Внеурочная деятельность в начальной школе

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В данной статье описаны формы внеурочной деятельности по направлениям и видам. Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования ориентированы на воспитательные результаты.

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся,   как и деятельность  в рамках уроков,  направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.

  Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на  достижении личностных и метапредметных результатов, что и  определяет  специфику внеурочной деятельности,  в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО —  создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности  отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД  (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе  позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности.

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет  основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно – нравственное
  3. Общеинтел-лектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно – ценностное общение
  • Досугово – развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

 Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий,  Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

 Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

 Духовно-нравственное:

  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея.
  • Выставки рисунков.
  • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,
  • Тематические классные часы.
  • Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница».
  • Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.

Социальное:

  • Проведение субботников.
  • Работа на пришкольном участке.
  • Разведение комнатных растений и уход за ними.
  • Акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.

Формы внеурочной деятельности по видам:

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом),  вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.

  1. Образно-художественные формы
  • Концерты
  • Спектакли
  • Праздники
  • КТД

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

  1. Трудовые формы внеурочной деятельности
  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

  1. Игровые (досуговые) формы работы
  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы  внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования  строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс Школьник знает и понимает общественную жизнь Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах  поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом
Второй уровень. 2-3 классы Школьник ценит общественную жизнь Получение школьником опыта переживания  и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.
Третий уровень. 4 класс Школьник самостоятельно действует в  общественной  жизни Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней  результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином  воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Литература:

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор»  М.: Просвещение, 2014г.

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/nachalnaya-shkola/formy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-fgos-noo

Внеурочная деятельность в начальной школе по ФГОС

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд важных задач:

1. Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся.

2. Учесть индивидуальные особенности обучающихся.

3. Формировать навыки коммуникативного общения.

4. Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, природа, мир, знания, культура, труд) – для формирования здорового образа жизни.

5. Развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.

6. Обучение правилам и формам совместной работы.

Организация внеурочной деятельности в начальной школе по фгос основывается на следующих принципах:

  • включение учащихся в активную деятельность;
  • доступность и наглядность;
  • учёт возрастных особенностей;
  • связь теории с практикой;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется во второй половине дня и рассматривается как дополнительное пространство для развития различных способностей учащихся, их самовыражения и самореализации. Внеурочные занятия в начальной школе по фгос не должны быть продолжением или углублением традиционного содержания школьного образования.

Организация внеурочной деятельности в начальной школе реализуется через различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования.

Реализовывать внеурочную деятельность могут преподаватели дополнительного образования, учителя-предметники основной школы, учителя начальных классов, прошедшие курсы повышения квалификации по программам, отвечающим требованиям к реализации направления внеурочной деятельности.

Направления внеурочной деятельности по фгос в начальной школе

Основные направления внеурочной деятельности по фгос в начальной школе в соответствии с требованиями стандарта организуется по 5 направлениям развития личности:

• Спортивно-оздоровительное

• Общекультурное

• Социальное

• Общеинтеллектуальное

• Духовно-нравственное

Все виды внеурочной деятельности в начальной школе по фгос должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Внеурочная деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности предполагает:

• формирование у учащихся умения учиться и способностей к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);

• формирование универсальных учебных действий;

• развитие творческих и интеллектуальных способностей младших школьников, умения проявлять дисциплину, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий;

• развитие широких познавательных интересов, инициативы, любознательности, мотивов познания и творчества.

Для реализации поставленных целей и задач во внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в издательстве «Планета» разработана серия «Учение с увлечением».

Это интегрированные образовательные программы внеурочной деятельности для учащихся начальных классов по направлениям:

  • «Математика в окружающем мире» (1-4 класс);
  • «Русский язык с увлечением» (1-4 класс);
  • «Чтение с увлечением» (1-3 класс);
  • «Работа с информацией» (1-4 класс);
  • «Эрудит» (1-2 класс) с высокой учебной мотивацией.
Читайте также:  Сценарий новогоднего домашнего праздника для детей и взрослых

Каждая программа рассчитана на 1 учебный год на 33 часа в первых классах и на 34 часа во 2, 3 и 4 классах.

