Социализация ребенка в обществе

Социализация детей

Определение 1

Социализация – это довольно продолжительный процесс, при котором человек усваивает новые знания, приобретает опыт, воспринимает нормы поведения и различные нравственные ценности, которые являются общепринятыми в обществе.

Целью процесса социализации является перевод человека из его биологического состояния в самостоятельную социальную личность, которая обладает сознанием и, что самое главное, самосознанием.

Человек, который прекрасно осознает свою ответственность, свой образ и понимает то, что он отличается от остальных, получает больше возможностей к тому, чтобы сыграть свою важную роль в обществе.

Формально социализацию следует понимать как двухэтапный процесс:

  1. Ранняя социализация – это период, который охватывает детство, отрочество и юность человека. Сюда включен возраст от 0 до 18 лет;
  2. Поздняя социализация – молодость, зрелость и старость человека. Возраст, который охватывает этот период – 18-20 лет и до конца жизни человека. Здесь перед ним открывается больше путей для того, чтобы пройти социализацию и освоить новый опыт, поскольку он будет принимать участие в деятельности с совершенно новыми требованиями, которые будут удовлетворять его запросы.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Чтобы более подробно ознакомиться с многоаспектностью процесса социализации, следует упомянуть о ее стадиях.

Первая стадия – младенчество (0-1 год), где доминирующим окружением ребенка является семья, где он непосредственно получает первый опыт общения с людьми, пусть пока и не до конца сам осознает это.

В младшем школьном возрасте (7-11 лет) на ребенка оказывает влияние не только семья: к ней также присоединяются педагоги, ровесники, социальные сообщества и средства массовой информации. Сегодня дети в раннем возрасте начинают познавать особенности интернета и других СМИ, что влияет на его психику и становление мировоззрения.

В зрелом возрасте человек начинает смотреть на мир иначе: у него появляется собственный жизненный опыт, происходят колоссальные изменения в семье. Это может быть переезд от родителей, вступление в брак.

В любом случае, в зрелом возрасте доминирующим окружением человека становится его собственная семья (жена или муж, дети), также коллеги по работе и различные социальные сообщества.

Здесь человек уже более осознанно может не только выбирать необходимую информацию из общего потока, но также и выдавать свои данные, которые он получил практическим путем, основываясь на свой житейский опыт.

С этим «багажом» человек проходит через всю оставшуюся жизнь, вступая в стадию старости. Здесь его жизнь также не останавливается: сегодня многие пожилые люди получают возможности освоить совершенно новые типы деятельности, они взаимодействуют с другими людьми, не чувствуют себя одиноко.

Специфика социализации ребенка

Социализация является важнейшим процессом усвоения человеком образцов общественного поведения, а также ряда психологических установок, норм и ценностей. В дальнейшем перечисленные элементы позволят ему успешно функционировать в обществе и реализоваться как личности, но с учетом того, что в детском возрасте он будет проходить грамотный и последовательный процесс социализации.

Известный факт заключается в том, что социализация личности – это процесс, который человек переживает не только на ранних этапах своего развития: это тот процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека.

Но основы успешной социализации и адаптации к постоянно меняющимся социальным условиям закладываются конкретно в детском возрасте. Например, в дошкольном возрасте ребенок, в силу своего уровня развития, осваивает первоначальные нормы поведения.

В этом же возрасте ребенок активно овладевает механизмами социализации.

Замечание 1

В дошкольном возрасте на процесс социализации ребенка оказывают большое влияние так называемые «агенты социализации». Агентами являются те лица, с которыми у дошкольника происходит ежедневное и непосредственное взаимодействие.

Такими агентами социализации для ребенка могут быть следующие:

  1. Члены семьи – прежде всего, это родители, затем бабушки и дедушки, сестры и братья;
  2. Детский сад и его работники – в первую очередь, это воспитатели и нянечки, которые оказывают ребенку необходимый уход и обеспечивают его времяпровождения в детском саду;
  3. Общество – ребенок, становясь старше, но все еще находясь под опекой родителей, вступает в социальные связи и взаимодействует со сверстниками, а также с друзьями и соседями, которые также оказывают значительное влияние на его социализацию и мировоззрение.

Благодаря пластичной нервной системе, ребенок в раннем возрасте довольно восприимчив и легко обучаем. Это создает наиболее благоприятные условия и возможности для того, чтобы обеспечить успешное нравственное воспитание и социальное развитие полноценной личности.

Но, одно из условий, которое не всегда учитывается родителями, другими членами семьи и обществом в целом – это то, что гиперопека над ребенком может снизить уровень его социальной ответственности.

Человек будет ощущать, что за него несут ответственность его родители, поэтому это может привести ко вседозволенности со стороны подрастающего организма.

Замечание 2

Таким образом, социализация детей выступает в качестве достаточно сложного процесса, который оказывает особое влияние на всю их последующую жизнь. Если ребенок не социализируется в раннем возрасте, то у него снижаются шансы к полноценной жизни, когда он станет взрослым.

Изначально заложенные нормы и ценности человека будут определять развитие его личности, восприятия окружающей действительности. Высока роль агентов социализации, а также социальных институтов, которые содержат в себе первоначальные установки и ценности.

Если воздействие благоприятно, то и человек будет развиваться стабильно, адаптируясь к возможным социальным изменениям, происходящим в социуме.

Важна адекватность оценки событий, адекватность ценностей и норм, которые закладываются в семье, ценностям и нормам, которые присутствуют в обществе.

Источник: https://spravochnick.ru/onearticle/socializaciya_detey/

Социализация детей

Социализация детей и подростков сегодня одна из актуальных тем для обсуждения, как в профессиональных кругах педагогов, психологов, так и в обывательских. Еще бы. Мало кто не замечает, как нынешнее поколение отличается от предыдущих. Мало кто не видит, что былые ценности уступают место новым, что старые привычные методы воспитания не приносят тех результатов, каких бы хотелось.

Думается, небезосновательно некоторые исследователи полагают, что успешная социализация детей — залог счастливого будущего не только отдельно взятой личности, но и страны, всего человечества. И вопрос о том, как правильно должна протекать социализация детей – вопрос выживаемости и полномасштабного развития современного общества.

Социализация – теория и практика

Социализация – процесс усвоения ребенком принятых в обществе ценностей, норм. Социализация охватывает все общество в целом.

Процесс замены старых ценностей новыми принято называть ресоциализацией, а утрату личностью навыков социального поведения — десоциализацией.

Отклонение в социализации, как отрицательные (к примеру, преступник), так и положительные (к примеру, гений) принято называть девиацией.

Выделяется несколько факторов, влияющих на прохождение социализации человеком – биологический, социальный, психологический. С какими задатками, темпераментом и физическими возможностями родился ребенок, в какое окружение, в какую культуру он будет погружен – от этого зависит качество его социализации.

Условно можно выделить несколько кругов социализации детей: вначале это семья, потом горизонты общения ребенка расширяются — улица, образовательные учреждения, город, страна, мир.

С каждым годом ребенку требуется усваивать все большее количество информации, обретать все большее количество навыков для наилучшего выживания в современном мире.

Одновременно с этим мы наблюдаем деградацию социальных институтов общества: кризис семьи, школы, дополнительного образования детей и пр.

Тревожные звоночки, связанные с тем, как проблематично проходит социализация детей, повсеместно раздаются в разных уголках страны.

Количество детей с негативными отклонениями (алкоголизм, преступность, наркомания, игромания, суицид, нравственный аутизм и т.д.) в социализации неуклонно растет. Пора что-то делать.

Не только рассуждать на завалинке о том, как все плохо и смаковать яркие примеры из жизни.

