Занятия по экологии в старшей группе детского сада по фгос

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада « Будь другом природе»

Конспект занятия по экологии

в старшей группе детского сада

« Будь другом природе».

     Цель: 

Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение.

Развивающая: Развивать логическое мышление, воображение, активизация и обогащение словаря детей, существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Образовательная: систематизировать и уточнить представления о свойствах воды и воздуха.

Материал: стаканчики, вода, молоко, сок и  мелкие игрушки, сахарный песок, песок, трубочки, кисточки, краски.

Ход занятия.

Воспитатель: Наша планета — это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. А что такое планета Земля? (ответы детей)

 Воспитатель: Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самая маленький жучок -тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает дает все необходимое для жизни. Послушай те стихотворение (воспитатель читает).

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению. Паучок- терпению

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду

И к тому же в их труде все по справедливости,

Отражение в воде учит нас правдивости

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте

И при всей огромности обучает скромности.

Вос-ль: Ребята, а чем мы с вами дышим?

Дети: Воздухом, кислородом.

Воспитатель: А какой бывает воздух? (Дети: грязный и чистый.) А всегда ли воздух бывает чистым?

Дети: Нет .

Воспитатель: Где можно встретить чистый воздух?

Дети: В лесу, на море, в горах.

Воспитатель: А где можно встретить грязный воздух?

Дети: В больших городах, где много машин, и заводов.

Воспитатель: А что можно сделать для того. Что бы воздух был чистым?

Дети: Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.

Вос-ль: Ребята скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы можем его услышать?

Дети: Мы можем его услышать, когда дует ветер.

Игра . «Ветер».

Осторожно ветер

Из калитки вышел

Постучал в окошко

Пробежал по крыше

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых

И, расправив бодро

Молодые крылья

Полетел куда-то

В перегонку с пылью.

Вос-ль: Скажите. А воздух мы можем увидеть?

Дети: нет.

Вос-ль: А я вам предлагаю проделать опыт, где мы можем увидеть воздух и услышать его.

Опыт: Взять стакан с водой и трубочки из под сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть воздух и мы его видим. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух. Свойства воздуха- это движение с разной силой.

Воспитатель: Ребята, а теперь скажите, кому нужен воздух?  (Ответы детей)

Воспитатель: А что произойдет если на Земле будет лишь грязный воздух? (Ответы детей. )

Физминутка.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (потягивания- руки в стороны)

Каждый стареется,

К небу, к солнцу тянется. (потягивания, руки вверх, встать на носочки)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнёт. (наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (вращение туловещем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (дети садятся за столы)

Воспитатель: А без чего еще не может прожить человек. (ответы детей). А сейчас послушайте стихотворение.

Вы слыхали  о воде?

Говорят,она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды на не прожить!

Воспитатель: Где и какую, дети, сегодня вы видели воду? ( в помещении, на улице). Для чего нужна нам вода, как мы ее используем? (Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)

Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

А как же «рождается речка» ? Хотите узнать? (приглашает к себе, стеллит самую широкую и длинную голубую полоску ткани) На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.

Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая и длинная полоска ткани превратиться в главную речку, остальные (можно использовать атласные ленты) – в ручейки. Расположите голубые ленточки так. Чтобы ручейки впадали в большую реку. Вот как много воды.

Но надо беречь ее, даже краны не оставлять открытыми.

Воспитатель: а что же такое вода? Какими свойствами обладает? Что бы это выяснить мы сядем на свои места.

Опыт №1    «У воды нет запаха».

Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают ее специальными веществами, что бы она была безопасной для вашего здоровья.

Опыт №2  «Уводы нет вкуса».

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: Есть ли у нее вкус?

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им попробовать для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса.

Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная.

Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

Опыт №3    «Вода прозрачная».

Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой- с молоком. В оба стаканчика положить игрушку из киндера. В каком из стаканчиков она видна, а в каком- нет? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим игрушку, а в стаканчике с молоком нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт №4   «В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются».

Возьмите два стакана с водой в один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь получилось? В каком из стаканчиков песок растворился?

Итог эксперимента: вода- одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем.

Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о воде? (ответы детей). Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей  планете Земля.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/09/16/konspekt-zanyatiya-po-ekologii-v-starshey-gruppe-detskogo

Занятия по экологии в старшей группе детского сада: пример конспекта по ФГОС, разработка проекта и прочее

Окружающий мир выступает разнообразным источником знаний для ребёнка. Жизненно необходимо учить детей с раннего возраста бережно и внимательно относится к природе.

Ребёнок должен понимать, что жизнь бесценна, и даже маленькая травинка — это важная часть окружающего мира.

Гуманное отношение к природе закладывается в семье и в детском саду, а взрослые выступают проводниками малышей в удивительный мир экологии.

Задачи экологического воспитания в старшей группе ДОУ

Личность ребёнка — это кристалл, различные грани которого соответствуют разным чертам характера. И шлифовать его нужно с первых лет жизни.

Воспитатель в детском саду должен помочь маленькому человеку узнать ценность природы и увидеть себя как её неотделимую часть. Цель эта сложная и требует значительных временных затрат.

Только постоянная и кропотливая работа поможет в этом.

Главные задачи, соответствующие экологическому воспитанию в ДОУ:

  • научить детей видеть красоту и неповторимость мира;
  • сформировать систему экологических знаний, представления о законах природы;
  • обеспечить понимание дошкольниками, что нельзя уничтожать то, что не можем воспроизвести;
  • учить заботиться о природе: то, что берётся человеком у природы, надо использовать бережно и стремиться вернуть (например, вода, энергия в быту);
  • развивать эстетические чувства по отношению к природе.

Перечисленные задачи реализуются в особой среде, где взрослые своим примером демонстрируют дошкольникам правильное отношение к окружающему миру и заботятся о природе.

Экологическое воспитание в детском саду включает нравственную, интеллектуальную и эстетическую составляющую

Готовим занятие по экологии для детей 5–6 лет

Начинать экологическое воспитание в ДОУ можно в любой группе воспитанников, даже в ясельной. Задача педагога — заложить первые ориентиры дошкольников в окружающем мире.

