Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе на осеннюю тему

Конспект занятия «Осень, осень в гости» в старшей группе

Конспект

«Осень, осень в гости просим» (старшая группа)

Автор:  Анохина Г.П.   ГДОУ №93

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни  и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).

Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Закрепить и конкретизировать знания о перелетных и зимующих птицах, насекомых осенью.

Обогащение словаря: живописная, багряный, моросящие, листопад, перелетные, зимующие и т.д.

Воспитывать гуманные отношения к обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего мира.

Предварительная работа:

·       Наблюдения за живой и неживой природой.

·       Экскурсии по экологической тропинке детского сада.

·       Рассматривание картин и репродукций об осени.

·       Чтение художественной литературы.

·       Заучивание стихов, отгадывание загадок.

Оборудование: слайд-проектор, аудиозапись («Времена года» П.И, Чайковского), картины, репродукции.

 Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение (звучит аудиозапись)

Лес, точно терем расписной

Лиловый золотой багряный

Веселой, пестрою стеной

Стоит над сонною поляной

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой

И.Бунин      

·       О каком времени года стихотворение?

·       А какие еще времена года вы знаете?

·       Сколько месяцев длится осень?

·       Назовите осенние месяцы

·       Давайте посмотрим, чем  осень отличается от других времен года?

·       В этом нам поможет наш волшебный экран. (на экране картина Левитана «Осень»)

·       Какое время года мы видим на картине?

·       А какой период осени?

·       Какое настроение вызывает у вас картина? Как бы вы ее назвали?

(Высказывания детей)

Игра: «Координация речи с движением»

К нам на длинной тонкой ножке(прыжки на одной ноге по кругу)

Скачет дождик по дорожке

В лужице — смотри, смотри!-(дети стоят лицом в круг ритмичные приседания)

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты,(наклон, руки к полу, потряхивание кистями)

Стали мокрыми цветы.

Мокрый серый воробей(встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями)

Сушит перышки скорей

Внимательно послушайте еще стихотворение:

Падают,  падают листья.
В нашем саду листопад, желтые, красные листья,

по ветру вьются, летят.

·       О каком времени осени говорится в этом стихотворении?

— Верно,  это средина осени. Мы называем ее золотой, почему?

·       А вы помните, как однажды на прогулке подул сильный ветер, и на нас полил золотой дождь? Мы все засмеялись от радости, запрыгали, замахали руками.  Что это был за дождь? Чему мы радовались?

·       А теперь представьте, что вы осенние листочки, выберите из корзинки любой листочек и определите с какого он дерева.

 Игра «Лист лети ко мне»

(дети кружатся пока воспитатель скажет к примеру: «кленовый лист лети ко мне» или «найди свое дерево»)

·       Кто знает, Почему осенью опадают листья с деревьев?

(высказывания детей)

-верно, осенью прекращается сокодвижение.

Да ребята, в пору золотой осени природа необыкновенно красива, многие поэты посвятили свои стихи этой красоте.

 (стихотворение «Лист качается узорный» Благининой)

 ·       Давайте вспомним другие приметы.

(дети перечисляют приметы).

— Верно, птицы улетают на юг. Почему они улетают?

·       Назовите птиц, которые улетают от нас?

·       Каким, одним словом их можно назвать?

·       А как назовем птиц, которые остаются с нами зимовать?

·       Назовите зимующих птиц.

·       Зимой птицам жить тяжело, они летают стайками. Так легче прокормиться.

·       По внешнему виду воробьев, например, можно угадать погоду.

Если воробьи гладенькие и поджарые, значит на улице тепло.

А если пухлые и взъерошенные – значит мороз трещит.

·       Что для птиц страшнее, холод или голод?

·       Как мы можем помочь птицам зимой?

Физминутка.

Гуси серые летели,                 

(Плавно машут руками)
На лужайке тихо сели. (Приседают)
Походили, поклевали, (Ходят, наклоняя голову)
Потом быстро побежали. (Прыгают  на подскоке)
Мы были у бабуси («Лепить пирожки»)
Прилетели гуси

(Помахать крыльями-ладошками.)
Первый гусь испек пирог,
А второй ему помог,     

(Поочередно массировать каждый палец,
начиная с большого)
Третий гусь накрыл на стол,  А четвертый вымыл пол, Пятый долго не зевал

И пирог  у них склевал.            (Постучать пальцами по коленям)

Раз, два, три, четыре, пять,              (Поочередно загибать пальчики)
Выходи гусей считать!

·       Посмотрите на эти две картины. Которую из них нарисовал Левитан?

(показ слайда)

·       Какие чувства вызывает у вас эта картина?

·       Почему становится грустно?

·       Наступила поздняя осень. Природа уже не так красива, она приготовилась к встрече зимы.

·       Но люди любят осень не только за красоту, как вы думаете, за что еще?

— Верно, осень щедра дарами: и сады, и лес, и огороды дарят людям много вкусного и полезного.  

·       Хотите посмотреть, что происходит в осеннем лесу?

(Показ слайдов. По ходу показа —  высказывания детей). 

·       Кого мы увидели первого в лесу?

Подвижная игра «Ёжик»

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу.
Любит рыться  в мокрых листьях колется, колется.
Уж я ёжику-ежу в поле тропку покажу

 где катают мышки еловые шишки.

·       А вот кто встретится в лесу после ежика, вы узнаете, если разгадаете ребус:

Правильно, значит потом мы встретим лису.

·       (продолжается просмотр слайдов)

Загадка

В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен дождь! Дождь пойдёт – его ты сложишь! И гулять под солнцем сможешь. Если ясен горизонт, что оставим дома?

(Зонт)

·       Вот такая красивая отгадка есть у нас.

Этот зонтик не только красивый, а еще и волшебный

Кто встанет под ним и покрутит его, сразу вспоминает какую то примету осени или стихотворение. (Воспитатель встает под зонт и говорит: «Осенью часто идут затяжные моросящие дожди»)

Дети по желанию встают под зонтик и вспоминают признаки осени.

Источник: http://pochemu4ka.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/okruzhajushhij_mir/konspekt_quot_osen_osen_v_gosti_quot/201-1-0-1971

Конспект по окружающему миру в старшей группе на тему: «Осень»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе №3 «Осень»

Цель: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.

