Как бороться с детской агрессией

Как бороться с детской агрессией: советы психолога

Агрессия – это модель, которая закладывается с раннего детства. Агрессивность детей – это острая проблема не только самих родителей, но и педагогов и всего общества в целом. Какие причины и способы борьбы существуют — рассказывает психолог Инга Войтко.

Детская агрессия – явление распространенное. Иногда родители не знают, что послужило ее появлению. Но удивляться не стоит. Большинство причин того, что ребенок растет агрессивным, можно найти в самом обществе. Взять только видеоигры и телевидение: кругом насилие, драки и разбои.

Психолог Инга Войтко помогла разобраться с вопросом о детской агрессии и дала советы как с ней бороться.

Что такое детская агрессия, какие причины ее возникновения?

Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio — нападение. В данном случае возьмем определение агрессии как активной формы выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету.

Следует обратить внимание на то, что агрессия — это выражение эмоции, а эмоция — это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний, тем более желаний окружающих нас людей. Эмоции, в том числе и эмоцию гнева, нельзя запретить.

Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. За агрессивным поведением могут стоять разные причины. Хочется заметить, что любое негативное поведение ребенка, будь то капризы, слезы, драки и т.д., свидетельствуют не о том, что ребенок что-то хочет сделать назло взрослым, а о том, что в его жизни что-то не так.

Неприятие детей родителями является одной из базовых причин агрессивности, и, кстати, не только детской. Дети, которые испытывают недостаток родительской любви, начинают проявлять агрессивность, пытаясь напомнить о себе.

Если кроха не чувствует никакого интереса со стороны взрослых к своей персоне, агрессия — самый очевидный способ обратить на себя внимание. К повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями.

Когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, жизнь в их семье напоминает жизнь на дремлющем вулкане, извержения которого можно ждать в любую минуту.

Агрессивные реакции у детей могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями, — в общем, всем тем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке.

Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах.

Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека).

Одной из причин подавляемой до поры до времени детской агрессии бывает жестокий характер матери или отца. Жестокосердные, чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой.

Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого дитяти, они получают в ответ вспышку агрессии.

Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых.

Если поведение ребенка жестко контролировалось, а попытки поиграть в шумные подвижные игры пресекались, и ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

Еще одна причина агрессивности — недовольство собой. Часто это вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе.

Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования — немотивированно. Самое жестокое наказание не наносит ребенку такого непоправимого вреда, как отсутствие любви к себе и поощрения.

Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И потому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично. Очень часто агрессивная реакция бывает обусловлена текущей ситуацией, или ее предысторией.

Чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то, так же может влиять действие таких факторов, как уровень шума, вибрация, теснота и высокая температура воздуха.

Факторы, провоцирующие агрессивность у ребёнка:

Наследственно-характерологические факторы:

  • Наследственная предрасположенность к агрессивному поведению;
  • Психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении ребёнка;
  • Наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребёнка.   

Органические факторы:

  1. Травмы головного мозга,
  2. Особенности нервной системы,
  3. ММД (прим. ред.  Минимальная мозговая дисфункция) и т. п.                

Социально-бытовые:

  • Неблагоприятные условия воспитания;
  • Неадекватно-жестокий родительский контроль;
  • Враждебное или оскорбительное отношение к ребёнку;
  • Конфликт между супругами.

Ситуационные:                 

  • Реактивность (ответная агрессия) на присутствие новых взрослых или сверстников;
  • Чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
  • Введение ограничений в поведение ребёнка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности ребёнка);
  • Новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;
  • Нарастание утомления и пресыщения у ребёнка.

В каком возрасте чаще всего проявляется детская агрессия?

Чаще всего агрессия проявляется в возрасте от 3 лет до 7, и в подростковом возрасте. В раннем возрасте это связано с осознанием себя и мира, адаптацией в начальной школе. В подростковом возрасте (12-16) с осознанием своей личности.

Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательно поведение предотвратить:

1.     Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: если ты себя так поведешь…

, то мама с папой тебя больше любить не будут!. Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.

Если следовать этим советам, можно бороться с детской агрессией.

Источник: https://sunny7.ua/semja/children/kak-borotsya-s-detskoy-agressiey—sovety-psihologa

Консультация на тему: Как бороться с агрессией у ребенка?

Как бороться с агрессией у ребенка?

Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема детской агрессивности, а именно агрессивности дошкольников.

Это связанно с тем, что исследования и многочисленные наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.

Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее преодолению.

Причины, вызывающие агрессивное поведение детей дошкольного возраста:

  • Страх. Родители могут даже не догадываться, что ребенок чего-то боится или считают причину страха сущим пустяком. Игнорирование проблемы со стороны взрослых может привести к истерике.
  • Запреты. У авторитарных родителей малыш бывает «задавленным» постоянными «нет», «нельзя» и «надо». На ребенка кричат, в чем-то обвиняют или упрекают.
  • Ребенок отстаивает свою территорию или границу своей личности.
  • Ссоры между родителями или членами семьи вызывают страх, протест и, как следствие, агрессивные вспышки.
  • Ребенок ожидает нападения, опасается враждебности.
  • Старается доказать свою независимость и самостоятельность.
  • Чрезмерное эмоциональное напряжение.
  • Ребенок чувствует, что его не любят или даже ненавидят.
  • Копирует поведение окружающих взрослых или детей.

Если не принимать решительных мер, агрессия у детей дошкольного возраста может стать чертой характера и принести много неприятностей человеку во взрослой жизни.

Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление.

Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр.

И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых СМИ.

