Деловая игра по профориентации для студентов колледжа

Методическая разработка (9 класс) по теме: Деловая игра по профориентации «Прибыль предпринимателя»

Деловая игра по профориентации в 8-11 классах.

Тема урока: Прибыль предпринимателя.

Тип урока: повторение и обобщение полученных знаний.

Форма  урока: деловая игра

Цель урока — закрепление полученных знаний о предпринимательстве, способах получения и увеличения прибыли.  

Задачи урока:

  1. Образовательная – обобщить и повторить знания блока  “Экономика».
  2. Развивающая – способствовать развитию систематического мышления; навыков предпринимательской деятельности; деловой речи; коммуникативные способности учащихся.
  3. Воспитательные – воспитывать предприимчивость, умение оперативно решать возникающие проблемы; уважение к друг другу.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point, карточки с заданиями.

Содержание игры

В игре воспроизводится реальная ситуация предпринимательской деятельности простейшего вида  в условиях конкуренции и стремлении достичь более высокой прибыли.

Обучающиеся работают каждый за себя.  

Итог игры подводится посредством проведения подсчета выручки   лицевых счетов на бирже каждого участника.

Ход игры

1. Организационный момент.

1 слайд. Ведущий: Доброе утро! Ежедневно мы сталкиваемся с деньгами. И скорее всего каждый из нас хотя бы раз задумывался над тем, как увеличить свой бюджет? Вариантов увеличения заработка существует великое множество от,  законных до криминальных.

Одним из законных  вариантов может выступать – предпринимательство – свой бизнес.

Но! Скорее всего,  так же каждый задумывался над тем, а получится ли у меня стать бизнесменом?  Есть ли у меня 4 фактор производства – предпринимательская жилка (предпринимательские способности)!  И так на уроке мы с вами попытаемся выяснить, получится ли у каждого из вас стать предпринимателем!

2 слайд.  И действовать мы с вами сегодня будем под девизом «Деньги как ноги, кто не умеет ими пользоваться, у того они отнимаются!»  великого английского экономиста Адама Смита. При сдаче ЕГЭ по обществознанию вы можете встретить это высказывание как одну из тем сочинения-эссе в части С, задание 9.

         Сегодня мы с вами проведем деловую игру “Прибыль предпринимателя”. Мы с вами обобщим  пройденный материал в рамках экономических блоков и выясним, стоит ли каждому из вас в будущем задуматься над вопросом собственного бизнеса.  

Правила игры.

  1. В игре участвуют все учащиеся-предприниматели. Каждый, из которых, организует свое производство на равных условиях.  Самостоятельно выбрав тип производства.
  2. Производство считается организованным в том случае, если приобретен необходимый комплект экономических ресурсов по одному из типов технологии.
  3. Победителями считаются учащиеся, получившие наибольшую выручку – прибыль.

В процессе игры нам с вами понадобятся некоторые понятия такие как:

Выручка — количество денежных средств или иных благ, получаемое компанией за определённый период её деятельности, в основном за счёт продажи товаров или услуг своим клиентам

Прибыль — это выручка минус расходы (издержки), которые компания понесла в процессе производства своих продуктов.

Монополия —  моно-один и πωλέω (poleo) — продаю) — компания (рыночная ситуация, на котором действует такая организация), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая продукт(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).

Факторы производства — Фа́кторы произво́дства — ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Традиционно подразделяются на составляющие:

  1. трудовые ресурсы, или труд;
  2. инвестиционные ресурсы, или капитал;
  3. природные ресурсы, или земля;
  4. предпринимательский талант, или предпринимательские способности;
  5. информация; специфической формой информации является технология;

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека.

Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ. Ошибочное мнение, что акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.

Земля как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.

Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:

  1. организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;
  2. принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;
  3. рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;
  4. быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

Давайте вспомним содержание этих понятий!

Я хочу пригласить поучаствовать в игре всех желающих, специальных знаний экономике в этой деловой игре не требуется. Получите, пожалуйста, инструкции.

ИНСТРУКЦИЯ:

Поздравляем ВАС! Вы предприниматель, и у Вас солидный первоначальный капитал – 20 000 монет. Выберите только один из вариантов: А, В, С и запишите на свой лицевой счет 4000 монет и экономические ресурсы в балансовую ведомость.

3 слайд.

4,5,6 слайд

Вариант Деньги Экономические ресурсы Итого
А 4000 монет Здания – 7 ед. Сырье – 30 ед. 20 000 монет
В 4000 монет Оборудование – 14 ед. Рабочие – 18 ед. 20 000 монет
С 4000 монет Технология – 10 ед. Транспорт – 12 ед. 20 000 монет

  7 слайд. ВАША задача – организовать производство, для чего нужно приобрести необходимый комплект экономических ресурсов по одному из типов технологии.

8 слайд.

