Дидактические игры для дошкольников

Виды дидактических игр для дошкольников и младших школьников

Российская педагогика использует дидактические игры как важнейший метод обучения детей. Существуют разнообразные виды дидактических игр. Часто они интегрируются с сюжетно-ролевыми, подвижными, театрализованными играми. При этом дидактическая игра тесно переплетена с процессом обучения и активно способствует формированию знаний и умений детей.

Классификация дидактических игр для дошкольников

Единая классификация в российской педагогике отсутствует, так как ученые разделяют дидактические игры по различным критериям. Есть несколько видов объединения обучающих игр.

По использованию материала:

  • настольно-печатные – «ходилки», разрезные картинки, лото, домино;
  • игры с предметами – природным материалом, мозаикой, народной игрушкой;
  • словесные – «Краски», «Загадки».

По содержанию обучения и воспитания:

  • по формированию математических представлений;
  • сенсорные;
  • словесные;
  • по ознакомлению с природой;
  • другие игры, которые несут в себе определенные воспитательные и образовательные задачи.

По виду деятельности:

  • беседы;
  • путешествия;
  • загадки;
  • поручения;
  • предположения.

Скачать бесплатно дидактические игры для детей можно пройдя по ссылке

Структура дидактической игры

Дидактические игры для младших школьников, дошкольников и детей раннего возраста отличаются по сложности, но имеют единую структуру.

Структура дидактической игры вмещает:

  • дидактическую задачу;
  • игровую задачу;
  • игровые действия;
  • игровые правила;
  • результат игры.

Дидактическая задача

Дидактические задачи определяются взрослыми, которые планируют игру и руководят ей. В процессе обучающей игры должно происходить усвоение поставленных учебных задач.

Игровая задача

Она отображает действия детей в процессе занятия. Игровая задача дается в виде установки, которая побуждает участников к познавательной активности.

Игровые действия

Игра невозможна без активных действий, а их сложность зависит от возраста детей. Младшим дошкольникам доступно 1—2 действия, старшим – 4—5.

Игровые правила

Чтобы ребята не теряли интереса к процессу игры, она не должна быть перегружена правилами. Но и без них тоже нельзя. Правила помогают детям взаимодействовать, соблюдать дисциплину, усваивать правильное игровое поведение.

Результат игры

Эта часть отражает достижение учебной цели. В отличие от обычных, дидактические игры не могут довольствоваться только выигрышем, а должны способствовать усвоению знаний и развитию умственной деятельности ребенка.

Функции дидактической игры

Все виды дидактических игр для дошкольников и школьников объединены общими задачами:

  • Обучающая. Формирует у детей новые знания, умения, навыки, а также закрепляет их. Развивает познавательные процессы, расширяет кругозор;
  • Воспитательная. Оказывает влияние на детскую личность;
  • Ориентационная. Учит разбираться в ситуации, используя полученные знания в дальнейшем;
  • Мотивационно-побудительная. Помогает активизировать деятельность детей, связанную с непроизвольным познавательным интересом.

Особенности дидактических игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Дидактические игры для дошкольников в детском саду используются во всем своем разнообразии.

Они занимают большую часть учебного времени, а бывает, что все занятие у дошкольников состоит из нескольких таких игр.

Воспитателями широко используются игры, которые стимулируют несколько видов ощущений – это игры настольные и предметные. Цикличность таких игр частая, что связано с возрастными особенностями дошкольников.

У детей 7-10 лет дидактические игры несколько видоизменяются. На первый план выходят игры словесные.

Учитель, как правило, использует этот вид деятельности в начале или конце урока, чтобы заинтересовать младших школьников или поддержать интерес к пройденному материалу.

Особенностью учеников начальных классов является хорошо развитое воображение, появление логического и аналитического мышления, благодаря чему обучающие игры могут существенно усложняться.

Условия проведения дидактических игр

  1. До начала игры педагог планирует эту деятельность, ставит образовательные, обучающие и воспитательные задачи.
  2. Во время всего процесса игры взрослый остается ее руководителем. Он начинает игру, понятно объясняет правила, следит за развертыванием сюжета и подводит итог.

  3. Педагог принимает активное участие: эмоционально реагирует на моменты игры, при необходимости помогает детям.
  4. Он учитывает индивидуальные особенности детей, изменяя ход или правила игры, если это нужно.

    Контролирует сменяемость игровых ролей после окончания каждого цикла игры.

Игры в детстве являются ведущим видом деятельности человека и имеют для него огромное значение.

Различные виды дидактических игр являются «золотым запасом» взрослых, которые грамотно руководя игрой, помогают детям обучаться незаметно и естественно для своего возраста.

Дидактические игры по математике — видео

Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8475-vidy-didakticheskikh-igr-dlya-doshkolnikov-i-mladshikh-shkolnikov.html

Дидактические игры для дошкольников

В статье описана методика проведения различных видов дидактических игр. Рассматриваются настольные и развивающие дидактические игры с примерами.

Игра для дошкольников является ведущей формой деятельности, благодаря игре дети полноценно развиваются.

Дидактические игры — это метод работы с малышами в форме специальных развивающих занятий, являющихся способом активного обучения. Основу таких игр составляет развитие познавательной сферы ребенка.

Системы дидактических игр впервые были разработаны известными педагогами в сфере дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори.

Дидактические игры — это одновременно и игра и обучение. У ребенка в процессе такой деятельности развиваются психические процессы и формируются личностные особенности. Дидактические игры воспитывают в дошкольниках нравственные качества, чувство справедливости, способствуют развитию речи детей, усвоению знаний, развивают познавательные умения.

Значение дидактических игр для развития дошкольников

Дидактическая или обучающая игра имеет особенно важное значение для получения дошкольником новых знаний и совершенствования навыков, полученных ранее. Инициатором игры чаще всего становится педагог или родитель. Ему следует заранее подготовиться, чтобы грамотно организовать игровой процесс.

Впервые полноценно применить дидактическую игру возможно именно в дошкольном возрасте. Это связано с особенностям развития детей от 4 до 6 лет.

Малыши данной возрастной группы обладают устойчивым вниманием. Средняя продолжительность игрового процесса — 20 минут, а в случае повышенной заинтересованности ребенка может длится дольше.

