Голявкин «путешественник» читать текст

Отзыв о рассказе Голявкина «Путешественник»

Главный герой рассказа Виктора Голявкина «Путешественник» — мальчик по имени Саша, который решил закалять свой характер. Для этого он надумал отправиться в Антарктиду. Саша знал, что там всегда зима, и туда едут только самые смелые люди.

Мальчик собрал в сумку продукты, будильник и футбольный мяч. Потом ему на глаза попалась кошка Мурка и он тоже затолкал ее в сумку. Потом юный путешественник отправился на вокзал и сел в первый попавшийся поезд.

В вагоне он нашел свободное место и стал ждать, когда поезд отправится. Напротив него спала старушка, а вскоре рядом с ним еще сел военный. Когда поезд тронулся, мальчик разговорился с военным, который посчитал, что Саша едет вместе с бабушкой. Военный разговаривал с Сашей, как со взрослым человеком, и мальчик рассказал ему, что мечтает попасть в Антарктиду.

Потом военный ушел в соседнее купе играть в шашки, и тут проснулась бабушка, которая, в свою очередь, посчитала, что мальчик едет вместе с военным. Пообщавшись со старушкой, Саша отправился смотреть, как играют в шашки. Но в проходе он увидел свою кошку Мурку, покинувшую сумку, и стал гоняться за ней по всему вагону.

На шум явился проводник, который спросил, с кем едет мальчик. Тут выяснилось, что Саша едет сам по себе. Тогда на ближайшей станции его пересадили на встречный поезд и отправили домой.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Голявкина «Путешественник» заключается в том, что не следует совершать необдуманных поступков. Мальчик Саша решил закалять характер и для этого поехал в Антарктиду на первом попавшемся поезде. К счастью для Саши все закончилось благополучно, и его вернули домой.

Рассказ Голявкина «Путешественник» учит быть внимательным по отношению к детям. Попутчики Саши подумали, что он едет в сопровождении взрослых, а это было не так. Мальчик ехал в поезде один и мог попасть в беду.

В рассказе мне понравился военный, который разговаривал с маленьким мальчиком, как со взрослым человеком и этим завоевал расположение Саши. Саша — мальчишка любознательный, целеустремленный. Желание закалить характер — серьёзное и похвальное.

Но ему ещё надо многому научиться. Сесть в первый попавшийся поезд с целью попасть в Антарктиду — это неправильно и непродуманно. Попасть на Антарктиду можно двумя способами — по воде и по воздуху.

А то, что Саша решил отправиться туда на поезде, говорит о том, что он не владеет знаниями об этом континенте. Да и для того, чтобы закалить характер, для начала не стоит ехать так далеко. Лучше начать с закаливания, зарядки.

Нужно уметь быть самостоятельным, отстаивать свою точку зрения, развивать лидерские качества. Быть спокойным и уверенным. И серьёзно относиться к учёбе.

Какие пословицы подходят к рассказу Голявкина «Путешественник»?

Каков характер, таковы и поступки. В путь выйдешь – спутники найдутся.

Главное — сызмальства закалить характер, за остальным дело не станет.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/rodnoye_slovo/otzyv_golyavkin_puteshestvennik/

Голявкин Виктор Владимирович — Повести и рассказы

Я сказал:

— Очень плохо, что ты уезжаешь.

Вовка сказал:

— И что ты уезжаешь, тоже плохо. Потому что ты не со мной уезжаешь.

— Клянусь в дружбе навеки! — крикнул я потом снял свою шапку и дал её Вовке. А Вовка мне дал свою шапку. И тоже сказал: «Клянусь в дружбе навеки!»

У нас во дворе был такой обычай. Если мы в чём–нибудь клялись друг другу, то менялись шапками. Тогда клятва считалась навеки.

Целый день я не знал, что мне делать. Вот что значит уехал друг! Я не увижу Вовку всё лето. Скучно мне будет без Вовки!

Лето прошло быстро. В конце августа мы приехали с дачи. Погода стояла хорошая. Всем хотелось остаться на даче. Но из–за меня не могли остаться: нужно было готовиться в школу. Катя опять подняла страшный рёв. Она там подружилась с козлёнком и не хотела с ним расставаться.

Мы её обманули: как будто козлёнок с нами поедет и будет у нас в квартире жить, как будто он будет есть суп и котлеты. И спать будет как все люди. На настоящей кроватке. А гулять его будут водить на верёвочке. Как собачку. Иногда маленьких нужно обманывать. Ей бы только козлёнка дали. Остальное её не касается.

Разве ей объяснишь, что мне нужно в школу, узнать, в каком классе я буду учиться. У каждого класса буква есть: первый А, первый Б, первый В, и так далее. Я очень хотел быть в первом А. Этот класс, наверное, самый лучший. Я так думал. А потом я узнал, для чего эти буквы, и очень смеялся. В школе несколько первых классов. У каждого класса своя буква, — чтобы классы не перепутали.

Без букв можно все классы перепутать, не знать, в каком классе ты учишься. Лучший класс не от буквы зависит, а от тех, кто там учится. От самих ребят. Иначе и быть не может.

Мама купила мне школьную форму, портфель кожаный и будильник. Чтобы будильник меня будил в школу.

