Как научить ребёнка играть с другими детьми

Как научить ребенка играть с другими детьми

   По мнению детских психологов, возможность играть с другими детьми — это самый простой и действенный способ для того, чтобы начать самостоятельную жизнь в социуме. Где детям интересно? Правильно, в игре. Родители должны понять главное: когда они предлагают детям совместную игру, не нужно заставлять их дружить.

А вот научить малышей устанавливать контакт с незнакомыми детьми, научить уважать и понимать друг друга, привить чувствособственного достоинства — вот это по-настоящему важно.      Каждая мама мечтает, чтобы её ребёнок с удовольствием общался с другими детьми, причём без драк и конфликтов. Но иногда случается так, что малыш категорически отказывается играть со сверстниками.

Прежде чем принимать какие-либо действия следует выяснить, почему ребёнок ведёт себя подобным образом. Причина негативной реакции может крыться в особенностях нервной системы. Если ребёнок родился интровертом, то игра с другими детьми будет быстро его утомлять. Дети-экстраверты, наоборот — чувствуют себя прекрасно в самой шумной компании.

Эти врождённые особенности характера ребёнка изменить нельзя, но немного подкорректировать, чтобы облегчить адаптацию в совместной игре, можно и нужно.

Ребёнок может не хотеть играть со сверстниками, потому что ему неинтересно или жалко делиться игрушками. По поводу нежелания делиться всё довольно просто — следует научить малыша это делать, конечно, без принуждения и угроз. Пробудить интерес будет сложнее, но проявив терпение и фантазию, родители получат заслуженную награду, увидев счастливые глаза своего ребёнка.

Как научить ребёнка играть с другими детьми
    

В первую очередь необходимо понять, что детская игра основывается на нескольких постулатах, которые надо неукоснительно соблюдать. Если сказать коротко, то они прозвучат так: «Свобода. Равенство. Братство». Детская игра — не спортивное соревнование, поэтому нельзя мотивировать малышей на победу.

Лучше попробовать приблизить игру к увлекательному театральному этюду. Дети психологически настроены на принцип «здесь и сейчас», вот почему они так самозабвенно перевоплощаются в индейцев, солдат или животных.

     Взрослые, задаваясь вопросом «как научить ребёнка играть с другими детьми?», часто просто не знают, как грамотно эту самую игру построить. Основное правило: из игры надо полностью исключить страх. Играть дети должны все вместе, это даже не обсуждается.

Если малыш первое время стесняется «влиться в коллектив», настаивать не стоит. Лучше ненавязчиво обращать его внимание на играющих детей, чтобы пробудить интерес. Можно подойти вместе с ним, например, к песочнице и просто понаблюдать. А ещё лучше — собрать нескольких детей и начать увлекательную совместную игру.

Ребёнок обязательно захочет в ней поучаствовать, ведь её придумала его мама. Нужно уважать особенности малыша и не торопить события. Он обязательно начнёт играть с детьми, когда почувствует себя готовым это сделать.

     Любящие родители, пытаясь найти ответ на вопрос «как научить ребёнка играть с другими детьми» должны осознавать, что в будущем детям придётся строить отношения с обществом.

Как именно они будут это делать — идёт из детства.

В играх малыши учатся замечать не только необычное и новое в другом ребёнке, но и развивают любовь и интерес к самому себе, изучая и познавая возможности собственной личности.

Источник: https://SemYa.tv/vospitanie-detey/nauchit-rebenka-igrat.html

Как научить ребёнка играть с другими детьми: советы психолога

Главная Отвечаем на вопросы Как научить ребёнка играть с другими детьми?

18.04.2016 Редакция Задать вопрос авторуДобавить в избранное Распечатать

В редакцию «Монтессори.Дети» пришёл вопрос.

У нас спрашивают:

– Моему сыну три года и два месяца. Он не умеет играть с другими детьми. Я не знаю, это нормально или нет? И поэтому этот вопрос меня очень беспокоит. В садик мы не ходим. (Начинали осенью ходить, много болели и забросили это дело.) Ходим гулять на детскую площадку.

И вижу, что сын боится, когда к нему дети подходят. Боится, что у него отнимут игрушку. Сам отстоять игрушку не может. Отходит и плачет. Я не знаю, как мне ему объяснить, как нужно себя вести. Конечно же я ему объясняю, рассказываю, но создаётся впечатление, что он меня не слушает.

Или не понимает, о чём я говорю.

На вопрос отвечает психолог Юлия Гусева:

– Умение взаимодействовать с другими людьми (детьми), в том числе умение играть, не является врождённой способностью человека. Этому нужно учиться. И ребёнок не может научиться эффективно общаться без помощи взрослого.

Поэтому ответ на ваш вопрос «нормально ли это» такой. ЭТО НОРМАЛЬНО. Но не значит, что родителям не нужно ничего делать. Как раз нужно помочь ребёнку взаимодействовать с другими.

Нужно научить ребёнка адаптивным формам поведения.

Вы, как я понимаю, много объясняете ребёнку, что и как нужно сделать. Ваша задумка, что ребёнку нужно объяснить, в принципе верна. Насколько я понимаю, вы объясняете ребёнку, что и как нужно делать после того, как он оказался неуспешным. Чтобы в следующий раз он поступил правильно. Так?

Но вы не учитываете один важный момент. Ребёнку, даже если он и понял ваши слова, будет трудно использовать полученный опыт тогда, когда он снова окажется в схожей ситуации. Ребёнку нужно помочь быть успешным, помочь овладеть эффективными формами поведения в тот момент, когда он испытывает трудность.

Что это значит? Это значит, что не нужно ждать, когда у ребёнка отберут игрушку и ПОТОМ объяснять ему, что НАДО БЫЛО сделать. Нужно вмешать в тот момент, когда ребёнок не может справиться с ситуацией, и помочь ему, показать своим примером, что можно сделать. Как это осуществить? Просто вежливо и спокойно говорите ЗА РЕБЁНКА то, что он мог бы сказать в этой ситуации.

Разберём конкретный пример. У вашего ребёнка отбирают его игрушку. Вы видите, что он не готов её отдать. Обратитесь к тому, кто отбирает. Ваши слова: «Знаешь, Саша сейчас не готов дать тебе грузовик. Он специально взял его из дома, чтобы поиграть на улице. Я вижу, что ты хочешь тоже им поиграть. Но тебе придётся подождать.

Возможно, через некоторое время Саша будет готов дать тебе его».

То же самое касается знакомств. Понаблюдайте за ребёнком. Он вообще интересуется детьми? В возрасте трёх лет не все дети интересуются другими детьми. Это совершенно нормально.

