Дидактические игры в учебном процессе

Дидактическая игра в учебном процессе

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ…………….……………5

1.1. Сущность и роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников…………………………………………………………………..………5

1.2. Формы, методы, структура дидактической игры……………………………15

1.3. Виды дидактической игры…………………………………………………….22

1.4. Принципы и условия эффективности дидактической игры…………………33

ГЛАВА 2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Тема дидактической игры в педагогическом процессе очень актуальна, так как благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка.

Возникает новая социальная позиция личности – учащиеся, к ребятам в этот период предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности, новые товарищи, новые отношения со взрослыми также требуют определенных нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения. В тоже время приходится учитывать, что младшие школьники отличаются повышенной возбудимостью, быстрой утомляемостью, неустойчивостью внимания.

Психологическая напряженность усугубляется физическим напряжением. Новый режим жизни – жизни ученика – предполагает повышенную работоспособность: необходимо внимательно слушать учителя, уметь подчиняться правилам и распорядку дня.

Физическое и психическое самочувствие первоклассников обычно стабилизируется через полтора-два месяца пребывания в школе. Так происходит при условии, если взрослые учитывают новое положение детей, действуют с пониманием их возрастной психологии, используют специфические формы и методы работы.

Мы хотим рассмотреть, как игра помогает учителю найти общий язык с детьми, а детям постичь знания без стрессов и с интересом.

Ценность игры, как обучающего средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. При правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания. Игра является и средством первоначального обучения. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают явления, факты.

Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию.

Дидактическая игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Педагогической обработкой дидактических игр, отбором и пропагандой игровых форм как средств воспитания занимались В. И. Даль, П. Ф. Лесгафт, П. Н. Бокин, Е. М. Дементьев, Л. А. Венгер, И. А. Сорокина, Ф. Н. Блехер, И. Е. Удальцова и другие.

Объектом исследования данной работы является дидактическая игра.

Предметом исследования является применение дидактических игр в учебном процессе в младших классах.

Задачи исследования:

  1. проанализировать роль дидактической игры в учебном процессе;

  2. определить место и роль дидактической игры на уроках в младших классах;

  3. выявить основные свойства дидактических игр;

  4. раскрыть основные принципы построения дидактической игры и особенности их применения в младших классах.

Гипотеза исследования:применение дидактической игры в учебном процессе в начальной школе способствует повышению эффективности учебного процесса.

ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1.1. Сущность и роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников

Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения.

Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.[18]

Особый вариант педагогического общения представляют дидактические игры.

Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность.

В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.

Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. [1]

Среди таких игр – своеобразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры-викторины, игры с тематическими наборами и т.д.

Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что дети в процессе игры легче усваивают знания, получают представление об окружающем мире.

В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно, учащиеся овладевают знаниями играя.

Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия. [3]

Игра помогает активизировать младших школьников в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.

В одном случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Например, дети, разделившись на команды, соревнуются в скорости счета или нахождении ошибок в словах, вспоминании дат исторических событий и т.п. Они выполняют обычные учебные действия: считают, исправляют ошибки, вспоминают даты, но выполняют эти действия в игре.

В другом случае дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной.

Так в игру-драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет роль, определенную содержанием сказки, может быть внесен дидактический материал: некоторые знания по математике, литературе, природоведению и другим предметам.

Дети играют роли Буратино, Незнайки, Красной Шапочки: упражняются в счете, получают сведения о растениях, животных и т.д.

Ясно, что во втором случае дидактическая «нагрузка» значительно меньше, чем в первом. Такие игры чаще всего используются во внеурочное время и на уроках для отдыха от напряженной интеллектуальной работы.

В начальных классах уже сама постановка учебной задачи для детей может осуществляться с использованием игровых моментов.

Так, учитель может обратиться к детям от имени Буратино или Незнайки с просьбой вспомнить буквы, и какие звуки обозначают эти буквы и т.п. [4]

Дидактические игры весьма сложны для руководства. Чтобы дидактическая игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать структурные элементы: обучающая задача, игровое действие или игровой элемент и правила игры. Иногда выделяют еще содержание игры и ее окончание (заключение).

