Внеклассная работа в начальной школе

1.2 Организация внеклассной работы в начальной школе, ее методы и средства

Рассмотрим систему внеклассной работы по математике в начальной школе. Система внеклассной работы по математике включает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями.

В планировании и проведении внеклассной работы по предмету необходимо принимать во внимание, что она значима и эффективна в том случае, если каждое мероприятие органически вписывается в учебный процесс. В связи с этим все проводимые мероприятия, как постоянно действующие, так и периодические должны координироваться учителем и органически сочетаться с планами работы.

Наряду с общедидактическими принципами обучения существуют методические принципы внеклассной работы, которые соответствуют этой форме учебной деятельности, позволяют организовать ее в наиболее оптимальных вариантах, с наиболее оптимальными результатами. Методические принципы внеклассной работы охватывают две группы принципов, вытекающих из специфики внеклассной работы как формы учебной деятельности школьников и специфики самого предмета, распространяемой на всю работу по математике [11].

Конкретные действия, в которых организуется внеурочная работа: возраст и подготовленность учеников, наличие у них интереса к математике, направленность и качество этого интереса, этап внеурочной работы (начало, продолжение), внеурочные занятия по другим предметам и участие в них школьников, традиции школы и т.д. [19].

Рассмотрим принципы внеклассной работы в начальной школе опираясь на труды Музюкиной О.Ю. [21]. Учитель обычно самостоятельно устанавливает направление внеклассных занятий.

При этом принимается во внимание теоретический и прикладной характер обучения математике, учитывается многоплановость задач, стоящих перед руководителем внеклассной деятельностью школьников, разнообразие их математических интересов.

Поскольку оба направления — теоретическое и практическое — тесно между собой связаны, вопрос об их выборе не может решаться альтернативным путем: выбор одного из них и полное игнорирование другого. Иначе говоря, усиливается внимание к выбранному направлению, но нельзя пренебрегать и другим.

Для начального этапа, выполняющего агитационную роль, служащего отправной точкой для развертывания систематической внеклассной работы по математике, характерно преобладание массовых форм.

Позднее соотношение массовых и групповых форм меняется. На первый план выступают уже групповые формы, а участники их являются, как правило, инициаторами проведения вечеров, соревнований, праздников. Выбор того или иного конкретного внеклассного занятия также определяется указанными выше условиями (возрастом учеников, этапом работы и др.)

Избранный для внеклассных занятий материал не может повторять в объеме и характере работы изученное на уроке, он должен предстать перед учениками новыми гранями, в рассмотрении его важно иметь в виду перспективу — возможность участия учащихся на факультативных занятиях. Вышеизложенное позволяет выдвинуть в качестве принципа внеклассной работы научную углубленность.

Научная углубленность выражается и в том, что на внеклассных занятиях находит место теоретическое обобщение разрозненных фактов, данных в учебнике, или теоретическое обоснование изучаемых на уроках правил.

Принцип научной углубленности касается и таких тем, которые достаточно полно отражены в программе и не требуют какого-то расширения.

Здесь, как, впрочем, и при рассмотрении других тем, подразумевается раскрытие происхождения или особенности того или иного математического свойства.

Иными словами, принцип научной углубленности осуществляется также в результате установления разнообразных межпредметных связей.

Наконец, научная углубленность требует использования на внеклассных занятиях современных методов обучения, а также методов математической науки (естественно, с учетом возраста и возможностей учащихся).

Однако теоретический аспект изучения математики на внеурочных занятиях не становится самодовлеющим и не может заслонить практическую сторону. Важным и равноценным с другими принципами внеклассной работы является принцип практической направленности.

Этот принцип воплощается прежде всего в связи классных и внеклассных занятий, которая не сводится к узкопрактическому аспекту, превращая внеклассные занятия в дополнительные.

Постоянные контакты с обязательными учебными занятиями, опора во внеклассной работе на имеющиеся у детей знания помогают лучше осуществлять общие задачи обучения школьников русскому языку, расширяют сферу приложения приобретенных ими на уроках знаний, способствуют укреплению умений и навыков.

С другой стороны, умелая организация внеклассных мероприятий может помочь учителю сделать более результативной его работу с детьми на уроке.

Практическая направленность, находящая свое выражение в связи с другими предметами, не ограничивается справками о происхождении слов, необходимо в доступной форме показать школьникам другие аспекты проникновения математики в разные области знания.

С указанным принципом тесно связан принцип добровольного участия школьников во внеурочной работе.

Он предполагает наличие у детей определенного круга интересов, что и позволяет среди многих предметных кружков и других видов внеклассной работы выбрать тот вид деятельности, который более всего сможет удовлетворить их запросы.

