Внеклассное мероприятие по сказкам пушкина для начальных классов

Внеклассное мероприятие «По сказкам А.С.Пушкина»

 ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ А.С.ПУШКИНА»

ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!..

КАЖДАЯ ЕСТЬ ПОЭМА…

А.С.ПУШКИН

Цель:

Прививать любовь к чтению.

Задачи:

Развивать творческое воображение, память, эстетическое восприятие; работать над выразительностью чтения;

развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С.Пушкина.

Оборудование:

портрет А.С.Пушкина, иллюстрации художников к сказкам Пушкина, выставка детских рисунков по творчеству поэта.

Ход занятия:

(Занятие начинается с демонстрации портрета А.С.Пушкина.)

-Кто изображён на портрете?

-Что вы знаете об этом замечательном поэте? (Пушкин А.С. родился в Москве, 6 июня 1799 года)

— От кого маленький Пушкин узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны)

-Какие произведения А.С.Пушкина адресованы детям? Сколько сказок написал поэт7 (6; 5 и 1 не закончил. « Сказка о царе Салтане»… , « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», « Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

-Назовите ваше любимое произведение.

-Молодцы, ребята! Итак, мы начинаем наше занятие на тему «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина. Сегодня мы проведём конкурсы, посвящённые творчеству поэта.

1 конкурс «Из какой сказки»

Тут он в точку уменьшился,

Комаром оборотился,

Полетел и запищал,

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корабль — и в щель забился. 

(«Сказка о царе Салтане».)

— Как правильно называется сказка о царе Салтане? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

Ты, бесёнок, ещё молоденек,

Со мною тягаться слабенек;

Это было б лишь времени трата.

Обгони-ка сперва моего брата. 

(«Сказка о попе и о работнике его Балде».

Ох ты, дитятко девица!

Пёс проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел.

Посмотри, как он хлопочет!

Выдь ко мне… 

(«Сказка о мёртвой царевне…»)

В ущелье тесном

Рать побитая лежит.

Царь Дадон к шатру спешит…

Что за страшная картина!

Перед ним два сына. 

(«Сказка о золотом петушке».)

— Посмотрите на доску. Здесь три сказки, какая из них не принадлежит перу А. С. Пушкина?

1)  «Сказка о царе Салтане»

     «Сказка об Иване Царевиче и  Сером Волке»

     «Сказка о попе и о работнике  его  Балде»

2)  «Сказка  о мёртвой царевне и  о семи  богатырях»

     «Сказка о царе Берендее»

     «Сказка о  рыбаке  и рыбке»

2 конкурс «Сказочный эрудит»

— Вы должны как можно близко к тексту сказки ответить на вопросы.

Сколько лет прожил старик со своею старухой «у самого синего моря»? (Ровно тридцать лет и три года.)

На какую работу нанял поп Балду? (Нужен мне работник: повар, конюх, плотник.)

С какими словами обращалась злая царица к своему зеркальцу?

(Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?)

Как предупреждал петушок царя Дадона об опасности?

(И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лёжа на боку!»)

Сколько было сыновей у царя Дадона? (Два)

Через сколько дней войско царя Дадона встретило шамаханскую царицу? (Через восемь дней.)

Кого спрашивал царевич Елисей о своей невесте? (Солнышко, месяц, ветер.)

Какую песню исполняла белка-чудесница?

(При честном при всём народе:

Во саду ли, в огороде.)

Как звали пса, который сторожил терем братьев-богатырей? (Соколко.)

Сколько человек насчитывала семья попа — «толоконного лба»? (Поп, попадья, поповна и попёнок.)

Сколько раз забрасывал старик невод в море, прежде чем поймал золотую рыбку? (Три раза, первый раз пришёл невод с одною тиною, второй — с травою морскою, третий — с одною рыбкой, но не простою, а золотою.)

Какие три дива были у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33 богатыря, царевна Лебедь.)

В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана? (В комара, муху, шмеля.)

Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.)

С какими словами обращался старик к «Золотой рыбке»? (Смилуйся, государыня рыбка!)

Какими словами начинает А.С.Пушкин «Сказку о царе Салтане…»?

(Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…)

Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

(Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.)

3 конкурс «Распутай путаницу»

— Есть карточки с названиями сказок и названиями персонажей. Необходимо соотнести персонажей со сказками.

«Сказка о рыбаке и рыбке»«Сказка о Золотом петушке»«Сказка о попе и о работнике его Балде»«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»    «Сказка о царе Салтане» Дадон
ткачиха
попадья
старик
Шамаханская царица
Гвидон
старуха
Елисей
бес
Чернавка

— А сейчас я вам предлагаю разгадать кроссворд:

1.На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуга огрузили шею, На руках золотые … (перстни) 2. Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных … (усачей) 3. Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого … (петушка) 4.

В тот же день царица злая, Доброй вести ожидая, Втайне … взяла  И вопрос свой задала (зеркальце) 5. Долго царь был неутешен, Но как быть? И он был грешен; Год прошёл, как сон пустой, Царь женился на другой. Правду молвить молодица Уж и впрямь была … (царица) 6.

Там за стол его сажала, Всяким яством угощала; Уложила отдыхать На парчовую кровать, И потом неделю ровно Покорясь ей безусловно, Околдован, восхищён,

Пировал у ней…  (Дадон)

4 конкурс «Узнай сказку по словам»

Откуп, дурачина, корыто, старуха, изба, рыбка. ( «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Базар, лошадь, жадность, работа, повар, плотник, оброк, море. ( «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Царь, сёстры, бочка, остров, лебедь, богатыри, белка, свадьба, расплата. ( « Сказка о царе Салтане»…)

Терем, зеркальце, путь – дорога, месяц, ветер, свадьба. ( « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Петушок, рать, воеводы, мудрец, шатёр, звездочёт. (« Сказка о золотом петушке»)

— А теперь давайте с вами вместе попробуем расшифровать имена героев сказок:)

ВИГОНД (Гвидон)

ТАСНАЛ (Салтан)

ЙЕЛСИЕ (Елисей)

— А сейчас я вам предлагаю провести конкурс на лучшее чтение произведений А. С. Пушкина. (Дети читают отрывки из сказок А. С. Пушкина)

— Мы побывали в прекрасной стране Пушкинских сказок, наше занятие подошло к концу. Всем стало понятно, что вы читаете книги, рисуете героев сказок Пушкина. И мы ещё не раз встретимся с ними. Надеюсь, круг наш станет ещё больше, вы расскажете и прочитаете сказки своим друзьям, братьям, сестрам. И друзей у сказок Пушкина станет ещё больше.

Я надеюсь, что вам еще и еще раз захочется слушать и перечитывать эти сказки, брать пример с положительных героев его произведений.

Это Пушкин. Это чудо

Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут

Этих сказок голоса.

Сколько сказок у поэта?

Их не много и не мало,

Но все Пушкинские – это

Наше вечное начало.

Спасибо всем за участие.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/po_skazkam_aspushkina_084734.html

Сценарий праздника в начальной школе по сказкам Пушкина

Внеклассное мероприятие по сказкам Пушкина

Сценарий праздника «В сказочной стране Лукоморье»

Описание материала. Предлагаю Вам сценарий праздника для начальной школы по произведениям А.С.Пушкина «В сказочной стране Лукоморье». Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям начальных классов, библиотекарям.

Цель :

Расширить знания детей о писателе А.С.Пушкине, привить любовь к его творчеству.

Задачи :

Научить понимать занимательность сюжетов сказок писателя, особенность его языка. На произведениях Пушкина показать, что добро всегда побеждает зло, воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным. Сформировать устойчивый интерес к чтению.

