Рассказы о животных. житков читать

«Рассказы о животных» Борис Житков скачать бесплатно fb2, rtf, txt, epub

Всем известно выражение в области литературы, гласящее, что для детей следует писать так же хорошо, как и для взрослых, только ещё лучше. Высказывание совершенно справедливо, поскольку дети обладают еще «не засоренным» взглядом на жизнь.

Они познают мир, который им по-настоящему интересен, активно учатся всему, что мы уже успели забыть. Борис Житков придерживается ровно такого, единственно верного, взгляда на детскую литературу.

В его коротких историях, которые объединены в один сборник под названием «Рассказы о животных», можно найти обыкновенные жизненные сюжеты, что встречаются по сей день. Причем у жителей как городов, так и в сельской местности.

Борис Житков прекрасно понимал, что дети ни в коем случае не глупее взрослых. Автор смело говорил с ними в своих рассказах о любых вопросах, даже о тех, которые не со всяким взрослым сегодня можно обсудить. Ко всему прочему, Борис Житков любил животных. Он отлично понимал их повадки, мотивы и поступки. Естественно, воплотил все эти знания и умения в книге «Рассказы о животных».

Забавно, что большинство историй Борису Житкову даже не пришлось выдумывать. Например, макака Яшка действительно жила в семье Житковых, так что Борису оставалось лишь воскресить в своей памяти образ непоседы и описать все его шалости и выкрутасы.

Детям, которые захотят читать книгу «Рассказы о животных» Бориса Житкова, представится возможность хорошенько посмеяться. Впрочем, задуматься тоже есть о чем.

Например, насколько нелегко им самим было бы ужиться с непоседливой и своенравной зверушкой, пусть она даже питает к тебе дружеские чувства.

Из дальней поездки автор везет с собой не старинные монеты или сокровища, а всего лишь двух мангустов, которые не способны усидеть на месте и минуты. Естественно, не обходится этот рассказ без кульминации, которая буквально завораживает. Хотите узнать, в чем там было дело? Стоит читать рассматриваемую книгу самому, и вы сами переживете все эмоции главных героев.

На одном дыхании проглатывается рассказ о том, как автор пытался приручить волка. Борис Житков досконально изучил волчьи повадки и способен сопереживать дикому зверю, который оказывается в непривычной для него среде.

А кроме прочего, вынужден еще и нести ответственность за все совершаемое по «вине» приручаемого зверя. «Рассказы о животных» – это практически готовая база знаний о зверях, которые окружают нас повсюду, каждый день.

На нашем литературном сайте books2you.ru вы можете скачать книгу Борис Житков «Рассказы о животных»  бесплатно в подходящих для разных устройств форматах — epub, fb2, txt, rtf.

Вы любите читать книги и всегда следите за выходом новинок? У нас большой выбор книг самых разных жанров: классика, современная фантастика, литература по психологии и детские издания.

К тому же мы предлагаем интересные и познавательные статьи для начинающих писателей и всех тех, кто хочет научиться красиво писать. Каждый наш посетитель сможет найти для себя что-то полезное и увлекательное.

Источник: http://books2you.ru/knigi/rasskazy-o-zhivotnyh-boris-zhitkov/

Житков Борис Степанович. Рассказы для детей

ЦВЕТОК

Жила девочка Настя со своей мамой. Раз Насте подарили в горшочке цветок. Настя принесла домой и поставила на окно. — Фу, какой гадкий цветок! — сказала мама. — Листья у него точно языки, да еще с колючками. Наверное, ядовитый. Я его и поливать не стану. Настя сказала: — Я сама буду поливать. Может быть, у него цветки будут красивые. Цветок вырос большой-большой, а цвести и не думал.

— Его надо выбросить, — сказала мама, — от него ни красы, ни радости. Когда Настя заболела, она очень боялась, что мама выбросит цветок или не будет поливать и он засохнет. Мама позвала к Насте доктора и сказала: — Посмотрите, доктор, у меня девочка все хворает и вот совсем слегла. Доктор осмотрел Настю и сказал: — Если б вы достали листья одного растения. Они как надутые и с шипами.

— Мамочка! — закричала Настя. — Это мой цветок. Вот он! Доктор взглянул и сказал: — Он самый. От него листья варите, и пусть Настя пьет. И она поправится. — А я его выбросить хотела, — сказала мама. Мама стала Насте давать эти листья, и скоро Настя встала с постели. — Вот, — сказала Настя, — я его берегла, мой цветочек, и он меня зато сберег.

И с тех пор мама развела много таких цветов и всегда давала Насте пить

из них лекарство.

МЫЛО

Один мальчик все хотел узнать, плавает ли мыло. Вот раз пришел он на кухню. А на кухне стояло ведро, полное воды, а рядом новый кусок мыла. Оглянулся мальчик, видит: никого нет. Взял мыло, положил в воду и пустил. Мыло — юрк! И под воду. Испугался мальчик, что мыло утопил. Убежал из кухни и никому не сказал.

Все спать легли, и нового мыла никто не хватился. Наутро мать стала самовар ставить. Видит: воды уж мало в ведре. Выплеснула все в самовар да скорей по воду, чтоб самовар долить. Вот сели все за стол, чтобы чай пить. Принесла мать самовар на стол. Кипит самовар. Все глядят — что за чудо! Из-под крышки пузыри пузырятся, и все больше и больше.

Глядь — и весь самовар в пене. Вдруг мальчик заплакал и закричал: — Я думал — оно плавает! — И рассказал, как все было. — Ах, — сказала мама, — это, значит, я с мылом воду в самовар выплеснула да свежей потом долила. Отец сказал мальчику: — Ты бы лучше в тарелке попробовал, чем в ведре его топить. А плакать нечего.

Мне вот теперь без чаю на работу идти, а видишь — я не плачу.

Отец потрепал сынишку по плечу и пошел на работу.

