Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в старшей — подготовительной группе

Картотека по окружающему миру на тему: Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с природой

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы воспитателя.

Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Одной из форм организации деятельности детей при ознакомлении их  с природой являются дидактические игры. В них  дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.

Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

Игры с предметами — соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.

В играх  использую природный  материал (семена растений, листья, камушки,  разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др.).

 Примеры: «Не ошибись» , «Опиши данный предмет», «Что это такое?»,  «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?».

     Настольно — печатные игры – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним).

Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей.
К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т.д.

Примеры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки и др.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей.

 Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

 Примеры:   «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно — не нужно»,  «Узнайте по описанию»;  «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?»,

Экологические дидактические игры условно можно разделить на группы:

  • Игры на ознакомление с многообразием животного и растительного мира;
  • Игры на ознакомление с явлениями природы;
  • Игры на формирование нравственного отношения к природе.

Дидактические игры на сравнение

«Найди, что покажу»

Цель: найти предмет по сходству.

Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание.

 «Что изменилось?»

Цель: формировать у дошкольников наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы и заключения, умение замечать незначительные, малозаметные изменения, происходящие с предметами, сопровождая все свои действия речью.

Материал: одинаковые сюжетные картинки с несколькими отличиями, на которых изображены луг с животными, лес с животными, сад и огород.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть сюжетную картинку, описать, что на ней изображено. Затем дети закрывают глаза, и воспитатель меняет картинку на похожую, но с отличиями. Дети должны рассмотреть новую картинку и сказать, что на ней изменилось.

«Похож – не похож» 

Цель: учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.

Материал: картинки (грибы – белый, лисичка, подберезовик, ложная лисичка, мухомор, поганка; животные – лиса, волк, собака, кошка, змея, ящерица; насекомые – бабочка, мотылек, оса, пчела, муха, стрекоза)

Ход игры: детям предлагается рассмотреть различные предметы и сказать, чем они похожи, а чем различаются (грибы – белый, лисичка, подберезовик, ложная лисичка, мухомор, поганка; животные – лиса, волк, собака, кошка, змея, ящерица; насекомые – бабочка, мотылек, оса, пчела, муха, стрекоза).

«Найди такую же» 

Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и различия; сопровождая свою речь четкими высказываниями.

Материал: набор пар картинок (животные, грибы, насекомые, рыбы, птицы, др.)

Ход игры: детям раздается по одной картинке, а на столе раскладываются пары картинок. Дети по очереди должны выбрать пару к своей картинке.

«Кто больше?»

Цель: назвать как можно больше предметы, относящихся к какой-либо группе, например, животные (птицы, рыбы, насекомые, цветы, др).

Ход игры: дети делятся на две группы, строятся в линии, по одному они должны назвать предметы, относящиеся к определенной группе. За каждый правильный ответ засчитывается балл. Если ребенок какой-либо группы затрудняется или называет неправильно, то балл не засчитывается. Побеждает команда, набравшая больше правильных ответов.

«Дидактическое лото»

Цель: закреплять знания детей о животных (птицах, растениях, насекомых, цветах, др), умения различать и находить нужную картинку;

Материал: набор карточек с изображенным на них набором предметов, наборы маленьких карточек.

Ход игры: выбирается ведущий, детям раздаются большие карточки с набором картинок, ведущий по одной вытаскивает из коробки маленькую карточку, называет что на ней изображено.

Ребенок,  у которого на большой карточке есть данное изображение, должен поднять руку и сказать «У меня». Затем он должен правильно соотнести данную карточку с таким же изображением на большой.

Игра заканчивается, когда закончились все маленькие карточки.

«Что сначала — что потом?»

Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры. Детям предъявляются картинки с изображением: яйца, цыпленка, курицы; утенка, утки; котенка, кошки; щенка, собаки; гусеницы, куколки, бабочки; теленка, коровы; лисенка, лисы; семечка, подсолнуха. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

Дидактические игры на анализ  и синтез

«Чей хвост?»

Цель:  закрепить знания по темам «Дикие и домашние животные», закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.

Материал: Вырезанные из картона изображения животных (силуэты) и хвостов, приклеенные на прищепки.

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.    Затем попросить детей назвать, чей хвостик потерялся. Происходит знакомство  со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? — лисий, волчий, медвежий и т. д.

«Собери мозаику»

Цели: учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей;соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.

Оборудование: Карточки с изображением простых и сложных предметов, части предметов соответствующие изображением на карточках.

Ход игры: Перед детьми на столе воспитатель кладёт разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей.

На начальном этапе дети накладывают части рисунка на картинку, которая подходит к этому узору. Далее воспитатель усложняет задание:выкладывает на стол более сложный рисунок.

Ребёнок который, первый справился с полученным заданием поднимает руку. Воспитатель подходит к ребёнку и проверяет рисунок который он собрал.

«Найди, о чем расскажу»

Цель: найти предметы по перечисленным признакам.Материал: картинки овощей, фруктов, животных, птиц, насекомых  раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям их отличительные признаки.Ход игры.

 Воспитатель подробно описывает один из предметов, изображенных на лежащих на столе картинках (называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус, описывает внешний вид животного, насекомого. Что они умеют делать, чем питаются). Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала».

Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

Игры на обобщение

«Что это такое?»

Цель: развивать знания детей о растениях и животных, закреплять умение обобщать предметы в общие группы.

Ход игры: взрослый называет растение или животное, а ребенка просит назвать  общую группу, к которой они относятся. Например: -воробей…птица , -мухомор…гриб.

 «Что третье?» 

Цель: закрепить знания детей о птицах, растениях и животных; закреплять умение обобщать предметы и называть еще один предмет из данной группы.

Ход игры: взрослый называет два сходных предмета, ребенок должен подобрать к ним третий:

-Ворона, воробей…сорока

-крыжовник, земляника….малина

 «Когда это бывает?»

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/02/18/kartoteka-didakticheskih-igr-po-oznakomleniyu

Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей

Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей, карточки для скачивания. познавательное видео для детей о живой и неживой природе.

Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.

Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса «Растем с Родной тропинкой». Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.

Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем.

Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки  и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей».

И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.

В дидактических играх  не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.

В дидактических играх дети узнают о том, что  предметы вокруг них  бывают разные.

Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).

Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа. 

К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.

  • К неживой природе относятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы,  реки и моря.
  • К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.

К миру рукотворному относятся наша одежда  и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.

Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга? 

Очень хорошо объясняется детям, что такое природа  и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение».  Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.

Из каких  царств состоит мир природы? 

Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы»  по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств

А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим  и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.

Дидактическая игра 1.  «Живая и неживая природа»

Материал к игре

  • Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
  • Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
  • Две куклы или другие игрушки.

 Ход игры

Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.

Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.

  • Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
  • А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы  закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
  • Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок  и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.
Читайте также:  Загадки про любовь

Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.

Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.

Скачать картинки к игре «Живое и неживое»

Скачать картинки к игре «Живая и неживая природа» бесплатно можно по этой ссылке.

 Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир

В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.

Материалы к игре

Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира  (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа,  и др.).

Ход игры

Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».

Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.

Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.

Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.

Примеры таких пар  в карточках к игре:

  • цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
  • солнце — лампочка,
  • ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
  • бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
  • планета Земля — игрушечный мячик,
  • паутина — рыболовные сети,
  • ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
  • клешни рака — клещи как инструмент человека,
  • снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
  • мышка живая — мышка компьютерная.

Скачать картинки к игре

Картинки к игре «Природа и рукотворный мир», подготовленные Мариной Анатольевной, можно скачать  бесплатно по этой ссылке.

Интересные материалы — игры, рассказы в картинках, задания для детей по ознакомлению с окружающим миром — Вы найдете в рубрике «Мир вокруг нас». 

Популярные статьи:

— Какие бывают самолеты? Зачем нужны самолеты? Познавательная сказка в картинках, развивающие задания для детей. 

— Грибы в познавательных сказках, рассказах, картинках и развивающих заданиях для детей. 

— История утюга в загадках, картинках, стихах и видео для детей. 

— Сказка о зимующих и перелетных птицах. 

— Зимующие птицы в картинках, загадках, познавательных рассказах, играх, стихах и развивающих заданиях для детей.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/priroda-i-rukotvornyj-mir-didakticheskie-igri-dlya-detej/

Картотека детских дидактических игр по ознакомлению с природой

Картотека детских дидактических игр по ознакомлению с природой

«Где спрятался зайчик?»

Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и их связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.

Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.

Ход игры:

Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает).

Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом.

Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). И т.д.

Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.

«Где растет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.

Ход игры:

Дети делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети раскладывают овощи и фрукты по соответствующим картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети, не участвующие в бригадах, проверяют правильность отбора.

После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.

Магазин «Семена»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту их произрастания.

Материал: Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.

Ход игры:

Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян.

По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник.

За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой).

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.

Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные.

Ход игры:

Выбирается ведущий, он продавец, остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

«С какой ветки детки»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры:

Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводится желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев).

Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д.

с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.

ЛУКОШКО «Наша аптека»

Цель: сформировать представления детей о целебных свойствах растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций целебных растений (лимон, герань, фиалка, кислица, алоэ, каланхоэ и др.).

Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о целебных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором».

Угадай растение по описанию

Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.

Материал: несколько комнатных растений (2-3) с заметными отличительными признаками.

Ход игры: У воспитателя на столе стоят комнатные растения, на которых видны явные признаки различия (растение цветущее и нецветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми).

Воспитатель, поочерёдно обращаясь к каждому ребёнку, даёт словесное описание растения, а ребёнок находит его среди остальных.

(Например, это растение цветёт, у него большие листья, а у этого растения толстый стебель).

Источник: http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/4111.html

дидактические игры .подготовительная группа

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

«С какого дерева листок»

Цель игры: закрепить названия деревьев русского леса.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть листья с разных деревьев, это могут быть крупные картинки или гербарий.

— С какого дерева прилетел этот листок?

Дети отвечают: с дуба, березы, клена, рябины, каштана, орешника и т.д.

«У кого какой домик»

Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о жилищах диких животных, птиц, насекомых.

Ход игры

За каждый правильный ответ воспитатель раздает детям фишки. В конце игры путем подсчета фишек определяется победитель.

Возможны два варианта игры.

Первый вариант: воспитатель называет животное, дети — его жилище.

