Использование дидактических игр на занятиях в детском саду

Вестник Педагога | Публикация Воронкова Людмила Николаевна

Воронкова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №67 Населённый пункт: город Белгород Наименование материала: статья

Тема: «Использование дидактических игр на занятиях в доу»

06.12.2015

Вернуться назад       Перейти в раздел

Использование дидактических игр в доу Подготовила: воспитатель Воронкова Людмила Николаевна, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 67 г. Белгород Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка отличается большой познавательной активностью, любознательностью, подражательностью, пластичностью нервной системы, большой эмоциональностью и впечатлительностью, большой ранимостью организма. При таких особенностях дошкольного возраста необходим правильный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста. А.М. Горький считал желание детей играть «биологически законным» и утверждал, что игра — основной путь познания мира. Л.С Выготский, который понимал игру как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребенка и как основу для преобразования игровых действий в умственные, назвал её «девятым валом развития дошкольного возраста», ведущим средством обучения и воспитания. Игра, обостряя течение психических процессов, реализует цель значительно быстрее и прочнее, чем какое-либо другое педагогическое средство. В игре воспитатель ненавязчиво развивает интеллект ребенка, осуществляет нравственно — волевую, физическую подготовку. В детском саду широко применяются дидактические игры и познавательные задания. Дидактические игры отличаются наличием присущих игре структурных элементов — правил, игровых действий. В них ребенка привлекает, прежде всего, игровая ситуация. Играя, он незаметно для себя решает познавательную задачу. Дидактическая задача, содержание и игровые действия – обязательные элементы дидактической игры. Дидактические задачи могут быть разнообразны: развитие умение сравнивать, определять главное, развитие внимательности наблюдательности, развитие фонематического слуха, закрепление правильного произношения. развитие навыков гигиены. формирование умений выделять признаки и явлений, устанавливать причинно — следственные связи т.п. Включая игру в занятие, воспитатель должен заботится о том, чтобы основная дидактическая задача, составляющая содержание игры, соответствовала целям занятия, была для детей посильной. способствовала максимальной активизации их умственной деятельности. Важно придерживаться определенной последовательности при подборе игр: играм. содержащим сложные задачи. должны предшествовать наиболее легкие. Они подготавливают детей к преодолению трудностей. обуславливает успех в играх большей сложности. В подготовку дидактической игры входят: — отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и другое; — установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы; — определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время); — выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке; — определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); — подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал); — подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой; — подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи. Проведение дидактических игр включает: — ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); -объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают); — показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза); — определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра; — подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Дидактические игры на занятиях обучения грамоте

«Поймай рыбку»

Игровой материал:

удочка с магнитом, предметные картинки со скрепками. Дети по очереди вылавливают удочкой, разные предметные картинки.

Затем называют изображённые предмет, определяют наличие или отсутствие в его названии заданного звука (например «р»), его позицию в слове ( в начале, в середине, в конце).

За правильный ответ ребенок получает фишку (рыбку), выигрывает тот, кто больше наберет фишек (рыбок).

«С какого звука начинается слово?»

Игровой материал:

игрушка кукла Маша. Воспитатель говорит «Катя скоро пойдет в школу, а сегодня она пришла к нам в гости, чтобы узнать с какого звука начинается её имя». Подскажите дети, с какого звука начинается имя Маша? Определите, с какого звука начинается имя соседа, с которым вы сидите? (названия животных, предметов)

« Подари подарки»

Играют две (три) команды. Сегодня день рождения у звука «о», (у звука «п», «к» и т.д.). Подарите ему слова — подарки. Подарок должен начинаться со звука «о». Побеждает та команда, которая придумает последнее слово.

«Кто быстрее соберет вещи?»

Игровой материал:

коробки – чемоданы (на одном наклеена буква с, на другом -ш), предметные картинки на наборном полотне(шуба, шапка. шляпа, шарф, свитер, сарафан, сапоги, сандалии, костюм. рубашка).

«Найди вкусное слово»

Сегодня у куклы Кати День рожденья. Накроем стол к чаю. Поставим побольше вкусных лакомств. Но выбирая лакомство, нужно помнить, чтобы названия состояли только из двух или трех слогов. (вафли, калач, пастила, шоколад и т.д.)

