Занятие по обж «правила безопасного поведения на воде». подготовительная группа

План-конспект занятия по ОБЖ (подготовительная группа) на тему: Конспект досуга для детей старшей и подготовительной групп «Безопасность на воде»

Конспект  досуга для детей 5–7 лет  «Безопасность на воде».

                                                                                       Инструктор ИФВ Саблина Е.Г.

Цель: Формирование у детей представлений о правилах безопасного поведения на воде, знакомство с видами помощи утопающему.

Задачи:

1. Расширять представления о причинах несчастных случаев на воде, действиях в случае опасности.

2. Развивать способность помогать и сочувствовать людям.

3. Воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на воде.

Ход: Инструктор:- Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Инструктор: Сегодня мы с вами рассмотрим различные ситуации на воде и научимся, как правильно поступать. Ребята, а вы знаете, что при купании в воде нужно соблюдать определенные правила Безопасного поведения. Давайте мы расскажем друг другу о них. 

Правила поведения на воде.

Правило 1 . Не стой и не играй в тех местах, откуда можно свалиться в воду.

Правило 2 . Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо.

Правило 3 . Ни в коем случае не ныряй в незнакомых местах. Неизвестно, что там может оказаться на дне.

Правило 4 . Нельзя заплывать за буйки.

Правило 5 . Нельзя близко подплывать к судам. Тебя может затянуть под винты.

Правило 6 . Никогда не играй в игры с удерживанием «противника» под водой — он может захлебнуться.

Правило 7 . Не пытайся плавать на самодельных плотах или других плавательных средствах. Они могут не выдержать твоего веса или перевернуться.

Правило 8 . Не следует далеко заплывать на надувных матрасах и камерах. Если матрас или камера вдруг начнут сдуваться, ты можешь вместе с ними пойти ко дну.

Правило 9 . Игры в «морские бои» на лодках, раскачивание лодки, хождение по ней или перегибание через борт очень опасны, так как лодка от этого может перевернуться. Что нам необходимо одеть перед тем как сесть в лодку? ( Спасательный жилет.)

Игра «Правильно одень спасательный жилет».  Дети стоя на коврике перед бассейном по команде берут жилеты, и стараются правильно его надеть и застегнуть, после этого свистнуть в свисток, который прикреплен к каждому жилету. Затем дети снимают жилеты и вместе с инструктором выполняют комплекс ОРУ.

Инструктор: На высоком берегу,

                        Дети не играйте!

                        Из-под ног уйти земля

                        Может, так и знайте!

                        И с обрыва прямо вниз

                       В воду полетите. И останется кричать: «Люди, помогите! »

Инструктор: Ребята, о чем это стихотворение?

Давайте покажем как мы умеем правильно входить в воду.

 «Сойди в воду»

По сигналу инструктора дети аккуратно спускаются по лестнице в бассейн идут друг за другом, выполняя задания инструктора. Затем строятся в две команды.

Инструктор: Пляж буйками окружён

                       От судов, коряг и волн.

                       Значит, можно здесь купаться,

                       Ничего не опасаться.

                       Веселитесь, как хотите,

                       Но, пожалуйста, учтите:

                       Чтобы жизнь не потерять –

                       За буйки не заплывать!

Инструктор:  Дети, можно нам заплывать за буйки?

Дети: нет!

Инструктор: А почему нельзя?

Ответы детей.

Инструктор: Мы сейчас посмотрим как вы умеете правильно плавать.

1. Игра « Доплыви до буйков».  Дети строятся в две команды по сигналу нужно доплыть до буйков, держась за  плавательную доску и вернуться обратно, передав доску следующему.

Инструктор: И большим, и детям

                        Хочется сказать: 

                        В незнакомом месте

                        Вам нельзя нырять!

                        Может очень мелкой

                        Речка оказаться…

                        А в песок опасно

                        Головой втыкаться!

                        Сучья, камни, стёкла

                        Спрятались на дне –

                        Их заметить сложно

                        В водной глубине…

Инструктор: Ребята, про что это стихотворение?

Мы сейчас посмотрим как вы умеете нырять правильно.

2. Игра «Достань со дна» Дети ныряют и достают со дна тонущую игрушку и кладут ее на бортик. 

Инструктор:  Если развлекаться будешь на воде,

                         Проследи, чтоб шутка не вела к беде… 

                         Не топи другого – может оказаться,

                         Что воды случится другу наглотаться,

                         Он запаникует, вырываться станет –

                         И тебя с собою под воду затянет!

                         И игра такая грустно завершится…

                         Мы вам не желаем в речке утопиться!

Инструктор: Ребята, можно в шутку топить друг друга?

Дети: Нельзя!

3. Игра «Буксир» Дети строятся в две команды, внутри команды объединяются в пары, по сигналу первые на буксире (нудле), везут вторых до противоположного бортика.

Инструктор: Ребята, можно на кругу или матрасе далеко заплывать?

Дети: Нет!

Инструктор: А если ты умеешь плавать, можно далеко заплывать одному без взрослых?

Дети: Одному нельзя.

Инструктор: А если мы увидим, что кто-то тонет как ему помочь?

Дети: Позвать взрослого, бросить ему спасательный круг, веревку.

4. Игра «Набрось круг» Дети, стоя в двух командах по сигналу плывут, вперед , держа перед собой спасательный круг, останавливаются у ориентира и бросают круг, стараясь набросить его на стойку, плавающую на воде.

Инструктор: Ну а если случилось так, что ты заплыл далеко от берега, а силы плыть назад закачиваются?

Дети: Нужно восстановить дыхание.

Инструктор: Давайте сделаем это упражнение.

 Упражнение «Выдох в воду» Дети выполняют длинный выдох, после короткого вдоха.

Инструктор: Подышали, а сил плыть к берегу все равно нет, что же делать?

Дети: Лечь на спину

5. Игра « Карусель на воде»Дети становятся в круг, взявшись за руки и рассчитываются на первый, второй по команде спиной на воду ложатся первые номера, вторые катают их по кругу. Затем наоборот.

