Взаимодействие школы и семьи в период адаптации

Особенности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению (стр. 1 из 16)

Введение

Поступление ребенка в школу — чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Для безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен быть здоровым и всесторонне подготовленным.

Начало обучения в школе — один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, связанный с большим количеством разного рода нагрузок: социально-психологические перемены в жизни ребенка — новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль «ученика», со своими плюсами и минусами.

Должность ученика требует от ребенка осознания и его собственной роли, и позиции учителя, и установленной дистанции в отношениях, и правил, по которым строятся эти отношения.

И здесь очень важно, как будет происходить первый этап адаптации ребёнка к школе: какую линию поведения выберут сопровождающие его на этом этапе взрослые — учителя и родители; насколько доступной и своевременной будет возможность психологической поддержки в каких-то критических ситуациях.

Актуальность исследования:

Данная работа посвящена исследованию взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению.

Нас интересует насколько важным является это взаимодействие, а именно, насколько эффективнее проходит процесс адаптации младших школьников, при условии активного применения специальных адаптационных программ, и насколько необходимым условием является активное участие родителей в процессе улучшения и ускорения вхождения ребенка в учебный процесс. А именно, ставится задача дать ответ на вопрос насколько эффективным является взаимодействие школы и семьи.

В рамках данной работы для нас представляет интерес именно процесс протекания адаптации среди младших школьников в первые недели обучения.

Цель исследования:

Выявить роль взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению.

Основные используемые понятия:

«Школьная адаптация» — приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.

«Готовность к школьному обучению» — Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» [7].

«Семья» – малая группа основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Семья — это социальный институт, в котором ребенок получает основы социального развития во взаимодействии с окружающими людьми.

«Взаимодействие» — система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Задачи исследования:

1. Провести анализ литературы по вопросу адаптации ребенка к школьному обучению и характерным чертам семейного воспитания, взаимодействию школы и семьи, как фактор подготовки ребенка к школьному обучению

2. Разработать программу исследования и методический инструментарий для его проведения.

3. Выявить и проанализировать особенности адаптации ребенка к школьному обучению:

3.1. Привлечь родителей к активному участию в процессе адаптации ребенка к школьному обучению

3.2. Выявить особенности психологического состояния младших школьников в период адаптации

3.3. Выявить характер изменений физического состояния учащихся

3.4. Описать влияние деятельности учителя

3.5. Описать характер взаимодействия учащихся друг с другом

3.6. Выявить особенности процесса приспособления учащихся к новому виду деятельности

4. Сопоставить результаты исследования, полученные до и после формирующего эксперимента

5. Определить степень эффективности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптационных занятий

Предмет исследования:

-эффективность взаимодействия школы и семьи

Гипотеза исследования:

Взаимодействие школы и семьи является важным фактором адаптации ребенка к школьному обучению.

Объект исследования:

В исследовании принимали участие ученики двух 1-ых классов (60 человек) школы №24 города Балашихи, Московской области. Из них 34 ученика, участвовали в исследовании совместно со своими семьями.

Методы исследования:

Исследование проводилось в форме анкетного опроса и методом наблюдений.

Глава i. Теоретическая часть.

1. Адаптация ребенка к школьному обучению, как педагогический феномен.

1.1. Готовность ребенка к школьному обучению.

Проблема готовности к школьному обучению – одна из важнейших областей изучения, интересующая как теоретиков, так и практиков педагогических и психологических наук. Это обоснованно тем, что неподготовленность ребенка к школьному обучению, вызывает множество проблем на всех его последующих этапах.

Определяя понятие «готовность ребенка к школьному обучению», Л.А. Венгер отмечает: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» [7].

Что же поможет ребенку «всему этому научиться»? Прежде всего, необходима мотивационная готовность к школе, т.е. наличие у детей желания учиться. Информацию о мотивации ребенка, можно получить в ходе наблюдений за ним в процессе сюжетно-ролевых игр.

Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки.

Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.

Но стремление ребенка идти в школу может быть обусловлено мотивами, не имеющими прямого отношения к учению.