Второй вариант: воспитатель называет жилище, дети — его хозяина.

Например:

У медведя — берлога,

у волка — логово,

у белки — дупло,

у ежика — нора,

у муравья — муравейник,

у птицы — гнездо,

у пчелы — улей,

у улитки — раковина.

И наоборот:

Кто живет в берлоге? Медведь! И т.д.

«Чьи припасы»

Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о том, чем питаются дикие животные.

Ход игры

За каждый правильный ответ воспитатель раздает детям фишки.

В конце игры путем подсчета фишек определяется победитель.

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением орешков, грибов, яблок, бочки меда, малины, морковки, семечек. Предлагает отгадать, кто забыл свои припасы, и вернуть их хозяину. В случае правильного ответа рядом с картинкой с изображением припасов появляется картинка с изображением хозяина: белка, ежик, медведь, заяц, мышка.

«Чей хвост, чья голова»

Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о диких животных средней полосы.

Ход игры

Для игры необходимо предварительно разрезать картинки с изображением диких животных пополам. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие дикие животные живут в русском лесу.

Затем на наборное полотно выставляются в один ряд головы животных, в другой — хвосты. Детям предлагается назвать, чья это голова (зайца, медведя, белки и т.д.). Затем воспитатель предлагает найти зайчику его хвостик.

В результате две половинки соединяются, получается целый зайчик и т.д.

«Что в лесу растет, кто в лесу живет»

Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о растительном и животном мире русского леса.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Для игры понадобится мяч. Воспитатель задает вопрос: «Что в лесу растет?» — и бросает мяч одному из детей. Ребенок называет растение (дуб, фибы, ягоды и т.д.) и бросает мяч другому игроку. Когда варианты ответов исчерпаны, воспитатель снова задает вопрос: «Кто в лесу живет?» — и бросает мяч ребенку. Дети отвечают: «Волк, медведь, заяц и т.д.».

«Зеленая аптека»

Цель игры: закрепить названия лекарственных растений, их полезные свойства.

Ход игры

Дети делятся на две команды.

У одной команды — иллюстрации с изображением лекарственных

растений: подорожник, крапива, шалфей, ромашка, крапива, одуванчик, мята, лопух, облепиха.

У второй команды — картинки: порезанный палец, мальчик с перевязанным горлом, мальчик с градусником под мышкой, кружка с чаем, салат из одуванчиков, щи из крапивы, пузырек с облепиховым маслом.

По команде воспитателя дети из разных команд находят друг друга, соединяют картинки, потом объясняют свой выбор.

— Подорожник прикладывают к ранке.

— Из крапивы варят витаминные щи.

— Отваром шалфея и ромашки полощут горло при ангине.

— Из одуванчика делают полезный салат.

— Из мяты заваривают ароматный снотворный чай.

— Из облепихи делают масло для смазывания ссадин.

«Кто в какой стране живет»

Цель игры: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.

Ход игры

Воспитатель. Давайте вспомним жителей разных стран.

Воспитатель задает вопрос, дети отвечают. На наборное плотно

выставляется картинка с изображением ребенка, который держит

в руках соответствующий национальный флаг

Воспитатель.

Кто живет в Америке? — Американцы.

Кто живет в России? — Россияне.

Кто живет в Японии? — Японцы.

Кто живет в Китае? — Китайцы.

Кто живет в Украине? — Украинцы.

Кто живет в Грузии?- Грузины.

Кто живет в Англии? — Англичане.

Кто живет в Испании? — Испанцы.

Кто живет в Литве? — Литовцы.

Кто живет в Бразилии? — Бразильцы.

«Узнай наш флаг (герб)»

Цель игры: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг РФ, назвать, из полотен каких цветов он состоит. Затем на наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10).

Воспитатель предлагает детям найти российский флаг. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других.

Игра повторяется несколько раз.

Читайте также:  Объёмная картина из салфеток своими руками

«Узнай по описанию»

Цель игры: закрепить знания детей по определенной теме: о животных, временах года, овощах и фруктах, профессиях и др.

Ход игры

Выбирается водящий и на время выходит из группы. Дети вместе с воспитателем договариваются, о чем будут рассказывать. Каждому ребенку поручается рассказать о каком-либо признаке предмета, не называя самого предмета вслух. Когда водящий возвращается, дети по очереди рассказывают о предмете, водящий должен догадаться, о чем идет речь.

Например, загадана профессия «врач».

— Это профессия.

— Ее могут получить и мужчины, и женщины.

— Человек этой профессии помогает другим людям.

— Эта профессия очень важна!

— Человек этой профессии носит белый халат.

— На шапочке красный крест.

— Сказочного героя этой профессии зовут Айболит.

— Человек этой профессии лечит людей.

Игра повторяется несколько раз.

«Иностранец»

Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о России,

о Москве.

Ход игры

Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к ним в гости придет

иностранец, который ничего не знает о нашей… (стране, столице).

Дети должны рассказать иностранцу самое главное. В роли иностранца выступает приглашенное лицо, незнакомое детям (например, воспитатель из другой фуппы с соответствующими атрибутами: фотоаппарат, очки, яркая одежда туриста, дорожная сумка).