Что вы делаете в тот момент, когда к вашему сыну подходят другие дети? Не нужно в этот момент оставаться в стороне, если ваш сын пугается. Подойдите к нему, будьте рядом. Вместе пообщайтесь с другим ребёнком.

Так ваш сын будет чувствовать себя увереннее и спокойнее. Постепенно он и сам начнёт общаться с детьми.

Важно играть вместе с детьми. Организовывайте на улице игры, в которые будет играть и ваш ребёнок, и другие дети (мяч, догонялки, прятки). Дети таким образом учатся играть, учатся вместе проводить время.

Источник: https://mchildren.ru/how-to-teach-child-to-play-with-other-children/

Коммуникативные игры: как научить ребенка общаться?

Для успешного общения прежде всего необходимо желание познакомиться и дружить, то есть установить контакт и развивать его дальше. Не у всех детей это желание одинаково. Многое зависит от темперамента ребенка – флегматик и холерик ставят разные цели и приоритеты общения.

Но все же все малыши настроены на общение с другими детьми, просто не все дети умеют организовать общение, слушать, избегать конфликтов. Наша задача помочь детской социализации: научить ребенка общаться и научить ребенка дружить.

И лучше всего это сделать… во время игры!

Коммуникативные игры

Помимо личного родительского примера успешного общения, играйте с ребенком в коммуникативные игры. Чем чаще вы будете в них играть и чем раньше начнете, тем быстрее ваш ребенок научится общаться. Как ни странно, но к коммуникативным играм относятся:

Игры на развитие тела ребенка. Оказывается, что физически развитые и умеющие контролировать свое тело дети намного свободнее чувствуют себя в коллективе и им легче научиться общаться.

Поэтому танцуйте с ребенком, играйте с ним в йогу, ходите в бассейн, бегайте на перегонки.

Принимайте позы разных предметов и животных (например, позу Горы, позу Дерева или позу Собаки), подражайте им звуками и походкой, так малыш сможет почувствовать себя в «иной шкуре», а, значит, научиться понимать ее хозяина.

Игры на развитие речи. Такие игры помогут ребенку понять, что, помимо слов, есть другие способы общаться: жесты, мимика и пантомима.

Рассказывая ребенку сказку, показывайте главных героев и их действия руками, активно жестикулируйте, меняйте голоса и интонации и изображайте на лице максимум эмоций.

Очень скоро ваш малыш научится понимать вас без слов и тоже сможет рассказать вам эмоционально окрашенную сказку со множеством жестов и мимики.

Игры на развитие эмоций ребенка. Ребенка важно научить не только определять и объяснять свои эмоции, но и научить распознавать эмоциональные реакции других людей и детей. Этому легко научиться благодаря музыке.

Прослушайте с ребенком небольшой музыкально произведение и попробуйте вместе оценить его характер и настроение: грустная музыка или веселая, бодрая или спокойная, довольная или сердитая и взволнованная, быстрая или медленная, светлая или темная.

Ту же технику применяйте к рассматриванию картинок в книжке и оценивая выражение лица персонажей. После детских книг переходите к репродукциям картин известных художников.

Игры на воспитание командного духа. Вы знаете, что любая совместная детская игра воспитывает чувство общности, дружелюбного общения, индивидуального отношения к каждому члену команды.

Поначалу необходимо наблюдать и координировать детские игры, мягко направляя и показывая, как нужно.

Не стоит открыто вмешиваться, помогите советом лишь в том случае, когда игра зашла в тупик и конфликт неизбежен.

Умеет ли ваш ребенок общаться?

Как это определить. До трехлетнего возраста не стоит делать выводы о том, умеет ли общаться ребенок. В три года малыш может играть с другими детьми, но скорее он играет просто рядом с ними, чем вместе.

В общении малыша с другими детьми вас должны насторожить случаи, если ребенок проявляет агрессию, кусается, жадничает или, наоборот, раздает игрушки всем подряд, проявляет излишнюю застенчивостью, обособляется от сверстников и стремиться играть один.

Тут можно вмешаться и немного подкорректировать действия малыша, например, научить ребенка делиться, общаться, научить дружить и любить.

Как научить ребенка общаться?

Конечно, на вашем личном примере и вашем к нему отношении.

1. Сопереживайте ребенку, любите его и цените таким, как он есть. 2. Признавайте и давайте ему право на самостоятельность. 3. Всегда старайтесь предоставить ребенку свободу выбора. 4. Обращайтесь бережно с его переживаниями, эмоциями и внутренним миром, не стесняйтесь проявлять ласку, заботу, нежность и доброту.

Вы не испортите этим ребенка, зато он будет поступать так же по отношению к вам и другим людям. 5. Не бросайте малыша наедине с болью, тревогой, страхом, даже если вам кажется, что он это заслужил, не послушав вас. Сначала пожалейте, а потом объясните, в чем он был не прав. 6. Не ставьте во главу угла ваш авторитет и осведомленность во всех вопросах.

Ребенок и так не ставит эти ваши качества под сомнение. Разрешайте малышу учиться на собственных ошибках.

7. Разрешайте ребенку учить себя и делать вам замечания. Это покажет малышу, что вам важно его мнение, и вы цените его советы.

Радостного вам общения с малышом и новых друзей!

Источник: http://yoga-mama.ru/deti/kommunikativnye-igry-kak-nauchitsya-r/

Пять способов научиться играть с ребенком

Обычно люди в выходные отдыхают, но родителям приходится несладко: мало того, что нужно переделать кучу дел по дому, погулять, приготовить обед (это и называется семейный отдых, да?), так ведь еще и с детьми поиграть.

Кто-то играет самозабвенно, от души, а кому-то катание мячика и кормление медведей невидимой кашей по семьдесят пять раз на дню не доставляет большого удовольствия.

Что тогда делать? Как развлечь ребенка и не умереть от скуки?

«Играя, ребенок познает мир». «Игра – лучшая форма обучения». Все так, но мне самой и многим родителям, которых я знаю, игры даются не без труда. Иногда после работы по дому или работы на работе на это нет сил, а иногда – просто скучно.

И если в первом случае у уставших родителей есть «уважительная причина», то во втором – мам (а может быть и пап – стоит спросить, кстати) мучает совесть. Но нет, это нормально.

Совершенно нормально, что взрослому человеку скучно пить чай с Пеппой, строить башню из Лего или возить по квартире машинки. С другой стороны, отрицать, что детям нужно играть, невозможно.

Предлагаю взгляд профессионального психотерапевта в качестве теории и пять способов, которые помогли мне найти компромисс между своими возможностями и потребностями ребенка, в качестве практики.

