Виды физкультурных занятий для учащихся начальных классов

Методические особенности проведения уроков физической культуры в 1–3 классах школы

Раджапов У. Р., Зайниддинов Т. Б. Методические особенности проведения уроков физической культуры в 1–3 классах школы // Образование и воспитание. — 2017. — №1. — С. 33-36. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1696/ (дата обращения: 16.10.2018).



Методические особенности проведения уроков физической культуры в 1–3 классах школы

Раджапов Усмонбай Рахимович, и. о. доцента;

Зайниддинов Тожиддин Бахриддинович, старший преподаватель

Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами (Узбекистан)

Ключевые слова: физическое воспитание, здоровья, физкультура, урок, физическое культуры и спорта, здоровья, метод, гимнастика физкультминутки

Чтобы уроки физкультуры проводились с максимальной эффективностью, необходимо соблюдать определенные требования:

‒ урок должен строиться на принципах воспитательного обучения;

‒ на каждом уроке должны решаться образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи;

‒ средства и методы обучения должны соответствовать возрастным и половым особенностям занимающихся;

‒ необходимо осуществлять связь раннее пройденного материала с задачами сегодняшнего урока и создавать предпосылки на будущее;

‒ каждый урок должен быть интересным и вызывать положительные эмоции;

‒ на каждом уроке добиваться обеспечения высокой моторной плотности занятий.

Характеризуя урок как основную форму проведения занятий, следует остановиться на его структуре. Структура определяется изменениями работоспособности занимающихся и предусматривает последовательность в решении педагогических задач.

В школе принята трехчастная структура урока (подготовительная, основная и заключительная части урока). В практической работе учителей начальных классов встречается также и четырехчастная структура урока (вводная, подготовительная, основная и заключительная).

Вводная часть, как правило, выделяется в 1–2 классах в связи с тем, что учителю необходимо определенное время уделить организации детей для начала урока, так как дети еще не умеют быстро переодеваться, чтобы войти вовремя в зал, не умеют строиться, организовываться, стоя в строю, молчать, не толкаться, слушать учителя, выполнять упражнения на внимание и т. д.

Но по мере освоения детьми этих требований, надобность в вводной части отпадает. При выделении вводной части урока подготовительная часть приобретает черты основной, т. к. в ней решаются задачи уже не только врабатывания организма и подготовки детей к работе в полную силу, но и образовательные задачи — всестороннего развития и совершенствования координации движений.

Правильная организация подготовительной части способствует увеличению плотности урока.

На уроки в школе отводится по 45 минут 2 раза в неделю. Это очень небольшое время, и поэтому главной задачей учителя является правильная организация детей, распределение учебного материала, борьба с потерей времени.

Этого можно достичь только при тщательной подготовке к уроку, продуманной методике организации проведения урока, грамотном подборе средств, совершенном владении учебным материалом программы.

Время в школьном уроке по частям распределяется примерно так: 10–15 минут — подготовительная часть урока (в 1–2 классах до 20 минут); основная часть урока — 20–25 минут и заключительная часть — 3–5 минут (в1 -2 классах до 7–10 минут).

Проведение уроков в 1–3 классах

В педагогике школьный возраст принято разделять на младший — 7–10 лет, подростковый — 11–14 лет и юношеский -15–17 лет.

К младшему школьному возрасту относят учащихся -1 -4 классов. Это период равномерного, но достаточно интенсивного развития органов и функций. Вес тела ежегодно увеличивается на 2–4 кг, рост — на 2–4 см, окружность грудной клетки — на 2–4 см.

Усиленно формируются кости и мышечная система, начинают срастаться кости таза, происходит окостенение костей кисти, предплечья. Мальчики растут за счет увеличения длины ног, девочки — туловища.

Укрепляются суставы, межпозвоночные сочленения сохраняют в своем составе хрящи, поэтому обладают большой эластичностью и подвижностью. Изгибы позвоночника, свойственные взрослым, у детей в этом возрасте только формируются.

Неправильное положение тела может привести к нарушению осанки.

Увеличивается мышечная масса. Мышцы эластичны, при сокращении сильнее укорачиваются, а при расслаблении больше удлиняются.

Следует помнить, что мышцы развиваются у детей неравномерно: быстрее формируются крупные, медленнее — малые.

Это одна из причин того, что в младшем школьном возрасте учащиеся неуверенно выполняют тонкие движения, например, кистью, плохо справляются с заданием на точность.

В этом возрасте следует ограничивать высоту прыжков, так как кости таза еще весьма подвижны; уменьшать нагрузку при выполнении упражнений в висах и упорах ввиду того, что кости грудной клетки еще не срослись и не окрепли.

Сердце ребенка невелико по объему, его мышца не обладает достаточной силой, регуляторные механизмы сердечнососудистой системы находятся в стадии становления.

Физическая нагрузка вызывает значительное повышение частоты пульса: 90–100 ударов в 1 мин. в покое, 140–170 ударов при выполнении упражнений.

Усиленный поток крови к мышцам обеспечивается увеличением частоты пульса, а не силой сокращения сердечной мышцы.

Частота дыхания повышенная — 20–22 раза в 1 мин. При физической нагрузке легочная вентиляция увеличивается в основном путем учащения дыхания. Поверхностное дыхание — одна из отличительных черт работы дыхательной системы младших школьников.

Дети этого возраста очень эмоциональны, легко возбуждаются, процессы торможения еще развиты слабо. Все это накладывает отпечаток на психику.

Они очень легко поддаются внушению, поэтому авторитет педагога, родителей и старших товарищей для них имеет большое значение, но дружба у них неустойчива.

Для младших школьников характерна большая потребность в двигательной активности. Они стремятся использовать любую возможность побегать, попрыгать. Движения доставляют детям удовольствие.

Дети 7–10 лет любят уроки физической культуры. Этот период — один из самых эффективных для формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. В младшем школьном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и кинестатический контроль за выполнением движений.

Совершенствование координации между зрительными ощущениями и выполнением движений — важнейшая задача физического воспитания детей этого возраста. Особенность восприятия младших школьников — целостность, нерасчлененность.

Дети часто по самым случайным признакам пытаются угадать, а не выяснить особенности показываемого предмета, движения, действия. В этом возрасте усиливается роль слова в восприятии элементов и деталей движений. Слова служат ориентиром, могут привлекать внимание учащихся.

Поэтому педагог может при обучении опираться на объяснения, вводить специальные термины, предлагать выполнять упражнения по слову, но не забывать пополнять знания учащихся зрительными представлениями о движениях.

Много затруднений у детей вызывает ориентировка в зале, на площадке. Дети путают правую и левую стороны. Объем внимания у них узок, они одновременно могут воспринимать одно-два движения. Их внимание часто переключается на всевозможные второстепенные объекты и элементы движений. Рассеянность детей нередко оказывается следствием утомления, отсутствия привычки внимательно смотреть и слушать.

В начале учебного года учитель должен выявить уровень навыков переодевания, учить порядку в раздевалке, организованному заходу в зал, умению строиться после звонка, сосредотачивать внимание и т. д.

