Внеклассное мероприятие «моя родословная», 3-4 класс

Классный час (3 класс) по теме: Праздник «Моя родословная»

Праздник «Моя родословная»

                                                                  Кл. рук: Илеува Екатерина Александровна

Цель:

 сплочение детского коллектива и родителей.
Задачи: — воспитание понимания ценности семьи в жизни человека;

                — развитие семейного творчества, сотрудничество семьи и школы;

               — воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям,

                 гордости за свою семью.

 -развивать потребность узнавать историю своей семьи,   индивидуальные творческие и коммуникативные способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность, гражданственность и патриотизм;

          — повысить интерес учащихся к исследовательской деятельности.

                                                  Ход мероприятия.

Звучит музыка «Родительский дом»

 Учитель: — Никто из нас не свалился с луны. Все мы – ветви и литья огромного дерева.

Дорогие ребята! Сегодня наше мероприятие посвящено теме «Моя родословная».  Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать сегодня – «семья».

— Что такое родословная?  (Перечень поколений одного рода).

— Что такое род?  (Ряд поколений, происходящих от одного предка).

— Кто такой предок?  (Древний родственник по роду).

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево и герб. Для того чтобы составить генеалогическое дерево, нужно было хорошо знать предков.

— А может кто – то из вас назвать имя своей прабабушки?  (Некоторые дети назвали имя своей прабабушки).

— Знаете, откуда она родом?  (один ученик назвал).

Я предлагаю поделиться самыми интересными сведениями из своей родословной.

 (Дети рассказывают о своих предках).

Учитель: — Много интересного мы узнали о ваших родственниках.

А кто же те родственники, которые живут вместе с вами?

Семья – группа родственников, живущих вместе.  (С.И.Ожегов)

Их может быть разное количество.  Я предлагаю вам посчитать, сколько родственников в стихотворении

Раз, два, три, четыре

Кто живет в большой квартире?

Четверо мужчин.

Живёт в квартире дедушка,

И папа. И прадедушка.

И Миха, папин сын.

Ещё красавица живёт

С родными неразлучно.

Один из них зовёт

Своей любимой внучкой, дочкой дорогой

Зовет её другой,

А третий — милой Машей

И хозяйкой нашей!

И называют мамой

Мужчина,  младший самый.   (5 человек)  

1 конкурс «Родственные связи»

Задание: Отгадайте загадку о членах семьи.

1.Он стар, но это ничего,

Его добрее нет.

Он папа папы твоего,

А для тебя он….( дед)

2.Она совсем не старая, хотя совсем седая.

Она тебе расскажет сказку.

На картах погадает.

И сядешь с нею рядышком:

«Продолжи сказку…   (бабушка)»

3. она лучше всех на свете,

Без неё прожить нельзя.

Есть она у Лены, Саши

И, конечно у всех.

У Юры, у Ромы  обновы

Сшили мальчишкам штанишки

А на  штанишках  карманы.

А сшили штанишки им….(мамы)

4. У мамы сестра.

Веселей не найдете

Её очень гордишься

Ведь она твоя… (тетя)

4. К нам приехал папин брат.

Встрече с ним ты очень рад!

Он твердит, в глаза тебе глядя:

«Руки жми, ведь я твой …(дядя)

5. Маме на радость, папе в награду,

Ты появился, наследник – отрада.

Родной, несмышленый, пуговки-глазки-

Ему всё вниманье, забота и ласки.  (сын)

6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у вас нынче ещё прибавленье!

В доме у вас появилась девчонка!

Теперь ты ей брат, а она тебе…(сестрёнка)

7. Она  всё на свете помнит и знает,

И бабушка мамой ее называет!

И часто приходят к ней в дом доктора,

Она же тебе пра….(прабабушка)

Выступают дети.

Я с бабушкой своей

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мной заодно.

  Я с ней не знаю скуки, мне всё приятно в ней,

А бабушкины руки

Люблю всего сильней.

А у бабушки моей- волосы седые,

А у бабушки моей – руки золотые.

 И в заботах целый день рук не  покладает:

То на спицах вяжет шарф, то носки латает.

Ни одной минуты нет у нее свободной.

Я без дела не сижу, помогаю тоже,

Потому что на нее быть хочу похожей.

Исполнение песни «Я у бабушки живу»

За все, что есть у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Мы благодарны нашим дорогим дедам.

Наши папочки не хуже:

Могут кашу, щи сварить.

И для дома все, что нужна,

Могут быстро смастерить.

Наши папы-мастера,

Машинисты, доктора…  

Одним словом – удальцы!

Наши папы – молодцы!

Конкурсы для детей:

– При солнышке тепло….                            (а при матери добро)

— Мать кормит детей…                                  (как земля людей)

— Нет лучше дружка…                                    ( чем родная матушка)

— У детины заболеет пальчик…                    (а у матери сердце)

— Дом вести…                                                   (не бородой трясти)

— Каково на дому…                                        (таково и самому)    

— Птица радуется весне…                             (а младенец матери).

Конкурс музыкальный  участвуют и родители:

Угадать – о чём или о ком поется в песне и пропеть всем вместе первый куплет.

  1. Если с ним ты вышел в путь. (Друг)
  2. Она всё лежит да на солнышко глядит. (Черепаха)
  3. Представьте себе: зелёненьким он был. (Кузнечик)
  4. Они бегут неуклюже.( Пешеходы)
  5. Рисунок мальчишки. (Солнечный круг).
  6. От неё станет всем теплей. (Улыбок)

Конкурс «Театральный» (для всех конкурс)

Первое задание – профантазировать и изобразить :

— горячий утюг

— закипающий чайник

— звенящий будильник

— работающий пылесос

Второе задание – изобразить походку

— человек, который сытно пообедал

— человек, которому жмут ботинки

-человек, который неудачно пнул кирпич

— человек, который заблудился в лесу

— человек, которого неожиданно разбудил будильник.

Заключительная часть.

— Какой коллектив можно назвать семьёй?

— А классный коллектив можно назвать семьёй?