Системно векторная психология (новое направление в психологии) предлагает начать с Понимания сути проблемы.

Социализация вчера, сегодня, завтра

С точки зрения системно векторной психологии, социализация – это путь становления ребенка Человеком. Человеческому детенышу, рожденному с заданными от природы особыми психическими свойствами – векторами, вплоть до пубертатного периода предстоит их развивать.

Дело в том, что вектора заданы нам в своих базовых свойствах. От того, в какую социальную среду попадает ребенок, зависит — сможет он стать человеком или так и останется в «недочеловеком» (то есть в биологическом плане ребенок изначально человек, а вот в социальном, психологическом ему еще предстоит им стать). Вспомним про детей – маугли.

Следует отметить, что системно векторная психология различает такие понятия, как адаптация (приспособление к ландшафту) и социализацию (процесс усвоения человеком культурных ценностей). Тот же Маугли хорошо адаптировался в джунглях, он научился там выживать, но вот социализироваться по определению он мог только в обществе.

В эпоху первобытности ребенку для успешной социализации надо было знать и уметь гораздо меньше, чем сегодня – ландшафт, культура изменились в сторону усложнения. А природа устроена разумно – новая среда – новые свойства для человека.

Так, если каждый в первобытной стае рождался с одним вектором – он и выполнял свою видовую роль, способствуя тем самым выживанию и себя, и всех членов стаи.

Человек с кожным вектором являлся охотником и воином, с анальным вектором был домохозяином, охранял женщин и детей, когда остальные уходили на охоту.

Современные же дети рождаются многовекторными и у них не все так прямолинейно, как у наших предков. Больше задатков, больше возможностей, больше желаний и больше пустоты, проблем в случае, если что-то в социализации детей пошло не так.

Одно осталось неизменным – огромная роль в жизни человека общества. От того насколько ребенок впишется в общество зависит его ощущение счастья и социума в целом.

Где он, стандарт социализации?

На сегодня очевидны две основные проблемы того, что социализация детей проходит не так как надо: 1. ребенок усвоил плохие ценности, 2. ребенок – социальный неадаптант. Почему так происходит?

Институты социализации детей находятся в кризисе и тут, что называется, повезет или не повезет.

В какую семью, в какой коллектив, к каким педагогам попадет ребенок? Столкнется ли он с крайностями, в которые порой впадают родители, когда некоторым из них совершенно безразлична судьба детей, или, напротив, когда родители стремятся огородить ребенка от любого зла, в том числе от современного общества, воспитывая его в тепличных условиях?

Немаловажную роль имеет и состояние общества в целом. Что для россиян сегодня оценивается как «нормальное» поведение? Выпить пивка на диване, покурить на кухне, вести разговоры о плохой власти, непутевой России, поругаться с супругой, не задумываясь о том, как эти наши необдуманные поступки, разговоры влияют на представления ребенка о должном, и о правильном?

Каждый из нас является частью общества и вносит свой вклад в формирование коллективного бессознательного — чем больше оно наполняется нашими нехватками, неудовлетворенностью жизнью, чем больше мы отрываемся от культуры и понижаем эталоны нравственности и морали по отношению к самим себе, тем больше общество оказывает негативное влияние на социализацию детей.

В советское время за счет высокого уровня культуры в своей массе советских граждан институты социализации работали лучше, страховали один другой. Давали возможность ребенку успешно социализироваться не дома, так на улице, в школе, на бесплатных кружках и секциях.

Вывод один: чтобы изменить ситуацию в социализации детей требуется начать с себя, научиться мыслить системно и чем больше людей это сделают, тем больше шансов воспитать полноценное поколение.

В качестве иллюстрации к выводу: знания по системно векторной психологии о том, как различать детей по векторам помогают видеть болевые точки социализации конкретного ребенка и малой кровью их ликвидировать и самим стать счастливее.

Так, анальный ребенок трудно приспосабливается к новому коллективу, новому месту и для него первые походы в детский сад – сущий кошмар, он будет цепляться за мамину юбку, для него рушится привычный мир и если мама пойдет у него на поводу, перестанет водить в садик, не понимая сути социализации и природу своего карапуза, то адаптация в школе будет проходить сложно.

Кроме того, на самом деле анальному ребенку нужен коллектив, так как друзья входят в список его жизненных ценностей, наряду с семьей и детьми.

Задача родителей – поддержать анального ребенка в прохождении через трудности, и он приобретет необходимые ему для жизни социальные навыки общения в коллективе сверстников, пройдет ранжирование – найдет свою роль в обществе и сможет полноценно раскрыть свои природные задатки.

Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Источник: http://styllzhizni.ru/deti/sotsializatsiya-detey

Социализация без детских учреждений

Сторонников домашнего воспитания (без садика) и семейного образования (без школы) всегда ждут вопросы от окружающих касательно пресловутой социализации.

Ну ладно академические знания и практические навыки, но как он научится общаться с людьми?? Хорошо, если этот вопрос задают в вежливой форме, с реальным интересом и попыткой понять. Но часто об отсутствии социализации домашнего ребенка говорят как о непреложной истине, которую глупо даже пытаться оспаривать.

Пишу сейчас не для последней категории людей, а для тех, кто допускает идею о том, что родители могут воспитывать и учить ребенка без традиционной системы детских учреждений.

Итак, почему мы, родители, так беспокоимся о социализации? Да потому, что понимаем – ребенок может быть очень умным, талантливым, интересным, но без навыков общения ему будет не только сложно добиться чего-то в жизни, но и наверняка будет тяжело морально.

Людям, не умеющим находить общий язык с другими, в любом случае придется вступать во взаимодействие с кем-либо: дружить или, по крайней мере, сотрудничать, вступать в брак, воспитывать собственных детей.

Поэтому, разумеется, уметь общаться для человека, как социального существа, крайне необходимо.

Однако сразу возникает вопрос: почему же большинство людей считает, что социализация ребенка возможна лишь в рамках замкнутых детских групп? Думаю, причин несколько.

Основная – в том, что садики и школы укладываются в нашу концепцию жизни, «все так делают», мы в этом выросли, мы так привыкли и не можем представить, что может быть иначе.

Кроме того, отдать процесс воспитания и обучения на аутсорс однозначно проще, чем пытаться справляться своими силами. И это в принципе нормально, что родители стремятся облегчить свою жизнь. В наше смутное время воспитывать ребенка не так-то легко.

Много информации, свобода выбора, с которой непонятно что делать, отсутствие связи поколений. Еще одна причина – родители даже не рассматривают вариант домашнего воспитания/образования в силу материальных сложностей или давления окружающих.

И все-таки давайте рассмотрим сам термин «социализация». Вот что нам говорит Википедия: «Социализация — процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе».

Заметьте, речь в определении не идет об общении со стандартизованной группой одновозрастных сверстников. Социализируясь, ребенок постепенно впитывает нормы и установки среды в целом.

Он узнает о том, что приемлемо в обществе, а что нет, как правильно взаимодействовать с людьми разного возраста, как выполнить действия, необходимые для жизни и требующие контакта с кем-либо.

Социализация нужна для того, чтобы по мере взросления у ребенка не вызывали затруднений ситуации, требующие общения как с детьми разных возрастов, так и с взрослыми.

Казалось бы, организуй ребенку обычную жизнь, а точнее, грамотно включи его в свою: пусть находится рядом с родителями, когда они работают, общаются с друзьями и соседями, ходят в гости.

Читайте также:  Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет в детском саду

Добавь кружки, детские площадки и детские центры – вот и сверстники. Кажется, как раз получится естественная, ненасильственная социализация… Но нет, противники домашней жизни детей скажут: это всё не то.

