Внеклассное занятие по экологии для начальной школы. птицы

разработка внеклассного занятия по экологии «Мир птиц»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска

средняя общеобразовательная школа № 22

Внеклассное занятие на тему:

«Этот удивительный мир птиц»

(для учащихся 1-2 классов)

Подготовили и провели:

Елфимова Ольга Юрьевна,

учитель начальных классов;

Антюфеева Лилия Владимировна,

учитель начальных классов

2015 г.

Ход занятия

Тема: «Этот удивительный мир птиц»

Цели: обобщить и расширить знания о птицах;
обратить внимание на трудное существование птиц зимой;

учить детей сравнивать природные объекты, устанавливать между ними связь, делать выводы;

развивать познавательную активность;

прививать любовь к природе и воспитывать гуманность.

Оборудование: презентация MicrosoftPowerPoint «Мир птиц»; презентация творческого проекта «Покорми птиц зимой», мультимедийная доска; конверты с заданиями; технологическая карта по изготовлению птицы (оригами); ножницы.

Ход занятия:

Определение темы

— Ребята, сегодня мы проводим внеклассное занятие, тему которого вы сможете определить, собрав пазлы. Они находятся в конверте № 1.

— Кто уже смог определить тему ? ( открыть название темы на доске)

Определение задач

— Предположите, какие вопросы сегодня будем рассматривать, что бы вам хотелось еще узнать?

(Легко ли живется птицам зимой, как человек может помочь птицам в холодное время года, нужно ли заботиться о птицах, какую они ждут от нас помощь и смог бы мир существовать без птиц…)

Знакомство с миром птиц

— Ученик 1 класса провел опрос среди учащихся своего класса, хорошо ли дети знают птиц. С результатами своей работы он нас сейчас познакомит. Слово предоставляется Токареву Стефану.

Приложение 1 (Презентация «Мир птиц»)

— Что нового и интересного вы узнали из того, что услышали?

Голоса птиц

— Сейчас вы познакомились с разнообразным миром птиц. А сможете узнать птицу по голосу? Давайте проверим, но будем придерживаться правила: дослушай до конца, и только потом подними руку.

(звучат голоса птиц)

Приложение 2

— Голоса, каких птиц вы услышали впервые?

О пользе птиц

— Яркое оперение птиц, их мелодичные, веселые, звонкие песни вселяют в нас бодрость и радость. Только ли поэтому нужны птицы миру?

— Давайте посмотрим сказку и ответим на этот вопрос.

(Инсценирование сказки)

ВЕДУЩИЙ:   ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ ВИТАЛИЯ БИАНКИ «СОВА»:

«КАК ДЕД ВЕЛИКОЕ РАВНОВЕСИЕ НАРУШИЛ».

/На сцене — старое дерево с дуплом, лесная избушка, на завалинке сидит дед, пьёт чай/.

ВЕДУЩИЙ:

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/vneklassnaja-rabota/169080-razrabotka-vneklassnogo-zanjatija-po-jekologi.html

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное занятие по экологии

«В гости к природе»

Знакомство с правилами поведения в природе

Цели: 1)формирование элементарных норм поведения в природе ;

2)развивать познавательный интерес, мышление, память;

3)воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: рисунки детей, плакаты на тему.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительное слово.

  • Все знают и вы, конечно тоже, что в гостях надо вести себя вежливо, что существуют определенные правила поведения. Например, надо вытереть ноги, поздороваться, нельзя громко кричать, перебивать других. Правила вежливости нужны для того, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда ты к ним приходишь, как тебе будет приятно, когда они придут к тебе.

Скоро наступит весна, и мы с вами часто будем бывать в саду, парке, роще.

Отправляясь на прогулки или в поход, помните, что и в лесу, и в поле, и на лугу мы тоже в гостях, в гостях у природы, у тех, кто здесь живет: у птиц, у зверюшек, у суетливых муравьев, у шустрых ящериц, у колючих ежей. Здесь тоже нельзя вести себя, как на ум взбредёт. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда пришел в гости к природе.

А все ли, ребята, знают эти правила? Правил таких много. Сегодня мы познакомимся с несколькими, хотя простыми, но очень важными правилами поведения в природе. ( Об этих правилах рассказывают подготовленные дети).

II. Знакомство с правилами поведения в природе.

Правило первое. « Звери всякие важны, звери всякие нужны».

Не трогайте, не убивайте, не обижайте зверей, которых встретите, ни скользкой пучеглазой лягушки, ни ползучего ужа, ни серой неповоротливой жабы, ни паука в паутине, даже если они вам кажутся некрасивыми, неприятными. Помните: они здесь хозяева, а вы гости. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

Подготовленный ученик читает стихотворение Б. Заходера « Про всех на свете». Все- все

На свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете, нужны все подряд-

Кто делает мёд, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны-

Мы все-таки очень друг дружке нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно ошибкой окажется.

(Дети вспоминают взаимосвязи в природе, приводят примеры «полезности» животных).

Правило второе. Не старайтесь спасать птенцов. Иногда вам кажется: птичка в беде. Вот она убегает от вас, прыгая по земле. Бедняжка! Еще не умеет летать! Пропадет, съест её кто-нибудь! Нет, не пропадет, если вы её не поймаете и не унесёте из родных мест. В июле всюду полно слётков.

Юные дрозды, овсянки, зяблики покидают свои гнёзда. Покинули, хотя еще не умеют летать, им так положено природой. Летать они не умеют, зато умеют спрятаться, стать невидимыми, чтобы никакой хищник их не заметил. А родители находят их и кормят.