Оформление зала :

Рисунки детей. Портрет писателя. Книжная выставка. Дерево с надписью:«Лукоморье».

Ход мероприятия

Библиотекарь : Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые учителя, родители! Мы рады приветствовать всех, кто пришёл к нам, кто по-настоящему любит книгу. Встреча с хорошей книгой – это всегда праздник. Вот и сегодня мы вас пригласили на праздник Книги. Наш праздник посвящён Александру Сергеевичу Пушкину. В этом году исполняется 215 лет со дня рождения писателя. Пушкин – это живая душа нашего народа. У каждого из нас в душе свой Пушкин. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, добрее, счастливее. Вместе с нами на праздник пришли герои наших любимых книг.

Царевна Лебедь :

Учителя, родители, Девчонки и мальчишки! Сегодня праздник книжки! Мы всех вас поздравляем И в гости приглашаем.

Кот :

Привет, друзья читатели, Читатели мечтатели! Девчонки и мальчишки, Читающие книжки.

Девочки-книги :

Мы — книги! Вот и снова мы И старые и новые, И все такие разные Приветствуем читателей Гостей и почитателей.

Кот :

Здравствуйте, гости дорогие! Вы меня узнали? Да-да, конечно же, я Кот учёный из сказки Александра Сергеевича Пушкина. Помните: «Идёт направо — песнь заводит, налево – сказку говорит». Это обо мне. А помните, как называется сказка? Правильно: «Руслан и Людмила». Я вижу, вы читали замечательные сказки и стихи Александра Сергеевича.

И сегодня приглашаю вас совершить путешествие в сказочную страну, в Лукоморье. За свою долгую жизнь я встречал много интересного, я много видел, много знаю. Да что там! Скажу, не хвастаясь, это я ведь подсказывал сюжеты сказок самому Александру Сергеевичу! Помню, бывало.… Эх, да что говорить! Давно это было.

Кто теперь об этом помнит?

Царевна Лебедь :

Не огорчайся, Кот. Все ребята тоже очень любят и помнят сказки и стихи Александра Сергеевича. А меня, ребята вы узнали? Я – Царевна Лебедь.

Герои всех сказок на своём совете поручили этот праздник провести нам. Мне и учёному Коту. Для того же, чтобы наш праздник получился весёлым и интересным, вы все будете нам помогать.

А ещё к нам на праздник пришли наши надёжные друзья – книги.

Девочки- книги :

Давайте знакомые книжки откроем И снова пройдём от страницы к странице, Всегда ведь приятно с любимым героем Опять повстречаться, узнать, подружиться.

Бабариха :

А как же я? Ведь я так спешила сюда на праздник. Придумала загадки для ребят. Я тоже хочу участвовать в празднике.

Кот :

Конечно, конечно, сватья баба Бабариха, загадаешь свои загадки. Ребята любят загадки. Правда, ребята? (Дети отвечают) Слушаем тебя, Бабариха.

Бабариха :

Сели птицы на страницы, Знают быль и небылицы. ( Буквы) Говорит она беззвучно, И понятно, и нескучно, Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней. ( Книга) У сосны и ёлки листочки-иголки, А на каких листочках Растут слова да строчки? ( На книжных)

Кот :

Молодцы ребята! А сейчас давайте вспомним с вами сказки моего любимого Александра Сергеевича Пушкина. Мы с Царевной Лебедь будем читать отрывки из сказок, а вы их закончите. И назовёте сказку. Попробуем? Кабы я был царица,- Говорит её сестрица,- То на весь бы мир одна (Наткала я полотна). «Сказка о царе Салтане»

Царевна Лебедь :

Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна, (К царству славного Салтана) «Сказка о царе Салтане»

Кот :

Пришла к нему рыбка, спросила: («Чего тебе надобно, старче?») «Сказка о рыбаке и рыбке»

Царевна Лебедь :

Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна (Села ждать его одна) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Кот :

А царица вдруг пропала. Будто вовсе не бывало. Сказка ложь, да в ней намёк (Добрым молодцам урок) «Сказка о золотом петушке» Молодцы ребята! Хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича.

Бабариха :

А я тоже молодец. Я тоже знаю сказки: Жил-был старик, У старика был колодец, А в колодце – огурец, Вот и сказочке конец! Или: Жил да был карась – Вот и сказка началась. Жили-были два налима- Вот и сказке половина. Жили-были два гуся – Вот и сказка вся!

Царевна Лебедь.

Но ведь это, же не настоящие сказки! Это сказки-шутки, короткие да весёлые.

Бабариха :

А я другие ещё знаю: Жила – была бабка У самой речки. Захотелось бабке Искупаться в речке. И купила бабка Себе мочало – Эта сказка хороша, Начинай сначала! Жила-была бабка…

Царевна Лебедь :

Хватит, хватит Бабариха. Эти сказки мы тоже знаем. Это докучные сказки. Как вы думаете, ребята, почему они так называются? Докучать – значит надоедать, наводить скуку. А мы сегодня хотим веселиться, правда, ребята. И сейчас весёлый танец сказочных героев. Молодцы наши танцоры! Всех развеселили!

Бабариха :

А я знаю весёлые стихи. Сейчас я вам их почитаю, и проверим, умеете ли вы внимательно слушать. Утром шёл я рано-рано, Глядь – пасутся два банана. (Барана) Мы собирали васильки. На головах у нас щенки. (Венки) Сколько солнца на опушке! На носах у нас волнушки. (Веснушки) Ребята смеются, купаясь в реке. Плакучая Ира стоит вдалеке. (Ива)

Царевна Лебедь.

Молодец Бабариха, интересные ты знаешь стихи. И ребята молодцы, умеют слушать. Но сегодня мы путешествуем по Лукоморью, а в этой стране тоже много загадок. И сейчас наши помощницы книги проверят, внимательно ли вы читали сказки Александра Сергеевича. Нужно ответить на вопрос и назвать сказку.

Книга 1 :

В какой сказке: «Три девицы под окном Пряли поздно вечерком» («Сказка о царе Салтане»)

Книга 2 :

Из чего князь Гвидон сделал себе лук? (Из дуба) «Сказка о царе Салтане»

Книга 1 :

На чём сидел золотой петушок, охраняя границы государства? (На спице) «Сказка о золотом петушке»

Книга 2 :

Кто из героев сказки ел вареную полбу и спал на соломе? (Балда) «Сказка о попе и его работнике Балде»

Книга 1 :

Сколько лет жил в ветхой землянке старик со старухой? (30 лет и 3 года) «Сказка о рыбаке и рыбке»

Книга 2 :

Сколько сыновей было у царя Додона? (Два) «Сказка о золотом петушке»

Книга 1 :

Кто похитил царевну в сказке «Руслан и Людмила»? (Черномор)

Книга 2 :

Кто дал царевне отравленное яблоко? (Черница) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Книга 1 :

Сколько раз ходил старик к золотой рыбке с просьбами? (5 раз) «Сказка о рыбаке и рыбке»

Книга 2 :

Где встретились поп и Балда? (На базаре) «Сказка о попе и его работнике Балде»

Царевна Лебедь :

Молодцы, ребята! Вы так хорошо знаете героев сказок Пушкина, что они решили прийти к вам в гости. Я думаю, вы узнаете и сказку, и героев сказки.

Кот :

Дорогие наши зрители Дети, учителя, родители! Увидеть сценку, не хотите ли? Сценка из сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Кот :

Узнали сказку? (Ответы детей). А сейчас весёлая пятиминутка. Частушки! Дети поют частушки: Ставьте ушки на макушки, Слушайте внимательно. Пропоём мы вам частушки Просто замечательно. Листик клёна, листик клёна В воздухе кружится. Мамы деток отправляют В школу всех учиться Четверть третья проходит, Рады мы по ушки. Мы о школе вам споём Весёлые частушки.

