Внеклассное занятие в 1 классе. насекомые

Урок окружающего мира по теме «Насекомые» 1 класс

Урок окружающего мира. Тема «Насекомые».

Цели урока:

образовательная: знакомство с многообразием насекомых, выделение их существенных признаков;

развивающая: развитие у учащихся внимания, наблюдательности, речи, логического мышления;

воспитывающая: воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете, интереса к предмету через применение на уроке ИКТ.

Ход урока.

1.Организационный момент.

1.Психологический настрой. Прозвенел звонок, Начался урок. Я желаю вам,

Чтоб пошел он впрок.

2. На уроке разрешается:

  • Грамотно отвечать устно;
  • Давать правильные и полные ответы на вопросы;
  • Помогать друг другу, поддерживать друг друга;
  • Приветствуется активность, грамотность, чёткое изложение мыслей.

— Вы с хорошим настроением пришли на урок?

— Ваше здоровье в порядке?

— Вы готовы к интересным, творческим заданиям?

Тогда нам пора.

Сейчас мы отправимся в путешествие на солнечную поляну и познакомимся с её жителями. Слайд 2

А что мы возьмём с собой в путешествие?

II. Повторение изученного.

Прежде чем мы с вами откроем секрет, давайте вспомним, какую большую тему мы изучаем?

Посмотрите внимательно на экран, рассмотрите изображения. Скажите, как одним словом назвать объекты природы? (Животные)

На экране (доске) карточки с изображением млекопитающих (ёж, медведь, тигр), птиц (дятел, сова, лебедь) и одного насекомого (муха). Слайд 3.

Задание 1. Распределить животных на 2 группы, выделяя существенные признаки каждой группы.

— Проверьте свои высказывания. Слайд 4.

— Назовите, чем млекопитающие отличаются от птиц. (Число ног — 4, тело покрыто шерстью, детёнышей вскармливают молоком. Число ног – 2, тело покрыто перьями, есть клюв и крылья).

-Докажите, что муха не является представителем класса млекопитающих и птиц.

— Главным героем какой известной сказки К. Чуковского является муха?

— А о каких животных мы сегодня будем говорить, вы узнаете, послушав отрывок из любимой вами сказки «Муха – цокотуха» К. Чуковского. Послушайте отрывок и запомните животных, которые были в гостях у мухи.

Прослушивание отрывка сказки (до появления паука). Чтение учителем (подготовленным учеником).

Задание 2. Назвать животных, которые были в гостях у мухи.

(По мере называния на экране по щелчку появляются изображения насекомых: таракан, блоха, пчела, бабочка) Слайд 5.

— Рассказать, где наблюдали этих животных. Что их объединяет?

— Сегодня мы поближе познакомимся с этой группой животного мира.

Узнать название этой группы вам поможет кроссворд.

Задание 3. Рабочая тетрадь №2, с. 19, №12. Кроссворд. Работа в парах.

— Кто уже успел прочитать, с какой группой животных будем знакомиться на уроке? (Насекомые). Слайд 5,6.

Задание 4. Что бы хотели узнать о насекомых? Слайд 7

Распределяют вопросы в группы и дают название каждой группе вопросов: строение, окраска и среда обитания, питание, передвижение, разнообразие.

Ребята, а почему таких разных животных объединили в одну группу?

-Нам нужно выяснить, почему насекомые так называются, и определить, чем они отличаются от других животных.

Задание 5. Проведём маленькую исследовательскую работу. Сейчас мы с вами будем исследователями и свои наблюдения будем записывать в печатную тетрадь на с. 19 № 13

Цель исследования: найти ответы на поставленные вопросы для углубления знаний о насекомых.

Давайте на примере нескольких насекомых постараемся назвать основные части тела насекомых.

У вас на столах лежат коробочки с насекомыми. Возьмите эти коробочки и посчитайте сколько ног у насекомых.

Определение признаков насекомых.

1признак
«6 ног» — У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания

— Так чем же отличаются насекомые от других групп животных? (количеством ног)

— Но не только этим отличаются насекомые от других животных.
Посмотрите на насекомое и попробуйте найти части его тела.