Так интерес к школе часто стимулируется тем, что все его сверстники туда идут; потому, что он слышал дома, что попасть именно в эту гимназию очень важно и почетно; потому, что он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки – детей привлекает все новое!!! Ребенок может стремиться в школу, т.к. хочет узнавать что-то новое; иметь определенные права (на тот же ранец или тетрадки), а также закрепленные за ним обязанности (рано вставать, готовить уроки). Пусть он еще полностью не осознает, что для того, чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать игрой или прогулкой, но, в принципе, он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать – тогда мы говорим о наличии позиции школьника.

Анализируя проблему готовности ребенка к школьному обучению, психологи выделяют следующие параметры готовности.

Личностная готовность ребенка к школе.

Личностная готовность ребенка к школе включает в себя формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определение уровня мотивационной сферы.

Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебник, тетрадь), а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка.

К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. [23]

Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

дифференцированное восприятие;

аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

логическое запоминание;

интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

развитие тонких движений руки и зрительно – двигательных координаций.[23]

Социально-психологическая готовность ребенка к школе.

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем.

Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.

Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении друг с другом, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Источник: http://MirZnanii.com/a/207804/osobennosti-vzaimodeystviya-shkoly-i-semi-v-protsesse-adaptatsii-rebenka-k-shkolnomu-obucheniyu

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего школьного звена

Ключевые слова: социальная адаптация, среднее школьное звено, семейное воспитание, личностное развитие, обучающийся, межличностные отношения.

Проблема адаптации школьников среднего звена принадлежит к числу сложнейших психолого-педагогических задач и, как и любой другой вопрос схожей степени сложности, усилиями одних только педагогических коллективов решена быть не может, тем более что влияние семьи на младшего подростка велико и предопределяет формирование особенностей его личности.

Взаимоотношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще редко являются вполне нормальными, а их действия — согласованными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за лидерскую позицию влияния на детей.

Проблема заключается в том, что потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьезные изменения, во многом связанные с приспосабливаемостью к новым экономическим условиям в стране и снижением педагогической грамотности родителей [4].

Семья и школа — это те социальные институты, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка и его адаптация к среднему звену основной школы.

Л. И. Новикова, указывая на силу влияния семьи на формирование личности ребенка, задается вопросом о том, что превращает семью во властное средство воспитания, с которым не может конкурировать ни один другой институт общества [6].

Она указывает и на то, что семья — это разновозрастной коллектив, членом которого становится ребенок с первого дня своего существования.

Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и другими межличностными отношениями. Такие отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате у ребенка формируется восприятие мира, людей и себя самого.

Читайте также:  Дидактические игры по окружающему миру во второй младшей группе

В семье ребёнок приобретает

—                   знания;

—                   умения;

—                   навыки

в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. У ребенка складываются

—                   нравственные чувства;

—                   представление о добре и зле;

—                   о чести;

—                   достоинстве;

—                   порядочности;

—                   долге;

—                   ответственности.

То, каким вырастает ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.

А это положение бывает самым различным: нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Когда заботятся не только о ребёнке, но и когда ребёнок заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других. И ненормальным, когда отпрыск — баловень семьи, а затем нередко становится деспотом или изгоем, не имеющим никакого дела до семейных проблем [4;5;8].

Содержание и эмоционально-нравственное наполнение отношений в каждой семье уникальны, поскольку находятся в непосредственной зависимости от индивидуальных особенностей ее членов, их нравственной и духовной культуры.

Исследования отечественных ученых показали, что наиболее высоким воспитательным потенциалом обладает тип семьи, основанный на равенстве и партнерстве (по сравнению с авторитарной семьей и семьей переходного типа).

Супружеские отношения такого типа способствуют развитию у детей доброты, трудолюбия, дисциплинированности, умения постоять за себя, самостоятельности бескорыстия, скромности, ответственности и самокритичности [2].

Данные исследований свидетельствуют, что такие качества детей, как ответственное отношение к учебе, трудолюбие, общительность, отзывчивость и ряд других, непосредственно коррелируют с отсутствием серьезных конфликтов между родителями.

В конфликтных семьях у детей формируются, как правило, противоположные качества — безответственное отношение к учебе, нежелание трудиться, замкнутость, недоброжелательность [2].

Таким образом, состояние супружеских отношений — один из главных критериев успеха или неудач семейного воспитания и социальной адаптации ребенка.