Читайте также:  Итоги творческого конкурса «новый год своими руками»

Буду очень я стараться, Всё мне, братцы по плечу! Только в школу подниматься Рано утром не хочу. Опоздания причину Женя мигом сочинит: То попал он в паутину, То нашёл метеорит. Всех быстрей Андрей бежит И съезжает с горки, А за партой он дрожит, Словно мышка в норке. Катя мается, вздыхает И бормочет у доски. Засыпают, засыхают, Даже мухи от тоски. У Никиты нет терпенья.

Он урок не доучил, И за полстихотворенья Полчетвёрки получил. Чтобы сказки не обидеть- Надо их почаще видеть. Их читать и рисовать, Их любить и в них играть! Сказки всех отучат злиться, А научат веселиться, Быть добрее и скромнее, Терпеливее, мудрее.

Очень любят книжки Взрослые и дети, Никому без книжки Жить нельзя на свете В городах и сёлах Много книг чудесных – Умных и весёлых, Очень интересных Даже маленький ребёнок, Не умеющий читать, Только выйдет из пелёнок- Просит книжку показать Мы дружны с печатным словом, Если б не было его, Ни о старом, ни о новом Мы не знали б ничего В Лукоморье дуб стоит, Цепь на нём качается А по дубу ходит кот, Всем нам улыбается. Мы пропели вам частушки Хорошо ли, плохо ли… А теперь попросим вас, Чтобы вы похлопали!

Кот :

Молодцы! Здорово у вас это получается. Особенно мне понравилась частушка обо мне. Я уверен, что многие из вас знают и любят стихотворения Александра Сергеевича Пушкина. И сейчас мы с удовольствием послушаем стихотворения, которые подготовили ваши одноклассники. Дети читают стихотворения.

Кот :

Источник: http://velikiy-pushkin.ru/5399-Scenariy-prazdnika-v-nachalynoy-shkole-po-skazkam-Pushkina

Внеклассное мероприятие «Своя игра» по страницам сказок А.С.Пушкина

Республика Казахстан, Актюбинская обл., Мугалжарский район, г. Кандыагаш

 Учитель русского языка и литературы

Тулеубаева Гульмира Адильбаевна

Цель: на материале сказок развивать интеллект и логическое мышление; умения выявлять закономерность, развивать интеллектуальные чувства, развивать самостоятельность и творческое начало, интерес к фольклору, народному творчеству; формировать культуру речи; воспитывать чувства дружбы, коллективизма, соревнования; расширить представления детей о сказках.

Задачи :  —   привить интерес к творчеству   А.С.Пушкина; — развитие наглядно-образного, словесно- логического мышления,            внимания, памяти;

— обогащение словарного запаса учащихся.

План:

1.Приветствие,  знакомство с целью внеклассного мероприятия

2.Представление команд

3. 1-раунд “Литературная викторина”

4. 2-раунд  «Сказочный эрудит»

5.Подведение итогов. Награждение

Тип урока : урок – конкурс

Ход урока:

I.Оргмомент

Приветствие,  знакомство с целью внеклассного мероприятия

Вступительное слово учителя.

Ребята, вы любите сказки?

Существует очень много интересных сказок, но среди них есть самые любимые, самые дорогие! Сегодня мы вспомним их, встретимся со многими героями сказок.

— Чем отличается сказка от других произведений?

— Кто пишет сказки?

— Как называются сказки, которые сочинил народ?

В нашей стране живут люди разных национальностей. Поэтому сказок множество. Это русские и украинские, татарские и таджикские.

— Как называются сказки, которые написали писатели? (Авторские или литературные.)

— Каких писателей-сказочников вы знаете?

— О чем мечтал народ в сказках?

— Вымысел существует в каждой сказке. Что побеждает в сказках – добро или зло?

— А на какие три группы делятся все сказки? (Социально-бытовые, волшебные и о животных.) Действительно, с творчеством А. С. Пушкина мы знакомимся с детства, читаем и любим его сказки. И сегодня мы проведём викторину по сказкам Пушкина. Вы вспомните то, что уже знакомо вам, может быть, узнаете что-то новое.

  1. Представление команд
  2. «Своя игра»

1-раунд        Литературная викторина  «По страницам сказок Пушкина»

«Пушкин» 10

Вопрос: В каком году родился Александр Сергеевич Пушкин ?

u  «Пушкин» 20

Вопрос: Где учился маленький Пушкин?

u  «Пушкин» 30

Вопрос: Как звали няню поэта?

u  «Пушкин» 40

Вопрос: Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин?

u  «Пушкин» 50

u  Вопрос: На каком языке говорили в семье Пушкина? 

u  Категория: «Что за прелесть эти сказки!» -10

Из какой сказки  этот отрывок:

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

(Ответ: Сказка о рыбаке и рыбке)

u  Категория: «Что за прелесть эти сказки!» -20

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

( Ответ: Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

u  Категория: «Что за прелесть эти сказки!» -30

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

 Приготовила б я пир«.

«Кабы я была царица,

 — Говорит ее сестрица, -…

( Ответ: Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

u  Категория: «Что за прелесть эти сказки!» -40

Навстречу ему Балда

       Идет, сам не зная куда.

«Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?»

Поп ему в ответ: …»Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?

(Ответ: Сказка о попе и о работнике егоБалде)

u  Категория: «Что за прелесть эти сказки!» -50

Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон.

С молоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело;

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

(Ответ: Сказка о золотом петушке)

Категория:  «Литературный музей» — 10

u   Задание: назвать героев пушкинских сказок, которым принадлежат эти предметы.

Мешок, верёвка

Ответ:   Балде

                               Пошёл Балда в ближний лесок,

                                Поймал двух зайков, да в мешок.

                                Балда, с попом  понапрасну не споря.

                                Пошёл, сел у берега моря;

                                Там он стал  верёвку крутить

                                Да конец её в море мочить.

                                («Сказка о попе и о работнике егоБалде»).

Категория:  «Литературный музей» — 20

               Зеркало,  яблоко  

Ответ:    злой царице

Ей  в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она  была

Добродушна, весела.

Старушонка хлеб поймала;

«Благодарствую, — сказала. –

Бог  тебя  благослови;

Вот за то тебе, лови!»

И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит …

Кушай яблочко, мой свет.

(«Сказка о мёртвой царевне и  о семи богатырях»).

Категория:  «Литературный музей» — 30

              Невод; пряжа. 

Ответ:     Старику.Старухе

                                           Старик ловил  неводом рыбу,

                                Старуха пряла свою пряжу.                             

(«Сказка о рыбаке и рыбке»).

Категория:  «Литературный музей» — 40

               Орешки

Ответ.   Белке

Ель в  лесу, под елью белка.

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт ….

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд.

(«Сказка о царе Салтане…»).

Категория:  «Литературный музей» — 50

Корыто

Ответ:     Старику.Старухе

„Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось“.

  1. Подведение первого раунда
  2. V.                Второй раунд

1-  Конкурс

Хорошо ли вы знаете сказки? «Сказочный эрудит»

u  1. Где хранилась смерть Кощея Бессмертного?

u  2. В какой сказке девочка идет в лес зимой за цветами?

u  3. У кого из героев были хрустальные туфельки?

u  4. Появился на птичьем дворе маленький птенец-утенок, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью.

u  5.Отворили дверь козлята

u  И…… пропали все куда-то!

u   6.Не лежалось на окошке-

u  Покатился по дорожке.

u   7.По тропе, шагая бодро,

u  Сами воду тащат вёдра!