Читайте также:  День именинника в лагере. сценарий

Просто попробовать

Вот что говорит психотерапевт Марина Филоненко: «Детям важно знать, что их любят и ими интересуются. Для маленького ребенка еще недостаточно слов, которые бы это выражали, – важно взаимодействие».

После окончания грудного вскармливания и до начала эпохи серьезных разговоров именно игра – наиболее доступный для ребенка вид взаимодействия.

Специалист продолжает: «Человеку, который хочет полюбить играть, важно осознать, что ребенку нужно знать, что его любят! И кроме как через отношение он это не узнает. Не через гору игрушек, а именно через контакт и игры».

Это, конечно, серьезный стимул, но с чего начать, если то, что есть дома, не вдохновляет, а от выбора в магазине разбегаются глаза? «Вспомните, какие игры и игрушки любили в детстве вы. Что приносило вам истинную радость? Строить железную дорогу? Переодевать Барби?» – предлагает обратиться к себе психотерапевт.

На начальном этапе неважно, что эти занятия могут быть, например, не по возрасту ребенку, главное, чтобы вы сами вспомнили, каково это – играть с удовольствием. Ну и заключительный аргумент от профессионала: «В конце концов, игра – это вклад в ваши отношения с ребенком.

И период, когда ребенок хочет играть с родителями, сравнительно короток. Воспользуйтесь им».

Направить шопоголизм в мирное русло

Кто-то обожает гулять по торговым центрам, кто-то – выискивать необычные штуки на Ali, а кто-то – мастер спорта по дисконтам. Мы придирчиво выбираем себе косметику или гаджеты, разбираемся в их характеристиках и отдаем предпочтение только определенным брендам. Главным образом потому, что это – удовольствие и вид отдыха. Все то же самое касается и выбора игрушек.

Если посмотреть на домашние игрушки свежим взглядом, то вполне может оказаться, что они старые или сломанные, не подходят по возрасту, надоели или просто не нравятся. Ну и играть с ними, конечно, не только не хочется, но и не получается. И если вы старый опытный шопоголик, то искать в магазинах что-то новое и интересное – приятная для вас работа.

Изучая офф- или онлайн ассортимент, вы скоро найдете любимые бренды и поймете, что вам с ребенком по душе: обычный конструктор или магнитный, пластилин или кинетический песок, домино или мемори и так далее до бесконечности (или лимита по карточке). Пусть новые игрушки будут качественными и красивыми. Правило одно – игрушки должны радовать. Вас тоже. Тогда и играть в них вам будет интересно.

Эксплуатировать детский труд

Мы все знаем, что делать что-то вместе с родителями очень важно для детей. При этом мы также знаем, что дети с радостью превращают в игру любое занятие. Так почему бы не извлечь из этого пользу для себя и ребенка?

Это вполне может быть win-win solution, но при определенном подходе, конечно. Во-первых, не стоит рассчитывать на реальную помощь (наша задача – поиграть). Во-вторых, лучше выбрать такое домашнее дело, которое не закончится травмой и поломками бытовой техники.

Например, вы можете попросить ребенка помочь разобрать сумки из магазина. Позаботьтесь заранее, чтобы пакеты с бьющимися и тяжелыми вещами достались вам, а вот все остальное вполне можно предоставить ребенку. Прекрасная возможность обсудить, что съедобно, а что – нет, что где хранится, что для чего нужно и как что использовать.

Не стесняться

Развивающие игры и игрушки – это конечно, хорошо. Но на них свет клином не сошелся. Бесеж и дурачество – это тоже игры. Хохотать, бороться, гоняться, щекотать, кричать, пугать и на что только у вас всех хватит сил – это не только весело, но и полезно. Особенно для взрослых, которые ходят на работу, где им не разрешают бегать, прыгать и орать.

Делегировать

Если все же ресурсов на игры у вас нет, делегируйте. Для этого отлично подойдут старшие и младшие родственники, няни и ситтеры, друзья и их дети, развивашки и даже детские комнаты в кафе! Кстати, можно сходить с ребенком на пару занятий в детский клуб – возможно, удастся перенять у ведущих что-то интересное и вдохновиться.

Самое главное при этом не вернуться к чувству вины. Лучше не играть вовсе, чем делать это стиснув зубы. Предложите почитать книжку, это не потребует у вас особой ловкости и больших физических усилий.

Научить ребенка играть

Самый главный стратегический ход – приложить максимум усилий к тому, чтобы ребенок научился играть и иногда делал это сам. Нужны инвестиции: необходимо провести достаточно времени за совместным приготовлением игрушечной еды, конструированием домов и строительством гаражей, чтобы в будущем у вас появилась возможность поработать или посмотреть сериал, не отвлекаясь.

Ведь чтобы какое-то дело приносило удовольствие, нужно чтобы оно получалось. Человек примется за пазл, если уже знает принципы складывания, а за ролевую игру в одиночку – если знает «сценарии».  Игра приобретет содержание и форму, когда вы будете помнить о конечной цели: немного вашего свободного времени и самостоятельность ребенка.

Источник: https://n-e-n.ru/5waystoplay/

❶ Как приучать ребёнка играть

15 октября 2018

Автор КакПросто!

Как часто приходя вечером домой с работы, думаешь только об одном – как быстрее расправиться с домашними делами и отдохнуть за просмотром любимой передачи.

Но прямо с порога любимое голубоглазое создание начинает тянуть за штанину со словами: «Мамочка, ну поиграй со мной». И отмахнуться от малыша рука не поднимается, и отдохнуть так охота. А значит нужно искать варианты.

Да такие, что бы и ребенок себя обделенным вашим вниманием не чувствовал и у вас на отдых и домашние дела время оставалось.

Инструкция

Приучать ребенка к самостоятельности нужно с самого первого года жизни. Приучать — это вовсе не означает оставить его одного и отправиться заниматься своими делами. Оставляя малыша в кроватке или манеже, за ним все равно нужно наблюдать хотя бы «одним глазком». Важно воспитывать самостоятельность именно в те моменты, когда у крохи хорошее настроение, он сыт и бодр.

Когда период колясок и ходунков остается в прошлом, у вашего ребенка начинается период активного познания жизни. Малыш начинает ходить сам, ему уже не обязательно держатся за мамин палец. Он настолько стремиться узнать все и сразу, что этим моментом грех не воспользоваться, но в разумных пределах. Оставлять кроху вне поля вашего зрения нельзя ни в коем случае.

В этом возрасте (2-3 года) ребенку нравится разглядывать предметы, трогать, ощупывать, изучать. Важно следить за тем, чтобы они были для него безопасными, а с остальным он и сам справиться.Вот вы и не заметили, как он подрос. С удовольствием играет с другими детьми в песочнице, подражает героям любимых мультиков, примеряет на себя определенные роли.

