Викторина с ответами на тему «пословицы» для школьников 4-5-6 класса

Игра «Знаешь ли ты пословицы и поговорки?»

Cлайд 1

Игра «Знаешь ли ты пословицы и поговорки?» Каргу Наталья Эйновна, Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 456

Cлайд 2

10 20 10 10 10 10 20 20 20 20 30 30 30 30 30 40 40 40 40 40 50 50 50 50 50 Закончи пословицу Пословица по рисункам Загадки-пословицы Пословицы-синонимы Ответь пословицей

Cлайд 3

Не спеши языком, На главную Ответ

Cлайд 4

На главную торопись делом.

Cлайд 5

На главную Ответ Кто много говорит,

Cлайд 6

тот мало делает. На главную

Cлайд 7

Как аукнется, На главную Ответ

Cлайд 8

так и откликнется. На главную

Cлайд 9

Лучше горькая правда, На главную Ответ

Cлайд 10

чем сладкая ложь. На главную

Cлайд 11

Цени дерево по плодам, На главную Ответ

Cлайд 12

а человека по делам. На главную

Cлайд 13

На главную Ответ

Cлайд 14

Волков бояться – в лес не ходить. На главную

Cлайд 15

На главную Ответ

Cлайд 16

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. На главную

Cлайд 17

На главную Ответ

Cлайд 18

Дареному коню в зубы не смотрят. На главную

Cлайд 19

На главную Ответ

Cлайд 20

Готовь сани летом, а телегу — зимой. На главную

Cлайд 21

На главную Ответ

Cлайд 22

Не плюй в колодец — пригодится воды напиться. На главную

Cлайд 23

О каких людях идет речь? Ел да устал, спал да намаялся. На главную Ответ

Cлайд 24

Ленивый На главную

Cлайд 25

О каких людях идет речь? Язык без костей, что хочет, то и лопочет. На главную Ответ

Cлайд 26

Болтливый, болтун На главную

Cлайд 27

О каких людях идет речь? Подал руку, да подставил ногу. На главную Ответ

Cлайд 28

Подлый, двуличный На главную

Cлайд 29

О каких людях идет речь? Мое горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне. На главную Ответ

Cлайд 30

Эгоист На главную

Cлайд 31

О каких людях идет речь? Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится. На главную Ответ

Cлайд 32

Самоуверенный На главную

Cлайд 33

Без труда даже меду не едят. На главную Ответ

Cлайд 34

Без труда не вынешь и рыбку из пруда. На главную

Cлайд 35

Нет худа без добра. На главную Ответ

Cлайд 36

Не было бы счастья, да несчастье помогло. На главную

Cлайд 37

Болтовней дела не сделаешь. На главную Ответ

Cлайд 38

Не спеши языком, торопись делом. На главную

Cлайд 39

Без забот и хлопот ничего не удается. На главную Ответ

Cлайд 40

Под лежачий камень вода не течет. На главную

Cлайд 41

Тихого человека нужно остерегаться. На главную Ответ

Cлайд 42

В тихом омуте черти водятся. На главную

Cлайд 43

Написали об одном «двоечнике» заметку в стенгазету. Узнал он об этом, прибежал к члену редколлегии, своему другу, и просит не помещать заметку. Что на это ответил друг? На главную Ответ

Cлайд 44

Дружба дружбой, а служба службой. На главную

Cлайд 45

Игорь был груб с друзьями, часто подводил их. Однажды он пожаловался брату, что его обижают, не хотят с ним дружить. Какую пословицу напомнил ему брат? На главную Ответ

Cлайд 46

Как аукнется, так и откликнется. На главную

Cлайд 47

Сказала Нина что-то подруге по секрету. Та не утерпела и рассказала другой, а та – третьей, и вскоре об этом узнали все. На главную Ответ

Cлайд 48

По секрету всему свету. На главную

Cлайд 49

Долго не заходили в больницу новые приятели Алеши. Зато старый друг пришел в первый же день. Какую пословицу вспомнил Алеша? На главную Ответ

Cлайд 50

Старый друг лучше новых двух. На главную

Cлайд 51

Подарили ко Дню рождения Генке игрушечный трактор. Обрадовался мальчик, а потом осмотрел его и разочарованно протянул: «А я думал он заводной…» Какой пословицей упрекнула его мама? На главную Ответ

Cлайд 52

Дареному коню в зубы не смотрят. На главную31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт

476964772647757477594776947821478274783147834478384785247864

Скачать эту презентацию

Источник: http://bigslide.ru/russkiy-yazik/27235-igra-znaesh-li-ti-poslovici-i-pogovorki.html

Конкурс «Загадки Шляпника», или викторина «Зашифрованные пословицы» с ответами для взрослых и подростков

Если вы помните сказку об Алисе в стране Чудес, то в ней сумасшедший Шляпник загадывал Алисе странные загадки. Возьмите шляпу и сложите в неё записки с загадками и предложите гостям произнести привычный, знакомый текст пословицы взамен тому, который прозвучит:

Подарок не обсуждают, а принимают то, что дарят.