2-конкурс

Вопросы для капитанов

“Сказка стала былью”
Давным-давно люди мечтали подняться в воздух, опуститься на дно морское, и чтобы горшочек без огня кашу варил. Шло время – и то, что было чудом раньше, сейчас – самые обыкновенные вещи. Чудеса превратились в различные машины, изобретения.

u  1. Гусли-самогуды. (Магнитофон.)

u  2. Ступа. (Ракета, самолет.)

u  3. Чудо-зеркало.(Телевизор, компьютер.)

u  4. Перо Жар-птицы. (Лампа.)

u  5. Клубок ниток, указывающий дорогу. (Компас.)

u  6. Сани, что везут сами. (Автомобиль.)

  1. Подведение итогов. Награждение победителей.

Обобщение:

Учитель: Почему сказка ложь? (вымысел). Что за намек, за урок следует извлечь из сказки? (сказка – вымысел, но нужно всегда помнить, чтохорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы). Учитель: давайте подведём итог нашего урока:

u  Что объединяет эти сказки? Докажите. (волшебные чудеса, превращения).

u  Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеивается зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество).

u  В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).

u  Вот настал момент прощанья, Будет краткой наша речь. Говорим вам “До свидания!”

До счастливых новых встреч!

VII. Заключительное слово учителя:

u  – Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.

Вы хорошо работали на уроке, молодцы! Я надеюсь, что сказки Пушкина навсегда останутся в вашем сердце

Источник: https://worldofteacher.com/2970-4.html

Внеклассное мероприятие по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!» с использованием социальных сервисов WEB 2.0 | Открытый класс

“Что за прелесть эти сказки!”

Внеклассное мероприятие по сказкам А. С. Пушкина с использованием социальных сервисов WEB 2.0 для учащихся 5 классов.

Цель: обобщить и закрепить знания учащихся сказок А. С. Пушкина.

Задачи:

образовательная: проверить уровень знаний учащихся о сказках А. С. Пушкина;

развивающая: развивать речь, память, наблюдательность  учащихся, их интерес к русской литературе, к литературным сказкам, расширять кругозор школьников;

воспитательная: воспитывать уважение к творчеству А. С. Пушкина, культурному наследию страны.

Предварительная работа: учащиеся делятся на 3 команды, придумывают название команды.

1. Вступительное слово.

Сервис ImageChef. Инструмент “Поэтический калейдоскоп”.

Стихотворение М. Лисянского.

                             Он   идёт   среди   прохожих

                             Улицей   многоэтажною,

                              Удивительно   похожий,

                              Хорошо   знакомый   каждому.         

                              Ясноглазый,

                              Смуглолицый,

                              Будто   в   мир   явился   заново.

                              На   высокий   лоб   ложится

                              Завиток   волос   каштановых.

                              Снова   к   нам   летит   литое,

                              И   живое, и   весомое:

                              — Здравствуй, племя   младое,

                              Незнакомое!

    Ребята! Сегодня  мы  совершим  путешествие в сказочный  мир А. С. Пушкина.

     2. Рассказ учителя о сказках Пушкина.

     Место действия пушкинских сказок — Древняя Русь с её избами и куполами. Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать неслыханно богатый и  милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна.    

      Демонстрируется портрет няни. Сервис ImageChef. Инструмент “Фоторамка”.

Арина Родионовна была крепостной бабушки поэта, Марии Алексеевны, а в семье Пушкиных появилась, когда родился Александр. Няня очень любила курчавого, смышлёного, очень подвижного Сашеньку.

А уж какие сказки сказывала она!  И про разбойников, и про грозного Черномора, и о мёртвой царевне; пела песни, раздольные, чаще грустные, о нелёгкой доле крестьянской.

Мальчик слушал их с затаённым дыханием, и всё просил: «Ещё, ещё!».

Это знакомство с народным фольклором постепенно воплощалось в поэтический, могучий талант великого поэта. С любовью и уважением относился Пушкин к няне. Немало стихотворений посвятил ей. Называл её «подругой юности» своей, «ангелом кротким, безмятежным», «бесценным другом». Он доверял ей свои мысли, мечты. Нередко Арина Родионовна становилась первой слушательницей его сочинений:

Я плоды своих скитаний,

И гармонических статей

Читаю только старой няне –

Подруге юности моей…

Звучит стихотворение «Наперсница волшебной старины». Сервис “Плэйкаст” .

   Александр Сергеевич любил слушать сказки няни не только в детстве. В 1824 году  Пушкин  был  сослан  в  село Михайловское Псковской губернии. Вместе    с ним  в    Михайловском жила  его    няня Арина Родионовна. Эта простая крестьянка была   самым  преданным  другом  опального поэта.   

   В Михайловском среди зимы, завалившей снегом просёлки и старенький дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки – необыкновенно  простые и волшебные. Они превращались под его беглым  быстрым пером в поющие строчки:

                                     В синем небе  звёзды блещут,

                                     В синем море волны плещут;

                                     Туча по небу идёт,

                                     Бочка по морю плывёт …

     Вот как Пушкин пишет о своих занятиях в  Михайловском брату Льву: «Знаешь ли  ты мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда няня рассказывает мне сказки… Что за прелесть эти сказки, каждая из них поэма!»

    А. М. Горький так писал в повести «В людях»: «Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне: прочитав их несколько раз, я уже знал их на память, лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну… »

     Давайте и мы с вами ещё раз заглянем на страницы пушкинских сказок, встретимся с их героями.

     3. Конкурсная программа для учащихся.

Демонстрация видеофрагмента:  http://www.youtube.com/watch?v=HFV6jd6x45s

     Ребята! Из какого произведения эти строки? (Поэма “Руслан и Людмила”)

    В 1820 году после опубликования поэмы В. А. Жуковский подарил Пушкину свой портрет с  надписью: «Победителю – ученику   от   побеждённого   учителя».

     В. А. Жуковский, старший современник  Пушкина, был известным  автором баллад  и  стихотворений. С Пушкиным их связывали дружеские отношения. Между ними было шутливое соревнование в пересказе сказочных  сюжетов. В результате этого состязания появились сказки Пушкина и Жуковского, любимые не одним поколением детей и взрослых.

Демонстрируется портрет В. А . Жуковского.

Сервис ImageGhef. Инструмент “Фоторамка”. Портрет В. А. Жуковского.

      Конкурс  1.   Тест «Третий лишний». Сервис “Мастер-тест”.

Задание: назвать в каждой группе сказку, которая не принадлежит перу А. С. Пушкина.

1)  «Сказка о царе Салтане»

     «Сказка об Иване Царевиче и  Сером Волке»

     «Сказка о попе и о работнике  его  Балде»

2)  «Сказка  о мёртвой царевне и  о семи  богатырях»

     «Сказка о царе Берендее»

     «Сказка о  рыбаке  и рыбке»

«Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке» и «Сказка о царе Берендее» были написаны В. А. Жуковским.

Конкурс  №  2.  «Сказочный вернисаж». Сервис “Пазлы”.

Задание: сложить иллюстрацию, назвать сказку.

1 команда — “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях” (иллюстрация А. М. Куркина)

2 команда — “Сказка о золотом петушке” (иллюстрация И. Я. Билибина)

Читайте также:  Рассказы о животных. житков читать

3 команда — “Сказка о царе Салтане” (иллюстрация Б. В. Зворыкина)

Конкурс 3. Литературный музей. Сервис ImageGhif. Инструмент “Мозаика из знаков”.

Задание: назвать героев пушкинских сказок, которым принадлежат эти предметы.

Учащиеся называют героев, учитель читает строчки из сказок А. С. Пушкина.

Мешок, верёвка – Балде.

                                Пошёл Балда в ближний лесок,

                                Поймал двух зайков, да в мешок.