Тип производства Экономические ресурсы, единиц. Себе-стоимость, монет Вы-ручка, монет
здания оборудование сырье рабочие технология транспорт
Бесприбыльное 1 2 3 2 1 1 5400 5400
10% прибыли 1 2 4 2 2 2 7200 8000
25% прибыли 2 4 8 4 3 4 13400 17000
50% прибыли 3 6 14 6 4 5 19700 29000
100% прибыли 3 8 18 12 5 8 27400 55000

Ориентировочные базовые цены экономических ресурсов (за единицу):

  1. Здания – 1000 монет;
  2. Оборудование – 500 монет;
  3. Сырье – 300 монет;
  4. Рабочие – 500 монет;
  5. Технология – 1000 монет;
  6. Транспорт – 500 монет;

В течение игры вы можете обнаружить, что являетесь владельцем ограниченного,  т.е. редкого ресурса, следовательно, вы – монополист (цена – ваша привилегия, монопольно низкая или монопольно высокая)!

9 слайд. Набрав необходимое количество ресурсов, Вы идете на биржу (роль брокеров на бирже играют…) и «Продаете свою продукцию». Вам переводят на лицевой счет сумму указанной выручки. Получив эти деньги, Вы можете начать новый экономический цикл. Выбирайте наиболее прибыльную технологию.

!!!!Приобретая необходимые ресурсы, не забывайте при этом снимать со своего счета израсходованные суммы, а если Вы продаете свой ресурс, запишите полученную сумму на свой счет в балансовую ведомость.

Вместо выручки на бирже Вы можете получить любой экономический ресурс (не более одного вида).

Время игры, как и в жизни – ограничено, сколько вы сумеете заработать за ограниченный период времени,  зависит от ваших умений и качеств.

10 слайд.

Победитель игры  будет определен по итогам подсчета выручки   лицевых счетов на бирже каждого участника.

Что нужно уточнить, на что еще  обратить ваше внимание?

Во время игры вы смело можете обращаться за помощью к биржевым брокерам!

Игра будет окончена через 20 минут!

Приступим, я желаю вам удачи!

Подведение итогов:

  1. Давайте обсудим, с какими трудностями вам пришлось столкнуться во время игры?
  2. Что вы не предусмотрели, на что не обратили должного внимания?
  3. Вы попробовали себя в роли предпринимателя! И как вам она?
  4. Появились ли среди вас желающие, связать свое будущее с предпринимательством?

ИТОГ: Я хотела бы вас всех сегодня оценить, на «отлично» т.к. считаю, что вы сегодня для себя определили, на что вы способны, реально!

Надеюсь, этот урок был с пользой!

11 слайд. Закончить его я бы хотела словами Сенеки: «Свои способности человек может узнать только попытавшись применить их на деле».

Домашнее задание: Написать сочинение-эссе по теме, оказавшейся в конверте.

 «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности».(Л. Питер)
«Спрос и предложение — это процесс взаимного приспособления и координации» (П. Т. Хейне).
«Бизнес — это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию.» (М.Амстердам)
Бизнес — это получение вероятного плюса из гарантированных минусов. (Алонсо Арджуна)
Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники. Альберт Энштейн
Всегда выбирайте самый трудный путь — на нем вы не встретите конкурентов. Шарль де Голль
Правильное решение, принятое с опозданием, является ошибкой. Ли Якокка
Редко случается, что человек получает удовольствие от бизнеса.     Самуэл Джонсон
Бизнес? Это довольно просто — это же деньги других.     Александр Дюма

Источник: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2013/03/06/delovaya-igra-po-proforientatsii-pribyl

Профориентационная игра для старшеклассников «Перспектива»

Игра «Перспектива» относится к проектно–аналитическим играм. В игре участникам предлагается «увидеть» свою жизнь по окончании школы, «простроить» свое ближайшее и отдаленное будущее.

Игра наглядно демонстрирует причинно-следственные связи между осуществляемыми выборами, принимаемыми решениями и их последствиями, а, следовательно, мотивирует участников на ответственное отношение к выбору жизненной стратегии, показывает возможность и необходимость простраивания долгосрочной жизненной перспективы.

Игра «Перспектива» может быть включена в программу профориентационной работы. В этом случае она помогает учащимся увидеть актуальную задачу выбора профессии в контексте жизненных целей.

Наш опыт также показывает, что и самостоятельное, т.е. вне профориентационное проведение этой игры, может быть эффективным.

В этом случае игра проблематизирует участников, погружает их в размышления о жизненных достижениях и приоритетных целях.

Сценарий игры разработан для групп учащихся, планирующих обучение в высших образовательных учреждениях. Но нам кажется, что при незначительных изменениях, она может быть предложена и тем, кто не связывает свое будущее с обучением в вузе.

Содержание игры и игровая цель

Игровой сюжет связан с проживанием участниками своей будущей жизни, различных ее этапов. Вначале старшеклассникам предлагается почувствовать себя выпускником школы, затем студентом, потом зрелым человеком, четко понимающим, для чего он живет.

При этом у участников есть возможность попробовать «на вкус» различные варианты своего будущего и откорректировать его «неприглянувшиеся» стороны.

Игровая цель: спланировать свое будущее, прожить его в соответствии с выбранными целями, посмотреть на полученные результаты и изменить их в случае необходимости.

