Весенний досуг в подготовительной группе. семик — русский обряд цветения

План-конспект занятия (подготовительная группа) по теме: Конспект весеннего досуга для детей подготовительной группы «Весна красна»

Конспект весеннего досуга для детей старшей, подготовительной групп «Весна красна».

Материалы и оборудование: скворечник, эмблемы для команд, кружочки за правильные ответы, 2 доски с маркерами, 2 конверта с буквами.

Предварительная работа:

Чтение рассказа Г. Сладкова «Воробьишкина весна»; беседа о птицах, прилетающих из теплых стран и зимующих здесь.

Оформление зала под весенний лес. Солнце, у центральной стены берёза со скворечником. На боковых стенах изображения летящих птиц.

Ход досуга:

Дети входят в зал под фонограмму «Пение птиц» и садятся на стульчики.

Ведущий:

Пускай весна придет скорей

        Мы так соскучились по ней.

        С ней станет солнышко добрее

        И дни светлее и длиннее.

        Она придет – набухнут почки.

        Метели злые замолчат.

        Растает снег на каждой кочке,

        Ручьи повсюду зажурчат.

Вот и закончились морозы. Солнце стало пригревать всё сильней. Земля скинула с себя белое покрывало снега и стала влажная и теплая. Весна – это пробуждение природы от зимнего сна.

        Давай-те ка, ребята, размышлять

        Как можно нам весну узнать?

Скажите, ребята, какие весенние изменения в природе вы знаете?

        (дети называют)

(Солнце — выше, чем зимой.

День — длиннее, чем зимой.

Температура воздуха — повышается.

Осадки и другие явления — снег с дождем, дождь, первые грозы.

Водоемы — вскрываются ото льда, ледоход, половодье.

Почва – оттаивает

Набухание почек

Распускание листьев

Птицы — прилетают домой, строят гнезда, высиживают птенцов, кормят их.

Насекомые — выходят из зимней спячки, размножаются.

Звери — рождают детенышей, вскармливают их молоком, линька.

Рыбы — размножаются, поднимаются в верхний слой воды.

Земноводные — выходят из зимней спячки, размножение.)

Человеку тоже легче дышится весной. Улыбаются прохожие. Все рады приходу весны.

        Солнце и нас обогрело лучом,

        Всех мы ребят в хоровод позовем,

        Будем мы вместе петь и плясать,

        Будем весну молодую встречать.

Хоровод «Пришла весна».

Сегодня мы собрались на необычный праздник – праздник ума и смекалки, находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи. Дорогие ребята, сегодня мы проведём весенний КВН. Давайте разделимся на 2 команды:
— команда «Подснежники» (раздаются эмблемы).

        Пробиваемся сквозь снег,

        Впереди нас ждет успех.

— команда «Ручеек», (раздаются эмблемы).

Звенят ручьи, бежит вода,

А мы дружны как никогда.
А чтобы оценить мастерство каждой команды, мы приготовили кружочки. За каждый правильный ответ, команде будут давать по одному кружочку. Команды готовы? Приступаем.

С приходом весны возвращаются в родные края перелетные птицы. И наш первый конкурс – Конкурс-разминка: каких перелетных птиц вы знаете?

(каждая команда по очереди говорит название перелетных птиц, за правильные ответы присуждаются баллы-яблочки).

(Дрозд, жаворонок, цапля, соловей, кукушка, иволга, зяблик, ласточка, варакушка, трясогузка, чайка, синица, гуси, утки, лебеди, журавли)

Люди ждут прилета птиц и даже мастерят домики для них. Вы знаете, для каких птиц делают домики, и как они называются?

Выходит Рома.

        На большущей высоте,

        Выше крыши, на шесте,

        Я поставил новый дом

        С круглой дверцей и крыльцом.

        Домик  мой хотя и мал,

        Но недолго пустовал.

        Поселились в нем жильцы – голосистые скворцы.

И наш следующий конкурс: «Рисование скворечника».  (2 доски с маркерами).

(Мы приглашаем по одному представителю от каждой команды)

 Я скажу вам от души –Все ребята хороши!

Но интересно мне узнать, любите ли вы играть? Тогда приглашаю вас поиграть в интересную игру!