Не менее важными в плане семейного воспитания и социальной адаптации являются отношения между родителями и детьми.

Негативные качества личности возникают при дефиците родительской любви, когда дети не получают необходимого заряда положительных эмоций, лишены родительской привязанности. Ребенок в такой семье становится, со временем, пассивным, неуверенным, агрессивным и беспокойным.

Неудовлетворенность отношениями в семье с родителями компенсируется отношениями в неформальной группе сверстников, обретающей особую значимость и ценность для подростка в освоении социальной жизни, он усваивает нормы и ценности такой группы, зачастую асоциального свойства [1;7].

Семья призвана играть важную роль в социальной адаптации подростков. Некоторые исследования показывают, что в семьях слабо адаптированных подростков ниже уровень материальной обеспеченности, чаще случаются конфликты, у одного или обоих родителей тяжелый, конфликтный характер в сочетании со злоупотреблением алкогольных напитков [3].

Следует заметить, что взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в период перехода детей из начальной в основную школу.

Педагогическому коллективу среднего школьного звена приходится работать в условиях, трудно сравнимых с условиями работы учителя начальных классов, в течение ряда лет имеющего дело лишь с одним-единственным классом, имеющего уникальную возможность досконально изучить всех своих учеников.

Педагог начальной школы пользуется к тому же постоянной поддержкой родителей, все еще считающих себя обязанными помогать школе и чаще всего, действительно, помогающих ей, пока их дети еще не достаточно взрослые.

Однако при переходе обучающегося из начальной в основную школу, ситуация существенно меняется. В сложный период жизни для детей не наблюдается активного взаимодействия родителей и учителей по вопросу адаптации.

Для того чтобы школа могла осуществить решение проблемы адаптации школьников среднего звена, необходимо наладить дружеские, партнерские отношения с семьей, между учителями и родителями.

Одной из причин ущербности семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми и проблем в период адаптации является низкая педагогическая и психологическая культура родителей.

Родители, как правило, не знают закономерностей возрастного и психологического развития детей, они не всегда умеют зачастую налаживать правильные отношения с детьми в тех или иных ситуациях, теряются, когда у детей возникают сложности или серьезные проблемы в обучении и в общении со сверстниками [9].

Решение проблемы заключается в том, чтобы школа стала центром психолого-педагогического просвещения родителей.

Просвещение родителей можно осуществить в различных формах:

—                   в организации постоянно действующих при школе родительских университетов;

—                   лекториев;

—                   разных конференций;

—                   чтений;

—                   семинаров;

—                   объединений в классе родителей

Если в школе есть школьный психолог или учитель, хорошо знающий проблемы семейного воспитания, то очень полезно открыть при школе консультационный пункт для родителей.

Для того, чтобы связи школы с родителями были дружеские, надо сделать эти отношения в первую очередь взаимно уважительными.

Таким образом, активное взаимодействие педагогов и родителей поможет осуществить более полноценно организацию процесса обучения и психолого-педагогическую поддержку в период адаптации к пятому классу.

Литература:

1.                  Антонов А. И. Изменение структуры и жизнедеятельности семьи // Молодая семья. — 1977. — № 18. — С. 280.

2.                  Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика, 199. — № 4. — С. 27–35.

3.                  Дербенев Д. П. Социальная адаптация подростков // Социологический журнал. — 1997. — № 1–2. — С.143–145.

4.                  Мурзаева В. В., Тумакова Н. А. Роль мотивационного фактора в изучении иностранного языка // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 999–1002.

5.                  Мухина В. С. Возрастная психология. — М.: Академия. — 432 с.

6.                  Новикова Е. В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков //Общение и формирование личности школьника. — М., 1987.

7.                  Пиаже Ж. Избранные психологические труды./Пер. с англ. и фр. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680с.

8.                  Тумакова Н. А., Ткаченко Ю. А. К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 705–707

9.                  Фридман Л. М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. — 480 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/91/19828/

Портал педагога | «Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка»

Автор: Парфенова Ульяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №24 «Василек»
Населённый пункт: д.

Летуново, Зарайский р-н, Московская обл.
Наименование материала: статья
Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка»
Дата публикации: 03.09.