А как же постоянные друзья из садика/школы, детские «группировки», первая любовь?

А я вот сразу думаю – да, многие из нас вспоминают хорошие моменты из школьного детства (садик обычно мало кто помнит).

Но не сходно ли это со «стокгольмским синдромом», когда сознание людей, оказавшихся в заложниках, не могло принять сей факт, и они начинали оправдывать и возвеличивать террористов? Память сглаживает негативные моменты прошлого, и мы вспоминаем детство как нормальное, хорошее, а школу как важную и нужную «школу жизни».

Но действительно ли так нужна нам была именно та дружба, навязанная обстоятельствами, именно та первая любовь (а если честно, наверняка ведь там и не любовь была)? Или мы просто смирились с тем, что было, и для самоуспокоения решили, что это было лучшее из возможного?

Еще один момент про усвоение социальных норм. Ребенок учится у своих сверстников. У замкнутой группы детей, волей случая ставших одной «командой». Но как можно научиться чему-то у того, кто сам еще незрел ни интеллектуально, ни морально? В условиях аквариума, в оторванности от самых близких и важных людей – родителей.

Неудивительно, что в школах процветает жестокость по отношению к неблагополучным или отличающимся чем-то от других одноклассникам. Я вспоминаю травлю двух мальчиков в двух классах, где я училась. Избиений не было, но! Один, из начальной школы, в итоге ушел в другую школу, а другой всю среднюю страдал от шуточек и даже оскорблений в свой адрес.

Вот такие жертвы обстоятельств. Зато другие впитали «социальные нормы»… Уверена, сейчас большинство моих сверстников достаточно зрелые люди, чтобы не позволить себе оскорбить кого-то только за внешность или медлительность. А искусственная детская среда часто жестока, и это вполне логично.

Дети мстят (подсознательно) окружающему миру за свою слабость, невозможность изменить то, что не нравится.

Одна из основных проблем воспитания/обучения в детских учреждениях – это нарушение привязанности к родным, в первую очередь, родителям. Об этом много и хорошо пишет Ньюфелд.

Ребенок в садике, и особенно в школе начинает рассматривать мир через призму мнения сверстников, он отдаляется от главных в его жизни людей. Интересы детей поверхностны, сами дети эгоистичны – это нормально и естественно.

Но нахождение в замкнутой группе сверстников приводит к тому, что ребенок волей-неволей принимает за норму поведения в обществе именно детское поведение и отношение к другим людям. Он не усваивает нормы общества, он усваивает нормы детского общества.

Кстати, дети, выросшие в детдоме, имеют серьезные проблемы с социализацией. Именно потому, что учились у других таких же незрелых детей, не видели настоящей взрослой жизни. Вот это нужно для социализации – больше, чем всё остальное!

Последний довод, который приводят сторонники детсадовской и школьной социализации – это важность осознания, что мир не добрый. Это если сказать кратко. Формулировки обычно такие: «чтобы знал, что такое конфликты», «нечего растить тепличного», «пусть знает, что не все с ним будут сюсюкаться, как родственники».

Но мне кажется, не нужно бояться дать ребенку больше любви и счастья в детстве, напитать его комфортом и благополучием по максимуму, дать поверить, что мир хороший. А позже он будет притягивать к себе счастье, как магнит. По себе знаю, что качество детства накладывает огромнейший отпечаток на всю жизнь.

Не зря очень многие взрослые люди находятся в плену детских травм (не только связанных с родителями, но и, например, с детским коллективом, неудачной первой «любовью»). А потом приходится заново учиться верить, что не везде стоить ожидать угрозы, не всегда ты будешь отвергнут.

Тепличных, изнеженных людей, по-моему, намного меньше, чем побитых жизнью.

В заключение скажу: у меня нет цели оскорбить и принизить воспитание и обучение в детском саду и школе. Я не считаю, что они всегда и всем вредны. Я не психолог и не идеальный родитель. Но мне хочется разобраться в вопросе, какой именно должна быть социализация ребенка.

И логика мне подсказывает, что подневольное посещение заведения, где один/два/три взрослых «управляют» группой детей – это не социализация. Исторические факты о воспитании дворянских детей и опыт знакомых, вставших на путь семейного образования, подтверждают мои мысли.

Идеальная социализация в моем понимании – это воспитание ребенка в спокойной и гармоничной среде, где есть дети и взрослые, люди разного образования и профессий, включенность в общение родителей с их друзьями и коллегами, участие с малых лет в родительской деятельности, путешествия по миру, посещение мероприятий и занятий (кружков и мастер-классов) по интересам ребенка, общение в детско-родительских клубах и многое-многое другое. Да, это может быть сложно, да, это не для всех – но все-таки реально. То, что социализация возможна только в садике и школе – просто установка. Можно упереться в нее рогом, а можно принять, что бывает и по-другому. И, возможно, по-другому – это лучше, хотя бы для этой конкретной семьи.

я — автор lovingmama.ru

Вроде веду группу для мам, соответственно, кучу всего подобного много раз слышала и читала. Но тут зацепило…

Алинке 2г.1м. и говорит она уже очень даже неплохо. Иногда декламирует сказки и отрывки из книг, которые мы читаем, и это настолько смешно бывает! Ну и…

Вот так иногда читаю, многие дают всякие сладости, и покупные, и домашние, даже до года… Видимо, у всех в голове есть такой стереотип: дети и сладкое…

Столкнулась сегодня с этим пренеприятнейшим явлением… Ребенок у меня очень спокойный, хотя и требовательный, и с характером. Но истерик, пожалуй, как…

Источник: http://LovingMama.ru/entry/1100-socializaciya-bez-detskih-uchrezhdeniy

Процесс социализации: как помочь ребёнку

17.06.2016 Наталия Гончарова Задать вопрос авторуДобавить в избранное Распечатать

Родителей часто волнует проблема детской социализации. Важно ли ребёнку общаться с другими детьми и в каком возрасте нужно начинать? Каким навыкам должен научиться ребёнок в процессе общения? Как могут помочь малышу родители и педагоги?

Ответы на эти вопросы вы сможете найти далее.

Когда начинается социализация?

Ребёнок находится в обществе и начинает усваивать некоторые его правила с самого рождения.

Однако сензитивный период социализации начинается около 2 лет и продолжается до 7. Это значит, что в этот период ребёнок особенно легко усваивает правила общения со взрослыми и другими детьми. Раньше этого возраста особой потребности в общении с людьми, помимо значимых взрослых, нет.

Позже 7 лет усвоить правила общения ребёнку будет значительно сложнее. Это не значит, что после 7 социальный интерес угасает, напротив, обычно именно с этого возраста у ребёнка особенно возрастает потребность в общении со сверстниками. Однако к этому возрасту он уже должен усвоить основные правила общения.

Ребёнку важен опыт общения не только с отдельными сверстниками, но и с группой детей, чтобы почувствовать себя частью группы. Такой первый опыт становится очень важным для будущей жизни.

Чему учится ребёнок в процессе социализации и как ему помочь?

— Способность к эмпатии.

Около 2 лет ребёнок приобретает способность понимать чувства других людей. Взрослые могут помочь ему, проговаривая чувства самого ребёнка, свои собственные и окружающих.

Например, ребёнок падает, и вы видите, что ему больно. Обозначьте его чувства «Тебе больно.» Если вы считаете, что ребёнок плачет от обиды, также проговорите это. Таким же образом проговаривайте свои чувства и чувства близких людей: «Папе грустно, он очень расстроился», «Сегодня у меня прекрасное настроение, мне очень весело».