Только при условии заинтересованности школьников внеклассная работа сможет стать по-настоящему результативной, поскольку «ученик в данном случае будет работать в полную меру сил».

Осуществляя выбор, учащиеся руководствуются разными соображениями. Одни из них интересуются самим предметом или вопросами, которые будут рассматриваться во внеурочное время; другие выбирают руководителя, то есть любимого учителя; третьи надеются ликвидировать отставание по русскому языку и так далее.

Поэтому следует иметь ввиду, что во внеклассных занятиях могут активно участвовать ученики с разной подготовкой по предмету и с разными интересами.

Следовательно, необходимо соблюдать принцип равного права всех учеников — как хорошо успевающих, так и слабо подготовленных по математике — на участие во внеклассной работе.

Особо следует остановиться на принципе занимательности. Этот принцип находит свое выражение, прежде всего в разнообразии и вариативности форм внеклассных занятий, методов и приемов работы.

Внеклассная работа не терпит шаблонности, трафаретности, безликости, ей противопоказаны тесные рамки со строгими регламентациями. То же следует сказать и о структуре внеклассных занятий.

Развитие творческих возможностей учеников требует более гибкой структуры, подчинения включаемого материала теме занятия.

На внеклассных занятиях широко используются игровые способы обучения, элементы драматизации, опыт личного творчества учащихся. Все это, способствуя успешной реализации принципа занимательности, порождает у учащихся естественное желание узнать как можно больше нового из области математики.

Все указанные принципы во внеклассной работе имеют разную силу, но одному из них не должно оказываться предпочтение. При организации внеклассной работы следует опираться на них в совокупности.

Отбирая материал для занятий во внеурочное время, учитель должен исходить из общих целей и задач обучения математике, указанных в учебной программе, из целей и задач внеклассной работы по данной дисциплине, принимать во внимание специфику математики как учебного предмета, отношение к нему школьников, их запросы, а также направленность математических интересов, учитывать конкретные условия работы и особенности своего класса.

Внеклассные занятия с младшими школьниками и старшими школьниками могут совпадать по форме, но вместе с тем они отличаются методическими приемами подачи материала и содержанием.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/18514

Внеклассная работа в начальной школе

Происходящие в последние годы изменения отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.

Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком.

Современные педагоги отходят от традиционных методов подачи учебного материала. Задача современного педагога научить детей думать, анализировать, ориентироваться в огромном потоке информации.

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность — нормальное естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать.

Дети очень любят задавать вопросы взрослым и сверстникам, а если их от этого не отучать, то они достигают высоких уровней в этом искусстве. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения:

задать вопросы тому, кто изображен;

ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке;

задания, предполагающие исправления чьих-то ошибок, логических, стилистических и др.

Проектная деятельность применяется на разных этапах обучения. Проекты готовятся в группах и индивидуально.

Исследовательский проект — это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования.

Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, совместная газета и сочинение, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т. п.

Ролево-игровые проекты — это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.Этомогут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/doklady/117445-vneklassnaja-rabota-v-nachalnoj-shkole.html

Внеклассная работа в начальной школе — скачать презентацию

Слайд 1
Описание слайда:

Внеклассная работа в начальной школе

Слайд 2
Описание слайда:

Внеклассная работа – это составная часть учебно-воспитательной работы школы, одна из форм организации досуга Внеклассная работа – это составная часть учебно-воспитательной работы школы, одна из форм организации досуга  учащихся.

Слайд 3
Описание слайда:

Цель организации и проведения внеклассной работы — формирование всесторонне развитой, гармоничной личности ребёнка

Слайд 4
Описание слайда:

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта  начального  общего образования (ФГОС НОО) в Базисном учебном плане планируется до 10 часов ежегодно на  организацию  занятий по направлениям  внеурочной   деятельности.

Слайд 5
Описание слайда:

Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное

Слайд 6
Описание слайда:

Читайте также:  Рассказы о животных паустовского для 3 класса

Базисный учебный план для  начальной   школы  предлагает следующие основные направления  внеурочной   деятельности :

Слайд 7
Описание слайда:

Основное преимущество  внеклассной (внеурочной)  деятельности школьников  предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие

Слайд 8
Описание слайда:

Спортивно – оздоровительная деятельность: Внеучебная деятельность в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями

Слайд 9
Описание слайда:

Задача художественно-эстетического воспитания — формирование личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности Задача художественно-эстетического воспитания — формирование личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности

Слайд 10
Описание слайда:

Основа эстетического воспитания — искусство: музыка, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

Слайд 11
Описание слайда:

Научно – познавательная деятельность: Основана на организации работы школьников с воспитывающей информацией: о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, и других проблемах нашего общества.

