Как оценить готовность ребенка к школе

Как оценить готовность ребенка к школе

Возраст, в котором наши дети идут в школу (6 – 7 лет) сложен для ребенка, поскольку он является переходным. В этом возрасте у ребенка происходит активное физиологическое созревание организма. Возрастает его физическая, а также эмоциональная выносливость. Поэтому именно в этом возрасте ребенок становится готов к активной учебной деятельности.

Но разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе.

Однако, для многих детей поход в школу является определенным стрессом. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры.

Поэтому надо хорошо понимать, готов ли ребенок пойти в школу. Данный вопрос особенно актуален для родителей, чей ребенок родился зимой или весной, и может пойти в школу как в 6.5, так и в 7.5 лет.

Ведь несоответствие уровня зрелости организма ребенка совершенно новым задачам, которые встают в школе, могут стать серьезной проблемой.

 Итак, выделим основные аспекты готовности ребенка к школе:

  • Биологический аспект: физиологическая готовность

 В первую очередь, к моменту поступления в школу ребенок должен быть достаточного размера, чтобы поместиться за партой (рабочим столом). Масса его тела не должны быть ниже 23 кг.

Его пропорции должны соответствовать двигательным задачам, которые ему предстоит решать в процессе обучения, а также должны отражать тот факт, что полуростовой скачок (происходит в возрасте 5-7 лет и заключается в существенном удлинении рук и ног) уже прошел.

Проверить пропорции тела ребенка на «подготовленность» можно пройдя незамысловатый тест: надо попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой.

У взрослого это не вызывает затруднений, у школьников – тоже, а вот 4–5-летний ребенок, оказывается, не может сделать такую простую вещь: руки у него пока еще слишком коротки.

Организм к первому классу должен обеспечивать дееспособность ребенка в режиме умеренной умственной и физической нагрузки.

Должны созреть нервные центры, управляющие разнообразными видами деятельности. В частности, должна увеличиться работоспособность – а именно должна появиться усидчивость, способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут.

Также должна сформироваться способность к достаточно тонкой координации движений – это свойство нервной системы, которое реализуется только на определенном уровне ее зрелости. Именно с этими способностями связано обучение письму. Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.

И наконец, должны произойти качественные изменения в обменных процессах, благодаря которым ребенок приближается к взрослому по внутреннему ощущению времени.

Дело в том, что наши «внутренние часы» работают не от пружинки или батарейки, а от тех биохимических реакций, которые происходят непрерывно в клетках нашего тела. Так вот у дошкольников скорость этих реакций намного выше, чем у взрослых.

Поэтому они не могут долго заниматься одним и тем же делом, трудно им и сидеть на уроке, даже если он укорочен до 30–35 минут.

Новое качество приобретается детьми в этом отношении именно в возрасте 6–7 лет, и это очень важно для того, чтобы можно было успешно организовывать совместную деятельность взрослых и детей. Таким образом, к школе работоспособность (усидчивость, способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут)

Интересен такой факт: учителя начальных классов отмечают, что одним из физиологических признаков того, что мозг ребенка перестроился и готов к обучению в школе, является смена передних зубов.

  • Психологический аспект: психическая готовность ребенка к школе

Не менее важным аспектом является готовность ребенка к восприятию и усвоению новой информации. Школа ребенка должна привлекать не столько красивой формой, портфелем, пеналом и тетрадками, сколько возможностью получать новые знания.

К моменту поступления в 1 класс ребенок должен достаточно хорошо управлять своими эмоциями и познавательной деятельностью, то есть у ребенка должна быть развита учебная мотивация, он должен хотеть получать знания. Ну и, конечно, у ребенка должна быть развита эмоциональная устойчивость, в этом случае обучение в школе пойдет гладко.

Кроме того, его интеллект должен соответствовать необходимому уровню. Готовность к школе предполагает наличие у ребенка определенного кругозора, запаса определенных знаний и навыков:

  • уметь выделять учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности;
  • уметь определять связи между различными явлениями;
  • воспроизводить действие по предложенному образцу;
  • уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. В качестве теста: попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…»
  • уметь пересказать услышанный рассказ, сказку (короткий текст не больше 6–7 предложений)

Столь обширная и важная в дошкольном возрасте функция фантазии должна ослабевать. Ребенок должен научиться прилагать дополнительные усилия для получения и усвоения знаний.

Также важным критерием готовности к школе является уровень самоконтроля. Этому малыш должен был научиться дома и в детском саду благодаря четкой дисциплине и играм со сверстниками.

У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей старших дошкольников, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо, чтобы включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

В качестве теста на уровень самоконтроля можно поиграть в игру «Да и нет».

Один из участников игры задает ребенку много разных вопросов в среднем темпе, и «тестируемый» в своих ответах не должен использовать «да», «нет» («ага» и «неа» тоже недопустимы). Если ребенок отвечает почти без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.

Если в 6 лет ребенок категорически не в состоянии выполнять определенные правила и контролировать свои действия в игре, то вам потребуется психологическая консультация.

Психологи отмечают сложность момента, когда психика и тело ребенка претерпевает существенные изменения, позволяющие малышу шагнуть на новую ступень своей жизни – пойти в 1й класс. Возрастная психология называет этот момент кризисом 7 лет.