Спрашивайте ребёнка, как он себя чувствует: «Тебе сегодня весело? Грустно? Ты устал?». Не нужно давать никакой оценки состояния, вы просто учите ребёнка таким образом обращать внимание на свои эмоции и проговаривать их. Это поможет ему в будущем объяснять свои чувства и замечать чувства других.

— Возможность получить самостоятельный опыт общения. Как позитивный, так и негативный.

Важное правило для взрослых (которому часто достаточно сложно следовать): по возможности не вмешиваться в общение детей. Да, взрослый обязан вмешаться, если видит опасную для ребёнка ситуацию, например, драку. Или ребёнка обижают, а он не в состоянии в данный момент постоять за себя.

Однако нужно быть осторожными и в основном оставаться в позиции наблюдателя.

Так мы демонстрируем ребёнку – ты справишься, ты можешь разрешить эту ситуации сам! Даже если вам кажется, что ребёнок разрешил ситуацию не слишком правильно, это его личный опыт, в которому ему не следует отказывать.

Лучшим методом в любой ситуации будет активное слушание и озвучивание эмоций. «Ты хорошо провёл сегодня время на площадке. Ты играл с друзьями.»

Не стоит давать свою оценку ситуации. Возможно, вы видите её по-разному. Например, вы можете думать: «Какой кошмар, мой ребёнок ни с кем не играл сегодня! Зачем мы вообще пошли на площадку?».

Ребёнок же вспоминает, что он построил туннель для машины и прекрасно провёл время. Если вы просто сообщаете о своем наблюдении, то ребёнок, скорее всего, поделится своими чувствами.

Вы можете сказать: «Ты сегодня играл один», и услышать в ответ гордое: «Да! Ты видела, какой я сделал туннель?!».

— Узнать о границах дозволенного при общении.

Эти границы помогают определить взрослые. Это как раз тот момент, когда взрослый вмешивается в ситуацию во время общения детей. В каждой группе или семье границы могут слегка различаться.

Поэтому важно обозначить, что именно у вас существует данное правило: «У нас в семье нельзя обзываться», «В нашей группе нельзя отбирать игрушки».

Правила должны соблюдаться всегда и нарушение их должно пресекаться как можно быстрее и достаточно строго.

— Научиться разрешать конфликты.

Часто взрослые воспринимают конфликт как нечто плохое и недопустимое. Однако конфликты дают ребёнку прекрасный опыт. Ребёнок постепенно учится спокойно разрешать конфликтные ситуации и видеть чувства другого человека.

Во время конфликта детей родителю стоит усвоить несколько правил:

  • Не вмешиваться без необходимости. Это достаточно непросто, потому что взрослые часто видят необходимость помочь ребёнку. Однако часто малыш может и сам разрешить конфликт, стоит дать ему немного времени.

Например, на площадке у вашего ребёнка забрали игрушку. Он стоит в недоумении и не знает, что делать. Не стоит сразу искать обидчика и забирать игрушку. Дайте вашему малышу время, возможно он удивит вас, просто сказав: «Это моя игрушка, отдай!», и получит её обратно. Это станет для него позитивным опытом самостоятельного разрешения конфликта, которого мы могли бы его лишить, вмешавшись.

  • Не занимать сторону вашего ребёнка. Это очень сложный пункт, однако вам нужно помнить, что другие дети также учатся общаться и некоторым это даётся проще, а другим сложнее. Вы можете поддерживать вашего ребёнка в конфликтной ситуации (лучше использовать активное слушание и объятия, если ребёнок не может справиться с эмоциями). Однако никогда не обвиняйте другого ребёнка. Лучше постарайтесь высказать его эмоции: «Мальчику очень понравилась твоя игрушка, поэтому он забрал её. Но она твоя, и ты можешь попросить отдать её».
  • Вмешаться, когда это необходимо, останавливая неприемлемое поведение, но не давая оценочных суждений. «Нет, мы не бьём друг друга!». В Монтессори-группах часто применяют определенную фразу, которую знают все дети и применяют в конфликтной ситуации, чтобы остановить обидчика. Например, «Стоп! Мне не нравится». Вы можете использовать такой опыт и в своей семье.

— Научиться вести себя в определённых ситуациях.

В Монтессори-группах существуют так называемые уроки вежливости. Дети проигрывают сценки, как вести себя в той или иной ситуации. Такие уроки можно проводить и в семье. Вот примеры таких уроков:

1) Я и другие люди:

  • обращение и знакомство;
  • приветствие и прощание;
  • благодарность и извинение;
  • просьба и отказ;
  • забота о младших, пожилых, людях с особыми потребностями;
  • правила группы.

2) Чувства человека:

  • почему я плачу;
  • чему я радуюсь;
  • чем я могу обидеть человека;
  • как я могу успокоить или порадовать;
  • что я люблю и что не люблю.

3) Поведение в общественных местах:

  • во дворе, на улице;
  • в транспорте;
  • в магазине, поликлинике, кафе;
  • в театре, кино, на концерте;
  • в гостях.

4) Как пригласить в гости и как принять гостей.

5) Гигиена и опрятность:

  • гигиена кожи, зубов, волос…
  • забота о теле: спорт и здоровое питание;
  • как одеться.

6) Забота о растениях и животных.

7) Основы безопасности жизнедеятельности:

  • обращение с бытовыми приборами;
  • как вести себя с незнакомцами;
  • как переходить дорогу;
  • правила обращения с огнём.

Источник: https://mchildren.ru/uchimsya-obshhatsya-sotsializatsiya-rebyonka/

Социализация детей дошкольного возраста

Социализация – это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает.

Осуществляется социализация, главным образом, через общение, а поскольку первый человек, с кем ребенок начинается общаться и испытывать в нем потребность – это мама (или человек ее заменяющий), то семья выступает первым и главным «институтом социализации».

Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир – неоднозначный и незнакомый.

В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно нащупывая зыбкий баланс между ними и собственными потребностями. Эти особенности в педагогике называют факторами социализации.

Факторы социализации личности ребенка-дошкольника

  • внешние факторы – определяют содержание и форму социализации дошкольников, определяют векторы их дальнейшего развития. К ним относятся вышеупомянутая семья, детский коллектив, допустим, во дворе, центры раннего развития, кружки по интересам, детские дошкольные учреждения, а также культура и религия социальной группы;
  • внутренние факторы – индивидуальные особенности ребенка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определяют стиль переживания межличностных отношений.

Проблема социализации личности дошкольников является одной из базовых в педагогике и возрастной психологии, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе как активного субъекта. От степени социализации зависит то, насколько гармонично развитым будет дошкольник, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды.

Особенности социализации детей дошкольного возраста

Пути и средства социализации личности дошкольника напрямую зависят от возрастного этапа развития и определяются типом ведущей деятельности. В зависимости от возраста главным в личностном развитии ребенка выступает следующее:

  • для детей до года самое важное – общение внутри семьи. Именно через призму семейных отношений и ценностей им воспринимается и усваивается базовая информация о внешнем мире, формируются шаблоны поведения;
  • после года и примерно до 3 лет у детей появляется потребность в общении в детском коллективе. Именно поэтому важно создать условия для возможности полноценных межличностных коммуникаций – то есть водить ребенка в группы раннего развития, на детские площадки, в сад. Там дети учатся общаться с себе подобными, учат друг друга простым нормам сосуществования в обществе, например, тому, что нужно дружить, делиться, сопереживать;
  • от 3 до 6 лет главным средством познания мира для ребенка становится собственная речь: он учится задавать вопросы, строить диалог, анализировать знания, полученные вербальным путем.
Читайте также:  Детям о профессии артист

Важно помнить, что на любом возрастном этапе социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Именно поэтому постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие методики развития, направленные на то, чтобы подать информацию в простой, доступной, игровой форме – то есть той, которая будет интересна.

