Игры в психическом развитии ребенка младшего дошкольного возраста

Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка



В данной статье рассматривается вопрос о роли игры в психическом развитии ребенка. Проанализированы характерные особенности игры в дошкольном возрасте, отличия игровой деятельности от других форм занятий ребенка.

Ключевые слова:Л. С. Выготский, игра, психическое развитие, ведущий вид деятельности, игровая деятельность, дошкольный возраст

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Это первая деятельность, которой принадлежит особенно важная роль в развитии личности.

Психические качества и личностные особенности ребенка наиболее интенсивно формируются в игровой деятельности. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, а является полноправным субъектом деятельности.

Многие ученые занимались проблемой игровой деятельности: К. Гросс, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин. Большое внимание роли игры в психическом развитии ребенка уделял Л. С. Выготский. «Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов» — писал Л. С. Выготский [1, с.64].

В дошкольном возрасте возникают различные потребности и побуждения, которые очень важны для всего развития ребенка. У ребенка в этом возрасте появляются нереализуемые желания, непосредственно приводящие к игре. Ребенок играет, не осознавая мотивов игровой деятельности. Это существенно отличает игру от труда и других видов деятельности.

Мотивы, действия, побуждения становятся в полной мере доступными сознанию только в переходном возрасте.

Игровая деятельность отличается от других форм занятий ребенка, так как в игре создается мнимая ситуация. Это происходит в результате расхождения видимого и смыслового поля, которое появляется в дошкольном возрасте. Мнимая ситуация заключает в себе правила поведения.

Ребенок вообразил себя матерью, а куклу — ребенком, значит, он должен подчиняться правилам материнского поведения. Любая игра с мнимой ситуацией есть игра с правилами, и любая игра с правилами есть игра с мнимой ситуацией.

Например, играть в шахматы, значит создавать мнимую ситуацию, потому что фигуры могут ходить только так, как установлено правилами.

В игровой деятельности формируются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления.

Творческие процессы, которые уже в самом раннем возрасте проявляются у детей, лучше всего выражаются в играх.

Девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью, ребенок, который в игре превращается в охотника, в солдата, в моряка, — все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного и настоящего творчества. В своих играх дети очень многое воспроизводят из того, что они видели.

Огромная роль в играх детей принадлежит подражанию.

Игры ребенка очень часто служат лишь отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и тем не менее эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности.

По словам Л. С. Выготского, игра — это переработка пережитых впечатлений, построение на их основе новой действительности, которая отвечает запросам и влечениям самого ребенка [3, с.7].

Воображение в игре зависит от предыдущего опыта и реалистичности игрушек. Включившись в сценарий игры, дети редко принимают идеи или действия, которые нарушают разделяемую ими реалистичность игры. Например, не хотят изображать водителя, сидя на заднем сидении машины.

Ребенок понимает, что водитель управляет машиной, сидя на переднем сиденье. Л. С. Выготский утверждает, что принятие воображаемой роли создает зону ближайшего развития ребенка.

«К концу дошкольного возраста воображение становится сравнительно независимым от деятельности во внешнем плане, на базе которой оно формировалось. Примерно в этот же период в воображении появляются элементы творчества.

Данные особенности воображения старшего дошкольника очень важны для подготовки к школьному обучению, в котором ребенку придется действовать с образами объектов, с которыми он еще не сталкивался в своем опыте, на основе накопленных понятий» [1, с.66].

В игре ребенок учится действовать в познаваемой, т. е. в мысленной ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи. К. Левин считал, что вещи обладают побудительной силой по отношению к действиям ребенка.

Например, колокольчик тянет ребенка на то, чтобы позвонить, велосипед — на то, чтобы на нем покататься. Но в игре вещи теряют свой побудительный характер. Ребенок видит одно, а действует по отношению к видимому объекту совсем иначе.

Ребенок учится определяться в своем поведении не только прямым восприятием вещи или действующей на него ситуацией, а смыслом этой ситуации.

В игре дети создают структуру — смысл-вещь, где смысловая сторона, значение слова и вещи, является главной, определяющей его поведение. Ребенок принимает слово за свойство вещи, он не видит слова, а видит за ним обозначенную им вещь. Для ребенка слово «лошадь», приравниваемое к палочке, означает: «там лошадь», т. е. он мысленно видит вещь за словом.