Проявление кризиса связано с утратой детской непосредственности, то есть с «вклиниваем» сознания между переживанием ребенка и его поступком, другими словами – в ребенке пробуждаются зачатки совести и осмысленности своих дейтствий, слов, мотивов. Обычные бытовые правила, установленные родителями, становятся для ребенка воплощением «детского» мира, от которого он скорее хочет отойти.

Ребенок чувствует острую потребность быть «взрослым», вести себя как взрослый, соответственно одеваться, принимать самостоятельные решения. Во многом этому способствует сама культурная среда, в которой воспитываются дети. С малолетства ребенку внушается, что когда он пойдет в первый класс, это будет свидетельствовать о том, что он вырос.

Став школьником, ребенок рассчитывает с приобретением собственной социальной позиции стать «взрослым». Некоторые психологи называют данный этап жизни периодом рождения социального «Я» ребенка».

  • Социальный аспект: готовность коммуникативной и эмоционально-волевой сфер 

К 1му классу ребенку важно научиться входить в детский коллектив, совместно обучаться и общаться с детьми и учителем. То есть ребенок должен уже быть адаптированным к общению с детьми своего возраста и не тратить эмоции и время на размышления о том, как хорошо дома с мамой или бабушкой, а полностью увлечься учебным процессом.

Наряду с общей готовностью к обучению в школе, ребенок должен:

  • уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
  • знать правила общения;
  • уметь управлять своим поведением без проявления агрессивности;
  • уметь быстро осваиваться в новой обстановке.

К моменту поступления в школу у ребенка должно сформироваться правильное отношение к школе.

Он должен быть готов выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Ребенок должен правильно понимать ситуацию урока, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы), надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку.

Здорово, если у ребенка уже сформировались такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.

Очень важно, чтобы будущий первоклашка видел уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.

В эмоциональном и моральном смысле настроиться на новую жизнь ученика ребенку очень помогут совместное с родителями чтение художественной литературы, просмотр фильмов о школе с последующим обсуждением.

Например, очень весело и полезно будет почитать или посмотреть фильмы по «Денискиным рассказам» любимого нами в детстве Виктора Драгунского.

Также поможет будущему школьнику показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу, и даже организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Разговоры о школе должны подчеркивать важность значения книг, обучения, мотивировать ребенка узнавать новое, развиваться, расти над самим собой.

Надеемся, что наша статья помогла Вам убедиться в том, что сынишка или дочка полностью готовы к новому статусу первоклассника и к новой интересной, насыщенной и более взрослой школьной жизни.

Растите вместе с детьми и будьте счастливы!

Директор проекта Всесадики.ру и мама счастливого первоклашки Ильина Ксения 

Источник: http://www.vsesadiki.ru/kak-otsenit-gotovnost-rebenka-k-shkole.html

Готовность к школе: навыки и знания

Как только малыш подходит к школьному возрасту (6 лет и более), основная задача матери и отца — выяснить уровень готовности ребенка к школе.

Как только малыш подходит к школьному возрасту (6 лет и более), основная задача матери и отца — выяснить уровень готовности ребенка к школе. Это правильный подход ответственных и любящих родителей. Важно знать, готов ли малыш к новым испытаниям или некоторые знания и навыки необходимо срочно подтянуть.

Критерии готовности ребёнка к школе и их характеристика

Сегодня можно выделить несколько основных критериев готовности ребенка к школе:

Социально-психологический критерий 

В этом термине кроется наличие учебной мотивации у малыша. Хочет ли он получать знания? Готов ли к новой информации и походам в школе? Ваша задача, как родителя, объяснить малышу всю важность процесса обучения для его настоящего и будущего.

Еще один важный момент — умение ребенка взаимодействовать со своими будущими одноклассниками, сверстниками. Кроме этого, малыш должен слушаться учителя, выполнять его требования, контролировать свое поведение и уметь адекватно реагировать на замечания.

О социальной зрелости ребенка можно говорить, если он нормально общается с другими людьми, хорошо чувствует себя в группах, быстро подстраивается под их интересы. Ребенок должен уметь правильно играть свою новую роль школьника — это очень важно.

Что касается эмоциональной составляющей, то малыш должен обладать высоким уровнем эмоциональной устойчивости, научиться регулировать свое поведение, правильно реагировать на все происходящее вокруг (без излишней импульсивности).

Интеллектуальный критерий 

Ребенок должен уметь мыслить и логически излагать свою позицию, объединять предметы по определенным признакам и находить различия. Важно определить, умеет ли ребенок находить логические связи между явлениями и предметами.

Читайте также:  Торжественная линейка открытия лагерной смены. сценарий

Малыш должен уметь удерживать внимание на одном деле хотя бы 10–15 минут. Если даются инструкции, то важно понаблюдать, насколько внимательно он их слушает и выполняет.

Критерием интеллектуальной зрелости считается наличие у ребенка определенного объема знаний об окружающих его предметах, адекватного восприятия действительности.

Проследите, насколько развиты у малыша познавательные процессы — мышление, память, внимание, речь, воображение и так далее.

Должны быть на определенном уровне и предметно-специфические знания — речевая подготовка, представления о математике и так далее.

