Урок самопознания в 3-4 классе

Скачать материал

так то ЕНТ / Самопознание / Поурочные планы по самопознанию 4 класс

Урок 3 Тема: «Какой Я?»

26.10.2011 21127 1848

Цель урока: формировать у учащихся представление о себе как о личности; развивать способности анализировать свои мысли, чувства, поступки и действия; воспитывать уважительное и заботливое отношение к самому себе.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, практическая работа, упражнение.

Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница».

Круг радости

Учитель и дети приветствуют друг друга. Затем учитель знакомит детей с упражнением на повышение самооценки:

– Если вы, возможно, думаете о себе не очень положительно, все равно найдите в себе то лучшее, что есть на самом деле, и стремитесь утверждать о себе только хорошее и положительное.

– Если кто-нибудь из вас почувствует смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и неповторим!»

– Всякий раз, когда вам приходят в голову негативные оценки в свой адрес, вспомните, что вам еще нужно развиваться и развиваться и, естественно, вы пока еще не можете быть совершенны.

Далее учитель предлагает детям разделиться на две группы по принципу: внешний – внутренний круг.

Участники внешнего круга должны найти себе партнера из внутреннего круга и по сигналу учителя начать говорить ему о своих положительных качествах и достижениях.

Тот, кто его слушает, загибает пальцы и произносит фразу на каждое сказанное партнером: «Ах, какой ты молодец! Раз! Ах, какой ты молодец! Два!» (и т.д.)

По сигналу учителя дети меняются местами так, чтобы внешний круг стал внутренним. Игра продолжается.

Упражнение «Чего я хочу достичь?»

Учитель предлагает детям посидеть несколько мгновений в тишине и подумать о том, чего бы они хотели достичь в своей учебе, в своей жизни? Чему бы им хотелось научиться? Затем просит кого-либо из детей рассказать об этом без слов, с помощью мимики и жестов. Остальные же дети должны догадаться, о чем идет речь.

Дети выполняют упражнение.

Работа с хрестоматией

Учитель просит детей прочитать рассказ.

Л. Каминский. «Начинаю новую жизнь»

Юра лежал на диване, смотрел в потолок и мысленно ругал себя: «Давно пора взяться за уроки, а я лежу себе, и хоть бы что! Абсолютно никакой силы воли! Так и жизнь пройдёт, а я ничего не успею сделать. Никаких открытий, никаких рекордов… Помню, где-то читал, что Моцарт уже в три года музыку сочинял. А я? Я даже бабушке письмо сочинить не могу! И в школе сплошные неприятности.

Взять хотя бы последний месяц. Два раза проспал. По физкультуре — «пара»: забыл дома кеды. По литературе – трояк: не мог вспомнить, почему поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем… Нет, так дальше не пойдёт! Пора начинать новую жизнь. Прямо с завтрашнего дня.

Что у нас завтра? Пятница? Нет, лучше с новой недели! Пропускаю два дня и сразу — с понедельника! И никаких себе поблажек!»

Юра решительно вскочил с дивана, вырвал из тетради лист бумаги и стал писать:

«План действий № 1:

1. Начать новую жизнь (с понедельника).

2. Ежедневно вставать в 6 часов 15 минут.

3. Купить гантели и делать зарядку с последующим обливанием ледяной водой.

4. Исправить двойку по немецкому и изучить ещё два иностранных языка.

5. Приходить в школу за 10 минут до прихода учителя.

6. Ответить бабушке на прошлогоднее письмо.

7. Выяснить, почему поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Юра отложил авторучку и внимательно изучил план. Хоть пунктов получилось маловато, он всё же остался доволен:

– Ну, что ж, доживём до понедельника!

В понедельник Юра опоздал в школу. Нет, он не проспал. Наоборот, встал на полчаса раньше, чтобы начать новую жизнь. По плану. Но легко сказать: «По плану»! А где он?

На столе его не было, на диване тоже. Юра искал его под кроватью, на шкафу, перевернул всю комнату — никаких результатов: «План действий № 1» как сквозь землю провалился!

«Ничего, — успокоил себя Юра, — трудности только закаляют силу воли!»

Он решительно вырвал из тетради лист бумаги и написал:

«Пландействий № 2:

1. Найти «План действий № 1».

2. Начать новую жизнь (со следующего понедельника)».

– Как вы думаете, что стало причиной невыполнения плана действий у героя?

– Какие качества характера нужно воспитать мальчику?<\p>

– Как вы думаете, от чего зависит осуществление поставленной цели?

Размышления детей.

Работа в тетради

Выполните в тетради задание 1. Подумайте над ним.

Будьте внимательны! Используйте знак «+» для тех черт, которые соответствуют вашему мнению о себе, используйте знак «– » для того, чтобы отметить черты, не свойственные вам, и знак вопроса «?», если вы не уверены в ответе.

 – Какие черты характера вы хотели бы изменить в себе? Почему?

Ответы детей.

Работа с хрестоматией

Чтение с остановкой.

Притча «Три типа человека»

Одному царю из соседнего государства прислали три совершенно одинаковых золотых фигурки. В сопроводительном письме говорилось, что каждая из них имеет свое значение и ценность.

Царь представил фигурки своим придворным и потребовал определить, чем они отличаются друг от друга.

Придворные мужи взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но никаких внешних и внутренних отличий найдено не было. Люди, осмотревшие эти фигурки, только разводили руками, признавая свою беспомощность.

Лишь мудрый визирь не сдавался.

Обнаружив в ушах фигурок маленькие отверстия, он просунул в них тоненькую золотую проволочку и увидел следующее: у первой фигурки конец ее вышел из другого уха, у второй – изо рта, а у третьей – через отверстие в пупке.

Подумав немного, визирь сказал…

– Как вы думаете, что сказал визирь?

Версии детей.

Подумав немного, визирь сказал: «Ваше величество, я думаю, что решение загадки найдено. Первая фигурка подобна человеку, у которого «в одно ухо влетает, а в другое вылетает».

Вторая фигурка напоминает человека, который, едва дослушав новость, спешит рассказать ее другим, не утруждая себя ее осмыслением.

Третья фигурка символизирует того, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через свое сердце. Она наиболее ценная из трех».

– Как вы думаете, почему третий тип человека самый ценный из трех?

Размышления детей.

– Жизнь человека во многом зависит от согласия сердца и разума, чувств и интеллекта – именно это является основой гармоничной личности. Вы все, наверное, знаете людей умных, талантливых, но эгоистичных, или добрых, но слишком вспыльчивых, способных под влиянием эмоций на какой-нибудь необдуманный поступок.

