Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Диагностика выявления у ребенка музыкальных способностей

Определить наличие музыкальности и таланта, уровень развития музыкальных способностей ребенка можно тремя способами:

• Беседа с ребенком

• Определение общей музыкальности ребенка

• Тестирование музыкальных способностей

Беседа с ребенком- самый простой и элементарный способ узнать о его способностях и склонности к музыке. Сделать это надо между делом, специально подготовив ситуацию так, чтобы разговор прошел естественно, и не был похож на допрос. Можно поговорить с ним в процессе игры или после прослушивания детской музыки.

Для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах.

Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть – здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя).

Беседа с ребенком должна преследовать две цели:

1) Необходимо определить эмоциональность и артистизм ребенка – насколько глубоко он может переживать художественные образы и насколько ярко, эмоционально может их передать. Эти качества одинаково важны и для поэзии, и для музыки.

Поэтому, если ребенок любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение – он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью.

Все это является показателем того, что у ребенка есть склонность к творчеству, он легко может заниматься музыкой и добиться успехов.

Итак, можно определить эмоциональность и артистизм ребенка, просто попросив его рассказать любимое стихотворение.

2) Определить интерес ребенка к музыке и творчеству:

• Что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься?

• Что ему больше нравится – петь или играть на каком-нибудь инструменте?

• Узнать у ребенка, какая музыка по характеру ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или фильма)?

• Какие мультики или фильмы он любит смотреть и почему?

• Какие книги, про что ему больше нравится читать или слушать?

• Есть ли у него любимые песни? Попросить его напеть одну из них.

Так можно определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.

Для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах.

Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, вам следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть – здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя).

Если он может сказать более или менее точно, что ему нравится музыка веселая, активная, как в таком-то мультике; что он любит петь, танцевать. Есть все основания полагать, что ребенку понравится заниматься музыкой и он сможет достигнуть определенных успехов.

О наличии у ребенка склонности к музыке и развитых от рождения музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:

• повышенное внимание ребенка к любому звучащему фону;

• явное проявление интереса к звучанию музыки;

• яркое эмоциональное проявление радости во время звучания любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в кроватке);

• ребенок любит слушать разную музыку, не только детские песни ;

Важно для достижения успеха:

• Интерес, склонность ребенка к определенной сфере деятельности, которая позволяет развивать способности в этой сфере быстрее, нежели это могут сделать другие. В большинстве случаев, это и есть секрет таланта, одаренности одних людей и кажущейся бездарности и «отсутствия способностей» других.

Склонность к определенной сфере деятельности обычно проявляется достаточно рано. Музыкальность ребенка можно обнаружить уже в возрасте одного года, если уже в этом возрасте он проявляет явный интерес к звучанию музыки.

Определение склонность к музыке у детей в дошкольном возрасте

Здесь применимы три способа – беседа с ребенком, тестирование и определение общей музыкальности ребенка.

Что же является показателями музыкальности и наличия способностей у детей в возрасте 3-7 лет и старше?

1) Сохранение интереса к музыке, проявленного еще в раннем детстве:

• Если ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке; Если он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку – все это говорит о музыкальности ребенка.

2) Ребенок легко и надолго запоминает понравившиеся ему песни.

• Более или менее «чисто» поет, любит «сочинять» – компилирует какие-то свои песни из известных ему слов и мелодий (при этом может выйти некое «попурри», или нечто совершенно невероятное).

• Сочиняет (точнее импровизирует «на ходу») свои стихи и песни – в зависимости от того, насколько они получаются яркими и выразительными (конечно, только эмоционально, а не по смыслу) – можно судить об одаренности ребенка и наличии таланта.

Все это говорит о развитых от природы музыкальных и творческих способностях.

3) Ребенок любит выступать на публике, любит принимать активное участие в утренниках и праздниках; любит заниматься творчеством в любом виде – петь, танцевать, рисовать, лепить из пластилина. У него хорошее воображение, он любит выдумывать – все это является хорошим показателем наличия способностей к творчеству и музыке.

Диагностика выявления у ребенка музыкальных способностей

Цель: выявление общей музыкальности ребенка, определения музыкального слуха, голоса и музыкальной памяти.

Таблица

Ф.И. ребенка,

возраст

Музыкальный слух

Чувство ритма

Тест 1

Тест 2

Диагностические задания:

Тест 1. Попросить ребенка подойти к фортепиано и отвернуться. Сыграйте по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук был ниже, а какой выше.

Тест 2. Нажать на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков.

Затем нажать две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии друг от друга), и спросите, сколько звуков прозвучало теперь. Если ребенок затрудняется с ответом, нажать те же клавиши по очереди.

Сыграйте любой аккорд двумя руками (в широком расположении), и спросить, сколько звуков прозвучало (один, или много).

Первые два теста проверяют активность слуха, способность «ориентироваться в звуковом пространстве», выделять отдельные элементы из общего звучания музыки (на простейшем уровне). Они позволяют определить, понимает ли ребенок разницу звуков по высоте, а также разницу между отдельным звуком и несколькими, прозвучавшими одновременно.

Тест 3. Спеть ноту Ми первой октавы (например, на слог «ля» или простое «а») и попросить ребенка повторить. Затем спеть ноту Ля первой октавы и снова попросить повторить. Если ребенку трудно петь в этом диапазоне, спеть ноты выше: До-Ми второй октавы, или наоборот ниже: Си малой – Ре первой октавы. Попробовать разные ноты, для того чтобы определить диапазон голоса ребенка.