Материалы и требования к организации игры

Материалы и оборудование:

  • Карточки со словами «ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ».
  • Бланки «Зачетный лист» – для каждого участника.
  • Ручки для каждого участника.
  • Бланки теста – для каждого участника.
  • Таблички с названиями целей студенчества – 1 набор.
  • Таблички с названиями целей жизни – 1 набор.
  • Бланки «Жизнь студента» – 5 экземпляров (формат А3).
  • Карточка «Дела студента»
  • Листы цветной бумаги 5 цветов (желтый, красный, зеленый, синий, коричневый)- 1 набор.
  • Клей – 5 шт.
  • Чистые карточки – 3-4 шт.
  • Музыкальное оборудование.
  • Музыка «Школьные годы чудесные».
  • Колокольчик.
  • Доска, или флип–чат.
  • Маркеры – 5 шт.
  • Стикеры (листочек с клеевым краем) – по 1 для каждого участника.
  • Маленький мячик.
Читайте также:  Сценарий на хэллоуин дома для молодёжи

Требования к организации помещения

Игра проводится в большом свободном помещении. В начале игры участники сидят в общем кругу. По ходу действия образуется несколько групп. Помещение должно быть таким, чтобы у участников была возможность работать в мини – группах, не мешая остальным.

Участники

Игра разработана для учащихся 9 -10 классов. Количество – до 35 человек, однако, оптимальное число – 20 – 25 человек.

По ходу игры участники несколько раз осуществляют индивидуальные выборы, в результате которых могут образовываться мини – группы. Если группа не образуется, участник имеет право проживать этот этап в одиночку.
Для проведения игры необходим один ведущий – психолог. Желательно иметь помощника, который по ходу действия будет помогать с раздаточными и наглядными материалами.

Сценарий игры

Начало игры – введение в игровую ситуацию

В начале игры участники садятся в круг.
Ведущий: «Предлагаю вам погрузиться в игру, которая называется «Перспектива». Игра относится к проектно–аналитическим играм. Это значит, что у вас будет возможность что–то проанализировать, и что–то спроектировать. Анализировать вы будет собственные цели и ценности. А проектировать – свою жизнь.

В ходе встречи у каждого появится возможность заглянуть в свое будущее, спланировать его, и прожить в соответствии с выбранными целями. Это позволит понять, что для вас является важным в жизни по–настоящему, увидеть связь сегодняшних поступков с отсроченными жизненными результатами.

«Проживание» в игре последствий выбранных решений, поможет вам определить приоритеты, быть может, изменить что-то в своем будущем или в отношении к нему. Возможно, в процессе игры у вас появятся вопросы, желание что-то обсудить с ведущими. В конце мы будем обсуждать результаты, и возможно там, вы получите ответы на свои вопросы.

Если ясности не возникнет, обязательно скажите об этом, и мы договоримся о другой встрече».

Для того чтобы настроиться на игру, ведущий предлагает участникам тематическую разминку

Разминка

1. Ведущий к одной стене прикрепляет карточку, на которой написано «ДА», к второй – карточку, на которой написано «НЕТ», к третьей – «НЕ ЗНАЮ». Ведущий: «Сейчас я буду зачитывать фразы.

Если вы полностью согласны с этим утверждением, вы должны встать и подойти к карточке, на которой написано «ДА». Если вы не согласны – карточке «НЕТ».

Если сейчас вам трудно дать однозначный ответ – подойдите к той, на которой написано «НЕ ЗНАЮ».

Фразы ведущего:

    • Я точно знаю, чем я буду заниматься после школы;
    • Мои родители поддерживают мой профессиональный выбор;
    • Уже сейчас я готовлюсь к поступлению в вуз;
    • Профессия должна приносить деньги, все остальное – второстепенно;
    • В последнее время я много думаю о своей жизни.

Психолог последовательно читает каждую фразу. После того, как прозвучало утверждение, участники подходят к карточкам–ответам. Ведущий просит двух – трех человек коротко прокомментировать свой выбор. Затем читает следующую фразу. После обсуждения последней строчки, участники садятся в общий круг, так, чтобы видеть доску.

2. Ведущий на доске рисует «Линию времени», отмечает на ней точку «Настоящее» и задает участникам вопрос: «Когда вы слышите слово «Будущее», на сколько лет вперед вы заглядываете?» Участники отвечают (не все, а по желанию; если все молчат, ведущий обращается к конкретным детям по имени, и просит ответь их). Участники называют количество лет, ведущий ставит точки на «Линии времени».

Ведущий: «Для каждого из вас слово «Будущее» задает свой временной интервал (коротко комментирует картинку, получившуюся на доске). А кем вы видите себя в этом будущем, какова ваша основная социальная роль?» Участники получают по одному стикеру, на котором пишут свою основную социальную роль и прикрепляют к линии времени.

Ведущий просит желающих прокомментировать свои ответы или сам комментирует написанное.
Ведущий: «Мы с вами отправляемся в будущее. В ходе игры вы проживете несколько этапов жизни: выпускник школы, студент, зрелый человек.