Основу программ составляют инновационные технологии: личностно ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализации, ИКТ.

Данные программы способствуют развитию познавательной активности, формируют у обучающихся потребность в самостоятельном приобретении знаний.

Все Программы составлены в соответствии с требованиями ФГОС НОО и содержат подробную пояснительную записку (с указанием целей, задач курса, планируемых результатов освоения курса обучающимися), развернутое календарно-тематическое планирование. В книгах также даны подробные разработки занятий.

Книги «Математика в окружающем мире», «Русский язык с увлечением», «Чтение с увлечением» дополнены электронными интерактивными приложениями (CD-дисками), на которых представлены интерактивные презентации (PowerPoint) для работы с обучающимися на занятиях.

Программа «Математика в окружающем мире» (для 1, 2, 3 и 4 классов) позволит учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.

Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Освоение содержания программы курсов способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся.

По окончании обучения, учащиеся будут знать и применять нестандартные методы и логические приемы для решения различных математических задач.

Содержание программ соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся по математике и окружающему миру.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся по математике и окружающему миру.

Интегрированный образовательный курс «Чтение с увлечением. По дорогам сказок» 1 класс (литературное чтение + русский язык) и «Удивительный мир природы» (литературное чтение + окружающий  мир) 2 класс – представляют собой интеллектуальное и общекультурное направление внеурочной деятельности.

Данные образовательные курсы разработаны с целью найти целесообразное средство, способствующее формированию читательской компетентности и расширению читательского кругозора первоклассников и второклассников, а также решить проблемы эффективной организации внеурочной деятельности обучающихся в первом и втором классах. 

Курс «Чтение с увлечением. По дорогам сказок» предназначен для обучающихся первого класса и представляет собой интеграцию литературного чтения и русского языка. В процессе образовательного курса дети вспомнят или познакомятся с 32 народными сказками.

Программа является одним из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания, учащихся в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению читательской культуры, привитию навыков самостоятельной работы. 

Программа интегрированного курса «Удивительный мир природы» (литературное чтение + окружающий мир) 2 класс представляет собой интеграцию предметов «Литературное чтение», «Окружающий мир» и «Русский язык» (развитие речи). Данный курс способствует формированию читательской компетентности второклассника, развивает их образное мышление, обогащает речь. 

Основными целями интегрированного курса являются: развитие интереса у детей к произведениям природоведческого характера, понимание идейного содержания сказок, рассказов о природе, оценивание поступков героев и событий; создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся посредством изучения произведений о природе; формирование познавательного интереса к урокам литературного чтения, окружающего мира и русского языка через задания творческого и занимательного характера.

Темы, рассматриваемые на занятиях на основе произведений рассказов и сказок Бианки, Сладкова, Чарушина, Шима, Скребицкого, Пришвина. Программа подготовлена с наглядностью – электронным приложением и рабочей тетрадью для детей.

В тетради представлены задания к текстам произведений, по сюжетам сказок, такие как отгадай загадки, найди рифмы в загадках, определить жанр произведения, работа с таблицей, ответы на вопросы к тексту, выполнение творческих заданий.

Программа интегрированного курса «Чтение с увлечением По страницам добрых книг» (литературное чтение + русский язык) для 3 класса обеспечивает познавательную и творческую деятельность детей в процессе их общеинтеллектуального и духовно-нравственного развития.

Одним из главных приоритетов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что курс «Чтение с увлечением.

По страницам добрых книг» способствует формированию читательской компетентности третьеклассников, развивает их образное мышление, обогащает речь.

Содержание занятий призвано расширить творческий потенциал детей, обогатить их словарный запас, сформировать духовно-нравственные чувства.

