Былины для 1 класса читать

Русские былины

Из славного Ростова красна города Как два ясные сокола вылетывали — Выезжали два могучие богатыря: Что по имени Алешенька Попович млад А со молодым Якимом Ивановичем. Они ездят, богатыри, плечо о плечо,

Стремено в стремено богатырское.

Читать дальше

По морю, морю синему, По синему, но Хвалунскому Ходил‑гулял Сокол‑корабль Немного– немало двенадцать лет. На якорях Сокол‑корабль не стаивал, Ко крутым берегам не приваливал, Желтых песков не хватывал.

Хорошо Сокол‑корабль изукрашен был: Нос, корма – по‑звериному, А бока зведены по‑змеиному, Да еще было на Соколе на корабле: Еще вместо очей было вставлено Два камня, два яхонта, Да еще было на Соколе на корабле: Еще вместо бровей было повешено Два соболя, два борзые; Да еще было на Соколе на корабле: Еще вместо очей было повешено Две куницы мамурские; Да еще было на Соколе на корабле: Еще три церкви соборные,

Да еще было на Соколе на корабле:

Читать дальше

Еще ездил Добрынюшка во всей земли, Еще ездил Добрынюшка по всей страны; А искал собе Добрынюшка наездника, А искал собе Добрыня супротивника: Он не мог же найти себе наездничка, Он не мог же найти себе сопротивничка. Он поехал во далече во чисто поле, Он завидял, где во поле шатер стоит.

А шатер‑де стоял рытого бархата; На шатри‑то‑де подпись была подписана, А подписано было со угрозою: «А еще кто к шатру приедет, – дак живому не быть, А живому тому не быть, прочь не уехати».

 А стояла в шатре бочка с зеленым вином; А на бочке‑то чарочка серебряна, А серебряна чарочка позолочена,

 А не мала, не велика, полтора ведра.

Читать дальше

Еще ездил Добрынюшка во всей земли, Еще ездил Добрынюшка по всей страны; А искал собе Добрынюшка наездника, А искал собе Добрыня супротивника: Он не мог же найти себе наездничка,

Он не мог же найти себе сопротивничка.

Читать дальше

Кабы жили на заставы богатыри, Недалеко от города – за двенадцать верст, Кабы жили они да тут пятнадцать лет; Кабы тридцать‑то их было да со богатырем; Не видали ни конного, ни пешего, Ни прохожего они тут, ни проезжего, Да ни серый тут волк не прорыскивал, Ни ясен сокол не пролетывал, Да нерусской богатырь не проезживал.

Кабы тридцать‑то было богатырей со богатырем: Атаманом‑то – стар казак Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович; Податаманьем Самсон да Колыбанович, Да Добрыня‑то Микитич жил во писарях, Да Алеша‑то Попович жил во поварах, Да и Мишка Торопанишко жил во конюхах; Да и жил тут Василей сын Буслаевич, Да и жил тут Васенька Игнатьевич, Да и жил тут Дюк да сын Степанович, Да и жил тут Пермя да сын Васильевич, Да и жил Радивон да Превысокие,

Да и жил тут Потанюшка Хроменькой;

Читать дальше

У князя у СергеяБыло пированьице, пир,На князей, на дворян, На русских защитников – богатырей И на всю поляницу русскую.Красное солнышко на дне,Да и пир идет на веселе;Все на пиру пьяны да веселы,За тым за столом за дубовымСидит богатырь Булат Еремеевич,Князюшка Сергей КиевскийПо столовой похаживает,Золотыми бубенчиками трясет,И говорит таковы слова:

«Ай же ты, Булат Еремеевич!

Читать дальше

 Как про бедного сказать да про белого, Про удалого сказать дородна молодца.