Но играть со сверстниками не всегда бывает интересно. Придумайте игру, которая понравится вам обоим и к тому же позволит вам заниматься домашней работой. Например, ваш малыш может стать водителей грузовика, а вы диспетчером транспортной компании. И пока на кухне вы жарите котлеты, выписывая тем временем транспортные путевки, «водитель» развозит заказы.

Заигравшись, малыш не сразу поймет, что в игре вы почти не участвуете. Многим родителям на помощь приходят настольные игры, пазлы и головоломки. Чтобы игра для малыша стала еще интереснее, придумайте для него дополнительный стимул.

Например, объявите конкурс, кто быстрее соберет картинку из кусочков.

Такие игры мало того что логическое мышление и внимательность развивают, но и пробуждают в малыше лидерские качества.

Полезный совет

Вариантов научить ребенка играть самостоятельно превеликое множество. Но не стоит забывать о том, что играть вместе с вами малышу гораздо интереснее и никакие игрушки не заменяет ему радости общения с родителями.

Распечатать<\p>

Как приучать ребёнка играть

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-24699-kak-priuchat-rebyonka-igrat

» Учим ребёнка играть самостоятельно

Ваш ребёнок растёт не по дням, а по часам. И периодически у мам и пап закрадывается мысль: «Ну вот, ещё чуть-чуть подрастёшь и сможешь играть сам, а у меня появится пара часов для себя».

Однако это не совсем так: для того чтобы у малыша получалось на 40-50 минут занять себя самостоятельно, родителям следует приложить немало усилий.

Мы расскажем, как научить и увлечь малыша игрой в одиночку.

Польза от самостоятельной игры

Играя самостоятельно, малыш учится находить решения

Обучать кроху навыкам самостоятельной игры важно не для того, чтобы занять его время и позволить себе расслабиться. Самостоятельная игра – важный показатель правильного развития ребёнка. При этом умение найти себе занятие существенно влияет на личностный рост и характер малыша. В частности, игра с самим собой развивает:

  • инициативность (ведь решение конкретных игровых задач требует от карапуза принятия быстрых решений – неожиданно возникшая на пути машинки пирамида может быть либо передвинута, либо сбита – выбор нужно сделать мгновенно);
  • способность преодолевать преграды (та или иная игровая деятельность имеет определённый сюжет, развитие которого требует от ребёнка найти выход из сложившихся обстоятельств – если пупс замочил штанишки, то его необходимо переодеть);
  • настойчивость (чтобы получить желаемый результат игры, малыш должен пройти определённые стадии, например, чтобы собрать красивый пазл-кораблик, следует правильно подобрать все элементы, пробуя совместить их);
  • умение ориентироваться по обстоятельствам (чтобы одеть куклу для похода в детский сад, нужно подобрать ей уместную одежду, по порядку надеть все детали туалета);
  • терпение (для решения головоломок малышу приходится несколько раз просматривать задание, подбирать ответы).

Почему он не играет сам или не может занять себя игрушками

Нежелание играть самостоятельно может быть вызвано чувством одиночества

Довольно распространённая проблема, когда малыш не хочет играть самостоятельно. Это настораживает родителей, а между тем причины такого поведения малыша кроются именно во взрослых. Дело в том, что в 2-4 года у детей формируется навык ролевой игры, то есть в этом возрасте очень интересны куклы-машинки-зверушки.

Заботливые родственники это понимают, и вот тут начинается безмерное снабжение игрушками. Вспомните своё детство: одна-две куклы, пара машинок и деревянная пирамидка. Зато мы могли часами играть с ними, придумывая им имена, разыгрывая целые спектакли с таким незамысловатым набором.

Нет, не стоит выбрасывать замечательных развивающих медведей, обучающих счёту, или парковочную зону для гоночных автомобилей, просто ограничьте их количество. Почему? Ребёнок не успевает привязаться к игрушке, прочувствовать её и выпустить на волю свою фантазию. Кроме того, дети нуждаются в примере.

То есть если вы им не покажете, как можно играть с машинкой, то у малыша не только не появится представление о самой игрушке, но и толчка для дальнейшего придумывания игрового сюжета не возникнет.

Что касается деток постарше, 5-7 лет, то отказ от самостоятельной игры в этом возрасте может говорить о том, что малыш страдает от одиночества. Если ребёнок испытывает недостаток общения с родителями, то абсолютно логично, что он не захочет уединяться даже с самыми забавными игрушками.

Важно дать ребёнку понять, что это ваша с ним общая игра, просто иногда он может и сам ею заниматься. Также в этом возрасте дети очень чувствительны к неудачам. Поэтому если у ребёнка не получается собрать пазл, он не будет корпеть над ним в одиночестве.

Подойдите и направьте мысль карапуза – это даст нужный толчок для возобновления интереса.

12 советов как научить ребёнка развлечениям в одиночку

У малыша обязательно должна быть хоть маленькая, но собственная игровая зона

Методика приучения ребёнка к самостоятельным играм – неиссякаемая тема обсуждения педагогов и психологов. Все эти изыскания можно объединить в несколько действенных советов для взрослых, тогда научить малыша будет легче.

  1. Обеспечьте безопасность. Важно, чтобы игровое пространство малыша было вдалеке от нагревательных приборов, розеток и воды. Кстати, в этом вопросе огромную услугу вам окажут специальные заглушки и фиксаторы.
  2. Выделите зону для игр. Если в квартире живёт маленький ребёнок, то, безусловно, игрушки разбросаны повсюду. Однако даже при этих условиях всё равно должно быть одно определённое место, выделенное под игровое имущество. И малыш должен знать, что это только его пространство, за которое он отвечает (таким образом, у ребёнка ещё и формируется чувство ответственности).
  3. Обязательно обеспечьте ребёнка игрушками для самостоятельной игры (карандаши, железная дорога и т.д.). Это должны быть разнообразные, но не многочисленные предметы.
  4. Проявляйте интерес. Любая деятельность ребёнка невозможна без участия взрослого. Родители должны интересоваться делами своего чада, быть в курсе всего того, что волнует малыша.
  5. Периодически обращайтесь к ребёнку. Так вы не дадите почувствовать ему одиночество.
  6. Стимулируйте заинтересованность. Предлагайте ребёнку придумывать вместе новые игры, приучите искать интересные способы решения головоломок и пазлов.
  7. Подсказывайте. Малыш должен ощущать ситуацию успеха, иначе он теряет интерес. Поэтому помогайте советом или направляйте его деятельность, если игра зашла в тупик.