Основными целями изучения интегрированного курса «Чтение с увлечением По страницам добрых книг» являются:

• формирование у детей нравственных качеств личности, оценивание героев произведения, размышление над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, освоение идеи произведения;

• формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения и русского языка через задания творческого и занимательного характера;

• создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся. 

Образовательный курс «Русский с увлечением» создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов обучающихся, так как на всех занятиях они выходят за рамки учебника, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно выполнять нестандартные задания, анализировать изучаемый материал, пользоваться справочной литературой. Данный курс дает возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с целью реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Для 1 класса – это работа с буквами и выполнение познавательных и творческих заданий по темам «От А до Я». Программа курса для второго класса является логическим продолжением занятий первого класса.

Дети знакомятся с темами: «Фонетика», «Морфемика», «Морфология», «Орфография», «Лексика» за пределами программы 2 класса занимательно и интересно.

Выполняют задания в рабочих тетрадях, такие как – анаграммы, загадки-шарады, ребусы, криптограммы, чайнворды, кроссворды, задания на смекалку и отвечают на вопросы к викторинам.

Программа курсов для 3 и 4 классов обеспечивает формирование УУД, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных ФГОС НОО.

Формы организации занятий предусматривает внедрение современных педагогических технологий, и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся.

Преобладающей формой организации являются тестовые задания, задания на установление соответствия, задания на выявление общих признаков, логические и проблемные задания на восстановление текста. Каждое занятие включает теоретический материал, который преподносится в форме занимательных рифмовок.

На занятиях используется интерактивный материал, в виде электронного приложения. Тетрадь с заданиями выходит в комплекте с электронным приложением (CD-диском), на котором в интерактивном режиме представлены все задания тетради.

Внеурочная деятельность в начальной школе по фгос, будучи составной частью учебно-воспитательного процесса в школе, предоставляет огромные возможности для всестороннего развития личности младшего школьника. Особое внимание при этом уделяется интеллектуальному развитию обучающихся.

Образовательные курсы по внеурочной деятельности «Эрудит» предназначены для обучающихся 1 и 2 классов по направлениям: математика и русский язык за рамками общешкольной программы.

Программы курсов составлены в соответствии с требованиями ФГОС НОО и содержат подробную пояснительную записку (с указанием целей, задач курса, планируемых результатов освоения курса обучающимися), развернутое календарно-тематическое планирование. В книгах также даны подробные разработки занятий, оформленные в виде технологических карт. Данные методические пособия выпускается в комплекте с рабочими тетрадями для учеников.

По математике организация занятий предусматривает различные формы работы:

  • работа со справочными пособиями;
  • практикумы по решению задач;
  • логические игры.

Каждое занятие включает в себя определенные этапы:

  • «Это мы знаем» — повторение, закрепление вычислительных навыков;
  • «Думаем. Доказываем» — решение логических задач;
  • «Решаем» — закрепление вычислительных навыков и навыков задач различного уровня сложности;
  • «Рисуем» — установление закономерностей, причинно-следственных связей;
  • «Эрудиты тренируются» — контрольно-оценочные, рефлексивные задания.

По русскому языку предусмотрены следующие формы работы:

  • речевые игры;
  • отгадывание загадок;
  • составление связных текстов и другие.

Этапы занятий – это:

  • «Подумаем и ответим» или «Отгадываем вместе» — ответы на вопросы, загадки;
  • «Учимся наблюдать» — наблюдения над языковыми явлениями, развитие речевых навыков, определение сходства и различия, классификация, установление причинно-следственных связей;
  • «Пишем грамотно» — закрепление навыков правописания;
  • «Играем и развиваемся» — развитие чувства языка, умений и навыков;
  • «Открытие эрудитов» — контрольно-оценочные, рефлексивные задания.

Все занятия по данным программам будут способствовать развитию УУД у обучающихся начальной школы.