Важно петь без помощи фортепиано. Чтобы спеть точно воспользуйтесь камертоном. Звук фортепиано «сбивает» детей, к нему труднее подстроиться, нежели к привычному для них человеческому голосу.

Тест 4. Спойте простую, короткую мелодическую фразу, и попросите ребенка повторить. Вот примеры таких фраз:

Тест 5. Попросить ребенка спеть любимую песенку.

Таким образом, тесты 3-5 позволяют проверить:

• музыкальный слух ребенка;

• музыкальную память;

• «репродуктивный» музыкальный слух (может ли ребенок повторить прозвучавшую ноту и мелодическую фразу);

• диапазон голоса ребенка;

• может ли ребенок интонировать (петь «чисто»);

Если ребенок показывает средний результат, если он может уловить хотя бы направление мелодии, не попадая точно в ноту, значит, у него есть музыкальный слух, пусть и плохо развитый.

Определение чувство ритма

Тест 1. Простучать (не быстро) простую ритмическую последовательность и попросить ребенка повторить. Повторить тест 2-4 раза, в зависимости от успехов ребенка, используя разные последовательности. Например, такие:

Тест 2. Попросить ребенка помаршировать на месте под музыку. Исполнить или поставить запись любой популярной, маршевой музыки. Например, песню «Вместе весело шагать…».

Тест 3. Попросить ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграть или поставить запись любой ритмичной детской музыки. Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает, что его нельзя развить. Если ребенок успешно выполняет все тесты, это означает, что учиться музыке ему будет гораздо легче.

Индивидуальный образовательный маршрут – это план мероприятий, предназначенный для обучения одного конкретного воспитанника, направленный на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

Индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут – это план мероприятий, предназначенный для обучения одного конкретного воспитанника, направленный на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

Ф.И. ребенка__________________________________________

Ф.И. ребенка__________________________________________

Возраст______________________________________________

Музыкальная деятельность (развитие вокальных способностей)

Месяц

Параметры

1

Самостоятельная музыкально-певческая деятельность

2

Музыкальный слух

3

Чувство ритма

4

Эмоциональность/Артистизм

5

6

7

8

Заключение

Рекомендации___________________________________________________________

Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/diagnostika-vyyavleniya-u-rebenka-muzykalnyh-sposobnostey-1049515

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Раннее развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста относится к тому периоду жизни малыша, когда мама тихо поет колыбельную перед сном. Первое знакомство с музыкой обычно происходит в семье.

Для чего нужна музыка?

О развитии музыкального слуха у детей дошкольного возраста написано множество книг. Исследования показали, что малыш способен воспринимать звуки, находясь в утробе матери. В дошкольном возрасте начинается осознанное отношение к музыке. В это же время должно начаться формирование музыкальной культуры.

Некоторые мамы начинают воспитывать будущего музыканта задолго до его появления на свет. Чтобы помочь ребенку услышать звуки, женщина прикладывает наушники прямо к своему животу. На самом деле делать это совсем необязательно.

Будущей маме вполне достаточно просто слушать любимые мелодии. Малыш не только слышит звуки, но и получает от мамы те положительные эмоции, которые у нее вызывает прослушивание композиций.

Чтобы в будущем не возникли проблемы музыкального воспитания, новорожденный должен постоянно слышать звуки любимых мелодий.

Изучение песен благоприятно сказывается на общем развитии детей. Изучая то или иное произведение, дошкольники тренируют память запоминанием слов.

Интересные факты из биографии композиторов и поэтов-песенников привлекают внимание ребенка, заставляя его интересоваться искусством еще больше. Музыка делает человека более отзывчивым, развивает чувство эмпатии.

Словарный запас ребят, знающих много песен, отличается богатством и разнообразием. С помощью песни запоминать незнакомые слова значительно проще.

Способности

Диагностика музыкальных способностей показывает, что детей, у которых не было бы того или иного таланта, просто не существует. Одним нравятся инструменты, другие предпочитают пение. Третьи охотно танцуют.

Однако неправильный подход родителей приводит к тому, что ребенок перестает любить занятия. Мамой и папой должна поддерживаться самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.

Читайте также:  Игры на развитие мышления у младших школьников

Родителям следует обратить внимание на то, какой именно вид музыкальной деятельности больше всего нравится сыну или дочери. Не стоит заставлять детей петь или танцевать, если они этого не хотят.

Выделяют 3 типа способностей:

  1. Чувство ритма. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста происходит через движение (танец). Движения могут быть самыми простыми. Ритм подразумевает временные отношения в музыке. Детям, у которых он хорошо развит, подходят занятия танцами. Только через движение человек способен показать, насколько хорошо он различает длительность нот, улавливает наличие пауз.
  2. Слуховое представление. Оно необходимо для полноценного музыкального воспитания дошкольников. Дети, имеющие эту способность, могут стать хорошими певцами. Слуховое представление позволяет воспроизводить мелодию с помощью голоса.
  3. Ладовое чувство. Для развития ладового чувства нужны инструменты. Эта способность проявляется не только в узнавании мелодии. Ребенок, владеющий ладовым чувством, может безошибочно определить эмоциональную составляющую произведения.