(Дарёному коню в зубы не смотрят)

В любом коллективе не могут быть все хорошими, обязательно найдётся плохой человек.

(В семье не без урода)

Учиться нужно в течение всей жизни, приобретая новые знания, жизненный опыт и мудрость.

(Век живи – век учись)

Если человек экономит там, где этого делать не следует, то впоследствии такая экономия обойдётся ему намного дороже.

(Скупой платит дважды)

В любом деле, если хочешь получить желаемый результат, нужно обязательно стараться и прилагать усилия

(Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)

Если взялся за какое-то дело, доводи его до конца, даже если это сделать трудно.

(Взялся за гуж – не говори, что не дюж)

Когда хочешь делать одновременно два дела, то чаще всего не добьёшься успеха ни в одном из них.

(За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь)

Неприятность, беда случаются обычно там, где что-нибудь ненадёжно, непрочно.

(Где тонко, там и рвётся)

Прежде чем что-либо сделать, внимательно всё проверь и подумай хорошенько, всё ли ты учёл.

(Семь раз отмерь – один отрежь)

После свершившегося, когда уже ничего нельзя исправить, бесполезно негодовать и предпринимать какие-либо действия.

(После драки кулаками не машут)

Человек всегда может реализовать свой талант и приносить пользу в родном краю.

(Где родился, там и пригодился)

Обычно супруги объединены одной целью или образом жизни,  у них одинаковые убеждения.

(Муж и жена – одна сатана)

Если человек попадает в определённое общество, то вынужден подчиняться правилам такого общества, даже самым негуманным.

(С волками жить – по-волчьи выть)

Если удачно решил какое-либо дело, нужно отдохнуть, расслабиться, набраться сил для новых дел.

(Сделал дело — гуляй смело)

С виду скромный и незаметный человек бывает способен на неожиданные нехорошие поступки.

(В тихом омуте черти водятся)

Если человек ничего в жизни не делает, то такая жизнь лишена особого смысла.

(Без дела жить – только небо коптить)

Человек, лишённый нормальной логики и адекватного восприятия мира, поступает как ему заблагорассудится, даже если это противоречит общепринятым нормам поведения.

(Дуракам закон не писан)

Как сам относишься к другим, так и к тебе будут относиться.

(Как аукнется, так и откликнется)

Не берись за незнакомые дела.

(Не зная броду, не суйся в воду)

Пусть человек делает всё что угодно, лишь бы он не доставлял хлопот.

(Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало)

Когда делаешь что-то не обдумав, то вызываешь неодобрение окружающих.

(Поспешишь – людей насмешишь)

Практически всегда человеку наиболее комфортно, удобно и безопасно в своем родном доме.

(Мой дом – моя крепость)

Молодому и неопытному человеку не следует поучать более старших и опытных людей.

(Яйца курицу не учат)

В большинстве ситуаций не нужно спешить, принимать решения «сгоряча», нужно успокоиться и хорошенько всё обдумать.

(Утро вечера мудренее)

Заинтересованному в чём-либо человеку удачно попадается тот, кого он хотел найти, или то, что ему нужно.

(На ловца и зверь бежит)

Знания дают человеку возможность узнать всю глубину и красоту жизни, позволяют иметь больше возможностей, а жизнь безграмотных людей, как правило, тусклая и унылая.

(Ученье – свет, а неученье – тьма)

Стоит только начать дело, а желание его продолжить обязательно придёт само.

(Аппетит приходит во время еды)

Лучше довольствоваться малым, но гарантированным, чем ставить невыполнимые цели.

(Лучше синица в руках, чем журавль в небе)

Нестандартно мыслящий человек обязательно притягивает к себе такого же.

(Дурак дурака видит издалека)

Ошибаться могут все люди; даже очень умного и опытного человека можно обмануть.