2 признак
Давайте попробуем назвать части тела насекомых. Слайд 8— Какие части тела насекомого вы видите? — голова- грудь — брюшко

Значит, тело насекомого состоит из 3 частей (насечек)

Работа в ТПО

Название класса « Насекомые» произошло от слова насекать (на теле есть полоски, колечки напоминающие насечки) .
Проверим правильно ли вы выполнили задание. Слайд 9

А что ещё есть у насекомых? (усики)

3 признак … (наличие усиков) — А чем питаются ночные бабочки? (нектаром). — Как вы думаете, как ночью бабочки находят цветы? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. Оказывается, бабочки находят их по аромату, ведь все цветы издают чудесный аромат.- Но как они его чувствуют, ведь носа у насекомых нет. Они улавливают запахи с помощью усиков.

— Усики- характерный признак многих насекомых

4 признак… (наличие двух пар крыльев) -Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других групп животных? — Что помогает их передвижению? — У животных, какой группы тоже есть крылья? Сколько их? (у птиц 2 крыла)- Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?

Появляется табличка «две пары». Но у всех ли насекомых есть крылья? Есть и такие, у которых их нет( муравьи, тараканы и другие).

Итак, повторите характерные признаки всех насекомых:
(голова, грудь, брюшко, 6 ног, усики, 2пары крыльев)

Физминутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась

Раз-росой она умылась

Два-изящно покружилась

Три нагнулась и присела

На четыре-полетела

У реки остановилась

Над водою закружилась.

IV. Закрепление.

Сейчас, используя знания о строении тела насекомых, выполните следующее задание. У вас на столах лежат конверты, в которых находятся картинки с изображениями животных, относящихся к самым разным классам. Проанализируйте их и отберите только картинки с насекомыми. (работа детей в парах)

-А теперь объясните, каких животных вы отнесли к насекомым ? Почему?

А слышали ли вы какие звуки издают насекомые?

V. Питание насекомых.

— Подумайте, а чем питаются насекомые? (Ответы детей)

— Многие насекомые питаются растениями, но есть среди них и хищники. Стрекоза охотится на комаров, мошек. Комары-самцы питаются нектаром цветов, самки — кровью человека и животных.
Итак, мы познакомились с новым классом животных – классом «Насекомые». Их называют хозяевами планеты Земля.

Это самая многочисленная группа живых организмов на Земле. Они живут повсюду. Они ползают, бегают и летают, могут часами парить на одном месте, описывать в воздухе сложные движения. Насекомые живут поодиночке и большими семьями. Насекомые питаются по-разному.

Среди них есть любители растений и хищники, кровососущие и поедатели шерсти и ткани.

Насекомые имеют прекрасный слух, зрение и обоняние. Они могут защищаться, кусаться, жалить, прокалывать кожу.

— А сейчас давайте проверим, как вы запомнили представителей группы насекомых и поиграем в игру «Угадай насекомое». Провести её нам поможет компьютер.

-Назовите вредных насекомых (колорадский жук, комары, муха цеце, бабочка капустница, тля, моль)
— Назовите полезных насекомых. ( пчела, муравьи, жуки, бабочки).

Какую пользу приносят эти насекомые? (пчела добывает мёд, муравьи и жуки рыхлят почву, бабочки опыляют растения)

Так, если среди насекомых есть не только полезные, но и вредные насекомые, может быть их нужно уничтожать? (ответы детей)

Сказка «Спор животных»

Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе.

Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища.

Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные… — Что решили животные?
Вывод: насекомые все нужны.

А как надо относиться к насекомым?

Ребята, посмотрите на свои парты.

Кто из животных лежит и скучает? Наверное, пауку тоже не терпится узнать , к какому классу же он относится? Сейчас вы проведёте исследование и найдёте сами ответ на вопрос: является ли паук насекомым? Будете отвечать на этот вопрос, пользуясь  знаниями, полученными на уроке. Работаете в парах. На карточке рассмотрите рисунок с изображением паука. Вспомните существенные признаки насекомых. Докажите друг другу в паре:

Читайте также:  Поделки на новый год из бумаги своими руками для детей. шаблоны

Паук – это насекомое, потому что …

Паук – это не насекомое, потому что …

А затем выберите в паре, кто будет выступать.

Пауки принадлежат к классу паукообразные. У них 8 ног и нет крыльев. Тело состоит из 2 частей. На брюшке есть несколько бугорков – железок. Из них выделяется жидкость, которая застывает на воздухе в виде нити – паутины.