В вводной части необходимо сформировать установку, настрой учащихся на предстоящую работу. Для этого перед школьниками ставится конкретная задача в форме, понятной всем и вызывающей определенный интерес.

В то же время не следует слишком детализировать задачи (они будут конкретизироваться по ходу урока, перед каждым отдельным видом заданий). Не следует терять время на объявления, пространные замечания по поводу дисциплины либо дефектов спортивной формы и т. д. (это необходимо делать в конце урока).

Содержание общеразвивающих и подготовительных упражнений в вводной части зависит от основного материала, запланированного на данный урок, от условий его проведения, состояния учащихся и направлено на привитие организационных навыков детей.

Вводная часть начинается с построения учащихся. В 1–2 классах учитель сам подает организующие команды, с 3-го класса урок начинается с построения под руководством физорга или дежурного, который затем отдает рапорт учителю по установленной форме.

Подготовительная часть урока решает задачу подготовки организма детей к работе в основной части: разогревание мышц, улучшение кровообращения, обмена веществ, поднятие эмоционального фона и т. д.

Здесь широко используются общеразвивающие упражнения — это простейшие, элементарные движения, основные положения рук, ног, туловища, комбинации на 4 счета, прыжковые и танцевальные упражнения, игры с элементами общеразвивающих упражнений — «мяч соседу», «космонавт», из узбекских народных игр, упражнения со снарядами, без снарядов, с использованием мелкого инвентаря (флажки, теннисные мячи, кружки, кубики и т. д.).

При организации класса в выполнении упражнений пользуются различными формами перестроений: в колоннах, круге, шеренгах и т. д.

Подбор средств в подготовительной части урока должен соответствовать задачам, которые предстоит решать в основной части урока.

Основная часть решает задачи формирования специальных знаний и совершенствования двигательных навыков, качеств, формирования правильной осанки и координации движений, использования приобретенных навыков в усложненной и постоянно меняющейся обстановке.

Основное содержание составляют упражнения в прыжках, метаниях, равновесии, лазании, акробатике, игры с бегом, метанием, прыжками, преодолением препятствий и т. д.

(«Волк во рву», «Лисы и куры», «Галоп-пастушка», «Кто дальше бросит», «Будь метким», «Стрельба по мишеням» и т. д.).

Неотъемлемым компонентом проведения основной части урока является повышение эмоционального тонуса.

Заключительная часть направлена на снижение возбуждения нервной системы, снижение деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, подготовку организма к предстоящей умственной работе по теоретическим дисциплинам. Здесь широко используются разнообразные виды ходьбы, задания на внимание, игры на внимание, ориентировку («Глухие жмурки», «Мышеловка», музыкальные игры, «Ок терак ва кук терак» — «Белый и зеленый тополь» и т. д.).

В конце урока необходимо подвести итоги, поставить оценки либо отдельным ученикам, либо группе учащихся, при этом оценку сопровождать пояснениями (Хоть у Рустама не очень хорошо получилось упражнение, но за его старание и трудолюбие ставлю оценку 4). После проставления оценок обязательно давать задание на дом, например:

‒ перед зеркалом научиться правильно держать руки в стороны, не поднимая плеч;

‒ принести на следующий урок флажки из бумаги (объяснить и показать, как их сделать).

На следующем уроке обязательно провести игру с флажками, чтобы труд детей не был бесцельным (про запас учитель должен иметь в кабинете флажки, мячи, кубы и т. д., и, если кто-то из детей не сделал задание, то после соответствующего замечания дать ему флажок для выполнения упражнений).

Упражнения на осанку в младших классах должны иметь место в любой части урока. В 1–3 классах весь урок в целом должен носить образовательный характер. Ни одно упражнение не должно даваться бесцельно, оно всегда должно чему-то учить ребенка.

В 1-м классе строевые команды и распоряжения еще не используются, а даются, начиная со 2–3 класса.

К концу 3 класса дети должны овладеть основными строевыми упражнениями и командами, должны уметь строиться, отдавать рапорт, уметь быть групповодом.

В урок надо как можно больше вводить различные состязательные элементы на скорость, построение, на тишину, порядок, точность выполнения распоряжений.

Основным методом создания представлений об изучаемых движениях, уточнения, исправления ошибок, является наглядный, точный показ учителя, сопровождаемый образным объяснением с использованием сравнений, имитаций и т. д. (прыгать, как зайчики; топать, как медведи; махать крыльями, как птица, и т. д.).

Во время работы с детьми учителю не следует употреблять уменьшительные слова: ножки, ручки, головка и т. д. Дети любят, чтобы с ними обращались и разговаривали, как с равными, доверяли им, уважали их, оберегали их от унижений, оскорблений.

Обращение с детьми должно быть спокойным, без раздражения, не крикливым.

Учитель должен быть предельно справедлив, на каждый вопрос должен давать исчерпывающий ответ, жалоба должна быть разобрана, виновник наказан в меру вины, но приучать детей беспричинно жаловаться нельзя.

На уроке физкультуры широко используется система поощрений — оценка является стимулом в работе. Вся деятельность подростка должна быть оценена, для чего нужно широко использовать устную и пятибалльную систему оценок (так как спортивную систему оценок — секунды, метры, килограммы, очки — дети еще не понимают).

Основным методом организации учащихся при выполнении упражнений является фронтальный метод и реже используется групповой (т. к. дети организованно вести себя в группах не умеют). Учитель должен добиваться такого положения, чтобы все дети на уроке были заняты, избегать ожидания очереди.

Для этого используют поточное выполнение упражнений, прыжки со скакалкой один за другим, или групповые прыжки в яму; поточное выполнение равновесия, выполнение упражнений на нескольких снарядах, расположенных рядом (чтобы видеть весь класс).

В уроках основной гимнастики резко снижается моторная плотность при изучении новых форм движений, т. к. детей приходится часто останавливать, объяснять, показывать, исправлять ошибки. Это снижает общий уровень нагрузки.

Чтобы повысить ее, в конце основной части вводится подвижная игра с включением различных форм движений для закрепления.

В процессе урока необходимо детям прививать любовь к труду, а также инструкторские навыки, привлекать их к оказанию друг другу помощи, давать посильные поручения по подготовке занятий, уборке и т. д.

На уроке широко используется индивидуальная работа. Здесь очень ярко проявляются особенности психологического склада детей: флегматичность, робость, трусость, энергичность, смелость, дерзость, сила и т. д. Одним надо много помогать, поощрять, подбадривать, других — не мешает иногда сдерживать, ограничивать в нагрузке.

Очень внимательно надо следить за нагрузкой. Ни в коем случае не допускать перегрузки, особенно во время подвижных игр. Не допускать сильного покраснения лица, потливости, одышки. Необходимо, умело используя разнообразные методические приемы, например, прервать игру под видом замечаний, поправок, уточнения правил (в это время дети могут несколько восстановиться).

