Занятие об этикете и вежливости в старшей группе

Конспект — занятия в старшей группе «Путешествие в страну этикета»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №2 г.Сычёвки

Конспект занятия

Старшая группа

(открытое занятие)

Тема: «Путешествие в Страну этикета»

Воспитатель

Лещенкова Н. Е.

 категория

г. Сычевка

Конспект занятия старшей группы на тему: «Путешествие в страну этикета»

Подготовила воспитатель Лещенкова Н.Е.

Программное содержание. Формировать элементарные правила вежливости; представление о хороших и плохих поступках; умение правильно оценивать себя и других; закреплять правила поведения в общественных местах и учить речевому общению в коллективе.

Дидактический материал и оборудование:

  • Детские стулья, крупный строитель для постройки автобуса, руль, костюм «бабушки», куклы;
  • Театральная ширма, куклы бибабо (Петрушка, королевич Елисей), театральная касса, билеты, стулья для зрителей;
  • Столовая посуда, детские фартуки, поварские колпаки, поднос с конфетами.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы с вами будем говорить об этикете, т. е. о правилах вежливости и о культуре поведения. Ваши мамы и папы хотят, чтобы вы выросли вежливыми и культурными. А что значит быть вежливым, воспитанным, культурным человеком? (Ответы детей.

) Хочу добавить, что воспитанный человек вежливо, умеет сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит свое слово.

Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми, и ваши мамы и папы будут вами … что?

Дети. Гордиться.

Воспитатель. Знаете ли вы, что о человеке говорит уже его внешний вид? Культурный, воспитанный человек причесан и одет всегда опрятно, он не допустит даже такие «мелочи», как грязный носовой платок или обкусанные ногти и т. д.

Стук в дверь. Входит ребенок (заранее подготовленный). Волосы у него взлохмачены, щеки в саже, рубашка расстегнута, туфли одеты неправильно.

Воспитатель. Что же с тобой случилось, Саша?

Саша. Я проспал.

Воспитатель. А почему ты так неопрятно одет?

Саша. Я торопился, думал, и так сойдет.

Воспитатель. Дети, посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. С таким неряхой вы вряд ли бы согласились куда-нибудь пойти. А я хотела с вами сегодня отправиться в Страну этикета, хороших манер. Как же нам теперь быть? Надо исправлять положение.

Выходят 2 – 3 ребенка (по желанию), причесывают мальчика, застегивают рубашку, вытирают салфеткой щеки, переобувают туфли (туалетные принадлежности приготовлены заранее).

Воспитатель. Вот теперь порядок!

Все дети садятся на места. (Мальчик забывает их поблагодарить.)

Воспитатель. Ребята, вы помогли Саше привести себя в порядок, а он забыл что-то вам сказать. Что?

Дети. Спасибо.

Воспитатель. Ну, конечно, он забыл вас поблагодарить.

Ребенок исправляет положение и говорит детям спасибо.

Воспитатель. Мы с вами знаем, что на самом деле Саша всегда очень аккуратный, добрый мальчик и знает много волшебных слов. А для нас он сыграл роль мальчика-неряхи, чтобы вы со стороны посмотрели, как это некрасиво, и никогда такими не были.

Дети проверяют свой внешний вид.

Воспитатель. Но, к сожалению, мы все же часто забываем с вами говорить волшебные слова, а они так необходимы в жизни. Вы их все прекрасно знаете. Давайте вспомним некоторые из них.

Ребята читают стихи о добрых словах.

1-й ребенок.

Добрый день!

— Добрый день! – тебе сказали.

— Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

2-й ребенок.

Доброго пути!

Нам желают доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

3-й ребенок.

Здравствуйте!

— Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

— Здравствуй, — улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

4-й ребенок.

Пожалуйста

Отменить, что ли

Слово «пожалуйста»,

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что

Без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

5-й ребенок.

Спасибо

За что мы говорим спасибо?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали? Сколько раз?

6-й ребенок.

Простите

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И, что обещал, забывать.

Но если я все же забуду,

Простите, я больше не буду.

7-й ребенок.

Будьте добры

Будьте добры –

Это я говорю по секрету.

Будьте добры –

И не ждите за это конфету.

Будьте добры –

Без игры и во время игры,

Если сумеете,

Будьте скорее добры.

8-й ребенок.

Добрые слова

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они просты, и новы.

Но я еще повторю все равно:

— добрые люди, будьте здоровы.

Воспитатель. Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов.

Дети аплодируют.

Воспитатель. А ведь аплодисменты – это тоже выражение благодарности, и они нам еще сегодня пригодятся. Вы все сегодня опрятно и красиво одеты, знаете много вежливых слов, а значит, готовы совершить путешествие, но сначала отгадайте загадку:

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

(Автобус.)

