Взаимодействие ребенка с окружающим миром

Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром

Значение эмоции для формирования положительного взаимодействия

 ребёнка с окружающим миром.

Счастье — это когда тебя понимают.

Задачи собрания:

1.Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.

2.Способствовать приобретению практических знаний по развитию эмоций младших школьников.

Форма проведения собрания: обучающий семинар.

Подготовительная работа:

1.Оформление  выставки «Мои маленькие радости». (Я считаю самым счастливым днём моей жизни тот день, когда….)

2.Анкета для родителей «Мои эмоциональные реакции в ситуации взаимодействия с детьми».

                                                                 Ход  собрания.

1.Вступительное слово учителя.

Тема нашего собрания:

«Значение эмоции для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим  миром».

Большое спасибо тем, кого заинтересовала эта тема и вы  пришли  сегодня в наш класс, чтобы  поговорить и посоветоваться  по вопросам, без анализа которых невозможно правильно построить воспитание ребёнка в семье.

В начале  собрания определим, о чём же сегодня пойдёт разговор.

2.Групповая работа родителей.(Определите и запишите ваше мнение на листочках, а затем обобщите).

Эмоции — это душевные переживания, чувства.

Положительные эмоции.              Отрицательные эмоции.

3. Путешествие по коллективному рассказу детей «Самый счастливый день в моей жизни».

Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея всё это, многие люди, в том числе и дети, часто страдают?

Почему ребёнок, имеющий абсолютно всё, завидует другому, который хуже одет и  менее сыт?

Ответ предельно прост: мало человеку  лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали, чтобы у него был оценённый другими и, в первую очередь, родными людьми, успех, чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности

Счастье — это когда тебя понимают.

В первую очередь, маленький человек счастлив от той  психологической среды, в которой он живёт и растёт.

4.Анализ выставки детских рисунков.

5.Анализ анкет родителей.

6.Родительский тренинг.

Как вы поступите в такой ситуации?

-Вы неоднократно  повторяете своему ребёнку: «Делай уроки!».Ребёнок  не реагирует.

-Ваш ребёнок  опять получил плохую оценку по предмету, хотя  накануне он долго учил.

-Ваш ребёнок дерётся с  другими детьми, и в школе на него постоянно жалуются.

-Запишите на листочках выражения, запрещённые в общении с детьми в семье и желательные, рекомендуемые. Послушайте мнение детей.

Запрещённые выражения Желательные выражения.
Я тысячу раз тебе говорил, что…Сколько раз тебе надо повторять…О чём ты только думаешь…Неужели тебе трудно запомнить, что…Ты становишься…Ты такой же, как…Отстань, некогда мне…Почему Лена (Коля) такая, а ты  нет Ты у меня самый умный, красивый…Как хорошо, что ты у меня есть…Я люблю тебя очень – оченьКак хорошо ты сделал, научи меня…Спасибо, я тебе очень благодарна…Если бы не ты ,я никогда с этим не справился.

7. Рекомендаци  по развитию  положительных эмоций вашего  ребёнка.

         От повторяющихся знаков приветствия, одобрения у ребёнка складывается  ощущение : « со мной всё в порядке», « я хороший». От  сигналов  осуждения, недовольства, критики появляется  ощущение  «со мной что-то ни так»», « я — плохой».

         Душевная копилка ребёнка работает  день и ночь. Её ценность зависит от того , что мы туда бросаем. Поддерживайте и отмечайте успехи.

         Даже требования, которые вы предъявляете должны быть наполнены любовью.

         Научитесь слушать своего ребёнка и в радости , и в горести.

         Наказывая своего ребёнка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте его.

         Станьте для своего ребёнка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению  к членам своей семьи и к другим людям.

         Обнимайте и целуйте своего ребёнка  в любом возрасте.

         Не разговаривайте со своим ребёнком с безразличным лицом.

         Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают  вашу жизнь и жизнь ребёнка теплее и радостнее.

         Безусловно, принимайте своего ребёнка таким как он есть.

8.Ритуалы, которые нравятся детям.

         Перед уходом в школу  получить  объятие родителей и напутственное слово или жест.

         Придя из школы , рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки  и участия за чашкой чая.

         В выходной день обсудить прожитую неделю и её значение  для детей и родителей.

         Посидеть в сумерках при свечах рядом  с мамой и папой.

         На ночь слушать сказку и быть заботливо  укрытым.

         В свой день рождения получать сюрпризы  и устраивать их для других членов семьи.

         Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.

         Посидеть с мамой или папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень хотелось

Источник: https://multiurok.ru/files/znachieniie-emotsii-dlia-formirovaniia-polozhitiel-nogho-vzaimodieistviia-riebienka-s-okruzhaiushchim-mirom.html

Принципы ознакомления детей с окружающей средой

Окружающая среда — это среда жизни, с которым живое существо связанная обменом веществ, энергии, информации, предстает перед ребенком не набором природных объектов, а как целостность, в которой все органично связано. В окружающей среде не существует тело, само по себе, разум сам по себе: и тело, и разум взаимодействуют с окружающей средой, окружающей это место взаимного исследования .

https://www.youtube.com/watch?v=pNB2QiiIyqs

Окружающая среда дает детям целостные знания о природе, общественной среде, жизни человека и самого человека. В процессе ознакомления детей с окружающим миром педагог использует закономерности природы и социума для формирования целостности знаний, целостности сознания ребенка.

Ознакомление детей с окружающим их миром важно осуществлять по ряду принципов.

Принцип — основное производное положение какой-либо теории, учения и т. п; руководящая идея, правило деятельности.

Каждый учебный предмет, каждая профессиональная методика руководствуется соответствующей группой принципов, которые обеспечивают результативность обучения. Есть такие принципы и в методике ознакомления дошкольников с окружающей средой.