На другой день приехал Вовка. В пионерлагере Вовке понравилось. Ему там очень весело было.

— Я там в разные игры играл, — говорит. — Столько там разных игр было, что просто все игры не помню.

Я всё спрашивал:

— А ещё что там было?

— Ещё море было. Каждый день в море купался.

— И не утонул?

— Нет, конечно. Я потихонечку плавал по морю, и всё.

— По всему морю плавал?

— Не по всему, а по отдельному куску.

— Разве в море есть отдельные куски?

— Вот пристал! Это я говорю «по отдельному куску», а на самом деле там, конечно, нет никаких кусков, просто я плавал там, где все плавают.

— А ты разве плавать умеешь?

— Там, брат, всему научат. Разве можно сравнить лагерь с дачей! Лагерь лучше в тысячу раз, — сказал Вовка. — Мы теперь туда вместе поедем!

Вовка привёз ракушки и камушки, и большую раковину. Если раковину приложишь к уху, слышно, как раковина гудит. Как будто море шумит вдалеке. В первый день мы говорили столько, что больше уже не могли говорить. До того наговорились.

На второй день мы говорили меньше.

— Ну вот, — сказал Вовка, — а ты горевал. Время быстро летит. Завтра в школу. Для тебя теперь новая жизнь начнётся.

— Новая, — говорю, — это верно…

— Я буду тебя навещать, — сказал Вовка. — Приходить к вам на первый этаж. А ты ко мне на второй приходи. Только смотри, на. перилах не езди. Это не разрешается.

— А зачем мне на перилах ездить? Совсем не нужно мне на них ездить.

— Так все говорят, а потом всё же ездят.

— Ты за меня не волнуйся.

— Я не волнуюсь. Я ведь по–дружески.

— Сказал один раз, и хватит.

Вовка подумал, потом сказал:

— Если двое вдруг нападут на тебя, ты ко мне обращайся.

— Если двое, — сказал я, — тогда обращусь. А что, часто здесь нападают по двое?

— Бывает, — ответил Вовка.

— Я не маленький, —сказал я, — но всё же ты заступайся на всякий случай.

— Главное, — сказал Вовка, — кляксы. Следи за ними.

— Как это следить за кляксами? Что, кляксы живые,

что ли?

— А вот увидишь. Они ещё хуже живых.

— Ладно уж, — сказал я, — постараюсь.

Про самый последний вечер

Катя пошла телевизор смотреть, а я спать пошёл.

Мама потрогала мою голову и говорит:

— Жара нет.

— Какой ещё жар? — удивился я.

— Устраиваешь тут какие–то фокусы! Ты что, болен?

Я говорю:

— Вовсе я не болен. Просто мне завтра в школу. Завтра нужно пораньше проснуться.

Вдруг Катя встаёт со стула и заявляет:

— И я спать иду. Я хочу посмотреть, как он в школу пойдёт.

Мне, конечно, обидно стало. Что это такое? Я занятой человек. Мне нужно лечь спать раньше всех. У меня завтра важное дело. Мне завтра в школу идти. А она просто так идёт спать. Видали?

Я ей кричу:

— Тебе нечего, нечего… ты сиди!

— Не хочу я сидеть…

Всё назло делает. Это всё потому, что я в школу иду, а ей только ещё шесть лет. Она через год пойдёт в школу. А я — завтра утром.

У меня новая школьная форма. Портфель кожаный. Завтра пойду я по улице. На меня»все смотреть будут и говорить: «Смотрите, школьник… школьник идёт…»

Разве могут по морю машины ездить? Разве могут в море дома стоять? Нет, такого, наверно, не может быть!

Источник: https://fanread.ru/book/10628224/?page=7

Сказка Путешественник

Я твёрдо решил в Антарктиду поехать. Чтоб закалить свой характер. Все говорят, бесхарактерный я: мама, учительница, даже Вовка. В Антарктиде всегда зима. И совсем нет лета. Туда только самые смелые едут. Так Вовкин папа сказал. Вовкин папа там был два раза. Он с Вовкой по радио говорил. Спрашивал, как живёт Вовка, как учится. Я тоже по радио выступлю. Чтобы мама не волновалась.

Утром я вынул все книжки из сумки, положил туда бутерброды, лимон, будильник, стакан и футбольный мяч. Наверняка морских львов там встречу — они любят мяч на носу вертеть. Мяч не влезал в сумку. Пришлось выпустить воздух.

Наша кошка прогуливалась по столу. Я её тоже сунул в сумку. Еле-еле всё поместилось.

Вот я уже на перроне. Свистит паровоз. Как много народу едет! Можно сесть на какой угодно поезд. В конце концов, можно всегда пересесть.

Я влез в вагон, сел, где посвободней.

Читайте также:  1 сентября - день знаний. история праздника

Напротив меня спала старушка. Потом со мной сел военный. Он сказал: «Привет соседям!» — и разбудил старушку.

Старушка проснулась, спросила:

— Мы едем? — И снова уснула.