У ребенка раннего возраста происходит тесное слияние слова с вещью, при котором расхождение смыслового и видимого поля невозможно. Ребенок двух лет, должен повторить, глядя на сидящего перед ним ребенка: «Дима бежит», но он изменяет свою фразу и говорит: «Дима сидит».

Игра переходит к внутренним процессам в школьном возрасте, к внутренней речи, логической памяти, абстрактному мышлению.

В игре ребенок делает то, что ему больше всего хочется и в тоже время он подчиняется правилам, отказываясь от некоторых своих желаний. Создается положение, при котором возникает двойной аффективный план.

Ребенок, например, плачет в игре, как пациент на приеме у зубного врача, но радуется, как играющий. Ребенок координирует свое поведение, подчиняя каждый свой поступок игровым правилам.

Благодаря игре с правилами рождается и развивается воля ребенка.

Л. С. Выготский рассматривал способность придерживаться правил как ключевую для готовности к школьному обучению, совершенно независимо от способности к воображению.

Участие в игре со скрытыми правилами, которые могут изменяться в ходе игры, требуют более высокого уровня формирования когнитивных, социальных и вербальных навыков, чем игра с явными и неизменными правилами.

Более того, использование изображения в играх соответствует более высокому когнитивному уровню, задействует более сложный и длительный процесс мышления, чем в играх с правилами, таких как настольные или спортивные [2, с.56].

Отношение игры к развитию следует сравнивать с отношением обучения к развитию. За игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания более общего характера. Игра является источником развития и поэтому она создает зону ближайшего развития. Л. С.

Выготский отмечал, что «действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов — все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития, возносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста, который возносится всей глубиной вод, но относительно спокойных» [1, с.67].

Через игровую деятельность движется ребенок. Движение начинается с мнимой ситуации, очень близкой к реальной. В первоначальной ситуации правило находится в сжатом виде. Сама мнимость в ситуации тоже очень мала. Игра больше напоминает воспоминание, чем воображение.

Игра — это целевая деятельность ребенка. Цель становится тем, ради чего совершается все остальное. Цель, как конечный момент, определяет аффективное отношение ребенка к игре. Цель к концу спортивных игр является одним из главных моментов игры, без которой она теряет свой смысл.

В конце развития игры выступает правило, и чем оно строже, чем оно больше требует от ребенка приспособления, чем больше регулирует деятельность ребенка, тем игра становится напряженнее, острее, интереснее. Простое бегание без цели, без правил — это вялая, скучная игра, не захватывающая ребят.

Ребенку приятно добежать первым, так как он получает удовлетворение от своей победы. Игровые правила существенно отличаются от моральных, таких как не трогать без разрешения чужих вещей, здороваться с воспитателем. Это отличие заключается в том, что игровые правила ребенок устанавливает для себя сам.

Это правило внутреннего самоопределения и самоограничения.

В игре ребенок свободен, так как он определяет свои поступки, исходя из своего «Я», своих интересов и потребностей. Но это воображаемая свобода. Он подчиняет свои действия определенному смыслу, он действует, исходя из значения вещи.

Ребенок учится осмысливать свои собственные действия, понимать, что каждая вещь имеет определенное значение.

Создание мнимой ситуации с точки зрения формирования личности ребенка можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления.

Игра является особенностью дошкольного возраста. Игра ребенка до трех лет носит характер серьезной игры в такой же степени, как и игра подростка. Серьезная игра ребенка раннего возраста заключается в том, что играя, он не отделяет мнимой ситуации от реальной.

По мнению Л. С. Выготского, у школьника игра существует в виде ограниченной формы деятельности, прежде всего в виде спортивных игр, занимающих важную роль в общем развитии школьника, но не обладающих тем значением, которое имеет игра у дошкольника.

В школьном возрасте игра не исчезает, а проникает в отношение к действительности. Она продолжается в школьном обучении и труде. Игра служит на уроке средством введения, закрепления и контроля учебного материала, способствует снятию напряжения и повышения эмоционального настроя у учащихся.

Таким образом, на любом этапе развития, в любой своей форме игра способствует нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка. Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность, которая позднее становится ведущей в развитии ребенка.

Игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения, потому что, играя, ребенок подчиняется правилам. Через игровые отношения ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей и приобретает основные навыки общения и самосознания.

В игре формируются новые мотивы и потребности: соревновательные, игровые; зарождаются новые виды продуктивной деятельности.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии № 6.-1966.
  2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка — М.: Издательство Смысл, 2004.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. — 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, игровая деятельность, мнимая ситуация, дошкольный возраст, правило, школьное обучение, ранний возраст, школьный возраст, психическое развитие ребенка.

Источник: https://moluch.ru/archive/138/38773/

Значение игры в психическом развитии ребенка

Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста — сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть как взрослый.

Сюжетно-ролевая игра — наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры — наличие воображаемой ситуации. Наряду с сюжетно-ролевой игрой развиваются и другие виды игр, генетически связанные с последней.

В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия.

Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Читайте также:  Игра соревнование на тему: птицы, 6-7 класс

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане.

Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон.

Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходит мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой.

Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в ход игры.

Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры.

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Однако эта детская деятельность весьма экзотична и загадочна для психологов.

В самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и начинают жить в каком-то воображаемом пространстве? При этом они, конечно же, остаются детьми и прекрасно понимают условность своего “перевоплощения” — они только играют во взрослых, но эта игра приносит им ни с чем не сравнимое удовольствие.

Определить сущность сюжетно-ролевой игры непросто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и познавательной.

Мимо этого удивительного явления не мог пройти ни один видный психолог. Многие из них пытались создать свою концепцию детской игры. В отечественной психологии наиболее ярким теоретиком и исследователем детской игры является Д.Б. Эльконин, который в своих работах продолжал и развивал традиции Л.С. Выготского[5].

Игрушка — это условное изображение реальных предметов; вещь, которая специально созданная для развлечения и обучения детей в живой увлекательной форме. Игрушка рассматривается взрослыми преимущественно либо как забава, либо как дидактическое средство. При этом отсутствуют ценностные ориентиры оценки игрушек, связанные с их влиянием на игровую деятельность и психическое развитие.

Основное требование к игрушке — максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований каждого возрастного периода, т.е. решение возрастных задач развития.

Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно, в человеке во всех его ипостасях.

Недопустимым является наличие в игрушке качеств, симулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличие, объективное отношение к живому и пр.

Требования, предъявляемые к игрушкам, и критерии их оценки должны быть заданы на основе структурных составляющих игры. Так как деятельность побуждается мотивом, задающим ее предметность и направленность, она осуществляется через действия, которые имеют свое содержание и операции. Мотив к игре лежит в самом процессе.

Интерес к игре определяется во многом игрушкой, а именно ее привлекательностью для ребенка. Это важное требование к игрушке, которое и делает ее материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка, обеспечивает мотивационную составляющую игровой деятельности.

Привлекательность игрушки связана с различными характеристиками игрушки и социокультурной ситуацией развития конкретного ребенка.

Основным психологическим требованием в игрушкам является возможность активизации соответствующих возрасту деятельностей ребенка, которая обеспечивается:

-привлекательностью игрушки для ребенка, задающей мотивационную основу игры;

-полнотой, адекватностью и открытостью ориентиров, создающими развивающий потенциал игрового действия;

-операциональными возможностями игрушки, обеспечивающими самостоятельно действие ребенка.

Серийная игрушка, с которой чаще всего имеет дело современный ребенок, по сути своей является, антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и творчества. Внешняя привлекательность современной игрушки становится важнее игрового применения.

Сегодня детская игрушка как часть массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира. Такие игрушки способны породить чудовищ в душе маленького человека. А игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу — учить добру и красоте, мудрости и сорадости.

Современные дети не играют с игрушками отечественного производства. Черепашки Ниндзя, трансоформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук — эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым — животным и маленьким детям. Игрушка закладывает в душу ребенка понятия добра и зла. И опасно, если это происходит с антигероем.

Любое проигранное действие способно воспроизводить себя в реальности, а игрушка программирует поведение ребенка.

Таким образом, можно выделить требования к игрушкам, основанные на принципе «не навреди!».