  1. Принцип интеграции знаний в процессе деятельности в окружающей среде предполагает взаимосвязь задач из разных разделов программы: ознакомление детей с родной природой, окружающей средой, развитием речи, художественно-речевой деятельностью, формирование элементарных математических представлений. Решение этих задач осуществляется на интегрированных занятиях в дошкольном учебном заведении.
  2. Ознакомление дошкольников с природой через принцип целостности и системности предполагает вооружение детей системой знаний об окружающей среде в их целостности, что обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста целостной личности, целостного сознания, целостной картины мира.
  3. Ознакомление детей с природой по принципу деятельностного опосредствования предполагает погружение детей в различные виды познавательной деятельности (языковую, художественно-речевую, трудовую, продуктивную, игровую, конструктивную, коммуникативную и др).
  4. Ознакомление с природой через взаимодействия, согласно которому, развитие и формирование целостной личности ребенка возможны только в системах: «организм — среда», «личность -окружающая среда», «ребенок — социум», «педагог — ребенок», «дети -окружающая среда». Ребенок живет и воспитывается в социальном окружении, именно поэтому в процессе организации его жизнедеятельности в окружающей среде (природном, предметном, социальном) необходимо учитывать как субъективные, так и объективные условия, систему взаимоотношений, в которые включен ребенок.
  5. Принцип изоморфизма требует учитывать взаимодействие каждого ребенка как индивида, индивидуальности, личности с внешним миром, содействовать ее вхождению в процесс деятельности, образованию «личностного мира ребенка», ее целостного «жизненного пространства».
  6. Принцип обеспечения позитивного эмоционального фона жизнедеятельности ребенка в окружающей среде реализуется воспитателем такой организацией деятельности (познавательной, коммуникативной и др) детей, в которой каждый ребенок получает эмоциональное удовольствие от работы, общения, собственных и коллективных достижений.
  7. Принцип учета культурно-этнографических особенностей края (района, области, города) требует максимального использования культуры, обычаев, традиций той местности, в которой расположено дошкольное учреждение; культуры нации, этноса, сообщества, общества, страны; формирование целостной сознательной личности ребенка в рамках национальной культуры.
  8. Принцип единства внешних воздействий окружающей среды и внутренних условий (принцип единства психики и внешней деятельности (познания) каждого ребенка, его внутреннего содержания, восприятия, представления, переживания, понимания, осознания соответствии с его индивидуальных свойств, его поведения, поступков, знаний, умений. По этому принципу предусматривается перевод способов познавательной деятельности детей с плана социального сознания в план сознания индивидуальной. Любой новый вид познавательной деятельности в дошкольном учреждении нужно вводить как внешнюю материальную деятельность с постепенным ее превращением во внутреннюю.
  9. Принцип наглядности и объективности — принцип, по которому любое обучение строится по «золотому правилу дидактики» А.Я.Каменского: все, с чем встречается ребенок в окружающей среде, нужно, чтобы оно прошло через его органы ощущения и восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, моторное и др). В процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей среды или их заменителей (иллюстраций, картин, макетов, муляжей, видеофильмов и т. п) наглядность обеспечивает объективность знаний, добытых фактов, умозаключений.
  10. Принципы экологизации и валеологизации предусматривают формирование в процессе ознакомления детей с окружающей средой экологического отношения к окружающей среде и к самому себе, воспитания у детей экологического мышления, вооружение их экологическими взаимоотношениями организма с окружающей средой. В процессе ознакомления детей с окружающим миром воспитатель знакомит с правилами безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, сохранения и укрепления их здоровья; формирование у детей научного понимания здорового образа жизни.
  11. Принцип сочетания познавательных и воспитательных задач в процессе ознакомления детей с окружающей средой является ведущим принципом учебно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Планируя любую познавательную деятельность в окружающей среде, воспитатель обязательно предполагает и воспитательные задачи: воспитание любви к родному краю, Родины, родных и близких людей, воспитание патриотических чувств, гражданственности; экологическое, валеологическое, экономическое воспитание; воспитание трудолюбия, любознательности, настойчивости и тому подобное. Реализация указанных принципов будет способствовать формированию целостной сознательной личности ребенка, вооруженной знаниями, умениями и навыками поведения и жизнедеятельности в окружающей среде.

Задача педагога при ознакомлении детей с природным окружением

  • обогащать эстетические впечатления;
  • развивать интерес к природному окружению;
  • сближать детей с миром объектов и явлений, среди которых они находятся ежедневно;
  • развивать сенсорные ощущения и обогащать чувственный опыт;
  • способствовать развитию мышления и речи;
  • формированию системы начальных знаний о доступные объекты и явления природы;
  • раскрывать возможности для самостоятельного применения приобретенных знаний в игре, труда, несложном экспериментировании;
  • способствовать формированию нравственных чувств;
  • формировать потребность в бережном отношении к природе.

Природа как фактор всестороннего развития

Взаимодействие детей с природным окружением является основой или фоном для всех других линий развития.

Здоровьесбережение и физическое развитие детей взрослые обеспечивают через:

  • ежедневное пребывание детей на свежем воздухе во время наблюдений, игр и труда в природе;
  • расширение контактов с растительным миром во время экскурсий и целевых прогулок в лес, на луг, к водоему;
  • употребление свежих соков, овощей и фруктов во время несложного экспериментирования (приготовление соков), дидактических игр (узнать по вкусу) и тому подобное;
  • соблюдения правил экологической безопасности в помещении, где находятся дети — проветривание, влажная уборка, выращивание комнатных растений.

Социальное и эмоциональное развитие детей реализуется через:

  • постоянное общение с природой;
  • усвоение норм и правил поведения в природе, соблюдение их и побуждение к этому других;
  • развитие нравственных и эстетических чувств средствами природы — общение ребенка с социальной и природной средой развивается от узко прагматического («хочу», «дай») к альтруистическому уровня;
  • обогащение эстетических впечатлений во время наблюдений, целевых прогулок, экскурсий;
  • обеспечение возможности воспроизвести свои чувства и впечатления в деятельности — изобразительной, игровой, коммуникативной и тому подобное.

Творческое развитие детей реализуется через:

  • игры, которые организуют дети с различными объектами и явлениями природы;
  • фантазирование на тему природы в изобразительной деятельности и художественного труда;
  • несложное экспериментирования с природными материалами — листьями, цветами, плодами.

Когнитивное развитие детей обеспечивают:

  • усвоение доступного объема знаний об объектах и явлениях природы;развитие сенсорных ощущений в процессе восприятия природных явлений и обследование природных объектов;
  • постепенное усложнение заданий при ознакомлении с природой — от простых задач (различать и называть природные объекты или явления) до сложных (устанавливать связи и зависимости в природе);
  • предоставление самостоятельности в определении содержания и способов познания окружающей среды.