— Как вы думаете, ребята, все ли о насекомых вы сегодня узнали?

— Чтобы узнать всё о мире насекомых, нужно всю жизнь заниматься их изучением.

— Наука о насекомых называется “энтомология”. Слайд 10.

— Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-энтомологом.

— А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о насекомых из энциклопедии (реклама энциклопедий). Слайд 11.

И помните, всё что нас окружает надо беречь. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Именно по вине человека некоторые виды насекомых находятся на грани исчезновения. И занесены в “ Красную книгу”. Но это тема одного из будущих уроков.

Задание 13.В конвертах даны задания 3-х уровневые, которые обучающиеся решают самостоятельно в группах по уровню сложности.

1 уровень – Вспомнить и спеть песню «В траве сидел кузнечик».

Что можно узнать из песни о кузнечике?

2 уровень – Найти ошибку художника. Рабочая тетрадь с. 19, рисунки к заданию №12 (стрекоза нарисована с 1 парой ног), исправить. ( Обратить внимание на то, что все ноги у насекомых крепятся к груди).

3 – уровень – из пластилина смоделировать насекомое, учитывая полученные знания.

Оцените результаты своей деятельности на уроке. Выберите смайлик на слайде. Слайд 13

Оценивание работы учителем.

Пора подвести итог нашего путешествия.

Кто живёт на солнечной полянке?

Что интересного вы узнали о насекомых?

Рефлексия. Ребята, давайте поможем насекомым и создадим для них полянку из цветов, ведь большинство насекомых питаются растениями и нектаром цветов (на доске).

— Кто для себя сделал открытие? (Синий цветок)

— Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке? (Красный цветок)

— Кому на уроке было интересно? (Зелёный листик)

— Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый цветок)

— Вот какая замечательная поляна у нас с вами получилась!

Спасибо за старание.

Ведь главное — желание,

А навыки и знания

С годами к вам придут.

Прозвенел звонок с урока —

Поиграть пришла пора.

Что узнали на уроке,

Не забывайте никогда!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-nasiekomyie-1-klass

Внеклассное занятие по экологии в 1 классе по теме: Экологическая игра

Цели: 1) уточнить и расширить представления детей о лесе и его обитателях

2) развитие речи, памяти, внимания, умения анализировать, делать выводы

3) воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к лесу.

Оборудование: предметные картинки, грамзапись с голосами птиц, картина леса, карта Чувашии, картинки с изображением животных, колокольчик.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!

1. Организационный момент.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руку возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Ведущая.(в костюме Земля, дети сидят на стульях в круге)

Если вы угадаете загадку, то вы узнаете, куда мы сегодня отправимся на прогулку

2.Загадка: Встал стеною до небес

Перед нами чудо: (лес )

Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие.

В нашей Чувашской Республике много лесов. Лес – большой друг не только зверям и птицам, но и человеку. Поднимите руки, кто был в лесу? Многие из вас были в лесу.

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

(Для животных он родной дом и кормилец. В лесу можно собирать грибы да ягоды.)

 

4.Игра « Ресурсный круг»- Лес

Учитель и учащиеся сидят в круге. Далее учащимся сообщается задание: подумать и ответить на соответствующий вопрос. Первым в круге высказывается педагог, показывая образец ответа. Первый, сидящий слева от преподавателя, отвечает на вопрос и передаёт слово следующему взглядом и прикосновением.

Учитель подводит итог, выделяя наиболее глубокие и точные высказывания. Подчёркивает важность проделанной работы и выражает надежду, что в дальнейшем этот опыт будет ещё богаче. Учитель подводит итог, акцентируя внимание на позитивном материале .

В ходе ресурсного круга учитель взглядом, жестом, словом выражает своё отношение к происходящему, поддерживает интерес, привлекает внимание к наиболее ярким ответам учеников

Что можно увидеть, услышать, почувствовать в лесу. Каждый ребёнок говорит по очереди, передаёт эстафету колокольчиком. Учитель начинает.

Ведущая.Я вижу как на дереве сидит белка.

Ребёнок -Я слышу как стучит дятел.

Я чувствую запах цветов и т.д.