 Игра «Птицелов».

(Дети встают в круг, в центре птицелов.)

Ой, ребята смотри кто к нам прилетел – это Сорока.

Конкурс загадок от сороки.

  1. Она приходит с ласкою и со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет, в лесу подснежник зацветет. (весна)

  1. Мишка вылез из берлоги,
    Грязь и лужи на дороге,
    В небе жаворонка трель —
    В гости к нам пришел … (апрель)
  2. У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамерзший, но живой. (подснежник)

Хочет высмотреть кого-то.

«Кап!» — сорвётся с клюва капля,

«Цап!» — лягушку схватит ….(цапля)

Но от солнца нос не прячет.

И весь день под птичью трель

Кап-кап-кап — звенит… (капель)

Всё промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всю округу полила. (гроза)

  1. Как стрела летает, мошек поедает. (ласточка)
  2. Вдоль дорожек без труда

Мчится талая вода.

Снег от солнечных лучей

Превращается в… (ручей)

Молодцы ребята все загадки от сороки отгадали. А теперь и в нашем зале тоже появится ручеек. Выходите, давайте поиграем в игру «Ручеёк».

(Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому не хватило пары, идет в начало ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Новая пара встает в конце).

Конкурс «Закончи предложение».

(Воспитатель читает предложения, дети заканчивают их.)

Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).
Зимой погибло много птиц, потому что….(была холодная зима).
Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что….

(насекомые прячутся и птицам нечего есть)
Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…(замерзают водоемы)
Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…(материнский инстинкт)
Птица альбатрос занесена в Красную книгу, потому что…(редкая птица, находится под угрозой)
Все люди любят слушать соловья, потому что…(красиво поет)

Стихотворений о весне ребята наши много знают.

Сейчас для вас они их прочитают.

Песни из скворечника

И сережки желтые

На ветвях орешника. (Лиля)

Воробьи драчливые

Вербочки мохнатые,

Ручейки шумливые. (Маша)

В небе голубом,

Детские улыбки

Светятся кругом.(Рита)

  1. Г.Ладонщиков «Медведь проснулся».

Без печали, без тревогиСпал медведь в своей берлоге.Спал всю зиму до весныИ, наверно, видел сны.Вдpyг пpоснyлся косолапый,Слышит – каплет…Вот беда!В темноте пошарил лапойИ вскочил —Кpyгом вода!Заспешил медведь наpyжy:Заливает — не до сна!Вылез он и видит:Лужи,Тает снег…

Пришла весна! (Настя)

И наш следующий конкурс – «Составь слово». (Из найденных в конверте букв дети собирают слово ВЕСНА)

Подводим итоги конкурсов.

Какой чудесный праздник подарила нам Весна. Пришла пора поблагодарить её и спеть песню.

Песня «Весна».

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/27/konspekt-vesennego-dosuga-dlya-detey-podgotovitelnoy-gruppy-vesna

Семик (Зеленые святки) 24 мая: традиции и обряды

Семик (Зеленые Святки) отмечается за три дня до Троицы, в седьмой четверг после Пасхи. В 2018 году празднование Семика приходится на 24 мая.

Что такое Семик

В языческой традиции Семик завершает весенний праздничный цикл, который начинала Масленица: «Честь ей и хвала, что Масляна Семика в гости звала». В Семик празднуется переход от весны к лету. Главным участником праздника была молодежь, в основном девушки. Их «переходное» положение соотносилось с состоянием природы поздней весной – цветение, но еще не плодоношение.

С принятием христианства Семику, как и другим языческим празднествам, стала соответствовать одна из церковных знаменательных дат – Троица. Однако праздник смог сохранить древние языческие традиции и оказался предваряющим празднование Троицы. В Семик собирали продукты для ритуальной трапезы, тогда как сама трапеза и приготовление блюд для нее происходили в Троицу.

С Семиком связывали весенний этап полевых работ – посев ячменя (в некоторых местах его предпочитали сеять или в Семик или в троицкую субботу), льна, конопли, посадку овощей.

Крестьяне устраивали гулянья в полях с непременной обрядовой трапезой, обращались за помощью к предкам и совершали различные обряды, такие как «Обходы полей», «Величание ржи».