Когда вокруг грохочет гром

И молния сверкает,

Не лезь в открытый водоём!

Ведь всякое бывает…

И если ты в грозу попал,

Не плавай, не купайся…

Лишь только дождик застучал,

На берег выбирайся!

Инструктор: Дети, можно купаться в грозу?

Дети: Нет

6. Игра «Кто быстрей на берег»

Ребята услышав грохот грома (свисток) бегут до лесенки бассейна кто быстрее.

Инструктор: Вот такие правила безопасного поведения на воде мы сегодня с вами узнали.  Молодцы ребята! Запомните эти правила и расскажите о них своим друзьям и знакомым.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2015/11/25/konspekt-dosuga-dlya-detey-starshey-i

Занятие по ОБЖ для старших дошкольников «Безопасность на воде»

Автор: Романова Н. А., воспитатель I квалификационной категории МБДОУ ЦРР-детский сад «Золотая рыбка»

Цель: закрепить знания детей о воде, её состояниях; познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде, развивать внимание, мышление, память, речь;

воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих.

Материал: глобус, иллюстрации по данной теме.

Ход:

Ребята, отгадайте загадку:

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести,

В руках не удержать? ( Вода)

Скажите, где можно встретить воду? ( в реке, море, океане, роднике, колодце, водопроводном кране и т.д.)

А сейчас я приглашаю всех в путешествие по глобусу.

-Посмотрите на глобус и скажите, что вы на нём видите? ( ответы детей)

-Что на глобусе изображено синим цветом?

-Синим цветом на глобусе изображена вода. На нашей планете много воды и она разная: пресная, которая находится в реках, озёрах; соленая ( в морях и океанах).

-Какие цвета вы еще видите и что они обозначают? (ответы детей)

-Давайте вспомним о свойствах воды.

— Ребята, какая бывает вода ? (ответы детей)

— Что можно делать с водой? (наливать, переливать)

— А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)

— Когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы)

— А когда превращается в пар? (летом, в сильную жару)

А сейчас отгадайте загадки о воде в разных состояниях:

​ Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь.)

​ Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег.)

​ Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)

​ Похож я с виду на горох,

Где я пройду – переполох. (Град.)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

​ Заря-зареница

По миру ходила,

Слезу уронила.

Месяц видел,

Солнце скрыло. (Роса)

​ Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было,

Растворилось молоко,

Стало видно далеко. (Туман)

​ Белая простыня

По небу плыла. (Облако)

— Зачем нужна вода? ( ответы детей)

– В какие игры можно играть с водой? (пускать кораблики, плескаться и обливаться водой в жаркий день, купаться в водоеме и т.д.) .

Жаркий солнечный летний день очень приятно провести у реки, озера. Поплескаться, поплавать в прохладной водице. Кажется, а что ничего плохого произойти не может. Но это не так. Вода может быть ОПАСНОЙ.

-Как вы думаете почему вода может быть опасной? ( ответы детей)

Поэтому, прежде чем пойти на речку, озеро или море, все должны знать правила поведения на водоёме.

Правила поведения на воде.

Существуют правила безопасного поведения на воде, которые должен знать каждый.

Давайте мы с вами попробуем их сформулировать.

– Как вы думаете в любом пруду, реке, озере можно купаться? (Нет)

Перед купанием в водоеме нужно спросить у взрослых, достаточно ли там чистая вода. Если водоем загрязнен, то микробы попадут вам в рот, нос, на кожу, могут вызвать серьезное заболевание.

Теперь мы с вами знаем правило №1:

Убедись, что в водоеме можно купаться, прежде чем зайти в него.

Правило №2:

Заходить в воду и купаться можно только в сопровождении взрослых.

— Как вы думаете, почему? (Под присмотром взрослых с детьми не случится беда)

Правило №3: Нельзя купаться в незнакомом месте. Дно реки может таить в себе много опасностей: затопленная коряга, за которую можно случайно зацепиться, осколки стекла, об которые можно порезать ноги, глубокие ямы.

Правило №4: Нельзя толкаться, плескаться, хватать друг друга за ноги и руки, опускать головы друг друга в воду. Это очень опасно, потому что человек, оказавшийся под водой, может захлебнуться и утонуть.

Правило №5: Нельзя прыгать в воду и нырять, потому что под водой могут быть коряги, камни, битое стекло. Можно пораниться, удариться и утонуть.

Правило №6. Нельзя заплывать далеко от берега на надувных матрасах. Матрас может зацепиться за корягу и лопнуть.

Физминутка

«Дождь»

Капля — раз, капля — два, очень медленно сперва, (Хлопки руками на каждое слово)

А потом, потом, потом — все бегом, бегом, бегом. (Бег)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками)

Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем. (Соединить руки над головой)

— Скажите, что с водой происходит зимой? ( ответы детей)

Зимой вода превращается в лед. Лужи, пруды, речки покрываются коркой льда. Очень весело разбежаться и проскользить по гладкому льду, покататься на коньках, поиграть в хоккей. Но это опасно: лед коварен – прочный с виду, но в любой момент может проломиться.

Правило: Детям нельзя ходить на замерзшие пруды и реки.

Но если вдруг вы оказались зимой на реке, необходимо соблюдать правила безопасности.

Сейчас я вам про них расскажу, а вы постарайтесь их запомнить.

Опасно передвигаться по льду во время оттепели или когда лёд занесут снежные сугробы. Если надо перейти речку по льду, и на нем нет протоптанной дорожки, лед стоит проверить – лучше на него не наступать, а ударить по нему палкой. Если после удара появиться вода, нужно возвращаться, обходить это место.

Читайте также:  Новый год для младших школьников. сценарий

А если лед затрещал под ногами и провалился, и ты оказался в полынье, что же нужно делать? Обязательно нужно звать на помощь!

Не надо барахтаться и не махать руками, а попробывать выбраться. Выбираться надо в ту сторону, откуда пришёл, осторожно выползать, широко расставив руки, не наваливаясь и не пытаться встать на кромку льда. Откаться подальше от полыньи и только на берегу можно встать на ноги. Нужно быстрее бежать, чтобы согреться и поскорее попасть в теплое место.