А человеческая жизнь подобна весам, на одной чаше которых находится он сам со своим отношением к миру, а на другой – мир со своим отношением к человеку.

И чтобы прожить свою жизнь достойно, необходимо помнить слова, обращенные к детям Самуилом Яковлевичем Маршаком: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет!»

Домашнее задание

– В тетради выполните задание 2 и 3. В хрестоматии прочитайте рассказы В. Драгунского «Что я люблю» и «…Чего не люблю».

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель предлагает детям сделать собственные выводы по теме урока.

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/174-1-0-2058

План-конспект урока (4 класс) на тему: Урок самопознания на тему «Жить по совести»

Среднесрочное  планирование  уроков  по  предмету «Самопознание»

в 3 четверти 2014-2015 учебного года  для 4 — х классов  

учителя 4 «А» класса  КГУ «СШ №17» г.  Риддера  Саначевой  Марины  Дмитриевны.

Обоснование:

           Среднесрочное планирование составлено на основе ГОСО, учебной Программы «Человек и общество» для 1-4 классов общеобразовательной школы  (МОН РК, Астана 2013г) и инструктивно-методического письма «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях РК в 2014-2015 учебном году» (МОН РК, Астана 2014г).

   Среднесрочное планирование составлено в соответствии с концептуальными подходами Кембриджского образования, т.е. в соответствии с заложенной в основу «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников РК» третьего уровня (далее – Программа) конструктивистской теорией обучения.

       Всё содержание Программы по самопознанию для 4 классов представлено 4 разделами. Раздел  «Быть человеком» является третьим и содержит 8 часов. Планирование представлено серией  последовательных уроков по четырём темам, интегрирующих идеи 7 модулей Программы.

     При планировании обучения учитываются индивидуальность каждого учащегося, как активно действующего субъекта образования, и специфика содержания учебного предмета.

Ключевая идея:

         Интеграция всех модулей в серии последовательных уроков позволит  учителю развить у школьников глубокое понимание предмета и осознание ответственности за своё обучение.

 Цель:  использование новых подходов в своей практике, основанных на взаимосвязи идей семи модулей, в преподавании самопознания по разделу «Быть человеком» с целью формирования высоконравственной личности школьника через читательскую деятельность, диалоговое обучение, работу в группах.  

Ожидаемые результаты: 

         Планируется внедрение в процесс преподавания и обучения эффективного объединения идей модулей Программы со стратегиями и подходами для формирования у учеников навыков обучения тому, как обучаться. Кроме названного ожидаемого результата, планирование направлено на получение предметных знаний, общеучебных умений и навыков анализа, синтеза, обобщения, продуктивно-творческой деятельности.

         Содержание урока (тематика) Основные цели,ключевые идеи, результат Формы и методы работы, стратегии Модули Программы Вовлечение учащихся в процесс обучения Оценивание, включая оценку в целях обучения Основные ресурсы
Тема: «Жить по совести» (1ч)Урок № 5 Цели и задачи:  Углублять представления учащихся об общечеловеческой ценности праведном поведении. Раскрыть значение понятия «совесть». Развивать стремление жить в ладу с совестью. воспитывать такие качества как честность, правдивость.Ключевые идеи:Умение работатьв группах,задавать вопросы.Собственная оценка портрета героя, раскрытиеобраза персонажа.Результат обучения:Научились характеризовать героеви оценивать мотивыих поведения.Научились выборочному и выразительному чтению произведений.Закрепляли коммуникативные навыки и умение слушать друг друга.    Парная работа, выполнение заданий в группах.Выступление  спикеров. Диалоговое обучение.Стратегии: «Окно»Мозговой штурм.Проблемный вопрос.Коллективное сочинение. ИКТТ и ОН ПК МО О О д О Активные формы работы вовлекают всех учащихся в учебный процесс.Выразительное чтение  текста. Сочинение продолжения сказки.  Постановка «толстых и тонких» вопросов.Описание ситуации и  составление советов.Слушание дополнительного материалапо теме урока, групповое пение.Анализ своей работы и работы одноклассников. Диалог на стикерах.Взаимооценкапо критериям.Оценивание «Две звезды, одно пожелание» «Самопознание» учебник для 4 класса общеобразовательной школы /Калачева И.В., Кудышева  Б.К. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010 г. «Тетрадь ученика для 4 класса общеобразовательной школы/ Калачева И.В. — Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010 г.Дополнительный материал: притча, сказка. Аудиозапись мелодии для позитивного настроя и проведения физминутки. Видеоролик,  презентация, караоке.Бумага А 4, фломастеры, листы для анализа, стикеры.

Краткосрочное  планирование серии  последовательных  уроков

по  предмету «Самопознание» в 4-х классах  по разделу «Быть человеком» (8 ч)

учителя КГУ «СШ № 17» г.  Риддера  4 «А» класса  Саначевой  Марины  Дмитриевны.