В возрасте до шести лет у дошкольника совершенствуется образное мышление, сенсорное восприятие, он полностью готов обучаться.

Дошкольники имеют достаточно большой словарный запас, без проблем изъясняются.

У детей уже можно определить способности к тем или иным видам деятельности, и развивать их с помощью обучающей игры.

Дошкольники 4-6 лет уже могут выполнять действия последовательно, что необходимо для соблюдения правил и успешной реализации дидактической игры.

Используя дидактические игры, взрослые развивают у дошкольников моторику, речь, сенсорное, временное и пространственное восприятие, логическое и образное мышление, воображение, память, усидчивость, любознательность.

Развивающая дидактическая игра преследует множество целей, и одна из них — это расширение круга знаний ребенка о природе, свойствах и предназначении предметов, явлениях окружающего мира, правилах поведения и т.д.

Скачать дидактические игры (примеры)
Скачать бесплатно в .docx

Структура дидактической игры

Дидактические игры подразделяются на сюжетно-ролевые и игры-упражнения. Последние включают в себя лишь отдельные элементы игры.

Дидактические игры довольно сложны для реализации внутри дошкольного учреждения. Для того, чтобы такие игры не превратились в учебные занятия, в них должны присутствовать следующие структурные элементы: обучающая задача, игровое действие (или элемент) и правила. В отдельных случаях выделяют также содержание игры и ее окончание.

Рассмотрим структурные элементы дидактической игры более подробно.

Обучающая задача — основной элемент дидактической игры, которому подчиняются все остальные. Обучающая задача для дошкольников формулируется как игровая. Так, в описании задачи раскрывается программа “игровых” действий. Кроме того, обучающая задача стимулирует желание выполнить действия игры. Часто цель заложена в название игры: “Скажи наоборот”, “Угадай по описанию” и т.д.

Игровые действия означают способы участия ребенка в игре. Его активность может проявляться, например, в следующих игровых целях: нащупать игрушку и описать ее; опустить руку в “сказочный” мешочек; подобрать кукле одежду и предметы быта, декорированные геометрическим узором; увидеть и рассказать об изменениях, которые произошли с игрушками, расставленными на столе.

В зависимости от возраста и уровня развития детей игровые действия могут меняться. Однако, есть правило, которого педагог должен придерживаться при организации дидактической игры с дошкольниками.

Это правило разнообразия и содержательности детской деятельности, от которого напрямую зависит развивающий эффект.

Если педагог при проведении занятия действует сам, а дети лишь наблюдают и изредка что-то комментируют, воспитательно-образовательная ценность такой деятельности снижается.

Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Правила зависят от целеполагания, и могут различаться даже внутри одной дидактической игры.

Одни направлены на поведение и познавательную деятельность дошкольников, определяют условия выполнения игровых действий, их характер, устанавливают последовательность и очередность, координируют отношения между участниками.

Другие правила могут усложнять решение обучающей задачи. В отдельных играх есть правила, запрещающие какие-либо действия и предусматривающие “наказание”.

Структурные элементы развивающей дидактической игры тесно связаны между собой. Обучающая задача определяет игровые правила, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Виды дидактических игр

Так как дидактическая игра — это сложное педагогическое явление, то и классифицируют ее по большому количеству критериев. Например, по количеству участников она может быть индивидуальной или коллективной. По цели проведения дидактические игры для дошкольников бывают:

  • направленными на развитие речи;
  • творческими;
  • воспитательными;
  • логическими;
  • математическими;
  • прочими.

Общепринятой классификацией в педагогике является следующая.

  1. Дидактические предметные игры. Отличаются большим разнообразием  игровых материалов, содержанием, организацией проведения. В качестве дидактических материалов педагоги используют игрушки, природные материалы (листья, цветы, камушки, ракушки, семена растений), реальные предметы.
  2. Сюжетные дидактические игры, в которых дети выполняют определенные роли, например, продавца магазина или покупателя, пекаря и т.д.
  3. Игры-инсценировки помогают уточнить представления детей о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях (“Путешествие в страну сказок”), о нормах поведения (“Что такое хорошо и что такое плохо?”
  4. Настольные дидактические игры основаны на принципе наглядности, когда детям дается не сам предмет, а его изображение.
  5. Словесные обучающие игры направлены на развитие внимания, памяти, припоминания. В таких играх малыши совершенствуют родную речь, учатся связно изъясняться. Например, “Придумай загадку”, “Ассоциации” и т.д.

Скачать набор дидактических игр для детей своими рукам
Скачать архив бесплатно .zip

Настольные дидактические игры для дошкольников

Все настольные дидактические игры для дошкольников условно можно подразделить на три типа:

  • лото;
  • парные картинки;
  • домино.

Дидактические игры в картинках способствуют развитию речи, поскольку во время занятия малыши узнают новые слова и понятия, учатся правильно применять их.

Настольные игры учат внимательности и сосредоточенности, содействуют развитию мышления, так как  дети учатся делать выбор и вслух обосновывать свое решение.

В процессе занятия дошкольник учится контролировать свои действия и нести за них ответственность.

Скачать картинки для дидактических игр
Скачать архив бесплатно .zip

Примеры настольных дидактических игр

“Деревья”

Для этой настольной игры используются два вида рисунков: на одном — листья разных пород деревьев, на втором — сами деревья с написанным сверху названием.

Необходимо выделить некоторое время для ознакомления ребенка с парными листиками (деревьями и их листьями). Далее нужно разделить листы. Задача дошкольника — вспомнить при демонстрации любого из деревьев какие у этого дерева листья.

После того, как прозвучит правильный ответ, листья надо найти на картинке.

“Где, чья мама”

Эта печатная дидактическая игра схожа с предыдущей, но на картинках выступают звери и их детки. Педагог помогает ребенку запомнить изображения, чтобы в дальнейшем он сам мог по картинке вспомнить название взрослого и молодого животного

“Собираемся в школу, на море, на рыбалку”

Для проведения этой настольной дидактической игры следует подготовить портфель или любую другую сумку; различные предметы для разной деятельность (для моря, школы, рыбалки). Например, для школы такими предметами могут быть карандаши, ручки, линейка.