Мотивирующее начало занятия

Природа интересна маленькому человеку. Увлечь дошкольников темой занятия можно, позволяя им активно участвовать в процессе. Рассмотрим некоторые приёмы вводной части мероприятий:

  • Отгадывание загадок. Например, воспитатель предлагает детям вспомнить, каких насекомых они знают.
    • Во фраке зелёном маэстроВзлетает над лугом в цвету.Он — гордость местного оркестраИ лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)
    • Голубой аэропланчикСел на белый одуванчик. (Стрекоза)
    • Над цветком порхает, пляшет,Веером узорным машет. (Бабочка)
    • Я думал: ног не унесу,Есть и у храбрости границы!Сегодня встретилась в лесуМне помесь гуся и синицы. (Гусеница)
  • Рассматривание картинок.

    Рассматривание картинок с изображениями животных и растений помогает заинтересовать детей темой занятия

    Для детей старшей группы набор рисунков можно использовать для повторения предыдущего материала. Рисунки можно сделать основой дидактической игры, в которой ребёнок должен правильно поместить картинку в зависимости от задания.

  • Наглядная демонстрация предметов. У воспитателя на столе находятся обычные бытовые вещи: спички, топор, фотоаппарат, кормушка для птиц. Он спрашивает детей, какие предметы не следует брать в лес.

    Дети всегда с радостью идут в лес

  • Можно придумать волшебную сказку на экологическую тему или продолжить уже известную (например, «Репка», «Колобок», «Цветик-семицветик» и др.). Такие сказки служат источником формирования экологических понятий, в ненавязчивой форме обучают дошкольников правилам природоохранного поведения. Последующая театрализованная постановка произведения поможет закрепить полученные знания на практике.

Экологическая сказка в доступной форме знакомит детей с основами природоохранного поведения

Организовать занятие по экологическому воспитанию можно по-разному:

  • Экскурсия. Зависит от возможностей и расположения самого учреждения образования, и, конечно, воспитатель нуждается в поддержке родителей.
  • Комплексное занятие. Состоит из нескольких этапов, связанных тематически и предполагающих смену деятельности дошкольников. Например, на комплексном занятии с названием «Как Солнышко в гости ходило», солнышко будет основным персонажем на всех этапах: беседа Солнышка о том, как правильно загорать; спортивный — эстафета «Кто быстрее?»; музыкальный — исполнение песен про лето, математический — задание «Сколько лепестков?», творческий — «Нарисуй лето» и т. п. Выбрав такой вид занятия с детьми, можно подобрать задания, соответствующие поставленной цели.
  • Интегрированное занятие. Этот вид занятия также состоит из нескольких этапов, объединённых общей темой. Отличие от комплексного в том, что каждый этап не только соответствует разному виду деятельности, но и раскрывает тему занятия с новой стороны. Для нашего персонажа могут быть этапы: беседа «Почему сменяются времена года», подвижная игра «Солнечная система», рисование радуги, опыт «Солнечный зайчик», разгадывание загадок о солнце. Здесь важно, чтобы прослеживалась связь между подачей разных кусочков информации.
  • Опыты. Проведение наблюдений и экспериментов хорошо мотивирует детей в направлении исследования окружающего мира. Эту деятельность можно построить на изучении растений, их строения, размножения, условий жизни. Наблюдения организуются либо в группе, либо на площадке и обычно являются частью долгосрочного проекта. Интересны детям и опыты с их активным участием: взвешивание, измерение, использование пробирок, магнитов и т. д.
  • Организация экологической тропы на территории ДОУ предоставляет возможность для проведения занятий по экологии разной направленности со всеми возрастными группами.
  • Экологический КВН или викторина поможет закрепить знания дошкольников об окружающем мире.
  • В экологических праздниках принимает участие каждый ребёнок. Как правило, это театрализованное действие с подготовкой костюмов, разучиванием ролей, репетициями и выступление перед родителями (например, праздник в старшей группе «Как дети землю спасали»).

Вода нужна всем живым существам на нашей планетеВода требуется для многих бытовых нужд человекаМногие дети не представляют, как в доме появляется водаУчастие дошкольников в экологических экспериментах воспитывает будущих исследователей

Тема проектной деятельности актуальна, поскольку в рамках её реализации решение задачи рассматривается с разных сторон. Можно запланировать проведение определённого количества занятий соответствующей направленности, различных тематических мероприятий и придерживаться этого плана.

Читайте также:  Новогодний сценарий для взрослых

А можно начать работу с дошкольниками над собственными проектами (например, ребята самостоятельно выращивают растения или проводят опыты). Все занятия, включённые в проект, направлены на выполнение единой цели. В проекте обязательно присутствие исследовательской составляющей.

Занятия планируются так, что во время работы ребёнок получает основы анализа и синтеза информации, навыки самостоятельной деятельности.

Проекты классифицируют по длительности. Если время реализации проекта от недели до месяца — это краткосрочный проект, от нескольких месяцев до года — долгосрочный.

Экологический проект включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный. Выбор темы проекта, постановка цели, определение задач. Обычно цель — это получение детьми знаний по какой-то теме, формирование и развитие навыков, воспитание чувства сопереживания к миру природы.
  2. Организационный. Подбирается литература, выбираются методы работы. Проводится подробное планирование деятельности.
  3. Содержательный. Выполнение проекта, всех запланированных занятий и мероприятий.
  4. Результативный. Отчёт о результатах деятельности, презентация результатов, выставка и т. д.

По доминирующей деятельности проекты бывают:

  • исследовательские («Растения нашего двора», «Птицы родного края»);
  • практико-ориентированные («Выращиваем урожай», «Земля — наш дом родной»);
  • творческие («Цветы для мамы», «Экологический след»);
  • познавательно-игровые («Весёлая столовая», «Школа добрых волшебников»).

Примеры проектов по экологии в ДОУ:

Таблица: пример экологического проекта в старшей группе

Видеоматериалы по теме

Для воспитателей и родителей, активно ведущих работу с детьми по экологическому воспитанию, будет полезной подборка видеоматериалов.