В ГОРАХ

Три брата шли в горах по дороге. Они шли вниз. Был вечер, и внизу они уже видели, как засветилось окно в их доме. Вдруг собрались тучи, стало сразу темно, грянул гром, и полил дождь. Дождь был такой сильный, что по дороге вниз потекла вода, как в речке. Старший сказал: — Стойте, вот тут скала, она нас немного прикроет от дождя.

Все трое присели под скалой и стали ждать. Младшему, Ахмету, надоело сидеть, он сказал: — Я пойду. Чего трусить? До дому недалеко. Не хочу я здесь с вами мокнуть. Поужинаю и в сухой постели переночую. — Не ходи — пропадешь, — сказал старший. — Я не трус, — сказал Ахмет и вышел из-под скалы. Он смело зашагал по дороге — вода ему нипочем.

А вода уж ворочала камни и катила их вниз за собой. Камни догоняли и с разгону били Ахмета по ногам. Он пустился бежать. Он хотел разглядеть впереди огонек в доме, но дождь так лил, что ничего впереди не было видно. «Не вернуться ли?» — подумал Ахмет. Но стыдно стало: похвастал — теперь засмеют его братья.

Тут сверкнула молния, и ударил такой гром, будто все горы треснули и повалились. Когда молния осветила, Ахмет не узнал, где он. «Ой, кажется, я заблудился», — подумал Ахмет и испугался. Ноги ему избило камнями, и он пошел тише. Он совсем тихонько ступал и боялся оступиться.

Вдруг снова ударила молния, и Ахмет увидал, что прямо перед ним обрыв и черная пропасть. Ахмет так и сел на землю от страха. «Вот, — подумал Ахмет, — если б я ступил еще шаг, я сорвался бы вниз и разбился б насмерть». Теперь ему страшно стало и назад идти. А вдруг опять там обрыв и пропасть. Он сидел на мокрой земле, и сверху лил на него холодный дождь.

Ахмет только думал: «Хорошо, что я еще один шаг не ступил: пропал бы я совсем». А когда настало утро и прошла гроза, братья нашли Ахмета. Он сидел на краю пропасти и весь закоченел от холода.

Братья ему ничего не сказали, а подняли и повели домой.

КАК САША МАМУ НАПУГАЛ

Мама пошла на рынок, а мне сказала: — Запрись на крючок и никого не пускай, а то, гляди, воры-разбойники придут. Я не заперся, а как мама ушла, я взял мочалку, натрепал и подвязался — вышло, как борода. Потом из печки уголь достал и себе усы под носом намазал.

На голову я папину майку надел. Посмотрел в зеркало и вижу, что я стал очень страшный. Тогда я поставил в сенях табурет. Перед табуретом поставил валенки, сам я надел папин тулуп, в руку я взял топор и влез на табурет. Долго я ждал, вдруг слышу: мама идет.

Подергала дверь, дверь и открылась. Как увидала, что такой большой да с топором, так и стала в дверях. Я поднял руку с топором и сказал: — Я разбойник. Вдруг мама засмеялась и говорит: — Не разбойник ты вовсе, а Сашка. — И столкнула меня с табуретки.

— Фу, как перепугал! А это она потому узнала, что у меня голос тонкий. Потом сказала, чтоб

не смел больше, — все-таки, значит, испугалась.

БОРОДА

Один старик шел ночью через лед. И уж совсем подходил к берегу, как вдруг лед подломился, и старик упал в воду. А у берега стоял пароход, и с парохода шла железная цепь в воду к якорю. Старик добрался до цепи и стал по ней лезть.

Вылез немного, устал и стал кричать: «Спасите!» Матрос на пароходе услыхал, поглядел, — а на якорной цепи кто-то прицепился и кричит. Матрос не стал долго думать, нашел веревку, схватил конец в зубы и полез по цепи вниз спасать старика. — На, — говорит матрос, — веревку, обвяжись, дедушка, я тебя вытяну.

А дедушка говорит: — Нельзя меня тянуть: у меня борода к железу примерзла. Матрос достал нож. — Отрежь, — говорит, — дед, бороду. — Нет, — говорит дед. — Как же мне без бороды? — Не до весны же ты на бороде висеть будешь, — сказал матрос, отхватил ножом бороду, обвязал старика и вытянул его на веревке.

Потом матрос привел его в теплую каюту и говорит: — Раздевайся, дедушка, да ложись в постель, а я тебе чаю согрею. — Какой чай, — говорит дед, — коли без бороды я теперь. — И заплакал. — Смешной ты, дед, — сказал матрос. — Чуть было совсем ты не пропал, а чего бороды жалеть, коли она вырастет.

Стащил с себя старик мокрую одежу и лег в теплую постель. А наутро сказал матросу:

— Твоя правда: вырастет борода, а без тебя бы я пропал.

КАК МАЛЬЧИК ТОНУЛ

Я шел по берегу и смотрел, как плотники строят пристань. Большущие бревна плавали в воде плотно одно к одному. Их доставали из воды и забивали в дно, так что из воды торчал целый забор из бревен. Вдруг мне показалось, что там, где плавали сваи, что-то мелькнуло. Я не знал что, а побежал туда.

Я не спускал глаз с этого места и бежал со всей силы. А сбоку я увидал краем глаза: как раз туда бежит телеграфист. Бежит со всех ног и держится за живот. У него на поясе была сумка с телеграммами, и он боялся, что они выпадут. Телеграфист тоже смотрел в то место, куда глядел и я.

Земля там осыпью спускалась к воде, а на воде плавали сваи — плотно, как плот. Телеграфист мне ни слова не сказал, а только ткнул пальцем, укрепился ногами на осыпи и протянул руку.

Я тоже ни слова не сказал, а взял крепко телеграфиста за руку, а сам лег на сваи и просунул руку между ними — в том самом месте, куда мы оба глядели, не сводя глаз. Я стал шарить рукой в воде. И вдруг маленькие пальчики попались мне и крепко вцепились в мою руку. Я ухватился тоже. И тут же телеграфист потянул меня на берег.