Он и ходит‑де, удалый добрый молодец, На цареве‑то ходит большом кабаке, На кружале он ходит государевом; Он и пьет много, детина, зелена вина, Он не чарою пьет, сам не стаканами, Он откатыват бочки‑сороковочки; Во хмелю‑то сам детина выпивается, Из речей‑то Бутман‑сын вышибается: «Уж я силушкою нонче царя сильней, Уж я сметочкою царя посметливей». Пригожались у царя люди придворные, Как придворные люди – губернаторы,

Губернаторы, люди толстобрюхие;

Читать дальше

У честной вдовы да у Ненилы А у ней было чадо Вавила. А поехал Вавилушка на ниву, Он ведь нивушку свою орати, Еще белую пшеницу засевати, Родну матушку свою хочет кормити. А ко той вдове да ко Нениле Пришли люди к ней веселые, Веселые люди, не простые, Не простые люди — скоморохи: — Уж ты здравствуешь, честна вдова Ненила!

У тебя где чадо да нынь Вавила?

Читать дальше

В славном великом НовеградеА и жил Буслай до девяноста лет,С Новым-городом жил, не перечился,Со мужики новогородскимиПоперек словечка не говаривал.Живучи Буслай состарился,Состарился и переставился. После его веку долгогоОставалася его житье-бытьеИ все имение дворянское,Осталася матера вдова,Матера Амелфа Тимофевна,И оставалася чадо милая,

Молодой сын Василий Буслаевич.

Читать дальше

Жил Буславьюшка – не старился, Живучись, Буславьюшка преставился. Оставалось у Буслава чадо милое, Милое чадо рожоное, Молодой Васильюшка Буславьевич.

Стал Васенька на улочку похаживать, Не легкие шуточки пошучивать: За руку возьмет – рука прочь, За ногу возьмет – нога прочь, А которого ударит по горбу ‑ Тот пойдет, сам сутулится.

И говорят мужики новгородские: «Ай же ты, Васильюшка Буславьевич! Тебе с этою удачей молодецкою

Наквасити река будет Волхова».

Читать дальше

Произведения разбиты на страницы

В категории русские былины Вашему вниманию предлагаются классические сказания, то есть былины, записанные энтузиастами XVIII-XX веков в далеких русских селах и деревнях.

Все народные былины уже после их первых публикаций начали привлекать к себе большое внимание отечественной аристократии.

Ими довольно сильно интересовались такие люди как Пушкин, Добролюбов, Белинский и Чернышевский.

Впервые слово «былины» было озвучено И. Сахаровым в книге «Песни русского народа». Текст былины мог быть как кратким так и развернутыми.

 Тема былин обычно повествует о героях богатырях и их жизни и поступках, представляя собой героический эпос.

Большинство из них являются историческими и могут описывать как Киевскую Русь так и до государственное время. 

На нашем сайте вы можете читать былины онлайн  абсолютно бесплатно и без каких либо ограничений.

Источник: http://VseSkazki.su/narodnye-skazki/russkie-byliny

Русские былины. Былины о русских богатырях

Собрание былин о русских богатырях. Полный список.
 

Былины об Алеше Поповиче

Алёша Попович и Тугарин Змеевич
Алеша Попович и сестра братьев Петровичей
Алеша Попович едет в Киев

Былины о Добрыне Никитиче

Добрыня Никитич и Змей Горыныч
Добрыня Никитич и Алеша Попович
Добрыня и змей
Добрыня и Василий Казимирович
Добрыня и Дунай сватают невесту князю Владимиру
Женитьба Добрыни
Поединок Добрыни с Дунаем
Добрыня и Маринка

Былины об Илье Муромце

Илья Муромец и Соловей Разбойник
Илья Муромец и Калин-царь
Исцеление Ильи Муромца
Илья Муромец и Cвятогор
Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
Илья Муромец и голи кабацкие
Илья Муромец и Идолище в Киеве
Илья Муромец и Идолище в Царе-граде
Бой Ильи Муромца с сыном
Три поездки Ильи Муромца