«Иностранец» с помощью наводящих вопросов побуждает детей

рассказывать:

О России: название нашей страны, столицы, особенности климата, растительного и животного мира, символическое значение цветов флага и герба, знаменитые россияне.

О Москве: что такое столица, как называется столица России, чем

она знаменита?

В конце игры «иностранец» благодарит детей за рассказ и дарит

сладкий приз. 

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/raznoe/didakticheskie-igry-podgotovitelnaya-gruppa.html

Картотека дидактических игр по ФЦКМ-2

Картотека дидактических игр

                                 для  старшей группы

                                «ПРОДОЛЖИ РЯД»

   Дидактическая задача. Развивать умение детей группировать предметы, сделанные из одного и того же материала.

   Игровое действие. Группирование.

   Материал. Перфокарты, лист бумаги, карандаши.

                                              ХОД ИГРЫ

   Перед началом игры ведущий проводит с детьми короткую беседу, в процессе которой уточняются  знания детей о том, что все окружающие предметы сделаны из различных материалов.

Затем игрок на выбор берёт любую карточку, на которой изображен один предмет. Игровое задание заключается в том, чтобы ребенок в перфокарте зарисовал предметы, изготовленные из того материала, что и предмет, изображенный на ней.

Победит тот, кто быстрее всех справится с заданием.

                                      «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

   Дидактическая задача. Способствовать развитию у детей ретроспективного взгляда на предметы рукотворного мира, находчивости и сообразительности.

   Игровое действие. Группирование.

   Материал. Предметные карточки, изображающие прошлое и настоящее предмета.

                                               ХОД ИГРЫ

   Предметные карточки перемешиваются и переворачиваются картинками вниз. По сигналу игроки берут по одной карточке и раскладывают их в один ряд от прошлого до настоящего предмета.

После того, как закончатся предметные карточки, дети рассматривают каждый ряд из истории предмета и запоминают их местонахождение. Ведущий просит детей отвернуться, а сам тем временем: меняет местами карточки или убирает одну из них и т.д.

По сигналу ведущего: «Повернись», дети замечают изменения с карточками и обосновывают свой ответ.

                                            «ИЩУ СВОИХ ДРУЗЕЙ»

   Дидактическая задача.  Закрепить представление детей о многообразии рукотворного мира, умение объединять предметы с одинаковым назначением и функцией. Развивать внимательность, находчивость.

   Игровое действие.  Объединение.

   Материал. Карточки с изображением предметов рукотворного мира.

                                                        ХОД ИГРЫ

Участникам игры предлагается набор карточек с изображением предметов рукотворного мира. Ведущий обращается к игрокам с просьбой найти для его предмета на карточке «друзей», объединяющихся между собой по назначению или функции. Например: «Я – УТЮГ, мои друзья те предметы, которые имеют со мной одинаковую функцию – нагревание».

   Игроки среди множества предметных карточек находят «друзей» утюга:  камин электрический чайник, плита и другие.

   Игра продолжается до тех пор, пока не будут собраны все предметные карточки.

                                      «ИГРА С МЯЧОМ»

 Дидактическая задача. Закрепить умение детей определять предметы рукотворного и природного мира. Побуждать детей к ознакомлению с окружающим миром. Обогащать словарный запас детей.

   Игровое действие. Разделение.

   Материал. Мяч.

                                        ХОД ИГРЫ

   Дети стоят в кругу, ведущий передает мяч по кругу и просит игроков при передаче мяча называть:

  • Предметы рукотворного мира.
  • Предметы природного мира.
  • Названия профессий.
  • Предметы, облегчающие труд человека в быту.

                                 «НЕ ОШИБИСЬ!»

Дидактическая задача. Закреплять умение детей определять функцию предметов. Развивать интерес к окружающему миру, наблюдательность.

   Игровое действие. Соединение.

   Материал. Предметные карточки.

                               ХОД ИГРЫ

   Воспитатель, перед началом игры, показывает детям две предметные картинки (веник и совок) и задает вопрос «Что между этими предметами общего?»

   Выслушав ответы детей, он предлагает поиграть в игру «Не ошибись!» Каждый участник игры получает предметную карточку и определяет функцию предмета, изображенного на карточке.

По сигналу воспитателя участники игры ищут себе пару, т.е. ребенка, у которого на карточке предмет, имеет такой же способ использования. Затем, образовавшаяся пара обосновывает совой выбор.

Дети меняются карточками, игра продолжается.

                                      «ПРИДУМАЙ СЛОВО»

   Дидактическая задача. Побуждать детей правильно называть объекты и рукотворного мира, профессии, орудия труда. Способствовать развитию воображения, памяти, тактильных ощущений, зрительного и пространственного представления букв.

   Игровое действие. Отгадывание.

   Материал. Карточки с буквами.

                                     ХОД ИГРЫ

   Дети стоят в кругу. Ведущий пишет пальцем букву на ладони игрокам по очереди, Игрок отгадывает букву, показывает ее и придумывает на эту букву слова по заданию ведущего.

   Варианты:

  • Предметы рукотворного мира
  • Предметы природного мира
  • Профессии
  • Орудия труда,
  • Изделия из резины,
  • Изделия из дерева.

                              «КАКОЙ ПРЕДМЕТ ЛИШНИЙ?»