дидактические игры на занятиях по математике

«Поезд»

Игровой материал:

карточки с цифрами (количество карточек определяется числом, до которого дети умеют считать) Детям раздают карточки с числами. По команде «Составьте поезд» дети должны выстроиться по порядку. В этой игре может быть несколько команд. Та команда, которая быстро и правильно «составит поезд», везет остальных на прогулку.

«Освободи птичку»

Игровой материал:

картинка с изображением клетки для птичек, изображение птичек (прикрепляются к клетке), на обратной стороне птички написано задание. Птички находятся в клетке, воспитатель предлагает детям выпустить их на волю. Но для этого нужно выполнить задание.

Дети берут птичку из клетки и с обратной сторону читают задание (например, посчитать от 5 до 6, назвать числа меньше 3 и т.п.). Если ребенок правильно ответит на вопрос, то птичка вылетает из клетки, если ошибся, то возвращается обратно в клетку.

«Составим поясок»

Игровой материал:

красные квадраты, зеленые треугольники, желтые круги (у каждого ребенка по три — четыре фигуры). Детям предлагается разместить один за другим квадрат, треугольник, круг. В такой же последовательности они должны разложить за этими фигурами следующие три такие же фигуры, затем еще раз повторить то же и т.

д. В результате должен получиться разноцветный «поясок» из трех геометрических фигур, которые расположены в определенной последовательности. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся при составлении «пояска».

«Какие числа съел дедушка Цифроед»

Игровой материал:

карточки с числами. Воспитатель выставляет цифры с числами, перевернув 2-3 карточки. Дети должны сказать, какие числа пропущены. Вот беда, так беда! Снова Дед – Цифроед Съел все числа на обед. Как печенье их таскает, Вставь, каких здесь не хватает.

Дидактические игры на занятиях по ознакомлению с окружающим

миром

«Найди пару»

Игровой материал:

картинки «листья и плоды» Воспитатель делит детей на 2 команды: одной раздает листья, другой плоды. По сигналу дети становятся парами так, чтобы листья соответствовали плодам.

Правильно составленная пара проходит через волшебные ворота (двое детей с поднятыми вверх руками). Если задание выполнено неправильно, ворота закрываются. Воспитатель раскладывает на столе перевернутые картинки с изображением животных и их детенышей.

Предлагает детям взять по одной картинке, и найти себе пару.

«Кто придет в гости к медведю»

Игровой материал:

предметные картинки На наборном полотне воспитатель выставляет предметные картинки с изображением моркови, грибов и т.п. Создается игровая ситуация: медведь ждет гостей и приготовил для них угощение. Дети должны догадаться, кого в гости ждет медведь.

«Соберем урожай в поле, саду, в огороде»

Игровой материал:

предметные картинки. Три команды «собирают урожай», первая – в поле, вторая — в саду, третья в — огороде. Выигрывает та команда, которая правильно выполнила задание.

«Что сделано на фабрике, а что вырастили в поле (саду, огороде)»

Игровой материал

: предметные картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, посуды, одежды. Детям раздают предметные картинки. Они внимательно их рассматривают. Каждый из играющих рассказывает, что изображено на картинке, где этот предмет сделан (на фабрике, на заводе), или выращен (в поле, в саду, огороде). За правильный ответ ученик получает фишку. Затем учитель усложняет задание: предлагает сначала отложить все картинки, на которых изображены продукты труда колхозников, а потом рабочих.

«Зоопарк»

Игровой материал:

игрушки, изображение животных, предметные картинки Воспитатель словесно описывает животное, дети должны угадать и назвать его. Аналогично можно провести игру «магазин».

«Бывает – не бывает»

Игровой материал:

сюжетные картинки Воспитатель говорит: «Я расскажу вам о том, какой бывает погода в то или иное время года, а вы должны сказать, бывает ли так». Воспитатель: Выпал снег и зацвели подснежники. Дети: Так не бывает.

Воспитатель: А почему? Когда идет снег? А когда цветут подснежники? Можно использовать такие «путаницы»: Мальчик поехал на лыжах собирать землянику. Падают желтые листья, дети пошли в школу. Мальчик был в лесу и видел в норе петуха. Падают листья, птицы улетают в теплые края.

Зацвели первые цветы, на деревьях распускаются почки. и т.д.

«Палочка, остановись»

Дети становятся в круг, а воспитатель в центр. Игра проходит в в виде эстафеты: дети называют слова и одновременно передают палочку по кругу. О том, на какую тему будут слова, договариваются заранее: « О чем будем рассказывать?» — « О зиме».