                                Балда, с попом  понапрасну не споря.

                                Пошёл, сел у берега моря;

                                Там он стал  верёвку крутить

                                Да конец её в море мочить.

                                («Сказка о попе и о работнике его Балде»).

      Мешок – мудрецу.

                                Вот мудрец  перед Дадоном

                               Стал и вынул из мешка

                               Золотого петушка.  

                               («Сказка о золотом петушке»).

     Зеркало,  яблоко  –  злой  царице.

                                Ей  в приданое дано

                                Было зеркальце одно;

                                Свойство зеркальце имело:

                                Говорить оно умело.

                                С ним одним она  была

                                Добродушна, весела.

                                Старушонка хлеб поймала;

                                «Благодарствую, — сказала. –

                                Бог  тебя  благослови;

                                Вот за то тебе, лови!»

                                И к царевне наливное,

                                Молодое, золотое

                                Прямо яблочко летит …

                                Кушай яблочко, мой свет.           

                                («Сказка о мёртвой царевне и  о семи богатырях»).

      Невод – старику.

      Пряжа – старухе.

                                Старик ловил  неводом рыбу,

                                Старуха пряла свою пряжу.                             

                                («Сказка о рыбаке и рыбке»).

      Орешки – белке.

                                Ель в  лесу, под елью белка.

                                Белка песенки поёт

                                И орешки всё грызёт ….

                                А орешки не простые,

                                Все скорлупки золотые,

                                Ядра – чистый изумруд.  

                                («Сказка о царе Салтане…»).

Конкурс № 4. “Музыкальная шкатулка”. Сервис “Свидетель”.

Задание: прослушайте музыкальные фрагменты; назовите героев из сказок А. С. Пушкина, чьи образы вдохновили композиторов на создание этих музыкальных произведений.

            1 команда — музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова “Полёт шмеля” (“Сказка о царе Салтане”);  http://svidetel.su/audio/1262

“Полет шмеля” — музыкальная картинка, отрывок из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» на сюжет А. С. Пушкина. Это одно из великих и самых популярных произведений композитора.

            2 команда — М. Глинка “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила”. http://svidetel.su/audio/1263

Прочитав поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», М. Глинка сразу влюбился в эту волшебную сказку великого поэта.

Он с большим удовольствием писал к ней музыку и закончил оперу очень быстро. Рассказывают, что артисты, которые репетировали в Большом театре «Руслана и Людмилу», то и дело переставали петь и от восторга хлопали автору.

Первое представление оперы «Руслан и Людмила» состоялось 27 ноября 1842 года в Москве, в Большом театре. С тех пор уже более 150 лет эта опера остается одной из самых лучших российских опер.

3 команда — Н. А. Римский-Корсаков. Ария Царевны-Лебедь (“Сказка о царе Салтане”)

http://svidetel.su/audio/903  

Демонстрируется репродукция картины М. А. Врубеля “Царевна-Лебедь”.

Комментарий учителя: Белая лебедушка – образ, характерный для русских народных песен, символ девушки-невесты. В действиях пушкинской Лебеди можно узнать и волшебницу Василису Премудрую, невесту-помощницу. Прекрасная Царевна-Лебедь соединила фантастическое и лирическое представления народной поэзии о женской красоте.

К сюжету сказки А. С. Пушкина обратился русский композитор Н. А. Римский-Корсаков, написавший в 1899 году оперу «Сказка о царе Салтане». Композитор изобразил сказочный мир чарующими звуками музыки.

Либретто оперы соответствует духу литературного произведения: в опере от начала до конца царят светлое настроение, тон веселого и непринужденного сказочного повествования. А удивительным чудом остается Царевна-Лебедь, счастливая жена князя Гвидона.

Вмешательство прекрасной и доброй волшебницы приводит к счастливой развязке: положительные герои торжествуют полную победу над завистью и коварством.

Образ Царевны-Лебеди вдохновил русского художника М. А. Врубеля. Содружество композитора и художника было удивительным.

«В звуках его моря, – сказал Врубель, – я каждый раз нахожу новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона».

Врубель написал декорации к опере-сказке по сюжету Пушкина, эскизы костюмов героев, потом написал картины «Лебедь-птица» и «Царевна-Лебедь», а позировала ему жена, русская певица Н. Забела.

Конкурс №  5. Викторина «Знаете ли вы сказки А. С. Пушкина». Презентация.

Вопрос 1. Сколько сказок написал А. С. Пушкин? (Шесть)

Вопрос 2. Назовите имя сына царя Салтана. (Князь Гвидон)

Вопрос 3. Какая героиня не встречается в «Сказке о царе Салтане»? (Шамаханская царица)

Вопрос 4. Назовите сказку, которая заканчивается словами:

Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

(«Сказка о золотом петушке»)

Вопрос 5. Назовите верного сторожа царя Дадона. (Золотой петушок)

Вопрос 6. Назовите обладательницу волшебного зеркала. (Злая царица)

Вопрос 7. Что бросила царевне в руки  нищая черница? (Яблоко)

Вопрос 8. Кто рассказал Елисею о месте нахождения царевны? (Ветер)

Вопрос 9. «Ест за четверых, работает за семерых, до светла всё у него пляшет…» Назовите  героя. (Балда)

Вопрос 10. За какую плату согласился работать Балда у  попа? (За три щелка в год)

Вопрос 11. С кем соревновался Балда, чтобы получить оброк? (С бесёнком)

Вопрос 12. «Не печалься, ступай себе с богом…» Кто произносит эти слова?(Золотая рыбка)

Вопрос 13. Сколько  времени старик и старуха прожили в землянке? (30 лет и 3 года)

Вопрос 14. Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи? (5 раз)

Вопрос 15. Продолжите высказывание А. С. Пушкина:  «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть … !» (Поэма)

Конкурс 6. Сказочные объявления. Сервис “WikiWall.

Задание: прочитайте объявления; отгадайте, героям каких пушкинских сказок они принадлежат.

1)  Предлагаю   свои   услуги:

     Работаю   за   семерых;

     Могу:

     — запрягать   лошадь,

     — топить   печь,

     — закупать   продукты   на   рынке,

     — печь   яйца, варить   кашу,

     — нянчить   детей.

     (Балда, «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

2)   На работу в лесопункт требуются:

      — конюх,

      — повар,

      — плотник.

      По результатам работы выплачиваются премиальные.

      Вознаграждение – по итогам работы за год.

      (Поп, «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

3)  Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары:

     — соболя  — 10 тыс. руб.,

     — чёрно — бурые лисицы – 5 тыс. руб.,

     — чистое   серебро – 15 тыс. руб.,

     — злато – 30  тыс. руб.,

     — донские  жеребцы – 20  тыс. руб.

     Всё по доступным ценам!

     «Пальмира» ждёт вас!

     (Купцы, «Сказка о царе Салтане…»)

4) Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы.  

    Излечиваются заболевания:

    — укусы правого и левого глаза,                                                            

    —   волдыри на носу.

    («Сказка о царе Салтане…»)            

5) Тем, кто интересуется  жилплощадью!

    Всего за 5  тыс. руб. сдаю на лето свою горницу  в аренду.

    В горнице  имеются:

    — кругом  лавки, крытые ковром,

    — под святыми  стол    дубовый,

    — печь с лежанкой изразцовой.

    («Сказка о мёртвой царевне и о  семи богатырях»)

4. Подведение итогов, награждение участников.

5. Заключительное   слово.

Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Пушкина. Надеюсь, что сегодня вы не только вспомнили пушкинские сказки, но ещё и узнали много  нового и интересного для себя.