Былины о русских богатырях

Богатыри на Соколе-корабле
Садко
Вавила и скоморохи
Иван — гостиный сын
Вольга и Микула Селянинович
Ставр Годинович
Бой Василия Буслаева с новгородцами
Булат Еремеевич
Бутман Колыбанович
Василий Буслаев
Василий Игнатьевич и Батыга
Волх Всеславьевич
Глеб Володьевич
Данило Ловчанин
Дюк Степанович и Чурило Пленкович
Иван Годинович
Идолище сватает племянницу князя Владимира
Калика-богатырь
Князь Роман и братья Ливики
Князь Роман и Марья Юрьевна
Королевичи из Крякова
Мамаево побоище
Михайло Данилович
Михайло Казаренин
Михайло Потык
Рахта Рагнозерский
Садков корабль стал на море
Святогор и тяга земная
Смерть Василия Буслаева
Соловей Будимирович
Сорок калик
Сухмантий
Хотен Блудович
Царь Саул Леванидович и его сын
Царь Соломан и Василий Окулович
Чурило и Катерина
Чурило Пленкович у князя Владимира

 
Что такое былина.
Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители.

В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения.

«Я улегся на мешке около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением.

Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления»[1], — вспоминает собиратель фольклора П.Н. Рыбников. Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы.

Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста.

 
Классификация.
По поводу классификации былин в науке не существует единого мнения. Традиционно они разделяются на два больших цикла: киевский и новгородский. При этом с первым связано значительно большее количество персонажей и сюжетов.

Читайте также:  День отца в детском саду. сценарий. старшая группа

События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.).

Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др. К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей.

«Старшие» — Святогор и Вольга (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им насмену приходят «младшие» богатыри.

Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.

 
Былины и историческая действительность.
Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох.

Например, нередко упоминаемое «кружало государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П. Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах – предмете из XIX столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде.

Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков.

Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее.

Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох.

Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича»[2].

 
Собирательство.
На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания.

Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.).

Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири. Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии.

Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв.

предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов).

К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого.[3] Уже в советское время были предприняты попытки приспособить былинный жанр к условиям и требованиям современности.

Так появился, например, плач о Ленине «Каменна Москва вся проплакала», записанный от сказительницы Марфы Семеновны Крюковой. Но столь удивительное сочетание старинной формы и нового актуального содержания не прижилось в народном творчестве.

  ————————————————————————————- [1] Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX. [2]Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. Стр. 11-12.

[3]В. Ковпик, А. Калугина. Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемироной литературы). М., 2008. Стр. 11-12.

Источник: https://skazkibasni.com/byliny

Русские былины — герои и персонажи

Русские былины – это отражение исторических событий, пересказанных народом, и как следствие, претерпевших сильные изменения. Каждый богатырь и злодей в них – это чаще всего реально существовавшая личность, чья жизнь или деятельность была взята за основу персонажа либо собирательный и очень важный для того времени образ.

Илья Муромец (русский богатырь)

Славный русский богатырь и храбрый воин. Именно таким предстает Илья Муромец в русском былинном эпосе.

Служивший верой и правдой князю Владимиру, воин с рождения был парализован и сидел на печи ровно 33 года.

Отважный, сильный и бесстрашный был он вылечен от паралича старцами и всю свою силу богатырскую отдал защите русских земель от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.

У героя былин имеется реальный прототип – Илия Печерский, причисленный к лику святых как Илья Муромец. В юности он перенес паралич конечностей, а скончался от удара копьем в сердце.

Подробнее >>

Добрыня Никитич (русский богатырь)

Еще один герой из прославленной тройки богатырей русских. Служил он князю Владимиру и выполнял его личные поручения. Был наиболее приближенным из всех богатырей к княжескому семейству. Крепкий, храбрый, ловкий и бесстрашный, он прекрасно плавал, умел играть на гуслях, знал порядка 12 языков и являлся дипломатом при решении дел государственных.

Реальным прототипом славного воина является воевода Добрыня, который приходился дядей самому князю по материнской линии.