Наименование  занятия Уроки самопознания по разделу «Быть человеком» (5 по счёту в разделе)Тема: «Жить по совести» (1 час)
Ценность Праведное поведение    Истина
Качества           Совесть, управление желаниями, говорить правду; не красть; говорить только то, что хорошо и необходимо.
Цель           Углублять представления учащихся об общечеловеческих ценностях праведном поведении и истине.  Учиться характеризовать героев и оценивать мотивы их поведения.Развивать умение слушать, слышать и понимать друг друга.
Задачи Раскрыть значение понятия «совесть».Развивать стремление жить в ладу с совестью.Воспитывать такие качества как честность, правдивость.
Основные идеи,отработанные на занятии Вовлечение в групповую работу.Умение выполнять правила работы в группах — задавать вопросы,  уметь слушать мнение других детей и высказывать своё.
Результаты обучения Научились характеризовать героев и оценивать мотивы их поведения.Научились выборочному и выразительному чтению произведений.Закрепляли коммуникативные навыки и умение слушать друг друга.
Ресурсы(материалы, источники) «Самопознание» учебник для 4 класса общеобразовательной школы /Калачева И.В., Кудышева  Б.К. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010 г. «Тетрадь ученика для 4 класса общеобразовательной школы/ Калачева И.В. — Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010 г.Дополнительный материал: притча, сказка. Песня, аудиозапись мелодии для позитивного настроя, видеоролик, презентация, караоке. Бумага А 4, фломастеры, стикеры.
Содержание урока № 1 Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Позитивный настрой  3 мин. Под спокойную музыку учитель говорит:Закройте глаза и представьте,что над вами небо, усыпанное звездами.И одна звезда самая яркая – это ваша.Она посылает вам свет,который приближается к вашим рукам, лаская их, поднимается выше – к голове и посылает добрые светлые мысли. Ваша яркая звездочка посылает свет вашим родным, друзьям, всем сидящим в этой аудитории. Свет, Любовь и покой дарит всем она.Но скоро рассвет – звездочка покидает нас.…Начинается новый день, и я с любовью встречаю его вместе с Вами. Откройте глаза. Мы возвращаемся в класс. Рассаживание по группам. Эмоционально-психологический настрой на работу.
Проверка домашнего задания     10  мин. Понять и разобрать ситуации (с.76-77 в учебнике)Ответить на проблемный вопрос:- Как поступить в данной ситуации? Дают совет, как правильно нужно поступить  героям.
Позитивное высказывание (цитата)            5  мин. Цитата нашего урока:  «Правда – это значит победа совести в человеке»  М.М.Пришвин1. — Как вы думаете, почему правда является победой совести?  2. —  Какие чувства вы испытываете, когда солгали?Пояснения учителя с целью определения темы урока:«Жить по совести».3.  – Как вы понимаете, что значит жить по совести? Прочтение цитаты вслух всем классом сначала тихо, потом четко и громко.Беседуют по содержанию цитаты.Обсуждают в группах ответына вопросы. 
Рассказывание истории (беседа)             8     мин. Подарок, который учитель дарит детям, показывая клип — притчу «Окно» (в больничной палате) — Кто из героев истории жил не по совести?- Почему? Что ему мешало так жить? Смотрят притчу «Окно». Заполняют лист по стратегии «Окно»(+,-, интересно).Характеризуют героев и объясняют мотивы их поведения.
Физминутка.     2 мин. Звучит песня «Дорога добра» Выполняют движения под музыку.
Творческая деятельность,групповая работа 10 мин Рассказывание учителем сказки: «Стеклянный человечек» У одного мальчика был маленький друг –Стеклянный Человечек.Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство:угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик.Не сделал Мальчик то, что просила мама,а собирается идти гулять –Стеклянный Человечек, уже не прозрачный,а чуть-чуть помутневший, и говорит: — Нельзя думать так, Мальчик.- Сначала сделай дело, а потом иди гуляй. Стыдно станет Мальчику, но принимается за дело:всё сделает, а потом идет гулять.Человечек молчит и становится прозрачным. Однажды у Мальчика заболел товарищ,с которым он часто играл во дворе.Прошёл один день, второй – а Мальчик и не вспоминает о друге.Смотрит, а Стеклянный Человечек … Творческое задание: придумать конец  Учитель помогает закончить сказку. Сочиняют продолжение.«… стал темный, как туча. — Что я сделал плохого или подумал? –с тревогой спросил Мальчик. — Ты ничего не сделал плохого,ничего не подумал плохого …но забыл о своём товарище. — Стыдно стало Мальчику,и он пошел к больному другу.Понес ему цветы и большое-большое яблоко, которое подарила ему мама. — Так Стеклянный Человечекучил Мальчика жить.Это была его Совесть.» Отвечают на вопрос:- Что такое совесть?Взаимооценивание.Дают оценку каждой группе, учитывая содержание, творчество.
Групповое пение  3 мин. Содержание песни «Если добрый ты…»  отражает тему урока. Исполняют песню под караоке.
Домашнее задание 1 мин.  Работа  в  тетради   (с. 53 – 55) Прочитать рассказ А.П.Гайдара «Совесть», раскрасить рисунок  и ответить на вопрос.
Заключительная минута урока       3  мин. Минутка тишины.- Давайте сделаем первый шаг и мысленно попросим прощения у того, кому мы причинили боль или нанесли обиду.   Формативное оценивание. Рефлексия.  Делают выводы по уроку,подводят итоги.
Читайте также:  Загадки про деревья с ответами для 2 класса

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2015/02/27/urok-samopoznaniya-na

Урок самопознания в 3 классе — Государственное учреждение «Лозовская основная школа» отдела образования Астраханского района

Тема: Доброта – солнце, согревающее сердце человека.

 Цель: развивать ценностное отношение к себе, к людям и окружающему миру.

Задачи:

              — расширять представление о таких ценностях, как любовь и доброта;

              — развивать навыки позитивного общения;

              — воспитывать умение сопереживать и понимать другого человека.

Оборудование: компьютер, цитаты к уроку, бумажное  солнце, макеты весёлых персонажей из мультфильмов.

Ход урока

1.     Круг радости

— Ребята, встанем в наш дружный добрый круг, поприветствуем друг друга и пожелаем радости, счастья, всего хорошего: 

Желаю счастья и добра

Всем детям с самого утра!

Дети, передавая друг другу воздушный шарик, говорят добрые слова.

2.     Минутка тишины

Звучит тихая мелодия.

— Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Сели поудобнее, закрыли глазки.

Итак, мы отправляемся с вами в сказочную страну. Но эта страна особенная, потому что она удивительна и красива. В этой стране живет много маленьких волшебников: тигрёнок, львёнок, Пингви, Смешарик и т. д.

А ещё,  волшебники это – Дима, Рустам, Саша, Денис, Арина, Аня, Лиза и Даша (перечисляю имена всех детей). Они очень заботливые и любят совершать добрые дела.

Пожилым людям помогают перейти дорогу, донести тяжелые сумки с продуктами, родителям помогают в домашних делах, маленьким детям помогают одеться, играют и гуляют с ними.

Взрослые люди этой сказочной страны очень любят своих волшебников за их добрые сердца.

Почувствуйте, как приятно быть добрыми волшебниками и дарить людям радость.

Добрый человек всегда необходим людям и, очень нужен миру, планете, на которой мы с вами живем.

Медленно открываем глазки.

Вы почувствовали себя волшебником сказочной страны?

Какая духовная ценность таится в душе каждого волшебника? (доброта и любовь)

Посмотрите и скажите, почему эту страну можно назвать волшебной?

  3.     Беседа

Как идти в жизни по пути любви и добра?

Всегда ли человек следует этому пути?

Каким вы представляете себе сердце доброго человека?

 — Сердце доброго человека всегда отзывается на все, что происходит вокруг него. Это значит, что человек с добрым сердцем стремится помогать другим не только словом, но и делом.

4.     Чтение сказки «Хранитель звёзд»  с. 26-28

Учитель читает сказку, используя методический прием «чтение с остановкой».