Программы курсов внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» разработаны для 1, 2, 3, 4 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учитывает возрастные, обще учебные и психологические особенности младшего школьника.

Данные программы представляют собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения и развития учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению информационной грамотности, привитию навыков самостоятельной работы. 

Актуальность программ заключается в том, что знания и умения, приобретённые при изучении предлагаемого материала в начальной школе, помогут младшим школьникам увереннее чувствовать себя в информационном поле окружающей их жизни и станут опорой, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

В то же время в начальной школе работа с различными видами информации является основой развития у учащихся познавательных действий.

В первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по шагам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления. На занятиях дети научатся работать с разными видами информации: текстами, кластерами, инфографикой, графиками, диаграммами, схемами (кластерами), таблицами.

Источник: http://www.planeta-kniga.ru/blog/vneurochnaya-deyatelnost-v-nachalnoj-shkole-po-fgos.html

Внеурочная деятельности в начальной школе как один из способ воспитания гармоничной личности младшего школьника

Фролкова Ольга Владимировна, учитель начальных классов СП 1 МБОУ СОШ № 17 «Юнармеец»

г. Мичуринска

Внеурочная деятельности в начальной школе как один из способ воспитания гармоничной личности младшего школьника

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Читайте также:  Театрализованное представление в средней группе по сказке: теремок

В рамках реализации ФГОС НОО под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребёнка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по таким направлениям развития личности, как

  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • общеинтеллектуальное;
  • общекультурное.

Могут быть использованы следующие формы:

  • экскурсии;
  • кружки;
  • секции;
  • круглые столы;
  • конференции;
  • диспуты;
  • школьные научные общества;
  • олимпиады;
  • соревнования;
  • поисковые и научные исследования;
  • общественно полезные практики и др.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Выделяют следующие виды внеурочной деятельности

  • игровая;
  • познавательная;
  • проблемно-ценностное общение;
  • досугово-развлекательная деятельность;
  • художественное творчество;
  • социальное творчество;
  • техническое творчество;
  • трудовая (производственная) деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • туристско-краеведческая деятельность.

Таким образом, очевидно, что внеурочная деятельность способствует закреплению и практическому использованию отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для её реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель, где внеурочная деятельность может осуществляться через:

  • учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
  • дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
  • организацию деятельности групп продлённого дня;
  • классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
  • деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
  • инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
  • Опираясь на данную базовую модель, можно выделить несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности
  • модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
  • модель «школы полного дня»;
  • оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
  • инновационно-образовательная модель.

Каждое образовательное учреждение разрабатывает свою модель организации внеурочной деятельности.

Эффективность любой деятельности человека или сообщества людей измеряется по двум основным критериям:

Эти же критерии можно взять и для выявления эффективности внеурочной деятельности. Показателями и методиками для изучения продуктивности деятельности, организованной во внеурочное время обучающихся, могут стать следующие:

Для изучения продуктивности внеурочной деятельности в соответствии с предлагаемыми показателями можно использовать такие методы, как беседа, тестирование, анализ результатов участия в мероприятиях состязательного характера (соревнование, конкурс, олимпиада и т.п.

), экспертная оценка специалистов, анализ содержания «портфеля достижений» ребёнка, метод незаконченного предложения (неоконченного тезиса) и др. Второй критерий – удовлетворённость обучающихся, их родителей и педагогов организацией внеурочной деятельностью и её результатами.

Проблема заполнения свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности, однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.

Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.

Модель внеурочной деятельности нашей школы основана на оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения – программе внеурочной деятельности для младших школьников, воспитательных программах классных руководителей. Это стало возможным, т.к. в практике прошлых лет в школе сложилась прочная система воспитательной деятельности, которая органично легла в новую схему и находит своё отражение во внеурочной деятельности.

Воспитание в школе — это не специальные разовые мероприятия.