Деятельность

В современных детских садах программы развития слуха у детей дошкольного возраста появились сравнительно недавно. Ранее занятия были скорее приятным досугом, чем методом воспитания гармоничной личности. Музыкальное образование, которое дети получают в дошкольном учреждении, должно включать:

  1. Исполнение. С его помощью происходит развитие певческих навыков у детей, а также навыков игры на музыкальных инструментах. Дошкольник учится воспроизводить знакомую мелодию тем или иным способом.
  2. Повышение уровня эмоционального восприятия. Музыкальное развитие дошкольников подразумевает не только умение узнавать мелодии и знание имен известных композиторов. Если произведение не вызывает никакого эмоционального отклика, музыкально-образовательная деятельность педагога теряет смысл. Чтобы добиться цели, необходимо создать особые условия для прослушивания произведений. Дошкольник должен знать обстоятельства создания той или иной композиции. Педагогу следует объяснить, кому посвящена мелодия.
  3. Повышение уровня музыкальной грамотности. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста требуют не просто заставлять ребенка учить наизусть песни. Его нужно знакомить с музыкой различных народов, инструментами, биографиями композиторов и т. д.

Развитие музыкальных способностей

  1. Ритм. Развить чувство ритма можно с помощью ударных музыкальных инструментов для детей дошкольного возраста. Во время занятий необходимо использовать барабаны или литавры. Дети могут маршировать, танцевать и даже декламировать стихи. Таким способом они учатся на слух определять расстояние между двумя различными звуками.

    Дошкольники должны понять, что от ритма зависит и характер мелодии: бодрый марш, нежный вальс и т. д.

  2. Слуховое представление. Узнавание звуков различных инструментов способствует развитию музыкальных способностей дошкольников. От ритмических упражнений нужно перейти к слуховым. Кроме инструментов можно использовать голоса.

    Дети по очереди воспроизводят известные мелодии, а их товарищи угадывают произведение. Музыкальные способности детей развивает и обратный вариант: каждому ребенку предлагается воспроизвести ту или иную мелодию голосом.

  3. Ладовое чувство. Этот вид упражнений считается самым сложным.

    Его используют для формирования основ музыкальной культуры у дошкольников 5-6 лет. Для младшего возраста такие упражнения не рекомендованы. Особенности музыкального развития детей состоят в том, чтобы научить их «чтению» того настроения, которое передает музыка.

    Обучить «читать» музыкальное произведение помогут упражнения, направленные на передачу эмоциональной составляющей звуков. Можно предложить ребенку изобразить голосом гнев, радость, страх, обиду и другие эмоции, с которыми ему приходится сталкиваться в повседневной жизни.

    Если дети хорошо знакомы с инструментами, они уже способны понять, с помощью какого инструмента можно изобразить то или иное человеческое чувство. Такие методы и приемы музыкального воспитания оказывают положительное воздействие на формирование музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Пение в детском саду

Специалисты уверены в том, что пение способно развить музыкальные способности у взрослых и детей в максимально короткие сроки. В задачи музыкального воспитания входит не только развитие чувства ритма у дошкольников, формирование умения узнавать мелодии и запоминание названий музыкальных инструментов. Развитие детей должно происходить на всех уровнях.

Занятия пением тренируют вокальные данные. Даже если ребенок не видит себя в будущем известным певцом, упражнения с голосом помогут ему выработать уверенную и грамотную речь. Пение рекомендовано детям, имеющим проблемы с дыханием.

Кроме того, занятия вокалом объединяют все виды музыкальной деятельности дошкольников. Дети знакомятся с произведением и получают информацию о его авторе. Далее им можно предложить маленькую постановку.

Желательно выбирать такие произведения, которые могут задействовать несколько человек одновременно. Таким образом дети смогут проявить свой актерский талант.

Во время исполнения песни ребенок максимально сосредоточен. Ему нужно не просто произносить заученные слова, но еще и воспроизводить определенные ноты. Не стоит забывать и об эмоциональной составляющей, выражении своего отношения к сюжету песни. Все эти компоненты и делают пение лучшим способом быстро развить музыкальные навыки.

Советы родителям

Если мама и папа планируют отдать малыша в детский сад, первичные музыкальные навыки нужно выработать дома. Дошкольное воспитание в детском саду подразумевает музыкальные занятия, к которым дети должны быть готовы.

Малышу в возрасте до года рекомендуется слушать легкие произведения. Общее время прослушивания не должно превышать 3 минут. Если родители являются поклонниками тяжелого рока, не стоит навязывать свои вкусы новорожденному. Такие композиции способны напугать малыша. Сыну или дочери можно предложить классику. В продаже есть и специальная детская музыка.

В 2-3 года малыш может слушать композиции значительно дольше — от 5 до 10 минут. Родители должны следить за тем, какие эмоции вызывает произведение. При малейших признаках дискомфорта прослушивание нужно остановить. Музыка в этом возрасте может быть комфортной для прослушивания только тогда, когда в сознании ребенка присутствуют определенные ассоциации. Можно использовать детские пьесы.

В 3-4 года детям необходимо не только слышать, но и видеть. Для такого возраста подходят музыкальные мультфильмы. Вызвать интерес детей к мультфильму поможет присутствие взрослых, с которыми можно обсудить сюжет, главных героев и мелодии. Взрослые должны проявить заинтересованность в прослушивании.

Когда исполняется 5-6 лет, начинает формироваться собственный вкус, дети уже способны к критической оценке композиции, сравнениям. Они могут запоминать информацию о любимых исполнителях. Родителям следует проявить тактичность и не осуждать музыкальные вкусы своих детей. Предпочтения способны со временем меняться.

Формы организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду продиктованы образовательными стандартами. Организация музыкального воспитания в домашних условиях более свободна и ориентирована на потребности ребенка. Родителям необязательно иметь педагогическое или музыкальное образование для того, чтобы заинтересовать своих детей великими шедеврами.