2017
Раздел: дошкольное образование

«Взаимодействие детского сада и семьи в

период адаптации ребенка»

“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка

к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от

того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце

из

окружающего

мира

от

этого

в

решающей

степени

зависит,

каким

человеком станет сегодняшний малыш”.

В.А.Сухомл

инский

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать или не

отдавать ребенка — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность

проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости

родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное

мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений. Вне

всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяется

вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее, посещение детского сада

имеет свои положительные и отрицательные стороны, определенные не с

точки зрения конкретных родителей, а с точки зрения науки, точнее, наук —

педагогики, медицины, психологии, социологии.

Проблеме адаптации детей к детскому саду уделено много внимания,

однако мало кто задумывается над тем, что родителям, а прежде всего мамам,

в этот период жизни, тоже необходима помощь. Родители, по сути, отдают

своего малыша в чужие руки, сердце разрывается при мысли: «Как там моё

солнышко? Плачет? Поел? Спит? ». Мама переживает, малыш волнуется.

Духовная, эмоциональная связь матери и дитя давно доказана. И чем крепче

эта связь, тем острее испуганный малыш чувствует волнение матери. Тревога,

одолевающая родителей вполне понятна и объяснима, они отдают в детский

сад самое дорогое. Одной из наиважнейших задач воспитателя в период

адаптации является помощь родителям, тесное взаимодействие с ними.

За

всю

историю

человечества

сформировалось

два

направления

воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждое из

этих

направлений,

представляя

собой,

социальный

институт

воспитания,

обладает своими специфическими возможностями в формировании личности

ребенка. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс

возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные:

одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют этого делать,

третьи

не

понимают,

зачем

это

нужно.

Во

всех

случаях

необходима

квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Каковы

основные

формы

сотрудничества

ДОУ

с

с емьей?

Охарактеризуем главные, которые мы используем в своей работе.

При

формировании

новой

группы,

познакомились

со

всеми

родителями. Каждой семье назначалось удобное для индивидуальной беседы

время.

План

первой

беседы

с

родителями

примерно

одинаков,

но

в

зависимости

от

ситуации,

корректируется.

После

знакомства

с

воспитателями, была организована экскурсия по детскому саду. В заключение

первой встречи родители заполнили анкеты.

С

момента

знакомства

и

в

дальнейшем,

одной

из

основных

задач

воспитателя является, располагающее отношение к к родителям. Если они с

самого начала сотрудничества с детским садом, будут видеть в воспитателе

друга, союзника, помощника, то совместная деятельность будет успешна.

Необходимое

условие

успешной

адаптации

согласованность

действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным

особенностям ребенка в семье и детском саду. Целесообразно рекомендовать

родителям впервые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему

легче познакомиться с воспитателями и другими детьми. Задача

воспитателя — успокоить, прежде всего, взрослых: вместе обсудить, как

облегчить период адаптации. В свою очередь, родители должны внимательно

прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации,

наблюдения

и

пожелания.

Ежедневно

во

время

адаптационного

периода,

необходимо несколько минут посвящать индивидуальной беседе с каждым

родителем. Обладая информацией, как ребенок провел день, родители будут

более спокойны, а значит их в уверенность в том, что они сделали верный

шаг, приведя, ребенка в детский сад будет расти.

Положительным является то, что дети раннего возраста, а особенно

второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Большую

роль

в

этом

играет

непосредственное

участие

родителей

в

совместных

мероприятиях. Создание единого стиля воспитания и общения с ребенком в

детском саду и в семье. Работа в группе строилась таким образом, чтобы

обеспечить

разностороннюю

взаимосвязь

между

всеми

участниками

образовательного

процесса.

Налажены

доверительные

отношения

между

родителями

и

воспитателями.

Сформирован

дружный

родительский

коллектив.

Мы и в дальнейшем, в своей работе планируем тесное взаимодействие

с родителями, ведь только используя модель триединства: взаимодействие с

педагогическим коллективом, сотрудничество с родителями и разнообразные

формы

работы

с

детьми

позволяет

сформировать

гармонично

развитого

ребенка.