Они даже переговариваются, зовут птенцов, а птенцы им откликаются особенными неслышными звуками, доступными только птичьему слуху.

Ученик читает стихотворение:

Кто целится камнем

В птенца, в синеву?

Эй, брось, говорю!

Не шучу я с тобой.

Живой он,

Ты только подумай — живой!

И мама, наверное, ищет его:

Ребёнок для мамы дороже всего!

Правило третье. Не уносите, пожалуйста, из леса ежей. Ни маленьких, ни взрослых. К сожалению, человеку не так трудно взять ежа в плен. Но разве это дело — прийти в гости и утащить из дома хозяина? Ёжик нужен в лесу. Ёжик — насекомоядное животное. Он несёт очень важную службу. Какую? (Ответы детей)

И потом ёжик – одно из самых древних млекопитающих. Они появились на земле десятки миллионов лет назад. Вот они какие старинные ежи! Их надо беречь, а значит не трогать.

Чтение стихотворения Ю. Могутина «Убежал».

А ёжик ночью убежал.

Его никто не обижал.

Он тосковал уже с утра.

Он тосковал ещё вчера

Чего он, глупый, тосковал?

К нему никто не приставал

Его мы так любили,

И гладили, и мыли,

Но он свернулся и дрожал.

А после взял и убежал.

  • А почему ёж убежал? (Ответы детей)

В траве сновали паучки,

Тихонько тренькали сверчки,

С родной природой в мире

Ёж был в своей квартире.

Правило четвёртое. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

От красоты луга не останется и следа, если там побывает группа учеников — любителей цветов. Цветок, выросший в лесу, на лугу, в поле находится «у себя дома», он связан с другими обитателями. К нему прилетают насекомые, которые питаются его нектаром.

После цветения появляются плоды с семенами. Они попадают в почву, где из семян вырастут новые растения.

  • Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им?

Чтение стихотворения Е Карасёва.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали

И не видели, как из- под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василёк,

Безнадёжно гвоздики глядели…

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы-

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Правило пятое. Лесной вежливости. Иногда гости в лесу кричат, поют, аукаются. От этого шума лес стоит испуганный, затаившийся. И никто из крикунов не знает, что происходит.

Не услышат, как дятел в своей кузнице долбит, а уж как кто-то невидимый в траве прошуршал – и подавно не заметят. С чем пришли, с тем уйдут крикливые гости. Будто хозяев дома не застали. (Показ плаката « Мы не любим шума»).

По вывешенным красочным рисункам, плакатам дети сами составляют правила поведения в природе :

« Не оставляй мусор!», « Не убивайте пауков!» и др.

Знакомлю детей с цветами, занесёнными в «Красную книгу», изображенными на плакате « Не рви нас!».

Выполняя эти несложные, но очень важные правила, дети, мы будем беречь природу и умножать её богатства. И конечно, надо учить этим правилам других.

Таковы основные правила поведения в природе, которыми могут овладеть учащиеся в начальных классах. Разумеется, это не все правила, а некоторые из них. Список может быть дополнен. Поскольку речь идет об элементарных нормах поведения в природе, формированию их необходимо уделять внимание всегда: и во время прогулок, экскурсий, походов, и на уроках, на внеклассных занятиях.

Нужно, чтобы правила поведения в природе воспринимались детьми не просто как пожелания, и тем более, голые запреты, а именно как правила, со своей значимостью, важностью.

Желательно, чтобы, помимо словесной формулировки, каждое правило имело и графическое выражение. Это может быть сделано в виде знаков, которые служат своеобразными опорами для запоминания довольно значительного числа правил.

Работа со знаками вызывает большой интерес самих ребят и повышает в их глазах весомость правил поведения в природе .

Работа над правилами поведения в природе, несомненно, поможет формированию у наших воспитанников ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной земли.

Источник: https://compedu.ru/publication/vneklassnoe-meropriiatie-po-ekologii.html

Занятие по экологии «Здравствуйте, птицы!»

Птицы – могучий источник познания. Они являются важным фактором поддержания биологического равновесия.

Общение с птицами облагораживает человека, делает его чутким, может служить богатым материалом для развития эстетических чувств, сенсорного воспитания, способствует формированию характера и интереса.

Чтобы постичь искусство общения с птицами, здесь никак не обойтись без экологических знаний. Ведь неправильные представления, что служат причиной недоброжелательного отношения к птицам, это наносит не только вред птицам, но и действует на психику детей, ожесточает их.

Исправить неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Знания мы даём в форме природоохранных акций и занятий с детьми.<\p>

Здравствуйте, птицы!<\p>

Занятие по экологии в подготовительной группе. 

Задачи:

  • Формировать знания детей о птицах.
  • Развивать сопереживание к бедам птиц, желание бороться за их сохранность.
  • Воспитывать любовь к птицам через прямое общение с ними, воспринимая их многообразие.

Материал: ковролин, муляж дерева, куриное яйцо, лупа, иллюстрации с птичьими кладками, картинки с изображением птиц, корзинка, листочки с загадками о птицах, магнитная доска, шляпа для игры, скворечники.<\p>

Предварительная работа:чтение художественной литературы, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, изготовление вместе с родителями скворечников.

Ход занятия

Актуализация знаний по теме «Весна»<\p>

На ковролине дерево, на нём птицы.  Звучит в записи птичья трель.

Набухают быстро почки, Появляются листочки. Всюду гомон, птичья трель, Это к нам пришёл апрель. — Это к нам пришёл апрель. Пришла весна.