(На всякого мудреца довольно простоты)

В любом деле и разговоре самой эффективной является короткая, но чёткая и понятная информация.

(Краткость – сестра таланта)

Лучше сразу узнать реальное, пусть даже не очень радующее положение дел, чем тешить себя оптимистическими иллюзиями.

(Лучше горькая правда, чем сладкая ложь)

Собственное благополучие дороже интересов других людей.

(Своя рубашка ближе к телу)

В жизни всегда найдутся люди, которые поддержат и помогут в трудную минуту.

Читайте также:  Летняя игра эстафета в детском саду для детей 5-6 лет

(Мир не без добрых людей)

Нельзя заглядываться на чужое имущество: лучше делать всё, чтобы честно купить или заиметь своё, а не думать, как отобрать у другого.

(На чужой каравай рот не разевай)

Как ни старайся, а если ты или твои предложения, слова не нравятся другим, то ты никогда этим людям не угодишь.

(Насильно мил не будешь)

Птиц украшает их внешний вид, а человека – знания и умения.

(Красна птица опереньем, а человек ученьем)

Ничего в жизни не бывает просто так: если сложилась определенная ситуация, то это не случайно, а есть какая-то причина её возникновения.

(Дыма без огня не бывает)

Если делаешь что-то спокойно, достигнешь лучшего результата, чем когда торопишься.

(Тише едешь – дальше будешь)

Грубым, хамовитым людям, которые  ни за что не переживают и поступают только так, как им удобно, легче приходится по жизни.

(Наглость – второе счастье)

Распад, проблемы и беспорядки в какой-либо группе людей начинаются, как правило, из-за некомпетентности руководителя.

(Рыба гниёт с головы)

Не вреди кому-либо, так как этим ты можешь лишить себя в будущем помощи, поддержки.

(Не плюй в колодец – пригодится воды напиться)

Зло, которое ты творишь по отношению к другому человеку, обязательно вернётся к тебе.

(Не рой другому яму – сам в нее попадёшь)

Если ты пришёл или приехал куда-либо, где ты являешься всего лишь гостем, то не стоит навязывать свои порядки, а следует уважать хозяина и его правила.

(В чужой монастырь со своим уставом не ходят)

Если в первый раз что-то делаешь, это не всегда хорошо получается.

(Первый блин – комом)

Когда человек тебе мил, то даже если у него тысяча недостатков, то их не замечаешь и любишь его всё равно.

(Любовь зла – полюбишь и козла)

Не стоит увлекаться развлечениями и бездельем – большую часть своего времени следует посвятить учебе, работе и другим полезным делам.

(Делу время, а потехе час)

Плохо, если человек не мечтает добиться наивысших успехов в своей профессии.

(Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом)

Тот, кто отгадает большее число загадок, получает от ведущего приз.

Источник: https://super-positive.ru/viktorina-zashifrovannye-poslovicy/

Конкурсная игра по теме «Пословицы и поговорки»

Конкурсная игра по теме

«Пословицы и поговорки»

Подготовил учитель
русского языка и литературы МБОУ г. Иркутска СОШ №28 Шункова Наталья Викторовна

Цель:

  1. Развивать познавательную активность учащихся.

  2. Расширять словарный запас учащихся, пополняя новыми пословицами и поговорками.

  3. Воспитывать любовь к «малым» жанрам фольклора.

  4. Развивать речь учащихся, память, логическое мышление, воображение.

  5. Активизировать внеклассную работу по русскому языку и литературе.

Оборудование:

  • Оформлена доска по теме «Пословицы и поговорки»
  • На столе выставка словарей и книг с пословицами и поговорками
  • По классу развешаны красочные плакаты с пословицами и поговорками

«Милости прошу к нашему шалашу»

«Век живи – век учись»

«Хорошее слово – серебро, хорошее дело – золото»

«Учение в счастье украшает, а при несчастье утешает»

На доске эпиграф:

«Необходимо знать наш богатейший фольклор, особенно же наши изумительные, четкие, меткие пословицы и поговорки» (М. Горький)

Вступительное слово ведущего: Дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас на нашей конкурсной игре «Красна речь пословицей». Разговор сегодня пойдет о пословицах и поговорках, которые знакомы каждому с детства.

Они возникли в давние времена, еще до того, как появилась на Руси письменность. Народ, не умевший ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу, передавал мудрые наставление от отца к сыну, от деда к внуку, учил подрастающее поколение уму – разуму.