Поезд тронулся. Я подошёл к окну. Вот наш дом, наши белые занавески, наше бельё висит на дворе… Уж не видно нашего дома. Мне стало сначала немножко страшно. Но это только сначала. А когда поезд пошёл совсем быстро, мне как-то даже весело стало! Ведь еду я закалять характер!

Мне надоело смотреть в окно. Я снова сел.

— Тебя как зовут? — спросил военный.

— Саша, — сказал я чуть слышно.

— А что же бабушка спит?

— А кто её знает!

— Куда путь держишь?

— Далеко…

— В гости?

— Угу…

— Надолго?

Он со мной разговаривал, как со взрослым, и за это очень понравился мне.

— На пару недель, — сказал я серьёзно.

— Ну что же, — сказал военный, — очень даже неплохо.

Я спросил:

— Вы в Антарктиду?

— Пока нет; ты в Антарктиду хочешь?

— Откуда вы знаете?

— Все хотят в Антарктиду.

— И я хочу.

— Ну вот видишь!

— Видите ли… я решил закаляться…

— Понимаю, — сказал военный, — спорт, коньки…

— Да нет…

— Теперь понимаю — кругом пятёрки!

— Да нет, — сказал я, — Антарктида…

— Антарктида? — переспросил военный.

Военного кто-то позвал сыграть в шашки. И он ушёл в другое купе. Проснулась старушка.

— Не болтай ногами, — сказала старушка.

Я пошёл посмотреть, как играют в шашки.

Вдруг… я не поверил даже — навстречу шла Мурка. А я и забыл про неё! Как она смогла вылезти из сумки?

Она побежала назад — я за ней. Она забралась под чью-то полку — я тоже сейчас же полез под полку.

— Мурка! — кричал я. — Мурка!

— Что за шум? — закричал проводник. — Почему здесь кошка?

— Это кошка моя.

— С кем этот мальчик?

— Я с кошкой…

— С какой кошкой?

— С моей.

— Он с бабушкой едет, — сказал военный, — она здесь рядом в купе.

Проводник повёл меня прямо к старушке.

— Этот мальчик с вами?

— Он с командиром, — сказала старушка.

— Антарктида… — вспомнил военный. — Всё ясно… Понимаете ли, в чём тут дело: этот мальчик решил махнуть в Антарктиду. И вот он взял с собой кошку… И ещё что ты взял с собой, мальчик?

— Лимон, — сказал я, — и ещё бутерброды…

— И поехал воспитывать свой характер?

— Какой плохой мальчик! — сказала старушка.

— Безобразие! — подтвердил проводник.

Потом почему-то все стали смеяться. Даже бабушка стала смеяться. У неё из глаз даже слёзы пошли. Я не знал, что все надо мной смеются, и потихоньку тоже смеялся.

— Бери кошку, — сказал проводник. — Ты приехал. Вот она, твоя Антарктида!

Поезд остановился.

Неужели, думаю, Антарктида? Так скоро?

Мы сошли с поезда на перрон. Меня посадили на встречный поезд и повезли домой.

Источник: https://skazki-detkam.com/avtorskie/viktor-golyavkin/puteshestvennik/

Читать

Я живу с папой, мамой и сестрой Катей. В большом доме рядом со школой. В нашем доме ещё живёт Вовка. Мне шесть с половиной лет, и я в школу пока не хожу. А Вовка во второй класс ходит.

Мы с ним очень большие друзья, только он дразниться любит. Например, он нарисовал рисунок: дом, солнце, дерево и корову. И говорит, что нарисовал меня, хотя каждый скажет, что там меня нет.

А он говорит: «Ты здесь, ты за дерево спрятался». Или ещё что–нибудь такое.

Однажды он меня спрашивает:

— Знаешь что?

Я ему отвечаю:

— Не знаю.

— Эх, ты, — говорит, — не знаешь!

— Как же я могу знать?

— А я знаю, на небе звёзды есть.

— Это и я знаю.

— Что ж ты сразу мне не сказал? — И смеётся. — Вот в школу пойдёшь, всё будешь знать.

Я подумал немножко, потом говорю:

— Знаешь что?

— Чего?

— Эх, ты, — говорю, — не знаешь!

— Чего не знаю?

— Что я с тобой рядом стою. А ещё школьник!

Вовка сразу обиделся.

— Мы ведь с тобой друзья, — говорит, —а ты дразнишься.

— Это ты, — говорю, — а не я дразнился.

С тех пор Вовка стал меньше дразниться. Потому что я передразнил его. Но всё–таки он иногда забывал и опять начинал дразниться. И всё потому, что он в школу ходит, а мне в школу никак нельзя.

В прошлом году со мной вот что случилось…

У Вовки был способ запоминать. Если Вовка хотел что- нибудь запомнить, он вслух пел. Я тоже запомнил, как Вовка пел буквы: «А–а-а–а бвгд–э-э–э…»

Хожу и пою во всё горло. Получалось всё как у Вовки. Только Катя мне очень мешала. Она ходила за мной и тоже пела. Ей всего только пять лет, а она всюду лезет. Во все дела свой нос суёт. У неё несносный характер. От неё никому нет покоя.

Она много бед натворила: разбила графин, три тарелки, две чашки и банку с вареньем. Я в ванной заперся буквы петь. А она в дверь стучит и плачет. И чего человеку нужно! Зачем ей со мной петь? Непонятно. Хорошо, мама её увела, а то я бы спутал буквы.