Человек, попавший в полынью, замерзает, одежда на нём намокает и тянет его ко дну, он быстро теряет силы. Поэтому спасающий должен действовать хоть осторожно, но смело и решительно.

А сейчас мы с вами поиграем в игру и проверим как вы усвоили правила безопасности

Словесная игра « Да или нет»

(Если опасно – поднимаем руки вверх, если – нет –руки опускаем.)

— Можно ходить купаться на водоём без сопровождения взрослых?

— Нельзя прыгать и нырять в воду?

— Можно заплывать далеко от берега на надувном матросе?

— Можно купаться в местах, где запрещено купание?

— Нельзя толкаться, плескаться, хватать друг друга за ноги и руки, опускать головы друг друга в воду?

— Можно одному ходить на замерзшие пруды и реки?

— Нельзя передвигаться по льду реки во время оттепели?

— Нужно звать на помощь, если лед затрещал под ногами и провалился, и ты оказался в полынье?

На этом наше занятие закончилось.

-Скажите, о чём мы говорили на занятии?

— Что нового вы сегодня узнали?

Ребята, находясь на водоёме, зимой или летом, будьте всегда осторожны и соблюдайте правила безопасности, тогда с вами не произойдет ничего плохого.

НЕ ПОДВЕРГАЙТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ ОПАСНОСТИ!

Литература:

1.​ Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

2.​ Т.П. Гарнышева «Обж для дошкольников»

3.​ В.К. Полынова «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

4.​ Интернет -ресурсы

Источник: http://vospitateljam.ru/zanyatie-po-obzh-dlya-starshix-doshkolnikov-bezopasnost-na-vode/

Методическая разработка занятия по ОБЖ для дошкольников на тему «Правила безопасности на воде»

ГБУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних» Бельского района

Конспект занятия по ОБЖ

«Правила безопасного поведения на воде»

Автор: старший воспитатель СРЦН

Королёва Юлия Николаевна

РФ, г.Белый

2018

Программное содержание:

Образовательная область: социально – коммуникативная (формирование основ безопасности)

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие, «художественно – эстетическое развитие»

Возраст детей: 5-7 лет

Форма организации занятия: фронтальная

Методы и приёмы: наглядный (мультимедийная презентация), словесный (диалог, ответы на вопросы, высказывания), игровой (словесная игра «Да или нет», дидактическая игра «найди нужные спасательные предметы», игровая ситуация: письмо от водяного с просьбой вспомнить правила безопасного поведения на воде).

Словарная работа: буйки, спасательный жилет, водоём, отмель.

Рефлексия: беседа по теме занятия, ответы на вопросы, желание поделиться полученными впечатлениями от занятия.

Место проведения: комната отдыха

Материалы и оборудование: демонстрационный (экран, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, флеш – карта), раздаточный (знак «Купание запрещено» для раскрашивания).

Предварительная работа: экскурсия на водоём, анализ ситуаций поведения на воде, рассматривание иллюстраций.

Задачи:

— образовательные: формирование у детей представления о безопасном поведении на водоёме; закреплять знания об основных спасательных средствах;

— развивающие: развивать способности к осмыслению восприятия опасности на водоёме; развивать внимание, память, речь;

— воспитательные: воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих.

Здоровьесберегающие задачи: обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, проведение физкультминутки.

Воспитатель: 1 слайд

— Здравствуйте, мои хорошие! Давайте подарим друг другу свои улыбки. Сегодня на улице светит яркое солнышко. Нам весело не только от того, что сегодня солнечный денёк, но и от наших улыбок, ведь каждая улыбка – маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться и дарить окружающим хорошее настроение.

Воспитатель: 2 слайд

– Ребята, какое сейчас время года? Вы любите лето? Почему? (Летом тепло, ярко светит солнышко, зреют вкусные ягоды, цветут красивые цветы).

— В какие игры вы любите играть летом? (догонялки, играть с мячом, прятки, кататься на велосипеде, купаться на речке).

— В жаркий солнечный день очень хорошо провести время у реки или озера, позагорать, поплескаться в воде. 3 слайд

Рассматривание иллюстрации «Дети купаются в реке»

Воспитатель:

— Кто изображён на иллюстрации? Чем занимаются дети? Какое у них настроение? (Детям весело, радостно)

— А вы любите купаться? А кто из вас умеет плавать?

— Умение держаться на воде необходимо любому человеку.

Слышен звук СМС на телефоне.

Воспитатель:

— Ой, ребята, нам пришла СМС. Посмотрим и прочитаем письмо. Это письмо от Водяного. 4 слайд

Воспитатель читает СМС письмо от Водяного, в ходе чтения проводится словарная работа со словом «буйки».

«Здравствуйте, ребята! Я очень люблю лето, но летом у меня много работы: почистить водоёмы, расставить запрещающие или разрешающие знаки вблизи водоёма, расставить буйки в нужные места.

Я знаю, что вы летом очень любите купаться на озере, пруду, реке. Мне очень хочется, чтобы вы при купании соблюдали правила безопасного поведения на водных просторах.

Ведь они помогают избежать случаев гибели на воде».

Воспитатель:

— Ребята, существуют правила безопасного поведения на воде, которые должен знать каждый из нас. Эти правила мы с вами сформулируем сегодня на занятии и в дальнейшем будем их соблюдать.

-Сейчас вы прослушаете сказку «Добрая Ивушка», в которой говорится о правилах безопасности на воде. Слушайте внимательно.

Чтение сказки «Добрая Ивушка» 5 слайд

Склонилась над водой красивая Ива. Хорошо жилось ей у реки. Ветер ласкал ее ветки, родники поили студеной водой корни, серебряные листочки Ивы вспыхивали на солнце, будто маленькие зеркальца.