Воспитатель предлагает подобрать вначале слово о погоде и дает палочку одному из ребят; тот называет первое слово (например. морозная) и передает следующему участнику игры и т. д. таким образом дети подбирают много слов(ведренная, холодная, снежная т.п.).

Если играющий повторяет уже названное слово или не может назвать, воспитатель говорит: «Стоп»! Палочка, остановись!» — и это ребенок выходит из круга.

«Как живется вещам?»

Ребенок выходит. Все рассматривают его одежду и отвечают на вопрос воспитателя «Хорошо ли живется рубашечке (ботинкам и т. д.) у Андрея?» Дети отвечают: «Хорошо. Она отглаженная. Все пуговицы на месте, чистая». Обсуждается как ухаживать за одеждой. обувью.

чтобы выглядеть аккуратным. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Читайте также:  Веселые загадки для детей 7-10 лет с ответами

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский.

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Список использованной литературы

1. Лыкова И.А.: Дидактические игры и занятия. — М.: Карапуз : Сфера, 2009 2. Волошкина М.И.: Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. — М.: Начальная школа, 2002 3. Коноваленко В.В.: Дидактический материал по автоматизации звуков Л, Л` у детей. — М.: Гном-Пресс, 1999г 4. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду. — М., 2005 5. Подгорная Н.И. Дидактические игры и познавательные задания. — Киев, 1998 6. Проблемы дошкольной игры/Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Л. Михайленко. — М., 1987.

Источник: http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=2004

» Дидактические занятия и игры в детском саду

Во время подготовки детей к школе в детском саду проводится ряд комплексных мероприятий, направленных на всестороннее развитие личности, воспитание сознательности и ответственности, приобретение умений и навыков, необходимых для успешной учебы. Одним из таких мероприятий является организация сюжетно-ролевых и дидактических игр.

Значение таких мероприятий в процессе подготовки дошкольников к обучению в школе невозможно переоценить. На развитие личности будущего школьника, психологическую подготовку ребенка к учебному процессу огромное влияние оказывают сюжетно-ролевые игры.

При помощи сюжетно-ролевых игр воспитатель создает имитацию реального учебного процесса, в результате чего ребенок может легко погрузиться в школьный мир и представить себе как бы он повел себя в той или иной ситуации.

Различные действия, которые ребенок выполняет для решения поставленных перед ним задач в процессе игры, позволяют воспитателю оценить, насколько он осознает свою роль будущего школьника и насколько он готов к школе. Это позволит не только провести время с детьми в игровой форме, а также учить английский.

Дидактические игры, помимо погружения в виртуальную реальность школы, включают в себя дидактический материал, способствующий приобретению дошкольниками определенных умений и навыков, которые будут необходимы ребенку в его учебной деятельности. Кроме того, дидактические игры способствуют формированию у дошкольников адекватных манер поведения в школе.

Младшие дошкольники, которым еще достаточно сложно переключиться на учебный процесс и включить абстрактное мышление, должны обучаться постепенно, от простого к сложному. Для них предусмотрены дидактические игры на основе сравнения и анализа различных однородных предметов, выбор аналога по представленному образцу.

Подобные дидактические игры содержат элементы классификации, способствуют развитию анализа и самостоятельных обобщений. Таким образом, у дошкольника, на собственном чувственном опыте и на доступном материале развиваются элементы логического мышления.

Кроме того, группировка предметов по образцу является предпосылкой для возникновения понятийного мышления, являющегося основой всего школьного обучения.

В результате усвоения дошкольниками знаний в процессе игр формируется основа овладения ими некоторыми элементами учебной деятельности. В частности, дети подготовительной группы учатся проводить центральную линию при изображении симметричных форм.

Благодаря этому умению, в начальной школе для детей не составляет труда на уроках изобразительного искусства при построении рисунка применять различные вспомогательные линии: горизонталь, вертикаль, ось симметрии.

А также прорисовывать невидимую часть предмета на рисунке.

В подготовительной группе занятия по рисованию, лепке и аппликации способствуют подготовке к урокам по изобразительному искусству, математики и труда. На занятиях по рисованию и письму у дошкольника вырабатываются навыки правильного положения корпуса, рук, умения держать карандаш и ручку.

