Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: растения — легкие земли

Конспект занятия в старшей группе: «Комнатные растения»

Цель:

Закрепить и расширить знания детей о комнатных растениях, умение описывать их, узнавать и называть по описанию.

Продолжать знакомить с нетрадиционными методами лечения.

Рассказать о целебных растениях, которые растут в помещении.

Раскрыть значение запахов для здоровья человека.

Дать несколько простых рецептов.

Воспитать бережное отношение дошкольников к природе.

Предыдущая работа: уход и дежурства в уголке природы, изучение названий вазонов, чтение стихов, рассказов, рассматривание картинок из серии «Комнатные растения».

Материал: комнатные растения, ширма, атрибуты к игре (бабочка) стихи, загадки, карта мира.

Ход занятия в старшей группе детского сада

(Дети под музыку заходят в зал садятся за столы)

Психогимнастика

Воспитатель. — Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями, улыбнемся чтобы и у нас и у них было хорошее настроение.

(Дети здороваются)

Воспитатель: Сегодня, дети, я снова приглашаю вас в волшебный мир природы. Вспомните, что такое природа? (Это деревья, кусты, цветы, камни, песок, земля …) Да, но ничего этого в нашей группе нет. О чем пойдет речь? Вот вам загадка — подсказка:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Комнатные растения)

 — Да, это комнатные цветы, это также часть природы.

— Где они растут? (В комнатах)

— А где в основном стоят они в комнатах, в группе? (Вблизи окон)

— Место, где стоят цветы, мы называем Уголком живой природы. Сегодня вы познакомитесь с названиями и пользой некоторых растений.

Дидактическая игра «Назови цветок»

— Красивые цветы у меня есть, кто их правильно назовет?

(Воспитатель убирает ширму на столе — здесь выставлены комнатные растения в горшках. Дети должны узнать и назвать, что это)

1. Растение с влажных тропических лесов. Ее цветы мелкие на одном стебле. Листочки похожи на кленовые. (Бегония)

2. Это растение рекомендуется завести дома, потому что она считается оберегом и имеет лекарственные свойства — лечит от простуды. Ее листочки круглые, цветы как букетики. (Герань)

3. Растение с длинными светло-зелеными листочками, собранными в пучки, из середины которых вырастают длинные висячие цветочные стрелки с белыми цветочками (Хлорофитум)

4. Сок этого растения лечит всех детей от насморка. Ее листочки мягкие и сочные имеют колючки по краям. (Алоэ)

5. Цветы бывают разных оттенков, при хорошем уходе листочки должны быть гладкими, блестящими. (Китайская роза, гибискус)

6. Листочки длинные светло зеленые, гладкие. (Кливия)

7. Древовидный стебель, широкие, толстые листья, темно-зеленого цвета. (Фикус)

8. Листья длинные, гладкие, когда цветет выбрасывает стрелку с которой с является цветок. (Амариллис)

9. Листочки мелкие будто глянцевые, имеет лекарственные свойства, противовоспалительное действие. (Каланхоэ)

Воспитатель: Да, молодцы, вы узнали все цветы. А для чего нужно выращивать комнатные растения, тратить на них свое свободное время? (Потому что они украшают жилье, радуют, веселят нас, очищают воздух, а некоторые даже лечат).

Воспитатель: Дети, а какие вы знаете стихи о цветах.

1 ребенок

Произрастает на окошке, зацветает на солнце.

Вы за нами, дети, ухаживайте и водой поливайте.

Чтобы могли мы воду пить, надо землю подпушить.

Дорогие дети, время не теряйте! Наши листья протирайте.

2 ребенок.

Комнатные цветы я люблю

То ласкаю их, то поливаю

То с ними тихо говорю

То песню им на ночь пою.

Воспитатель: Чтобы растения были красивыми их нужно ухаживать. Как это нужно делать?

— Какой водой поливаем цветы? (Водой комнатной температуры, отстоянной, лучше дождевой)

— В какой почве растения растут лучше? (В рыхлой). Почему? (В рыхлую почву лучше проникают вода и воздух). Как рыхлим землю? (Деревянной заостренной палочкой рыхлим верхний слой земли вокруг горшка, чтобы не повредить корни) Пыль на растении препятствует проникновению в листья света и воздуха.

— Что нужно делать? (Очищать от пыли). Как? (Большие листья протираем влажной тряпкой, мелкие листья опрыскиваем).

— Если растению тесно в горшке? (Нужно пересадить в больший)

— Наши дома украшают еще и декоративные цветы.

— А какие вы знаете декоративные цветы, они здесь есть в уголке природы?

Сегодня я вам расскажу о них подробнее, послушайте внимательно.

Картинка «Декоративные комнатные растения»

1) Фиалка

2) Фикус

3) Папоротник

4) Кактус

Воспитатель: Дети, вы немножко устали, нужно отдохнуть.

(Звучит музыка, залетает бабочка)

Бабочка. Дети, все вставайте. Со мною поиграйте.

Подвижная игра «Поймай бабочку»

Воспитатель: Бабочка, а что это у тебя в руках?

Бабочка. Посмотрите, дети, что я вам принес, вы знаете что это? (Лимон).

— Да правильно, но он необычен. Я вырастила его дома на лимонном дереве. Я очень хорошо за ним ухаживала, поливала, подкармливала, он стоял у меня на солнечном подоконнике, и вот он зацвел и дал свои плоды.

— А кто знает, чем полезны плоды лимонного дерева? (От простуды, для укрепления иммунитета, вкусный чай)

Бабочка: Даю вам лимон, чтобы вы в групповой комнате, попили чаю с ним

— До свидания, детки! (Бабочка уходит)

Воспитатель: Дети, подойдите ко мне и мы приготовим с вами чай из лимона, порежем лимон, поместим его в чайник с горячей водой, пусть он настоится, и попьем его в групповой комнате.

Воспитатель: О целебных свойствах растений, а именно цветов писатели писали в рассказах, красоту цветов передали художники в своих картинах, артисты воспевали в песнях.

— А сегодня мы вспомним произведения о цветочных растениях.

— Какие вы знаете рассказы о цветах?

Итог

Воспитатель: — Дети, цветы украшают нашу жизнь. Пусть их на земле будет больше. И пусть среди них будут обязательно цветы, которые вырастили вы! Ведь это очень хорошо, когда на тебя смотрят цветы, которые ты сам посадил. Смотрят и будто с благодарностью говорят: «Спасибо тебе, друг!»