В соответствии с этим принципом игрушки не должны: провоцировать ребенка на агрессивные действия; проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным); наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; возбуждать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

В основе современных критериев оценки детских игр и игрушек лежат ценные педагогические и психологические качества игрушки. Существует два типа критериев оценки игр и игрушек.

Критерии I группы связаны с безопасностью ребенка, защитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие.

Эти критерии должны применяться, если игрушка: провоцирует ребенка на агрессивные действия; вызывает у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка; провоцируют игровые сюжеты на безнравственность и насилие; вызывает нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящей за рамки возрастной компетенции ребенка; провоцирует ребенка на пренебрежительное отношение к расовым особенностям или физическим недостаткам других людей.

Критерии II группы связаны с качествами игрушки, направленными на обеспечение развития интеллектуальных, моторных, сенсорных способностей ребенка: полифункциональность, способствующая развитию творчества детей; возможность применения игрушки в совместной деятельности; дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями; эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художественным промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развивать творческие способности[6].

Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей.

Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм.

Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.



Источник: https://infopedia.su/16×1767.html

Роль игры в психическом развитии ребёнка-дошкольника

Ролевая или, как ее иногда называют, творческая игра появляется в дошкольном возрасте.

Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Первые виды детских игр возникают на границе раннего и дошкольного детства.

Они становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами.

Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером, который тоже наделяется своей ролью.

В играх с правилами роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры; обычно здесь появляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш. Это —большинство подвижных, спортивных и печатных игр.

С тем, чтобы проследить развитие игры, рассмотрим вслед за Д.Б. Элькониным становление ее отдельных компонентов и уровни развития, характерные для дошкольного возраста. В каждой игре свои игровые условия — участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте.

Игра в это время, в основном, состоит из однообразно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами. Например, трехлетний ребенок «готовит обед» и манипулирует тарелочками и кубиками. Если игровые условия включают другого человека (куклу или ребенка) и тем самым приводят к появлению соответствующего образа, манипуляции имеют определенный смысл.

Ребенок играет в приготовление обеда, даже если он забывает потом накормить им сидящую рядом куклу. Но если ребенок остается один и убраны игрушки, наталкивающие его на этот сюжет, он продолжает манипуляции, потерявшие свой первоначальный смысл. Переставляя предметы, раскладывая их по величине или форме, он объясняет, что играет «в кубики», «так просто».

Обед исчез из его представлений вместе с изменением игровых условий.

Сюжет — та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами.

Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты — производственные, военные и т.д. Более разнообразными становятся и формы игры на старые сюжеты, скажем, в «дочки-матери».

Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной.

Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это сделали.

Действия разных детей не согласуются друг с другом, не исключены дублирование и внезапная смена ролей во время игры. Для средних дошкольников главное — отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради
самих действий, а ради стоящих за ними отношений.

Поэтому 5-летний ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий — сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот. Исключены и параллельные роли, например, одного и того же мишку не будут осматривать два доктора одновременно, один поезд не поведут два машиниста.

Дети, включенные в общую систему отношений, распределяют между собой роли до начала игры. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение.

Читайте также:  Классный час на день победы, 3 класс

Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»).

Сюжет и содержание игры воплощаются в роли.

Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами — к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами — и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам.

Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии.

Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия.

На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками. Вот как, например, в младшей группе детского сада проходит игра в железную дорогу.

Воспитательница помогает детям составить длинный ряд стульев, и пассажиры занимают свои места. Два мальчика, которым захотелось быть машинистом, усаживаются на крайние в ряду стулья, гудят, пыхтят и «ведут» поезд в разные стороны. Ни машинистов, ни пассажиров эта ситуация не смущает и не вызывает желания что-то обсудить. По выражению Д.Б.

Эльконина, младшие дошкольники «играют радом, а не вместе».

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведенияребенка. Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.

Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно.

Перенос формирующегося в игре механизма произвольности в другие неигровые ситуации в этот период еще затруднен. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых.

Например, играя, дошкольник может долго стоять в позе часового, но ему трудно выполнить аналогичное задание стоять прямо и не двигаться, данное экспериментатором.

Хотя в игре содержатся все основные компоненты произвольного поведения, контроль за выполнением игровых действий не может быть вполне сознательным: игра имеет яркую аффективную окрашенность.