А какие чудеса происходят весной: снег превращается в воду, повсюду журчит вода, бегут потоки, сосульки от тепла тают, отрываются льдины (а это опасно?), набухают почки, появляются первоцветы и т.д.

Но самое главное чудо – это то, что именно весной, одни птицы возвращаются, принося весну на своих на своих крыльях, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу (прослушивание в записи пение птиц).<\p>

Игра «Хорошо – плохо»

— Что хорошего в том, что птицы улетали от нас? (Зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно птицам нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а в тёплых краях насекомые водятся круглый год).

— Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц; не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги; без птиц скучно и тихо).

Читайте также:  Игры на развитие мышления для детей 5-6-7 лет

<\p>

Беседа по теме «Перелетные птицы» 

— Разнообразен птичий мир! Очень интересен и ярок весенний парад пернатого населения! Радуясь весне и теплу, они улучшают настроение нам своими птичьими песнями. Так пусть же всегда будет много, ведь им не тесно в воздухе. — Ребята, а зачем птицы возвращаются к нам? (Продолжить свой род).  Прилетев, птицы занимают гнездовые участки, образуя пары.

В это время и слышна чаще всего птичья песня. Например, воробей – папа и воробьиха – мама, ищут место для гнезда в любом укромном месте – в дупле, скворечнике, под крышей дома, в густых ветках дерева и т.д. Собирают ветки для гнезда, устилают его травинками, пёрышками, пухом, клочками шерсти. Затем мама – птица откладывает в готовое гнездо яички и садится на них.

— А знаете ли вы, как появляются на свет птицы? Я расскажу вам о чудесном превращении. Как вы думаете, что я держу в руках? Это одно из чудес. Яйцо – это жизнь. Самочка птицы откладывает яйца, а затем долго высиживает их, согревает своим теплом, защищает от хищных животных, которые хотят ими полакомиться, защищает от непогоды.

<\p>

Рассматривание иллюстраций с птичьими кладками. 

— Посмотрите, какие кладки яиц. Что между ними общего? Чем они отличаются? Как вы думаете, из чего они сделали? Как вы думаете сколько нужно времени птичке, чтобы построить такое гнездо?<\p>

Познавательная деятельность детей. Ознакомление со строением яйца. 

— Зачем нужны яйца? А чьё яйцо у меня в руках? (Яйцо курицы).  Посмотрите, какое оно красивое. Давайте, мы его с вами рассмотрим. У яйца есть скорлупа. Какая она? Давайте с помощью лупы рассмотрим скорлупу. У скорлупы есть крошечные отверстия, через которые внутрь проходит воздух.

А что внутри скорлупы? (аккуратно разбить яйцо) Что это жёлтенькое? Для чего это нужно? Это желток, в желтке есть зародыш, (рассмотреть его) который от тепла будет развиваться, развившись этот зародыш превратится в птицу.

Белок содержит необходимый запас воды и питательные вещества, которые необходимы для развития зародыша.

А все ли яйца так устроены? Можем мы пойти в лес и проверить яйца птиц? Почему? Почему нельзя разбивать яйца диких птиц? Представьте, что вы очутились в весеннем лесу и нашли гнездо.<\p>

Работа над содержанием стихотворения 

— Я нашла гнездо лесное, Маленькой пёстрой птички, Свитое ранней весною. В гнезде лежали яички. Как же она испугалась, Прикинулась птичка больною, Крыло волочила, металась, В густой траве, предо мною. Давалась мне прямо в руки. Меня от гнезда уводила.

И сколько в ней было муки, И сколько в ней было силы.

— Почему птичка так себя вела? (Из яиц диких птиц обязательно вылупятся птицы, поэтому нельзя трогать и разбивать яйца, найденные в лесу, нельзя брать в руки, потому что мама, почувствовав чужой запах, может бросить их и невылупившиеся птенцы погибнут).

Ознакомление с правилами поведения в лесу.

— В конце мая – начале июня в птичьих гнёздах появляются птенцы. Заботливые родители кормят их и конечно же охраняют. Чуть посторонний звук, шум – мамы начинают покидать свои гнёзда.

Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди. Поэтому мы не должны шуметь в лесу, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей.

Конечно же, надо соблюдать и другие правила поведения в лесу.

 Не разорять птичьи гнёзда!
Не брать птенцов из гнезда!
Не ломать ветки!
Солнце ласково смеётся,
Светит солнце горячей.
И в овраге звонко льётся
Разговорчивый ручей.
После зимней тишины
После стужи зимней,
Из – за гор, из – за морей
Прилетают птицы. 

Вот и со мной пташки прилетели. Сможете отгадать, как их зовут.

Игра «Отгадай птицу» 

На столе карточки с изображением птиц, в корзинке листочки с загадками о птицах. Картинку – отгадку прикрепляет к магнитной доске ребёнок.

Звонко – звонко распеваю,
Воротившись с юга в срок.
А вот песни занимаю
Даже у сорок. (скворец)

Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (кукушка)
Верещунья – белобока
А зовут её… (сорока)

Птичка невеличка, ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок,
Получается — прыжок. (воробей)

Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой. (дятел)

— Ребята, хотите полетать, с птицами поиграть?
Игра «Птицелов»

С помощью считалки выбирается водящий, одевается ему шляпа.
Считалка:
Тили – тели, птички пели,
Взвились к небу, полетели.
Стали птички гнёзда вить
Кто не вьёт – тому водить.

Птицелов по голосу должен определить, какую птичку «поймал».
Дети идут по кругу и произносят слова:
В лесу во лесочке
На зелёном дубочке
Птицы весело поют.
Ай, птицелов идёт?
Он в неволю нас возьмёт.