Подробнее >>

Алёша Попович (русский богатырь)

Алеша Попович – младший из тройки богатырей. Славен не столько силой своей, сколько натиском, находчивостью и хитростью. Любитель хвастнуть своими достижениями, он наставлялся на путь истинный старшими богатырями. По отношению к ним вел себя двояко. Поддерживая и оберегая славную тройку, он ложно похоронил Добрыню, дабы жениться на жене его Настасье.

Олеша Попович – ростовский храбрый боярин, имя которого и связывают с появлением образа былинного героя-богатыря.

Подробнее >>

Садко (новгородский богатырь)

Удачливый гусляр из новгородских былин. Долгие годы зарабатывал на хлеб насущный игрой на гуслях. Получив награду от Царя Морского, Садко разбогател и с 30 кораблями отправился по морю в страны заморские. По пути забрал его к себе благодетель в качестве откупа. По наставлению Николая Чудотворца гусляру удалось вырваться из плена.

Прообразом героя считается Содко Сытинець, новгородский купец.

Подробнее >>

Святогор (богатырь-великан)

Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.

Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.

Подробнее >>

Микула Селянинович (пахарь-богатырь)

Богатырь и крестьянин, вспахивавший земли. Согласно былинам был знаком со Святогором и дал тому суму поднять полную тяжести земной. Биться с пахараем, согласно преданию, нельзя было, находился он под защитой Матушки Сырой Земли. Дочери его – жены богатырей, Ставра и Добрыни.

Образ Микулы выдуманный. Само имя является производным от распространенных в то время Михаила и Николая.

Подробнее >>

Вольга Святославич (русский богатырь)

Герой-богатырь древнейших былин. Обладал не только внушительной силой, но и умением понимать язык птиц, а также оборачиваться любым животным и оборачивать в них других. Ходил с походами на земли турецкие и индийские, и после становился их правителем.

Многими учеными образ Вольги Святославича отождествляется с Олегом Вещим.

Подробнее >>

Никита Кожемяка (киевский богатырь)

Герой киевских былин. Отважный богатырь, обладавший огромной силой. Мог без труда разорвать сложенную дюжину бычьих шкур. Вырывал шкуру с мясом у несущихся на него разъяренных быков. Прославился тем, что победил змея, освободив от его плена царевну.

Читайте также:  Стихи о празднике 1 сентября. стихи о школе

Своим появлениям герой обязан мифам о Перуне, сведенных к бытовым проявлениям чудесной силы.

Подробнее >>

Ставр Годинович (черниговский боярин)

Ставр Годинович – боярин из Черниговщины. Известен своей хорошей игрой на гуслях и крепкой любовью к жене, чьими талантами не прочь был похвалиться перед другими. В былинах роль играет не главную. Более известна его жена Василиса Микулишна, вызволившая мужа из заточения в темницах Владимира Красна Солнышка.

Упоминание о реальном сотском Ставре имеется в летописях 1118 года. Он был также заточен в погребах князя Владимира Мономаха после беспорядков.

Подробнее >>

Соловей разбойник (антигерой)

Ярый противник Ильи Муромца и разбойник, который долгие годы грабил и пеших, и конных на им же заложенной дороге. Убивал их не ружьем, а собственным свистом. В былинах чаще всего предстает в человеческом обличье с явно выраженными тюркскими чертами лица.

Считается, что образ его взят у мордвичей, проживавших в Нижнем Новгороде. Традиционные их имена – это названия птиц: Соловей, Скворец и т.д.

Подробнее >>

Змей Горыныч (змей-дракон)

Дракон. Дышащий огнем с тремя головами. Это классический образ Змея Горыныча в русских былинах. Тело у змея одно, имеются крылья, большие острые когти, а также стрелоподобный хвост. Сторожит мост-проход в царство мертвых и извергает огонь, когда нападает. Живет в горах, отсюда и прозвище «Горыныч».

Образ змея мифический. Подобные встречаются в сербской и иранской мифологии.