   Дидактическая задача. Побуждать детей самостоятельно определять принцип классификации предметов и на его основе находить предмет, не соответствующий этому принципу. Способствовать развитию логического мышления, сообразительности.

   Игровое действие.  Классифицировать.

   Материал. Предметные карточки.

                                         ХОД ИГРЫ

   Ведущий представляет детям набор предметных картинок, расположенных в несколько рядов. Игроки определяют в каждом ряду лишнюю предметную карточку и обосновывают свой выбор.

   Цветок, дерево, ворона, самолет.

   Ножницы, кукла, машина, жук.

   Бабочка, Счеты, камушки, калькулятор.

   Бинт, градусник, вата, кисточка.

                                        «МОЖНО ЛИ СДЕЛАТЬ?»

   Дидактическая задача. Закреплять умение детей находить недостающие детали, собирать предметы  из основных частей и понимать, что отсутствие какой-либо части делает невозможным использование предмета.

   Игровое действие. Соединение.

   Материал.  Разрезанные картинки с изображением легковых и грузовых автомобилей.

                                               ХОД ИГРЫ

   Дети получают по конверту, в которых находятся разрезанные картинки с изображением легковых и грузовых автомобилей. По команде ведущего каждый участник начинает «собирать» свой автомобиль. Игра заканчивается тогда, когда собраны все автомобили и дети определили у кого грузовой автомобиль, а у кого – грузовой.

                               «НЕОБЫЧНЫЙ РАЗГОВОР»

   Дидактическая задача. Закреплять умение детей группировать предметы по их происхождению: предметы рукотворного и природного мира.

   Игровое действие. Разделение.

   Материал. Предметные картинки.

                                        ХОД ИГРЫ

   Игроки делятся на две команды. Одна команда под название «Рукотворный мир», а другая – «Природный мир». Игроки команды «Рукотворный мир» начинают издавать любой звук предмета только «своего» мира, а игроки другой команды должны отгадать название этого предмета.

   Аналогично загадывает предмет команда «Природного мира».

                          «УГАДАЙ, КАКОЙ ПРЕДМЕТ ЗАГАДАН»

   Дидактическая задача. Побуждать детей описывать предмет, вычленяя его особенности с помощью алгоритма описания предмета.

   Игровое действие. Описание, отгадывание.

   Материал. Картинки, на которых изображены предметы, способные сделать жизнь человека удобной и облегчить его труд в быту, алгоритм описания предметов. Фишки.

                                          ХОД ИГРЫ

   На одном столе раскладываются картинки с изображением предметов вверх. Участники игры выбирают ведущего поочередно. Ведущий с помощью алгоритма загадывает предмет, изображенный на одной из картинок. Игроки по очереди задают вопросы ведущему с целью быстрее угадать предмет.

Например, «Это живой предмет? Из чего он сделан? Он нужен человеку? Где его можно использовать?» Тот, кто угадал предмет, становится ведущим. Игра заканчивается, когда отгаданы все предметы. За каждый правильно отгаданный предмет участники игры получают фишку.

Выигрывает тот, кто наберет больше всех фишек.

                                         «ЗАГАДАЛКИ»

   Дидактическая задача. Побуждать детей отгадывать предмет с помощью признаков и группировать предметы по назначению.

   Игровое действие. Отгадывание, группирование.

   Материал. Предметные картинки, 3 флажка разного цвета.

                                              ХОД ИГРЫ

   На столе разложены предметные картинки, а на другом – расставлены флажки.

   Красный флажок – орудия труда,

   Желтый  – бытовая техника,

   Зеленый флажок – транспорт.

   Ведущий загадывает загадку, игрок, отгадавший ее, находит нужную картинку и кладет ее к определенному флажку. За каждый правильно отгаданный предмет участники игры получают фишки. Выигрывает тот, кто наберет больше всех фишек. Игра заканчивается, когда не останется ни одной предметной картинки.

   Загадки про орудия труда

      Два кольца, два конца,

      Посередине гвоздик.   (Ножницы)

      Кланяется, кланяется,

      Придет домой, растянется.  (Топор)

      Деревянная шея, железный клюв,

      Стучит – тук, тук, тук.  (Молоток)

      Рядом с дворником шагаю,

      Разгребаю снег кругом,

      И ребятам помогаю делать горку,

      Строить дом.  (Лопата)

      Кума ела, ела дуб

      И сломала себе зуб.   (Пила)

   Загадки про бытовую технику

      Есть у нас в квартире робот

      У него огромный хобот,

      Любит робот чистоту

      И гудит, как лайнер ТУ.

      Он охотно пыль глотает,

      Не болеет, не чихает.  (Пылесос)

      Поверчу огромный круг,

      И меня услышит друг.   (Телефон)

      То назад, то вперед,

      Ходит, бродит пароход,

      Остановишь – горе,

      Продырявит море.  (Утюг)

      Летом пап наш привез

      В белом ящике мороз.

      И теперь мороз седой

     Дома летом и зимой

      Бережет продукты:

      Мясо, рыбу, фрукты.   (Холодильник)

      Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

      Больше греться не хочу.

      Крышка громка зазвенела:

      «Пейте чай, вода вскипела!» (Велосипед)

      Четыре синих солнца

      У бабушки на кухне,

      Четыре синих солнца

      Горели и потухли.