Кар – кар – кар! (ворона)
Чик – чирик, чив – чив! (воробей)
Синь – синь – синь! (синица)
Чай – пить, чай – пить!
С сахаром (дрозд)
Пять – пять, пять – тетеревей (рябчик)
Юла – юла – юла! (жаворонок)
Чижик – чижик, ча – ча – ча! (скворец)
Витю видел? Ты Витю видел? (чечевица)<\p>

Знакомство детей с приметами

Наблюдая за птицами, мы также можем определить, какая будет погода. Одну из птиц, предсказывающую погоду, мы можем назвать, решив ребус.

Если эта птица летит низко, значит, будет дождь.

Лас (точка)

Ещё, какие приметы, вы знаете.

Воробьи собираются в густой листве деревьев и шумно митингуют – к ясной погоде.  

 Голуби разворковались – к ясной погоде.    

Птицы хохлятся – к дождю.    

Кукушки дружно закуковали – к ясной погоде.    

Воробьи купаются в пыли – к дождю.    

Птицы запели в дождь – к ясной погоде.  

Беседа «Сохраним птиц»

— Ребята, а что произойдёт, если – бы птицы не вернулись к нам? (экологическая беда)

Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен.  

Чтоб от вредных насекомых  
Сады цветущие не гибли зря,  
Всегда, в любое время года,  
Берегите птиц друзья!  
Что значит беречь птиц?  

Рассматривание скворечника

— Посмотрите ребята, какие замечательные домики сделали ваши папы. Ведь птицы уже спешат к нам с юга. Скворушки, трясогузки и синички с воробышками, поселятся в них. Выстелят их мягким пухом, мхом, травинками и отложат свои яйца.

А из яиц появятся маленькие скворчата, воробьята и будут целыми днями они летать, искать, таскать своим птенцам червяков или гусениц. За день один скворец делает до 200 вылетов.  
И сегодня в день весенний,  
Справим птичье новоселье.  
Эти домики все вместе,  
На берёзах мы развесим.

 
Мы, ребята – дошколята  
Приглашаем всех пернатых,  
Прилетайте, кто захочет.  
Мы вас любим очень – очень.  

Стук в дверь. Входит почтальон Печкин. Он принёс телеграмму от птиц:

«Ребята, развешайте, пожалуйста, с родителями на веточках деревьев и кустов – вату, тряпочки. Мы этим материалом утеплим свои гнёзда».  

Практическая работа на улице 

Вместе с детьми и родителями уходим развешивать домики для птиц и вату.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/gotovimsya-k-shkole/zanyatie-po-ekologii-zdravstvujte-pticy.html

Внеклассное мероприятие по экологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение —

средняя общеобразовательная школа №1

р.п. Екатериновка Саратовской области
 

Внеклассное мероприятие по экологии в начальной школе

Составила:

Учитель 1 кв.категории

Спасова Наталия Юрьевна

Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи:

Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Формировать культуру поведения в природе.

Обогащать представления об окружающем мире.

Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость

рационально относиться к компонентам неживой природы.

Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье.

Оборудование:

мультимедийный проектор,

Красная книга,

плакаты с предупредительными знаками,

картинки с изображением животных,

карточки с заданиями,

Ход мероприятия

Вступление

Учитель: Приглашаю вас сегодня, ребята, в путешествие по лесу, идти мы будем по экологическим тропинкам. Они будут нас учить правильно вести себя в природе. Поскольку наша игра посвящена экологии, надо выяснить, что же означает это слово?  Это слово происходит от слов «ойкос» – дом и «логос» – наука, т.е. изучение дома.

Дом для человека – чаще всего стены, крыша, для зверя лес, поле, горы, для рыб вода. Значит, у всего живого – свой дом, а для всех вместе – наша планета Земля. Природа – это дом, в котором мы живем. И в нем шумят леса, текут и плещут реки. А кто еще, кроме нас, живет в этом доме?  Ребята, в природе все живое, не только звери, но и трава, цветы, деревья и кустарники.

Растения, как и животные, тоже дышат, растут, радуются солнцу и дождю. 

Держа в руке глобус, ученик рассказывает

Самая прекрасная, родная, Разноцветная, веселая, живая, Ты для нас, как мать, одна на свете,

Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками Красота твоя бесследно исчезает. Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы ни жили на планете, За твою судьбу мы все в ответе. Мы твои помощники, друзья,

Мы, Земля, с тобой одна семья.

И лес живёт под синим небом,

и дождь, и грозы, и цветы,

И яблоньки в саду зелёном,

Твоя семья живёт и ты.

Большой, огромный этот дом, Вон сколько птиц, цветов в нём и народа, А называется наш дом, Мы знаем все

(дети хором) — природа!

Учитель:

— Ребята, К нам пришло видео письмо от Земли. Давайте внимательно посмотрим его , о чем она хочет рассказать нам.

Голос Земли:

Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда-то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать любит своего ребенка.

Как же я была прекрасна в то время!

Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание, но на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных.

Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами.

Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя! У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.

Учитель

— Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется?

(С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность).

— Какие же задачи мы поставим перед собой, чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты?

И что угрожает нашей планете Земля?

На все эти вопросы ответите вы сами.

— Сегодня вы окажетесь в роли ученых — специалистов: ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету. Что они изучают?

Задания для групп.

1. Ботаники расскажут, что угрожает «легким нашей планеты » — растениям.