Все любили красавицу Иву. Шустрые рыбешки веселили ее своими играми, птицы, сновавшие между ветвей, радовали щебетом, а дружная утиная семейка любила плавать и нырять под зелеными ветвями, почти касающимися воды, словно под живым зеленым шатром.

Однажды ясным майским утром Ива услышала вдалеке детские голоса. Скоро на тропинке появились две подружки — Ира и Таня.

— Ах! Как здесь чудесно, — воскликнула одна из них. — Может быть, отдохнем, посидим на травке?

— С удовольствием! — согласилась другая.

Девочки, расстелив на траве ветровки, сели на берегу реки и засмотрелись на быстрые струйки. Текучая речная вода заворожила их.

Надо вам сказать, что когда девочки только появились на берегу, обитатели этого тихого местечка насторожились: Ивушка перестала шелестеть листьями, серая уточка вместе с утятами спряталась в зарослях осоки, рыбки исчезли в глубине, даже лягушки прервали свою нескончаемую весеннюю песенку. Но скоро все поняли, что подружки никому не причинят вреда, и успокоились.

Ива снова зашелестела листьями, утки стали плавать под ее шелковистым навесом, рыбки резвиться на песчаной отмели, а лягушачий хор продолжал петь.

Солнышко разморило девочек, и младшая, Ира, незаметно задремала. Солнце между тем поднималось все выше и припекало сильнее.

«Ух, как жарко! — подумала Таня. — Хорошо было бы искупаться в речке».

Девочка быстро сняла с себя панамку, майку и шортики и побежала к реке.

«Теплая! Можно купаться», — решила Таня.

Но только она захотела шагнуть в воду, как почувствовала, что кто-то крепко держит ее. Может быть, вы догадались, что это добрая Ивушка обхватила девочку гибкими ветвями и удержала на берегу. Ведь Ива хорошо знала, что берег здесь крутой и обрывистый, а дно илистое. Это безлюдное место не очень-то подходило для детского купания: ведь девочка могла попасть в глубокую яму или омут.

Напрасно Таня пыталась вырваться из объятий дерева. Ива крепко держала ее и тихонько шелестела листочками, будто шептала:

— Поверь мне, Ивушке. Здесь нельзя купаться. Дно вязкое, кругом глубокие ямы да омуты.

Девочка прислушалась к словам Ивы, перестала вырываться и робко спросила:

— Где же искупаться можно? Ведь очень жарко.

— Я брошу в воду листочек. Он поплывет по течению, а вы бегите за ним по тропинке. Листочек приведет вас в хорошее для купания место, — объяснила Ива.

— Спасибо, Ивушка! — поблагодарила Таня.

В это время проснулась ее подруга, Ира, и девочки пошли по тропинке, вьющейся вдоль реки.

Впереди, как маленькая лодочка, плыл серебристый листок Ивы. Скоро он привел подружек на речную отмель. Здесь купались дети. Кое-кто загорал на теплом песке, кто- то барахтался у берега под присмотром мам и бабушек.

— Отличное местечко! Вот здесь и искупаемся, — предложила Таня.

— Таня! Ира! — окликнул девочек знакомый голос.

Таня обернулась и увидела свою бабушку.

— Я уже тревожиться стала и пошла вас искать, — объяснила бабушка.

— Бабуль! Можно мы искупаемся? — спросила Таня.

— Что ж, купайтесь, а я пригляжу за вами.

— Ирочка! Ты плавать-то умеешь?

— Конечно, умею! — гордо ответила девочка. — Я всю зиму с мамой в бассейн ходила.

— Ну и хорошо! Только далеко не заплывайте и не шалите в воде!

— Ладно, бабуль, не будем, — пообещала Таня.

И подружки побежали купаться.

Беседа по содержанию сказки

Воспитатель:

— Куда пришли подружки Ира и Таня? (К реке)

— Что они стали делать у реки? (Стали отдыхать, сидеть на травке, а потом Таня захотела искупаться).

— Почему Ива удержала Таню от купания? (Купание в данном месте было опасным: берег крутой и обрывистый, дно илистое).

— Можно ли купаться в незнакомом месте? Почему? (Нельзя, купание в незнакомом месте может привести к беде).

Воспитатель:

И большим, и детям хочется сказать:

В незнакомом месте вам нельзя нырять

Может очень мелкой речка оказаться…

А в песок опасно головой втыкаться!

Сучья, камни, стекла спрятались на дне –

Их заметить сложно в водной глубине…

— Итак, давайте назовём первое правило безопасности на воде.

1 правило.

Прежде чем зайти в водоём, убедись, что там можно купаться,

что водоём безопасен.

Воспитатель:

— Ребята, а можно купаться детям в водоёме без сопровождения взрослых? Почему? (Купаться детям в водоёме нельзя без сопровождения взрослых. Взрослые всегда окажут помощь, предотвратят беду).

— Давайте назовём следующее правило безопасности на воде.

2 правило.

Заходить в воду и купаться можно только в сопровождении взрослых.

Воспитатель:

— Послушайте внимательно стихотворение. В нём дано ещё одно правило безопасного поведения на воде.

Если развлекаться будешь на воде,

Проследи, чтоб шутка не вела к беде…

Не топи другого – может оказаться,

Что воды случиться, другу наглотаться,

И игра такая грустно завершиться …

Мы вам не желаем в речке утопиться!

— Давайте сделаем вывод, как нужно себя вести в воде?

3 правило.

Ни в коем случае нельзя во время купания хватать друг друга, толкаться, топить друг друга.

Проведение физкультминутки.

К речке быстрой мы спустились (шагаем),

Наклонились и умылись (наклоны, умывания).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки)

Будем в речке мы нырять (движения, имитирующие ныряние).

Мы плывём по тёплой речке (движения, имитирующие плавание),

В небе тучки, как овечки (руки поднимаем вверх).

Читайте также:  День народного единства в детском саду в старшей группе

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть пошагаем (шагаем).

Воспитатель:

— Продолжим говорить о правилах безопасного поведения на воде.

Когда гроза вдруг началась,

Чтоб не было беды

Не плавай, не купайся,

А вылезь из воды.