      Поспели щи, шипят блины.

      До завтра солнца не нужны.  (Газовая плита)

   Загадки про транспорт

      Держусь я только на ходу,

      А если стану, упаду.   (Велосипед)

      Маленькие домики

      По улице бегут,

      Мальчиков и девочек

      Домики везут.   (Автобус)

      Несется и стреляет,

      Ворчит скороговоркой.

      Трамваю не угнаться

      За этой тараторкой.   (Мотоцикл)

      Паровоз без колес!

      Вот так чудо паровоз!

     Не с ума ли он сошел,

      Прямо по морю пошел!   (Пароход)

      Не летает, не жужжит,

      Жук по улице бежит.

      И горят в глазах жука

      Два блестящих огонька.   (Автомобиль)

      Что за птица:

      Песен не поет,

      Гнезда не вьет,

      Людей и груз везет.  (Самолет)

Источник: http://vospitatel4.ucoz.ru/publ/kartoteka_didakticheskikh_igr_po_fckm_2/1-1-0-9

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста.

Какое это животное?

Цель: систематизировать знания детей о животных, описывая животных по наиболее типичным признакам.

Один из детей водящий. Он загадывает животное и описывает его: «Это белое животное, у него 4 ноги, рога, коротенький хвост. Оно дает молоко». Остальные дети угадывают. Кто первый угадает, получает право загадывать.

Найди деток.

Цель: систематизировать знания детей о названиях детенышей животных.

Пособия: картинки с изображением животных и их детенышей.

Ребенку дают картинку с изображением животного, а он должен найти картинку, на которой нарисован детеныш этого животного, и правильно его назвать. После этго можно предложить детям поделить животных на 2 группы: домашние животные и дикие.

Что растет в лесу?

Цель: систематизировать знания детей о лесных или садовых растениях.

Педагог выбирает троих детей и предлагает им назвать то, что растет в лесу. Например, один говорит «грибы», второй – «малина», третий – «ель», а потом опять продолжает первый. Педагог предупреждает.

Что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правило, то садятся на место и выбирают себе замену.

Новая тройка получает другое задание, например, перечислить, что растет в саду, либо кто живет в лесу, во дворе и т.д.

Садовник

Цель: обеспечить применение на практике умения определять характерные признаки фруктов, овощей, цветов.

Пособия: картинки с изображением цветов, овощей, фруктов.

Дети садятся вокруг стола, на котором положены картинки рисунком вниз. Один ребенок – садовник. С лейкой или каким – нибудь другим типичным для садовника предметом он обходит детей и говорит: «У меня большой сад. Поди ко мне, Анечка, что – нибудь сорви».

Ребенок, которого садовник вызывает к столу, выбирает себе картинку, смотрит на нее и потом описывает так, чтобы дети угадали, какое растение сорвано. Затем вытянувший картинку ребенок становится садовником, и игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки.

Читайте также:  Поделка щенок из бумаги в технике оригами. мастер-класс с пошаговыми фото

Овощи

Цель: систематизировать знания детей о различных овощах.

Пособия: картинки с изображением овощей, разрезанные на несколько частей.

Дети складывают картинки из частей и говорят, как эти овощи называются, какого они цвета или вкуса, для чего используются.

Фрукты и овощи.

Цель: систематизировать представления детей о фруктах и овощах.

Пособия: карточки с изображением фруктов и овощей.

Педагог раскладывает на столе карточки, а дети должны их разделить на 2 группы: фрукты и овощи.

Педагог выбирает одну карточку и показывает детям. Дети должны сказать, что нарисовано на карточке и к какой группе ее следует отнести (например, груша — фрукт).

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhajuschij-mir/216220-didakticheskie-igry-po-oznakomleniju-s-okruzh.html

Образовательный портал

Методическая разработка

Коломийчук Елена Владимировна, воспитатель ГБДОУ детский сад №23 комбинированного вида

Петроградского района Санкт-Петербурга

Природа окружает ребёнка с ранних лет. Воспитание у детей правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с ней одна из целей дошкольного воспитания и образования.

Дидактическая игра – одно из эффективных средств обучения. Её можно использовать как в образовательной деятельности, так и в повседневной жизни, причём часто она возникает по инициативе ребёнка.

В дидактической игре познавательные задачи (например, определить свойства и качества предмета, классификация и группировка) соединяются с   игровыми  (отгадать, выполнить роль и др.), что и делает дидактическую игру особой формой обучения – лёгкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.

Дидактические игры на материале природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т.д.

Планируя образовательную деятельность, включающую дидактические игры, необходимо учитывать не только программное содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры. В противном случае происходит процесс «разрушения» дидактической игры.

Каждая дидактическая игра содержит в основном одну-две задачи, которые определяют ход игры.

Пример:

Название игры

Дидактическая задача

Ход игры

«Угадай, что где растет»

Уточнить знания детей о названии растений и месте их произрастания. Развивать внимание, сообразительность, память.

Дети стоят в кругу, Воспитатель (или ребёнок) бросает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место произрастания растения (сад, огород, лес и т.д.). Поймавший мяч должен назвать соответствующее растение.

«Что сначала, что потом?»

Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов. Развивать умение устанавливать последовательность связи, объяснять свои действия. Развивать внимание, сообразительность.

Вынуть из конверта картинки и быстро разложить их по порядку (начиная с любой картинки или по заданию воспитателя «начни с этой картинки»).

Объяснить, почему так разложил.

«Когда это бывает?»

Уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе. Развивать умение детей классифицировать, развивать связную речь, внимание, быстроту мышления.

Воспитатель (или ребёнок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопад). Дети быстро поднимают квадрат соответствующего цвета (жёлтый – осень). Кто-то из детей рассказывает, какие другие явления бывают в это время года.

При использовании дидактической игры необходимо следовать определённым педагогическим принципам:

1)             Опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путём непосредственного восприятия;

2)             Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;

3)             Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;

4)             Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

5)             Конкретно и чётко объяснять правила.

С детьми старшего дошкольного возраста интересно проходят разные дидактические игры и упражнения во время экскурсий и прогулок.

Так, осенью детям можно предложить игры с листьями: «найди пять листьев с разных деревьев и назови их», «Собери самые красивые листья», «Найди самый большой лист», «Найди дерево или кустарник по описанию», «Узнай на ощупь, с какого дерева лист». Введение элементов соревнования: «кто быстрее…?», «кто больше…?» — повышает интерес детей к этим играм.

Понимание последовательности сезонных изменений растений вызывает некоторое затруднение даже у детей старшей группы. Часто они опускают одно из звеньев процесса, указывают на первое и последнее звенья, выделяя лишь самое яркое, привлекающее внимание («Когда весна придёт, деревья сразу расти начнут.

Листочки и цветочки вырастут и семена будут». «Посеем семена и цветы расцветут».). Дидактические игры с картинками, например разные варианты дидактической игры «Что сначала, что потом?», помогают детям уяснить последовательность развития отдельного растения, а также последовательность времён года (осень-зима-весна-лето).

Интересно, что меньшее количество ошибок наблюдается при установлении детьми последовательности сезонов, особенно в тех случаях, когда задание не ограничивается предложением «начни с осенней или летней и т.д. картинки», а ребёнок начинает с картинки по своему усмотрению.

В таких случаях дети обычно начинают с картинки соответствующей настоящему сезону. При конкретизации задания трудность вызывает последовательность, начинающаяся с весеннего времени года. Наименьшее число ошибок приходиться на последовательность «осень-зима-весна-лето».

Очевидно, это связано с тем, что ознакомление детей с сезонными явлениями в природе в детском саду начинается в любой группе с осени.

Задание, данное воспитателем: «Разложи по порядку картинки, покажи, что бывает раньше (сначала), что потом, и расскажи, почему ты так разложил»,- требует от ребёнка не только предметного действия, но и его объяснения.

Задание лучше давать паре детей, все остальные проверяют, насколько правильно и быстро они его выполняют. Постепенно требования  к выполнению заданий повышаются: оно должно быть более самостоятельным, быстрым, объяснения более полными.

Сокращается время выполнения задания.

Для упражнения ребят в классификации явлений природы по сезонам проводятся игры с картинками, изображающими сезонные явления в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей, например игры «Устроим выставку картин на тему «Зима – лето», «Когда это бывает».

Цель игры «Устроим выставку картин на тему «Зима – лето» — уточнение знаний детей об особенностях этих сезонов, развивать умение обобщать. Игровое действие может выступать в двух планах: кто быстрее отберёт картинки, кто лучше расскажет.

Ребёнку необходимо объяснить свой выбор, если он затрудняется предложить ему дополнительные вопросы: «Объясни, почему эти картинки ты повесил на «зимнюю» (или «летнюю») выставку», «Вспомни, когда это бывает», «Видел ли ты такое осенью, (весной)?».

Постепенно дети подходят к полному выполнению задания, т.е. мотивируют своё распределение картинок.

Приобретение умения классифицировать, сравнивать и обобщать в большей степени способствует развитию речи детей, которая становится связной и довольно выразительной.

Поскольку в процессе ознакомления детей  с сезонными изменениями в природе воспитатель показывает им и сезонный труд людей, в дидактических играх используются и соответствующие картинки. Классифицируя их по принадлежности к тому или иному сезонному труду, дети обстоятельно объясняют, употребляя правильную терминологию, почему они именно так разложили картинки.

Постепенно в набор картинок включаются картинки, характеризующие разные периоды одного сезона, и в соответствии с этим изменяется задание: «Расскажи, когда это бывает: в начале, в середине или конце сезона; что бывает потом?».

Для поддержания интереса остальных детей при выполнении задания одним из них, предлагается им анализировать действия и ответы этого ребёнка, не оставлять без внимания их замечания, поддерживать споры, направлять детей на нахождение правильного решения.

Всё это способствует развитию доказательной речи. Так, коллективно дети подходят к правильному и  точному выполнению задания.

Ребята довольно свободно оперируют своими знаниями, передают в речи последовательность явлений, устанавливают их причины, используя в речи правильную терминологию.

С детьми старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности, а также в свободное время проводятся и другие дидактические игры, способствующих усвоению сезонных изменений в природе. Некоторые из них даны в приложении.

Предлагаю примерные планы образовательной деятельности, частью которых может быть дидактическая игра.