    Небольшая родительская подсказка ценится ребёнком очень высоко

  8. Учите подражать взрослым. Поощряйте, если малыш начинает копировать процесс приготовления пищи или уборки – так в маленькой личности закладываются основы его социальной роли.
  9. Мотивируйте. За рисунок или поделку, выполненную самостоятельно, не скупитесь на добрые слова или сладкое лакомство. Главное – не переусердствуйте с такими поощрениями, иначе ваш малыш станет совершать любые поступки только из соображений выгоды.
  10. Гордитесь карапузом. Если ребёнок самостоятельно нарисовал или сделал поделку из пластилина, обязательно продемонстрируйте результат его труда: поставьте на видное место или покажите друзьям.
  11. Стимулируйте. Чтобы отрезки времени для самостоятельного времяпрепровождения постепенно увеличивались, периодически подсказывайте малышу новые идеи для игр.
  12. Приучайте к сюжетным играм. Если малыш с упоением собирает пазлы – это замечательно, но не менее важно и умение играть в куклы-машинки, так как именно эти игрушки – начало совместной деятельности с другими детьми.
Читайте также:  Новогодние гирлянды своими руками

Умение играть самостоятельно – показатель взросления вашего малыша. Однако не стоит бить тревогу, если пока он не слишком стремится играть в одиночку.

Терпеливо показывайте ребёнку, как можно интересно обыграть ту или иную игрушку, чтобы у него появился интерес искать новые пути развлечения.

И обязательно участвуйте в игровой деятельности своего чада, хвалите его – тогда он вырастет не только самостоятельным человеком, но и станет уверенной в своих силах личностью.

Источник: https://paidagogos.com/?p=9054

Как научить ребенка играть

  • Позаботьтесь, чтобы ваш дом стал хорошим местом для игр.
  • Обучите ребенка навыкам, необходимым для игры с другими.
  • Учиться играть с другими — это не одноразовое действие. Это требует времени и практики.
  • Когда дети играют, они учатся важным жизненным навыкам. Эти навыки помогут им обрести и сохранить друзей.

Когда маленькие дети играют с детьми, близкими им по возрасту, они учатся:

  • сотрудничать;
  • управлять и подчиняться;
  • решать проблемы.

Создайте возможности для игры

Если вы пригласили других детей к вам домой или дети играют на детской площадке, помните:

  • Первый визит должен быть коротким (около 1 часа), и желательно приглашать только одного ребенка.
  • Закончите игры, прежде чем все слишком сильно устанут.
  • Всегда имейте под рукой номер телефона родителей других детей.

Если вы пришли в дом другого ребенка.

  • Во время первого визита вы можете остаться, пока не убедитесь, что вашему малышу там комфортно без вас.
  • Познакомьтесь с родителями других детей. Вы могли бы помогать друг другу!

Если ребенок посещает организованные групповые занятия без участия родителей, лучше, когда в группе небольшое количество детей. Узнайте, с кем ваш ребенок любит играть, и чаще приглашайте этих детей к себе домой или встречайтесь с ними в парках и игровых площадках.

Сделайте ваш дом прекрасным местом для игры

  • Планируйте заранее. Избегайте вещей, как костюм супергероя и игрушечные пистолеты, которые поощряют агрессивную игру.
  • Выясните, что предпочитает ваш посетитель. Спросите у своего ребенка, во что нравиться играть его другу. Так и игра будет веселее, и ваш ребенок учится быть более внимательным.
  • Позаботьтесь о том, чтобы и для мальчиков, и для девочек детские  игрушки были в достаточном количестве. Если их всем не хватает, предложите другую игру.
  • Любимые игрушки вашего не следует давать остальным. Пусть ваш ребенок уберет несколько вещей, которые ему наиболее дороги.
  • Сделайте свой дом безопасным. Бытовая химия и лекарства должны быть спрятаны. Если в доме есть оружие, оно должно храниться в сейфе разряженным; пули должны храниться в другом тщательно закрытом месте.
  • Не пытайтесь все контролировать. Просто предоставьте необходимые материалы и поделитесь идеями. Пусть дети используют свои творческие способности и воображение!

Помогайте детям в некоторых видах деятельности, как вырезание фигур, и следите за ними постоянно.

Будет лучше, если вы будете проявлять участие, только когда они нуждаются в вашей помощи. Дайте им шанс урегулировать разногласия самостоятельно.

Научите ребенка быть хорошим другом

До, во время и после того, как ваш ребенок играет с детьми, говорите о том, как ладить с другими людьми. Установите несколько простых и очень конкретных правил.

  • «Другие люди не обязаны тебе всегда проигрывать».
  • «Мы не забираем игрушки у других детей».

Помогите своему ребенку выражать симпатии, антипатии и желания с помощью слов. Примеры фраз:

  • «Я люблю рисовать на мольберте».
  • «Я не люблю …»
  • «Я хочу быть пожарным».

Покажите ребенку, как решать проблемы. Объясните, почему что-то невозможно, и предложите другие варианты. Обращайте внимание и хвалите детей за то, что они сделали хорошо.

Агрессивное поведение нормально

Так как маленьким детям трудно понять чужую точку зрения, в ход идут другие аргументы. Маленькие дети реагируют сиюминутно и делают что-то, не задумываясь. Агрессивное поведение часто не бывает враждебным или направленным на то, чтобы обидеть других.

На самом деле, маленькие дети часто расстраиваются, если какой-нибудь ребенок пострадал во время игры. Когда случается что-то огорчительное, поговорите со всеми. Помогите каждому ребенку попробовать увидеть точку зрения другого ребенка. Таким образом, дети узнают, как избежать вспышек агрессии и аргументировать свою позицию.

Если вы обеспокоены агрессивным поведением вашего ребенка, поговорите с вашим педиатром.

Советы по сокращению агрессивного поведения

  • Обеспечить правильный размер игрового пространства. Небольшое количество детей в очень большой комнате или большое количество детей в маленьком помещении чаще приводит к усилению агрессии в игре.
  • Продумайте, как реагировать в позитивном ключе. Легче вести детей к хорошему поведению, а не говорить им, что не надо делать.
  • Перенаправьте внимание детей от толчков, ударов или отбирания игрушки на более позитивную деятельность. Часто такое поведение означает, что пришло время для новой игры.
  • Научите детей использовать слова, чтобы выразить свои чувства, желания и потребности. Первая реакция ребенка, как правило, «физическая», так что ему может быть трудно научиться словами решать свои проблемы.
  • Разрешите ребенку делать что-то не совсем хорошее по уважительной причине. То, что выглядит агрессией, как отбирание чужой игрушки, может быть попыткой ребенка присоединиться к другим играющим.
  • Обратите внимание на комфорт и основные потребности. Конфликт произойдет быстрее, если детям слишком жарко, слишком холодно, они голодны или устали!