Подробнее >>

Идолище Поганое (злодей)

Идолище – тоже богатырь, только от сил темных. Из-за своего чревоугодия имеет огромное бесформенное тулово. Злой, некрещеный и не признающий религий. Грабил города со своей ратью, попутно запрещая милостыню и церкви. Побывал на землях русских, в Турции и Швеции.

В истории прототипом Идолища был хан Итлар, совершавший варварские набеги на города земель русских.

Подробнее >>

Источник: https://schci.ru/russkie_byliny.html

Былина в прозе Русские богатыри. Былины

На высоких холмах стоит Киев-город. Опоясал его земляной вал, окружили рвы. С зеленых холмов киевских далеко было видно.

Видны были пригороды и многолюдные села, тучные земли пахотные, синяя лента Днепра, золотые пески на левом берегу, сосновые рощи… Пахали под Киевом землю пахари.

По берегам реки строили умелые корабельщики легкие ладьи, долбили челны дубовые. В лугах и по заводям пасли пастухи круторогий скот.

За пригородами и селами тянулись леса дремучие. Бродили по ним охотники, добывали медведей, волков, туров — быков рогатых и мелкого зверя видимо-невидимо.

А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники — жгли и грабили, уводили русских людей в полон.

Чтоб беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Оберегали они путь на Киев, защищали от чужих людей.

А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих коняхА по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

Дни и месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Алеша, и Дунай Иванович — все в степи да в чистом поле правили службу воинскую. Изредка собирались они к князю Владимиру на двор — отдохнуть, попировать, гусляров послушать, друг о друге узнать.

Коль тревожно время, нужны богатыри-воины, с честью встречает их Владимир-князь с княгиней Апраксией. Для них печи топятся, в гридне — гостиной горнице — для них столы ломятся от пирогов, калачей, жареных лебедей, от вина, браги, меду сладкого. Для них на лавках барсовы шкуры лежат, медвежьи на стенах развешаны.

Но есть у князя Владимира и погреба глубокие, и замки железные, и клети каменные. Чуть что не по нем, не вспомнит князь о ратных подвигах, не посмотрит на честь богатырскую…

Зато в черных избах по всей Руси простой народ богатырей любит, славит и чествует. Ржаным хлебом с ними делится, в красный угол сажает и поет песни про славные подвиги — о том, как берегут, защищают богатыри родную Русь!

Слава, слава и в наши дни богатырям — защитникам Родины!

Высока ли, высота поднебесная, Глубока глубина океан-моря, Широко раздолье по всей земле. Глубоки омуты Днепровские, Высоки горы Сорочинские, Темны леса Брянские, Черны грязи Смоленские,

Быстры-светлы реки русские.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Источник: http://KiddyWood.ru/byliny/bylina-v-proze-russkie-bogatyri.html

Ирина Карнаухова — Русские Богатыри (былины)

Карнаухова Ирина

Русские Богатыри (былины)

Русские Богатыри (былины)

В пересказе для детей И. В. Карнауховой

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ВОЛЬГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

СВЯТОГОР-БОГАТЫРЬ

АЛЕША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН ЗМЕЕВИЧ

ПРО ДОБРЫНЮ НИКИТИЧА И ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА

КАК ИЛЬЯ ИЗ МУРОМА БОГАТЫРЕМ СТАЛ

ПЕРВЫЙ БОЙ ИЛЬИ МУРОМЦА

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОИНИК

ИЛЬЯ ИЗБАВЛЯЕТ ЦАРЬГРАД ОТ ИДОЛИЩА

НА ЗАСТАВЕ БОГАТЫРСКОЙ

ТРИ ПОЕЗДКИ ИЛЬИ МУРОМЦА

КАК ИЛЬЯ ПОССОРИЛСЯ С КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И КАЛИН-ЦАРЬ

ПРО ПРЕКРАСНУЮ ВАСИЛИСУ МИКУЛИШНУ

СОЛОВЕЙ БУДИМИРОВИЧ

О КНЯЗЕ РОМАНЕ И ДВУХ КОРОЛЕВИЧАХ

На высоких холмах стоит Киев-город.