Как вести себя с агрессивным ребенком: 8 советов

  1. Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, классическая психология вменяет родителям показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется. В сказках зло и агрессию персонифицируют Волк, Карабас-Барабас, Кощей…
  2. Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.
  3. Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы раздосадованы, извинитесь. Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.
  4. Дети с повышенным уровнем латентной агрессии разряжаются через активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, или играть в футбол, он станет сдержанным и внимательным к другим. Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.
  5. Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:
  • сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;
  • неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;
  • предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами. Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.

Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.

  1. Дети с навыками волевого поведения (после 7 лет) могут научиться специальным приемам управления эмоциями — точно так же, как взрослые. В состоянии возбуждения взрослый может ущипнуть себя за руку, сжать кулаки или эспандер, ухватиться за стул, поднять руки и сделать глубокий вдох, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Вспомните, что помогает вам совладать с собой, и поделитесь этим важным секретом с ребенком. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.
  2. Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор? Социальные и психологические последствия дурных поступков всегда тяжелее физических. Люди важнее и сильнее вещей. «Починить» отношения труднее сломанных игрушек.
  3. Как наказывать за всплески агрессии? Изоляция и запрет на активные подвижные игры еще больше разозлят детей с сильным темпераментом. Они не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу. Более эффективный способ — дополнительная работа по дому.

Дети, как и взрослые, не очень любят убирать, мыть посуду, выносить мусор, стирать, однако понимают необходимость выполнения такой работы. Наказание рутинной, но полезной работой будет воспринято как справедливое и разумное.

Читайте также:  Поделки на пасху для школьников

Игры для агрессивных детей:

Снизить немотивированную агрессивность ребенка позволяют мероприятия, на которых он сможет понять, что есть иные способы привлечения внимания и проявления силы. Психологи рекомендуют детям такие способы выплескивания негативных эмоций:

  1. Рвать на куски листик бумаги;
  2. Громко покричать в «мешок крика»;
  3. Побегать и попрыгать на стадионе, игровой площадке, в спортивной секции;
  4. Периодически выбивать коврики и подушки;
  5. Бить боксерскую грушу;
  6. Проговаривать свои чувства («я расстроен», «я злюсь»).

Игры с водой

Созерцание водоемов, наблюдение за жизнью обитателей аквариумов успокоит даже самого отчаянного бунтаря. Рекомендованы познавательные и активные игры с водой:

  1. После дождя побегать по лужам;
  2. Переливание жидкости из одной емкости в другую. Занятие позволит сосредоточиться и охладит гневный пыл;
  3. Кидать камни в любой водоем;
  4. Детская рыбалка, которую можно устроить в тазике или в ванне;
  5. Плавание, посещение бассейна или аквапарка;
  6. Устраивать волны в ванной во время купания. Чтобы вода не выливалась стоит использовать шторки и наливать половину ванны.
  7. Устройство мини-бассейна во дворе в летнее время.

Игры с сыпучими материалами.

Игры с песком и крупами формируют усидчивость и помогаю бороться с внутренним напряжением.

  1. Просеивание через сито или мельницу с ситом;
  2. Закапывание в песок фигурок;
  3. Работа по строительству замков;
  4. Выкладывание картинок из цветного песка.

Творческие игры

После гневного выплеска следует дождаться, когда ребенок успокоится. Нужно попросить его записать или нарисовать свой гнев и чувства «жертвы», которую он ударил или оскорбил. Важно не стесняться эмоций, и описать все как было («я хотел его ударить», «у меня внутри все бурлило»).

Проанализировав эти записи и поставив себя на место другого человека, ребенок постепенно научится контролировать поведение, станет прислушиваться к чувствам людей

Погасить и победить агрессию в ребенке можно, но путь этот будет достаточно длительным. И сделать это под силу именно родителям. В данной ситуации роль семейного воспитания важна как никогда.

 Поговорите с воспитателем в детском саду, попросите поддержать вас в этот сложный возрастной период, ведь дошкольный возраст позволяет удачно корректировать поведение ребенка, и очень важно не упустить этот момент.

Источники:

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/01/21/kak-borotsya-s-agressiey-u-rebenka

Детская агрессия,как она есть — как бороться с детской агрессией

Ребенок, как и любой взрослый, не станет проявлять агрессию без причины. Детская агрессия это реакция на срыв каких-то планов, запрет и ограничения деятельности взрослыми или столкновение снеожиданными трудностями. Целью агрессивного поведения ребенка всегда является устранение этих препятствий.

У многих родителей бытует мнение, что агрессия это плохо и с ней надо как-то бороться, но эта борьба, как правило, приносит негативные результаты.

Во-первых, наказывая ребенка за деструктивное поведение, родители показывают ему пример того, что агрессия вполне годится в качестве меры воздействия, а во-вторых, подавляя агрессивность ребенка, родители способствуют ее переходу в аутоагрессию, т.

е. ребенок начнет наносить вред себе (грызть ногти, часто травмироваться и даже плохо учиться).

В идеале, поскольку ребенок еще не умеет нормально выражать эмоции, задача родителей не сдерживать агрессивное поведение ребенка и поощрять хорошее, а научить его адекватно справляться, как и с негативными, так и с позитивными чувствами. Но если агрессивное поведение малыша уже заходит слишком далеко (он начинает драться, портить вещи, ругаться), то тут нужно работать с причинами (источниками) агрессивного поведения. Их можно выделить четыре:

Враждебность из страха

Чувство страха, недоверия  и отношение к окружающему миру как к угрозе, заставляет малыша постоянно обороняться, а лучшая защита – это нападение. Откуда берется страх у ребенка?