Гендерная социализация дошкольников

Гендер – это социальный пол, значит, гендерная социализация – это определение в процессе социализации принадлежности к тому или иному полу и усвоению соответствующих норм поведения.

Полоролевая социализация в дошкольном возрасте начинается еще в семье, где ребенок усваивает социальные роли мамы (женщины) и папы (мужчины) и проецирует ее на собственные межличностные отношения. Хорошим примером гендерной социализации дошколят является игра «Дочки-матери», которая является своеобразным индикатором усвоенных полоролевых норм.

Источник: https://womanadvice.ru/socializaciya-detey-doshkolnogo-vozrasta

Социализация ребёнка в детском саду

«Вашему малышу уже три и он ещё не в детском саду? Какой ужас! Задействуйте все возможности, чтобы получить место, иначе ваше чадо не социализируется!» Не… что? Что такое социализация ребёнка? Как и где она происходит? Роль детского сада в социализации дошкольников. Эти и другие вопросы обсуждаем прямо сейчас.

Сам термин «социализация» появился не сегодня, однако плотно в обиход вошёл не так давно. Старшее поколение и не задумывалось на эту тему. Детей просто «водили» в детский сад, так как родители, бабушки и дедушки работали (за тунеядство могли и посадить), а оставлять ребёнка беспризорным и тогда было опасно.

 
Сейчас ситуация изменилась. Статья за тунеядство исчезла. Возникла безработица, многие мамы получили возможность сидеть дома с ребёнком не два месяца, а столько, сколько хочется — весь дошкольный, а иногда и школьный возраст.

И если раньше поголовно все дети страны воспитывались в едином духе, согласно распоряжению партии и правительства впитывая общественные ценности, то сейчас возможны варианты. У «домашних» детей система ценностей формируется под влиянием семьи и может отличаться от общепринятой.

Хорошо это или плохо? Всё зависит от людей, окружающих ребёнка. Именно под их влиянием происходит социализация маленького человечка — вхождение в общество.

Социализация — что это?

Оказывается до сих пор термин «социализация» не имеет однозначного толкования. Приведём несколько определений и высказываний.

Большая советская энциклопедия: «Социализация — это процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».

Фрейдисты считают социализацию всего лишь приспособлением врождённых форм поведения к условиям существования в обществе. Фрейд говорил, что каждым человеком движут рефлексы и желания (бессознательное). Сталкиваясь с нормами поведения в обществе, проводником которых являются в первую очередь родители, человек и формируется как личность, находя своё место в социуме.

Марксисты утверждали, что социализация — процесс формирования целостной личности в результате которой каждый человек может проявлять свою индивидуальность, в полной мере преодолевая устарелые нормы и вредные привычки и становясь активным членом общества — творцом своей жизни. Маркс и Энгельс писали: «Как само общество производит человека как человека, так и человек производит общество».

Символический интеракционизм в лице Дж. Мида определял социализацию как «процесс, в котором человек примеряет на себя разные социальные роли и находит своё Я». 

Выготский Лев Семёнович, советский психолог, написавший много статей по воспитанию детей и развитию личности, различал несколько ступеней социализации:

  1. психогенетическая (ранняя) — выработка привычных шаблонов удовлетворения своих потребностей;
  2. образно-символическая (средняя) — связь привычных действий с общепринятыми знаками, символами и звуками;
  3. интеллектуально-концептуальная (высшая) — управление собой и окружающими с помощью усвоенных знаков, символов и звуков, приобретение новых навыков. 

Эрик Эриксон — американский психолог пришёл к выводу, что социализация — процесс, который длится всю жизнь и может быть скорректирован даже без желания самого человека, одними лишь условиями в которые он помещается и на которые направлено его внутреннее Я.

С.Ю. Головин в «Словаре практикующего психолога» пишет, что социализация является процессом усвоения и активного воспроизводства системы социальных ролей, реализующихся в любом общении и любой деятельности. Человек впитывает социальные нормы, умения, стереотипы, установки и принятую систему ценностей.

В Большом психологическом словаре под редакцией акад. В.П. Зинченко и Б.Г.

Мещерякова можно прочитать, что социализация — процесс развития саморегуляции, становления самосознания и активной жизненной позиции, который контролируется сначала семьёй, затем коллективами (дошкольным, школьным, трудовым). В основе социализации — совместная общественно значимая деятельность в ходе которой человек становится личностью.

С.С. Степанов в Популярной психологической энциклопедии приводит слова Анатолия Викторовича Мудрика, советского учёного, исследовавшего вопросы воспитания и социализации детей. Он определял социализацию как процесс формирования и изменения человека в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живёт, своего места в ней и самого себя.

Опираясь на вышеприведённые высказывания, можно обобщить. 

Социализация:

  • невозможна без общения;
  • непрерывный процесс, который длится всю жизнь;
  • имеет стадии;
  • зависит от окружения человека;
  • помогает найти своё место в обществе, выжить в нём;
  • формирует жизненную позицию человека.

Виды социализации

Современные учёные говорят уже не о социализации в целом, а о том, что есть несколько её видов, каждый из которых обусловлен конкретными возрастными, бытовыми и прочими условиями.

  • Первичная — начинается с момента рождения ребёнка, происходит в семье и является основой для других видов.
  • Групповая — та, что происходит под влиянием конкретной социальной группы (детский сад, к примеру). Если ребёнок проводит больше времени в группе, чем с родителями, то основными социальными ценностями станут ценности именно групповые, а семейные будут нивелироваться, что может привести к конфликтам в семье в связи с непониманием и значительным расхождением жизненно важных ориентиров.
  • Гендерная начинается сразу, как только человек осознал свою принадлежность к определённому полу. Она очень важна для того, чтобы из девочки выросла женщина, а из мальчика — мужчина. Если рядом с маленьким ребёнком окажется авторитетный взрослый со свободными взглядами, то ориентиры могут сдвинуться и половая самодифференциация нарушиться. 

Социальные институты

Социальными институтами являются группы людей, окружающих человека в тот или иной период его жизни. Их достаточно много.

  • Семья — самый главный «институт» социализации, если семья полноценная (не путайте с понятием «полная» и неполная семья может быть абсолютно полноценной). В семье ребёнок учится взаимодействовать с окружающими и управлять ими, распознаёт свою принадлежность к определённому полу, социальному классу, впитывает семейные ценности и традиции, взгляды на жизнь, политику, «хорошо и плохо». Если в семье ребёнком не занимаются или занимаются мало (родители всё время работают, бабушек и дедушек нет), то социализация ребёнка происходит в другом месте, там, где им занимаются и где он проводит больше времени.
  • Группа сверстников в детском саду, школе, системе дополнительного образования, группа по интересам и т. д. Стоит на втором месте после семьи по силе социализации ребёнка.
  • Образование. Ребёнок может получать знания в группе или индивидуально, но при этом он всё равно соотносит полученные знания со своими социальными группами. 
  • Экономика. Достаток семьи значимо влияет на социализацию ребёнка. Если у сверстников есть куклы Барби, к примеру, и у девочки есть — это одна история, а если у всех есть, а у неё нет — совсем другая. При переходе в другой детский сад, может оказаться, что там в почёте мобильные телефоны, а Барби скучна. Ребёнку придётся адаптироваться к новой системе ценностей. 
  • Язык. Если ребёнок не разговаривает и плохо понимает речь (мигрант), то его социализация будет затруднена, он может стать изгоем в группе.
  • Религия. В религиозной семье дети вырастают приверженцами веры. Вера — свод догм и законов, которые полностью контролируют поведения человека в обществе. Социализация ребёнка из религиозной семьи может быть затруднена. Поэтому таким родителям нужно более тщательно выбирать дошкольное учреждение.
  • Средства массовой информации. На дошкольников в большей степени влияет телевизор. Если родители не контролируют просмотр телепрограмм, то малыш может почерпнуть много лишнего, того, что сформирует взгляды на жизнь, его социализацию в совершенно другом, нежели хотели родители, виде.
  • Правовая система. Дети учатся подчиняться определённым законам в семье и группах. К сожалению, если люди из близкого окружения ребёнка находились или находятся в тюрьме, то страха перед системой наказаний у малыша не возникает, они логично встраиваются в его систему ценностей. Такие дети, вырастая, легче идут на деяния, противоречащие закону, те, за которые можно понести даже уголовное наказание.