Ведь всякое бывает,

И нам не угадать,

Куда сегодня молния

Захочет попадать.

Воспитатель:

— Как вы думаете, молния, гроза опасны во время купания? ( Молния – это электрический разряд в природе. Удар молнии может убить человека мгновенно, особенно в воде).

-Сформулируйте четвёртое правило безопасности на воде.

4 правило.

Нельзя купаться во время грозы.

Воспитатель:

— Молодцы, ребята, вы сформулировали основные правила безопасного поведения на воде. Соблюдая их, с вами не случится беды во время купания.

— А сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра «Да или нет». Если ответ «да», хлопаете в ладоши и киваете. Если «нет», топаете ногами и грозите пальчиком.

Вопросы.

1.Можно купаться под присмотром взрослых?

2.Можно хватать друг  друга за ноги и руки, опускать головы друг друга в воду?

3.Можно брызгать воду в лицо?

4. Можно плавать вдоль берега?

5.Нужно ли спрашивать у родителей разрешение, чтобы купаться?

6.Можно звать на помощь без причины?

7.Можно заплывать далеко от берега?

8.Можно купаться во время грозы?

9.Нужно быть осторожным при купании и соблюдать правила безопасности на воде.

Воспитатель:

— Какими спасательными средствами мы воспользуемся для безопасного купания на воде?

— Выберите среди предметов те, которые можно использовать в качестве спасательных средств.

Дидактическая игра «Найди нужные спасательные предметы».

Воспитатель: 

— Ребята, а что обозначает этот знак? (купание запрещено).

— Водоёмы хороши в любое время года. И в опасных местах водоёма должен стоять такой знак. Сегодня мы с вами сделаем такие знаки и подарим их водяному.

Дети раскрашивают запрещающий знак «Купание запрещено».

  1. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия «Букет настроения»

Воспитатель: 

— Вот и готовы знаки. Ребята, водяной со своими жителями рек, прудов и озёр вблизи водоёмов поставит эти знаки! А вы будете внимательными и осторожными на водоёмах. Будете соблюдать правила и научите этим правилам взрослых. 

— Давайте подведём итог нашего занятия. Чему была посвящена тема нашего занятия? Какие правила безопасного поведения на воде вы запомнили?

На столе перед детьми лежат бумажные цветы: голубые и красные.

Воспитатель:

— Ребята, мы с вами говорили о прекрасном времени года – лете. Я предлагаю вам сейчас собрать в корзину букет летних цветов. Эти цветы – ваши впечатления от сегодняшнего занятия. Если вам понравилось на занятии, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то — голубой.

Литература:

  1. Гарнышева Т.П. «Обж для дошкольников»

  2. Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

  3. Полынова В.К. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

  4. Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами», Москва, ООО «Карапуз-дидактика», 2005.

  5. Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности «Как избежать неприятностей»

Интернет ресурсы:

  1. http://www.maam.ru/;

  2. https://yandex.ru/

  3. http://supermams.ucoz.ru/

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/metodicheskaia-razrabotka-zaniatiia-po-obzh-dlia-d.html

Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе «Путешествие в лес»

«Путешествие в лес»


Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям «Безопасность», «Познание», «Физическая культура».


Цель
: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания.

Задачи :
образовательные
: закрепить знания детей о правилах поведения во время грозы, при пожаре, на водоемах, при встрече с насекомыми; уточнить знания детей о съедобных и ядовитых грибах и ягодах;

развивающие: способствовать развитию мышления, воображения , любознательности;

воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, умение действовать сообща; доставить детям радость и удовольствие;
коррекционные: закреплять правильное звукопроизношение, развивать диалогическую речь детей, активизировать словарь ( турист, привал), закрепить правильное произношение звука ж.

Предварительная работа: беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, физминуток, отгадывание загадок.

Оборудование: оформленный зал- лес, поляна, водоем; иллюстрации, спортивное оборудование: подушки, дуги; аудиозапись(звуки леса).

Литература: Волчкова В.Н., Степанова Н. В. Познавательное развитие детей.

Ход:
Дети с воспитателем заходят в зал. Выполняют релаксационное упражнение « Путешествие в волшебный лес»

«Закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и цветов. Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи травы. Насладитесь этим ощущением, захватите это чувство с собой, отправляясь в путешествие. Пусть оно будет с вами весь день».

Воспитатель: Вы любите ходить в лес? Сегодня мы с вами отправимся в поход. Но перед тем, как отправиться, мы вспомним, как называют людей, которые ходят в лес, путешествуют ( туристы). А как одеваются туристы ? Как называется место, где туристы отдыхают?( привал). Теперь мы знаем все, что нужно, можно отправляться.
Двигательное упражнение « Прогулка»

Воспитатель : Устали мы с вами, ребята, надо отдохнуть, сделаем привал: Мы с вами любим отдыхать на природе. Но здесь встречаются опасности. перед тем, как мы поговорим об одной из них, отгадайте загадки: Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит. ( гром и молния)

Грохочет без рук, горит без огня. ( гром и молния)

Воспитатель : — Ребята, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза? ( летом) — По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? — Что бывает раньше,- молния или гром? (шум грозы) — В чем опасность молнии, грозы?


Что делать, если гроза вас застала в поле, где ее лучше переждать? ( в овраге, можно лечь, нельзя бежать по полю).

— А в лесу где лучше укрыться? ( под кустарниками) Под деревьями опасно стоять. ( иллюстрация- рассмотреть )

Гроза прошла стороной от нас, но правила безопасного поведения мы запомним.
Отдохнули, отправляемся дальше. Но тут препятствие, нам надо пройти по кочкам – упражнение « Не замочи ног»( дети преодолевают препятствия).

Воспитатель: — Ребята, в лесу бывают и другие опасности. Послушаем стихотворение: Дети взяли в руки спички- Нет жилья у бедной птички. После страшного огня Не осталось даже пня.

Да, это пожар!