2. Зоологи расскажут о состоянии «братьев наших меньших» — животных.

3. Географы расскажут о том, что угрожает «крови», т.е. почве, воде и воздуху.

(Учащиеся читают, затем от каждой группы выступает представитель с отчетом)

Учитель: Отгадайте какая группа к нам сейчас выйдет

Цветёт он майскою порой, Его найдёшь в тени лесной: На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят.

Отгадка (ответ): 

На пруду большой цветок, С жёлтой седцевинкой На воде растёт, цветёт

Читайте также:  8 марта и 23 февраля в 7 классе. сценарий

Белая (кувшинка)

Появился из-под снега, Увидал кусочек неба. Самый первый самый нежный,

Чистый маленький …

Отгадка (ответ): 

Выступают ботаники

— У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой.

Ветреница алтайская! Они уменьшают содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов высших растений.

Многие люди срывают редкие растения для букетов, чтобы полюбоваться ими дома и даже не задумываются что это может быть последний вид. Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.

Многие ценные породы деревьев уничтожены на всегда!.

Учитель: А теперь послушаем загадки про другую группу ученых:

Он огромный и усатый, И к тому же полосатый. Если встретишь, не до игр!

Потому что это — …(тигр)

В лесу темно

Все спят давно.

Одна птица не спит,

На суку сидит,

Мышей сторожит. (Сова)

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко.

Отгадка (ответ): 

Выступают зоологи

Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!

Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим — люди уничтожили их.

Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу — развлекается. Иногда слышишь: «Человек — царь природы!»

Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы?

Представить себе это невозможно… без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить.

Учитель: Ну, теперь отгадаем следующую группу ученых:

Свежей зеленью одеты Парки, улицы, поля… В море солнечного света

Погружается…Ответ: Земля

Бегу я, как по лесенке,  По камушкам звеня,  Издалека по песенке Узнаете меня. (Река)Для дыхания он нужен, С ветром, вьюгой очень дружен. Окружает нас с тобой,Не поймать его рукой! (Воздух)

Выступают географы

Без воды и не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях — добывает ток. И моет всех тоже вода. А ещё вода самая широкая и удобная дорога, по ней плывут суда и везут тяжелые грузы и пассажиров. Но почти вся вода содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению.

Пресных вод приходится очень мало. Поэтому воду нужно беречь. Человек, запомни навсегда: Символ жизни на Земле — вода! Экономь её и береги —

Мы ведь на планете не одни!

Учитель

Кто виноват во всех причинах болезни планеты ? (Человек )

— Видно, люди забыли о том , что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. за тех животных, растениях, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем селе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.

Ведь у каждого из нас только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший : » Все мы пассажиры большого корабля по имени » Земля «, значит пересесть из него просто некуда.

— Что имел в виду автор этих строк ? (Ответы детей )

— Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же добиться гармонии человека и его планеты?

— Я думаю, что нам следует прислушаться и придерживаться такого правила: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.»

Игра «Собери мусор» На сцену вытаскиваем корзину с мусором дети разбирают его по пакетам «Бумага», «Стекло», «Металл»

1. Станция «Лесная почта»

Каждой группе дается задание.

На эту станцию часто приходят письма от животных, растений, которые просят у вас совета. Вам нужно внимательно прочитать их и дать ответ устно на некоторые из них и помочь им.

Письмо №1

На день рождения Кате подарили щенка. Наконец- то сбылась ее мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу, о щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: «Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице».

Правильно ли поступила девочка?

Письмо №2

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

— Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.

Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

— А я и не знал об этом.

Что сказала бабушка внуку?

Письмо № 3

Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.

Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?

Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.

— Наша природа богата лекарственными растениями, которыми лечатся люди и животные

Дерево, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто задорный и веселый, Верность правилам храня, Бережет нашу природу

От коварного огня?

Кто поджег траву у дома, Подпалил ненужный сор, А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Кто из вас в реке купался И на пляже загорал? А когда домой собрался

Мусор за собой убрал?

На привале кто в лесу Жег засохшую сосну? А потом так поспешил

Что костер не затушил?

Кто, гуляя на лугу, Зря не топчет там траву, Насекомых кто не лови

И цветы совсем не рвет?

Кто животных, птичек любит? Кто кормушки мастерит Кто природу охраняет?

За порядком кто следит?

Станция «Маленькие тайны природы»

Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую).

Почему крапива сильно «жжется»? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку, вызывает жжение).

Какой зверь на земле самый чистоплотный? (Барсук. Около норы чисто, туалет — глубокая ямка устраивается в нескольких метрах от норы, чистит шерсть).

На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего? (Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов, муравьи опрыскивают тело птицы пахнущей муравьиной кислотой).

Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость, раз попробовав, птица запоминает яркого жучка).

Назовите самого прожорливого хищника планеты (Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама).

Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят).

Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

Если случится тебе простудиться, появится кашель, поднимется жар. Подвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)

Станция » Музыкальный калейдоскоп».

Наши ученые вспомнят песню: зоологи — песни, в которых поётся о животных

Ботаники — о цветах, растениях,

Географы — о погоде, воде, воздухе

Спойте строчку, а можно и 1 куплет, песни.

(«У природы нет плохой погоды»; «Что мне снег, что мне зной»; «Снег кружится, летает, летает»; «Мороз снежком укутывал, смотри, не замерзай»; «От улыбки в небе радуга проснётся»

Итог занятия

Что угрожает нашей планете?

Как решить проблему с болезнью нашей планеты?