Читайте также:  Интеллектуальная игра по истории для старшеклассников

Внешний вид детей, спортивная одежда, поведение должны быть все время в поле зрения учителя. С первых уроков добиваться прихода на урок в обязательном порядке и вовремя, в соответствующей спортивной форме. Об этом необходимо провести разъяснительную беседу с родителями.

Занятия рекомендуется проводить на воздухе круглый год, за исключением холодных, дождливых дней.

Литература:

  1. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. «Просвещение», М,1978.
  2. Выдрин В. Н., Гужаловский А. А., Кряж В. Н. Основы теории и методики физической культуры. Учебник для гехн.ФК, Изд. ФиС, Москва, 1986.
  3. Керимов Ф. А. Спорт кураши назарияси ва услубияти. Тошкент, 2001,286 6.
  4. Кошбахтиев И. А. Основы оздоровительной физической культуры молодежи. Ташкент, 1994, 100 с.
  5. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Уч. для инст.физ.культуры. М, «ФиС», 1991.
  6. Матвеев Л. П. Формы построения занятий в физическом воспитании. Метод, разраб. М, 1998, 74 с.
  7. Пономарев И.И с соавт. Физическое воспитание. М, Высшая школа, 1983.
  8. Усмонов Г., Абдужаббарова Т., Мамажонов Н., ва бош-к,алар. Болалар богчаларида ва мактабда болаларни халк, уйинлари воситалари билан жисмоний тайёрлаш. Фаргона, 1995, 38 6.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, урок, выполнение упражнений, вводная часть, упражнение, заключительная часть, основная часть, основная часть урока, подготовительная часть урока, задача.

Источник: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1696/

Урок-путешествие по физкультуре для начальных классов

Образовательные задачи:

познакомить с историей возникновения видов спорта;

закрепить умение выполнять комплекс ОРУ под музыкальное сопровождение;

совершенствовать навыки построения в колонну, шеренгу, бега, прыжков, метания в цель.

Развивающие задачи:

развивать способности детей младшего школьного возраста к самостоятельному выполнению физических упражнений согласно словесной инструкции;

развивать умение детей действовать коллективно, строго соблюдая правила игры;

продолжать развивать двигательные навыки и физические качества, необходимые в дальнейшей жизни, творческое воображение.

Воспитательные задачи:

воспитывать интерес к занятиям физической культурой и спортом;

приобщать детей к традициям большого спорта;

воспитывать дружеские отношения детей в классе.

Ход урока.

1. Вводно-подготовительная часть урока.

Построение, приветствие, сообщение задач. 

Построение в правом верхнем углу. “В одну шеренгу – становись!”

Обратить внимание на внешний вид учащихся и готовность к уроку. Спина прямая, руки прижаты к бедрам.

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке я приглашаю вас в спортивное путешествие по миру. Мы познакомимся с народами разных частей света и теми видами спорта, которые они изобрели и научили другие народы. Путь у нас нелегкий, поэтому нам необходимо подготовиться к нему, выполнить разминку. 

Строевые упражнения.

Ходьба под музыку (марш):

— на носках, руки вверх;

— на пятках, руки за голову;

— приставным шагом, руки на пояс.

Бег под музыку (полька)

— танцевальный шаг галопа;

— обычный;

— в обратном направлении.

Ходьба в колонну по одному.

Упражнение на восстановление дыхания:

1-2 руки через стороны дугами вверх, вдох.

3-4 руки через стороны дугами вниз, выдох.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два в движении.

Размыкание. 

1-2 два шага с левой на месте

3-4 два хлопка

5-6 два шага с левой на месте

7-8 два хлопка по бедрам.

Четкость выполнения команд.

“Класс, направо! В обход налево шагом – марш!

Руки вверх ставь на носках марш!

Руки за голову ставь на пятках марш!

Руки на пояс ставь приставным шагом марш!

“Шагом галопа марш!” Обратить внимание на работу ног, голову не опускать, туловище не поворачивать.

“Бегом марш!” Соблюдать интервал движения, из строя не выходить. “Кругом — марш!”

Восстанавливаем дыхание. Направляющий реже шаг.

Вдох глубокий через нос.

Выдох через рот.

“Налево, в колонну по два, — марш! Направляющий – на месте. Класс – стой! Направо!

От направляющего в право на вытянутые руки в стороны разомкнись!

Весь материал — в документе.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-puteshestvie-po-fizkulture-dlya-nachalnykh-klassov.html

Физическая культура в школе

Для оздоровления и укрепления иммунитета детей в школе, как в старшей, так и в начальной, предусмотрены занятия физкультурой. В настоящее время образовательной программой в школе предусмотрено три урока физкультуры в неделю.

Отсюда не сложно сделать вывод, что физическая культура в школе – предмет нужный и важный, а не банальная физра, как все мы с давних пор привыкли думать. Во многих школах один из этих уроков заменяется уроком ритмики или хореографии.

Что такое физическая культура

Средства физической культуры

К средствам физической культуры относят:

  • физические упражнения,
  • естественные силы природы (закаливающие процедуры с помощью солнца, воздуха и воды),
  • гигиенические факторы (личная гигиена, режим дня, здоровый сон и питание, отказ от вредных привычек).

Конечно же, физические упражнения – это основные средства физкультуры.

К ним следует относить все двигательные действия, созданные и применяемые с целью совершенствовать физическое состояние, физические способности и возможности человека.

В комплексе средства физической культуры способны оказать максимальное оздоровительное и развивающее воздействие.

Физкультура в школе

Цели и задачи уроков физкультуры

Уроки физкультуры в школе преследуют следующие основные цели: 

  • физическое развитие и общее оздоровление учащихся,
  • развитие у них самостоятельности,
  • развитие творческих способностей и мышления.

Каждый учитель физкультуры ставит перед собой общеобразовательные задачи:

  • обучить занимающихся доступным их возрасту физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;
  • обучить способам физической деятельности и умению применять полученные знания в повседневной жизни.

На уроках физкультуры школьникам стараются привить любовь к спорту и физическим нагрузкам, необходимым для общего укрепления здоровья и поддержания себя в хорошей физической форме.

Учат бережно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Безусловно, уроки физкультуры носят еще и воспитательный характер. Ребенок становится сильнее, мужественнее, развивается уважение к коллективу и восприятие команды как единого целого. Физкультурные занятия воспитывают у школьников такие черты характера, как ответственность, смелость, целеустремленность, упорство, коллективизм, исполнительность и взаимовыручка.

Кроме того, на уроках физкультуры решаются следующие оздоровительные задачи:

Как проходит физкультура в школе

Учителям физкультуры в начальных классах ребят нужно, прежде всего, организовать. Далее они обучают их основным навыкам, доступным им по возрасту и особенностям физического развития. Каждый ребенок должен понимать, что физическая активность не только улучшает состояние здоровья, но и поднимает настроение, что уделять внимание упражнениям можно и нужно еще и дома с родителями.

Урок включает в себя и теоретическую, и практическую части. Учителем разъясняются особенности выполнения упражнений, определяется их цель, разучиваются правила проведения спортивных игр.