Магическим ритуальным блюдом были яйца или яичницы, сделанные «на урожай».

Обряды и традиции на Семик

Главная часть празднования Семика – обряд «Завивание березы». В этот день девушки шли в лес выбирать березу. Выбрав дерево, девушки его «завивали» – связывали верхушки двух молодых березок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под березками ели принесенную с собой еду (среди нее обязательно должна была быть яичница).

Кумление

При завивании венков девушки кумились. На связанные в виде круга ветви берез вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли друг дружку кумой. Впервые в праздновании принимали участие девушки-подростки. Участие их в празднике символизировало причастность молодой девушки к миру важнейших женских занятий.

Читайте также:  Как организовать праздник для детей

Поминание на Семик

Отличительной чертой Семика было поминовение «заложных», к которым причисляли умерших «не своей» смертью (скоропостижной, насильственной). В этот день, считали местные крестьяне, «самые великие грешники отдыхают от адских мучений».

В народных легендах «заложные» или сами обладали свойствами нечисти, или находились в услужении у разных представителей нечистой силы. Им приписывалась возможность управлять различными природными стихиями: дождем, громом, градом: «Мало бывает тепла до Семика; когда же покойников обмоет, тогда уж не бывает холода».

Поминая удавившихся и утопившихся родственников, на их могилы приносили блины, вино, красное яйцо, которое разбивали тут же за упокой души. По обычаю часть блинов оставляли русалке: «Русалочка царица, красная девица, не загуби душки, не дай удавиться! А мы тебе кланяемся».

По церковной традиции, в этот день молятся о «безродных и безыменных», о тех, за кого некому молиться и «чье христианское имя изгладилось из памяти людской». Вселенские панихиды в Семик проходят на местах массовых погребений.

При поминовении читают молитву: «Помяни, Господи, убиенных рабов своих, и от неизвестной смерти умерших, их же имена Ты Сам, Господи, веси, иже зде лежащих и повсюду православных христиан».

Семик: гадания и привороты на любовь

В Семик, седьмой четверг после Пасхи, наступает волшебная неделя любовных приворотов и гаданий – Зеленые Святки. В древности ее посвящали юной и строптивой богине Весны, Леле, душа которой по преданию живет в березке. Ветки этого дерева считались сильным оберегом от сглаза, болезней, злых духов, ими на Святки украшали иконы, окна и двери домов, зачастую в храм ходили с березовыми веточками.

Высохшие листья не выбрасывали, добавляли в любовные напитки, приворотные зелья, верили, что обладают они необыкновенной силой, пробуждающей в мужском сердце пылкое чувство.

Заговоры и домашние привороты, даже «легкие», в Семик очень действенны, поэтому не стоит делать их ради забавы или за компанию с подружкой, чтобы не навредить околдованному человеку.

Ведь работают они по принципу: если не мне, то никому.

Простой приворот на любовь

Этот домашний приворот выполняется ровно в полночь. Прозрачный стеклянный стакан, без рисунка, граней, каемки, наполовину заполняют родниковой водой.

Берут его в руку, обязательно в левую, ближе к сердцу. Нашептывая имя любимого, правым указательным пальцем семь раз обводят кромку стакана.

Затем его ставят на подоконник, на свежие березовые листья, их число должно быть кратно семи, и ложатся спать.

Чтобы приворот на любовь довести до конца, на следующий день приглашают суженого в гости, угощают каким-нибудь неалкогольным, собственноручно приготовленным напитком (черным или зеленым чаем, кофе, морсом, компотом).

Добавляют в него три капли заговоренной, наполненной лунным светом воды. Пока пьет, смотрят милому в глаза и мысленно повторяют: «Ты меня любишь, жить без меня не можешь».

Домашний приворот усилится, если на святочной неделе выполнить его трижды.

Заговор на березовые ветки

В Семик с молодой красивой березки отламывают две маленьких веточки. Держат двумя руками и читают над ними любую православную молитву, горячо, искренне, с чувством, ясно представляя лицо любимого.