Старинные пословицы и поговорки живут в языке и сегодня. Когда мы слышим пословицу, мы невольно ее запоминаем: ведь из нее всегда узнаешь что-то важное и нужное, что может пригодиться в жизни.

Пословицы и поговорки называют «золотыми зернами» русского языка, «маленькими жемчужинами», сокровищами народной мудрости. Благодаря пословицам и поговоркам наш язык становиться образнее, красочнее и ярче. А мы сами становимся немножко мудрее.

А как часто вы употребляете в своей речи пословицы и поговорки?

Наверное, нечасто. (Ведущий читает стихотворение).

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность –

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

Ведущий продолжает: Наша с вами задача выпустить этих «прекрасных птиц» на волю, чтобы наша речь стала красочнее, образнее, ярче.

Давайте познакомимся с нашими командами (выходят капитаны, представляют свои команды, говорят название своей команды и девиз).

Судить состязание команд будет жюри (представить жюри).

Ведущий: Итак, настало время блеснуть знаниями.

I конкурс – разминка «Пословица, мы тебя знаем!»

Ведущий говорит часть пословицы или поговорки, а команда должна продолжить.

Не спеши языком ……спеши делом.

Что посеешь …… то и пожнешь

Сам пропадай, а .….. товарища выручай.

С кем поведешься, …… от того и наберешься.

Без труда …… не выловишь и рыбку из пруда.

Сделал дело …… гуляй смело.

В гостях хорошо, …… а дома лучше.

Взялся за гуж …… не говори, что не дюж.

Готовь сани летом, …… а телегу зимой.

Как аукнется, …… так и откликнется.

За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.

Сколько волка не корми, …… а он все равно в лес смотрит.

Чем дальше в лес, …… тем больше дров.

Семь раз отмерь …… один раз отрежь.

II конкурс «Подбери заголовок»

Командам даются карточки с написанными на них пословицами и конверты с указанными темами. Участники игры должны в течение минуты распределить пословицы по темам: «Трудолюбие», «Глупость», «Дружба», «Родина», «Учение», «Нерадивость», «Трусость».

Жюри подводит итоги первых двух конкурсов.

III конкурс « Конкурс красноречия»

Представители команд рассказывают о пословицах и поговорках. Кто интереснее и красноречивее расскажет, тот и победит.

IV конкурс «Одним словом»

Командам читается поговорка, участники игры должны заменить поговорку одним словом.

* На попятный двор. (Отказаться)

* Заткнуть за пояс. (Победить)

* При царе Горохе. (Давным – давно)

* Хоть шаром покати. (Ничего нет)

* Легок на помине. (Появился быстро)

* У черта на куличках. (Далеко)

* Яблоку негде упасть. (Тесно)

* Палец в рот не клади. (Отчаянный)

* Как снег на голову. (Внезапно)

* Ни к селу ни к городу. (Невпопад)

V конкурс «Отгадай пословицу по рисунку»

На доске висят рисунки к пословицам и поговоркам:

* За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

* Любишь кататься – люби и саночки возить.

* Куй железо, пока горячо.

* Цыплят по осени считают.

Ведущий: Отгадайте пословицу по рисунку, смотрите внимательно, что изображено.

Слово жюри: Хорошо справляется с заданиями команда …… Молодцы! Но впереди у вас еще несколько занимательных конкурсов.

VI конкурс «Нарисуй поговорку»

Ведущий: Теперь команды должны будут сами нарисовать поговорку, но сначала надо ответить на вопросы.

* У кого глаза велики? (у страха)

* В какое время приходит аппетит? (во время еды)

* Чем горю не поможешь? (слезами)

* Чем не кормят соловья? (баснями)

VII конкурс «Черный ящик»

Ведущий: Друзья мои! Я вижу, что пословицы и поговорки вы знаете. А можете ли вы назвать пословицу по предмету? Будьте внимательны!

* Ложка (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой).

* Книга (С книгой жить – век не тужить)

* Иголка (Куда иголка, туда и нитка).

* Шила (Шила в мешке не утаишь)

* Яблоко (Яблоко от яблони недалеко падает)

* Камень (Под лежачий камень вода не течет, вода камень точит)

* Перо (Что написано пером – не вырубишь топором)

VIII конкурс «Числа в пословицах и поговорках»

Ведущий: Ребята, вспомните пословицы и поговорки в которых упоминаются числа. Победит та команда, которая назовет больше таких пословиц и поговорок.