В детском саду ребенку прививаются эстетический вкус и любовь к искусству. Задачи эстетического воспитания в подготовительной группе включают формирование у детей представлений о мире искусства, воспитание эстетических чувств и отношений, приобретение различных навыков художественной деятельности.

В процессе игр воспитателем осуществляется задача всестороннего развития личности. У ребенка формируются и закрепляются определенные навыки и умения, необходимые в учебной деятельности. Дошкольники в полной мере овладевают умениями слушать, запоминать, анализировать и последовательно выполнять задания.

Они приучаются подчинять свои действия строгим правилам, определяющим способ их выполнения, укладываться во времени. Воспитатель также приучает детей объективно оценивать свою работу, находить и исправлять допущенные ошибки, доводить работу до конца.

Будущему школьнику прививаются навыки аккуратности, он приучается держать в порядке свое рабочее место, инструменты и материалы.

Психологическая готовность ребенка к включению в жизнь коллектива класса и школы основывается на их способности участвовать в совместной деятельности коллектива подготовительной группы детского сада.

Помимо этого дошкольнику необходимо иметь определенные представления об окружающем мире.

В игровом процессе ребенок получает представление о предметах и их свойствах, о различных явлениях живой и неживой природы, о людях и их деятельности, знакомится с моральными нормами поведения.

На дидактических играх и занятиях ребенок получает первые школьные навыки, в частности навыки грамоты и математики. Обучение грамоте и математике при помощи специальных занятий является предпосылкой для формирования у детей навыков письма и счета.

Источник: https://paidagogos.com/?p=1054

Использование развивающих дидактических игр и наглядных пособий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста

Петролай Инна Петровна

Воспитатель дошкольного образования высшей категории

ГУО «Заширский ясли-сад Ельского района»

Использование развивающих дидактических игр и наглядных пособий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста

 «…Дайте же детям играть,

 пока игра их радует, влечёт к себе

 и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Е.А.Покровский.

В современных условиях общество нуждается в людях, способных самостоятельно и оперативно находить оптимальные пути и способы решения проблем в динамично изменяющихся условиях, обладающих умением нестандартно мыслить, проявлять интеллектуальную инициативу и воздействовать на окружающий мир с целью наиболее глубокого его познания, освоения и творческого преобразования. Именно интеллект и воображение позволяют каждому человеку строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. Становление такой личности может быть результатом комплексных диалоговых действий с детьми, начиная с дошкольного возраста.

Детство – это период усиленного развития, воспитания и обучения детей. Все мы знаем, что дошкольное учреждение выполняет важную функцию подготовки детей к школе.

Одним из важнейших направлений дошкольного образования на современном этапе выступает обеспечение интеллектуального развития каждого ребёнка как основы формирования активной творческой личности.

Активность ребёнка дошкольного возраста, особенно интеллектуальная, рассматривается в качестве главного условия не только освоения им разных видов деятельности, но и выхода за пределы взаимодействия с окружающим миром.

Интеллект – это важное качество психики человека, которое отвечает абсолютно за все сферы жизнедеятельности, поэтому крайне важно начинать его развитие в самом раннем возрасте.

Интеллект дошкольника уже развит до определённой степени, но именно в этот период нуждается в помощи извне, в дополнительных стимулах и заданиях.

Таким образом, в своей работе, необходимо выбирать методы и формы обучения наиболее приближённые к естественной детской среде.

Всем известно, что игра, являясь простым и близким ребёнку способом познания окружающей действительности должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными представлениями, умениями, навыками.

Используя в своей работе дидактические игры и наглядные пособия, я формирую умение анализировать, сопоставлять, размышлять над какими-либо вещами, обобщать, закреплять, приобретать опыт общения со сверстниками.

Благодаря использованию дидактических игр и наглядных пособий процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка.

Для ребёнка очень важно воспринимать окружающий его мир на практическом опыте, посмотреть, потрогать, послушать и так понять связь между предметами и окружающей действительностью.

Полное обучение и развитие должно опираться на чувственный опыт ребёнка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие.

Зрительная информация воспринимается мгновенно, тогда, как слуховая поступает последовательно и занимает гораздо больше времени. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Наглядность является попыткой задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Применяя наглядные средства, мы учим воспитанников видеть главное, систематизировать полученные представления. Использование различных средств наглядности в формировании учебной деятельности дошкольников имеет важнейшую дидактическую роль.

Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребёнка, обеспечивает переход от конкретного к абстрактному, увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету. Всё это расширяет кругозор дошкольников.