А так я всё прекрасно запомнил.

Пришёл в Вовкин класс и сел за парту. Какой–то мальчишка стал гнать меня, а я в парту вцепился и не ухожу. Ему пришлось сесть за другую парту.

Учитель сразу заметил меня. Он спросил:

— Ты откуда, мальчик?

— Мне девять лет, — соврал я.

— Не похоже, — сказал учитель.

— Я сам пришёл, — сказал я, — я могу буквы петь.

— Какие буквы?

— А–а-а–а бвгд–э-э–э…

— А дальше как? — спрашивает учитель.

— А разве ещё буквы есть?

— Конечно, есть. — И показывает мне книжку.

Ох и много там букв! Я испугался даже.

— Я не могу столько, я ещё маленький…

— А ты думал, что ты уже большой?

— Я не думал, что я такой маленький. Я ростом как Вовка.

— А кто такой Вовка?

— Вон он сидит, — сказал я. — Мы с ним мерялись…

— Врёт он! — крикнул Вовка. — Я выше!

Все засмеялись. Учитель сказал:

— Я вам верю обоим. Тем более, что вы мерялись. Но ты ведь всех букв не знаешь.

— Это верно, — сказал я. — Но я их выучу.

— Вот когда выучишь, приходи. А сейчас рановато.

— Обязательно, — говорю, — приду. До свидания.

— До свидания, — говорит учитель.

Вот как всё получилось!

Я думал, Вовка дразниться будет.

Но Вовка не стал дразниться. Он сказал:

— Не горюй. Тебе ждать только два годика. Это совсем немного ждать. Другим ждать гораздо больше. Моему брату пять лет надо ждать.

— Я не горюю…

— Чего горевать!..

— Нечего горевать, — сказал я. — Я не горюю…

На самом деле я горевал. Но я не показывал этого.

— У меня букварь лишний есть, — сказал Вовка. — Один букварь мне папа купил, другой — мама. Хочешь, я тебе дам букварь?

Я хотел ему дать взамен ленту гвардейскую. Он давно у меня эту ленту просил. А он ленту не взял.

— Я за букварь, — говорит, —ленту брать не буду. Учись, пожалуйста. Мне не жалко.

— Тогда просто так, — говорю, — возьми ленту.

— Просто так можно.

— Я тебе дал бы свой сон, — говорю. — Но сон никак нельзя дать. Ты ведь знаешь.

Дело в том, что Вовке петухи всегда снятся. И ничего другого не снится. Он сам мне про это рассказывал. А мне разные сны снятся. Как я по горам лез, ох и трудно было! Я даже проснулся. Как я вратарём стоял. Сто мячей поймал.

— А мне всё петухи… — вздохнул Вовка. — Так скучно!

— А ты гони их.

— Как же их гнать? Ведь они во сне…

— Всё равно гони.

Мне очень хотелось ему помочь. Чтобы ему снились нормальные сны, а не петухи какие–то. Но что я мог поделать! Я с удовольствием отдал бы ему свой сон!

Сегодня Вовка пришёл из школы злющий. Ни с кем говорить не хочет. Я сразу понял, в чём дело. Двойку, наверное, получил. Каждый вечер он во дворе играет, а тут вдруг дома сидит. Наверное, мама его не пустила. Уже один раз так было. Он тогда единицу принёс. И зачем люди двойки хватают? Да ещё единицы.

Как будто нельзя обойтись без них. Несознательные, как говорит мой папа. Я непременно сознательным буду. Ведь от двоек всем горе —и папе, и маме… Может быть, в школе учиться трудно? Вон как Вовка страдает от этого. Сидит дома, во двор его не пускают. Тяжело, значит, в школе учиться.

Вдруг и мне–будет трудно учиться? Мама будет меня ругать, ставить носом в угол, не пускать во двор поиграть с ребятами. Что это будет за жизнь? Нужно с Вовкой поговорить. Узнать у него всё про школу. А то потом будет поздно. Я сам начну ходить в школу. Лучше уж всё сейчас узнать.

Читайте также:  9 мая. день победы

Может быть, взять и уехать? Куда–нибудь на край света?

Вечером я спросил у папы, почему это Вовка двойки хватает.

— Он попросту лодырь, — ответил папа. — Он несознательный. Государство его бесплатно учит. На него педагоги тратят время. Для него школы построены. А он. знай себе двойки приносит…

Так вон какой Вовка! Он лодырь. Я даже себе представить не мог, как это можно! Ведь для него даже школу построили. Этого я не мог понять. Для меня если б школу построили… да я бы… я бы всё время учился. Из школы бы просто не выходил.

Я встретил Вовку на другой день. Он шёл из школы.

— Пять получил! — крикнул он радостно.

— Врёшь ты всё, — сказал я.

— Это я–то вру?!

— Потому, что ты лодырь!

— Ты что это?! — удивился Вовка.

— Лодырь ты, и всё. Так мой папа сказал. Понятно? Вовка стукнул меня изо всей силы в нос, потом толкнул

меня, и я упал в лужу.