Ведущая Лес –наше богатство. Лес зелёный наряд нашей земли. Там , где лес – всегда чистый воздух. В лесу живут птицы и животные- это их дом, если мы пришли в лес , то нужно помнить , что мы пришли к ним в гости

Ведущая. Много загадок таит лес. В нашем крае растут смешанные леса. Рядом с лиственными деревьями соседствуют и хвойные. Зелёным цветом обозначены леса на карте Чувашии. Человек очень несправедлив порой к матушке- природе, часто обижает её. (Стук в дверь)

Лесовичок. -Здравствуйте, ребята. Ой беда, беда. Прячется за столом.

Ведущая. Здравствуй Лесовичок. Мы рады тебя видеть. Что случилось? Кто тебя напугал?

Лесовичок. Пришёл в лес злой мальчишка, хулиган по имени Гришка. Он по лесу бродит страх на всех наводит. Кустики ломает, гнёзда разоряет. Всех птиц распугал, мусор раскидал.

Ведущая. Ребята, а вы знаете как себя вести?

Лесовичок. Посмотрите на картинки. Что неправильно делают дети в моём лесу?

Ходить по тропинкам.

Не ломать ветки деревьев.

Не топтать цветы, травы.

Не кричать, не включать громко музыку.

Не лезть в птичьи гнезда.

Не ловить насекомых.

Не разрушать грибницы.

Не ловить мальков и лягушек.

Не рвать паутинки.

Не оставлять не затушенных костров.

Не разорять муравейники .

5.Физминутка.

(Дети встают и образуют круг- хоровод)

Дружно за руки возьмёмся,

Тихо по лесу пройдёмся

( берутся за руки и медленно идут по кругу)

Только в лес мы зашли-

Появились комары.

Руки вверх- хлопок над головой.

Руки вниз- хлопок другой.

Вправо—вверх- опять -комар.

Влево-вниз-какой кошмар!

(выполняют хлопки по заданию)

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки и за голову кладём

И вразвалочку идём

( Идут на внешней стороне стопы)

(прыжки с ножку на ножку)

Впереди из-за куста

Смотрит рыжая лиса.

Мы лисицу обхитрим-

На носочках побежим

(Выполняют)

Вон, смотри , зайчишка скачет.

Словно он весёлый мячик.

Непоседы ребятишки,

Подражайте все зайчишке!

(прыжки на двух ногах)

По тропинке мы идём

И грибочки соберём.

Раз грибок, два грибок.

Положили в кузовок!

Кузовок у нас хорош-

Ты такого не найдёшь.

Словно прутиков семья,

Дружит в классе ребятня!

6.Игра «Угадай звуки природы»

-Ребята угадайте гососа птиц, зверей.

7.Викторина «Знаем ли мы лесные грибы и ягоды»

Лесовичок вытаскивает задания из орехов.

1.). Голубая поляна. Разве такое бывает? Но, приглядитесь, вся она покрыта маленькими кустарничками. А на этих кустарничках висят голубые ягоды. Они и окрашивают поляну в голубой цвет. Как называется ягода? (Голубика).

2. Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода, первая ягода лета. Как называется? (Земляника).

3.В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую – блестят, будто смазанные маслом. Как называются эти грибы? (Маслята).

4. Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и не уничтожай: он лесу нужен. Для некоторых животных гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку – смертельный яд. Как называется этот гриб? (Мухомор).

5.. У этих грибов шляпки разного цвета: и синие, и красные, и желтые, и фиолетовые. А название одно. Какое? (Сыроежки).

Читайте также:  Новогодние стихи для детей. в лесу родилась ёлочка

6. Какую ягоду можно найти зимой на болоте? (Клюква).

Ведущий: Спасибо Лесовичок, за подарки и развлечения. Мы очень рады что ты пришёл к нам в гости.

Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки – убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Капецкая Г. А. Звездный час «Мир животных» // Педсовет. 2014. № 1. С. 9. Сценарий интеллектуальной игры для школьников, посвященной животному миру

2.Знатоки природы!» // Педсовет. 2014. № 1. С. 2–7.

3.Ясевич Т., Микова В. А. Юные экологи // Праздник в школе. 2013. № 4. С. 89–94

Источник: https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/node/2290

Внеклассное занятие по окружающему миру в 1 классе «Зимующие птицы»

МКОУ Островского района Костромской области

«Островская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное занятие

по окружающему миру в 1 классе

Зимующие птицы

                                                                                         Разработку подготовила

                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                         Грохоткина И. Д.