Причина первая: малыш сразу после рождения, еще не отделяет себя от матери – она для него весь мир, и если у нее в этот период жизнь складывалась не лучшим образом (ссоры, скандалы, неприятности), то эти ощущения (мир враждебен, не безопасен) передались и ребенку.

Причина вторая: некоторые родители свою любовь к ребенку подвергают условиям (хорошо себя ведешь, значит, ты хороший и мы тебя за это любим; плохо себя ведешь — ты плохой, и значит, тебяникто такого не будет любить, и мы в том числе).

У такого ребенка нет ощущения, что его любят несмотря ни на что, и в скором времени такой малыш может сделать вывод, что его не любят совсем и тогда он может начать творить все, что вздумается, ведь он больше не рискует потерять родительскую любовь.

Таких «недолюбленных детей» уже во взрослой жизни можно вычислить по заниженной самооценке.

Причина третья: частые ссоры родителей. Для ребенка его семья это отражение всего мира, а ссоры вызывают ощущение надвигающейся катастрофы (даже если они происходят «за закрытыми дверьми»), и поэтому любой конфликт это угроза не только миру ребенка, но и ему самому.

Агрессия ребёнка из-за того, что чего-то не дали

Если ребенок сталкивается с запретами и невыполнением своих желаний и потребностей — он отвечает на это агрессией. Когда нет взаимопонимания в отношениях детей и родителей, то ребенку до конца не понятно, почему чего-то нельзя.

Причина первая: в семье могут быть не корректно установлены запреты (папа запрещает, мама разрешает, бабушка за это поощряет).

Причина вторая: ребенок все время сомневается, что его любят и ценят, поэтому начинает провоцировать родителей на постоянные проверки (купи мне вот это!).

Для ребенка «купили» значит прошли проверку и вы его любите, «не купили» — значит не любите. Но это не значит, что нужно с этого момента покупать ему все, что пожелает.

Необходимо выяснить, почему ребенок сомневается в вашей любви, раз ему нужны подтверждения.

Детская агрессия как проявление независимости

Самая главная задача ребенка на протяжении развития и взросления — обретение независимости исамостоятельности в первую очередь от родителей. Далеко не все мамы и папы это понимают потому, что сами полны страхов, которые не позволяют предоставить ребенку необходимую самостоятельность.

Здесь речь идет об адекватной свободе, а не о предоставлении ребенка самому себе. Родители должны найти баланс между поддержкой и помощью (которая ребенку порой необходима) и попустительством, перекладыванием слишком большой ответственности за свои действия на неокрепшую детскую психику.

Копирование недружелюбного поведения

Родителям необходимо не только следить за своим поведением, поскольку они самый важный образец поведения для малыша, но и за тем, что он смотрит по телевизору, какие мультики и фильмы предпочитает – ведь они сейчас переполнены примерами агрессивного поведения. Так же решение конфликтных ситуаций через агрессию ваш ребенок может подсмотреть у сверстников.

Получается, что в большинстве случаев детская агрессия – это всего лишь протест против поведения взрослых, отстаивание своих прав и границ. Причина агрессивного поведения — всегда недостаток внимания и понимания со стороны взрослых. Ведь, как правило, до вспышки явной агрессии ребенок выражает свою потребность в более мягкой форме, но мы, взрослые не видим, не слышим и не понимаем этого.

Итак, дорогие родители, нравится вам это или нет, но если объединить все вышесказанное и сделать сухое резюме, то получается, что ваше поведение и отношение к ребенку исинные причины егоагрессивности.

Если вы сами не умеете управлять своими эмоциями (вас тоже не научили этому родители), если у вас есть расхождения между словами и собственными действиями, если вы запутались в своих собственных проблемах в личной жизни и на работе, то как вы сможете воспитать в ребенке то, что сами в себе еще не воспитали? Прежде чем заниматься агрессивным поведением ребенка, понаблюдайте за собой, за тем, как в вашей жизни проявляется агрессия.

Работая над собой и своими недостатками, вы сможете не только решить проблему агрессивного поведения вашего ребенка, но и наладить взаимоотношения в семье в целом, особенно если вы работаете с проблемами не только на уровне «ума», но и на уровне тела и энергетики.

Становясь более осознанным, уравновешенным и мудрым родителем, вы сможете научить тому же и своих детей. Сейчас существует система, которая работает со многими психологическими проблемами, а так же сочетает в себе лучшие энергетические практики для работы с телесным аспектом и пространством.

Она полностью самостоятельна и не занимает много времени. Эта техника работает не только с личностными особенностями и нежелательными проявлениями характера, но и хорошо поможет вам разобраться с вашим прошлым и отношениями с вашими родителями, наладит родовые отношения в целом.

Получить книгу с описанием системы и пробным мини-курсом вы можете, пройдя по ссылке ниже.

Источник: https://tsuslik.ru/detskaya-agressiya

Как бороться с агрессией ребенка 3-4 лет?

Воспитание детей – это постоянный труд, работа над методами и работа над собой. Именно так – воспитать в первую очередь необходимо себя, воспитать в себе те же привычки и принципы, которые вы хотели бы видеть в своем ребенке.

К сожалению, понимание этой истины приходит далеко не сразу, а чаще всего тогда, когда ошибки воспитания уже видны невооруженным взглядом. И тогда взрослые искренне удивляются, почему их любимое чадо плюется, дерется, злится и кричит.