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=23271

Ваш психолог. Работа психолога в школе

Страница 3 из 9

Взаимодействие с родителями как фактор предупреждения
и преодоления школьной дезадаптации

Невозможно разобраться в проблемах и затруднениях ребенка без понимания семейного контекста его жизни. Контекстом, определяющим возможность возникновения школьной дезадаптации ребенка, тех или иных нарушений в его личностном развитии, является семья как система внутрисемейных отношений и семейного воспитания.

Читайте также:  Рассказы о животных паустовского для 3 класса

Анализ результатов психодиагностики готовности детей к школьному обучению, мониторинга процесса адаптации первоклассников к школе показывает, что среди причин «трудной» адаптации, стойкой дезадаптации первоклассников на первый план выходят: социальная и педагогическая запущенность на предыдущих этапах развитии, длительная и массивная психическая депривация тех или иных потребностей ребенка в семье, эмоциональные расстройства и соматическая ослабленность вследствие конфликтных отношений в семье и неверного стиля воспитания. Основные тенденции развития образования в Республике Беларусь в настоящее время актуализируют проблему взаимодействия педагогов, психологов, родителей, повышение роли семьи как фактора социализации и педагогического субъекта в едином пространстве развития ребенка. Активно распространяется модель «открытого» образовательного учреждения (детского дошкольного учреждения, школы прежде всего), предусматривающая реализацию принципов сотрудничества, личностно-развивающего, проблемного и деятельностного подходов.

В стратегии взаимодействия с семьей ныне востребованы следующие идеи:

  • оптимистическая гипотеза, вера в силы педагогического коллектива и способности семьи и отдельной личности при помощи специалистов разрешить сложные жизненные ситуации;
  • гуманно-личностный подход к детям, защита их прав и интересов как приоритет любой деятельности взрослых;
  • партнерство, взаимное уважение и доверие всех субъектов взаимодействия;
  • системность, преемственность, дифференциация и интеграция педагогических инициатив в работе с родителями;
  • проблемно-ориентированный анализ социальной ситуации развития ребенка и свобода выбора способов решения проблемы, содержания, форм и методов работы с родителями.

На любом этапе возрастного развития детей образовательное учреждение и его психолого-педагогическая служба решают следующие задачи во взаимодействии с семьей:

  • Диагностика семьи, изучение условий и факторов развития ребенка в семье.
  • Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения, его целях, задачах, программах обучения и воспитания, ходе и результатах педагогического процесса.
  • Психолого-педагогическое просвещение, обучение и воспитание родителей, развитие их родительской компетентности.
  • Включение родителей в совместную с педагогами и детьми деятельность, создание детско-взрослых форм общности.
  • Развитие инициативы и субъектной позиции родителей, помощь в создании и организации деятельности общественных формирований родителей.
  • Психолого-педагогическая помощь в коррекции факторов семейного воспитания, неблагоприятных для развития ребенка.

В начале школьного обучения, в 1-ом классе и всего периода начальной школы, у педагогов и психологической службы есть достаточно много возможностей и шансов наладить эффективное взаимодействие с семьей, привлечь родителей к психолого-педагогическому сопровождению адаптации детей к школе.
Приоритетными для педагога-психолога являются следующие задачи:

  • установление доброжелательного контакта, создание доверительных отношений с родителями, которые являются залогом того, что со своими проблемами, сомнениями и вопросами родители пойдут в школу и к психологу, своими наблюдениями честно поделятся;
  • повышение психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития;
  • принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в школе.

Если этого удалось добиться, можно рассчитывать на сотрудничество с родителями в решении проблемных для ребенка ситуаций.

Что же касается форм работы, они могут быть как традиционными (родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации), так и сравнительно новыми (родительские клубы, социально-психологические тренинги, психолого-педагогический театр).

В начале школьного обучения в 1-ом классе собрания и встречи желательно проводить регулярно – примерно раз в месяц, обсуждая с родителями трудности адаптационного периода, рассказывая о формах поддержки ребенка, оптимальных домашних формах решения школьных проблем и т.д.

В содержательном отношении круг обсуждаемых вопросов во взаимодействии с родителями может быть весьма разнообразен. Приведенная в ч.