— На этом наше занятие закончено.

(Дети выходят из зала)

Источник: https://chudor.ru/vospitatelyu/zanyatiya-vospitatelya/226-konspekt-v-starshaya-gruppa-komnatnie-rasteniya

Конспект занятия в старшей группе на тему «Растения -легкие земли». Фитонциды»

Цель: Закрепить знания детей о деревьях, лекарственных растениях;

показать зависимость всего живого от растительного мира.

Образовательные задачи: Учить понимать происходящие в природе процессы формировать знания детей о растительноммире через игры экологического характера; — дать представление о значении растений,

познакомить с понятием «фитонцидотерапия» – оздоровление воздуха с помощью растений.

Развивающие задачи: Развивать экологическое мышление и экологическуюкультуру.

Воспитывающие задачи:Воспитывать интерес к растениям.

Предварительная работа:

— чтение литературы о лесе;

— наблюдения на прогулках;

— разгадывание загадок о травах, деревьях;

— рассматривание иллюстраций о растительном мире.

Оборудование:

— модель дерева;

— изображения деревьев;

— листья березы, тополя, дуба, рябины;

— изображения лекарственных трав;

— листья на всех детей;

— нарисованная капелька воды, дождевой червяк, солнышко, птица, цветок, бабочка; угощение.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас на прогулку в лес.

Ребёнок: Я нашёл какие –то фотографии.

Дети рассматривают фотографию космонавтов на Луне.

Что здесь изображено? (Луна.)

— Кто это? (Космонавты.)

— А как вы догадались? (Ответы детей).

— Что на них надето? (Скафандры.)

— А почему космонавты находятся в космосе только в специальных скафандрах? Зачем они им нужны? (Чтобы дышать.)

— А разве в космосе нет воздуха, нет кислорода? (Нет.)

— А почему в космосе нет кислорода? Кто знает? (Ответы детей.).

— Да, одна из причин того, что в космосе нет кислорода в том, что в космосе не растут растения.

Приходит Незнайка.

— Здравствуйте, ребята! Это я прислал вам фотографию. Я сначала думал, что это космонавты на себя чепуху какую-то напялили? Летели бы в космос в спортивных костюмчиках, и все было бы хорошо.

А потом я подумал: вдруг я не знаю чего-то? Пусть ребята фотографию посмотрят, а сам спрятался и все слушал, что вы говорили. Только мне стыдно, что я ничего про воздух, кислород и про растения не знал.

А вы молодцы! Теперь я понял, зачем нужны скафандры космонавтам.

Воспитатель: Ребята, теперь нам обязательно надо сходить в лес, чтобы узнать все тайны растений.

Дети под песню проходят на стульчики.

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Главные жители леса — это деревья, самые большие растения. Что такое дерево? Как оно живет? Кто все части дерева верно назовет.

Игра “Части дерева”

Дети называют части дерева.

1). Это корень. Корень поглощает воду и питательные вещества из почвы. Корень удерживает дерево.

2). Это ствол. По стволу вода и питательные вещества поступают к веткам, листьям, цветам и плодам.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/fizicheskoe-vospitanie/247887-konspekt-zanjatija-v-starshej-gruppe-na-temu-.html

Лесовичок, конспект занятия по экологии

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель методист высшей квалификационной категории.

Программное содержание:

Дать детям знания энциклопедического характера о растениях. Закрепить знания детей о деревьях и лекарственных растениях. Развивать память, связную речь. Воспитывать бережное отношение к природе. Словарь: водоросли.

Оборудование:

Картинки с изображением леса и Лесовичка, плоды леса, аудиозаписи, отвар шиповника, письмо в конверте, запрещающие знаки.

Ход занятия:

— Ребята, сегодня нам в почтовый ящик почтальон положил необычное письмо. Вот оно. На конверте написано: «Детям старшей группы детского сада №1». А откуда пришло это письмо, мы сможем узнать, если прочтем обратный адрес. Кто поможет мне прочесть? «Крым. Лес. Лесовичок».

— Послушайте, что написано в самом письме.

«Здравствуйте ребята. Меня зовут Лесовичок. Я живу в лесу, охраняю деревья, цветы, травы, птиц и животных. Ведь есть такие люди, которые, отдохнув в лесу, могут оставить незатушенный костер и может случиться пожар. А некоторые оставляют после себя мусор. Но приходят в лес и хорошие люди: собирают ягоды, грибы, травы, слушают пение птиц. Я знаю, что вы ходили в поход.

И знаю, что после себя вы собрали в пакеты весь мусор и унесли его с собой. Я очень рад, что вы любите природу и бережно к ней относитесь. Мне это очень нравится, и поэтому я хочу пригласить вас к себе в гости, в крымский лес. Я вам расскажу много нового и интересного». (Звучит фонограмма «пение птиц»).

— Вот мы и в лесу. Ребята, а вы помните, как себя вести в лесу?

Вот эти знаки подсказывают, чего нельзя делать в лесу. Почему в лесу нельзя шуметь? Рвать незнакомые ягоды и грибы? Рубить деревья для костра? Оставлять незатушенным костер?

— А вот и наш Лесовичок. Он предлагает поиграть в игру «Кто чем славится».

Дидактическая игра «Кто чем славится»

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают. Например: Чем славится солнце, малина, дождь, заяц, шиповник, кизил, лиса, ромашка и т. д.

Вы знаете, было время, давным-давно, когда на земле не было растений вообще. Потом появились водоросли.

— Вы знаете, что такое водоросли?

Потом у водорослей появились корешки, и они научились держаться ими за землю. Потом появились цветы, семена, позже кустарники, а уж потом деревья.

— Вы знаете, что деревья и кустарники размножаются семенами?

Перед вами лежат семена и плоды разных деревьев. Сейчас мы поиграем в игру «С чьей ветки детки?» (Воспитатель называет название дерева или куста, а дети берут в руки и показывают их плоды).

— Мы не должны забывать, что растения – живые существа. Они едят, пьют и дышат, а без достаточного количества воды, света и тепла они умирают.

— А вы замечали, что растения поворачиваются к солнцу? Особенно хорошо это видно на подсолнухе. А еще вот на этом комнатном растении. Как оно называется? Колеус. Посмотрите, как его листочки повернулись к солнышку.

Если солнечного света много, листья колеуса краснеют, а если света мало, листья тускнеют и вырастают не красными, а зелеными.

Давайте перевернем цветок листьями от окна, а завтра посмотрим, как листья снова повернуться к солнцу.