Ещё несколько важных терминов

Социальная запущенность — не сформированные в должной степени у ребёнка социальные чувства, интересы, навыки и умения. В качестве примера крайней степени социальной запущенности можно вспомнить детей-маугли — тех, которых воспитывали животные.

Найденные в разном возрасте и возвращённые в человеческий социум, они долгое время продолжали себя вести так, как в приёмной семье животных. Не умели разговаривать, одеваться, сидеть за столом, есть при помощи столовых приборов, умываться и т. д.

Если социальная запущенность обнаружена рано, её можно исправить и вернуть человека к нормальной жизни в обществе. Если поздно — то сделать это сложно. 

Социальная дезадаптация — нарушение человеком установленных в обществе норм морали и права, ценностных ориентаций и жизненных установок.

К примеру, если ребёнок растёт в семье, где все курят, ругаются матом и отнимают друг у друга еду, то он так будет себя вести и в детском саду — он просто иначе не умеет.

Социальная дезадаптация поддаётся коррекции, особенно легко в дошкольном возрасте.

Ресоциализация — устранение сложившийся ранее модели поведения, замена её на новую. К примеру, ребёнок попадает из детского дома в семью. Его модель поведения в корне меняется, происходит ресоциализация.

Ресоциализация детей происходит и в детских садах, особенно резко, если система ценностей в них отличается от семейных. К примеру, в семье все разговаривают спокойно, а воспитатель любит повышать голос.

В семье сразу удовлетворяют потребности ребёнка, а в детском саду — в порядке очереди. Малышу приходится привыкать к новым порядкам.

Досрочная социализация — интересный феномен, сложившийся исторически и помогающий человеку быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и правильно действовать. К примеру, девочки играют в куклы, готовясь стать мамами.

Десоциализация — утрата человеком социального опыта. Дошкольники могут попадать из семьи в детские дома или больницы, терять навыки общения, самообслуживания.

Если маленький ребёнок попадает в иноязычную семью, то он перестаёт говорить на родном языке.

В наши дни десоциализацию у детей вызывает чрезмерное увлечение компьютерными играми, когда малыш предпочитает занятия с электронными устройствами общению с реальными людьми.

Важные выводы:

  • ребёнок хорошо социализируется, когда рядом есть заинтересованные в нём взрослые, которые учат его правилам поведения в разных ситуациях, нормам, законам и этикету, самообслуживанию, помощи и взаимопомощи, культуре общения;
  • социализация ребёнка страдает, если он оказывается в изоляции, если им не занимаются, если он попадает в мир, живущий по другой шкале ценностей.

Социализация дошкольников

Теперь, когда мы досконально разобрались в том, что такое социализация, как она происходит и как теряется, можно поговорить о социализации дошкольников и о том, кому нужно обязательно посещать детский сад.

Государство всё больше внимания уделяет вопросам социализации, так как стало понятно, что без определённых ценностей, общество теряет духовные и нравственные ориентиры.

Основное осознание собственного Я и общества в целом происходит к 6 годам, поэтому дошкольное воспитание выходит на первый план. Требования к нему ужесточаются. Планируется, что все дети будут охвачены дошкольным образованием в самом ближайшем будущем.

По большому счёту это хорошо, так как именно в детском саду (речь идёт о хорошем дошкольном учреждении!):

  • дети знакомятся с причинно-следственными закономерностями;
  • понимают место каждого человека в жизни;
  • осознают какие роли играют окружающие их люди;
  • знакомятся со многими людьми самых разных профессий;
  • узнают о новых играх, понятиях, законах и закономерностях;
  • понимает, что ему больше нравится делать;
  • знакомится с нормами этики и морали.

Ребёнок учится:

  • чувствовать социальные дистанции и пространство, занимать корректное место в коллективе;
  • владеть своими эмоциями, правильно их выражать;
  • учатся находить выход из трудных ситуаций, которые моделирует воспитатель с обучающей целью;
  • примеряют на себя бытовые, профессиональные роли;
  • знакомятся с элементами взрослой жизни.

Можно ли дать всё это в семье? Да, конечно! Особенно, если ребёнок не единственный и не замкнут в четырёх стенах, а активно общается со сверстниками во дворе, на развивающих занятиях, имеет возможность удовлетворять своё любопытство и выстраивать отношения с самыми разными людьми.

Каким детям нужно обязательно посещать детский сад?

Есть дети, которым детский сад просто необходим:

  1. единственным детям в семье, чтобы они могли общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками;
  2. детям из неполных семей, так как единственный родитель обычно имеет меньше времени на общение с малышом;
  3. детям из асоциальных семей, чтобы у них социализация прошла в нужном русле.

Проблемы детского сада

Всё было бы идеально, если бы не пресловутый человеческий фактор. Есть разработанные программы и методики. Они действительно хорошие и помогают раскрыть потенциал каждого ребёнка. Однако действуют они лишь там, где работают увлечённые профессионалы.

В этом случае дети бегут в сад с удовольствием, а родители радуются их быстрому развитию и появляющимся хорошим и разносторонним навыкам и умениям. К сожалению, так бывает не всегда.

И тогда возникают проблемы: дети не хотят ходить в детский сад, плачут, характер у них портится, появляются не самые приятные привычки. К примеру, дети начинают кусаться, толкаться, обижать младших. Это — неправильная социализация и причина в микроклимате детского сада.

Увидев неладное, родители не должны пускать ситуацию на самотёк. Нужно обязательно разобраться и сделать всё возможное для того, чтобы ребёнок находился в комфортных условиях и его нервно-психическое развитие не страдало.

Вывод: детский сад может обеспечить как социализацию ребёнка, так и его десоциализацию при непрофессиональном подходе.

Как узнать — достаточно ли социализирован ребёнок?

Многие родители, особенно детей, не посещающих детский сад, задаются вопросом: социализирован ли мой ребёнок? Это можно узнать, ответив на несколько вопросов о ребёнке:

  1. Он быстро находит новых друзей?
  2. Умеет играть с другими детьми?
  3. Может уступить другому ребёнку или взрослому?
  4. Если рядом плачет другой ребёнок — пожалеет ли он его?
  5. Может ли дождаться своей очереди в игре, на горке и т.д.?
  6. Выполняет просьбы родителей с первого раза?
  7. Знает правила этикета?
  8. Любит посещать детские игровые центры, общаться с другими детьми?
  9. Предпочтёт игру с детьми просмотру телепередачи?

Если на большинство вопросов ответы «Да» с социализацией у вашего малыша всё в порядке.

Источник: https://ros-obrazovanie.ru/articles/socializacija-rebjonka-v-detskom-sadu.html

Что такое социализация?