 Беседа.

5.     Просмотр мультфильма «Возвращайся, Капитошка»

Беседа.

6.     Творческая деятельность

  — Какие поступки характеризуют человека с добрым сердцем?

Запишите их. (У учащихся листы с изображением  сердца)

7.     Поиграем

Игра « Хорошо или плохо?»

  Учитель предлагает детям похлопать в ладоши, если речь идет о добром деле, и потопать ногами, если речь идет о плохом деле. Учитель каждый раз проговаривает слова «хорошо или плохо…»

Покормить зимой птиц?

Утаить от родителей плохую отметку, полученную в школе?

Сломать ветку на дереве?

Помочь пожилому человеку донести тяжелые сумки?

Изрисовать стену школы краской из баллончика?

Помочь библиотекарю подклеить старые книги?

Принять участие в субботнике по уборке территории школы?

Уступить место в автобусе пожилому человеку?

  Игра «Колечко доброты»

        Фея предлагает нам поиграть, в конверте лежит волшебное колечко доброты, тот, кому в руки попадает это колечко, становится добрее и внимательнее к людям, как фея и сразу хочется дарить всем комплименты.

Сюда ко мне выйдет Катя, она будет Феей доброты, а все ребята встанут в круг, руки отведут назад, закроют глаза и не будут подглядывать. Фея будет ходить за вашими спинами и незаметно положит кому — нибудь в руку колечко.

Затем Фея зайдет в круг и скажет: «Кто на свете всех добрей выходи ко мне скорей!» Тот, у кого в руках колечко, входит в центр круга, говорит комплимент феи и сама становится феей.

  8.     Обобщение

Чтение пословиц на доске.

Чтение пословиц на слайдах.

      Спешите делать добро.

Жизнь дана на добрые дела.

Лучше потерять глаз, чем доброе имя.

Людей сближает улыбка.

Если хочешь иметь друзей, будь другом сам.

Добро помни, а зло забывай.

Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

Будешь учиться доброму, худое на ум не пойдет

Красив тот, кто красиво поступает

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Доброго чтут, а злого не жалуют.

-Стремитесь делать добрые дела! Добром держится мир.

9.     Домашнее задание

— Написать эссе о хороших людях.

10.                       Круг «От сердца к сердцу» 

Звучит песня из мультфильма «Фунтик»

 Учитель и учащиеся подпевают.

Источник: https://sc0025.astrahanka.akmoedu.kz/documents/view/c84f86559d9acfb2303be7e1ba27b961/?p=1

Урок 1 Тема: Семицветная страна

ТЕПЛО РОДНОГО ОЧАГАУрок 1 Тема: Семицветная страна

Цели урока:

  • раскрытие личностного и творческого потенциала третьеклассников;
  • использование учителем вербальных и невербальных способов общения с целью создания чувства общности и комфортности в ученическом классе;
  • привитие младшим школьникам навыков индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
  • ознакомление учащихся с содержанием предмета «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира»;
  • привитие детям понимания, что «Страна Самопознания» – это радужный и прекрасный мир духовных ценностей, который следует познать, осмыслить, понять и принять.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, игра, практическая работа.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя помощница», листы бумаги, цветные карандаши, пластилин, газеты, журналы, ножницы, клей, аудиокассета с музыкальным фрагментом.

^

1. Круг радости

  • Здравствуйте, мои дорогие ученики! Вот и кончились веселые летние каникулы. Начался новый учебный год, полный тайн и загадок, а также волнений и ожиданий от встречи с еще неизведанным, непознанным миром новых знаний. Теперь вы, дети, третьеклассники. А это значит, что вы повзрослели, стали чуть-чуть старше и намного мудрее. И вновь, как и прежде, вас ждут уроки самопознания – самые необыкновенные, самые интересные и самые добрые.
  • На уроках «Самопознание» в течение всего учебного года мы будем изучать наш загадочный внутренний мир, открывать в себе все новые качества, новые способности, новые таланты, возможности и достоинства своего собственного «Я».
  • Я приглашаю вас на традиционный «круг радости». Встанем кругом, дружно, возьмемся за руки. Давайте поздороваемся: пожелаем друг другу крепкого здоровья, больших успехов в учебе, хороших знаний и отметок, надежных и верных друзей. Песня «Здравствуйте!» будет хорошим подарком для каждого из нас.

Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня.Здравствуйте, все, кто верит доброте.Здравствуйте, все, кто, не жалея сил,Делится счастьем своим.

^

    • Дети! За лето вы отдохнули, загорели, окрепли. Кроме того, вы узнали много нового, интересного, замечательного. У меня тоже есть новость. Я хочу вам сказать о том, что для вас издан замечательный учебник, который называется «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира». Это лишь одна из многих ступенечек в общем образовательном проекте по нравственно-духовному образованию «Самопознание».
    • Вместе с учебником вам подарена тетрадь, которая, как и прежде, называется «Моя помощница». Откройте ее первую страничку. Рассмотрите ее. По всей страничке раскинулась разноцветная радуга. Но вы уже знаете, почему радуга стала символом «Страны Самопознания» в третьем классе. Потому что предмет называется красиво – «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира».
    • А теперь прочитайте Задание 1. На дорожках семицветной радуги напишите самые яркие семь событий, которые вам подарило это лето. Разрисуйте радугу всеми ее цветами. (Дети творят в тетради).
    • Берегите свою тетрадочку. В ней вы будете записывать свои мысли и мечты, свои открытия. На вас очень надеются лучшие люди нашей страны, потому что, когда вы вырастете, вы будете строить города, учить детей, сочинять музыку, летать в космос, управлять государством. Но чтобы все это воплотилось в жизнь, вы должны стремиться стать лучше и добрее, сильнее и красивее душой и телом. А помогут вам в этом уроки самопознания. А теперь возьмите, пожалуйста, вашу «Азбуку Самопознания». Давайте все вместе рассмотрим её. (Дети с учителем рассматривают книгу).
    • Вы являетесь первыми читателями учебника «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира». Конечно же, этот учебник будет для вас очень важным и верным другом, ценным и нужным помощником. Миссия учебника очень большая. Она – ваш надежный путеводитель по семицветному миру «Страны Самопознания».
    • В течение всего учебного года, изучая каждую страничку учебника и творя в тетрадочке «Моя помощница», мы будем вместе, дружно, постепенно и целенаправленно, открывать большой и загадочный мир своего «Я», познавать его красоту, научимся еще больше любить и уважать свой и иной духовный мир, ориентироваться в многообразных формах нравственно-духовного опыта, представленного в культурах народов, проживающих в нашей Республике Казахстан и на планете Земля.
  • Ребята! Полистайте странички нашей «Азбуки Самопознания». Здесь я вижу одно важное послание – обращение. Как вы думаете, кто нам его послал? (Ответы детей).
  • Действительно, это обращение «Азбуки Самопознания»: «Радуги моего мира». Давайте вместе прочитаем это обращение. Послушаем голос «Азбуки». (Дети читают обращение «Азбуки». Затем обмениваются впечатлениями).
Читайте также:  Итоги творческого конкурса «новый год своими руками»

^

Сегодня для меня самый счастливый и радостный день. Мне выпала большая честь стать твоим добрым другом и мудрым наставником в путешествии по удивительным и загадочным мирам «Страны Самопознания».