— Получил? — крикнул он-. — Ещё получишь!

— И ты получишь!

— Смотрите какой! Ещё в школу не ходит!

— А ты лодырь!

К нам подошёл дядя Витя. Дядя Витя—лётчик. Мы его все очень любим. Он нас на самолёте катал.

— Мир, — сказал дядя Витя, — немедля!

Я совсем не хотел мириться. Во–первых, нос

у меня болел ужасно, а во–вторых, раз Вовка лодырь… Но дядя Витя заставил. Пришлось помириться.

Дядя Витя повёл нас на улицу и купил по мороженому.

Мы молча съели мороженое. Вовка достал из кармана деньги и предложил:

— У меня вот тут деньги есть… Купим ещё?

Мы купили стаканчик мороженого и пополам съели.

— Хочешь ещё? — спросил я.

— Хочу, — сказал Вовка.

Я побежал домой, взял у мамы денег, и мы купили ещё стаканчик.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=201724&p=14

Урок литературы для начальных классов по теме «В. Голявкин «Путешественник»»

Урок: Литература

Тема урока: В. Голявкин «Путешественник»

Цели: учить понимать текст и содержание рассказа, оценивать поступки героев, видеть связь названия с его содержанием; совершенствовать навык чтения; развивать воображение, речь, память, мышление; прививать интерес к чтению.

Тип урока: Урок формирования навыков и умений

Оборудование: листы с текстом, разделенные на 3 части; флипчарты, маркеры для групповой работы, глобус или карта мира.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Учащиеся пересказывают рассказ Б. Житкова «Как слон спас хозяина»

Задают вопросы к рассказу из тетрадей.

Прочитайте стихотворение из тетради В.Д. Берестова«Путешественники»

—Прочитайте это стихотворение медленно; с ускорением; с восхищением; выразительно.

4. -А сегодня мы познакомимся с произведением В.Голявкина «Путешественник».

— Как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе? О чем узнаем, прочитав название?

(Текст разделенный на части у каждого ребенка).

1.Чтение первой части рассказа «Путешественник». Чтение с остановками.

Проверка восприятия.

— Верны ли наши предположения о названии? Куда собрался автор рассказа?

— Почему именно туда? Он знал, где находится Антарктида?

Работа в группах. Рассматривание на карте нахождения Антрактиды.

— С какой целью он поехал?

— Перечислите, что мальчик взял с собой в дорогу? И кого он взял с собой?

— А что произойдет потом?

2. Чтение второй части.

— Верны ли наши предположения?

— Какие чувства вы испытываете по отношению к мальчику?

-Что показалось смешным?

-Расскажите, почему все, кто ехал вместе с мальчиком в купе, долго смеялись над его словами?

— А как вы думаете, что произойдет дальше? Почему?

3. Чтение третей части.

— Верны ли были наши предположения о том, как будут развиваться события, действия в дальнейшем?

— Интересно ли было вам?

— Чем закончилось путешествие героя?

— Каким ещё способом можно воспитывать характер?

-Возможно ли добраться до Антрактиды на поезде? Давайте проверим.

4. Работа в группах. Рассматривание на карте нахождения Антрактиды.

Группы делают выводы.

III. Рефлексия.

  1. Каждой группе дается определенное задание:

Чтецы готовят коллективное выразительное чтение по ролям 3 части. (Читают один за другим.)

Аналитики готовят отвечают на вопрос: Можно ли добраться до Антрактиды на поезде?

Художники создают диафильмм по содержанию рассказа.

Писатели пишут пятистишие.

Эксперты решают, можно ли несовершеннолетним детям ездить без сопровождения взрослых.

  1. Рефлексия «Солнышко». Дети пишут свои пожелания герою рассказана стикерах и прикрепляют их на солнышко.

Домашнее задание

Написать эссе. Подготовить выразительное чтение рассказа Г.Голявкина «Путешественник».

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-literatury-dlya-nachalnykh-klassov-po-teme-v-golyavkin-puteshestvennik.html

Весельчаки — Голявкин В. — Страница 16

ПодробностиКатегория: Отечественные писатели

Мой старший брат, безусловно, желал мне добра. Раздражаясь, он говорил быстро-быстро, захлебываясь словами. А я постепенно терял смысл слов и взаимосвязь между ними.Он говорил мне:— Учи уроки.

Без знанья тьма, стул, стол, табуретка, мы, вы, Амстердам…Он, безусловно, знал, что хотел мне сообщить. Но он так жаждал всё сразу сказать и вывести меня в люди, что немножечко торопился, и я не всегда понимал его.Я не получал того комплекса знаний, которые он нёс мне от всей души.

Наоборот, я всё страшно путал, и доходило до того, что весь мир мне казался непонятно чем.Как-то утром мой брат опять стал говорить мне очень быстро несметную кучу слов. Потом он схватился за голову и так долго сидел за столом.

Я вышел из комнаты, вернулся через минуту, вылил ему на голову ведро воды.Оказалось, он этого не хотел.

Ёж и другие

Ёж

Принёс я в класс ежа. Никуда его не вытаскиваю. Сидит он в сумке. Никто про него не знает. Вдруг учитель говорит: «Что это такое?» Я говорю: «Ёж». — «Где ёж?» — спрашивает учитель.