Задачи: Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде.

Методические приемы:

Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;

Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения;

Практические: дидактические игры и упражнения.

Материал: картинки с признаками осени; осенние листья волшебный мешочек с фруктами и овощами.

Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

Предварительная работа: чтение стихотворения об осени Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, П.М. Плещеева, А.С. Пушкина.

1.Организационный момент.

Ребята давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу. Если будем улыбаться, станем мы добрее! Ну, а доброта на свете ,нам всего важней! А сейчас садимся на стульчики.

2.Основная часть. Загадка.

Грачи улетели,

Леса пожелтели,

Одни зеленею лишь сосны да ели.

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи,

Урожай собирают .

Когда это бывает? (Осенью)

3.Беседа по теме.

-После какого времени года наступает осень?

-Назовите осенние месяцы?

-Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?

-Что делают люди в полях, садах и огородах?

-Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?

-Какие праздники отмечают осенью?

-Сколько всего времен года?

-Каким цветом мы обозначаем условно времена года?(Синим, зеленым, красным,желтым)

4.Игра «Времена года»

-Какое время года у тебя на картинке?(весна) По каким признакам ты догадался?

Почему ты встал около обруча синего цвета? (П

потому, что время года весна условно обозначается синим цветом) ит.д.

5.»Подскажи словечко»

-Какая погода бывает осенью ,если идет дождь-…(дождливая),дует ветер-…(ветреная),на улице холодно-..(холодная), пасмурно_..(пасмурная),сыро-…(сырая),хмуро-..(хмурая).солнечно(солнечная)

6. Физкульт минутка.

Дует, дует ветер, дует ,задувает (руки вверх- вниз)

Желтые листочки с дерева срывает (покружится)

И летят листочки, кружат по дорожке (медленно бегаем)

Падают листочки прямо нам под ножки (медленно присесть)

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Закружились, полетели и на землю снова сели

7. Игра «Найди дерево» (береза, клен, дуб)

Мы сегодня говорили с вами об осени, и она нам прислала послание. Давайте посмотрим, что нам приготовила Осень. Она принесла нам листочки: дубовые, кленовые и березовые, которые потерялись или, может, улетели с деревьев.

С каких деревьев улетели эти листья?

Дети делятся на три команды и по очереди выбирают и прикрепляют листья к веточкам нужного дерева (на доске приготовлены нарисованные деревья без листьев).

8. Игра «Да или нет»

Я буду читать вопросы: если ответ да – надо хлопнуть в ладоши, а если ответ нет – положить руки на пояс.

Осенью на деревьях раскрываются почки? (нет)

Осенью растут грибы? (да)

Тучи солнце закрывают? (да)

Колючий ветер прилетает? (да)

Морозы осенью бывают? (да)

Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)

Осенью приходит Новый Год? (нет)

Осенью бывает листопад? (да)

Урожай все собирают? (да)

Птичьи стаи улетают? (да)

Часто-часто льют дожди? (да)

Солнце светит очень жарко? (нет)

Можно детям загорать? (нет)

Дети куртки, шапки надевают? (да)

10. Итог занятия.

Ребята, чем мы сегодня занимались? Что запомнили? Какие приметы осени?

Кто что узнал для себя нового? Что интересного было на занятии?

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/konspiekt_po_okruzhaiushchiemu_miru_v_starshiei_ghruppie_na_tiemu_osien

Нод в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром природы «чудесные приметы осени»

НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром природы

«Чудесные приметы осени»

Цель: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; закрепить умение слушать музыкальное произведение, определять его характер; развивать связную речь, умение высказывать свои мысли; упражнять в подборе прилагательных; продолжать учить рассказывать сказку по карточкам; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением; продолжать учить согласовывать движения с речью; развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику, штриховку; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения; воспитывать желание беречь природу, помогать птицам.

Ход занятия.

Организационный момент.

— Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Давайте посчитаем, сколько месяцев вы ходите в наш садик? За это время мы узнали много нового и интересного, давайте поделимся нашими знаниями с нашими гостями.

Первое задание: сядет тот, кто назовет любой овощ, фрукт, перелетную птицу, транспорт, зимующую птицу, домашнего зверя, дикого зверя, домашнюю птицу.

1 часть.

— Ребята, послушайте музыку. (Звучит пьеса П.И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года».)

Как называют того, кто сочиняет музыку? Назовите композитора. Как вы думаете, какое время года навеяло эту музыку композитору?

Дети: Осень.

— Да, музыка помогает передать настроение. Эта мелодия передала нам настроение осени, прекрасной поры. Какая здесь музыка по характеру?

Дети: Печальная, спокойная, грустная, задумчивая, нежная, медленная, легкая.

— Действительно, осень — удивительное, очаровательное время. А теперь закройте глаза и попробуйте представить себе осенние картины. Владик, что ты себе представил? А Данила? (спросить еще у нескольких детей)

— Осень может быть не только печальной, но и очень красивой. Она удивляет нас изобилием красок, пышным убранством. Осень вдохновляет рисовать картины. Давайте подойдем к знакомой картине и рассмотрим ее.

(Дети встают и подходят к картине Левитана «Золотая осень»).

— Как называют того, кто рисует картины? Кто автор? какое время года здесь нарисовано? Как вы догадались? Какие краски использовал художник, светлые или темные? Какие слова мы можем подобрать для золотой осени? Что особенно нравится на этой картине. (Спрашиваю мнение нескольких детей).

— Осень может быть не только красивой, но и совсем другой. Какой? Дети: Печальной, слякотной, дождливой, ветреной

Читайте также:  Классный час в начальной школе «пернатые друзья»

— А какому периоду осени соответствуют эти признаки?

Дети: Поздней осени.

— Многие поэты любили это время года и воспевали е

— Алина, а какой период осени любишь ты? Почему? А Максим?.

Физ. минутка «Осень птицей пролетела»

Движения выполняются в медленном темпе, с каждым очередным повтором стихотворения они убыстряются.

Осень птицей пролетела. (Имитируем взмах крыльев.)

По грибы идти велела. (Приседаем.)

Кружит листья все опять. (Руки складываем перед грудью, поворачиваем туловище.)

Мы скорей бежим гулять. (Бежим на месте.)