Особая ценность игры состоит в том, что игра означает для нас трансформацию окружающего мира согласно нашему желанию, тогда как учение изменяет нас самих для лучшей адаптации к внешним условиям. [5]

Я. А. Коменский очень высоко оценивал роль игры в обучении. Он писал в «Автобиографии»: «Весь метод направлен на то, чтобы школьная подневольщина превратилась в игру и забаву». [6]

Отбор познавательных задач для дидактических игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей. Формами реализации игрового действия могут выступать:

  1. разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками – подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание;

  2. «зачин», который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебного письма;

  3. осуществление поиска и находки нужного предмета, числа, звука, слова;

  4. загадывание и отгадывание загадок;

  5. выполнение определенной роли;

  6. соревнование (индивидуальное или коллективное);

  7. особые игровые движения, такие, как хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий. [3]

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание ему известны? Вот проблема, которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.

Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны: «Краски», «Где мы были не скажем, а что делали покажем».

В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре «Краски» нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают любимые и сказочные цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребенок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски.

«Скачи по дорожке на одной ножке»,- говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих. Сколько здесь интересных для детей игровых действий! Поэтому-то дети всегда играют в такие игры.

Проблема процесса обучения заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли по мере своего развития организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.

Продвигаясь дальше в процессе обучения совершенно необходимо усложнять игры, дополняя их все большим количеством правил, которые бы содержали не только техническую направленность, но добавляли новую краску эстетики, открывали образные понятия нравственности, а в комплексе не дали угаснуть ребячьему интересу к игре.

Тонкость заключается еще в том, что взрослый (будь то педагог или родитель) не должен перегружать своим присутствием эмоционального пространства, его управление игрой должно быть похоже на ветер, который раздувает паруса в нужном направлении, а сам почти незаметен, в его атмосфере, помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается взаимопонимание, основанное на совместном переживании, которое они испытали в процессе игры. Дидактические игры – одно из средств всестороннего развития личности. [7]

Источник: http://works.doklad.ru/view/SgX5ozmUcow.html

Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников

Мишечкина Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №52. — С. 201-204. — URL https://moluch.ru/archive/186/47571/ (дата обращения: 15.10.2018).



В данной статье представлен обзор понятий «игра» и «дидактическая игра». Рассмотрены виды дидактических игр, представлены классификации дидактических игр, а также, продемонстрирована роль дидактической игры в процессе обучения.

Ключевые слова: дидактическая игра, игра, деятельность, учебная деятельность, учебный метод, метод обучения, игровая среда, игровые цели, игровая процедура, психолого-педагогическая работа, внимание, психические процессы, взаимодействие, конкуренция, мотивирование, обучение, воспитание.

Рассмотрим несколько определений понятия «дидактическая игра» в различных источниках. В зарубежном педагогическом словаре продемонстрировано следующее определение понятия «дидактическая игра». «Дидактическая игра — это аналогия спонтанной детской деятельности, преследующая дидактические цели (не всегда очевидным образом для учеников).

Это может происходить в классной комнате, в тренажерном зале, на детской площадке или на открытом воздухе. Такая игра имеет свои собственные правила и требует постоянного наблюдения и окончательной оценки. Она предназначена как для отдельных лиц, так и для групп учеников, а роль педагогического лидера имеет широкий диапазон: от главного организатора до наблюдателя.

Основная его задача — это стимулирование интереса, усиление вовлеченности учеников в выполняемые действия, стимулирование их творчества, спонтанности, сотрудничества и конкуренции. Если педагог хорошо справляется со своей задачей, ученики начинают использовать разные знания и способности и применять собственный жизненный опыт.

Некоторые дидактические игры имитируют реальные ситуации» [5].

Автор данной статьи [1] считает следующее: «Дидактическая игра учителем может использоваться, и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон личности.

Ее систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста…через дидактическую игру учитель может повысить у учащихся не только внимание на уроке к слову и действию учителя, она приучает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса. А от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит их дальнейшая самостоятельность, их мышление, умение связывать теоретический материал с практикой».

Читайте также:  День победы 9 мая. история для детей

Как считают многие современные исследователи, игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов — от элементарных до самых сложных.

В игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре [2].

«Дидактическая игра — это деятельность не только для учеников, но и для учителя, ориентированная на достижение определенных дидактических целей. Учебный метод — это организация учебного материала и деятельность учителя и учеников для достижения определенных дидактических целей» [3].

При сравнении этого утверждения с определением учебного метода видно, что дидактическую игру можно рассматривать как метод обучения. Данное определение ограничивает определенную стандартную структуру дидактической игры.

Наиболее важными частями дидактической игры являются: игровая среда; игровые цели; сама игровая процедура, определяемая правилами; итоговая оценка игры.