Тем не менее, к 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила; регулирующие его поведение образы становятся более обобщенными (в отличие от образа конкретного персонажа в игре). При наиболее благоприятных вариантах развития детей, к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Но происходит не только расширение круга мотивов.

Уже в предыдущий переходный период — в 3 года — у ребенка появились мотивы, выходящие за рамки непосредственно данной ему ситуации, обусловленные развитием его отношений со взрослыми. Теперь, в игре со сверстниками, ему легче отрешиться от своих мимолетных желаний.

Его поведение контролируется другими детьми, он обязан следовать определенным правилам, вытекающим из его роли, и не имеет права ни изменить общий рисунок роли, ни отвлечься от игры на что-то постороннее.

Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности.

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению познавательных процессов —произвольной памяти, внимания, мышления.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s1115t7.html

Мбдоу «детский сад № 26»

Подготовила:Ковяшникова Ольга Павловна

Консультация для родителей  «Роль игры в становлении психических и психологических качеств у детей младшего дошкольного возраста».

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память.

В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, вспомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре.

Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета.

Характерная черта игры в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив каждого действия заключен не в получении результатов, а в самом процессе его выполнения.

В игре и других видах деятельности, таких как рисование, самообслуживание, общение, рождаются следующие новообразования: иерархия мотивов, воображение, начальные элементы произвольности, понимание норм и правил социальных взаимоотношений.

В игре впервые открываются отношения, существующие между людьми. Ребенок начинает постигать, что участие в каждой деятельности требует от человека исполнения определенных обязанностей и дает ему ряд прав. Дети приучаются к дисциплине, соблюдая определенные правила игры.

В совместной деятельности они учатся согласовывать свои действия. В игре ребенок постигает возможность замены реального предмета игрушкой или случайной вещью, а также может замещать предметы, животных и других людей своей собственной персоной.

Игра на этом этапе становится символической. Использование символов, способность замещать один объект посредством другого представляют собой приобретение, обеспечивающее в дальнейшем овладение социальными знаками.

Благодаря развитию символической функции у ребенка формируется классифицирующее восприятие, существенно изменяется содержательная сторона интеллекта. Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче в игре.

Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Воздействует и на интеллектуальное развитие: в игре ребенок обучается обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова.

Вхождение в игровую ситуацию является условием для разных форм умственной деятельности ребенка. От мышления в предметном манипулировании ребенок переходит к мышлению представлениями.

В ролевой игре начинает развиваться способность действовать в мыслительном плане. Ролевая игра имеет значение и для развития воображения.

Источник: http://www.xn—26-5cduha4bruthq.xn--p1ai/?p=3538

Роль игры в психическом развитии ребенка, виды игр

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Сущность игры, по Л. С. Выготскому, заключается в том, что она представляет собой исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми.

Характерная черта игры в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив каждого действия заключен не в получении результатов, а в самом процессе его выполнения.

В игре и других видах деятельности, таких как рисование, самообслуживание, общение, рождаются следующие новообразования: иерархия мотивов, воображение, начальные элементы произвольности, понимание норм и правил социальных взаимоотношений.В игре впервые открываются отношения, существующие между людьми.

Ребенок начинает постигать, что участие в каждой деятельности требует от человека исполнения определенных обязанностей и дает ему ряд прав. Дети приучаются к дисциплине, соблюдая определенные правила игры.В совместной деятельности они учатся согласовывать свои действия.

В игре ребенок постигает возможность замены реального предмета игрушкой или случайной вещью, а также может замещать предметы, животных и других людей своей собственной персоной.Игра на этом этапе становится символической.

Использование символов, способность замещать один объект посредством другого представляют собой приобретение, обеспечивающее в дальнейшем овладение социальными знаками.Благодаря развитию символической функции у ребенка формируется классифицирующее восприятие, существенно изменяется содержательная сторона интеллекта.

Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче в игре.Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Воздействует и на интеллектуальное развитие: в игре ребенок обучается обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова.Вхождение в игровую ситуацию является условием для разных форм умственной деятельности ребенка. От мышления в предметном манипулировании ребенок переходит к мышлению представлениями.В ролевой игре начинает развиваться способность действовать в мыслительном плане. Ролевая игра имеет значение и для развития воображения.