В лужу прыгнули все дружно. (Прыгаем на месте.)

Нам ее измерить нужно. (Попеременно поднимаем ноги.)

Не берем с собой зонты. (Руки скрещиваем над головой, изображал крышу.)

Осень любим я и ты. (Кланяемся.)

2 часть.

Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра и принес нам на стол листки. На них что-то нарисовано.Чтобы понять, что там нарисовано, надо обвести по контуру. Но сначала разомнем пальчики.

Пальчиковая игра «Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).

Листья берёзы.

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).

Мы соберём

В вазу осеннюю мы отнесем.

(Дети обводят листочки.)

— Что у вас получилось?

Дети: Листья дубовые и кленовые.

— Давайте посчитаем дубовые, а потом кленовые (Игра «1,2,.5»).

Дети: один дубовый лист, два дубовых листка, три дубовых листка, четыре дубовых листка, пять дубовых листьев. (Также считаем кленовые)

— Каких листьев получилось больше? Какие листья мы еще можем назвать? (Если дети затрудняются, то сама показываю им листья других деревьев)

— Посмотрите, на ваших листочках что-то есть. Это карточки. Как вы думаете, что они нам помогут сделать? Правильно, рассказать сказку. А для этого надо выстроиться в соответствии с цифрами на

карточках. Номер один встает справа от меня.

(Дети встают в соответствии с цифрами, проверяют себя и рассказывают сказку «Маша и медведь» по карточкам)

3 часть.

— О каком животном идет речь в сказке? Каких диких зверей вы еще можете назвать? Какое сейчас время года наступило? Давайте вспомним, как звери готовились к зиме и что делают сейчас?

— Почему еще в лесу так тихо? А почему птицы улетают от нас и как мы их называем? Какие улетают первыми, какие последними? Почему?

Игра «Четвертый лишний»

(Выставляю воробья, цаплю, ворону, дятла)

— Какая птица лишняя? Почему? Какие остались с нами? Почему? Как мы их называем? Чем можем им помочь?

Игра «Выбери корм» (Я положу для птиц в кормушку зерно.)

Итог занятия.

— Что наиболее интересным было на занятии. Что

Источник: https://multiurok.ru/blog/nod-v-starshiei-ghruppie-po-oznakomlieniiu-s-okruzhaiushchim-mirom-prirody-chudiesnyie-primiety-osieni.html

Конспект занятия на тему: «Осень» в старшей группе

Цель: закрепление знаний детей о признаках осени, деревьях.

Задачи: образовательные – уточнить и закрепить знания детей о признаках осени, закрепить знания о деревьях;

коррекционно-развивающие – развивать мышление, учить отгадывать загадки по теме «Деревья», развивать логическое мышление (4-й лишний по теме «Листья деревьев»), упражнять детей в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать относительные прилагательные от существительных; развивать речь (умение строить фразу с опорой на схему, продолжать учить составлять описательные рассказы; развивать умение  согласовывать речь и движение, развивать мелкую моторику;

воспитательные – воспитывать эмоциональную адекватность, доброжелательность по отношению друг к другу, адекватно реагировать на свою неудачу.

Демонстрационный материал: картинки (солнце, символы дня и ночи – черная и желтая  полоски разной длины. Синий зонтик, снежинка, «голое» дерево, листья под деревом, птицы, летящие клином, теплая одежда). Для фланелеграфа – дубовые, кленовые, рябиновые, березовые листья красного, желтого, оранжевого цветов. Картинки деревьев –береза, клен, дуб, рябина, ель.

Раздаточный материал: картинки – птицы, солнце, тучи, ель, земля с листьями, разноцветные осенние листья, «голые» деревья.

Ход занятия

Организационный момент

Дети садятся полукругом.

Игра «Повтори, не ошибись»

Зима-весна-лето, лето-осень-зима, весна-лето-осень, осень-зима-весна

Основная часть

Беседа

— Какие слова вы повторяли?  (Времена года)

— Какое сейчас время года ? (Осень)

— Сколько месяцев длится осень? (Три)

— Какой месяц обозначает начало осени?. (Сентябрь)

— Какой месяц обозначает середину осени? (Октябрь)

— Назовите месяцы осени по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

— Назовите последний месяц осени. (Ноябрь)

— Ноябрь —  какой по счету месяц? (Третий)

— Ноябрь – это последний месяц осени, поздняя осень.

Работа с демонстрационным материалом

Повторение признаков осени с одновременной демонстрацией каждого признака

— Картинка «Солнце» (Солнце мало светит и греет)

— Символы дня и ночи – черная и желтая полоски разной длины (День становится короче, ночь – длиннее)

— Зонтик синего цвета с каплями дождя и снежинками (Часто идут холодные дожди, бывает дождь со снегом)

— Снежинка (По ночам бывают заморозки)

— Дерево без листьев, листья под деревом (Деревья стоят «голые», листья опали)

— Птицы, летящие клином (Птицы улетают в теплые края)

— Куртка, шапка, сапоги  (Люди одевают теплую одежду, теплые головные уборы, теплую обувь).

Физкультминутка

Мы листики осенние

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Повертел их, покружил

И на землю положил.

(Дети выполняют соответствующие  движения).

Пальчиковая гимнастика

Солнышко греет уже еле-еле;

Перелетные птицы на юг улетели;

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

(Поочередно  дети соединяют, начиная с большого, пальцы руки; сначала на левой руке, потом на правой, потом вместе обеими руками – на каждую примету осени).

Дети садятся за столы.

Игра «Повтори, не ошибись»

Дуб-рябина-береза, береза-ель-дуб, клен-рябина-ель, ель-дуб-клен.

— Что вы называли? (Деревья)

Игра «Отгадай загадку»

-Отгадайте, о каком дереве загадка.

* Зимой и летом одним цветом. (Ель)

*Красная ягодка летом – горька, зимой – сладка. На каком дереве растет? (Рябина)

*Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из теплых дней май сережки дарит ей. (Береза).

*У какого дерева много маленьких овальных деток с  рождения в беретиках ходят? (Дуб).

* У какого дерева резные листья летом зеленого цвета, а осенью – желтого и красного? (Клен).

Выставляются на доску картинки-отгадки.