Выступление детей:

Мы желаем от души,

Чтобы были дела хороши,

Чтоб в дом не стучалась беда,

Чтоб грусть не пришла никогда.

Желаем счастья и добра, желаем тёплых, светлых дней,

Здоровья, что всего важней.

Учитель: Я благодарю всех, кто принял участие в нашем празднике. Приглашаю на чаепитие.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/02/24/prazdnik-moya-rodoslovnaya

Внеклассное мероприятие «Моя родословная»

Внеклассное мероприятие «Моя родословная»

Подготовила учитель начальных классов Чураева З.Р.

Учитель. Всё начинается с семьи…

Призывный крик ребёнка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы…

Всё начинается с семьи…

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…

Всё начинается с семьи…

Перенести печаль и боль утрат,

Опять вставать, идти и ошибаться.

И так всю жизнь!

Но только не сдаваться!

Всё начинается с семьи…

Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые родители и наши гости! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о семье, семейных традициях и праздниках! Мы с вами очень долго и много готовились к нашему мероприятию, хорошо поработали.

Кем только нам не довелось побывать в течение этого времени! Мы составляли свои родословные – выступали в роли историков; были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи; журналистами и репортёрами, когда расспрашивали своих родителей о прабабушках и прадедушках. Мы узнали много нового и интересного.

Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать нашим гостям

Если вам плохо, если трудно, если вас обидели – кто вас приласкает, приголубит, поймёт и утешит? Конечно же, ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди – семья. Когда мы с вами беседовали, вы говорили, что семья является для человека самым важным в жизни. А как вы думаете, ребята, все семьи одинаковые? ( ответы детей)

Они все разные, они отличаются друг от друга обычаями, привычками, традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Человек рождается на свет, растёт, задумывается: « Кто я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную – генеалогическое древо. Эта традиция сейчас возвращается в семьи.

Вот мы с вами тоже попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 имен, как у А. С. Пушкина, но и наши листочки на деревьях говорят о большой проделанной работе. Давайте послушаем наших товарищей о том, как же они искали сведения о членах своих семей.

( Выступления детей)

Учитель. Славная вещь – родословное дерево. Но если присмотреться к нему, то можно заметить одну несообразность. Выходит, что из ребёнка вырастают мама с папой, а из них – бабуши и дедушки. Странная получается картина. Как же исправить эту странность? Очень просто.

Перевернём рисунок вверх ногами. Тогда дерево превратиться в корень – в большой разветвленный корень, из которого и вырос ребёнок. И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: « У него крепкие корни».

Значит, такой человек родился в хорошей дружной семье, и семья его воспитала.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/vneklassnaja-rabota/172396-vneklassnoe-meroprijatie-moja-rodoslovnaja.html

Классный час «Моя родословная»

Цели:

воспитание чувств гордости за свою семью, уважения к родителям;

воспитывать уважение к труду взрослых;

развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;

формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;

сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение семей;

изучение семей учащихся;

формирование представлений детей об исследовательской деятельности.

Подготовительная работа:

составление и оформление генеалогического древа своей семьи;

конкурс рисунков «Моя семья»;

выпуск газеты «Узнай меня!»;

подбор пословиц и поговорок о семье;

составление ребусов о семье;

поиск старых вещей, документов, фото, хранящихся в семьях;

презентации детей о своей семье.

Ход классного часа.

1. Организационный момент.

(На доске ребусы о семье, составленные детьми)

— Давайте разгадаем ребусы, которые составили ребята (см. приложение).

— На какую они тему?

(Семья)

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

— Сегодня мы поговорим о семье, рассмотрим генеалогические древа ваших семей.

— Вы расскажете о своих предках, чем они занимались, о традициях и обычаях своей семьи, от кого и какие черты характера вы унаследовали, кем вы гордитесь и т.д.

2. Моя родословная

— Человек рождается. Растет. Задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?».

Каждому человеку очень важно знать свою родословную. Всех, кто жил до нас называют предками, а тех, кто будет жить после нас – потомками.

 (Презентации учащихся о своих семьях)

3. Конкурс «Родословное дерево».

Родословная – слово о роде.

Род – все родственники, которые имеют общего предка.

Генеалогия – наука о родословной человека.

Дети – родители – бабушки – прабабушки.

— Вместе с родителями вы составили свое родословное дерево.

— Выполняя эту работу, вы узнали много нового и интересного о своей семье, родных, предках.

— При оформлении генеалогического древа проявили творчество, фантазию.

— Давайте посмотрим выставку ваших работ.

4. Семейные традиции, обычаи, истории.

— Во многих семьях сложились свои традиции, обычаи. Расскажите о них.

(Рассказы учащихся)

— Семейные традиции нужно чтить, передавать будущим поколениям.

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

5. Семейные реликвии.

— Человек живет, пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, связаны с каким-либо событием в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить, как память о близких людях. Это – история семьи, история народа, история Отечества.

(Рассказы детей о семейных реликвиях)

6. Конкурс рисунков детей о семье.

7. Вспомним детство.

— Мы подготовили газету «Узнай меня!», в которой разместили фотографии ребят в раннем детстве.

— Узнали ли вы своих одноклассников?

8. Подведение итогов классного часа.

Читайте также:  Слова деда мороза и снегурочки на новый год в стихах для детей

— Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.

— Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.

— Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим людям.

— Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители – во всем мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле!

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/klassnyy-chas-moya-rodoslovnaya.html

Сценарий итогового праздника «Моя родословная»

Сценарий итогового праздника «Моя родословная»

Цель: воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее.

Звучит фонограмма песни «Родительский дом»

Вед. 1.

Ой, ребята, что за диво?

Чудо — деревце стоит.

До чего оно красиво, удивительно на вид!

На нем листочки расписные, все фамилии родные,

Растим его мы много лет, оберегая от всех бед…

Вед. 2.

Всех на праздник пригласили,

чтоб древо наше укрепили.

Любовью, заботой, уютом, добром,

его мы украсим семейным теплом.

Вед. 1. Всех мы дружно поздравляем!