Для моря: надувной круг, сланцы, кепка, крем для загара, солнечные очки. Для рыбалк: удочка, ведерко, сачок. Надо разложить предметы в соответствии с их назначением, объясняя при этом ребенку свои действия. Пусть малыш поймет логику и идею данной настольной игры.

Когда ребенок все запомнит, стоит предложить ему “собраться” самостоятельно.

Развивающие дидактические игры для дошкольников

Приводим пример развивающих дидактических игр, цель которых — развитие таких важных качеств для будущего школьника, как память и внимание.

Дидактическая игра “Исчезнувший предмет”.

В игре участвуют не менее двух человек. На стол ставятся несколько небольших игрушек. Детям предлагается запомнить их. Далее участники отворачиваются, а ведущий прячет одну из игрушек и предлагает ребятам отгадать, какой предмет исчез. За каждый правильный ответ ведущий дает фишку. Победителем становится тот, кто соберет больше всех фишек.

Дидактическая игра на внимание “Что изменилось?”

В игре участвуют дети от пяти лет, не менее двух человек. На стол ставятся несколько небольших игрушек, хорошо узнаваемых детьми.

Ведущий предлагает участникам запомнить что и в каком порядке расположено, после чего дети отворачиваются.

В это время ведущий меняет местами несколько игрушек, а затем предлагает ребятам угадать, что изменилось. Как и в предыдущей игре, за каждый правильный ответ дети получают фишки.

Дидактическая игра на внимание “Съедобное — несъедобное”

В данной игре используется мяч. Дети садятся в круг. Ведущий говорит задуманное слово и бросает мячик своему соседу. Если слово обозначает любую еду, то ребенок, которому бросили мячик, должен поймать его, то есть “съесть”. Если же слово обозначает несъедобные предметы, мяч ловить нельзя.

Методика проведения дидактической игры

Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, сама игровая деятельность и ее анализ.

При подготовке к проведению дидактической игры необходимо реализовать следующие элементы:

  • отбор игры в соответствии с задачами обучения и воспитания;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям обучения и воспитания детей определенной возрастной группы;
  • выявление наиболее удобного времени для проведения дидактической игры;
  • выбор места, где участники смогут играть, не мешая остальным детям;
  • определение количества участников;
  • подготовка необходимого дидактического материала.
  • Проведение дидактических игр включает:
  • ознакомление дошкольников с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован;
  • объяснение детям хода и правил игры;
  • показ и разъяснение малышам игровых действий;
  • определение роли воспитателя (болельщик, играющий или арбитр);
  • подведение итогов.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилось ли им занятие, и обещает, что в следующий раз они будут играть в другую, не менее интересную игру.

Анализ проведенной дидактической игры позволяет выявить, какие приемы оказались неэффективными, а какие, наоборот, способствовали достижению цели, что сработало, а что нет.

В дальнейшем это поможет избежать ошибок, совершенствовать подготовку и сам процесс проведения игры.

Также анализ позволит выявить индивидуальные особенности дошкольников, выражающиеся в их поведении или характере, а значит, грамотно организовать индивидуальную работу с воспитанниками группы в будущем.

Источник: https://www.resobr.ru/article/63258-qqq-18-m2-didakticheskie-igry

Дидактические игры

Игра – головоломка «Лабиринты «Семья» для детей дошкольного возраста

Головоломка – лабиринт способствует развитию логического и пространственного мышления, учит анализировать. Она ставит ребенка перед выбором, в ситуацию из которой ему необходимо найти выход, а значит, научившись преодолевать себя, не останавливаться на полпути и идти до конца. При этом развиваются такие качества как целеустремленность, вариативность, устойчивость в трудных жизненных ситуациях. Игра требует спокойствия, концентрации внимания и тренирует усидчивость. Ребёнок получает задание, оно написано на листе игры, находит ответ. 

Презентация составлена по технологическому приёму Л.Беляевой «Яблочко на тарелочке». Представлено 13 загадок про овощи. Для ознакомления с правилами игры, надо нажать на рисунок капусты. Возврат на первый слайд по управляющей кнопке. Чтобы узнать использованные источники надо нажать на рисунок гороха. Возврат по управляющей кнопке. Чтобы начать игру надо нажать на изображение феи Осени. После прочтения загадки взрослым или умеющим читать ребёнком отгадываем её, затем проверяем себя. Для этого нажимаем на знак вопроса. Яблочко бежит по краю тарелочки. Появляется отгадка в центре тарелочки, стрелка перехода на следующий слайд и сама фея Осень. По стрелке переходим к следующей загадке. Выход из игры — на последнем слайде по управляющей кнопке.

Игра — головоломка: «Зоопарк — Ш//Ж», для детей 5 — 7 лет

Игра- головоломка: «Зоопарк — Ш//Ж» предназначена для детей 5 — 7 лет. Наряду с развитием пространственного мышления, зрительного восприятия и логики дети  смогут  активизировать словарный запас, припомнят  внешний вид животных, а так же дифференцируют в речи звуки Ш//Ж. Игра успешно применяется в работе с детьми с ОВЗ.

Дидактическая игра: «Осенняя бродилка», для детей 4 — 7 лет

Игра позволяет закрепить знания детей по теме: «Осень. Деревья осенью». Дети  смогут не только активизировать словарный запас по теме, но и усвоят  внешний вид листьев и деревьев средней полосы России. Игра может быть использована педагогами и родителями в работе с детьми 4 – 7 лет, в том числе с детьми с ОВЗ.

Дидактическая игра «Ежик готовится к зиме»

Игра многофункциональная, её использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии: автоматизация звука, дифференциация звуков, закрепление навыка деления слов на слоги, развитие психических процессов,развитие мелкой моторики пальцев рук и др. Ее можно использовать в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.