Читайте также:  Беседа «день защиты детей» в старшей – подготовительной группе

Сваи разошлись, и вслед за моей рукой вылезла маленькая рука, а за ней голова, и мы вытащили мальчика. Он был рыжий, лет семи. Он мигал глазами и ничего не говорил. Подошли плотники. Один взял мальчика, поднял и потряс над землей. У мальчика вылилась вода из рта.

Его поставили на ноги и спросили: как он утонул? Мальчик сказал, что хотел по сваям пройти, а они под ногами разошлись, и он провалился с головой между ними. А потом сошлись над ним, как потолок. И сейчас же заплакал: — А где моя шапка? Где удочка! Я без шапки домой не пойду.

Все стали смеяться: скажи спасибо, что жив остался, а ты о шапке плачешь. Я нашел его удочку и стал в воде искать его шапку. Зацепил и вытащил. Но это был старый лапоть. Потом еще раз зацепил, и это была мокрая фуражка. Мальчик стал ее жалеть, что она мокрая. Я пошел. А когда оглянулся, мальчик все держал фуражку и плакал. Телеграфист махнул рукой, посмотрел, тут ли телеграммы, и поспешил

прочь.

ГАРМОНЬ

У одного дяденьки была гармонь. Он на ней очень хорошо играл, и я приходил слушать. Он ее прятал и никому не давал. Гармонь была очень хорошая, и он боялся, чтобы не сломали. А мне очень хотелось попробовать. Вот раз пришел я, когда дяденька обедал. Он кончил есть, а я стал просить, чтоб сыграл.

А он сказал: — Какая игра! Мне спать охота. Я стал просить и даже заплакал. Тогда дяденька сказал: — Ну ладно, разве немножко. И достал из сундука гармонь. Немножко поиграл, положил гармонь на стол, а сам тут на лавке и заснул. Я подумал: «Вот когда мне счастье пришло. Тихонько возьму гармонь и на дворе попробую».

Я приловчился, ухватил гармонь за ручку и потянул. А она как рявкнет на все голоса, как живая. Я с испугу и руку отдернул. Тут дяденька вскочил. — Ты, — говорит, — это что же! И ко мне, да меня за руку. Тут я заплакал и сказал всю правду. — Ну, — сказал дяденька, — не реви: коли у тебя такая охота, приходи, я тебя учить буду.

Я приходил, а дяденька мне показывал, как играть. Я научился и теперь

очень хорошо играю.

ПОЖАР

Петя с мамой и с сестрами жил на верхнем этаже, а в нижнем этаже жил учитель. Вот раз мама пошла с девочками купаться. А Петя остался один стеречь квартиру. Когда все ушли, Петя стал пробовать свою самодельную пушку. Она была из железной трубки. В середину Петя набил пороху, а сзади была дырочка, чтоб зажигать порох. Но сколько Петя ни старался, он не мог никак поджечь.

Петя очень рассердился. Он пошел в кухню. Наложил в Плиту щепок, полил их керосином, положил сверху пушку и зажег. «Теперь небось выстрелит!» Огонь разгорелся, загудел в плите — и вдруг как бахнет выстрел! Да такой, что весь огонь из плиты выкинуло. Петя испугался, выбежал из дому. Никого не было дома, никто ничего не слыхал. Петя убежал подальше.

Он думал, что, может быть, все само потухнет. А ничего не потухло. И еще больше разгорелось. Учитель шел домой и увидал, что из верхних окон идет дым. Он побежал к столбику, где за стеклом была сделана кнопка. Это звонок к пожарным. Учитель разбил стекло и надавил кнопку. У пожарных зазвонило. Они скорей бросились к своим пожарным автомобилям и помчались во весь дух.

Они подъехали к столбику, а там учитель показал им, где горит. У пожарных на автомобилях был насос. Насос начал качать воду, а пожарные стали заливать огонь водой из резиновых труб. Пожарные приставили лестницы к окнам и полезли в дом, чтобы узнать, не осталось ли в доме людей. В доме никого не было. Пожарные стали выносить вещи. Петина мама прибежала, когда вся квартира была уже в огне.

Милиционер никого не пускал близко, чтоб не мешали пожарным. Самые нужные вещи не успели сгореть, и пожарные принесли их Петиной маме. А Петина мама все плакала и говорила, что, наверное, Петя сгорел, потому что его нигде не видно. А Пете было стыдно, и он боялся подойти к маме. Мальчики его увидали и насильно привели. Пожарные так хорошо потушили, что в нижнем этаже ничего не сгорело.

Пожарные сели в свои автомобили и уехали назад. А учитель пустил Петину маму

жить к себе, пока не починят дом.

НАВОДНЕНИЕ

В нашей стране есть такие реки, что не текут все время по одному месту. Такая река то бросится вправо, потечет правее, то через некоторое время, будто ей надоело здесь течь, вдруг переползет влево и зальет свой левый берег. А если берег высокий, вода подмоет его. Крутой берег обвалится в реку, и если на обрыве стоял домик, то полетит в воду и домик.

Вот по такой реке шел буксирный пароход и тащил две баржи. Пароход остановился у пристани, чтобы там оставить одну баржу, и тут к нему с берега приехал начальник и говорит: — Капитан, вы пойдете дальше. Будьте осторожны, не сядьте на мель: река ушла сильно вправо и теперь течет совсем по другому дну.

И сейчас она идет все правее и правее и затопляет и подмывает берег. — Ох, — сказал капитан, — мой дом на правом берегу, почти у самой воды. Там остались жена и сын. Вдруг они не успели убежать?! Капитан приказал пустить машину самым полным ходом. Он спешил скорей к своему дому и очень сердился, что тяжелая баржа задерживает ход.

Пароход немного проплыл, как вдруг его сигналом потребовали к берегу. Капитан поставил баржу на якорь, а пароход направил к берегу. Он увидал, что на берегу тысячи людей с лопатами, с тачками спешат — возят землю, насыпают стенку, чтобы не пустить реку залить берег. Возят на верблюдах деревянные бревна, чтоб их забивать в берег и укреплять стенку.