Правильно, это автобус, и сейчас мы с вами отправимся на автобусную остановку.

Дети подходят к воспитателю и маршируют.

Воспитатель. Раз, два!

Дети. Три, четыре!

Воспитатель. Три, четыре!

Дети. Раз, два!

Воспитатель. Кто шагает дружно в ряд?

Дети. Наш веселый детский сад!

Все ребята смелые,

Дружные умелые!

Воспитатель и дети подходят к месту, где обозначена автобусная остановка и построен из детских стульчиков и крупного строителя автобус.

Воспитатель. А вот и наш автобус, осталось только подойти к водителю.

В это время заранее подготовленный ребенок (для других детей это сюрприз) достает из кармана обертки от конфет и со словами: «Какой-то мусор у меня в кармане», — бросает их на пол.

Воспитатель. что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор?

Ответы детей.

Воспитатель. Конечно же, он поступает некрасиво. А как вы думаете, почему нельзя мусорить ни дома, ни на улице, ни в лесу, ни в других общественных местах?

Ответы детей.

«Провинившийся» ребенок подбирает мусор, извиняется и выбрасывает его в мусорную корзину, стоящую около автобусной остановки.

Воспитатель. Вот теперь ты поступил правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, и давайте с вами впредь мусор выбрасывать только в них. Тогда наши города будут всегда чистыми и красивыми.

Один из детей занимает место водителя.

Воспитатель. Пришел водитель нашего автобуса, и мы с вами сейчас поедем.

Дети садятся на стульчики.

Ребенок, с которым заранее договорились, начинает вертеться на стуле, очень громко разговаривать, прыгать с места на место, толкаться.

Воспитатель. Дети, обратите внимание на то, как ведет себя один из пассажиров. Он очень громко разговаривает, оттолкнул соседа от окна, залез на сиденье с ногами и всех перепачкал.

Можно ли так себя вести в общественном транспорте?

Дети. Нет, так нельзя.

Воспитатель. Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественном транспорте. Наш автобус отправляется, следующая остановка «Поликлиника».

Звучит в грамзаписи песня В. Шаинского на слова М. Пляцковского «Улыбка». На остановке «Поликлиника» в автобус входит ребенок, одетый в костюм бабушки.

Воспитатель. Ребята, обратите внимание, в автобус зашел пожилой человек. Как должен поступить воспитанный пассажир?

Дети уступают место «бабушке».

Водитель. Осторожно! Двери закрываются. Следующая остановка «Магазин «Детский мир»

На остановке «Детский мир» заходит девочка с куклой на руках.

Воспитатель. Ребята, а сейчас в автобус вошла «мама с дочкой». Как вы должны поступить?

Дети уступают место «маме с дочкой».

Водитель. Внимание! Следующая остановка «Кукольный театр».

Воспитатель. Ну, вот и наша остановка. А сейчас я посмотрю, будете ли вы взаимно вежливы при выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед и кому поможете.

Дети стараются сделать все правильно.

Воспитатель. Мы с вами сейчас пойдем в кукольный театр. Давайте вспомним некоторые правила театрального этикета. Можно ли опаздывать к началу спектакля? Разворачивать конфеты, громко разговаривать во время представления? (Нет.) Для того чтобы попасть на спектакль, мы должны купить билет в театральной кассе.

Все подходят к кассе. Воспитатель в роли кассира.

Кассир.

Театр открывается!

К началу все готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

1-й ребенок.

Добрый день!

Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил:

Дайте лучшие места,

Вот мое «пожалуйста!»

Дети по очереди покупают билеты за вежливые слова.

Один ребенок прорывается к кассе, расталкивая детей (он заранее подготовлен к этой роли).

«Хулиган». Касса, выдай мне билет!

Касса. Ваше вежливое слово?

«Хулиган». У меня такого нет.

Касса. Ах! У вас такого нет? Не получите билет.

«Хулиган». Мне – билет!

Касса. Нет и нет!

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему кассир не выдал билет этому мальчику?

Дети. Так грубо и невежливо нельзя себя вести.

Ребенок-«хулиган» извиняется, покупает билет за вежливое слово и заходит со всеми вместе в зрительный зал.

Читайте также:  Поделки из бросового материала своими руками. ветрячки

Воспитатель. Я хочу вам напомнить, что если ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями, то проходить к своему месту нужно повернувшись лицом к сидящим. Кто это может продемонстрировать?

Ребенок, по желанию, показывает, как правильно занять свое место.

Звучит лирическая музыка (грамзапись). Начинается представление. Дети читают тексты из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

1-й ребенок.

Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая:

2-й ребенок.