1 методического пособия тематика консультаций для родителей (или выступлений на родительских собраниях) может быть дополнена и/или изменена в соответствии с запросом родителей и/или психолого-педагогической модели взаимодействия с семьей, которой придерживается педагогический коллектив и педагог-психолог. Одним из элементов содержательного взаимодействия с родителями (в ходе собраний, консультаций, письменного общения и т.д.) является разработка рекомендаций, памяток для родителей (пример таковых см. в приложении № 4).

Ярким примером интеграции образовательного процесса, основанным на сотрудничестве педагога и психолога с родителями, является родительский клуб.

Основными целями создания и организации деятельности родительского клуба являются повышение психологической компетентности родителей, способствующей оптимизации детско-родительских отношений, создание условий для эмпатийно-личностного общения между членами семьи, формирование установки на сотрудничество со школой в целях успешного обучения, воспитания и развитие личности ребенка. Проведение заседаний родительского клуба предполагает решение сразу нескольких задач, исходящих из функций клуба: просветительской, прогностической, диагностической, консультативной, развивающей, коррекционной.

Просветительская функция заключается в знакомстве с теоретическими основами психологии и педагогики, углубление и систематизация знаний о закономерностях развития ребенка.
Прогностическая функция направлена на прогнозирование детско-родительских отношений, влияющих на социализацию ребенка, его адаптацию в школьной среде, становление позиции школьника.
Диагностическая функция позволяет объективно оценивать и осмыслять имеющуюся семейную ситуацию развития ребенка, условия его воспитания в семье, направлена на более глубокое понимание родителями собственного ребенка.
Развивающая функция предполагает помощь в развитии разнообразных умений, важных во взаимодействии с детьми, помощь в развитии самого ребенка.
Коррекционная функция направлена на изменение неэффективных родительских установок в воспитании ребенка.
Консультативная функция предполагает следующее: 1) укрепление уверенности родителей в их собственных возможностях; 2) помощь в установлении теплых отношений в семье; 3) обеспечение безопасной атмосферы, в которой родители могут работать с собственными внутриличностными проблемами и проблемами, касающимися отношений с детьми и своей родительской роли.

Методы, используемые в работе клуба:

  • экспресс-диагностика эмоциональных состояний, знаний, отношений и ценностей родителей;
  • лекции и сообщения специалистов по заявленным темам (педагог-психолог, логопед, врач, музыкальный работник и др. специалисты);
  • экспрессивные методы творческого самовыражения в движениях, в рисунках, в письменных и творческих работах;
  • методы социально-психологического и педагогического тренинга: дискуссионное обсуждение различных психологических проблем и педагогических ситуаций, психогимнастика, игровое моделирование, игры и упражнения разной направленности, психологические этюды;
  • обмен опытом в воспитании детей;
  • анализ продуктов деятельности детей, результатов педагогической и психологической диагностики.

Общая структура проведения занятий в клубе:

    • Формулирование темы занятия, основных целей.
    • Психологическая и/или интеллектуальная разминка, позволяющая задать темп занятия и являющаяся прелюдией основной части.
    • Основная часть, в которой реализуется тема занятия:
      • Отработка необходимых навыков через упражнения.
      • Лекция или сообщение специалистов.
      • Активное обсуждение.
      • Система упражнений.
    • Заключительная часть. Рефлексия.
    • Домашнее задание.

Возможны варианты или другая комбинация в зависимости от темы занятия.
Тематика встреч в клубе «Родительский дом – начало начал» может быть следующей:

Занятие 1. Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания. Поддержка – стратегия конструктивного взаимодействия с детьми.
Занятие 2. Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье.
Занятие 3. Как развивать ответственность в наших детях. Уровни и составляющие ответственности. Правила передачи ответственности.
Занятие 4. Помощь родителей в учении школьника – какой она должна быть. Развитие познавательной активности ребенка в семье.
Занятие 5. Бесконфликтная дисциплина. Правила о правилах.
Занятие 6. Мотивы плохого поведения детей. Причины стойкого непослушания.
Занятие 7. Чувства родителей и чувства детей. Правила выражения чувств.
Занятие 8. Итоговое. Формула семейного счастья.