Хочу внести свою лепту в обсуждение одного из самых «заезженных» вопросов в контексте семейного образования — социализации. На вопрос «А как же социализация?» мне всегда хочется ответить вопросом «А при чем тут социализация вообще к теме семейного образования?».

Читайте также:  Игры на тему «вежливость» для детей дошкольников 5-6-7 лет

Каким-то волшебным, моему уму непостижимым образом вдруг возникла эта связка — семейного образования и социализации.

Как будто по умолчанию следует и доказано многочисленными исследованиями, что при стандартной схеме (образовании в стенах школы) с социализацией все в порядке, и именно это положение дел и является единственной нормой, этаким эталоном, к которому нужно стремиться.

Как будто многочисленные выложенные в интернет ролики об издевательствах детей над другими детьми, дети-изгои, любимчики учителей, дети-тролли, учителя-булли и их жертвы — как будто все это происходит не в школьной среде.

Или я что-то пропустила и подобные социальные (вернее — асоциальные) проявления считаются нынче нормой? И я не о том, что в школе ужасно и плохо. Я о том, что с каких это пор именно школьная социализация является эталоном, идеалом и единственной мерой?<\p>

Мухи направо, котлеты налево

Для меня существуют отдельно мухи и отдельно котлеты. То есть, семейное образование и социализация (или проблемы с социализацией) не идут рука об руку. Школа и социализация — тоже не вместе.

Люди могут социализироваться в разных группах: в малых и в больших, в постоянном коллективе и во временном, в одновозрастном и в разновозрастном. В семье, в школе, вне школы или вне семьи. Качество при этом, конечно, разное.

Но именно разное, а не по умолчанию хорошее в школе и плохое вне ее стен.

Напомню, что социализация — это процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Давайте попробуем разобрать это определение «по косточкам», посмотреть, что в нем такого, что нельзя освоить вне школы, и что на самом деле дает школа как институт социализации.

Итак, мы говорим о таких вещах, позволяющих индивиду впоследствии успешно функционировать в обществе, как:

  • перенимание образцов поведения,
  • впитывание психологических установок,
  • усвоение социальных норм и ценностей,
  • приобретение знаний и навыков.

Индивид, индивидуальность, личность

Но прежде хочу пояснить. К человеку применимы такие понятия, как индивид, индивидуальность и личность. Для того чтобы развести понимание человека как члена общества и как представителя своего вида, используются понятия индивид и личность.

Личность — это человек, взятый как член общества, прошедший социализацию. Т. е. это человек, включенный в отношения с другими людьми.

Индивид — это представитель, особь вида Homo Sapiens, взятый вне конкретных общественных отношений. Получается, что все мы индивиды. Мы рождаемся ими. А вот личностями мы становимся.

Или вот еще: способность мыслить принадлежит мне как индивиду (я родилась уже с этой способностью), но приемы и содержание моего мышления — личностны (это уже «мое», приобретенное, наработанное).

Есть еще понятие индивидуальность, в котором утверждается уникальность особенностей индивида, не сводимых к каким-либо родовым и всеобщим характеристикам. Это то, что свойственно именно вам. То, что делает вас уникальным, неповторимым, отличает от других.

Понятие «социализация» — оно имеет прямое отношение к становлению личности. То есть, индивиду, чтобы стать личностью, нужно перенять всё перечисленное выше (ценности, нормы, правила, навыки) у некой социальной группы. У какой именно группы? А вот это уже вопрос интересный.

На первый — второй рассчитайсь!

Социализация бывает первичная и вторичная. Первичная осуществляется через семью, где ребенок получает основу для дальнейшей социализации (усваивает правила, ценности, нормы, традиции). Вторичная социализация — это уже выход на образовательные учреждения, коллектив. Такая социализация идет в дополнение к первичной. Повторю: в дополнение.

То есть, все самое важное мы впитываем дома. Вся база закладывается в семье. А различные учреждения — лишь полигон для оттачивания того, что ребенок выносит из семьи.

Социализировать ребенка: как?

Итак, еще раз: если у ребенка есть семья, он получит основу там. А вот если семьи нет (помните, последнее время нередко приводится пример с плохой социализированностью детей из детдомов?), то и базы нет. Не дают эту базу вне семьи, поскольку только в семье существуют необходимые для закладывания основ (ценностей, правил, традиций) отношения.

Идем дальше. Допустим, семья у ребенка есть. Он постепенно усваивает семейные ценности, нормы, правила взаимодействия, традиции. На хорошее усвоение чего бы то ни было нужно время. Когда его много — все вышеперечисленное оседает глубоко внутри, «врастает». А вот если времени на усвоение семейных ценностей мало — начинается то, что происходит, увы, массово.

Ребенок, не успев еще окрепнуть и дозреть до способности отстаивать свои позиции, видеть не только белое и черное, но и серое, и разноцветное, — отправляется в детский сад, где, в большинстве случаев, сталкивается с совершенно иной системой ценностей, правил, запретов и норм. Часто эта система ценностей вступает в противоречие с семейной.

А поскольку времени в детском саду ребенок проводит теперь даже больше, чем дома, да еще и воспитатель — совершенно чужой человек, которого, чаще всего, дети боятся или как минимум опасаются — и потому слушаются — то какие ценности в итоге «победят»? А нередко победа вообще никому не достается, «выпускник подготовительной группы» покидает детский сад совершенно сбитый с толку и терзаемый противоречиями.

Продолжаем социализировать ребенка: так?

В таком виде он отправляется в следующий коллектив — в школу. Чтобы там социализироваться дальше. Но стержня-то нет!

Ребенок прекрасно знает «волшебные слова», но чувствует ли он благодарность, говоря «спасибо»? Выходит ли наружу рожденный внутри импульс поблагодарить или же ему даже не дали времени родиться, а тупо научили ребенка произносить положенное, ожидаемое социумом слово? Чаще всего «волшебное слово» — это выработанный и доведенный до автоматизма навык. Еще не успел почувствовать — уже сказал.

Так принято. Так правильно. Этого ждет общество. Но ведь гораздо важнее чувствовать признательность, благодарность. Ну по крайней мере, мне бы хотелось, чтобы мои дети чувствовали, а не просто направо-налево раздавали «волшебные слова». Хорошо бы чтобы вежливость (которая нужна и важна, но не номинально!) основывалась на прочувствованном. Шла изнутри. Дают ли детям прочувствовать? Нет.

С детсада учат «волшебным словам», но не учат прислушаться к тому, что возникает внутри, когда тебе дали конфетку, подарили на день рожденья желанный подарок, помогли выкопать ямку в песке. И эту дрессировку до автоматизма называют частью социализации. Да, в обществе жить с этим навыком будет проще. Но чему ребенок научится для себя? Где тут он? Где его чувства? А нету.

Зато есть «социализация».

Уже с детсада глубинные ценности подменяются навыками. Научить, приучить, обучить, отточить, и в итоге — заточить. Под нужды общества. Послушный, вежливый, принимаемый обществом ребенок. А если он еще и хорошо учится в школе — так вообще гордость мамы, папы и бабушки.

Госзаказ

Понимаете, ведь это главный бич общественных учреждений — бежать впереди паровоза. Не дожидаясь дозревания ребенка, вызревания потребности, появления внутренней мотивации, причинить ему добро. Научить, обучить.

Зачем думать самому, хотеть чего-то, что-то чувствовать? А вдруг еще до чего-нибудь додумается! А вдруг чего-то ему захочется эдакого, программой не предусмотренного и ФГОСом не прописанного? А если не дай Бог почувствует, что не хочет вежливо обращаться с унижающим его достоинство взрослым? Ну это так, примеры. Я даже не настаиваю, что это сплошь и рядом. Давайте сойдемся на том, что это просто бывает.