Все игры также можно разделить на два типа:

1) индивидуальные игры – представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек;

2) групповые игры – включают несколько индивидов.

С развитием ребенка игра изменяется. В первые два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что приводит к возникновению функциональных игр. В функциональной игре перед ребенком раскрываются не известные для него свойства предметов и способы действия с ними.

Так, впервые открыв и закрыв дверь ключом, ребенок начинает многократно повторять это действие, пытаясь при всяком удобном случае повернуть ключ. Это реальное действие переносится в игровую ситуацию.

Играя, дети делают в воздухе движение, напоминающее поворот ключа, и сопровождают его характерным звуком.

Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие. Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах.

Ролевые игры – допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Ролевая игра – преобладающая для детей дошкольного возраста, форма игры, в которой происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей.

Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх. Ребенок играет в «дочки-матери», в «магазин», беря на себя определенную роль, поэтому сюжетные и ролевые игры тесно взаимосвязаны, и имеет смысл говорить о сюжетно-ролевых играх.

Сюжетно-ролевые игры возникают в 3–4 года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно-ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания.

Дети, воспитывающиеся дома, включаются в коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В коллективных сюжетных играх, которые к 6–7 годам становятся более длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетно-ролевые игры учат детей жить в коллективе.

Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнеров.

Коллективная сюжетно-ролевая игра расширяет круг общения ребенка.

Он привыкает подчиняться правилам, требованиям, которые к нему предъявляются в игре: он то капитан космического корабля, то его пассажир, то восторженный зритель, наблюдающий за полетом.

Читайте также:  Малоподвижные игры для детей средней группы в детском саду

Эти игры воспитывают чувство коллективизма и ответственности, уважение к товарищам по игре, приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им.

Игры по правилам широко представлены в жизни школьников и взрослых. Они регулируются определенной системой правил поведения их участников.

Наиболее важные функции игры:

-Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного — эстетического воспитания детей.

-Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.

-Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

-Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

-Развивающая функция заключается в развитии ребенка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено.

-Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребенка.

-Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.

Источник: https://cyberpedia.su/6xdbcb.html

Влияние игры на психическое развитие ребенка

Игра непросто играет важную роль в развитии детей, она является ведущим видом деятельности, в которой происходит развитие ребенка. Игра – форма активного психического отражения ребёнком окружающей действительности. В игре происходит физическое и психическое развитие ребенка.

Именно в игре происходит развитие психических процессов, и появляются важные психические новообразования, такие как воображение ориентация в мотивах деятельности других людей, способность к взаимодействию со сверстниками.

Игровая деятельность различна и классифицируется по своим задачам.

Виды игр

Классифицировать игры можно по различным показателям: количеству играющих, наличию предметов, степени подвижности и т.д.

По основной цели игры разделяются на несколько видов:

  • Дидактические – игры, направленные на развитие познавательных процессов, усвоение знаний, развитие речи.
  • Подвижные – игры, на развитие движений.
  • Ролевые игры – деятельность по воспроизведению жизненных ситуаций с распределением ролей.

В играх у детей формируется внимание, активизируется память, развивается мышление, накапливается опыт, совершенствуются движения, создается межличностное взаимодействие. В игре впервые возникает потребность в самооценке, которая представляет собой оценку своих способностей по сравнению со способностями других участников.

Ролевые игры знакомят с миром взрослых, уточняют знания о повседневной деятельности, позволяют быстрее и глубже усваивать социальный опыт. Значение игры настолько велико, что её можно сравнить только с обучением. Разница в том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, и без неё даже процесс обучения становится невозможным.

Игра и психическое развитие ребенка

Мотив игры не в результате, а в самом процессе. Ребенок играет, потому что ему интересен сам этот процесс. Сущность игры в том, что дети отражают в игре различные стороны повседневной жизни, уточняют свои знания и осваивают различные субъектные позиции.

Но игра подразумевает не только выдуманные отношения (дочки-матери, продавец и покупатель и др.), но и реальные отношения друг к другу. Именно в игре появляются первые симпатии, чувство коллективизма, потребность в общении ос сверстниками. В игре развиваются психические процессы.