Психологический критерий 

  1. Должны быть хорошо развиты мелкие мышцы руки (владением карандашом и ножницами является обязательным). 
  2. Уделите внимание координации и пространственной ориентации. Очень важно, чтобы ребенок определял положения выше-ниже, слева-справа, вперед-назад и так далее. 
  3. Важный момент — координация в системе рука-глаз. Малыш должен с легкостью переносить увиденный простой узор на тетрадный лист.

Тесты для оценки готовности ребенка к школе

Чтобы выявить, насколько ваш малыш готов к школе, можно провести несколько простых тестов:

Оценка психосоциальной зрелости: 

Тест в свое время предложил Банков С. А. Суть метода очень проста. Ребенку задается группа вопросов, которые оцениваются в определенное количество баллов.

Сами вопросы очень просты: «Сколько ты знаешь видов птиц?», «Хочешь ли в школу?», «Как ты действуешь, если вдруг ломаешь чужую вещь?» и так далее.

Полученные баллы суммируются, и выдается результат — готов малыш к школе или нет. Более подробно по этому тесту можно почитать в сети.

Ориентационный тест: 

С его помощью можно определить уровень мышления малыша, его умение слушать и выполнять поручения. Тест имеет четыре основные части — рисунок мужской фигуры, копирование словосочетания, рисование точек и опросник:

  • рисунок мужской фигуры малыш выполняет так, как понимает. При этом взрослый в процесс не вмешивается. Если все части фигуры на месте, то дается 1 балл. Если не нарисованы три каких-либо элемента (к примеру, пальцы, волосы и шея), то 2 балла. Есть основные элементы (туловище, голова, шея и так далее), но нет остального — 3 балла. В случае если туловище различимо, но ноги и руки прорисованы плохо — 4 балла. Если же вообще сложно что-либо распознать на рисунке — 5 баллов;
  • копирование словосочетания — простое задание для малыша этого возраста. Необходимо показать ему какую-либо фразу, и дать задание ее переписать на чистом листе так, как малыш сумеет. Если образец получилось хорошо скопировать с явно различимой заглавной буквой — 1 балл. Образец скопирован разборчиво, но все буквы имеют одинаковый размер — 2 балла. В надписи нет части букв — 3 балла. Выпало несколько букв — 4 балла. Если каракули совсем не разборчивы, то 5 баллов;
  • на одном листе нарисованы точки. Необходимо дать задание малышу нарисовать рядом такие же. В образце обычно находится десять точек. В зависимости от успеха оценка также производится в диапазоне от 1 до 5 баллов.

Если по сумме трех заданий ваш малыш набрал 3–6 баллов, то он готов к школе, 7–12 баллов — его уровень подготовки находится на среднем уровне; 13–15 баллов — необходимо дополнительное обследование психического развития и интеллекта.

Конечно, данный тест далеко не единственный и дан лишь для примера. Проверку готовности ребенка к школе желательно проводить заблаговременно, чтобы была возможность подтянуть «хвосты».

Источник: https://www.BabyBlog.ru/cr/sovety/cr61/pgotovnost-knbspshkole-navyki-inbspznaniyap

Готовность ребёнка к школе: интеллектуальная, мотивационная, психологическая, социальная, физическая / Mama66.ru

В жизни любого ребенка рано или поздно наступает момент, когда пора поступать в школу. Будущий первоклассник еще не знает, что его ждет. Беззаботность, беспечность и погруженность в игру сменятся множеством ограничений, обязанностей и требований. Теперь придется каждый день ходить на занятия, выполнять домашние задания.

Каким же образом можно определить, готов ли малыш к новому жизненному этапу? Существуют специальные критерии готовности к школе: интеллектуальные, мотивационные, психологические, социальные, физические.

Интеллектуальная готовность к школе

Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуальной подготовки к поступлению в учебное заведение. Интеллектуальная готовность к школе определяется по мышлению, памяти, вниманию.

1. Мышление

До начала обучения в школе ребенку должны быть даны знания об окружающем мире: о других людях и об отношениях между ними, о природе. Малыш должен:

  • знать немного информации о себе (имя, фамилию, место проживания);
  • различать геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат);
  • знать цвета;
  • понимать значения следующих слов: «меньше», «больше», «низкий», «высокий», «узкий», «широкий», «право», «лево», «между», «около», «над», «под»;
  • уметь проводить сравнения различных предметов и находить в них отличия, обобщать, анализировать, определять признаки явлений и предметов.

2. Память

Школьнику намного легче учиться, если у него хорошо развита память. Чтобы определить готовность ребенка к школе, можно прочитать ему небольшой текст и попросить пересказать его через пару недель. Также можно подготовить 10 различных предметов и картинок и показать их ребенку. Затем он должен будет назвать те, которые запомнил.

3. Внимание

Эффективность будущего обучения в школе будет напрямую зависеть от того, умеет ли ребенок внимательно слушать учителя, не отвлекаться на других учеников.

Внимание и готовность дошкольников к школе можно проверить простым заданием – прочитать вслух несколько пар слов и попросить определить в каждой из них то слово, которое является наиболее длинным.

Если малыш будет переспрашивать, значит, внимание у него плохо развито, и он на что-то отвлекался во время выполнения упражнения.

Мотивационная готовность к школе

Родители, подготавливая ребенка к новому периоду жизни, должны сформировать у него мотивацию к учебе, ведь она является ключом к будущему успеху. Мотивационная готовность к школе сформирована, если малыш:

  • хочет посещать занятия;
  • стремится узнать новую и интересную информацию;
  • хочет получать новые знания.