Вед. 2. Семейный праздник объявляем!

Вед. 1.

В семейном кругу мы с вами растем, основы основ — родительский дом.

В семейном кругу все корни твои, и в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем, основа основ — родительский дом.

Вед. 2. С чего начинается любая семья?

Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими.

ШУТОЧНАЯ ПЕСНЯ «СЕМЕЧКИ»

Вед. 2.

У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители. Это ваши прадедушки и прабабушки. — Так что же такое «семья»?

Ваня:

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно мне совсем.

Ну, «Я» – я понимаю,

А почему их семь?

Саша:

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили?

Получается семь человек,

Семь «Я»!

Ваня:

– А если есть братишка?

Выходит восемь «Я»?

Саша:

– Нет, если есть братишка,

Выходит «Во!» – семья.

Ваня и Саша вешают яблоко с на дерево

Вед. 1. На тот же вопрос «Что такое семья?» нам ответит Дима вместе со своей семьей.

Дима:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Сестра:

Семья – это летом поездки на дачу.

Мама:

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Папа:

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Сестра:

Семья – это труд, друг о друге забота,

Дима:

Семья – это много домашней работы.

Мама:

Семья – это важно!

Папа:

Семья – это сложно!

Вместе:

Но счастливо жить одному невозможно!

После выступления семья вешает яблоко (фамилия семьи) на дерево.

Вед. 1.

А как вы думаете, ребята, все ли семьи одинаковые? (ответы детей)

Они все разные, они отличаются друг от друга не только количеством детей, но и интересами, обычаями, привычками, традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Вед. 2.

И сейчас об одной семейной традиции нам расскажет Ваня.

Мне очень важно,

Мне очень нужно,

Чтоб вся семья

Собиралась за ужином!

Расскажет нам дед,

Что узнал из газет,

Бабушка же,

Поправляя очки,

Что засушила

Шалфея пучки…

Папа и мама –

О важной работе,

Брат – о рыбалке,

Футболе, походе…

И о контрольной

Сегодняшней — я…

За окнами вечер,

А в доме – СЕМЬЯ!

После выступления семья вешает яблоко на дерево.

Илья:

Воскресенье — вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

Вед. 1.

По-русски — мама

По-грузински — нана

А по-аварски ласково — баба

Из всех слов земли и океана у этого особая судьба

А у нашего Илюши дедушка — чуваш

Ну-ка Илья, скажи как дедушка называл свою маму?

Илья: эньне

папу — этьте,

а как бабушку — азэньне,

а дедушку — азетьте.

После выступления семья вешает яблоко на дерево.

Вед. 1.

Семейные традиции – это отличительная карточка каждой семьи, но практически во всех семьях существует традиция хранить фотографии, т.е. семейный фотоальбом.

О своём семейном альбоме нам расскажет Захар.

СТИХОТВОРЕНИЕ «СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»

Я квартиру поставил вверх дном, я искал наш семейный альбом,

Потому что узнать невтерпеж, на кого же я больше похож.

Это папа, совсем молодой, без усов и какой-то худой,

Это мама на речку пошла, мама маленькой тоже была?

А тут бабушку вижу мою, я бабулю ужасно люблю.

От меня ей особый почет – она булочки вкусно печет.

Здесь на фото и дедушка мой, он всегда поиграет со мной,

Он меня на колене качал, лучше дедушки я не встречал.

А вот это – мой дядя Алёша, на меня как две капли похожий,

И вообще, я заметил, родня, – словно всех срисовали с меня!

После выступления семья вешает яблоко (фото семьи) на дерево.

Вед. 1. Есть семьи, которые свято хранят бесценные реликвии. Мы приглашаем рассказать об этом Елену Львовну.

РАССКАЗ О РЕЛИКВИИ

Валера:

За окном бушует вьюга,

Ветер воет за окном,

Но в любую непогоду

Хорошо, когда есть дом.

Захар Б.:

Сегодня в этом зале

Мы собрались не зря.

Сегодня мы узнаем,

Как нам важна семья.

Вед. 2.

О том, как важна семья, нам споют четыре сестрёнки.

ПЕСНЯ «МОЯ СЕМЬЯ»

После выступления семья вешает яблоко на дерево.

«ТАНЕЦ С БАЛАЛАЙКАМИ»

Вед. 1.

Человек рождается на свет, растёт, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную – дерево семьи. Эта традиция сейчас возвращается.

Вед. 2.

Родословную записывали на оборотной стороне семейных икон, а неграмотные передавали память о своих предках устно, как сказки, былины.

Вед. 1.

Чаще всего оформляют родословные в виде дерева. Оно символизирует ваш род — с одной стороны кроны — прародители по маминой линии, а с другой — по папиной.

Ребята, а почему именно дерево стало символом семейной родословной? (Ответы детей: потому что оно имеет корни — это наши предки — а ветви — это молодые поколения.)

Вед. 2.

Вот и мы с вами тоже попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 имен, как у А. С. Пушкина, но и наши листочки на деревьях говорят о большой родословной. Я приглашаю семью Большевых.

Папа:

Если вы по улице пойдете,

То увидите – деревья в ряд стоят.

Но не все деревья вы найдете!

Есть такие, что не видит взгляд.

Даша:

У меня есть дерево такое,

Называется оно семьей…

На нем яблоки висят, оно – живое!

И наполнено семейной добротой!

Яблочко внизу, левее, выше,

И у каждого судьба своя.

Дедушки и бабушки на кроне,

Папа, мамочка, сестренка, я! (показывает)

Мама:

Каждое яблочко – целая жизнь,

Каждая ветка – узы семейные,

Каждый листочек, слетающий вниз,

Это удачи, победы, свершения!

Папа:

Семья – не слова, семья – это сложно,

Но жить одному, без семьи невозможно!

Даша:

Хочу, чтобы мне говорили друзья:

Тебе повезло! У вас супер — семья!!!

После выступления семья вешает яблоко на дерево.