Слайд 12
Описание слайда:

Ф о р м ы о р г а н и з а ц и и  познавательной  деятельности:

Слайд 13
Описание слайда:

В о е н н о – п а т р и о т и ч е с к а я деятельность: Основой военно-патриотического воспитания является формирование и развитие у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях.

Слайд 14
Описание слайда:

О б щ е с т в е н н о – п о л е з н а я д е я т е л ь н о с т ь: Наиболее важное значение имеет воспитание с ранних лет коллективизма, требовательности к себе и друг другу, честности и правдивости, стойкости, трудолюбия, потребности приносить пользу окружающим.

Слайд 15
Описание слайда:

Внеклассная  работа, связанная Внеклассная  работа, связанная с общественно – полезной   деятельностью, может быть представлена следующими видами деятельности: социальное творчество, волонтёрская деятельность, трудовая деятельность.

Слайд 16
Описание слайда:

Проектная деятельность младших школьников помогает реализовать Проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал

Слайд 17
Описание слайда:

Принципы построения внеклассной деятельности учащихся Принцип открытости.  Принцип привлекательности будущего дела.  Принцип деятельности.  Принцип свободы учащихся.  Принцип обратной связи.  Принцип успешности. 

Слайд 18
Описание слайда:

Спасибо Спасибо за внимание!

Источник: http://mypresentation.ru/presentation/vneklassnaya_rabota_v_nachalnoj_shkole

Внеклассная работа в начальной школе

Cлайд 1

Внеклассная работа в начальной школе

Cлайд 2

Внеклассная работа – это составная часть учебно-воспитательной работы школы, одна из форм организации досуга  учащихся.

Cлайд 3

Цель организации и проведения внеклассной работы — формирование всесторонне развитой, гармоничной личности ребёнка

Cлайд 4

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта  начального  общего образования (ФГОС НОО) в Базисном учебном плане планируется до 10 часов ежегодно на  организацию  занятий по направлениям  внеурочной   деятельности.

Cлайд 5

Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:

Cлайд 6

Базисный учебный план для  начальной   школы  предлагает следующие основные направления  внеурочной   деятельности : Спортивно – оздоровительная деятельность Художественно-эстетическая деятельность Научно-познавательная деятельность Военно-патриотическая деятельность Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность

Cлайд 7

Основное преимущество  внеклассной (внеурочной)  деятельности школьников  предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие

Cлайд 8

Спортивно – оздоровительная деятельность: Внеучебная деятельность в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями

Cлайд 9

Задача художественно-эстетического воспитания — формирование личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности

Cлайд 10

Основа эстетического воспитания — искусство: музыка, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

Cлайд 11

Научно – познавательная деятельность: Основана на организации работы школьников с воспитывающей информацией: о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, и других проблемах нашего общества.

Cлайд 12

Ф о р м ы о р г а н и з а ц и и  познавательной  деятельности: факультативы научные общества кружки познавательной направленности интеллектуальные клубы олимпиады викторины библиотечные вечера познавательные экскурсии

Cлайд 13

В о е н н о – п а т р и о т и ч е с к а я деятельность: Основой военно-патриотического воспитания является формирование и развитие у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях.

Cлайд 14

О б щ е с т в е н н о – п о л е з н а я д е я т е л ь н о с т ь: Наиболее важное значение имеет воспитание с ранних лет коллективизма, требовательности к себе и друг другу, честности и правдивости, стойкости, трудолюбия, потребности приносить пользу окружающим. призвана целенаправленно формировать мотивационно — потребностную сферу растущего человека

Cлайд 15

Внеклассная  работа, связанная с общественно – полезной   деятельностью, может быть представлена следующими видами деятельности: социальное творчество, волонтёрская деятельность, трудовая деятельность.

Cлайд 16

Проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал

Cлайд 17

Принципы построения внеклассной деятельности учащихся Принцип открытости.  Принцип привлекательности будущего дела.  Принцип деятельности.  Принцип свободы учащихся.  Принцип обратной связи.  Принцип успешности. 

Cлайд 18

Спасибо за внимание!

Источник: http://bigslide.ru/pedagogika/5737-vneklassnaya-rabota-v-nachalnoy-shkole.html

Цели и задачи внеклассной работы учителя в начальных классах

Внеклассная работа в начальных классах необходима для того, чтобы сформировать правильную мотивацию учения, чтобы активизировать познавательную деятельность учеников, а также развивать в них главные моральные качества.