А затем мы вернемся в настоящее и посмотрим, как то, что мы прожили в игре связано с нашей сегодняшней жизнью».

На этом разминка заканчивается. Ведущий раздает участникам «Зачетные листы», просит их подписать. Звучит музыка «Школьные годы чудесные».

Окончание школы

Музыка смолкает и звучит колокольчик.

Ведущий: «Представьте себе, что вы расстаетесь со школой: прозвенел последний звонок, отгремел выпускной бал. Одиннадцать школьных лет позади… Какие чувства испытывает сейчас каждый выпускник? Поделитесь, пожалуйста».

Ведущий передает мяч по кругу и просит каждого назвать чувство и коротко прокомментировать его. После того, как каждый участник рассказал о своем чувстве, ведущий просит записать его в зачетном листе.
Ведущий: «А теперь пришло время выбрать профессию.

На этот выбор могут влиять разные факторы: престиж профессии, подходящий для вас режим работы, есть связи в этой профессиональной области, традиции семьи, личные интересы, высокий уровень заработной платы, ваши личные способности, желание приносить пользу обществу (ведущий называет принципы и прикрепляет карточки на стену). Может быть еще какие – то принципы выбора очень важны, но сейчас не прозвучали?» (Ответы детей записываются на чистую карточку и также крепятся на стену). Конечно, выбирая профессию важно анализировать разные принципы. Но, все же, какой из вышеназванных принципов будет для вас решающим? Подойдите и встаньте рядом с самым важным для вас принципом».

Ребята объединяются в группы.

Ведущий: «Теперь в группах составьте список аргументов в защиту вашего принципа выбора. Почему именно ваш принцип должен быть основополагающим или почему для вас он так важен».

Группы представляют свои аргументы. У участников есть возможность задать друг другу вопросы. Если аргументы другой группы показались кому-то более убедительными, этот участник может поменять группу. Затем ведущий просит каждого записать свой основной принцип выбора профессии в «Зачетный лист».
Участники возвращаются в общий круг.

Обучение в институте

Ведущий раздает каждому участнику «Тест».

Ведущий:«Я буду читать вслух текст теста. Пожалуйста, выберите подходящий для вас вариант ответа и отметьте его в «Зачетном листе». В каждом вопросе можно выбрать только один ответ».

Пока один ведущий работает с тестом, второй развешивает в разных концах кабинета цветные листы бумаги.
Ведущий: «Теперь посмотрите на цвета выбранных вами ответов. Какой цвет преобладает? Подойдите к листочку этого цвета. Если вы набрали поровну разных цветов, то останьтесь на месте и послушайте, что означает каждый цвет».

Один ведущий называет цели студенчества и другой прикрепляет под цветной бумагой таблички с названиями этих целей: желтый – превращение в профессионала; красный – получить возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний; зеленый – активная студенческая жизнь; синий – устройство личной жизни;

коричневый – карьерные устремления.

Важным моментом данного этапа является разведение для учеников двух похожих в их глазах целей — превращение в профессионала и получение возможности работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний.

Ведущий может объяснить ребятам, что стать профессионалом за 5 лет учебы в институте – это очень трудная задача, предполагающая совмещение серьезной учебы со стажировкой и.т.д. Чаще становление профессионала происходит уже после окончания института в процессе наработки профессионального опыта.

Но это, как правило, предполагает работу в течение какого-то времени после окончания института в не самых престижных и хорошо оплачиваемых местах, прежде чем начинающий специалист станет конкурентоспособным в профессиональной среде.

Ведущий: «Теперь те, у кого было поровну разных цветов, выберите, какая цель студенчества вам ближе, назовите ее и подойдите к соответствующему ей цвету. Все участники могут еще раз «примерить» к себе выбранную цель студенчества. Решите, остаетесь ли вы в своей группе или перейдет в другую, ту, чья цель кажется вам более подходящей. Затем запишите цель студенчества в свой «Зачетный лист».

Ведущий: «Сейчас вы будете работать по группам, объединенным одной целью студенчества. Каждая группа получит бланк «Жизнь студентов» и карточки «Дела студентов». Пожалуйста, напишите на бланке цель обучения в вузе.

Затем отберите не больше 7 карточек из общего перечня дела студента. Выбранные вами карточки должны соответствовать цели студенчества. Карточки вклейте в бланк «Жизнь студентов».

По окончанию времени, каждая групп зачитывает список дел.

Ведущий: «Представьте, что на протяжении 5 лет вы в основном занимаетесь теми делами, которые только что перечислили. Каков ваш личный и профессиональный «багаж» по окончанию вуза? Обсудите в своей мини -группе, запишите на бланк «Жизнь студентов» и затем расскажите всем».

После общего обсуждения каждый участник записывает в «Зачетных листах» с каким багажом знаний, умений, навыков, с какими новыми личностными качествами он выйдете из вуза.

Если на этом этапе появляются участники, желающие сменить цель студенчества и перейти в другую группу, ведущий разрешает это сделать. В «Зачетном листе» они фиксирует «багаж», который «собрала» новая группа.