Вед. 1:

Одна из заповедей Божьих говорит: «Почитай отца своего и мать и будешь ты долголетен..» Отец — глава семейства, опора, кормилец и защитник.

Саша:

Если говорить о папах,

Мой – прекрасный, мой — герой,

Любящий, великодушный

И всегда такой родной.

Если верить человеку,

То надежней друга нет.

Папа мой – моя опора,

С ним и темень — чистый свет.

Я люблю его сердечно,

Он – защитник мой отважный,

Ведь, отец мой: сила, мудрость,

Человек мой самый важный!

ЧАСТУШКИ ПРО ПАПУ

Соня:

Пропою сейчас частушки,

В них про папу расскажу,

С ним дружу я как с подружкой,

И гулять я с ним хожу.

Саша:

Папа мой большого роста,

На него смотреть не просто:

Нужно голову поднять,

Чтоб «Привет!» ему сказать.

Матвей:

А мой папа всех добрей

Любит всех моих друзей.

Кашу манную нам сварит,

Мыть посуду не заставит.

Соня:

Мы для папы вместе с мамой

Приготовили обед

Мама жарила котлеты

Ну а я ломала хлеб.

Саша:

В воскресенье на прогулку

Вместе с папой я хожу.

Чтобы он не потерялся

За руку его держу.

Матвей:

Мой папуля самый классный

Очень я его люблю

Он танцует очень круто

Я вам точно говорю!

Вместе:

Мы пропели вам частушки

Хорошо — ли, плохо — ли,

А теперь мы вам станцуем

Чтобы нам похлопали.

Вед. 2:

Мать – хранительница рода, семьи, домашнего очага. Сколько о ней сложено прекрасных стихотворений и песен!

Какими бы взрослыми ни вырастали дети, для мам они всегда останутся детьми. И волнуются за взрослых своих чад мамы нисколько не меньше, чем тогда, когда качали их в колыбели.

Оля:

Мама, ты на детском фото

Мне напомнила кого-то

Поняла я, поняла

Ты такой, как я была!

Нос как мой! И глазки тоже!

Как же мы с тобой похожи!

Подрасту и стану мамой!

Как и ты — прекрасной самой.

«ТАНЕЦ МАМЫ И ДОЧКИ»

После выступления семья вешает яблоко на дерево.

Вед. 2.

Ребята рассказывали, что часто навещают бабушек и дедушек – эта одна из самых хороших традиций.

А какие оладушки печёт к их приходу бабушка, нам споют девочки.

ПЕСНЯ «БАБУШКА, ИСПЕКИ ОЛАДУШКИ»

Лера:

Ходит наша бабушка, палочкой стуча,

Говорю я бабушке: «Позову врача,

От его лекарства станешь ты здорова,

Будет чуть-чуть горько, что же тут такого.

Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,

Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч.

Будем бегать, бабушка, прыгать высоко,

Видишь, как я прыгаю, это так легко».

Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора,

Я не заболела, просто я стара,

Просто очень старая, волосы седые,

Где-то потеряла я годы молодые.

Где-то за огромными, за лесами темными,

За горой высокой, за рекой глубокой.

Как туда добраться, людям неизвестно».

Говорю я бабушке: «Вспомни это место!

Я туда поеду, поплыву, пойду,

Годы молодые я твои найду!».

После выступления семья вешает яблоко на дерево.

Вед. 2.

Когда вы готовились к этому празднику вы выступали в роли историков, составляли свою родословную, расспрашивали о своих предках и узнали очень много.

Вед. 1. Как уютно сидеть в этом кресле…

Вед. 2 Потому что это кресло воспоминаний.

Я приглашаю в это кресло Захара вместе с мамой, они поведают нам об интересных событиях из жизни своих прародителей.

КРЕСЛО ВОСПОМИНАНИЙ

Вед. 1.

Обратимся к нашему дереву. Каждый из вас составлял свое семейное дерево, а в результате получилось дерево, где большинство семей оказались родственными.

Пришло время подвести итоги конкурса.

НАГРАЖДЕНИЕ

Все гости встают в круг

Вед. 2.

– Как всем нам в наше непростое время хочется тепла и доброты. Давайте зажжем свечи. Пусть ярко разгорится огонь любви в наших семьях, согреет и осветит добром и нежностью.

ГИМН СЕМЬИ

Источник: http://doshkolnik.ru/den-semi/16672-scenariiy-itogovogo-prazdnika-moya-rodoslovnaya.html

Открытое внеклассное мероприятие. Практическое занятие. «Моя родословная» — PDF

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Астапковичская средняя школа» Открытое внеклассное мероприятие Практическое занятие «Моя родословная» Класс: 2-3 Подготовили и провели: Никифорова Ирина Александровна, Ростенко Марина Анатольевна ноябрь 2016 г.

2 Технология: поисково-исследовательская Ресурсное обеспечение урока: раздаточный материал, исследовательские работы учащихся «Моя родословная», медиа — альбом, мультимедийный проектор. Формы и методы обучения: индивидуальная работа с использованием различных источников, анализ и обобщение.

Цель: Стимулировать интерес учащихся к изучению родословной своей семьи.

Задачи: — Закреплять понятия «генеалогия», «поколение», «род» и «родословная»; — способствовать развитию ассоциативного мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки, делать выводы; — способствовать формированию семейных ценностей, любви к близким, укреплению связи поколений, воспитанию уважения к семейным традициям.

Предварительная подготовка: Составление учащимися генеалогического дерева своей семьи, оформление выставки «Семейные реликвии», исследование старых семейных фотографий и создание интерактивного альбома, таблички «Ни роду, ни племени», «На роду написано», «Это у нас в роду». Основные этапы урока: 1. Вступительное слово учителя. 2.

Выступление детей со своими исследовательскими работами «Моя родословная». 3. Выступление детей со своими исследовательскими работами «Моя семья». 4. Выступление детей со своими исследовательскими работами «Тайна моего имени». 5. Выступление детей со своими исследовательскими работами «Семейные реликвии». 6.