Можно сказать, что урок физкультуры – сезонный урок. Зимой – это лыжи и коньки. Весной и осенью – бег, прыжки, спортивная ходьба на улице и многое другое. Занятия в закрытом бассейне проводятся круглогодично.

Как и любые другие занятия – урок физкультуры предполагает различные этапы. Новый материал, его закрепление и контроль. Контролироваться умения могут как сдачей нормативов, так и проведением различного рода эстафет и праздников здоровья.

Чем же занимаются дети на уроках физкультуры?

Первый класс – это время, когда дети только знакомятся со школьной жизнью. Физкультура в 1 классе также предполагает лишь ознакомление с основными понятиями этого предмета.

На уроках физкультуры первоклассники в основном обучаются различным подвижным играм и эстафетам.

Теоретическому компоненту на занятиях физкультурой в начальной школе отводится не более 3 – 5 минут, в рамках тематики текущего занятия.

Для развития начальных умений и навыков на уроках физкультуры проводятся строевые и физические упражнения, направленные на развития простых движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, простых акробатических и танцевальных движений. Также дети получают первоначальные знания по баскетболу, волейболу, лыжной подготовке и плаванию.

При проведении эстафет, подвижных и спортивных игр преследуются следующие цели:

  • закрепить сформированные двигательные умения,
  • развить координацию движений,
  • развить общую выносливость и гибкость.

В средних классах урок физической культуры более спортизирован. Дети совершенствуют свои физические качества в процессе легкоатлетической, лыжной, гимнастической подготовки.

Детально изучают правила некоторых спортивных игр, их технические и тактические особенности.

При этом важно знать, что к урокам физкультуры могут быть допущены учащиеся, по состоянию здоровья отнесенные к основной или дополнительной группам. Остальные дети освобождаются от физкультуры в школе и должны заниматься лечебной физкультурой по назначению врача.

Открытый урок по физкультуре

Источник: http://www.rastut-goda.ru/junior-student/5388-fizicheskaja-kultura-v-nachalnoj-shkole-zachem-ona-nuzhna.html

Обучения бегу в начальной школе

В комплексной программе физического воспитания различным видам беговой подготовки уделено значительное внимание.

Это не случайно, поскольку во всем многообразии используемых в физическом воспитании средств нет, пожалуй, другого, которое могло бы конкурировать с, бегом.

Он является самым простым, естественным, доступным и всесторонне воздействующим упражнением, позволяющим широко варьировать величину нагрузки на организм.

Бег используется как обязательное средство для физической подготовки буквально на всех уроках нашего предмета. Занятия бегом способствуют равномерному развитию опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной, других систем организма. Беговые упражнения закаляют волю, воспитывают умение преодолевать трудности, вырабатывают целеустремленность.

В разделе «Легкая атлетика» предусмотрено изучение техники бега и использование его в основном для развития таких двигательных качеств, как выносливость и быстрота.

Бег с преодолением препятствий изучается как необходимое упражнение, имеющее прикладное значение.

Следует учесть также, что бег является составной частью как легкой атлетики, так и других видов спорта, таких, например, как подвижные и спортивные игры, акробатические и гимнастические прыжки и др.

Все разновидности беговых упражнений, с какой бы целью они ни использовались, требуют многократного и длительного применения.

Поэтому при обучении учащихся этому, на первый взгляд довольно простому, но оказывающему большие физические нагрузки на организм, упражнению необходимо добиваться правильного, экономного, свободного выполнения всех движений.

При этом сам процесс обучения не должен быть обременительным для учащихся, утомительным из-за однообразия используемых средств и нагрузок.

Только правильная последовательность обучения, разнообразие средств с широким использованием различных игр и соревновательных элементов,постепенное увеличение требований к сложности упражнений и физическим нагрузкам могут обеспечить овладение учащимися техникой бега, привить им нужные навыки и умения, любовь к этому незаменимому, жизненно необходимому виду двигательной деятельности.

Включая разные беговые упражнения, подвижные и спортивные игры с элементами бега в уроки, учитель физической культуры должен добиваться осознанного отношения учащихся к их выполнению. Это позволит постепенно выработать у школьников потребность в систематических самостоятельных занятиях не только бегом, но и другими физическими упражнениями.

Приобщившись к бегу уже в раннем школьном возрасте, подростки, юноши и девушки постепенно под контролем педагога придут и к закаливанию организма, и к умению выполнять большую физическую работу, и к способности преодолевать трудности в связи с наступающим в ходе выполнения физических упражнений утомлением, приобретут и многие другие ценные навыки и качества.

При изучении техники беговых упражнений в начальной и средней школе можно использовать специализированные тренажеры улучшающие физические качества школьников, например такие Life Fitness. Тренажеры качественно дозируют нагрузку, что просто необходимо при обучении бега.

Комплексная программа по физическому воспитанию предусматривает новый подход к организации физического воспитания учащихся. Различными формами занятий физическими упражнениями должны быть охвачены все учащиеся.

С позиций комплексного подхода учитель физической культуры должен подбирать учебный материал для уроков, внеклассных и внешкольных мероприятий, распределять нагрузку с учетом структурной взаимосвязи форм занятий, возможностей школы.

Материал составлен по типу обучающих программ. Это значит, что, во-первых, в нем определены общие задачи по изучению беговых упражнений для каждого класса. Во-вторых, приведено описание техники упражнений, которые изучаются в данном классе (в том виде, как ею должны владеть учащиеся) и указания к обучению.

В-третьих, очерчен круг вопросов, которые должны знать учащиеся при изучении техники. Они раскрываются при объяснении конкретного вида беговых упражнений и необходимы для создания правильного представления о двигательном действии.

И наконец, в-четвертых, подобраны средства, с помощью которых должны решаться образовательные задачи, а также упражнения для развития быстроты и выносливости.

Практические рекомендации для овладения техникой бега

Упражнения, предлагаемые для овладения техникой бега, расположены в определенной методической последовательности, обеспечивающей успешное овладение конкретными двигательными действиями.

Упражнения, рекомендуемые для развития быстроты и выносливости, от проявления которых зависит успешность овладения двигательными действиями, должны применяться параллельно с теми, что используются при изучении техники.

Сложность их и дозировка (по интенсивности и объему) должны возрастать с учетом дифференцированного подхода к обучению, индивидуальных особенностей занимающихся, их подготовленности, степени овладения учебным материалом.

В статьях даны рекомендации по примерному распределению объемов бега, который используется для развития у учащихся быстроты и выносливости при проведении различных форм занятий.

Обучение и совершенствование в технике бега, повышение быстроты бега, развитие выносливости и скоростно-силовых качеств проводятся на школьном уроке.

На ежедневных физкультурных занятиях в группах продленного дня и на самостоятельных занятиях можно повторять разученный на уроках материал, закреплять технику, бега.

В самостоятельных занятиях, при выполнении домашних заданий, во время оздоровительного бега следует рекомендовать учащимся особенно следить за такими элементами техники, как положение туловища, головы, работа рук, свобода движений.