-Подумайте, какое одно дерево отличается от остальных деревьев? (Ель)

— Почему ?

Игра с мячом «Назови ласково»

Береза – березонька (дуб, рябина, клен, ель)

Игра с мячом «С какого дерева лист»

— Как называется лист с дуба? (Дубовый)

— Как называется лист с березы? (Березовый)

— Как называется лист с клена? (Кленовый)

— Как называется лист с рябины? (Рябиновый)

— Как называется веточка с елочки? (Еловая)

Игра «Четвертый лишний»

На фланелеграф выставляются осенние листья : три желтых дубовых и один желтый кленовый

— Посмотрите и скажите, какой листик лишний, не подходит? (Лишний желтый кленовый лист)

Выставляются  три желтых кленовых и один красный кленовый листы, один желтый дубовый и три желтых березовых листа, три оранжевых рябиновых и один желтый рябиновый.

Физкультминутка

— Как называется явление в природе, когда дует ветер, срывает листочки с деревьев, листики летят? (Листопад)

*Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый дуб,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый дом, желтый двор,

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Это осень, не весна.

( Дети выполняют соответствующие движения)

Работа с раздаточным материалом

У детей на столах конверты с изображениями признаков осени.

— Какое сейчас время года? (Осень)

— Возьмите конверты и посмотрите что у вас там лежит. (Солнце, тучи, птицы, «голые» деревья и т.д.)

— Давайте с вами составим картину «Поздняя осень».

— Какое осенью солнце ? (Ребенок прикрепляет солнце – солнце мало светит и греет).

— Какое небо? (Дети прикрепляют тучи с дождем – осенью часто идут холодные дожди)

— На земле осенью что лежит? (Дети прикрепляют землю с опавшими листьями – На земле лежат опавшие листья)

Далее прикрепляют «голые» деревья, птиц, летящих клином на юг, елку, опадающие желтые и оранжевые кленовые листья, снежинки.

Дети составляют рассказ-описание признаков поздней осень по сделанной картине.

Итог занятия

— Посмотрите, у меня есть еще одна игра про осень, но в нее вы поиграете вечером с воспитателем и те, кто сейчас не успел рассказать нам про середину осени, сможет сделать это вечером.

Источник: http://zanyatiya-v-detskom-sadu.ru/prazdniki/konspekt-zanyatiya-na-temu-osen-v-starshej-gruppe/

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеТема: «Осень добрая пора. Очень, очень нам нужна»

Тип проекта – познавательно – исследовательский.

Руководители проекта – воспитатели Иванюхина Т.И., Королёва Е.Ю.

Участники проекта – воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации — два месяца.

Проблема:

За весной, красой природы

Лето знойное пройдёт,

И туман, и непогоду

Осень поздняя несёт.

Осень, осень к нам пришла,

А нужна ли нам она?

Цель.

  1. Убедить детей в необходимости и важности прихода осени для людей, животных, потому что созревает урожай злаковых культур на полях, урожай овощей и фруктов.
  2. Расширять представления детей о различных растениях, помочь детям увидеть всю красоту и богатства осеннего урожая, обобщать и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в их жизни осенью.
  3. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень добрая пора. Очень, очень всем нужна».

Задачи.

  1. Расширение и обобщение знаний дошкольников о разнообразии растений, их пользе для людей и животных.
  2. Активизация и актуализация знаний об овощах, фруктах и злаках; какой путь они проходят до созревания; развитие и закрепление знаний детей о характерных признаках осени, влиянии сезонных изменений на жизнь растений.
  3. Знакомство с их строением, внешними признаками, рассматривание семян растений.
  4. Развитие наблюдательности и любознательности, создание условий для исследовательской деятельности; формирование представлений о значимости труда работников сельского хозяйства.
  5. Использование семейного творчества и сотрудничества.
  6. Создание условий для побуждения детей к речевой активности, обогащение лексики яркими и красочными эпитетами, развитие монологической и диалогической речи.
  7. Обучение умению отражать наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной т. д.).
  8. Воспитание гуманного отношения к природе детей, умения устанавливать связи и взаимодействия человека с природой, развитие экологического мышления у детей, закладывание основ экологической культуры личности.

Актуальность темы:

Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе.

При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времени года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой, её дарами, деятельностью и значимостью труда работников сельского хозяйства. Знания в этой сфере ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.

Предполагаемый результат.

  1. Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателями и родителями.
  2. Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период. Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
  3. Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.
  4. Развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).
  5. Чтение наизусть стихотворений об осени.
  6. Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Читайте также:  Дидактические игры в учебном процессе

Этапы реализации проекта.

Организационный.

Формулирование проблемы.

Что дети знают о труде в сельской местности?

Что хотят узнать об этом?

Введение в тему.

Информирование родителей о проекте: обсуждение темы проекта, выявление вариантов представления проекта.

Сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.

Основной этап.

Работа над проектом по плану.

Разработка конспектов занятий.

Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения по теме). Чтение рассказов и сказок по данной теме: Л. Н. Соколов-Микитов, «Осень», М. Пришвин «Листопад», Е. Трутнева «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге».

Беседа с детьми на тему: «О пользе деревьев для человека».

НОД «Осенние заботы хлеборобов».

НОД «Осень золотая».

НОД «Осенние хлопоты человека».

Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций с овощами, злаками, фруктами на осеннюю тему, гербарии с осенними листьями.

Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д. Совместная и самостоятельная деятельность.

Аппликация обрывная: «Осеннее дерево», Ветка винограда».

Рисование: «Осенний лес» «Тарелка с фруктами».

Лепка коллективная: «Корзина с овощами и фруктами».

Сотрудничество с родителями, совместная работа родителей с детьми по сбору коллекции злаковых культур (рожь, пшеница, овёс, гречиха), коллекции овощей и фруктов, семян разных овощей и фруктов.

Изготовление поделок из природного материала.

Весь период:

Разучивание стихотворений об осени.

Ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом.

Рассказ воспитателя об осени, изменениях происходящих в природе.

Обучение умению составлять описательные рассказы, загадки о деревьях и кустарниках.

Беседа «Они же живые, их надо беречь и защищать».

Рассматривание: иллюстрации об осени, овощах и фруктах, злаковых культурах.