«Здесь», — говорю. А он говорит: «А вообще я не тебя спрашиваю. Я Мишу Галкина спрашиваю» — и на доску показывает. «Это существительное», — говорит Миша Галкин.

«Правильно, — говорит учитель, — а ты выйди с ежом!»

Путешественник

Я твёрдо решил в Антарктиду поехать. Чтоб закалить свой характер. Все говорят, бесхарактерный я: мама, учительница, даже Вовка. В Антарктиде всегда зима. И совсем нет лета. Туда только самые смелые едут. Так Вовкин папа сказал. Вовкин папа там был два раза. Он с Вовкой по радио говорил. Спрашивал, как живёт Вовка, как учится. Я тоже по радио выступлю.

Чтобы мама не волновалась.Утром я вынул все книжки из сумки, положил туда бутерброды, лимон, будильник, стакан и футбольный мяч. Наверняка морских львов там встречу — они любят мяч на носу вертеть. Мяч не влезал в сумку. Пришлось выпустить воздух.Наша кошка прогуливалась по столу. Я её тоже сунул в сумку. Еле-еле всё поместилось.Вот я уже на перроне. Свистит паровоз.

Как много народу едет! Можно сесть на какой угодно поезд. В конце концов, можно всегда пересесть.Я влез в вагон, сел, где посвободней.Напротив меня спала старушка. Потом со мной сел военный. Он сказал: «Привет соседям!» — и разбудил старушку.Старушка проснулась, спросила:— Мы едем? — И снова уснула.Поезд тронулся. Я подошёл к окну.

Вот наш дом, наши белые занавески, наше бельё висит на дворе… Уж не видно нашего дома. Мне стало сначала немножко страшно. Но это только сначала. А когда поезд пошёл совсем быстро, мне как-то даже весело стало! Ведь я еду закалять характер!Мне надоело смотреть в окно. Я снова сел.— Тебя как зовут? — спросил военный.— Саша, — сказал я чуть слышно.

— А что же бабушка спит?— А кто её знает!— Куда путь держишь?— Далеко…— В гости?— Угу…— Надолго?Он со мной разговаривал, как со взрослым, и за это очень понравился мне.— На пару недель, — сказал я серьёзно.— Ну что же, — сказал военный, — очень даже неплохо.Я спросил:— Вы в Антарктиду?— Пока нет; ты в Антарктиду хочешь?— Откуда вы знаете?— Все хотят в Антарктиду.— И я хочу.

— Ну вот видишь!— Видите ли… я решил закаляться…— Понимаю, — сказал военный, — спорт, коньки…— Да нет…— Теперь понимаю — кругом пятёрки!— Да нет, — сказал я, — Антарктида…— Антарктида? — переспросил военный.Военного кто-то позвал сыграть в шашки. И он ушёл в другое купе.Проснулась старушка.— Не болтай ногами, — сказала старушка.Я пошёл посмотреть, как играют в шашки.

Вдруг… я не поверил даже — навстречу шла Мурка. А я и забыл про неё! Как она смогла вылезти из сумки?Она побежала назад — я за ней. Она забралась под чью-то полку — я тоже сейчас же полез под полку.— Мурка! — кричал я. — Мурка!— Что за шум? — закричал проводник. — Почему здесь кошка?— Это кошка моя.— С кем этот мальчик?— Я с кошкой…— С какой кошкой?— С моей.

— Он с бабушкой едет, — сказал военный, — она здесь рядом в купе.Проводник повёл меня прямо к старушке.— Этот мальчик с вами?— Он с командиром, — сказала старушка.— Антарктида… — вспомнил военный. — Всё ясно… Понимаете ли, в чём тут дело: этот мальчик решил махнуть в Антарктиду.

И вот он взял с собой кошку… И ещё что ты взял с собой, мальчик?— Лимон, — сказал я, — и ещё бутерброды…— И поехал воспитывать свой характер?— Какой плохой мальчик! — сказала старушка.— Безобразие! — подтвердил проводник.Потом почему-то все стали смеяться. Даже бабушка стала смеяться. У неё из глаз даже слёзы пошли.

Я не знал, что все надо мной смеются, и потихоньку тоже смеялся.— Бери кошку, — сказал проводник. — Ты приехал. Вот она, твоя Антарктида!Поезд остановился.Неужели, думаю, Антарктида? Так скоро?Мы сошли с поезда на перрон. Меня посадили на встречный поезд и повезли домой.

Читайте также:  Новогодние стихи для дошкольников. снежинки

Птичка

Вышел я на перемене во двор. Погода чудесная. Ветра нет. Дождя нет. Снега нет. Только солнышко светит.Вдруг вижу: крадётся куда-то кошка. Куда, думаю, кошка крадётся? Любопытно мне стало. И я осторожно за кошкой пошёл. Вдруг кошка — прыг! Гляжу, у неё в зубах птичка. Воробышек.

Я хвать кошку за хвост и держу.— А ну, отдай птичку! — кричу. — Сейчас же отдай!Отпустила кошка птичку — и бежать.Принёс я птичку в класс.Кусочек хвоста у неё оторван.Все окружили меня, кричат:— Глядите, птичка! Живая птичка!Учитель говорит:— Кошки птичек за горло хватают.