Речевое развитие детей обеспечивают:

  • наблюдения за природными явлениями, сопровождающиеся сравнениями, метафорами, эпитетами, которые вызывают у дошкольников эмоциональные переживания, желание подражания;обозначение словом названий, свойств и качеств объектов и явлений природной среды, побуждение к активному использованию таких слов в речи;
  • ответы на детские вопросы познавательного характера — «Что это?», «Как это называется?» и тому подобное;
  • овладение умениями передавать свои чувства и впечатления от увиденного в природе через речи;
  • индивидуальную и коллективную коммуникативную активность во время игр, труда в природе, экспериментально-исследовательской деятельности;
  • формулировка суждений и умозаключений во время детского экспериментирования в природе.

Методы и приемы ознакомления дошкольников с природой

Среди методов ознакомления дошкольников с природой предпочтение следует отдавать непосредственным методам, в частности:

  • наблюдению;
  • экспериментам;
  • игре;
  • труда.

Важными являются и словесные методы:

Именно словесные методы помогают постичь непонятное, раскрывают грани невидимого, объясняют целесообразность и направляют на ответственное отношение к природе.

Применяя наглядные методы, в частности рассматривания картин или иллюстраций, следует использовать такие приемы:

  • «вхождение» в картину — детям предлагается представить себя присутствующими в пейзаже или участниками события, изображенного на картине, и описать, что они видят и чувствуют;
  • рассказ о фрагмент картины — детям предлагают отыскать фрагмент картины, который им понравился больше всего, описать его и объяснить, чем именно он понравился;
  • размышления над «настроением» картины — дети с помощью взрослого пытаются описать настроение художественного произведения, которое хотел передать художник.
Читайте также:  Конспект занятия «птицы леса» во внеурочной деятельности фгос

Принципы ознакомления детей с окружающей средой Ссылка на основную публикацию

Источник: https://podrastu.ru/vospitanie/oznakomlenie-s-prirodoi.html

Социальное развитие ребенка-дошкольника в системе взаимодействия доу и социума

Социальное развитие ребенка-дошкольника в системе взаимодействия доу и социума

Социализация — понятие, широко использующееся в современ­ной психолого-педагогической науке, содержание которого далеко не однозначно. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и самораз­вития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультур­ного опыта (А.В. Мудрик).

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.

Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружа­ющие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотноше­ния — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр.

Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в об­ществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жиз­ненных ситуациях.

Иными словами, необходимо управлять процессом социализации.

Современная социализация имеет свою специфику, обуслов­ленную как глобальными процессами, происходящими в миро­вом сообществе (разрушение человеком природы, возможность самоуничтожения человечества, распространение эпидемий, ком­пьютеризация всех сфер жизни и т.д.), так и особенностями со­циально-экономического и культурного развития того или иного региона или государства в отдельности.

Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества — обеспечение успешной социализации подрастающе­го поколения. Чтобы определить, что вкладывается в это поня­тие, необходимо обратиться к более развернутому описанию сущ­ности процесса социализации.

Дуализм социализации, с одной стороны, заключается в адаптации личности к обще­ству путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, устано­вок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

С другой стороны, в формировании собственной позиции и неповтори­мой индивидуальности, процессе саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт.

Проблема в том, что обще­ство стремится сформировать социальные стереотипы, стандарты ролевого поведения, и личность должна усвоить этот соци­альный опыт, чтобы не быть в оппозиции к обществу, а личность в силу своей природной активности личность развивает тенден­цию к автономии, независимости, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.

Я поставила перед собой цель: гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка. Огромную роль в решении этой задачи иг­рает ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, социумом ближайшего окружения.

Важно научить каждого ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине через приобщение детей к культурным ценностям, посещение музеев, выставок.

То есть, приоритетным направлением моей педагогической деятельности является социальное развитие детей в социуме.

На основе многолетней практики сотрудничества детского сада со школами ближайшего окружения и другими социальными объектами мною была разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом, что послужило основой для содержания данной работы.

Ориентируясь на воспитание ребенка в социуме, осуществляла свою деятельность по следующим направлениям:

  • Организация взаимодействия с семьей по воспитанию норм, правил поведения, формированию культуры общения со взрослыми и сверстниками.
  • Формирование представлений о жизни города, микрорайона, воспитывая при этом патриотические чувства.
  • Расширение форм взаимодействия дошкольного учреждения с учреждениями культуры.
  • Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации.

    Родительско – детские отношения являются наиболее тесными и близкими, которые могут существовать в человеческом обществе.

    Благодаря родителям, ребенок имеет возможность сначала наблюдать, а затем активно включаться во взаимоотношения с внешним миром.

    Придя в новую группу, дети терялись, замыкались, просились домой.

    Органично влиться в семью нашей группы, нам помогли фотоальбомы «Кто я такой?», «Семейный фотоальбом», оформленные родителями для своих детей.

    Каждый ребенок рассказывал сверстникам о том, где он побывал с родителями, кто у него есть в семье, какая у него комната. Соскучившись по дому, ребенок мог, уединившись, «поговорить» со своими родными.

    Активность родителей в оформлении стенда «Звезда недели» говорит о том, что подобная форма работы является востребованной. Они видели, как ребенок, глядя на свои фотографии на стенде, преодолевал смущение, становился более раскованным, коммуникабельным, ведь взоры детей устремлены только на него.

    Досуговое направление в работе с родителями и детьми «Мама, папа и я», «Вот так ярмарка» оказалось не только самым привлекательным, но и полезным, так как позволило родителям увидеть некоторые проблемные моменты взаимоотношений своего ребенка со сверстниками и приобрести опыт взаимодействия в новых условиях со своими ребенком и родительской общественностью в целом.

    Родительская семья остается важнейшим институтом социализации раннего детства. В ней формируются основы характера человека, его отношений к труду, моральным, идейным и культурным ценностям.

    Информационно – наглядное направление в работе с родителями и детьми (Стенд «Мамин день») предоставило каждому ребенку возможность научиться уважать взрослых, узнать историю своей семьи, понимать своих родных, проявлять заботу и добрые чувства к своим близким, научиться ценить хорошие отношения и получать радость от общения со своими близкими, рассказывать о своей маме, о своей любви к ней, а родителю узнать что-то новое о себе.