Дидактический материал: «Осенние листья»

Дидактический материал  может быть использован как на индивидуальном, так и на фронтальном занятии.  Данный материал можно использовать в ходе реализации нескольких образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие». Цель: Закрепление знаний детей  по теме: «Деревья»

Дидактическая игра «Осенняя пора»

В дидактической игре представлены вопросы, которые позволяют обобщить знания обучающихся на тему осень: сезонные изменения, приметы и поговорки, литературные произведения. Она способствует расширению представлений о богатстве русского языка, о мудрости русского народа и способствует воспитанию любви к природе у подрастающего поколения. Данная игра может быть использоваться в рамках ФГОС во внеурочной деятельности,  она является дополнением  к предметной области «Окружающий мир» в разделе «Человек и природа» по темам: «Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком», «Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза». Так же данную дидактическую игру можно использовать на уроках окружающего мира на этапе закрепление изученного материала.

Кроссворд «Чудо-осени дары»

Кроссворд «Чудо-осени дары» составлен для детей старшего дошкольного возраста. Активизирует познавательные интересы       малышей. Может быть использован на занятиях, развлечениях, во время совместной деятельности воспитателя с детьми. Чтобы разгадать кроссворд, нужно отгадать загадку и вписать под соответствующим номером ответ.

Дидактическая игра: «Осенние отличия»

Игра направлена на развитие зрительного внимания, наблюдательности и памяти. Способствует активизации знаний детей по теме:»Осень», о жизни животных в осенний период. В игре могут принимать участие дети в возрасте 4 — 7 лет, она может быть как индивидуальной, так и подгрупповой ( до 4  человек).

Статья «Нетрадиционная дидактическая игрушка»

В данной статье описывается использование нетрадиционных дидактических игрушек, сделанных из бросового материала. Приведён пример одного из занятий, в котором используется данный дидактический материал. Эта статья будет интересна родителям и воспитателям, работающим с детьми второго года жизни.

Источник: http://pochemu4ka.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/didakticheskie_igry/204

дидактическая игра

Формирование представлений о времени у дошкольников в детском саду начинается со второй младшей группы (от 3 до 4 лет).

В этом возрасте формируют представление о времени суток: утро, день, вечер, ночь.

Формирование временных представлений основано на наглядности, поэтому педагогами в работе используется большое количество картин, дидактических игр, направленных на развитие чувства времени, формирование представлений о временах года, времени суток, дней недели.

Данная дидактическая игра может быть использована при работе с дошкольниками на формирование элементарных математических представлений как при работе в детском саду, так и при использовании родителями.

Познавательный интерес у ребенка значительно активнее и быстрее развивается посредством игры потому, что человеку по своей природе нравится играть, а мотивов в любой игре достаточно много.

Сама по себе игра достаточно эмоциональное действие, и она способна оживить даже самую сухую информацию. А вовлечение всех участников игры в активный процесс, делает информацию, получаемую дошкольником в игровом процессе более запоминающейся и восприимчивой.

Данная дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Четвертый лишний»представляет собой набор дидактических карточек для использования дома и в детском саду.

Цель игры:

Развитие мышления и внимания дошкольников.

Развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рукдля детей 2-4 лет

«Дождик, дождик кап – кап – кап»

— Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действовать подражая взрослому;

Педагог предлагает детям посмотреть в окно (на улице идет дождик) и предлагает на коврике сделать веселые капельки дождя. Воспитатель показывает, как крепятся капельки с помощью липкой ленты, обращает внимание детей на то, что дождик идет сверху вниз.

Пожалуй, проблема сохранения здоровья у дошкольников является одной из проблемных при недостаточном обращении к ней взрослых. А воспитание бережного отношения к своему здоровью у детей, можно проводить используя такой способ, который очень нравится детям-это игра. Итак, посмотрите интересные дидактические игры для дошкольников для использования как в условиях детского сада, так и дома.

Учебные цели:

-учить различать живые и неживые объекты природы;

-формировать представление об особенностях этих объектов в разные времена года;

-закрепить отличные особенности живых и неживых объектов природы;

Развивающие цели:

-развивать связную речь, внимание, слуховую, зрительную память, мышление, познавательную активность.

Воспитательные цели:

-любознательность;

-оценочно-контрольные действия (самоконтроль);

-любовь к природе.

Источник: http://MirDoshkolnikov.ru/taxonomy/term/59

Дидактические игры для дошкольников

Дидактическими называются игры, которые проходят в виде учебных занятий. Они отличаются наличием правил, системы оценки, а также структуры игровой деятельности.

Каждая мама вполне сможет играть в такие игры с ребенком самостоятельно. Благо, количество имеющейся информации поможет ей ознакомиться с процессом проведения игры.

В качестве помощи могут служить картотеки с разного рода дидактическими играми для дошкольников, которые можно приобрести в магазинах или сделать самостоятельно.

Предлагаем вам несколько игр, такого рода, которые обязательно понравятся вашему малышу.

«Цепочка примеров»

К числу дидактических игр по математике, которая будет интересна дошкольнику, можно отнести «Цепочку примеров». Маме понадобится встать напротив ребенка и бросать ему мяч.

Для удобства лучше выбрать самую большую комнату в доме или играть на улице. Каждый рз, бросая мяч, нужно называть простую арифметическую задачку, например «2+3».

Когда ребенок передает мяч обратно, он должен сказать ответ.

Дидактические игры с палочками

Конечно, для старших дошкольников нужно подбирать более сложные дидактические игры. Предварительно мама должна рассказать ему о том, какие бывают геометрические фигуры. Для игры понадобятся счетные палочки или простые спички.

Попросите ребенка составить два квадрата, равного размера, используя семь палочек. Или посредством пяти палочек составить два равных треугольника и один квадрат. Увеличивая количество палочек до девяти, предложите ему составить два квадрата и четыре одинаковых треугольника.

Подобных вариаций дидактических игр для детей-дошкольников очень много. Важно лишь подобрать соответствующий материал.

Дидактическая игра «Мой день»

Также для старших дошкольников подойдет дидактическая игра «Мой день». Цель игры – обучить детей объяснять, а также доказывать свою точку зрения.

Маме понадобится несколько комплектов карточек, на которых изображены разные моменты режима (например, сон, обед, прогулка и т.д.). Расположите их последовательно в соответствии с режимом и объясните ребенку, почему они выложены таким образом.

В виде задания можно попросить его продолжить ряд или исправить ошибку. Важно, чтобы каждое свое действие ребенок мог объяснить.