IX конкурс «Пословицы и поговорки в ребусах» (командам предлагается разгадать по одному ребусу, в котором зашифрована пословица или поговорка). Побеждает та команда, которая быстрее разгадает свой ребус и назовет пословицу.

Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра, пока жюри подводит итоги, мне хочется прочитать вам стихотворение:

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится,

Ведь с ней и горе не беда,

И наша речь полна пословицами:

Давайте помнить их, друзья!

Ну, кто из вас не согласится,

Что без труда мечта мертва.

Что дело мастера боится,

Что жизнь дана нам для добра?

И согласитесь: лень и плут

Читайте также:  Занятие по пдд для детей средней группы доу на тему: зима

До добра не доведут.

Пословицы и поговорки прекрасные! Наш долг – беречь этот мудрый и чистый родник. Любите пословицы и поговорки, употребляйте их в своей речи, уважайте мудрость отцов.

Ведь не зря говориться: «Кто много читает, тот много знает», «Знание — сила», «Знание – лучшее богатство», «Век живи — век учись», «Учение в счастье украшает, а при несчастье утешает», «Хорошее слово – серебро, а хорошее дело – золото».

Жюри оглашает итоги конкурса. Команды награждаются грамотами.

Ведущий: ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ЗА УЧАСТИЕ!!!

Список литературы:

1. Волина В.В. Пословицы, поговорки, ребусы. -С-Пб: издательство «Дидактика плюс», 1997

2. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок /-М.: Русский язык.-Медиа,2005

3. Русские народные загадки, пословицы, поговорки/Сост., авторских вступительных ст, коммент. и слов. Ю.Г. Круглов.- М.: Просвещение, 1990

4. Русские пословицы и поговорки/Под ред. В. Аникина; -М.: Художественная литература, 1988

5. Старинные русские пословицы и поговорки/Сост., предисл. и примеч. В.П. Аникина. -М.: Дет. лит., 1983

6. Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь – игра.-М:АСТ-ПРЕСС,1999

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konkursnaya-igra-po-teme-poslovitsy-i-pogovorki.html

Викторина «Русские народные сказки, пословицы и загадки» для учащихся 5-6 классов

Игра – викторина

«Русские народные сказки, пословицы и загадки»

для учащихся 5-6 классов.

Цели – развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях, развивать творческие способности детей.Описание игры:
игра проходит как викторина — две команды (названия придумывают ребята), отвечают на вопросы по очереди. Если команда не отвечает, то вопрос переходит другой команде.

Оборудование:
1) «волшебные» предметы на подносе: клубок, яблоко, яйцо и иголка, вода «живая» и «мертвая», зеркальце, гребень;

2) иллюстрации к сказкам для конкурса «Потерялась иллюстрацию»; 3) карточки для стих-лото (выбираются стихотворные фрагменты из сказок, каждое слово фрагмента пишется на отдельном кусочке бумаги, эти листочки выдаются ребятам в перепутанном порядке, а они должны сложить из них стихотворный фрагмент); 4) карточки со сказочными задачами; 5) карточки с зашифрованными пословицами; 6)карточки с половинками пословиц.

Ход игры.

Вступительное слово учителя (ведущего)

Ребята, конечно, вы все слушали и читали сказки. Вам их рассказывали мамы и бабушки, читали в детском саду и в школе, вы смотрели фильмы, снятые по сказкам.

«Золушка» и «Дюймовочка», «Иванушка-дурачок», «Буратино», очень рано вошли в вашу жизнь и заставили вас радоваться их удачам и победам, переживать горести и беды.

С литературной сказкой всегда связано имя автора. Каждый писатель — человек с особой судьбой.

В литературном произведении он выражает свое отношение к жизни, делится с читателями своими мнением, чувствами.

Но есть обширная и не менее прекрасная область творчества — фольклор — «народная мудрость» (англ.). Вспомните, пожалуйста, какие произведения относятся к УНТ? (Сказка, былина, эпос, пословицы, загадки, скороговорки, потешки и т.д. — это коллективное творчество).

На всех фольклорных произведениях независимо от того, где и когда они создавались, лежит печать единого стиля. Фольклор творится не письменно, а устно. Чтобы передавать от поколения к поколению песни, сказки, необходимы особые приемы и законы для их создания. Вспомните устойчивые обороты, эпитеты, сюжетные ходы в сказках.