— Еще растения чувствуют боль. Многие растения плачут от того, что повреждена кора или веточка.

— Наш Лесовичок немного волшебник. Он может разговаривать с растениями. А они рассказывают ему много интересного. Оказывается, растения любят тихую и спокойную музыку. Ученые проводили опыт: включали такую музыку и наблюдали за растением.

Читайте также:  Инсценировка для дошкольников о природе

И растение росло быстрее. А когда музыку выключали, растение росло по-прежнему. Но очень не любят растения шума.

Как вы думаете, у нас в группе растениям живется очень хорошо? Объясните почему? А что мы можем сделать для того, чтобы растениям у нас в группе жилось лучше?

— Человеческую жизнь невозможно представить без растений. Для чего нужны человеку растения? Человек ест овощи, фрукты, ягоды, грибы. Из зерен делает хлеб и каши.

Деревья дают людям тень в жаркий день, древесину для мебели и других изделий. Растения обеспечивают нам чистый воздух. Растения украшают нашу землю.

Благодаря своим целебным свойствам, растения используются для лечения болезней. Какие вы знаете лекарственные растения?

Лесовичок прощается с вами и предлагает выпить витаминный отвар из плодов шиповника.

Скачать конспект занятия «Лесовичок»

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/ekologia/lesovichok.html

Конспект занятия по экологии «Планета Земля в опасности!»

Автор: Ивкина Людмила Валентиновна –воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад №32 Одинцовского района, Московской области

Программное содержание

Дать детям представление о том, что планета Земля − это огромный шар. Большая часть земного шара покрыта водой − океанами и морями. Кроме воды есть материки − твердая земля − суша, где живут люди. Таких материков несколько: Америка, Африка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида. На земном шаре есть два полюса: Северный и Южный.

На планете Земля обитает много живых существ. Всем живым существам нужна чистая вода, чистый воздух.

Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, воздух стали грязными.

Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.

Закреплять знания детей о том, зачем нужна вода (пить, мыть, чистить, поливать растения, готовить пищу…), где взять воду (из крана, из реки, из колодца, родника, магазина), зачем воду кипятить, что растворяется в воде, а что нет. Напомнить, что чистую воду из реки получить очень трудно, поэтому ее надо беречь и экономить.

Опыты с водой. Учить детей делать выводы.

Задачи

Расширять представление о многообразии стран и народов, расовых и национальных особенностях, национальных традициях, культурах разных народов; формировать позитивное отношение к своему народу и другим народам; расширять кругозор; развивать внимание, память, мышление; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; развивать детско-родительские отношения через организацию совместной деятельности, досугов, праздников; воспитывать миролюбие, приятие и понимание людей независимо от расовой и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.

Предварительная работа.

Беседы о нравственных качествах и поступках, народах России и мира. Изготовление карты земного шара, с указанием природных зон и рисование животного мира разных континентов.

Рассматривание и изготовление костюмов народов разных стран. Изготовление кукол разных в национальных костюмах из ниток. Барельефная лепка «достопримечательностей» разных стран. Чтение художественной литературы по теме.

Прослушивание песен и музыки народов мира.

Используемый материал.

Контурные карты, карта климатических зон цветные карандаши, глобус, альбомы для рисования, фотоальбомы, наглядные пособия по теме. Энциклопедии, иллюстрированные альбомы с изображениями животных и людей мира.

Обеспечение занятия

Дети стоят полукругом в национальных костюмах народов мира: Тимур − мексиканский костюм; Вика − испанский костюм; Ваня − костюм английской гвардии; Слава − костюм немецкого бюргера; Костя − костюм жителя Кубы; Таня − костюм русской красавицы; Варя − костюм китаянки; Лёша − костюм африканца; Полина − белорусский народный костюм; Илья − костюм индуса; Милана − костюм японки; Арина − костюм туркменки.

Все дети обыгрывали свои костюмы рассказами, танцами или песнями.

Ход занятия

Дети.

Здравствуйте наши ладошки (хлопки 3 раза),

Здравствуйте резвые ножки (топают 3 раза),

Эй язычки просыпайтесь (цоканье язычками),

Здравствуй дружок, здравствуй дружок (поворачиваются друг к другу и улыбаются),

Давай оживим наш волшебный кружок (встают в круг),

Руку мне дай, и я тебе дам (подают друг другу руки),

И будет весело нам!

Крикнем мы дружно на весь белый свет:

Солнце привет!

Гости привет!

Читают дети по строчке:

На свете живут разноцветные дети.

Живут на одной разноцветной планете.

И эта планета на все времена,

У всех разноцветных, всего лишь одна.

Давайте ребята, назло непогодам,

Обнимем планету своим хороводом,

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду её никому не дадим.

Воспитатель:

Дети, мы сегодня будем говорить о нашей планете. Планета, на которой мы с вами живём, называется (ответ детей)

Правильно — Земля. Какая же она — наша Земля?

Как она выглядит из космоса, когда на неё смотрят космонавты, летающие в ракете? (ответ детей)

Да, наша планета — это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

(Показываю глобус) Как вы думаете, что это такое? (ответ детей)

Правильно, это глобус, который изображает Землю. В мире есть очень интересные глобусы. Самый большой глобус в мире был сделан во Франции. Внутри этого глобуса могла бы уместиться вся наша группа вместе с нами. (Диаметр глобуса 13 метров — информация только для педагогов.) Он очень тяжёлый, весит столько же, сколько весит современный автобус.

В нашей стране тоже есть удивительные глобусы. Один из них хранится в Санкт-Петербурге. (Информация для педагогов: диаметр глобуса 3 метра; его вывез из Германии Петр I; этот глобус одновременно является и планетарием: на наружной поверхности нанесена карта Земли, а на внутренней — звёздное небо.)

Другой огромный глобус находится в Москве, на площадке Московского планетария. Сейчас выпускают самые разнообразные глобусы. Один из таких глобусов перед вами.

Прежде всего на Земле есть два полюса. Как они называются? (ответы детей)

Один Северный, другой Южный. Северный − сверху земного шара (показываю), Южный − внизу. Давайте посмотрим, что ещё есть на планете? (ответы детей)

Большая часть Земли покрыта водой − это моря и океаны. Слышали про них? Может быть, знаете, как называются некоторые моря и океаны? (ответы детей)

  • Северный Ледовитый океан
  • Атлантический океан
  • Индийский океан
  • Южный океан
  • Чёрное море
  • Средиземное море
  • Баренцево море
  • Море Лаптевых
  • Берингово море
  • Чукотское море.