Выступление детей со своими исследовательскими работами «Семейные увлечения». 7. Рефлексия. Подведение итогов. Ход мероприятия I. Вступительное слово учителя. «Я такой же, как люди, жившие до меня, и в тоже время, я это я и никто другой». Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители.

Читайте также:  Дидактическая игра для детей 2-3 лет. купаем куклу

Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни.

(Слайд 1) В России до 40-х годов прошлого века считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать.

(Слайд 2) Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб. (Слайд 3) II. Что такое родословная. — На протяжении нескольких лет учащиеся начальной школы вместе со своими родителями работали над проектом «Моя родословная. Генеалогическое дерево». Все провели огромную работу. Узнали очень много о своих семьях, о своих предках. Составили генеалогическое дерево. — У нас возникла идея обобщить знания детей о родословной, поделиться навыками составления генеалогического древа, показать, как крепко связаны прошлое, настоящее и

3 будущее людей. — Мы предлагаем ребятам рассказать о результатах своей работы по теме «Что такое родословная». Выступления детей со своими работами. 1. Выступление эксперта: Миронова Эвелина Родительский дом, родители, род Род это ряд поколений, происходящих от одного предка. Синонимами понятия «потомство» является порода, родня, родственники.

Родство бывает кровное родовое — по общему предку, свойственное (сватовство) — по брачным союзам, духовное (крестные, кумовья)- по восприятию от купели. Различают родство по мужскому и женскому колену. Итак, родословная, или, как говорили раньше, «родословие» — это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.

И все эти понятия объединяет наука ГЕНЕАЛОГИЯ. — Обратимся к толковому словарю. (Слайд 4) — Что такое родословная? (это перечень поколений одного рода) — Что такое род? (это ряд поколений, происходящих от одного предка). — Кто такой предок? (это древний родственник по роду). Все определения взяты из Толкового словаря русского языка С.И.Ожегова. 2. УЧЕНИК.

Род — это одна большая семья. У каждого рода есть свое начало. Откуда род берет свое начало? Коль хочешь, чтоб фамилия звучала, С любовью посмотри в родные лица. Новгородов Арсений Узнай побольше, будет чем гордиться. 3. Выступления детей «Моя родословная. Генеалогическое дерево» — А сейчас послушаем совет практика, как продолжить начатую работу. Герасимов Глеб 4.

Практик: Приступая к работе, заведите себе папку, конверты, куда вы будете складывать фотографии, документы, черновики. Клей лучше не применять, чтобы не портить ценные документы. Для наклеивания нужно пользоваться фотоуголками, липкими краями от марок. Фотографии следует подписать (кто изображен на них, время).

Можно записать любые воспоминания о жизни и поступках членов ваших семей, различные случаи, предания, истории. — Большое дело вы сделали, исследовав свой род. Каждому человеку очень важно знать свою родословную. — Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семейств. И традиция узнавать о своих предках, знать свою родословную возвращается в наши семьи.

И пусть вы насчитали 16, 20, 45 имён. Не важно количество, а важно то, что вы прикоснулись к истории своих предков, к своему роду, к родовому гнезду. — Много интересного узнали мы о ваших родственниках. Молодцы! Спасибо за работу. III. Моя семья. — Ребята, а какие понятия родственников вы знаете? (бывают близкие и дальние родственники).

— Давайте назовём близких родственников (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка). — А кто же относится к дальним родственникам? (дяди, тёти, двоюродные братья и сёстры, прабабушки, прадедушки). — Отгадайте загадку Это слово каждый знает,

4 Ни на что не променяет, К цифре семь добавлю я — Получается… семья. (Слайд 5) — А кто же те родственники, которые живут вместе с вами? Семья — группа родственников, живущих вместе (С И. Ожегов). (Слайд 5 щелчок) — Их может быть разное количество. Я предлагаю вам посчитать, сколько родственников в стихотворении.

Раз, два, три, четыре Кто живет в большой квартире? Четверо мужчин. Живет в квартире дедушка, И папа, и прадедушка, И Миха, папин сын. Еще красавица живет С родными неразлучно. Один из них ее зовет Своей любимой внучкой, Дочкой дорогой Зовет ее другой, А третий — милой Машей И хозяйкой нашей! И называет мамой Мужчина, младший самый. (5 человек.

) Отформатировано: Шрифт: полужирный, не курсив ФИЗКУЛЬТМИНУТКА — А сейчас, чтобы узнать поближе о ваших родственниках, мы поиграем с вами в игру «Встаньте в круг». Я буду говорить словосочетание, а вы будете выполнять те действия, которые подходят или соответствуют данному словосочетанию. Встаньте в круг.

Те: * у кого есть старший брат — потопайте ногами, * у кого есть старшая сестра — похлопайте руками, * у кого бабушка и дедушка живут в Астапковичах — покружитесь, * у кого есть младший братик — поморгайте глазами, * у кого есть младшая сестрёнка сделайте наклоны, * а теперь все попрыгайте на месте, как зайчики.

Байкузов Глеб и Панасенков Вадим Ученик 1. Какое красивое слово семья. Как греет душу это слово. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье я желанный ребёнок. Здесь меня нарекли именем. Ученик 2. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий. Например: слово семья можно разделить на два слова «семь» и «я».

И тогда это слово говорит нам: «Семья это семеро таких же, как я». И правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером. — О своей семье расскажет победитель школьной научно-практической конференции «???» Котлярова Катя. Ученик 3. Семья это дом. Это свято. Семья это мама и папа, бабушки и дедушки, дети.

Это любовь и забота. Труд и радость, несчастье и печали, привычки и традиции, общие увлечения и занятия. Герасимов Глеб (На доске вывешивается домик)

5 — Дом это символ семьи. Отвечая на вопросы, за правильные ответы каждый участник будет получать солнышко, которое мы закрепим над домиком. Чем больше солнышек будет над домиком, тем теплее и светлее будет жизнь в нём. — Кто будет жить в нашем доме? Знаете ли вы, как называются члены семьи? Игра «Кто я?» 1. Брат жены. (Шурин.) 2. Брат мужа. (Деверь.