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете?

Ты царевны молодой?

Я жених ее».

Воспитатель (в роли ветра).

«Постой, —

Отвечает ветер буйный, —

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того глухого места,

В том гробу твоя невеста».

1-й ребенок.

Ветер далее побежал.

Королевич зарыдал

И пошел к пустому месту

На прекрасную невесту

Посмотреть еще хоть раз.

Дети-артисты выходят из-за ширмы и кланяются. Дети-зрители и воспитатель аплодируют.

Воспитатель. Вот и пригодились нам аплодисменты. Когда спектакль заканчивается, зрители благодарят его участников аплодисментами. Актеры выходят на сцену и кланяются. Эта театральная традиция – проявление взаимной вежливости.

И мы тоже не будем нарушать ее.

А сейчас антракт! Что делают зрители в антракте? Верно, можно много интересного увидеть в фойе театра (фотографии актеров, выставки художников и народных умельцев), а кто хочет, может и перекусить – для этого есть специальное место – театральный буфет.

Появляется озорной Петрушка (подготовленный ребенок с куклой бибабо) и приглашает детей полакомиться угощением.

Петрушка.

Эй, ребята, налетайте,

Сушки, пряники хватайте!

Чтоб досталось повкусней,

Друга оттолкни скорей!

Не давай ему конфеты

И печенья не давай.

Лучше это угощенье

По карманам распихай!

Воспитатель. Ну, уж этого мы никак не ожидали. Чему ты, Петрушка, учишь детей? Дети прекрасно знают, что так себя вести нельзя.

Петрушка.

Не поверю никогда,

Чтобы вежливой была

Такая «мелкота».

Воспитатель. Петрушка, наши дети не только вежливые и воспитанные, но еще они много знают и умеют. Например, могут помочь тебе накрыть на стол по всем правилам столового этикета.

Петрушка. Это мы сейчас проверим. Давайте проведем игру «Кто быстро и правильно накроет на стол».

Выходят два ребенка, и проводится игра. Петрушка проверяет, правильно ли выполнено задание, все ли столовые приборы стоят на местах и почему они должны быть расположены именно так.

Петрушка.

Все сумели, все успели

Аккуратно сделать.

Прежде чем на стол поставить

Чашки и тарелки,

Не забыли постелить чистые салфетки.

Чашки, ложки лежат в ряд,

Стол накрыт на всех ребят.

Петрушка передает детям поднос с угощением. Все благодарят и возвращаются в «детский сад».

Воспитатель. Я думаю, что после нашего путешествия вы стали более воспитанными, культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/konspiekt-zaniatiia-v-starshiei-ghruppie-putiesh-2.html

Конспект открытого занятия по развитию речи«Что такое этикет» для детей старшей группы

(Развитие речи)

Программное содержание:

— расширить знания детей об этикете;

— закрепить знания о назначении и названии различной посуды;

— закрепить умение правильно сервировать стол;

— вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета;

— развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Предварительная работа.

  1. Чтение вежливые сказки. Т.А. Шорыгина. «Этикет для малышей».
  2. Заучивание стихов.
  3. Беседы «Поведение ребёнка за столом» Т.А. Шорыгина.
  4. Беседы «О хорошем и плохом поведении. Т.А. Шорыгина.
  5. Хозяйственно бытовой труд. «Дежурство».
  6. Работа с родителями.
  7. Участие в конкурсах.

Материалы и оборудование: различная посуда (кастрюли, сковорода, тарелки, чашки, стаканы, ложки, вилки, ножи; фартуки для дежурных, скатерть для сервировки стола).

Звучит музыка пробуждение природы в зал входят дети. (Слайд.)

Воспитатель. Сегодня на наш праздник вежливости и этикета пришло много гостей. Давайте поздороваемся и пожелаем доброго утра.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

Доброго утра всем, кто проснулся,

Всем, кто родным своим улыбнулся,

Всем, кто готов заниматься делами

Или же просто общаться с друзьями.

Пусть этот день будет лучше, чем прежний,

Может, подарит кому-то надежду,

Может, желанье исполнит любое.

Счастья, удачи, добра и покоя!

Воспитатель. Мы поздоровались с нашими гостями. Теперь мы вместе расскажем и покажем присутствующим, чему мы научились за этот год. В этом году мы узнали много нового, а самое главное научились вести себя согласно этикету. А что такое этикет мы сейчас расскажем. (Слайд.)

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться?

Как есть?

Как звонить?

Как встать?

Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ

Этот самый этикет.

У сеньора Этикета

Есть всегда на все ответы:

Как входить и где стоять,

Кому место уступать,

Как прилично одеваться,

Где молчать, а где смеяться,

Как к обеду пригласить,

Что подруге подарить.