Назовите пожалуйста морских животных. (Ответы детей).

А что меньше морей? (Ответы детей). Правильно. Реки.

Назовите пожалуйста речных обитателей. (ответы детей)

Среди океанов есть большие участки твёрдой земли — это материки, суша.

Вот самый большой материк (демонстрирую контур Евразии.) Это вместе Европа и Азия. Они не разделены океаном. А как называются жители Европы и Азии? (Ответы детей) Вот следующий материк − Африка (показываю). Что-нибудь знаете про Африку? Слышали про неё? А как называются жители, живущие в Африке? (ответы детей).

Теперь я вам покажу очень интересную сушу: вот такую длинную, состоящую из двух частей. Обе они соединяются тонкой полоской, как тонкой шеей (показываю Америку).

Кто-нибудь знает, как называется этот материк? (ответы детей)

Америка состоит из двух частей: верхняя часть − это Северная Америка, нижняя − Южная Америка.

Назовите жителей Америки. (Ответы детей)

Она протянулась по всему земному шару − от Северного полюса к Южному. Кто знает, что есть на полюсах земного шара? (ответы детей)

Оба полюса − это самые холодные места на земном шаре. На Северном полюсе суши нет, там океан всегда покрыт льдом. Он так и называется — Северный Ледовитый океан. На Южном полюсе ещё холоднее, чем на Северном. Там есть суша − материк, который из-за холода тоже покрыт вечными льдами. Этот материк называется Антарктида.

Какие животные водятся на Антарктиде? (ответы детей)

Остался последний материк. Он небольшой — это Австралия. Слышали что-нибудь про Австралию? (ответ детей)

Скажите пожалуйста как называются люди, живущие в Австралии.

Эта суша как большой остров, окружена со всех сторон океаном (показываю).

Игра «Давайте поздороваемся»

.(Дети создают пары. По команде воспитателя здороваются одинаковыми частями тела).

Теперь посмотрим на наш глобус.

Дети, чего больше на нашей планете Земля: воды или суши? (ответ детей)

Да, воды (океанов и морей) намного больше, чем суши.

Кто же живёт в морях и океанах? (ответы детей)

А на суше живет кто-нибудь? Кто же? (ответы детей)

Конечно. На всех материках обитает много живых существ: растения, живут крупные и мелкие животные, люди. Много разных народов живет на всех материках.

Только одна суша необитаема − это Антарктида. Из-за сильного холода там не растут растения, люди тоже не могут жить там постоянно.

Только некоторые животные обитают в прибрежных водах океана. Об этом мы поговорим в другой раз.

Если моря и океаны на глобусе закрашены голубым цветом, то как же закрашена суша? Одинаково? (ответы детей)

Правильно, там где суша постоянно покрыта снегом, там она белая. Это Антарктида, северная часть Америки, Европы, Азии.

Везде, где не слишком холодно и не слишком жарко, растет много зелёных растений, поэтому большая часть суши закрашена зелёным.

В средней части земного шара (показываю широкий пояс экватора) совсем не так, как на полюсах. Тут очень жарко круглый год. Кто знает: в Африке жарко или холодно? (ответ детей)

Там очень жарко. В Африке много пустынь, покрытых песком, нет воды, растений мало. Поэтому большую часть Африки закрасили желтым цветом.

Мы знаем, где полюса на земном шаре, где материки (суша), где вода − океаны и моря. Весь глобус разноцветный.

А где же на земном шаре живем мы с вами?

Где наш материк?

Как называется наша страна, наше государство? (ответы детей)

Я покажу вам, где находится Россия. Наше государство − Россия — расположено вот на этом материке (Европа и Азия). Наша страна большая и занимает много места на глобусе. Кто знает, как называется главный город России? (ответ детей)

Правильно, Москва. Смотрите, где она находится.

Теперь вы знаете, что такое земной шар, где на нём находится наша страна Россия и где расположен наш родной город.

Сейчас я скажу вам о самом главном − наша планета Земля в опасности. На ней много больных мест. Это получилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций разных видов.

От этих предприятий загрязняется воздух — его загрязняют дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их, нефть из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша Земля.

От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета в опасности! Она требует помощи!

Как же мы с вами можем помочь нашей планете?

Чтобы помочь ей, надо научиться любить природу, любить с детства. Научиться понимать, как живут все живые существа: птицы, жучки, звери, цветочки, травинки. Этим занимаются люди, которые называются экологами. Повторите все вместе — ЭКОЛОГИ.

Дети, скажите, а мы с вами похожи на природу? Чем? (Ответы детей).

Игра «Радуга»

(Две команды. У каждой команды по семь ленточек − цвета радуги. По команде воспитателя дети составляют радугу).

На столах разложены контурные карты материков. Детям раздаются по несколько наклеек животных разных материков.

Дети «расселяют» животных по материкам.

Давайте, люди, любить планету.

Во всей вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной на всех одна,

Что будет делать без нас она?

(И. Мазин)

Источник: http://vospitateljam.ru/konspekt-zanyatiya-po-ekologii-planeta-zemlya-v-opasnosti/

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Помощь жителям цветочного городка»

Задачи:

1. дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья. — Продолжать знакомить детей со свойствами воды, самостоятельно проводить эксперименты. Закрепить значимость воды и воздуха в жизни человека и вообще в жизни на Земле.

2. Воспитывать бережное отношение к окружающей действительности, способствовать воспитанию экологической культуры. — Формировать умение анализировать поступки людей и свои, делать экологические выводы. 3. Закрепить с детьми понятие «кислород» и «углекислый газ» и источники их возникновения.

— закреплять социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к природе.

Читайте также:  Рассказы о животных толстого льва николаевича, 3 класс

Предварительная работа:

1.Беседы о воде и ее роли в жизни человека. Беседы о необходимости воздуха для дыхания живых существ; Проведение экспериментов с водой. Игры с воздушными шарами и надувными игрушками; наблюдение за движением воздуха в природе – за ветром, его силой, направлением; чтение художественных произведений С.Я.Маршака, А. С. Пушкина. В. Бианки, Ф. Тютчева.

Материалы.
Плакаты с рисунками, конверты, рисунки с проблемными ситуациями, прозрачные стаканы, вата, фильтр для воды, клеёнки, бумажные рыбки, фигуры рыб, водорослей, уточек, бутылок, пакеты, колеса от машин, два обруча.