Роль внеклассной работы огромная, так как она несет в себе как воспитательную, так и общеобразовательную функцию, каждый учитель знает, что она дает очень много, и в ней заложен огромнейший потенциал.

Задачи внеклассной работы:

— развивать у детей любовь к творчеству, укреплять межличностные отношения, приобщать их к здоровому образу жизни, расширять систему их общения;

— выявлять интересы детей в различных сферах деятельности;

— создавать благоприятные условия для ребенка вне школы;

— формировать определенную систему знаний и умений;

— проводить коррекционную работу с теми детьми, которые имеют определенные трудности, как в обучении, так и в отношениях с одноклассниками.

Внеклассная работа учителя, если она разработана правильно, развивает у школьников начальных классов важные качества дисциплинированности и ответственности, они лучше готовятся к урокам, с энтузиазмом работают в школе, такие дети доброжелательно относятся к своим друзьям.

Что касается вариантов организации внеклассной работы, то их может быть огромное количество, главное – не переусердствовать. Ими могут быть и кружки, и секции, и конференции.

Формы работы делятся на массовые, кружковые и индивидуальные. Что касается индивидуальных форм, то они направлены на работу важного качества каждого ребенка – саморазвития.

Индивидуальная внеклассная работа включает в себя номера художественной самодеятельности, а также подготовку различных рефератов, конструирование. Данная форма позволит каждому ученику найти то дело, в котором он сможет достигнуть больших высот в будущем. Поэтому данная деятельность требует от преподавателя, как знаний, так и индивидуального подхода.

Кружковая работа способна выявить и развить творческие способности в том или ином направлении, будь это искусство или спорт. Чаще всего кружки бывают по интересам, а также спортивные. В них проводятся различные занятия – экскурсии, обсуждения литературных произведений, изготовление различных поделок, бисероплетение, вышивание, проведение лабораторных занятий и так далее.

Результат работы чаще всего ежегодно показывается в виде выставок, детских фестивалей, детских смотров, фестивалей и так далее.

Что касается форм массовой работы, то в каждой школе их устраивают чаще всего. К ним относятся различные конкурсы, олимпиады, соревнования, вечера, беседы. Они, как правило, проходят на высоком эмоциональном уровне, они яркие и красочные, поэтому каждому ребенку поднимают настроение, поднимают его боевой дух.

Ребята начальных классов на таких мероприятиях очень активные, помогают товарищам, поддерживают их в трудные минуты перед выступлением, с азартом участвуют в конкурсах, желая победить.

Когда проходят утренники, беседы и вечера, активные школьники берут в них непосредственное участие, демонстрируя свои таланты. А при посещении музеев или при встрече с известными людьми, ребята выступают в роли зрителей. Стоит отметить, что такого рода мероприятия во многом способствуют сплочению коллектива, дружбы и взаимопомощи.

Общепринятой формой массовой работы выступают праздники. Они посвящаются главным датам календаря, юбилеям известных писателей, деятелей науки, спорта и так далее.

Кроме того, праздники могут иметь развлекательный или фольклорный характер. Но слишком часто устраивать их не стоит, достаточно будет пяти праздников за один учебный год.

В таком случае они будут положительно влиять на детей, расширяя их кругозор.

Большой популярностью и с большим нетерпением дети начальных классов ждут конкурсов, смотров и олимпиад. Ведь именно на них участники имеют возможность раскрыться полностью, показав свои способности. Среди учеников 2-4 классов проводятся довольно часто малые научно-практические конференции. Такого рода мероприятия во многом развивают как детскую активность, так и инициативу.

Читайте также:  Итоги конкурса для педагогов «лучшая методическая разработка». июль - сентябрь 2015

Ребята по желанию могут создавать сочинения, различные поделки, рисунки и проекты. Кстати, проектная деятельность в последнее время стала очень распространенной, ведь в ней принимает участие определенная группа детей по интересам для того, чтобы работать над каким-то вопросом. Каждый имеет свой объем работы и отвечает за свой определенный процесс.

Школьные олимпиады проводятся по различным учебным предметам. Они проходят в несколько туров, и побеждает самый сильный участник по определенному предмету. Он представляет не только класс, но и школу, поэтому подготовка к олимпиаде должна начинаться с начала учебного года.

Уже несколько лет в начальных классах многих школ проводится научно-практическая конференция. Она, как и олимпиада, проходит в нескольких турах. В первом, отборочном, принимают участие ученики класса, а во втором туре – только лучшие исследователи школы. Главные победители пробуют соревноваться на фоне районной конференции среди младших школьников.