В школе, в доме, на работе,

И в трамвае, в самолете,

И в театре, и в кафе

Пригодиться он тебе.

И пора нам всем понять –

Чтоб воспитанным стать,

Чаще надо к Этикету

Обращаться за советом.

Воспитатель. А вот если соблюдать этикет, то весь день будет добрым и весёлым.

Сценка ребёнок не хочет идти в детский сад. (Слайд.)

По утрам просыпайся вовремя, чтобы не опоздать в детский сад.

Не охота по утрам просыпаться малышам.

Но порядок — есть порядок…

Просыпаться все же надо!

Маме нервы не мотай, улыбнись ей и вставай.

Не ворчи и не кричи – лучше в ванну поспеши.

Обязательно умойся, хорошенько причешись,

Не забудь почистить зубки и одеться не ленись!

За собой заправь постель –

И в детсад беги скорей.

Поздоровайся с друзьями, с воспитателем и няней.

Маму тихо отпусти – на работу ей идти!

Очень быстро день пройдет, —

Мама за тобой придет.

Сценка ребёнок не слушает воспитателя. (Слайд.)

Во всем слушайся воспитателя.

Должен ты запомнить, кроха,

В группе вас детишек много…

Воспитателя жалей –

Он один на всех детей!

Постарайся его слушать,

Без приказа спи и кушай.

Не груби ему в ответ –

Старше он на много лет!

Помогай друзьям мириться. (Слайд)

Не дерись, не обзывайся,

Сам мирить ребят пытайся.

Слабых ты не обижай (Слайд.)

И в обиду не давай!

Ты игрушки не ломай и на место собирай!

Думай: чем играть другим?

Ты не должен быть таким!

Воспитатель. А ещё мы знаем поговорки и пословицы о хорошем поведении. Сейчас мы их Вам расскажем и объясним, как мы их понимаем.

Пословицы и поговорки. (Слайд.)

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Добрые слова дороже богатства.

Сумел провиниться, сумей и повиниться.

Старайся выглядеть опрятно.

За столом будь аккуратным – можно ведь запачкать платье…

Мой почаще с мылом руки, грязь не вытирай об брюки.

Не забудь напомнить маме, чтобы был платок в кармане.

Будь опрятным, будь красивым, чтобы все тебя любили!

Перед тем, как сесть за стол, руки ты свои помой.

Это нужно для того, чтобы не болел живот!

«Когда я ем – я глух и нем» — запомни правило простое!

Своих друзей не отвлекай, оставь на время их в покое.

Ешь аккуратно, не спеша, — должна тарелка быть пустая!

Поел, попил – иди гулять. Свободен ты, довольна няня…

(Слайд.)

Воспитатель. Сейчас мы поговорим о столовом этикете, как себя вести за столом, расскажем, какая бывает посуда и как надо сервировать стол. Для этого, прежде всего, необходимо знать какой посудой мы пользуемся.

Она различна по материалу изготовления. Если посуда из стекла она (стеклянная, из глины — глиняная, из дерева — деревянная, из железа -, из алюминия -, из пластмассы-, из керамики-, из фарфора-, из серебра,).

Посуда также различна по назначению.

Воспитатель. Как называется посуда которую мы обычно видим на столе: тарелки, миски, салатницы, стаканы, бокалы, кружки и др. (Ответы детей – столовая.) (Слай.)

Воспитатель. Как называется посуда, в которой происходит процесс приготовления пищи: кастрюли, скороварки, сковороды, утятницы, сотейники и другие изделия. Как правило, они выполнены из металла (нержавейка), но могут быть также из жаропрочного стекла (посуда для микроволновой печи) или керамики (глиняные горшочки для приготовления пищи в духовке).

Читайте также:  Викторина для школьников с ответами на день космонавтики

(Ответы детей – кухонная.) (Слайд.)

А какая ещё есть посуда в доме? Как называется посуда, в которой подают на стол масло (маслёнка, соль-солонка, перец-перечница, хлеб- хлебница, конфеты-конфетница).

Но одной посуды недостаточно. Я загадаю загадки и мы узнаем, чего нам не хватает.

Круглое лицо

Вытянуто, как яйцо,

Длинная ножка.

Чем щи хлебают?

(Ложкой.)

Младшая сестра граблей,

Четыре зуба есть у ней.

Но на кухне жизнь её,

И дело знает лишь своё!

(Вилка.)

Им можно хлебушек порезать

И колбасу на бутерброд,

И маслом булочку помазать.

Хорош для многих он работ!

(Нож.) (Слайд.)

Воспитатель. Правильно это столовые приборы. Сейчас имея всю посуду и столовые приборы, мы сервируем стол (дети сервируют стол).