Особенно сложны в понимании поступки детей в возрасте 3-4 года: еще плохо развита речь, именно в это время идет привыкание к детскому саду, ребенок начинает уже воспринимать себя отдельно от матери, активно познавать мир. Поэтому в первую очередь нужно понять причины агрессии: когда ребенок плохо себя ведет, что вызывает такую реакцию.

  • Наблюдайте самостоятельно дома, на прогулке около дома как малыш ведет себя один и в компании других детей. Иногда причины агрессии находятся в голове ребенка, возможно, задета его психика, тогда, скорее всего, даже будучи один на один с игрушками, он будет кидать их, будет недоволен тем или иным обстоятельством. Не стоит сразу бить тревогу, обратите внимание, как часто повторяются эти одиночные приступы агрессии, если он единичны или редки, у вашего ребенка просто плохое настроение. А вот если такое поведение уже длительное время норма, то есть агрессия не на кого-нибудь конкретно, а просто сама по себе, необходимо обратиться к специалисту.
  • Расспросите подробнее у воспитателей в детском саду о поведение ребенка. Постарайтесь выведать, что предшествовало приступу агрессии (спор из-за игрушки, кто-то толкнул, не получил чего-то, что очень хотел). Сравните ваши выводы о поведении дома и в детском саду, найдите общие точки соприкосновения. Например, ребенок кусается, когда кто-то пытается отобрать у него игрушку, или его обижают и это его попытка защитить себя.

Теперь, когда вы вооружены знаниями о причинах агрессивного поведения вашего ребенка, необходимо продумать стратегию как бороться с агрессией ребенка. Действовать нужно сообща, обязательно и мама, и папа, и бабушка с дедушкой, тети и дяди должны одинаково реагировать на вспышку злости. Ни в коем случае не нужно применять физическую силу.

Ударить по губам или по попе легче всего, но эффект почти всегда будет нулевой. В 3-4 года ребенок уже вполне способен понять доводы взрослого о том, что так делать нельзя, что это поведение неправильное.

Главное здесь – постоянно придерживаться такой стратегии, если у ребенка всегда будет перед глазами и на слуху лишь один этот правильный вариант поведения, то и желание поступать по-иному не возникнет.

Агрессивное поведение у ребенка в 3 – 4 года еще не показатель каких-либо проблем в психике, но не реагировать и оставлять все на самотек чревато.

Статьи о развитии и воспитании

Читайте также:  Как научить ребёнка играть с другими детьми

Источник: http://kindbi.com/article/kak-borotsya-s-agressiey-rebenka-3-4-let/

Детская агрессия: причины и как с ней бороться

Здравствуйте, читатели блога! Согласитесь, детская агрессия — сегодня довольно распространенное явление. Агрессивность может быть присуща любому детскому возрасту: от малышей до подростков. Давайте выясним причины, из-за которых она появляется, а также рассмотрим 10 советов, как бороться с агрессией у ребенка.

Родители, столкнувшиеся с агрессивным поведением своих детишек, часто впадают в панику. Вопрос, который чаще всего их волнует: «Что делать, как реагировать, когда дитя начинает истерически орать, падает на пол, бьется, кусается»? Для этого нужно постараться понять причины агрессии.

Каковы причины детской агрессии

Существуют три основные причины агрессии у детей. Это разочарование, недостаток внимания и территориальность.

  1. Разочарование может спровоцировать агрессию, например, когда деточке сказали, что пора прекращать играть, и нужно делать то, что ей не хочется. Или когда малышу отказывают дать, купить вещь, которую ему давно хотелось иметь.
  2. Недостаток внимания. Например, когда есть младшие братишка, сестренка, которым родительского внимания достается больше. Поэтому старший ребенок может стать агрессивным, чтобы захватить родительское внимание, предпочитая быть отчитанным, нежели проигнорированным.
  3. Территориальная агрессия происходит, когда кто-то посягает на личное пространство деточки. Например, дитя с удовольствием играет сам по себе, но появляется другой малыш желающий присоединиться к игре. Если первый малыш не хочет играть со вторым, он может проявлять агрессивное поведение в попытке отогнать его от себя.

Желая выявить причины агрессивного поведения ребёнка, главное – распознать эмоцию фрустрации. Детская агрессия – это желание атаковать.

А желание атаковать появляется тогда, когда что-то происходит не так, как им хочется, поэтому они испытывают сильное раздражение. Эта эмоция называется фрустрацией. Ребёнок не сознаёт своего раздражения, и тем более его причину.

Например, когда детки голодны, замёрзли, устали, то начинают вести себя капризно, их раздражают совершенно невинные факторы.

Прочитайте как справляться с истериками у детей?

Как правильно справиться с фрустрацией

Когда что-то происходит не так, как хочется, первое желание – исправить ход вещей. Бывает, это удаётся, но иногда все попытки тщетны, ситуацию изменить не в нашей власти. Что происходит дальше? Нам приходится смириться, принять ситуацию, кому-то выплакаться и жить дальше. Подобные «слёзы тщетности» помогают смириться, с невозможностью изменить ситуацию.

Необязательно плакать в буквальном смысле этого слова, но человек обязательно должен пройти путь от раздражения из-за невозможности что-то изменить к принятию ситуации и скорби.

Вот почему маленькие дети не могут освободиться от раздражения иначе, чем через слёзы.

Поэтому если раздражению не дать выхода через слёзы, оно будет искать другой путь, и, скорее всего, выльется в агрессивном поведении ребенка.

Как бороться с детской агрессией

Агрессивный ребёнок – это ребёнок, испытывающий фрустрацию, встретившийся с невозможностью изменений, и не сумевший дать выход этой энергии через слёзы, то есть пройти от гнева к скорби. Как же ему помочь?