Что касается тематики детских работ, то она бывает самой разнообразной, и с каждым годом только расширяется.

К примеру, ученики могут проводить исследование в области филологии на тему «Кто такой домовой? », в области естествознания на тему: «Значение воды для нашей планеты», «Секреты зеленого лука», и так далее.

Области, как и темы, могут быть совершенно разные, и школьники могут на выбор работать над определенной темой.

Если участники начальных классов хорошо разбираются в компьютере, то могут использовать для защиты работ компьютерные презентации.

Но какие бы формы внеклассной работы не проводились, не стоит забывать о традиционной и доступной всем форме – классному часу.

Он, как и урок, выступает неотъемлемой частью воспитательной деятельности и классного руководителя, всего учебного заведения. Классный час, как и любая форма внеклассной работы, должен включать в себя тщательную подготовку учителя.

Он должен подбирать наиболее актуальные темы для его проведения, с учетом возрастной категории и уровня знаний детей.

Перед тем, как начать подготовку к классному часу, нужно поинтересоваться у детей, на какую тему им бы хотелось поговорить.

Нужно учитывать и тот факт, что для детей начальных классов главной выступает игровая деятельность. Поэтому желательно все внеклассные мероприятия нужно готовить в интересной форме.

На уроках также можно организовывать интересные методы внеклассной работы. Для учеников начальной школы устраиваются уроки творчества, встречи с увлечением, путешествия в сказку, дидактические театры, персональные выставки, индивидуальные марафоны, творческие мастерские, предметные КВН и так далее.

Предметные тематические недели могут стать традиционными и устраиваться в каждой школе. Они включают в себя как коллективные, так и индивидуальные формы работы.

Классные руководители могут проводить интересные конкурсы в своем классе. К примеру, деткам можно поручить еженедельный выпуск стенгазеты, посвященный определенной теме, а в итоге объявить конкурс на лучшую стенгазету, победитель которой обязательно награждается.

Стоит помнить о том, что любой успех должен быть вознагражден. Пусть это будут небольшие, памятные подарки, но им все равно будут радоваться дети.

Тематическую неделю внеклассной работы можно проводить каждый год. Вот примерный ее план:

— Объявление конкурса рефератов по любимому предмету;

— Смотровой конкурс поделок, различных поделок, сделанных своими руками;

— Выставка книг и продажа литературы, конкурс интеллектуалов «В мире кроссвордов»;

— Проведение этнических бесед на моральные темы. Нужно помнить, что к каждой беседе учитель должен готовиться заранее, разрабатывать ее план, подготавливать примерные вопросы, так как дети начальных классов очень хорошо воспринимают беседы, поэтому нужно стараться максимально, чтобы каждый высказал свое мнение по определенному вопросу;

— Путешествие в определенный предмет, проведение конкурса сочинений и различных работ: Каким образом моя жизнь связана с литературой? (историей, математикой и так далее) .

В заключение стоит добавить то, что каждое внеклассное мероприятие должно быть разработано так, чтобы оно понравилось каждому ребенку, поэтому в каждое из них учитель должен постараться вложить максимум усилий.

Источник: http://veselajashkola.ru/shkola/celi-i-zadachi-vneklassnoj-raboty-uchitelya-v-nachalnyx-klassax/

Внеклассная работа по математике в начальной школе

В данной статье рассмотрены различные виды внеурочной деятельности, оказывающие влияние на формирование личности младшего школьника. Выделена главная цель проведения внеклассных занятий по математике в начальной школе.

Задача современного образования, в соответствии с государственным образовательным стандартом, состоит в воспитании компетентного школьника.

Для достижения этого требуется создание условий с целью рационального развития возможностей последующего самообразования.

Результат в таком случае возможен при овладении особыми приемами учебной деятельности, за основу которой берется познавательная активность.

Внеклассная работа по математике в начальных классах как раз побуждает детей активно включаться в работу, полезна более углубленным овладением исследуемого материала, что значительно повышает математическую культуру, развивая навыки самостоятельной деятельности.

Особенность внеклассной деятельности заключается в их ведении согласно подобранным программам с учётом умственных способностей обучающихся, их познавательных заинтересованностей. Подбору личных либо массовых проектов обязана предшествовать тщательная диагностическая деятельность, что дает возможность обозначить коррекционную либо развивающую по самообучению и саморазвитию ребенка.