Видео: экологическое воспитание дошкольников

https://youtube.com/watch?v=Cs-V8zCBMt4

Видео: экологический проект в старшей группе «Мы против мусора»

https://youtube.com/watch?v=e6ghG5_EzoQ

Видео: постановка экологической сказки «Берегите природу»

https://youtube.com/watch?v=BA8D7q5zUSw

Видео: деловая игра для педагогов «Экологический марафон»

https://youtube.com/watch?v=kt2LWonmIT0

На дошкольном воспитании базируется формирование личности будущего гражданина, и исключить из него такую часть, как экология, в наши дни невозможно.

Слишком много ошибок сделало человечество, отвоёвывая себе пространство у природы. Решать эти проблемы придётся нашим детям.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологического сознания, и задача воспитателя — сформировать бережное отношение к природе у своих подопечных.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/konspekt-zanyatiya-po-ekologii-v-starshey-gruppe.html

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Царство воды»

Цель:

  • Закрепить знания о свойствах воды и её значении в жизни человека.
  • Познакомить с круговоротом воды в природе.
  • Расширить знания об агрегатных состояниях воды. Развивать любознательность и навыки проведения лабораторных опытов, социальные навыки: договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.
  • Воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов о различных состояниях воды. Наблюдение за снегом, льдом, водой. Дидактические игры: «Круги на воде», «Кому нужна на воде?», «Куда течёт вода?»

Материал: Ведёрко с капельками бумажными, на которых написаны загадки; карточки с рисунками-ответами на загадки; ведёрко со снегом, письмо; воронки, стаканчики на каждого ребёнка, плакат с изображением круговорота в природе, модели охраны природы, бумажные капельки.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебное царство, а какое-отгадайте? Я очень добродушная, полезная, послушная, но когда захочу, даже камень источу.(Вода)

Правильно мы с вами отправимся в волшебное царство воды. Вода нас окружает повсюду. Где мы можем её увидеть? (в море, реке, луже, чайнике, аквариуме, бассейне и т.д.)

Кому нужна вода? Какую пользу вода приносит человеку? Может ли жизнь на Земле быть без воды? Почему?

Вывод: Вода-это жизнь.

А теперь закройте глаза, мы перенесёмся в Царство воды. (Звучит музыка). Дети открывают глаза, слышится голос.

— Здравствуйте! Добро пожаловать гости дорогие.

Воспитатель: — Ребята! Да это же сама Царица вода.

Царица вода: Приглашаю вас в моё царство. Но, чтобы продолжить путешествие вы должны отгадать загадки. А загадки вы найдёте в рисунках. (Дети по очереди достают из ведёрка капельки с загадками, воспитатель читает в слух).

Лежало одеяло, мягкое, белое, солнце припекло, одеяло   потекло. (снег)

Люди ждут меня, зовут, а приду к ним прочь бегут. (дождь)

У нас под крышей белый гвоздь весит, солнце взойдёт- гвоздь упадёт. (сосулька)

Пушистая вата-плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облако, туча)

С неба- звёздой, в ладошку- водой. (снежинка)

Не колючий, светло-синий по кустам развешан……(иней)

Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (лёд)

Дети прикрепляют на доску карточки с рисунками-ответами на загадки.

Воспитатель: Что объединяет все наши отгадки (правильно это всё состояние воды).

Царица вода: Молодцы! Справились с заданием. Приглашаю дальше продолжить путешествие. А вы знаете о моих свойствах? Расскажите о них. (Дети подходят к столу, где расположен графин с водой.

Воспитатель:давайте вспомним с вами о свойствах воды. (Дети по очереди называют свойства воды). — Вода-это жидкость, она может течь, переливаться. Может быть разной температуры. Не имеет вкуса, запаха, не имеет формы, может испаряться, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются.

Царица воды:предлагаю вам поиграть в интересную игру, в которой вы узнаете ещё об одном явлении в природе.

Воспитатель:Я буду мама Тучка, а вы мои дети — капельки. Вам пора отправляться в путь. (звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать.

Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют.

Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело.

Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

Воспитатель: А называется природное явление, в которое мы играли, круговорот в природе. Кто хочет рассказать о круговороте воды в природе? (Дети рассказывают с помощью плаката, дополняют друг друга.)

Сколько слышите слов, когда я произношу «Круговорот»? (вода в природе «ходит» по кругу, она «воротиться» туда откуда пришла, поэтому мы произносим одно слово, а слышим два «круговорот»

Царица вода: Продолжим путешествие, приглашаю вас в мою волшебную лабораторию.

Воспитатель: Ребята! Кто знает из вас, что такое лаборатория? (Это место где делают опыты, эксперименты) Кто работает в лаборатории? (Учёные-лаборанты). Какую одежду одевают лаборанты? (белые халаты)

Мы с вами будем настоящими лаборантами. Одевайте белые халаты. Я буду старшим лаборантом, а вы мои помощники. А какие же мы будем делать эксперименты? Посмотрите, в лаборатории Царица вода оставила конверт и ведёрко. Давайте прочтём письмо. Дорогие гости. Я приготовила для вас сюрприз, принесла с вашего участка снег. И хочу узнать чистый он или нет?

Воспитатель: Давайте посмотрим в ведёрко. Что случилось со снегом? (Он растаял, превратился в воду) А почему он растаял? Какая вода в ведёрке? (талая) Мы будем проводить опыт с талой водой. Для чего делаем опыт? (Чтоб узнать, снег чистый или грязный?)

Воспитатель разливает детям в стаканчики талую воду. Скажите для чего нужен фильтр? Фильтр нужен для очистки воды. Будем с вами фильтровать воду. Берём марлю, разворачиваем, положили вату с права, сворачиваем два раза. Давайте вспомним, из чего мы сделали фильтр? (Ответы детей)

Фильтр кладём в воронку, берём стакан с талой водой и наливаем в воронку. Что мы с вами делали? Через что прошла вода? Достаньте фильтр, положите в тарелочку, посмотрите на фильтр. Что видите? Посмотрите в баночку, какая вода? (Чистая, профильтрованная). Что мы выяснили, когда провели опыт? Мы узнали, что снег грязный.

Вам понравилось в лаборатории?

Царица вода: Ребята! Вы познакомились с таким явлением в природе, как Круговорот воды в природе. Научились очищать воду. Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случиться, если пропадёт вода? Как нужно беречь воду? (Дети отвечают на вопросы. Рассматривают модели охраны воды, обсуждая).

Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие. (Звенит колокольчик. Царица воды прощается с детьми. Дарит капельки — медальки. Приглашает в гости, чтобы узнать в следующий раз «Вода это друг или враг?»)

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/2560-konspekt-zanyatiya-po-ekologii-v-starshej-gruppe-tsarstvo-vody.html

Конспекты занятии для детей

Цель:   Обогащать экологические знания детей, воспитывать бережное отношение к природе, развивать чувства ответственности за все живое на Земле.

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с понятием «экологи», уточнить представление об обитателях леса (животных, птицах), о деревьях;  обогащать представление о взаимосвязи живых существ с окружающей средой; формировать практические природоохранные умения; способствовать формированию представлений о загрязнении воздуха при проведении опытов; знакомство со способом очистки воды с помощью фильтрования.

Развивающие: развивать познавательный интерес детей к исследовательской деятельности,  обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы; развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе. Прививать трудовые природоведческие навыки.

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».

Активизировать словарь детей словами: экологи, лаборатория, фильтры.

Материал: письмо от Эколучика; рюкзак, одеяло, перчатки, мешки для мусора; картинки деревьев, картонные листья дуба, клена, рябины; магнитная доска; игрушка Эколучик;  муляжи травы, костра, реки, кочек; ; свечи, блюдца, спички, стаканчики, воронки, грязная вода ,материал для фильтров. Проектор, экран, аудиозапись шума воды в реке, пения птиц, девиза экологов. Галстуки зеленого цвета.

Ход занятия:

Воспит-ль: -Здравствуйте, ребята!  Сегодня к нам в д/сад пришло письмо от Эколучика, помощника экологов.  А вы знаете кто такие экологи? (это защитники природы).

  Эколучик пишет, что в лесу случилась беда, и ему нужна помощь юных экологов. А вы хотите стать экологами и помочь ему? Тогда отправляемся в поход.

  Что нам нужно взять с собой в лес ? (собираем рюкзак, берем одеяло, спички, мешки, перчатки).

Воспит-ль:  — Рюкзак собрали, отправляемся в путь.

У экологов есть девиз, повторяйте  за мной:

Мы юными экологами

Скорее хотим стать.

Природу будем мы любить,

Беречь и охранять .

(подходим к экрану, звучит музыка природы)

— Вот мы в лесу, садитесь на полянку. Посмотрите,  как красив наш лес, наш край богат лесами, полями, горами, реками, прудами и озерами.

Скажите, каких животных мы  можем встретить в лесу (ответы).

-А теперь послушайте голоса каких это птиц мы услышим (ответы).

-Посмотрите, что это у нас од ногами (листья деревьев)? Возьмите каждый по листочку. Скажите с какого дерева у тебя лист? Значит он какой? (с дуба — дубовый).

А теперь подойдите с листочками к своему дереву (дети прикладывают листья к картинкам деревьев).

Восп-ль: — Ребята, но   всем обитателям леса: животным, птицам, растениям для жизни нужны чистый воздух, вода, почва и наша любовь, выражающаяся в бережном отношении.

-Чтобы отправиться дальше в путь, давайте вспомним правила поведения в лесу. (ответы детей). Правильно, сейчас я вам покажу знаки с правилами поведения в лесу.

Воспитатель показывает знаки:

·       нельзя ломать ветки и рвать цветы;

·       Нельзя мусорить в лесу;

·       Нельзя оставлять костер непотушенным;

·       Нельзя разорять гнезда и муровейники.

Правила вспомнили, пора отправляться дальше в путь.

Физминутка:

Мы шагаем друг за другом,

Лесом и зеленым лугом.

По тропинке мы идем,

Ручеек перешагнем.

Перейдем все кочки, ямки –

Вот мы и на полянке.

(Подходят к полянке с костром и мусором, появляется Эколучик).

Эколучик: —  Здравствуйте, ребята, я Эколучик, помощник экологов. Я слежу за порядком в лесу. Но вот беда, туристы оставили после себя непотушенный костер и мусор. Мне без вашей помощи не обойтись. Я слышал, вы юными экологами хотите стать? А кто такие экологи? (Ответы детей)

Воспитатель: -Что же мы можем сделать? Как помочь Эколучику? (ответы детей).  У нас в рюкзаке есть мешки для мусора, давайте соберем мусор и очистим полянку и речку. (дети собирают мусор)

— А как же нам потушить огонь? (ответы детей)

Самый лучший способ потушить огонь, это накрыть его плотной тканью. Доступ воздуха будет перекрыт и огонь погаснет.  («тушат» костер).

Эколучик : – Спасибо ребята, что помогли очистить полянку и речку. Слышите они вам говорят спасибо. (звуки реки и птиц).

Восп-ль: — Ребята, а если не погасить огонь, то, что может случится? (ответы)

Правильно, сгорят деревья, трава, цветы.  Животные и птицы останутся без еды и без жилья.  И если оставить мусор на земле, в этом месте уже ничего не будет расти.

Воспитатель:-Эколучику мы помогли, пора продолжать путь. Юные экологи не только природе помогают, но еще и в лаборатории  работают. Переходим в лабораторию. (дети садятся за 1-й стол)

Воспитатель:- Какой вред может нанести природе огонь-  мы уже сказали, но это еще не все. Пламя огня еще и загрязняет воздух. Сейчас  зажгу свечи , но прежде напоминаю правила безопасности с огнем: руками не трогать пламя, не  подставлять одежду.

Читайте также:  Интересные факты из жизни живой природы

Воспитатель:- Над свечкой подставьте блюдце и подержите несколько минут. Переверните блюдце, видите: появилось черное пятно- это сажа. Вот так при горении в воздух попадают частички сажи. Люди, животные вдыхают вместе с воздухом эти частички сажи и могут заболеть.

— А что еще загрязняет воздух?  Дым, выходящий из труб заводов и предприятий, выхлопные газы, также загрязняют воздух и наносят вред окружающему миру. Предприятия также сливают отходы в реку и загрязняют воду.

Воспитатель:- Давайте перейдем ко второму столу. Посмотрите у вас в стаканчиках грязная вода. Можно ее пить? Нет. Ее нужно очистить. Сейчас мы будем воду очищать через фильтры. Повторите.

