Животноводство в пословицах и поговорках

Рядом с человеком всегда жили животные – собаки, кошки, домашние птицы и многие другие. И нам всегда свойственно любопытство и любознательность, особенно детям.

Замечая особенности поведения животных, люди делились этими наблюдениями друг с другом, передавали знания из поколения в поколение. Так и появились пословицы и поговорки о животных. Кстати, не только домашние прирученные животные фигурируют в этих пословицах.

Человеку интересны также были и дикие звери. Существует большое количество интересных пословиц и поговорок о животных, многие из которых собраны в этом разделе.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Без осанки и конь корова.

Безрогая корова хоть шишкой да боднет.

Бить собаку, ругая курицу.

Бывает и медведь летает… когда с кручи столкнут.

Была бы свинка, будет и щетинка.

Быть бычку на верёвочке.

В холод кошка мышей не ловит.

Велик осел, да воду возит; мал сокол, да на руках носят.

Видит волк козу — забыл и грозу.

Волк для овец плохой пастух.

Волк коню не товарищ.

Волка на собак в помощь не зови.

Волк не пастух, свинья не огородница.

Волка ноги кормят.

Волка пожалей — искусает ещё злей.

Волков бояться — в лес не ходить.

Воробьи гомонят — гнёзда завивают.

Ворона хоть и за море летала, а всё белой не стала.

Всяк сверчок знай свой шесток.

Всякая мышь боится кошки.

Говорят, что кур доят.

Горе одного только рака красит.

Дай курице грядку — изроет весь огород.

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

Две кошки в одном мешке дружбы не заведут.

Добрый конек не навезет на пенек.

Жаловалась овца волку на плохое житьё.

Журавль летит высоко, видит далеко.

За гриву не удержался — за хвост не удержишься.

За комаром с топором, за мухой с обухом.

Заговелась лиса — загоняй гусей.

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.

Заяц от лисы, а лягушка от зайца улепётывает.

Знает кошка, чье мясо съела.

Знай, сверчок, свой шесток.

И волки сыты, и овцы целы.

И лягушка может утонуть.

Из пушки по воробьям не бьют.

Кабы куст не был мил, соловей гнезда б не вил.

Каждая курица свой насест хвалит.

Каждая птица своё гнездо защищает.

Каждая лиса свой хвост нахваливает.

Каждый кулик в своём болоте велик.

Каждый кулик своё болото хвалит.

Как ни вертись собака, а хвост сзади.

Когда влюбишься, и мартышка покажется красивой; когда не любишь, и от лотоса отвернёшься.

Когда кошка уходит, мыши выходят размяться.

Конь бежит — земля дрожит.

Конь копытом дает сдачи.

Корова черна, да молоко у неё бело.

Корову палкой бить — молока не пить.

Корми корову сытнее, молоко будет жирнее.

Кошка только на мышей и храбра.

Кошки грызутся — мышам раздолье.

К собаке сзади подходи, к лошади — спереди.

Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.

Кулик да гагара — два сапога пара.

Кусают и комары до поры.

Либо корму жалеть, либо лошадь.

Либо сена клок, либо вилы в бок.

Лиса все хвостом прикроет.

Лиса и во сне кур считает.

Лиса семерых волков проведет.

Лисичка всегда сытей волка бывает.

Ловит волк, ловят и волка.

Лошадь — подарок, и ложка — подарок.

Лучше маленькая рыбка, чем большой таракан.

Любовь зла — полюбишь и козла.

Маленькая собачка — до старости щенок.

Мартышка и без хвоста всё равно мартышка.

Мастер из печёного яйца цыплёнка вытащит.

Метил в ворону — попал в корову.

Можно и с козлом поладить, коль по шёрстке погладить.

Молоко у коровы на языке.

На ловца и зверь бежит.

На насесте своём петух всех сильней.

На обед пичужке довольно и мушки.

На свалке своей петух всех главней.

На свинью хоть хомут надень, всё конём не будет.

На целое яйцо мухи не садятся.

Не все коту масленица.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Не бойся собаки брехливой, а бойся молчаливой.

Не велик сверчок, а громко поёт.

Не велика птица — синица, да умница.

Не верь козлу в огороде, а волку в овчарне.

Не всё коту Масленица.

Не всякая собака кусает, которая лает.

Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.

Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что он овец съел.

Не первую зиму волку зимовать.

Не робей, воробей.

Не та собака кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет.

Не убьёшь змею — она ужалит.

Не учи козу: сама с воза стащит.

Одна ласточка весны не делает.

От ворон отстал и к новым не пристал.

Отольются волку овечьи слёзки.

По воробьям из пушки не стреляют.

Пой лучше хорошо щеглом, чем худо соловьем.

Поневоле заяц бежит, когда летать не на чем.

Посади свинью за стол — она и ноги на стол.

Прямо только вороны летают.

Птичка невеличка, да коготок остёр.

Рыба с головы гниёт.

С волками жить — по-волчьи выть.

https://www.youtube.com/watch?v=3fPRnGTKmd0

С деньгами — дракон, без денег — червяк.

С паршивой овцы хоть шерсти клок.

Свинья грязи найдёт.

Сказал бы словечко, да волк недалечко.

Скотину водить — не разиня рот ходить.

Собака на сене — сама не ест и другим не даёт.

Собака не знает о достатке своего хозяина.

Соловья баснями не кормят.

Сорока на хвосте принесла.

Старая лиса рыльцем роет, а хвостом следы заметает.

Старая собака понапрасну не лает.

Стая шакалов может искусать тигра.

Тигр хоть и лют, а своих тигрят не съест.

Тощая собака — позор для хозяина.

У гусыни усов не ищи — не сыщешь.

У коровы молоко на языке.

Хорош заяц белый, а охотник смелый.

Хорошая лошадь, но ест жухлую траву.

Хороший кузнец и лягушку подкуёт.

Худо овцам, где волк в пастухах.

Через силу и конь не скачет.

Чует волк, где добыча.

Чует кошка, чьё мясо съела.

Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала.

Шерсть стригут и шкуру дерут.