Определите причину.
Попробуйте проследить каковы триггеры вызывающие агрессивное поведение малыша. Например, обратите внимание, не спорят ли дети между собой за какую-то игру, или детская агрессивность возникает из-за спора какой смотреть мультик.

Правильно реагируйте.
Первым делом поймите, проблема не в поведении, а в том, что ребёнок не смог освободиться правильным образом от своего раздражения.

Поэтому воздержитесь в момент всплеска агрессии «воспитывать» деточку.

Запомните, если реагировать криком или ремешком по «заднему месту» деточки на любые ребячьи шалости, проблемы, то малыш начнет воспринимать подобное, как приемлемое поведение для стрессовых ситуаций.

В следующий раз, столкнувшись с разочарованием, он, вероятней всего, будет реагировать агрессивно. Как поступить? Во-первых, малыш должен знать: агрессивное поведение неприемлемо и есть другие способы выразить свои чувства.

Во-вторых, необходимо обеспечить безопасность самому малышу или окружающим детям. Для этого желательно уйти c ним в тихое безлюдное место. Или сесть c ним и смотреть, как играют другие дети, объясняя, что он может вернуться к играм тогда, когда не будет причинять вреда другим деткам.

Успокойте малыша.
Дайте понять ребёнку, что ваши с ним отношения ни в коем случае не пострадают от этого инцидента. Найдите способ успокоить деточку, или же переключите его внимание на что-то, неимеющее отношение к ситуации. «Разбор полётов» устроите потом, когда все успокоятся. Поговорите с ребёнком спокойно, без осуждения.

Заверьте в своей любви.
Это особенно актуально для старших детей, которые привыкли к вниманию и ласке родителей. Теперь им трудно понять, почему они должны делить центр внимания родителей c младшим братиком или сестричкой. Подобное непонимание может привести к чувству, что их отвергли или изолировали.

Поэтому родителям нужно очень постараться, чтобы случаи проявления детской агрессии не усугубляли ситуацию разделения их с ребёнком.

Важно понять, что детям просто необходимо пройти этот путь, научившись находить цивилизованный выход своей энергии. Ищите способы помощи им в этом.

Хорошо подумайте, как можете уменьшить разделение с ребёнком? Запомните, даже незначительное увеличение оказанного внимания приводит к значительному уменьшению уровня агрессии у ребёнка.

Узнайте 5 советов, как успешно дисциплинировать своего ребенка?

Проведите мониторинг телевизионных программ, игр.
Уже доказано и передоказано о существовании связи между детской агрессией и тем, что они смотрят по телевизору.

 Если постоянно смотрят насильственные, магические фильмы или мультики, то это может оказать негативное влияние на их поведение.

Поэтому относитесь избирательно к показываемым по телевизору детским программам, особенно зарубежным.

Какова их опасность вы можете узнать из этого видео. После его просмотра наши знакомые начали мониторить всё что смотрит их малыш.

Старайтесь больше показывать ему спокойных, добрых мультиков и сказок. Еще лучше смотреть телевизор вместе, объясняя некоторые ситуации. Например, когда уместно говорите: «Это был хороший способ или нехороший, когда герой получил то, что ему хотелось». Так, вы формируете через наглядный пример сознание ребенка, какой метод правильный, какой нет.

Аналогичным образом поступите с детскими играми. Если большинство детских игр связано с игрушечным оружием и мечами, то постарайтесь ввести ряд более спокойных занятий или игр.

Установите четкие границы.
Постарайтесь немедленно реагировать всякий раз, когда малыш агрессивен.

Избегайте ждать, пока он в третий раз кого-то ударит или укусит, чтобы сказать: «Довольно!» Он должен сразу понять, что его поступок был неправильным.

Для этого на короткое время (5 минут достаточно) удалите малыша из возникшей ситуации. Это самый лучший способ дать ему остыть. Затем дайте понять дитю, что при повторной агрессии вы больше не разрешите ему играть.

Вам будет интересно узнать 6 советов, как отучить детей кусаться?

Подскажите безопасный выход агрессии.
Объясните ребёнку, что испытывать раздражение —это нормально, когда причиной этому могут быть такие банальные вещи, как неутолённый голод или просто усталость. Просто малыш неправильно его проявляет, кусаясь, топая ногами или дерясь.

Поощряйте деток найти более эффективный способ реакции на раздражающие факторы. Например, попросить помощи у взрослых или просто побить подушку или барабан. Пусть он учится распознавать причины раздражённости, так ему станет значительно проще с нею справляться.

Учите детей понимать, что есть ситуации, когда изменить ничего нельзя.
Помогите дать выход слезам тщетности, успокаивайте его, но всё же подчёркивайте, что в данной ситуации ничего не поделать.

Главное – стараться всеми силами удерживать ваши отношения с ребёнком на уровне глубокой привязанности.

Иногда это очень непросто сделать, особенно в моменты накала агрессии, когда кажется, ребёнок всеми силами своей души стремится к отчуждению или наказанию.

Расценивайте это, как крик маленького человечка о помощи. Он просто не в состоянии справиться с собой. Помните об этом в минуты отчаяния. Кто, если не вы, поможете ему научиться справляться со своими чувствами и жить без агрессии.

Узнайте какие 4 ошибки допускают родители при наказании детей?