Рассматривание и сравнение листьев (по форме, размеру, длине черенка).

Дидактические игры: «От какого дерева лист», «Загадай, мы отгадаем», «С какой ветки детки?», «Что лишнее?».

Заключительный.

Проведение праздника осени.

Презентация поделок, рисунков.

Выставка творческие работ, приготовленных дома.

Проведение викторины об осени.

Подведение итогов:

Презентация проекта.

Реализация данного проекта:

Убедила детей в том, что

«Осень добрая пора.

Очень, очень всем нужна».

Научила детей с огромным желанием участвовать в продуктивной деятельности. Они научились получать эстетическое удовольствие от своих работ по изо-деятельности, аппликации, лепке.

Обогатила активный словарь образными эпитетами, поговорками и стихами на осеннюю тему.

Расширила кругозор и закрепила знания о труде в сельской местности, о необходимости этого труда для жизни всех людей. Закрепила информацию о пользе овощей и фруктов. Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и новые знания о профессиях, о работе на селе осенью.

Дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различными видами искусства: музыкой, живописью, поэзией, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.

Литература:

Пушкин А.С. Сочинение в трех томах. Т. 2. Поэмы. Цыганы. — М.: «Художественная литература», 1986. – С. 64.

Источник: https://dohcolonoc.ru/eksperimentalnaya-deyatelnost-v-dou/11583-konspekt-eksperimentalno-issledovatelskoj-deyatelnosti.html

Конспект занятия-игры по ознакомлению с окружающим В гостях у осени старший дошкольный возраст

  • Семенова Галина Константиновна, воспитатель

Познание для детей – сложный процесс. Ребёнку предстоит запомнить, переработать усвоенную информацию, параллельно выработать определённое отношение к содержанию приобретённых знаний. Колоссальную роль в процессе познания, формирования отношения к миру у детей принадлежит нам, взрослым.

Насколько интересней, увлечёнее мы сможем преподнести материал познания: от игры, игры-путешествия, занимательных загадок, пословиц до встречи со сказочным героем, настолько успешней ребёнок впитает в своё сознание окружение мира. Яркие эмоциональные впечатления надолго останутся в памяти.

От полученных впечатлений, от тёплых переживаний у ребёнка проснётся желание познавать, любить, быть наблюдательным, он откроет для себя удивительный мир слов.

Чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определённой информации, мы создаём у детей общее положительное отношение к тем сведениям,

которые хотим им передать:

  • атмосферу общей привлекательности занятия, являющейся фундаментом, на который легконакладываются знания;
  • формирование бережного, гуманного, ответственного отношения к миру. В последующем от этого отношения будет зависеть, на что будет направлена сила ума: на созидание илирасточительство

Мы достигнем успеха в познавательном развитии
детей, если будем:

  • направлять позицию активности детей на получение информации, выходящей за пределы непосредственной воспринимаемойдействительности;
  • способствовать дальнейшему развитию у детей бережного отношения окружающему, формированиюпозиции созидателя, помощника, друга,представителей животного и растительного мира;
  • создавать условия, способствующие поддержаниюпервых избирательных интересов детей.

Вашему вниманию предлагается конспект занятия-игры по ознакомлению с окружающим “В

гостях у осени” ( старший дошкольный возраст)

Конспект занятия-игры по ознакомлению
с окружающим “В гостях у осени”

(старший дошкольный возраст)

Программное содержание:

  • Формировать обобщенные представления осезонном изменении в живой и неживой природе.
  • Развивать кругозор детей, наблюдательность,любознательность.
  • Расширять представления об охране природы,закрепить правила поведения в природе.
  • Способствовать развитию грамматической связной речи, обогащать словарь дошкольников,используя сравнительные эпитеты.
  • Развивать и тренировать зрительное внимание, формировать зрительное восприятие (отпоследовательного к целостному).
  • Воспитывать бережное отношение и любовь кприроде.

Словарная работа:

рукодельница, лукошко,
дупло, муравейник, берлога, полынья.

Материал для занятия:коллаж об осени из природного материала, лечебные травы, овощи-муляжи, муляжи грибов, кукла в костюме “Осень”, ворота-арка, картины животных (белка, заяц, лиса, волк), игрушка – уточка, пруд-полынья (бутафорский), костюм Лесовичка (взрослый),

аудиозапись с пением птиц (курлыканье журавлей).

Ход занятия

В группе создана сюжетно-игровая обстановка: большая часть группы занята под

импровизированный “осенний лес”.

Дети организованы на беседу с воспитателем
(Сидят на стульях).

— Дети, какие времена года вы знаете? (Зимушка-зима, весна-красна, лето красное, осень

золотая).

— Какое самое тёплое время года? (Лето красное).

— Вспомните, где вы летом отдыхали? (На море, в лесу, в деревне). А помните, как мы с вами отдыхали на лесной полянке? Кто встречал нас там?

(Лесовичок).

— Давайте, ребята вспомним, что показывал да рассказывал нам Лесовичок? (Показывал лечебные

травы, рассказывал о лесных правилах).

— Молодцы, что не забыли! А знаете, ребята, Лесовичок нас не забыл и прислал нам лечебные травы, чтобы мы никогда не болели (Подносит на

подносе и показывает).

— Чего здесь только нет! Можно понюхать (Дети различают травы и называют их: это ромашка, это

зверобой, это подорожник ….)

— Какие вы, молодцы, хорошо знаете травы.
Лесовичок будет доволен вами.

— А чем пахнут эти травы? (Солнышком, дождиком,
ветром, летом, смолкой…)

— Да, они росли летом и впитали в себя тепло, свет, влагу и выросли такими полезными и нужными

для здоровья людей.

— Давайте , отдадим эти травки Тамаре Ивановне, а она нам лечебный напиток приготовит. А мы потом будем его пить да Лесовичка благодарить, лето вспоминать (воспитатель отдаёт на подносе

лечебные травы медсестре).

— Да, дети, как хорошо что было лето, а теперь
гостит оно где-то….

Воспитатель вносит куклу в осеннем наряде.

— Какая к нам пришла осень? (Дети называют определения осени: красивая, золотая, долгожданная, дождливая, красочная, хмурая,

багряная и т.д.)

— Молодцы! Много слов сказали Осени —
рукодельнице!