Источник: http://bobrmama.by/poleznyj-sunduchok/roditelyam-na-zametku/649-poslovitsy-i-pogov

Отражение животноводческой деятельности в татарских пословицах и поговорках

Сунгатов Гафур Масгутович, Завгарова Фанзиля Хакимовна, Батталова Алсу Дамировна ОТРАЖЕНИЕ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАТАРСКИХ ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ

Животноводство с давних времен было одним из основных видов хозяйственной деятельности тюркских народов. В народных изречениях, среди которых наиболее яркими и выразительными являются пословицы и поговорки, домашние животные и животноводческая деятельность занимают довольно большое место.

В них посредством переноса характера, поведения и действий отдельных животных на людей выражаются умозаключения и мысли, накопленные жизненным опытом и многовековыми наблюдениями татар.

В данной статье авторы, анализируя корпус татарских пословиц и поговорок, приходят к выводу о том, что они позволяют наглядно представлять не только характер творческой мысли, но и повседневную хозяйственную деятельность татарского народа. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272018/2-1/46.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 2(80). Ч. 1. C. 167-169. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/2-1/

© Издательство «Грамота»

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

УДК 398

Животноводство с давних времен было одним из основных видов хозяйственной деятельности тюркских народов. В народных изречениях, среди которых наиболее яркими и выразительными являются пословицы и поговорки, домашние животные и животноводческая деятельность занимают довольно большое место.

В них посредством переноса характера, поведения и действий отдельных животных на людей выражаются умозаключения и мысли, накопленные жизненным опытом и многовековыми наблюдениями татар.

В данной статье авторы, анализируя корпус татарских пословиц и поговорок, приходят к выводу о том, что они позволяют наглядно представлять не только характер творческой мысли, но и повседневную хозяйственную деятельность татарского народа.

Ключевые слова и фразы: татарское устное народное творчество; пословицы; поговорки; верования; животноводческая деятельность; отражение хозяйственного уклада.

Сунгатов Гафур Масгутович, к. филол. н., доцент, вед. н. сотр. Завгарова Фанзиля Хакимовна, к. филол. н., доцент Батталова Алсу Дамировна, к. филол. н., доцент, млад. н. сотр.

Республиканский центр развития традиционной культуры, г. Казань gsungatov@mail.ru; zavgarova@inbox.ru; als7701@yandex.ru

ОТРАЖЕНИЕ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАТАРСКИХ ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ

Статья подготовлена при поддержке РФФИ и Правительства Республики Татарстан в рамках научного проекта № 17-14-16021.

Известно, что кочевое скотоводство было основным занятием степных тюрков. В Среднем Поволжье черноземные почвы и умеренный климат позволяли интенсивно заниматься земледелием, и оно постепенно вытесняло у поволжских татар животноводство на второй план.

А в предгорьях Урала, в Сибири, в Нижнем Поволжье в силу климата и географических особенностей до XX века важнейшим видом хозяйственной деятельности татарского населения оставалось животноводство.

Основными видами животноводства были коневодство, овцеводство, разведение крупного рогатого скота и коз, держали также домашних птиц (гуси, куры, утки, индейки), в деревнях крещеных татар разводили свиней. Если мясо и молочные продукты, яйцо употребляли в пищу, то шкуры, шерсть животных и пух птиц использовали как сырье для домашних ремесел.

Животные имели важное значение в религиозных верованиях тюрков-татар. Многие народы связывают свое происхождение с тем или иным животным, что проявляется в таком распространенном в мире веровании, как тотемизм. Его возникновение объясняется тем, что человек представлял себя частью природы, существом, относящимся к миру животных [5, с. 202].

Некоторые животные у разных народов считаются святыми, их боготворят. Других животных, наоборот, рассматривают источниками отрицательной энергии, будто бы они связаны со злыми духами.

Животные со всеми присущими им качествами и характерами занимают огромное место в татарском устном народном творчестве. Целью данной статьи является исследование использования образов домашних животных и употребления их названий в пословицах и поговорках.

Пословицы и поговорки среди народных изречений являются наиболее часто употребляемыми жанрами в устной и письменной речи. Ученые дают следующие определения пословицам, которые в татарском фольклоре называют и изречениями древних: «…

пословица и есть назидательное изречение, в котором выражена мудрость народа, его жизненный опыт и наблюдения» [9, с. 6]; «…пословица — это устойчивое образное изречение, основанное на мудром словосочетании.

а также это философско-дидактическое суждение, дающее оценку событиям или ситуациям, опираясь на сходство и подобие» [1, с. 97].

Х. Ш. Махмутовым было проведено сопоставительное изучение древних паремий с современными татарскими, в результате чего было установлено 200 адекватов или очень близких вариантов [4, с. 5].

Это подтверждение того, что паремии, как художественное воплощение опыта и мировоззрения народа, имеют древнейшие истоки. Пословицы, как утверждает Х. Ш.

Махмутов, являются ведущим афористическим жанром народного творчества как по своей жизненной значимости, так и по их количеству (татарских пословиц в сборнике Н. Исанбета около 40 тысяч) [Там же, с. 9].

Как указывает М. Х. Бакиров, по структуре пословиц можно выделить два вида, или типа композиции. Первые — состоят лишь из одного суждения или законченного предложения. Вторые — строятся на располагающихся рядом двух обобщенных явлениях и ситуациях [1, с. 98-99].

Поговорки, по мнению известного татарского фольклориста Х. Ш. Махмутова, образно определяют какую-либо сторону предметов, существ, явлений и т.п. Он выделяет среди них поговорки-фразеологизмы, поговорки-сравнения и поговорки-предложения [4, с. 12-13].

168

^БЫ 1997-2911. № 2 (80) 2018. Ч. 1

В рамках заданной темы мы в данной статье в основном уделим внимание народным изречениям, которые входят в тематический раздел о животных. Начнем с лошади и коровы, которые в традиционной хозяйственной деятельности имеют особую маркировку.

Для татарского народа лошадь и корова являются основой богатства, достатка, семейного благополучия. Например: аты барныц канаты бар, сыеры барныц сые бар (кто лошадь завел — крылья обрел, у кого корова — угощенье готово).

Лошади использовались во всех сферах хозяйственной деятельности татар: с их помощью обрабатывали пашни сохой и плугом, боронили земельные участки, косили, убирали урожай, молотили и т.д. Вместе с быками (волами) лошади были основной тягловой силой в заготовке дров, бревен для строительства.