Рассмотрим определение понятия «игровая среда». Игровая среда — это материальная среда (необходимые средства и оборудование). Компонентом этой среды является сама игра, ее правила, задачи, процедура и форма взаимодействия между учениками и учителем. Самая важная часть игровой среды — это ученики и учитель.

Ученики применяют свой опыт, знания и навыки в математике для каждой игры. Учитель обычно выполняет контрольную и организационную функции. Его основная задача — это обеспечить плавный и успешный ход игры.

Игровая среда должна мотивировать учеников и побуждать их к активному участию в игре, для совершения попыток достичь целей игры.

Разберем понятие «игровые цели». Дидактические цели игры определяются образовательной целью, которую необходимо достичь в игре. На основе данной цели выбирается подходящий тип и форма дидактической игры. Использование игры в качестве метода обучения имеет смысл только тогда, когда она позволяет достичь определенных целей обучения.

Перейдем к разбору значения понятия «игровая процедура». Процедура игры — это проведение дидактической игры, основанной на деятельности учеников и учителя. Необходимо, чтобы эта деятельность была интересна ученикам и побуждала их быть активными. Игра должна соответствовать возрасту учеников, их навыкам и удовлетворять их потребности.

В то же время она должен быть ориентирована на достижение образовательной цели. Правила игры должны гарантировать, что успешное выполнение поставленных задач приведет к достижению цели игры. Правила игры определяют характер и форму деятельности учеников, организуют их.

Элементы игры, такие как конкуренция или стремление добиться лучших результатов, обычно скрыты в правилах.

Окончательная оценка игры предназначена для проверки достижения образовательной цели. Её задача заключается в вознаграждении учеников и мотивировании их на другие виды деятельности.

В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и соответственно приобретает черты игровой учебной деятельности. Согласно статье Савченко А. А.

[6] дидактические игры различают по следующим аспектам: обучающему содержанию; познавательной деятельности детей; игровым действиям; правилам организации и взаимоотношениям детей; по роли преподавателя.

Перечисленные аспекты можно отнести ко всем играм, но каждый признак в отдельности преобладает только в определённых видах дидактических игр. Четкая классификация игр по видам отсутствует, но обычно игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания.

Выделяют следующие виды дидактических игр: игры по сенсорному воспитанию; словесные игры; игры по ознакомлению с природой; по формированию математических представлений.

Приведем еще одну классификацию дидактических игр:

– Игры-путешествия;

– Игры-поручения;

– Игры-предположения;

– Игры-загадки;

– Игры-беседы;

– Настольно-печатные;

– Сюжетно-ролевые;

– Предметные;

– Игры-упражнения;

– Игры-соревнования;

– Познавательные;

– Коллективные дидактические игры.

В разных источниках указано более 500 дидактических игр, в статье упомянуты лишь самые используемые дидактические игры в процессе обучения.

В своей работе такие педагоги Э. Крейчова и М. Вольфова [4] высоко ценят роль игры как важной части образования. По мнению авторов, использование дидактических игр в обучении увеличивает интерес учеников к активной работе и в целом улучшает ход занятий.

Исходя из своего опыта использования дидактических игр, авторы сформулировали следующие требования к подходящей интеграции игр в образовании: 1. Игры должны быть привлекательными и запоминающимися для учеников. 2. Игры должны соответствовать возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей.

Младшие ученики в основном любят игры, наполненные элементами тайны и безвестности. Ученики, которые имеют какие-либо трудности в предмете предпочитают командные игры. Одаренные и старшие ученики, предпочитают индивидуальные игры. 3. Каждая игра должна иметь четкие и понятные правила, которые тщательно соблюдаются.

Санкции должны быть определены для возможного нарушения правил. Нецелесообразно менять правила без каких-либо целей. 4. Хорошая организация и материальное оборудование для игры — необходимость. 5. Неправильно вводить новые игры слишком часто. 6. Никогда нельзя использовать игры в обучении случайно.

Каждая игра должна служить определенной дидактической цели. 7. Мы должны стараться стимулировать как можно больше учеников с игрой, в идеале — весь класс одновременно. Каждый ученик должен иметь шанс быть успешным в игре, будь то индивидуально или как часть команды.

Чтобы дифференцировать учеников в зависимости от их способностей, целесообразно подготовить менее или более требовательные варианты данной игры. 8. При выборе дидактической игры нужно выбирать игру, которая развивает их разнообразные навыки и знания.