Особое внимание обращается на развитие выносливости, как одного из ведущих качеств, обусловливающих уровень здоровья.

Время, отводимое на развитие выносливости в разных формах занятий, должно обеспечить выполнение недельного объема двигательной активности учащихся.

Распределение нагрузки для каждой из форм занятий зависит как от деятельности учащихся на уроках физической культуры, так и от организации внеклассной работы в школе, возможности выполнять задания дома.

Несмотря на то, что в учебной программе пройденный на том или ином году обучения материал не повторяется в последующих классах, необходимо обязательно предусматривать повторение и закрепление от класса к классу

Источник: http://fizkultura-na5.ru/legkaya-otletika/obucheniya-begu-v-nachalnoj-shkole.html

Внеклассная работа по физической культуре

Внеклассная работа представляет собой систему организованных занятий физическими упражнениями, проводимых школой с учащимися во внеурочное время.

Читайте также:  Беседа по пдд в подготовительной группе детского сада

Выделяют два вида внеклассных занятий:

Систематические занятия – занятия в кружках физической культуры, занятия по видам спорта в секциях, занятия в группах общей физической подготовки.

Эпизодические занятия – ежемесячные дни здоровья и спорта, соревнования, прогулки, экскурсии, спортивные праздники.

Внеклассная работа имеет специфические организационно-методические особенности:

  ·  Внеклассная работа строится на добровольных началах;

  ·  Содержание и формы организации занятий определяются с учетом интересов большинства учащихся;

  ·  Внеклассная работа строится на основе активности школьников при постоянном контроле их деятельности со стороны администрации, учителей физической культуры, педагогов школы.

Внеклассная работа призвана решать следующие задачи:

  ·  Вовлечение в систематические занятия физическими упражнениями как можно большего количества школьников;

  ·  Расширение и совершенствование знаний, умений, навыков, физических качеств, приобретенных на уроках физической культуры;

  ·  Формирование умений и привычки самостоятельно использовать доступные средства физической культуры в повседневной жизни;

  ·  Выбор спортивной специализации;

  ·  Подготовка актива школы.

Формы организации работы.

Кружки физической культуры организуются для учащихся начальных классов.

Учебно-тренировочная работа кружка направлена на решение следующих задач:

  ·  Активизацию двигательного режима младших школьников;

  ·  Расширение круга занятий по физической культуре;

  ·  Овладение новыми двигательными умениями и навыками, полученными учащимися на уроках физической культуры;

  ·  Формирование интереса к занятиям физической культурой.

Основой содержания занятий является программа по физическому воспитанию, но основное место отводится подвижным играм. В состав одного кружка привлекаются не более 25 учащихся. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю продолжительностью 40-60 минут в 1-2 классах и 60-90 минут в 3-4 классах.

В каждом кружке учащиеся распределяются на группы по уровню их физического развития и подготовленности.

Секции общей физической подготовки создаются для желающих улучшить свою физическую подготовленность. Группы формируются по 20-25 человек в соответствии с возрастом, полом, уровнем физической подготовленности. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45-60 минут.

Спортивные секции создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта.

В процессе тренировочных занятий решаются следующие задачи:

  ·  Приобщение наиболее подготовленных школьников к систематическим занятиям спортом;

  ·  Содействие совершенствованию учащихся в избранном виде спорта;

  ·  Подготовка школьников к участию в соревнованиях за команду школы;

  ·  Подготовка к инструкторской работе и судейству.

Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 60-90 минут, в форме урока и самостоятельной тренировки по заданию тренера.

В секцию принимаются школьники основной медицинской группы, получившие допуск врача к занятиям.

Массовые физкультурные и спортивные мероприятия.

К массовым внутришкольным физкультурным и спортивным мероприятиям относят дни здоровья и спорта, физкультурные праздники и разнообразные спортивные соревнования, которые занимают особое место во внеклассной работе по физической культуре.

В общеобразовательной школе различают соревнования внутри класса или секции, между классами.

По характеру зачета соревнования могут быть личными, командными и лично-командными.

Физкультурные праздники являются действенным средством пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся. Праздник должен демонстрировать достижения школьного коллектива физической культуры и подводить итоги его работы за определенный период времени.

Программу практики составляют следующие мероприятия:

  ·  Открытие праздника (парад участников, торжественная часть);

  ·  Показательные физкультурные и спортивные выступления;

  ·  Массовые спортивные соревнования;

  ·  Массовые игры, спортивные развлечения;

  ·  Завершение праздника (награждение победителей, торжественное закрытие).

Дни здоровья и спорта в школах должны решать следующие основные задачи:

  ·  Укрепление здоровья и улучшение физического развития учащихся;

  ·  Повышение интереса детей к занятиям физической культурой;

  ·  Активный отдых учащихся.

Особенности проведения дней здоровья:

Главным критерием дней здоровья и спорта является их массовость.

По продолжительности они не должны превышать трех часов для 1-4 классов, четырех часов для учащихся 5-9 классов, пяти часов для учащихся 10-11 классов.

Проведение дней здоровья требует совместных усилий всего педагогического коллектива.

Коллектив физической культуры (КФК) в школе является самостоятельной организацией, призванный содействовать развитию физической культуры и спорта среди учащихся.

Коллектив физической культуры организует свою работу на основе ученического самоуправления, широкой творческой инициативы и самодеятельности, выборности его руководящих органов.

Высшим руководящим органом является общее собрание членов коллектива, которое ежегодно избирает совет коллектива физкультуры в составе не менее 7 человек.

Из своего состава совет избирает председателя, секретаря и распределяет обязанности между членами коллектива.

При совете коллектива физической культуры создаются комиссии: по массовой физической культуре, по спортивным мероприятиям, по подготовке физкультурного актива, по пропаганде и хозяйственная комиссия. Каждую комиссию возглавляет один из членов совета.



Источник: http://biofile.ru/chel/14731.html

Как проходят уроки физкультуры в начальной школе?

Уроки физкультуры в начальной школе являются обязательными составляющими любого процесс обучения. Поэтому их ежегодно усовершенствуют и дополняют полезными упражнениями, по словам Министерства образования.

Вообще четкое распределение упражнений, а также разбиение урока по частям является самым правильным. Необходимо как методическая поддержка, так и верное выполнение многих элементов. Вообще по современной методике, урок должен быть разбит на несколько основных частей. Так, сначала идет вводная часть. Здесь решаются все необходимые организационные вопросы.

Именно эта часть является одной из самых важнейших. В особенности это касается начальной школы. Учитель должен сам заводить детей в спортивный зал, помочь подготовится к уроку, а также приучить к командам. В данном случае имеется в виду построение. Дети должны понимать, что их основной задачей является стать четко по росту, от самого высокого к низкому.

Такое постановление получило название «лесенка». Поэтому построению уделяется особое внимание! Как же правильно построить деток? Для старшеклассников такая процедура известна и понятна в целом. Что же касается малышей, то они не совсем понимают суть дела. Строить деток нужно таким образом, чтобы при передвижении они не мешали друг другу.