В степных районах проживания татар они были незаменимыми для пастьбы самих лошадей, овец, крупного и мелкого рогатого скота. В районах Приуралья или в местах компактного проживания татар-мишарей можно услышать рассказы о том, как охотились верхом на лошади.

В большинстве регионов разводили особую породу коней-скакунов, которых специально кормили и обучали для участия в различных торжествах, в основном в сабантуях. Значение разведения лошадей усиливалось тем, что конина была издревле любимой пищей тюрков-татар.

Конь в пословицах символизирует мужество, храбрость, выносливость и славу; он — спутник и средство достижения цели [3, б. 718]. По свидетельству Н.

Исанбета, в его 3-томный сборник пословиц включены более 600 народных изречений о лошадях; образ лошади (коня) присутствует еще в тех пословицах, где это животное используется для художественного выражения образа джигита, изображения мужественности, силы характера человека.

По мнению ученого, образ коня играл ведущую роль в военной культуре татар, он -защитник государства. В Древнем Булгаре даже запирающие замки были сделаны в форме лошади, а понятие ир-ат (дословно: мужчина и конь) раньше означало конницу [2, б. 155].

Татары всегда придавали особое значение и внешнему виду лошади, чтобы она выглядела чистой, ухоженной и чтобы она всегда была сытой.

О том, что здоровый, хорошо вскормленный конь никогда не подведет хозяина на дальних дорогах, говорится в следующих пословицах: азыклы ат арымас (сытый конь не устанет); ат чанада беленер, ир сэфэрдэ беленер (конь испытывается в упряжке санной, мужчина узнается в пути); ат яхшы булганда, юл кыска булыр (на добром коне и дорога кажется короткой).

Каждому, кто является владельцем хорошего скакуна, везде почет и уважение: ат булса, мэйдан табыла, ат булмаса, мэйдан ябыла (у кого скакун — он участник майдана (сабантуя), если нет коня — останешься в стороне).

Многие из пословиц непосредственно выражают умозаключения, которые сформировались на основе многолетних наблюдений и опыта животноводов. Например: сыерньщ тубыгына су тисэ, сете кими (когда вода доходит до щиколотки коровы, то у нее убавляется молоко).

Читайте также:  Новогодние игрушки из бумаги своими руками для детского сада

На наш взгляд, речь здесь идет о том, что в осеннюю пору, когда начинаются дожди и животные ходят по грязи, а подножный корм становится все меньше и меньше, ежедневный надой действительно уменьшается.

В пословицах сыерныц щилене зур булса, сете кYп була (если у коровы вымя большое, то и молока у нее много); сетле сыер ябык булыр (молочная корова бывает худой) и т.п. также отражаются продолжительные наблюдения хозяев о животных.

Как и в других тематических группах, в пословицах-поговорках с использованием образа коровы (быка, теленка) их характер, настроение переносятся на поведение людей.

Например, в поговорке арба уалса утын, Yгез Yлсэ — ит (арба сломается -дрова будут, бык подохнет — мясо) говорится о беспечном человеке; в пословицах ана сете белэн кермэгэн тана сете белэн кермэс (что не вошло с молоком матери, то с коровьим молоком не войдет); ана балага бак-кан, бала танага баккан (все думы матери — о ребенке, а он думает о другом) речь идет о воспитании, о взаимоотношениях матери и ребенка. В пословице малай кее — Yгез кее, кияY кее — кубыз кее (характер сына -как у быка, а у зятя — как у варгана (музыкального инструмента)) сравниваются проживание, жизненный уклад вместе со своим сыном и в одном доме с зятем: родители в татарской семье — в почете, а в доме зятя и побегать приходится. Пословицу сыер дуласа, аттан яман (разъяренная корова страшнее коня), как правило, используют тогда, когда удивляются неуместной ярости, необоснованному гневу женщины и т.д.

Как известно, хорошо приспособленных к природным условиям и климату верблюдов тюрки использовали для передвижения. Хотя верблюды и не относятся к числу тех животных, которые обитали в местах компактного проживания татар, название этого великана пустыни занимает довольно большое место в татарских пословицах и поговорках.

В большинстве случаев образ верблюда — положительный: он восхищает людей силой, выносливостью, могуществом. Необходимо отметить, что в сборнике татарских народных пословиц Н. Исанбета кроме литературного дея (верблюд) это слово дается еще в трех, записанных от информантов вариантах — дэвэ, тэвэ, тея.

Кроме того, в паремиях встречается и название нар, которое обозначает одногорбого верблюда.

Примеры: дея — чYл кимэсе (верблюд — корабль пустыни); тея акрын китсэ дэ, куп юл алыр (верблюд движется медленно, но идет далеко); йек авырын нар кYтэрер (самый тяжелый груз повезет на себе верблюд-самец); егет Yлэр кыз-кыз дип, тэвэ Yлэр тоз-тоз дип (парень сохнет по девушке, а верблюд думает только о соли) и т.д.

Известно, что абсолютное большинство татар никогда не содержало в своем хозяйстве ни ослов, ни свиней. Эти животные в пословицах и поговорках изображаются с отрицательной стороны: осел — образ невежества, беспечности, свинья — символ беспорядочности, грязи.

Примеры: ишэккэ алтын ияр салсац да — hаман ишэк (осел и с золотым седлом не перестанет быть ослом); ишэк барга саналса да, малга саналмый (хоть и есть у тебя осел, он все равно не считается скотиной); дуцгызныц бер бертек кылы хэлэл (у свиньи лишь одна из щетин — халяль, то есть разрешено по канонам ислама) дуцгызныц ай белэн кендэ эше юк (свинья не разбирает ни годы, ни месяцы); дуцгызныц кузе тездэн югарыны курмэс (глаза свиньи не видят выше своего колена) и т.д.

В народных изречениях для обозначения слова «свинья» употребляется также лексический вариант чучка, происходящий из общетюркского корня чочук [8, б. 459]: чучканы юсац да, юмасац да былчыракка керер (хоть мой свинью, хоть не мой — все равно полезет в грязь) и др.