«Веселый кубик»

Для того чтобы ребенок получил знания в области музыки, можно также использовать игры. Музыкально-дидактическая игра «Веселый кубик» предназначена, как для дошкольников младшего, так и старшего возраста.

Для начала маме необходимо подготовить кубики с изображениями музыкальных инструментов. Ребенок, кидая кубик, должен сказать его название. Также можно попросить его показать, как бы он играл на нем. Помимо этого кубики можно обклеить изображениями животных.

Допустим, если ему попалась кошка, можно спросить его, как она мяукает.

«Три цветка»

Еще одной музыкально-дидактической игрой для дошкольников является «Три цветка». Вырежьте три цветочка из картона, в центре которых нарисуйте лицо: плачущее, веселое или спящее (возможны и другие варианты).Для каждого из них мама должна подобрать соответствующую музыку, а ребенок впоследствии отгадать, к какому цветку она подходит.

«Отгадай загадку»

Среди дидактических игр, которые очень познавательны для младших дошкольников, можно выделить «Отгадай загадку». Ее целью является, показать детям опасные предметы. Мама подбирает соответствующие загадки и изображения предметов. После того, как загадка была отгадана, ребенку нужно предложить рассказать, почему же эта вещь является опасной.

Дидактические развивающие игры для дошкольников помогают расширить их представление об окружающем мире. Они обучают ребенка наблюдать, а затем выделять характерные признаки каждого предмета.

Например, их величину, цвет или форму. Помимо этого обучающие дидактические игры-занятия для дошкольников способствуют применению полученных знаний на практике.

А в последующем такие навыки будут выступать в качестве основы успешного обучения.

Источник: https://womanadvice.ru/didakticheskie-igry-dlya-doshkolnikov

Дидактические игры для дошкольников

Все статьи на Bebeshka.info » Развитие и обучение

2172 (28 за неделю) / 15.08.16 09:00

Дидактическими называются игры, проходящие в форме учебных занятий. В них присутствует система оценки и правила при одновременной структуре игровой деятельности. В подобные игры со своим ребёнком вполне может сыграть любая мама.

В помощь ей есть много информации для ознакомления с процессом проведения игры. Могут помочь картотеки с разнообразными дидактическими играми, которые можно купить или изготовить самостоятельно.

Развивающие дидактические игры для детей-дошкольников расширяют их кругозор, учат их вначале наблюдать, а после выделять признаки, характерные для того или иного предмета (форму, цвет, величину).

Кроме того, занимаясь такими дидактическими играми, дети учатся применять на практике полученные знания. Подобные навыки позже станут основой для успешного обучения.
Ниже предложены несколько дидактических игр, которые наверняка понравятся любому малышу.

«Я тебе пример, ты мне ответ»

В этой дидактической игре присутствует интересная для дошкольников математика. Мама должна встать напротив малыша и кидать ему мяч. Удобнее этим заниматься в самой просторной комнате, а ещё лучше – на улице. При каждом броске мяча мама произносит математическую задачку, например «1+2», а малыш, возвращая ей мяч, должен произнести ответ.

Для старших дошкольников нужны, конечно, дидактические игры посложнее. Мама предварительно должна рассказать ребёнку о том, какие геометрические фигуры бывают. В игре используются простые спички или счётные палочки.

Ребёнку нужно предложить составить два одинаковых квадрата, манипулируя семью палочками. Из пяти палочек собрать один квадрат и два равных треугольника. Затем увеличить число палочек до девяти и предложить собрать из них 4 одинаковых треугольника и 2 квадрата.

Вариаций этой дидактической игры можно придумать очень много.

«Моё расписание»

Эта дидактическая игра также подходит для старших дошкольников. Она призвана научить детей объяснять и доказывать свою точку зрения.

Для этого потребуется несколько комплектов карточек, где изображены определённые моменты детского режима (сон, прогулка, обед и т. д.). Их следует расположить в последовательности реального режима и рассказать малышу, почему важен именно такой порядок.

В качестве задания можно попросить его исправить ошибку в ряду или продолжить его. При этом ребёнок должен объяснить каждое своё действие.

«Музыкальный кубик»

С помощью игр детей также можно знакомить с музыкальными знаниями. Данная музыкально-дидактическая игра рассчитана как на младших, так и на старших дошкольников. Маме необходимо подготовить кубики, на которых изображены музыкальные инструменты.

Подкидывая кубик, малыш должен назвать изображённый на нём инструмент. Можно предложить ему изобразить игру на этом инструменте.

По аналогии на кубики можно наклеить изображения животных, и просить ребёнка сымитировать звук животного, кубик с которым ему достался.

«Музыкальные цветы»

Это ещё одна музыкально-дидактическая игра, предназначенная для дошкольников. Из картона нужно вырезать три цветка и нарисовать в центре каждого весёлую, плачущую, спящую (можно и другие) рожицу. Для каждой рожицы нужно подобрать соответствующую её «состоянию» музыку, а задачей ребёнка будет отгадать при прослушивании фрагмента, к какой рожице он относится.

«Опасные загадки»

Это одна из наиболее познавательных для младших дошкольников дидактических игр. Она может быть направлена на то, чтобы указать детям на опасные предметы. Маме нужно выбрать загадки и соответствующие им изображения предметов. После того как ребёнок отгадает загадку, его нужно попросить рассказать, чем же опасна данная вещь.

«Собери цветок»

Целью этой игры является обобщение у детей знаний о частях растений, упражнение их в употреблении имён существительных в единственном и множественном числе, родительном падеже, а также развитие памяти и зрительного внимания. В качестве материала для игры потребуются карточки с изображениями головок цветов и стеблей с листьями.

  1. В первом варианте игры педагог раздаёт малышам карточки, на которых присутствуют изображения стеблей и листьев, после чего показывает им карточку, где изображена головка одного из цветов и приговаривает: «Зелень, листья оживут и цветочек свой найдут». Малыш, у которого оказался рисунок стебля и листьев от того же цветка должен ответить, например, так: «Я узнала тебя, фиалка, я твой стебелёк», после чего он получает карточку с цветком и соединяет её со своей.
  2. В другом варианте стебли и листья остаются у педагога, а детям раздаются цветы. Воспитатель приговаривает: «Цветок каждый оживёт и листочек свой найдёт», дети же вторят ему: «Я тебя узнал, ты стебелёк моего колокольчика». В ходе игры воспитатель спрашивает у детей, что они знают, например, о колокольчике, где он любит расти, когда цветёт, имеет ли особые приметы, просит детей найти сходные признаки у фиалки и колокольчика и различия между ними.