Источник: https://doshkolnik.net/stati/muzykalnoe-razvitie-doshkolnikov.html

ДЕТСТВО-ГИД

Чтобы правильно организовать процесс развития музыкальных способностей ребенка, необходимо знать исходный уровень его развития. В этой связи и актуальна проблема диагностики (diagnosis – распознавание – греч.).

Что нужно диагностировать (объекты диагностики музыкального развития ребенка)?

  1. Мотивация в занятиях музыкой. 2. Специальные музыкальные способности. 3. Креативные свойства ребенка.

Следует помнить, что единичный тест не может быть точным, он не покажет все возможности и способности ребенка. Даже комплекс методик не эффективен, если это будет одноразовая диагностическая процедура.

Необходима диагностика-процесс, потому что достоверность и объективность результатов этого процесса растет пропорционально объему информации.

В ДОУ диагностика может осуществляться в процессе организации цикла специальных музыкальных образовательных ситуаций с детьми (групповые, подгрупповые, индивидуальные).

Диагностика по Прасловой Галине Адамовне (к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики Российского гос. университета им. А.И. Герцена).

Цель – определить уровень развития музыкальных способностей воспитанников.

  1. Мотивация в занятиях музыкой

Решающее значение в определении музыкальных способностей ребенка будут играть его эмоциональное переживание музыки, живой отклик на ее звучание, желание заниматься различными видами музыкальной деятельности.

  1. Специальные музыкальные способности

а) диагностика чувства ритма включает выполнение заданий на воспроизведение в хлопках ритмического рисунка прозвучавшего музыкального отрывка;

б) диагностика двигательных способностей, можно выявить в процессе различных музыкальных игр. В ходе игры исполняется музыкальное произведение с меняющимся ритмическим рисунком.

Детям предлагается определить это изменение, отразив его в смене характера движения.

Тем самым выявляется не только способность отражать в движении ритмический рисунок, но и быстрота реакции, способность к быстрой смене движений.

в) диагностика звуковысотного слуха осуществляется на уровне различения регистров, определения направления движения мелодии.

г) диагностика музыкально-слуховых представлений связана с выявлением способности ребенка воспроизводить мелодию по слуху голосом или на музыкальном инструменте.

д) диагностика ладового чувства основывается на выявлении способности ребенка различать ладовое тяготение звуков, реагировать на эмоциональное содержание музыки в зависимости от ее ладовой окраски, допевать окончание мелодии, прервавшейся на неустойчивом звуке.

3. Креативные свойства ребенка (творческие способности).

Осуществляется в процессе выполнения посильных творческих заданий на сочинение и импровизацию попевок, мелодий, передачу характера музыки в музыкально-ритмических движениях, нахождение своего варианта окончания мелодий и т.д.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Источник: http://detstvogid.ru/diagnostika-muzyikalnogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta/.html

Диагностика музыкальных способностей детей

Первые способности у многих детей проявляются уже в достаточно раннем возрасте. Кто-то хорошо рисует, кто-то быстро бегает, кто-то легко решает математические задачки, а кто-то с точностью воспроизводит мелодии.

Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста — серьезная тема, которой отведен целый раздел в психолого-педагогической практике.

Доверить ее лучше специалистам в этой области, однако некоторые методики можно применить и в домашних условиях.

Что нужно оценить

Нужно понимать, что под музыкальными способностями понимается не просто умение петь или играть на инструменте. Оценивать необходимо множество факторов, в том числе:

  • музыкальный слух;
  • чувство ритма;
  • координацию и моторику;
  • музыкальную память;
  • музыкальное чутье.

Одни факторы обусловлены физиологическими данными, другие — особенностями характера и темперамента. Соответственно, некоторые навыки можно успешно развить практически с нуля. Например, как развивать слух ребенка, знает любой профессиональный педагог по музыкальным дисциплинам.

Другое дело — врожденная музыкальная интуиция. Далеко не все популярные певцы, композиторы и музыканты могут похвастаться ее наличием.

Поэтому если уже с раннего возраста ребенок демонстрирует умение легко воспроизводить мелодии, значит, занятия музыкой в его жизни обязательно должны присутствовать. В то же время, если малыш, по мнению взрослых, не очень хорошо поет, рано ставить крест на его музыкальных способностях.

Исполнение песен — это, по большей степени, показатель умения владеть вокалом, а этот навык не является единственным определяющим в вопросе музыкального потенциала ребенка.

Общение и наблюдение

Существует множество исследований и теорий, рассказывающих о том, как определить музыкальные способности у ребенка. Самый простой способ при этом — просто наблюдать за ним. Обращайте внимание на следующие моменты:

  • Общий интерес ребенка к музыке. Как он реагирует на песни? Прислушивается ли к фоновой музыке? Подпевает, подтанцовывает в процессе? Нравится ли ему какой-то конкретный стиль или его интересуют разные музыкальные направления?
  • Музыкальная память. Напевает ли малыш в течение дня ранее услышанные песни? Насколько точно он воспроизводит слова и мелодию? Возможно, ребенок сам придумывает «композиции», пусть даже без слов?
  • Чтение стихов. Стихотворения сами по себе очень ритмичны и выразительны. Если малыш обладает музыкальными способностями, то и стихи он будет читать эмоционально, не игнорируя интонационные ударения и паузы.
  • Публичные выступления. Диагностику развития музыкальных способностей детей можно проводить даже во время их выступлений в детском саду. Это могут быть как музыкальные номера, так и просто участие в пьесах. Стремление малыша показать себя на утренник — еще один важный момент, определяющий музыкальный потенциал.