Следующие пословицы буквально по порядку перечисляют все преимущества содержания овец:

Сарыктан ит тэ була, май да була, Йон да була, тун да була,

Итек тэ була, читек тэ була (овцы дают много добра: мясо и жир, шерсть и дубленки, валенки и кожаные сапоги); сарыкныц туны сары алтын (дубленка из овчины — золото).

В отличие от простодушных, послушных овец коза — животное со своенравным, упрямым характером. Она — вожак стада, что выражается в пословицах: кэщэ артыннан сарык та иярэ (овцы следуют за козой); кэщэ тэкэсе тYрэ булырга яратыр (козлу нравится быть господином) и др. Как пишет Н.

Исанбет, даже походка у козлов величавая, «с фасоном», что отражается в пословице кэщэнец бер исме кэщэ, бер исме мырза (у козы одно имя — коза, а другое — дворянин) [2, б. 802].

Тут же приводится и другой вариант этой пословицы с использованием созвучного слова каза (напасть, беда): кэщэнец бер исме кэщэ, бер исме каза (у козы одно имя — коза, а другое — беда).

Таким образом, наблюдения над фольклорным материалом показывают, что в татарских народных пословицах и поговорках нашли отражение многие стороны животноводческой деятельности народа. Анализ произведений животноводческой тематики позволяет выявить важное значение домашних животных в повседневной жизни татар, их роль в художественном осмыслении окружающей действительности.

В связи с тем, что большинство навыков скотоводства у татар в последние годы сужаются и утрачиваются, разностороннее изучение накопленных материалов народного творчества приобретает все более важное значение.

Список источников

1. Бакиров М. Х. Татарский фольклор. Казань: Ихлас, 2012. 400 с.

2. Исэнбэт Н. Татар халык мэкальлэре: 3 томда. Казан: Тат. кит. нэшр., 1959. Т. 1. 959 б.

3. Исэнбэт Н. Татар халык мэкальлэре: 3 томда. Казан: Тат. кит. нэшр., 1959. Т. 2. 913 б.

4. Махмутов Х. Ш. Афористические жанры татарского фольклора: автореф. дисс. … д. филол. н. Казань, 1995. 76 с.

5. Соколова З. П. Культ животных в религиях. М.: Наука, 1972. 215 с.

6. Татар халкыньщ борынгы ышанулары. Казан: Ихлас, 2016. 199 б.

7. Татар халык и^аты. Мэкальлэр hэм эйтемнэр. Казан: Тат. кит. нэшр., 1987. 592 б.

8. Эхмэтьянов Р. Г. Татар теленец этимологик CYзлеге: 2 томда. Казан: Мэгариф — Вакыт, 2015. Т. 2. 567 б.

9. Ярмухаметов Х. Копилка народной мудрости // Татарские пословицы / сост. Х. Ярмухаметов. Казань: Тат. книжн. изд-во, 1979. С. 5-9.

REPRESENTATION OF LIVESTOCK ACTIVITY IN TATAR PROVERBS AND SAYINGS

Sungatov Gafur Masgutovich, Ph. D. in Philology, Associate Professor, Senior Researcher Zavgarova Fanzilya Khakimovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Battalova Alsu Damirovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor, Junior Researcher Republican Center for Development of Traditional Culture, Kazan gsungatov@mail.ru; zavgarova@inbox.ru; als7701@yandex.ru

Animal husbandry has long been one of the main economic activities of the Turkic peoples. Domestic animals and livestock activity occupy a rather large place in folk aphorisms, among which proverbs and sayings are the most vivid and expressive.

The conclusions and thoughts accumulated by life experience and centuries-old observations of the Tatars are expressed in them, by transferring the character, behavior and actions of some animals to humans.

In the article the authors, analyzing the corpus of Tatar proverbs and sayings, come to the conclusion that they make it possible to visualize not only the nature of creative thought, but also the daily economic activity of the Tatar people.

Key words and phrases: Tatar folklore; proverbs; sayings; beliefs; livestock activity; representation of economic structure.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-zhivotnovodcheskoy-deyatelnosti-v-tatarskih-poslovitsah-i-pogovorkah

Пословицы и поговорки о сельском хозяйстве

Пословицы и поговорки о сельском хозяйстве

Я, как та лошадь в колхозе, работала, работала, а председателем колхоза так и не стала

И тесто мешу и к обедне спешу. (Характеризует большое количество дел, которые надо делать одновременно)

«И удовольствие, и продовольствие»  — так говорили о породе Павловских кур крестьяне.

«Греча не хлеб, а зять не кормилец»

«Даже отрубленная голова волка кусается»

Пророк на печи промок, в лоханке высох

Либо дождик, либо снег, либоо будет, либо нет

Что мужику в мороз деется, бежит да греется

У кого поведется, у того и петух снесется

Бедность не грех, а приводит в посмех

Без труда нет плода

Близ норы лиса на промысел не ходит

Большой говорун, плохой работун

Был бы хлеб, а мыши будут

Велик осёл, да воду возят, мал сокол, да на руках носят

Где много слов, там мало дел

Где работают — там густо, а в ленивом дломе пусто

Где хотенье, там и уменье

Голодному Федоту и репа в охоту

Гони природу в дверь, она войдет в окно

Горька работа — сладок плод

Дважды в год лета не бывает

Дерево смотри в плодах, а человека в делах

Доброе начало — половина дела

Драчливый петух жирен не бывает

За мухой с обухом

Как нажито, так и прожито

С собакой ляжешь, с блохами встанешь

Что город — то норов, что деревня — то обычай

Шерсть стриги, а шкуры не дери

Худо овцам , где волк с пастухом

Собирая по ягодке , наберешь кузовок

У пустого корыта и кони грызутся

По работе и мастера знать

С медведем дружись, а за топор держись

Не гони коня кнутом, а гони коня овсом

Благовоспитанному сыны отцов приказ не ломит спину

Кто родителей почитает, того Бог не забывает

Бог дал здоровья в дань, а хлеб и деньги сам достань

Своя земля и в горсти мила

Посеяно с лукошко, так и выросло немножко

Кабак деньгами как бездонную кадку, не наполнишь

Была бы тверда воля — и гора превратится в поле

Работа денежку копит, хмель денежку топит

Безмен не попова душа, не обманет

Копейками рубль крепок

Не пожалеешь трудов — снимешь с гектара полтораста пудов

Где работа, там и густо. А в ленивом доме пусто.