Игра оказывает постоянное влияние на умственное развитие ребенка.  Действуя с предметами-заместителями, ребенок наделяет его новым названием и действует с ним в соответствии с названием, а не по прямому назначению. Предмет-заместитель является опорой для мыслительной деятельности. Действия с заместителями служат основой для познания реальных предметов.

Ролевая игра вносит изменения в позиции ребенка, перенося его с детского статуса на взрослый уровень. Принятие ребенком роли позволяет ребенку приблизиться к взрослым отношениям на уровне игры.

Переход от предметных действий до ролевых игр связан с тем, что ребенок переходит от наглядно-действенного мышления к образному и логическому, то есть действия переходят от практически в умственные.

Процесс мышления связан с памятью, так как мышление опирается на опыт ребенка, воспроизведение которого невозможно без образов памяти. Ребенок получает возможность преобразования мира, он начинает устанавливать причинно-следственные связи.

Игра в первую очередь влияет на развитие памяти. Это неслучайно, так в любой игре у ребенка появляется необходимость в запоминании и воспроизведении информации: правила и условия игры, игровые действия, распределение ролей. При этом проблема незапоминания просто не возникает.

Если ребенок не запоминает правила или условия, то это будет негативно восприниматься сверстниками, что приведет к «изгнанию» из игры. У ребенка впервые появляется потребность в намеренном (осознанном) запоминании. Вызывается это желанием выиграть или занять определенный статус в отношениях со сверстниками.

Развитие памяти происходит на протяжении всего дошкольного возраста и продолжается в дальнейшем.

Игра требует от ребенка сосредоточенности, совершенствуя внимание: произвольное и непроизвольное. У ребенка появляется необходимость сосредоточения при определении игровых правил и условий.

Кроме того, некоторые дидактические и подвижные игры требуют от ребенка внимания на протяжении всей игры.

Потеря внимания непременно приведет к проигрышу или недовольству своих сверстников, что сказывается на его социальном статусе.

Развитие объема и длительности внимания происходит постепенно и тесно связано с умственным развитием ребенка. При этом важно развивать именно произвольное внимание как волевой компонент. Непроизвольное внимание используется на уровне заинтересованности детей.

Ролевые игры интерпретируются в принятии на себя роли соответствия ей. Поведение ребенка, его действия и речь должны соответствовать роли.

Чем больше развито воображение, тем интереснее и сложнее становятся образы, создаваемые ребенком. При этом сверстники часто дают друг другу независимую оценку, распределяя роли так, чтобы всем было интересно играть.

Это означает одно: проявление воображение приветствуется, а, значит, происходит его развитие.

Рассматривая влияние игры на психическое развитие ребенка, нужно отметить, что игра – центральный развивающий фактор. Именно в ней происходит личностное становление ребенка, развитие всех его психических процессов, усвоение социальных отношений. Игровая деятельность оказывает влияние на произвольность деятельности, что напрямую связано с волевыми функциями.

Родители должны знать, что ребенок нуждается в игре, это ведущий вид его деятельности, а, следовательно, нужно создавать условия для игровой деятельности детей и развития самой игры. Главное – выбирать игры для детей таким образом, чтобы они несли развивающее значение.

Источник: https://www.psyportal.net/134262/vliyanie-igryi-na-psihicheskoe-razvitie-rebenka/

Игра в психическом развитии ребенка

Главная / Статьи о детях / Игра в психическом развитии ребенка

Игра в психическом развитии ребенка играет огромную роль, в дошкольном возрасте она определяющим образом влияет на становление его психики.

Влияние игры на процессы высшей нервной деятельности

В игре тренируются такие психические процессы, как произвольная память и произвольное внимание. По ходу любой игры малышу приходится сосредотачиваться на чем-то, а это помогает лучше запоминать.

Игровые требования требуют полной сосредоточенности на предмете или объекте игры.

Маленькие дети не могут изображать ложный, ненастоящий интерес к чему-то, и их вовлеченность в игру всегда активно задействует различные стороны психики.

Через игру начинается учеба малыша, именно так он сначала и относится к ней, выбирая для себя определенную роль для взаимодействия по учебной деятельности со взрослыми.

Ведущая роль игры в психическом развитии речевых навыков не вызывает никаких сомнений. Чтобы играть друг с другом, малыши должны объясняться, и дети младшего дошкольного возраста не могут полноценно общаться и взаимодействовать друг с другом. Кто-то владеет речью лучше, а кто-то хуже, но подтягиваются гораздо быстрее именно через игру.