Фольклор корнями уходит в историю народа. И за долгие столетия чудесный ларец фольклора наполнился бесценными сокровищами. Древние сказки и песни легли в основу сказок литературных. Сказки разных стран и народов и схожи между собой и различны. В них отразились мечты о счастье, вера в победу добра над злом.

Самые ранние сведения о русских сказках относятся к ХII веку. В летописях, поучениях и даже царских указах упомянуты «басни». Иван Грозный, например, любил на сон грядущий послушать «бахара» и щедро награждал его, если сказки были ему интересны. В 17 веке появились печатные народные сказки, и, наконец, в 1863 г.

вышел знаменитый сборник Александра Николаевича Афанасьева «Народные русские сказки». Собирателям народного творчества надо сказать особое благодарственное слово.

Отправимся же в путешествие в страну сказок, в которой не обойтись и без загадок, пословиц, поговорок, потому что герои сказок обычно находчивы и красноречивы. Итак, путешествие начинается.

Разминка для команд. Учитель называет существительное, ребята называют эпитет, который встречается в сказках.

— Подобрать постоянные эпитеты к словам:

дороженька — столбовая девица — красная молодец — добрый море — синее поле — чистое тучи — чёрные лес — дремучий трава — шелковая луга — зелёные.


Первое задание— конкурс знатоков сказочных зачинов.

Примеры зачинов: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «В стародавние годы в некоем царстве, в не в нашем государстве…»,

«За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был..».

Второе задание — конкурс сказочных концовок.

Примеры концовок: «На том пиру и я был, мёд — пиво пил, по усам текло, да в рот не попало».

«Погостили они, попировали и поехали в своё царство, приехали и стали жить-поживать да медок попивать». «Не стали они долго раздумывать, повенчались и зажили припеваючи». «У них там теперь стоит бочка, на бочке корец, а всей сказке конец».

Третье задание – «Потерялась иллюстрация».

Ведущий показывает иллюстрации, а ребята называют сказки, к которым были нарисованы эти иллюстрации.

Четвертое задание – ответь на вопрос.

1. Именем какой рыбы можно творить заклинания? (Щуки.)

2. Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.)
3. Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)
4. Что разбудило Финиста — Ясного сокола от сна колдовского? (Гребень, вынутое из волос перо, горючая слеза.)
5. Кто сломал теремок? (Медведь.)
6. Чем можно выманить петушка из избы? (Сообщением, что « куры-то клюют, петухам не дают».)
7.
Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)
8. Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Ба6ЫI-Яги? ( «Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)
9. Что обычно произносит Баба-Яга, когда кто-то является к ней в гости? ( «Человечьим духом пахнет». )
10. На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле.)
11. Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.)
12. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой».)

13.

Кто сумел прогнать из заячьей лубяной избушки лису? (Петух.)
14. Что случилось, когда Василиса Премудрая пошла плясать с костями в одном рукаве и вином в другом? (Махнула левым рукавом— появилось озеро, махнула правым рукавом поплыли по озеру белые лебеди.)
15. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки? (Репу)
16. Какие реки в сказках текут? (Молочные.)
17. С какой поры нет дружбы между лисой и журавлем? (Пообедать в гостях не довелось.)
18. Почему не сладилась свадьба у цапли с журавлем? (IIз-за гордыни)
19. Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост.)
20. Без кого репку бы не вытянули? (Без мышки.)
21. Что может случиться, если на прогулке сестрицу не послушать?
(Можно стать козленочком.)
22. Кто помогал Крошечке — Хаврошечке исполнять всю домашнюю работу? (Коровушка.)
23. Кому удалось съесть колобка? (Лисе.)

Пятое задание — конкурс загадок..


Пять братьев, годами равные, ростом разные. (Пальцы руки.)
В середине баня, в носу решето, на голове пуговица, одна рука, да та на спине. (Чайник.)
Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок.)
Без тела — а живет, без языка — а кричит, никто его не видел,
а всякий слышал. (Эхо.)
Что с земли не поднимешь? (Тень.)
Возьмешь — увеличится, отдашь — уменьшится. (Яма.)
Сначала — блеск, а блеском — треск, за треском — плеск. (Гроза.)
Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет. (Дождь.)
Расколешь лед — возьмешь серебро. Разрежешь серебро — золото. (Яйцо.)
Летом спит, зимой ест. Тело теплое, а крови нет. (Печь.)