Суммируя все вышеупомянутые определения, можно сказать, что дидактическая игра — это средство обучения, поэтому она может применяться при закреплении различного программного материала и проводиться на всевозможных школьных занятиях.

В дидактической игре формируются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, для получения собственного опыта. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить новый опыт.

Литература:

  1. Влияние дидактической игры на развитие внимания младших школьников // База знаний студента. URL: https://stud-baza.ru/vliyanie-didakticheskoy-igryi-na-razvitie-vnimaniya-mladshih-shkolnikov-statya-pedagogika
  2. Влияние дидактической игры на эффективность развития умственных способностей детей младшего школьного возраста // Библиофонд. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=562751
  3. Зелина Л., Нелесовская, A. Система обучения принципы и методы обучения // Факультет образования Палацкого университета. — 1983.
  4. Крейчова Э.,Вольфова М. Дидактические игры в математике. — 1994.
  5. Průcha, Walterová and Mareš Педагогический словарь. Игра // Science and education. URL: http://www.sciepub.com/reference/84006
  6. Савченко А. А. «Виды дидактических игр» // Раннее развитие детей. URL: http://www.razumniki.ru/vidy_didakticheskih_igr.html

Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, игра, ученик, игровая среда, учебный метод, психолого-педагогическая работа, метод обучения, правило игры, процесс обучения, учебная деятельность.

Источник: https://moluch.ru/archive/186/47571/

Роль дидактические игры в учебном процессе

УСР на тему

Дидактические художественно творческие игры в учебном процессе

учащегося 3 курса

группы 133

специальность Изобразительное искусство

и компьютерная графика

Лепихиной Анастасии Сергеевны

Проверила старший преподаватель

Коляго Алла Васильевна

Гродно 2015г.

Содержание

Введение

1. Роль дидактические игры в учебном процессе………………….…………4

2. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность…….….. 6

3. Художественно- творческие дидактические игры…….……………………9

4. Примеры художественно-дидактических игр и упражнений ……………..14

Заключение

Список литературы

Введение

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества.

Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель — играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

Ценность игры как воспитательного средства заключается я в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей.

Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры — таким образом при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления.

Педагогической обработкой дидактических игр, отбором и пропагандой игровых форм как средств воспитания занимались В.И. Даль, П.Ф. Лесгафт, П.Н. Бокин, Е.М. Дементьев и др.

Организаторами методической работы по игре и детским праздникам выступали В.Г. Марц, Н.П. Булатов и др.

Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений.

И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях.

Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию..

Роль дидактические игры в учебном процессе

Игра – это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого.

Школа современности нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку.

Игра – незаменимый в этом помощник. Игры на уроках начальной школы просто необходимы. Ведь только игра умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым.

Игру на уроке можно использовать и при объяснении нового материала, и при закреплении, при отработке навыков чтения, для развития речи обучающихся.

Игра – это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого.

Школа современности нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку.

Игра – незаменимый в этом помощник. Потому что всех учителей интересуют вопросы: как сделать обучение наиболее эффективным, и какими методами поддерживать интерес к учению.

Ребенок в игре и артист, сам сочиняющий слова и действия для своей роли, и зритель, воспринимающий их, он же декоратор- рисует картины и ковры, делает костюмы, подбирает и творчески использует игрушки, природный и так называемый бросовый материал, он же техник -изобретатель — создает в игре новые конструкции машин, мостов, домов, изготовляет мебель.

Ценность игры как воспитательного средства заключается я в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, учитель через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей.

Организуя жизнь детей в игре, он формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры- таким образом при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления.

Читайте также:  Пословицы и поговорки о ссоре для детей школьного возраста

Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений.

И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях.

Руководя игрой, мы, учителя, воспитываем активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений.

Игра и сегодня объединяет творческий коллектив педагогов, этнографов, собирателей-энтузиастов (Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, С.А. Шмаков и др.) являясь тем самым их общей воспитательной целью.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/38213.html

Дидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.

      Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения. 

       Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых,- самостоятельной игровой деятельностью.

В качестве первого они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний.

При этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежат в этом случае воспитателю. Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во внеучебное время.

       В обоих случаях педагог руководит дидактическими играми, но роль различна. Если на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, то в самостоятельных играх воспитанников он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за их взаимоотношениями, оценивает поведение.

РУКОВОДСТВО ДИДАКТИЧЕСКИМИ ИГРАМИ.

        В руководстве играми следует выделить три этапа: подготовка, проведение, анализ результатов.