Ночью заговоренные ветки кладут крестом под коврик у входной двери квартиры, в которой живет ненаглядный. Приворот на любовь начнет действовать, когда он переступит через тайный амулет. После этого веточки нужно достать, унести домой и побыстрее высушить, на батарее, над газовой плитой, возле печи.

Их хранят в укромном месте, подальше от посторонних глаз, чтоб никто случайно колдовства не порушил.

Гадание на бересте

На Зеленые Святки девушки ворожили, на травах, цветах, листьях и березовой коре. Гадание на любовь помогало невестам определить, будет ли предстоящее замужество счастливым.

Спозаранку шла девица в ближайшую березовую рощу, бродила в тишине, искала дерево, что к себе манит. Кланялась ему в пояс, гладила, прощение просила за беспокойство.

А потом аккуратно отрывала небольшой кусочек бересты и разглядывала обнажившийся участок.

Ровная, влажная, окрашенная в один тон древесина сулила удачный брак, мужа любящего да заботливого. Если ствол под корой покрыт темными пятнами и червоточинами, семейная жизнь вначале будет неспокойной, с размолвками и неурядицами, но со временем наладится. Трухлявое, гнилое березовое нутро – плохой знак, со свадьбой лучше повременить, а то и вовсе отменить, чтоб жизнь себе не испортить.

Березовое гадание на будущее

В старину знали: береза – дерево вещее, тому, кто слушать его умеет, все расскажет. Знай только, вопросы правильные задавай, чтобы ответом на них было «да» или «нет». Например, спросила девушка громко: «Скоро сватов в гости ждать?».

Березка чуть слышно, ласково зашелестела пышной кроной, значит, сватовство состоится. Если зашумела порывисто, грозно, напрасно девица ждет, не хочет парень на ней жениться.

Обидно до слез, однако делать нечего, береза обманывать не станет, ее гадание на будущее – самое верное.

Семицветное гадание на любовь

На вечерней зорьке в Семик собирали девушки цветы и травы, из семи разных растений плели колдовские венки. Перед сном душистую корону одевали на голову и загадывали желание: с суженым-ряженым свидеться.

Говорят, многим это удавалось. Утром заветный веночек бросали в реку. Уплывет, недолго красавице в девках сидеть, к берегу прибьется – под венец через год пойдет.

Гадание на любовь толковали, как неудачное, если венок шел ко дну, тонул.

Источник: https://novogodnij-ru.ru/semik-zelenye-svyatki-tradicii-i-obryady.html

Конспект весеннего досуга для детей подготовительной группы Весна красна

Конспект весеннего досуга для детей старшей, подготовительной групп «Весна красна».

Материалы и оборудование: скворечник, эмблемы для команд, кружочки за правильные ответы, 2 доски с маркерами, 2 конверта с буквами.

Предварительная работа:

Чтение рассказа Г. Сладкова «Воробьишкина весна»; беседа о птицах, прилетающих из теплых стран и зимующих здесь.

Оформление зала под весенний лес. Солнце, у центральной стены берёза со скворечником. На боковых стенах изображения летящих птиц.

Ход досуга:

Дети входят в зал под фонограмму «Пение птиц» и садятся на стульчики.

Ведущий:

Пускай весна придет скорей

Мы так соскучились по ней.

С ней станет солнышко добрее

И дни светлее и длиннее.

Она придет – набухнут почки.

Метели злые замолчат.

Растает снег на каждой кочке,

Ручьи повсюду зажурчат.

Вот и закончились морозы. Солнце стало пригревать всё сильней. Земля скинула с себя белое покрывало снега и стала влажная и теплая. Весна – это пробуждение природы от зимнего сна.

Давай-те ка, ребята, размышлять

Как можно нам весну узнать?

Скажите, ребята, какие весенние изменения в природе вы знаете?

(дети называют)

(Солнце — выше, чем зимой.

День — длиннее, чем зимой.

Температура воздуха — повышается.

Осадки и другие явления — снег с дождем, дождь, первые грозы.

Водоемы — вскрываются ото льда, ледоход, половодье.

Почва – оттаивает

Набухание почек

Распускание листьев

Птицы — прилетают домой, строят гнезда, высиживают птенцов, кормят их.

Насекомые — выходят из зимней спячки, размножаются.

Звери — рождают детенышей, вскармливают их молоком, линька.