Поощряйте детей обсуждать проблему.
Чем больше говорите с детьми, тем легче деткам научиться правильно, реагировать на стрессовые ситуации. Их собственный словарный запас пополнится, поэтому им будет легче научиться выражать свое недовольство устно, а не агрессивным поведением. Когда ребенок спокоен, объясняйте ему, как решить свои разногласия словами, а не дракой.

Хвалите хорошее поведение.
Хвалите детей, когда они хорошо реагировали на трудные ситуации. Говорите о своей гордости к тому, как они себя повели, например, не дрались, а спокойно отреагировали. Дитя в таких случаях чувствует себя уверенней и со временем поймет, насколько мощными могут быть слова.

Заключение

Не бойтесь обратиться за помощью. Иногда детская агрессия требует большего вмешательства, чем может обеспечить родитель.

Обратитесь к детскому психологу, с которым сможете определить источник агрессивного поведения малыша и помочь деточке его преодолеть. Помните, что это еще ребенок.

Поэтому если работаете с ним терпеливо и творчески, то, вероятней всего, драчливые наклонности деточки скоро станут делом прошлого.

С уважением, Андроник Анна, Олег.

Посмотрите видео отчего становятся злыми наши детки? Также советы психолога, как справляться с агрессией у ребенка?

Источник: https://semyadeti.ru/detskaya-agressiya.htm1

Агрессивный ребенок

Многие родители рано или поздно сталкиваются с проблемой агрессивного поведения у детей, не зная при этом — что делать. Прежде, чем искать советы, нужно понять, что имеют в виду специалисты под проявлением агрессии. Так может называться форма словесных оскорблений, причинение вреда имуществу.

До сих пор нет единой точки зрения на причины детской агрессии. Некоторые специалисты полагают, что это исключительно врожденная особенность характера, другие считают, что виноваты неблагополучная обстановка дома, недостаточное воспитание, социальная отстраненность.

Возрастные особенности

В любом возрасте агрессия у детей является способом донести важную информацию до окружающего мира. До определенного возраста это индикатор протекающего развития.

На самом первом жизненном этапе злость — защитная реакция. Появляется в ответ на дискомфорт и служит для привлечения внимания взрослого.

Агрессия у детей в 2-4 года — попытка научиться взаимодействовать с окружающим миром. Чаще всего направлена на родителей и нужна, чтобы предъявить свои требования или желания.

На этот период приходится кризис трехлетнего возраста. Детки уже понимают, что они отдельные от мамы, самостоятельные люди.

Но они еще не знают правильных способов выражения своих требований, поэтому часто прибегают к злости, например, к укусам.

В дошкольном возрасте дети начинают переживать обиды. Нередко расстройства связаны с игрушками или играми со сверстниками. Дети дошкольного возраста уже умеют разговаривать, но умение вербально выражать желания формируется постепенно.

В качестве защитной реакции возникает агрессия. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста особенно волнует родителей перед школой.

Но по мере взросления раздражение уменьшается, и повышается способность решать конфликты в устной форме.

В этом возрасте бывший дошкольник попадает в новую среду — в школу, учится встраиваться в новое сообщество со своими правилами. Кроме того, у детей младшего школьного возраста происходит скачок в развитии.

Теперь дети уже не малыши. Они активно взрослеют, проявляют интерес ко взрослой жизни.

Чаще всего агрессивное поведение детей младшего школьного возраста связано именно с неприятием родителями того факта, что с ребенком пора общаться на равных.

10-12 лет — этап, который иначе называется младшим подростковым. Своего рода подготовка к переходному возрасту, подростковому периоду. Сейчас уже родители и другие взрослые теряют свой авторитет в глазах подростка. Значительно важнее становится мнение сверстников. Приступы агрессии являются закономерными и свидетельствуют об изменениях в организме.

Если до этого времени ничто в поведении сына или дочери не вызывало опасений, то не спешите бить тревогу. Постепенно поведение нормализуется. Если ребенок нервный и агрессивный, если ранее вы сталкивались с неконтролируемой злостью, или вы чувствуете, что теряете контроль над ситуацией,  необходима диагностика у специалиста.

Читайте также:  Отношение детей к учебе

Приступы агрессии у ребенка — частое явление. В описанных случаях это — сигнал о появлении новых эмоций, с которыми малыш пока не умеет справляться как следует, поэтому не должно вызывать особого беспокойства у родителей.

Нужно проявить внимание и объяснить, как вести себя в тех или иных обстоятельствах. Основной пример для детей любого возраста — их родители. Поэтому есть смысл посмотреть, как вы разбираетесь с конфликтными ситуациями.

Вероятно, его поведение — копия вашего.

Однако если такое поведение носит затяжной характер, стоит обратить на него внимание. Специалисты выделяют ряд признаков, по которым можно определить предрасположенность к агрессивному поведению у ребенка:

  1. Чувствительность и, следовательно, постоянные обиды.
  2. Отказ от выполнения правил.
  3. Провоцирование на конфликт.
  4. Чрезмерно эмоциональная реакция на действия окружающих.

Перечисленные качества могут быть просто особенностями характера, а могут оказаться сигналом более серьезных проблем. Внимательно понаблюдайте, почему малыш совершает те или иные действия, прежде чем делать выводы.

Виды агрессии

Виды агрессивной реакции делят на несколько типов:

  1. Вербальная — непоседа пускает в ход весь свой лексический запас, чтобы оскорбить другого человека.
  2. Физическая — в ход идут кулаки, зубы, ногти. Ребенок активно лезет в драку.

