеть изображения круга для гадания со старославянскими названиями месяцев.

Первую христианскую проповедь Русская земля услышала от святого апостола Андрея Первозванного, ученика Иисуса Христа. Развитие христианской культуры на землях Подмосковья связано со становлением Древнерусского государства.

Изучение истории Московской области показывает, что земли вятичей, населявших территории, которые сейчас входят в состав Подмосковья, были присоединены к Древнерусскому государству в 10 веке, в результате похода князя Святослава Игоревича. Киевская Русь становилась сильным государством в Европе, и кочевые племена опасались подступаться к Киеву.

В летописи «Повесть временных лет», составленной святым Нестором Летописцем, рассказано, как произошло Крещение Руси. В конце 10 века князь Владимир, внук княгини Ольги, принял христианскую веру. А в 988 году произошло Крещение Руси.

В летописных источниках сохранились свидетельства, что в царствование святого Владимира вятичи еще не входили в состав Русской державы, они долго держались своих языческих обычаев. И только в 12 веке святой Кукша произнес первую проповедь христианства на Московских землях.

Как христианство пришло на Русь Уже давно водрузил крест Христов на кручах Днепровских апостол Андрей Первозванный. Но была тогда Русь языческой. Поклонялись в ней люди многим идолам. Воевать любили, набеги на соседей делали… Раз пришли Аскольд и Дир, князья киевские, к Византии, земле греческой. Ладьи у берега поставили, угрожать жителям начали. Были греки веры христианской.

И прибегли они к Божией помощи. Во Влахернском храме Богородице молились. И святую Её ризу положили на море. Разыгралась буря, потопила все ладьи, повернуло войско киевское вспять. Изведав Божий гнев, призадумались князья. Собрали они во граде Киеве совет да позвали к себе послов греческих. Рассказать просили тех о вере христианской.

И сказывал греческий епископ христианский о любви Христа Бога, о спасении. Прослышав о чудесной помощи Божьей, пожелали видеть князья чудо, на глазах творимое. Помолился Богу о помощи епископ, развел костер и положил в него книгу священную – Евангелие. Прогорел костер, угольки дымились. И лежала на них нетленная книга Священная. Поразились люди княжии диву-дивному.

И с любовью и покорностью окрестились в веру христианскую. Но не все тогда в любовь Христа поверили. Оставалась Русь языческой. Святая равноапостольная княгиня Ольга Русские летописи рассказывают о жизни святой Ольги – первой княгини-христианки. Очень печалило княгиню, что её сын Святослав оставался язычником.

Она убеждала: «Я, сын мой, познала Бога и радуюсь; если ты познаешь – радоваться начнешь!» Воинственный Святослав не внимал мольбам матери и отвечал ей: «Как я могу иной закон принять? Моя дружина будет смеяться надо мною!» Утешалась Ольга тем, что Святослав не запрещал другим принимать христианскую веру. На попечении княгини Ольги находились её внуки: Владимир, Олег и Ярополк.

Она воспитывала их по-христиански. Её труды не оказались напрасными. Внук святой Ольги Владимир, придя в зрелый возраст, сам крестился и весь русский народ крестил в Христову веру.

Об Ольге вспомнили тогда бояре князя Владимира, сказав: «Если бы не добра была вера греческая, то Ольга не приняла бы её, а ведь она была мудрейшая!» Святой равноапостольный князь Владимир Детские годы Шли годы. И коснулась милость Божия Владимира, внука святой княгини Ольги. Великий князь Владимир воспитывался отцом Святославом.

Отправляясь в поход, Святослав всегда брал с собой младшего сына. Детство Владимира прошло в седле, под полотняными сводами шатров, при огне походных костров. На пирах дружинники рассказывали, как они рубились на суше с хазарами и печенегами. Юный княжич любил Святослава не только как отца, но и как воина, слову которого повинуются старые и молодые дружинники.