Наряду с наглядными средствами применяется опосредованная система дидактических материалов.

Наглядный дидактический материал – это комплексное дидактическое средство, обеспечивающее формирование учебной деятельности в условиях целенаправленного обучения. Он рассчитан на определённое содержание, методы, фронтальные формы организации и обучения, соответствует возрастным особенностям детей.

Использование различных видов наглядности – наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, иллюстраций, образцов, использование схем и так далее – способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми знакомит детей взрослый.

Хочется так же отметить, что применение наглядного материала прививает интерес к получаемой информации, расширяет круг воспринимаемой информации, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь процесс обучения.

Вредным является как недостаточное, так и избыточное применение средств наглядности. Их недостаток приводит к формальным представлениям, а избыток может затормозить развитие логического мышления, пространственного представления и воображения.

Дидактическая игра является ведущим методом обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. она соответствует их возрастным и психологическим особенностям. Это, прежде всего — обучающая игра.

С её помощью усваиваются программные представления, формируются умения и навыки. Дидактическая игра не только обучает, но и развивает интеллект, волю, эмоции, способствует развитию познавательных способностей, получению новых представлений, их обобщению, закреплению.

 Используя разнообразный материал, дидактические игры принято условно делить на три основные вида:

— игры с предметами и игрушками;

— настольно-печатные игры;

— словесные игры.

Применяемые игры-занятия с предметами и игрушками – воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь заниматься в течение некоторого времени каким-то делом, развивают способность подражать взрослому.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. К этому виду занятий относится и рассматривание картинок. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и др. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. В процессе этих игр дети усваивают и закрепляют представления в практических действиях не с предметами, а с изображениями на картинках.

Словесные игры формируют представления  обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В таких играх  воспитанники решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Использование дидактических игр, как метода обучения, повышает интерес к занятиям. Особенно эффективны эти игры на занятиях: ребёнок и природа, ребёнок и общество, элементарные математические представления, развитие речи и культуры речевого общения, искусство.

Воспитанники с огромным удовольствием играют в дидактические игры. В своей работе я использую как приобретённые игры в магазине, так и сделанные своими руками.

Я пришла к выводу, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребёнка.

Читайте также:  День рождения ребёнка. как провести

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Смолер, Е.И.Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования /Нац.ин-т образования, 2012.-104 с.
2. Никашина, Г.А. Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учрежений дошк.образования с белорус. и рус. языками обучения / Г.А.Никашина.- Минск: Нац. ин-т образования, 2014. -167 с.
3. Шестилетний ребёнок в семье и учреждении образования: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Панько Е.А. [и др.]; под  ред. Я.Л. Коломинского, Е.А.Панько. – Мінск: Нац. ин-т образования, 2016. – 2016 с.
4. Максимук Н. Ещё раз об игре! / Н. Максимук // Пралеска. – 2016. – № 9. – С. 31-33.

Источник: https://zashirie-sad.schools.by/pages/ispolzovanie-razvivajuschih-didakticheskih-igr-i-nagljadnyh-posobij-v-obuchenii-i-vospitanii-detej-doshkolnogo-vozrasta

Использование занимательных дидактических игр, смекалок, головоломок на занятиях по математике с детьми разных возрастных групп



Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений, смекалок, головоломок.

При этом роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учета возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Занимательный материал — это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности.

Включение в занятие занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.

Использование занимательного материала оправдано только тогда, когда он тесно связан с темой занятия, органически сочетается с учебным материалом, соответствует дидактическим целям.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведут к результату.

В этом случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и симулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.

Используется занимательный материал (дидактические игры) и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действиями в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывая ходы, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решение дети проявляют и догадку, т. е, как бы внезапно приходят к правильному решению.

Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и мысленного обдумывания. При этом дошкольникам свойственно догадываться только о какой-то части решения, о каком-то этапе. Момент появления догадки дети, как правило, не объясняют: «Я думал и решил».

Так надо сделать».

В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень самостоятельности его, характер производимых проб. Анализ соотношения проб показывает, что практические пробы свойственны, как правило, детям средней и старшей групп.

Дети подготовительной группы осуществляют поиск или путем сочетания мысленных и практических проб, или только мысленно. Все это дает основание для утверждения о возможности приобщения дошкольников в ходе решения занимательных задач к элементам творческой деятельности.