Можно считать, что это происходит по чьему-то «детскому недомыслию» (что кто-то не понимает, какой вред причиняет ребенку досрочной «социализацией»), можно подозревать некий масштабный злой умысел по выковыванию армии послушных винтиков, неспособных вершить революции. Как кому угодно.

Факт остается фактом: госзаказ существует.

Потому что когда всех, вне зависимости от степени зрелости, психологических и физиологических особенностей, предпочтений, желаний и потребностей, загоняют в учреждения по 25-30 человек в классе, учат в одинаковом темпе одним и тем же вещам — это зачем-то кому-то нужно.

Вопрос в том, а нужно ли это вам, вашей отдельно взятой семье, вашему личному ребенку?

Ооо — оправдывать ожидания общества

Но вернемся к нашим «баранам». Мы поговорили об индивиде и о том, что личностями мы становимся в процессе и в результате социализации. А что с индивидуальностью? Есть ли она, существует ли? А если да, то благодаря — или вопреки — социализации?

Как вы думаете, легко ли остаться индивидуальностью в школе? Или вообще, умудриться стать ею? Скажем так, я уверена, что существует немалая проблема с ее развитием в стенах общеобразовательной школы. Как эту проблему решают и решают ли вообще — вопрос каждой отдельно взятой школы. Часто даже отдельно взятого класса. Но в большинстве случаев — увы и ах.

И вот именно в этих школах, в которых увы и ах, процветает социализация по типу «как вписаться в общество». Ребенку предписывается усвоить определенные правила поведения в обществе, поступать «как принято», не быть «белой вороной», быть «своим». Дети затачиваются под «надо», «положено», «единственно верно».

При этом упускается из виду очень важная вещь — умея вписаться куда-либо, человеку очень важно не потерять себя. Такого себя, каким он является — очень индивидуального, со своими взглядами, мнением, особенностями. Не раствориться в социуме. Войти в общество (стать личностью), не теряя индивидуальности.

Достижение баланса между «сохранить себя» и «вписаться в общество» и должно, на мой взгляд, быть целью социализации.

Способствует ли школа достижению такого баланса? Нет. Школа предоставляет полигон с полосой препятствий. Но помощи, чаще всего, там ждать неоткуда. Бросили в реку — плыви.

Кто, как и когда поможет ребенку? Да, собственно, кроме родителей и — изредка — учителей (тех самых, с большой буквы), ребенок никому не нужен и неинтересен. Особенно как индивидуальность. Как социализированный индивид — да.

Но тут уже не идет речь о поиске баланса, тут уже заточили под госзаказ.

Но что конкретно вы имели в виду?

Какое-то время назад в ответ на вопрос «А как же социализация?» я стала уточнять, что задающий этот вопрос человек понимает под социализацией. Выяснилось, что спрашивают все о разном. Но чаще всего имеют в виду умение общаться. И тогда дежурное «А как же социализация?» превращается в вопрос «А как же ваш ребенок научится общаться?» (ведь дома ему общаться не с кем).

Что такое уметь общаться? Завести разговор первым, задать вопрос, попросить о помощи, ответить на заданный вопрос, откликнуться на просьбу о помощи или тактично в ней отказать, уметь делиться вкусняшками или принять отказ другого поделиться, играть по правилам, действовать в команде, понимать, где уместно смеяться, где плакать, где громко разговаривать, как можно себя вести с определенными людьми, а как нельзя, «считывать» человеческие эмоции, дружить, любить… Много всего.

Внимание, вопрос: кто сказал, что этим важным вещам учат в школе? Что там вообще есть, кому учить вашего ребенка, помогать ему тренировать социальные навыки? Что ценности и установки того (или тех), кто будет его учить, не противоречат вашим, семейным?

Редко в школах встречаются учителя, которые рулят процессом социализации. В основном дети предоставлены сами себе и живут по законам стаи. Чьи ценности, традиции и нормы они перенимают? Кому подражают? Не тем, кто успешно прошел социализацию. А тем, кто, как и они сами, брошен в реку выплывать.

Один незрелый индивид перенимает у других незрелых индивидов все, что те транслируют. Взрослые не вмешиваются, ведь в почете «самостоятельность». Только вот не умеют пока еще дети «стоять» сами! А учить никто не хочет. А часто и не может, так как не каждый учитель, взрослый человек, сам этому научен.

А что без школы?

Можно ли научиться общаться вне школы? А усвоить «образцы поведения, психологические установки, социальные нормы и ценности, знания, навыки, позволяющие успешно функционировать в обществе»?

Конечно можно. Здесь задающие вопрос «А как же социализация?» скорее видят проблему в отсутствии полигона для тренировки навыков, коим является школа.

То есть, нет большого искусственно созданного коллектива сверстников, которых заставили заниматься тем, чем они, в своем большинстве, заниматься не хотят, и в котором ребенку предстоит провести 11 лет (самый продуктивный для саморазвития кусок жизни).

Преодоление сложностей вписывания в этот самый коллектив и возводится в ранг чего-то жизненно важного, без чего вообще нереально выжить когда-нибудь потом (а именно — когда выросший ребенок придет работать в искусственно созданный коллектив взрослых, занимающихся тем, чем они не хотят заниматься, но вынуждены по материальным причинам).

Ну а если допустить, что мой выросший ребенок пойдет работать в коллектив, который ему нравится? А если он сам этот коллектив организует, например? А второй мой ребенок, возможно, вообще предпочтет работать не в команде? А третий… (вариантов масса). Почему по умолчанию видится будущее, требующее закалки, тренировки пытками, вынужденным многолетним терпением и т.д.?

Выбор, на самом деле, есть всегда. Не все готовы дать его своему ребенку.

Определитесь с целями

Родители — это как раз те люди, которые своего ребенка видят, слышат, понимают и любят.
И если ребенку нужен коллектив — родители помогают его найти.

Только этот коллектив будет не случайным, а интересным ребенку, более-менее соответствующим ценностям и нормам семьи. А еще, его можно будет при желании сменить в любое время.

Или просто к этому коллективу добавить еще один отдельно взятый коллектив.

Как по мне, найти подходящее для общения сообщество гораздо проще, чем в течение 11 лет выживать в искусственно созданном коллективе ровесников, где тебя никто не спрашивает, хочешь ли ты в нем находиться. А главное, для психики сильно полезней.

Как и при выборе СО, здесь главное — понимать свою цель. Если цель — подготовить ребенка к выживанию в окружающем мире, то да, школа как полигон для оттачивания навыков рулит. Если же цель — получать от жизни, от учебы, от работы удовольствие, радость, жить в мире, а не выживать — есть смысл выбирать среду «под себя». У нас у всех есть этот выбор!

Вишенка на торте

Все детские сады плохие? Нет.
Можно ли найти сад, подходящий вашей семье и вашему ребенку? Да.
Является ли школа залогом успешной социализации? Нет.
Можно ли найти Учителя, который умеет и готов грамотно разруливать межличностные отношения в классе, ведет детей за собой и имеет близкие вашей семье ценности? Да.
Означает ли семейное образование проблемы с социализацией ребенка? Нет.

Могут ли дети на семейном обучении не иметь проблем с социализацией? Да.

Резюмирую: вне зависимости от того, учится ребенок в школе или на семейном обучении, он может как иметь, так и не иметь проблемы с социализацией. Ну не зависит успешная социализация от выбора формы образования!

Вы имеете полное право на свое мнение, свои взгляды и свой выбор. Вы даже имеете право не читать то, что я написала.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/Yarastu/3305227

Ссылка на основную публикацию