    1).  В подготовку к игре входит следующее: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы, с учетом времени проведения (в часы занятий или во внеучебное время), места (в групповой комнате, на участке, на прогулке и пр.); определение количества участников (вся группа, подгруппа, один ребенок).

        В подготовку к игре входит также отбор необходимого дидактического материала (пособий, игрушек, картинок, природного материала).

  Воспитатель выбирает игру, предлагает детям поиграть, начинает сама и приглашает детей.

       Младший возраст: наглядное разъяснение всего хода игры в процессе совместной игры со взрослым.

     Средний возраст: разъяснение 1-2 правил, частные даются по ходу игры в совместной деятельности со взрослым, можно использовать пробный ход игры, где воспитатель уточняет правила.

      Старший возраст: словесное объяснение правил до игры, пояснение значения правил, если сложные, то используется показ и пробный ход.

 2).  Если воспитатель тщательно подготовится к игре, то само её проведение не вызовет затруднений. В любой дидактической игре должны быть как игровые правила, так и игровые действия. Если одно из этих условий отсутствует, она превращается в дидактическое упражнение.

        Воспитатель контролирует процесс игры, закрепляет умение играть, следит за выполнением правил, используя напоминание, дополнительное объяснение, оценку, вопросы, советы.

     Младший возраст: воспитатель выполняет роль ведущего, в ходе игры связывает игровые действия с правилами.

     Средний возраст: воспитатель действует через правило и прямо игровые действия не подсказывает.

    Старший возраст: правила объясняются до игры, к разъяснению их содержания привлекаются дети. 

3). Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. Воспитатель отмечает тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен. Анализ игры должен быть направлен на выявление эффективных приёмов её проведения, а также допущенных ошибок (что не получилось и почему).

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИГРЫ.

       Структура дидактической игры включает: задачу, действие, правило, результат, заключение игры.

Задача.  В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактической цели. Детям предлагаются такие задачи, решение которых требует определенного интеллектуального напряжения, умственной работы. Выполняя задачу в игре, ребенок активизирует своё мышление, упражняет память, наблюдательность.

      Задачи дидактических игр сводятся к нескольким видам:

  1. Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым, различающимся или сходным признакам (задача усложняется в соответствии с возрастом детей).
  2. Классифицировать и распределять предметы или картинки. Дети классифицируют картинки или предметы по виду или по материалу, из которого они изготовлены.
  3. Определять предмет по нескольким или только по одному признаку. Дети угадывают предметы по простому описанию или кто-нибудь из них описывает вещь, а остальные угадывают.
  4. Упражнять внимание и память. Дети должны запомнить какой-либо факт или определенный состав предметов, группу игроков и пр. и определить изменение, которое произошло в их отсутсвие.

Действие. В каждой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив. Оно непосредственно привлекает интерес детей и определяет их эмоциональное отношение к игре.

Действие в игре должно отвечать двум основным условиям:

      а) обязательно подчиняться задаче и выполнять учебную цель игры;

      б) быть занимательным и увлекательным вплоть до окончания игры.

   В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры.

Правило: деятельность в дидактической игре строго связана с правилами. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен делать. Важно, чтобы правила соответствовали возрастным особенностям и компенсировались занимательной деятельностью. Поэтому она должна быть интересной, чтобы ребенок охотно подчинялся правилам.

Результат, заключение игры: результат игры – это решение задачи и выполнение правил.

    Результат оценивается с двух точек зрения: с точки зрения детей и точки зрения воспитателя.

Оценивая результат с точки зрения детей, мы учитываем, какое моральное и духовное удовлетворение принесла игра детям. Выполняя дидактические задачи, дети проявляют сообразительность, находчивость, внимание, память.

Все это дает детям моральное удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости.         

    Воспитателю важно выполнена ли задача, осуществлены ли предписанные действия, принесла ли она с этой стороны определенные результаты. В конце некоторых дидактических игр нужно наградить её участников, похвалить детей либо поручить им ведущие роли в игре.

ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.

   В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

    Игры с предметами: для них необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию и т.д.

    Настольно-печатные игры – это очень увлекательное занятие для детей. Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками.

При этом для детей среднего возраста должен быть изображен один или несколько предметов: игрушки, деревья, одежда или посуда. Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение.

Для работы с разрезными картинками старшим дошкольникам можно предложить самостоятельно сложить целую картинку из её частей без предварительного рассматривания целого изображения. 

   Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. В таких играх требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Поэтому в младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитее речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формировании диалогической и монологической речи. 