Ход занятия
I. Ребята сегодня, когда я пришла на работу, я увидела письмо. И оно адресовано, нам, старшей группе «Рябинка». На письме написано, большими буквами «Очень важно» и «Срочно!» Письмо от Лесовика. «Срочно! Нужна помощь жителям цветочного городка. Они попали в беду.

Жители постоянно болеют, слабеют, не могут работать и играть! Что-то случилось. Помогите разобраться! Ваш Лесовик.» Ребята поможем, узнаем причину несчастья? (Да!) Как же нам попасть в цветочный городок? Он же далеко, да и транспорт нам нужен необычный.

На чём Незнайка летал со своими друзьями? (На воздушном шаре) Верно! Вот и нам он нужен. Давайте мы его сейчас сделаем.

Физкультминутка «Воздушный шар»Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. (Все встают в маленький круг, затем, имитируя что надувают в нем воздух, круг расширяют)

Ждет волшебная страна, надо нам попасть туда (шагаем на месте) Мы к друзьям своим летим, помощь оказать хотим (кружимся на месте, и садимся на корточки) Воспитатель: Ну вот, мы и прилетели.

Посмотрите, ребята, разве так выглядит Цветочный город? (Дети подходят к плакату на котором нарисован большой завод с трубами, из которых идёт черный дым, вокруг завода одни пеньки, сточные воды стекают в речку.) Дети: Нет! В цветочном городе красивая природа, много деревьев, цветов, птиц, насекомых, красивых домов, солнце ярко светит, небо голубое. Воспитатель: Верно.

Ребята, посмотрите, тут ещё одно письмо от жителей цветочного городка. Давайте прочитаем: « Помогите, спасите, мы решили из нашего городка сделать такой же большой город как у вас, чтобы были дома большие и заводы огромные, прибыльные, но мы что то сделали неправильно, и вместо большого города у нас большие проблемы.

Воздух стал грязным, животные лесные от нас разбежались, а вода в речке стала такая мутная и грязная и рыбы теперь в ней не видать. Да мы тоже болеем и кашляем, что мы сделали неправильно? Помогите разобраться»

Вопросы к детям:

Ребята, как вы думаете, что же произошло в Цветочном городке? Дети: Жители загубили природу, вырубили лес, загрязнили воду . А что стало с речкой?

Дети: Речку загрязнили сточными водами с завода.

Может ли рыба жить в такой реке? Дети: Нет, вода слишком грязная. 4. А что стало с лесом? Куда исчезли животные? Дети: Лес вырубили, животные разбежались, потому что им негде стало жить. 5. А что будет с жителями городка?

Дети: Они будут болеть. Им нужна помощь.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем исправить ситуацию (Да)

II. Дидактическая игра «Хорошо-плохо». Давайте пройдем за столы. У вас на столах карточки с рисунками экологических проблем. Вам нужно определить правильно поступают на них люди или нет. Если правильно, то обведите картинку зеленым фломастером, если нет – красным. Объясните, почему это плохо или хорошо.

Каринка «Моют машину в реке» — (красный фломастер) — плохо, люди поступают неправильно, т.к. загрязняют воду, в грязной воде не могут жить рыбы, водоросли. Люди если будут купаться – заболеют. Машины нужно мыть на автомойках.

Картинка «Раненое дерево» — (зеленый фломастер) — Если у дерева ранка, нужно ранку залепить землей; если сломаны ветки – перебинтовать ленточкой, тряпочкой.
Картинка «Костер» — (красный фломастер) – Костер в лесу разводить нельзя, а если развели – потушить: засыпать землей, залить водой.
Картинка «Кормушки. скворечник» — (зеленый фломастер) – Зимой нужно вывешивать кормушки, чтобы подкармливать птиц; весной – скворечники, чтобы птицы выводили птенцов.
Картинка «Мусор» — (красный фломастер) – Мусор после себя оставлять нельзя, его нужно собрать в пакет или мешок и унести с собой.
Картинка «Посадка дерева» — (зеленый фломастер) – Чем больше деревьев, тем чище воздух, больше места для жизни животных, насекомых.
Картинка «Сорванный цветок» — (красный фломастер) – Рвать цветы нельзя, их можно нюхать, фотографировать, рисовать, любоваться. (и т.п.) Воспитатель: Молодцы! Помогли разобраться в сложных ситуациях! Ребята скажите, а чем мы дышим? воздухом) А как? (носом, иногда ртом) А может мы прожить без воздуха? ( нет) Можем ли мы дышать грязным воздухом? (можем, но будем болеть) А что загрязняет воздух, знаете? (Дым из заводских труб, выхлопные газы от машин)

А может человек в настоящее время прожить без машин, заводов и фабрик? (Нет, будет тяжело без них)

Что люди могут сделать, чтобы воздух стал чище? (Высаживать деревья, кустарники, цветы) А как деревья помогают очищать воздух? (Деревья выделяют кислород, поглощают углекислый газ.

Чем больше деревьев, тем чище воздух) Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы природа не болела, не страдала? На заводские трубы поставить фильтры, очистить сточные воды (воспитатель устанавливает на плакате фильтры);

Посадить лес (на плакате прикрепляются растения).

III. Ребята, пойдемте прогуляемся по Цветочному городку. Смотрите, река. Какая грязная, сколько в ней мусора. Могут ли рыбы жить там, удобно ли

им плавать среди мусора? (нет) Давайте очистим реку от мусора!

Эстафета «Чистый водоем»
Дети делятся на две команды. Перед ними два круга. В каждом круге – рыбы, водоросли, уточки, бутылки, пакеты, колеса от машин и т.п. Задача команд – очистить «реку» от мусора. Чья команда справится быстрее и правильно, та и побеждает. Воспитатель: Молодцы ребята, в реке теперь нет мусора. Посмотрите, а вода-то —

мутная!

IV. Эксперимент
Воспитатель: Заводы сбрасывают в реку вредные примеси, от которых мутнеет вода, гибнет рыба, водоросли. Пойдемте в лабораторию, и поможем жителям Цветочного городка очистить воду. (дети рассаживаются за столы).

У каждого из вас загрязненная вода. Эту воду нужно пропустить через фильтр.

Каждый ребенок пропускает загрязненную воду через простой фильтр. Обращается внимание детей, как изменилась вода. Какая была вода? (мутная, грязная, с песком). А после фильтрации вода какой стала? (чистая).