— А почему осень назвали рукодельницей? (Без краски и кисти, а раскрашивает все листья, все деревья нарядила в разноцветные платья, рябинка стоит в красно-багровом платье, как будто брошки из красных ягод ей осень принесла, у берёзки жёлтый сарафан, как будто повесила золотые монетки, а у осинки разноцветное платье, жёлтое и красное, она всё время дрожит листвой, боится, что

скоро придётся с красивым нарядом расстаться).

— Да, ребята, действительно, осень –
рукодельница!

— А кто знает пословицы и поговорки об осени?
(Дети называют)

  1. Осенью холодно, да сытно.
  2. Лето со снопами, а осень – с пирогами.
  3. Осенью и у кошки пирог.
  4. Осенью и воробей богат.
  5. Осень – запасиха, а зима –подбериха.

— А почему так говорим? (Осенью поспели вкусные овощи, сладкие ягоды, в садах спелые фрукты, с

полей убрали урожай пшеницы, ржи).

— А лес какие дары преподнёс? (Клюкву, бруснику,
чернику, много грибов, кедровые шишки)

Воспитатель берёт лукошко и говорит слова:

— Вот возьму-ка я лукошко, да соберу грибов немножко (Воспитатель подходит к детям, дети

называют грибы).

— Под сосенкой вырос гриб …..(какой?) – маслёнок.

— Под осинкой — ……(подосиновик) – подосиновиком
звать его, придётся тоже взять.

— Под пеньком -……(опята). Правильно, дружные
ребята.

— Под елью -…. (рыжики). Солнышком согретые.

— А ещё….ещё…. грузди, лисички- жёлтые
сестрички, разноцветные сыроежки

— Вот сколько мы грибов нашли! Спасибо, ребятки!

— А, если вы встретите в лесу съедобный, но старый гриб, что будете делать? (Сломаю, раздавлю,

оставлю расти).

Правильно, лучше оставить. На этом месте
вырастут новые молоденькие грибочки.

— А мухомор встретите, что будете делать? (Пройду мимо, это ядовитый гриб, пусть растёт, он

красивый)

— Да, ребята, мухомором лечатся больные звери.

— Молодцы! Если бы Лесовичок вас услышал, он бы
был доволен вами.

— А хотелось бы вам в гости к Лесовичку
посмотреть его лесное хозяйство?

— Но сначала пусть отдохнут наши глазки. Проводится
гимнастика для глаз.

— Пойдёмте, только вход в лес строгий: кто не знает лесных правил, нет ему входа. Дети называют лесные правила: не шуметь, не пугать птиц, не бросать мусор в лесу, не ломать деревья и кусты, не разжигать костры, не разорять муравейники и

т.д.)

— Молодцы! Думаю, что Лесовичок вас слышит,
радуется, что вы так хорошо знаете правила леса.

— Проходите, дети, лес вас ждёт! (Дети проходят в ворота-арку и оказываются в “осеннем лесу” — в другой части группы, где создана обстановка осеннего леса. Дать возможность детям

осмотреться)

— Прислушаемся к голосам осеннего леса
(Включается аудиозапись с курлыканием журавлей).

— Что за голоса вы слышите?

— Какие птицы собрались улетать в тёплые края ?
(Гуси, ласточки , утки).

-Да, собираются они в большие стаи: хлопочут, наедаются , чистят крылья, собираются в большие

стаи и улетают.

— Вот, посмотрите, летят уже в голубом небе, спешат успеть до холодов (Воспитатель обращает внимание детей на объёмную картину-коллаж

“Осень” )

— Давайте и мы с ними попрощаемся. (До свидания,
до встречи весной).

— А вот и хозяин леса – медведь (Под деревом на
картине медведь – сделан из коры дерева.)

— О чём он задумался? (Грустит, что скоро зима, мало накопил жиру, где поудобнее устроить

берлогу и до весны спать).

— Пойдёмте дальше в лес. (Обращает внимание на
ёлочку, на которой белочка (игрушка).

— А вот белочка-хлопотунья, чем она так занята? (Запасает грибы, орешки, готовит постельку к зиме)

.

— А здесь тоже звери на полянке собрались (воспитатель обращает внимание на картинки с изображением зверей: лисы, волка). Тихо, ребята, давайте послушаем их разговор, кто как к зиме

приготовился.

— Что вы услышали, о чём беседуют волк с лисой?
(Ответы детей)

— Не будем им мешать, пусть продолжают разговор (воспитатель обращает внимание на бутафорский

муравейник).

— Ребята, почему не видно муравьёв, где же они? (Они закрыли свои ходы и уснули). Пусть спят, а весной примутся за свою работу. Что полезного они делают? (Ответы детей). Воспитатель подводит детей к “ полынье””, в которой плавает уточка

(игрушка).

— Кто здесь притаился? Скоро все речки замёрзнут, морозы буду крепкие. Почему же уточка не улетела со своими подружками? (Ответы детей) Наверное, у неё сломано крылышко, давайте согреем её ласковыми словами (дети называют: уточка-

прибауточка, золотушечка,…..).

От ваших ласковых слов у неё заблестели глазки, чаще забилось сердечко. Давайте, мы её возьмём с собой в группу, а весной отпустим, и она

Читайте также:  Былины для детей дошкольного возраста читать

встретится со своими подружками.

Выходит Лесовичок.

— Ребята, посмотрите, нас встречает Лесовичок Здравствуйте, ребятишки! Вот мы встретились с вами. Слышал я, как вы знаете лесные правила, как звери готовятся к зиме, да и сердце у вас доброе, вы так пожалели уточку. Хочу подарить вам лукошко

с угощением (печенье-грибочки).

— Спасибо тебе, Лесовичок , за гостеприимство, за
травы лечебные и за вкусное угощение.

Лесовичок: “Ребята, сил, здоровья набирайтесь, а я пошёл, встретимся теперь в зимнем лесу. До

свидания!”

— А мы, ребята, будем сейчас пить целебный напиток из лесных трав, здоровья набираться,

Лесовичка благодарить.

Источник: http://koshkinsad.ru/114/

Конспект занятия в старшей группе «Осенины»

Русский народный праздник «Осенины».