Как вы должны заботиться о природе? (о птицах, о чистоте, на речке — мусор, битые стекла)

Какие экологические катастрофы вы видите в нашем селе? (асф. завод)

Как их можно устранить?

Я уверена, что вы уже сейчас начнете заботиться о своей планете.

(3 ученика рассказывают стихотворения)

Я речь свою веду о том, Что вся Земля — наш общий дом, — Наш добрый дом, просторный дом, —

Мы все с рожденья в нем живем.

Земля не спит и каждый день Глядит в глаза своих детей. Тебе и мне глядит в глаза,

И нам с тобой молчать нельзя.

Ещё о том веду я речь, Что мы наш дом должны сберечь. И мы докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Учитель: — Ребята, а давайте составим правила поведения в природе. Выслушиваются ответы детей. Учащиеся читают стихи. Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать,  Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки. Ветки деревьев не ломай, Никогда не забывай Мусор с травки убирать, Зря цветы не надо рвать. Из рогатки не стрелять.

  Ты пришел не убивать! Бабочки пускай порхают, Ну, кому они мешают! Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги. Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь. Все это называется природа. Давайте же всегда ее беречь! Природа – наш дом. Храните этот дом, в котором мы живем!

Учитель: Ребята, хочу предложить вам составить памятку в рисунках о правилах поведения в природе.

День экологии
PPT / 7.2 Мб

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/vneklassnoe_meropriyatie_po_ekologii_204340.html

Внеклассное занятие «Наши пернатые друзья»

Занятие состоит из 12 конкурсах о птицах: «Угадай загадку» «Собери пословицу» «Собери птицу». «Из какой сказки эта птица?» «Перевёртыши» «Отгадай птицу по описанию» «Кто перечислит больше названий конфет с «птичьими именами»? «Отгадай название птицы». «О какой это птице?» «Когда так говорят?» «Дополни пословицу».

Интеллектуально-познавательная игра

«Наши пернатые друзья»

Автор — составитель: Амирова М.М.

Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы  не научите

 ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы.

Д. Рескин

Цели:  познакомить учащихся с многообразием птиц; с устным народным творчеством, посвященным птицам; воспитывать бережное отношение к птицам и к окружающей природе.

Задачи:

Личностные: ученики будут развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать доверие и внимательность к окружающему, готовность к сотрудничеству и дружбе.

Познавательные: в игровой форме познакомить с различными  представителями класса птиц; вовлечение обучающихся в творческую и практическую деятельность по охране и защите  птиц, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации, воспитание у учащихся активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности.

Регулятивные: учащиеся будут формировать умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, развитие потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за «братьев наших меньших».

Коммуникативные: учащиеся будут учиться оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Оборудование: фонограмма с голосами птиц; иллюстративный материал,    выставка научно-познавательной литературы о птицах, презентация.

Ход мероприятия.

          Нет на земле такого уголка, где нельзя было бы встретить птиц. Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, степей, гор, пустынь! Песни птиц звучат круглый год, голоса их слышны днём и ночью.

Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни. На земном шаре насчитывается около 8500 видов пернатых.

Читайте также:  Сценарий летнего праздника для детей старшего дошкольного возраста

На территории России гнездится около 250 видов.

 Живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания, друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи.

         Сегодняшняя игра посвящена пернатым, ведь без птичьего щебета мир был бы скучен. Трудно себе представить весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. А сколько вредителей уничтожают птицы! Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям.

Сегодня будет проведена интеллектуально-познавательная игра, в которой примут участие 3 команды нашего класса. Представление команд.

— Спасибо. И так, начало игры.

  1. КОНКУРС «Угадай загадку»
  2. Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый ….. (воробей).

2.Трещала с самого утра

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что – пора? А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит ….. (сорока).

  1. В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись….. (дятел).

  1. И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся дрожа!

Очень уж суровы

Филины и ……(совы). 

  1. Плотник острым долотом Строит дом с одним окном. «Я по дереву стучу,

    Червяка добыть хочу!» (дятел)

  1. Всю ночь летает –
    Мышей добывает.

А станет светло
Спать летит в дупло.    (сова)

— Кто догадался, что объединяет этих птиц? (Они зимой не улетают в тёплые края).  Этих птиц называют осёдлыми.

— Каких осёдлых птиц вы ещё знаете? (Ворона, галка, воробей,  снегирь, синица, поползень, щегол, …)

  1. КОНКУРС «Собери пословицу»

Каждая команда получает по 6 пословиц и в течение 3 минут участники должны составить как можно больше пословиц.

  1. Пишет как курица лапой.
  2. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
  3. Цыплят по осени считают.
  4. Яйца курицу не учат.
  5. Слово — не воробей,  вылетит не поймаешь.
  6. Красна птица пером, а человек умом.

— Молодцы, с  заданием  справились. Слово предоставляется жюри  для подведения предварительных итогов.

Участникам выдаётся конверт с пазлами, та  команда которая быстрей соберёт и назовёт птицу, выигрывает. Лист ответа сдаётся на проверку жюри.

  1. КОНКУРС «Из какой сказки эта птица?»

Птицы встречаются во многих сказках, некоторых из них мы сейчас вспомним. Показ слайдов.

Варианты ответов:

 Галчонок Хватайка.(Успенский Э. «Дядя Федор, кот и пес»),

попугай (Остер Г. «Зарядка для хвоста»),

соловей  (Андерсен Г.Х. «Соловей»),

гусь (Лагарлеф С. «Чудесное путешествие Нильса»),

 золотой петушок (Пушкин А.С. «Сказка о золотом петушке»),

ворон (Андерсен Г.Х. «Снежная  королева»),

 сова (Милн А. «Вини-Пух и все-все-все»),

 ласточка (Андерсен Г.Х. «Дюймовочка»),

воробей (Чуковский К. «Тараканище»),

лебедь (Андерсен Г.Х. «Дикие лебеди», « Гадкий утенок»).