Не красен обед пирогами, а красен обед едоками

Хорош Мартын, когда есть алтын. Худ Роман, когда пуст карман.

Кто работал и трудился, тот давно уже накрылся!

Источник: https://sadogorodsad.ru/design/poslovitsyi-i-pogovorki-o-selskom-hozyaystve

Сообщение о пословицах и поговорках — Пословицы и поговорки

Как и другие виды народного творчества, пословицы, эти изречения народной мудрости, основанные на вековых наблюдениях и опытах, относятся к самым различным эпохам.

Каждая нация имеет своеобразное умственное и духовное начало, которое отражается в народных пословицах и поговорках.

Пословицы появились не вдруг, одни рождались из наблюдений над жизненными явлениями, над реалиями окружающего мира, характером и поведением людей; другие пополнили языковую сокровищницу, кочуя из литературных произведений.

Пословицы – это ценный фольклорный материал, в котором отражено миросозерцание и миропознание многих поколений.

У древних народов пословицы назывались «притчами». Зачастую они были составной частью какого-то повествования, рассказа, сказки. Имея мерный склад, эти выражения-обобщения выделялись, запоминались. Иные рассказы уже и не вспоминались, а расхожие суждения из них попадали на язычок и передавались из поколения в поколение.

Есть пословицы, сохранившиеся от языческих или полуязыческих времен, так называемые «мифические». Они отразили языческие верования и обряды.

Немало пословиц исторических, получивших начало в выдающиеся периоды исторической жизни, или после знаменитого события. Например, «погиб, как швед под Полтавой».

Древнейшие исторические пословицы находили в древних летописях.

Есть большое количество пословиц, относящихся к семейной жизни. Брак в своем историческом развитии прошел несколько этапов, что и отразилось в пословицах. Примером пословиц, касающихся брака и семьи, служат следующие. «Не торопись скоро жениться, чтобы после самому не сердиться», «Выбирай лошадь от природы, а суженую от дома».

Существуют пословицы, касающиеся общественной жизни. Многие из них выражают разумное понимание жизни и правильный взгляд на неё, например, «Ученье свет, а неученье тьма».

Пословицы играют важную роль в жизни человека. Пословицы – это своеобразные руководящие принципы деятельности. Оправдывая свой тот или иной поступок, человек приводит в качестве доказательства пословицу. А против пословицы уже не пойдешь.

Историческая справка

Петр I очень любил русские пословицы и поговорки. Большинство их знал наизусть, умел применять кстати и у места. Даже в чужих краях государь не забывал пословиц. Так, находясь в Амстердаме, где изучал корабельное искусство, он писал Левашеву о присылке ему книг с пословицами, просил об этом факте не забыть. В конце письма Петр указал:

«Из Амстердама, февраля 15-го 1717 года, Петр».

Данный видеоурок будет посвящён пословицам и поговоркам. Мы поговорим о пословицах и поговорках русского народа, узнаем, какими бывают пословицы и поговорки, сравним пословицы разных народов.

Бывает так, что мы осваиваем новое дело, а у нас ничего не получается. Нам говорят: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» или «Терпенье и труд всё перетрут». Два друга увлекаются одни и тем же делом. О них скажут: «Два сапога — пара».

«Хлеб — всему голова», «Доброе слово и кошке приятно», «За двумя зайцами», «Собаку съесть»… Такие выражения слышали все. Что это такое? Это пословицы и поговорки.

Пословица — это краткое народное изречение, имеющее поучительный характер. Пословица всегда выражает законченную мысль.

Тише едешь — дальше будешь.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Волков бояться — в лес не ходить.

Поговорка — это краткое народное изречение, метко и ярко характеризующее какое-то явление. Поговорки не выражают законченной мысли.

Нет дыма без огня.

Говорят, что кур доят.

Первый блин комом.

Повторение мать ученья.

Дуракам закон не писан.

Пословицы и поговорки появились очень давно. Их никто не придумывал специально. Очевидно, впервые они произносились к конкретному случаю. Кто-то пытался перейти реку, попадал на глубокое место и начинал тонуть.

Можно как угодно красочно что-то описывать — всё равно полное представление человек об этом получит, когда увидит сам. Вот и получается: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В пословице самое главное — это её смысл. Пословицы учат, как надо и как не надо поступать. Главное — понять, о чём говорит пословица. И тогда можно избежать многих неприятностей.

Не буди лихо, пока оно тихо.

Бесплатный сыр только в мышеловке.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Всё тайное становится явным.

В поговорке же главным является её красота, меткость, складность. Поговорка украшает речь, делает её красочной, оживлённой, весёлой.

После дождичка в четверг.

Не в бровь, а в глаз.

Бумага всё стерпит.

Нет дыма без огня.

Пословиц очень много — возможно, на все случаи жизни. Из века в век складывался тот устный учебник, в котором народ закреплял правила поведения при любой ситуации.

Читайте также:  Весенние праздники в детском саду. сценарии

Упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.

Кончил дело — гуляй смело.

Жить — Родине служить.

Маленькая дружба лучше большой ссоры.

Если разбивать пословицы на родственные группы, то можно выделить пословицы о труде, о хлебе, о Родине, о семье, о дружбе, о животных, о добре и зле, о зависти и многие-многие другие.

Без друга в жизни туго.

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — и стол доска.

Конь — не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.

Довольно часто пословицами становились фразы из произведений писателей. Особенно преуспел в этом наш великий баснописец Иван Андреевич Крылов. Едва ли не в каждой его басне можно найти пословицу:

Ты всё пела? Это дело. Так поди же попляши.

***

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

***

Кукушка хвалит петуха

За то, что хвалит он кукушку.

***

Слона-то я и не приметил.

Но и другие авторы тоже внесли свою лепту в бескрайнее море пословиц:

Дела давно минувших дней,

Преданье старины глубокой.

Александр Пушкин

Знал одной лишь думы власть,

Одну, но пламенную страсть.