Рыбы — размножаются, поднимаются в верхний слой воды.

Земноводные — выходят из зимней спячки, размножение.)

Человеку тоже легче дышится весной. Улыбаются прохожие. Все рады приходу весны.

Солнце и нас обогрело лучом,

Всех мы ребят в хоровод позовем,

Будем мы вместе петь и плясать,

Будем весну молодую встречать.

Хоровод «Пришла весна».

Сегодня мы собрались на необычный праздник – праздник ума и смекалки, находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи. Дорогие ребята, сегодня мы проведём весенний КВН. Давайте разделимся на 2 команды:- команда «Подснежники» (раздаются эмблемы).

Пробиваемся сквозь снег,

Впереди нас ждет успех.

команда «Ручеек», (раздаются эмблемы).

Звенят ручьи, бежит вода,

А мы дружны как никогда.А чтобы оценить мастерство каждой команды, мы приготовили кружочки. За каждый правильный ответ, команде будут давать по одному кружочку. Команды готовы? Приступаем.

С приходом весны возвращаются в родные края перелетные птицы. И наш первый конкурс – Конкурс-разминка: каких перелетных птиц вы знаете?

(каждая команда по очереди говорит название перелетных птиц, за правильные ответы присуждаются баллы-яблочки).

(Дрозд, жаворонок, цапля, соловей, кукушка, иволга, зяблик, ласточка, варакушка, трясогузка, чайка, синица, гуси, утки, лебеди, журавли)

Читайте также:  Занятие на тему «поведение в общественном транспорте» для детей дошкольников 5-7 лет

Люди ждут прилета птиц и даже мастерят домики для них. Вы знаете, для каких птиц делают домики, и как они называются?

Выходит Рома.

На большущей высоте,

Выше крыши, на шесте,

Я поставил новый дом

С круглой дверцей и крыльцом.

Домик мой хотя и мал,

Но недолго пустовал.

Поселились в нем жильцы – голосистые скворцы.

И наш следующий конкурс: «Рисование скворечника». (2 доски с маркерами).

(Мы приглашаем по одному представителю от каждой команды)

 Я скажу вам от души –Все ребята хороши!Но интересно мне узнать, любите ли вы играть? Тогда приглашаю вас поиграть в интересную игру!

Игра «Птицелов».

(Дети встают в круг, в центре птицелов.)

Ой, ребята смотри кто к нам прилетел – это Сорока.

Конкурс загадок от сороки.

Она приходит с ласкою и со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет, в лесу подснежник зацветет. (весна)

Мишка вылез из берлоги,Грязь и лужи на дороге,В небе жаворонка трель -В гости к нам пришел … (апрель)

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамерзший, но живой. (подснежник)

Ходит птица по болоту,

Хочет высмотреть кого-то.

«Кап!» — сорвётся с клюва капля,

«Цап!» — лягушку схватит ….(цапля)

Синяя сосулька плачет,

Но от солнца нос не прячет.

И весь день под птичью трель

Кап-кап-кап — звенит… (капель)

Нашумела, нагремела,

Всё промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всю округу полила. (гроза)

Как стрела летает, мошек поедает. (ласточка)

Вдоль дорожек без труда

Мчится талая вода.

Снег от солнечных лучей

Превращается в… (ручей)

Молодцы ребята все загадки от сороки отгадали. А теперь и в нашем зале тоже появится ручеек. Выходите, давайте поиграем в игру «Ручеёк».

(Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому не хватило пары, идет в начало ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Новая пара встает в конце).

Конкурс «Закончи предложение».

(Воспитатель читает предложения, дети заканчивают их.)

Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).Зимой погибло много птиц, потому что….(была холодная зима).Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что….

(насекомые прячутся и птицам нечего есть)Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…(замерзают водоемы)Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…(материнский инстинкт)Птица альбатрос занесена в Красную книгу, потому что…(редкая птица, находится под угрозой)Все люди любят слушать соловья, потому что…(красиво поет)

Стихотворений о весне ребята наши много знают.

Сейчас для вас они их прочитают.