«Посадим на клумбу цветы»

Целью этой дидактической игры является обобщение у детей знаний о сезонах, местах произрастания и времени цветения растений, тренировка в сочинении описательных рассказов, развитие памяти, зрительного внимания и связной речи, воспитание бережного отношения к флоре.

Для игры потребуются большие картонные карты с нарисованными букетами цветов и маленькие карточки для составления клумбы, на каждой из которых нарисован один цветок. Воспитатель говорит, что каждому человеку приятно любоваться прекрасными цветами, растущими на городских клумбах. Он спрашивает у детей, можно ли рвать эти цветы для составления букетов.

После ответов детей воспитатель говорит, что, конечно же, не следует срывать цветы, напротив, их лучше сажать на клумбы.

Он раскладывает перед детьми карты с изображениями различных цветов (садовых, полевых, первоцветов) и просит найти на маленьких карточках предложенные виды цветов и «посадить» их на клумбу. После работы детей воспитатель благодарит их за получившиеся красивые «клумбы» и просит, не называя самого цветка, всё о нём рассказать: какого он цвета, где любит расти, когда расцветает и т. д.

«В гости к цветам»

Игра развивает воображение, слуховое внимание, выразительность мимики и движений, воспитывает интерес к флоре. Нужно сделать шапочки фиалки, колокольчика, мака и ромашки, также потребуется музыка «Вальса цветов» Чайковского.

Перед игрой нужно изучить цветы на клумбах, их названия, почитать стихи о цветах, спеть песни, загадать загадки.

В начале игры тихо звучит «Вальс цветов», а воспитатель предлагает детям выбрать себе шапочки любимых цветов и присесть на коврике на корточки.

Когда во время чтения воспитателем рассказа о цветах кто-то из детей услышит, что речь зашла о его цветке, то он должен подняться и повторить описанные в тексте движения.

Во время рассказа взрослого детям-цветам приходится расти, распускать бутоны, увядать под жаркими солнечными лучами и радостно ловить руками-лепестками капли дождя. Затем рассказ переносится с луга в сад, где царствуют садовые цветы.

В конце игры у педагога собирается целый «букет» цветов – дети берутся за руки и весело пляшут под музыку. 

Источник: http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/didakticheskie-igry-dlya-doshkolnikov

Дидактические игры для дошкольников

Дидактические игры для дошкольников

Дидактическими называются игры, которые проходят в виде учебных занятий. Они отличаются наличием правил, системы оценки, а также структуры игровой деятельности.

Каждая мама вполне сможет играть в такие игры с ребенком самостоятельно. Благо, количество имеющейся информации поможет ей ознакомиться с процессом проведения игры.

В качестве помощи могут служить картотеки с разного рода дидактическими играми для дошкольниковкоторые можно приобрести в магазинах или сделать самостоятельно.

Предлагаем вам несколько игр, такого рода, которые обязательно понравятся вашему малышу.

«Цепочка примеров»

К числу дидактических игр по математике, которая будет интересна дошкольнику, можно отнести «Цепочку примеров». Маме понадобится встать напротив ребенка и бросать ему мяч.

Для удобства лучше выбрать самую большую комнату в доме или играть на улице. Каждый рз, бросая мяч, нужно называть простую арифметическую задачку, например «2+3».

Когда ребенок передает мяч обратно, он должен сказать ответ.

Дидактические игры с палочками

Конечно, для старших дошкольников нужно подбирать более сложные дидактические игры. Предварительно мама должна рассказать ему о том, какие бывают геометрические фигуры. Для игры понадобятся счетные палочки или простые спички. Попросите ребенка составить два квадрата, равного размера, используя семь палочек.

Или посредством пяти палочек составить два равных треугольника и один квадрат. Увеличивая количество палочек до девяти, предложите ему составить два квадрата и четыре одинаковых треугольника. Подобных вариаций дидактических игр для детей-дошкольников очень много. Важно лишь подобрать соответствующий материал.

Дидактическая игра «Мой день»

Также для старших дошкольников подойдет дидактическая игра «Мой день». Цель игры – обучить детей объяснять, а также доказывать свою точку зрения.

Маме понадобится несколько комплектов карточек, на которых изображены разные моменты режима (например, сон, обед, прогулка и т.д.). Расположите их последовательно в соответствии с режимом и объясните ребенку, почему они выложены таким образом.

В виде задания можно попросить его продолжить ряд или исправить ошибку. Важно, чтобы каждое свое действие ребенок мог объяснить.

«Веселый кубик»

Для того чтобы ребенок получил знания в области музыки, можно также использовать игры. Музыкально-дидактическая игра «Веселый кубик» предназначена, как для дошкольников младшего, так и старшего возраста.

Для начала маме необходимо подготовить кубики с изображениями музыкальных инструментов. Ребенок, кидая кубик, должен сказать его название. Также можно попросить его показать, как бы он играл на нем. Помимо этого кубики можно обклеить изображениями животных.

Допустим, если ему попалась кошка, можно спросить его, как она мяукает.

«Три цветка»

Еще одной музыкально-дидактической игрой для дошкольников является «Три цветка». Вырежьте три цветочка из картона, в центре которых нарисуйте лицо: плачущее, веселое или спящее (возможны и другие варианты).  Для каждого из них мама должна подобрать соответствующую музыку, а ребенок впоследствии отгадать, к какому цветку она подходит.

«Отгадай загадку»

Среди дидактических игр, которые очень познавательны для младших дошкольников, можно выделить «Отгадай загадку». Ее целью является, показать детям опасные предметы. Мама подбирает соответствующие загадки и изображения предметов. После того, как загадка была отгадана, ребенку нужно предложить рассказать, почему же эта вещь является опасной.