А можно ли эту воду пить? (Нет, сырую воду надо кипятить, или нужны специальные фильтры)

Ребята, мы все поправили и помогли жителям цветочного городка.
Поставили фильтры на трубы завода;

2. Убрали мусор; 3. Почистили реку;

4. Посадили деревья в лесу.

Ребята, давайте запустим рыбок в реку, которых мы недавно сделали (дети прикрепляют рыбок на плакате).

А теперь опять надуем наш волшебный воздушный шар, и отправимся домой (Все встают в маленький круг, затем, имитируя что надувают в нем воздух, круг расширяют).


Вот мы и помогли жителям Цветочного городка, выполнили просьбу Лесовика. В благодарность он оставил нам свой сундучок с подарком. В сундучке – экоэмблемы. Воспитатель награждает каждого ребенка.

Название: Конспект занятия по экологии в старшей группе «Помощь жителям цветочного городка»

Источник: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/konspekt-zanyatiya-po-ekologii-2/

Конспекты занятии для детей

Программное содержание:

  1. обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями;
  2. закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;
  3. обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, мытье, рыхление);
  4. развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний;
  5. воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с
  6. природой, как с живым организмом.  

Оборудование: лейка с водой, пульверизатор, кисточка, влажная тряпочка, карточки-символы, изображающие строение растений.

Предварительная работа: цикл занятий «Комнатные растения», трудовая деятельность в зимнем саду, работа дежурных в уголке природы, беседы, рассматривание альбома «Комнатные растения», разучивание загадок о комнатных растениях.

Ход занятия

Дети садятся полукругом.

Дети, на дворе весна, в это время все живое пробуждается ото сна. Сегодня на занятии мы поговорим о живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе? (Ответы).

А почему вы думаете, что растения (цветы) живые? (Растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают…)

Все мы любим цветы, но знаете, что растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают плохой воздух, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растения нужно беречь. Но цветы растут не только на улице, но и в комнате. Подскажите, пожалуйста, как называются растения, которые растут в комнате?

Конечно, комнатные. У меня на столе стоят комнатные растения, которые вам уже знакомы. Давайте вспомним названия этих цветов (герань, традесканция, бегония, папоротник, декабрист, фикус, сансевьера, кактус).

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не стало» (сообщаю детям правила игры) Сначала убираю один цветок, затем усложняю до 3 цветков. У вас у всех прекрасная память, умнички!

Я предлагаю вам немного отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика «Цветы».

Наши красные цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.

Головой качают,

Тихо засыпают.

Давайте составим схему растения. Что есть у всех растений? (Корень, стебель, листья, цветы, семена.)

Зачем растению нужен корень? (чтобы растение дышало, пить воду)

Для чего растению нужны стебель и листья? (чтобы растение дышало воздухом).

Какие условия необходимы всем для роста и развития растений? (солнце, земля, вода).

Посмотрите, как много здесь растений, а с помощью чего они размножаются?

Луковицей, отводками (детками), делением корня, семенами, частью стебля (черенком)

Появляется сказочный персонаж (ребенок)

Кузя; Ой, беда, беда, огорчение!!! Хозяйство неухожено и забыто, а плачут-то как, причитают!

Воспитатель: Подожди, подожди, кто ты такой? Ничего не пойму. Ребята, а вы что-нибудь понимаете?

Кузя: Я — Кузя, потомственный домовой. А плачут у вас… Вы что, ничего не слышите? Совсем-совсем? (Дети и воспитатель прислушиваются.)

Кузя: Ну, как же, вот цветочек стонет, и вот… Вы прислушайтесь… Ведь они не молчат, разговаривают.

Воспитатель: А что же они говорят, Кузенька?

Кузя (подходит к цветку и прислушивается): Он говорит, что очень пить хочется. Хорошо, что вовремя успел, а то бы они совсем засохли.

Источник: http://konspekt-v-gruppe.ru/predmetnye/konspekt-zanyatiya-na-temu-rasteniya-v-starshej-gruppe/

Занятие по экологии в старшей группе на тему: «Путешествие в страну комнатных растений»

Занятие по экологии

в старшей группе

на тему:

«Путешествие в страну комнатных растений»

Цель: Закрепить знания детей о растениях и их строении; о названии комнатных растений, продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различия и сходства между ними. Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян. Учить узнавать семена гороха, отличать их от фасоли. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста гороха. Учить сажать проросший горох. Развивать речь, мышление, мелкие мышцы пальцев, поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Воспитывать интерес к выращиванию овощей.

^

Беседа, уход за комнатными растениями, серия наблюдений за комнатными растениями: особенности внешнего вида, строение. Серия опытов: посадка растений, длительные наблюдения за их ростом, составление описательных рассказов о растениях. Каждый ребенок получает несколько семян гороха.

Обращается внимание на величину горошин, их форму, цвет, характер поверхности, твердость. Сравнение с семенами фасоли. Объяснить необходимость влаги для проращивания семян гороха. Семена гороха замачивают, и перед детьми ставится задача наблюдать за их изменением.

Следующее наблюдение проводится при появлении ростков на семенах. Предложить детям сравнить сухие и проросшие семена. Обращается внимание на цвет и увеличение семян в размере, появление проростков. Устанавливается связь между изменениями, которые произошли, и наличием влаги.

^ аспидистра, сансевьера.

Развивающая среда:

Комнатные растения, гербарий, плакат с изображением строения растений, емкость с семенами, лейка с водой, в ящиках с землей сделаны бороздки.

^

Воспитатель: Дети, сегодня утром придя в детский сад, что я увидела! Оказывается, к нам в гости прилетел Карлсон и очень удивился, увидев так много комнатных растений. Но как обращаться с ними он не знает, а потому одни он спрятал под стол, другие накрыл колпаками и даже приготовил краски, чтобы раскрасить растения по своему усмотрению…. А вот и он!

Читайте также:  Загадки про домашних животных

(Воспитатель выводит Карлсона)

Воспитатель: Ой-ой-ой, Карлсон, что же бы ты мог натворить! Разве ты не знаешь, что так нельзя обращаться с растениями?

Карлсон: Здравствуйте, ребята! Я думал, что растения – это как игрушки и обращаться с ними можно так, как с игрушками. А разве не так?

Воспитатель: Вот видите, ребята, он совершенно ничего не знает. Давайте мы ему расскажем все, что мы знаем о комнатных растениях. Садись, Карлсон, рядом с ребятами и послушай.