У детей формируется умение вести поиск решения путем предложений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшие применения находят дидактические игры.

Основное назначение их — обеспечить упражняемость детей в развлечении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.

Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включают непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формирования элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.

Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, все занятие должно быть проведено в форме игры.

Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

Так, в средней группе на занятия по формированию элементарных математических представлений после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра. «Найди и назови» (для детей средней группы).

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени, какого — либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога.

Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначения их — упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

Часто в практике обучения дошкольников дидактическая игра приобретает форму игрового упражнения. В этом случае игровые действия детей, результаты их направляются и контролируются педагогом. Так, с целью показа детям способа установления поэлементного соответствия в младшей группе можно провести игровое упражнение «Посадим кукол на стулья».

Здесь каждое практическое действие воспитателя, а затем и детей обыгрывается. Каждый раз подчеркивается количественное состояние. В старшей группе с целью упражнения детей в группировке геометрических фигур проводится следующие упражнения «Помоги Чебурашки найти и исправить ошибку».

Детям предлагается рассмотреть, как геометрические фигуры расположены, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовать Чебурашке. Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов находиться треугольник, в группе фигур синего цвета — красная и т. д.

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания — наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, уточнения, закрепления учебного материала.

Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли.

Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному).

Надо помнить, что математика — один из наиболее трудных учебных предметов, но включение занимательного материала в занятия по математике позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

Чтобы ребёнок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

Мастерство педагога возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

Использование многих игр аналогичного типа, построенных на самом различном материале, позволит ребёнку подойти к открытию, что при количественной оценке важно само число элементов, а не их качество и не их расположение в пространстве.

Разнообразный опыт, приобретаемый ребёнком при сравнении численностей множеств предметов путём попарного соотнесения их элементов по принципу «один к одному», подведёт его к пониманию сущности взаимно-однозначного соответствия, на первых порах еще выражаемого с помощью общих количественных параметров: «столько же» или «не столько же».

Понятие равночисленности множеств и тесно связанное с ним понятие взаимно-однозначного соответствия углубляются путем осуществления отображения множеств.

Это находит своё выражение в составлении ребёнком равночисленных множеств путем установления соответствия между отдельными элементами множества, которое при соотнесении один к одному служит для него образцом, и имеющимися предметами (изображениями предметов, специальными счётными бляшками и т. п.).

Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. В такой деятельности формирую важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество. Дети находят разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений.

Использую словесные игры, и игровые упражнения, в основе которых лежат действие по представлению: «Скажи наоборот»например: БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ; «Кто быстрее назовёт?»например: называется геометрическая фигура круг, а дети должны назвать предметы похожие на эту фигуру, предметы не должны повторятся;

«Кто быстрее найдёт?»Например: детям предлагают закрыть глаза, в этот момент спрятать игрушку или любой предмет, по сигналу дети должны найти, конечно, нужно сразу договориться с детьми, где будет игра в группе или на веранде или в другом помещении.

Дети учатся внимательно слушать друг друга.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число — реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» — необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) головоломки с палочками (можно использовать спички без серы). Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

Читайте также:  Конспект занятия по пдд для 2 младшей группы на площадке детского сада

В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию.

На обратной стороне таблиц указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации). Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом.

В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению или построению пространственной фигуры. Формированию элементарных математических представлений могут помочь пословицы и поговорки.

Помогут пословицы и при изучении временных представлений. «Декабрь год кончает, зиму начинает», «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один отрежь».

Во время занятий по формированию у детей 6–7 лет элементарных математических представлений задачи-шутки могут быть предложены детям в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначение их в данном случае состоит в создании у детей положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности на занятии, активности.

Такие задачи делают счет наиболее интересным для ребят. Они и сами не замечают, как в игре осваивают необходимые навыки счета.

В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использования, выступает в роли проблемной.

Здесь налицо поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточить внимание на проблеме.

В заключение необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях математики системы специальных игровых задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Литература:

  1. Данилова В. В., Рихтерман Т. Д., Михайлова З. А. Обучение математике в детском саду: Практические семинарские и лабораторные занятия: Для студентов средних педагогических учебных заведений. Издание второе, стереотипное. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 160с.
  2. Данилова В. В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях: Семинар, практ. и лаб. Занятия по курсу «Методика формирований представлений у детей»: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец № 2110 «Педагогика и психология». Сост. В. В. Данилова. — М.: Просвещение, 1987. — 175с.
  3. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1985.- 96с.
  4. Тарантуева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1980.- 64с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, дидактическая игра, занимательный материал, упражнение, задача, учебный материал, занимательный математический материал, дошкольный возраст, младшая группа.