Также можно разделить на:

  1. Прямую — вхождение в непосредственный контакт с оппонентом вербально или физически.
  2. Косвенную — стремление выразить агрессию к оппоненту через причинение вреда его вещам. Например, малыш может захотеть сломать игрушку другого, порвать книжку или выкинуть что-то, если чувствует гнев по отношению к этому человеку.
  3. Символическую — иными словами, угрозы. Малыш может кричать о том, что собирается применить силу. Чаще всего после предупреждения следует непосредственно действие.

Более того, агрессия может быть:

  1. Активной, то есть инициированной внутренними психическими процессами.
  2. Защитной — реакцией на внешние условия.

Специалисты пытаются установить взаимосвязь между уровнем развития ребенка и склонностью к проявлению агрессии. Например, отмечают, что дети с более низким уровнем развития чаще проявляют внезапную импульсивную ярость.

Факторы, влияющие на ребенка

Агрессия не возникает, если школьник чувствует себя комфортно. Враждебность появляется, если он находится в неприятной ситуации.

Существует ряд внешних факторов, которые могут повысить риск развития чрезмерной импульсивности у ребенка в любом возрасте. В том числе:

  • физическое или сексуальное насилие;
  • жестокое обращение в семье. Наказания считаются одной из самых частых причин возникновения агрессии у детей;
  • употребление алкоголя или наркотиков родителями;
  • стрессовая ситуация в семье. Это могут быть развод, финансовые трудности и многие другие проблемы, никак не связанные с малышами, на первый взгляд. Дети не только чувствуют нездоровую атмосферу дома, но и копируют манеры взрослых, не отдавая себе отчета в правильности поведения; 
  • недостаточное внимание близких, друзей. Ребенок может чувствовать себя отвергнутым семьей или сверстниками, чувствовать недоверие со стороны близких. За этим следуют подозрительность и раздражительность. С подобными чувствами не просто сталкиваться даже взрослому, не говоря уже о неокрепшей детской психике. Такой же эффект имеет резкое сокращение общения с матерью или внезапное отлучение от груди. Поэтому к реакции детей стоит прислушиваться, если атмосфера дома становится напряженной;
  • непоследовательное воспитание.

Для малыша с самого рождения очень важен психологический комфорт. В том числе — распорядок дня и последовательное поведение родителей. Если одни родственники что-то запрещают, а другие то же самое позволяют, малыш начинает ощущать дискомфорт. В качестве ответной реакции появляются раздражение, гнев и агрессия.

Часто возникают ситуации, в которых стоит ребенку начать агрессивно выражать свои требования, как ему тут же позволяют желаемое. В сознании такое поведение взрослых закрепляет определенную модель. Значит, всего можно добиться этим способом.

Среди других факторов, которые могут вызвать агрессию:

  • Наказания. Если наказания внушают страх, причиняют боль настолько, что непоседа перестает воспринимать их причину, то чаще всего это приводит к замкнутости, раздраженности и приступам.

Однако агрессивность может формироваться как в чрезмерно строгой, так и в слишком мягкой среде. В семье, где запреты не воспринимают серьезно, младшие учатся добиваться своего именно агрессивностью. Эта модель поведения остается и в дальнейшем. Чем старше ребенок, тем сложнее исправить это упущение.

  • Отрицательный опыт общения со сверстниками. Сюда могут относиться злые шутки, отвержение какой-либо компанией. Издевательства со стороны ровесников всегда воспринимаются особо болезненно. Негативный опыт общения накладывает отпечаток на дальнейшее взаимодействие с людьми. 
  • Мозговая травма или другие физические повреждения, связанные с органами, ответственными за эмоциональный фон человека. Агрессия, проявляющаяся вследствие травм, не корректируется домашними методами. Лечение должно происходить под наблюдением грамотного специалиста.
  • Жестокие игры или телепередачи.

Хотя нельзя утверждать, что исключительно просмотр передач, содержащих элементы насилия, может привести к нервному поведению, но уровень агрессии от них однозначно повышается. Это стоит учитывать, когда вы доверяете телефоны, планшеты и телевизоры. В младшем возрасте рекомендуется контролировать просматриваемые передачи и игры.

  • Ситуативная агрессия — возникающая в ответ на дискомфорт. Например, голод или усталость. Малыш становится раздражительным. Такая злость проходит, когда базовые потребности удовлетворяются.

Редко только один из факторов приводит к нервному поведению детей. Чаще действует комбинация причин. Разобраться самостоятельно, как правило, довольно сложно. Лучше всего обратиться к профессиональному психологу, который даст рекомендации родителям агрессивного ребенка и предложит выход.

Портрет агрессивного ребенка

Миша Смирнов учится в первом классе. Он очень ждал, когда наступит первое сентября, но за несколько месяцев учебы его настрой и поведение резко изменились.

В класс у него почти нет друзей, потому что все знают: если мальчику что-то не понравится, он может испортить учебник, выкинуть карандаши или даже ударить обидчика.

Собрания, на которых Мишу постоянно отчитывают за поведение, не помогают, как и советы учителей, которые утверждают, что первоклассника надо наказывать за злые поступки. Миша с каждым днем все больше замыкается в себе и не рассказывает ничего родителям.

Комментарий психолога

Маляева Ирина, детский психолог: «Если мальчик не хочет говорить, почему злится на всех, не нужно вытаскивать из него клещами.

Скорее всего, здесь сошлись «все звезды»: кризис 7 лет, завышенные ожидания не оправдались, он пытается противостоять нагрузкам и ответственности, но невольно отталкивает друзей и близких, круг замыкается. Если этого не прекратить, станет только хуже.

Для начала школьника нужно разговорить — поиграть с ним в специальные игры, попросить смоделировать ситуацию, а затем мягко объяснить, как следует себя вести в его состоянии.