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/konsultatsii/didakticheskie-igry-ikh-znachenie-i-primenenie-v-pedagogicheskom-protsesse.html

1.3 Виды дидактических игр в образовательном процессе начальной школы

дидактический игра школьник язык

Дидактические игры в начальной школе — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой активности и системы оценивания.

Они являются такой коллективной, целенаправленной учебной программой, при которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Они также являются активной учебной программой по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Их отличительной особенностью является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Работа участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент.

Следует отметить, что дидактические игры отличаются от деловых игр в первую очередь отсутствием цепочки решений.

— Зачем нужны дидактические игры в начальной школе?

Дидактические игры в начальной школе — это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы.

Продумывая задачи и содержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать их шаблонизировать, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству. В самостоятельных играх не следует навязывать содержание.

В жизни ребенка они имеют такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др.

Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть “рабочее усилие и усилие мысли”, а работа без усилия всегда плохая работа”.

— Где применяются дидактические игры?

Подготовка и внедрение игры в учебную деятельность требует от учителя больших возможностей. В процессе подготовки преподаватель сталкивается с проблемами, которые не всегда зависят от его личных качеств как учителя, сколько от внешних ограничений. Это обусловлено нехваткой дидактического материала, недостатком урочного времени на проведение игр со школьниками.

Часто учителя задаются вопросом: если вдруг учителя со школьниками будут играть во время уроков, когда же они будут учить уроки? Однако эти проблемы по большей части происходят от недопонимания значимости предмета как средства обучения, отношения к заданию как к методу разгрузки, а не стимулирования сознания учащихся.

На данный момент появилось целое направление в педагогической науке — игровая педагогика, которая считает активность в игре ведущим способом воспитания и обучения учащихся начальной школы.

Поэтому упор на игровую занятость, игровые формы, приемы — это важнейший путь включения учащихся в учебный процесс, способ обеспечения эмоционального ответа на воспитательные воздействия и на нормальные условия жизнедеятельности.

— Дидактические игры в начальной школе. Их разновидности.

Все дидактические игры в начальной школе можно разделить на несколько видов: Игры с предметами в начальной школе

В них используются реальные предметы и игрушки. Играя с ними, школьники учатся сравнению, устанавливают сходство и различие предметов.

Дидактические игры в начальной школе решают задачи на классификацию, установление последовательности.

По мере овладения учащимися новым познанием о предметной среде задания усложняются: школьники делают упражнения, определяя предмет по любому из признаков, затем объединяют предмет по этому признаку (форме, цвету, качеству, и др.)

Словесные игры в начальной школе

Читайте также:  Сценарий летней игровой программы в летнем лагере

Они построены на действиях и словах школьников. Делая ставку на имеющиеся представления о предметах, в таких играх школьники учатся углублять знания о них.

Именно в дидактических играх требуется использовать полученные ранее знания в новых обстоятельствах и связях.

Эти игры проводят с детьми всех возрастов, но важны они именно в воспитании и обучении учащихся в начальной школе, так как они развивают умение внимательно слушать учителя, быстро находить ответ на вопрос, четко формулировать свои мысли.

Игры-беседы

В основе лежит общение учителя со школьниками, школьников с преподавателем и детей между собой. Это общение имеет уникальный жанр искусного обучения и игровой деятельности школьников.

В игре-беседе учитель часто действует не от своего лица, а от близкого персонажа и тем самым не только сохраняет обстановку общения, но и усиливает радость детей, желание повторить задание. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

Воспитательное значение заключено в содержании сюжета—темы, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание не лежит “на поверхности”: его нужно найти, сделать открытие и в результате что-то узнать.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/7848

Дидактические игры статья.docx — Статья на тему «Дидактические игры в процессе обучения младших школьников»

Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатно

Глущенко Любовь Викторовна Учитель первой квалификационной категорииМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Школа №17 г.

Феодосии Республики Крым» Использование дидактической игры в процессе обучениямладших школьниковАннотация.

В статье даются теоретические основы использования дидактическихигр в процессе обучения младших школьников, акцентируется внимание на значениедидактических игр в обучении младших школьников, приводятся примеры видовдидактических игр, раскрывается важность игры для ребёнка в младшем школьномвозрасте.

В статье приводятся примеры, демонстрирующие использование учителемдидактических игр на уроках в начальной школе.С целью демонстрации дидактических игр на уроках в начальной школеоткрывается доступный для ребенка путь понимания и освоения мира.