Второй вариант тематики клубных встреч:

  • Давайте познакомимся поближе. Семья и школа – теперь мы вместе.
  • Лики родительской любви. Как на самом деле любить ребенка.
  • Мир ребенка и взрослого (совместная встреча детей и родителей).
  • Почему ребенок бывает несчастлив?
  • Наше здоровье в наших руках (совместная встреча детей и родителей).
  • Игра – дело серьезное. Игры в школе и семье.
  • Мир наших увлечений (совместная встреча детей и родителей).
  • Итоговая встреча. В дружбе взрослых и детей сила школы и семей.

Опыт организации и осуществления деятельности родительских клубов с первых шагов поступления ребенка в школе показывает, что такая форма взаимодействия с родителями способствует гармонизации, взаимодополняемости влияний взрослых на социальную ситуацию развития школьника, позволяет установить партнерские заинтересованные друг в друге отношения педагогов и родителей, пробуждает устойчивый интерес родителей не только к вопросам воспитания и развития детей, но в целом к психолого-педагогическому знанию, стимулирует стремление к самопознанию и изменению неэффективных родительских установок.

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/92-adaptation-to-school/1187-psixologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-adaptaczii-rebyonka-k-shkole?start=2

«Взаимодействие школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению»

«Взаимодействие школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению».

Учитель начальных классов

Саванец Наталия Александровна

г. Кашира, Московская область.

I. Введение. Данная работа посвящена исследованию взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению. Нас интересует, насколько важным является это взаимодействие, а именно, насколько эффективнее проходит процесс адаптации младших школьников, при условии активного применения специальных адаптационных программ, и насколько необходимым условием является активное участие родителей в процессе улучшения и ускорения вхождения ребенка в учебный процесс. А именно, ставится задача дать ответ на вопрос, насколько эффективным является взаимодействие школы и семьи.В рамках данной работы для нас представляет интерес именно процесс протекания адаптации среди младших школьников в первые недели обучения.

Цель:
Выявить роль взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению.