Учитель или подготовленные учащиеся читают стихотворение:

К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Всё быстрей нам хочется узнать…

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, 30 лет и в 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

                               (Автор неизвестен) 

Источник: http://www.openclass.ru/node/283077

Внеклассное мероприятие по литературному чтению «Мой Пушкин»

Цель:

  • Обобщение знаний о творчестве (сказках) А.С.Пушкина,
  • Расширение круга чтения
  • Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусств
  • Воспитание любви к поэтическому слову, формирование интереса детей к классическому искусству, ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы

Оборудование: Портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к сказкам Пушкина, выставка книг Пушкина, детские работы.

Наш праздник посвящён творчеству А.С.Пушкина, солнца русской поэзии. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта, немало знаете их наизусть. Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советник.

«Пушкин входит в нашу жизнь с самого начала и уже не покидает нас до конца» – эти слова писателя А.Твардовского показывают роль произведений А.С.Пушкина для каждого из нас. С самого раннего детства вам читали стихи, сказки великого поэта.

Обратите внимание на этот портрет Пушкина. Александр Сергеевич сидит у небольшого стола. Положил руку на край и задумчиво смотрит куда-то в сторону. В его глазах какое-то особенное выражение. Взгляд остановился. Лоб напряжён. Губы словно шепчут что-то. Не в таком ли состоянии он написал: (щелчок)

А стихи, в которых описывается природа! Вы, наверное, помните их и сейчас? (дети читают стихотворения о природе А.С.Пушкина)

– А я прочитаю вам стихотворение, посвящённое няне великого поэта – Арине Родионовне. Долгими зимними вечерами она рассказывала маленькому Саше сказки, пела русские народные песни. И когда поэт жил в Москве, Петербурге, он часто вспоминал Арину Родионовну, скучал по ней и посвящал ей свои стихи. (читается стихотворение «Няне»)

– Именно она, Арина Родионовне, пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание подарить людям сказки. (щелчок)

Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки…»

Итак, мы открываем новую страничку –

Здесь, я думаю, вы большие знатоки, и все примите активное участие в викторине по сказкам великого поэта. Обратите внимание: Пушкин в окружении своих сказочных героев. Назовите их. (дети называют сказки, сказочных героев)

1 тур «Сказочное домино». Я назову героев сказок, а вы назовёте сказки, откуда «пришли эти герои.

2 тур: «Верю – не верю». Мы с вами прочитаем утверждения, а вы ответите, верно ли утверждение.

Физкультминутка Мы с вами очутились на берегу моря. Слышите, как оно шумит? Давайте поиграем в игру «Море волнуется….».Вы будете принимать образ того или иного героя пушкинской сказки. А я выберу самую лучшую фигуру.

3 тур Из какой сказки пришёл этот герой? («Сказка о попе и его работнике Балде») Все помнят эту сказку? (щелчок) А вот вам и задание из этой сказки: «Подбери слово»

Даётся отрывок из сказки, но некоторые слова из этого отрывка «убежали». (зачитывается отрывок)

«Беглецов» мы поймали. Вот они (по каждому щелчку появляются слова, дети их читают).

Проводится работа с отрывком стихотворения )учащиеся называют необходимые слова, которые по щелчку «становятся» на место).

4 тур Хорошо ли вы знаете сказки? Ели да, тогда сможете справиться с заданиями этого тура «Отгадай сказку с семи слов»

  • Три девицы под окномПряли поздно вечерком
  • Жил старик со своею старухойУ самого синего …..
  • Царь с царицею простилсяВ путь-дорогу ….
  • Негде, в тридевятом царстве,Тридесятом государстве…..

5 тур «Разгадай кроссворд» Нам с вами нужно разгадать кроссворд. А разгадать его можно, вставив пропущенное слово в стихотворную фразу из сказок А.С.Пушкина.

  1. И жених сыскался ей
    … Елисей

  2. … песенки поёт,
    Да орешки всё грызёт

  3. Раз он в море закинул …
    Пришёл … с тиной морской

  4. Пристают к заставе гости
    … Гвидон зовёт их в гости

  5. Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны как на подбор.

    С ними дядька …

  • Ах ты мерзкое … !
    Это врёшь ты мне назло!

  • Глядь: опять перед ним землянка
    А перед нею разбитое …
  •  — Вот и вспомнили мы самые известные сказки Пушкина, а теперь поразмышляйте, обсудите ваше мнение в группах и ответьте на вопросы:

    1. Какая из сказок показалась вам смешной и почему?
    2. Какая самая поучительная?
    3. Какая самая красивая, волшебная?

    Мы с вами говорили, что няня Арина Родионовна пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству. А ведь к устному народному творчеству относятся и пословицы

    Задание 6 тура: «Прочитай «круглую пословицу»

    Буквы написаны по кругу. Чтобы составить пословицу, надо читать буквы через 2, начиная от флажка. (дети читают, по щелчку появляются прочитанные слова, составляются в пословицу) Летний день год кормит.

    Учащиеся подготовили отрывки из сказок «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке».

    Источник: http://zvonoknaurok.ru/load/nachalnaja_shkola/konspekty_urokov/vneklassnoe_meroprijatie_po_literaturnomu_chteniju_quot_moj_pushkin_quot/7-1-0-4350

    Внеклассное мероприятие по теме «Вечер сказок А.С. Пушкина»

    Цель:

    • пробудить интерес к изучению творчества любимого поэта;
    • воспитывать любознательных, внимательных читателей-знатоков творчества Пушкина;
    • формировать навыки выразительного чтения;
    • способствовать проявлению и развитию творческих способностей при инсценировке сказок, сплочению детей при подготовке к коллективному творческому делу.

    Ведущий: Добрый вечер! Волшебный вечер! Сегодня мы отправляемся в сказочное путешествие – в Мир сказок А.С.Пушкина…

    Отправляемся, чтобы отдать должное великому поэту, писателю, сказочнику, которому 6 июня 2009 года исполняется 210 лет, чтобы вспомнить его сказки, хорошо знакомые или немного забытые, узнать о них что-то новое, себя показать и на других посмотреть…

    Итак…

    (Ученица рассказывает наизусть отрывок из Пролога к «Руслану и Людмиле»)

    1. Поэма-сказка «Руслан и Людмила».

    – Пролог к «Руслану и Людмиле» написан в 1827 году зрелым, известным поэтом.

    Вслушиваясь в эти слова, мы вспоминаем знакомые народные сказки, где нам встречались Баба Яга и Кощей Бессмертный, русалка и царевна, серый волк и прочие. Это собирательная картина сказочных мотивов.

    Это как бы отдельная маленькая сказка – и заканчивается привычной сказочной концовкой. Какой? (И я там был, и мёд я пил…)

    – Верно. А вот сама поэма написана Пушкиным семью годами раньше, и она не так проста и понятна, как последующие сказки поэта.

    А всё потому, что сказки в те времена писались не для детей, а для взрослого чтения. И уж у взрослых-то она была очень популярной.

    Нам известна интересная история, связанная с первыми читателями этой сказочной поэмы. Рассказ ученицы о надписи к портрету, подаренному Пушкину В.А.Жуковским.

    Читайте также:  Внеклассное мероприятие по русскому языку, 4 класс. сценарий

    (1-ая группа учеников идёт готовиться к выступлению)

    – Пока наши артисты готовятся, давайте проверим, а хорошо ли вы знаете эту сказку? Члены кружка «Читая Пушкина» подготовили для вас небольшую викторину.