И все же наиболее значимым фактором является непосредственно интерес ребенка к музыке. Все остальное — это лишь дополнительные показатели его психологической и эмоциональной готовности к занятиям.

Кстати, сам малыш тоже может рассказать взрослым о своей заинтересованности в изучении музыкальных дисциплин. Заведите с ним разговор о современных исполнителях, музыкальных инструментах и т. д. Посмотрите на его реакцию относительно данной темы и открытость в обсуждении.

Методики и упражнения

Помимо простого наблюдения, взрослые могут выполнять и простые упражнения, направленные на определение музыкального слуха и чувства ритма малыша. Проводить их лучше в игровой форме, чтобы ребенок больше увлекся процессом.

  1. Включите или сыграйте на инструменте простую мелодию — короткую и понятную. Попросите ребенка ее воспроизвести. Если не получается с первого раза, повторите попытку несколько раз.
  2. Сыграйте на фортепиано два звука — из нижнего и верхнего регистра. Задача малыша — определить, какой звук выше, а какой — ниже. Если он не знает, что значит «выше и ниже» в отношении звуков, объясните ему, а затем повторите упражнение.
  3. Включите любую достаточно мелодичную песню. Попросите малыша похлопать в ладоши или потанцевать под музыку. Это упражнение поможет определить чувство ритма, от которого нередко зависит выбор музыкального инструмента для ребенка.
  4. Простучите или прохлопайте небольшой музыкальный отрывок. Попросите малыша повторить. При необходимости простучите отрывок еще несколько раз.

Нередко родителям кажется, что ребенок талантлив от рождения, поэтому по собственному решению определяют его в музыкальную школу. Однако объективные выводы относительно музыкального потенциала могут сделать только специалисты с музыкальной практикой.

А как вы обнаружили у своего малыша музыкальные способности? Планируете ли вы записать его в музыкальную школу, и проявляет ли сам ребенок интерес к музыке? Поделитесь своими историями в комментариях.

Источник: http://www.rastishka.ru/parent/statya/diaghnostika-muzykal-nykh-sposobnostiei-dietiei

Задание №1 Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Составление диагностической карты вокально-хорового развития ребёнка дошкольного возраста

В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика основных музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. Автор: Б.М. Теплов Психология музыкальных способностей.

Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей (таблица 1). Диагностика может проводится педагогом в течении нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, другие – индивидуально.

Таблица 1

Диагностика музыкальных способностей детей

Младшая группа

Ладовое чувство Музыкально-слуховые представления Чувство ритма
1   2     3     4     5 Внимание   Просьба повторить     Наличие любимых произведений   Внешние проявления (эмоциональные)   Узнавание знакомой мелодии Подпевание знакомой мелодии с сопровождением Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии из 3-5 звуков   Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки   Соответствие ритма движений ритму музыки  

Средняя группа

Ладовое чувство Музыкально-слуховые представления Чувство ритма
1     2     3     4   5     6   7   8 Внимание     Просьба повторить     Наличие любимых произведений     Внешние проявления (эмоциональные)   Высказывания о характере музыки (двухчастная форма)   Узнавание знакомой мелодии по фрагменту   Определите, закончилась ли мелодия   Определение правильности интонирования в пении у себя и у других Пение знакомой мелодии с сопровождением   Пение малознакомой попевки (после нескольких её прослушиваний) с сопровождением   Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии   Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями   Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма)  

Старшая группа

Ладовое чувство Музыкально-слуховые представления Чувство ритма
1     2     3     4   5   6     7   8 Внимание     Просьба повторить     Наличие любимых произведений     Внешние проявления (эмоциональные)   Высказывания о характере музыки с контрастными частями     Узнавание знакомой мелодии по фрагменту     Определение, закончилась ли мелодия   Окончание на тонике начатой мелодии Пение знакомой мелодии с сопровождением   Пение малознакомой мелодии   Пение малознакомой мелодии (после нескольких её прослушиваний) с сопровождением   Пение малознакомой мелодии без сопровождения   Подбор по слуху хорошо знакомой короткой попевки на металлофоне   Подбор по слуху малознакомой попевки Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии   Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с малоконтрастными частями   Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма)  

Примечание. Ориентируясь на перечисленные показатели, педагог даёт детям задания. Результаты он заносит в таблицу 2, в которой фиксируются номер задания и оценка по пятибалльной системе.

Фамилия и имя ребёнка Ладовое чувство Музыкально-слуховые представления Чувство ритма Репертуар
№ задания Оценка № задания Оценка № задания Оценка
1
2
3
4
5
6
7

Приложение 3

Оформление титульного листа конспектов вокально-хоровых занятий

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБПОУ Сибайский педагогический колледж

ПЦК дирижирования и теоретических дисциплин

ПОРТФОЛИО

ПП.01 ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МДК 01.01. Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности

ПМ.01 Практика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности

по специальности

Педагогика дополнительного образования

База практики:

Руководитель детского учреждения:Ф.И.О., должность

Методист:Ф.И.О., должность

Сибай 2018

Источник: https://studopedia.net/3_81966_zadanie—diagnostika-muzikalnih-sposobnostey-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Диагностика музыкальных способностей детей

Выявлять любые способности вашего ребенка необходимо в раннем возрасте. Ведь в этом случае есть гораздо больше шансов успешно их развить.

К музыкальным способностям детей относятся музыкальный слух, способности игры на музыкальных инструментах и чувства ритма.