Внеклассное занятие по окружающему миру.

Тема: Зимующие птицы.

Цель: Уточнить и расширить представления детей о разнообразии   зимующих птиц.

Задачи.

Образовательная — расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека; активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.

Развивающая—  развивать мышление, воображение, наблюдательность; познавательный интерес к жизни зимующих птиц.

Воспитательная— воспитывать заботливое отношение, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Оборудование: изображения птиц: ласточка, снегирь, синица, скворец, воробей, ворона, галка, грач, сорока, соловей, трясогузка; на доске изображения деревьев, солнца.

Ход занятия.

I. Орг. момент. Рефлексия.

(Проверка настроения в начале занятия)

У каждого из детей по три карточки — настроения. Солнышко -настроение хорошее, солнышко заходит за тучку — чуть-чуть грустное, тучка с дождиком — хочется плакать.
II. Подведение к теме занятия.

— Чтобы узнать, о ком у нас пойдет речь на занятии, отгадайте загадки.

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива.

Стрекотунья, белобока,

А зовут её …(сорока).

                Маленький мальчишка

                В сером армячишке

                По дворам шныряет,

                Крохи собирает,

                По ночам кочует —

                Коноплю ворует. (Воробей)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей)

               Зимой на ветках яблоки!

               Скорей их собери!

               И вдруг вспорхнули яблоки,

               Ведь это …(снегири)

Чёрный, проворный,

Кричит «крак» —

Червякам враг. (Грач)

                  На шесте — дворец,

                  Во дворце — певец,

                  А зовут его — … (скворец)

— Вы догадались, о ком мы сегодня поговорим? (О птицах)

— Да, о птицах. Птицы часть удивительной природы. Без птиц природа мертва. Их веселые звонкие песни, яркое оперение оживляют природу.

Птицы охраняют наши леса, поля, сады и огороды от вредных насекомых.

— Вспомните, каких птиц вы видите сейчас зимой?

— Как называют птиц, которые остаются на зиму? (Зимующие)

— Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные)

— Почему они улетают? (Некоторое птицы не переносят холода, зимой им недостаточно корма, поэтому они улетают в теплые края)

III. Игра «Разбери картинки»

— Посмотрите, сколько к нам » прилетело» сегодня птиц. (По всему классу на стенах развешаны изображения птиц.) Но прилетели к нам не только зимующие птицы, но и перелетные. Они отстали от своих стай и ждут — не дождутся, когда вы им поможете.

Всех птиц нужно разделить на две группы. Зимующих птиц разместить на деревьях, а перелетных — раз они улетают в теплые края- ближе к солнцу.

Зимующие                            Перелетные

снегирь                                соловей

воробей                               ласточка

галка                                   трясогузка

воробей                               скворец

синица                                 грач

сорока

дятел

— Молодцы!

— Как вы думаете, легко ли птицам, которые остаются зимовать, переносить холод и голод?

— Чем мы можем им помочь?

— Какой корм можно давать птицам?

— Давайте помогать птицам. У кого есть кормушки? У кого кормушек еще нет — повесьте.

Кормите птиц и тогда, летом и весной они будут радовать вас песнями и помогут вам в борьбе с вредными насекомыми.

Послушайте стихотворение, которое подготовили ребята. Оно называется «Покормите птиц» автор Александр Яшин.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть зерна — и не страшна

Будет им зима.

                        Сколько гибнет их — не счесть,

                       Видеть тяжело.

                       А ведь в нашем сердце есть

                       И для птиц тепло.

                       Разве можно забывать

                       Улететь могли,

                       А остались зимовать

                       Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

IV. Физкультминутка.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Читайте также:  Объёмная аппликация для детей к 8 марта

Кар-кар-кар!

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар — кар!

Только к ночи умолкают

И все вместе усыпают:

Кар- кар- кар!