В старину опоясывал его земляной вал, окружали рвы.

С зелёных холмов киевских далеко было видно. Видны были пригороды и многолюдные сёла, тучные земли пахотные, синяя лента Днепра, золотые пески на левом берегу, сосновые рощи…

Пахали под Киевом землю пахари. По берегам реки строили умелые корабельщики лёгкие ладьи, долбили челны дубовые. В лугах и по заводям пасли пастухи круторогий скот.

За пригородами и сёлами тянулись леса дремучие. Бродили по ним охотники, добывали медведей, волков, туров — быков рогатых, и мелкого зверя видимо-невидимо.

А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка: Налетали из них на русские сёла кочевники — жгли и грабили, уводили русских людей в полон.

Чтобы беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов, от чужих людей.

А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались в даль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

Дни и месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Алёша, и Дунай Иванович — всё в степи да в чистом поле правили службу воинскую. Изредка собирались они к князю Владимиру на двор — отдохнуть, попировать, гусляров послушать, друг о друге узнать.

Коль тревожно время, нужны богатыри-воины, с честью встречает их Владимир-князь с княгиней Апраксией. Для них печи топятся, в гридне гостиной горнице — для них столы ломятся от пирогов, калачей, жареных лебедей, от вина, браги, мёду сладкого. Для них на лавках барсовы шкуры лежат, медвежьи на стенах развешаны.

Но есть у князя Владимира и погреба глубокие, и замки железные, и клети каменные. Чуть что не по нём, не вспомнит князь о ратных подвигах, не посмотрит на честь богатырскую…

Зато в чёрных избах по всей Руси простой народ богатырей любит, славит и чествует. Ржаным хлебом с ним делится, в красный угол сажает и поёт песни про славные подвиги — о том, как берегут, защищают богатыри родную Русь!

Слава, слава и в наши дни богатырям-защитникам Родины!

Высока высота поднебесная,

Глубока глубина океан-моря,

Широко раздолье по всей земле.

Глубоки омуты Днепровские,

Высоки горы Сорочинские,

Темны леса Брянские,

Черны грязи Смоленские,

Быстры-светлы реки русские.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

———————————————————————-

Вольга Всеславьевич

Закатилось красное солнышко за горы высокие, рассыпались по небу частые звёздочки, родился в ту пору на матушке-Руси молодой богатырь Вольга Всеславьевич. Запеленала его мать в красные пелёнки, завязала золотыми поясами, положила в резную колыбель, стала над ним песни петь.

Только час проспал Вольга, проснулся, потянулся — лопнули золотые пояса, разорвались красные пелёнки, у резной колыбели днище выпало. А Вольга на ноги стал, да и говорит матери:

— Сударыня матушка, не пеленай ты меня, не свивай ты меня, а одень меня в латы крепкие, в шлем позолоченный да дай мне в правую руку палицу, да чтобы весом была палица в сто пудов.

Испугалась мать, а Вольга растёт не по дням, не по часам, а по минуточкам.

Читайте также:  Внеклассное занятие к празднику всемирный день защиты животных, 3-4 класс

Вот подрос Вольга до пяти годов. Другие ребята в такие годы только в чурочки играют, а Вольга научился уже грамоте — писать и считать и книги читать. Как исполнилось ему шесть лет, пошёл он по земле гулять.

От его шагов земля заколебалась. Услыхали звери и птицы его богатырскую поступь, испугались, попрятались.

Туры-олени в горы убежали, соболя-куницы в норы залегли, мелкие звери в чащу забились, спрятались рыбы в глубокие места.

Стал Вольга Всеславьевич обучаться всяким хитростям.

Научился он соколом по небу летать, научился серым волком обёртываться, оленем по горам скакать.