Особенно важно обращать внимание на способности детей музыкальным педагогам детских садов. Методические рекомендации по диагностике музыкальных способностей детей, таблицы, в которые можно будет заносить результаты в зависимости от критериев оценивания, можно найти в специальной дидактической литературе или же на специализированных сайтах в интернете.

Критерии оценки музыкальных способностей детей

В специальной таблице, в которую должны будут заноситься результаты предварительного просмотра детей для выявления у них музыкальных способностей, помимо фамилий и имен детей группы детского сада, будет заноситься также информация относительно различных критериев оценки.

Музыкальные способности оцениваются по следующим критериям:

  • Различает ли ребенок звуки согласно их высоте (низкие-высокие);
  • Движения ребенка соответствуют ритмическому узору музыки;
  • Узнавание мелодий, знакомых ребенку;
  • Подпевание повторяющимся фразам музыкальных произведений. При этом повторение может быть как вместе с педагогом, так и самостоятельно;
  • Ребенок различает звуки в пределах высоты октавы (для детей старшей группы);
  • Имеет чувство ритма и темпа. Поет согласно с темпом и ритмом предлагаемой мелодии, не опережая и не отставая других детей или педагога.
  • Ребенок различает по звучанию различные музыкальные инструменты. К примеру, с легкостью может отличить звук фортепиано от звука скрипки или любого другого музыкального инструмента;
  • Распознает различные музыкальные жанры;
  • Внимательно слушает музыкальное произведение до конца;
  • Во время пения отчетливо произносит слова. Поет ровно и без напряжения. Начинает и заканчивает песню вовремя, без спешки или отставания;
  • Способен определять жанр прослушанного музыкального произведения без подсказок со стороны педагога;
  • Распознавать какие музыкальные инструменты были использованы для проигрывания той или иной мелодии;
  • Способность к движениям, соответствующим характеру музыки. А также способность менять эти движения при изменении темпа или ритма музыкального произведения.

Подведение итогов

Для того, чтобы сделать правильную оценку музыкальных способностей ребенка, педагогу необходимо учитывать все эти критерии. И только на основе всех вышеперечисленных аспектов можно говорить о музыкальных способностях того или иного ребенка.

Ребенок может не обладать достаточно хорошим голосом, но при этом четко различать ноты, определять их высоту и тональность. Или же ребенок может безошибочно различать на слух малейшую «фальшь» в мелодии. Также он может хорошо различать жанры музыкальных произведений или подстраивать свои движения под определенный ритм без посторонних подсказок.

Однако, то что касается распознавания музыкальных инструментов и умения безошибочно их называть, зависит от общего развития ребенка.

Если ему в раннем возрасте уже известны названия тех или иных инструментов, то это может говорить о прекрасном умственном развитии. Но к музыкальному слуху и способностям это может не иметь никакого отношения.

То же самое, впрочем, можно сказать и о жанрах музыкальных произведений.

Если вы заметили у вашего ребенка тягу к музыке или танцам, старайтесь развивать эти навыки сразу же, начиная с раннего детства, а не откладывая до того момента, когда ребенок об этом попросит.

Полезные статьи:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МУЗЫКАЛЬНО РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

МУЗЫКАЛЬНО РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ

ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

Источник: http://razvitiedetei.info/doshkolnoe-razvitie/diagnostika-muzykalnyx-sposobnostej-detej.html

Тестовые задания для диагностики музыкальных способностей дошкольников

Тестовые задания

для диагностики музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкальный руководитель:

О.Н.Карпенко

г.Зеленокумск,

Задания и таблицы, для определения уровня музыкальных способностей детей каждой возрастной группы детского сада, основана на методике диагностики О. П. Радыновой — «Музыкальное воспитание дошкольника», «Музыкальное воспитание в детском саду» Н.А. Ветлугина с учетом требований знаний и умений традиционной программы.

Задания для диагностики музыкальных способностей детей

в I-й младшей группе

Начало года

Ладовое чувство

Задание № 1: Послушать два разнохарактерных произведения, по реакции детей, выбрать соответствующий балл.

Д. Кабалевский «Грустный дождик», М.Глинка «Детская полька».

«3» — внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие

внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и

двигательная реакция.

«2» — слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной

реакции.

«1» — нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.

Конец года

Ладовое чувство

Задание № 1: В процессе слушания колыбельной и плясовой мелодии, показать соответствующие движения с куклой.

«3» — внимательно слушает, музыкальные фрагменты понимает, что нужно делать, выполняет задание правильно.

«2» — слушает невнимательно, отвлекается., но выполняет задание правильно..

«1» — нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку

Начало года

Музыкально-слуховое представление.

Задание № 1:Подпевать вместе с педагогом знакомые фразы

«3» — пропевание всей фразы или мотива.

«2» — подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука.

«1» — интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без

подпевания.

Конец года

Музыкально-слуховое представление.

Задание № 1: Петь песню «Ладушки», выполняя в пении движения в конце проговаривая «Да».

«3» — пропевние всей фразы, с правильным выполнением задания.

«2» — подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука, но выполняя задание.

«1» — интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания

Начало года

Чувство ритма.

Задание № 1: Прохлопать под звучание плясовой в ладоши.

«3» — точное выполнение ритмического рисунка.

«2» — не совсем точное.

«1» -с заданием не справился

Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться соответственно музыкальному фрагменту. С помощью педагога, выполнять простейшие танцевальные движения.

«3» — смена движений под музыку, по показу.