Влияние игры на развитие психических процессов ребенка заключается и в том, что он начинает переходить к мышлению в своих представлениях о чем-то.

Так, если малыш дает название какой-то вещи, с которой играет, то он начинает относиться к предмету именно так, как определил его для себя.

Можно привести известный пример из мультфильма, когда маленькая девочка живо представляла себе, что ее варежка – это щенок.

По тому, как ребенок играет, можно установить его потребности и мотивацию. Довольно легко понять, когда малыш своими простыми действиями в игре делает знаки о том, что он нуждается в любви и заботе, или, например, ему важна похвала родителей.

Ролевая игра в психическом развитии ребенка

Именно в процессе ролевой игры начинают проявляться черты и особенности личности малыша. Для ребенка такая деятельность является своего рода работой, службой, через нее уже в таком раннем возрасте можно делать прогноз – каким он будет на трудовой стезе.

Роль игры в психическом развитии заключается и в том, что дети знакомятся с взаимоотношениями взрослых людей, и даже начинают понимать и копировать их поведение.

Это проявляется, прежде всего, в ролевых играх, которые также хорошо развивают и воображение, и фантазию.

В таких играх дети устанавливают правила, подчиняются этим правилам, учатся общению и приобретают качества, важные для установления контактов с другими.

Ролевые игры помогают вскрыть психотип ребенка, то, как легко он будет идти на контакт. Некоторым детям из-за застенчивости бывает трудно общаться с другими ребятами, но психологи успокаивают родителей, что это нормальное явление в детском возрасте. Во многом стеснительность является еще и показателем высокого уровня интеллекта.

Через ролевую игру дети учатся управлять своим поведением, они создают определенный образ, которому стараются соответствовать, и критерии контроля – именно в этом проявляется произвольность их поведения.

По тому, какие сюжеты ребенок придумывает для игр, можно судить об имеющихся у него психологических проблемах и вовремя предпринять действия для их устранения.

О большом значении игры в психическом развитии ребенка постоянно говорят ведущие педагоги всего мира. Игры положительно влияют на взаимоотношения детей в коллективе, помогают снять психологические барьеры, дают детям уверенность в себе. Можно рассматривать игру как движущую силу развития детей.

Слайд-шоу

15 ступеней к идеальному образу

Не обязательно быть красавицей, чтобы себя таковой ощущать. Вместо того чтобы гнаться за чужими образами с обложек глянцевых ж…

Читать далееМорская соль: полезные свойства

Вы наверняка слышали такое выражение: «соль – белая смерть». Относится ли оно к морской соли, или она имеет преимущества перед …

Читать далее10 советов по сохранению зрения

В наш век компьютеров глаза стали получать сильную нагрузку и все больше людей жалуются на ухудшение зрения даже в молодом воз…

Читать далее15 ошибок в макияже невесты

В день свадьбы взгляды все окружающих направлены на невесту, поэтому для нее особенно важно выглядеть самой красивой и привлек…

Читать далее

Статьи о здоровье

Часто беспокоит онемение пальцев левой руки

Кратковременная потеря чувствительности в конечностях – довольно неприятное явление, которое знакомо многим. При этом в облас…

Читать далее

Клизма – это процедура, которая проводится с целью очищения и промывания толстой кишки. Клизмы бывают очистительные, послабляю…

Читать далее

Мало кто знает, что правильно проведенный массаж лица от морщин по эффективности сравним с качественной пластической операцией…

Читать далееБеспокоит боль в ягодицах, что делать

Развитие любого патологического процесса в организме характеризуется рядом клинических проявлений. Одним из них является боле…

Читать далееПолезен ли крем для увеличения груди?

Красивая грудь с древних времен считалась главным атрибутом женственности и сексуальности. Однако, далеко не всех представител…

Читать далее

Аэробика для похудения является не только эффективным способом снижения веса, но и средством укрепления мышц и общего оздоровл…

Читать далее

Источник: http://pigulko.ru/stati-o-detjah/5810-igra-v-psihicheskom-razvitii-rebenka.php

Ссылка на основную публикацию