Психологическая готовность к школе

В учебном заведении к ребенку будут предъявляться жесткие требования, отличающиеся от требований, с которыми его познакомили дома и в детском саду, и все их придется выполнять. Психологическая готовность к школе определяется следующими аспектами:

  • наличием таких качеств, как самостоятельность и организованность;
  • умением управлять собственным поведением;
  • готовностью к новым формам сотрудничества со взрослыми людьми.

Социальная готовность к школе

У ребенка, готового к школе, должно наблюдаться желание общаться со своими сверстниками. Он должен уметь устанавливать взаимоотношения как с другими детьми, так и с взрослыми. Стоит отметить, что взаимоотношения ребенка с окружающими являются зеркалом тех отношений, которые царят дома в семье. Именно со своих родителей малыш берет пример.

Для оценки социальной готовности к школе рекомендуется проверить:

  • легко ли ребенок включается в компанию играющих деток;
  • умеет ли он выслушивать чужое мнение, не перебивая;
  • соблюдает ли он очередь в ситуациях, когда это необходимо;
  • умет ли он участвовать в разговоре с несколькими людьми, может ли поддержать беседу.

Физическая готовность к школе

Здоровые дети намного быстрее приспосабливаются к тем изменениям в их жизни, которые связаны с началом обучения в школе. Именно физическое развитие и определяет физическую готовность к школе.

Оценить развитие и определить, готов ли ребенок к новому жизненному этапу, можно следующим образом:

  • проверить его слух;
  • проверить зрение;
  • оценить способность ребенка сидеть некоторое время спокойно;
  • проверить, развита ли у него координация моторных навыков (умеет ли он играть с мячиком, прыгать, подниматься и спускаться по лестнице);
  • оценить внешний вид ребенка (выглядит ли он отдохнувшим, бодрым, здоровым).

Тестирование будущего первоклассника

Дети перед поступлением в учебное заведение проходят специальное тестирование. Оно направлено не на то, чтобы взять на обучение только сильных учеников и отказать слабым. В законодательстве указано, что школа не имеет права отказывать родителям в приеме малыша в первый класс, даже если он не сможет пройти собеседование.

Тесты необходимы учителям для определения слабых и сильных сторон ребенка, уровня его интеллектуальной, психологической, социальной и личностной готовности к занятиям.

Для определения интеллектуальной готовности к обучению в школе могут даваться следующие задачи:

  • посчитать от 1 до 10;
  • выполнить простые арифметические действия в задаче;
  • изменить существительные по числу, роду;
  • придумать рассказ к картинке;
  • выложить из спичек фигуры;
  • разложить картинки по порядку;
  • прочитать текст;
  • классифицировать геометрические фигуры;
  • нарисовать что-либо.

Для оценки психологической готовности педагог предлагает пройти тестирование на оценку уровня развития тонкой моторики руки, выявления возможности работать некоторое время, не отвлекаясь, умения подражать конкретному образцу. На тестировании могут даваться следующие задания для определения готовности ребенка к школе:

  • нарисовать человека;
  • срисовать буквы или группу точек.

Также в этом блоке ребенку могут задаваться вопросы, по ответам на которые можно определить, как он ориентируется в действительности.

При оценке социальной готовности педагог предлагает нарисовать рисунок по отражению в зеркале, решить ситуационные задачи, раскрасить фигуры по определенной инструкции, обращая внимание ребенка на то, что продолжать рисунок будут другие дети.

Личностная готовность определяется педагогом в ходе беседы с ребенком.

Диагностика готовности ребенка к школе проводится благодаря вопросам, которые задаются крохам о школе, о том, как бы они поступили в определенных ситуациях, с кем бы хотели оказаться за одной партой, с кем бы хотели дружить.

Кроме этого, педагог попросит малыша высказать мнение о себе, рассказать о своих качествах или выбрать их из предлагаемого списка.

Второй раз в первый класс, или готовность родителей

К школе должны быть готовы не только дети, но и их родители. Важно понимать, что собрать свое чадо в первый класс – довольно затратный процесс. Мама и папа должны быть готовы к крупным расходам.

Ребенку понадобятся канцелярские товары, одежда, обувь, портфель. Возможно, потребуется оказание школе материальной поддержки.

Ежемесячные расходы будут включать в себя затраты на оплату обедов, охранных услуг.

Немаловажное значение играет психологическая готовность родителей к школе. Многие мамы и папы зачастую беспокоятся о своем ребенке, когда на то абсолютно нет никакой причины.

Нужно понимать, что малыш уже повзрослел и поумнел, перешел в новый этап своего жизненного пути. К нему уже не нужно относиться как к маленькому. Пусть он привыкает к самостоятельной жизни.

Если же ребенок столкнется с неудачей или окажется в какой-нибудь неприятной ситуации, то стоит немедленно прийти ему на помощь.

Что делать, если ребенок не соответствует критериям готовности?

Многие родители в настоящее время сталкиваются с проблемой готовности к школе, когда у малыша обнаруживают недостатки и говорят, что ему пока рано учиться. Невнимательность, рассеянность, отсутствие усидчивости проявляются почти у каждого 6-7-летнего ребенка.