Михаил Лермонтов

Рождённый ползать летать не может.

Максим Горький

Пословицами и поговорками богат не только русский язык. Все народы мира облекали в них накопленную веками мудрость. Вот почему нельзя сказать, что человек в совершенстве владеет иностранным языком, если он не знает его пословиц и поговорок.

А поскольку все люди хотят мирно жить, спокойно трудиться, иметь родных и друзей, то и пословицы разных народов во многом схожи. В любой стране уважают аккуратность и трудолюбие, осуждают лень и злость, призывают к защите родной страны.

Имея в виду способность пословиц в одной фразе выразить многое, драматург Александр Николаевич Островский часто брал пословицы заглавием к своим пьесам:

На всякого мудреца довольно простоты.

Свои люди — сочтёмся.

Бедность не порок.

Не всё коту масленица.

Тема: «Наши проекты. Пословицы и поговорки».

  • Подготовиться  к выполнению проектной работы.

Задачи урока:

  •   Познакомить детей со словарями и сборниками пословиц и поговорок;
  • Выяснить что такое пословицы?
  •  Чем пословица отличается от поговорки?
  •  Какие бывают пословицы? Чему они учат?
  •  Выяснить, глаголы какой формы чаще всего встречаются в пословицах и поговорках?
  • Зачем нам сегодня нужны пословицы?

Формируемые УУД:

Познавательные:

       постановка и формулирование проблемы,

  1. самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  2. Поиск и выделение необходимой информации;
  3. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных технологий.

Коммуникативные:

  1. Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  2. Разрешение конфликтов;
  3. Контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Регулятивные:

  1. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
  2. Составление плана и последовательности действий.

Личностные:

  1. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивами.
  2. Формирование чувства патриотизма на примере пословиц и поговорок о Родине, труде, дружбе и семье.
  3. Ход урока:
  4. Организационный момент:

Сегодня на нашем уроке будет много гостей. Давайте повернемся к ним и подарим свою улыбку. Сядем прямо, руки на месте, ноги на месте, локти у края, спинка прямая.

(Выразительное чтение стихотворения:) Ксюша Семянова.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, не беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

-Ребята давайте сформулируем тему нашего урока:

«Наши проекты.  Мы будем говорить о пословицах и поговорках»

— А какой будет цель нашего урока?

— А целью нашей деятельности является составление проекта о пословицах и поговорках.

Задачи нашего урока:

  • Выяснить что такое пословицы и поговорки?
  •  Чем пословица отличается от поговорки?
  •  Какие бывают пословицы? Чему они учат?
  •  Выяснить, глаголы какой формы чаще всего встречаются в пословицах и поговорках?
  • Зачем людям нужны пословицы?
  1. Самоопределение к деятельности:

— А где мы встречались с пословицами?

-Пословицы и поговорки мы изучали на уроках литературного чтения  в разделе «Устное народное творчество».

— Вспомним,

Что же такое пословицы и поговорки?

— мудрость народа;

— меткое выражение;

— художественное произведение;

Выводы: Предлагаю послушать сообщение о пословицах и поговорках:

Маша и Ксюша Мишакова

Пословица – это меткое, лаконичное, мудрое выражение, часто состоящее из двух частей, в короткой форме выражающие мудрые мысли народа.

 Константин Дмитриевич Ушинский писал: «В народных пословицах все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная. Его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни». 

Пословица-это жанр фольклора, краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. В пословице народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.

Красна речь пословицей.v

 Без пословицы не проживешь.v

 Старая пословица век не сломится.v

 Пословица — всем делам помощница.v

Поговорка – это эмоциональное, шутливое иносказательное  выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. Чаще всего они имеют прямой и переносный смысл.

«Убил двух зайцев»,

«Мастер на все руки».

 Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогают лучше понять правила житейской мудрости.

Они учат нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре

Сейчас вам надо разобрать пословицы и поговорки по корзинам: (слайд 6)

-С какой задачей мы справились?

Вывод: мы научились отличать пословицы от поговорок

  1. Проверка домашнего задания:

Все пословицы и поговорки можно разделить на несколько групп по темам:  У вас было задание  подготовить пословицы и поговорки по темам. Нарисовать иллюстрацию к понравившейся пословице.

 Например:

  Работай до поту, поешь в охоту!         Слайд!

Скучен день до вечера, коли делать нечего!      Слайд!

 Предоставим слово  группам:

  1. Пословицы о Родине
  2. Пословицы о дружбе.
  3. Пословицы о труде и учёбе.

(Группы выходят к доске, показывают и объясняют смысл выбранных пословиц)

Молодцы. Справились с заданием.

— Итак, Какие бывают пословицы? (О труде, о Родине, о дружбе, об учёбе и т.д.

— Чему они учат? (быть трудолюбивыми, умными, любящими Родину. Дорожить дружбой)

—  А теперь нам надо отдохнуть. Какая пословица нам поможет в зтом? (Делу время, а потехе час)

Физкультминутка.

Танец по мотивам военных песен (попурри)

  1. Исследовательская работа по одной из пословиц:

По одной из пословиц надо было составить рассказ. Алина выбрала пословицу «Родина- мать, умей за неё постоять» и провела сложную исследовательскую работу  по истории своего рода.  

 Как мы знаем, в этом году исполняется 70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Давайте мысленно перенесемся в те далёкие и суровые годы.  Внимательно послушаем её и на этом примере подумаем, какие ещё пословицы могут подчеркнуть основную мысль её работы.

(Где родился, там и пригодился)

Подумайте, какие из ваших пословиц могут подойти к этой работе?

А теперь поработаем в группах:

1 группа:

Задание  «Потерянные слова»  Вспомните и закончите пословицы.Слово – серебро, а молчание — ……(золото) Весна красна цветами, а осень — ….(снопами) Ученье – свет, а неученье — …(тьма) Ученья корень горек, да плод ….(сладок) Волков бояться – в лес ….(не ходить)

Не имей сто рублей, а имей сто….(друзей)

Источник: http://poslovica-pogovorka.ru/soobschenie-o-poslovicah-i-pogovorkah.html

1.7 Тематика пословиц и поговорок

Поражает вездесущность пословиц — они касаются всех предметов, вторгаются во все области человеческого бытия, людских надежд, помыслов, оценок ближних — родных, соседей, властей, маленьких и больших начальников, общественных порядков, учреждений, законов, суда, реальной справедливости, житейских обычаев, течения жизни, души человека, его здоровья, нрава, характера, причин и следствий его разнообразных действий. Эта тематика столь же обширна, как жизнь народа.