Шестое задание – стих-лото.

Стихотворные фрагменты из сказок, Строчки пишутся на разных листочках и выдаются детям в перепутанном виде. Уч-ся должны сложить из них стихотворный текст. Возможные варианты:

1) Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок… Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати! 2)Ку-ка-реку! Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах: Хочу Лису посечи.

Пошла, Лиса, с печи!

3) Я колобок, колобок!

По амбару метен, По сусекам скребен, На сметане мешен, В печку сажен, На окошке стужен, Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, я от Зайца ушел, Я от Волка ушел, От Медведя ушел.

4) Несет меня Лиса

За темные леса, За быстрые реки, За высокие горы…

Кот и Дрозд, спасите меня!

5) Петушок, Петушок,

Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошку.

Читайте также:  Военно-спортивный день в лагере. сценарий

Седьмое задание— конкурс сказочных шифровальщиков.

Допишите продолжение пословицы или поговорки (на листочке пишется только первая часть пословицы или поговорки). После драки (кулаками не машут). Любишь кататься (люби и саночки возить). Делу время (потехе час).

Семь раз отмерь (один отрежь). Ум — хорошо (а два — лучше). Что написано пером (не вырубишь топором). Слово не воробей: (вылетит — не воротишь). Не зная броду (не суйся в воду).

Восьмое задание — расшифруйте текст и прочтите русские пословицы.

Улде меряв, а хетепо сач. (делу время, а потехе час.) Ен гоиб грошик тюбижога. (Не боги горшки обжигают.)

Дубет и ан шейна уцели драпзихн. (Будет и на нашей улице праздник.)

Идпо аз хевс, вес за огодно. (Один за всех, и все за одного.)
Мольбшоу
барлюко шоелобь еваналип. (Большому кораблю большое плавание.) Нода в плео ен овин. (Один в поле не воин.)

Ен вес от отолоз, точ стилетб. (Не все то золото, что блестит.)

Явос ашно не ятент. (Своя ноша не тянет.) У смие якенн ятид бзе загал. (У семи нянек дитя без глаза.)

Чеут шокак, еьч омся алъес. (Чует кошка, чье мясо съела.)

Девятое задание— конкурс магов-математиков.

Решите сказочные задачи (из книги Остер Г. Задачник. — М.: Росмэн, 1996).

Курочка Ряба снесла яичко, а мышка разбила. Тогда Ряба снесла еще три яичка. Мышка эти тоже разбила, Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка расколотила и эти.

Из скольких‚ яиц могли бы приготовить себе яичницу дед и баба, если бы не баловали свою мышку? Длина стороны квадратного зеркала 10 дм.

Скольким квадратным метрам будет равна площадь отражения лица царевны Несмеяны, если, когда она любуется собой, это отражение занимает как раз площадь зеркала? Василиса Премудрая и Змей Горыныч играли в шашки. Сначала Василиса съела у Горыныча три шашки, а он у Василисы пять.

Потом Василиса съела у Горыныча шесть шашек, а он у нее две. После следующего хода Василиса съела у Горыныча три шашки, а Горыныч съел саму Василису. Можно ли считать, что Змей Горыныч выиграл у Василисы партию в шашки?

Кощей Бессмертный родился в 1123 году, а паспорт получил только в 1936 году. Сколько лет прожил Кощей Бессмертный без паспорта?

Когда Василисе Премудрой исполнилось 18 лет, Кощей Бессмертный решил взять ее замуж. Василиса спросила, сколько у Кощея сундуков с золотом. Кощей сказал, что у него 27360 сундуков, полных золота, и каждый год прибавляется еще по 33 сундука. Василиса обещала выйти за Кощея тогда, когда у него будет 30000 сундуков, полных золота. Сколько лет будет невесте Кощея в день свадьбы?

Злая колдунья, работая не покладая рук, превращает в гусениц по 30 принцесс в день.

Сколько дней предстоит ей трудиться, чтоб превратить в гусениц 810 принцесс и по скольку принцесс в день придется превращать в гусениц, если она захочет управиться с этой работой за 15 дней?

Десятое задание – перечислить сказки, в которых волшебство происходит при помощи «волшебных» предметов: клубка, яблока, яйца и иголки, воды «живой» и «мертвой», зеркальца, гребня.

Итоги.Подсчитываются командные очки, уч-ся награждаются сувенирами.