Кроме того у них должен быть хороший круг обзора, видеть учителя это основная цель. Ну и наконец при выполнении различных заданий педагогу нужно достаточно место для того чтобы в любом случае он мог оказать поддержку. Поэтому построение настолько важно. Также ставить деток рекомендуется по росту или же по уровню их физического развития.

В основном всем этим процессом руководит именно учитель по физкультуре, на нем лежит вся ответственность.

Со второго класса, как правило, дети делают все самостоятельно. Стоит только лишь педагогу произнести определенную команду, как все становятся на свои места. На самом занятии учитель может идти рядом с учениками или же впереди, тем самым указывая им путь. Когда он обращается к деткам, то его должны видеть абсолютно все.

Поэтому здесь важно не только правильно построить детей, но и выбрать хорошее место для учителя. Большинство педагогов стараются выстраивать ребят вокруг себя, так намного удобнее. При желании можно становиться как угодно, главное чтобы дети это хорошо запомнили. Теперь стоит оговорить длительность вводной части.

Для малышей она составляет примерно 10 минут. Дело в том, что детки довольно медленно переодеваются и, попадая в огромный зал, сразу же начинают теряться. Поэтому собрать их и построить сложно. В более «старших» класс начальной школы, а именно в 3-4, все проходит несколько быстрее. Вполне хватит и 5 минут.

После вводной части следует подготовительная, она также как и предыдущая решает ряд основных задач. Вообще физкультура для младших школьников должна приносить только лишь положительные эмоции. Поэтому здесь деткам дается время для подготовки к будущим нагрузкам.

В этот момент, как правило, проходит разминка, состоящая из определенных упражнений. Они несут обще развивающий характер. В основном это несложные движения, направленные на регулировку координации движений. Начиная с 3го класса, упражнения принимают более сложный характер.

Сюда относят различные элементы с палками, мячами, обручами и флажками. При этом выполняется все с элементами движения, приседаний, прыжков и многого другого.

Вообще подготовительные упражнения оказывают хорошее коррекционное воздействие. Именно поэтому в начальных классах подготовительная часть и состоит из обще развивающих элементов. Кроме того, учитель должен самостоятельно подобрать два-три упражнения, которые напрямую будут направлены на двигательные навыки и умения.

Разрешается использовать только лишь их, как средство для развития определенных качеств у детей. В подготовительную часть следует включить упражнения, которые предотвращают сопутствующие дефекты двигательного аппарата.

Так постепенно длительность подготовительной части увеличивается до 15 минут, и в ее состав входит порядка 10 упражнений.

Нагрузка на уроке физкультуры для школьников должна быть умеренной. Далее наступает время основной части, она, как правило, занимает оставшуюся часть времени. В ней необходимо активизировать все силы на основные упражнения.

Это могут быть как действия с элементами гимнастики, легкой атлетики, так и игры различного характера. Рекомендуется проводить эстафеты и соревнования. Так у детей пробуждается чувство командного духа, что весьма полезно.

Подбирая упражнения, учитель должен понимать, что их основной целью является соблюдение всех вышеперечисленных качество. Проще говоря, все элементы просто обязаны к чему-то приводить.

Министерство образования рекомендует проводить новые упражнения в начале урока, а те, которые направлены на развитие одного из качеств, в основной части. Что касается игр, то они должны быть достаточно подвижными. Желательно отдать предпочтение бегу, прыжкам, эстафетам с мячом и т. д.

Вообще многие стараются включать как можно больше гимнастических элементов. Естественно, это хорошо, но нужно все, же активизировать все силы на строевых упражнениях. Ведь в младшем возрасте у многих деток наблюдается состояния потерянности, они просто на просто не могут ориентироваться в пространстве.

Основная часть урока должны быть самой полезной и длится минут 25. Все же рекомендуется отводить немного времени в конце урока для подведения итогов. В этот момент можно выставить оценки, отметить самых активных учеников и поговорить о приобретенных навыках. Ведь только лишь посредствам наблюдения, можно понять какие упражнения для детей были действительно интересными.

В целом же структура урока может быть несколько изменена. Все что описано выше скорее относится к основным рекомендациям. Такой является современная программа дисциплины физкультуры. Соблюдать ее или нет, каждое учебное заведение решает само для себя. Вообще учитель должен понимать, что обучать деток физкультуре просто обязано нести в некоторой мере индивидуальный характер.

Поэтому присматриваться к поведению детей и учитывать их пожелания тоже необходимо. Рекомендуется на практике поделить все уроки физической культуры на несколько типов. Это могут быть как вводные занятия, когда дети знакомятся с новым материалом и упражнениями, а также комбинированные и контрольно-зачетные. Физкультура для первого класса не должна быть слишком сложной.

Поэтому были введены некоторые корректировки в процесс обучения.

На данный момент существует новая нормативно-правовая база физической культуры. Основным лозунгом, которой является «Не навреди! ». Данный принцип на заметку взяли все работники, относящиеся к сфере образования. С первого сентября нынешнего года для всех учеников начальной школы были введены специальные нормы нагрузок.

Отныне деток делят на несколько групп, в соответствии с их физиологическими возможностями. На сегодняшний день на школьников дурное влияние оказывают множество негативных факторов. Именно поэтому кто-то является более сильным в плане выносливости, для кого-то же это непостижимая грань. Поэтому те нормативы, которые были ранее просто на просто ушли в никуда.

Ведь для большинства детей такая нагрузка является просто непостижимой. Кроме того были полностью убраны те дисциплины, которые дети заранее никак не могут сделать. Проще говоря, ранее существовали такие упражнения, правильное выполнение которых несло вред здоровью ребенка.

Поэтому сейчас все изучается крайне тщательно еще до того, как дети начнут заниматься физической культурой. Тяжело в данном случае только лишь учителю. Ведь понять и определить уровень ребенка не всегда так просто. Особенно если речь идет о молодом педагоге. Поэтому здесь необходимо следить за всем более тщательно, дабы никому не навредить.

Все упражнения должны нести исключительно пользу и никак не обременять ребенка. Необходимо одновременно обеспечить простоту и соответствующую нагрузку.

Вообще родителям рекомендуется самостоятельно подготавливать своих детей к физкультуре. Причем делать это нужно задолго до школьных лет. Таким образом, малыши смогут выполнять основные упражнения без особых усилий.

   

Источник: http://veselajashkola.ru/shkola/kak-proxodyat-uroki-fizkultury-v-nachalnoj-shkole/

Статья «Нетрадиционные формы организации уроков гимнастики в начальном звене»

Новохатская Ольга Ивановна

Мастер спорта СССР. Учитель физической культуры. Высшая квалификационная категория. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» (МБОУ СОШ №1)

«Здоровьесберегающие технологии в школе»

Нетрадиционные формы организации уроков гимнастики в начальном звене

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательных программ по физической культуре, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Многолетний опыт работы в детском саду в качестве инструктора физической культуры научил меня подходить к построению физкультурных занятий творчески, нетрадиционно. Это позволяет поддерживать постоянный интерес детей к занятию, индивидуализировать подход к каждому ребенку. И как результат – «горящие» глаза ребят и огромное желание уходя, вернуться в спортивный зал снова.