Родителям не стоит впадать в панику в такой ситуации. Если малышу всего 6 или 7 лет, то не обязательно в это время отдавать его в школу. Многие дети начинают обучение только после исполнения 8 лет. К этому времени все проблемы, которые замечались ранее, могут исчезнуть.

Не стоит забывать о занятиях. Родителям желательно до школы научить своего сына или дочь чтению и письму.

Если у чада по показателям готовности к школе выявлено, что есть какие-то проблемы с памятью или мышлением, то существует огромное количество различных задачек и упражнений, которые могут это развить.

Если у малыша замечены какие-то отклонения, то можно обратиться к специалистам, например, психологу или логопеду.

Родители должны знать, что сегодня у ребенка 3 серьезных врага: компьютер, телевизор и еда. Многие дети все свое свободное время проводят за телевизором или компьютером. Родителям стоит обратить на это внимание и ввести жесткий режим, разрешив смотреть телепрограммы или играть в компьютерные игры только 1 час в день.

Читайте также:  Урок литературного чтения по фгос «школа россии», 2 класс. михалков «новогодняя быль»

Остальное время лучше проводить за нескучными занятиями, больше гулять свежем воздухе. Из рациона ребенка нужно исключить все вредные продукты, содержащие химические добавки и канцерогенные вещества. Желательно, чтобы в рационе было больше натуральных продуктов.

Если же ребенку уже 8 лет, а его характеристика готовности к школе не идеальна, то стоит разобраться в конкретных причинах и постараться решить их. Дополнительные занятия дома, специальные упражнения можно продолжать проводить. Если же у ребенка что-то не получается, то не стоит на него давить. Это может только расстроить его, он разочаруется в учебе.

В заключение стоит отметить, что неподготовленному ребенку сложно адаптироваться к переменам. Поступление в школу, несомненно, является стрессом, ведь меняется привычный жизненный уклад.

На фоне восторга, радости и удивления возникают чувства тревоги, растерянности. Помощь родителей в это время очень важна.

Их обязанность – подготовить сынишку или дочку и провести диагностику готовности к школе.

Советуем почитать: А вы знаете, какие документы нужны при поступлении ребёнка в 1 класс?

Вы здесь: Главная » Ребенок » К бою готов? Определяем готовность ребёнка к школе

Источник: http://mama66.ru/child/804

Тесты на готовность ребенка к школе

6-7 лет — ответственный период для ребенка и его родителей, ведь именно в этом возрасте дошкольник активнее всего готовится к школе.

Ребенок уже более организован, он усвоил некоторые цифры и буквы, научился логически мыслить, находить последовательность и лишнее в цепочке предметов.

Готов ли ваш ребенок к школе и как это проверить? Мы приводим для вас некоторые тесты, которые покажут готовность дошколёнка к школе, обозначат слабые места и укажут родителям, над чем нужно еще поработать.

Тесты помогут определиться и родителям «зимних» деток, раздумывающих, отдавать свое чадо в школу в этом году или в следующем.

Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет, поступающий в школу:

  1. Своё имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст и дату рождения.
  3. Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
  4. Фамилию, имя, отчество родителей.
  5. Профессии мамы и папы.
  6. Определять время по часам.
  7. Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
  8. Погодные явления.
  9. Основные цвета.

  10. Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
  11. Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
  12. Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
  13. Различать и правильно называть геометрические фигуры.

  14. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.
  15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
  16. Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
  17. Разделять слова на слоги по количеству гласных.

  18. Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
  19. Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
  20. Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
  21. Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками.

    Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.

  22. Знать понятия «больше, меньше, поровну».

Экспресс-тест в картинках на определение готовности к школе:

Составить для себя общую картину готовности вашего ребенка к школе вы сможете, приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:

  • Может ли ребенок объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру, машина, автобус, электричка — это транспорт; яблоки, груши, сливы — фрукты.
  • Может ли определить лишний предмет, к примеру, в цепочке: «тарелка, кастрюля, щетка, ложка»?
  • Может ли точно скопировать простой узор?
  • Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи и последовательность событий?
  • Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
  • Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
  • Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими?
  • Включается ли он в игру других детей?
  • Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
  • Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
  • Внимательно ли он слушает, когда ему читают?

Еще одна книга тестов: Олеся Жукова «Тесты для проверки речи и навыков чтения»

Картинки можно скачать и распечатать.

Довольно объемная и умная книга — «Тесты для будущих первоклассников». Скачать ее можно, кликнув по ссылке. PDF файл откроется в новом окне.

И очень важно: дошколенок готов к школе, если он может ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

Рейтинг:  5 / 5

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.

При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу — специалисту.

Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)

Источник: https://7gy.ru/rebenok/podgotovka-k-shkole/812-test-na-gotovnost-rebenka-k-shkole.html

Готовность ребенка к школе

До сих пор в психологии отсутствует единое и четкое определение понятия «готовность ребенка к школе» или «школьной зрелости». Свидетельством тому определение этих понятий разными и весьма авторитетными специалистами в этой области.

Приведем некоторые из них.
Готовность ребенка к школе — это «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками» считает Анна Анастази.

Готовность ребенка к школе — это достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении полагает известный чешский психолог Й. Шванцара.

Оба определения сколь широки, столь и неопределенны. Они скорее дают какое-то общее представление о понятии, чем предлагают конкретные направления в определении психологических детерминант готовности ребенка к обучению в школе. Пожалуй, указание на такие детерминанты присутствует в определении готовности, даваемом Л. И. Божович.