Смысл жизни

Ведущий: «Время летит очень быстро. А в нашей игре особенно. Вот уже и вуз далеко позади. И пришло время подумать о том, для чего живет человек. У каждого человека есть какие-то жизненные цели – то, чего хотелось бы достичь, то, ради чего имеет смысл жить.

Читайте также:  Как создать блог на сайте?

Жизненные цели у разных людей разные: для кого-то важнее всего счастливая семья, для кого-то – успешная карьера, для кого-то – жизнь, наполненная сильными впечатлениями… (Ведущий называет и прикрепляет карточки «Цели жизни» в разных концах кабинета).
Какие-то из этих целей легко сочетаются с другими, какие-то очень трудно.

Например, тяжело сочетать серьезное карьерное становление с созданием счастливой семьи. Часто чем – то приходится жертвовать ради самой важной, самой значимой жизненной цели. Сейчас я прошу каждого подумать, какая из перечисленных целей жизни является для него самой значимой. Назовите эту цель и подойдите к карточке, где она обозначена».

Если кто–то из участников называет цель, не представленную на карточках, ведущий пишет ее на чистом бланке и прикрепляет к доске.

Ведущий: «Обсудите в группе, почему эта цель является для вас такой важной».

Участники обсуждают, а затем предъявляют всем результаты своих размышлений. Часто мы сталкиваемся с тем, что участники говорят о том, что выбранная ими цель позволяет достичь и все остальные цели тоже. Задача ведущего показать участникам эту «ловушку», помочь им сформулировать для себя главный аргумент.

На этом этапе представители групп могут задавать друг другу вопросы на прояснение аргументов. Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не принижали цели других, пытаясь отстоять приоритетность своей. Важно донести до участников мысль о том, что мы не спорим друг с другом, а помогаем понять.

Каждый имеет право на свою точку зрения.

Выбранная участниками цель жизни записывается в «Зачетный лист».

Подведение итогов

Ведущий: «А теперь посмотрите в ваши «Зачетные листы». Как соотносятся ваши записи? Нет ли каких-то рассогласований? Цели студенчества и багаж вуза способствуют достижению жизненных целей? Поделитесь, пожалуйста».

Ребята озвучивают полученные результаты.

Этот этап – некая кульминация игры. Ребята получают наглядный результат проделанной работы: у кого-то проявляется четкая согласованность жизненных устремлений, а у кого-то – несоответствие различных жизненных этапов.

Например, целью жизни девушки является счастливая семейная жизнь, а она 5 лет посвятила серьезнейшему профессиональному становлению; у молодого человека цель – блестящая карьера, а он в институте вел «активную студенческую жизнь» и вышел с «багажом» информации о лучших развлекательных клубах.

Обсуждая получившиеся итоги, ведущий говорит участникам о том, как важно четко осознавать свои цели и строить жизнь в соответствии с ними.

Ведущий: «Прошла игра. Какими мыслями, чувствами, состоянием хочется поделиться? Может быть, кто-нибудь хочет задать вопросы ведущим или друг другу? Спасибо всем за работу!»

Личные впечатления

Игра очень четкая, структурированная и «живая». В зависимости от личностной готовности участников в игре могут подниматься и обсуждаться самые сложные мировоззренческие позиции.

Многим подросткам приятно чувствовать себя в роли взрослых, принимающих серьезные ответственные решения, отстаивающих свои принципиальные позиции. Игра насыщена эмоционально и интеллектуально.

Радуют возможности данной игры для осознания участниками своих ценностей.

Одной из центральных задач игры является формирование позитивного отношения ребят к своему будущему, для чего им дается возможность его изменения на каждом этапе игрового действия.

Роль ведущих в этой игре крайне важна: необходимо направлять работу всех групп, быть готовыми к серьезному обсуждению принципиальных вопросов, но при этом не подавлять детскую самостоятельность и демонстрировать уважительное отношение к самым различным — и иногда совершенно неожиданным — взглядам подрастающего поколения.

«Приложения к игре»

играПерспективапрофессияпрофориентациястаршеклассникитренингУкажите свой Email, чтобы получать информацию о свежих публикациях прямо на свой почтовый ящик.Вы можете отписаться в любое время

Источник: http://5psy.ru/obrazovanie/proforientacionnaya-igra-dlya-starsheklassnikov-perspektiva.html

Лучшие профориентационные игры

Упражнение используется для развития умения выделять ять общее в различных в идах трудовой деятельности.

Дан­ное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы “зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.

Проводить упражнение лучше в круге. Число у частников от 6—8 до 15—20. Время проведения от 7—10 до 15 минут. Основные этапы следующие:

1.Инструкция: “Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, ме­таллург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет про­фессию, близкую к повару и т.д.

Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, на­пример, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высо­кими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по сред­ствам и т.д. (ем.

раздел 6. Угадай профессию, где представ­лена схема анализа профессий)”.

2.По ходу игры ведущий иногда задаст уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с толь­ко что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

3.При обсуждении игры важно обратить внимание уча­стников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства.