Фильтры у нас будут из разных материалов: вата, бинт, песок, гравий. Перелейте через свои фильтры грязную воду.

Посмотрите: очистилась вода?  Вот так  вода, прежде  чем попасть к нам в дом, проходит специальную очистку через фильтры.

— А сейчас нам пора возвращаться в д/сад. Ребята, вам понравился наш поход? Что вам понравилось? И вы нам с Эколучиком очень понравились.   Мы вас посвящаем в настоящих экологов и дарим зеленые галстуки (звучит гимн экологов, восп-ль завязывает галстуки детям).

Если все люди как вы будут соблюдать правила в природе, то она всегда будет нас радовать своей красотой. Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, город: все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой Земли. Ведь ухоженную землю имеет тот, кто ее ценит и бережет. .

А сейчас нам пора прощаться, до свидания (дети уходят).

Источник: http://konspekt-v-gruppe.ru/tematicheskie/konspekt-zanyatiya-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-v-starshej-gruppe/

Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе «Мы и река»

автор:

Яркова Т.И.

воспитатель

МАДОУ Сладковский

детский сад «Сказка»

Цель: Привить навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоёмах;

            Научить любоваться озёрами, реками; воспитывать понимание необходимости бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения, во время отдыха на реке (водоёме); развитие навыка правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии, повторить свойства воды.

Оборудование и материалы: Аудиозапись с голосами птиц,  шелест ветра, журчание реки; полоска голубой ткани, пустые консервные банки, рваная бумага, бутылки из – под лимонада,  обёртки от  конфет, шоколадок и др. мусор. Мяч, рюкзак, ракетки.

Литература: Стихотворение В.Орлова.

Ход занятия

I.                    Организация.

(На берегу речки (речка из ткани) сидят дети.

— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, т.к. скоро после зимы наступит:

— Какое время года?   (ответ детей)

Весна!

— А за весной?   (ответ детей)

Лето!

— Сколько времён года вы знаете?

Четыре: осень, зима, весна, лето!          

            Хорошо: Лето – это время увлекательных походов на природу, на водоёмы. А вы хотели бы отправиться в поход? (Да) Я приглашаю отправиться на речку.

Путешествуя, мы будем говорить не только о красоте природы, её жителях, но поговорим  и о  бережном отношении к Земле – к дому, в котором мы живём.

Кроме того, мы должны серьёзно подумать, что нашей Земле угрожает, с чем нужно нам бороться всем вместе, чтобы наша планета была чистой и красивой.

            (Звучит аудиозапись с голосами птиц, шелест ветра, журчание речки, стук дятла, треск ветки). Стоит дерево с дуплом на нём написано:

Тридесятое царство 2010 государство

Воспитатель: Вот, кажется, и тридесятое царство 2010 государство.

                        Эй! Тут есть кто – нибудь? (тишина)

                        Двое из ларца – одинаковых с лица,

                        Появитесь, покажитесь

                        В путь дорогу соберитесь.

(из – за дерева  выходят «Двое из ларца одинаковых с лица»  (мальчики-близнецы) на плечах у них рюкзаки, в руках  мяч и ракетки).

  1-ый. Мы приехали на речку

                        Воскресенье провести,

                        А свободного местечка

                        Возле речки не найти!

                        Тут сидят и там сидят.                (показывает на отдыхающих)

  2-ой. Мы по бережку прошли,

                        Место новое нашли,

                        Но и здесь до нас сидели;

                        Жгли костёр, картошку ели –

                        Тоже пили, тоже ели,

                        Насорили и ушли!

                        Ой, пошли, конечно мимо …

                        Голос: (речка стонет)

                        Двое из ларца: — ой, что это?

                        (подходят ближе к речке)

1.      – Речка!

— Речка, речка где бы нам отдохнуть?

2.  Здесь остались на поляне

     И разбитые здесь склянки,

     И размокшие баранки –

     Словом, мусора гора!

            Голос речки

Ох, и не знаю, где вы отдохнёте.

Меня постоянно отравляют. Из-за действий человека стало опасно брать воду для питья, купаться; мальки рождаются с двумя головами или двумя хвостами. Люди моют машины, образуют свалки мусора около воды, тем самым загрязняя её и делая непригодной для жизни. Вот что стало с жителями моего подводного царства.

(Появляются девочки в костюмах рыбок)

1-ая.  Трудно стало жить в реке;

           Ах, судьба наша жестока –

           Негде спрятаться от стока!

           Каждый норовит завод

           Сбросить мусор в бездну вод.

2-ая.  Негде взять воды напиться,

          Лучше сразу утопиться!

          С ферм навоз течёт рекой,

          Нарушает наш покой.

3-ий.  Мы в реке чистой жили

           И красавицами слыли,

           А теперь краса угасла

           Из-за дизельного масла.

4-ый.  Мы сегодня изменились

            Будто двести лет не мылись,

            В пятнах краски чешуя ….

            Мы не выживем здесь, да!

Воспитатель: — Ребята, поможем рыбкам выжить?

-(Да)

— Что нужно сделать, чтобы жители речки остались живы?

Дети:

Очистить берег речки от мусора!

Воспитатель: Давайте все вместе уберём мусор в корзины.

(Дети собирают мусор)

Молодцы,  какой порядок. Ой, ребята, а мы забыли про наших отдыхающих из ларца, интересно …  чем это они занимаются?

(«Двое из ларца» ходят и бросают вокруг конфетные обёртки).

Воспитатель: Да, вы что нарочно так делаете? 

                        Вы хотите чтобы речка погибла?

Двое из ларца: Нет, не хотим!

                          А что мы должны сделать?

Дети: собрать за собой мусор!

(«Двое из ларца» собирают конфетные обёртки в мешочек и в рюкзак)

(Звучит спокойная музыка, появляется речка)

Река: (обращается к детям). Спасибо, ребята! Я думала, мне придётся погибнуть среди мусора, а вы спасли меня! Теперь я снова чистая, прозрачная. Приходите ко мне в гости, я вас не боюсь, ведь вы не будете разбрасывать мусор на моих берегах.