V. Логическая задача.

Однажды зимой в сад прилетели три птицы: синица, ворона и дятел. Они сели на три дерева: березу, рябину и яблоню. Синица села не на березу и не на яблоню, Ворона села не на яблоню. Какая птица на какое дерево села? (Синица села на рябину, ворона — на березу, дятел — на яблоню)

VI. Игра «Зимующие — перелетные»

В заключении проведем игру и посмотрим, хорошо ли вы запомнили зимующих и перелетных птиц.

Если я буду показывать и называть зимующих птиц — вы сидите, если перелетных — встаете.

Галка, грач, синица, дятел, снегирь, скворец, воробей, сорока, трясогузка, ворона.

VII. Рефлексия и подведение итогов

От птиц всем ребятам картинки — раскраски зимующих птиц

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/vneklassnoe_zanyatie_po_okruzhayushemu_miru_v_1_klasse_210611.html

Конспект и презентация урока окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие насекомые?» по программе «Школа России»

Цель: познакомить с признаками насекомых и показать их разнообразие и красоту.  

Задачи: учить отличать насекомых от других животных, используя основной признак.

 

Планируемые результаты:

*предметные: знать главные признаки насекомых; отличать насекомых от других животных. *Метапредметыне: формулировать учебную задачу урока, стремиться ее выполнять; получать информацию из иллюстраций учебника; вступать в учебный диалог; осуществлять самопроверку с помощью учебника. *Личностные: иметь целостный взгял на мир; проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор.  

Технологии: Проблемно-диалоговое обучение, учебно-исследовательская деятельность

 

Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, ч.1., стр.32-33; рабочая тетрадь, ч. 1, стр. 22-23; презентация с фотографиями и изображениями насекомых и других животных (пака, гусеницы, рака), Большая энциклопедия животного мира.

 

Этапы урока Деятельность учителя и учащихся
Орг. момент Проговаривание стихотворения с движениями Придумано кем-то просто и мудро, При встрече здороваться: «доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Актуализация знаний -Какое время года за окном? (осень) -Как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья? (листопад) -У нас тоже опали листочки. Давайте определим, с каких деревьев они опали?

Использование тестовых заданий из раздела «что такое листья? Что такое хвоинки?»

Кого мы можем изредка встретить на этих листочках. Хвоинках или на цветочках? (насекомых)

Постановка цели и учебной задачи -Откройте учебник на стр.32. Рассмотрите картинку.
-Назовите среди данный представителей живой природы насекомого. (мнения учеников расходятся) — Поднимите руку, кто считает, что насекомое – это паук. Почему? А кто считает по другому? Почему? -Мудрая Черепаха утверждает, что на рисунке изображено лишь одно насекомое. Кто же из нас тогда прав, ведь мы назвали много представителей? Вам не кажется, что мы запутались? (кажется) -В чем мы должны сегодня разобраться? (Кто такие насекомые? Как их выделить среди других животных?)
Открытие детьми нового знания -Мудрая Черепаха все знает. Она прочитала в энциклопедии, что бабочка – это насекомое. Давайте рассмотрим, какие части тела у нее есть. -Как у любого животного, у нее есть что? (голова) -Что располагается на голове у насекомого? (глаза и усики) -Сколько глаз у бабочки? (2 глаза) -Зачем нужны глаза насекомым? -Глаза у насекомого состоят из множества секторов, поэтому они способны видеть во все стороны, не поворачивая головы.

Дети рассматривают увеличенные под микроскопом глаза насекомого.

-Вы правильно назвали, что сверху на голове у насекомого располагаются усики. Сколько их? (два) -Для чего они нужны? (чувствовать все вокруг, улавливать звуки) -Усики – самый главный орган чувств у насекомого. — Они бывают разными. Например, у комара усики мохнатые, он ими улавливает колебание воздуха. Усики мухи короткие и со вздутиями.

Дети рассматривают увеличенные под микроскопом усики мухи.

Как ниточки усики у кузнечика. Они в 2 раза длиннее его тела. Они помогают ему ощупывать предметы вокруг себя. А усики дровосека словно пилочки.