Молодцы, давайте посмотрим правильно мы сервировали стол. (Слайд.)

Теперь мы можем продолжить.

Не стесняйся участвовать в мероприятиях. (Слайд)

Будь активным и веселым – это пригодится в школе.

Постарайся не бояться, не дрожать, не отпираться

Разучить с друзьями вместе к празднику стишки и песни!

Учись сам убирать свою постель. (Слайд)

После сна заправь постель, даже если очень лень!

Няню ты не дожидайся, сам заправить попытайся.

Покажи пример другим, помоги сложить и им!

Нужно всем ребята м знать, что полезно днем поспать!

Будешь радостным, веселым, будешь сильным и здоровым!

Если спать не хочешь ты – лежи тихо, не шуми!

Постарайся не мешать, другим детям отдыхать!

Не уходи из детского сада один, дождись родителей. (Слайд.)

Никогда не уходи из дет садика один!

Этим ты расстроишь маму, воспитателя и няню.

Сам ты можешь потеряться и до дому не добраться!

Помни правило одно: никогда и ни за что

С посторонними людьми никуда не уходи!

Люди всякие бывают! —

Деток бьют и обижают…

Воспитатель. Вот наш праздник вежливости подошёл к концу и нам надо подытожить, что мы знаем и умеем.

Заветные слова (Слайд.)

И в Нью-Йорке, и в Париже,

И на Кубе, и поближе.

И у русских, у эстонцев,

У французов и японцев

Есть заветные слова.

Знать должна их детвора!

Все народы на планете –

Дяди, тети, даже дети,

Просыпаясь ранним утром,

Произносят: — С добрым утром!

Говорят кому-то либо:

— Добрый день, привет, спасибо,

Благодарствую, простите,

До свиданья, извините.

Эти главные слова

Повторяются всегда:

Днем и вечером, в квартире,

На работе, в магазине,

И в трамвае, и в метро,

И в театре, и в кино.

Почему в любой стране,

На Чукотке и в Москве

Эти главные слова

Повторяют все с утра?

Это вежливое слово

Ключ к душе, друзья, любого:

К маме, папе, брату, деду,

К однокласснику, соседу,

К старшим, младшим и друзьям,

К иностранцам тут и там.

Добрым словом сможешь ты

Избежать любой вражды,

Мир узнать и помириться,

С новым другом подружиться.

Если ты не прав

– Простите!

Вдруг толкнул

– Ой, извините.

Друг приветствует, в ответ

Отвечай ему: — Привет!

Если кто-то что-то дарит

Говори: — Я благодарен,

За подарок вам спасибо:

Очень кстати, очень мило!

Если нужно в дом войти,

Постучись, затем спроси:

— Извините, можно к вам

На два слова по делам?

Получается, друзья,

Что заветные слова

Знать должны на всей планете

Дяди, тети и их дети.

Книги, которые можно прочитать детям

Хочу предложить список книг, которые буде полезно прочитать малышам, чтобы они лучше усвоили правила поведения. Читайте, учите стихи, беседуйте, играйте с детьми.

  • Мойдодыр К.И. Чуковского;
  • Что такое хорошо и что такое плохо В. Маяковского;
  • Русская народная сказка «Лиса и журавль»;
  • Ежели вы вежливы С. Маршака;
  • Правила поведения для детей О. Журавлева;
  • Волшебное слово В. Осеевой;
  • Уроки вежливости А. Усачева.

Список используемой литературы и других источников.

  1. Вежливые сказки. Т.А. Шорыгина. «Этикет для малышей» Издательство: Книголюб, 2005 г.
  2. Беседы «О хорошем и плохом поведении. Т.А. Шорыгина Издательство: Сфера, 2015 г.
  3. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток: учеб. пособие для детей. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 72 с.
  4. Грабчикова, Е. С. Речевой этикет: факультатив, занятия по рус. яз. в 3-м кл. : пособие для учителей учреждений общего сред, образования с белорус, и рус. яз. обучения / — 2-е изд. — Минск : Пачатковая школа, 2012. — 72 с.
  5. https://stihi.ru/2015/01/28/2558
  6. http://chudo-udo.com/pravila-etiketa/item/1888-pravila-etiketa-v-detskom-sadu-v-stihah
  7. http://igri-uma.ru/forum/index.php?showtopic=3969

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/11434-konspekt-zanyatiya-chto-takoe-etiket.html

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое этикет?» | Конспекты занятий, ООД | Конкурсы для воспитателей / Журнал «Педагог ДОУ»

Автор: Гасанова Мая Фируддин кызы

Организация: ГБОУ лицей 1367

Населенный пункт: г. Москва

Задачи:

  • познакомить с понятием «этикет»;
  • учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;
  • совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;
  • упражнять в использовании вежливых слов;
  • воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду;
  • формировать навыки культурного, этически грамотного поведения;
  • развивать мыслительную деятельность у детей.