Дидактические развивающие игры для дошкольников помогают расширить их представление об окружающем мире. Они обучают ребенка наблюдать, а затем выделять характерные признаки каждого предмета.

Например, их величину, цвет или форму. Помимо этого обучающие дидактические игры-занятия для дошкольников способствуют применению полученных знаний на практике.

А в последующем такие навыки будут выступать в качестве основы успешного обучения.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/didakticheskie-igry-dlya-doshkolnikov.html

Развивающие дидактические игры для дошкольников

Развивающие дидактические игры для дошкольников Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры, т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения или развития новых способностей.

Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний и развитие новых способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игре, имеет для ребёнка явные преимущества. В ситуации игры дошкольнику понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.

Ребёнок, увлечённый замыслом игры, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом он постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действия.

Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами дошкольников, плохо усваиваются детьми и не имеют отношения к умственному развитию. В игре же ребёнок сам стремится научиться тому, что он ещё не умеет.

Дидактическая игра — это не любые действия с учебным материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

Развивающие дидактические игры содержат готовый игровой замысел, предлагаемый ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т. е, тем, для чего эта игра создана, на что она направлена.Цель игры всегда имеет два аспекта:1)  познавательный, т. е.

то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами ему нужно в данной игре передать;2)  воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка.Чтобы дидактическая игра оставалась игрой, а не превращалась в усвоение знаний и умений, она должна обязательно включать игровой замысел, т.е.

ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Замысел игры должен опираться на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметами и действиями с ними. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их деятельности.

Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки.Замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других — выполнить определенные движения, в третьих — обменяться предметами и т. п.

Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т. е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение.

Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, запомнить несколько предметов и пр.Игровой материал также побуждает ребенка к игре. Он имеет важное значение для обучения и развития малыша и, конечно, для осуществления игрового замысла.

И, наконец, важнейшей особенностью дидактической игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником.

Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников.

В то же время взрослый организует игру и направляет ее — он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их правильные действия и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение взрослым двух разных ролей — участника и организатора — важная отличительная особенность развивающей игры.

Благодаря тому, что дидактическая развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях (поэтому необходимость в закреплении новых знаний отпадает).

Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение, детей, развивает их творческие возможности и способности.

Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность и самоконтроль. Ее обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.

Если правила поведения, декларируемые взрослыми, вне игры обычно плохо усваиваются детьми и часто нарушаются ими, то правила игры, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в жизнь детей.Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия.

«Где мы побывали, что мы повидали?» (народная игра)Предлагаемая игра является вариантом народной игры в загадки, которую любят все дети. В ней содержится обучающая задача, при решении которой дети учатся передавать связной речью и выразительными движениями свои впечатления о различных жизненных ситуациях. Игра носит подвижный характер.

Выполнение разнообразных игровых действий и движений в воображаемой ситуации, не только доставляет им радость и удовольствие, но и позволяет лучше осознать и осмыслить их.

Это обеспечивает успешность решения обучающей задачи и способствует развитию у детей активности воображения, связной речи, выразительных движений, что очень важно также для умственного и познавательного развития ребенка.Не менее важно и то, что эта игра развивает творческое начало, инициативу,сообразительность, которые являются ценными качествами личности и должны развиваться с первых лет жизни.Описание игры и приемы ее проведения. Играть можно как с одним ребёнком (меняясь с ним ролями), так и с целой группой детей. Взрослый предлагает поиграть в загадки: дедушка будет отгадывать загадки, а его внучата загадывать их. Выбрав дедушку и его внучат, «дедушку» просят отвернуться, чтобы он не видел, как сговариваются дети. (Если вы играете вдвоём с ребёнком, в роли дедушки в первый раз может выступить какая-либо образная игрушка, а взрослый выступает в качестве партнёра ребёнка). Взрослый отходит подальше и шепотом договаривается с малышом о том, что и как они будут загадывать. Например: «Давайте мы как будто возьмем корзиночки, пойдем в лес и будем показывать, как мы в лесу собираем грибы и ягоды. Согласны? Как мы будем это делать? Давайте попробуем!»Приготовив загадку, дети снова направляются к дедушке, и повторяется тот же традиционный диалог. После показа двух загадок выбирается новый дедушка, и игра начинается сначала.

При составлении загадок учитывайте условия жизни детей и загадывайте только то, что хорошо знакомо малышам и поддается изображению посредством выразительных движений. Не торопитесь предлагать детям свои варианты действий. Лучше почаще спрашивайте малышей, что предлагают они сами. Но все же затягивать процедуру сговора не рекомендуется: это утомляет детей, дает поводы для отвлечения.

Источник: http://doshkolnik.ru/razvivaushie/10451-igri.html

«Дидактические игры для дошкольников»

консультация для педагогов, тема раскрыта ясным и понятным языком

Консультация для воспитателей

Дидактические игры для дошкольников.

Подготовила воспитатель старшей группы 1 квалификационной категории МБДОУ детского сада №10 В.А.Коваленко

Дидактические игры для дошкольников – это по сути игры обучающие. Это такая детская деятельность, при которой ребёнок получает или закрепляет информацию, полученную из повседневной жизни или на специальных занятиях, осуществляя игровые действия. Дидактические игры созданы для дошкольников и младших школьников специально в целях их воспитания и обучения.

Главная особенность дидактических игр в том, что в этой игре две задачи.

Одна задача – обучающая, которая скрыта от ребёнка и ребёнок не подозревает о её существовании (например, развивать у ребёнка память, или внимание, или мышление и т.д.).

Вторая задача дидактической игры – собственно игровая, которая излагается ребёнку вправилах, т.е. взрослый, который предлагает ребёнку игру рассказывает, что конкретно нужно сделать.

История дидактических игр началась много веков назад. Создавались они первоначально народом. Люди заметили, что ребёнок обучается всему лучше, когда он играет с различными предметами. Поэтому большинство дидактических игр и по сей день отражают особенности национального характера: быт, природу, особенности труда и т.д.

Дидактическая игра должна быть динамичной. Для того, чтобы дидактические игры несли в себе воспитательное и обучающее значение, обогащали социальный опыт ребёнка игра должна отражать какой-либо случай из жизни, происшествие, которое, в свою очередь, вызывает у ребёнка яркий эмоциональный отклик.