А машина с высокой железной рукой ходит по стенке и ковшом нагребает на нее землю. К капитану прибежали люди и спросили: — Что в барже? — Камень, — сказал капитан. Все закричали: — Ах, как хорошо! Давайте сюда! А то вон смотрите, сейчас река прорвет стенку и размоет всю нашу работу. Река бросится на поля и смоет все посевы. Будет голод.

Скорей, скорей давайте камень! Тут капитан забыл и про жену и про сына. Он пустил пароход что есть духу и привел баржу под самый берег. Люди стали таскать камень и укрепили стенку. Река остановилась и дальше не пошла. Тогда капитан спросил: — Не знаете ли, как у меня дома? Начальник послал телеграмму, и скоро пришел ответ.

Там тоже работали все люди, какие были, и спасли домик, где жила жена капитана с сыном. — Вот, — сказал начальник, — здесь вы помогали нашим, а там товарищи

спасли ваших.

КАК УТОНУЛ ПАРОХОД

Была война. Люди боялись, чтобы враги не приплыли к их земле на военных кораблях. Военные корабли из пушек могут все на берегу разбить. А потом могут привезти с собой солдат и высадить их на берег. Так вот, чтоб военные корабли боялись подходить к берегу, в море пускали большие круглые железные коробки.

Эта коробка так устроена, что если за нее заденет пароход, то она сейчас же взорвется. Да с такой силой, что непременно сделает дырку в пароходе. И в пароход начнет набираться вода, и тогда он может потонуть. Эти коробки называют минами. Чтобы мины никуда не уносило и чтобы они стояли около берега в воде, их привязывают проволочной веревкой к тяжелым якорям.

Якоря крепко лежат на дне и держат мины. Чтобы их сверху не было видно, проволочную веревку делают покороче, так что мина сидит под водой, но не очень глубоко. Пароход над ней не пройдет, непременно дном зацепит. Когда воевали, много военных кораблей наскакивало на мины. Мины взрывались и топили корабли. Но вот кончилась война. Вынули из воды мины.

А когда подсчитали, то вышло, что вынули не все. Немного мин еще осталось в море. Их не могли найти. По морю стали ходить простые пароходы, а не военные. Простые пароходы перевозили людей и товары из порта в порт, из страны в страну. Один пароход шел с грузом. Дело было летом, и была спокойная погода.

Пароход проходил мимо рыбаков, и с парохода все смотрели, как рыбаки поднимают сети и много ли попалось рыбы. Вдруг раздался такой удар, будто гром. Пароход тряхнуло, и из-под борта взлетел в воздух сноп воды выше мачты. Это пароход толкнул мину, и она взорвалась. Пароход стал быстро тонуть. Рыбаки оставили сети, подплыли на лодках к пароходу и взяли всех людей.

Капитан долго не хотел уходить. Ему было жалко парохода. Он думал, что, может быть, пароход можно как-нибудь спасти и он не утонет. Но все видели, что пароход все равно утонет. И капитана силой взяли в лодку.

Пароход пошел на дно вместе с грузом.

КАК ПОДНЯЛИ ПАРОХОД СО ДНА

Пароход опустился на дно и лег, наклонившись набок. У него была большая пробоина, и он весь был наполнен водой. Вода была там, где стоит машина; вода была в каютах, где жили люди; вода была в трюмах, где лежал товар. Маленькие рыбки заходили заглянуть, нет ли чем поживиться.

Капитан очень хорошо знал место, где утонул его пароход. Там было не очень глубоко: туда могли спуститься водолазы. Пароход решили поднять! Пришел спасательный пароход и стал спускать под воду водолазов. Водолазы все одеты в резиновые костюмы: через них вода не проходит.

Грудь и воротник у этого костюма — медные. Голову водолаза закрывают медным колпаком. Этот колпак привинчивают к воротнику. А в медном колпаке есть стеклянное окошечко — чтобы водолазу смотреть. И еще в этот колпак идет резиновая труба, в нее сверху качают воздух, чтобы водолаз под водой мог дышать.

Водолазы привязали к пароходу большущие бидоны — понтоны. В эти понтоны напустили по трубам воздух. Понтоны поплыли вверх, потянули с собой пароход. Когда пароход всплыл, все обрадовались, и больше всех капитан. Пароход на буксире повели в починку. На нем был только один человек.

Это капитан скорей захотел пойти на свой пароход. Двадцать дней чинили пароход — и

заделали пробоину.

Источник: http://playroom.ru/zhitkov-boris-stepanovich-rasskazy-dlya-detey/

Книга Рассказы о детях читать онлайн бесплатно, автор Борис Житков на Fictionbook

Скачать полностью

© Илл., Семенюк И.И., 2014

© ООО «Издательство АСТ», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Пожар

Петя с мамой и с сёстрами жил в верхнем этаже, а в нижнем этаже жил учитель. Вот раз мама пошла с девочками купаться. А Петя остался один стеречь квартиру.

Когда все ушли, Петя стал пробовать свою самодельную пушку. Она была из железной трубки. В середину Петя набил пороху, а сзади была дырочка, чтобы зажигать порох. Но сколько Петя ни старался, он не мог никак поджечь. Петя очень рассердился. Он пошёл в кухню. Наложил в плиту щепок, полил их керосином, положил сверху пушку и зажёг: «Теперь небось выстрелит!»

Огонь разгорелся, загудел в плите – и вдруг как бахнет выстрел! Да такой, что весь огонь из плиты выкинуло.

Петя испугался, выбежал из дому. Никого не было дома, никто ничего не слыхал. Петя убежал подальше. Он думал, что, может быть, всё само потухнет. А ничего не потухло. И ещё больше разгорелось.

Учитель шёл домой и увидал, что из верхних окон идёт дым. Он побежал к столбику, где за стеклом была сделана кнопка. Это звонок к пожарным.