Готовность ребенка к школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции поведении.

По нашему мнению именно произвольность поведения младшего школьника является центральным моментом, определяющим его готовность к обучению, поскольку она проявляется как в произвольности познавательных процессов, так и в системе его отношений к взрослому (учителю), сверстникам и самому себе.

В этой связи характеристика готовности ребенка к школе включает 3 аспекта: физический, специальный и психологический.

Физическая готовность к обучению прежде всего характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья.

Оценивая состояние здоровья детей при их поступлении в школу следует учитывать следующие показатели: уровень физического и нервно-психического развития; уровень функционирования основных систем организма; наличие или отсутствие хронических заболеваний; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, а также степень социального благополучия ребенка. По совокупности выявленных показателей судят о состоянии здоровья детей. Выделяют пять групп детей.

Первая группа — это здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдений, а также имеющие незначительные единичные отклонения, не влияющие на состояние здоровья. Число таких детей, поступающих в первый класс сокращается из года в года и сейчас в среднем составляет около 20%.

Вторая группа — или «угрожаемые дети», т.е. дети, с риском возникновения хронической патологии и склонные к повышенный заболеваемости, имеющие различные функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической зрелости органов и систем.

Дети, входящие в эту группу, представляют наиболее сложную и тревожную категорию, поскольку даже незначительные нагрузки могут привести к резкому ухудшению состояния их здоровья и развитию хронических заболеваний.

С другой стороны, именно эти дети, как правило, выпадают из-под система-тического врачебного наблюдения, равно как учителей и родителей, поскольку школьник с функциональными нарушениями считается «практически здоровым».

Дети, относимые ко второй группе здоровья составляют абсолютное большинство — 66% и в связи с вышесказанным это еще в большей степени усугубляет проблему.

В третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями в период между обострениями, а в четвертую и пятую — дети, имеющие серьезные, грубые нарушения в состоянии здоровья, несовместимые с обучением ребенка в массовой школе. Общее число таких детей составляет 16%.

В целом состояние здоровья детей, равно как и их психическое здоровье и психологическое благополучие, по мнению Н. Г. Веселова, оценивается врачами как неудовлетворительное — 2,1 — 2,2 балла по 5 — ти балльной шкале. Не случайно появился термин -«часто болеющие дети».

Большую часть таких детей (75%-80%) по состоянию здоровья относят ко 2-й группе здоровья, а остальных — к 3 — й и 4 — й. К сожалению, их число растет из года в год и примерный удельный вес этих больных в старшем дошкольном возрасте составляет 25%. Частые болезни приводят к истощению не только физическому, но и психическому.

В результате психологического изучения часто болеющих детей среди них было выявлено 31% детей с задержкой умственного развития, 17% детей с низким уровнем интеллектуального развития, 24% детей со средним уровнем и 28% — с высоким уровнем развития интеллекта. Таким образом, часто болеющие дети — это не только медицинская проблема, но и психолого-педагогическая.

Изучение факторов, влияющих на здоровье детей дошкольного возраста показало, что наибольшее влияние оказывают социально-гигиенические (жилищные условия, образование матери) и режимные (закаливание) факторы.

Что касается специального аспекта готовности ребенка к школе, то под ним понимается определенный уровень умелости ребенка в отношении чтения, письма и счета.

Психологическая готовность ребенка к школе предполагает готовность интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую.

Под интеллектуальной готовностью следует понимать требуемый уровень развития некоторых познавательных процессов. Е.И.

Рогов считает, что для всесторонней оценки интеллектуальной готовности к обучению необходимо оценить: — степень дифференцированности восприятия, — аналитическое мышление (способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями, способность воспроизвести образец), — наличие рационального подхода к действительности (ослабление роли фантазии), — логическую (произвольную) память, — развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации, — овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов,

— интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий».

Диагностика личностной готовности ребенка к школе самая трудная, т. к. требуется оценить уровень отношений ребенка к взрослым, сверстникам и самому себе.

Личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы (системы соподчиненных мотивов поведения).

Короче говоря, нужно оценить, насколько ребенок способен к произвольной регуляции своей деятельности и поведения в целом.

Последний аспект психологической готовности — это диагностика развития эмоционально-волевой сферы, точнее уровня эмоциональной напряженности. Показано, что эмоциогенные факторы оказывают мощное воздействие на психическую работоспособность ребенка.

Чаще всего эмоциональная напряженность сказывается на психомоторике ребенка (82% детей подвержены этому воздействию), на его волевых усилиях (70%); она приводит к нарушениям речи (67%), снижает эффективность запоминания у 37% детей.

Наряду с этим эмоциональная напряженность оказывает сильное влияние на внутренние изменения в самих психических процессах. Наибольшие изменения происходят (по мере убывания) в памяти, психомоторике, речи, скорости мышления и внимании.

Таким образом, мы видим, что эмоциональная устойчивость является важнейшим условием нормальной учебной деятельности детей.

Дети по-разному реагируют на действие эмоциогенных факторов, но нет ни одного ребенка, который бы на них не отреагировал.

В условиях эмоциональной напряженности некоторая часть детей практически не изменяет продуктивности своей деятельности, другие же вообще оказываются неспособными к какой-либо деятельности. Подобное состояние сказывается на всей системе его взаимоотношений с окружающими.