Предварительная работа: заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах

Материал:

  • туалетные принадлежности: мыло, зубная щетка, расческа, полотенце; зеркало; заколка для волос;
  • круги красного и зеленого цвета по количеству детей;
  • цветик-семицветик с правилами поведения в различных местах;
  •  «волшебный цветок».
  • ЭОР: диск с мультфильмом «Маша и медведь»

ИКТ: СD-плеер или магнитофон, телевизор с DVD-проигрывателем или мультимедийные средства обучения.

Ход занятия

 (Дети входят под песню «Детский сад»).

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Дети хором здороваются.

Воспитатель:

«Доброе утро!», гости! «Доброе утро!», дети! «Доброе утро!», солнце!

Солнышко ясное встало «Доброе утро!» — сказало «Доброе утро!» — кричу я прохожим Веселым прохожим на утро похожим,

Но если проснешься, а дождик в окно стучит, да стучит и без солнца темно

«Доброе утро», друзья, все равно «Доброе утро» и в холод и в град «Доброе утро» — не зря говорят

«Доброе утро» велит быть добрей и веселей

Воспитатель:  Первые слова, которыми мы начинаем день – это «Доброе утро». А что мы говорим этими словами, ребята? Дети: желаем веселья, счастья, хорошего настроения, хотим, чтобы весь день был радостным, светлым, добрым. А Что еще мы говорим друг другу при встрече?

Ребёнок.

— Здравствуйте! –  Ты скажешь человеку. — Здравствуйте, —  Улыбнётся он в ответ. И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Воспитатель: Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него. ПРИВЕТСТВИЕ — это одно из самых важных правил этикета. А что такое «этикет» нам расскажут дети:

Все дети:

Что такое «этикет»? Мы сейчас дадим ответ. Это правила такие,

Надо знать их с малых лет!

2 ребёнок:

Что сказать, когда войти, Как в гостях себя вести, Что с волшебными словами

Делать дома и в пути.

3 ребёнок:

Если вежливыми стать И воспитанными быть, То всегда и всюду будут, 

Уважать вас и любить!

Воспитатель: Молодцы! А теперь садитесь. Ребята, мы с вами знаем, что правил этикета очень много. Некоторые из них собраны в один цветок. Посмотрите внимательно и скажите, где необходимо соблюдать правила поведения. (Цветик-семицветик, дети называют: в детском саду, в театре, на улице, в транспорте, в гостях, в больнице, дома.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Но сегодня мы остановимся на этикете в детском саду.

(Забегает девочка – неряха,  под песню «Воспитание», из карманов торчит зубная паста, мыло, расческа, зеркало).

Воспитатель: Что ты кричишь, бежишь. Расскажи, что с тобой случилось? Девочка: я проспала.

Воспитатель: а почему ты так неопрятно и некрасиво одета? Девочка: я торопилась и думала, что и так сойдет. Воспитатель: Дети. Посмотрите, как некрасиво, когда человек грязный и неаккуратно одет. В таком виде можно приходить в детский сад? Надо исправлять положение: поможем девочке?

Дети: Да. (Для этого по очереди, подходите к девочке и помогите ей привести себя в порядок)

Воспитатель: Ну вот и все! А теперь  покажем нашим гостям и девочке, как мы встречаем новый день.

Физкультурная минутка:

Рано утром мы проснулись, потереть глаза кулачками
Сладко, сладко потянулись! потянуться вверх
Чтобы сон ушел — зевнули зевают
Разбудил нас бег на месте, «бегут»
В ванну побежали вместе «рисуют» прямоугольник в воздухе
Умывались и плескались, имитируют движения умывания
Зубы вычистить старались, «чистят» зубы
Причесались аккуратно, «причесываются»
Приоделись все опрятно. проводят руками по телу-«одеваются»
Не хотим мы больше спать грозят пальчиком
Будем весело играть!!! хлопают в ладоши.

Девочка уходит, махнув рукой.

Воспитатель: Она забыла сказать волшебное слово…«спасибо».

За что мы говорим «спасибо»? За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали, сколько раз.

Читайте также:  Конспект занятия по пдд в младшей группе детского сада по фгос. тема: троллейбус

Благодарность — чувство признательности кому-нибудь за оказанное внимание и добро. К сожалению, мы часто забываем говорить волшебные слова, а они так необходимы.