О весне сказали нам

Песни из скворечника

И сережки желтые

На ветвях орешника. (Лиля)

О весне сказали нам

Воробьи драчливые

Вербочки мохнатые,

Ручейки шумливые. (Маша)

Ласковое солнышко

В небе голубом,

Детские улыбки

Светятся кругом.(Рита)

Г.Ладонщиков «Медведь проснулся».

Без печали, без тревогиСпал медведь в своей берлоге.Спал всю зиму до весныИ, наверно, видел сны.Вдpyг пpоснyлся косолапый,Слышит – каплет…Вот беда!В темноте пошарил лапойИ вскочил —Кpyгом вода!Заспешил медведь наpyжy:Заливает — не до сна!Вылез он и видит:Лужи,Тает снег…Пришла весна! (Настя)

И наш следующий конкурс – «Составь слово». (Из найденных в конверте букв дети собирают слово ВЕСНА)

Подводим итоги конкурсов.

Какой чудесный праздник подарила нам Весна. Пришла пора поблагодарить её и спеть песню.

Песня «Весна».

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

Источник: http://sundekor.ru/kursovaya-2/konspekt-vesennego-dosuga-dlia-detei-podgotovitelnoi-gruppy-vesna-krasna/

Конспект занятия в старшей и подготовительной группах «народные обычаи. встреча весны»

Тема: Народные обычаи. Встреча весны.

Задачи:

  1. Приобщить детей к культуре наших предков.
  2. Способствовать пониманию ценности фольклора, его самобытности.
  3. Давать конкретные сведения о сезонных приметах, быте и обычаях русского народа.
  4. Воспитывать детей на народных традициях, воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний весной, людей в народных костюмах, прослушивание народной музыки, беседы о наступающей весне, заучивание потешек, закличек, поговорок, народных игр.

Ход занятия:

Воспитатель: Вот и кончилась зима. Наступила весна. Ребята, назовите ее приметы. Дети отвечают.

Воспитатель: На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету — красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Весну встречают несколько раз.

Первый раз в конце февраля или в начале марта, начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Устраивали гулянья, игры, ходили в гости.

Это праздник Масленица.

На масленичной неделе катаются на санях со снежных гор, разъезжают на тройках коней, угощаются блинами, прыгают через горящие костры, чтобы жар огня уничтожал в душе человека зло, холод, недоброе, так как огонь — символ очищения.

Сжигают и соломенное чучело — символ торжества над стужей и холодом, оставшимися позади зимними морозами. В последний день масленицы, в воскресенье, просят друг у друга прощенье за обиды.

Второй раз встречают весну в конце марта. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. Поют заклички — веснянки, ждали прилета первых весенних птиц — грачей, скворцов, ласточек и других птиц.

В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек — «жаворонков», которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.

Воспитатель с детьми учит заклички

Ласточка – ключница,

Вылети с Заморья,

Вынеси ключи,

Отомкни летечко.

Отомкни летечко,

Замкни зимушку.

Лето теплое,

Зима холодная.

Кулик из заморья,

Лети, лети до моря,

Неси, неси по воле

Весну в подоле.

Весна, весна ясная,

Приди весна, с радостью,

Приди весна с милостью.

С дождем обильным.

Принеси урожай

В наш родной край!

Приди, красна!

Приди, весна,

Приди, красна!

Воспитатель:  Ребята, давайте с вами сделаем птичек – «жаворонков» из бумаги.

Воспитатель: Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Завтра мы все вместе нарядим обрядовое деревце лентами и повесим на него наших птичек.

Источник: https://annaryzhova-zhukds14.edumsko.ru/articles/post/949621

Семик

Семик — седьмой четверг после Пасхи, считался очень большим праздником. Он знаменовал прощание с весной и встречу лета, зеленеющую землю с центральным персонажем — березкой.

Наряженная в течение нескольких дней березка должна была отдать всю свою силу начинающему зеленеть полю, способствовать урожаю и соответственно — благополучию людей.

Русские называли Семик честным, подобно Масленице.

По народному календарю. Прихожане шли на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилали свежей травой.

Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбище, где и встречали Семик. На этом празднике торжественно погребали и поминали убогих, или убитых, или внезапно умерших на месте скудельниц или убогих домов, которые стали рощами.