Источник: http://bestmommy.ru/doshkolnik/sotsialnoe-vospitanie/509-kak-nauchit-rebenka-igrat.html

Как научить ребенка играть самостоятельно

le>

Зачем учить ребенка играть самостоятельно? Малыш, сосредоточенно перебирающий игрушки, безусловно, радует взрослых, ведь он дает им возможность спокойно заниматься домашними делами.

И все-таки навык индивидуальной игры нужен прежде всего самому ребенку. Это важный этап, определяющий развитие социальных навыков, образного мышления, воображения, речи.

Именно поэтому критерием должно быть не только время, на которое можно оставить малыша одного, но и качество, сложность, разнообразие его игр.

Нужно, чтобы самостоятельность позволяла ребенку ощутить радость взросления, а не превращалась в испытание силы воли. Детям естественно стремиться к самостоятельности, если это их выбор.

Задача родителей – одобрять проявления независимости даже тогда, когда она не слишком удобна. Позвольте малышу выбрать одежду, поверьте, что он не хочет больше каши, спросите, на какую детскую площадку идти гулять.

Чаще задавайте вопросы: “А как ты думаешь? А как бы ты поступил?”

В играх самостоятельность проявляется в активном участии ребенка. Перестаньте развлекать малыша, ловите и поддерживайте любую его инициативу.

Избегайте навязывания правил: не пытайтесь поправлять кроху, который пилит расческой палочку или строит домик из колец пирамидки. Никогда не говорите увлеченному игрой ребенку: “Неправильно, неверно”.

Не старайтесь приходить на помощь преждевременно, дайте малышу возможность самому справиться с непослушной застежкой или достать игрушку.

Не ждите мгновенных результатов. Ребенок научится играть сам, хотя и произойдет это не так скоро, как хотелось бы. 

Игрушки и игровое пространство

Подумайте, где и чем играет ребенок. Малышу должно быть удобно в нашем взрослом мире: легкие устойчивые табуретки, маленький стульчик у раковины, низкие шкафчики с детскими вещами, нескользкий пол. Редкий ребенок ограничится играми в детском уголке, скорее всего он будет исследовать все пространство.

Поэтому обустраивайте комнаты так, чтобы быть спокойным за здоровье крохи и сохранность ценного имущества. Не стоит полагаться на запреты. Малыш о них просто забудет, а ребенку постарше многочисленные запреты и страх их нарушить помешают быть активным и самостоятельным.

Родителям лучше заранее смириться с тем, что в процессе освоения новых действий малыш что-то испортит, сломает и разобьет.

Следует обдуманно подойти к хранению игрушек. Ребенку должно быть удобно их брать и ставить на место. Хорошо, если игрушки разложены так, что ими сразу хочется играть. Например, столик накрыт и вокруг рассажены гости, кукла лежит в кроватке, из кубиков построен дом, а пластмассовые звери расставлены согласно какому-то сюжету.

И самое важное правило – игрушек должно быть немного. Постоянно проводите ревизии, убирая игрушки, которыми ребенок не занимается. Возращение старых игрушек в будущем доставит малышу не меньшую радость, чем покупка новых кукол и машинок. И вы всегда сможете увлечь ребенка, поставив перед ним целый мешок забытых «друзей».

Какие игрушки лучше всего подходят для самостоятельных игр?

  1. Уменьшенные копии предметов настоящего мира, с которыми малыш может подражать работе взрослых (различные инструменты, наборы доктора, парикмахера и т.п.).
  2. Игры, позволяющие познавать мир и его свойства (например, предметы для занятий с водой, песком).
  3. Любимые игрушки (куклы, плюшевые звери), которые воспринимаются ребенком как живые существа. Малыш не будет грустить в одиночестве, если любимый мишка, с которым он вместе ест, спит, гуляет, будет рядом.
  4. Ненужные упаковки, коробки, лоскутки, мешочки, палочки. Ведь эти вещи могут превращаться во все, что угодно и оживлять любую игру.
  5. Домики – покупные палатки или самодельные убежища из стола или стульев, накрытых покрывалом.
  6. Различные каталки, коляски, машинки на веревочке.
  7. Мячи разных размеров и другие спортивные игрушки.
  8. Игры, которые ребенок освоил достаточно хорошо, но при этом не потерял к ним интерес.

Не стоит торопиться с покупкой интерактивных игрушек. Они мешают развитию воображения, без которого индивидуальная игра невозможна. Для малыша с хорошей фантазией весь мир наполняется игрушками: обычный носок превращается в змею, а пустая коробочка – в лодку или машину.

Развивающие игры обычно требуют выполнения определенных правил и значит, присутствия взрослого. Однако привычная любимая игра подойдет и для самостоятельных занятий.

Как малыш учится надевать штанишки или есть ложкой? Он видит, как его одевают и кормят, видит, как одеваются и едят другие члены семьи. И после многократных повторений осваивает это действие.

С играми точно так же. Не стоит думать, что дети рождаются с умением оперировать игрушками.

И совершенно недостаточно один раз показать, как пользоваться игрушкой, чтобы потом ребенок играл самостоятельно.

Именно поэтому первые игры, появляющиеся на втором году жизни, как раз и состоят в имитации действий взрослых. В это время интерес к настоящим вещам бывает сильнее, чем к игрушкам. Половник и веник ребенку ближе машинок и кубиков, поскольку он многократно видел, как мама их использует.

Приобщайте кроху к своим занятиям. Наблюдение за различными делами даст малышу огромный материал для игр. Вы и не заметите, как он утащит у вас дуршлаг или губку для мытья посуды и отправится на собственные хозяйственные работы.

Впрочем, подражать маме и папе ребенок может и без нужного оборудования. Очень быстро малыши начинают использовать предметы-заместители. Например, воображать, что палочка – это ложка, а кубик – фотоаппарат. Умение увидеть в одном предмете другой нужно развивать и поддерживать. И среди игрушечных копий взрослых предметов обязательно должно оставаться место для таких заместителей.

В первых играх (их называют процессуальными) ребенок повторяет только действия с предметами, часто в хаотичном порядке, без единого сюжета. Задача взрослого — обращать внимание малыша на взаимоотношения персонажей, называть используемые роли (ребенок – “мама”, а кукла — “дочка”; ребенок — “водитель”, мама – “пассажир”), вести игровые диалоги.

При этом взрослый может играть сам, подавая ребенку пример, и обязательно комментируя вслух все свои действия. А может озвучивать детскую игру и подсказывать новые варианты развития сюжета: «Твоя кукла-дочка захотела кушать, и ты ее покормила. А теперь она устала, покачай ее».