Основные используемые понятия:«Школьная адаптация» — приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.«Готовность к школьному обучению» — Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» .«Семья» – малая группа основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Семья — это социальный институт, в котором ребенок получает основы социального развития во взаимодействии с окружающими людьми. «Взаимодействие» — система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. II. Проблема готовности к школьному обучению формы и методы её решения.Проблема готовности к школьному обучению – одна из важнейших областей изучения, интересующая как теоретиков, так и практиков педагогических и психологических наук. Это обоснованно тем, что неподготовленность ребенка к школьному обучению, вызывает множество проблем на всех его последующих этапах.Определяя понятие «готовность ребенка к школьному обучению», Л.А. Венгер отмечает: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» . Немаловажным фактором является и поддержка взрослых — мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.Первый год в школе — это и своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все их недоработки: невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта, неумение помочь. Еще чаще из добрых побуждений они сами становятся виновниками школьных стрессов, ведь приспособление к школе происходит не сразу. Не день и не неделя требуется для того, чтобы освоиться в классе по-настоящему!Основные направления реформы общеобразовательной школы ориентируют педагогов на усиление помощи семье и поднятие ее ответственности за воспитание подрастающего поколения, на широкое вовлечение родителей в воспитательную работу с учащимися.Взаимодействие учителя и семьи — система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.Содержание работы учителя с родителями первоклассников определяется тремя основными задачами:1. Ознакомление с опытом семейного воспитания детей с целью изучения уровня подготовленности первоклассников к школе; соблюдение преемственности между дошкольным семейным и школьным воспитанием и нахождение индивидуального подхода к каждому ребенку.2. Управление воспитанием школьников в семье, оказание помощи родителям в правильной организации учебной и творческой деятельности первоклассника и его отдыха.3. Привлечение родителей к организации воспитательной работы в школе, в классе.Формы работы учителя с родителями разнообразны:Индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе;Групповые: (Родители могут объединяться в группы по образованию, педагогической культуре, по поведению и показателям успеваемости их детей.) Здесь выделяются: взаимная работа учителя и родителей на уроках, когда родители помогают учителю вести урок; и работа с активом.Коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные мероприятия и т. д.Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения.Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Родители должны знать, что ребенок с поступлением в школу будет изменяться. К наступлению школьного возраста дети приходят с совершенно разным багажом опыта, с разными знаниями, умениями, навыками, привычками.Я хочу показать фрагмент родительского собрания, которое проводила для родителей в своём классе. С поступлением в школу меняется весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «так нужно» лавиной обрушивается на 1-классника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.Нормы и правила идут порой вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Период адаптации у каждого школьника длится по-разному – у одних один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка. Начало школьного обучения для каждого ребенка является стрессом. Все дети, наряду с переполняющими ими чувствами радости, восторга или удивления, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У 1-классника в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, плачут. Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой- то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже. Серьезные жизненные перемены — стресс для всякого человека: и взрослого, и ребенка. Ребеночек еще маленький, ему они даются тяжелее. На стресс ребенок выдает некую реакцию. И от того, что скажем и что сделаем в ответ мы, родители, зависит, будет ли успокаиваться душа маленького человека, возвращаться потихоньку на круги своя — или этот стресс забьется в угол, как зверек, останется в душе на всю оставшуюся жизнь болью. Вот дитя начинает грубить, хамить, проявлять агрессивность, чего за ним раньше никогда не замечалось. Мать растеряна и обижена.Дитя грубит. Знает, что грубит, но остановиться не может или не хочет. Вариантов действий два. Порем наглое дитя и тем прекращаем недопустимое поведение. Такую препону дурному поведению, которая связана с унижением личности ребенка, назовем наказанием. В обсуждаемый нами период, в первые десять дней школьной жизни наказывать детей нельзя. Им и так тяжело. Да и всегда с наказанием надо быть очень осторожным.Так что же, терпеть дерзость? Нет, конечно. Скажите:- Мне неприятно, когда ты кричишь. Постарайся успокоиться, и я с удовольствием поговорю с тобой.или- Когда ты так кричишь, мне очень трудно говорить с тобой, я слышу звук, но не понимаю, что ты хочешь сказать. Давай попробуем успокоиться и поговорить тихо.Такую реакцию можно назвать санкциями, можно как угодно иначе. Важно не название, а суть: не унижая личности ребенка, мы добиваемся добронравного поведения. При этом стресс, в котором дитя пребывает, не усиливается, атмосфера не нагнетается.Элвин Фрид в » Книге для тебя » рассказывает, что есть на белом свете мурашки и есть ласковушки.Мурашки — это любые «прикосновения», от которых делается плохо, горько, больно и неуютно. Окрик, шлепок, равнодушное «что-что?», ироничное замечание, просто замечание. Знаете, есть такое мнение, что три замечания в день для ребенка — это предел. Ласковушки — это то, от чего делается хорошо, приятно. Поощрение, одобрение, радость от твоего присутствия. И еще, как ни странно, — просто констатация факта, что родители тебя видят. Как это? Очень просто. Дочка читает книжку. Входит мама и, не останавливаясь, мимоходом полуспрашивает-полуутверждает: «Что, «Колобка» перечитываешь?» И все, пошла мимо. Казалось бы, пустая фраза, риторический вопрос. А дочка слышит в нем: «Я тебя вижу. Я заметила, что у тебя в руках «Колобок». Я рада, что ты есть на свете. Иду делать свои дела, а потом мы с тобой почитаем вместе». Дети могут вырасти нормальными людьми с положительной самооценкой без поощрений, но не могут — без констатации факта своего существования. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, мы в классе читаем сказки для школьной адаптации. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.Ещё на этом собрании разбирали режим дня.; советы врачей. Каждый родитель получил памятки. В которых даны рекомендации как повысить учебную мотивацию и как себя вести с первоклассником.Была предложена сказка “Колобок” на психологический лад.Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок .

Читайте также:  Классный час «дары леса», 3 класс

Первая заповедь: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка.

Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.

Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.На этом встреча наша заканчивается.Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!То как родители активно включались в обсуждения показало, что тему для родителей моего класса действительно актуальна. Советы и рекомендации родители приняли к сведению. Проведённые мероприятия, направленные на адаптацию детей, принесли положительные результаты. Некоторые очень активные дети стали более послушны, усидчивее. Адаптация всего класса прошла успешно, ребята сдружились. В течение года в класс пришли три новых ученика и быстро «влились» в коллектив.III. Заключение.Родители нужны школе и она нужна сегодня семье. Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится беднее. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.

Источник: http://5-bal.ru/psihologiya/56714/index.html

Ссылка на основную публикацию