Читайте также:  Сценарии на 23 февраля в детском саду для старшей группы

Учитель разбил стекло и надавил кнопку.

У пожарных зазвонило. Они скорей бросились к своим пожарным автомобилям и помчались во весь дух. Они подъехали к столбику, а там учитель показал им, где горит. У пожарных на автомобиле был насос.

Насос начал качать воду, а пожарные стали заливать огонь водой из резиновых труб. Пожарные приставили лестницы к окнам и полезли в дом, чтобы узнать, не осталось ли в доме людей. В доме никого не было.

Пожарные стали выносить вещи.

Петина мама прибежала, когда вся квартира была уже в огне. Милиционер никого не пускал близко, чтоб не мешали пожарным. Самые нужные вещи не успели сгореть, и пожарные принесли их Петиной маме.

А Петина мама всё плакала и говорила, что, наверное, Петя сгорел, потому что его нигде не видно.

А Пете было стыдно, и он боялся подойти к маме. Мальчики его увидали и насильно привели.

Пожарные так хорошо потушили, что в нижнем этаже ничего не сгорело. Пожарные сели в свои автомобили и уехали назад. А учитель пустил Петину маму жить к себе, пока не починят дом.

На льдине

Зимой море замёрзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лёд ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко.

И куда кругом ни глянь, всё лёд и лёд: это так замёрзло море. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело.

Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался, что много ловилось.

Уже большие кучи мороженой рыбы лежали на льду. Володин папа сказал:

– Довольно, пора по домам.

Но все стали просить, чтоб остаться ночевать и с утра снова ловить. Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтоб было теплей, и крепко заснул.

Вдруг ночью отец вскочил и закричал:

– Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды!

Все вскочили, забегали.

– Почему нас качает? – закричал Володя.

А отец крикнул:

– Беда! Нас оторвало и несёт на льдине в море.

Все рыбаки бегали по льдине и кричали:

– Оторвало, оторвало!

А кто-то крикнул:

– Пропали!

Володя заплакал. Днём ветер стал ещё сильней, волны заплёскивали на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту, привязал на конце красную рубаху и поставил, как флаг.

Все глядели, не видать ли где парохода. От страха никто не хотел ни есть, ни пить. А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко.

И вдруг в прогалине между туч Володя увидел самолёт и закричал:

– Самолёт! Самолёт!

Все стали кричать и махать шапками. С самолёта упал мешок. В нём была еда и записка: «Держитесь! Помощь идёт!» Через час пришёл пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на помощь пароход и самолёт. Лётчик нашёл рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти.

Обвал

Девочка Валя ела рыбу и вдруг подавилась косточкой. Мама закричала:

– Съешь скорее корку!

Но ничего не помогало. У Вали текли из глаз слёзы. Она не могла говорить, а только хрипела, махала руками.

Мама испугалась и побежала звать доктора. А доктор жил за сорок километров. Мама сказала ему по телефону, чтоб он скорей-скорей приезжал.

Доктор сейчас же собрал свои щипчики, сел в автомобиль и поехал к Вале. Дорога шла по берегу. С одной стороны было море, а с другой стороны крутые скалы. Автомобиль мчался во весь дух.

Доктор очень боялся за Валю.

Вдруг впереди одна скала рассыпалась на камни и засыпала дорогу. Ехать стало нельзя. Было ещё далеко. Но доктор всё равно хотел идти пешком.

Вдруг сзади затрубил гудок. Шофёр посмотрел назад и сказал:

– Погодите, доктор, помощь идёт!

А это спешил грузовик. Он подъехал к завалу. Из грузовика выскочили люди. Они сняли с грузовика машину-насос и резиновые трубы и провели трубу в море.

Насос заработал. По трубе он сосал из моря воду, а потом гнал её в другую трубу. Из этой трубы вода вылетала со страшной силой.

Она с такой силой вылетала, что конец трубы людям нельзя было удержать: так он трясся и бился. Его привинтили к железной подставке и направили воду прямо на обвал. Получилось, как будто стреляют водой из пушки.

Вода так сильно била по обвалу, что сбивала глину и камни и уносила их в море.

Весь обвал вода смывала с дороги.

– Скорей, едем! – крикнул доктор шофёру.

Шофёр пустил машину. Доктор приехал к Вале, достал свои щипчики и вынул из горла косточку.

А потом сел и рассказал Вале, как завалило дорогу и как насос-гидротаран размыл обвал.

Как тонул один мальчик

Один мальчик пошёл ловить рыбу. Ему было восемь лет. Он увидал на воде брёвна и подумал, что это плот: так они плотно лежали одно к другому. «Сяду я на плот, – подумал мальчик, – а с плота можно удочку далеко забросить!»

Почтальон шёл мимо и видел, что мальчик идёт к воде.

Мальчик шагнул два шага по брёвнам, брёвна разошлись, и мальчик не удержался, упал в воду между брёвнами. А брёвна опять сошлись и закрылись над ним, как потолок.

Почтальон схватился за сумку и побежал что есть мочи к берегу.

Он всё время глядел на то место, где упал мальчик, чтобы знать, где искать.

Я увидал, что сломя голову бежит почтальон, и я вспомнил, что шёл мальчик, и вижу – его не стало.

Я в тот же миг пустился туда, куда бежал почтальон. Почтальон стал у самой воды и пальцем показывал в одно место.

Он не сводил глаз с брёвен. И только сказал:

– Тут он!

Я взял почтальона за руку, лёг на брёвна и просунул руку, куда показывал почтальон. И как раз там, под водой меня стали хватать маленькие пальчики. Мальчик не мог вынырнуть. Он стукался головой о брёвна и искал руками помощи. Я ухватил его за руку и крикнул почтальону:

– Тяни!

Мы вытащили мальчика. Он почти захлебнулся. Мы его стали тормошить, и он пришёл в себя. А как только пришёл в себя, он заревел.

Почтальон поднял удочку и говорит:

– Вот и удочка твоя. Чего ты ревёшь? Ты на берегу. Вот солнышко!