Воспитатель: В сухую жаркую погоду, достаточно одной спички, чтобы лес загорелся!
Какие причины возникновения пожара? — разводить костер на сухой траве, — разводить большие костры или костры при ветре, — не потушенный костер,

— брошенная спичка,
Как надо себя вести, чтобы не было пожара?

— не играть со спичками,

— уходя, надо убедиться, что костер потушен- лучше всего залить водой или засыпать землей

Рассматривание иллюстрации.

А если все-таки пожар начался, что надо делать? — выбегать из леса и сообщить взрослым,- звонить-01

Запомнили правила поведения при пожаре? Отправляемся в путь!

Воспитатель Ребята, я вижу речку, пойдемте к ней. Физминутка « К речке быстрой»


Воспитатель : Нам надо передохнуть, давайте посидим на берегу:

Все дети любят купаться в реке, приятно в жаркий день искупаться . Но перед тем, как зайти в воду, надо вспомнить правила безопасного поведения на воде: — без взрослых нельзя входить в воду, — нельзя прыгать в воду — толкать друг друга в воде

— заходить глубоко. Рассмотреть иллюстрации

Ну, снова, в путь! И нам снова надо пройти препятствие: « Пролезь под кустами»


Воспитатель: Вышли мы с вами на полянку. Где бы мы с вами ни находились, мы всегда встречаемся с насекомыми. А в лесу их много.

Угадайте их по описанию- загадке: Не птица, а с крыльями, Над цветами летает,

Медок собирает.( пчела)

Самого не видно, а песню слышно.(комар)

Модница крылатая, Платье полосатое, Ростом хоть и кроха,

Укусит- будет плохо.(оса)

Кто над нами вверх ногами?( муха)

Дети отгадывают- отгадку находят на карточке и показывают.

Воспитатель : Как могут навредить человеку эти насекомые? ( пчела, комар, оса, муха).

Необходимо знать, как защищаться от них: — надо смазывать части тела средствами, отпугивающие насекомых, — хранить продукты в закрытой посуде, — отправляясь в лес, одевать костюм, головной убор( мы с вами правильно оделись?) — если увидели осиное гнездо, не трогайте его, они могут вылететь и ужалить, — если около вас пчела, надо быть спокойным, не махать руками, — встретив муравья, не обижай его, не будешь мешать, он тебя не укусит,

— опасное насекомое- клещ, просматривайте свое тело, так как он впивается под кожу, и разносит инфекцию.

Подвижная игра с дыхательными упражнениями « Жуки»

Лесовичок: “ Кто в моем лесу гуляет, Кто здесь песни распевает, Ой, да это ребятишки, девчонки и мальчишки!» Здравствуйте, ребята! В лес чудесный приглашаю , Рад сегодня я гостям, Моим маленьким друзьям!!! В гости ко мне пришли? Любите собирать грибы да ягоды? Но, чтобы пройти по моему лесу, надо много знать и уметь. Вот вы ребята, знаете какие бывают грибы? А сейчас я проверю. Загадки-описание: Растут в лесу сестрички, Я в красной шапочке расту Рыжие…..( лисички) Под стройною осиною, Меня узнаешь за версту,

Зовусь я…..( подосиновик)

На пеньке сидят ребята, Средь молодых сосенок Называют их…..(опята) В блестящей темной шапочке

Растет грибок……( масленок)

Серенькие шапочки, Рябенькие ножки, Под березой растут, Как же их зовут? ( подберезовики)


Лесовичок: Это какие грибы?( съедобные)

Игра « Собери грибы» ( Дети собирают съедобные грибы, кладут в корзину Лесовичку , а ядовитые оставляют).

Лесовичок: Но будьте осторожны с грибами, если не быть внимательными в лесу, то в вашу корзину залезут непрошенные гости! Лесовичок: Съедобные собрали, ядовитые оставили, молодцы!

Но запомните, грибы, которые вы не знаете, оставьте, не топчите. Уж, я, то, знаю, что все грибы в лесу нужны. То белочка съест, то ежик, а мухоморами лоси лечатся.

Лесовичок Но будьте осторожны, в лесу притаились не только ядовитые грибы, но и ягоды, растения. Давайте посмотрим, запомним, какие ядовитые ягоды, растения могут встретиться в лесу.

Рассматривание иллюстраций.

При отравлении грибами или ягодами необходимо обратиться к врачу.Запомните, ребята, каждая упущенная минута может стоить жизни.

— Но, я надеюсь, что с вами это не случится, вы очень хорошо запомнили ядовитые грибы и ягоды, и они никогда не попадут в вашу корзинку.

Лесовичок: Вы пришли сегодня в лес, Смотрит солнышко с небес, Аккуратно нужно сесть, Чтоб цветочки не задеть! ( дети садятся на поляну)
Спасибо тебе, Лесовичок, ты нас много чему научил!

Воспитатель : Мы с ребятами гуляли по лесу, и закрепили другие правила безопасного поведения на природе. Сейчас ребята расскажут, что они знают.
На экране картинки-иллюстрации с разными ситуациями- дети говорят , как вести себя.

Лесовичок: Да, ребята, молодцы, я уверен, что вы будете всегда выполнять правила, и будете приходить в лес, ко мне в гости . А у меня для вас подарок: Вареньем угощайтесь, да домой возвращайтесь! Спасибо, тебе До свидания, Лесовичок!

До свидания, детвора!

А мы, ребята, возвращаемся домой!
Двигательное упражнение « Лесной поход»

Вот мы и добрались! Вам понравилось наше путешествие? Интересно было? Многое мы узнали, и научим других.

Самоанализ мероприятия. Тема: « Путешествие в лес»

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания.

Задачи : образовательные: закрепить знания детей о правилах поведения во время грозы, при пожаре, на водоемах, при встрече с насекомыми; уточнить знания детей о съедобных и ядовитых грибах и ягодах; развивающие: способствовать развитию мышления, воображения , любознательности; воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, умение действовать сообща; доставить детям радость и удовольствие;

Читайте также:  Внеклассное мероприятие «правильное питание», 3 класс

коррекционные: закреплять правильное звукопроизношение, развивать диалогическую речь детей, активизировать словарь ( турист, привал).