    Викторина по поэме «Руслан и Людмила»

    1. Что случилось с Людмилой? (Её украл Черномор прямо со свадебного пира)
    2. Как звали отца Людмилы? (Князь Владимир-солнце)
    3. Как звали соперников Руслана? (Рогдай, Фарлаф, Ратмир)
    4. Кто из соперников Руслана первым задумал убить Руслана, но погиб сам? (Рогдай)
    5. Как звали помощницу Фарлафа? (Наина)
    6. Что предложила Наина Фарлафу вместо того, чтобы искать Людмилу? (Вернуться под Киев, там дождаться, когда Руслан будет возвращаться со спасённой Людмилой, убить его и явиться к князю вместе с Людмилой – её освободителем)
    7. Как случилось, что Черномор оставил шапку-невидимку у Людмилы? (Увидев серого карлика, Людмила завизжала, сорвала с него колпак, Черномор хотел бежать, но упал и запутался в бороде)
    8. Кто вступил в союз с Черномором с целью убить Руслана? (Наина)
    9. Чьими родственником был хозяин головы, давшей Руслану волшебный меч? (Старший брат Черномора)
    10. Почему Людмила не раскрыла князю Владимиру злодейство и обман Фарлафа? (Она спала)
    11. Кто помогал Руслану и оживил его? (Вещий финн с помощью живой и мертвой воды)

    – Замечательно. А теперь – внимание!

    (Инсценировка сказки-поэмы «Руслан и Людмила»)

    (Идет готовиться 2 группа)

    – Спасибо нашим артистам. Они показали нам интересную версию сказки. Путешествуем дальше!

    2. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

    – Следующая сказка – «Сказка о царе Салтане…» была написана летом 1831 года в Царском Селе.

    – Кто скажет полное название сказки?

    («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

    – Сказка появилась вследствие состязания между Пушкиным и Жуковским по переложению народных сказок для детей. Это одна из самых русских сказок Пушкина. И герои обрисованы в сказочной манере. Давайте вспомним особенности народных сказок, которые проявляются в этой и других сказках Пушкина:

    1. В народных сказках обычно резко противопоставляются добрые и злые действующие лица, причём победа в конце концов остаётся на стороне добрых, а злые терпят наказание. Какие персонажи противопоставлены в сказке Пушкина? (Дети называют персонажей из сказки о царе Салтане, о мёртвой царевне)
    2. Какие злые герои оказываются наказанными? (Поп из сказки о Балде, царица из сказки о мёртвой царевне, старуха из сказки о рыбаке и рыбке…)
    3. Ещё одна особенность – действие происходит в неопределённой сказочной обстановке – негде в тридевятом царстве в тридесятом государстве.
    4. Какие Пушкинские сказки имеют народный сказочный зачин? («Жил был поп толоконный лоб…», «Жил старик со своею старухой…», «Негде в тридевятом царстве…»)
    5. События в сказках складываются по тройственной схеме, т.е. происходят трижды, как в былинах, с повторяющимися словесными формулировками. Приведите примеры. (Гвидон трижды посещает царство Салтана, на острове его ждут три чуда (не считая первого чуда – построения города); Балда побеждает бесёнка в трёх состязаниях (в беге, бросании палки, в верховой езде) и даёт попу три щелчка и т.д.)

    – В последующих сказках Пушкин не всегда придерживается сказочной композиции.

    – Каковы же источники этой сказки? В распоряжении Пушкина были три записи этой сказки, сделанные в разное время, в т.ч. сказка, рассказанная няней. Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна.)

    – Возможно, именно сказка няни послужила основой авторского варианта, хотя многие детали отброшены и заменены другими.

    Кроме того, сюжет сказки мог быть известен автору по сборнику французских сказок «Принцесса Прекрасная звезда» и «Сказкам тысячи и одной ночи» (оба сборника были в библиотеке поэта).

    Стихом, избранным для этой сказки, Пушкин написал ещё «Сказку о мёртвой царевне…» и «Сказку о золотом петушке».

    – А теперь посмотрим саму сказку…

    (Инсценировка «Сказки о царе Салтане»)

    (Готовится 3 группа)

    – Замечательная сказка, и молодцы артисты. А теперь они хотят проверить, внимательно ли вы смотрели сказку.

    Викторина по «Сказке о царе Салтане…»

    1. Какое дерево увидели царица с сыном, когда вышли из бочки, вынесенной волной на берег? (Дуб)
    2. Что услышал царевич Гвидон, подходя к морю, когда отправился на поиски дичи? (Стон)
    3. В каком облике летал Гвидон к царю Салтану? (Комар, муха, шмель)
    4. Мимо какого острова проплывали корабельщики, направляясь «в царство славного Салтана»? (Мимо острова Буяна)
    5. Сколько братьев было у царевны Лебеди? (33 богатыря)
    6. О каких трёх чудесах рассказывали царю Салтану повариха, ткачиха с сватьей бабой Баборихой ? (О поющей белке, о 33 богатырях, о царевне – Лебеди)
    7. Чьими племянниками были 33 богатыря? (Черномора)
    8. Какую песенку пела белка, грызя орешки? («Во саду ли, в огороде…»)
    9. Что произошло с ткачихой оттого, что Гвидон очень разозлился? (Она окривела на один глаз)
    10. Что было у царевны – Лебеди во лбу? («А во лбу звезда горит…»)

    3. «Сказка о попе и работнике его Балде».

    – Спасибо артистам. Идём дальше по стране пушкинских сказок. Следующая сказка была написана поэтом 13 сентября 1830 года в Болдине. Самая русская сказка Пушкина. Она вся из русской поэзии.

    – Как вы думаете, какая? («Сказка о попе и работнике его Балде»)

    – При жизни поэта сказка не печаталась по цензурным условиям. Впервые опубликована В.А.Жуковским в 1840 г.

    в переделанном виде и под заголовком «Сказка о купце Кузьме остолопе и работнике его Балде» (в тексте «поп» тоже был заменён «купцом»).

    Подлинный текст сказки был напечатан лишь через 45 лет после смерти Пушкина – в 1882 году. Основой послужила запись народной сказки, сделанная Пушкиным в Михайловском.

    – Проверим, помните ли вы её?

    Викторина по «Сказке о попе и работнике его Балде»

    1. За какую плату Балда работал у попа? (В год за 3 щелчка попу в лоб)
    2. За скольких человек ел Балда? (За четверых)
    3. Как попёнок звал Балду? (Тятя)
    4. Какое средство придумала попадья, чтобы избавиться от Балды и спасти лоб попа? (Отправить Балду за оброком к чертям)
    5. Чьим голосом говорил подосланный к Балде бесёнок? (Мяукал, как голодный котёнок)
    6. Сколько зайцев поймал Балда в ближнем леске? (Двух)
    7. Какую хитрость с кобылой придумал Балда, чтобы провести бесёнка (Балда дал задание чертёнку пронести коня, а сам, сказав, что пронесёт коня под собой, сел на него и поскакал)
    8. Чего лишился поп после второго щелчка? («Лишился поп языка»)
    9. Что Балда приговаривал с укоризной? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)
    10. Какое самое главное противоречие в Балде? (Хитрый находчивый, но – Балда!)

    – Раздвигаем занавес и смотрим, как же всё происходило….

    (Инсценировка «Сказкой о попе и работнике его Балде»)

    (Готовится 4 группа)

    4. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

    – Вы хорошо поработали. У нас осталось ещё 3 сказки. Все они написаны в Болдино – в имении, полученном Пушкиным в наследство. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» написана осенью 1833 года.

    Основным источником послужила «Сказка о Белоснежке» из сборника братьев Гримм, из неё – все главные сюжетные узлы.

    Вторым источником была запись народной сказки, сделанная в Михайловском («Царевна заблудилась в лесу…»), из неё поэт воспользовался отдельными деталями (богатыри, живущие в лесу, цепи, на которые повесили хрустальный гроб…). Жених, королевич Елисей, придуман Пушкиным.