    Сценарии праздников и развлечений готовили вместе с детьми: изготавливали пригласительные билеты, готовили отдельные номера и атрибуты, беседовали о культуре поведения.

    Немного страшно было проводить первый семейный праздник: дети маленькие, родители малознакомы, однако, родители с удовольствием пошли на контакт и цели мероприятия: обогащение отношений через эмоциональное общение и формирование положительных взаимоотношений между родителями и детьми были оправданы.

    Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями. Именно поэтому мной была оформлена фотовыставка «Мои года – мое богатство».

    Проведенные фотовыставки и мероприятия были направлены на воспитание в детях любви, ласкового и чуткого отношения к самым близким людям; чувства семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях; потребности радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним, а также расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.

    Первым этапом знакомства детей с социумом в моей работе является ознакомление с ближайшим окружением, то есть с детским садом, который является частью социальной инфраструктуры.

    Ребенок оценивает себя «глазами» социума и какова его самооценка — таков и его социальный статус, возможность взаимодействовать с социумом, оптимальность адаптированных характеристик, и по сути, таково его психическое здоровье.

    Детский сад представляет собой «социальный мир в ми­ниатюре», поскольку здесь дети впервые знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, сфера услуг, меди­цина, физкультура и спорт и т.п.

    Именно в детском саду учитываются возрастные особенности развития дошкольников, стимулируется социальное развитие детей, формируются навыки поведения в детском саду, на участке, на экскурсии, при посещении учреждений образования и культуры, воспитывается у детей уважительное отношение к труду взрослых различных профессий.

    Особую ценность имеет проведение выездных экскурсий и выставок городской картинной галереи на базе детского сада. Мои воспитанники с удовольствием принимают гостей и узнают много нового, не покидая пределов детского сада.

    Экскурсии стимулируют развитие игровой деятельности: дети выстраивают свое поведение, придерживаясь роли; сопровождают игровое взаимодействие речью; сочиняют оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывают их сверстникам; делятся с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, высказывают свою точку зрения.

    Игра выступает как важное средство воспитания и своеобразным, свойственным дошкольному возрасту способом усвоения общественного опыта, основным источником которого является окружающий мир ребенка, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

    В игре формируются реальные отношения сотрудничества между одним ребенком и его сверстниками, ребенок приобретает положительный опыт совместных действий.

    Вторым этапом ознакомления детей с социумом являются экскурсии к объектам, находящимся вне территории детского сада, так как взаимодействие дошкольного учреждения с социумом является неотъемлемой частью структуры развивающей среды.

    Проведение экскурсий и прогулок по городу является одним из лучших видов деятельности для ознакомления детей с окружающим миром и неотъемлемой частью экологического воспитания и оздоровительной работы.

    Для решения данной задачи мною был разработан перспективный план для старшей и подготовительной группы по ознакомлению с социально-значимыми объектами микрорайона и города, план экскурсий и прогулок по микрорайону и к историческим памятникам. В беседах дети узнавали об истории названий улиц, составляли рассказы по фотографиям улиц, узнавали свое место жительства.

    Во время прогулок дети усваивали нормы поведения на улице, закрепляли знания о городском транспорте, правилах дорожного движения, что способствовало развитию эмоционального отношения к сверстникам и окружающему миру, и усвоению новых способов поведения в проблемных ситуациях.

    В старшем дошкольном возрасте одним из центральных объектов ознакомления с социумом является школа.

    Социальный компонент коммуникативной культуры дошкольников основывается на правильном гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми.

    Ребенок, научившийся чувствовать и помогать людям, проявлять терпение и эмпатию, успешно адаптируется в коллективе школьников.

    Стараясь поддерживать преемственность в работе именно со школой, проводя совместные мероприятия, целевые посещения, экскурсии, я выбрала объектом ознакомления с социумом школу № 12, так как из детского сада большинство детей идут учится в 1 классы именно этой школы. Дети с удовольствием посещали соревнования, проводимые в школе № 12, познакомились с классами, частично прикоснувшись к жизни школьника.

    Практика показывает, что дети дошкольного возраста активно участвуют в жизни группы, своих родителей и близких людей. Они всегда готовы прийти на помощь. С величайшим интересом занимаются в группе и принимают активное участие в различных играх, делают уместные замечания, откликаются на зов и предложения других людей.

    Все выше перечисленное становится возможным потому, что у детей активизируется социальное познание в обществе сверстников и взрослых. Они уже разбираются в устройстве нашего мира на должном уровне.

    Дети имеют достаточное количество знаний о природе, о себе, своих родителях, взрослых людях и сверстниках, уже способны устанавливать хорошие взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.

    Осознавая ценность взаимодействия с учреждениями культуры, организовала сотрудничество с Театром драмы и комедии, что способствовало развитию сферы театрализованной деятельности в детском саду, формирует потребность в общении, воспитывает способность к сопереживанию, эмпатии.

    После просмотра спектакля дети пробуют оценить игру актеров, используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановок.

    С целью обращения к историческим факторам, поддержки народных традиций, знакомства с историческим прошлым России, мною была предпринята экскурсия по достопримечательностям города к памятнику «3 звезды» и в краеведческий музей.

    Для развития художественно-литературной, познавательно-речевой, социально-личностной деятельности, я организую экскурсии в библиотеку, где для детей проводятся беседы, тематические занятия, показывают кукольные театры.

    В решении этой задачи большую помощь оказывают родители. Мною регулярно проводятся беседы и консультации для родителей с целью знакомства их с тематическим планом по ознакомлению дошкольников с социумом. В выходные дни родители с детьми посещают культурные и памятные места города.

    Совместно с родителями мы организовали экскурсию в пожарную часть нашего города, дети посмотрели и потрогали оборудования пожаротушения, посидели в кабинах пожарных машин, примерили форму и снаряжение пожарных. Беседу с детьми провели отличившиеся пожарные, рассказали истории из жизни, повторили с детьми правила поведения при пожаре. Многие мальчики нашей группы решили стать пожарными!

    С помощью родителей были организованы экскурсии в аптеку, на почту, в магазин игрушек. Работники данных учреждений радушно принимали детей, объясняли, рассказывали о своей работе. После посещений этих объектов у детей осталась масса впечатлений.

    После экскурсий для каждой игровой зоны мы с детьми изготовили схемы для легкого ориентирования в пространстве группы.

    Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.

    Кроме того, детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад – семья – социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей.

    В детском саду происходит взращивание ребенка в процессе создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно – ценностной ориентации.

    Таким образом, знакомство с социумом способствует социализации ребенка-дошкольника, включающей формирование у него навыков поведения и общения, что, в свою очередь, является основой гармонично развитой личности.

    В результате проведенной работы у детей сформированы представления о правилах и нормах поведения в об­ществе, о многообразии человеческих отношений, что способствовало развитию эмоционального отношения к сверстникам и окружающему миру и усвоению новых способов поведения в проблемных ситуациях.

    Читайте также:  Конспект занятия кружка в начальной школе. собачка своими руками в технике оригами

    Социализация, понимаемая как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности.

    Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.

    Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.

    Литература

  • Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М,: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
  • Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  • Ривина Е.К., Толстых В.К., Башлай Е.Ю. Социум микрорайона – ступенька в большой мир // Управление ДОУ. – 2004. — № 5. – С. 72-80.
  • Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ» — 1).
  • Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhayuschiy-mir/social-noe-razvitie-rebenka-doshkol-nika-v-sisteme-vzaimodeystviya-dou-i-sociuma-872293

    Формирование положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром Родительское собрание 3б класс Классный руководитель: Исакова Ирина Павловна. — презентация

    1<\p>

    2<\p>

    3<\p>

    4<\p>

    5 Формирование положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром Родительское собрание 3б класс Классный руководитель: Исакова Ирина Павловна<\p>

    6 Цель: содействовать формированию положительного взаимодействия ребенка с миром.<\p>

    7 Задачи: формирование нравственной культуры общения ребенка и родителей; формирование нравственной культуры общения ребенка и родителей; развитие коммуникативных умений; развитие коммуникативных умений; демонстрация достигнутых успехов детей во внеклассной, учебной и внеурочной деятельности родителям; демонстрация достигнутых успехов детей во внеклассной, учебной и внеурочной деятельности родителям; развитие у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению. развитие у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.<\p>

    8 Семья Школа Общество<\p>

    9 Счастье – это когда тебя понимают…<\p>

    10 Адаптация ребенка в обществе<\p>

    11 Неделя дополнительного образования<\p>

    12<\p>

    13 Неделя дополнительного образования Неделя дополнительного образования<\p>

    14 Спортивная жизнь класса<\p>

    15<\p>

    16<\p>

    17 Посещение бассейна «Бриз» Посещение бассейна «Бриз»<\p>

    18 Совместные классные мероприятия<\p>

    19<\p>

    20<\p>

    21 Экскурсии<\p>

    22 Экскурсии<\p>

    23 Экскурсии<\p>

    24 Трудовой десант<\p>

    25 Совместные прогулки<\p>

    26<\p>

    27 Отдых в школьном летнем лагере<\p>

    28<\p>

    29<\p>

    30 Отгадайте загадку Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста. А тому, кто так высок, Нелегко сорвать…<\p>

    31 Практическое занятие<\p>

    32 Наша школьная семья<\p>

    33 Рефлексия Красный – восторженноенастроение, Вы рады окружающим и тому, что тому, чтопроисходит вокруг Вас!<\p>

    34 Рефлексия Желтый — Ваши взаимоотношения с ребенком сегодня самые теплые,солнечные!<\p>

    35 Рефлексия Синий – Вам сегоднянемного грустно, но Все изменится в лучшую сторону!<\p>

    36 Рефлексия Белый – Ваше настроениесегоднянастолько безоблачно, что все вокруг Вам кажетсяпрекрасным!<\p>

    37 Рефлексия Фиолетовый – Вы сегодня немноготревожны,переживаете, волнуетесь за своего ребенка!<\p>

    38 Рефлексия Оранжевый – у Вас сегодня прекрасное, радостноенастроение: приятно окружение, события, происходящие с Вами!<\p>

    39 Решение родительского собрания: Формирование положительного взаимодействия ребенка с миром необходимо осуществлять через нравственную культуру общения с родителями; Формирование положительного взаимодействия ребенка с миром необходимо осуществлять через нравственную культуру общения с родителями; Развивать интерес к совместному досугу детей и родителей; Развивать интерес к совместному досугу детей и родителей; Осуществлять взаимосвязь семья- школа-общество в поддержке достижений учащихся. Осуществлять взаимосвязь семья- школа-общество в поддержке достижений учащихся.<\p>

    Источник: http://www.myshared.ru/slide/658871/

    Взаимодействие с окружающим миром как условие успешного всестороннего развития ребенка 4-5 лет — МБДОУ №322 Официальный сайт детского сада

    СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

    Дети четырех-пяти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы. Дети умеют не только слушать и понимать приказания и просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы.

    В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.

    Дети также начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут. Эти изменения свидетельствуют о том, что в среднем дошкольном возрасте начинает развиваться так называемая внутренняя речь (внешне невыраженная, быстрая и сокращенная речь).

    Ребенок может решить задачу и рассказать о своем решении. Для трехлетних детей объяснение даже удачно выполненного действия совершенно недоступно. Отметим, что у 4—5-летних детей задача сначала решается практическим действием, а затем успешное действие осмысливается и закрепляется речью.

    Ребенок в состоянии это действие запомнить и повторить. Предварительного же обдумывания поставленной задачи еще нет (оно возникает у 6—7-летних детей). Поэтому совершенно необоснованными будут требования взрослых, заставляющих детей 4—5 лет сначала подумать, что они будут делать, а затем приступать к действию.

    Дети думают (и причем часто «думают вслух», то есть этап формирования внутренней речи еще не завершен) во время выполнения дела.

    Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи. Присмотритесь к маленькому художнику — он рисует и говорит себе, что он хочет нарисовать, какие будут детали рисунка. Это и есть этап неполной сформированности внутренней речи. Ни в коем случае нельзя заставлять думать про себя, ведь он еще не очень умеет это делать.

    Радуйтесь, что процесс начался. Ошибкой будет также и ограничение практических действий с предметом: «знакомства глазами» с новой вещью четырехлетним недостаточно, им еще нужно чувственное восприятие предмета, возможность его потрогать, привести в действие, — то есть практическое действенное мышление на этом этапе еще преобладает, но начинает складываться и словесно-логическое.