(При этих словах «Двое из ларца» опускают глаза)  

Воспитатель: Спасибо речка, за приглашение, наши дети будут правильно вести себя на природе.

(Речка уходит, прощаясь с детьми)

Физкультминутка:

К речке быстро мы спустились,

            Наклонились и умылись.

            Раз, два, три, четыре,

            Вот как славно освежились.

            А теперь поплыли дружно,

            Плыть нам как дельфины нужно.

            Вышли на берег крутой

            И отправились домой.

             Без воды нет на Земле жизни. Она нужна как воздух, как солнце, как птица. Каждую былинку и травинку поит она своей живительной влагой.

            Нашу планету называют Голубой планетой. Больше половины её поверхности покрыто водой. Где живёт вода в природе?

            Дети: В море, озере, реке, океане, в болоте, в ручейках, в прудах …

            Какая же она, вода? Об этом мы с вами и поговорим.

Игра – опыт: «Свойства воды и признаки воды».

1.      Перед вами два стакана: один с водой, другой пустой. Что мы можем сделать?

Дети: Перелить, вылить, разлить воду ….

(Ребёнок демонстрирует)

Вывод: Вода течёт.

2.      А какого цвета вода?

(Со стаканом воды поставить предметы разного цвета).

Вывод: Вода бесцветная.

3.      В стакан с водой положить пуговицу. Виден ли предмет?  (Да)

 Почему?

Вывод: Вода прозрачная.

4.      стакан с водой – определить запах.

 Вывод: Чистая вода не имеет запаха.

5.      Попробуйте воду на вкус. Какая она?

Вывод: Вода безвкусная

(Повторить свойства хором)

Итог: Вот если в нашей речке будет такая вода, жители водного царства останутся живы?

— Да!

— Что нужно делать для того чтобы природа наша не гибла?

Воспитатель: Вот и подошло к  концу наше путешествие на речку 2010 год. Я надеюсь, что вы узнали очень много полезного. А также поняли, что  без воды жизни нет, и её надо беречь и охранять.

Вот Земля, наш общий дом.

Много есть соседей в нём.

В этом славном доме нужно

Жить со всеми очень дружно.

Никого не обижать.

Всех соседей уважать.

Ведь правда, друзья, хорошо на планете?

За всё на Земле мы с вами в ответе!

Давайте, беречь от невзгоды любой

Большой и доверчивый шар голубой!

                                                                                              В. Орлов

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;

— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyi-istsenarii/news1593.html

Занятия по экологии в старшей группе детского сада «Вода вокруг нас» Все для учителя. — Занятия по экологии в старшей группе детского сада «Вода вокруг нас» — — —

Занятие№1 «Круговорот воды в природе» Занятие№2 «Кто живет в воде» Занятие№3 «Свойства воды»

Проект по экологии в старшей группе детского сада

Беседа «Круговорот воды в природе»

Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Познакомить детей с явлением кислого дождя.

Ход

Воспитатель обращает внимание детей на картины, где изображены моря, реки, озера, пустыни;  Просит объяснить, что изображено на картинах. Воспитатель дополняет рассказы детей. Читает стихотворение Н. Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В лужах, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Дети работают с иллюстрациями. Беседа о том, кому нужна вода.

Вопросы:

1 Что вы знаете про воду?

2 Какая она?

3 Кому она нужна?

4 Зачем вода растениям?

5 Как они ее получают?

6 Нужна или нет вода животным?

7 Нужна ли вода человеку?

8 Что он с ней делает?

Воспитатель просит детей подумать: откуда берется вода в кране?

Подчеркивает, что в кране вода из реки.Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь.Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

А как же рождается речка?

Вот эта широкая и длинная полоска ткани главная река, а узкие голубые ленты это ручейки.Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую реку? Расположите ленты так, чтобы ручейки впадали в большую реку.

А как попадает вода в реку?

Педагог показывает схему круговорота воды в природе и рассказывает, что капельки движутся по кругу.

Подвижная игра «Капельки по кругу»

Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а ребята ее детки Капельки.Капельки  прыгают, танцуют под музыку. Полетели на землю. Собрались в ручейки.( Взялись за руки.)Стали большой рекой.(Ручейки соединяются в одну цепочку)Пригрело солнышко . Испарились они и полетели к маме Тучке.

После игры педагог читает рассказ « Что такое кислый дождь?»

Показывает на глобусе Балтийское море, Швецию.

Вопросы: Из чего получается кислый дождь?

Кому он вредит?

Откуда берется дым в воздухе?

Что надо делать , чтобы кислых дождей не было?

Итог.

Занятие 2

Беседа « Кто живет в воде»

Цель: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни в именно этой среде.Охрана этих животных и среды их обитания.

Ход

Воспитатель показывает детям глобус.Сколько здесь голубого цвета! Что изображено голубым цветом?(Океаны, моря…)

Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты.Кто всю жизнь проводит в воде?Рыбы это дети воды.Они живут в соленой воде и в пресной.  Рыб в мире огромное количество.

А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в подводный мир реки.

(Рассматривание панно подводного мира реки.)

Посмотреть на реку

И кажется, в ней

Нет ни малявок,

Ни окуней.

Только бежит

Голубая вода,

Петляя по лугу

Незнамо куда.

Но если поглубже

В нее заглянуть,

С маской и трубкой

Тихонько нырнуть.

Сразу увидишь,

Что это не так:

Вот под корягою

Прячется рак,

Читайте также:  Викторины для 6 класса с ответами

Налим под колоду забрался,

А это огромная щука,

Плывет как ракета.

У кручи подмытой

На дне хрящеватом

Лещ отдыхает.

Стоит , как лопата.

В затоне лини копошатся в грязи,

На солнце сверкают боками язи.

Стайка плотвы шевелит камыши,

Мелькают густерки, ельцы и ерши…

Река ведь не просто течет и течет,

Она интересною жизнью живет!

(По ходу чтения стихотворения дети прикрепляют картинки водных обитателей на панно подводного мира реки.)

Я РАК.

Ползаю по дну и пячусь назад,шевелю клешнями, ем, что попадает, прячусь в норы под коряги.

Я ТАРАНЬ

Я рыба, ведущая стадный образ жизни.Питаюсь моллюсками,

червями и другими мелкими животными.