А он:

– Ну да, а картуз мой где?

Почтальон махнул рукой.

– Чего слёзы-то льёшь? И так мокрый… И без картуза мамка тебе обрадуется. Беги домой.

А мальчик стоял.

– Ну, найди ему картуз, – сказал почтальон, – а мне надо идти.

Я взял у мальчика удочку и стал шарить под водой. Вдруг что-то нацепилось, я вынул, это был лапоть.

Я ещё долго шарил. Наконец вытащил какую-то тряпку. Мальчик сразу узнал, что это картуз. Мы выжали из него воду. Мальчик засмеялся и сказал:

– Ничего, на голове обсохнет!

Дым

Никто этому не верит. А пожарные говорят:

– Дым страшнее огня. От огня человек убегает, а дыму не боится и лезет в него. И там задыхается. И ещё: в дыму ничего не видно. Не видно, куда бежать, где двери, где окна. Дым ест глаза, кусает в горле, щиплет в носу.

И пожарные надевают на лицо маски, а в маску по трубке идёт воздух. В такой маске можно долго быть в дыму, но только всё равно ничего не видно.

И вот один раз тушили пожарные дом. Жильцы выбежали на улицу.

Старший пожарный крикнул:

– А ну, посчитайте, все ли?

Одного жильца не хватало. И мужчина кричал:

– Петька-то наш в комнате остался!

Старший пожарный послал человека в маске найти Петьку. Человек вошёл в комнату.

В комнате огня ещё не было, но было полно дыму.

Человек в маске обшарил всю комнату, все стены и кричал со всей силы через маску:

– Петька, Петька! Выходи, сгоришь! Подай голос.

Но никто не отвечал.

Человек услышал, что валится крыша, испугался и ушёл.

Тогда старший пожарный рассердился:

– А где же Петька?

– Я все стены обшарил, – сказал человек.

– Давай маску! – крикнул старший.

Человек начал снимать маску. Старший видит – потолок уже горит. Ждать некогда.

И старший не стал ждать – окунул рукавицу в ведро, заткнул её в рот и бросился в дым.

Он сразу бросился на пол и стал шарить. Наткнулся на диван и подумал: «Наверное, он туда забился, там меньше дыму».

Он сунул руку под диван и нащупал ноги. Схватил их и потянул вон из комнаты.

Он вытянул человека на крыльцо. Это и был Петька. А пожарный стоял и шатался. Так его заел дым.

А тут как раз рухнул потолок, и вся комната загорелась.

Петьку отнесли в сторону и привели в чувство. Он рассказал, что со страху забился под диван, заткнул уши и закрыл глаза. А потом не помнит, что было.

А старший пожарный для того взял рукавицу в рот, что через мокрую тряпку в дыму дышать легче.

После пожара старший сказал пожарному:

– Чего по стенам шарил! Он не у стенки тебя ждать будет. Коли молчит, так, значит, задохнулся и на полу валяется. Обшарил бы пол да койки, сразу бы и нашёл.

Источник: https://fictionbook.ru/author/boris_jitkov/rasskazyi_o_detyah/read_online.html

Рассказ Мышкин. Рассказы о животных Житкова. Житков Б.С., Рассказы

Вот я расскажу вам, как я мстил, единственный раз в жизни, и мстил кровно, не разжимая зубов, и держал в груди спертый дух, пока не спустил курок.

Звали его Мышкин, кота моего покойного. Он был весь серый, без единого пятна, мышиного цвета, откуда и его имя. Ему не было года. Его в мешке принес мне мой мальчишка. Мышкин не выпрыгнул дико из мешка, он высунул свою круглую голову и внимательно огляделся.

Он аккуратно, не спеша вылез из мешка, вышагнул на пол, отряхнулся и стал языком приводить в порядок шерсть. Он ходил по комнате, извиваясь и волнуясь, и чувствовалось, что мягкий, ласковый пух вмиг, как молния, обратится в стальную пружину. Он все время вглядывался мне в лицо и внимательно, без боязни следил за моими движениями.

Я очень скоро выучил его давать лапку, идти на свист. Я, наконец, выучил его на условный свисток вскакивать на плечи — этому я выучил его, когда мы ходили вдвоем по осеннему берегу, среди высокого желтого бурьяна, мокрых рытвин и склизких оползней. Глухой глинистый обрыв, на версты без жилья.

Мышкин искал, пропадал в этом разбойном бурьяне, а этот бурьян, сырой и дохлый, еще махал на ветру голыми руками, когда все уж пропало, и все равно не дождался счастья.

Я свистел, как у нас было условлено, и вот уж Мышкин высокими волнами скачет сквозь бурьян и с маху вцепляется коготками в спину, и вот уж он на плече, и я чувствую теплую мягкую шерсть у своего уха. И я терся холодным ухом и старался поглубже запрятать его в теплую шерсть.

Я ходил с винтовкой, в надежде, что удастся, может быть, подстрелить лепорих — французского кролика, — которые здесь по-дикому жили в норах. Безнадежное дело пулей попасть в кролика! Он ведь не будет сидеть и ждать выстрела, как фанерная мишень в тире. Но я знал, какие голод и страх делают чудеса. А были уж заморозки, и рыба в наших берегах перестала ловиться.

И ледяной дождь брызгал из низких туч. Пустое море мутной рыжей волной без толку садило в берег день и ночь, без перебою. А жрать хотелось каждый день с утра. И тошная дрожь пробирала каждый раз, как я выходил и ветер захлопывал за мною дверь. Я возвращался часа через три без единого выстрела и ставил винтовку в угол.

Мальчишка варил ракушки, что насобирал за это время: их срывал с камней и выбрасывал на берег прибой.

Читайте также:  Викторины для дошкольников

В данный момент кто-то читает это на сайте:  Рассказ Пиковая дама

Но вот что тогда случилось: Мышкин вдруг весь вытянулся вперед у меня на плече, он балансировал на собранных лапках и вдруг выстрелил — выстрелил собою, так что я шатнулся от неожиданного толчка. Я остановился. Бурьян шатался впереди, и по нему я следил за движениями Мышкина. Теперь он стал. Бурьян мерно качало ветром.