Читайте также:  Классный час «все профессии нужны, все профессии важны», 4 класс

Работая семь лет учителем физической культуры в школе, наблюдаю обратную картину: уже к 7 – 8-му классу все больше детей (особенно девочек) теряют интерес к занятиям, предпочитая уклониться от ненавистной «физры» с помощью всевозможных справок и «медотводов», просиживая в течение урока на скамейке.

В чём же дело? Как разнообразить школьный урок физкультуры? Как избежать монотонности и скуки, повысить эффективность занятия и, самое главное, пробудить интерес у школьников к занятиям физическими упражнениями? И вообще, существует ли альтернатива «старому» школьному уроку физкультуры в том виде, в каком он проводился прежде и проводится до сих пор?

Я постараюсь поделиться своим опытом работы с младшими школьниками. За основу возьму урок гимнастики, так как гимнастика — одна из основных дисциплин учебного плана физического воспитания в начальной школе.

И именно в этом возрасте детей обучают элементам строя, основным положениям рук и ног при выполнении общеразвивающих упражнений, умению чётко приземляться, осанке, т.е.

тем элементам, которые составляют школу движений и которые в последствии используются во всех остальных разделах программы учебного предмета «Физическая культура».

14 лет работы в детском саду в качестве инструктора физического воспитания не могли не отразиться на моей работе в школе с учащимися начального звена. Ведь методика проведения занятий в детском саду и урока физкультуры в школе во многом схожи. Разняться лишь способы организации детей в процессе занятия.

В детских дошкольных учреждениях во главе угла стоит «Игра», «Единый сюжет» (часто с участием сказочных персонажей). В школе же, среди учителей физкультуры, бытует мнение, что детям сказки не нужны, они уже большие, и это им не интересно.

Вот и идёт, начиная с первого класса, загрузка детей «по полной программе» с помощью всевозможных тестов и «срезовых» заданий, зачастую малознакомых или вовсе незнакомых им. Добавьте сюда проявление высокой требовательности к учащимся со стороны учителя.

И что же мы получаем к 6 – 7-му классу? Стойкое желание ряда учащихся под любым предлогом избежать урока физкультуры.

Да, несомненно, проявление высокой требовательности учителя к учащимся повышает его авторитет, а через него и авторитет предмета. Но чтобы требовательность к ученикам приносила желаемые результаты, она должна быть тактичной, щадящей самолюбие учащихся.

Необходимо уметь устанавливать такие взаимоотношения с учениками, которые давали бы возможность учителю в любой момент мобилизовать внимание детей. В этом случае можно и нужно, время от времени, давать учащимся кратковременную (в пределах допустимого) свободу поведения на уроках.

Именно такую свободу поведения учащихся и призваны обеспечивать нестандартные уроки физической культуры. [2,с.526]

Что же должен знать и учитывать учитель физкультуры начальных классов, прежде чем приступить к проведению уроков в нетрадиционной форме?

  • предложенные для выполнения физические упражнения (строевые, общеразвивающие, музыкально – ритмические, танцевальные, основные движения и игры) должны быть хорошо знакомы детям;

  • для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения;

  • предложенный учебный материал должен носить развивающий характер;

моторная плотность нетрадиционного урока может достигать 80-90%, что обязывает учителя варьировать нагрузку во время занятия, чередуя работу с отдыхом (сложные по координации упражнения с более простыми). [1,с.72]

Так, что же такое – нетрадиционный урок гимнастики в начальной школе? В чем особенность его структуры и методики проведения? Какие формы его организации существуют?

В настоящее время в практике работы учителей физкультуры используют следующие варианты нетрадиционных уроков гимнастики:

  • урок-путешествие, построенный, как правило, на сказочной или реальной основе, где содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом (маршрутом путешествия);

  • тренировочный урок, направленный на закрепление определённых видов движений;

  • урок построенный на одном движении (один из вариантов тренировочного урока);

  • круговая тренировка, используемая преимущественно для развития физических качеств;

  • урок гимнастики, построенный на подвижных играх, направленный на закрепление движений в новых (меняющихся в процессе игры) условиях;

урок гимнастики, построенный на музыкально-ритмических движениях и т.д. [1,с.73]

Все, перечисленные выше, нетрадиционные способы организации учащихся младших классов на уроках гимнастики достаточно известны но, к сожалению, не часто применяются учителями на уроках физической культуры. Я остановлюсь на некоторых собственных наработках, которые, возможно, заинтересуют моих коллег и, тем самым, в какой- то степени, помогут ликвидировать этот досадный «пробел».

В комплексной программе физического воспитания учащихся большое внимание уделяется освоению ими сравнительно несложных акробатических упражнений основной гимнастики: перекатов, кувырков, равновесий, стоек, «мостов».

Благодаря своей динамичности и эмоциональности они являются эффективным средством для развития физических качеств учащихся. Вместе с тем отмечено, что учащиеся первых классов, как правило, с большим интересом, удовольствием и старанием осваивают акробатические упражнения.

Однако к III – IV классам интерес начинает снижаться, а к IX – XI классам — исчезает совсем.

Подобное можно объяснить тем, что для первоклассников перекаты, кувырки и равновесия являются новинкой, но затем эти упражнения без больших изменений переходят со школьниками из класса в класс, и интерес к ним, естественно, пропадает.

[ 5,с.448]

Так не должно быть. И я задалась вопросом – как, зародив интерес к этим упражнениям, не только поддержать его, но и развить? Ответ на этот вопрос оказался лежащим на поверхности. Ведь акробатика, в традиционном её понимании, подразделяется на индивидуальную и парно – групповую.

Если об индивидуальной акробатике (кувырки, «мосты», стойки, равновесия) учащиеся имеют определённое представление, то о парно- групповой, в большинстве своём, даже не слышали. [4,с.

127] Так и появился в моей практике метод организации учащихся с применениемкарточек парно – групповой акробатики.

В чём же специфика данного метода? По способу организации учащихся данное занятие мало, чем отличается от урока гимнастики покарточкам.Существенным отличием является содержание предлагаемых учащимся заданий.

Я заранее, с учетом росто–весовых показателей учащихся, делю их на верхних ( «В»). средних («С»), и нижних («Н»), комплектуя из них акробатические группы: пары, тройки и четвёрки.

Каждая такая группа получает карточку, на которой схематично изображено три – пять поддержек или «пирамид», которые необходимо выполнить. Предлагаемые задания не требуют специальной подготовки и проявления сверхусилий от учащихся при их выполнении.

По моему сигналу группа работает над заданием, изображённым в карточке первым. Через две – три минуты (по звуковому сигналу) – над вторым и т.д

Большое количество вариантов карточек с поддержками и «пирамидами», а так же возможность учащегося побывать в роли нижнего (или верхнего) в паре, тройке или четвёрке позволяют поддерживать постоянный интерес учащихся к уроку и индивидуализировать подход к каждому ребёнку. Для придания красоты и зрелищности «пирамидам», выполняемым учащимися, можно использовать различные предметы: флажки, обручи, гимнастические палки, мячи, веера, шарфы и т. д.