Самые распространённые народные дидактические игры, которые дошли до нашего времени и применяются с самых первых дней жизни – «Ладушки», «Сорока – сорока», «Гули – гули», «Прыгунки» и т.д. С течением времени народные игры подвергается изменениям, которые вносят сами дети.

Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. В 1763 г., в Англии была разработана очень интересная дидактическая игра, которая заинтересовала как детей, так и взрослых – «Пазлы» (от англ. puzzle – игра на выдержку).

Первые пазлы были сделаны из красного дерева и представляли из себя географическую карту, разрезанную по границам стран. Во второй половине XIXв. пазлы появились в Европе и Америке. Их начали делать из картона и тематика пазлов расширилась. Дидактические игры, также как и игрушки отражают изменения в обществе.

Например, первоначально материал к дидактическим играм делался из доступного материала, современные же игры чаще встречаются в электронном виде, в виде компьютерных игр.

Очень важно, чтобы дидактические игры для дошкольников содержали наборы игрушек, картинок, предметов или просто набора слов, которые позволяют ребёнку действовать. Именно в зависимости от этого выделяются виды дидактических игр.

Первый вид дидактических игр – игры с предметами. Эти игры обязательно содержат дидактический материал: игрушки, природные объекты (макеты овощей, фруктов или настоящие жёлуди, шишки, семена, листья и т.д.); реальные предметы (предметы быта, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.).

Применяя одни и те же предметы для разных возрастов можно решать разные обучающие задачи. Например, игра «Чудесный мешочек» — дети младшего дошкольного возраста учатся просто называть слова, расширяя свой словарный запас, а дети старшего дошкольного возраста учатся составлять связный рассказ по предметам, развивая свою связную речь.

Дидактические игры с предметами можно разделить на некоторые подвиды:

— сюжетно-дидактические игры, в которых дети выполняют определённые роли. Например, роли продавца и покупателя в игре «Магазин игрушек».

— игры-инсценировки, которые помогают детям уточнить представления детей о различных бытовых жизненных ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения. Например, «Кукла обедает», «Путешествие в страну сказок», «Медвежонок – невежа».

— собственно игры с дидактическими игрушками.

Второй вид дидактических игр – настольно-печатные игры. Тематика, содержание, оформление настольно-печатных игр настолько велико, что иногда в магазине не знаешь, чему больше отдать предпочтение.

Настольно-печатные дидактические игры идеальны для умственного воспитания детей, они расширяют и систематизируют представления дошкольников об окружающем, способствуют развитию памяти, внимания, воображения, мышления ребёнка.

К настольно-печатным дидактическим играм относятся: лото, домино, вкладыши, пазлы, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики.

И третий вид дидактических игр – словесные игры. Они отличаются от всех остальных игр тем, что в них нет опоры на наглядность, все игровые и обучающие задачи осуществляются в мыслительном пане. Именно поэтому эти игры больше подходят для детей, начиная с 4–х лет. Среди словесных игр много народных, в которых используются потешки, прибаутки, загадки и др.

произведения устного народного творчества. Но многие ошибаются, предполагая, что словесные игры применяются с целью только развития речи. Это далеко не так.

Словесные игры решают такие задачи: формирование слухового внимания и развитие фонематического слуха, активмзация развитие и совершенствование мыслительных операций ребёнка, выработка быстроты реакции, воспитание чувства юмора.

Для того чтобы руководить детской дидактической игрой, правильно познакомить ребёнка с этой игрой и самому ориентироваться в обучающих играх, необходимо знать структуру дидактической игры.

Из чего состоят дидактические игры для дошкольников?(структура дидактической игры).

1. Обучающая задача (дидактическая задача) – это основной компонент дидактической игры и именно ему подчинены все остальные компоненты. Обучающая задача для детей проговаривается как игровая.

Например, в игре «Сложи картинку», обучающая задача – развивать мышление, внимание, усидчивость, а игровая задача (для ребёнка) – соединить части картинки, чтобы получилась целая, чтобы было красиво или, ещё лучше – собрать по частям коврик для куклы и т.д.

2. Игровые действия – методы проявления активности ребёнка. Другими словами – это то, что необходимо сделать для того, чтобы достигнуть результата, чтобы выполнить игровую задачу. Существуют возрастные различия игровых действий детей. Для детей младшего дошкольного возраста результат не важен, их увлекает сам процесс игры.

Поэтому игровые действия достаточно просты и однотипны, например, собирают и разбирают пирамидку, перекладывают картинки, узнают и называют предметы, подражают звукам животных и т.д.

А вот для детей среднего и старшего дошкольного возраста (примерно с четырёх лет) результат игры очень важен и им нравятся игры сложные, которые состоят из нескольких игровых действий.

Например, в играх типа «лото» дети не просто перечисляют предметы на карточках или на фишках, они узнают предметы, соотносят их с предметами на карточке и стараются выиграть, закрыв игровое поле. После четырёх лет дети также любят игры-инсценировки и сюжетно-дидактические игры, в которых нужно выполнять роли и соответственно осуществлять цепочку действий следуя выполняемой роли.

3. Правила игры. Они обеспечивают реализацию игрового содержания. Правила должны выполнять все участники игры. В одой и той же игре могут быть разные правила. Если правил не будет, то игры не получится.

Игровые правила направляют дидактическую игру в нужное русло, устанавливают и регулируют отношения между играющими, ограничивают двигательную активность детей.

Благодаря правилам в игре решается дидактическая задача, а значит, ребёнок достигает нужной цели, поставленной в игре.

Все компоненты дидактической игры связаны между собой. Дидактическая задача определяет игровые действия, а правила помогают выполнять игровые действия и решить поставленную задачу.

Самое главное, к чему следует Вам стремиться, предлагая ребёнку дидактическую игру, чтобы он в дальнейшем играл самостоятельно и самостоятельно мог организовать игру со своими друзьями.

Источник: https://multiurok.ru/blog/didaktichieskiie-ighry-dlia-doshkol-nikov.html

Ссылка на основную публикацию