    – «Сказка о мёртвой царевне» является прославлением народных нравов. Царевна из сказки представляет собой воплощение милой женственности в русском народном вкусе. Она кроткая, терпеливая, богатыри называют её «ласковой сестрою». Она заботливая хозяйка. Она верна своему слову.

    – Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевне является мачеха – царица, которая только и занята своей красотой и желает быть всех красивее. Она тщеславна, «горда», «ломлива». Смысл сказки – в противопоставлении «лица» и «души», красоты внешней и красоты душевной.

    – Итак – в сказку!

    (Инсценировка «Сказки о мёртвой царевне…»)

    (Готовится 5 группа)

    – Вот мы и прошли большую часть пути. Вы, конечно, обратили внимание, что источники некоторых пушкинских сказок были записаны в Михайловском.

    – А что там делал Пушкин? (Отбывал ссылку)

    – Кто ему рассказывал сказки? (Няня Арина Родионовна)

    – Что вы знаете об Арине Родионовне? (Сообщение ученика о няне Пушкина)

    Имя Арины Родионовне известно любому школьнику. Она не была обучена грамоте. Её руки привычны были к веретену, а не к перу. У Арины Родионовны была своя молодость. Она родилась в 1758 г. и была крепостной – сначала графа Ф. А. Апраксина, а затем потомков Абрама Петровича Ганнибала, прадеда великого поэта. В церковных книгах и документах её именовали Ириной, а в жизни звали Ариной.

    В 1781 году 23-летняя Арина Родионовна вышла замуж за крепостного Фёдора Матвеева. Они венчались в той же церкви под Петербургом, где через 15 лет венчалась 20-летняя Надежда Осиповна Ганнибал с отцом поэта Сергеем Львовичем Пушкиным. У Арины Родионовны было четверо детей: 2 сына и 2 дочери.

    Когда у Пушкиных родились Ольга и Александр, Арину Родионовну взяли к ним няней, и с тех пор вся её жизнь была связана с жизнью и судьбой Пушкиных.В 1811 году бабушка Пушкина, Мария Алексеевна Ганнибал, решила дать всей семье Арины Родионовне «вольную» — освободить от крепостной зависимости, но та отказалась.

    Потом у Пушкина были годы учёбы в лицее, жизнь в Петербурге, ссылка на юг. За это время он почти не виделся с няней. Сблизили их годы Михайловской ссылки поэта. Там они жили в небольшом домике. (Изображение Михайловского.

    )В этой «ветхой хижине» Пушкин создавал свои гениальные произведения. «…До обеда, — писал он в ноябре 1824 года своему брату Льву, — пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки….

    Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

    Пушкин записал со слов няни 7 сказок. Какие? Одна из них послужила поэту материалом для «Сказки о царе Салтане», другая для «Сказки о попе…», третья для «Сказки о мёртвой царевне…». Одну запись Пушкин передал поэту В.А.Жуковскому, который использовал её для своей сказки о царе Берендее.

    Кроме сказок, Пушкин записал со слов няни 4 песни.

    Пушкин относился к няне очень трогательно. Звал её «мама». Сохранились 2 письма няни к поэту, написанные под диктовку. Пушкин хранил их среди самых драгоценных своих бумаг.

    Не сохранилось к сожалению ни одного портрета Арины Родионовны, (демонстрируется барельеф) но в поэтических произведениях Пушкина отражён живой облик его няни:

    В 1826 году, когда Пушкин уезжал из Михайловского в Москву, няня плакала навзрыд. Пушкин тогда написал стихотворение «Няне»:

    В последний раз Пушкин видел свою няню, приехав в Михайловское в сентябре 1827 г. Она прожила после этого ещё около одного года и 31 июля 1828 года скончалась. Могила её утрачена, не известно даже точное её местонахождение.)

    – Ребята, я надеюсь, что вы услышали что-то новое и полезное для себя.

    И мы обращаемся к «Сказке о рыбаке и рыбке».

    5. «Сказка о рыбаке и рыбке».

    – Её долго считали народной. Но среди русских сказок нет сюжета, аналогичного пушкинскому. Ни в одной сказке нет ни рыбки, ни моря. Эта сказка очень близка к варианту, изложенному в сборнике братьев Гримм.

    Но русский поэт значительно отступает от немецкого источника: различает в сюжете характеры старика и старухи (у Гриммов они вместе пользовались благами, полученными от камбалы), сокращает цепь желаний.

    В русской сказке преобладают черты национального характера, общее представление о русской жизни. Поэтому она и кажется такой русской.

    А написана «Сказка о рыбаке и рыбке» осенью 1833 года в Болдине.

    – Как же нам её представят десятиклассники?

    (Инсценировка «Сказки о рыбаке и рыбке»)

    (Готовится 6 группа)

    – Замечательно. Очень необычно. Вот мы и осваиваем жанр кукольного театра.

    6. «Сказка о золотом петушке».

    – А теперь – последняя викторина по сказкам о рыбаке и рыбке и о золотом петушке:

    1. Какую рыбку поймал старик? (Золотую)
    2. Что попросил старик у рыбки в первый раз? (Корыто) Во второй? (Избу) В третий? (Стать дворянкой)
    3. За что была наказана старуха? (За жадность, за то, что захотела стать владычицей морскою, чтоб сама рыбка была у неё на посылках)
    4. — Переходим к последней сказке – Сказка о золотом петушке».

    5. Зачем царю Дадону нужен был Золотой петушок? (Охранять государство)
    6. Какое вознаграждение обещал Дадон за Золотого петушка? (Исполнить первую его волю)
    7. Кто убил сыновей Дадона? (Они убили друг друга из-за Шемаханской царицы)
    8. Отчего умер царь Дадон? (Золотой петушок клюнул его в лоб, когда царь отказался отдать мудрецу Шемаханскую царицу)

    – Эта сказка была написана тоже в Болдине, в 1834 году. Источником была сказочная новелла Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте», переведённая на французский язык и имевшаяся в библиотеке Пушкина. Этот источник был установлен уже в нашем, ??-м, веке, в 1933 году, Анной Андреевной Ахматовой

    – Смотрим?

    (Инсценировка «Сказки о золотом петушке»)

    Заключение.

    – Что же нас привлекает в пушкинских сказках? В чём их обаяние? В прелести стиха, в яркой изобразительности языка, который дышит всей простотой и силой живой народной речи, в их глубокой человечности, в проникающем их лиризме и, наконец, в чисто пушкинском уме, который сверкает в каждой их строчке.

    – Пушкинские сказки – это не переделки народных сказок, не подражание им. Это совершенно оригинальные произведения, сказочные поэмы.

    – Вы заметили одну их особенность: в большинстве случаев пушкинские сказки построены на иностранных источниках и являются обработкой международных сюжетов. Задачей поэта было стремление передать чужие сюжеты так, чтобы они стали русскими, национальными.

    Гениальность Пушкина позволила ему определить свой метод работы над сказкой. Поэтому они так понятны и близки нам, и любимы нами.

    Гениальность, ясность, живая действительность пушкинского сказочного слова будут всегда для нас эталоном – золотой лирой поэтического совершенства.

    Подведение итогов конкурса инсценировок. Вручение дипломов.

    Литература.

    1. Волков, Г. Мир Пушкина / Г. Волков. — М., 1989. – 244 с.
    2. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов / Ю.М Лотман. — М., 1988. 145 с.
    3. Маймин, А. Пушкин. Жизнь. Творчество / А. Маймин. – М., 1986. – 124 с.
    4. Бабаев, Э.Т. Творчество Пушкина / Э.Т. Бабаев. – М., 1978. – 96 с.

    Источник: http://www.poznanie21.ru/current/21170.php

    Ссылка на основную публикацию