Ещё одной из форм нетрадиционного урока гимнастики, которую я п

рименяю при работе с младшими школьниками, является сюжетно – ролевое занятие для закрепления приобретённых навыков. Наибольшим успехом такие уроки пользуются у учащихся I –II классов. За основу такого урока обычно берётся любая сказка, хорошо знакомая детям данного возраста.

Действия персонажей и развитие событий заранее предопределены сюжетом. Учащимся остаётся только посредством хорошо изученных гимнастических упражнений изобразить события, происходящие в сказке.

Например: «…несёт Красная Шапочка корзинку пирожков» — дети выполняют «корзинку»; «… идёт Машенька через мост» — учащиеся выполняют гимнастический мост; «…подошёл Петушок к речке, а в ней плещутся рыбки» — дети выполняют «рыбку»; «…стоит во-поле берёза» — учащиеся выполняют «берёзку» (стойку на лопатках) и т. д.

При проведении сюжетно – ролевых уроков важно стимулировать развитие детской самостоятельности. Поэтому перед проведением таких уроков, я предлагаю детям первоначально прослушать отобранный материал и выбрать те или иные акробатические упражнения, которые диктуются сюжетом (своеобразные домашние заготовки).

Этот приём активизации детского творчества, позволяет учащимся подготовиться к сюжетно – ролевому уроку, в результате чего он проходит живо и интересно.

На уроках гимнастики в III – IV классах у учащихся уже имеются предпосылки для самостоятельного творчества.

Ведь разнообразные акробатические, гимнастические (в том числе с предметами) и танцевальные упражнения, с которыми они знакомы по урокам, построенным на музыкально – ритмических движениях, представляют собой достаточно обширный «строительный» материал, для создания танцевально-спортивных композиций.

Поэтому уроки гимнастики в III – IV классах, нацеленные на развитие самостоятельного творчества, я часто провожу в форме работы по маршрутным карточкам или в форме «Ералаша». Остановлюсь на каждом из этих видов в отдельности.

Во время работы учащиесяделятся на группы по три человека. Каждой группе предлагается карточка с графическим изображением порядка прохождения трёх видов занятий. Это может быть: мяч, обруч, лента, скакалка, упражнения парно – групповой или индивидуальной акробатики. По моему сигналу группы расходятся по видам, указанным в их карточках первыми.

На всех местах занятий имеются карточки – схемы с графическим изображение предлагаемых упражнений. Как правило, все эти упражнения хорошо знакомы детям из предыдущих уроков. Для работы на каждом виде отводится от трёх до пяти минут. Затем дети переходят к следующему месту занятий, согласно своим маршрутным картам.

После прохождения последнего вида, я предлагаю ребятам заняться самостоятельным творчеством, т.е. составить под предложенную музыку небольшую композицию с предметом, указанным в карточке первым (вторым или третьим). На это отводится не более трёх минут. Затем я подвожу итоги, отмечаю лучших исполнителей собственных композиций.

Таким образом, такая форма занятий развивает композиционное творчество учащихся.

Исполнительное же творчество гораздо успешнее развивается на уроках гимнастики, проводимых в форме На таком уроке я заранее готовлю предметы (мячи, обручи, и т. д.), которые соответствуют количеству детей. После разминки, по моему сигналу, дети расходятся к выбранным ими предметам.

Причём порядок прохождения мест занятий и время на каждом виде не регламентируются. Но оговаривается, что за время урока необходимо пройти не менее четырех – пяти видов. А упражнения на каждом виде учащиеся выбирают по своему усмотрению. На протяжении всего урока в зале звучит легкая музыка. Важно не забывать о методе словесного поощрения.

Как правило, такие уроки проходят эмоционально и очень нравятся детям.

Форму организации учащихся на уроках я обычно использую при решении задач совершенствования приобретённых двигательных навыков и развития физических качеств. Основными способами проведения такого урока являются групповой и поточный при условии прочного усвоения учащимися предлагаемых упражнений.

Учащиеся делятся на два отделения по 10 – 12 человек. Каждому отделению предлагается карта – схема с графическим изображением порядка прохождения гимнастических снарядов, а также способы выполнения упражнений.

Снаряды размещены в зале так, чтобы учащиеся переходили от одного вида упражнений к другому без столкновений и помех, способом кругового потока.

По моему сигналу отделения начинают выполнять задания, указанные в картах – схемах. Через 4 – 5 минут отделения меняются местами.

Содержание заданий в картах – схемах отделений не повторяются, поэтому при переходе на новое место занятий учащиеся прорабатывают новые, ранее не задействованные мышечные группы.

Это обеспечивает равномерное распределение физической нагрузки в процессе основной части урока.

Конечно же, это далеко не полный перечень нетрадиционных уроков гимнастики в начальной школе. Но у всех у них есть одно неоспоримое преимущество – они дают (в отличие от традиционных уроков) возможность учащимся проявить творчество и инициативу. Второй отличительной особенностью таких уроков, как уже отмечалось выше, является их высокая моторная плотность (до 80 – 90 %).

В результате, под воздействием утомления физическая работоспособность учащихся в процессе урока претерпевает изменения. Поэтому от умения учителя правильно построить занятие, правильно организовать самостоятельную деятельность школьников в его процессе и от разумного сочетания работы и отдыха будет, в конечном итоге, зависеть эффективность решения поставленных на уроке задач.

Работая над данной статьёй, я ставила перед собой задачу обобщить и систематизировать весь накопленный мною материал по нетрадиционным формам проведения уроков гимнастики в младшей школе.

Помочь учителям физической культуры, желающим разнообразить школьный урок гимнастики новыми (зачастую редко применяемыми) средствами.

Однако подчеркну, что характерные упражнения нетрадиционных видов гимнастики не должны заменять программные знания и умения, а только дополнять их, давать возможность для обновления и расширения их содержания, использования в качестве домашних заданий.

Хочется надеться, что материалы данной статьи помогут учителям физической культуры не только в проведении уроков физкультуры в начальной школе, но и в организации кружковой и секционной работы по гимнастике и акробатике.

Литература:

1. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном

образовательном учреждении. – М.: «Издательст Скрипторий 2003», 2005г.- 72 с.

2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: Основы теории и методики

воспитания. – 2-е издание – М.: Физкультура и спорт, 1970 г. -200 с.

3. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. Учеб. пособие для

учащихся школьных пед. училищ.- 5-е издание доп. – М : Просвещение, 1980 г. – 304с.

4. Коркин В.П. Акробатика. – М : Физкультура и спорт, 1983. – 127 с.

5. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе.: Учеб. Для студ. высш. учеб.

заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС , 2000 г. – 448 с.

Источник: http://pedsovet.su/load/162-1-0-26591

Ссылка на основную публикацию