В кратких изречениях народ выразил знание действительности, отношение к различным ее проявлениям. Они помогают понять историю нашего народа, учат любить Родину, быть честным и справедливым. Пословицы величают труд, порицают лень, высмеивают жадность, укрепляют веру в добро и справедливость, призывают уважать знание и книгу.

Основным источником народных пословиц и поговорок является именно жизненный социально-исторический опыт народа.

Труд украшает человека, возвеличивает его. От того, как человек работает, зависит его материальное благосостояние. Пословицы поучают: «Как сработаешь, так и поешь», «Без труда нет добра», «Есть труд — есть довольство».

Они зовут людей быть мастерами своего дела, прославляют в людях ловкость, уменье, новаторство, знание своего дела.

В народе давно известны такие пословицы и поговорки; «Всякий человек у дела познается», «Дело толком красно», «Уменье везде найдет примененье», «Каков мастер — такова и работа», «От добрых рук ничего не уходит», «Кушанье познается по вкусу, а мастерство по искусству», «Дело мастера боится».

Имеется много пословиц и поговорок о прогульщиках и бракоделах, о нерадивых людях, нарушителях трудовой дисциплины. Люди негативно относятся к этим явлениям в нашей жизни.

О прогульщиках говорят в народе: «Вывод простой: где прогул, там и простой».

В пословицах о бракоделах так говорится: «На работу — огонь, а работу — в огонь», «Где сшито на живую нитку, там жди прорехи», «На скорую ручку, комком, да в кучку», «Наскоро делать — переделывать».

Резко осуждаются в пословицах бездельники, лодыри: «Ленивому всегда праздник», «Лодырь новатору не попутчик», «Лентяй сидя спит, лежа работает», «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи», «Отсталый да ленивый всегда позади», «Ленивый да вялый походя спят», «Лодырю всегда нездоровится».

Об экономности и бережливости немало пословиц и поговорок, например такие: «Бережливость лучше прибытка», «Бережливость дороже богатства», «Не деньги богатство — бережливость да разум», «Деньги счет любят», «Деньги счетом крепки», «Слову — вера, хлебу — мера, деньгам — счет».

О земледелии и животноводстве народом создано очень много пословиц и поговорок. Часть из них в настоящее время устарела и вышла из употребления, но одновременно создано много новых пословиц, отражающих нынешнюю жизнь.

Они могут служить наставлением, советом, правилом поведения: «Всякое семя знает свое время», «Клади навоз густо — не будет в амбаре пусто», «Земля — тарелка: что положишь, то возьмешь», «В пашне огрехи — в кармане прорехи».

Пословицы и поговорки, посвященные сбору урожая и сельскохозяйственным работам. Например: «Каждому овощу свое время», «Каждый плод растет в свое время», «Без времени — без плана», «Днем раньше посеешь — неделей раньше пожнешь».

От ухода за растениями, от правильной агротехники зависит повышение урожайности, поэтому в народе недаром говорят: «Каждый плод любит уход», «Кто о земле радеет, того земля питает», «Земля кормилица, но есть просит», «Глубже пахать — больше хлеба видать».

Пословиц и поговорок множество. Все дело в том, чтобы уметь их отобрать и применить к делу, к слову, уметь сослаться на пословицу, подкрепить ею свою мысль.

О чем бы ни говорилось в пословицах — это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие.

Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И.

Даль: пословица — это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.

Источник: http://inyaz.bobrodobro.ru/7638

Пословицы и поговорки о доме и домашнем хозяйстве

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Бегает от дому, будто черт от грому.

Читайте также:  Загадки про одежду, обувь, украшения для школьников с ответами

Без жены дом — Содом.

Без хозяина дом — сирота.

В большом дому чего ни хватишься, того нет.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Всякий дом хозяином держится.

В каждой избушке свои погремушки.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Держись друга старого, а дома нового.

Дома — как хочу, а в людях — как велят.

Дома не в гостях: посидев, не уйдешь.

Дома не пекут, а в людях не дают.

Дома нет, а домовище будет.

Дома пан, а в людях болван.

Дома постоишь, в гостях посидишь.

Дома сидеть — ничего не высидеть.

Домашний вор опаснее чужого.

Дом вести — не рукавом трясти.

Дом дело найдет.

Дом невелик, да лежать не велит.

Домом жить — обо всем тужить.

Дом построить — не шапку на голову надеть.

Дом хорош, да хозяин негож.

Если зажечь лампу в чужом доме, твой дом не осветится.

И мышь в свою норку тащит корку.

И стены в доме помогают.

Корова на дворе, а вода на столе.

Кто запаслив, тот и счастлив.

Кто умеет домом жить, тот не ходит ворожить.

На своей улочке и курочка храбра.

Не хожу я в мир по всякий блин.

Не хозяин, кто своего хозяйства не знает.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Подальше положишь — поближе возьмешь.

По приходу и расход держат.

Порядок в доме есть — хозяину честь.

Свой дом — не чужой: из него не уйдешь.

Согласье в семье — достаток в дому, раздоры в семье — пропадать всему.

Стряпай день до вечера, а поесть нечего.

Так они и жили, дом продали, а ворота купили.

Хозяин весел — и гости радостны.

Хозяин в дому — что медведь в бору.

Хозяйка лежит — и все лежит; хозяйка на ногах — и все на ногах.

Что поставят, то и кушай, а хозяина дома слушай.

Хозяин что ступит, то дело найдет.

От хозяйского глаза жиреет и кот.

Каша пригорела, щи ушли, был мосол, да собаки унесли.

Одна дверь на замок, другая настежь.

Жилья с локоток, а житья с ноготок.

Пар костей не ломит, вон души не гонит.

Купил дом и с домовыми. Дом домом, а домовой даром.

Свиная закута, соломой заткнута.