Он мечтал, что, когда вырастет, будет таким же, как отец. Дружинники любили княжича, учили его метко стрелять из лука, метать копье, показывали приёмы боя на мечах. Владимир часто вспоминал бабушку Ольгу, у которой жил в раннем детстве, до того, как его передали на выучку старшему дружиннику.

Бабушка любила младшего внука, пела старинные протяжные песни, рассказывала о богатырях, бившихся за Русскую землю. Она учила внука христианским молитвам, говорила с ним о Христе и Богородице. Бабушка вскоре умерла, внук горько и безутешно плакал. Время шло, бабушкины рассказы о Христе забылись. А отец приучал сына к государственной деятельности.

Когда Святослав в поход в Византию, он оставил Владимира воеводой в Новгороде. Никто не предполагал, что не знавший поражений грозный герой сложит свою голову на днепровских порогах. После смерти Святослава между братьями Ярополком и Олегом началась борьба за великокняжеский престол. Победив Олега, Ярополк затем захватил Новгород и расправился со сторонниками Владимира.

Язычники Владимир вернулся на Русь с дружиной варягов, взял верх над Ярополком и вскоре въехал в град Киев. Он стал великим князем Киевским. Воспитанный отцом в язычестве, первым делом он возобновил обветшавших языческих идолов. Язычество немыслимо без принесения жертв, в том числе и человеческих. В то время погибли христиане Феодор и его сын Иоанн.

Выбор веры Просмотр фрагмента фильма В Киев зачастили разные проповедники, нахваливавшие свою веру. Приходили мусульмане, проповедники от Римского папы, иудеи, утверждавшие, что их ветхозаветная вера самая истинная. Приходили также к князю проповедники и из Константинополя с рассказами о вере православной. Владимир задумался: какая же вера истинная? Послал он послов в разные страны узнать о том, как служат в них Богу? Во многих побывали они странах, узнали, во что веруют разные народы. Но ни в одной стране не видели они такой красоты, такого богослужения, как в Константинополе, нигде не слышали таких прекрасных песнопений. «Не знали мы, где находимся: не земле или уже на небо поднялись. Мы полагаем, что только у греков правильная вера, только с ними истинный Бог». В то время пришли в Владимиру греческие гонцы от императора с просьбой помочь войском в сражении. Владимир согласился с условием: отдать ему в жены императорскую сестру Анну. Греки поставили ему условие: если Владимир хочет иметь женой христианскую принцессу Анну, он должен отвергнуть язычество и креститься. После долгих споров Владимир согласился. Но незадолго до свадьбы он ослеп. Крестился князь Владимир в церкви Святой Софии, стоявшей посреди Херсонеса. Дружинники под руки подвели слепого князя к купели, он вошел в неё. И когда епископ Михаил, возложив на князя руки, трижды погрузил его в купель, совершилось чудо: зрение возвратилось.

Баллада о князе Владимире (отрывок)

…По лону Днепровских сияющих вод,

Где празднуя жизни отраду,

Весной все гремит, и цветет, и поет,

Владимир с дружиной обратно плывет

Ко стольному Киеву-граду.

Всё звонкое пташство летает кругом,

Ликуючи в тысячу глоток,

А князь многодумным поникнул челом:

Свершился в могучей душе перелом,

И взор его мирен и кроток.

Забыла княгиня и слёзы и страх;

Одеждой алмазной блистая,

Глядит она, с юным весельем в очах,

Как много пестреет цветов в камышах,

Как плещется лебедей стая,

Как рощи навстречу несутся ладьям,

Как берег проносится мимо,

И, лик наклоняя к зеркальным водам,

Глядит, как её отражается там

Из камней цветных диадема.

Плывет и священства и дьяконства хор

С ладьёю Владимира рядом;

Для Киева синий покинув Босфор,

Они оглашают Днепровский простор

Уставным демественным ладом.