И вдруг писк, тоненький писк, не то ребенка, не то птицы. Я побежал вперед. Мышкин придавил лапой кролика, он вгрызся зубами в загривок и замер, напружинясь. Казалось, тронешь — и из него брызнет кровь. Он на мгновение поднял на меня ярые глаза. Кролик еще бился. Но вот он дернулся последний раз и замер, вытянулся.

Мышкин вскочил на лапы, он сделал вид, что будто меня нет рядом, он озабоченно затрусил с кроликом в зубах. Но я успел шагнуть и наступил кролику на лапы. Мышкин заворчал, да так зло! Ничего! Я присел и руками разжал ему челюсти. Я говорил «тубо» при этом. Нет, Мышкин меня не царапнул. Он стоял у ног и ярыми глазами глядел на свою добычу.

Я быстро отхватил ножом лапку и кинул Мышкину. Он высокими прыжками ускакал в бурьян. Я спрятал кролика в карман и сел на камень. Мне хотелось скорей домой — похвастаться, что и мы с добычей.

Чего твои ракушки стоят! Кролик, правда, был невелик! Но ведь сварить да две картошки, эге! Я хотел уже свистнуть Мышкина, но он сам вышел из бурьяна. Он облизывался, глаза были дикие.

Он не глядел на меня. Хвост неровной плеткой мотался в стороны. Я встал и пошел. Мышкин скакал за мной, я это слышал.

Наконец я решил свистнуть. Мышкин с разбегу, как камень, ударился в мою спину и вмиг был на плече. Он мурлыкал и мерно перебирал когтями мою шинель. Он терся головой об ухо, он бодал пушистым лбом меня в висок.

Семь раз я рассказывал мальчишке про охоту. Когда легли спать, он попросил еще. Мышкин спал, как всегда, усевшись на меня поверх одеяла.

С этих пор дело пошло лучше: мы как-то раз вернулись даже с парой кроликов. Мышкин привык к дележу и почти без протеста отдавал добычу.

…И вот однажды я глядел ранним утром в заплаканное дождем окно, на мутные тучи, на мокрый пустой огородишко и не спеша курил папироску из последнего табаку. Вдруг крик, резкий крик смертельного отчаяния. Я сразу же узнал, что это Мышкин. Я оглядывался: где, где? И вот сова, распустив крылья, планирует под обрыв, в когтях что-то серое, бьется.

Нет, не кролик, это Мышкин. Я не помнил, когда это я по дороге захватил винтовку, — но нет, она круто взяла под обрыв, стрелять уже было не во что. Я побежал к обрыву: тут ветер переносил серый пушок. Видно, Мышкин не сразу дался.

Как я прозевал? Ведь это было почти на глазах, тут, перед окном, шагах в двадцати? Я знаю: она, наверное, сделала с ним, как с зайцем: она схватила растопыренными лапами за зад и плечи, резко дернула, чтобы поломать хребет, и живого заклевала у себя в гнезде.

На другой день, еще чуть брезжил рассвет, я вышел из дому. Я шел наудачу, не ступая почти. Осторожно, крадучись. Зубы были сжаты, и какая злая голова на плечах! Я осторожно обыскал весь берег.

Уже стало почти светло, но я не мог вернуться домой. Мы вчера весь день не разговаривали с мальчишкой. Он сварил ракушек, но я не ел. Он спал еще, когда я ушел.

И пса моего цепного я не погладил на его привет; он подвизгнул от горечи.

Я шел к дому все той же напряженной походкой. Я не знал, как я войду в дом. Вот уже видна и собачья будка из-за бугра, вот пень от спиленной на дрова последней акации. Стой, что же это на пне? Она! Она сидела на пне, мутно-белого цвета, сидела против моего курятника, что под окном.

Я замедлил шаги. Теперь она повернула голову ко мне. Оставалось шагов шестьдесят. Я тихо стал опускаться на колено. Она все глядела. Я медленно, как стакан воды, стал поднимать винтовку. Сейчас она будет на мушке. Она сидит неподвижно, как мишень, и я отлично вижу ее глаза. Они — как ромашки, с черным сердцем-зрачком. Взять под нее, чуть пониже ног. Я замер и тихонько нажимал спуск.

И вдруг сова как будто вспомнила, что забыла что-то дома, махнула крыльями и низко над землей пролетела за дом. Я еле удержал палец, чтобы не дернуть спуск. Я стукнул прикладом о землю, и ружье скрипело у меня в злых руках. Я готов был просидеть тут до следующего утра. Я знаю, что ветер бы не застудил моей злобы, а об еде я тогда не мог и думать.

В данный момент кто-то читает это на сайте:  Рассказ Дед Макабка

Я пробродил до вечера, скользил и падал на этих глиняных буграх. Я даже раз посвистел, как Мышкину, но так сейчас же обозлился на себя, что бегом побежал с того места, где это со мной случилось.

Домой я пришел, когда было темно. В комнате свету не было. Не знаю, спал ли мальчишка. Может быть, я его разбудил. Потом он меня впотьмах спросил: какие из себя совиные яйца? Я сказал, что завтра нарисую.

А утром… Ого! Утром я точно рассчитал, с какой стороны подходить. Именно так, чтоб светлеющий восход был ей в глаза, а я был на фоне обрыва. Я нашел это место. Было совсем темно, и я сидел не шевелясь. Я только чуть двинул затвор, чтобы проверить, есть ли в стволе патроны. Я закаменел.

Только в голове недвижным черным пламенем стояла ярость, как любовь, потому что только влюбленным мальчиком я мог сидеть целую ночь на скамье против ее дома, чтобы утром увидеть, как она пойдет в школу. Любовь меня тогда грела, как сейчас грела ярость.