) 3. Сестра мужа. (Золовка.) 4. Сестра жены. (Свояченица.) 5. Мать жены. (Теща.) 6. Отец жены. (Тесть.) 7. Мать мужа. (Свекровь.) 8. Отец мужа. (Свекор.) 9. Дочь брата или сестры. (Племянница.) 10. Брат отца или матери. (Дядя.) 11. Сестра отца или матери. (Тетя.) 12. Твоя сестра вышла замуж. Кем для твоих родителей будет её муж? (Зятем). 13.

Я тебе не отец, но ты мне — сын. Кто я? (Мать). 14. Кем ты являешься для своей бабушки? (Внуком, внучкой). — Создать семью нелегко, а сохранить её ещё труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удаётся, не хватает житейской мудрости. И вот такой мудрости учат пословицы и поговорки.

Давайте их вместе вспомним. Игра «Доскажи пословицу» При солнышке тепло (а при матери добро). Нет лучше дружка (чем родная матушка). У детины заболеет пальчик (а у матери — сердце). Хозяюшка в дому… (что оладушек в меду или пчела в саду). Дом вести… (не бородой трясти). Каково на дому… (таково и самому). Не красна изба углами… (красна пирогами).

В гостях хорошо… (а дома лучше). — Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорит пословица «Не надобен и клад, коли в семье лад». IV. Тайна моего имени — Когда рождается ребёнок, родители дают ему имя. (Слайд 6) В каждом имени есть тайна. Говорят: не человек выбирает имя, а имя выбирает человека. Детей часто называют именами их предков.

Дима назван в честь дедушки, а у Сони такое же имя, как у прапрабабушки по маминой линии. Случайно ли это? Наверное, нет. Учитель Что имя звук, оброненный случайно, В котором нет ни смысла, ни значенья? Конечно, нет. И в именах есть тайна, И таинство есть имя нареченье. — А вот какую историю описал в своем шуточном стихотворении Юрий Благов.

Дед, стараясь для внучонка, Нахватал из разных мест

6 Ряд имен, звучащих звонко: Товий… Муций… Свеп… Орест… Зять решил по ходу прений Повернуть вопрос ребром: Назовем посовременней Гелий… Атом… Космодром… Дочь, захваченная спором, Шумно лезет на рожон С целым импортным набором: Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…

Бабка с нехристями знаться Не желает и сама Вносит лепту, глядя в святцы: Псой, Сысой, Кузьма, Фома… Сочинительством премудрым Занимались вчетвером. Ночь проспорили, а утром Мальчик назван был Петром.

— Как вы думаете, почему спорщикам удалось договориться? (выслушиваются мнения учащихся) — Знаете ли вы о происхождении вашего имени? Что оно означает? Предлагаю рассказать о своих именах. (Учащиеся 3 класса рассказывают о своих именах). — Я сейчас задам вопросы о ваших именах, и мы все вместе попытаемся догадаться, о ком был задан вопрос.

Эта девочка очень общительна, обаятельна, артистична, с ней всегда весело. Она ласковая и послушная, но всегда сможет добиться исполнения всех своих желаний. Происхождение и значение её имени до сих пор окутано покровом тайны. Оно обозначает «дыхание», «яркая птица», «лесной орех», «жизненная сила».

Выбирай любое! Как зовут эту девочку? (Эвелина) Это доброжелательный, отзывчивый, послушный и в то же время активный шумный мальчик. Он радует родных своей хорошей успеваемостью, хотя жалобы учителей на его поведение поступают нередко. А всему виной его неусидчивость.

Это древнерусское имя, несущее в себе значение «обладающий славой», обладает светлой энергетикой. (Вадим) Это женское имя древнегреческого происхождения, означает мудрость, премудрость, мудрая. Тихое, нежное, лёгкое и горячее имя. Девочка одновременно и активна, и спокойна. Очень подвижна, не может долго усидеть на одном месте.

Хочет все изведать в жизни, не любит оставаться в тени. Умная, щедрая, артистичная, у неё золотые руки, большая лакомка. Кто узнал себя? (Софья) — Посмотрите, какие у наших детей прекрасные, звучные имена. Как точно родители подобрали имена своим детям! V. Семейные реликвии.

(Слайд 7) — Знание истории семьи так же нужно для определения происхождения вещей из семейной коллекции. Если всерьёз заняться историей своей семьи, то каждого из вас ждут интересные открытия. — Со словом «родословная» связано слово «реликвия». Семейная реликвия. Что это такое? Реликвия — это вещь, которая бережно хранится и передаётся из поколения в поколение. — Почему мы многое храним в своих семьях? Не выбрасываем? Как вы думаете?

7 Семейная связь времён это тайные нити, которые связывают сегодня с прошлым. Очень интересно рассматривать уникальные старые вещи, которые когда-то держали руки родственников.

Это и учебники, по которым учились, почётные грамоты за трудовые достижения и успехи в спорте, старые газеты, это туфельки и платьица, в которых наши бабушки бегали в клуб на танцы. Старые родные вещи. А теперь это музей. — А знаете ли вы, что вещи могут разговаривать? Надо лишь уметь прислушаться к их разговору. Иначе они останутся немыми.

Давайте послушаем, как умеют разговаривать семейные реликвии семьи Фёдоровых (Выступления ребят с исследованиями о своих семейных реликвиях) — Когда я готовилась к празднику, то «откопала» интересный факт. Оказывается, слово «род» имеет ещё одно значение. Бога русской мифологии, покровителя семьи и домашнего очага, тоже звали Род.

— Слово «род» используется в крылатых выражениях. «Ни роду, ни племени» — так говорят о человеке одиноком, не имеющем родни. «На роду написано» говорят о судьбе человека. — А как вы понимаете смысл выражения: «Это у нас в роду»? — Правильно. Это то, что передаётся по наследству, оставляет свой след. — А что может передаваться по наследству? VI.

Семейные увлечения. — Сегодня мы много говорим о семье. Посмотрите, как хорошо мы сидим — как одна большая семья. К сожалению, в последнее время большая семья стала редкостью. Раньше за большим семейным столом звучал живой и весёлый разговор, пели задушевные песни, играли на музыкальных инструментах.

— Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели. В каждой семье — особая атмосфера, свои семейные привычки, увлечения и традиции. В семье мы проводим большую часть времени — отдыхаем, ведем домашнее хозяйство, занимаемся любимым делом. Человеку свойственно увлекаться.

Ведь в жизни столько интересного. Кто-то любит просто смотреть телевизор, кто-то играть в различные игры, а кто-то серьезно увлекается музыкой. Увлечение не приносит ни денег, ни славы. Если заглянуть в словарь русского языка Ожегова, то найдем следующее объяснение этим словам. «Увлечение — сильный, большой интерес к чему-либо».

Увлечение не знает границ. Но каждое занятие дает возможность узнать что-то новое, неизведанное, увлекательное. Романенкова Софья и Котлярова Екатерина Ученики. Семья это счастье, любовь и удача. Семья это летом поездки на дачу. Семья это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья это труд, друг о друге забота, Семья это много домашней работы. Семья это важно! Семья это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!

Читайте также:  Игры для изучения алфавита

8 Конкурс «Угадай семью». — В этой семье все любят рисовать и мастерить, причём делают это мастерски. Взрослые члены этой семьи всегда придут на помощь в художественном оформлении класса и школы. Что это за семья? — В этой семье любовь к животным передаётся от старшего поколения к младшему.

Представляете, в этих семьях живут не один, не два, а много домашних питомцев. Назовите эти семьи. — Среди нас есть представители семьи, в которой поют все бабушка, мама, папа, сын и дочь. Что это за семья? Давайте послушаем самого представителей этой семьи. Конкурс художников. Дети составляют рисунок из фрагментов по заданию.

Нарисуйте круг большой, Сверху маленький такой, На макушке ушка два — Это будет голова. Нарисуем для красы Попышней ему усы. Вот пушистый хвост готов Ты красивей всех котов! — Вы убедились, какие наши дети прекрасные художники. — Оказывается, наши домашние животные — тоже члены семьи. VII. Итог занятия. Рефлексия.

— Сегодня, ребята, вы выступили в роли исследователей, археологов, рассказчиков, историков. Вы совершили увлекательное и познавательное путешествие в прошлое своей семьи, а значит и в прошлое нашей Родины. — Мы старались рассказать о том, что удивительные и интересные судьбы — рядом, близко с нами, стоит лишь пристально оглянуться вокруг.

Самое дорогое, что есть у человека и что остаётся после него, — это память.

(Слайд 8) Что вы узнали нового и интересного, исследуя свою родословную? Что вам понравилось или не понравилось? Что бы вы ещё хотели узнать? (Ответы учащихся) — Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками, дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.

Я желаю прожить вам так, чтобы ваши потомки гордились вами. И где бы вы не были, вас всегда будет тянуть к вашему домашнему очагу, к родительскому дому. Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле! (Слайд 9) Отформатировано: Шрифт: полужирный Отформатировано: Шрифт: полужирный

Источник: https://docplayer.ru/85012513-Otkrytoe-vneklassnoe-meropriyatie-prakticheskoe-zanyatie-moya-rodoslovnaya.html

«Моя родословная»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №2 города Асино в Томской области

«Моя родословная»

Внеклассное занятиеВыполнила: Учитель начальных классов Куколь Олеся СергеевнаАсино 2012ОглавлениеВведение……………………………………………………………………………..3 Основная часть………………………………………………………………………4 Заключение…………………………………………………………………………..9 Список литературы………………………………………………………………….10Введение

« Человеку важно знать свои корни —отдельному человеку,

семье, народу — тогда и воздух, которым мы дышим, будет

целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче

будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни».

^

На уроках окружающего мира я столкнулась с проблемой: дети не знают своего генеалогического дерева. Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.

Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняют нашу жизнь высоким смыслом. Очень важно донести до каждого ребёнка, что появились мы на свет благодаря людям старших поколений, которых мы не помним, не знаем. В результате изучения генеалогического древа семьи у детей и родителей установится более тесная связь во взаимоотношениях.

Выявление представлений одноклассников о родословной путём анкетирования поможет развитию интереса к истории своей семьи. Род, семья, дети и родители. Все наши родственные связи напоминают огромное дерево, или, по крайней мере, ветвистый куст. И не прав тот, что говорит, что у него мало родственников. Это маловероятно, почти невозможно.

Просто он, скорее всего, не знает свою родословную. А ведь может так оказаться, что он тот самый потомок древнерусского князя, которому завещали 50 Га или сундук с золотом. Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой.

Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

^ «Моя родословная. Моё имя»

Цели:

  • воспитание чувства любви к своей семье и гордости за неё, чувства уважения к своим родителям;
  • развитие интереса к истории своей семьи, своего имени и фамилии;
  • знакомство с наиболее распространёнными традициями русского народа.

Оборудование: 1. Выставка генеалогических древ «Кто мы? Откуда мы?»

2. Выставка фотографий из семейных альбомов учащихся.

3. Оформленное на листе ватмана генеалогическое древо семьи одного из учащихся.

4. У каждого ученика папка с файлами «Моя родословная» с разделами:

а) «Это я!» (фотография, возраст, дата рождения);

б) генеалогическое древо семьи;

в) рассказ о своей семье;

г) «Моё имя» (происхождение и значение имени);

д) «Моя фамилия» (происхождение и значение фамилии).

^ Красочно оформленный ребус: 7я.

Ход урока.

I. Оргмомент, сообщение темы урока.

— Ребята! На сегодняшнем внеклассном занятии мы продолжим разговор на тему «Моя родословная», а также узнаем, откуда берутся имена и фамилии людей. Мы с вами тщательно и серьёзно готовились к этому уроку и хорошо поработали. Кем только нам ни довелось побывать в течение этого времени! Мы составляли свои родословные — выступали в роли историков; были журналистами и репортёрами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Мы узнали много нового и интересного. думаю, что вам есть чем поделиться друг с другом, о чём рассказать нашим гостям.