Я вас приглашаю сесть в большой круг, и подарить друг другу “ласковое слово”. “Волшебный цветочек в руки возьму, и ласковое слово тебе подарю». (Дети, сидя в кругу, передают друг другу “волшебный цветочек ”, говоря при этом добрые, ласковые слова).

Воспитатель: Но быть воспитанными, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. А еще это соблюдение важных правил. О некоторых очень важных правилах ребята хотят прочитать стихотворения.

1 ребёнок:

В садик не бери конфетки, Ведь другим обидно деткам. Маму провожай спокойно, И веди себя достойно. Воспитательницу слушай,

Без приказа спи и кушай.

2 ребёнок:

Одевайся побыстрей, Не задерживай детей. Игрушку ты не отнимай, Возьми другую, поиграй. С незнакомым не ходи, Воспитателя зови. Маму радостно встречай,

По подружкам не скучай.

Воспитатель: все соблюдают эти правила? Да! Спасибо, вам, дети!

Воспитатель: Ребята, а сейчас  я предлагаю поиграть еще в одну игру «Хорошо ли плохо ли». Пойдемте к столам.  Возьмите по красному и зеленому кружочку в руки.

 Я буду показывать вам иллюстрации, на которых изображены поступки, а вы, молча  будете поднимать красный или зеленый кружок. Если поступок хороший поднимаете зеленый кружок, а если плохой – красный.

Показываю иллюстрации с сюжетами, дети поднимают соответствующий кружок. (Последняя иллюстрация о том, что нельзя звонить поздно вечером).

Воспитатель: дети, а в тихий час можно шуметь, кричать, мешать другим детям спать? (нет) Нужно лежать тихо, даже если тебе не хочется спасть, не мешать остальным детям.

Послушайте стихотворение об этом из большой книги правил. (чтение) А сейчас предлагаю посмотреть отрывок из  мультфильма «Маша и медведь», который наверняка вы все видели.

Садитесь поудобней и смотрите внимательно!

Просмотр фрагмента мультфильма «Маша и медведь»

Воспитатель: Ребята, скажите, что Маша сделала не правильно?

Ответы детей: (взяла спички, не давала спать Мишке, кричала за столом, выпустила пчел).

Воспитатель: А как бы, вы, поступили на ее месте? Ответы детей.

Воспитатель: А что, вы, можете сказать о медведе? Ответы детей.

Воспитатель: Дети, а почему Маша плохо себя ведет?

Дети:, она невоспитанная, потому что она не знает правил поведения.

Воспитатель: Сотни правил в этикете, Все не выучить сразу. Но, пожалуйста, уж, дети, Вы не огорчайте нас! Изучайте этикет.  И живите много лет! В жизни Ваше воспитание ждут большие испытания.

Самоанализ: Ребята, о чем мы с Вами сегодня разговаривали.

Дети: О правилах поведения, об этикете.

Воспитатель: Правильно. Вы поняли, что такое этикет? Это правила вежливого поведения. А все ли из Вас правильно и красиво себя вели? Мы с вами будем еще многому учиться, чтобы о вас сказали: «Это воспитанные и вежливые дети». Молодцы все! И по правилам этикета мы обязаны угостить наших гостей. Для этого мы пойдем по дороге добра.

Включаю аудиозапись песни   «Дорогою добра» (угощаем гостей конфетами).

Источник: http://www.pdou.ru/categories/1/articles/364

Правила этикета в старшей группе — Гильдия юристов и риэлторов

Предлагаю детям составить рассказы по картине (2 — 3 рассказа).

Какие еще вежливые слова вы знаете? (Доброе утро, добрый день, добрый вечер) Когда говорят эти слова?(ответы ребят)

Воспитатель: Дети, все работники нашего детского сада хвалят вас, говорят, какие вы молодцы, очень вежливые ребята. А я переживаю, что вы еще не все правила поведения знаете.

Раздаю угощение детям, контролирую, чтобы дети говорили «Спасибо»

-Здравствуй, куст и здравствуй лес, Здравствуй, мама, папа!- Вася тут со стула слез

И пошел куда-то…

Вежливость помогает всем на планете жить дружно. И нужно быть вежливым даже тогда, когда этого совсем не хочется. Если ты вежлив с людьми, то и люди вежливы с тобой.

Занятие по этикету в подготовительной группе «Правила этикета

Вос-ль: — И сегодня, ребята, мы находимся не просто в зале, а на телестудии, где будут снимать передачу «Пусть говорят».

У нас в студии находятся гости, которые пришли к нам на передачу, вы – герои передачи и я Наталья Сергеевна – ведущая этой передачи. Нас будут смотреть дети с других детских садов.

Ребята, у меня в руках есть микрофон, если появятся вопросы у вас или у гостей студии, поднимите руки, и я подойду.