«2» — есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных

движений, нет смены движений под музыку.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/muzykalnoe-vospitanie/220075-testovye-zadanija-dlja-diagnostiki-muzykalnyh.html

Таблица диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Методическая разработка (старшая группа) по теме:

«Диагностика музыкального развития ребенка старшего дошкольного возраста».

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35

Краснодарский край Усть-Лабинский район

Из опыта работы

У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны и деятельны, лучше, быстрее и полнее воспринимают все новое, как правило, хорошо учатся в школе.

Различные виды музыкальной деятельности способствуют формированию сознания ребенка. Понимание музыки, ее эмоциональное переживание, доступно даже маленьким. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей.

Развитие музыкальных способностей осуществляется в комплексе и тесной взаимосвязи с решением образовательных задач. Музыкально- образовательная деятельность направлена на усвоение элементарных сведений о музыке, ее языке, средствах выразительности, ее жанрах, а также приобретение определенного запаса умений и навыков в различных видах исполнительства.

Руководство процессом музыкального воспитания дошкольников невозможно без учета общего уровня музыкального развития всех детей в группе, а также без внимания к индивидуальным особенностям музыкального развития каждого ребенка.

С этой целью мы периодически (обычно в начале и в конце года) проводим диагностику уровня музыкального развития детей, предлагая им выполнить определенные задания, позволяющие выявить уровень развития музыкальных способностей детей, а также степень овладения ими необходимыми умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности.

Диагностика музыкальных способностей ребенка должна основываться не столько на их однократной оценке, сколько на выявлении их изменений по сравнению с прошлым и соответственно готовности к совершенствованию в будущем.

Предметом обследования для нас стало музыкальное развитие детей в целом, которое включает в себя:

а) развитие музыкальных способностей;

б) оценку знаний, умений и навыков в области восприятия музыки и исполнительской музыкальной деятельности;

в) развитие творческих способностей.

Объектом исследования стали дети старшего дошкольного возраста. Обоснованность и достоверность результатов проведенной диагностики достигалось путем применения инструментальных подходов, соответствующих целям и задачам исследования.

Из всей современной методической литературы по музыкальному воспитанию детей мы выбрали удобную для себя форму и способы фиксации диагностических результатов.

Они подходят нам как диагностам, оперативны и легки в использовании, учитывают наши индивидуальные особенности и профессиональные возможности.

Для выявления уровней музыкального развития детей мы составили диагностические карты (смотрите папку «Диагностические карты») и разработали диагностические задания – по одному на каждый показатель музыкального развития (смотрите папку «Диагностические задания»). Выполнение детьми диагностических заданий оцениваем по трехбалльной системе, опираясь на критерии качества освоения ребенком той или иной способности, т.е.

  1. Высокий уровень – 3 балла;
  2. Средний уровень – 2 балла;
  3. Низкий уровень – 1 балл.

Для фиксации результатов наблюдения используем таблицы. Поскольку в диагностике не один, а несколько разделов, мы решили сделать не одну, а три таблицы:

  1. Диагностика музыкальных способностей
  2. Диагностика обученности детей
  3. Диагностика творческих способностей

Все результаты по выполнению заданий заносим в сводную таблицу, суммируем и выводим уровень развития ( смотрите папку «Таблицы»).

Исходя из результатов диагностики в начале года, делаю выводы, как развивается каждый ребенок, на кого направить особое внимание. Если у ребенка заметны новые успехи, то их надо развивать до полного их раскрытия. Если же наоборот, ребенок в чем – то затрудняется – помочь ему, подобрав правильные методы и приемы по развитию его способностей.

Таким образом, в конце учебного года, по показаниям таблиц составляю графики уровня по развитию музыкальных способностей, отмечаю изменения развития. В конце года результаты диагностического исследования представляю на педсовете.

Несколько рекомендаций по организации диагностической процедуры: во-первых, до начала диагностики педагог должен знать ситуацию развития ребенка, уточнить условия, в которых существует ребенок, его индивидуальные особенности; во-вторых, диагностику следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему сориентироваться в заданиях посредством простых и понятных вопросов.

Выслушивать ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не поправляя его ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал.

Наличие такой диагностики позволит музыкальным руководителям организовать целостный педагогический процесс в детском саду, в котором будут созданы педагогические условия, позволяющие каждому ребенку максимально самопроявиться, раскрыться, а значит развиться в разных видах детской музыкальной деятельности и общении.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/06/03/diagnostika-muzykalnogo-razvitiya-rebenka-starshego-doshkolnogo

2.1 Диагностика начального уровня музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Период детства характеризуется интенсивным развитием музыкальных способностей, в современных условиях развития дошкольного образования появилось много программ для реализации этой задачи.

Исследование проходило на базе ДОУ №49 г. Нальчика, которое реализует программу дошкольного воспитания и развития «Радуга» (авторский коллектив: Т. Доронова, В. Гербова, т. Гризик, Е. Соловьева и др. (Институт общих проблем образования Минобразования России). Эта программа, как и традиционная (под ред. М.А.

Васильевой), выдвигает общие цели обеспечения счастливого детства, здорового образа жизни и полноценного физического и психического развития детей. Воспитывать у детей любовь к музыке, желание слушать ее, обогащать музыкальные впечатления, творческие проявления в музыкальной деятельности.

В программе отражено:

1. Слушание музыки. Учить внимательно, заинтересованно слушать музыку, чувствовать ее характер, узнавать песни, пьесы, мелодии. Учить различать звуки по высоте, различать динамику музыкальных произведений.