Внеклассная работа по арифметике выступает единым элементом в образовательном процессе по обучению математике, посредством непростого процесса по влиянию на сознание и действия обучаемого, с учетом углубления и развития его знаний и навыков, с помощью содержания самой учебной дисциплины, всей работы педагога в комбинации с многоплановой деятельностью школьника. Причем желательно проведение такого рода занятий с учениками как можно раньше, поэтому особый интерес необходимо уделять внеклассной работе начиная с начальных классов.

Учащимся начальных классов наиболее сильно необходимо первоначальное и дальнейшее знакомство с математическими понятиями, которое должно нести не сухой характер, а должно порождать интерес и любовь к данному виду предмета, с целью развития у школьников способности правильного мышления, с учетом развития острого ума и смекалки [1, с. 129].

Атмосфера на внеклассной работе, если педагог организовывает занятия в виде размышлений над фактами, самостоятельного поиска решения образовывающихся проблем, отстаивания собственного мнения в споре с одноклассниками, содействует формированию значимых индивидуальных качеств таких, как пытливость и критичность.

Главная цель по проведению внеклассных занятий по математике в начальной школе определена посредством углубления и расширения знаний, с учетом развития интереса обучающихся к предмету, развития у них той или иной математической способности, посредством воспитания и развития их собственного творчества и инициативы [2, с. 48].

Важно, что к внеклассным занятиям с младшими школьниками по математике следует приступать как можно раньше, для того, чтобы активизировать, а у других закрепить заинтересованность к дисциплине и стремление изучать данную науку, было возможным.

Так как ключевые цели проведения внеклассных занятий по арифметике в младших классах следующие: формирование у обучающихся заинтересованности к науке, с учетом накапливания конкретного запаса математических теорий и данных, умений и навыков, которые расширяют и углубляют познания, полученные в основном курсе.

К огорчению, сейчас еще не имеется целостного опыта по организации внеклассных занятий по арифметике в младших классах; почти не имеется современных пособий, адресованных педагогам младших классов, учитывающих все виды перемен в учебном плане, а уже имеющиеся не вводят в школьный план.

Следует выделить, что стремительно содействуют математическому развитию и внеучебные типы используемых средств (популярные математические журналы, сборники по математическим забавам и т.п.), база которого установлена с помощью внеклассных занятий по математике в начальных классах. Так, внеклассная деятельность по арифметике в младших классах обладает четырьмя особенностями ее значения:

  1. Различные виды внеурочной деятельности способствуют формированию познавательной деятельности ученика посредством его восприятия, понимания, внимания, памяти, мышления, речи и фантазии.
  2. Она может помочь развить креативность, творческие способности младшего школьника, компоненты которых имеют все шансы проявляться в процессе выбора более оптимального метода в решении разных задач, при проведении на внеклассном занятии коллективной математической игры.
  3. Определенные типы внеклассной деятельности могут содействовать более углубленному осмыслению учениками значения арифметики в жизни.
  4. Внеклассная работа помогает воспитывать партнерство и взаимовыручку.

Так, в результате проведения данной внеклассной работы по математике в начальной школе идет воспитание культуры чувств с учетом развития и такого вида интеллектуального чувства, как справедливость, честь, долг, ответственность. Можно сказать, что главнейшее значение внеклассной работы по математике в начальной школе определено тем, что она способствует дальнейшему развитию той или иной математической способности у учащегося [3, с. 72].

Важно иметь в виду, то что внеклассные занятия по арифметике в младших классах способны оказать как положительный, так и отрицательный эффект.

Неопытный преподаватель может отпугнуть детей от уроков арифметики, проявляя вредоносное воздействие на состояние здоровья ребенка. По этой причине, не стоит вынуждать учащихся решать все без исключения задуманные педагогом задания.

Лучше ребята решат сколько хотят и могут. Данного хватит для математического развития любого ученика и в целого класса.

Таким образом, исследовав роль и характерные черты внеклассной работы по математике, можно прийти к выводу, что этот тип деятельности стоит вводить в младшем школьном возрасте, так как она содействует привитию заинтересованности к данному виду школьного предмета, с учетом развития креативных, творческих и математических способностей, элементы которых наиболее активно могут развиться у школьника непосредственно в раннем возрасте.

Источник: https://novainfo.ru/article/14373

Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе (стр. 6 из 14)

Поскольку при определении содержания внеклассных занятий учителю необходимо принимать во внимание два плана — личный, ученика (учет и удовлетворение запросов), и обязательный, учебной программы по предмету, необходимо рассмотреть вопросы лингвистических интересов учащихся и связи классных и внеклассных занятий.