Цель:

-знакомить детей с обычаями встречи осени на Руси

Задачи:

— развивать двигательные умения, физические качества: ловкость, быстроту, координацию движений;

-формировать певческие умения;

-развивать творческие способности во время драматизации сказки;

-воспитывать интерес к народным традициям.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстрации картины Левитана «Золотая осень», чтение А. Твардовского. «Лес осенью», К. Паустовского «Прощанье с летом», А. Майков «Осень», русской народной сказки «Семь Симеонов — семь работников в обработке Карнауховий.

Ход занятия

Воспитатель:

Загадка об осени:

Пришла без красок и без кистей

И перекрасила все листья;

Дни стали короче, длиннее стали ночи.

Кто знает, кто знает, когда это бывает? (Осенью).

— По каким приметам вы узнали осень? Сейчас какое время года? Какой месяц осени? (Ответы детей, разговор о приметах осени).

Недаром говорится: «Осень — перемен восемь». Как и у каждого времени года, у осени три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. И каждый месяц не похож на другие, да и сам по себе каждый месяц вначале один, а к концу — другой. Самый красивый месяц — сентябрь. В первые дни в зеленом кокошнике и в таком же платьице, а к концу в ярком пышном золотом уборе, в пурпурных и багряных одеждах.

Воспитатель:

Милые дети, сегодня мы будем праздновать Осенины — осени именины! Осень — пора щедрая, богатая, хлебосольная! На огородах созрели овощи, в полях — хлеба, в лесах — грибы да ягоды. Издавна русский народ праздновал осенины как особый радостный праздник — праздник благодарности природе за щедрый урожай.

Чтение стихотворения Т. Шорыгиной.

Гроздья алые калина

Наклонила над водой

Нынче праздник — Осенины,

День прозрачный, золотой.

Нашей матушке — землице

Низкий отдадим поклон,

И речной воде — быстрице

Мы поклонимся потом.

Солнце, что вставало рано;

Хвалим мы за урожай,

Из муки печем овсяной

Сдобный, пышный каравай.

Угостим мы караваем

И коровок, и коней,

Ведь они нам помогали

И трудились много дней.

Все лето крестьяне работали от зари до зари в поле, на огородах.

В сентябре, когда урожай был собран, для русских крестьян начиналась другая работа — заготовка овощей и фруктов на зиму, т. е. их засолка и маринование. Одной из самых важных работ была рубка и засолка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов.

Рубили капусту в корытах. Отдельно ту, которая позеленей (с горчинкой, отдельно белую (что послаще) — на вкус. Перед началом рубки полагалось перекреститься «С БОГОМ! « Пересыпая капусту солью, читали молитву на соль.

Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук хруст, стук ножом о стол. Хозяйки быстро управлялись с капустой, радовались большим кочанам, значит, они славно потрудились, вырастили хороший урожай.

А вы умеете так же искусно солить капусту? Ну, тогда время браться вам за дело! Эх! Работа закипела!

Русская народная игра «Мы капусту рубим… «

Цель: Развивать умение детей сочетать слова с действиями.

Описание игры: Дети встают со своих мест и начинают напевать:

Мы капусту рубим, рубим, («рубят» ладонями)

Мы морковку трем, трем, трем, (трут двумя руками)

Мы капусту солим, солим, (имитация соления)

Мы капусту мнем, мнем, мнем (мнут двумя руками)

И в кадушечку кладем. (через стороны руки вниз)

— А как вы думаете, кто был главным помощником у мам? (Дети) .

— На кого возлагалась основная работа по дому? (На женщину) .

Воспитатель. Поэтому на Руси эту пору называли «бабьим летом», оно продолжалось одну неделю, до 21 сентября. Устав от работы, девки (девушки, бабы (женщины, молодцы (парни) — вся деревня, выходили на улицу. Пели, плясали, водили хороводы, играли на гармонях, на балалайках, на ложках, играли в разные игры — веселились от души.

Есть такие народные приметы:

Много паутинок, летающих по ветру — к ясной осени и холодной зиме.

Много желудей в сентябре на дубу — к лютой зиме.

— Ребята, вспомните летние вечера — рано ли смеркалось?

Когда наступал вечер, включали ли вы свет дома? (Нет) А почему? (Потому, что на улице было светло) .

Летом дни длиннее, а сейчас, осенью, они становятся короче, к вечеру уже темнеет.

Воспитатель:

Ребята, а какие русские народные пословицы и поговорки про осень вы знаете?

Осень — припасиха — зима — подбериха.

Холоден батюшка — сентябрь, да кормить горазд.

Холоден октябрь — батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

Ноябрьские ночи до снега темны.

Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весною рано и дружно зацветут подснежники.

В ноябре снегу надует — хлеба прибудет.

Молодцы, ребята. Я вижу, что вы очень много знаете про осень, а сейчас давайте поиграем.

Что поспело, угадайте?

На вопросы отвечайте.

У меня на грядке

Выросли загадки,

Сочные да круглые.

Вот такие круглые

Летом зеленеют,

Осенью краснеют: (Помидоры)

Без окон, без дверей

Полна горница людей? (Огурец)

Сто одежек

И все без застежек (Капуста)

Сидит дед во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает (Лук)

Хлебу присошка, сытая … (Картошка)

Круглая, да не деньги, красна, да не девка, с хвостом,

да не мышь, в земле сидит крепко, что это? (Репка)

(Объяснение слов, например: присошка –

значит где хлеб, там и картошка;

красна — красивая, привлекательная).

На полу изображается круг (можно использовать обруч).

Дети отгадывают загадки, а воспитатель складывает в круг муляжи овощей.

Русская народная игра «Капуста»

Цель: Развивать внимание, ловкость.

Описание игры:

Игроки стоят за кругом. А в круге водящий — хозяин.

Хозяин поет и выполняет движения по смыслу:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу,

Огород свой сторожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Волк и лисица,

Бобер и куница,

Заяц усатый, Медведь толстопятый

В конце песни ребята пытаются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «сторож» «запятнает», тот в игре больше не участвует. Участник, который больше всех унесет с огорода «капусты», объявляется победителем

Воспитатель. — Наш хозяин очень устал сторожить свой урожай, да и много овощей у него утащили. Мы его попросим присесть отдохнуть. А я приглашаю вас присесть за столы и нарисовать овощи и фрукты для хозяина.