Роща

Веселье начиналось после обеда.
Девушки, украсив свои избы березками вдоль всей деревенской улицы, шли за околицу под предводительством девушки, избранной по жребию и одетой в мужское платье (это — Семик). Они несли с собой печеные и сырые яйца для яичницы, лепешки и пироги.

В ближней роще выбирали кудрявую березу, срубали самую густую ветку, украшали ее лентами, втыкали в землю и, взявшись за руки, устраивали хоровод. Песни пели до обеда, после трапезы рвали с той же березы ветки и плели венки, с которыми опять водили хороводы и пели песни.

«Мне куда тебя, веночек, положить? — спрашивали в одной песне и отвечали: — Положу тебя, веночек, на головку ко душе милой девице. ко названной сестрице». Вторя словам песни, они шли потом на пруд или реку.

Читайте также:  23 февраля. сценарий для детского сада

С зажмуренными глазами бросали венки на воду и загадывали: потонул венок — в тот год замуж не выйти, а можно даже умереть, но очень хорошо, если венок всплывет, да еще против течения. Либо посреди двора втыкали срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым ставили горшок с водой.

Девицы ходили по двору или сидели, а мальчуганы держали в руках заготовленные кушанья, другие — ведро с пивом на палке. Более веселая, бойкая девушка подходила к дереву, опрокидывала горшок с водой, выдергивала дерево из земли и затягивала песню.

Обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, по-разному, каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой песенный репертуар, однако основные элементы обряда сохранялись. Это: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, завивание венков, кумление, срубание дерева с последующим его уничтожением, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду.

Празднование Семика происходило в рощах и лесах, на берегах рек и озер или прудов. Сначала завивали венки, а затем в некоторых местах пускали их по воде. Но обычно ближе к вечеру девушки возвращались домой с венками, которые берегли до Троицы.

Венок

В Семик совершался древний обряд погребения и поминовения убогих на убогих домах, которые обычно находились в рощах. Первый обряд совершался в основном на могилах, подобно древней тризне. От Москвы до самых до окраин в этот день гуляли.

Вся Москвз устраивала разгульный праздник; почти на каждом дворе обставляли березками стол, накрывали его яичницей и драченой. Повсюду раздавались семицкие песни, по улицам носили наряженную лентами и лоскутками березку. Горожане надевали на головы венки из ландышей, незабудок или из березовых и липовых ветвей.

После погребения и поминовения убогих на старых убогих домах люди, вымыв руки в Самотеке, шли в Марьину рощу завивать березку и пировать.

В деревнях Московской губернии в среду перед Троицей девушки отправлялись «заламывать» березки, а на другой день, в семицкий четверг или же в субботу, с яичницей и пивом шли завивать выбранные березки. Каждая приносила с собой глазок яичницы. После того как все березки были завиты, яичницы размещались вокруг одной березки, а девушки, взявшись за руки, водили хоровод под песню.

Яичница

В некоторых селах и деревнях начала прошлого столетия пекли для девиц козули (Козули — род круглых лепешек с яйцами в виде венка). С козулями они шли в лес, где завивали ленточки, бумажки и нитки на березе, завязывали ветки венками. В Сибири вершины березок пригибали к траве и делали «косы», связывая эти вершины с травой.

Нижегородская молодежь наряжала в «девицу» березку, а девушку или парня — в шутовской наряд барабанщика. Толпой отправлялись на луг, впереди шли ряженые — человек и дерево.

На лугу становились в круг и пели плясовую песню про притоптанную травушку.

Поселянки, собравшись в роши, нагибали молодые плакучие березки, свивали из них венки и попарно проходили сквозь них с поцелуями, приговаривая: «Покумимся, кума, покумимся, нам с тобою не храниться, вечно дружиться».

Кумление

В Подмосковье, Владимирской, Рязанской губерниях мужчина, носящий березку, назывался кумом, адевица кумою. Игра «Кума» проходила так: поселянки, собравшись в рощах, нагибали молодые плакучие березки, свивали из них венки и попарно проходили сквозь них с поцелуями, приговаривая: «Покумимся, кума, покумимся! Нам с тобой не браниться, вечно дружиться».