К примеру, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине — с автотранспортом, а в конце — с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург—повар — мясник — слесарь (тоже— рубит, но металл) — автослесарь — таксист – сатирик эстрадный (тоже «зубы заговаривает») — артист драмтеатра — артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях…

Опыт показывает, что обычно больше двух раз проводить игру не следует, т.к. она может наскучить игрокам.

Иногда сходство между профессиями носит почти юмо­ристический характер, например что, может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? Оказывается и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллей­буса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы пик через салон троллейбуса проходит?..). Если школьники указывают на подобные, или даже на еще более веселые линии сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество — это один из показателей того, что игра получается.

Профориентационная игра «Суд над безработным»

Цель игры – помочь участникам выработать конструктивное отношение к безработице, создать условия для активного поиска выхода из негативной ситуации, а также создать предпосылки для формирования адекватной самооценки.

Как показывает опыт, игровой процесс с последующим обсуждением результатов способствует преодолению безработным человеком имеющихся субъективных преград на пути к успеху и помогает отнестись более реалистично к себе и своей конкурентоспособности на рынке труда.

Тема дискуссионного обсуждения – Успех.

Группе предлагается обсудить:

— что такое «успех»?

— что такое «успех» для человека, потерявшего работу?;

-можно ли считать успешным пройденный трудовой путь, если в настоящее время человек остался без работы?

-является ли преградой для человека на пути к успеху его состояние безработного?

-связано ли ощущение собственной неуспешности с утратой профессиональной значимости?;

-что мешает безработному человеку быть успешным в жизни?;

-и т.д.

Далее группе предлагается придумать некую легенду, то есть жизнеописание типичного безработного по следующей схеме: семья, образование, этапы трудовой жизни, потеря работы, поиск нового места работы, отношение к обществу, службе занятости и т.д.

После этого группа подразделяется на команды: выбирается участник, который сыграет роль «подсудимого», формируются группы «защиты», «обвинения», «присяжных заседателей».

«Обвинению» предстоит придумать как можно больше доводов, доказывающих что именно «подсудимый» виноват в том, что на определенном этапе стал неуспешным в жизни (согласно придуманной легенде).

«Защита», как ей и полагается, приводит доказательства в пользу «подсудимого», считая, что «подсудимый» не может в полной мере нести ответственность за свой неуспех. Объективные процессы в обществе создают неблагоприятные условия для стабильной и успешной трудовой жизни.

Каждая из сторон судебного процесса может «приглашать свидетелей» для «дачи показаний» в защиту или против подсудимого.

«Присяжные заседатели» по ходу дела имеют право задавать любые уточняющие вопросы сторонам «обвинения» и «защиты».

Слушание дела включает и так называемое «последнее слово «подсудимого», в котором ему предлагается сформулировать и предъявить суду новую оценку проблемы, более объективно отнестись к позитивным и негативным сторонам ситуации безработицы, реально оценить возможности и перспективы своего трудоустройства и дальнейшего профессионального развития.

Далее суд выносит свой вердикт – «виновен» или «не виновен» «подсудимый» в том, что он сегодня безработный.

Если «виновен», то приговор выносится в форме обязательных практических мер, предписываемых «подсудимому» для успешного трудоустройства.

Если «не виновен», то приговор может носить рекомендательный характер в виде системы мероприятий, которые помогут безработному человеку на пути к его трудоустройству.

В заключении следует обсуждение в группе результатов и подведение итогов игры.

Стоит отметить, что такая групповая форма работы с безработными позволяет комплексно решать узловые проблемы, препятствующие успешному трудоустройству.

 Профориентационная игра «Сотворение мира»

Цель: творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.

Необходимый материал: лист ватмана, ножницы, клей, цветные фломастеры. I 1. После того, как «мир сотворен», тренер разрезает лист ватмана на количество частей, равное количеству работающих подгрупп. Далее тасует и путает разрезанные части, после чего раздает каждой подгруппе по одной части «сотворенного мира» со следующим заданием:

— описать доставшуюся часть созданного мира;

Читайте также:  Игры по пдд для детей 5-7 лет в детском саду

— дать всему необходимые названия;

— подчеркнуть характерные особенности;

— государственный строй;

— сферы деятельности;

— предметы импорта и экспорта;

—приблизительная численность населения;

— чем население занимается, наиболее востребованные профессии;

— есть ли безработица, перспективы развития рынка труда;

— культурные традиции (гимн, флаг, сленг, мифы, легенды, нормы, правила, стандарты жизни и поведения, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы попасть в государство, и т.д.).

Время выполнения задания — 30 минут.

2.Презентация участников каждой из подгрупп происходит по следующей схеме: рассказ о своем государстве, реальные перспективы государственного развития с позиции карты востребованных профессий, готовность к сотрудничеству, реальность проникновения в страну эмигрантов и т.д.

3.По окончании презентации происходит обсуждение аспектов «совместного сотворения» и общей ответственности за существование и развитие мира, оценка динамики и перспектив дальнейшего мирового развития.

Визуально-рефлексивное упражнение «Призвание»

Цель: образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений.