Читайте также:  Классный час для 1 класса по теме: профессии

Изучение лингвистических интересов младших школьников показывает, что детей привлекают и программные, и непрограммные разделы. Интересы, связанные с программным материалом, как правило, оказываются привязанными к тому классу, где изучается та или иная заинтересовавшая школьников тема.

Интересы к непрограммным темам, наоборот, оказываются сквозными, проходят через все классы, причем интенсивность их от года к году возрастает. От класса к классу растет и число учеников, которые задают вопросы, выходящие за пределы программы.

Несмотря на их многообразие, все они, в основном, сосредоточены вокруг восьми тем. Детей интересует:

· происхождение языка, как средства общения; возникновение русского языка, языки мира;

· развитие русского языка;

· русский язык в современном мире;

· словарное богатство современного русского языка; образование слов и их этимология, ономастика;

· история письменности, книгопечатание;

· наука о русском языке, ее история; исследователи русского языка;

· нормы современного русского литературного языка;

· история обучения русскому языку; учебники русского языка; практическое овладение русским языком.

Таким образом, изучение запросов учащихся позволяет установить основные направления внеурочной работы по русскому языку.

Содержание внеклассной работы должно быть соотнесено и с обязательной учебной программой.

Если раньше при определении содержания внеклассной работы высказывались разные точки зрения относительно ее связи с материалом, изучаемым на уроках, то в настоящее время основой внеурочных занятий по русскому языку можно считать действующую программу, потому что она включает основные аспекты науки о русском языке.

Программа выделяет два взаимосвязанных направления в обучении русскому языку: ознакомление учащихся с основами языковой теории, и на ее основе, и в тесной связи с ней выработку у школьников навыков владения языком (как навыков правописания, так и пользования связной устной и письменной речью).

Хотя выбор того или другого направления для внеклассных занятий диктуется особенностями данного класса, условиями работы конкретной школы, следует обратить внимание прежде всего на те разделы, которые важны для каждого ученика, для любого класса или школы. Теоретическое направление требует включения в первую очередь разделов, имеющих большое образовательно-воспитательное значение. Таким в программе является, например, раздел «Общие сведения о языке».

Нельзя, однако, исходить при выборе темы лишь из особенностей лингвистических интересов учащихся.

Задачи обучения русскому языку требуют внимания на внеклассных занятиях и к вопросам правописания, фонетики, грамматики, т.е. к тем разделам, которые вызывают у школьников значительно меньший интерес.

Эти разделы также обладают немалыми возможностями для показа и богатств языка, и особенностей его как явления изменяющегося, развивающегося.

Объем выносимого на внеклассные занятия программного материала определяется самим учителем вне зависимости от избранного материала — теоретического или прикладного.

Необходимость совмещения во внеклассной работе интересных, с точки зрения ученика, тем и таких разделов, которые далеки от его лингвистических интересов, предполагает разные подходы к сочетанию привлекательных и непривлекательных элементов в избранном направлении.

Во-первых, опорой во внеклассных занятиях может быть привлекательная для детей тема, в которую включаются те или иные программные вопросы, например: «История письменности и русская орфография», «Грамматика и стилистика», «Образование слов и их этимология» и др.

Во-вторых, некоторые особенно интересующие детей явления (например, происхождение слов) могут быть представлены в любой избранной теме, выступая обязательным компонентом занятия и являясь одной из таких его точек, которые вызывают интерес к работе в целом.

В-третьих, избранная тема может быть одним из аспектов того или иного программного раздела, то есть рассматриваться более узко, но раскрываться значительно глубже, охватывая разные стороны изучаемого явления. Например, тема «Словообразование», может быть взята для углубленного изучения лишь одна морфема, например суффикс.

Привлекательность программной темы достигается и рациональным отбором и использованием дидактических средств. Однако, это уже область не содержания, а форм работы.

2.4 Виды и формы внеклассной работы по русскому языку

В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов.

По способу подачи языкового материала выделяют устные и письменные формы; по частоте проведения — систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые.

Каждая из указанных форм внеклассной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

Во внеклассной работе по русскому языку преобладают особенно в младших классах, устные формы, что объясняется оперативностью устной речи и задачей развития в первую очередь устной речи.

К письменным формам внеклассной работы по русскому языку относятся стенная газета, листки русского языка, стенды. Все они характеризуются массовостью: вывешенные на видном месте, они становятся достоянием учащихся всей школы. Все остальные виды внеклассной работы по русскому языку проводятся в устной форме [54, 86].

По охвату учащихся они могут быть индивидуальными, групповыми и массовыми.