    Заметно это становление на увеличивающейся возможности детей пяти лет рассуждать по поводу какого-либо события, на умении производить сравнение предметов (легче детям находить различия, чем сходство). Сравнивая предметы, ребенок употребляет прилагательные в сравнительной степени.

    Источник: http://dou24.ru/322/-6-qq-19/46-2011-02-01-05-56-21/54/241-4-5

    Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром Жить ~ знач

    Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

    «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром»

    Жить – значит чувствовать и мыслить,

    страдать и блаженствовать;

    всякая другая жизнь – смерть.

    В. Г. Белинский

    Задачи собрания:

    1.  Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.
    2.  Способствовать приобретению практических знаний по развитию эмоций младших школьников

    ХОД СОБРАНИЯ:

    I Вступительное слово учителя

       Большое спасибо тем, кого заинтересовала тема нашего родительского собрания и вы пришли сегодня в наш уютный класс, чтобы поговорить и посоветоваться по вопросам, без анализа которых невозможно правильно построить воспитание ребенка в семье.

       Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея всё это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают?

       Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому, который хуже одет и менее сыт?

       Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оцененный другими и, в первую очередь, родными людьми, успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы; благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

       Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет. Какая она, эта среда?

    II Заполнение таблицы эмоциональных реакций в ситуациях взаимодействия с ребенком

    Мои реакции Частота реакций(редко, иногда, часто, очень часто, никогда) Ситуации, вызывающие такую реакцию                            
    Яростный взрыв
    Крик
    Попытка перекричать
    Прерывание ребенка
    Настаиваю на своем мнении
    Доказываю свою правоту
    Упреки
    Наставления
    Ультиматумы
    Сведение счетов
    Едкие замечания

    III Анализ родителями ситуаций из жизни

       Родители обсуждают ситуации, которые необходимо разрешить таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и она не вызывала у него негативных эмоций.

    •  Ваш ребенок опять получил плохую оценку по предмету. Накануне он долго учил, а результат плачевный.
    •  Вы многократно повторяете своему ребенку: «Делай уроки!». Ребенок не реагирует.
    •  Ваш ребенок ничего вам не рассказывает, и лишь от посторонних людей вы узнаете, что он ведет себя в школе плохо.
    •  Ваш ребенок дерется с другими детьми, и в школе на него постоянно жалуются.

    IV Мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах» (приложение 1)

       Уважаемые мамы и папы! Внимательно посмотрите на изображенные мимические позы лица и ответьте на следующие вопросы:

    1.  С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
    2.  С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?
    3.  Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами? (рисуют родители)

    V Анализ «рожиц», выполненных детьми

       Дети рисовали рожицы (грустные и веселые), как они себя чувствуют в школе, дома и с друзьями

    VI Рекомендации родителям (приложение 2)

    Источник: http://samzan.ru/141608

    Ребенок и социум: когда, как и зачем знакомить ребенка с окружающим миром — Kukuriku.ru

    Процесс социализации в дошкольном возрасте – это усвоение ценностей, норм, догм и правил конкретного общества, в котором живет ребенок, способы адекватного реагирования на них. По мнению отечественных и зарубежных психологов, существуют два фактора, обеспечивающих процесс успешной социализации:

    1. Внешние факторы – это ближайшее окружение малыша, его семья, группа детей в детском саду, соседские ребята.
    2. Внутренние факторы – индивидуально-типологические особенности ребенка, темперамент, характер, уровень развития способностей.

    От того, насколько успешной будет социализация, зависит полноценное становление ребенка как личности, последующее функционирование в обществе. Способы развития социализации меняются в зависимости от возраста и ведущего вида деятельности. Рассмотрим особенности социализации в дошкольном возрасте.

    Особенности социализации дошкольников

    Дошкольный период делится на несколько возрастных этапов, каждый из которых важен по-своему для процесса социализации:

    • от момента рождения и до года важным связующим звеном между миром и малышом является мама и другие члены семьи, именно в этот период ребенок усваивает базовую информацию об окружающем мире;
    • от года до трех – кроха начинает активно выражать потребность в общении с другими детьми, он познает окружающий мир с помощью норм и правил поведения в нем, учится взаимодействовать с себе подобными;
    • от 3 до 6 лет главным инструментом познавательной деятельности выступает речь, ребенок учится самостоятельно строить диалог, задает бесчисленное количество вопросов, не зря этот период называется возрастом «почемучек».

    Формой усвоения социальных норм и правил служит игра (дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная). Главная задача взрослого человека (родителей, педагогов) подать информацию в игровой форме, доступной пониманию ребенка.

    Социальная адаптация детей включает гендерные способы формирования полоролевых норм.

    Так, мальчики зачастую выбирают мужские роли и профессии (строитель, полицейский), девочки чаще выбирают роль матери, в игре дети проецируют выбранные роли на межличностные отношения.

    Учим детей общаться

    Социальная адаптация – процесс продолжительный и многоплановый, он имеет огромное значение для полноценного формирования личности и также важен наряду с интеллектуальным, творческим, физическим развитием.

    Уважаемые родители, помните, что вы являетесь для малыша своеобразным зеркалом, отражающим окружающий мир. Поэтому следите за своими реакциями и поведением. Чаще разговаривайте с ребенком, учите правилам этикета в игровой форме, а не в виде нотаций и морали.

    Покажите личным примером, как нужно общаться с посторонними людьми, в коллективе, семье.

    Ваша главная задача – помочь ребенку приобрести необходимые социальные навыки, тогда в будущем у него не возникнет проблем во взаимодействии с другими людьми.

    Источник: https://kukuriku.ru/razvitie/psychological/socialno-kommunikativnoe/rebenok-i-socium-kogda-kak-i-zachem-znakomit-rebenka-s-okruzhayushhim-mirom/

    Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология — файл § 3. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы.doc

    Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология
    скачать (321.6 kb.)

    Реклама MarketGid:
    § 3. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы

    «С философской точки зрения вселенная состоит из Природы и Души», — писал Ралф Эмерсон. Но как же взаимодействуют Природа и Душа?

    Антропоцентризм современного сознания привел к тому, что в науке выработалась устойчивая парадигма: «природа как окружающая среда». Психологи Достаточно подробно изучали взаимодействие человека с окружающей его средой (в том числе и с природной). Существует даже целое направление — психология окружающей среды.