Утиные истории; Мадагаскар; Бюро находок; Попугай Кеша; Мешок яблок; Приключения Вуди; Винни Пух и другие; Смешарики; Побег из курятника; Дюймовочка; Рио: Курочка-Ряба.

— Слово жюри для подведения предварительных итогов.

Нужно будет переставить буквы в этих словах таким образом, чтобы получились названия птиц, занесенных в Красную книгу Татарстана. Полученные результаты передайте жюри.

ШОКТУПАС (ПАСТУШОК)                                             

РОВКАКЕД (КЕДРОВКА)                                           

    ЗАКАРАК (КАЗАРКА)                

  1. КОНКУРС «Отгадай птицу по описанию»
  2. Самая большая птица в мире? (Страус), (слайд)
  3. Эта птица самая маленькая в мире, может опылять растения? (Колибри). (слайд)
  4. Какая птица носит название танца? (Чечётка) (слайд)
  5. Эта птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов. Назовите ее? (Кукушка). (слайд)

5   .Какая птица выводит птенцов зимой?  (Клест). (слайд)

  1. Эту птицу называют пернатой кошкой? (Сова). (слайд)
  2. Эту птицу называют болтушкой? (Сорока). (слайд)
  3. У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Пингвин). (слайд).
  4. КОНКУРС «Кто перечислит больше названий конфет с «птичьими именами»?

Варианты ответов: Балабан,  лебединая песня, синяя птица, весёлый журавль, журавушка, золотой фазан, фламинго,  сорока-белобока, гуси-лебеди, птица дивная, птичье молоко, петушок золотой гребешок, гусиные лапки, ласточка, буревестник, чайка, пеликан, курочка ряба.

  1. КОНКУРС «Отгадай название птицы».

— Ребята, вы должны прочитать название птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.

1 команде: ОЗУДЯНБАОЛДАИНКУ        (зяблик)

2 команде: БИВХЕРАВСХАКСУТИ         (беркут)

3 команде: СИМОРЛУМСРЯПУКИА        (оляпка)

  1. КОНКУРС «О какой это птице?»

« Мать — отца не знаю, но часто называю». (кукушка).

«У какой птицы самый длинный язык?» (дятел)

«Какая птица складывает свой улов в клюв?» (пеликан)

«Он серенький на вид, но пеньем знаменит.»   (соловей).

«Какая птица слаба на слух?» (глухарь)

«У какой птице самый красивый хвост?» (павлин)

«То слеп, то зряч, мышей ловит, а не кот» (филин)

«Какая птица ночует в снегу?» (тетерев)

«Какая самая маленькая птица России?» (королёк)

10.КОНКУРС «Когда так говорят?»

Короче воробьиного носа. (Очень маленький)

Белая ворона. (Человек, который сильно отличается от других).

Курица лапой. (Неразборчиво, неряшливо)

Как с гуся вода. (Безразлично, всё нипочём).

Стреляный воробей (Опытный, бывалый человек)

Считать ворон (Лодырничать)

С гулькин нос (Небольшой по размерам, по величине, по  количеству).       Ворона в павлиньих перьях (Человек, безуспешно старающийся казаться лучше, чем он есть).

Курам на смех (Очень смешно, нелепо).

11 КОНКУРС. «Дополни пословицу».

Ласточка день начинает, а соловей …….. (кончает).

Лучше синица в руках, чем ……….. (журавль в небе).

Слово не воробей, вылетит — ………. (не поймаешь).

  1. КОНКУРС «Экологические ситуации»

Рома и Кирилл нашли в кустах птенчика, который выпал из гнезда. – Давай возьмём его домой, — сказал Кирилл, — пусть живёт у нас. – Нет, — ответил Рома. – Нужно залезть на дерево и посадить его в гнездо.

Кто из детей прав? (Никто. Птенца нельзя брать в руки, иначе его мать больше не приблизится к птенцу и он умрёт.

Серёжа и Миша гуляли в лесу. Светит яркое солнце. Кругом цветы, травы, деревья. Вдруг Миша увидел в траве птичье гнездо. Там лежали три маленьких яичка. — Давай возьмём и разобьём, посмотрим, что внутри., — сказал Серёжа. —  Нет, мы их трогать не будем, — ответил Миша. – Пусть останутся на месте.

— Кто прав, Миша или Серёжа? (Прав Миша).

Собрались ребята в поход. Вася взял с собой собаку. Собака бежала впереди. Вдруг все услышали её лай. Дети подбежали и увидели, что Дружок вот-вот набросится на птенчика, который выпал из гнезда. Если бы ребята не подоспели вовремя, быть бы беде.

Какую беду предотвратили ребята? (Ребята не дали собаке дотронуться до птенца. Его мать заметит и посадит в гнездо).

Жюри подводит итоги.

Ну что ж, попросим жюри объявить результаты игры и назвать победителей!

Награждение победителей.

Слово жюри.

Заключение.

Мы поздравляем тебя, наш юный друг!

Верим, что через всю жизнь ты пронесёшь

Любовь к природе и сделаешь всё,

От тебя зависящее, для её сохранения.