К сожалению, сегодня почти половина детей (48%) испытывает напряженность во взаимоотношениях с родителями. При этом следует иметь в виду, что характер этих отношений у разных детей может быть разным. Так, для 26% детей характерен в целом пассивно-оборонительный тип взаимоотношений с родителями.

Обычно такой тип отношений возникает в ответ на формально-педантичный подход родителей к ребенку, когда его внутренний мир закрыт для взрослых, когда у ребенка отсутствует вера в возможность установления эмоциональной близости с ними.

Другой тип реакции ребенка на эмоциональную напряженность в семье можно назвать активно-оборонительным. Для таких семей характерна атмосфера эмоциональной несдержанности, конфликтов и скандалов. Дети перенимают такой стиль и относятся к родителям зеркально.

Они не рассчитывают на поддержку со стороны родителей, они готовы принять порицание, укоры, наказание и угрозы. На обвинения дают агрессивные ответы.

Для них характерно неумение сдерживать свои эмоциональные реакции, само поведение характеризуется излишней возбудимостью, конфликтностью, агрессивностью.

Наконец, третья группа детей, испытывающих напряженность в семье, реагирует совершенно иначе. Они отличаются слабостью нервных процессов и в ответ на резкие и, по сути, непосильные для них воздействия реагируют даже физиологическими нарушениями, такими как тик, энурез или заикание.

Не раскрывая психологического содержания реакций детей, испытывающих эмоциональную напряженность во взаимоотношениях с воспитателями и сверстниками (оно очень похоже на описанное выше), скажем, что ее испытывают во взаимоотношениях с воспитателями 48%, а со сверстниками — 56% ребят. Интересно отметить, что если воспитатели адекватно оценивают отношения между самими детьми, то ни они сами, ни родители не в состоянии адекватно оценить свои отношения с детьми.

И еще о двух важных моментах
Эффективность коррекционных мероприятий будет прямо пропорциональна тому, насколько всеохватывающе действует эмоциональная напряженность на разные аспекты психической деятельности ребенка и его отношения с окружающими. Оказалось, что только у 26% детей эмоциональная напряженность отрицательно влияет на 1-3 параметра психической деятельности. У 45% детей изменяются 4-5 параметров, у 29% детей 6-8 параметров.

Что касается самих психокоррекционных мероприятий, то это тема для особого разговора. Понятно, что лучшая форма профилактических и психокоррекционных мероприятий — это нормальные условия жизни ребенка, верная позиция родителей и воспитателей в отношении ребенка. Однако для этого нужно не только любить детей, но и знать их!

Психологическая диагностика готовности ребенка к школе В конечном счете по степени готовности к обучению желательно прогнозировать обучаемость того или иного ребенка.

Обучаемость выступает как проявление общих способностей, которые выражают познавательную активность субъекта и его возможность к обучению.

В свою очередь, наиболее значительными качествами познавательных процессов и личности, обеспечивающими возможности к обучению являются: — уровень произвольности внимания, памяти, мышления и т.д.,

— речевые возможности человека, способность к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).

К сожалению в практике психодиагностической деятельности произошел явный перекос в сторону оценки собственно интеллектуального развития ребенка и недооценка уровня речевой деятельности. А ведь число детей с речевыми нарушениями к началу обучения в школе составляет 33% от общего числа.

С этой точки зрения предметом психологической диагностики при поступлении ребенка в школу с целью прогноза его обучаемости должны быть:
чтение, письмо и образное мышление как основные составляющие обучаемости.

Эти предварительные замечания представляются необходимыми перед характеристикой наиболее популярных психодиагностических процедур определения школьной зрелости.

Наибольшее распространение при диагностике психологической готовности ребенка к школе приобрел тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который позволяет получить представление об уровне произвольности психической деятельности, степени зрелости зрительно-моторной координации и интеллекта.

Он включает три задания: нарисовать фигуру мужчины по представлению, копирование письменных букв и копирование группы точек. Я.

Йирасек ввел дополнительное четвертое задание в виде опросника из 20 вопросов, ответы на которые позволяют судить об уровне развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью и развитием мыслительных операций.

1. Рисунок мужчины — это старый диагностический тест, предложенный в 1926 году Ф.Гудинаф для оценки уровня интеллектуального развития. В 1963 году ученик Ф.Гудинаф Д.

Харрис стандартизовал это задание и сформулировал 10 информативных признаков, используемых для оценки рисунка, выполненного ребенком по представлению: 1) части тела, детали лица; 2) объемность изображения частей тела; 3) качество соединений частей тела; 4) соблюдение пропорций; 5) правильность и детальность изображения одежды; 6) правильность изображения фигуры в профиль; 7) качество овладения карандашом: твердость и уверенность прямых линий; 8) степень произвольности владения карандашом при рисовании форм; 9) особенности техники рисования (только у старших детей, например, наличие и качество штриховки);

10) выразительность передачи движений фигуры.

Исследования П. Т. Хоментаускаса позволили сформулировать следующие показатели для оценки рисунка: 1. Количество деталей тела.

Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни. 2.

Декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения. Информативными могут быть и размеры фигуры:

дети, склонные к доминированию, уверенные в себе, рисуют фигуры больших размеров; маленькие фигуры человека рисуются детьми тревожными, неуверенными, испытывающими чувство опасности.