Ключевые слова: дидактические игры, учебный процесс, форма обучения, игроваядеятельность, развитие внимания, интерес к учебному процессу, развитие мышления.Введение.Выбор методов обучения в современной дидактической системе зависит от целей изадач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, атакже возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе,профессиональных возможностей самого учителя.Игра и учеба — это две разные деятельности, между ними имеются значительныекачественные различия. Справедливо замечено еще Н. К. Крупской, что «школа отводитслишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельностиметодами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход

от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и

регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв.Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры.Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность.

Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение;требуют не только умственных, но и волевых усилий организованности, выдержки, умениясоблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.Формулировка цели и задач статьи.

Цель: для того, чтобы организация учебно­воспитательного процесса былаэффективной, необходимо сделать процесс обучения занимательным, создать у детейбодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебногоматериала.

Задачи:— раскрыть понятие о дидактической игре;— раскрыть особенности использования дидактических игр;— охарактеризовать виды дидактических игр; Изложение основного материала статьи.

Активизировать учебный процесс,добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебнойдеятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий впроцессе учения. Он не только активизирует внимание, умственную деятельность вданный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.

Устойчивый познавательный интерес и внимание формируются разными средствами.Одним из них является дидактическая игра. Все необычное, неожиданное вызывает удетей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессупознания, помогает усвоить любой учебный материал.

Игра ставит ученика в условиепоиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным,ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.В игре происходит развитие, воспитание, обучение ребенка, игра обязательносопряжена с активностью и удовольствием, поэтому многие педагоги указывали нанеобходимость включения игры в процесс обучения.С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и их последователи объясняли игру какдоступный для ребенка путь понимания и освоения мира. Своеобразие игровойдеятельности, таким образом, проявляется в единстве с практической деятельностью и

потому носит активный, действенный характер. Значит игра – это доступный ребенку

своеобразный путь интенсивного развития потребностей, прежде всего в общении ипознании.Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьногодетства. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессеобучения.

Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученикупроверить и развить свои способности, включающие его соревнования с другимиучащимися.Дидактическая игра учителем может использоваться и как форма обучения, и каксамостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторонличности.

Ее систематическое применение способствует повышению эффективностипсихолого­педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьноговозраста.Исследователи игры видят много положительного в применении ее в учебномпроцессе.

Игра стимулирует познавательную деятельность учащихся, психологическикомфортна, в игре мобилизуются интеллектуальные силы ребенка, облегчаетсявыполнение задания, создаются условия для возникновения и развития познавательныхмотивов и интересов учащихся. Исследования психолога Л.С.

Славиной показали, что в процессе игрыинтеллектуально­пассивный ребенок способен выполнить такой объем умственнойработы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В эксперименте,проведенном М.А.

Джапаридзе, установлено, что задача, предложенная детям в игровойформе, решается большинством из них (62%), даже если эту задачу они не смогли решитьв обычном виде. Если после решения эту задачу опять видоизменить в обычную, с нейсправляется около 18 % детей.

И это проверено на собственных уроках:Игры приближают с помощью воображаемых ситуаций учебную деятельностьребенка к действительности, делают понятными цели учения, Игра и учеба – это дверазные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия.Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемыхпедагогикой в целях обучения и воспитания детей, способствуют формированиювнимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности,

инициативы.

Задача педагога – сделать правильным, адекватным переход детей от игровойдеятельности к учебной. Управлять вниманием класса такому педагогу намного легче,ведь важнейшим источником в процессе обучения или игре является его интерес.Пробуждение интереса однозначно приводит к пробуждению внимания.

Выделяют следующие виды дидактических игр: 1) Игры ­ путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей нато, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодолениетрудностей.2) Игры­поручения по содержанию просты, по продолжительности менеедлительны, чем игры­путешествия.

В основе их лежат действия с предметами, словесныепоручения, игры­предложения, игры­загадки, игры­беседы.3) Игры­предположения. Перед детьми ставится задача и создается ситуация,которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируетсямыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.4) Игры­загадки.

В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадываниезагадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать,делать выводы.5) Игры­беседы. В основе их лежит общение. Такая игра предъявляет требования кактивизации эмоциональных и мыслительных процессов.

Она воспитывает умение слушатьвопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное,высказывать суждения. Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке:

сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности,

вырабатывала уверенность в своих силах и чтобы за время игры учащиеся получалимаксимум радости, наслаждения.Существуют основные требования к содержанию игровой деятельности:1.Соответствие игры теме и целям урока.2. Углубление, расширение, закрепление знаний.3.Соответствие возрастным особенностям детей.