1)Тренер предлагает участникам подумать над понятием «призвание». Что это такое? Как призвание может быть проявлено в жизни человека? Как найти свое призвание? Что (или кто) человека может «призывать»?

2)Далее тренер предлагает визуализировать образ того, что каждого участника «призывает». Где это находится? На что (на кого) похоже? Какое это время года? Время дня? Какие слышны звуки? Запахи? Что каждый участник чувству­ет? Видит? Слышит? Ощущает? Предчувствует?

3)Далее следует обмен впечатлениями и обсуждение результатов визуализации в группе.

Профориентационная игра «Профессия — специальность»

Данная игровая методика направлена на повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специали­зация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о немалообразии профессионального труда.

Игровое упражнение может проводиться как в круге (от 6—8 до 15—20 участников), так и в работе с целым классом. По времени оно занимает от 10 до 15—20 минут. Общая процедура следующая:

1.Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность: профессия — группа родствен­ных специальностей (например, профессия—учитель, специальность — учитель физкультуры и т.п.).

2.Инструкция: “Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности”.

Если кто-то из игроков называет сомни­тельные специальности или откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие вопросы. Допускаются не­большие обсуждения и дискуссии.

Желательно, чтобы ве­дущий сам ориентировался в обсуждаемых профессиях, т. е. еще перед игрой сам попытался бы назвать соответствую­щие специальности.

Можно несколько усложнить игровую процедуру, предложив участникам называть специальности не по очереди, а по принципу “пинг-понга” (только что назвавший специальность игрок сам определяет, кто должен назвать следующую специальность, и т.д.). Такое усложнение хотя и вносит в игру некоторый сумбур, но заставляет многих находиться в творческом напряжении.

Откровенно говоря, данное упражнение не является очень интересным, поэтому долго проводить его не следует. Для ведущего важно не упустить момент, когда следует остановиться. Но польза от упражнении несомненна и со­всем от него отказываться профконсультанту не следует.

По аналогичному принципу можно построить другие игровые упражнения: ПРОФЕССИЯ — УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (называется профессия, а участники должны сказать, где реально можно ее приобрести); ПРОФЕССИЯ — МЕ­ДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ (для данной профессии); ПРОФЕССИЯ—ТРЕБУЕМЫЕ КАЧЕСТВА (проблема профессионально важных качеств) и т.д.

Для повышения активизирующих возможностей данного упражнения можно разбить группу (класс) на команды и устроить соревнование между ними, кто больше назовет соответствующих названной профессии специальностей (учебных заведений, медицинских противопоказаний, профессионально важных качеств…).

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

{odnaknopka} 

Источник: http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/luchshie-proforientatsionnie-igri.html

Портфолио педагога-психолога, преподавателя

Необходимые материалы:

·       Ватман для оценки результатов игры

·       Распечатка предметов для групп — свиток

·       Шапочки для капитанов групп

·       Подсказки по 3 на каждую команду (помощь преподавателя, помощь зала, помощь Интернета).

Подготовительная работа:

·       подготовка необходимого оборудования;

·       подготовка помещения для работы.

Организация пространства:

Перед началом мероприятия в помещении необходимо расставить столы и стулья таким образом, чтобы все участники оказались сидящими в 4 группах кругом.

После того как все участники заняли свои места можно начинать мероприятие.

     Перед началом демонстрируется фильм «Чурилович».

Ход мероприятия

— Добрый день. В рамках недели общеобразовательных дисциплин сегодня пройдет деловая игра «Мое профессиональное будущее».

Сядьте поудобнее, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло друг друга. Я надеюсь, что это ощущение тепла и поддержки сохранится на протяжении всей нашей встречи.

Каждый хотел бы многого добиться в жизни. Чтобы достичь этого нужно прилагать усилия, много знать и применять эти знания на практике. Первое научное познание мира происходит в начальной школе.

Мы знакомимся с математикой, русским языком, окружающим миром. На протяжении всей нашей жизни эти знания постоянно используются, но объяснить, как они нам помогают, не всегда можем.

Сегодня я предлагаю вам поразмышлять и определить жизненную значимость общеобразовательных предметов.

Наша игра проводится в командах по 5 человек. В каждой команде вам нужно выбрать капитана, который будет озвучивать ответ на вопрос. Его отличительный признак – шапочка.

     (Команда выбирает капитана, который одевает атрибут).

Придумайте название своей команде. (Называют команду).

  1. Ознакомление с правилами игры

В любой игре существуют правила. Познакомлю с правилами нашей игры.

  1. Игра состоит из 4-х этапов. На каждом этапе команды отвечают на поставленный вопрос.
  2. У каждой команды находится свиток, в котором указаны предметы, знания которых необходимы для ответа на вопрос.
  3. Ответ должен иметь пояснение и подкреплен примером.
  4. За каждый ответ по одной из 3 дисциплин, указанных в свитке, даётся один балл.
  5. У вас есть возможность заработать дополнительный балл за ответ другой команде.
  6. После каждого этапа жюри объявляет результаты игры.
  7. Снятие баллов происходит за нарушение дисциплины и подсказки из зала.
  8. Каждая команда может воспользоваться подсказками, которые находятся у вас на столах: подсказка преподавателя, подсказка зала, помощь интернета.
  9. В результате игры подводятся результаты по каждой команде и выявляется победитель.
  10. Введение в тему

— Я хочу начать наш разговор с демонстрации нескольких портретов известных людей (Слайд 2) (В. Путин, Билл Гейтс, М. Прохоров, Д. Билан, А. Овечкин).