«Страна Самопознания» – необыкновенная, сказочная страна. В этой стране хранятся бесценные сокровища человечества – нравственно-духовные ценности. Благодаря этим ценностям Человек на протяжении нескольких тысячелетий не перестаёт мечтать, дерзать, творить и созидать.

Эти ценности остаются путеводными маяками и сегодня. Они, как бесценные жемчужины, украшают твою жизнь и твой мир, жизнь твоей семьи, жизнь твоих друзей, жизнь твоей Родины, твоей планеты, имя которой Земля.

Конечно же, я не знаю, кто ты – мальчик или девочка, но я знаю точно, что ты – очень хороший Человек, мой дорогой третьеклассник.

Я поведу тебя в мир прекрасных ценностей «Семицветной Страны», где ты прикоснешься к своему духовному «Я»; познаешь и воспримешь теплоту родного очага; мир, который царит в тебе самом; истину, которая звенит внутри тебя; здоровье, как бесценный дар; родную землю, её добрый и благостный свет.

Во время этого фантастического путешествия ты встретишься с добрыми и умными произведениями, персонажи которых помогут раскрыть секреты и изюминки духовных ценностей «Азбуки Самопознания»: «Человек», «Любовь», «Дружба», «Правда», «Щедрость», «Трудолюбие», «Терпение», «Настойчивость», «Признательность», «Благодарность», «Семья», «Родина», «Здоровье», « Матушка-Природа», «Знание».

^

Счастливого тебе пути в «Страну Самопознания»!

С любовью,

твоя «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира».

^

    • В «Азбуке» есть замечательное стихотворение, посвященное «Семицветной стране». Давайте вместе выразительно прочитаем его. Итак.
Есть такая странаЗаветная,Необычная – Семицветная.Если в ней не бывалиРаньше вы,Знайте:Леса там – Оранжевые,Море – сладкое там – Не соленое,Там веселое небоЗелёное!Эта странаЗаветная –Детство моёСемицветное.
  • «Азбука Самопознания» в третьем классе будет рассказывать вам истории, сказки, притчи, стихотворения. Все они несут в себе большой познавательный и оригинальный материал. Вам только следует очень внимательно читать и осмысливать эти произведения для того, чтобы через призму этих текстов понять, осмыслить и разгадать тайну мироздания и тайну человечества.
    • «Радуга моего мира» будет стремиться научить вас понимать язык человеческих чувств и мир фантазий личности; отличать щедрость от жадности, правду от лжи, трудолюбие от лености; чтить ценности поколений, а также такие бесценные духовные качества личности, как терпение и настойчивость, признательность и благодарность, любовь и заботу; любить Родину, гордиться и дорожить ею.

^

        • Ребята! Давайте запомним, что наш учебник называется интересно и необычно – «Радуга моего мира». (Дети хором проговаривают название).
        • Вам нравится? А почему? (Ответы детей).
        • Очень хорошо. Тогда давайте попутешествуем по страницам «Азбуки Самопознания»: «Радуги моего мира», карта которой расположена на первых страничках учебника. Откройте учебник. Посмотрите внимательно страничку (Задание 1). (Дети работают на страничках учебника).
        • Дети! Какая удивительная и необыкновенная «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира». Правда?! А какие ваши впечатления? (Ответы детей. Их первые комментарии по учебнику).

^

  • На страничках тетради вы сможете поделиться всем тем, что у вас на душе, рассказать о самых сокровенных мечтах и желаниях. Я желаю вам, дети, быть откровенными с вашей «Помощницей». Ведь она по-своему назначению – самая надежная и верная хранительница ваших мыслей и чувств, ваших желаний и интересов.
  • Обратите внимание, дети, у нашей «Помощницы» также, как и у «Азбуки» есть свой голос. Откройте ее страничку. А теперь вместе прочитаем ее обращение к вам.

^

Я очень рада вновь встретиться с тобой.

Вижу, что ты подрос, стал ещё умнее, добрее и красивей. Я знаю, что тебя переполняют незабываемые и прекрасные впечатления прошедшего солнечного лета, радостных и увлекательных каникул. И ещё я знаю, что ты очень соскучился по школе и тебе хочется поделиться своими впечатлениями о лете с близкими и друзьями.

Я с удовольствием предоставлю свои странички для твоих воспоминаний о забавных приключениях и добрых поступках летом, секретах и «секретиках» школьной жизни, размышлений о духовных ценностях «Семицветной Страны». Доверившись мне, ты сохранишь свежесть и чистоту своих детских чувств, эмоций и мыслей на многие последующие годы.

А ты знаешь, почему это так нужно и важно?! Я подскажу тебе, а ты меня послушай. Незаметно пройдут школьные годы.

Тебе когда-нибудь вдруг очень-очень захочется вернуться в своё солнечное детство, окунуться в мир детских мыслей и чувств.

И тогда, обратившись в любую минуту к своей тетрадочке-«помощнице», прочитав свои сокровенные записи, ты сможешь окунуться в тёплый и радужный Мир, имя которого Детство.

Я всегда буду рядом с тобой. Я помогу тебе с удовольствием познавать и открывать себя, свой внутренний духовный мир по имени «Я» и такой необыкновенный и огромный Мир по имени «Жизнь».

^

твоя тетрадь «Моя помощница».

        • Запомним, ребята, что наши уроки самопознания в течение целого учебного года будут сопровождать вот эти два верных спутника – учебник «Радуга моего мира» и тетрадочка «Моя помощница».