При этом они дарили друг другу желтые яйца, которыми поминали также утопленников на русальной неделе. Во Владимирской губернии девушки ходили утром с пирогом собирать у соседей деньги, а вечером водили хороводы, а потом ели пироги и яичницу. В других местах к Семику девушки делали складчину или ссыпчину. В Нерехотском округе пекли для девиц козули.

С козулями они шли в лес, где с песнями завивали ленточки, бумажки и нитки на березе, на которой завязывали ветки венками. Потом, сделав из березовых сучьев один венок, девушки кумились сквозь него, приговаривая: «Здравствуй, кум и кума! Березку завивши». Спев песню про березку, поселянки принимались за козули и яичницу. А потом устраивали игры.

В Кинешме и Галиче при кумлении девицы менялись кольцами и серьгами и пели песни «А мы просо сеяли», «У воробушка голова болит»-, «Во поле береза стояла», «По горам, горам».

В Воронежской губернии на берегу озера Горохова жители села Горохова устраивали под Троицу шалаш на поляне, украшали его венками из цветов и душистой зелени, внутри ставили на возвышенном месте болван из дерева или соломы, одетый в праздничное мужское и женское платье. Около шалаша собирались сельские жители.

Они приносили с собой отборную пищу и питье; водили хороводы и плясали вокруг этого шалаша. В Вологде Семик, известный под названием Поляны, отмечался на поляне. В Нерехте Семик также праздновался на поляне, где существовала церковь святого Пахомия.

В Саратовской губернии для празднования Семика выбирался особый дом, куда приносили разные припасы для пира; варили брагу при пении веселых песен. Устраивали в лесу пир. После завивания венков, после кумовства выбирали, подбрасывая вверх платки, старшую куму, которую называли так в течение всего дня.

Потом возвращались веселым хороводом в село, чтобы в Троицу снова прийти в тот же лес развить свои венки. Каждая пара рассматривала, завял или еще свеж ее венок; по нему судили о своем счастье или несчастье. Кроме того, свивали венки и для своих родных, гадая о их судьбе.

В окрестностях Углича игры с наряженной березкой и яичницей приурочивали к гаданию на урожай ржи. Березку ставили среди озимого поля, а яичницу ели не иначе, как бросая через голову ее часть и целые яйца в рожь, «чтобы она, кормилица, лучше уродилась». Затем по ржаной полосе катались, переваливаясь с боку на бок, для того чтобы не болела во время жатвы спина. После этого завивали венки для себя, родителей, жениха или просто знакомых, оставляя их до Троицы (тогда ходили ломать венки, то есть, погадав на них, бросали в воду).

Великий день для русалок. В этот день девушки и женщины, боясь прогневать русалок, чтобы они не испортили скотину, не работали, называя этот четверг великим днем для русалок. Девушки в этот день плели венки и бросали их в лесу русалкам, чтобы они добыли им суженых.

Русалки

Песни. К семицким песням можно отнести такую:

Вью, лелю! завью я зеленый венок, Заломаю я березу, совью я зеленый венок На свою буйную головушку; Опущу я зеленый венок, Я по Волге, по реченьке, На родимую сторонушку, Ко родителю, ко матушке. Взбунтовались ветры, вихори, Раскачали легку лодочку На родимую сторонушку, Ко родителю, ко матушке, К его красному окошечку.

Выходила моя матушка На свое красное крылечушко, Смотрела на легкую лодочку! Легка лодочка расколыхалася, Всплыл тут зеленой венок: Получила матушка С быстрой речки зеленой венок; По луча, она призадумалась, Призадумавшись, слезно плакала: Не моя воля, а чада милова! Не ея ли зеленой венок Подплывал к моему окошечку? Не мое ли чадо милое во тоске живет, Во тоске живет, или во гуляньице

С своими милыми подружками?

При завивании венков обычно пели песню о том, как красная девица сидит в белом шатре под зеленою липой, вьет венок из цветов, украшая его дорогим яхонтом, и говорит со вздохом: «Жому этот венок носить? Неужели старому? Нет! Старый не будет носить! Старый не отрада, не защита моей молодости: пусть же носит его мой милый друг!»

Источник: http://russian-traditions.ru/semik/

Ссылка на основную публикацию