— Назовите их имена.

Ведущий демонстрирует фото.

Информация для ведущего

Билл Гейтс — американский предприниматель, один из создателей компании Microsoft,  до июня 2008 года руководил ею, занимается благотворительностью.

Михаи́л Дми́триевич Про́хоров — российский политик и предприниматель, миллиардер, президент Союза биатлонистов России, участник президентских выборов 2012 года, на которых занял 3-е место.

Влади́мир Влади́мирович Пу́тин — российский государственный и политический деятель; второй и четвёртый (действующий) президент Российской Федерации.

Ди́ма Била́н (Виктор Никола́евич Бела́н) — российский певец, представлял Россию на конкурсе песни «Евровидение» два раза: в 2006 году — второе место и в 2008 году — первое место и став первым российским артистом, победившим на конкурсе песни «Евровидение».

Алекса́ндр Миха́йлович Ове́чкин — российский профессиональный хоккеист, в 17 лет стал самым молодым игроком сборной России, первый хоккеист, заключившим контракт более чем на 100 миллионов, участвовал в 6-и чемпионатах мира, а также Олимпийских играх в Турине и Ванкувере.

 — Что их объединяет?

Участники высказывают свое мнение. Ведущий подводит их к определению – успех).

  • На слайд 2 — щелчок: Успех – наивысшие достижения в любой деятельности).

— Молодцы! Действительно все эти люди добились успеха в жизни, каждый в своей области. Каждый из них шёл к вершинам своим путём. Каждый создавал свое пофессиональное будущее. Сегодня мы обсудим вопросы, касающиеся вашего профессиональнго будущего.

Начинаем игру!

Сегодня, чтобы пойти в магазин нужно иметь деньги, чтобы их иметь нужно, заработать.

I задание: «Найти хорошо оплачиваемую работу». Девиз задания «Не потопаешь, не полопаешь».

Вопрос: «Какие знания из каждого предмета общеобразовательных дисциплин вам понадобятся, чтобы найти хорошо оплачиваемую работу. Обоснуйте ответ». Прошу начать обсуждение, время на обсуждение 5 мин.

Подведем  итог 1 задания. Слово жюри.

Каждый из нас мечтает о большом красивом и уютном доме. Девиз «Мой дом – моя крепость».

II задание: «Построить дом». Внимание вопрос: «Вы захотели построить дом. Какие знания из каждого предмета общеобразовательных дисциплин вам понадобятся, чтобы построить дом. Обоснуйте ответ». Прошу начать обсуждение, время на обсуждение 5 мин.

 Подведем  итог 2 задания. Слово жюри.

Вы работаете и живете в уютном доме ну как же без хозяина или хозяйки?

Девиз «Замуж не напасть как бы замужем не пропасть». III задание: «Выйти замуж или жениться». Внимание вопрос: «Вы захотели создать семью и воспитать детей. Какие знания из каждого предмета общеобразовательных дисциплин вам понадобятся, чтобы выйти замуж и создать семью. Обоснуйте ответ». Прошу начать обсуждение, время на обсуждение 5 мин.

Подведем  итог 3 задания. Слово жюри.

Вы работаете, живете в уютном доме с женой и детьми, но денег не хватает. Семья растет и здесь Вы пришли к выводу, что нужно сделать карьеру. IV задание: «Карьера». Девиз задания «Карьера и труд все перетрут».

Внимание вопрос:  «Вы строите свою карьеру. Какие знания из каждого предмета общеобразовательных дисциплин вам понадобятся, чтобы подняться по карьерной лестнице. Обоснуйте ответ». Прошу начать обсуждение, время на обсуждение 5 мин.

Подведем  итог 4 задания. Слово жюри.

  1. Подведение итогов игры — слово жюри
  2. Рефлексия «Мишень»

Перед вами мишень. Прошу оценить своё отношение к игре следующим образом:

— стикер розового цвета – игра понравилась;

— стикер жёлтого цвета – игра заставила задуматься;

— стикер синего цвета – игра не понравилась.

  1. Заключение
  2. Каждый в жизни добьётся в жизни в том случае, если сможет найти значимость того, чем он занимается. В чём мы убедились в ходе нашей игры. Я желаю вам в дальнейшем найти успех в своей профессиональной деятельности. В этом вам помогут советы, которые даёт Билл Гейтс.

Презентация «11 правил успеха Билла Гейтса»

Источник: http://bogdanova-olga.3dn.ru/publ/metodicheskaja_kopilka/metodicheskaja_kopilka/delovaja_igra_moja_professionalnaja_karera/15-1-0-41

Ссылка на основную публикацию