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/nachalnaya-shkola/vneklassnoe-zanyatie-nashi-pernatye-druzya

Занятие по экологии «Лес – наш зеленый друг» в начальной школе : Внеклассная работа

Цели и задачи:

экологическое воспитание младших школьников;

  • формирование ответственного и бережного отношения к лесу и его обитателям;
  • знакомство с элементарными правилами поведения в лесу.
  • Оборудование:

    на доске картинки с изображением леса;

  • рисунки детей;
  • листочки с фломастерами,
  • цветными карандашами для практической работы.
  • Предварительная работа:

    заранее воспитатель может попросить детейподготовить загадки и вопросы по теме «Лес».

    Ход занятия

    Воспитатель:

    Замечательный писатель и большой знаток природы Михаил Михайлович Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

    Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о лесе, о нашем зелёном друге. Наверно, нет на земле такого человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом.

    Посмотрите вокруг, в своей квартире: стол, стулья, шкафы, двери сделаны из дерева. Книги, карандаши, тетради тоже сделаны из древесины. Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслима. Человек многим обязан природе, лесу.

    Ребята, для чего нам нужен лес, что мы знаем о нем?

    Дети:

    1. Лес – наш зелёный друг.
    2. Лес – дом для животных и птиц.
    3. Лес – это чистый воздух.
    4. Лес – кладовая грибов, орехов, ягод и лекарственных растений
    5. Лес – место для отдыха …

    Воспитатель:

    Да, ребята, лес является одним из замечательных богатств, которым наделена наша Родина, и лес надо беречь! Ребята, а как надо вести себя в лесу, вы это знаете?

    Дети:

    1. Не шуметь в лесу.
    2. Мусор не бросать.
    3. Нельзя уносить диких животных домой.
    4. Не рвать зря цветы.
    5. Не разорять гнёзда птиц.
    6. Не разорять муравейники.
    7. Не разводить костёр в лесу.

    Воспитатель:

    Запомните эти правила и не нарушайте их!

    Ребята, сейчас вы разделитесь на 2 группы по желанию и на листочках напишите названия растений и животных леса, которые вы знаете.

    Время выполнения задания – 5 минут.

    (Дети работают в течение 5 минут, а затем воспитатель подводит итог и хвалит ту команду, которая указала больше названий животных и растений).

    Воспитатель:

    Да, вы много знаете растений и животных леса. А сейчас ответьте на вопросы:

    1. Какое дерево цветёт первым весной? (ольха)
    2. Какие птицы едят грибы? (глухари)
    3. Какие дрова самые лучшие? (дубовые и берёзовые)
    4. Какие грибы появляются первыми? (строчки и сморчки)
    5. Из какого дерева делают лыжи? (из берёзы)
    6. Что значит «волка ноги кормят»? (волк свою добычу догоняет, а не выслеживает)
    7. Почему нельзя в гнёздах птиц трогать яйца? (птица может бросить гнездо)
    8. Какое дерево считается символом нашей Родины? (берёза)
    9. Какой лесной зверёк сушит грибы на деревьях? (белка)
    10. Назовите цветы, которые занесены в Красную книгу? (ландыши, кувшинки, колокольчики, подснежники)
    11. Какое дерево называют королевой сибирских лесов? (лиственницу)

    Листья какого дерева кладут в банку с солёными огурцами? (дуба)

    Воспитатель:

    А что ещё интересного вы знаете о лесе?

    1-й ученик.

    Лес – это природная фабрика кислорода на планете, естественный фильтр, очищающий земную атмосферу.

    2-й ученик.

    Один гектар зелёных насаждений за час может поглотить 2 кг углекислоты.

    3-й ученик.

    В нашей стране и во всём мире люди организуют массовое движение в защиту природы.

    4-й ученик.

    Долгожителями нашего леса являются дубы. Они растут иногда до 2000 лет.

    Воспитатель:

    Видите, ребята, какой у нас удивительный лес! А сейчас придумайте «запрещающие знаки» и нарисуйте чего нельзя делать в лесу, и мы это запомним!

    Дети рисуют «запрещающие знаки», и воспитатель подводит итог занятия.

    Воспитатель:

    Ребята, лес необходим нам, как воздух, вода и пища. Это уникальный природный комплекс, дающий продукцию более 20 тыс. названий, и всё отличного качества, на любой вкус и для любых нужд – насыщенный кислородом воздух, витамины, пищевые продукты, строительные материалы, сырьё для химической промышленности, корма для скота.

    Леса – это лёгкие нашей планеты, помогающие дышать всему живому.

    Леса появились на Земле 300 млн. лет назад и постепенно стали самым распространённым ландшафтом. Менялись эпохи геологической истории, исчезали старые и появлялись новые леса, но от каждой эпохи что-то оставалось на Земле. Так, сложилось неповторимое разнообразие современных лесов.

    Более 30 тыс. различных видов деревьев и кустарников образуют основу лесов нашей планеты. Под действием ветра, солнца, влаги, почвы образуется многообразие типов лесов.

    За последние десятилетия люди в корне изменили свой взгляд на леса. И поняли, что лес – это не просто будущие дрова, доски, брёвна, а одно из главных звеньев громадной природной цепи.

    Забота о лесах, о воссоздании их – это сохранение и преумножение богатств нашей страны.

    Вывод:

    Ребята, давайте запомним, что лес – это наш зелёный друг, и к нему надо относиться очень бережно!

    Литература

    :

    «Энциклопедический словарь юного натуралиста». Сост. В.К.Рахилин, А.Г.Рогожкин – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

    Источник: http://www.poznanie21.ru/current/outdoors/630804208.php

    Ссылка на основную публикацию