Источник: https://moluch.ru/archive/125/34746/

Дидактические игры, задания и пособия в обучении дошкольников. Советы воспитателю о том, как правильно организовывать дидактические занятия

Каждый раз воспитатель должен находить оптимальный вариант своего вхождения в спонтанную деятельность малыша. Известным педагогам удалось проследить особенности проявления педагогических воздействий на ребенка в зависимости от того, на каком этапе овладения дидактическим пособием он находится. Приведем их.

1. Знакомство

А) Классический способ, представленный в различной методической литературе: на занятии воспитатель акцентирует внимание всей подгруппы на пособиях; показывает и объясняет, как с ними обращаться; непосредственно обращается к ребенку: «Повтори», «Сделай так, как я показала»; одобряет или не одобряет выполненные действия или ответы. Б) Воспитатель перед детьми сам играет дидактическим пособием, комментируя вслух свои действия, а малыши, кто хочет, наблюдают за ним. Педагог обращается к наиболее заинтересованным зрителям: «Поиграем», или как бы принимает приглашение к игре по инициативе ребенка: «Я тоже хочу поиграть».

В) Малыш по какой-то причине не видел способов действий с руководством, воспроизведенных педагогом (отсутствовал или не проявлял внимания). Тогда можно напрямую обратиться к нему с предложением: «Хочешь поиграть?», а затем показать способы действия при условии проявления заинтересованности.

2. Манипуляция

Если ребенок сказал воспитателю о своем желании поиграть пособием, но не знает, как действовать с ним для решения дидактического задания, и к тому же отказывается от помощи взрослого, то его действия с этим пособием будут сугубо манипулятивными. Многие из педагогов негативно относятся к этому и признают недопустимым использование детьми дидактического материала любым другим способом, а не по прямому назначению.

Если ребенок играет с руководством «не так, как нужно», воспитатель некоторое время не учитывает это отступление от правил, не сдерживает детской инициативы и не запрещает поиск, а вместе с малышом радуется его «открытию».

Такой взгляд нам подсказала книга японского педагога Масару Ибуки «После трех уже поздно», где автор пишет: «Процесс восприятия у маленького ребенка спонтанный и часто кажется взрослым произвольным, поэтому, общаясь с детьми, мы должны учиться избавляться от предвзятого мнения и использовать все наше воображение, чтобы видеть мир так, как видят его дети ». Он также отмечает: «… книги не только для чтения, а кубики не только для строительства ». Итак, мы признаем этап манипуляции как временный, но крайне важный для общего развития ребенка период овладения дидактическим пособием.

3. Осознание дидактического задания

Наблюдая за действиями воспитателя или других детей с конкретным дидактическим предметом, ребенок в какой-то момент начинает понимать, что в нем кроется какая-то загадка, которая требует решения, для этого существуют определенные способы действий единственный правильный вариант решения перцептивной задачи. С этого момента малыш переходит к следующему этапу, и роль воспитателя заключается в том, чтобы помочь ему осознать заложенную дидактическую задачу. Задача же часто кроется уже в самом названии игры или пособия, поэтому педагог, давая ребенку пособие по его просьбе или предлагая ему игру по своему усмотрению, интонационно подчеркивает дидактическое задание, которое должно быть выполнено. Целесообразен здесь также будет и интригующий, загадочный тон голоса, чтобы заинтересовать малыша, разбудить его умственную активность, направить мысль на достижение конкретной цели.

4. Стадия проб и ошибок

На этом этапе ребенок начинает активно действовать, стараясь выполнить дидактическую задачу, но он не всегда способен определить, правильно делает, или нет. Воспитатель должен научиться очень тактично и гибко относиться к детским ошибкам.

Нам, в частности, помогло осознать это выражение Демокрита: «Причина ошибки заключается в незнании более правильного». То есть ребенок еще не может осознать, что он допускает ошибки. Обычно взрослый реагирует на это разочарованием, недовольством, негативной оценкой: «Это не так», «Ты сделал неправильно».