Урожай мы весь собрали,

А теперь пора прощаться, надо зиму в гости ждать.

Осенины, Осенины будем долго вспоминать.

Источник: http://www.ds390.ru/id665/1027/1090/1121/1122/

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим в старшей группе

Тема: « Осень в лесу »

Цель: формировать обобщающее представление об осени, включающее  знания о растениях осенью, об особенностях жизнедеятельности животных.

Задачи:

          — учить детей устанавливать причинно – следственные связи на основе имеющихся знаний о диких животных и их подготовке к зиме;

-закрепить о труде людей осенью;

          -упражнять в восстановлении связей между знакомыми фактами;

— создать условия для развития любознательности.

Оборудование и материалы: следы зверей, муляжи грибов, шишек, рыбы, мёда, веток и листьев; изображения берлоги, норы, дупла; раздаточный материал: шаблоны овощей и фруктов и  банок для консервирования; угощение для детей. 

Ход занятия:

Воспитатель зовет к себе детей на ковер, предлагает детям посмотреть на следы животных. На ковре лежат шаблоны следов диких животных зайца медведя, лисы, ежа, белки. В местах, где заканчиваются следы животных, висят изображения берлоги, норы и дупла. 

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто к нам ещё в гости пришёл?

Дети: Ежик

Воспитатель (берёт игрушку в руки): Посмотрите, а ежик почему-то грустный чем-то расстроен. Надо узнать у него почему.

воспитатель: Что случилось? (спрашивает у ежика)

Воспитатель, держа игрушку в руках, прислушивается к ней.

Воспитатель: Ежик грустный потому, что когда он пошел в гости к своим друзьям,    заблудился и не может найти дорогу   Ему не с кем поиграть, ежик просит  нас помочь ему их найти. Поможем ребята?

Дети: Поможем.

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним, кто в нём живёт. Кого мы с вами будем искать?

Дети: Медведь, ёжик, белка, заяц, волк.

Воспитатель: Ребята ведь лес очень большой, а как мы с вами будем искать животных?

Дети: По следам.

Воспитатель: Посмотрите, вы что-нибудь видите? (показывает что на полу чьи  то следы)

Дети: Следы лесных зверей.

Воспитатель: Давайте с вами пойдём по следам. (воспитатель и дети идут по следам)

Воспитатель: Посмотрите дети, что это?

Дети: Берлога медведя.

Воспитатель: А почему вы так решили?

Дети: В домике лежит то, что любит есть медведь (рыба, мёд), значит это берлога медведя.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, где медведь, почему его нет в берлоге?

Дети: Сейчас время года – осень. Медведь готовится к спячке.

Воспитатель: А как он готовится к спячке?

Дети: Медведь усиленно питается, запасает жир.

Воспитатель: А чем питается медведь?

Дети: Любит кушать мёд, рыбу, ягоды.

Воспитатель: Давайте ребята пойдем дальше по следам.

Воспитатель: Посмотрите ребята, чья-то нора. А как вы думаете, кто в ней живёт?

Дети: Еж.

Воспитатель: Наверное, это нора нашего ежика. 

Дети: В норе лежит то, что любят ежи.

Воспитатель: Ребята, а как ёжик готовится к зиме?

Дети: Делает запасы грибов, собирает листья.

Воспитатель: Давайте пойдём дальше.

Воспитатель и дети идут по следам белки, до изображения дупла. 

Воспитатель: Ребята, что вы видите?

Дети: Дупло белки.

Воспитатель: А как белка готовится к зиме?

Дети: Белка делает запасы грибов, орехов, меняет шубу. 

          Воспитатель: Ребята, посмотрите как  здесь красиво, давайте сядем на поляну и отдохнем (предлагаю сесть на ковер).

Воспитатель:  (держа игрушку в руках, обращается к ней) Вот видишь ежик, все твои друзья очень заняты. Наступила осень, звери готовятся к зиме.

Воспитатель: Осенью все трудятся, не только звери, но и мы люди также много трудимся, чтобы подготовиться к зиме. Ребята, расскажите, что мы делаем осенью?

Дети: Работаем в саду и в огороде, собираем урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: А какие овощи собирают в огороде?

Дети: Помидоры, огурцы, картофель, морковь, капусту, лук, свеклу (прикрепляют карточки на фланелеграф).

Воспитатель: Ребята, а кроме овощей, что мы можем ещё собрать осенью?

Дети: Фрукты.

Воспитатель:  А как их можно сохранить?

Дети: Можно сварить компот или варенье.

Воспитатель: Какие вы молодцы, но давайте немного отдохнём. Подходите ко мне и становитесь в круг (проводится физкультминутка).

Зайки

         Зайки скачут скок скок                              

        Да на желтенький листок 

        Приседают, слушают не идет ли волк

        Раз согнуться, разогнуться

        Два нагнуться, потянуться

        Три в ладоши, три хлопка, головою три кивка.

        Дети проходят  к столам. На столах,  разложены шаблоны овощей и фруктов, а также шаблоны банок.

Воспитатель: На столе лежат фрукты и овощи, которые мы с вами собрали, давайте их и заготовим на зиму (дети раскладывают на нарисованных банках картинки с овощами и фруктами).

Воспитатель: Ребята, расскажите что у вас получилось?

Дети рассказывают, что они делали: солили огурцы и помидоры, закрывали из фруктов компот.

Воспитатель: Ребята, ежику тоже понравилось, как вы рассказывали. Теперь ему пора возвращаться в свой лес. Давайте с ним попрощаемся.

Дети: До свидания ежик.

Воспитатель: Ребята, а что мы с вами сегодня делали? Что вам больше всего запомнилось? 

Дети: Мы искали по следам диких животных, собирали урожай и заготавливали овощи и фрукты.

Воспитатель: Вы хорошо сегодня поработали, и ежик для вас оставил угощение, лесные яблоки.

Источник: http://mdoujuravuska12.ucoz.ru/publ/materialy_vospitatelej/konspekty_zanjatij/konspekt_nod_po_oznakomleniju_s_okruzhajushhim_mirom_v_starshej_gruppe/4-1-0-51

Ссылка на основную публикацию