Вот исполнилось Вольге пятнадцать лет. Стал он собирать себе товарищей. Набрал дружину в двадцать девять человек, — сам Вольга в дружине тридцатый. Всем молодцам по пятнадцати лет, все могучие богатыри. У них кони быстрые, стрелы меткие, мечи острые.

Собрал свою дружину Вольга и поехал с ней в чистое поле, в широкую степь. Не скрипят за ними возы с поклажей, не везут за ними ни постелей пуховых, ни одеял меховых, не бегут за ними слуги, стольники, поварники…

Для них периной — сухая земля, подушкой — седло черкасское, еды в степи, в лесах много-был бы стрел запас да кремень и огниво.

Вот раскинули молодцы в степи стан, развели костры, накормили коней. Посылает Вольга младших дружинников в дремучие леса:

— Берите вы сети шелковые, ставьте их в тёмном лесу по самой земле и ловите куниц, лисиц, чёрных соболей, будем дружине шубы запасать.

Разбрелись дружинники по лесам. Ждёт их Вольга день, ждёт другой, третий день к вечеру клонится. Тут приехали дружинники невеселы: о корни ноги сбили, о колючки платье оборвали, а вернулись в стан с пустыми руками. Не попалась им в сети ни одна зверушка.

Рассмеялся Вольга:

— Эх вы, охотнички! Возвращайтесь в лес, становитесь к сетям да смотрите, молодцы, в оба.

Ударился Вольга оземь, обернулся серым волком, побежал в леса. Выгнал он зверя из нор, дупел, из валежника, погнал в сети и лисиц, и куниц, и соболей. Он и мелким зверьком не побрезговал, наловил к ужину серых заюшек.

Воротились дружинники с богатой добычей.

Накормил-напоил дружину Вольга, да ещё и обул, одел. Носят дружинники дорогие шубы соболиные, на перемену у них есть и шубы барсовые. Не нахвалятся Вольгой, не налюбуются.

Вот время идёт да идёт, посылает Вольга средних дружинников:

— Наставьте вы силков в лесу на высоких дубах, наловите гусей, лебедей, серых уточек.

Рассыпались богатыри по лесу, наставили силков, думали с богатой добычей домой прийти, а не поймали даже серого воробья.

Вернулись они в стан невеселы, ниже плеч буйны головы повесили. От Вольги глаза прячут, отворачиваются. А Вольга над ними посмеивается:

Источник: https://libking.ru/books/child-/children/25578-irina-karnauhova-russkie-bogatyri-byliny.html

Презентация к уроку (1 класс) на тему: Презентация к былинам

Слайд 3

Сказки Авторские Народные Волшебные Бытовые О животных богатырские

Слайд 4

Что такое былина? БЫЛИНА — песня-сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. Их произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха. Исполнителей былин называли сказителями.

Слайд 5

Славна богатырями земля русская

Слайд 6

Доспехи Пластинчатый доспех — это состоящая из металлических пластин броня для прикрытия тела воина Шлем с полумаской и бармицей XII—XIII века

Слайд 7

Рубящее оружие Кольчуга XII—XIII века Ратник XII век

Слайд 8

Лучник XVI век Шлемы Мечи и сабли

Слайд 9

Былинные сказители

Слайд 10

Богатыри

Слайд 11

Илья́ Му́ромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович) — один из главных героев былин Киевской Руси, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Считается, что родина Ильи муромца — село Карачарово под Муромом. А лёша Попович — сын ростовского попа Ле (в) онтия (редко Фёдора).

Всех богатырей объединяет общее происхождение из Северо-Восточной Руси (Муром, Рязань, Ростов), поездка в Киев, сопряжённая с поединком с чудовищем, богатырская служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.

), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение.

В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность.

Слайд 12

Добры́ня Ники́тич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь эпоса Киевской Руси. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира . Он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток , отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях. Никита Кожемяка

Слайд 13

Святого́р — богатырь русского былинного эпоса Микула Селянинович — персонаж русских былин, богатырь, легендарный пахарь.