Когда ж умолкает священный канон,

Запев зачинают дружины,

И с разных кругом раздаются сторон

Заветные песни минувших времен,

И дней богатырских былины.

Так вверх по Днепру, по широкой реке,

Плывут их ладей вереницы,

И вот перед ними, по левой руке,

Всё выше и выше растет вдалеке

Град Киев с горой Щековицей.

Владимир с княжого седалища встал,

Прервалось весельщиков пенье,

И миг тишины и молчанья настал,

И князю, в сознании новых начал,

Открылось новое зренье:

Как сон, вся минувшая жизнь пронеслась,

Почуялась правда Господня;

И брызнули слёзы впервые из глаз,

И мнится Владимиру: в первый он раз

Свой город увидел сегодня.

Народ, издалёка их поезд узнав,

Столпился на берег, и много

Скитавшихся робко без крова и прав

Пришло христиан из пещер и дубрав

И славят Спасителя Бога.

И пал на дружину Владимира взор:

«Вам, други, доселе со мною

Стяжали победы лишь меч да топор,

 Но время настало – и мы с этих пор

Сильны еще силой иною!

Что смутно в душе мне сказалось моей,

То ясно вы ныне познайте:

Дни правды дороже воинственных дней!

Гребите же, други, гребите сильней,

На вёсла дружней налегайте!»

Всшипела под полозом, пенясь, вода,

Отхлынув, о берег забила,

Стянулась быстро ладей череда,

Передние в пристань вбежали суда,

И с шумом упали ветрила.

И на берег вышел, душой возрожден,

Владимир для новой державы,

И в Русь милосердия внес он закон,

Дела стародавних, далеких времен,

Преданья невянущей славы!

А. К. Толстой

Крещение Руси  

Теперь нужно было достойно увенчать начатое благое дело. Святой князь с епископом Михаилом и священниками отправился в Киев. Целый день по Киеву разъезжали конные глашатаи, трубили в рога и зычно возглашали: — Завтра все жители Киева, от грудных младенцев до дряхлых стариков, должны собраться на берегу Днепра.

Кто не явится в назначенный срок, будет противен Богу и князю. Призвал князь в Киев народу без числа. К утру сошлись люди с детьми малыми на берег Днепра, вошли они в воду, и крестили их священники христианские. После Киева и в других городах людей крестить начали.

На том месте, где стоял прежде Перун, князь воздвиг церковь во имя Пресвятой Богородицы.

Изменился князь после крещения: стал он жить богоугодно, переменив все привычки и обычаи, привитые ему в язычестве, жалел даже разбойников, отменил казнь, говоря: «Боюсь брать грех на душу!» Во всякой добродетели был он наставляем супругой своей Анной.

Он строил и украшал церкви, подавал милостыню нищим, был милосердным к преступникам и каждый день на своем дворе накрывал столы для нищих и бедных. Тем, кто по болезни или по немощи не мог дойти до княжеского двора, пищу и питьё приносили домой. Благодарный русский народ назвал святого князя Владимира Красным Солнышком. За просвещение Руси верой христианской прославлен он как святой равноапостольный.

Крещение Руси

В Киеве стольном

Народ, собираясь с утра,

Томился в волненье и страхе невольном

У вод темно-синих Днепра…

Сияли хоругви парчой золотою,

Дымились кадила окрест,

Сиял, вознесенный над всею толпою,

В руке архипастыря крест.

Под стройное пенье церковного клира

Свершался крещенья обряд,

И кротким сияньем душевного мира

Светился Владимира взгляд…

И долго глядел он на город с холмами

На веры святой колыбель,

На Днепр, заалевший под солнца лучами,

Руси вековую купель.

О. Чумина.

Источник: http://voskres-shkola.ucoz.ru/publ/rozhdestvenskie_chtenija_2011_12_gg/svjatoj_ravnoapostalnyj_knjaz_vladimir/4-1-0-9

Ссылка на основную публикацию