Если дети старше пятилетнего возраста пропускают в рисунке какие-то части лица (рот, глаза), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, аутизм ребенка. Высокий уровень детализации рисунка свидетельствует о более высоком уровне интеллектуального развития ребенка.

Существует закономерность, что с возрастом детский рисунок обогащается новыми деталями: если в три с половиной года ребенок рисует «головонога» (руки и ноги как бы растут из туловища), то в семь лет — это рисунок с большим числом деталей. Поэтому, если в 7 лет ребенок не рисует одну из деталей тела (голову, глаза, нос, рот, руки, туловище или ноги), то на это следует обратить внимание.

2. Копирование букв. Ребенку предлагается скопировать простое предложение из трех слов, написанное прописью (7 букв). Расстояние между словами образца примерно полбуквы.

3. Копирование точек. Предлагается скопировать 9 точек, размещенных по 3 точки в 3 горизонтальных ряда; второй ряд точек сдвинут вправо на одну точку. Следует отметить, что тест Керна — Йирасека дает лишь предварительную ориентировку в уровне готовности ребенка к школе.

Тем не менее, если ребенок показывает высокий результат в среднем от 3 до 6 баллов, то дополнительное психологическое исследование не проводится. В случае среднего, а тем более низкого результата требуется индивидуальное психологическое исследование ребенка. Для комплексной оценки готовности ребенка к школе Е. А.

Бугрименко и др.

предлагают оценивать уровень развития предпосылок учебной деятельности: — умение внимательно и точно выполнять последовательные указания учителя, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов — методики «графический диктант» Д.Б.Эльконина и «образец и правило» А. Л. Венгер;

— уровень развития наглядно-образного мышления — методика «лабиринт».

С перечнем диагностических методик, используемых для оценки готовности ребенка в школу можно ознакомиться в книге Т. В. Чередниковой «Тесты для подготовки и отбора детей в школы».

Источник: https://psyera.ru/4511/gotovnost-rebenka-k-shkole

Определяем готовность ребёнка к школе

Сейчас модно отправлять ребенка в школу раньше семи лет, особенно мальчиков. Но всегда ли это оправданно? Педиатры и психологи предупреждают, что в шесть лет не все дети готовы к школе, поэтому родителям нужно знать некоторые ориентиры, подсказывающие можно ли ребенку идти в школу или лучше отложить это на год.

В период тотального дефицита мест в детских садах, родителям предлагают отдавать детей в школы с 6,5 лет. В некоторых ДОУ это даже не обсуждается — если ребенку больше шести лет и шести месяцев — он автоматически выпускается из детского сада. Но родители должны знать, что ребёнок может быть принят в первый класс с возраста 6,5 лет только если он готов.

Если же нет, то малыш имеет полное право посещать детский сад ещё год, то есть, до 7,5 лет. Заставить родителей против их воли отправить ребёнка в школу раньше времени никто не может. Справедливости ради нужно сказать, что в старших группах детских садов готовность ребёнка к школе оценивает специальная комиссия, заключение которой доводится до сведения родителей.

Родители могут согласиться или с ним или нет.

Проверяем физическую готовность ребёнка к школе

Антропологи говорят, что проверить физическую готовность ребёнка просто: нужно попросить его поднять руку вверх, а затем дотронуться кончиками пальцев до уха на противоположной стороне головы. Рука при этом должна лежать на голове, проходя через макушку.

Если получается — готов, если не получается — не готов.

Проверяем психологическую готовность

О психологической готовности ребёнка к школе можно судить по следующим вопросам:

  • Может ли ребенок длительно заниматься за столом (рисовать, лепить)?
  • Может ли ребёнок развёрнуто отвечать на задаваемые ему вопросы?
  • Способен ли ребёнок запоминать большие блоки информации (стихотворения)?
  • Умеет ли ребёнок выстраивать взаимоотношения со взрослыми и детьми?
  • Понимает ли ребёнок, зачем ему необходимо ходить в школу?
  • Что ребёнку больше нравится: играть, либо получать знания (разговаривать на «умные темы»)?

Если на все вопросы вы отвечаете положительно — ребёнок готов к обучению в школе.

Проверяем координационно-двигательную готовность

Основной тест, используемый психологами для определения готовности ребёнка к школе — тест Керна-Иерасика.

Первое задание: срисуй фразу

Малышу дают написанную прописными буквами фразу из трёх коротких слов. Ребёнок не умеет писать, поэтому ему предлагается фразу нарисовать. Если ребёнок сумел скопировать фразу так, что её можно прочитать — он готов к школе.

Второе задание: срисуй точки так, как показано на рисунке

Малышу дают бумагу, с нарисованными на ней в определенном порядке точками. Ребёнок должен срисовать их максимально точно. Если у него это получилось — он готов к школе.

Третье задание: нарисуй дядю

Ребенку дают чистый лист бумаги и просят нарисовать «дядю». В идеале ребёнок должен нарисовать человека в брюках, рубашке, в ботинках, с руками и пальцами, головой на которой прорисованы глаза, нос, рот, уши и волосы. Чем более точно нарисован человек, тем лучше готов малыш к школе.

Источник: https://ros-obrazovanie.ru/articles/opredelenie-gotovnosti-rebenka-k-shkole.html

Ссылка на основную публикацию