Как подчёркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), это «подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников. Это приводит к снижению жизненного потенциала ребёнка, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям».

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

В этом учебном году мы работаем, используя оптимизационную модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Она предполагает, что в её реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель ГПД и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.

Перед началом учебного года была проведена большая подготовительная работа. В июне, а затем в августе учителями первых классов был проведён мониторинг родителей будущих первоклассников с целью выявления, в каких учреждения дополнительного образования занимаются их дети и по каким направлениям они хотели бы посещать внеурочные занятия в школе.

По итогам этого опроса были сформированы группы детей, которые будут посещать те или иные занятия, а учителями были составлены рабочие программы по своему направлению. Мининой Галиной Александровной было разработано положение о внеурочной деятельности и составлено расписание занятий.

Внимание было уделено тому, чтобы каждый ребёнок или в школе или в учреждениях дополнительного образования мог развиваться по разным направлениям. При составлении расписания вопрос решался индивидуально по каждому ребёнку, т. к. группы сформированы из детей разных классов и некоторые дети были записаны на несколько занятий.

Для того чтобы дети отдохнули, после уроков перед занятиями в режим дня первоклассника введена обязательная прогулка на свежем воздухе.

Проведя анкетирование среди родителей первоклассников, мы предложили определить приоритет того или иного направления и получили следующие результаты:

  • Так за спортивно-оздоровительное направление отдали голоса 43% родителей.
  • За художественно-эстетическое направление – 89%
  • За общеинтеллектуальное – 44%
  • Для примера общественно-полезное направление отдали свои голоса только 12% родителей, за патриотическое – 5,5%.

Итак, внеурочная деятельность составляет 20% всей учебной деятельности, поэтому, выбирая программы внеурочной деятельности по направлениям, мы учитывали:

Ориентиры в организации внеурочной деятельности в первых классах нашей школы:

Таким образом, включение ребёнка в систему общешкольных дел воспитательной системы, позволяют реализовать учебный план 1 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме 10 часов в неделю.

В нашей школе внеурочная деятельность состоит из 4 направлений, представленных программами.

1. Спортивно-оздоровительное направление. Цель: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей, получение теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни. Повышенная двигательная активность — биологическая потребность младшего школьника, от степени удовлетворения которой зависит его здоровье и общее развитие.

Это направление у нас реализуется через работу кружка «Народные игры «Час досуга».

Русские народные игры, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребёнка как личности.

2. Художественно-эстетическое направление представлено театральным кружком «Лицедеи» — руководитель Марина Александровна Третьякова.

Цель:

  • развитие эстетических способностей;
  • развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
  • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
  • овладение навыками общения и коллективного творчества

кружком ИЗО «Волшебная палитра» — руководитель Лариса Николаевна Попова

Цель:

  • развитие творческих способностей младших школьников, детского сплочённого коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
  • воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослых, любви к родному краю и себе.

вокальным кружком «Колокольчики» — руководитель Ольга Владимировна Фролкова

Цель:

  • развитие вокальных данных;
  • развитие умения слушать, понимать и исполнять вокальные произведения;
  • танцевальным кружком «Экспрессия» — руководитель Наталья Анатольевна Трусова

Целью этих кружков является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению педагоги осуществляет свою работу в форме игровых занятий, мини-спектаклей, конкурсов, выставок.

3. Общеинтеллектуальное направление представлено кружком «Юный исследователь» — руководитель Светлана Вадимовна Стрельникова

Цель:

  • развитие познавательных способностей младших школьников;
  • формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска

Ведущей идеей работы данного кружка является поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

Формы организации занятий кружка разнообразны. Это беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, экспресс-исследования, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью.