«Беседа об осени» (старшая группа):

1)               Беседа по вопросам «Что нам осень подарила в саду, огороде, лесу?»;

2)               Дидактическая игра «Магазин «Фрукты, овощи, ягоды».

«Беседа о животных» (подготовительная к школе группа):

1)             Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Хитрецы и невидимки»;

2)             Дидактическая игра «Кто летает, прыгает, плавает?».

«О временах года» (подготовительная к  школе группа):

1)               Дидактическая игра «Когда это бывает?»;

2)               Рассказы детей «Моё любимое время года».

Широкое использование дидактических игр и упражнений даёт возможность воспитателю помочь детям научиться анализировать окружающий мир и, следовательно, развивать их мышление в процессе знакомой, доступной, приятной им деятельности.

Приложение:

Дидактические игры для старшего дошкольного возраста.

Магазин «Фрукты, ягоды, овощи»

Подготовка к игре

Цель игры

Игровое действие

Правила игры

Примечание

1

2

3

4

5

Подборка картинок (или муляжей). Изображающие фрукты, ягоды и овощи. Изображение должно быть реалистическим и красочным.

Развивать умение детей точно описывать внешний вид (цвет, форму), вкус место произрастания; проверить, правильно ли они понимают и умеют пользоваться обобщающими словами (фрукты, овощи, ягоды).

Дети выбирают продавца. Покупатель подходит к столу, где разложены картинки (муляжи). Не называя, он описывает фрукты (овощи, ягоды) которые хочет купить. Продавец отгадывает и даёт соответствующую картинку

Ребёнок должен так описать картинку, чтобы продавец понял, что он хочет купить.

Продавец продает продукты (отдаёт картинку) только тому, кто правильно выполнил задание

Игра может проводиться и для детей среднего возраста. Подбор картинок осуществляется в соответствии с возрастом.

Кто летает, прыгает, плавает?

1

2

3

4

5

Подбор картинок с изображением животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся, которые могут быть классифицированы по принципу: «летают», «прыгают», «плавают». К игре приготовлено 3 цветных круга, условно обозначающих классификацию: «летают» — зелёный», «прыгают» -жёлтый, «плавают» — синий.

Уточнить знания детей о способах передвижения животных; развивать умение классифицировать по этому признаку; развивать внимание, память.

Выбираются трое водящих, которым выдаются условные знаки (круги). Всем остальным раздаются картинки с изображением животных. По команде дети  должны собраться вокруг водящих. Каждый около водящего  с условным знаком соответствующим его картинке.

Дети не должны знать заранее, у кого из водящих какой цвет условного знака. Водящий показывает знак только по команде воспитателя. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнила задание, правильно назвала изображённых животных, птиц. Насекомых и пр.

Игру можно усложнить:

1.Включить новые задания: «Кто ползает, бегает?»;

2.Увеличить количество картинок.

Когда это бывает?

1

2

3

4

5

Подбираются 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей. Всем играющим дают 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определённое время года.

Уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления.

Воспитатель (ребёнок) поднимает карточку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопад). Дети  должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета.

За быстрый и правильный ответ ребёнок получает фишку, Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Другой вариант игры:

1.Устроить выставку картин «зима-лето», «весна-осень» и т.д. (отобрать картинки и рассказать, почему именно эти картинки отобрал).

2.Не показывая картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время года нарисовано

Угадай, что где растёт.

1

2

3

4

5

Игра словесная, проводится со всеми детьми или с группой детей вне непосредственно образовательной деятельности.

Уточнить знания детей о названии и месте произрастания растений, развивать внимание, сообразительность,

Дети сидят или стоят по кругу. Воспитатель (или ребёнок) кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растёт данное растение: сад, огород, лес и т.д.

Ребенок, поймавший мяч должен назвать растение. За быстрый и правильный ответ ребёнок получает фишку.

Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек

1. Можно играть командами, выигрывает команда, набравшая больше фишек.

2. Другой вариант игры (с картинками) – по типу лото. У детей картинки (сад, луг, лес и т.д.).  Ведущий поднимает картинку и называет растение. Её берёт тот, у кого  есть соответствующая большая. Выигрывает тот, кто правильно соберёт все свои картинки.

3. Можно проводить со средней группой.

Весной, летом, осенью.

1

2

3

4

5

Подготовить три большие картинки  с изображением весны, лета и осени и маленькие, на которых нарисованы растения цветущие весной, летом и осенью.

Уточнить знания детей о времени цветения отдельных растений. Учить классифицировать по этому признаку, развивать память, сообразительность.

Игра  может быть проведена так же, как и игры:

«Когда это бывает?», «Угадай, что где растёт».

Что сначала, что потом?

1

2

3

4

5

Подготовить конверты с картинками с изображением разных периодов сезонов.

Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов; развивать внимание, быстроту мышления.

По команде ведущего ребёнок вынимает картинки из конверта и быстро раскладывает по порядку. Начиная с любой картинки или по заданию воспитателя.

Начинать только по команде ведущего. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

Другой вариант игры:

Дети раскладывают картинки, изображающие последовательность развития отдельного растения (например, земляники, яблони, гороха и др.).

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/7026-2015-01-26-14-48-41.pdf

Ссылка на основную публикацию