Что делать?

В первую очередь помните, что такой малыш нуждается в понимании и утешении. Это его своеобразный крик о помощи. Он сам загоняет себя в клетку и не знает, как выбраться. Он отталкивает вас, и вам кажется, что он асоциален, хотя он отчаянно пытается привлечь к себе внимание.

Агрессивное поведение в разном возрасте требует разных действий. Например, в раннем детстве возможно просто игнорировать подобные проявления, но при этом обязательно хвалить ребенка за хорошие поступки. Такой метод показывает, что есть более эффективные методы общения.

Помогает совместное с родителями проговаривание чувств. Особенно это хорошо работает в том случае, если агрессия возникает в результате непонимания своих эмоций и, как следствие, неумения ими управлять. Более старших деток уже можно одернуть спокойной фразой.

Например: «Взрослые так себя не ведут».

Если вы видите признаки того, что в ребенке начинает скапливаться агрессия, и вот-вот он даст ей выплеснуться, попробуйте его отвлечь.

Очень часто можно столкнуться с тем, что в ответ на агрессию со стороны первоклассника взрослые начинают демонстрировать свое превосходство. Эта тактика никогда не приносит должных результатов.

Напротив, она приводит к увеличению уровня злости. Задача взрослых должна сводиться к созданию благоприятных условий и разъяснению вариантов поведения в сложных ситуациях.

Ниже подробнее рассмотрены методы, помогающее справиться с агрессивным поведением.

Необходимо отдавать себе отчет в том, что сдерживание негативных эмоций может иметь неприятные последствия детской агрессии. Гнев и раздражение накапливаются в психике любого человека. Если не дать своевременный выход этим эмоциям, они, скорее всего, вырвутся в самый неподходящий момент и будут направлены, возможно, на тех, кто и вовсе не виноват в таком состоянии.

Есть ряд действий, которые специалисты советуют использовать, чтобы дать выход агрессии:

  1. Использовать физическую активность. Например, порвать бумажку, поколотить боксерскую грушу или подушку. Активные прогулки или занятия спортом также помогают снизить уровень агрессии.
  2. Предложите ребенку прятать эмоции куда-то. Например, кричать в мешок или коробку. Это помогает выплескивать лишнюю агрессию, но только в определенное место.
  3. Один из самых важных способов — проговаривать чувства и эмоции. Это упражнение помогает научиться понимать, что он переживает. И постепенно он освоит другие возможные реакции. Распознавание гнева — самый важный шаг на пути к контролю над ним. Но очень важно начинать именно родителям. Сначала взрослые проговаривают свои чувства. Проявлять эмоции при этом можно, но не чрезмерно. Затем родители начинают говорить о чувствах. Здесь нужно соблюдать деликатность. Фраза: «Я знаю, что ты чувствуешь», — может вызывать раздражение. Не утверждайте, а предполагайте и спрашивайте. Ваша задача — вызвать на диалог.

Кроме того, вы можете ввести в повседневную жизнь занятия, которые неплохо успокаивают. Обратите особое внимание на:

Любая форма игр с водой оказывает успокаивающее действие. Даже просто сидение на берегу водоема или рядом с аквариумом уже положительно влияет на эмоциональное состояние. Многие игры легко организовать дома, даже если у вас нет возможности набрать ванную.

Обычный таз или ведро могут превратиться в домашнее озеро, по которому могут плавать животные или кораблики. Отлично работают переливания воды из одной ёмкости в другую.

Есть множество экспериментов, задействующих воду, которые малыш может выполнять вместе с вами, отвлекаясь и успокаиваясь.

Можно совместить физическую активность с терапевтическим свойством воды и отправиться в бассейн.

  • Игры с сыпучими материалами

Сыпучие материалы легко поддаются внешнему воздействию. Можно экспериментировать с ними, не переживать из-за поломки: все легко восстанавливается. Даже самый агрессивный ребенок легко втянется в игру.

Отличный способ проявить эмоции — творчество. Детские рисунки, например, обычно отражают их внутреннее состояние. И по сюжету рисунков или по использованным цветам можно примерно представить, есть ли у ребенка проблемы.

Есть психологический прием, который применяют в случае, когда ребенок не хочет делиться подробностями конфликтной ситуации. Предложите ему нарисовать, что произошло. Во время творческого процесса способ мышления меняется и, возможно, малышу будет легче не только описать ситуацию, но и воспринимать родительские наставления и советы.

Помимо рисования особого внимания заслуживает лепка. Известно, что занятия, нацеленные на мелкую моторику, обладают успокаивающим эффектом.

Для детей постарше можно предложить письменную работу. Например, сочинить историю о своих эмоциях. Одухотворить чувства и поместить их в какую-то ситуацию, чтобы ребенок отстраненно прожил конфликт.

Иногда ему надо просто строить и ломать башню из кубиков. И это является его личным способом борьбы с агрессией.

В любом случае творчество хорошо воспринимается детьми. Стоит воспользоваться этим, чтобы помочь им справиться с гневом.

В редких случаях бороться с деткой агрессией этими способами сложно — особенно, если дети страдают аутизмом, эпилепсией, гиперактивностью и другими нарушениями.

В этом случае воспитание и советы не помогут, необходимо более глубокая диагностика агрессии у ребенка, обследование и лечение. Причины и последствия детской агрессии до конца непонятны.

Диагностика может способствовать скорейшему разрешению проблемы.

Источник: https://pups.su/psihologiya/agressivnyj-rebenok.html

Ссылка на основную публикацию