    Но природа это не только безликая «окружающая среда», которая, наряду с антропогенной средой, окружает человека, это и совершенно конкретные луг, лес, дерево около дома, любимая собака, кактус на подоконнике, разговорчивый попугай на кухне…

    И взаимодействие с ними кардинально отличается от взаимодействия с природой как обобщенной и, вследствие этого, обезличенной «окружающей средой». До возникновения экологической психологии это взаимодействие практически не становилось специальным предметом психологических исследований.

    Природа как окружающая среда достаточно полно представлена в современном экологическом образовании. Но, кроме этого, в нем свое место должен найти и «мир природы» как совокупность конкретных природных объектов, взятых в их единстве и неповторимости.

    Взаимодействие с миром природы обладает большим психолого-педагогическим потенциалом. Какие же функции оно может осуществлять?

    ^ Взаимодействие с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.

    Экспериментально измерялось давление крови у владельцев собак, когда они читали неинтересный текст и когда играли, возились, беседовали со своими любимцами (что должно было, в принципе, повышать давление). Но во втором случае давление всегда оказывалось ниже, хотя возня бывала иногда довольно бурной.

    Кроме того, наблюдалась группа из 92 человек, перенесших инфаркт, 53 из них держали дома животных, у 39 с похожими клиническими случаями, возрастными, социальными и личностными параметрами таких любимцев не было. За год наблюдений из первой группы умерли 3 пациента, из второй — 11, соответственно 6% и 28%.

    В докладах на 1-м Международном симпозиуме по взаимоотношениям между человеком и животными (США, 1982 г.

    ) отмечалось, что даже кратковременное созерцание плавающих в аквариуме рыбок является эффективным средством для успокаивания нервной системы, снятия стресса, нормализации давления крови, преодоления синдрома навязчивых состояний, борьбы с бессонницей и т. д.

    В аптеках Нью-Йорка продаются видеокассеты с «аквариумными сюжетами», которые используются в больницах, в приемных зубных врачей.

    ^ Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.

    С помощью методики «Кинетический рисунок семьи» изучалось влияние домашних животных на восприятие ребенком психологического климата в семье.

    Эта методика позволяет диагностировать пять симптомокомплексов: 1) «благоприятная семейная ситуация», 2) «конфликтность», 3) «тревожность», 4) «чувство неполноценности», 5) «враждебность». В эксперименте сравнивались результаты в семьях, где было какое-либо животное (собака, кошка, хомяк, попугай и т. д.

    ), и в семьях, где животного не было. Оказалось, что в первой группе двое из каждых трех протестированных подростков воспринимают семейную обстановку как благоприятную, в то же время практически все их сверстники (98%) из второй группы — как неблагоприятную.

    Тревожность и конфликтность в семьях, где содержатся животные, также существенно ниже, чем в семьях, где животных нет. В семьях, где есть животные, процент детей с относительно высокими показателями чувства неполноценности и враждебности оказался вдвое ниже, чем в семьях, где животных не содержат.

    Не случайно, когда в семье сложились отчужденные отношения, психотерапевты иногда рекомендуют завести, например, собаку. У супругов, которые вообще не имели общей темы для разговоров, появляется возможность общаться друг с другом по поводу своего питомца.

    Такая совместная деятельность начинает определять их межличностные отношения: постепенно от разговоров о собаке они переходят к разговорам о самих себе.

    3) ^ Контакты с животными и растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психологической, так и социальной ее реабилитации.

    Показательно, что стремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у людей, подвергнутых тому или иному виду депривации.

    Исследование, в котором принимали участие около 500 подростков из благополучных семей, находящихся в исправительных заведениях и психиатрических лечебницах, показало, что среди школьников 29% называют свое любимое животное «единственным существом, которое можно любить».

    В то же время среди подростков из исправительных заведений таких оказалось 47%, а среди пациентов психиатрических больниц — 61%! Двум из трех подростков с психическими отклонениями животные дают то, что им не могут дать люди.

    Большую роль взаимодействие с миром природы играет в школах-интернатах для детей, лишенных родителей.

    В этом отношении очень показателен такой эпизод. Один из воспитанников, имеющий «богатое» криминальное прошлое, уговаривал на побег другого (не столь «бывалого»), расписывая при этом все прелести свободной воровской жизни. Однако 14-летний Борис П. на побег не согласился, ответив: «Нет, не могу! Здесь зоокружок, здесь мои животные. Как же я без них…».

    Во взаимодействии с любимым животным (а в отдельных случаях и растениями) депривированный ребенок получает соответствующий коммуникативный опыт, который порой другим путем он получить не может. Как показывают наблюдения, ребенок, обладающий каким-либо животным, реально повышает свой статус среди сверстников.

    Проблемы, возникающие в связи с его содержанием, становятся катализатором общения с другими детьми и взрослыми, что также способствует реабилитации депривированного ребенка.

    4) ^ Взаимодействие с миром природы способствует эстетическому развитию личности, предоставляет широкий набор условий и возможностей для удовлетворения ее эстетических потребностей.

    Неслучайно, люди издавна держат в доме для этих целей растения и животных, которые не приносят им прагматической пользы. Известно, что в Китае уже 3,5 тыс. лет назад (правление династии Инь-Шанг) уже разводились золотые рыбки.

    В изящных фарфоровых вазах их преподносили как драгоценный подарок.

    С XVI в. — эпохи географических открытий и интенсивных контактов с культурами Востока и Америки, европейцы начинают создавать у себя ботанические сады, содержать в доме декоративные растения и животных.

    К XVII в. спрос на них достигает в Европе таких масштабов, что стимулирует организацию большого количества специальных, прекрасно оснащенных экспедиций в джунгли Старого и Нового света.

    Многие искатели погибали, но вернувшиеся становились состоятельными людьми: столь велик был спрос на товар и столь высоки были цены.

    И сейчас торговля экзотическими растениями и животными является важной статьей национального дохода ряда тропических стран (Танзании, Бурунди, Таиланда и др.).

    5)^ . Взаимодействие с миром природы может удовлетворять познавательные потребности личности, способствовать ее интеллектуальному развитию.

    Как показывают наблюдения, некоторые ученики, имеющие трудности в учебе, которые в конце концов приводили к внутреннему отказу от нее, резкому снижению самооценки и даже личностному кризису, с помощью взаимодействия с природой получали возможность решить свои проблемы.