Рекомендуемая литература

1.Померанцева Э.В. Русские сказочники. — М.: Просвещение, 1976.

2. Аникин В.II. К мудрости ступенька. — М.: детская литература,

1982.

З. Бахтин В.С. От былины до считалки. — Л.: детская литература, 1982.

4. Смирнова Н. Е., Ципенко Н. Н. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки в 5-6 классах. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002 г.

5. Беломестных О. Б. Поурочные разработки по литературе в 5 кл. – М.: Издательство «Вако»,2003 г.

Источник: http://konesh.ru/viktorina-russkie-narodnie-skazki-poslovici-i-zagadki-dlya.html

Пословицы 6 класс — Пословицы и поговорки

Урок 4 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

01.02.2012 48186 2023<\p>

Урок 4 Пословицы и поговорки

Цели: закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; учить раскрывать прямой и переносный смысл пословиц; дать элементы конспектирования.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

– Народная поэзия привлекала многих русских писателей и композиторов: А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, М. Пришвина, С. Есенина, А. Твардовского, М. Глинку, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Г. Свиридова. Что же всех их, по-вашему, интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Мы продолжаем наше знакомство с русским народным творчеством.

«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – писал А. С. Пушкин. Эти слова великого мастера слова мы берем эпиграфом к нашему уроку. Наш разговор – о пословицах и поговорках. В чем их отличие и что между ними общего? Давайте попытаемся дать определения этим понятиям.

Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.

Поговоркаметкое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения.

Запись в тетрадях учащихся.

2. Чтение статьи учебника с элементами конспектирования.

Общее в пословицах и поговорках:

– в них мудро и точно отразилась жизнь народа;

– создавались многими поколениями людей;

– появились еще в то время, когда не было письменности;

– они, как правило, безымянны;

– в течение столетий совершенствовались;

– темы бесчисленны и безграничны.

Отличие сам народ видит в том, что поговорка – украшение речи (цветок), а пословица – суждение полное, завершенное, зрелое (ягодка).

В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.

3. Беседа по прочитанной статье учебника.

– О  чем  говорит  народ  в  своих  пословицах,  какие  темы  отражены в них?

– Почему  пословицы  легко  запоминаются?  (В  них  есть  ритм  и рифма.)

4. Чтение пословиц, их комментирование.

Задание: озаглавить каждую группу пословиц.

Слова для справок: с. 16, вопрос 2.

Раскрытие прямого и переносного смысла пословиц и поговорок.

Каждая пословица имеет прямой и переносный смысл. Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц:

џ Лес рубят – щепки летят.

џ Не зная броду, не суйся в воду.

џ Цыплят по осени считают.

џ От яблони – яблоки, а от сосны – шишки.

В чем смысл следующих поговорок:

џ «на попятный двор» (отказаться от дела, от слов).

џ «заткнуть за пояс» (победить кого-либо).

џ «рвет и мечет» (злится, бесится).

џ «при царе Горохе» (очень давно).

џ «медведь на ухо наступил» (отсутствие музыкального слуха).

5. Объяснение учителя с элементами беседы.

Часть пословиц и поговорок пришла к нам из сказок («Битый небитого везет», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), а некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «У сильного всегда бессильный виноват», «А воз и ныне там», «Слона-то я и не приметил».

– Вспомните, из каких басен эти пословицы?

На  титульный  лист  своего  труда  «Пословицы  русского  народа»
В. И. Даль вынес народное изречение: «Пословица несудима».

– Как вы думаете, в чем его смысл?

– Почему именно это изречение выбрал Даль?

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:  придумать  небольшой  рассказ  по одной из пословиц.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 «По стране Литературии» для 6 класса

Фамилия ____________________________ Имя __________________

Школа ____________________ Класс ________________________

Тема: Пословицы и поговорки

«Что за роскошь, что за смысл, какой толк

в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму.

Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной.

Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

В чем отличие и что между пословицами и поговорками общего?

Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.

Поговорка – меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения.

Пословицы недаром молвятся,Без них прожить никак нельзя!Они великие помощницыИ в жизни верные друзья.Порой они нас наставляют,Советы мудрые дают.Порой чему-то поучаютИ от беды нас берегут.Пословица вовек не сломится –Ведь с ней и горе и беда.И наша речь полна пословицами:

Давайте помнить их всегда!

Источник: http://poslovica-pogovorka.ru/poslovicy-6-klass.html

Ссылка на основную публикацию