Физминутка -Давайте вспомним физминутку про бабочку Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась…

Открытие детьми нового знания -Тело бабочки делится на две части. Как они называются? (грудь и брюшко)
— Покажем эти части тела у стрекозы и божьей коровки. Двое детей работают у доски. — -Что необычного заметили в этих частях тела? (у стрекозы брюшко длиннее, чем грудь) -Что расположено на груди у бабочки? (ноги) -Сколько их, посчитайте? (шесть) -Сколько ног у остальных насекомых? (тоже шесть) -Какой вывод можем сделать? (У всех насекомых по 6 ног) -Что еще располагается на груди у бабочки? (крылья) -Сколько их? (четыре) -Покажите крылья у стрекозы и божьей коровки. — Всегда ли бывает у насекомого по 4 крыла? (нет, иногда бывает по 2) -Зачем нужны крылья насекомым? 9передвигаться) -Зачем им необходимо передвигаться? (чтобы находить пищу или прятаться) -Крылья у всех насекомых разные. Большие крылья плавно порхают, а маленькими приходится часто двигать, поэтому появляется шум: писк у комара или жужжание у жука.
Первичное применение полученных знаний -Какие части тела мы выделили у всех насекомых? (голова, усики, глаза, 6 ног, брюшко, грудь, крылья) -Муравьишка-Вопросик сомневается, насекомое ли он или нет. Давайте ему поможем разобраться.

У детей на столах карточки с Муравьишкой для подписания частей тела.

-Найдите Муравьишку у себя на столах. Подпишите, какие части тела у него есть.

Самостоятельная работа детей по нахождению частей  тела Муравьишки и соотнесению их с частями тела насекомого.

-Какие части тела нашли? Кто покажет их у доски? -Что не хватает Муравьишке как любому насекомому? (крыльев)

-Так мы можем сказать, что Муравьишка-Вопросик насекомое, раз у него есть все части тела как у насекомого, но нет крыльев? (У детей вновь возникает затруднение)

-Где можем найти ответ? (в энциклопедии) -Заглянем туда. -Что мы обнаружили? (Что муравьи бывают летающими и ползающими. У летающих муравьев есть крылья, а у ползающих нет. Но муравьи – это одно семейство. Значит Муравьишка – это насекомое)

Закрепление -Вернемся к началу урока. О ком из представителей живой природы говорила Мудрая Черепаха, кто из них является насекомым? (богомол) -Почему богомол – это насекомое? Какие части тела у него есть? -А паук – это насекомое? (нет) -Докажите. -Назовите других насекомых, о которых не шла речь на уроке? (клоп, шмель, оса, пчела и др.)

Работа в тетради.

-Давайте раскрасим в тетради шмеля и кузнечика. -Почему насекомые такие разнообразные по цвету? (живут в разных местах) -Для чего им нужна такая окраска? (прятаться, маскироваться, защищаться) -Насекомые очень интересно умеют маскироваться. Например бабочки, обитающие в деревьях имеют какой цвет? (зеленый) -а найдите эту бабочку. Она спряталась на коре деревьев. -А здесь кого вы разглядели среди веток дерева? (палочник) -Для чего они прячутся? (чтобы их не съели) -Насекомые очень хорошо умеют защищаться, ведь они такие маленькие.

Рефлексия -О ком говорили на уроке? -Как их отличить от остальных животных? -Что необычного для вас было на уроке? -Что показалось трудным?
Итог урока -Кто из вас достиг цели и теперь сможет объяснить маме и папе, кто такие насекомые и чем они отличаются? -Насекомых на планете миллионы видов. Но, к сожалению, не все люди их ценят. Посмотрите, что делают Мудрая Черепаха и Муравьишка-Вопросик с бабочкой? (зашивают крыло) -Как такое могло произойти? -что нужно делать, чтобы такого не допускать? -А можно ли убивать жука или муху, если они по случайности залетели к вам в дом? (нет, его надо отпустить) -Кто отныне будет поступать аккуратно с насекомыми?

-Спасибо вам, ребята, за вашу активную работу на уроке.

Контрольно-оценочная деятельность -Я бы хотела отметить ребят, которые активно работали, отвечали рна уроке, тянули руки, и оценить их работу смайликом. -Хотела бы поблагодарить тех учащихся, которые слушали на уроке и их глазки горели.

Источник: http://ya-uchitel.ru/load/nachalnye_klassy/okruzhajushhij_mir/konspekt_i_prezentacija_uroka_okruzhajushhego_mira_v_1_klasse_po_teme_kto_takie_nasekomye_po_programme_shkola_rossii/85-1-0-17209

Ссылка на основную публикацию