^

6.1. Игра «Мозговой штурм»

  • Дети! Давайте все вместе внимательно рассмотрим и изучим семицветную радугу в учебнике. Расскажите, что нарисовано на рисунках? (Ответы детей).
  • Прочитайте слова, написанные на них. (Дети читают названия основных разделов: «Тепло родного очага», «Мое духовное «Я», «Друзья» и «враги» моего «Я», «Истина, которая звенит внутри», «Мир в тебе – мир во мне», «Здоровье – бесценный дар», «Родная земля – добрый и благостный свет»).
  • Это – основные маршруты нашего путешествия по «Стране Самопознания». Я уверена, что вы пролистали странички учебника. Но, тем не менее, давайте попробуем предположить, что нас ожидает в этих путешествиях. (Учитель на доске рисует солнышко и на ее лучиках записывает ответы учащихся).
  • Записи на доске отражают наши ожидания от уроков самопознания. Давайте мы запомним эти мысли. Будем надеяться, что они оправдаются.

^

      • «Страна Самопознания» – это страна множества интересных открытий, заданий, тем. Так, например, на первых уроках «Самопознание» мы будем говорить о нас с вами, о наших семьях, о наших родных и близких, о тепле родного очага. Мы раскроем тайну наших имен, вспомним основателей нашего рода, нашей семьи, поговорим о нашем родословном древе, о наших родителях, о дедушках и бабушках. И, конечно же, мы поговорим о духовных ценностях поколений.
  • Затем мы побеседуем с вами о нашем духовном «Я», заглянем в свой внутренний мир, научимся говорить и понимать язык чувств, а также говорить на языке чувств; поделимся своими мечтами и фантазиями; научимся постигать искусство быть хозяином своего «Я».
  • На уроках «Самопознание» мы будем размышлять об истине, которая звенит внутри. Истина – это знание, это мудрость, это учение. Благодаря истине/знанию мы узнаем, где «живет» мир, поразмышляем над такими качествами человека, как терпение и настойчивость, признательность и благодарность, трудолюбие и леность.
  • Вы заметили, дети, что «Страна Самопознания» стремится раскрыть нам тайны о том, кто такой «человек» и каким он должен быть. Эта удивительная страна рассказывает нам, что у человека, кроме его физической силы, есть иная, другая сила. Это – духовная сила, внутренняя сила человека. Внутренняя сила человека крепче стали. Благодаря этой силе человек всегда стремится к совершенству, у него появляется больше возможностей стать необычной личностью – творцом гармонии и мира.
  • Кроме того, «Страна Самопознания» расскажет о главном богатстве человека – его Родине. Она посоветуется с нами о том, как сберечь Матушку-Природу; как услышать, о чем шепчет травинка; понять, что без здоровья души – здоровья тела не получишь. Самое важное, «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира» поведет вас в сказочную «Страну Самопознания» для того, чтобы вы стали Друзьями Добра и Недругами зла.
  • Все это – бесценный духовный опыт человечества, его знания. Эти знания вы и приобретете на уроках «Самопознание», которые расскажут о мире, в котором мы живем; посоветуют, как нужно жить в мире, какими нужно быть, чтобы тебя любили, чтобы тебе доверяли, хотели с тобой дружить, просили тебя о помощи. Уроки «Самопознание» научат нас познавать мир и использовать свои знания для утверждения на Земле Любви и Добра.
  • Уроки «Самопознание» – это уроки Любви, Мира, Света, Добра, Справедливости и Милосердия.

^

  • Предлагаю вам выполнить одну очень серьезную творческую работу. Она будет называться «Я памятник воздвигну уроку «Самопознание». Я думаю, что вы первые художники, скульпторы, творцы, которые воздадут дань уроку «Самопознание».
  • Но прежде всего обратимся к учебнику. Рассмотрите картинку под названием «Мой дивный семицветный мир». Полюбуйтесь ею. (Дети работают по картинке).
  • У детского поэта Р.Сефа есть удивительное стихотворение, которое называется «Час рассвета» (Задание 2). Прочитаем его. (Стихотворение читается выразительно).
    Ты ложишься спать,А где-то НаступаетЧас рассвета.За окном зима,А где-то Жаркое, СухоеЛето.Много На земле Людей.Мир великЗапомни это!
  • Дети, обратите внимание на последние строчки стихотворения: «Много на земле людей. Мир велик, запомни это!»
  • Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей).
  • Молодцы! На страничке «Азбуки» прочитайте, что такое «мир». Рассмотри внимательно иллюстрацию (Задание 3). Ответьте на вопрос «Азбуки». (Ответы детей).
  • Перед тем, как выполнить творческое задание, давайте поразмышляем над такими вопросами: «Что такое памятник?», «Для чего его строят?», «Какие названия памятников вы знаете?», «Как можно его построить?» (Ответы детей).
  • Очень хорошо. Мне бы хотелось сказать вам о том, что учащиеся одной из школ республики тоже предложили свои проекты памятника. Они выглядят следующим образом:

1. «Радуга. Под ее аркой, на возвышенности, стоит девочка в школьной форме с протянутыми руками к радуге».2. «Урок «Самопознание» похож на цветущее поле, где цветы, названия которых я не знаю, но они радуют, восхищают и удивляют. Там растут разноцветные «уроки-цветы» – нежно-голубые, ярко-красные, светло-зеленые и желтые. На лепестках я как будто читаю слова: мир, прилежание, радость, доброта, доблесть, сердечность, храбрость, взлет, любовь, а на стебельках написано: «знание». 3. «Если я когда-нибудь стану композитором, то обещаю, что сочиню о тебе хорошую симфонию и назову ее так – «Хвала уроку «Самопознание»»! А памятник тебе – рояль, по черно-белым клавишам которого бегают мои пальцы».4. «Я бы воздвиг уроку «Самопознание» самый великолепный памятник из розового мрамора, потому что поклоняюсь его мощи, великодушию, сердцу, полному заботы о детях, его душе, устремленной в их будущее! Поклоняюсь и благодарю его за то, что он помогает мне воспитывать достойных людей нашей Родины! На постаменте золотыми буквами написал бы: Стань Человеком! Памятник я поставил бы перед школой, чтобы каждое утро, проходя мимо, останавливаться и говорить: «Здравствуй, Урок «Самопознание»»!

  • Я думаю, что эта информация будет для вас полезной. Кроме того, мы еще пока не знаем, какие чудесные творения можем подготовить. У нас все это впереди.
  • Дети! Каждый по своему выбору может нарисовать, слепить, сделать аппликацию или коллаж на эту необычную тему. Приступайте к выполнению работы.