    Необходимость ухода за своими животным или растением приводила их к поиску соответствующей информации.

    Все больше и больше увлекаясь, они начинали досконально изучать проблему, интересоваться сопутствующими вопросами, — возникала своего рода «иррадиация интереса», формировалась общая познавательная мотивация — им открывался смысл слов «радость познания», даже если их «субъективные открытия» происходили на уровне истин, давно известных науке.

    Изучение мира природы формировало соответствующие познавательные умения и навыки, которые могли ими уже использоваться и при изучении других предметов. Показательна история одного убийцы, приговоренного к пожизненному заключению. «В тюрьме Страуд находился с 1909 г. В 1942 г. его перевели в знаменитую тюрьму Алькатрас, находившуюся на острове.

    Птицы, которых видел заключенный из окна камеры, породили у него не только мечту о крыльях, но и желание досконально изучить жизнь пернатых. Страуд занялся самообразованием, запросил у тюремной администрации книги по естествознанию, стал вдумчиво и планомерно изучать строение птиц.

    В итоге он написал две книги о птицах, получившие высокие отзывы ведущих орнитологов мира. И сам Страуд стал известен далеко за пределами тюрьмы. О Птичнике (такое прозвище он получил в тюрьме) сняли фильм, многие видные общественные деятели обращались к представителям американской Фемиды с просьбой об освобождении талантливого ученого. Органы правосудия, однако, решили не отступать от принятого десятилетиями назад решения. Страуд так и умер в тюремной камере».

    6) ^

    Потребность в компетентности, выражаемая формулой «я могу», является одной из важнейших потребностей человека. Люди очень комфортно чувствуют себя в ситуациях, в которых компетентны, и очень дискомфортно — в тех, где некомпетентны, вплоть до того, что стараются их избегать.

    Чем большее количество сфер деятельности «отмечено» его компетентностью, тем выше самооценка человека, благоприятнее «образ Я». Неслучайно для подростков характерна частая смена увлечений, знакомых: происходит своеобразное «примеривание» разных видов деятельности в поиске тех, в которых они могут быть компетентными.

    Взаимодействие с миром природы может являться дополнительным каналом удовлетворения этой потребности, позволяет существенно повысить самооценку и, тем самым, благоприятно влияет на людей, имеющих трудности в социальной адаптации.

    7) ^ Как показали исследования А. Маслоу, А. В.

    Петровского и других, одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности. Невозможность самореализации приводит к глубочайшему личностному кризису.

    Взаимодействие с природой позволяет удовлетворить эту потребность в квазиформе.

    Когда ребенок занимается созданием целой системы живых организмов, например, устраивает аквариум, он выступает в роли творца, демиурга, «вершителя судеб», определяя, как, кого и с кем разместить в аквариуме, что и когда заменить и т. п.

    , — ребенок создает «свой мир», мир, в котором он сам обладает абсолютной властью. Не находя возможности самореализации в социальном взаимодействии, он реализуется в созданном им собственном «мире».

    Кроме того, благодаря своей экологической активности, человек может и реально продолжить себя в других людях, остаться в их памяти.

    8) ^ . Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять животные и даже растения в процессе взаимодействия с ними человека, — функция партнеров общения.

    В исследовании, в котором опрашивалось более 4 тыс. владельцев собак, были получены следующие результаты. 98 % обследованных доверяют животным свои тайны и даже подробности интимной жизни. Около 60% признались, что обсуждают с ними свои проблемы, как с советчиками или исповедниками. 48% относятся к ним как к судьям или моральным авторитетам.

    90% владельцев уверены, что собака чувствует их настроение и прекрасно знает, счастлив ли хозяин в этот момент, или он болен, или грустит о чем-то. Почти 60% людей отмечают день рождения своего подопечного животного, а каждый второй хранит его фотографию в портмоне, семейном альбоме или вешает портрет своего любимца на стене.

    Сходные результаты были получены и при опросе школьников. Практически все (98%), у кого есть животные, уверены, что оно способно понимать человека. Из тех, у кого животного нет, такого мнения придерживаются половина опрошенных. В том, что животное может им помочь, убеждены 84% владельцев животных, и 50% из тех, у кого животных пока нет.

    На то, что животное способно понимать их лучше, чем другие люди, указывают 63% школьников, у которых такое животное дома есть, и 40% тех, у которых его нет (!). Кроме того, 84% детей делится со своими домашними животными впечатлениями о событиях в школе, рассказывают о друзьях и т. д., 75% — обращается к животному за советом.

    «Практически весь день, кроме школы и сна» проводят со своими животными 62% опрошенных. Очень убедительные данные были получены в эксперименте, посвященном изучению круга «значимых других» у школьников с 7 до 18 лет.

    В первой его части испытуемым предлагалась максимально свободная, исключающая какую-нибудь «подсказку» инструкция: «Напишите круг ваших «значимых других». «Значимые другие» — это мир, с которым вы общаетесь, который влияет на вас, от которого вы черпаете силы. Это может быть кто угодно или что угодно».

    Оказалось, что среди школьников доля тех, кто включил в список собаку, кошку, других животных, растения или «природу в целом», равна 32%! Природные объекты встречались существенно чаще, чем многие родственники и учителя.

    Во второй части эксперимента предлагалось определить степень психологической близости с внесенными ими в список «значимыми другими».

    Показатель психологической близости с природными объектами оказался выше, чем со всеми «значимыми другими» — выше матери, отца и ближайшего друга, не говоря уже об остальных! Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод. Взаимодействие с природой действительно имеет большой психолого-педагогический потенциал.

    Но проблема заключается в том, что без готовности личности его «видеть», без соответствующей внутренней активности он так и остается потенциалом, не становясь осуществившейся возможностью.

    Например, животные и растения лишь тогда могут выполнять функцию партнеров по общению, когда личность готова воспринять их как субъектов, в противном случае они остаются «окружающей средой», удовлетворяющей ее прагматические потребности. Поэтому экологическое образование должно быть направлено и на то, чтобы открыть личности описанные возможности взаимодействия с миром природы; в этом случае экологическое образование становится фактором общего развития и формирования личности.

    Скачать файл (321.6 kb.)

    Источник: http://gendocs.ru/v11399/?cc=14

    Ссылка на основную публикацию