А здесь повезло твоей птичке. Кошка ей только хвост повредила.Просят меня подержать дать. Но я её никому не дал. Птички не любят, когда их держат.Положил я птичку на подоконник. Обернулся, а птички нет. Ребята кричат: «Лови! Лови!»Улетела птичка.Но я не горевал. Ведь я спас её.

А это самое главное.

Мы играем в Антарктиду

Мама куда-то ушла из дому. И мы остались одни. И нам стало скучно.Мы перевернули стол. Натянули на ножки стола одеяло. И получилась палатка. Словно мы в Антарктиде. Там, где сейчас наш папа.Мы с Витькой влезли в палатку.Мы были очень довольны, что вот мы с Витькой сидим в палатке, хотя и не в Антарктиде, но как будто бы в Антарктиде, и вокруг нас льды и ветер.

Но нам надоело сидеть в палатке.Витька сказал:— Зимовщики не сидят так всё время в палатке. Они, наверное, что-нибудь делают.— Наверняка, — сказал я, — они ловят китов, тюленей и что-нибудь ещё делают. Конечно, они не сидят так всё время!Вдруг я увидел нашу кошку. Я закричал:— Вот тюлень!— Ура! — крикнул Витька. — Хватай его! — Он тоже увидел кошку.Кошка шла нам навстречу.

Потом остановилась. Внимательно посмотрела на нас. И побежала обратно. Ей не хотелось быть тюленем. Она хотела быть кошкой. Я это сразу понял. Но что мы могли поделать! Мы ничего не могли поделать. Надо же нам ловить кого-то! Я побежал, споткнулся, упал, поднялся, но кошки уже нигде не было.— Она здесь! — орал Витька. — Беги сюда!Из-под кровати торчали Витькины ноги.

Я полез под кровать. Там было темно и пыльно. Но кошки там не было.— Я вылезаю, — сказал я. — Здесь кошки нет.— Здесь она, — доказывал Витька. — Я видел, она побежала сюда.Я вылез весь пыльный и стал чихать. Витька всё под кроватью возился.— Она там, — твердил Витька.— Ну и пусть, — сказал я. — Я туда не полезу. Я целый час там сидел. С меня хватит.

— Подумаешь! — сказал Витька. — А я?! Я больше тебя здесь лазаю.Наконец Витька тоже вылез.— Вот она! — крикнул я.Кошка сидела на кровати.Я чуть было её не схватил за хвост, но Витька толкнул меня, кошка прыг — и на шкаф! Попробуй её достань со шкафа!— Какой же это тюлень, — сказал я. — Тюлень разве может сидеть на шкафу?— Пусть это будет пингвин, — сказал Витька.

— Как будто бы он сидит на льдине. Давай будем свистеть и кричать. Он тогда испугается. И со шкафа прыгнет. На этот раз мы пингвина схватим.Мы стали орать и свистеть что есть мочи. Я, правда, свистеть не умею. Свистел только Витька. Зато я орал во всё горло. Чуть не охрип.А пингвин будто не слышит. Очень хитрый пингвин. Притаился там и сидит.

— Давай, — говорю, — в него что-нибудь кинем. Ну, хотя бы подушку кинем.Кинули мы на шкаф подушку.А кошка оттуда не прыгнула.Тогда мы на шкаф закинули ещё три подушки, мамино пальто, все мамины платья, папины лыжи, кастрюльку, папины и мамины домашние туфли, много книг и ещё много всего. А кошка оттуда не прыгнула.— Может быть, её нет на шкафу? — сказал я.

— Там она, — сказал Витька.— Как же там, раз её там нет?— Не знаю! — говорит Витька.Витька принёс таз с водой и поставил его у шкафа. Если вздумает кошка со шкафа прыгнуть, пусть прямо в таз прыгает. Пингвины любят в воду нырять.Мы ещё кое-что покидали на шкаф. Подождали — не прыгнет ли? Потом подставили к шкафу стол, на стол стул, на стул чемодан и на шкаф полезли.

А там кошки нет.Исчезла кошка. Неизвестно куда.Стал Витька со шкафа слезать и прямо в таз плюхнулся. Воду разлил по всей комнате.Тут мама входит. А за ней наша кошка. Она, видимо, в форточку прыгнула.Мама всплеснула руками и говорит:— Что здесь происходит?Витька так и остался в тазу сидеть. До того напугался.

— До чего удивительно, — говорит мама, — что нельзя их оставить одних на минутку. Нужно же натворить такое!Нам, конечно, пришлось убирать всё самим. И даже пол мыть. А кошка важно ходила вокруг. И посматривала на нас с таким видом, как будто бы собиралась сказать: «Вот, будете знать, что я кошка. А не тюлень и не пингвин».Через месяц приехал наш папа.

Он рассказал нам про Антарктиду, про смелых полярников, про их большую работу, и нам было очень смешно, что мы думали, будто зимовщики только и делают, что ловят там разных китов и тюленей…

Но мы никому не сказали о том, что мы думали.