Источник: http://lit-yaz.ru/astromoiya/37286/index.html

Урок самопознания в 4 классе по теме «Традиции семьи»

Урок самопознания в 4 классе.

Тема :Традиции семьи

Цель: Раскрыть ценность праведное поведение через углубление представления учащихся о семье, семейных традициях.

Ход урока:

1.Орг.момент. Позитивный настрой « Свет».

2.Проверка домашнего задания.

-Сочинение «Традиции моей семьи»

— Какая из описанных традиций кажется вам наиболее важной для сплочения семьи?

— Какие традиции и обычаи существуют в вашей семье?

— Какие традиции вы бы продолжили и продолжали, когда станете взрослыми? Почему?

3.Позитивное высказывание (цитата).

«Где в семье лад, там ребят хорошо растят.»

Русская народная пословица.

-Как понимаете смысл пословицы?

Какими словами можно заменить слово лад?

-Как откликается тема прошлого урока «Учимся взаимопониманию» в пословице?

4. Притча «Копейка»

Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, — подумал он, — и копейка — деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует — кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие по русскому языку, 4 класс. сценарий

— Была одна копейка, а теперь — тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей.

!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! — обрадовался счастливчик, — А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, — и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие…» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, смотрит — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька..

-Как вы думаете почему так заканчивается притча?

Какие качества по отношению к своей семье проявил герой притчи?

-Какой урок преподнесла волшебная копейка пареньку?

5.Творческая деятельность, групповая работа.

Класс делится на 4 группы. Строят дом, определяя приоритеты в порядке значимости. Начинайте строить дом с фундамента-это основа-основ. На «кирпичиках»-полосках бумаги написаны критерии. Дети располагают их по значимости. Приклеивают на ватман.

— Расставьте эти отличительные черты в порядке значимости для вас.

-Хорошую семью отличают:

  • доверие, честность и открытость;
  • активное и уважительное общение;
  • взаимная поддержка (все проблемы- общие);
  • взаимная ответственность;
  • совместный отдых, праздники;
  • развитость традиций;
  • принятие особенностей каждого;
  • право каждого на собственное пространство (интересы, круг общения, секреты).

Обсуждение. Защита, презентация работ, аргументы в пользу того или иного выбора.

Самостоятельная работа. Мини-сочинение. «Продолжи предложение»

Если бы сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то, подумайте, чтобы вы могли им сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача: прочитать и закончить предложение.

Дети записывают предложения:— Я хочу, чтобы мои мама и папа были…— Я люблю, когда бабушка…— Мои мама и папа для меня самые…— Я люблю своих родителей за то, что…— Я доверяю своим родителям…— Я люблю своего дедушку за то, что…— Я хочу своим родителям пожелать…— Свою семью я считаю…

— Моя мамочка для меня самая…

_Традиция моей семьи вместе..

Прочитайте свои сочинения.

6.Групповое пение.

«Дорога добра» Композитор Минков М. Автор Энтин Ю.

7.Рефлексия.

— Что бы вы хотели сказать своим родным и близким?

8.Домашнее задание.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-samopoznaniia-v-4-klassie-po-tiemie-traditsii-siem-i.html

Самопознание Раздел-I,Уроки 3-4

Класс: 2
Год: 2010
Страна: Казахстан

Уроки 3-4

МЫ КАК РАДУГИ ЦВЕТА

Цель:  формирование у учащихся понимания уникальности себя и каждого человека.

Задачи:

— способствовать осознанному пониманию различий и сходства между людьми;

—   развивать способности видеть и чувствовать настроение окру­жающих;

—   воспитывать ценностное отношение к дружбе и взаимопонима­нию в классе.

Урок 3

Круг радости

Учитель приветствует учеников и приглашает всех в круг радос­ти. Дети хором говорят слово «Мы!», а учитель читает стихотворную строчку.

—    Мы!

—    Звонче слова в мире нет!

—    Мы!

Это песня и рассвет!

—    Мы!

Это значит ты и я!

—    Мы!

—    Значит, встретились друзья!

—     

Чтение

Рассказ рекомендуется читать по ролям. Слова автора читает учи­тель.

Кто самый лучший

Заспорили малыши — кто лучше всех? Совенок говорит:

-Я лучше всех! Бобер:

-Я!

-Нет, я! — проревел медвежонок, стараясь походить на своего папу.

-А вот и нет, косолапый! Я лучше всех! — сказал воробей. Тут в спор ввязались ежонок, зайчонок, бельчонок, вороненок,

волчонок, лисенок… Лесная поляна наполнилась маленькими кри­чащими «якалками». Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы мимо не проходил Гном Гномыч с бубенчиками на шляпе.

—    Для начала давайте сядем в круг, — сказал он, — посмотрим друг на друга и увидим, какие мы разные. У зайчонка — длинные уши и быстрые лапы. Он отличный бегун. Бобер — лучший пловец. И воде никто его не догонит. Бельчонок — самый лучший прыгун.

Каждый из вас может делать что-то, что не под силу другому, и этим помогает в лесной жизни!

     Зверята посмотрели друг на друга, засмеялись. Взялись за лапки и начали прыгать, танцевать. Все были счастливы и довольны, что родились именно в этом лесу.

(По Е.Жаровой)

—    Объясните смысл слов «Каждого можно назвать лучшим».

Упражнение. Ученикам необходимо рассказать о своих одно­классниках, при помощи представленных в учебнике фрагментов предложений. Начинать свои предложения нужно словами: «Мы все разные, но я знаю, что …».

—     … умеет петь.

—    у … есть домашнее животное.

—     … играет на музыкальных инструментах.

—     … умеет плавать.

—     … сочиняет стихи.

—     … умеет вышивать.

Обобщая ответы, учитель подводит детей к выводу, что каждый человек уникален, имеет свои интересы, способности, таланты, по­этому каждого можно назвать лучшим. Этот вывод является отве­том на вопрос, поставленный в чтении предыдущего рассказа.

Разминка «Домино»

Процедура игры:

Ребята! Я предлагаю вам поиграть в «Домино». А секрет этой игры кроется в том, что я называю свое одно значимое качество, например: я доброжелательная. Кто похож на меня в этом? С этим человеком мы беремся за руки. Но у меня есть еще одна рука, которой я тоже хочу придать значение.

Поэтому я проговорю следующие слова: «У меня карие глаза». Затем кто-то один, у кого тоже карие глаза, берет меня за правую руку. Дальше ученик, стоящий слева, говорит: «Я люблю играть в футбол…», к нему присоединяется кто-либо из вас, кто тоже любит играть в футбол и т.д.