Таким образом, цель дидактических игр – облегчить учащимся переход к учебнымзадачам, стимулировать познавательный интерес к данному предмету. Сказанное позволитсформулировать основные функции дидактических игр: ­ Обучающая ­ игры ускоряют процесс усвоения учебного материала.

­ Развивающая ­ в играх развиваются воображение, память, внимание, мышление,творческие способности школьника.­ Воспитательная ­ игры влияют на различные черты характера (организованность,ответственность, справедливость, самостоятельность).

­ Мотивационно­стимулирующая ­ игра создает условия для возникновения иусиления познавательных мотивов, развития интересов, формирует положительноеотношение к учению, активизирует познавательную деятельность.

­ Коммуникативная ­ в игре происходит разноплановое субъектное, вербальное иневербальное общение игроков одной команды (сотрудничество), соперников(состязание).­ Рефлексивная ­ в игре ученик лучше познает себя в сравнении с другими,вынужден контролировать и анализировать свои действия, находить и исправлять своиошибки.Игры, используемые на уроках обучения грамоте, способствуют и выполнениюважных методических задач:

­созданию психологической готовности детей к речевому общению;

­ обеспечению естественной необходимости многократного повторения имиматериала;­ тренировке учащихся в выборе нужного варианта.Занятия должны в большей степени носить игровой характер.

В связи с этим, нужносказать об обязательном использовании в добукварный период и, в дальнейшем, приобучении грамоте, разнообразного наглядного и дидактического материала: натуральныхпредметов, игрушек, макетов, картинок (предметных, ситуативных, сюжетных),настольных игр (картинных лото, домино, мозаик).

Применение наглядных пособийдолжно быть подчинено задаче урока, от которой зависит их количество, место и времядемонстрации. С точки зрения языкового содержания можно выделить следующие игры,используемые на уроках обучения грамоте: грамматические, лексические, фонетические иорфографические.

В первом классе большое внимание уделяется осознанному обучению и усвоениюграмматики.

Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматическихструктур, требующая многократного их повторения, утомляет своим однообразием,внимание становится рассеянным и вопреки воле переходит на что­нибудь другое, азатрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения.

Если мы хотимсосредоточить внимание детей на определенном объекте, то необходимо постояннооткрывать в нем все новые и новые стороны. В этом случае учителя многие грамматические упражнения заменяют играми. Такжеграмматические игры помогут сделать скучную работу более интересной иувлекательной.

За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие»строить» фундамент речи. Так как необходимой составной частью подготовки кобучению грамоте является развитие речи учащихся, когда предметом их внимания иосознания становится слово и предложение в целом: уточняется и обогощается словарныйзапас, формируется и совершенствуется целенаправленность высказываний, внятность ивыразительность речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапеформирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевыхи произносительных навыков в какой­то степени способствуют орфографические игры,

основная цель которых ­ освоение правописания изученной лексики.

Эффективность учебной деятельности зависит от двух главных составляющих:умения учителя управлять вниманием своих учеников и умения научить учениковвладеть процессом планирования своего внимания. Место игры в структуре урокаобучения грамоте зависит от той цели, с которой ее использует учитель.

Необходимопродумывать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке: Например, в начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей истимулировать активность; в середине урока ­ дидактическая игра должна решитьзадачу усвоения темы; в конце урока ­ игра может носить поисковый характер.Выводы.

Таким образом, дидактическая игра – это сложное многогранное явление.В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений инавыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально­волеваясфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материалувлекательным.

Именно поэтому через дидактическую игру быстрее познаютсязакономерности обучения, происходит формирование устойчивого интереса к обучению иразвитие познавательных процессов, в том числе и внимания.Литература:1. Галанжина Е.С. Дидактические и развивающие игры в начальной школе.Методическое пособие с электронным приложением./ Сост. Е.С.

Галанжина.­М.: Планета,2010 /2. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр,упражнений, физкультминуток (1­4 классы) / В.И.Ковалько.­ М.: Эксмо, 2007 /3. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М., 19864. Виноградова Н.Ф. Дидактическая игра как метод обучения. Методическиерекомендации. М. Вентана – Граф. 20025.

Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа.Ростов­на­Дону, 2004.

6. Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа №2, 1987

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
— выберите тему — пройдите небольшой тест

— получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/statya_na_temu_didakticheskie_igry_v_protsesse_obucheniya_mladshih_shkolnikov-102665/122060

Ссылка на основную публикацию