Соблюдены санэпидимилогические мероприятия: проведена влажная уборка, проветривание, подобрано оборудование в соответствии с ростом детей.

https://www.youtube.com/watch?v=V6kpDj7nrnc

При планировании мероприятия учитывала возрастные и психические особенности детей старшего дошкольного возраста, построила мероприятие на доступном для детей материале.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре общеобразовательной программы использовала принцип интеграции. Дети преодолевали препятствия (физическая культура), отдыхали на привалах -закрепляли правила безопасности на природе. Использовала сюжет(путешествие в лес), который прослеживался во время всего мероприятия.

Весь материал( загадки, физминутки, игры, двигательные упражнения, иллюстрации) подобрала в соответствии с темой.

Были использованы разнообразные методы: словесные, наглядные, поисковые. Прослеживалась смена видов деятельности- дети и сидели, и бегали, и ходили ( преодолевали препятствия).

Все основные задачи( образовательные, развивающие, воспитательные) были взаимосвязаны между собой и решались в единстве.

Новый материал не брала, мероприятие проводилось на основе закрепления. Уточнили знания о правилах поведения на природе- при рассматривании иллюстраций, отгадывании загадок, проведении игр.. Использовали двигательные упражнения в начале и в конце путешествия, это создало эмоциональное настроение, активность детей. Провели пигру с дыхательным упражнением( закрепили произношение звука –ж).

Приход Лесовичка создал положительный эмоциональный настрой, активизировал внимание детей , в игровой форме они закрепили знания о съедобных и ядовитых грибах и ягодах.
На протяжении всего мероприятия шла работа по развитию речи, активизировали словарь, использовали диалогическую речь( вопрос-ответ) , развивались все психические процессы- память, внимание, логическое мышление.

Воспитательная задача реализовывалась при умении действовать согласованно с другими детьми, дети путешествовали всей группой, сообща отвечали.

Использовала музыкальное сопровождение( аудиозапись), что создало фон-шум леса, дети реально почувствовали себя в лесу, использование средств ТСО привлекло внимание детей.

Соблюдала педагогический такт по отношению ко всем детям, обращала внимание, чтобы все дети были активны, следили за происходящим.

Считаю, что мне удалось заинтересовать детей, мероприятие прошло хорошо, дети были эмоциональны, отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли в игры; тем самым закрепляли правила безопасного поведения на природе

Название: Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе «Путешествие в лес»

Источник: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/zanyatiya-po-obzh/

Беседа правила безопасности на воде — Гильдия юристов и риэлторов

Однажды ясным майским утром Ива услышала вдалеке детские голоса. Скоро на тропинке появились две подружки — Ира и Таня.

— Ах! Как здесь чудесно, — воскликнула одна из них. — Может быть, отдохнем, посидим на травке?

4. Во время купания не хватайте друг друга за руки и за ноги.

— Поверь мне, Ивушке. Здесь нельзя купаться. Дно вязкое, кругом глубокие ямы да омуты.

Солнышко разморило девочек, и младшая, Ира, незаметно задремала. Солнце между тем поднималось все выше и припекало сильнее.

3. Почему нельзя идти по льду там, где бьют ключи, в реку впадает ручей или в воду попадают воды с фермы или фабрики?

Беседа с детьми на тему: Безопасность на воде летом

Давайте мы с вами попробуем сами их сформулировать.

– Как вы думаете в любом пруду, реке, озере можно купаться (Нет)

Посмотрите на иллюстрацию. Кто на ней изображен? Чем занимаются дети? Какие у них лица? Какое у них настроение? Им весело, радостно.

Как вы думаете, почему? (Под присмотром взрослых с детьми не случится беда)

Убедись, что в водоеме можно купаться, прежде чем зайти в него.

Немножко умеете. Что ж, это очень хорошо! Умение держаться на воде необходимо любому человеку.

Каковы правила безопасного поведения на водоемах

Оборудование специальных площадок для катания на коньках разрешается лишь после тщательной проверки ледяной поверхности. Необходимо проверить ее толщину — она должна составлять не менее 12 сантиметров при одиночном катании и 25 сантиметров — при массовом.

Вблизи площадки должно находиться спасательное оборудование (канаты, различные согревающие вещи и т. д.).

  • оборудовать и эксплуатировать водяные переправы;
  • выезжать на ледяную поверхность замерзшего водоема на автомобиле;
  • выходить на замерзшие водоемы во время вскрытия ледяных покровов;
  • выходить на лед в местах, обозначенных предупреждающими об опасности знаками.
  • отстегнуть лыжи от ног,
  • вынуть руки из петель вспомогательных палок.

Для ловли в индивидуальном порядке каждому рыбаку рекомендуется иметь при себе веревку длиной 10-15 м с грузом в 250-300 г и багор. При массовой подледной ловле водоем необходимо оборудовать специальным спасательным постом.

Переход по замерзшей поверхности становится безопасным, когда лед имеет зеленоватый оттенок, а толщина замерзшего слоя составляет не менее 7 сантиметров для одиноко идущего человека и не менее 15 см — для группы людей. Проверить толщину льда можно при помощи пешни — лома, приспособленного специально для пробивания отверстий во льду.

Беседа правила безопасности на воде

Прижмите согнутые в локтях руки к нижней части груди и сделайте несколько резких выдохов, помогая себе руками.

Прежде, чем пойти купаться, не забудьте взять с собой английскую булавку. Она поможет вам, если в воде начнутся судороги. Если же у вас свело ногу, а булавки при себе нет, ущипните несколько раз икроножную мышцу. Если это не помогает, крепко возьмитесь за большой палец ноги и резко выпрямите его. Плывите к берегу.

Оперативный дежурный ЕДДС администрации г. Фрязино – 564-36-01, 526-96-23.

Помните: купание в нетрезвом виде может привести к трагическому исходу!

Перевернитесь на спину, широко раскиньте руки, расслабьтесь, сделайте несколько глубоких вдохов.