(В ходе этой игры учащиеся образуют круг.)

Ребята! А теперь посмотрите на то, какие мы «похожие» и вместе с тем «разные» люди. Запомните, что люди на Земле всегда связаны друг с другом. Зная и помня об этом, они всегда могут и должны найти общий язык между собой, договориться друг с другом по раз­личным вопросам и обстоятельствам, чтобы не было ссор и конфлик­тов, печали, грусти и войн на нашей солнечной и прекрасной плане­те Земля.

Упражнение. Детям необходимо заполнить анкету «Вот я какой!».

Выполнение данного задания направлено на формирование положительной самооценки учеников. Можно попросить детейсравнить ответы, найти различия между ними. Это поможет каж­дому ученику осознать собственную уникальность и непохожесть на других.

Цитата урока

Цитата отражает ключевую идею урока. Учитель поясняет, кто такой Сократ (древнегреческий мыслитель).

В каждом человеке солнце, только дай ему светить.

Сократ

Творческая деятельность.

 Детям предлагается прочитать стихо­творение и нарисовать свой портрет. Учитель обращает внимание на то, что в портрете надо отразить свои увлечения. Например, нарисо­вать себя в образе футболиста, читателя, певицы, танцора и т.д.

Веснушки

А. Панков

Солнце, осветив верхушки,

Из-за леса вышло к нам,

Сыпануло мне веснушки

И на нос, и по щекам.

Надо мною незлобиво

Потешаются друзья.

Не понять им, это — диво!

Мне без них никак нельзя!

Ведь веснушки — это праздник!

Дар, подаренный весной.

Говорит он: «Ты — избранник!

Ты для счастья выбран мной!»

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель благодарит всех за урок и приглашает в круг «От серд­ца к сердцу». Он зачитывает стихотворение JI. Барроуз, а ученики хором повторяют каждую строчку.

Я такой, какой я есть

Л. Барроуз

Я такой, какой я есть,

И я очень счастлив здесь.

Я могу быть мальчиком.

Могу быть большим.

Могу быть толстым или худым.

 Мне это не страшно.

Я такой, какой я есть,

И я очень счастлив здесь.

Урок 4

Круг радости

Учитель приветствует учащихся. Он приглашает всех встать с ним в круг и читает следующее стихотворение. При чтении второго чет­веростишия дети выполняют движения по тексту.

М. Ахметова

В нашем классе все ребята Умные, красивые, Добрые, веселые, А еще здоровые. Все мы за руки возьмемся, Дружно улыбнемся, В круге соберемся И назад вернемся.

Упражнение. Учитель предлагает ученикам рассмотреть ри­сунки в учебнике и ответить на вопрос: что объединяет людей луч­ше всего? (См. рисунки на стр. 20.) Учителю необходимо подвести учащихся к выводу, что одноклассников объединяет лучше всего совместная деятельность — общие игры, общие интересы, общий труд, общее учение.

Далее учитель предлагает учащимся придумать и сказать друг другу слова, которые объединяют всех ребят класса. Возможные варианты ответов: ученики, веселые, дружные, одноклассники, дру­зья, малыши, второклашки и т.д.

Учебная информация

Учебная информация является выводом, содержащим в себе краткое определение того, что объединяет детей между собой.

Одноклассников объединяют учение и школьные дела.

Друзей объединяют игры, общие интересы.

Учитель предлагает придумать и назвать слова, которые объ­единяют всех ребят класса.

Чтение

Для закрепления полученной информации о дружбе в классе учитель предлагает учащимся прочитать стихотворение «Мы — разные». Ученики читают по две строчки.

Мы – разные

Т. Дашкевич

На огромном белом свете

Очень разные есть дети:

 Тихие и шумные,

Скромные и умные,

Есть худые, есть толстушки,

 Молчуны и хохотушки.

 Кто-то ростом невелик,

Кто-то сильный ученик.

У одних — большие ушки,

У других — кругом веснушки.

Кто-то рыж, а кто-то бел,

Кто-то в играх неумел.

Ни над кем нельзя смеяться,

Никого нельзя дразнить,

Нужно очень постараться,

Словно братьев всех любить.

И тогда на белом свете

Так чудесно будет жить.

—  Как вы понимаете слова «любить всех, как братьев»?

—  Хотели бы вы, чтобы все люди на земле были одинаковыми? Почему?

Игра

Учитель начинает первым. Он берет в руки мяч со словами: «У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому товарищу, и, обратившись по имени, говорит: «Я такой же, как ты, потому что…» и объясняет, почему он такой же».

Упражнение. Учитель предлагает записать в тетради имена ре­бят, которых они считают самыми вежливыми, веселыми, добрыми, справедливыми и т.д. После выполнения упражнения дети по жела­нию читают свои записи и объясняют, почему они считают этих ре­бят самыми…

Цитата урока

Один за всех, и все за одного.

Русская пословица

—  Как вы понимаете смысл пословицы?

Пословица, данная в рубрике «Мудрые слова», поможет детям осознать, что дружба зависит от каждого из нас и каждый должен быть готов прийти друг другу на помощь.

Чтение

Про Дамира и его друзей

Во втором классе вывесили большую красивую газету «Наш друж­ный класс». На ней поместили фотографии из жизни класса, детские сочинения, рассказы о школьных делах. А внизу подписали: «Где дружба прочна, там хорошо идут дела».

Прочитали газету второклассники и закричали:

—    Правильно! Мы дружные!

Только Дамир сказал учителю:

—    А если дружить не с кем?

—    Как не с кем? В классе двадцать пять ребят, а ты говоришь — не с кем.

—    А если они не нравятся?

—    Все двадцать пять не нравятся? — спросила учительница.

—    Ну, не все, а те, с кем дружить хотел. Чего хорошего в Вовке? Один раз я шел с ним из школы, а он говорит: «Давай поборемся. Я тебя одной рукой уложу». Вот я и не захотел с ним дружить. Решил с Ахметом Болатовым подружиться. А он почти каждую неделю тройки да двойки получает. Будешь с ним дружить — и сам хуже учиться станешь. Не с кем у нас в классе дружить. У каждого недо­статки есть.

—    А ты сам всё хорошо делаешь? — спросил Вовка. — Всегда всё исподтишка! — И помочь товарищу не хочешь, — сказал Ахмет.

скачать dle 12.1

Источник: https://worldofteacher.com/51-samopoznanie-razdel-iuroki-3-4.html

Ссылка на основную публикацию