Ребенок: Комнатные растения называются так потому, что они растут в горшках в комнате. Растения все разные, посмотри Карлсон, у них разные листья и цветы когда они цветут, и называются они по-разному. (Показывает и называет некоторые цветы).

Ребенок: Растения – они живые. Для того чтобы они росли и цвели за ними надо ухаживать: сначала надо посадить в землю, потом поливать водой, рыхлить землю и еще им обязательно нужны свет и тепло.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Карлсону поподробнее о строении растений.

(Воспитатель выносит плакат, на плакате растение в разрезе)

Воспитатель: Дети, вы узнали это растение?

Ребенок: Да, это герань. (Показывает указкой и рассказывает) . Это у растения корень – через него растение питается, пьет воду, для этого мы его и поливаем.

Это у растения стебель, это листья, через них растение дышит. Это цветы

Карлсон: А где же у этих цветов корень? (Показывает на растения в горшках) Я его не вижу…

Ребенок: Корень в земле, его не видно.

Воспитатель: Дети, а теперь давайте немного отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику, Карлсон, выполняй вместе с нами!

^

Цветочек распускается.Солнышко садится,Цветочек спать ложится.Высокие, красивые Цветы у нас растут. А корни под землею Для них водичку пьют Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно поднимаются над головой ладони с сомкнутыми пальцами, соприкасаются запястьями Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно опускаются Ладони вместе соприкасаются пальцами и запястьямиРуки вверх, ладони с сомкнутыми пальцами, соприкасаются запястьями Руки опустить вниз, ладони соединить обратной стороной, широко расставить пальцы.

Воспитатель: А еще, Карлсон, мы покажем тебе небольшой огород. Дети, давайте расскажем, что мы сажали и покажем, что у нас выросло. Карлсон, а ты знаешь из чего выращивают растения?

Ребенок: Растения выращивают из семян.

Воспитатель: Давайте сначала расскажем, как надо подготовиться к посадке растений.

Ребенок: Сначала надо приготовить землю, сделать бороздку, полить её, положить в нее семена, и присыпать землей.

Ребенок: Здесь у нас посажена петрушка, здесь укроп, а здесь зеленый лук.

(Дети с воспитателем и Карлсоном рассматривают сначала семена, а затем ростки петрушки и укропа).

Карлсон: Ой, а это что у вас? (Нечаянно смешивает фасоль и горох) Какие забавные игрушки!

Воспитатель: Это не игрушки, это тоже семена! Дети, давайте объясним все Карлсону.

Ребенок: Вот это (берет фасоль и показывает) — фасоль, она овальная, большая, бывает разноцветная. А это (берет горох) – горох, он поменьше, круглый и желтый.

Воспитатель: Дети, Карлсон нечаянно смешал, перепутал все семена, давайте разберем их.

^

(развитие мелких мышц пальцев)

Воспитатель: Молодцы! Карлсон, а сегодня мы будем сажать горох. Что бы его посадить мы подготовили семена. Дети, что мы делали?

Ребенок: Мы замочили сухой горох, он набух, стал большим, затем появились ростки.

Воспитатель: Что для этого было нужно?

Ребенок: Для этого нужна вода и тепло.

Воспитатель: Вот наши семена проросли и их уже пора сажать.

(Все подходят к ящикам с землей. Воспитатель показывает подготовленные бороздки, показывает как надо сажать проросшие семена – ростком вниз – каждый ребенок берет по горошине и сажает в бороздку. Аккуратно прищипывают землей и поливают водой из лейки с ситечком).Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: Славно мы с вами потрудились, а теперь можно и поиграть

^
«На окне в горшочках»

Ребенок: Вот растет бегония –

Пышная красавица Красотой своей она Во всем мире славится

Ребенок: Меня фиалкою зовут.

Так называй меня и ты. Пусть на окне твоем растут Мои веселые цветы.

Поднялись цветочки.К солнцу потянулись, Солнцу улыбнулись.К солнышку листочки Повернут цветочки. Развернут бутоны, В солнышке утонут. Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встаютТянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны.Ладони развернуть вверх.Руки соединить над головой, медленно развести в стороны.

Источник: http://zanny.ru/docs/300/index-71716.html

Занятия по экологии в старшей группе детского сада: пример конспекта по ФГОС, разработка проекта и прочее

Окружающий мир выступает разнообразным источником знаний для ребёнка. Жизненно необходимо учить детей с раннего возраста бережно и внимательно относится к природе.

Ребёнок должен понимать, что жизнь бесценна, и даже маленькая травинка — это важная часть окружающего мира.

Гуманное отношение к природе закладывается в семье и в детском саду, а взрослые выступают проводниками малышей в удивительный мир экологии.

Задачи экологического воспитания в старшей группе ДОУ

Личность ребёнка — это кристалл, различные грани которого соответствуют разным чертам характера. И шлифовать его нужно с первых лет жизни.

Воспитатель в детском саду должен помочь маленькому человеку узнать ценность природы и увидеть себя как её неотделимую часть. Цель эта сложная и требует значительных временных затрат.

Только постоянная и кропотливая работа поможет в этом.

Главные задачи, соответствующие экологическому воспитанию в ДОУ:

  • научить детей видеть красоту и неповторимость мира;
  • сформировать систему экологических знаний, представления о законах природы;
  • обеспечить понимание дошкольниками, что нельзя уничтожать то, что не можем воспроизвести;
  • учить заботиться о природе: то, что берётся человеком у природы, надо использовать бережно и стремиться вернуть (например, вода, энергия в быту);
  • развивать эстетические чувства по отношению к природе.

Перечисленные задачи реализуются в особой среде, где взрослые своим примером демонстрируют дошкольникам правильное отношение к окружающему миру и заботятся о природе.

Экологическое воспитание в детском саду включает нравственную, интеллектуальную и эстетическую составляющую

Готовим занятие по экологии для детей 5–6 лет

Начинать экологическое воспитание в ДОУ можно в любой группе воспитанников, даже в ясельной. Задача педагога — заложить первые ориентиры дошкольников в окружающем мире.

Мотивирующее начало занятия

Природа интересна маленькому человеку. Увлечь дошкольников темой занятия можно, позволяя им активно участвовать в процессе. Рассмотрим некоторые приёмы вводной части мероприятий:

  • Отгадывание загадок. Например, воспитатель предлагает детям вспомнить, каких насекомых они знают.
    • Во фраке зелёном маэстроВзлетает над лугом в цвету.Он — гордость местного оркестра

      И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)

    • Голубой аэропланчик
      Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
    • Над цветком порхает, пляшет,
      Веером узорным машет. (Бабочка)
    • Я думал: ног не унесу,Есть и у храбрости границы!Сегодня встретилась в лесу

      Мне помесь гуся и синицы. (Гусеница)

  • Рассматривание картинок.