Я ЕРШ.

Я чем- то напоминаю ежа.Такой же колючий.Я очень живуч.Бросишь меня на лед я замерзну, а в тепле оттаю и поплыву.

Я КАРАСЬ.

Я очень неприхотлив. Ем все подряд.

Я ЩУКА.

Меня рыбаки прозвали речным волком. Я нападаю на мелких рыб и на крупных, если голодна , могу утащить на дно гусенка или утенка.

Ем больных рыб . Я санитар, очищаю водоемы.

МЫ ЛЯГУШКИ.

Раньше были мы икрою, ква-ква!

А теперь мы все герои, ать-два!

Головастиками были, ква-ква!

Дружно хвостиками вили да, да!

А теперь мы лягушата, ква-ква!

Прыгать с берега , ребята-красота!

Игра « Мы водные животные».

Представьте , что вы лягушки.(Дети вместе с лягушкой плавают в воде, выпрыгивают на берег.Поймали комара , съели и опять поплыли.)

Мы стайка рыб.

Плавают рыбешки в нашей речке чистой,

Плавают рыбешки быстро, быстро, быстро.

(Дети имитируют движения рыб.Плавают молча, ведь рыбы молчат.Кто-то изображает щуку .

Она хочет поймать рыбешек.Все разбегаются в стороны.)

Мы чайки.Кружим  над рекой.

А теперь мы гуси. Поплавали в реке , вышли на берег, отряхнулись.

Работа с дидактическими картами.

Предложить детям набор карточек с изображением различных животных и рисунок водоема.Водные жители заблудились и никак не найдут свою речку, а ребята могут помочь им.По каким признакам можно определить , что эти животные обитают именно в воде?

Итог.

Занятие 3

«Свойства воды»

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Ход

Воспитатель приглашает детей с помощью опытов выяснить , какой бывает вода.

Опыт 1

«У воды нет вкуса»

Предложить детям через соломинку попробовать воду. Есть ли у нее вкус? Дать детям для сравнения попробовать сок, молоко. А вот морская вода содержит много соли, ее нельзя пить.

Опыт 2

«У воды нет запаха»

Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Вода не имеет запаха , если она чистая.Подчеркнуть  , что вода из крана может иметь запах , т.к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Опыт 3

«Вода прозрачная»

Перед  детьми стоят два стаканчика: один с водой , другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки . В каком из стаканчиков они видны , а в каком нет? Почему?

Вывод: вода прозрачная , а молоко нет.

Могут рыбы и другие животные жить в молочных реках? (Нет . Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи. Значит нельзя загрязнять водоемы.)

Опыт 4

«Вода жидкая, может течь.»

Дать детям два стаканчика, один с водой, другой пустой.Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Поэтому вода это жидкость.

Опыт 5

«Вода бывает теплой и холодной»

Предложить детям стаканчики с водой разной температуры. Предложить измерить термометром воду.Подчеркнуть , что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой.

Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в теплой воде, другие только в холодной.(В холодных морях живет меньше разных растений и животных. В природе есть такие места , где очень горячая вода, она выходит на поверхность из под земли.Это гейзеры. От них идет пар. Только некоторые водоросли могут  там жить.

Вывод: вода в водоемах разной температуры, значит, в них живут разные растения и животные.

Итог.

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/doshkolnoe-obrazovanie/zanyatiya-po-ekologii-v-starshey-gruppe-detskogo-sada-voda-vokrug-nas

Занятие по экологии в старшей группе. Поделки на тему «Экология» :

Экология — это наука о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов и среды их обитания. Знакомят детей с основными положениями данной науки уже с младшего дошкольного возраста. К старшей группе они уже должны иметь базовые знания об окружающей природе — живой и неживой.

Для занятий по экологии в старшей группе используют разнообразные дидактические игры, чтение художественной литературы, рассматривают картины и проводят опыты с объектами живой и неживой природы. Для расширения знаний о природе и изучения экологических цепочек дети вместе с воспитателями или родителями готовят поделки на тему «Экология», устраивают выставки.

Задачи экологического воспитания в ДОУ

Цель, которую ставят педагоги, — это привитие детям экологической культуры. Дети должны понимать важную роль природы в их жизни, знать, что сохранение природы — это важнейшая задача человечества. Ребята должны различать причинно-следственные связи в окружающем мире, а для этого нужно его внимательно изучить и понять важность природы для жизни на планете Земля.

Воспитатели, проводя занятия по экологии в старшей группе, должны опираться на следующие аспекты обучения:

— Формировать задатки научных знаний об экологических связях в природе, доступных пониманию детей в данном возрасте.

— Развивать познавательный интерес ко всему окружающему миру и желание его изучать, наблюдать за живыми существами, ухаживать за растениями и т. д.

— Прививать любовь к природе на уровне эмоций и чувств, учить получать эстетическое наслаждение от красоты осеннего парка или яркого голубого неба, слушания пения птиц, цветения растений и т. д.

— Учить ребенка ощущать себя частью этого большого окружающего мира и понимать, насколько тесно человек связан с природой.

— Учить детей безопасному поведению на природе для себя и окружающей действительности.

— Формировать желание сохранять и всячески оберегать окружающую природу, понимать, какие пагубные последствия могут иметь неправильные действия ребенка.

Наблюдения в природе

Дети с раннего возраста видят вокруг себя живую природу, наблюдая смену времен года, изменения погоды, рассматривая животных и птиц, растения и насекомых. Только в результате постоянных наблюдений у ребят формируются определенные знания об экологических цепочках.

Например, наблюдая за цветами на клумбе, дети видят, что если нет дождя, то растения начинают засыхать, а после полива выглядят свежими и красивыми. На них садятся пчелы и собирают нектар, из которого получается мед. Вывод: дети хорошо относятся к цветам и поливают их, а взамен кушают сладкий и полезный мед.

Если ребенок сломал веточку, воспитатель обращает его внимание, что дереву «больно». Сказать оно ничего не может, но засохшая веточка красноречиво говорит о том, как растению плохо.

Опыты в природе

Одним из основных приемов изучения окружающей природы является проведение с детьми экспериментов. Используют их и на занятиях по экологии в старшей группе ДОУ. В результате опытов дети наглядно видят, что происходит с объектом эксперимента, как влияние человека может изменить ход событий.