К индивидуальным видам внеклассной работы относятся; заучивание наизусть стихотворение и прозаических отрывков, работа над ролью (при подготовке инсценировок к утреннику), подбор языкового материала (эта работа выполняется преимущественно в письменной форме), чтение детских книг, сказок на русском языке и некоторые другие. Все эти виды индивидуальной работы являются по существу подготовительным этапом к проведению групповых и. массовых внеклассных мероприятий.

К групповым относятся следующие виды работы: кружок русского языка, экскурсии (в библиотеку, на природу, на производство и т. д.), викторины и некоторые другие. Среди них наиболее приемлемым видом работы на начальном этапе обучения русскому языку является работа в кружке.

К массовым видам внеклассной работы относятся: утренники русского языка, праздники (например, праздник сказки, праздник детской книги и т. п.

), выставки (например, выставка детских книг, выставка лучших тетрадей, детских рисунков), конкурсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшую письменную работу, на лучшего чтеца), радиопередачи на русском языке, олимпиады, дни русского языка, кукольный театр и др.

Одни из видов работы проводятся систематически, по особому расписанию, другие — эпизодически, 1-2 раза в год. Например, регулярно — один раз в две недели — проводятся занятия кружка русского языка; регулярно — раз в месяц — выпускаются листки русского языка и стенная газета.

Ежедневно или 1-2 раза в неделю организуются передачи по школьному радио на русском языке.

Такие массовые виды внеклассной работы, как утренник русского языка, праздник поэзии (или другие праздники), выставка лучших тетрадей, конкурсы, проводятся обычно эпизодически, 1-2 раза в год.

При планировании внеклассной работы необходимо учитывать частоту проведения, а также методику подготовки тех или иных видов мероприятий. Планировать работу следует так, чтобы она не создавала перегрузки учащихся и в то же время обеспечивала их равномерную, регулярную работу над овладением русским языком в течение всего периода обучения в школе.

Планируя и организуя внеклассную работу с младшими школьниками, учитель должен строить её на игровой основе. Игра требует от участников сообразительности, внимания, воспитывает в детях настойчивость и выдержку, вырабатывает у них навык быстро ориентироваться и находить верное решение.

Подбирая игры, надо руководствоваться тем, что, во-первых, игровой материал должен соответствовать программе класса, во-вторых, игры должны быть массовыми, в игре желательно не иметь исполнителей и зрителей, поскольку для этого не требуется особый талант, а лишь желание играть.

В игру важно вовлекать даже самых пассивных детей, что будет развивать их и приобщать к коллективу.

Внеклассные занятия в начальной школе можно проводить уже с первого класса, начиная со второго полугодия, когда дети прошли букварь и приобрели определённые навыки в чтении и письме. Занятия эти организуются со всем классом в форме «часов занимательной грамматики» продолжительностью 30 — 40 минут после уроков.

Такой час проводится раз в две недели, что позволяет учителю лучше подготовиться к нему, подобрать содержательный литературный и игровой материал: сказки, шуточные рассказы и стихи, загадки, скороговорки, шарады, ребусы и т. п.

В младших классах, особенно в первом и втором, по каждой теме целесообразно проводить два-три занятия, поскольку малышам требуется значительно больше времени, чем старшеклассникам, для усвоения того, что они узнали на внеклассных занятиях.

Дети любят играть в одну и ту же игру, пока не усвоят её полностью, поэтому вполне допустимо в одном и том же классе через несколько занятий повторять понравившиеся ученикам игры и упражнения. Последние проводятся в таких случаях на более сложном материале [54, 103].

Кроме часов занимательной грамматики, с учащимися начальной школы можно практиковать другие формы внеклассной работы по языку, которые обычно используются в старших классах.

Например, грамматические бои, викторины, КВН между параллельными или смежными классами, беседы по культуре речи, оборудование классных уголков русского языка, оформление альбомов загадок, пословиц, поговорок, собранных учащимися, и др.

Помимо традиционного «Праздника букваря», который отмечают первоклассники, следует в каждом классе 1-2 раза в год готовить и проводить утренники по русскому языку, приглашая на них ребят из других младших классов.

Тематика таких утренников может быть весьма разнообразной, например: «Хорошо знай русский язык», «Слово русское родное», «Сколько у тебя слов про запас?», «Наша азбука», «Весёлое путешествие от А до Я», «Русские загадки и пословицы», «Почему мы так говорим?», «Волшебные слова», «Мы грамотными стали», «Что портит нашу речь?», «Говори и пиши правильно» и др.

Источник: http://MirZnanii.com/a/178206-6/vneklassnaya-rabota-po-russkomu-yazyku-v-nachalnoy-shkole-6

Ссылка на основную публикацию