    Рассматривание картинок с изображениями животных и растений помогает заинтересовать детей темой занятия

    Для детей старшей группы набор рисунков можно использовать для повторения предыдущего материала. Рисунки можно сделать основой дидактической игры, в которой ребёнок должен правильно поместить картинку в зависимости от задания.

  • Наглядная демонстрация предметов. У воспитателя на столе находятся обычные бытовые вещи: спички, топор, фотоаппарат, кормушка для птиц. Он спрашивает детей, какие предметы не следует брать в лес.

    Дети всегда с радостью идут в лес

  • Можно придумать волшебную сказку на экологическую тему или продолжить уже известную (например, «Репка», «Колобок», «Цветик-семицветик» и др.). Такие сказки служат источником формирования экологических понятий, в ненавязчивой форме обучают дошкольников правилам природоохранного поведения. Последующая театрализованная постановка произведения поможет закрепить полученные знания на практике.

Экологическая сказка в доступной форме знакомит детей с основами природоохранного поведения

Организовать занятие по экологическому воспитанию можно по-разному:

  • Экскурсия. Зависит от возможностей и расположения самого учреждения образования, и, конечно, воспитатель нуждается в поддержке родителей.
  • Комплексное занятие. Состоит из нескольких этапов, связанных тематически и предполагающих смену деятельности дошкольников. Например, на комплексном занятии с названием «Как Солнышко в гости ходило», солнышко будет основным персонажем на всех этапах: беседа Солнышка о том, как правильно загорать; спортивный — эстафета «Кто быстрее?»; музыкальный — исполнение песен про лето, математический — задание «Сколько лепестков?», творческий — «Нарисуй лето» и т. п. Выбрав такой вид занятия с детьми, можно подобрать задания, соответствующие поставленной цели.
  • Интегрированное занятие. Этот вид занятия также состоит из нескольких этапов, объединённых общей темой. Отличие от комплексного в том, что каждый этап не только соответствует разному виду деятельности, но и раскрывает тему занятия с новой стороны. Для нашего персонажа могут быть этапы: беседа «Почему сменяются времена года», подвижная игра «Солнечная система», рисование радуги, опыт «Солнечный зайчик», разгадывание загадок о солнце. Здесь важно, чтобы прослеживалась связь между подачей разных кусочков информации.
  • Опыты. Проведение наблюдений и экспериментов хорошо мотивирует детей в направлении исследования окружающего мира. Эту деятельность можно построить на изучении растений, их строения, размножения, условий жизни. Наблюдения организуются либо в группе, либо на площадке и обычно являются частью долгосрочного проекта. Интересны детям и опыты с их активным участием: взвешивание, измерение, использование пробирок, магнитов и т. д.
  • Организация экологической тропы на территории ДОУ предоставляет возможность для проведения занятий по экологии разной направленности со всеми возрастными группами.
  • Экологический КВН или викторина поможет закрепить знания дошкольников об окружающем мире.
  • В экологических праздниках принимает участие каждый ребёнок. Как правило, это театрализованное действие с подготовкой костюмов, разучиванием ролей, репетициями и выступление перед родителями (например, праздник в старшей группе «Как дети землю спасали»).

Вода нужна всем живым существам на нашей планетеВода требуется для многих бытовых нужд человекаМногие дети не представляют, как в доме появляется водаУчастие дошкольников в экологических экспериментах воспитывает будущих исследователей

Тема проектной деятельности актуальна, поскольку в рамках её реализации решение задачи рассматривается с разных сторон. Можно запланировать проведение определённого количества занятий соответствующей направленности, различных тематических мероприятий и придерживаться этого плана.

А можно начать работу с дошкольниками над собственными проектами (например, ребята самостоятельно выращивают растения или проводят опыты). Все занятия, включённые в проект, направлены на выполнение единой цели. В проекте обязательно присутствие исследовательской составляющей.

Занятия планируются так, что во время работы ребёнок получает основы анализа и синтеза информации, навыки самостоятельной деятельности.

Проекты классифицируют по длительности. Если время реализации проекта от недели до месяца — это краткосрочный проект, от нескольких месяцев до года — долгосрочный.

Экологический проект включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный. Выбор темы проекта, постановка цели, определение задач. Обычно цель — это получение детьми знаний по какой-то теме, формирование и развитие навыков, воспитание чувства сопереживания к миру природы.
  2. Организационный. Подбирается литература, выбираются методы работы. Проводится подробное планирование деятельности.
  3. Содержательный. Выполнение проекта, всех запланированных занятий и мероприятий.
  4. Результативный. Отчёт о результатах деятельности, презентация результатов, выставка и т. д.

По доминирующей деятельности проекты бывают:

  • исследовательские («Растения нашего двора», «Птицы родного края»);
  • практико-ориентированные («Выращиваем урожай», «Земля — наш дом родной»);
  • творческие («Цветы для мамы», «Экологический след»);
  • познавательно-игровые («Весёлая столовая», «Школа добрых волшебников»).

Примеры проектов по экологии в ДОУ:

Таблица: пример экологического проекта в старшей группе

Видеоматериалы по теме

Для воспитателей и родителей, активно ведущих работу с детьми по экологическому воспитанию, будет полезной подборка видеоматериалов.

Видео: экологическое воспитание дошкольников

https://youtube.com/watch?v=Cs-V8zCBMt4

Видео: экологический проект в старшей группе «Мы против мусора»

https://youtube.com/watch?v=e6ghG5_EzoQ

Видео: постановка экологической сказки «Берегите природу»

https://youtube.com/watch?v=BA8D7q5zUSw

Видео: деловая игра для педагогов «Экологический марафон»

https://youtube.com/watch?v=kt2LWonmIT0

На дошкольном воспитании базируется формирование личности будущего гражданина, и исключить из него такую часть, как экология, в наши дни невозможно.

Слишком много ошибок сделало человечество, отвоёвывая себе пространство у природы. Решать эти проблемы придётся нашим детям.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологического сознания, и задача воспитателя — сформировать бережное отношение к природе у своих подопечных.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/konspekt-zanyatiya-po-ekologii-v-starshey-gruppe.html

Ссылка на основную публикацию