II. Работа над темой урока.

1. Моя родословная.

— Если вам плохо, если вам трудно, если вас обидели – кто вас приласкает, приголубит, поймёт и утешит? Конечно же, ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие люди, одним словом, — ваша

Когда мы с вами беседовали, вы говорили, что семья является для человека самым важным в жизни. А как вы думаете, ребята, все семьи одинаковые? (Ответы детей.) Они все разные, они отличаются обычаями, традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Человек рождается на свет, растёт, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную – генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи.

Вот и мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5 тыс. исторических имён, как у А.С.Пушкина. у кого-то на дереве 16-20 листочков, но и они говорят о большой проделанной работе. И это мы сейчас увидим на примере одной семьи.

(На доске одно генеалогическое древо, о нём рассказывает ученик.)

— По этому принципу построены все ваши генеалогические древа. А вы заметили, выясняется интересная вещь. У каждого человека 2 родителя – мать и отец, а бабушек и дедушек уже вдвое больше – четверо, прабабушек и прадедушек ещё вдвое больше – восемь. И так далее. Вот сколько у человека предков!

Дам вам совет: не выбрасывайте эти работы, положите их в папочки, которые мы с вами завели, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, передавайте документы из поколения в поколение.

И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми. О своих родных вы писали в сочинениях, и теперь, я думаю, вы поделитесь своими мыслями.

(Рассказывают 2 учащихся о своих родных.)

— С 1839 года, когда впервые был разработан способ фотографии, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые оставляют память о дорогих людях. Фотографии хранят лица людей даже тех, которых мы не знали лично. На нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов. На переменке вы можете подойти и рассмотреть их.

2. Физминутка.

Мы немножко отдохнём:

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Нас работа ещё ждёт

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

3. Моё имя.

— Человек рождается, получает имя. Раньше родители выбирали имя по святцам (церковным книгам) в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в тот день, когда родился ребёнок.

Сейчас родители чаще дают такое имя, какое им нравится (модное в данный момент или же в честь кого-нибудь из членов семьи). Поднимите руки, кого назвали в честь родственников.

(Спрашиваю, в чью честь назвали.)

^

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет. И в именах есть тайна,

И таинство есть имянареченье.

Ученик 2: И вот мы сами, силами своими,

Осознаём в начале нового века:

Не человек находит себе имя.

А имя выбирает человека.

— Знаете ли вы о происхождении вашего имени? Что оно означает? (Ответы детей.)

— Я приготовила вам небольшой сюрприз: сама отыскала значения ваших имён, откуда пришли они, и красиво оформила на листочках, чтобы вы вложили их в свою папочку. (Зачитываю значения имён.)

— У вас прекрасные, благозвучные имена. А вот какую историю описал в своём шутливом стихотворении Юрий Благов.

Ученик 1: Дед, стараясь для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Товий… Муций… Свен… Орест…

Ученик 2: Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовём посовременней –

Гелий… Атом… Космодром…

Ученик 3: Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…

Ученик 4: Бабка с нехристями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой… Сысой… Кузьма… Фома…

Ученик 5: Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером.

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

— Видите, оказывается, не так просто подобрать ребёнку имя. Поэтому очень неприятно бывает слышать, когда вы придумываете обидные прозвища и обзываете ими друг друга.

4. Фамилии.

а) — Итак, что же у нас получается? Имя вам дали родители. Отчество – от отца. А фамилия? Как известно, слово «фамилия» заимствовано из латинского языка и дословно означает «наследственное, семейное имя, переходящее от родителей к детям». Значит, к вашему отцу фамилия перешла от деда, к деду – от прадеда. Но кто же первый так назывался и почему?

У большинства семей в нашей стране фамилии появились в последние 150-200 лет. А родоначальниками нынешних фамилий были прозвища, которые давались по какому-то особому признаку.

Ученик 1: В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых…

Ученик 2: Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Тёлкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепёлкин.

III. Домашнее задание: узнать значение своей фамилии, сделать запись на альбомных листах и вложить в свою папку «Моя родословная».

— На следующем уроке вы поделитесь с нами своими открытиями. Рекомендую воспользоваться книгой «Словарь русских фамилий», которую можно найти в школьной библиотеке.

IV. Итог урока.

— А наш урок подходит к концу. О чём мы успели поговорить на уроке? Что узнали нового? Понравился ли урок?- Так как в течение недели вы все хорошо потрудились, готовясь к сегодняшнему занятию, выполнили много различных видов работы, я считаю, что каждый из вас достоин высшей оценки. Поэтому все дети получают за урок 5 баллов.ЗаключениеИзучением истории семей занимается специальная наука – генеалогия. Её название происходит от древнегреческого слова, которое переводится как родословная. Во все времена людей интересовала история их семьи. Вспомним стихотворение А.С.Пушкина «Моя родословная».

Не торговал мой дед блинами,Не ваксил царских сапогов,Не пел с придворными дьячками,В князья не прыгал из хохлов,И не был беглым он солдатомАвстрийских пудреных дружин;Так мне ли быть аристократом?

Я, слава богу, мещанин.

С какой гордостью он говорит о своих предках.Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость и интерес к истокам собственной родословной — это две ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. Семейная память важна для воспитания чувства гордости за свой род.В заключение хотелось бы сказать, что пока мы чтим историю, она чтит нас. Пока мы помним ошибки наших предков, они не повторяются. Пока мы живем, живут и они.Список использованной литературы:1. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т.В. Гусева / Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№4-2011.2. В.К.Самсонов. Твоя родословная – М.: Салон-Пресс, 20083. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.4. Интернет5. Рыжова Н.А. Методика составления родословной. – М.: Просвещение, 19996. Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия « Духовно-нравственные основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000. 7. Учебник.» Окружающий мир» Поглазова О.Т., Шилин В.Д., 2004, 2010. Издательство «Ассоциация XXl век», Смоленск.

Источник: http://zanny.ru/docs/200/index-56247.html

Ссылка на основную публикацию