Стало светать. Я уж различал пень. На нем никого не было. Или мерещится? Нет, никого. Я слышал, как вышла из будки моя собака, как отряхивалась, гремя цепью. Вот и петух заорал в курятнике. Туго силился рассвет. Но теперь я вижу ясно пень. Он пуст. Я решил закрыть глаза и считать до трех тысяч и тогда взглянуть.

Я не мог досчитать до пятисот и открыл глаза: они прямо глядели на пень, и на пне сидела она. Она, видно, только что уселась, она переминалась еще. Но винтовка сама поднималась. Я перестал дышать. Я помню этот миг, прицел, мушку и ее над нею. В этот момент она повернула голову ко мне своими ромашками, и ружье выстрелило само. Я дышал по-собачьи и глядел.

Я не знал, слетела она или упала. Я вскочил на ноги и побежал.

За пнем, распластав крылья, лежала она. Глаза были открыты, и она еще поводила вздернутыми лапами, как будто защищаясь. Несколько секунд я не отрывал глаз и вдруг со всей силой топнул прикладом по этой голове, по этому клюву.

Я повернулся, я широко вздохнул в первый раз за все это время.

В дверях стоял мальчишка, распахнув рот. Он слышал выстрел.

— Ее? — он охрип от волнения.

— Погляди, — и я кивнул назад.

Этот день мы вместе собирали ракушки.
Житков Б.С.

Источник: http://KiddyWood.ru/detskie-rasskazy/rasskaz-myshkin-rasskazy-o-zhivotnyh-zhitkova.html

Борис Житков. Рассказы о животных. Список произведений

Краткая биография Бориса Житкова

  Борис Житков – писатель, биография которого требует внимательного изучения. Он стал известным литератором уже в довольно зрелом возрасте. Но и за короткое время этот человек успел подарить нам около двухсот прекрасных рассказов для детей на приключенческую тему.  

Настоящие друзья

 

Вообще пробиться в печать Житкову помог друг его детства Корней Иванович Чуковский. Дружба этих людей помогла им выстоять в тяжелые годы.

Даже после смерти Бориса Житкова Чуковский и его жена с теплотой относились к семье Житкова.

Лидия Чуковская впоследствии написала о нем книгу, в которой не просто дала анализ его прозы, но и выразила простое человеческое восхищение высоким человеком, наделенном мужеством и талантом.

 

Факты биографии Бориса Житкова

 

Биография Бориса Житкова содержит сведения, необходимые для понимания его мировоззрения. Отец будущего писателя был простым преподавателем, а мать – пианисткой.

Отец, всесторонне развитый человек, сумел развить эти качества и в сыне. Именно от родителя будущий писатель имел отличные знания в области математики и астрономии. Мать открыла в сыне музыкальные способности и сформировала музыкальные знания.

Помимо всего, Борис Житков интересовался балетом и умел играть на скрипке.

 

Житков получил два образования. Сначала в Одессе закончил естественно-научный факультет, а затем через несколько лет – кораблестроительное отделение в Петербургском институте. Жизнь сложилась непросто.

Участвовал в революционных событиях в начале века, сменил множество разных профессий, путешествовал по миру в качестве штурмана корабля. Вообще для более полного понимания особенностей того или иного писателя или поэта должна быть изучена его биография.

Бориса Житкова, точнее, его творчество также нужно изучать через призму его личной жизни.

Впервые опубликовался в 1924 году. Поначалу, обращаясь к взрослым, постепенно Житков полностью переключился на детей. Большую популярность получили и его рассказы о животных, повести, например, «Пятый мост».  

Особенности творчества Бориса Житкова

  Особенности творчества Бориса Житкова заключаются в следующем: включение жизненного опыта; четкое разделение добра и почетное место в русской литературе; богатые сюжеты; динамизм; вера в торжество светлых начал и др.  

Детский писатель

 

По характеру и складу ума писатель Борис Житков был романтиком и правдолюбом. На первое место и в жизни, и в творчестве этот человек всегда ставил честь и достоинство, правду и труд. По словам родственников, любознательности Бориса не было предела.

День-деньской пропадал он то в слесарной мастерской, то в корабельных портах, где изучал рабочие профессии, получал новые впечатления и знания. По окончании университета ему предложили место преподавателя.

Однако Житковы переехали в Санкт-Петербург, где и продолжил свое обучение талантливый Борис Житков.

Краткая биография для детей должна быть обязательно дополнена сведениями о его путешествиях по Индии, Мадагаскару, Египту, которые наполнили опыт писателя новыми событиями и идеями, искусно изложенными им в своих произведениях. Иными словами, довольно непростой и интересной является биография Бориса Житкова.

 

Творчество Бориса Житкова по праву заняло почетное место в русской литературе для детей.

Умение делать тонкие наблюдения, замечать повадки животных и особенности природы, простой язык вызвали глубокую любовь детского читателя к творчеству Бориса Житкова.

Взять хотя бы «Рассказы о животных» и «Удав», «Черный парус» и «На льдине», в которых выразил себя Борис Житков. Биография для детей любого писателя должна быть занимательной и оставить след в душе маленького читателя.

 

В своих детских и взрослых рассказах и повестях Борис Житков всегда держал сторону слабых и обездоленных. Талантливый последователь Максима Горького, Житков подобрал свой ключ к детскому сознанию.

Он говорил, что с ребенком нужно говорить на равных, только в этом случае можно добиться от него доверия. Очень ярко идеи Житкова на воспитание ребенка были изложены в энциклопедии «Что я видел». И на это произведение повлияла биография Бориса Житкова.

Писатель работал над своими сочинениями до самой смерти, которая произошла в октябре 1938 года.

——————————————————————

Рассказы Бориса Житкова о природе и
о животных.Читаем бесплатно онлайн
Рекомендовано учащимся 2,3,4 класса

 

Подробная биография Житкова
Читать все рассказы Житкова о животных.Содержание.

Источник: https://skazkibasni.com/boris-zhitkov

Ссылка на основную публикацию