При семи дворах восемь улиц.

Копил, копил, да черта и купил.

Порог поскребла, да пирог испекла.

Только то и есть в сусеке, что мыши нагадили.

Всего дороже честь сытая да изба крытая.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Близкие по теме записи:

1) Пословицы и поговорки о трудолюбии и безделье

2) Пословицы и поговорки народов мира о доме и домашнем хозяйстве

3) Пословицы и поговорки про еду

Источник: http://tvojadysha.ru/?p=4464

Образ животных в пословицах и поговорках Выполнил

1 Образ животных в пословицах и поговорках Выполнил: Ипатова Любовь, ученица 8 класса Руководитель: Золотарева Надежда Николаевна, учитель русского и удмуртского языка и литературы учитель русского и удмуртского языка и литературы<\p>

2 Объект — пословицы и поговорки удмуртского народа Объект — пословицы и поговорки удмуртского народа предмет исследования – образы животных в пословицах и поговорках удмуртского народа. предмет исследования – образы животных в пословицах и поговорках удмуртского народа.<\p>

3 Цель Изучить образ животных в пословицах и поговорках. Задачи: Изучение литературы. Изучение литературы. Выборка конкретных примеров. Выборка конкретных примеров. Классификация животных. Классификация животных.<\p>

4 Гипотеза 1. Через образы животных показан характер народа. 1. Через образы животных показан характер народа. 2. Показано отношение людей друг к другу. 2. Показано отношение людей друг к другу. 3. Образ жизни народа. 3. Образ жизни народа. 4. Больше встречаются дикие животные. 4. Больше встречаются дикие животные.<\p>

5 «Разнообразие групп животных, встречающихся в пословицах и поговорках»<\p>

6 Количественный состав<\p>

7 «Наиболее часто встречающиеся животные»<\p>

8 Собака – пуны Образ собаки встречается 28 раз. Образ собаки встречается 28 раз. Пуныез пуны уз сиы, кионэз кион уз кеся. – Собака собаку не укусит, волк волка не задерет. Пуныез пуны уз сиы, кионэз кион уз кеся. – Собака собаку не укусит, волк волка не задерет.<\p>

9 Лошадь – вал (ужась) Лошадь – вал (ужась) Визьмо вал уробозэ лиял вылэ уз пырты. Визьмо вал уробозэ лиял вылэ уз пырты. Она ассоциируется с силой и ответственностью, которую приносит власть, и с мудростью. Она ассоциируется с силой и ответственностью, которую приносит власть, и с мудростью.<\p>

10 Заяц – лудкеч Заяц – лудкеч Тазьы шуыло сыче адямиосты, кудъёсыз туж кышкасесь Тазьы шуыло сыче адямиосты, кудъёсыз туж кышкасесь<\p>

11 Свинья – парсь Свинья – парсь «Азьтэм парсь». Парсез жок сьоры лэзид ке, кукъёссэ но жок вылэ тыроз. – Допусти свинью к столу, она и ноги на стол положит. «Азьтэм парсь». Парсез жок сьоры лэзид ке, кукъёссэ но жок вылэ тыроз. – Допусти свинью к столу, она и ноги на стол положит.<\p>

12 Корова – скал Корова – скал Сюдись – вордись; в переносном значении – крупная, нерасторопная женщина. Сюдись – вордись; в переносном значении – крупная, нерасторопная женщина. Кулэм искал йоло луэ. – Пропавшая корова всегда бывает молочной. Кулэм искал йоло луэ. – Пропавшая корова всегда бывает молочной.<\p>

13 Кошка – кочыш Кошка – кочыш «Вор кочыш». «Вор кочыш». Кочышен пуныен кадь уло. – Живут как кошка с собакой. Кочышен пуныен кадь уло. – Живут как кошка с собакой.<\p>

14 Волк – кион. Волк – кион. Кионлэн ымаз чиньыдэ эн донгы. – Волку пальцы в рот не клади. Кионлэн ымаз чиньыдэ эн донгы. – Волку пальцы в рот не клади. Волк обладает очень обостренными чувствами; его нос, к примеру, в сто раз чувствительнее, чем у человека. Он может почуять разницу между реальной и воображаемой опасностью. Волк обладает очень обостренными чувствами; его нос, к примеру, в сто раз чувствительнее, чем у человека. Он может почуять разницу между реальной и воображаемой опасностью.<\p>

15 Ворона — куака Ворона — куака Куака кеськоз – кырныж нуоз. – Ворона крикнет, а ворон унесет. Куака кеськоз – кырныж нуоз. – Ворона крикнет, а ворон унесет. В качестве животного силы ворона советует вам извлекать уроки из прошлого. В качестве животного силы ворона советует вам извлекать уроки из прошлого.<\p>

16 Лиса – зичы Лиса – зичы (пояллясьыны яратись адямиос, «кескич зичы») (пояллясьыны яратись адямиос, «кескич зичы») Зичы гонзэ воштэ, сямзэ кельтэ. – Лиса шкуру меняет, повадки оставляет. Зичы гонзэ воштэ, сямзэ кельтэ. – Лиса шкуру меняет, повадки оставляет. Лиса издавна ассоциируется с хитроумием Она учит нас не хитрости и обману, но разборчивости и благоразумию; не коварным трюкам, но умению быть незаметным. Лиса издавна ассоциируется с хитроумием Она учит нас не хитрости и обману, но разборчивости и благоразумию; не коварным трюкам, но умению быть незаметным.<\p>

17 Сова – пелёкучыран Сова – пелёкучыран котьмае кылись, тодись котьмае кылись, тодись Сова — ночное существо, которое издавна символизировало мудрость. Сова символизирует проницательность и способность различать обман. Сова — ночное существо, которое издавна символизировало мудрость. Сова символизирует проницательность и способность различать обман.<\p>

18 Вывод Изучив и проанализировав пословицы и поговорки удмуртского народа, мы выяснили, что через образы животных показан характер народа и их отношение друг к другу. Изучив и проанализировав пословицы и поговорки удмуртского народа, мы выяснили, что через образы животных показан характер народа и их отношение друг к другу.<\p>

19 Спасибо за внимание<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/198869/

Ссылка на основную публикацию