Если хорошо плаваете, снимите одежду и обувь и вплавь доберитесь до тонущего. Заговорите с ним. Если услышите адекватный ответ, смело подставляйте ему плечо в качестве опоры и помогите доплыть до берега.

Если же утопающий находится в панике, схватил вас и тащит за собой в воду, применяйте силу. Если освободиться от захвата вам не удается, сделайте глубокий вдох и нырните под воду, увлекая за собой спасаемого. Он обязательно отпустит вас.

Если утопающий находится без сознания, можно транспортировать его до берега, держа за волосы.

Классный час Правила безопасности на воде

Дети. Сразу надо кричать: «Человек тонет!» – чтобы привлечь внимание. Кинуть тонущему какой-либо предмет, который до него долетит и поможет удержаться на поверхности воды.

Знайка. Незнайка, а вот еще какое стихотворение сочинила Катя. Послушай и запомни.

Знайка. Я тоже жду летних каникул, и я буду работать спасателем на пляже. Мне очень хочется, чтобы с ребятами не случилось беды. Давай вспомним правила поведения на воде.

Учитель. С какими людьми вы можете встретиться, отдыхая у водоема?

Дети. Не плавать на матрасе и надувных камерах без присмотра взрослых!

Незнайка плывет, в его матрас ударяет волна, он начинает тонуть.

Профилактическая беседа по ОБЖ Правила безопасности на льду

Нередко в эту пору школьники, отправившиеся покататься на речку, а также прочие рискованные люди проваливаются под лед в холодную воду.

Однако для того чтобы развлечение не превратилось в трагедию, во время нахождения на льду, необходимо соблюдать определенные правила безопасности. Родители должны научить своих детей правильно себя вести на льду во время игр.

Для этого необходимо закрепить в сознании ребенка несколько несложных правил поведения на льду.

Самое главное из которых: не пускать детей на лед самих, но в жизни может случиться все, что угодно, поэтому проведите с ребенком предварительную беседу, на всякий случай.

Данную разработку можно использовать, как учебный материал на уроках ОБЖ.

Берега и русла практически всех водоёмов, связанных с заливом, сильно загрязнены твёрдыми бытовыми и промышленными отходами, а ряд из них, такие как река Роста, ручей Варничный и другие небольшие городские реки, несут в себе сточные воды. Купание в такой воде может вызвать серьёзные кожные заболевания. Пить эту воду без специальной обработки нельзя.

Мы повторили правила поведения на воде, но и зимой водоёмы таят опасность.

Закрепить знания поведения на водоемах в зимнее время и ознакомить с правилами оказания первой помощи пострадавшим.

Беседа «Правила поведения на воде весной»

-К нам в гости пришла тетушка Сова и хочет нас познакомить с правилами осторожности весной. Тётушка Сова приготовила для вас одну историю, которая произошла ранней весной.

Во время ледохода разрешается пользоваться только дорогами и переходом, по которым разрешено движение.

приближаться к ледяным заторам, отталкивать льдины от берегов;

Выходить на весенний лед можно только в крайнем случае. Например, для оказания помощи, терпящему бедствие. Но и тут надо знать меры предосторожности, чтобы самому не оказаться в критической ситуации.

Не стойте на обрывистых и подмытых берегах – они могут обвалиться.

приближаться к ледяным заторам, отталкивать льдины от берегов;

Беседа правила безопасности на воде

В том случае, если вы не умеете плавать, постарайтесь продержаться на поверхности воды, пока не придет помощь.

Если у вас свело судорогой переднюю мышцу бедра, распрямите ногу и оттяните носок вперед.

Четыре – пять минут – это предельный срок, в течение которого человека можно вернуть к жизни после прекращения дыхания и кровообращения:

Заплывать на глубину и далеко от берега можно только в том случае, если вы умеете хорошо плавать. Тогда вы не растеряетесь и не утонете, даже оказавшись в затруднительном положении.

Плавая в реке, просто следуйте за потоком, направляясь по диагонали к ближайшему берегу. Увидев впереди излучину, устремляйтесь к ее внутреннему радиусу, где течение более спокойное.

Если вы сомневаетесь, что сумеете самостоятельно добраться до берега, во время отдыха поднимайте вверх руку и машите, стараясь привлечь к себе внимание;

Беседа правила безопасности на воде

Бросьте тонущему спасательный круг, длинную веревку с узлом на конце.

Не паникуйте, постарайтесь развернуться спиной к волне.

Оперативный дежурный ЕДДС администрации г. Фрязино – 564-36-01, 526-96-23.

В связи с установившейся аномально жаркой погодой управление безопасности и мобилизации администрации г.Фрязино напоминает о правилах безопасного поведения на водоемах.

Снимите с себя лишнюю одежду, обувь, кричи, зови на помощь.

Прежде, чем пойти купаться, не забудьте взять с собой английскую булавку. Она поможет вам, если в воде начнутся судороги. Если же у вас свело ногу, а булавки при себе нет, ущипните несколько раз икроножную мышцу. Если это не помогает, крепко возьмитесь за большой палец ноги и резко выпрямите его. Плывите к берегу.

Занятие по ОБЖ «Правила безопасного поведения на воде»

Впереди, как маленькая лодочка, плыл серебристый листок Ивы. Скоро он привел подружек на речную отмель. Здесь купались дети. Кое-кто загорал на теплом песке, кто- то барахтался у берега под присмотром мам и бабушек.

4. Во время купания не хватайте друг друга за руки и за ноги.

— в водоем попадают сливные воды с фермы или фабрики.

2. Расскажите, в каких местах водоемов лед бывает менее прочным.

Напрасно Таня пыталась вырваться из объятий дерева. Ива крепко держала ее и тихонько шелестела листочками, будто шептала:

Девочки, расстелив на траве ветровки, сели на берегу реки и засмотрелись на быстрые струйки. Текучая речная вода заворожила их.

Источник: http://grb03.ru/beseda-pravila-bezopasnosti-na-vode/

Ссылка на основную публикацию