Мы отказались от такого подхода и без лишних эмоций и наставлений просто исправляем неосознанную ошибку малыша. Практикуя обращение, которое побуждает работать мысль ребенка: «посмотри», «подумай», «послушай» и т.д.

, подаем образец правильного ответа или способа действия, обязательно сопровождая его доброжелательным тоном голоса и «языком движений». Такое отношение взрослого к ошибкам детей дает им возможность перейти к следующему этапу овладения дидактическим пособием.

5. Принятие помощи взрослого или сверстника

На этом этапе ребенок уже замечает ошибку, но не всегда знает, как ее исправить. Он может научиться этому сам. М. Монтессори отмечала: «Дидактический материал контролирует каждую ошибку. В этих погрешностях и состоит огромное воспитательное значение».

Мы согласны рассматривать это утверждение как один из возможных вариантов. Однако считаем, что есть и другой путь: ребенок усваивает правильный образ действий, наблюдая за тем, как действует взрослый или сверстник.

То есть он учится не благодаря руководству, а посредством примера и следуя действиям другого лица, которое уже обладает этим навыком, этим умением, этими знаниями.

Воспитатели придерживаются такого правила: «Не спеши помогать ребенку, если он не просит, но и не отказывай, если тебя попросили помочь». Отсюда убеждение: «Помощь должна быть своевременной!»

6. Выполнение дидактического задания

Наконец, наступает время, когда ребенок правильно выполняет дидактическую задачу.

Для него не достаточно увидеть это самому, ему необходимы одобрение и поддержка воспитателя — авторитетного для него взрослого. М.

Монтессори считала этот этап в овладении дидактическим материалом заключительным: «Если ребенок правильно выполняет упражнение, значит, он уже перерос его и такой материал ему уже не нужен».

7. Тренинг, совершенствование знаний, умений и навыков, приобретенных за счет пособия

Научившись решать дидактическую задачу, малыш использует пособия по сенсорике как тренажеры для совершенствования своих репрезентативных систем, для самоутверждения, демонстрируя освоенные способы действия воспитателю, родителям, сверстникам. И только получив свою долю одобрения, поддержки и восхищения, он переходит к следующему этапу.

8. Отказ от руководства

Хотим предостеречь педагогов от попытки навязать ребенку дидактическое пособие для игры с ним. Такое воздействие может вызвать естественный протест, и сама игра уже не принесет радости. Если воспитатель сумеет придерживаться этого правила, то наступит очередь следующего этапа.

9. Периодическое возвращение к руководству

Малыша могут побуждать к этому разные причины: и стремление усовершенствовать навыки, и чувство радости успеха, и демонстрация своих возможностей перед другими.

Однако на этом этапе мы заметили интересную особенность: переход от манипуляции к содержательным действиям, уже на более качественном уровне, происходит осуществление творческих замыслов и идей.

Они, наверное, возникли у ребенка еще на втором этапе овладения руководством, то есть на этапе манипуляции. Психологи небезосновательно называют детские игры неосознанными экспериментами, которые направлены на его самого для самообучения и саморазвития.

Интеллектуальная активность (как и пассивность) начинается в раннем детстве. Три ступени, которые проходит в своем развитии ребенок – это сенсорика, интеллект, творчество, — приводят его к школьному порогу со стойко сложившимся стремлением учиться самостоятельно.

В завершение предлагаем несколько правил для воспитателя, желающего заниматься малышами, активизируя их спонтанную деятельность во время овладения дидактическим пособием.

• Хвалите и поощряйте ребенка за малейшие успехи в решении дидактических задач. • Относитесь с уважением и пониманием к желанию ребенка действовать с дидактическим материалом «не как все».

• Исправляйте ошибки, не ругая ребенка. • Не торопитесь с помощью, но и не отказывайте в ней — помощь должна поступить вовремя.

• Не заставляйте ребенка «играть» с дидактическим материалом, когда ему этого не хочется.

• Будьте всегда заинтересованным зрителем и слушателем, когда ребенок демонстрирует вам свой способ игры с руководством или вариант решения дидактического задания.

Написано по материалам статьи Олiйник Л. «Активізація спонтанної діяльності»,

опубликованной в журнале «Палітра педагога» — 1998 — № 4.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/4874-didakticheskie-igry-zadanija-i-posobija-v-obuchenii-doshkolnikov-sovety-vospitatelju-o-tom-kak-pravilno-organizovyvat-didakticheskie-zanjatija.html

Ссылка на основную публикацию