Читайте также:  Спортивный праздник во 2 классе. сценарий

Но еще десятки, даже сотни раз нужно будет покормить куклу, прежде чем она оживет в детском воображении и малышка почувствует себя настоящей мамой.

Как играть?

С накоплением игрового опыта ребенок переходит к новой форме игры — сюжетно-ролевой. Именно в этой игре дети примеряют на себя всевозможные роли. Нередко роли ребенок выдумывает сам, вдохновляясь тем, что увидел или о чем услышал. Однако взрослый может подсказывать новые игры и идеи, помогать выстраивать более сложные сюжеты.

Ребенку в 2-3 года можно предложить поиграть:

  1. в магазин — супермаркет, кондитерскую, галантерею, автосалон;
  2. в доктора и больницу для зверей, аптеку;
  3. с куклами – в прием гостей, детский сад, семью;
  4. со зверями – в лес, ферму, зоопарк, цирк;
  5. с машинами – в такси, гонки, перевозку грузов и стройку, выполнение правил дорожного движения;
  6. в зверей – превращения в какого-нибудь зверя, семью зверей (рыть нору, добывать корм, прятаться от охотников);
  7. в разные профессии — пожарника, парикмахера, садовника, повара, строителя;
  8. по сюжетам любимых книг и мультфильмов – повторять сюжет, придумывать продолжение, рассказывать сказку иначе (например, играть в “Теремок” с машинами);
  9. в путешествие на автобусе, поезде, корабле, самолете в качестве пассажира или водителя;
  10. со спортивными игрушками – в представление, тренировки, соревнования (ребенок соревнуется с самим собой);
  11. в игры с переодеванием и сменой нарядов.

В играх взрослый может быть и полноправным партнером, и сторонним советчиком, подсказывающим, из чего сделать огнетушитель и в какое путешествие отправиться. Самое важное — не навязывать свои условия, игра по правилам появится позже, а пока не нужно ограничивать фантазию ребенка.

Старайтесь вдохновлять ребенка на игру не только тогда, когда нужно отправить его в детскую. На прогулке, в цирке, зоопарке, во время просмотра детских передач или чтения книжки заметьте: «В это можно будет поиграть дома» — и подскажите, как все организовать и из чего сделать необходимые атрибуты.

Чем больше играют с ребенком, тем сильнее его интерес к играм, и тем быстрее он начинает играть самостоятельно и главное, делать это с увлечением и удовольствием.

Часто присутствие взрослого необходимо и ребенку, освоившему индивидуальную игру. Кажется, что малыш увлечен своим занятием, но стоит родителям покинуть комнату — и ребенок сразу бежит следом. Поэтому помимо игрового опыта, обязательно учите его ненадолго расставаться с взрослым и комфортно себя чувствовать в одиночестве.

Для малышей полезна игра в прятки. Обычно дети осваивают ее с полугода, проходя постепенно все этапы – от умения исчезнуть на секунду под платком до способности несколько минут терпеливо сидеть в укрытии. В этой игре ребенок получает уверенность, что пропавшие из поля зрения родители обязательно появятся вновь.

Для ребенка постарше можно придумать объяснение, не нарушающее ход игры. Например, если вы играете в “дочки-матери”, скажите, что пойдете в магазин. А если в стройку – отправляйтесь договориться о поставке кирпичей. Также можно оставить ребенка, назначив ему важную роль, которую до сих пор в игре выполнял взрослый.

Не стоит уходить молча. Предупредите малыша, что у вас есть какое-то дело и обещайте вернуться, когда его закончите. Можете поручить ребенку что-то сделать в ваше отсутствие, например сказать: “Ты достраивай дом, а я схожу суп помешаю”. Сначала уходите ненадолго и старайтесь вернуться прежде, чем малыш сам к вам прибежит.

Иногда ребенку психологически легче уйти самому. Расскажите, в какую игру он мог бы поиграть, напомните, какие интересные игрушки ждут в детской. Если вы опишите игру достаточно подробно и увлекательно, возможно, малыш вдохновится и пойдет играть. Скорее всего, он вскоре вернется. Выслушайте, чем он занимался, и придумайте продолжение игры.

Доступность взрослого определяется не только физическим присутствием. Необходимо поддерживать кроху, выслушивать рассказы об игре, радоваться самостоятельным достижениям, открыто встречать обращение ребенка, давать советы. Если ребенок будет твердо знать, что когда он придет – его примут, ему будет спокойнее и комфортнее заниматься своими делами.

Чем заменить самостоятельные игры

Пока ребенок не научился играть один, воспользуйтесь маленькими родительскими хитростями, позволяющими ненадолго отдохнуть от малыша.

Вспомните, когда кроха забирался туда, куда лазить не следовало, разбирал ваши вещи и всячески безобразничал, его довольно долго не было ни слышно, ни видно. Попробуйте, уходя из детской, оставить ребенку такую приманку: приоткройте дверцу шкафа, набитого интересными, но безопасными предметами, положите на видном месте стопку старых открыток.

Каждой маме желательно завести “волшебный мешок”.

В этот мешок сложите коробочки, пузырьки, мелкие игрушки, пробки от пластиковых бутылок, тесемочки, бусы из пуговиц, природные материалы и все, что взрослые считают мусором, а дети — самыми дорогими сокровищами.

Конечно, отбирая предметы, не забудьте о безопасности. Ребенка такой мешок способен занимать довольно долго. Только не забывайте время от времени обновлять содержимое мешка и не давайте его малышу слишком часто.

Попросите ребенка принести из комнаты “синий грузовик, поезд и экскаватор”. Поиски всех этих предметов займут некоторое время, и, быть может, малыш и вовсе увлечется содержимым коробки игрушек.

Если он выполнит просьбу, давайте следующее задание (принести три круглых предмета, две пластмассовые игрушки, пять предметов на букву “К” и т.п.). Чем старше ребенок, тем труднее должны быть задания.

Разложите по комнате маленькие свертки-сюрпризы и предложите ребенку их найти. Так же можно использовать многоразовые наклейки или расставить на видных местах пластмассовых зверей.

Возьмите набор фломастеров и на листе бумаги начертите круги каждым из цветов. Обещайте малышу приз, если он во все “квартиры” поселит предметы того же цвета.

Предложите сделать выставку игрушек, рисунков, поделок, определенных предметов (например, железных, или красного цвета, или маленького размера). Пообещайте посетить ее, когда все будет готово.