При организации внеурочной деятельности школьников педагогу необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, работая над проектом, не только преодолел сложности (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

Эффект — это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности.
Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Особенности СП 1 МБОУ СОШ № 17 «Юнармеец», учитываемые при организации внеурочной деятельности

  • Школа – социокультурный центр
  • Необходимость охвата всех выбранных направлений внеурочной деятельности
  • Недостаточно возможностей для привлечения специалистов дополнительного образования
Читайте также:  Конкурсы к дню 8 марта, 3 – 4 класс

Педагоги школы стараются сделать пребывание ребёнка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребёнка, сохранении и приумножении здоровья детей.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников

  • 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь
  • 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь
  • 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я».

Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Источник: https://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-1670

Проектирование программ внеурочной деятельности в начальной школе

Аннотация: В статье «Проектирование программ внеурочной деятельности в начальной школе» рассматриваются пути проектирования и нормативные требования к программе внеурочной деятельности.

Автор статьи рассматривает особенности данного компонента образовательного процесса и предлагает варианты его оптимизации, которые должны быть отражены в программе.

Варианты модульного построения программ внеурочной деятельности представлены на конкретных примерах, которые отражают эффективные принципы её проектирования и организации проведения в течение учебного года и в каникулярный период. 

Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает внеурочную деятельность как обязательную часть образовательного процесса, которая обеспечивает возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие, воспитание и социализацию обучающихся, формирование универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность предполагает самостоятельность образовательной организации в процессе её наполнения конкретным содержанием. При определении содержания внеурочной деятельности школа руководствуется имеющимися в учреждении материально-техническими и кадровыми ресурсами, педагогической целесообразностью, пожеланиями родителей и детей.

Основным документом, регламентирующим внеурочную деятельность, является программа, входящая в состав основной образовательной программы школы. Структура программы внеурочной деятельности должна включать:

  1. титульный лист;
  2. пояснительную записку, отражающую цели и задачи программы;

–     место программы внеурочной деятельности в структуре образовательного процесса НОО;

–     описание ценностей, на формирование которых направлена программа;

–     общую характеристику содержания и организации внеурочной деятельности, предусмотренной программой;

  1. указание на результаты (личностные, метапредметные, возможно – предметные) внеурочной деятельности;
  2. содержание внеурочной деятельности, план мероприятий, сроки и формы контроля;
  3. материально-техническое обеспечение.

Программы внеурочной деятельности конкретного образовательного учреждения разрабатываются педагогами школы на основании программ, разработанных авторами учебно-методических комплектов, или самостоятельно (в этом случае они обсуждаются на заседании методического объединения учителей начальных классов, проходят рецензирование и принимаются решением педагогического совета общеобразовательной организации).

При разработке программы внеурочной деятельности необходимо учитывать особенности данного компонента образовательного процесса: разнообразие предлагаемых видов деятельности, возможность «погружения» в нее, создание условий для осознанного самоопределения и добровольности участия. Наиболее полно специфике внеурочной деятельности соответствует модульный подход, когда программа состоит из самодостаточных законченных единиц, предлагающих младшим школьникам разнообразные виды деятельности. Модульный подход к проектированию программы внеурочной деятельности позволяет поддерживать высокую мотивацию обучающихся. Они имеют возможность получить опыт различных видов деятельности, осмыслить личные предпочтения и сделать выбор, подключиться к внеурочной деятельности в течение всего учебного года.

Модульную программу может разрабатывать и реализовывать коллектив педагогов, что значительно облегчает подготовку учителя.

Например, программа «Умелые ручки» может включать модули «Оригами», «Бисероплетение», «Авиамоделирование», «Мягкая игрушка», «Квиллинг», «Витражи», «Лепка», «Лоскутное шитье», «Батик» и др.

  Методическое объединение учителей начальных классов выбирает тематику модулей, определяет их количество и продолжительность, дает поручение конкретным учителям разработать их содержание и дидактическое обеспечение.

Далее педагог, разрабатывавший модуль, проводит по нему внеурочные занятия в параллели, дублируя занятия в разных классах. Таким образом, установленное при тарификации количество часов выполняет каждый учитель, реализующий программу, работая с учащимися разных классов.