Слайд 14

Вольга Святославич (также Волх Всеславьевич ) — богатырь, персонаж русских былин. Основной отличительной чертой Вольги является хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных.

Слайд 16

Икона Преподобного Ильи Муромца

Слайд 18

Книги о богатырях

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/03/15/prezentatsiya-k-bylinam

Сказания и былины древних славян

Былины, русские народные эпические песни-сказания, возникли как выражение исторического сознания русского народа ΙΧ-ΧΙΙΙ столетий, в процессе бытования впитали события позднейшего времени.

Повествуют преимущественно о богатырях — защитниках родины; отразили нравственные и социальные идеалы народа.

Северные славянские сказания или древнерусские северные былины исполняются одноголосно, обычно на короткие напевы декламационно-повествовательного склада, южные былины хоровые, по музыке родственны широкораспевным донским песням.

Все известные былины по месту своего происхождения делятся на: киевские, новгородские и более поздние общерусские.

Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; в славянских былинных сказаниях отражена история их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли.

Каждая из былинных песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря и таким образом получается ряд песен отрывочного характера, группирующихся около главных представителей русского богатырства.

Былинный стих и стихосложение русской устной народной поэзии довольно многогранно. Различают три вида: говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.

) — чисто-тонический, с парными рифмами, без всякого внутреннего ритма (раешный стих); речитативный стих (былины, исторические песни, духовные стихи) — нерифмованный, с женскими или (чаще) дактилическими окончаниями, в основе ритма — тактовик, иногда упрощающийся до хорея, иногда расшатывающийся до акцентного стиха; песенный стих («протяжные» и «частые» песни) — ритм тесно связан с напевом и колеблется между сравнительно четким хореем и очень сложными, не вполне исследованными вариантами.

В глубокой древности, в том числе в палеолите, встречаются надписи, сделанные древнеславянским слоговым письмом, так называемые «руны Макоши », «руны Рода» и «руны Мары», то есть различные виды славянского письма, связанные с соответствующими славянскими божествами. Слово «руны» употреблялось и на многих средневековых надписях.

Название «руны Макоши» связывает письменность с самой древней и самой могущественной славянской богиней — Макошью, от которой произошли все остальные боги славянского пантеона. Руны Макоши отличались сакральным характером и предназначались, скорее всего, не для населения, а для жрецов.

Читать руны Макоши, особенно соединенные в лигатуры, невозможно, эти тексты требую разгадки, как ребусы. Руны Макоши в великокняжеский период использовались на Руси повсеместно, однако из употребления они выходят постепенно, причем в разных городах в разное время.

Так, в Киеве они уступают свое место кириллице уже в Χ веке, тогда как в Новгороде они существуют неизменно до ΧΙΙΙ столетия.

Рунами Рода называется протокириллица, то есть письмо, предшествовавшее кириллице. Руны Рода произошли, видимо, из рун Макоши и использовалось для подписи изделий прежде всего храма Рода, за что и получило свое название.

Это письмо существовало в виде тайных надписей (пиктокриптографии), вписывалось в рисунки по всей Европе вплоть до середины ΧΙΧ века.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий на базе рун Рода путем добавления греческих и составных букв создали в ΙΧ веке нашей эры славянское христианское письмо, названное в честь первого брата кириллицей.

Руны Мары наиболее загадочный тип древнего славянского письма. Предположительно, это не особый шрифт, а разгадка значений написанных слов. Марой была богиня смерти и болезней, и ее культ был очень сильным во времена палеолита.

Руны Мары должно означать нечто не просто тайное, но и как-то связанное с загробным миром.

Нельзя не отметить, что именно мифическая власть Мары над загробным миром давала храму Мары вполне реальную власть над современниками, так что именно этот храм выполнял важнейшие социальные функции в славянских общинах.

Источник: http://godsbay.ru/slavs/slavs_myths.html

Ссылка на основную публикацию