2. Пение. Учить петь выразительно, без напряжения, протяжно, подвижно. Согласованно, брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Произносить слова четко, смягчать концы фраз. Учить передавать правильно мелодию, вместе начинать и заканчивать песню, петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

3. Музыкально-ритмические движения. Учить детей двигаться ритмично в соответствии с характером музыки. В умеренном и быстром темпе, самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной и трехчастной формой музыки.

Учить выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, поскоки; ставить ногу на носок, на пятку; кружиться по одному и в парах, двигаться парами по кругу в танцах и хороводах; перестраиваться из круга врассыпную и обратно. Учить выполнять движения с предметами (флажками, платочками, ленточками, куклами) и др.

Учить инсценировать (совместно с воспитателем) песни, выразительно передавать игровые образы (гордого петушка, хлопотливой курицы).

4. Игра на детских музыкальных инструментах. Воспитывать интерес к музицированию. Учить играть на металлофоне простейшие мелодии, построенные на 1-2 звуках.

Анализ программы показывает, ч то в ней заложены значимые для музыкального воспитания дошкольников направления. Выяснить, насколько реализуемы они и каково развитие музыкакальных способностей у дошкольников, мыпровели исследование.

Исследовательская работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Цель опытно-экспериментальной работы: выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста и разработка и апробация методики развития музыкальных способностей у детей данного возраста посредством восприятия музыки.

Исходя из цели нами были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:

1. Выявить начальный уровень музыкальных способностей детей дошкольного возраста;

2. Разработать и провести целенаправленную работу по развитию музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста, в процессе восприятия музыки;

3. Выявить динамику развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Целью констатирующего этапа стало выявление начального уровня музыкальных способностей детей.

Были поставлены следующие задачи:

1. Определить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальных способностей детей;

2. Выявить первоначальный уровень музыкальных способностей дошкольников;

3. Проанализировать результаты, полученные в ходе диагностики.

Для диагностики использовались музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме индивидуальных и подгрупповых занятий (3-4 человека).

К способам обследования Н.А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.

Таблица 1 — Показатели развития музыкальных способностей дошкольников:

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/7468

2.3 Диагностика музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

С целью определения уровня развития музыкально — творческих способностей детей в средней возрастной группе 2010 года была проведена диагностика дошкольников детского сада «Мишутка» города Черногорска. Для исследования была использована методика К.В.Тарасовой.

(см.При­ложение 1). Методика позволяет фиксировать значи­мые проявления музыкально-творческих способностей и реальные уровни их сформированности у ре­бенка.

Проведя диагностику, мы получили следующие результаты, которые представлены в таблице №1 и протоколе обследования детей №1 (Приложение №2).

Уровни развития музыкально — творческих способностей детей средней возрастной группы по методики к.В.Тарасовой на констатирующем этапе эксперимента

Из приведенных в таблице данных мы видим, что в разделе Пение (звукоимитация, вопросно – ответные интонации)) – 40% детей имеют высокий уровень развития, 53,3 % — средний, и 6,7 % — низкий.

Игра на ДМИ (Звуки окружающего мира) – 66,7 % — высокий уровень, 33,7 % — низкий, то есть тембровое несоответствие звуков.

Игра на детских музыкальных инструментах: (Выразительная импровизация) – 53,3 % — высокий уровень, 20 % — средний, 26,3 % — низкий уровень (ритмическое однообразие мелодии). Ритм (ритмизирование стихов хлопками) – 40% — высокий уровень, 60 % средний.

Ритм (воспроизведение ритмических рисунков хлопками) – 53,3 % — высокий уровень, 46,6 % — средний. Движение (соответствие движения характеру и темпу музыки) – 60 % — высокий уровень, 40 % — средний. Движение (создание динамического образа) – 40% — высокий уровень, 60% — средний.

Анали­зируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложе­ния. У детей этой группы надо обратить внимание на развитие чувства ритма. Отсюда и есть проблемы с игрой на ДМИ.

Следует отметить, что высокий уровень музыкально-творческого развития показали дети, занимающиеся в вокальной студии «Маленькая страна» при ДМШ №3 г. Черногорска. (6 человек). Они с легкостью справились со всеми заданиями.

Уровень ниже среднего по нескольким видам показал ребенок (Вова А), который только первый месяц посещает детское дошкольное учреждение.

Результаты диагностики показали, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специ­альную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса. В каких формах может осу­ществляться эта работа.

На специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, разви­тию речи нужно давать детям задания творческого характера.

Ог­ромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности.

Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. Кроме этого есть специальная игровая методика обучения детей пению. (Методика О.В. Кацер).

Дети с помощью игры приобретают определенные вокальные навыки, учатся импровизировать.

Говоря о проблеме развития музыкально-творческих способностей детей, хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны роди­телей, тем более, если это касается педагогики творчества.

Поэтому, целесообразно проводить специ­альные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, по­чему так важно развивать музыкально-творческие способности с детства; какие условия необ­хо­димо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Таким образом: мы видим, что по результатам диагностики воспитанники данной группы имеют примерно среднее развитие музыкально-творческих способностей.

Необходимо проводить специ­альную работу, направленную на развитие творческого воображения детей как на музыкальных занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Особенно обратить внимание на развитие вокальных способностей и игре на детских музыкальных инструментах.

И самое главное, это переход от монологической педагогики к педагогике диалога: ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями.

Источник: http://studfiles.net/preview/5643945/page:5/

Источник: https://kakvospityvatdetei.ru/diagnostika-detei/tablitsa-diagnostika-muzykalnyh-sposobnostej-detej-doshkolnogo-vozrasta

Ссылка на основную публикацию