Приведем несколько примеров.

1. Воспитатель берет росточки одинаковых размеров в двух разных цветочных горшках. Дети видят, что внешне растения абсолютно одинаковые. Суть первого опыта — проверить, что будет с растением, если одно поливать, а другое — нет.

2. Второй опыт нужен для осознания детьми важности солнечного света для растений. Первый горшок необходимо поставить на солнце, а второй — в темный угол.

3. Третий опыт: один горшок стоит на свету, а другой нужно закрыть темной банкой так, чтобы он полностью находился в темноте и без воздуха.

Результаты полученных опытов обсуждаются во время беседы на занятии по экологии в старшей группе.

Практическая работа

Забота о растениях также помогает детям познавать окружающий мир природы. Еще в младшей группе онии начинают помогать воспитателю поливать комнатные растения, взрыхлять землю. Сами сажают зимой лук в горшки, наблюдая за тем, как он растет. Потом все дружно во время обеда его съедают.

В среднем дошкольном возрасте дети уже помогают сажать на участке цветы, собирать опавшие листья в мешок, поливать огород, наблюдая за тем, как сначала цветут, а потом растут овощи, помогают подвязывать помидоры и огурцы.

Во время опытов в период изучения свойств воды или воздуха дети выполняют практические задания воспитателя: дуют в трубочку на воду, делая волны, взвешивают предметы, сравнивая вес камня и земли, песка и глины и т. д.

Только в результате практических действий, знакомясь с живыми и неживыми объектами, дети приобретают необходимые знания.

Можно организовать субботник по уборке территории от мусора, чтобы не загрязнять природу, приучая детей к чистоте и бережному отношению к окружающему миру.

Изготовление поделок

Можно делать с детьми различные поделки на тему «Экология» как в группе детского сада, так и дома с родителями. Это могут быть любые сюжеты на тему «Природа» из природных материалов: семян, сухих листьев, шишек, каштанов, орехов, желудей, веточек и т. д.

Можно выполнить работу из бросового материала — фантиков, ватных дисков, спичечных коробков, ваты, пробочек, крышек, пластиковых бутылок и прочего.

Интересным вариантом будет совместное изготовление плаката на тему: «Берегите природу!» Что на нем изобразить, могут предложить сами дети, вспоминая изученные ранее темы на занятиях по экологии в старшей группе.

Составление экологических цепочек

Воспитатель дает детям карточки с изображением предметов и живых объектов природы, а дети должны их разложить в правильном порядке. Например:

  • колосок, мышка, лисица;
  • колосок, хомяк, змея, еж;
  • червяк, птичка, сова;
  • насекомое, ящерица, ежик;
  • червяк, маленькая рыбка, большая рыба, рыбак;
  • трава, корова, молоко, сыр.

Ребенок должен правильно расставить карточки и объяснить, почему он именно так их расположил. Это развивает логическое мышление. Дети учатся понимать взаимосвязь всех частей каждой цепочки. Если созрел колосок, то его зернышки съест мышка. А мышами питаются лисицы. Вот первая цепочка. Часто составление таких связей предлагается детям сделать на открытом занятии в старшей группе по экологии.

Краткий примерный конспект занятия

1. Игровая ситуация — дети заблудились в лесу и попали в гости к лесовичку. Он — хранитель леса и очень обижается на людей, которые нарушают правила поведения в природе. Он не хочет пускать детей в лес, пока они ему не расскажут правила поведения в лесу.

2. Дети по очереди называют эти правила:

— не ломать ветки;

— не рвать растения;

— не выбрасывать мусор;

— не оставлять костер горящим (его нужно залить водой или засыпать землей);

— не убивать насекомых;

— не топтать растения;

— не разрушать гнезда и муравейники.

Лесовичок похвалил детей и разрешил им пройти в лес, только предупредил, что скоро будет дождь, попросил, чтобы дети там не задерживались.

3. Дети пошли гулять по лесу. По дороге они находили листочки, которые упали с деревьев. Воспитатель предложила им поиграть в игру «С какого дерева листочек?» Педагог показывает лист, а дети называют деревья (каштан, орех, дуб, клен, береза, липа, платан).

4. Вдруг, откуда ни возьмись, подул сильный ветер (вентилятор). Воспитатель предлагает определить, с какой стороны он дует, откуда ждать дождь. Для измерения направления дает детям атласные ленточки. Дети поднимают их вверх и указывают направление, откуда движутся воздушные потоки.

5. Воспитатель предлагает детям спрогнозировать, что сильный ветер может натворить в лесу. Дети высказывают предположения:

— поломать ветки;

— сбить птичье гнездо с ветки;

— сломать деревья;

— оборвать листья и т. д.

6. Воспитатель предлагает ребятам поскорее отправится в безопасное место, потому что гроза в лесу представляет собой большую опасность. Молния может даже убить током человека. Лучше дождь переждать в группе.

7. По дороге «домой» дети играют в подвижную игру «Покорение препятствий»: нужно переступать через бревно (гимнастическая скамейка), пролезать в туннель (2 обруча) и обходить горы (большие кубики).

8. После возвращения в группу воспитатель предлагает детям, используя собранные в лесу опавшие листья, сделать картинку с изображением своих лесных приключений.

9. Практическая работа детей с природным материалом. Выставка и анализ детских работ.

10. В конце занятия воспитатель предлагает поиграть в игру «Когда это бывает?» и закрепить знания о временах года и сезонных явлениях природы.

Данный конспект занятия по экологии в старшей группе является кратким, можно добавить еще игры на закрепление материала.

Работа с родителями

Работа по экологическому воспитанию будет неполной, если не будет связи с семьей. Родители получают информацию из папок-передвижек, бесед и консультаций, которые планируются воспитателем. Их можно подключить к сбору природного материала для поделок, помощи на земельном участке при посадке растений и т. д.

Только совместная работа детского сада и семьи может дать хорошие результаты в усвоении данной темы детьми.

Источник: https://www.syl.ru/article/349081/zanyatie-po-ekologii-v-starshey-gruppe-podelki-na-temu-ekologiya

Ссылка на основную публикацию