Источник: http://www.PlanetaSkazok.ru/drskazotech/veselchakigolovyakin?start=15

Ах, эти вездесущие мальчишки!

Скорее всего, прочитай я эти книги в разные месяцы, и в голову бы не пришёл этот пост, но так как встретились они у меня в одном ноябре — так и напрашивалось сопоставление<\p>

Очень разные авторы, каждая книга интересна по-своему, но так чем-то и похожи)))

В первую очередь, конечно, тем, что герои этих книг- мальчишки, любознательные, энергичные, отчаянные — скучать с такими не приходится!

И вот ещё какие пересечения заметила:

Возраст и родственность

В «Невезучке» и в «Как ни в чём не бывало» по два героя, два брата: Костя и Мишка , Никита и Митя. Старшие, как это водится, очень любят поучить-повоспитывать младших. В рассказах Виктора Голявкина разные герои, братья тоже есть («Моя работа», «Мы играем в Антарктиду») Приблизительный возраст героев всех трёх книг: старшие дошкольники-младшие школьники.

Тяга к путешествиям

Острое и неистребимое желание путешествовать: Никита и Митя отправляются в плавание, чтобы встретиться с дикими животными, герои рассказов Виктора Голявкина и дома устраивают «Антарктиду» (рассказ «Мы играем в Антарктиду»), и на поезде туда же отправляются («Путешественник»). Путешествия и в одной, и в другой книге заканчиваются благополучно, т.е. родным домом).

Благие намерения героев

Помыть пол так, чтобы устроить вселенский потоп — пожалуйста, герои Виктора Голявкина. Остаться присмотреть за младшим братом и сломать телевизор — это к Косте Пробочкину) Он и научный эксперимент со сном организовать может)

Любовь к животным

Познакомимся с очаровательной кошкой Гипотенузой, которая «помешала» Косте стать киноартистом и с псом Цыганом, спасающим отважных путешественников:

А у Голявкина кошка изо всех сил пытается не стать пингвином («Мы играем в Антарктиду»)

Закаливание

Не всегда выйти на мороз без тёплой верхней одежды значит закаляться, как Костя Пробочкин, иногда просто хочется похвастаться новой рубашкой (В. Голявкин «Новая рубашка»)

И мой рейтинг с краткой характеристикой книг) Ведь всё же это очень разные произведения со своими неповторимыми особенностями!

Иосиф Ольшанский «Невезучка: несколько смешных историй из жизни семилетнего человека, которому не везет»

Художник: Репкин Петр Петрович

Издательство: Нигма, 2014 год

ISBN: 978-5-4335-0105-8

Страниц: 64 (Офсет)

Искренний Костя Пробочкин покоряет своей откровенностью и желанием сделать «как лучше». Герой очень запоминающийся. Ситуации узнаваемые, особенно отношения с младшим братом…

Книга давным-давно не издавалась, и вот «Нигма» так всех порадовала, что уже несколько раз допечатывала тираж. Конечно, размеры у книги впечатляющие. Но другой я её и не представляю.

Иллюстрации Петра Репкина) Глядя на них в этой книге, я вспоминаю фильм «Усатый нянь»:

Алексей Толстой «Как ни в чём не бывало»

Художник: Громова Ольга

Издательство: Речь, 2014 год

ISBN: 978-5-9268-1654-6

Страниц: 80 (Офсет)

Кроме истории о 2 братьях в книге есть ещё 2 рассказа.

Конечно, сразу чувствуешь по языку, что это не середина 20 века, а его начало, но от этого произведение не проигрывает. Очень понравились иронические комментарии по ходу повествования. Не знаю, в каком возрасте дети начинают улыбаться на этих словах, но я искренне смеялась)

Иллюстрации Ольги Громовой мне здесь нравятся и кажутся уместными, хотя внешность братьев как-то неуловимо меняется. Мимика, эмоции…, но временами кажется, что герои с разных страниц похожи только одеждой)))

Качество издания — это качество «Речи») Есть другой вариант, от издательства «ЭНАС-КНИГА» с иллюстрациями Анны Власовой, но эта художница у меня представлена вот в таком сборнике:

Виктор Голявкин «Карусель в голове»

Художник: Власова А. Ю.

Издательство: Искатель, 2014 год

Серия: Библиотечка школьника

ISBN: 978-5-00061-046-6

Страниц: 46 (Офсет)

Рассказы В. Голявкина были опубликованы и в других сборниках, я выбирала почти самый бюджетный вариант для знакомства. И он меня порадовал: белые странички, крупный шрифт, озорные карикатурные иллюстрации Анны Власовой (их немного). И для самостоятельного чтения подойдёт, и в дорогу схватить можно.

Рассказы с разными героями, и не только детьми («Сплошные чудеса»). Они немного напоминают мне эстрадные монологи, с ними, думаю, классно выступать со сцены. И отдалённо напоминают рассказы Зощенко.

Читала их после восторгов со стороны, это мне всегда мешает, жду чего-то необычайного и не дожидаюсь) Поэтому пальму первенства отдала двум другим книгам, там успеваешь привыкнуть к героям, вжиться в их проблемы и полюбить их, а здесь — только улыбнуться)

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/kids_books/3154465

Ссылка на основную публикацию