Так как модули не взаимосвязаны, последовательность их реализации в образовательном процессе для разных классов  может быть вариативной.

Реализация программы внеурочной деятельности «Умелые ручки»,
организованной по модульному принципу

Класс

1 чет-верть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

«Оригами»

(11часов, учитель

 Иванова М.А.)

«Лепка»

(11 часов, учитель Петрова С.О.)

«Авиамоделирование»

(11 часов, учитель Сидорова Н.И.)

«Лепка»

(11 часов, учитель Петрова С.О.)

«Авиамоделирование» (11 часов, учитель Сидорова Н.И.)

«Оригами»

(11 часов, учитель

 Иванова М.А.)

«Авиамоделирование»

(11 часов, учитель Сидорова Н.И.)

«Оригами»

(11 часов, учитель

 Иванова М.А.)

«Лепка»

(11 часов, учитель Петрова С.О.)

Внеурочная деятельность предполагает возможность её проведения не только в учебное время, но и в каникулярный период, когда модули могут быть реализованы методом  «погружения».  Данное решение фиксируется в пояснительной записке к программе внеурочной деятельности и становится основанием для планирования.

Так как программа реализуется в каникулярный период, дети приходят по желанию. Ребенок имеет право посетить все занятия модулей, или отдельный модуль, или принять участие в работе одного дня.

Поэтому целесообразно использовать такие программы для организации внеурочной деятельности классов параллели или всей начальной школы.

Структура программы внеурочной деятельности младших школьников «Школа безопасности», реализуемой методом погружения в каникулярный период

Программа реализуется во внеурочной деятельности в объёме 34 часа,  адресована обучающимся 2–3–4-х классов. Программа реализуется методом «погружения» в период осенних (12 ч), весенних (16 ч) и летних (6 ч) каникул.

Программа предусматривает активные формы работы: беседы с сотрудником МЧС, полиции, разнообразную познавательную, игровую,  проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, просмотр и обсуждение видеофильмов, мультфильмов.

Содержание деятельности

Форма

Место проведения

Колич. часов

1 модуль

Осенние каникулы

1 день

Встреча с инспектором ГИБДД

Обсуждение важности соблюдения ПДД

Беседа

Актовый зал

1 час

Просмотр фильма/мультфильма о  ПДД, обсуждение

Просмотр фильма,

обсуждение

Актовый зал

1 час

Говорящие знаки

Мастерская

Класс

1 час

Как я знаю правила дорожного движения

Викторина, дидактическая игра

Фойе школы, класс

1 час

2 день

Безопасный маршрут из школы домой

Проектная деятельность

Класс, улицы

4 часа

3 день

Просмотр фрагментов мультфильмов с ситуациями дорожного движения, их обсуждение

Интерактивное занятие 

Актовый зал

1 час

«Я – пешеход!» Моделирование и анализ ситуаций дорожного движения с позиций пешехода, пассажира, водителя

Ролевая игра

Фойе школы, школьный двор

2 часа

Подготовка странички портфолио «Почему нужно соблюдать ПДД?»

Мастерская

Класс

1 час

2 модуль

Весенние каникулы

1 день

Беседа о ЧС, дидактическая игра

Интерактивное занятие 

Класс

1 час

Встреча с инспектором полиции.

Опасности, с которыми можно столкнуться на улице и дома

Беседа

Актовый зал

1 часа

Моделирование и анализ опасных ситуаций

Ролевая  игра

Фойе школы, класс

2 часа

Безопасный дом

Проектная деятельность

Класс, дом

2 часа

2 день

Огонь – друг или враг?

Интерактивное занятие, 6 шляп 

Актовый зал, класс

1 час

Экскурсия в пожарную часть (или другие пункты МЧС), современные технические средства пожаротушения, беседа о деятельности МЧС

Экскурсия

Фоторепортаж

Пожарная часть или спасательная станция и т.п.