Иногда взрослые пытаются отправить ребенка в детскую, а он все равно приходит, путается под ногами, виснет на папе и маме. Нужно понять, что это потребность не в новых занятиях, а в родителях, их ласке, внимании. Обеспечьте крохе час полноценного и безраздельного общения. И тогда ему легче будет перенести недолгое одиночество.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/1196/kak-nauchit-rebenka-igrat-samostoyatelno

Приучаем ребенка играть самостоятельно — Психологос

​​​​​​​Пожалуй, абсолютному большинству родителей с детьми 2-7 лет знакома ситуация: ребенок​​​​​​​ не хочет занять себя сам.

Игрушек в доме – вагон и маленькая тележка, но дитя таскается за взрослыми хвостом, просит поиграть, ноет «мне скучно», «хочу мультик», делает глаза, как у кота из Шрека или от нечего делать затевает разборки с братьями и сестрами (со взрослыми тоже можно). Время от времени подобное – еще куда ни шло, но если постоянно?

Впрочем, приучить ребенка занимать себя самостоятельно (не обязательно играть), вполне реально. По большому счету, нужно немногое: простор для деятельности (чтобы было в чем покопаться), хорошая фантазия и некоторое количество предварительного внимания от родителей. Вот об этом и пойдет речь.

Понятно, что в любой ситуации надо делать скидку на возраст и индивидуальные особенности, но если ребенок вовсе не играет сам, или играет плохо и мало, можно попробовать выполнить несколько (а лучше – по максимуму) пунктов из предложенного списка.

— Начать с ребенком читать. Если не приучен – приучать. Будете читать – будет больше фантазии, усидчивости, интереса к окружающему миру.

— Очень часто дочки-сыночки не хотят играть сами, просто потому, что им нужна, собственно, не игра, им не хватает родителя рядом.

Иногда просто полчаса надо малышу, чтобы с ним почитали, повалялись в обнимку на диване, поболтали, и так далее. Шанс очень велик, что после этого ребенок пойдет заниматься самостоятельно.

Поэтому оптимально 15-20-30 минут в день уделять строго ребенку (или детям), не отвлекаясь на телефон, готовку, уборку и прочее.

— Когда ребенок позанимался сам (даже пусть это 5 минут), радоваться тому, какая хорошая была игра, хвалить за выдумку, — и с глазу на глаз, и перед родственниками похвастаться. Что поощряется, то развивается.

— Играть сначала вместе с малышом, потом – просто рядом, чайку попить, при этом «похваливать», изредка интересоваться, как и что (но не напирать), затем можно потихоньку увеличивать расстояние.

— Пусть игрушки лежат в свободном доступе, чтобы можно было в любой момент ими воспользоваться. При этом не стоит давать в пользование сразу весь арсенал. Раз в месяц-полтора нагребать большой мешок и прятать (в кладовку, на балкон, на верхнюю полку шкафа), и аналогичный же мешок выдавать обратно. Дети «новым старым» игрушкам обрадуются, как новым.

— Ограничить мультики хотя бы 20 минутами в день. Не давать планшет и прочие гаджеты. «Сломалось», «доктор велел беречь глазки, чтобы очки не носить», «давай я лучше с тобой поиграю-почитаю-вместе позанимаемся».

Вой, плач и конский топ перетерпеть.

Гаджеты могут занять ребенка, но не способны его развить, и с дошкольного возраста приучать ребенка к виртуальному миру – тупиковый путь, при всей его внешней привлекательности и удобстве для родителей.

— Ограничить в квартире в предметном плане слово «нельзя». Что ребенок просит, к чему лезет, чем интересуется, — пусть будет можно. Грубо говоря, «нельзя» деньги, украшения, документы. Хотя опять же – почему бы с вымытыми монетами (если малыш уже не охоч до того, чтобы тянуть все в рот) не поиграть? Или мамины украшения вместе не посмотреть? Фарфоровые чашки покрутить?

— Ненавязчиво подтолкнуть ребенка к тому или иному занятию. Просто вытащить какой-нибудь старый плащ, шапку, пару обуви – уже велик шанс, что дитя захочет понаряжаться. Подавать пример: самому родителю заняться лепкой, кормить куклы и так далее. С выражением удовольствия и энтузиазма. Можно быть уверенным – к вам подойдут!

— Всячески поощрять интерес маленького человека к окружающему миру, благо, для этого вовсе не обязательно доставать энциклопедии или развивающие игры.

Возьмем, например, прогулку.

Порой ребенок останавливается у каждого столба, находит какую-то мелочевку на земле и норовит схватить, по 5 минут любуется каждым червяком, хватается за каждый одуванчик и требует объяснить, что нарисовано на каждой витрине. Замечательно. Тут надо расслабиться и получать удовольствие. Не одергивать, когда куда-то лезет, валяется на песке, норовит потрогать грязь и так далее и тому подобное.

Или, например, не стоит делать все домашние дела, пока дети спят или их занимает кто-то другой. Им на самом деле все это очень интересно.

Всякий раз готовить полный обед с помощниками не очень удобно, но когда уже есть основная еда, почему бы не сделать салат? Или постелить белье, перебрать полотенца, забросить белье в машинку, объясняя, показывая, давая попробовать самим…Для детей это действительно и в пользу, и в удовольствие.

Есть интерес — не стоит ему мешать и тем более приставать к ребенку с постоянными нотациями, одергиваниями и запрещениями. Вырастить человека, которому ничего не надо, кроме компа, вялого и апатичного, которому мир вокруг не интересен, — можно, конечно, а смысл?

— Взрослому не требуется быть все время аниматором и массовиком-затейником. Как в замечательном стихе Маршака: «Хорошо бы поскучать!» Будьте рядом, но не бросайтесь занимать дочек-сыночков ежеминутно.

Если у них есть доступ много к чему, они сытые (это важно!) и вы только что почитали, пообщались вместе с удовольствием, — шанс, что дети займут себя сами, огромен.

Но оставлять их самих надо не демонстративно, а под уважительным предлогом типа готовки обеда или «поработать».

В общем, главные правила в приучении ребенка занимать себя самостоятельно я бы сформулировала так:

— максимально допускать малыша до всего ему интересного, в мир «взрослых» вещей и дел, не ограничивать сферу деятельности только игрушками;

— не лезть в его игры и занятия, когда не просят;

— выдуманным играм как минимум не препятствовать, всячески поощрять малейшую инициативу;

— не выступать постоянно в роли затейника-аниматора;

— как можно больше с ребенком разговаривать, — объяснять, отвечать на вопросы и задавать их самому, фантазировать;

— читать вместе.

И тогда все чаще и чаще будет в доме прекрасная, греющая сердце каждого родителя картина: ребенок (или дети) играют сами…

Иллюстрация: м/ф «Маша и медведь», серия «День кино».

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/priucaem-rebenka-igrat-samostoatelno

Ссылка на основную публикацию