Вос-ль: — А Настя, например, может сказать Алеше «привет»?

Вос-ль:- Ребята, а о каких общественных местах вы имеете в виду?

Дети: — Этикет – это правила поведения и вежливости в общественных местах.

Дети:- По мачехиному веленью посадил старик старухину дочь в сани, повез ее в лес, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал. Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку подскакивает, да на старухину дочь поглядывает:

Вос-ль: — Был бы беспорядок. Как здорово, что они существует.

Занятие об этикете и вежливости в старшей группе

Дети. Можно подобрать картинки с изображением правил поведения; мы можем прийти к ним в группу и рассказать об этих правилах, поиграть с ними в игры, прочитать им стихи о том, как правильно себя вести; можно подобрать книги, игры и подарить их малышам.

Воспитатель младшей группы. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, ребятам моей группы быстро запомнить правила поведения. Некоторые из них они уже знают: здороваются при встрече, прощаются при расставании, благодарят за услугу.

Но вот о выполнении других правил они часто забывают. И вдруг я вспомнила о вас, ребята. Вы хорошо знаете, как вести себя в той или иной ситуации.

У вас в группе много разных игр, картинок, карточек-символов, книг о том, как правильно вести себя за столом, в гостях, в транспорте, при разговоре с другими людьми.

И я подумала, что если бы и у нас в группе были картинки, игры, которые постоянно напоминали бы ребятам о правилах поведения, они быстрее бы научились их соблюдать. Пожалуйста, подберите или нарисуйте детям младшей группы такие картинки. Я очень хочу, чтобы они хорошо знали и выполняли правила поведения.

О каком вежливом волшебном слове говорится в этом стихотворении?

Воспитатель. Ребята, а почему от волшебных, вежливых слов люди становятся радостнее, счастливее?

Воспитатель. Давайте посмотрим, можем ли мы быть тоже вежливыми.

Дети. Нужно уметь правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом, не кричать, не тянуться через весь стол, помогать друг другу, говорить «спасибо» после еды.

Наш этикет»

творчество эстетические чувства и желание все красиво делать. Формировать интерес к эстетической стороне

— устная консультация «научить Как ребенка культурному поведению»

Учить, правильно сервировать Приучать. стол поддерживать опрятный вид.

Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и Формировать. раздеваться умение самостоятельно выполнять обязанности столовой по дежурных: правильно сервировать стол. Воспитывать отношение положительное к труду, желание трудиться.

Приучать к огороде на работе. Совершенствовать навык работы веником.

— составление Семейные «альбома традиции» «Как мы отмечаем праздники Организация»

Правила гостеприимства»

-Девочки, а какой транспорт мы можем использовать для путешествия?

Мы все немного устали. Я предлагаю вам поиграть в игру «Давайте поздороваемся». Правила игры просты:

-Необходимо уделить внимание каждому гостю.

-Уступай старушкам место, если стало очень тесно.

-Здесь ничем сорить не надо — быть воспитанным отрада.

Молодцы мы отлично отдохнули. Пора мальчикам приглашать девочек к столу. (Мальчики провожают девочек к столу. Отодвигают стулья за боковые спинки. Девочки подходят и ждут, когда мальчики пододвинут стулья. Затем мальчики присаживаются сами.

Конспект занятия в старшей группе «Уроки этикета»

Материал: Слайды сюжетных картинок, цветочка с лепестками; магнит, сигналы с лицами разной мимики. мяч, листочки с цифрами от 1 до 7,карандаши.

Развивать логическое мышление: умение анализировать ситуации, делать обобщения, умозаключения.

Картинка «Как мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе».

-Как вы думаете, какой диалог мог состояться у детей? Что говорит девочка? (Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье).

В -ЛЬ: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим друг другу улыбки.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Педагогический проект «Путешествие в стану Этикета»

Компьютер, телевизор, магнитофон, принтер, сканер, мультимедио, фотооппарат.

Занятия по изодеятельности, ознакомление с окружающим, домашнее задание, консультации, папки передвижки,беседы

«Новые правила поведения для воспитанных детей» Г.П.Шалаева, О.М.Журавлёва.

«Пойдём и поищем волшебное слово», «Наша дружная семья»

Участие в родительском собрании, деление опытом ( по воспитанию детей), в развлечении.

В процессе работы над проектом у детей формируются и расширяются представление о этикете, о соблюдении его, воспитываются положительные качества. Повышать культуру межличностных отношений, взаимодействия детей в группе и семье, общую социальную зрелость детей, снижать агрессивность.

Конспекты занятий по этикету в детском саду

Источник: http://grb03.ru/pravila-jetiketa-v-starshej-gruppe/

Ссылка на основную публикацию