 2 часа

Отработка действий в случае пожара (иных ЧС) в школе

Прак-тикум

Помещение школы, школьный двор

1 час

Подготовка презентации (стенгазеты) о правилах пожарной безопасности с использованием  сделанных фотографий

Мастерская

Компьютерный класс, класс

1 час

3 день

Просмотр фильма (мультфильма),

обсуждение

Просмотр фильма, обсуждение

Актовый зал

1 час

Первая помощь при травмах

Практикум

Класс, медицинский кабинет

1 час

Безопасный дом

Защита проектов

Класс, фойе школы

2 часа

Подготовка странички портфолио «Правила безопасности дома и на улице»

Мастерская

Класс

1 час

3 модуль

Летние  каникулы

1 день

Летний  отдых: как сделать его безопасным?

Беседа

Актовый зал

1 час

Правила безопасного купания.

Изготовление спасательных средств из бросового материала

Решение проектных задач

Класс, фойе школы

2 часа

Мы не заблудимся в лесу

Ролевая игра

В парке, на природе

2 часа

Подготовка странички портфолио «Правила безопасного отдыха на природе»

Мастерская

Класс

1 час

При проектировании программ внеурочной деятельности можно комбинировать представленные подходы. В рамках одной программы часть занятий можно выстраивать традиционным, линейным, образом (одно учебное занятие в неделю), включать в программу модуль (модули), предполагающие «погружение» (т.е.

большую плотность занятий в течение недели, например 8–10 занятий в течение  двух недель или модуль, который реализуется в каникулярное время) – это может быть актуально при работе над проектом, проведении исследования, экскурсий, в туристско-краеведческой работе.

В таком случае необходимо учитывать суммарный объем внеурочных занятий обучающихся за неделю (их максимально допустимый объем 10 часов в учебный период), то есть количество внеурочных занятий в неделю может быть неодинаковым.

Данные особенности организации внеурочной деятельности отражаются в пояснительной записке к программе и в основной образовательной программе ОУ, а так же в расписании внеурочной деятельности класса (параллели, ступени начального общего образования).

Структура комбинированной программы внеурочной деятельности  младших школьников «Хочу все знать» для 2 классов, 34 часа

Раздел программы внеурочной деятельности

Содержание деятельности

Форма

Колич. часов,

организация

работы

Модуль

«Школа почемучек»

(1 четверть)

— определение круга проблем, интересующих школьников.

— формирование умения задавать вопросы и находить ответы в различных источниках информации

Интерактивные занятия

8 часов,

 1 час в неделю

Модуль

«Миллион впечатлений»

(2 четверть)

Посещение музеев, памятных мест, природных объектов, вызвавших интерес обучающихся

Вирту-альные экскур-сии

6 часов,

одно двухчасовое занятие в неделю

Экскурсия в краеведческий музей, сбор информации об истории и культуре родного края

Экскур-сия

2 часа, каникулы

Модуль

«Мой край»

(3 четверть)

Работа над коллективным проектом-энциклопедией «Мой край»

Коллек-тивный

проект

12 часов, «погружение» в каникулы или в течение 2 недель

Модуль

«Мир рядом с нами»

(4 четверть)

Исследование «Жизнь растений моего края» (наблюдение, экспериментальная работа,

фотосъемка объектов природы)

Иссле-дование

4 часа с интервалом в неделю

Полевая практика

2 часа,

на одной неделе

Таким образом, использование современных подходов к проектированию программ внеурочной деятельности позволяет сделать ее более интересной и разнообразной, более полно учесть запросы обучающихся и их родителей, эффективно использовать ресурсы образовательного учреждения в процессе  ее реализации.

Источник: http://viro.edu.ru/istochnik/index.php/novye-standarty/65-proektirovanie-programm-vneurochnoj-deyatelnosti-v-nachalnoj-shkole

Ссылка на основную публикацию